Как изменить подходы советского руководства к внешней политике

Работа по теме: Современная внешняя политика. Глава: Вопрос 12. Новые подходы во внешней политике ссср после смерти Сталина.. ВУЗ: СКФУ.

Со смертью Сталина
(6 марта 1953) закончился самый кровавый
период истории Советского Союза. На
положение первого лица в советском
руководстве выдвинулся председатель
Совета министров СССР Г. М. Маленков. Во
внешней политике Советского Союза сразу
стали заметны признаки сначала осторожных,
а затем — более смелых новаций. Москва
стала стремиться смягчать подход к
большинству международных вопросов —
корейскому, германскому, проблеме
вооружений, войны и мира. Этот курс
получил развитие в дальнейшем, когда к
осени 1953 г. Г. М. Маленков был постепенно
фактически оттеснен с главенствующего
положения первым секретарем ЦК КПСС Н.
С. Хрущевым, который стал определяющей
фигурой в сфере внешней политики
Советского Союза.

Постепенно «в узком
кругу» стала обсуждаться идея «мирного
сосуществования», но она еще не
провозглашалась основой внешней политики
СССР.

Усиление антисталинских
настроений в СССР влекло за собой
десталинизацию руководства социалистических
стран Восточной Европы. В мае—июне 1953
г. под давлением Москвы в
Венгрии
был
снят с поста председателя Совета
министров Венгрии Матьяш Ракоши и
заменен на более «либерального»
несталиниста Имре Надя.

Неустойчивая
обстановка складывалась и в ГДР.
Масштабы эмиграции из ГДР в ФРГ (447 тыс.
человек с января 1951 по апрель 1953 г.)
нарастали. Причиной бегства граждан
называли ошибочный курс руководства
СЕПГ во главе с Вальтером Ульбрихтом
на ускоренное строительство социализма.
Советское руководство предостерегало
восточногерманских коллег против
форсированных темпов строительства,
указывая на невозможность увеличить
помощь ГДР из Советского Союза. Настроения
в пользу перемен, долетавшие из Москвы,
и неуверенность восточногерманского
руководства в поддержке со стороны
Советского Союза возбуждающе действовали
на население Восточной Германии. В такой
обстановке в июне 1953 г. в ГДР произошли
антиправительственные выступления.
Правительство страны объявило о введении
новых, еще менее справедливых расценок
на оплату труда в промышленности. Они
вызвали возмущение рабочих. 17 июня 1953
г. начались забастовки в Берлине,
Лейпциге, Магдебурге, Иене, Дрездене и
других городах. Они переросли в требования
отставки правительства и проведения
свободных выборов. Вслед за этим начались
погромы, поджоги зданий партийных
комитетов, нападения на тюрьмы и
освобождение содержавшихся в них
заключенных (включая уголовников).
Органы правопорядка были
парализованы.
Руководство ГДР обратилось
к советскому правительству с предложением
использовать советские войска для
восстановления управляемости в стране.
Москва согласилась с этой идеей.
Руководство операцией по подавлению
беспорядков взял на себя заместитель
министра обороны СССР В. Д. Соколовский,
прибывший в Берлин. Партийное руководство
ГДР смогло удержаться у власти.

В. Ульбрихт сохранил
пост руководителя ГДР. Однако положение
в стране оставалось сложным, и Советский
Союз пошел на уступки просьбам
восточногерманского руководства. Москва
отказалась от дальнейшего получения
репараций с ГДР и согласилась на списание
ее задолженности по оккупационным
расходам после 1945 г. Вскоре вслед за
тем, в марте 1954 г., ГДР был предоставлен
формальный суверенитет в вопросах
внутренней и внешней политики.

Москва начала
переговоры о
нормализации межгосударственных
отношений с Югославией.

В 1953 г. стороны вновь обменялись послами,
а в 1955 г. состоялся визит Хрущева в
Югославию, в ходе удалось нормализовать
отношения с Югославией. Однако Тито
отказался входить в единый «социалистический
лагерь». Это означало, что основой
межгосударственных отношений двух
стран признавался не принцип «пролетарского
интернационализма» (как в отношениях
СССР с другими социалистическими
государствами), а принцип «мирного
сосуществования» (как в развитии связей
с капиталистическими и развивающимися
странами). Москва фактически согласилась
уважать особый статус Югославии как
страны, стоящей в международной политике
на промежуточной платформе между СССР
и странами Запада. Москва также фактически
впервые признала, что советская модель
социализма не является единственно
возможной.

Возобновились
обсуждения
германской проблемы.

Советское руководство была настроено
на пересмотр своих прежних позиций по
Германии. Оно было склонно пойти на
уступки Западу в вопросах создания
единого Германского государства с
условием: единая Германия должна стать
нейтральной. Настроения в США и странах
Западной Европы были иными. Объединение
Германии казалось первоочередной
задачей для немцев, но не для западных
держав, интересам которых не отвечала
нейтрализация Германии.

Эффект мирного
наступления Москвы усиливался ростом
пацифистских настроений. В их основе
лежал страх образованных слоев по поводу
непредсказуемости последствий применения
термоядерного оружия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

После смерти Сталина серьезные изменения произошли и в области внешней политики. Стали меняться сами ее основы. Выявились и разные точки зрения среди высших руководителей страны.

Берия считал, что следует взять курс на мирное сосуществование с Западом. Он был согласен на объединение Германии при условии, что она станет нейтральным демократическим государством. Предлагал восстановить отношения с Югославией. Считал неэффективным СЭВ и предлагал его реформировать.

Маленков исходил из того, что после войны международная ситуация сложилась в пользу СССР и его союзников. Он понимал, что в случае возникновения ядерной войны погибнет вся мировая цивилизация. Поэтому он был сторонником проведения политики мирного сосуществования. К этим же взглядам со временем пришел и Хрущев.

В отличие от них, Молотов отрицал идею мирного сосуществования, полагая, что оно выгодно Западу. Он предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем.

Все они, однако, были едины в том, что мирное будущее советского народа зависит от развития отношений с Западом.

Смерть Сталина совпала с приходом к власти нового президента США. 16апреля1953 г. Д. Эйзенхауэр обратился с призывом к советскому руководству изменить саму атмосферу международных отношений, перейти от взаимного недоверия к сотрудничеству. В качестве конкретных шагов на этом пути он предложил добиваться установления мира в Корее, Индокитае, ограничения производства ядерного оружия.

Советское руководство откликнулось на эти предложения. Летом 1953 г. было подписано перемирие в Корее. Грузия и Армения объявили, что не имеют территориальных претензий к Турции. В 1954 г. было достигнуто соглашение о прекращении войны в Индокитае. Тогда же СССР, Чехословакия и Польша предложили созвать Общеевропейское совещание по коллективной безопасности в Европе. В 1955 г. страны-победительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. — с Японией. Часть высших советских руководителей даже предлагала заключить с США договор о дружбе и сотрудничестве. Однако это предложение не нашло поддержки у Хрущева. Он считал, что гарантией мира является не ядерный паритет с США, а «полное прекращение производства и уничтожение ядерного оружия».

После того как СССР удалось во второй половине 50-х гг. добиться превосходства в создании ракетных средств доставки ядерного оружия (впервые территория США стала уязвимой для атаки), характер отношений с Западом заметно ужесточился. В 1956 г. угроза советской ядерной атаки сорвала агрессию западных стран против Египта, их вмешательство в венгерские события. Этот же аргумент имел решающее значение в дни берлинского кризиса 1961 г., когда была возведена стена, разделившая западные и восточный сектора германской столицы (американские танки, выдвинувшиеся в сторону советских войск, в последний момент развернулись обратно).

Самым опасным для судеб мира стал Карибский кризис 1962 г., когда в ответ на размещение американских ядерных ракет в Турции СССР доставил ракетно-ядерное оружие средней дальности на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь в самый последний момент благодаря компромиссу с президентом США Д. Кеннеди. СССР согласился вывезти ядерное оружие и ракеты с Кубы, а США обязались не нападать на «остров Сво-боды» и вывезти свои ракеты с баз в Турции.

С преодолением Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток — Запад. В ее основе лежало наметившееся взаимное доверие между лидерами двух стран.

Но после гибели Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

Скрепленный силой, «социалистический лагерь» с самого начала был неоднороден, а его единство — весьма относительно. Тем не менее после смерти Сталина он не просто сохранился, но и внешне стал еще более прочным — в мае 1955 г. была создана военная Организация Варшавского Договора. Ее задача состояла не только в обороне от внешнего врага, но и в возможном подавлении внутренних «беспорядков» в самих странах-участницах.

Ситуация в странах социализма стала быстро меняться после провозглашенного на XX съезде КПСС отказа от сталинизма и объявленного многообразия форм перехода различных стран к социализму. Эти выводы были всерьез восприняты сразу в нескольких странах социализма, где начались процессы демократизации.

Осенью 1956 г. произошла смена руководства в Польше, где еще летом начались массовые демонстрации и забастовки рабочих. Вслед за этим часть населения Венгрии подвергла резкой критике руководство правящей Венгерской партии трудящихся. На территорию Венгрии были введены советские войска, подавившие выступление населения против властей.

События в Венгрии и Польше подтолкнули Хрущева не только к ужесточению своей политики в отношении социалистических стран, но и к ограничению критики сталинизма внутри самого СССР.

После XX съезда КПСС в лице Китая стал постепенно формироваться второй центр в мировом коммунистическом движении. К нему примыкали албанские и корейские руководители, а также часть лидеров коммунистического движения в странах Азии. Они болезненно реагировали на критику Сталина и сталинизма, а также разрядку в отношениях между СССР и США. Оценивая политику разрядки, Мао Цзедун говорил, что «советский ревизионизм и американский империализм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их». Открыто начали высказываться и территориальные претензии к СССР. Попытки Хрущева добиться осуждения китайской позиции коммунистическими и рабочими партиями мира привели к открытому расколу мирового коммунистического движения.

Это стало еще одним признаком наметившегося кризиса мировой системы социализма.

50-е — начало 60-х гг. прошли под знаком крушения колониальных империй Англии и Франции. Освободившиеся страны стремились проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику, не примыкая ни к НАТО, ни к Варшавскому договору. Однако им приходилось испытывать значительное давление с обеих сторон. Для более успешного противодействия ему было образовано Движение неприсоединения, объединившее страны «третьего мира».

Советское руководство рассматривало освободившиеся страны как своих союзников в «борьбе с империализмом». В первую очередь стали укрепляться связи со странами — лидерами Движения неприсоединения: Индией, Индонезией, Египтом, Югославией. Состоялись визиты в Москву премьера Индии Д. Неру, президента Индонезии Сукарно, президента Египта Г. А. Насера, югославского лидера И. Б. Тито. СССР оказывал развивающимся странам огромную военную и экономическую помощь. В Индии строился металлургический комбинат в Бхилаи. В Египте началось строительство крупнейшей в Африке Асуанской ГЭС. Осуществлялись широкомасштабные поставки советского оружия в страны Азии, Африки, Латинской Америки. При военно-политической поддержке СССР Египет национализировал Суэцкий канал, а Ин* донезия освободила от голландцев о. Тимор. Советская экономическая помощь развивающимся странам была колоссальной. В Египте она составляла до 50%, а в Индии — 15% расходов на экономическое развитие.

Такое тесное сотрудничество СССР и стран «третьего мира» не могло не беспокоить США и их союзников. Они также приступили к борьбе за развивающиеся страны. На Ближнем Востоке стали поддерживать Израиль против Египта, в Южной Азии — Пакистан против Индии. Старались углубить противоречия между странами социализма.

Важным итогом развития внешней политики страны в эти годы стало изменение самих ее основ. Вместо прежнего курса на жесткое противостояние, «балансирование на грани войны» с Западом теперь в основу внешней политики был положен принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Это позволило начать процесс разрядки в отношениях между Востоком и Западом.

Начался кризис мировой социалистической системы, проявившийся в начале формирования второго центра мирового социализма и международного коммунистического движения в лице Китая.

Опасность прямого военного столкновения СССР и США привела к их региональному противостоянию в самых разных регионах планеты.

Опыт берлинского, карибского, ближневосточного кризисов убедительно показал, что главным гарантом мира на Земле в ядерную эпоху является ядерный паритет сторон.

Таким образом, важнейшим итогом развития отношений между двумя общественными системами в эти годы стало начало перехода от жесткой конфронтации к мирному сосуществованию.

Внешняя политика СССР после смерти Сталина

 Период, последовавший после смерти Сталина и продолжавшийся до XX съезда КПСС, во внешней политике характеризовался непоследовательностью и колебаниями. Наряду с увеличением политических контактов, возобновлением консультаций между советскими и западными лидерами (Берлинское совещание министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции в 1954 г.; Женевские совещания в 1954 и 1955 гг.) по целому ряду кардинальных вопросов, в том числе по вопросам сокращения вооружений (хотя и неудачные по вине обеих сторон), нормализацией отношений с целым рядом стран, включая Югославию, во внешней политике СССР в значительной степени сохранялись сталинские установки. Наиболее ярким примером тому явилось вооруженное подавление силами Советской Армии антиправительственных и антисоциалистических выступлений в ГДР в июле 1953 г.
В значительной степени международную обстановку в Европе осложнял австрийский вопрос. В 1945 г. Австрия, как и Германия, была в соответствии с соглашениями, подписанными в Ялте и Потсдаме, разделена на три зоны оккупации: США, Англии и СССР. Несмотря на то что в 1949 г. оккупационные зоны в Германии были преобразованы в суверенные государства, Австрия по-прежнему оставалась оккупированной страной. Одним из главных препятствий в объединении Австрии была позиция СССР, который стремился превратить всю Австрию в своего союзника по образцу ГДР либо создать отдельное социалистическое государство на основе своей оккупационной зоны. Выход из создавшейся ситуации наметился лишь в 1955 г.

В мае 1955 г. в Женеве главы правительств СССР, США, Великобритании и Франции заключили государственный договор с Австрийской республикой, согласно которому восстанавливалась суверенная, нейтральная и независимая Австрия, а к сентябрю 1955 г. из страны выводились оккупационные войска держав-победительниц.
Некоторое смягчение противостояния в Европе и на Дальнем Востоке сочеталось с усилением поддержки со стороны СССР коммунистических повстанческих движений в Юго-Восточной и Южной Азии, а также, пока крайне незначительно, в Латинской Америке и Африке. Середина 50-х гг. была периодом одного из наивысших взлетов повстанческого движения в Азии. В это время просоветские и прокитайские коммунистические движения действовали в обширных районах Малайзии, Таиланда, Южного Вьетнама и даже Индии. Коммунисты (Входили в правительства Индонезии, Северного Вьетнама. Массированная помощь СССР и Китая делала реальной возможность прихода коммунистов к власти в ряде стран и оттеснение из региона США и других западных государств. Позиция СССР в «третьем мире» негативно сказывалась на международных отношениях в целом и на взаимоотношениях СССР с развитыми странами.

Другие записи

10.06.2016.
Война в Корее

Апогеем взаимной враждебности и недоверия стала война в Корее 1950-1953 гг. Начав войну, войска поддерживаемого СССР северокорейского правительства Ким Ир Сена в течение нескольких недель разгромили армию…

10.06.2016.
Начало “холодной войны” во внешней политике СССР

 Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на дальневосточных рубежах.
В результате победы стран…

Новое советское руководство с 1953 г. демонстрировало стремление к большему реализму, способствуя таким образом смягчению международной напряженности.
Оно стремилось к проявлению определенной терпимости к различным идеологическим подходам в мировом коммунистическом движении, признанию большей самостоятельности в политике стран «социалистического лагеря», одновременно сохраняя жесткость по отношению к тем, кто пытался выйти за допустимые рамки.
Решения XX съезда КПСС нашли свой отклик в мировом коммунистическом движении.
Новизна в отношениях с социалистическими странами была продемонстрирована в ходе визита Хрущева в Китай в 1954 г. Стороны договорились о расширении помощи Китаю в создании промышленных предприятий, подготовке специалистов и досрочном возвращении Китаю арендованных военных баз Дальний и Порт-Артур. В мае 1953 г. были восстановлены дипломатические отношения с Югославией. В 1955 г. во время визита в Белград Хрущева и Булганина была достигнута договоренность о полной нормализации партийных и межгосударственных отношениях. СССР признал право Югославии быть внеблоковой, то есть «неприсоединившейся» страной.
В 1955 г. СССР и страны Восточной Европы (кроме Югославии) подписали договор о создании Организации Варшавского Договора (ОВД). Поводом стал прием Западной Германии в НАТО. ОВД была военно-политическим блоком, противостоявшим НАТО и позволявшим Советскому Союзу в новых условиях контролировать политическую ситуацию в странах-союзниках.
Между тем нарастали сложности в отношениях с Албанией и Китаем. На XXII съезде КПСС албанское руководство было подвергнуто резкой критике за фактический разрыв связей с СССР, за репрессии внутри страны. В ответ Албания в 1962 г. вышла из ОВД, и советско-албанские отношения почти прекратились на ряд десятилетий. СССР утратил возможность размещения в портах этой страны военных кораблей.
К идеологическим разногласиям с Китаем с конца 1950-х гг. добавились межгосударственные противоречия. КНР отвергла просьбу СССР о создании советских военно-морских баз на ее территории. СССР отказался от сотрудничества в области ядерной физики, т. е. помощи Китаю в создании атомного оружия. В 1960 г. из Китая были отозваны тысячи советских специалистов. В 1963 г. между нашими странами началась идеологическая война. Мао Цзэдун, лидер КНР, заявлял, что ядерной войны бояться не следует, и обвинял советское руководство в ревизионизме, обюрокрачивании, капитулянтстве перед империалистами и т. д. В том же году Китай предъявил территориальные претензии на 1,5 млн кв. км советских земель. Начались пограничные инциденты. В ответ на границу с Китаем с осени 1963 г. была проведена массовая переброска советских войск и осуществлено ее укрепление.
Подтверждением надежд на будущую побед)’ социализма в мировом масштабе стали в те годы события на острове Куба. В 1959 г. к власти там пришли революционные повстанцы во главе с Ф. Кастро. Были установлены советско-кубинские отношения. В апреле 1961 г. при поддержке США противники Кастро пытались высадиться на острове. Десант был уничтожен. Началось стремительное сближение Кубы и СССР: предоставление экономической и военной помощи.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как изменить ползунок громкости на андроид
  • Как изменить подтверждение личности google
  • Как изменить ползунок громкости windows 10
  • Как изменить подсознательные программы
  • Как изменить поко лаунчер на миу лаунчер