Как изменить полярность кнопки

Форум сообщества «Электронные Поделки» на DRIVE2. День добрый всем, нужна помошь. Имеется моторчик 12в. Нужна схема для изменения полярности на выходах моторчика, чтоб работал от кнопки без фиксации то в одну сторону, то в другую.Кнопка без фиксации должна подавать минусовой сигнал.

День добрый всем, нужна помошь. Имеется моторчик 12в. Нужна схема для изменения полярности на выходах моторчика, чтоб работал от кнопки без фиксации то в одну сторону, то в другую.Кнопка без фиксации должна подавать минусовой сигнал.

пока нет такой схемы чтоб одной кнопкой да по одному проводу, да без фиксации прям, 2 кнопки можно, а ещё же должен быть режим полностью отключить мотор например
и как долго что бы он работал от нажатия кнопки?

режим отключить мотор не нужен. Нужно чтоб постоянно работал пока не исчезнет +

постоянно это сколько час- 10 или год или какое то время -5 минут,
только на реле на транзюках будет большая схема в нете полно

и от чего плюс должен исчезнуть? от выключения зажигания или если свет отключат по точнее надо

Постоянно это пока не выключится зажигаение, т.е. пока не пропадет +

схема на реле устраивает ?
а при включ зажигания мотор сразу должен крутить ?
потому как сложно сделать что бы сразу при вкл не крутил, а потом переключать полярность,
и вобще для каких целей в машине это надо

Или надо кнопку с кучей пар переключающих контактов, но тут смотря какой мотор, или кучу реле.

кнопку не вариант, так бы сделал. Скорее вариант с кучу реле ну или же процессор

На МК попроще будет, но можно попробовать и на 555 сотворить
Моторчик 12В? Какова мощность?

моторчик 12 в мощность к сожалению не знаю, но не сильно мщной

На ардуине возможно. Включил схему, кнопку коротко нажал раз, мотор крутит в право. Кнопку нажал два раза, мотор крутит влево. Долгое нажатие на кнопку, мотор остановился.

Вам нужна классическая схема реверса (H-мост) и отдельно схема переключателя без фиксации (триггер). И соединить их вместе. Ах, да, хотя бы начальные познания в электронике нужно ещё.

4 года

вот так можно


sanya12311113

вот так можно

Чет не выходит у меня эту схемку представить в работе: или голова уже к вечеру не варит или все таки в схеме возможны самопроизвольные переключения.

это просто вкл выкл одной кнопкой без фиксации
ты просто спаяй без того что нарисовано рядом и всё увидишь как работает,
хотя тут посмотри наглядно
www.drive2.ru/l/7495169/

Я использую более простую схему на 555. А тут — перемудрил ИМХО

собственная разработка, должна жить в сети, мож кому пригодится )

включил зажиг моторчик крутит в одну сторону, нажал кнопку крутит в другую сторону, выключил заж моторчик не крутит )

Есть такая штука… реле задних ПТФ 2110… включается от 1 импульса, выключается при повторной подаче импульса или пропадении питания.

я знаю что есть готовое, то что я нарисовал тоже самое

Я езжу на Volkswagen Passat B5

555, Ардуина, ща предложат i7 использовать… На реле конечно можно но есть одна сложность — дребезг. Кнопка обычная — на замыкание? Или есть возможность поставить переключающую кнопку (типа микрик МП3)? Если микрик можно поставить, то задача сильно упрощается.

Я езжу на Volkswagen Passat B5

берем всем известную (надеюсь) схему управления реле одной кнопкой и добавляем два реле для переключения полярности. получаем искомое:

рекордные 6 реле,
может ещё больше у кого найдётся )

Я езжу на Volkswagen Passat B5

ну так верхние 4 реле делают то же самое что предложенная выше реле противотуманок. Итого — три реле и кнопка. Есть варианты с мЕньшим количеством деталей, доступные для сборки пользователю с пракически нулевой квалификацией? :)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

РадиоКот >Схемы >Цифровые устройства >Автоматика >

Переключатель полярности

Эту тему нам подсказал некто
O4karik
в теме
«Робототехника» на нашем
форуме.

Схема представляет собой автомат переключения полярности при нажатии на кнопку.

Где это может понадобиться? Да везде. Ну например, в каких-нибудь игрушках.
Доехала машинка до стенки, нажалась кнопочка — машинка поехала обратно :)
На самом деле, применений — куча. А устройство меж тем — чрезвычайно простое.
Состоит всего из двух микросхем и нескольких развесных элементов.

Схема переключателя полярности

Начнем сначала. То есть — с кнопочки.

Как вам, надеюсь, известно, все выключатели, кнопочки, реле и прочие
элементы механической коммутации имеют очень неприятное свойство: «дребезг» контактов.
Он выражается в том, что при замыкании пары контактов, ток через них начинает идти спокойно не сразу.
Он сначала некоторое время «дребезжит» — совершает затухающие колебания. При размыкании контактов — та же беда.

Зачастую дребезг никто не замечает и не учитывает, поскольку для большинства схем он не
представляет серьезных проблем. Но для нашей схемы это — настоящая проблема. Потому что при нажатии кнопки один раз,
схема будет «думать», что кнопка была нажата несколько раз, что — ясен день — приведет к глюкам.
Значит, надо с ним бороться.

Для борьбы с дребезгом в нашем устройстве предусмотрена хитрая схема на двух инвертерах
микросхемы К561ЛН2, конденсаторе и двух резисторах. Не будем вникать в подробности его работы.
Скажу только, что эта схема является триггером Шмидта с временной задержкой включения и выключения.
Короче говоря, после этой схемы мы получаем красивые прямоугольные импульсы без всякого дребезга.

Эти красивые импульсы поступают на тактовый вход триггера DD2 (561ТМ2).
По каждому фронту (перепаду из 0 в 1), триггер захлопывает состояние на входе D.
Сигнал на вход D подается с инвертированного выхода этого же триггера.

Дальше все очень хитро.
Допустим, что на инверсном выходе — 1. При очередном фронте, она захлапывается в триггер, следовательно —
на прямом выходе триггера появляется «1», на инверсном — «0».
Значит, при следующем фронте в триггер захлопнется уже ноль! При этом, на прямом выходе появится «0», на инверсном — снова «1» и процесс пойдет заново.

Таким образом, каждый фронт будет изменять состояние триггера на противоположное.

В принципе, мы уже имеем на выходах триггера изменение полярности при каждом нажатии на кнопочку.
И если нагрузка маломощная — можно на этом и остановиться и повесить ее прямо
на выходы микросхемы. Однако, лучше не перегружать микросхему по току, а поставить на ее выходы самые обычные
усилители на транзисторах. Точнее — драйвера.

Драйвер — это буферный усилитель, который усиливает по току цифровой сигнал.

В принципе — этого то нам и нужно.
На каждый выход триггера мы поставим по одному драйверу. Каждый драйвер состоит из двух транзисторов
разной проводимости. Когда на вход драйвера поступает положительное напряжение — открыт NPN-транзистор,
когда отрицательное — PNP. В нашу схему я поставил транзисторы КТ502 и КТ503 (PNP и NPN соответственно).
Эти транзисторы запросто выдержат токи до 100 мА. Что? Вам нужно больше? Ну ладно!
Можете поставить транзисторы помощнее.

Я рекомендую ставить полевые транзисторы.
Например, подойдут транзисторные сборки
IRF7107,
IRF7309,
IRF7389
.

Каждая из этих сборок уже содержат внутри пару транзисторов разной проводимости,
рассчитанных на токи от 3 до 7А.
Подробнее о них можно узнать на сайте фирмы-производителя (International Rectifier) — www.irf.com.

Ну, наверно это все. Надеюсь, схема будет вам полезна. Если что — пишите в форум.

Удачи!


Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

1 / 1 / 1

Регистрация: 11.02.2013

Сообщений: 146

1

Смена полярности одной кнопкой с фиксацией

30.03.2019, 23:42. Показов 2434. Ответов 4


День добрый, в автомобиле стояла кнопка с фиксацией (2 положения вкл и выкл) которая разрывала цепь и снимала напругу с клапанов через которые включался привод. Сейчас убрал пневмоуправление и поставил электросервопривод. Он работает в зависимости от полярности, подаем + (2 секунды) — Сервопривод провернулся в сторону и включился, сделали переполюсовку + — сервопривод провернулся обратно…
Как с помощью штатной кнопки реализовать это через ардуино ?
Нажили кнопку (зафиксировали в одном положении) — 2 секунды подается питание, Нажали еще раз (возвращается в исходное состояние) — 2 секунды питание подается по измененной полярности ?

__________________
Помощь в написании контрольных, курсовых и дипломных работ, диссертаций здесь



0



Сергей 190

362 / 345 / 74

Регистрация: 18.03.2015

Сообщений: 1,286

31.03.2019, 12:17

2

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
#define BUTTON 9
#define left  6
#define right 7
int button_state;
byte state = HIGH;
 
void setup() {
  Serial.begin(115200);
  pinMode(BUTTON, INPUT_PULLUP);
  pinMode(left, OUTPUT);
  pinMode(right, OUTPUT);  
}
 
void loop() {
  button_state = digitalRead(BUTTON);
 
  if (button_state == LOW && state == HIGH) {
    state = LOW;
    digitalWrite(left, HIGH);
    delay(2000);
    digitalWrite(left, LOW);
  }
 
  if (button_state ==HIGH  && state == LOW) {
    state = HIGH;
    digitalWrite(right, HIGH);
    delay(2000);
    digitalWrite(right, LOW);
  }
}

Миниатюры

Смена полярности одной кнопкой с фиксацией
 



1



1 / 1 / 1

Регистрация: 11.02.2013

Сообщений: 146

31.03.2019, 12:26

 [ТС]

3

Вчера только читал про L298N … пошел покупать и пробовать, спасибо!



0



362 / 345 / 74

Регистрация: 18.03.2015

Сообщений: 1,286

31.03.2019, 12:29

4



0



Эксперт С++

8385 / 6147 / 615

Регистрация: 10.12.2010

Сообщений: 28,683

Записей в блоге: 30

31.03.2019, 14:25

5



0



Для некоторых схем нужен реверс полюсов питания. Например, имеется блок питания для низковольтной бормашинки, где стоит электродвигатель постоянного тока. И эта бормашина должна иметь переключение направления своего вращения. Вот тут то и пригодится переключатель для реверса, стоящий на корпусе блока питания. Эту схему переключения полюсов питания можно реализовать используя всего один сдвоенный переключатель, тумблер перекидного типа. Вот сама схема простого реверса полюсов на одном переключателе:

Как сделать реверс на одном переключателе

Как видно нужно просто перекрестным образом спаять крайние контакты тумблера, и с них уже вывести два провода, которые будут входом (или выходом, тут без разницы какая пара проводов будет входом, а какая выходом). Ну, а те контакты переключателя, что располагаются посредине его корпуса, будут второй парой проводов (это выход реверса, если первую пару принимать за вход). Обычно тумблеры такого вида имеют одинаковую структуру контактов внутри себя. Хотя, если вы не уверены в обычности своего тумблера (возможно вам попался эксклюзивный переключатель), то лучше мультиметром или прозвонкой проверить его. Если вы вдруг припаяете вход или выход на замыкающие контакты, то у вас будет короткое замыкание, что естественно не назовешь благоприятным явлением.

Вот рисунок, на котором такой реверс полюсов питания можно увидеть на схемах:

Соединение контактов переключателя для получения реверса

Повторюсь, на таких схемах переполюсовки не имеет значения где будет вход, а где выход. На этой схеме видны две пары перекидных контактов переключателя. Пунктирная линия, которая идет между контактов, означает что перекидывание происходит одновременно у двух групп электрических контактов, в одинаковом направлении.

Иногда подобный реверс полюсов питания нужно реализовать на реле. Тут также делается по такой же схеме. Нужно взять реле, имеющие не менее двух групп контактов перекидного типа. На на рисунке смотрите само соединение выводов реле:

реле для реверса, переполюсовки выводов блока питания, схема менять местами плюс и минус

Учтите, что контакты, как тумблера, так и реле должны соответствовать тому току, что будет через них проходить (также должен быть некий запас по току, не менее 25% от номинала, указанного на корпусе тумблера или реле). Естественно, и катушка должна соответствовать своему напряжению питания в схеме. Думаю, должно быть ясно, что когда на реле не подается напряжение, то на выходе этой схемы будет плюс сверху, а минус снизу. Ну, а при включенном реле произойдет переполюсовка.

диод параллельно катушке реле в схеме реверса полюсов питанияКстати, для тех кто не знает, скажу, что обычно параллельно реле нужно ставить еще диод, который должен иметь обратное включение (минус, катод диода подключается к плюсу питания, а плюс, анод диода, к минусу питания). Это нужно для того, чтобы защитить схему от ЭДС индукции, которая возникает при переходных процессах переключения реле. После отключения питания от катушки реле на ее выводах образуется кратковременный скачок напряжения, который по своей амплитуде может в несколько раз превышать напряжение питания этой катушки реле. Естественно, такие скачки увеличенного напряжения могут отрицательно сказаться на работу электронной схемы, где стоит это реле. Вплоть до того, что маломощные, чувствительные полупроводники получат электрический пробой. Диод же, стоящий параллельно катушке реле, нейтрализует этот импульс.

Также стоит сказать про то, что переключение реверса при рабочей нагрузке, подключенной к питанию, вызовет некоторое искрение, возникающем в промежутке между контактами реверсного тумблера или реле. Чем больше сила тока будет протекать при таком резком переключении полюсов, тем больше будет искра между контактами. Такое искрение негативно влияет на контакты переключателя. Со временем на поверхности электрических контактов начинает появляться слой нагара, который значительно ухудшает проводимость этих контактов. При этом на таком переключателе, реле будет возникать некоторое падение напряжения, произойдет уменьшение силы тока, идущий по этой цепи. Да и сам переключатель или реле начнут нагреваться больше нормы, что в перспективе приведет к поломке. Так что если есть возможность, то перед совершением реверса полюсов питания сначала выключите источник питания, потом сделайте реверсивное переключение, а потом снова включите питание. Таким образом вы значительно продлите срок службы тумблера.

P.S. Казалось бы, в статье приведена простая схема реверса полюсов питания, но ее далеко не каждый знает, особенно это касается новичков. Думаю эти схемы будут полезны, ведь реверс плюса и минуса порой приходится использовать в своих схемах.

Ссылка на эту статью в Дзене — https://dzen.ru/a/Y5sXxh5JATRHcmbx


Как сделать чтобы плюс и минус источника питания менялись местами переключателем (реверс).

Для некоторых схем нужен реверс полюсов питания. Например, имеется блок питания для низковольтной бормашинки, где стоит электродвигатель постоянного тока. И эта бормашина должна иметь переключение направления своего вращения. Вот тут то и пригодится переключатель для реверса, стоящий на корпусе блока питания. Эту схему переключения полюсов питания можно реализовать используя всего один сдвоенный переключатель, тумблер перекидного типа. Вот сама схема простого реверса полюсов на одном переключателе:

Как видно нужно просто перекрестным образом спаять крайние контакты тумблера, и с них уже вывести два провода, которые будут входом (или выходом, тут без разницы какая пара проводов будет входом, а какая выходом). Ну, а те контакты переключателя, что располагаются посредине его корпуса, будут второй парой проводов (это выход реверса, если первую пару принимать за вход). Обычно тумблеры такого вида имеют одинаковую структуру контактов внутри себя. Хотя, если вы не уверены в обычности своего тумблера (возможно вам попался эксклюзивный переключатель), то лучше мультиметром или прозвонкой проверить его. Если вы вдруг припаяете вход или выход на замыкающие контакты, то у вас будет короткое замыкание, что естественно не назовешь благоприятным явлением.

Вот рисунок, на котором такой реверс полюсов питания можно увидеть на схемах:

Повторюсь, на таких схемах переполюсовки не имеет значения где будет вход, а где выход. На этой схеме видны две пары перекидных контактов переключателя. Пунктирная линия, которая идет между контактов, означает что перекидывание происходит одновременно у двух групп электрических контактов, в одинаковом направлении.

Иногда подобный реверс полюсов питания нужно реализовать на реле. Тут также делается по такой же схеме. Нужно взять реле, имеющие не менее двух групп контактов перекидного типа. На на рисунке смотрите само соединение выводов реле:

Учтите, что контакты, как тумблера, так и реле должны соответствовать тому току, что будет через них проходить (также должен быть некий запас по току, не менее 25% от номинала, указанного на корпусе тумблера или реле). Естественно, и катушка должна соответствовать своему напряжению питания в схеме. Думаю, должно быть ясно, что когда на реле не подается напряжение, то на выходе этой схемы будет плюс сверху, а минус снизу. Ну, а при включенном реле произойдет переполюсовка.

Кстати, для тех кто не знает, скажу, что обычно параллельно реле нужно ставить еще диод, который должен иметь обратное включение (минус, катод диода подключается к плюсу питания, а плюс, анод диода, к минусу питания). Это нужно для того, чтобы защитить схему от ЭДС индукции, которая возникает при переходных процессах переключения реле. После отключения питания от катушки реле на ее выводах образуется кратковременный скачок напряжения, который по своей амплитуде может в несколько раз превышать напряжение питания этой катушки реле. Естественно, такие скачки увеличенного напряжения могут отрицательно сказаться на работу электронной схемы, где стоит это реле. Вплоть до того, что маломощные, чувствительные полупроводники получат электрический пробой. Диод же, стоящий параллельно катушке реле, нейтрализует этот импульс.

Также стоит сказать про то, что переключение реверса при рабочей нагрузке, подключенной к питанию, вызовет некоторое искрение, возникающем в промежутке между контактами реверсного тумблера или реле. Чем больше сила тока будет протекать при таком резком переключении полюсов, тем больше будет искра между контактами. Такое искрение негативно влияет на контакты переключателя. Со временем на поверхности электрических контактов начинает появляться слой нагара, который значительно ухудшает проводимость этих контактов. При этом на таком переключателе, реле будет возникать некоторое падение напряжения, произойдет уменьшение силы тока, идущий по этой цепи. Да и сам переключатель или реле начнут нагреваться больше нормы, что в перспективе приведет к поломке. Так что если есть возможность, то перед совершением реверса полюсов питания сначала выключите источник питания, потом сделайте реверсивное переключение, а потом снова включите питание. Таким образом вы значительно продлите срок службы тумблера.

Видео по этой теме:

Источник

Переключатель полярности на реле с авто отключением

Как сделать из «минуса» «плюс» и наоборот? Как подцепиться к электроприводу? Как открыть багажник с брелока сигнализации? Как заблокировать запуск двигателя? На все эти вопросы есть ответ: с помощью реле.

Зная, как работает реле, Вы сможете осуществить различные схемы подключения к электропроводке автомобиля.

Обычно реле имеет 5 контактов (бывают и 4-хконтактные и 7-ми и т.д.). Если Вы посмотрите на реле внимательно, то увидите, что все контакты подписаны. Каждый контакт имеет своё обозначение. 30, 85, 86, 87 и 87А. На рисунке видно где, какой контакт.

Контакты 85 и 86 — это катушка. Контакт 30 — общий контакт, контакт 87А — нормально-замкнутый контакт, контакт 87 — нормально-разомкнутый контакт.

В состоянии покоя, т.е., когда на катушке нет питания, контакт 30 замкнут с контактом 87А. При одновременной подаче питания на контакты 85 и 86 (на один контакт «плюс» на другой — «минус», без разницы куда что) катушка «возбуждается», то есть срабатывает. Тогда контакт 30 отмыкается от контакта 87А и соединяется с контактом 87. Вот и весь принцип действия. Вроде бы ничего сложного.

Реле часто приходит на выручку во время установки дополнительного оборудования. Давайте рассмотрим простейшие примеры применения реле.

Поляризованное реле, что за зверь и где его используют.

Сегодня продолжим знакомство с интересными и практичными решениями. Все мы знаем принцип работы обычного реле. Если кто-то не помнит, можно освежить знания здесь .
Основной принцип управления через реле — это подали напряжение на обмотку управления, замкнули рабочие контакты. Убрали напряжение с обмотки управления- рабочие контакты размыкаются, это простое и практичное устройство, позволяет управлять малыми сигналами для коммутации высоко мощных каналов. А теперь переходим к поляризованным реле. Его еще называют бистабильным реле, так как оно имеет два устойчивых состояния.

Нашел у себя в запасах такую штуку (см. фото). Когда-то лет 8 назад делал один проект, где планировал использовать это реле. Его размер меньше обычной сим карты.

Основной принцип действия основан на том, что в нем есть перекидной контакт и постоянный магнит.

Перекидной контакт, под действием катушки 3 или 3′ принимает заданное положение. Далее якорь удерживается магнитным потоком от постоянного магнита. Устойчивых положений всего 2. Основное удобство в том, что на переключение реле, нужен только и импульс и оно энергонезависимое. То есть, если пропало питание, то состояние останется неизменным.

Но есть и определенные нюансы, которые могут стать минусами, например, при длительной подаче напряжения на обмотку, она может сгореть. При тряске или вибрации может сменить своё состояние.

Управляется реле по постоянному току и заданной полярности. Так например, подавая напряжение на контакты Г и В, где + на В, получим переключение контактов на 13 и 23 соответственно. Подавая напряжение на А и Б, где + на Б получим переключение на контакты 11 и 13.

В любом случае сперва лучше обращаться к справочной литературе.

Реле используется во многих схемах. Часто применяется в технике, где портативное питание, так как энергию потребляет только в момент переключения (например комнатные термостаты на батарейках).

Есть вариант ручного переключения с самоблокировкой, вот пример схемы:

Кнопками к1 или к2 меняем состояние реле, при этом в момент переключения реле само себя отключает от нагрузки. При нажатии на обе кнопки одновременно получим автоколебания, треск реле короче.

Для начала думаю хватит, более подробно можно узнать из справочника по реле.

Сообщества › Электронные Поделки › Форум › Смена полярности кнопкой без фиксации

День добрый всем, нужна помошь. Имеется моторчик 12в. Нужна схема для изменения полярности на выходах моторчика, чтоб работал от кнопки без фиксации то в одну сторону, то в другую.Кнопка без фиксации должна подавать минусовой сигнал.

пока нет такой схемы чтоб одной кнопкой да по одному проводу, да без фиксации прям, 2 кнопки можно, а ещё же должен быть режим полностью отключить мотор например и как долго что бы он работал от нажатия кнопки?

режим отключить мотор не нужен. Нужно чтоб постоянно работал пока не исчезнет +

и от чего плюс должен исчезнуть? от выключения зажигания или если свет отключат по точнее надо

Постоянно это пока не выключится зажигаение, т.е. пока не пропадет +

Или надо кнопку с кучей пар переключающих контактов, но тут смотря какой мотор, или кучу реле.

кнопку не вариант, так бы сделал. Скорее вариант с кучу реле ну или же процессор

На МК попроще будет, но можно попробовать и на 555 сотворить Моторчик 12В? Какова мощность?

моторчик 12 в мощность к сожалению не знаю, но не сильно мщной

На ардуине возможно. Включил схему, кнопку коротко нажал раз, мотор крутит в право. Кнопку нажал два раза, мотор крутит влево. Долгое нажатие на кнопку, мотор остановился.

Вам нужна классическая схема реверса (H-мост) и отдельно схема переключателя без фиксации (триггер). И соединить их вместе. Ах, да, хотя бы начальные познания в электронике нужно ещё.

Чет не выходит у меня эту схемку представить в работе: или голова уже к вечеру не варит или все таки в схеме возможны самопроизвольные переключения.

это просто вкл выкл одной кнопкой без фиксации ты просто спаяй без того что нарисовано рядом и всё увидишь как работает, хотя тут посмотри наглядно www.drive2.ru/l/7495169/

Я использую более простую схему на 555. А тут — перемудрил ИМХО

собственная разработка, должна жить в сети, мож кому пригодится )

включил зажиг моторчик крутит в одну сторону, нажал кнопку крутит в другую сторону, выключил заж моторчик не крутит )

Есть такая штука… реле задних ПТФ 2110… включается от 1 импульса, выключается при повторной подаче импульса или пропадении питания.

я знаю что есть готовое, то что я нарисовал тоже самое

555, Ардуина, ща предложат i7 использовать… На реле конечно можно но есть одна сложность — дребезг. Кнопка обычная — на замыкание? Или есть возможность поставить переключающую кнопку (типа микрик МП3)? Если микрик можно поставить, то задача сильно упрощается.

берем всем известную (надеюсь) схему управления реле одной кнопкой и добавляем два реле для переключения полярности. получаем искомое:

рекордные 6 реле, может ещё больше у кого найдётся )

ну так верхние 4 реле делают то же самое что предложенная выше реле противотуманок. Итого — три реле и кнопка. Есть варианты с мЕньшим количеством деталей, доступные для сборки пользователю с пракически нулевой квалификацией?

Источник

Как поменять полярность двигателя постоянного тока

Поляризованное реле, что за зверь и где его используют.

Сегодня продолжим знакомство с интересными и практичными решениями. Все мы знаем принцип работы обычного реле. Если кто-то не помнит, можно освежить знания здесь .
Основной принцип управления через реле — это подали напряжение на обмотку управления, замкнули рабочие контакты. Убрали напряжение с обмотки управления- рабочие контакты размыкаются, это простое и практичное устройство, позволяет управлять малыми сигналами для коммутации высоко мощных каналов. А теперь переходим к поляризованным реле. Его еще называют бистабильным реле, так как оно имеет два устойчивых состояния.

Нашел у себя в запасах такую штуку (см. фото). Когда-то лет 8 назад делал один проект, где планировал использовать это реле. Его размер меньше обычной сим карты.

Основной принцип действия основан на том, что в нем есть перекидной контакт и постоянный магнит.

Перекидной контакт, под действием катушки 3 или 3′ принимает заданное положение. Далее якорь удерживается магнитным потоком от постоянного магнита. Устойчивых положений всего 2. Основное удобство в том, что на переключение реле, нужен только и импульс и оно энергонезависимое. То есть, если пропало питание, то состояние останется неизменным.

Но есть и определенные нюансы, которые могут стать минусами, например, при длительной подаче напряжения на обмотку, она может сгореть. При тряске или вибрации может сменить своё состояние.

Управляется реле по постоянному току и заданной полярности. Так например, подавая напряжение на контакты Г и В, где + на В, получим переключение контактов на 13 и 23 соответственно. Подавая напряжение на А и Б, где + на Б получим переключение на контакты 11 и 13.

В любом случае сперва лучше обращаться к справочной литературе.

Реле используется во многих схемах. Часто применяется в технике, где портативное питание, так как энергию потребляет только в момент переключения (например комнатные термостаты на батарейках).

Есть вариант ручного переключения с самоблокировкой, вот пример схемы:

Кнопками к1 или к2 меняем состояние реле, при этом в момент переключения реле само себя отключает от нагрузки. При нажатии на обе кнопки одновременно получим автоколебания, треск реле короче.

Для начала думаю хватит, более подробно можно узнать из справочника по реле.

Схемы подключения

Подключение ДПТ выполняется несколько сложнее, в сравнении с двигателями со спецификацией на переменный ток.

У двигателей высокой и средней мощности, как правило, есть специальные контакты обмотки возбуждения (ОВ) и якоря, вынесенные в клеммную коробку. Чаще всего на якорь подают выходное напряжение источника, а на ОВ – ток, отрегулированный, как правило, реостатом. Скорость вращения двигателя напрямую зависит от силы тока, поданного на обмотку возбуждения.

Есть три основные схемы включения якоря и обмотки возбуждения электродвигателей постоянного тока:

  1. Последовательное возбуждение используется в моторах, от которых требуется большая сила тока на старте (электрический транспорт, прокатное оборудование и т.п.). Данная схема предусматривает последовательное подключение ОВ и якоря к источнику. После подачи напряжения по обмоткам якоря и ОВ проходят токи одинаковой величины.Следует учитывать, что снижение нагрузки на вал даже на четверть при последовательном возбуждении приведет к резкому повышению оборотов, что может привести к поломке двигателя, поэтому эта схема и используется в условиях постоянной нагрузки.
  2. Параллельное возбуждение применяется в моторах, обеспечивающих работу станкового, вентиляторного и прочего оборудования, которое в момент пуска не оказывает высокую нагрузку на вал. В этой схеме для возбуждения ОВ используется независимая обмотка, регулируемая, чаще всего, реостатом.
  3. Независимое возбуждение очень схоже с параллельным, но в данном случае для подачи питания ОВ используется независимый источник, что исключает появление электрической связи между якорем и обмоткой возбуждения.

В современных электрических двигателях постоянного тока могут применяться смешанные схемы, основанные на базе трех описанных.

Регулировка скорости вращения

Способ регулирования оборотов ДПТ зависит от схемы его подключения:

  1. В моторах с параллельным возбуждением снижение оборотов относительно номинала можно производить изменяя напряжение якоря, а повышение – ослабляя поток возбуждения. Для увеличения оборотов (не более чем в 4 раза относительно номинальной величины) в цепь ОВ добавляется реостат.
  2. При последовательном возбуждении регулировка легко осуществляется переменным сопротивлением в цепи якоря. Правда этот метод подходит только для снижения оборотов и лишь в соотношениях 1:3 или 1:2 (кроме того, это приводит к большим потерям в реостате). Повышение осуществляется с помощью регулировочного реостата в цепи ОВ.

Данные схемы редко применяются в современном высокотехнологичном оборудовании, поскольку обладают узким диапазоном регулировки и другими недостатками. В наши дни для этих целей все чаще создают электронные схемы управления.

Реверсирование

Для того чтобы реверсировать (обратить) вращение двигателя постоянного тока необходимо:

  • при последовательном возбуждении – просто изменить полярность входных контактов;
  • при смешанном и параллельном возбуждении – необходимо менять направление тока в обмотке якоря; разрыв ОВ может привести к критическому повышению нагнетаемой электродвижущей силы и пробою изоляции проводов.

Для чего нужно реле контроля напряжения

Бытовые электроприборы рассчитаны на напряжение 220-240 В. Периодически в электросети возникают нештатные ситуации. Напряжение в розетке прыгает в большую или меньшую сторону. Скачки способны нарушить работу бытовой техники или вовсе вывести ее из строя.

Распространенный случай перепадов напряжения — это обрыв нуля. При этом на одной фазе напряжение падает ниже допустимого уровня. На другой, наоборот, происходит существенное превышение вольтажа вплоть до 380в.

Другая ситуация свойственна старым домам с плохой электропроводкой и разболтавшимися контактами. Из-за плохого состояния кабелей и их перегрузки напряжение в розетках способно упасть до 170 В и ниже. Это опасно для электрических двигателей стиральных машин и холодильников.

На защиту электроприборов встает реле контроля напряжения. Это небольшое устройство располагается в распределительном щитке квартиры. Оно имеет компактную конструкцию, удобно крепится на дин рейку и выполняет свою задачу полностью автономно.

Дополнительная информация. Нужно отличать реле контроля напряжения от всевозможных стабилизаторов и УЗМ. Все перечисленные устройства применяются для защиты бытовой техники. Стабилизатор — прибор активный. Он способен самостоятельно корректировать напряжение в квартире. РН выполняет более простую и пассивную функцию. Оно просто отключает потребителя при превышении допустимого порога и, само по себе, на вольтаж никак не влияет.

Схема подключения коллекторного двигателя с реверсом

Чтобы осуществить реверс коллекторного двигателя, необходимо знать:

  1. Не на каждом коллекторном моторе можно осуществить реверс. Если на корпусе указана стрелка вращения, то его нельзя применять в реверсивных устройствах.
  2. Все двигатели, имеющие высокие обороты предназначены для вращения в одну сторону. Например, у электродвигателя, устанавливаемого в болгарках.
  3. У двигателя, который имеет небольшие обороты, вращение может осуществляться в разные стороны. Такие моторы смонтированы в электроинструментах, например, электродрелях, шуруповертах, стиральных машинах и т.п.

На рисунке представлена схема универсального коллекторного двигателя, который может работать как от постоянного, так и переменного тока.

Чтобы изменилось вращение ротора, достаточно поменять полярность напряжения на обмотке ротора или статора, как и в двигателях постоянного тока, от которых универсальные машины практически не отличаются.

Если просто изменить полярность подводящего напряжения на коллекторном двигателе, направление вращения ротора не изменится. Это необходимо учитывать при подключении электродвигателя к сети.

Также следует знать, что в моторах большой мощности коммутируют обмотку якоря. При переключении обмоток статора возникает напряжение самоиндукции, которое достигает величин, способных вывести двигатель из строя.

Технические параметры

К основным характеристикам РН относится рабочее напряжение, количество подключаемых фаз и максимальная пропускная мощность. Ниже рассмотрены параметры одного из популярных реле — RV-32.

Характеристика Значение
Питающее напряжение 220 В
Максимальная активная мощность потребителя 7 кВт
Предельный ток нагрузки 32 А
Погрешность измерений +/-1 %
Степень защиты от пыли и влаги IP20
Количество рабочих циклов реле 100 тыс.
Рабочая температура от -5 до+40°C
Предельное сечение подключаемых проводов 6 кв. мм

Из характеристики следует, что реле питается от сетевого напряжения 220 В. Внутренние контакты способны длительно пропускать ток, равный 32 А, что соответствует потребителю мощностью 7 кВт. Класс IP 20 говорит, что устройство непригодно для работы во влажном помещении или на улице. Его допустимо устанавливать в специальный электрический щит. 100 тыс. рабочих циклов — это количество включений и отключений реле, которые оно способно перенести без разрушения.

Виды РН

В защите от скачков вольтажа нуждаются различные типы приборов. Некоторые из них работают от бытового напряжения 220 В и потребляют минимальную мощность. К примерам таких устройств относятся зарядные устройства для смартфонов или led лампочки. Другие так же работают от 220 В, но потребляют уже тысячи ватт мощности, например, электрические чайники и утюги. Третьи устройства требуют трехфазного питания 380 В. Обычное однополюсное РН им не годится. Среди таких потребителей промышленные станки и мощные асинхронные двигатели. Поэтому все реле для контроля напряжения принято разделять по типу корпуса и виду нагрузки.

По типу корпуса

Данная классификация указывает на то, какие приборы и в каком количестве возможно подключить к реле. По типу исполнения РН подразделяется на 3 вида:

  • розеточные;
  • в виде удлинителя;
  • с установкой на din рейку.

Первый тип наиболее прост с точки зрения использования. Данное реле защиты от перенапряжения подключается непосредственно в розетку. С одной стороны корпуса имеется соответствующий разъем в виде штепсельной вилки. На другой части прибора расположена стандартная розетка для подключения нагрузки. Подобный тип РН можно быстро снять и подключить в другое место.

Открытие багажника с брелока автосигнализации

Если в автомобиле стоит электрический привод багажника, то можно подключиться к нему автосигнализацией для открытия его с брелока сигнализации. Если с сигнализации выходит слаботочный сигнал на открытие багажника (а чаще всего так и есть), то используем эту схему.

Прежде всего, находим провод на привод багажник, где появляется +12 Вольт при открытии багажника. Разрезаем этот провод. Тот конец разрезанного провода, который идёт к приводу, подцепляем к контакту 30. Другой конец провода подцепляем к контакту 87А. Выход с сигнализации подцепляем к контакту 86. Контакты 87 и 85 подцепляем на +12 Вольт.

Теперь, при подаче сигнала с сигнализации на открытие багажника, реле сработает и на провод электропривода багажника пойдёт «плюс». Привод сработает, и багажник откроется.

Это лишь немногие схемы подключения с использованием реле. Ещё немного схем с использованием реле можете найти на сайте в категории схемы хитрушек и в разделе схемы подключения к центральному замку.

Распространенные схемы подключения

Отличия существуют и в мощности потребителей, которые подключаются через РН. Одним достаточно для питания фазы и нуля. Другие требуют трехфазное питание. Для каждой категории мощности нагрузки необходима соответствующая схема подключения реле. Поэтому принято выделять 3 способа включения этих защитных устройств:

  • однофазное РН;
  • трехфазное;
  • схема подключения через контактор.

Подключение однофазного РН

Схема применяется для подключения потребителей на 220 В. Она пригодна как для квартиры, так и для отдельного устройства.

Первоначально имеется однофазное РН, питающая и отходящая линии. Монтаж схемы производится по нижеизложенному плану:

  1. Подключается общий нулевой провод. Соответствующая клемма имеется на реле. Она обозначается буквой «N». В зависимости от модели прибора нулевых клемм может быть и две. В таком случае на один контакт подключается ноль от питающей линии, а на другой от отходящей.
  2. Затем подсоединяется фазный провод отходящей линии. На корпусе прибора эта клемма имеет маркировку «L2», «выход L» или «out L».
  3. Третий этап — подключение фазного провода питающей линии. Напряжение на нем присутствует всегда и независимо от того, сработало РН или нет. В стандартном электрощите этот проводник идет от выхода прибора учета или дифавтомата.

Схема для трехфазного реле контроля напряжения

Разные модели трехфазных реле контроля напряжения имеют отличающийся набор клемм для подключения проводов. В стандартной комплектации их 8. Клеммы напряжения сети (4 шт.) нужны для подачи в устройство трех контролируемых фаз и нуля. На корпусе прибора они обозначаются L1, L2, L3 и N. Выходные релейные клеммы (4 шт.) используются для подключения последующих устройств защиты и автоматики. Они имеют маркировку «NO» у нормально открытых контактов, и «NC» у нормально закрытых.

Схема подключения собирается в 2 этапа:

  1. К клеммам РН подключаются фазные и нулевые провода питающей линии. Здесь необходимо обратить внимание на максимальный допустимый ток контактов. Как правило, если потребитель трехфазный, то он потребляет большие мощности. Реле должно быть рассчитано на эти значения.
  2. К релейному выходу подключаются последующие устройства. Например, контактор, различные устройства сигнализации или индикаторные лампы «авария».

Обратите внимание! Дорогостоящие трехфазные РН способны контролировать не только напряжение, но и ряд других параметров сети. Например, критический перекос фаз и правильность их чередования. Эти функции важны для правильной работы асинхронных двигателей и тиристорных преобразователей.

Подключение нагрузок свыше 100 кВт с помощью контактора

Некоторые потребители электроэнергии берут от сети токи в сотни ампер. Никакое РН не способно справиться с такими мощностями. В этой ситуации используют отдельный контактор. Его необходимо соединить с выходным реле.

Реверс трехфазных асинхронных машин

Направление движения вращающегося магнитного поля асинхронных электродвигателей зависит от порядка подачи фаз, независимо от того как соединены его статорные обмотки – звездой или треугольником. Например, если фазы A, B, C подать на входные клеммы 1, 2 и 3 соответственно, то вращение пойдет (предположим) по часовой стрелке, а если на клеммы 2, 1, и 3, то против нее. Схема подключения через магнитный пускатель избавит вас от необходимости откручивать гайки в клеммной коробке и производить физическую перестановку проводов.

Рекомендации по выбору

Из вышесказанного вытекает, что существует множество видов реле контроля напряжения. Подбор осуществляется с учетом конкретной ситуации, в которой РН предстоит работать. Наиболее значимые критерии выбора реле контроля напряжения таковы:

  1. Однофазная или трехфазная сеть. Практикуется вариант, когда вместо одного трехфазного реле устанавливается 3 однофазных.
  2. Тип исполнения реле. Подключаемые к розетке, рассчитаны на 1-3 потребителя. Они выдерживают ток до 16 А. Модификации под DIN рейку мощнее. Через них возможно подключить всю квартиру. Пропускаемый ток составляет 40-80 А.
  3. Допустимый ток реле. Для обычной квартиры подойдет прибор, способный пропускать 30-40 А. Этот ток больше, чем позволит сечение бытовой проводки, но РН лучше брать с запасом по мощности в 1,5-2 раза. Так устройство прослужит заметно дольше.
  4. Если реле приобретается для подключения одиночного бытового прибора, то перед покупкой следует узнать какой у него потребляемый ток. В этой ситуации достаточно делать запас в 30-50%.

Дополнительная информация. Существуют реле контроля напряжения, оснащенные встроенным амперметром. Эти приборы позволяют отслеживать потребляемый квартирой ток. На них возможно организовать защиту от короткого замыкания или перегрузки сети.

Настройка порогов срабатывания РН

Настройка реле защиты от перенапряжения производится после анализа текущего состояния электросети и проводки. Необходимо обратить внимание на такие факторы, как:

  1. Напряжение в розетке. Оно составляет 220 В только на страницах учебников. Реальный вольтаж в сети способен находиться в пределах 190-240 В. Бессмысленно настраивать РН на отключение при снижении до 210 В, если в розетке вольтаж редко поднимается выше 200 В. Особенно актуально для сельской местности и в частном доме.
  2. Мощность бытовых приборов. Некоторые образцы техники в момент запуска потребляют большие токи, что резко понижает напряжения в сети. Этот провал необходимо учитывать, чтобы выбрать нижний порог срабатывания защиты.
  3. В ночное время суток происходит обратное. Люди спят. Большая часть электроприборов в доме выключена. Напряжение в сети способно зашкаливать до 230-240 В. Это явление учитывается при выборе верхнего номинала срабатывания.

Источник

Like this post? Please share to your friends:
  • Как изменить полярность звука
  • Как изменить полярность вентилятора
  • Как изменить полярность блока питания
  • Как изменить полярность ауры варфрейм
  • Как изменить полярность автомобильного аккумулятора