Для некоторых схем нужен реверс полюсов питания. Например, имеется блок питания для низковольтной бормашинки, где стоит электродвигатель постоянного тока. И эта бормашина должна иметь переключение направления своего вращения. Вот тут то и пригодится переключатель для реверса, стоящий на корпусе блока питания. Эту схему переключения полюсов питания можно реализовать используя всего один сдвоенный переключатель, тумблер перекидного типа. Вот сама схема простого реверса полюсов на одном переключателе:
Как видно нужно просто перекрестным образом спаять крайние контакты тумблера, и с них уже вывести два провода, которые будут входом (или выходом, тут без разницы какая пара проводов будет входом, а какая выходом). Ну, а те контакты переключателя, что располагаются посредине его корпуса, будут второй парой проводов (это выход реверса, если первую пару принимать за вход). Обычно тумблеры такого вида имеют одинаковую структуру контактов внутри себя. Хотя, если вы не уверены в обычности своего тумблера (возможно вам попался эксклюзивный переключатель), то лучше мультиметром или прозвонкой проверить его. Если вы вдруг припаяете вход или выход на замыкающие контакты, то у вас будет короткое замыкание, что естественно не назовешь благоприятным явлением.
Вот рисунок, на котором такой реверс полюсов питания можно увидеть на схемах:
Повторюсь, на таких схемах переполюсовки не имеет значения где будет вход, а где выход. На этой схеме видны две пары перекидных контактов переключателя. Пунктирная линия, которая идет между контактов, означает что перекидывание происходит одновременно у двух групп электрических контактов, в одинаковом направлении.
Иногда подобный реверс полюсов питания нужно реализовать на реле. Тут также делается по такой же схеме. Нужно взять реле, имеющие не менее двух групп контактов перекидного типа. На на рисунке смотрите само соединение выводов реле:
Учтите, что контакты, как тумблера, так и реле должны соответствовать тому току, что будет через них проходить (также должен быть некий запас по току, не менее 25% от номинала, указанного на корпусе тумблера или реле). Естественно, и катушка должна соответствовать своему напряжению питания в схеме. Думаю, должно быть ясно, что когда на реле не подается напряжение, то на выходе этой схемы будет плюс сверху, а минус снизу. Ну, а при включенном реле произойдет переполюсовка.
Кстати, для тех кто не знает, скажу, что обычно параллельно реле нужно ставить еще диод, который должен иметь обратное включение (минус, катод диода подключается к плюсу питания, а плюс, анод диода, к минусу питания). Это нужно для того, чтобы защитить схему от ЭДС индукции, которая возникает при переходных процессах переключения реле. После отключения питания от катушки реле на ее выводах образуется кратковременный скачок напряжения, который по своей амплитуде может в несколько раз превышать напряжение питания этой катушки реле. Естественно, такие скачки увеличенного напряжения могут отрицательно сказаться на работу электронной схемы, где стоит это реле. Вплоть до того, что маломощные, чувствительные полупроводники получат электрический пробой. Диод же, стоящий параллельно катушке реле, нейтрализует этот импульс.
Также стоит сказать про то, что переключение реверса при рабочей нагрузке, подключенной к питанию, вызовет некоторое искрение, возникающем в промежутке между контактами реверсного тумблера или реле. Чем больше сила тока будет протекать при таком резком переключении полюсов, тем больше будет искра между контактами. Такое искрение негативно влияет на контакты переключателя. Со временем на поверхности электрических контактов начинает появляться слой нагара, который значительно ухудшает проводимость этих контактов. При этом на таком переключателе, реле будет возникать некоторое падение напряжения, произойдет уменьшение силы тока, идущий по этой цепи. Да и сам переключатель или реле начнут нагреваться больше нормы, что в перспективе приведет к поломке. Так что если есть возможность, то перед совершением реверса полюсов питания сначала выключите источник питания, потом сделайте реверсивное переключение, а потом снова включите питание. Таким образом вы значительно продлите срок службы тумблера.
P.S. Казалось бы, в статье приведена простая схема реверса полюсов питания, но ее далеко не каждый знает, особенно это касается новичков. Думаю эти схемы будут полезны, ведь реверс плюса и минуса порой приходится использовать в своих схемах.
Ссылка на эту статью в Дзене — https://dzen.ru/a/Y5sXxh5JATRHcmbx
Бестрансформаторные преобразователи полярности напряжения.
Как получить от однополярного блока питания, аккумулятора или батарейки
напряжение обратной полярности.
Итак — у нас есть однополярный блок питания, либо как-либо иной элемент постоянного напряжения, но нам необходим ещё
один источник того же напряжения, но обратной полярности для того, чтобы в сухом остатке поиметь двуполяный агрегат.
Ясен пень, что лезть внутрь готового БП нам неохота, доматывать ещё одну обмотку трансформатора — ещё больше неохота… А охота нам посидеть,
подумать, а там глядишь — да и спаять инвертор напряжения, т. е. устройство, которое преобразует полярность имеющегося напряжения на
обратную.
Конечно, проще всего эту затею реализовать на специализированной микросхеме, такой как — ICL7660.
Рис.1 Схема включения микросхемы ICL7660
Микросхема ICL7660 — это слаботочный (до 20мА выход) инвертор напряжения, который преобразует положительное напряжение питания
в отрицательное, иначе говоря — преобразователь полярности напряжения. Схема включения очень простая, содержит минимальное количество внешних
элементов и в настройке не нуждается.
Может использоваться в устройствах с малым потреблением и ограниченными массогабаритными характеристиками.
Интегральная микросхема ICL7660 работает в диапазоне напряжений 1,5…10 В, а ICL7660A — 1,5… 12 В.
Собственный ток потребления преобразователя полярности — не более 80-170 мкА.
Частота переключения — 10 кГц.
КПД — 98%.
Если напряжение питания меньше 3,5 В, то выход 6 микросхемы необходимо заземлить.
При желании всё ж таки изготовить инвертор полярности из дискретных элементов, предварительно следует ознакомиться с принципом работы
большинства подобных устройств — преобразователями на коммутируемых конденсаторах.
Принцип работы преобразователя на двух электронных ключах поясняет схема, приведённая на Рис.2.
Рис.2 Схема преобразования полярности на электронных ключах
Переключателями S1 и S2 управляют два противофазных сигнала.
Когда замкнуты «контакты» переключателя S1 (и разомкнуты S2),
конденсатор С1 заряжается от источника питания через диод VD2 до уровня Uпит минус падение напряжения на открытом диоде VD2.
Затем, когда «контакты» переключателя S1 размыкаются, a S2 замыкаются, конденсатор С1 оказывается подключённым к конденсатору С2
через диод VD1. Вследствие этого происходит его разрядка на конденсатор С2. Напряжение на конденсаторе С2 увеличится на некоторую величину,
определяемую соотношением номиналов С1 и С2 и через нескольких периодов переключений достигнет установившегося значения ≈ Uпит — 2Uпр.д.
Практическая реализация преобразователя полярности показана на Рис.2 справа. Здесь в качестве переключателей S1 и S2 использованы
два комплементарных транзистора, управляемые одним общим сигналом в противофазе.
Если убрать из схемы накопительный конденсатор С2 и посмотреть сигнал на минусовом выводе преобразователя осциллографом, то мы увидим
на нагрузке прямоугольный сигнал отрицательной полярности со скважностью, равной скважности управляющих импульсов.
А если добавить ещё один каскад (с такими же ключами и диодами), работающий в противофазе с первым, то на нагрузке будет чистый минусовой
уровень с наносекундными выбросами в моменты переходных процессов, связанных с инерционностью полупроводников.
В этом случае, помимо значительного снижения уровня пульсаций выходного напряжения, достигается и эффект удвоения мощности устройства.
Большинство преобразователей, описанных в разнообразных источниках, выполнены на биполярных транзисторах, что не позволяет им достигать
высоких значений КПД в связи со значительными величинами токов, требуемых им в цепях управления. Из этих соображений схемы, приведённые
ниже, выполнены на ключевых MOSFET транзисторах, а потому при отсутствии нагрузки — имеют потребление тока, близкое к нулю.
Рис.3 Схема преобразования полярности на цифровых КМОП элементах
Схема, изображённая на Рис.3, представляет собой слаботочный инвертор напряжения с выходным током — до 30…40 мА.
Использование в качестве генератора микросхемы триггера шмитта CD4093 (КР1561ТЛ1) позволило снизить собственный ток потребления
преобразователя до значений — не превышающих 100 мкА.
Микросхемы CD4049 (КР1561ЛН2) представляют собой пару электронных ключей, работающих в противофазе,
что обеспечивает низкий уровень пульсаций выходного напряжения, а так же двойную мощность преобразования по сравнению с одиночным ключом
(Рис.2).
Выбор в качестве диодов D1…D4 диодов шоттки с малым падением прямого напряжения позволило снизить разницу между разнополярными
напряжениями до значений 0,5…0,6В.
При необходимости получить от преобразователя полярности токи, исчисляемые сотнями миллиампер, электронные ключи следует выполнить
на MOSFET транзисторах, имеющими малое сопротивление открытого канала и позволяющими работать с мощностями, значительно превышающими
возможности инверторов CD4049 (Рис.4).
Рис.4 Схема преобразования полярности на MOSFET транзисторах
Максимальный выходной ток преобразователя определяется величинами максимально допустимых токов используемых транзисторов.
При напряжении питания 12В и токе нагрузки, не превышающем 50мА, выходное напряжение составляет величину -11,4В. При
дальнейшем увеличении тока нагрузки, модуль выходного напряжения начинает падать и при 200мА составляет величину 11В.
Напряжение высокочастотных пульсаций в нагрузке не превышает значений 10…20мВ.
Применять сильно мощные полевики в данной схеме не рекомендуется из-за значительного снижения КПД, связанного с большими значениями
входных ёмкостей таких полупроводников. Следствием этих ёмкостей будет являться затягивание фронтов управляющих сигналов, что в свою
очередь приведёт к протеканию значительных сквозных токов через транзисторы.
При необходимости увеличить мощность инвертора имеет смысл совместить схемы с Рис.3 и Рис.4, т.е. подключить затворы мощных MOSFET-ов
к выходам запараллеленных инверторов DD2 и DD3.
Как сделать чтобы плюс и минус источника питания менялись местами переключателем (реверс).
Для некоторых схем нужен реверс полюсов питания. Например, имеется блок питания для низковольтной бормашинки, где стоит электродвигатель постоянного тока. И эта бормашина должна иметь переключение направления своего вращения. Вот тут то и пригодится переключатель для реверса, стоящий на корпусе блока питания. Эту схему переключения полюсов питания можно реализовать используя всего один сдвоенный переключатель, тумблер перекидного типа. Вот сама схема простого реверса полюсов на одном переключателе:
Как видно нужно просто перекрестным образом спаять крайние контакты тумблера, и с них уже вывести два провода, которые будут входом (или выходом, тут без разницы какая пара проводов будет входом, а какая выходом). Ну, а те контакты переключателя, что располагаются посредине его корпуса, будут второй парой проводов (это выход реверса, если первую пару принимать за вход). Обычно тумблеры такого вида имеют одинаковую структуру контактов внутри себя. Хотя, если вы не уверены в обычности своего тумблера (возможно вам попался эксклюзивный переключатель), то лучше мультиметром или прозвонкой проверить его. Если вы вдруг припаяете вход или выход на замыкающие контакты, то у вас будет короткое замыкание, что естественно не назовешь благоприятным явлением.
Вот рисунок, на котором такой реверс полюсов питания можно увидеть на схемах:
Повторюсь, на таких схемах переполюсовки не имеет значения где будет вход, а где выход. На этой схеме видны две пары перекидных контактов переключателя. Пунктирная линия, которая идет между контактов, означает что перекидывание происходит одновременно у двух групп электрических контактов, в одинаковом направлении.
Иногда подобный реверс полюсов питания нужно реализовать на реле. Тут также делается по такой же схеме. Нужно взять реле, имеющие не менее двух групп контактов перекидного типа. На на рисунке смотрите само соединение выводов реле:
Учтите, что контакты, как тумблера, так и реле должны соответствовать тому току, что будет через них проходить (также должен быть некий запас по току, не менее 25% от номинала, указанного на корпусе тумблера или реле). Естественно, и катушка должна соответствовать своему напряжению питания в схеме. Думаю, должно быть ясно, что когда на реле не подается напряжение, то на выходе этой схемы будет плюс сверху, а минус снизу. Ну, а при включенном реле произойдет переполюсовка.
Кстати, для тех кто не знает, скажу, что обычно параллельно реле нужно ставить еще диод, который должен иметь обратное включение (минус, катод диода подключается к плюсу питания, а плюс, анод диода, к минусу питания). Это нужно для того, чтобы защитить схему от ЭДС индукции, которая возникает при переходных процессах переключения реле. После отключения питания от катушки реле на ее выводах образуется кратковременный скачок напряжения, который по своей амплитуде может в несколько раз превышать напряжение питания этой катушки реле. Естественно, такие скачки увеличенного напряжения могут отрицательно сказаться на работу электронной схемы, где стоит это реле. Вплоть до того, что маломощные, чувствительные полупроводники получат электрический пробой. Диод же, стоящий параллельно катушке реле, нейтрализует этот импульс.
Также стоит сказать про то, что переключение реверса при рабочей нагрузке, подключенной к питанию, вызовет некоторое искрение, возникающем в промежутке между контактами реверсного тумблера или реле. Чем больше сила тока будет протекать при таком резком переключении полюсов, тем больше будет искра между контактами. Такое искрение негативно влияет на контакты переключателя. Со временем на поверхности электрических контактов начинает появляться слой нагара, который значительно ухудшает проводимость этих контактов. При этом на таком переключателе, реле будет возникать некоторое падение напряжения, произойдет уменьшение силы тока, идущий по этой цепи. Да и сам переключатель или реле начнут нагреваться больше нормы, что в перспективе приведет к поломке. Так что если есть возможность, то перед совершением реверса полюсов питания сначала выключите источник питания, потом сделайте реверсивное переключение, а потом снова включите питание. Таким образом вы значительно продлите срок службы тумблера.
Видео по этой теме:
Источник
Переключатель полярности на реле с авто отключением
Как сделать из «минуса» «плюс» и наоборот? Как подцепиться к электроприводу? Как открыть багажник с брелока сигнализации? Как заблокировать запуск двигателя? На все эти вопросы есть ответ: с помощью реле.
Зная, как работает реле, Вы сможете осуществить различные схемы подключения к электропроводке автомобиля.
Обычно реле имеет 5 контактов (бывают и 4-хконтактные и 7-ми и т.д.). Если Вы посмотрите на реле внимательно, то увидите, что все контакты подписаны. Каждый контакт имеет своё обозначение. 30, 85, 86, 87 и 87А. На рисунке видно где, какой контакт.
Контакты 85 и 86 — это катушка. Контакт 30 — общий контакт, контакт 87А — нормально-замкнутый контакт, контакт 87 — нормально-разомкнутый контакт.
В состоянии покоя, т.е., когда на катушке нет питания, контакт 30 замкнут с контактом 87А. При одновременной подаче питания на контакты 85 и 86 (на один контакт «плюс» на другой — «минус», без разницы куда что) катушка «возбуждается», то есть срабатывает. Тогда контакт 30 отмыкается от контакта 87А и соединяется с контактом 87. Вот и весь принцип действия. Вроде бы ничего сложного.
Реле часто приходит на выручку во время установки дополнительного оборудования. Давайте рассмотрим простейшие примеры применения реле.
Поляризованное реле, что за зверь и где его используют.
Сегодня продолжим знакомство с интересными и практичными решениями. Все мы знаем принцип работы обычного реле. Если кто-то не помнит, можно освежить знания здесь .
Основной принцип управления через реле — это подали напряжение на обмотку управления, замкнули рабочие контакты. Убрали напряжение с обмотки управления- рабочие контакты размыкаются, это простое и практичное устройство, позволяет управлять малыми сигналами для коммутации высоко мощных каналов. А теперь переходим к поляризованным реле. Его еще называют бистабильным реле, так как оно имеет два устойчивых состояния.
Нашел у себя в запасах такую штуку (см. фото). Когда-то лет 8 назад делал один проект, где планировал использовать это реле. Его размер меньше обычной сим карты.
Основной принцип действия основан на том, что в нем есть перекидной контакт и постоянный магнит.
Перекидной контакт, под действием катушки 3 или 3′ принимает заданное положение. Далее якорь удерживается магнитным потоком от постоянного магнита. Устойчивых положений всего 2. Основное удобство в том, что на переключение реле, нужен только и импульс и оно энергонезависимое. То есть, если пропало питание, то состояние останется неизменным.
Но есть и определенные нюансы, которые могут стать минусами, например, при длительной подаче напряжения на обмотку, она может сгореть. При тряске или вибрации может сменить своё состояние.
Управляется реле по постоянному току и заданной полярности. Так например, подавая напряжение на контакты Г и В, где + на В, получим переключение контактов на 13 и 23 соответственно. Подавая напряжение на А и Б, где + на Б получим переключение на контакты 11 и 13.
В любом случае сперва лучше обращаться к справочной литературе.
Реле используется во многих схемах. Часто применяется в технике, где портативное питание, так как энергию потребляет только в момент переключения (например комнатные термостаты на батарейках).
Есть вариант ручного переключения с самоблокировкой, вот пример схемы:
Кнопками к1 или к2 меняем состояние реле, при этом в момент переключения реле само себя отключает от нагрузки. При нажатии на обе кнопки одновременно получим автоколебания, треск реле короче.
Для начала думаю хватит, более подробно можно узнать из справочника по реле.
Сообщества › Электронные Поделки › Форум › Смена полярности кнопкой без фиксации
День добрый всем, нужна помошь. Имеется моторчик 12в. Нужна схема для изменения полярности на выходах моторчика, чтоб работал от кнопки без фиксации то в одну сторону, то в другую.Кнопка без фиксации должна подавать минусовой сигнал.
пока нет такой схемы чтоб одной кнопкой да по одному проводу, да без фиксации прям, 2 кнопки можно, а ещё же должен быть режим полностью отключить мотор например и как долго что бы он работал от нажатия кнопки?
режим отключить мотор не нужен. Нужно чтоб постоянно работал пока не исчезнет +
и от чего плюс должен исчезнуть? от выключения зажигания или если свет отключат по точнее надо
Постоянно это пока не выключится зажигаение, т.е. пока не пропадет +
Или надо кнопку с кучей пар переключающих контактов, но тут смотря какой мотор, или кучу реле.
кнопку не вариант, так бы сделал. Скорее вариант с кучу реле ну или же процессор
На МК попроще будет, но можно попробовать и на 555 сотворить Моторчик 12В? Какова мощность?
моторчик 12 в мощность к сожалению не знаю, но не сильно мщной
На ардуине возможно. Включил схему, кнопку коротко нажал раз, мотор крутит в право. Кнопку нажал два раза, мотор крутит влево. Долгое нажатие на кнопку, мотор остановился.
Вам нужна классическая схема реверса (H-мост) и отдельно схема переключателя без фиксации (триггер). И соединить их вместе. Ах, да, хотя бы начальные познания в электронике нужно ещё.
Чет не выходит у меня эту схемку представить в работе: или голова уже к вечеру не варит или все таки в схеме возможны самопроизвольные переключения.
это просто вкл выкл одной кнопкой без фиксации ты просто спаяй без того что нарисовано рядом и всё увидишь как работает, хотя тут посмотри наглядно www.drive2.ru/l/7495169/
Я использую более простую схему на 555. А тут — перемудрил ИМХО
собственная разработка, должна жить в сети, мож кому пригодится )
включил зажиг моторчик крутит в одну сторону, нажал кнопку крутит в другую сторону, выключил заж моторчик не крутит )
Есть такая штука… реле задних ПТФ 2110… включается от 1 импульса, выключается при повторной подаче импульса или пропадении питания.
я знаю что есть готовое, то что я нарисовал тоже самое
555, Ардуина, ща предложат i7 использовать… На реле конечно можно но есть одна сложность — дребезг. Кнопка обычная — на замыкание? Или есть возможность поставить переключающую кнопку (типа микрик МП3)? Если микрик можно поставить, то задача сильно упрощается.
берем всем известную (надеюсь) схему управления реле одной кнопкой и добавляем два реле для переключения полярности. получаем искомое:
рекордные 6 реле, может ещё больше у кого найдётся )
ну так верхние 4 реле делают то же самое что предложенная выше реле противотуманок. Итого — три реле и кнопка. Есть варианты с мЕньшим количеством деталей, доступные для сборки пользователю с пракически нулевой квалификацией?
Источник
Что будет если поменять полярность двигателя постоянного тока
Поляризованное реле, что за зверь и где его используют.
Сегодня продолжим знакомство с интересными и практичными решениями. Все мы знаем принцип работы обычного реле. Если кто-то не помнит, можно освежить знания здесь .
Основной принцип управления через реле — это подали напряжение на обмотку управления, замкнули рабочие контакты. Убрали напряжение с обмотки управления- рабочие контакты размыкаются, это простое и практичное устройство, позволяет управлять малыми сигналами для коммутации высоко мощных каналов. А теперь переходим к поляризованным реле. Его еще называют бистабильным реле, так как оно имеет два устойчивых состояния.
Нашел у себя в запасах такую штуку (см. фото). Когда-то лет 8 назад делал один проект, где планировал использовать это реле. Его размер меньше обычной сим карты.
Основной принцип действия основан на том, что в нем есть перекидной контакт и постоянный магнит.
Перекидной контакт, под действием катушки 3 или 3′ принимает заданное положение. Далее якорь удерживается магнитным потоком от постоянного магнита. Устойчивых положений всего 2. Основное удобство в том, что на переключение реле, нужен только и импульс и оно энергонезависимое. То есть, если пропало питание, то состояние останется неизменным.
Но есть и определенные нюансы, которые могут стать минусами, например, при длительной подаче напряжения на обмотку, она может сгореть. При тряске или вибрации может сменить своё состояние.
Управляется реле по постоянному току и заданной полярности. Так например, подавая напряжение на контакты Г и В, где + на В, получим переключение контактов на 13 и 23 соответственно. Подавая напряжение на А и Б, где + на Б получим переключение на контакты 11 и 13.
В любом случае сперва лучше обращаться к справочной литературе.
Реле используется во многих схемах. Часто применяется в технике, где портативное питание, так как энергию потребляет только в момент переключения (например комнатные термостаты на батарейках).
Есть вариант ручного переключения с самоблокировкой, вот пример схемы:
Кнопками к1 или к2 меняем состояние реле, при этом в момент переключения реле само себя отключает от нагрузки. При нажатии на обе кнопки одновременно получим автоколебания, треск реле короче.
Для начала думаю хватит, более подробно можно узнать из справочника по реле.
nightdi › Блог › Что такое реле, и как оно работает? Диод и провода в автомобили.
Зная, как работает реле, Вы сможете осуществить различные схемы подключения к электропроводке автомобиля.
Что такое реле, и как оно работает? 5-тиконтактное реле Обычно реле имеет 5 контактов (бывают и 4-хконтактные и 7-ми и т.д.). Если Вы посмотрите на реле внимательно, то увидите, что все контакты подписаны. Каждый контакт имеет своё обозначение. 30, 85, 86, 87 и 87А. На рисунке видно где, какой контакт. Контакты 85 и 86 — это катушка. Контакт 30 — общий контакт, контакт 87А — нормально-замкнутый контакт, контакт 87 — нормально-разомкнутый контакт.
Что такое реле, и как оно работает? 5-тиконтактное реле В состоянии покоя, т.е., когда на катушке нет питания, контакт 30 замкнут с контактом 87А. При одновременной подаче питания на контакты 85 и 86 (на один контакт «плюс» на другой — «минус», без разницы куда что) катушка «возбуждается», то есть срабатывает. Тогда контакт 30 отмыкается от контакта 87А и соединяется с контактом 87. Вот и весь принцип действия. Вроде бы ничего сложного. Реле часто приходит на выручку во время установки дополнительного оборудования. Давайте рассмотрим простейшие примеры применения реле.
Для чего нужно реле контроля напряжения
Бытовые электроприборы рассчитаны на напряжение 220-240 В. Периодически в электросети возникают нештатные ситуации. Напряжение в розетке прыгает в большую или меньшую сторону. Скачки способны нарушить работу бытовой техники или вовсе вывести ее из строя.
Распространенный случай перепадов напряжения — это обрыв нуля. При этом на одной фазе напряжение падает ниже допустимого уровня. На другой, наоборот, происходит существенное превышение вольтажа вплоть до 380в.
Другая ситуация свойственна старым домам с плохой электропроводкой и разболтавшимися контактами. Из-за плохого состояния кабелей и их перегрузки напряжение в розетках способно упасть до 170 В и ниже. Это опасно для электрических двигателей стиральных машин и холодильников.
На защиту электроприборов встает реле контроля напряжения. Это небольшое устройство располагается в распределительном щитке квартиры. Оно имеет компактную конструкцию, удобно крепится на дин рейку и выполняет свою задачу полностью автономно.
Дополнительная информация. Нужно отличать реле контроля напряжения от всевозможных стабилизаторов и УЗМ. Все перечисленные устройства применяются для защиты бытовой техники. Стабилизатор — прибор активный. Он способен самостоятельно корректировать напряжение в квартире. РН выполняет более простую и пассивную функцию. Оно просто отключает потребителя при превышении допустимого порога и, само по себе, на вольтаж никак не влияет.
Устройство и принцип работы
В современных ДПТ используется все тот же принцип взаимодействия заряженного проводника с магнитным полем. С усовершенствованием технологий устройство лишь дополняется некоторыми элементами, улучшающими производительность. К примеру, в наши дни постоянные магниты используются лишь в двигателях низкой мощности, поскольку в крупных аппаратах они занимали бы слишком много места.
Основной принцип
Первоначальные прототипы двигателей данного типа были заметно проще современных аппаратов. Их примитивное устройство включало в себя лишь статор из двух магнитов и якорь с обмотками, на которые подавался ток. Изучив принцип взаимодействия магнитных полей, конструкторы определили следующий алгоритм работы двигателя:
- Подача питания создает на обмотках якоря электромагнитное поле.
- Полюса электромагнитного поля отталкиваются от одноименных полюсов поля постоянного магнита.
- Якорь вместе с валом, на котором он закреплен, вращается в соответствии с отталкивающимся полем обмотки.
Данный алгоритм отлично работал в теории, однако на практике перед создателями первых двигателей вставали характерные проблемы, препятствовавшие функционированию машины:
- Мертвое положение, из которого двигатель невозможно запустить – когда полюса точно сориентированы друг перед другом.
- Невозможность пуска из-за сильного сопротивления или слабого отталкивания полюсов.
- Ротор останавливается после совершения одного оборота. Это связано с тем, что после прохождения половины окружности притягивание магнита не разгоняло, а тормозило вращение ротора.
Решение первой проблемы было найдено довольно быстро – для этого было предложено использовать более двух магнитов. Позднее в устройство двигателя стали включать несколько обмоток и коллекторно-щеточный узел, который подавал питание только на одну пару обмоток в определенный момент времени.
Коллекторно-щеточная система подачи тока решает и проблему торможения ротора – переключение полярности происходит до того момента, когда вращение ротора начинает замедляться. Это значит, что во время одного оборота двигателя происходит как минимум два переключения полярности.
Проблема слабых пусковых токов рассматривается ниже в отдельном разделе.
Конструкция
Итак, постоянный магнит закрепляется на корпусе двигателя, образуя вместе с ним статор, внутри которого располагается ротор. После подачи питания на обмотке якоря возникает электромагнитное поле, вступающее во взаимодействие с магнитным полем статора, это приводит к вращению ротора, жестко посаженного на вал. Для передачи электрического тока от источника к якорю двигатель оснащается коллекторно-щеточным узлом, состоящим из:
- Коллектора. Он представляет собой токосъемное кольцо из нескольких секций, разделенных диэлектрическим материалом, подключается к обмоткам якоря и крепится непосредственно на валу двигателя.
- Графитовых щеток. Они замыкают цепь между коллектором и источником питания с помощью щеток, которые прижимаются к контактным площадкам коллектора прижимными пружинами.
Обмотки якоря одними концами соединяются между собой, а другими – с секциями коллектора, образуя таким образом цепь, по которой ток идет по следующему маршруту: входная щетка –> обмотка ротора -> выходная щетка.
Приведенная принципиальная схема (рис. 3) демонстрирует принцип работы примитивного электродвигателя постоянного тока с коллектором из двух секций:
- В этом примере мы будет считать стартовым положением ротора то, которое нарисовано на схеме. Итак, после подачи питания на нижнюю щетку, помеченную знаком «+», ток протекает по обмотке и создает вокруг нее электромагнитное поле.
- По правилу буравчика в левой нижней части формируется северный полюс якоря, а на правой верхней – южный. Располагаясь вблизи одноименных полюсов статора, они начинают отталкиваться, приводя тем самым ротор в движение, которое продолжается до тех пор, пока противоположные полюса не окажутся на минимальном друг от друга расстоянии, то есть придут в окончательное положение (рис. 1).
- Конструкция коллектора на данном этапе приведет к переключению полярности на обмотках якоря. В результате этого полюса магнитных полей снова окажутся на близком расстоянии и начнут отталкиваться.
- Ротор совершает полный оборот, и коллектор снова меняет полярность, продолжая его движение.
Технические параметры
К основным характеристикам РН относится рабочее напряжение, количество подключаемых фаз и максимальная пропускная мощность. Ниже рассмотрены параметры одного из популярных реле — RV-32.
Характеристика | Значение |
Питающее напряжение | 220 В |
Максимальная активная мощность потребителя | 7 кВт |
Предельный ток нагрузки | 32 А |
Погрешность измерений | +/-1 % |
Степень защиты от пыли и влаги | IP20 |
Количество рабочих циклов реле | 100 тыс. |
Рабочая температура | от -5 до+40°C |
Предельное сечение подключаемых проводов | 6 кв. мм |
Из характеристики следует, что реле питается от сетевого напряжения 220 В. Внутренние контакты способны длительно пропускать ток, равный 32 А, что соответствует потребителю мощностью 7 кВт. Класс IP 20 говорит, что устройство непригодно для работы во влажном помещении или на улице. Его допустимо устанавливать в специальный электрический щит. 100 тыс. рабочих циклов — это количество включений и отключений реле, которые оно способно перенести без разрушения.
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ЛЮБЫХ МОДЕЛЕЙ ______________ _____________ СО СКЛАДА И ПОД ЗАКАЗ
Самое популярное
Календарь
П | В | С | Ч | П | С | В |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Анонсы новостей
Установка автоматической двери на микроавтобус
Устанавливать автоматические двери для микроавтобусов достаточно популярная услуга. Которая имеет преимущества в использовании, при этом очень удобная система не только для водителя, но и для пассажиров.Преимущество использования автоматической систе.
Архив новостей
Виды РН
В защите от скачков вольтажа нуждаются различные типы приборов. Некоторые из них работают от бытового напряжения 220 В и потребляют минимальную мощность. К примерам таких устройств относятся зарядные устройства для смартфонов или led лампочки. Другие так же работают от 220 В, но потребляют уже тысячи ватт мощности, например, электрические чайники и утюги. Третьи устройства требуют трехфазного питания 380 В. Обычное однополюсное РН им не годится. Среди таких потребителей промышленные станки и мощные асинхронные двигатели. Поэтому все реле для контроля напряжения принято разделять по типу корпуса и виду нагрузки.
По типу корпуса
Данная классификация указывает на то, какие приборы и в каком количестве возможно подключить к реле. По типу исполнения РН подразделяется на 3 вида:
- розеточные;
- в виде удлинителя;
- с установкой на din рейку.
Первый тип наиболее прост с точки зрения использования. Данное реле защиты от перенапряжения подключается непосредственно в розетку. С одной стороны корпуса имеется соответствующий разъем в виде штепсельной вилки. На другой части прибора расположена стандартная розетка для подключения нагрузки. Подобный тип РН можно быстро снять и подключить в другое место.
Достоинства и недостатки
Резюмируя все вышесказанное, можно описать характерные для электродвигателей постоянного тока достоинства и недостатки относительно их аналогов, рассчитанных на работу от переменного тока.
- ДПТ незаменимы в ситуациях, когда необходим сильный пусковой момент;
- скорость вращения якоря легко регулируется;
- двигатель постоянного тока является универсальной электрической машиной, то есть может применяться в качестве генератора.
- ДПТ имеют высокую производственную стоимость;
- использование щеточно-коллекторного узла приводит к необходимости частого техобслуживания и ремонта;
- для работы нужен источник постоянного тока или выпрямители.
Распространенные схемы подключения
Отличия существуют и в мощности потребителей, которые подключаются через РН. Одним достаточно для питания фазы и нуля. Другие требуют трехфазное питание. Для каждой категории мощности нагрузки необходима соответствующая схема подключения реле. Поэтому принято выделять 3 способа включения этих защитных устройств:
- однофазное РН;
- трехфазное;
- схема подключения через контактор.
Подключение однофазного РН
Схема применяется для подключения потребителей на 220 В. Она пригодна как для квартиры, так и для отдельного устройства.
Первоначально имеется однофазное РН, питающая и отходящая линии. Монтаж схемы производится по нижеизложенному плану:
- Подключается общий нулевой провод. Соответствующая клемма имеется на реле. Она обозначается буквой «N». В зависимости от модели прибора нулевых клемм может быть и две. В таком случае на один контакт подключается ноль от питающей линии, а на другой от отходящей.
- Затем подсоединяется фазный провод отходящей линии. На корпусе прибора эта клемма имеет маркировку «L2», «выход L» или «out L».
- Третий этап — подключение фазного провода питающей линии. Напряжение на нем присутствует всегда и независимо от того, сработало РН или нет. В стандартном электрощите этот проводник идет от выхода прибора учета или дифавтомата.
Схема для трехфазного реле контроля напряжения
Разные модели трехфазных реле контроля напряжения имеют отличающийся набор клемм для подключения проводов. В стандартной комплектации их 8. Клеммы напряжения сети (4 шт.) нужны для подачи в устройство трех контролируемых фаз и нуля. На корпусе прибора они обозначаются L1, L2, L3 и N. Выходные релейные клеммы (4 шт.) используются для подключения последующих устройств защиты и автоматики. Они имеют маркировку «NO» у нормально открытых контактов, и «NC» у нормально закрытых.
Схема подключения собирается в 2 этапа:
- К клеммам РН подключаются фазные и нулевые провода питающей линии. Здесь необходимо обратить внимание на максимальный допустимый ток контактов. Как правило, если потребитель трехфазный, то он потребляет большие мощности. Реле должно быть рассчитано на эти значения.
- К релейному выходу подключаются последующие устройства. Например, контактор, различные устройства сигнализации или индикаторные лампы «авария».
Обратите внимание! Дорогостоящие трехфазные РН способны контролировать не только напряжение, но и ряд других параметров сети. Например, критический перекос фаз и правильность их чередования. Эти функции важны для правильной работы асинхронных двигателей и тиристорных преобразователей.
Подключение нагрузок свыше 100 кВт с помощью контактора
Некоторые потребители электроэнергии берут от сети токи в сотни ампер. Никакое РН не способно справиться с такими мощностями. В этой ситуации используют отдельный контактор. Его необходимо соединить с выходным реле.
Схема реверса электродвигателя на ардуино
В конструировании моделей или робототехнике часто применяются небольшие щеточные электродвигатели постоянного тока, для управления которыми используется программируемый микроконтроллер ардуино.
Если вращение двигателя предполагается только в одну сторону, и мощность электродвигателя небольшая, а напряжение питания от 3,3 до 5 вольт, то схему можно упростить и запитать непосредственно от ардуино, но так делают редко.
В моделях с дистанционным управлением, где необходимо использовать реверс моторов с напряжением более 5В, применяют ключи, собранные по мостовой схеме. В этом случае схема подключения двигателя с реверсом на ардуино будет выглядеть подобно тому что изображено ниже. Такое включение применяется чаще всего.
В мостовой схеме могут применяться полевые транзисторы или специальное согласующее устройство — драйвер, с помощью которого подключаются мощные моторчики.
В заключение отметим, что собирать схему реверса электродвигателя должен подготовленный специалист. Однако, при самостоятельном подключении необходимо соблюдать условия техники безопасности, выбрать подходящую схему соединения и подобрать необходимые комплектующие, строго следуя инструкции по монтажу. В этом случае у конструктора не возникнет трудностей в подключении и эксплуатации электродвигателя.
Теперь вы знаете, что такое реверс электродвигателя и какие схемы подключения для этого используют. Надеемся, предоставленная информация была для вас полезной и интересной!
Рекомендации по выбору
Из вышесказанного вытекает, что существует множество видов реле контроля напряжения. Подбор осуществляется с учетом конкретной ситуации, в которой РН предстоит работать. Наиболее значимые критерии выбора реле контроля напряжения таковы:
- Однофазная или трехфазная сеть. Практикуется вариант, когда вместо одного трехфазного реле устанавливается 3 однофазных.
- Тип исполнения реле. Подключаемые к розетке, рассчитаны на 1-3 потребителя. Они выдерживают ток до 16 А. Модификации под DIN рейку мощнее. Через них возможно подключить всю квартиру. Пропускаемый ток составляет 40-80 А.
- Допустимый ток реле. Для обычной квартиры подойдет прибор, способный пропускать 30-40 А. Этот ток больше, чем позволит сечение бытовой проводки, но РН лучше брать с запасом по мощности в 1,5-2 раза. Так устройство прослужит заметно дольше.
- Если реле приобретается для подключения одиночного бытового прибора, то перед покупкой следует узнать какой у него потребляемый ток. В этой ситуации достаточно делать запас в 30-50%.
Дополнительная информация. Существуют реле контроля напряжения, оснащенные встроенным амперметром. Эти приборы позволяют отслеживать потребляемый квартирой ток. На них возможно организовать защиту от короткого замыкания или перегрузки сети.
Пусковые токи
Постепенное оснащение ротора двигателя дополнительными элементами, обеспечивающими его бесперебойную работу и исключающими секторальное торможение, возникает проблема его запуска. Но все это увеличивает вес ротора – с учетом сопротивления вала столкнуть его с места становится сложнее. Первым решением этой проблемы, приходящим в голову, может быть увеличение силы тока, подаваемой на старте, но это может привести к неприятным последствиям:
- защитный автомат линии не выдержит тока и отключится;
- провода обмотки сгорят от перегрузки;
- секторы переключения на коллекторе приварятся от перегрева.
Поэтому такое решение можно назвать скорее рискованной полумерой.
Вообще, данная проблема является главным недостатком электродвигателей постоянного тока, но включает в себя основное их преимущество, благодаря которому они незаменимы в некоторых областях. Преимущество это заключается в прямой передаче момента вращения сразу же после пуска – вал (если тронется с места) будет крутиться с любой нагрузкой. Двигатели переменного тока на такое не способны.
Решить эту проблему полностью до сих пор не удалось. На сегодняшний день для пуска таких двигателей используется автомат-стартер, чей принцип работы схож с автомобильной коробкой передач:
- Сначала ток постепенно поднимается до пускового значения.
- После «сдвига» с места значение тока резко падает и снова плавно поднимается «подгоняя вращение вала».
- После подъема до предельного значения сила тока снова снижается и «подгоняется».
Данный цикл повторяется 3-5 раз (рис. 4) и решает необходимость старта двигателя без возникновения критических нагрузок в сети. Фактически, «плавный» запуск по-прежнему отсутствует, однако оборудование работает безопасно, а главное достоинство электродвигателя постоянного тока – крутящий момент – сохраняется.
Настройка порогов срабатывания РН
Настройка реле защиты от перенапряжения производится после анализа текущего состояния электросети и проводки. Необходимо обратить внимание на такие факторы, как:
- Напряжение в розетке. Оно составляет 220 В только на страницах учебников. Реальный вольтаж в сети способен находиться в пределах 190-240 В. Бессмысленно настраивать РН на отключение при снижении до 210 В, если в розетке вольтаж редко поднимается выше 200 В. Особенно актуально для сельской местности и в частном доме.
- Мощность бытовых приборов. Некоторые образцы техники в момент запуска потребляют большие токи, что резко понижает напряжения в сети. Этот провал необходимо учитывать, чтобы выбрать нижний порог срабатывания защиты.
- В ночное время суток происходит обратное. Люди спят. Большая часть электроприборов в доме выключена. Напряжение в сети способно зашкаливать до 230-240 В. Это явление учитывается при выборе верхнего номинала срабатывания.
Переподключаем рабочую обмотку
Для этого можно вскрыть корпус, достать и перевернуть намотку, затем вернуть крышки на место. Но есть более эргономичный вариант, при котором вам не придется разбирать агрегат – достаточно переподключить контакты, которые выходят наружу (это работает только в том случае, если выведены 4 контакта). Итак, от вас требуется:
- Отключить двигатель.
- Определить, какая пара выводов соответствует началу и концу рабочей обмотки (вторая пара принадлежит пусковой обмотке и в данный момент вам не нужна).
- Перекинуть фазу с начального конца обмотки на конечный, а ноль – с конечного конца на начальный (либо наоборот).
В результате этих действий ротор станет вращаться в противоположную сторону, что вам и требовалось.
Изменение направления вращения двигателя постоянного тока последовательного возбуждения
Стандартная схема включения двигателя постоянного тока последовательного возбуждения приведена на рис. 3.21.
Зплп гателя последовательного возбуждения
Если изменить полярность напряжения на электродвигателе, как показано на рис 3.21 в скобках, то изменения направления вращения (реверса) двигателя не произойдет. Электромагнитный момент двигателя постоянного тока определяется в соответствии с выражением (3.4)
При изменении полярности напряжения U меняются направления как тока якоря двигателя I, так и тока обмотки возбуждения, последнее приводит к изменению направления потока Ф, созданного обмоткой возбуждения LM. Знак электромагнитного момента остается прежним. Это свойство двигателя последовательного возбуждения позволяет включать его в цепь однофазного переменного тока, направление вращения двигателя при этом будет всегда одного знака. Для изменения направления вращения двигателя последовательного возбуждения необходимо изменить знак его электромагнитного момента. Это возможно, если изменить направление тока только через обмотку якоря М или только обмотку возбуждения LM двигателя:
На практике во избежание перемагничивания двигателя обычно меняют направление тока, протекающего по обмотке якоря двигателя. Схема включения двигателя при реверсе приведена на рис. 3.22. Звездочками * на схемах рис. 3.21 и рис. 3.22 обозначены начала обмоток якоря и возбуждения.
Рис. 3.22. Схема включения двигателя последовательного возбуждения при реверсе
Двигатель последовательного возбуждения успешно применяется в электроинструментах, включаемых в сеть однофазного переменного тока: электродрелях, электрорубанках, электропилах и др.
Источник
Где плюс 10?
Где плюс 10?
Определение полярности мультиметром
Иногда случается, что в новом электрическом аппарате, который необходимо подключить, отсутствует маркировка полярности или необходимо перепаять проводку поврежденного устройства, а все провода одного цвета. В такой ситуации важно правильно определить полюса проводов или контактов.
Но при наличии необходимых приборов возникает закономерный вопрос: как мультиметром определить плюс и минус электроприбора?
Для определения полярности мультиметр необходимо включить в режим замера постоянного напряжения до 20 В. Провод черного щупа подключается в гнездо с маркировкой СОМ (он соответствует отрицательному полюсу), а красный подключается в гнездо с маркером VΩmA (он, соответственно, является плюсом).
После этого щупы подсоединяются к проводам или контактам и прибор, полярность которого необходимо узнать, включается.
Если на дисплее мультиметра отображается значение без дополнительных знаков, то полюса определены правильно, контакт к которому подключен красный щуп – это плюс, а к которому подключен черный щуп будет соответствовать минусу.
В том случае если мультиметр показал значение напряжения со знаком минус – это будет означать, что щупы подключены к устройству неверно и красный щуп будет минусом, а черный – плюсом.
Если мультиметр, которым производится замер, аналоговый (со стрелкой и табло с градациями значений), при правильном подключении полюсов стрелка покажет действительное значение напряжения, а сели полюса перепутаны то стрелка будет отклоняться в противоположную сторону относительно нуля, то есть показывает отрицательное значение напряжения тока.
Определение полярности альтернативными методами
Если случилось так, что мультиметра под рукой нет, а полярность необходимо найти, можно использовать альтернативные и «народные» средства.
К примеру, заряды проводки динамиков проверяются при помощи батарейки на 3 вольта. Для этого необходимо на короткий промежуток времени прикоснуться проводами, присоединенными к батарейке, к выводам динамика.
Если диффузор в динамике начинает двигаться наружу, это будет значить, что положительная клемма динамика присоединена к плюсу батарейки, а отрицательная к минусу. Если же диффузор движется внутрь – полярность перепутана: положительная клемма замкнута на минусе, а отрицательная на плюсе.
Если необходимо подключить блок питания постоянного напряжения или аккумулятор, но на них нет маркировки полярности, а под рукой нет мультиметра, плюс и минус можно определить «народными» методами при помощи подручных материалов.
Самый простой способ определения полярности, которым можно воспользоваться дома – это использовать картофель. Для этого необходимо взять один клубень сырого картофеля и разрезать пополам. После этого два провода (желательно разного цвета или с любым другим отличительным знаком) оголенными концами втыкаются в срез картофеля на расстоянии 1-2 сантиметра друг от друга.
Другие концы проводов подключаются к проверяемому источнику постоянно тока, и прибор включается в сеть (если это аккумулятор, то после подсоединения проводов больше ничего делать не нужно) на 15-20 минут. По истечении этого времени на срезе картофеля, вокруг одного из проводов образуется светло-зеленое пятно, которое будет признаком плюсового заряда провода.
Второй способ также не требует, каких либо, особых устройств или инструментов. Для определения полярности проводов источника постоянного тока понадобится емкость с теплой водой, в которую опускаются два подключенных к источнику питания провода.
После включения прибора в сеть вокруг одного из проводов начнут появляться пузыри газа (водород) – это процесс электролиза воды. Эти пузырьки образуются вокруг источника отрицательного заряда.
Следующий способ подойдет в том случае, если есть не используемый, рабочий компьютерный кулер. Способ определения полярности данным методом заключается в том, что кулер необходимо запитать от проверяемого источника бесперебойного питания. Но зачастую в кулерах присутствует три провода:
- черный, отвечает за отрицательный заряд;
- красный, отвечает за положительный заряд;
- желтый, является датчиком оборотов.
В данном случае желтый провод игнорируется и никуда не подключается. Если после подключения кулера к источнику постоянного напряжения, кулер начал работать, то полярность определена правильно, плюс подключен к красному проводу, а минус – к черному. А если кулер не срабатывает – это будет означать что полярность неправильная.
Также, если мультиметр отсутствует, положительный и отрицательный контакты аккумулятора можно определить при помощи индикаторной отвертки.
Для этого необходимо дотронутся индикатором до одного из выводов аккумулятора, прижать палец к обратной стороне индикатора (к контакту на рукоятке), а ко второму выводу аккумулятора дотронуться рукой.
Если индикатор начал светиться, то заряд проверенного вывода, с которым он контактирует, имеет положительное значение, а если индикатор не засветился – вывод отрицательный. Но у этого способа определения полярности есть один недостаток.
Если аккумулятор разрядился или поврежден (пробит), индикатор будет загораться при контакте с обеими клеммами, из-за чего определить значения полюсов аккумуляторной батареи будет невозможно.
Источник
Как изменить полярность на блоке питания
Как изменить полярность блока питания?
В большинстве высоковольтных блоков питания для создания необходимого выходного напряжения применяются так называемые умножители напряжения. Основная схема умножителя показана ниже на упрощенной принципиальной схеме блока питания:
Схема умножителя состоит из конденсаторов и диодов, расположенных в определенном порядке. Полярность на выходе блока определяется ориентацией диодов. В вышеприведенном примере диоды должны создавать на выходе положительную полярность относительно земли. Если поменять ориентацию всех диодов, умножитель будет выдавать отрицательное напряжение относительно земли.
В вышеприведенном примере показан двухступенчатый однополупериодный умножитель, в котором используются четыре диода. Двухполупериодные каскады умножителей более эффективны, в них используются дополнительные конденсаторы и в два раза больше диодов. Для создания высоких напряжений, таких как в блоках питания Spellman, последовательно соединяют большое количество каскадов умножения. 12-каскадный двухполупериодный умножитель будет содержать 48 диодов.
Как правило, используемые для сборки умножителей конденсаторы и диоды впаяны прямо в одну, а иногда в несколько печатных плат. Часто в целях изоляции от высоких напряжений такие платы заключаются в оболочку – заливаются компаундом.
Для упрощения процедуры изменения полярности на противоположную (как в экземпляре серии SL) при напряжениях выше 8 кВ предусмотрен второй умножитель – «противоположной полярности». Процесс замены умножителя не представляет трудностей, необходимы лишь отвертка и несколько минут времени. Из-за упрощенной конструкции блоков в модульном исполнении они, как правило, не допускают изменения полярности прямо на месте эксплуатации.
Источник
Как Определить Полярность на Блоке Питания С помощью вентилятора от пк
КЛАССИФИКАЦИЯ БЛОКОВ ПИТАНИЯ И ЗАРЯДНЫХ УСТРОЙСТВ — Классификация — БЛОКИ ПИТАНИЯ — Электронные компоненты (каталог) — Телефония и Электронные Компоненты
Справочная таблица цветовой маркировки,
величины напряжений и размаха пульсаций на разъемах БП
Провода одного цвета, выходящие из блока питания компьютера, припаяны внутри к одной дорожке печатной платы, то есть соединены параллельно. Поэтому напряжение на всех провода одного цвета одинаковой величины.
Таблица цветовой маркировки проводов, выходных напряжений и размаха пульсаций БП АТХ | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Выходное напряжение, В | +3,3 | +5,0 | +12,0 | -12,0 | +5,0 SB | +5,0 PG | GND |
Цветовая маркировка проводов | оранжевый | красный | желтый | синий | фиолетовый | серый | черный |
Допустимое отклонение, % | ±5 | ±5 | ±5 | ±10 | ±5 | – | – |
Допустимое минимальное напряжение | +3,14 | +4,75 | +11,40 | -10,80 | +4,75 | +3,00 | – |
Допустимое максимальное напряжение | +3,46 | +5,25 | +12,60 | -13,20 | +5,25 | +6,00 | – |
Размах пульсации не более, мВ | 50 | 50 | 120 | 120 | 120 | 120 | – |
Напряжение +5 В PG (Power Good) – появляется на сером проводе БП через 0,1-0,5 секунд в случае его исправности после самотестирования и служит разрешающим сигналом для работы материнской платы.
При измерении напряжений «минусовой» конец щупа подсоединяется к черному проводу (общему), а «плюсовой» – к контактам в разъеме. Можно проводить измерения выходных напряжений непосредственно в работающем компьютере.
Напряжение минус 12 В (провод синего цвета) необходимо только для питания интерфейса RS-232, который в современные компьютеры не устанавливают. Поэтому в блоках питания последних моделей это напряжение может отсутствовать.
Отклонение питающих напряжений от номинальных значений не должно превышать значений, приведенных в таблице.
При измерении напряжения на проводах блока питания, он должен быть обязательно подключен к нагрузке, например, к материнской плате или самодельному блоку нагрузок.
Таблица цветовой маркировки проводов, выходных напряжений и размаха пульсаций БП АТХ | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Выходное напряжение, В | +3,3 | +5,0 | +12,0 | -12,0 | +5,0 SB | +5,0 PG | GND |
Цветовая маркировка проводов | оранжевый | красный | желтый | синий | фиолетовый | серый | черный |
Допустимое отклонение, % | ±5 | ±5 | ±5 | ±10 | ±5 | – | – |
Допустимое минимальное напряжение | +3,14 | +4,75 | +11,40 | -10,80 | +4,75 | +3,00 | – |
Допустимое максимальное напряжение | +3,46 | +5,25 | +12,60 | -13,20 | +5,25 | +6,00 | – |
Размах пульсации не более, мВ | 50 | 50 | 120 | 120 | 120 | 120 | – |
Как определить плюс и минус на проводе от зарядки? Онлайн журнал Жизнь и работа
Установка в БП компьютера
дополнительного разъема для видеокарты
Провода, идущие от дополнительного разъема для питания видеокарты, плотно обвиваются не менее чем тремя витками вокруг провода, к которому они присоединяются. Если есть возможность, то лучше соединения пропаять паяльником. Но и без пайки в данном случае контакт будет достаточно надежным.
Завершается работа по установке дополнительного разъема для питания видеокарты изолированием места соединения, несколько витков и можно подключать видеокарту к блоку питания. Благодаря тому, что места скруток сделаны на удалении друг от друга, каждую скрутку изолировать по отдельности нет необходимости. Достаточно покрыть изоляцией только участок, на котором оголены провода.
БП компьютера – цвета проводов, напряжение на разъемах
- Извлечь батарею;
- Отрезать штекер от зарядного кабеля и оголить изоляцию жил;
- Выполнить зачистку каждой жилы и разобраться с плюсом и минусом проводов;
- Подсоединить жилы к клеммам на батарее. …
- Зафиксировать соединение удобным способом и подключить зарядку к сети;
Другие разновидности маркировок полярности
Существуют общепринятые стандарты обозначения полярности, они обязательны не только для цепей переменного тока, но и переменного напряжения – одно- и трехфазного. Стандарты таковы:
- красный или коричневый. Такая изоляция характерна для фазных проводов;
- синий или черный. Означает «землю» или, проще говоря, ноль;
- цветовая комбинация. Применяется для обозначения заземляющих проводников. Чередуются желтый и зеленый.
Вышеперечисленные цвета – базовые. Однако на практике встречаются и другие оттенки, что порой сбивает пользователей с толку.
Где плюс где минус на схеме?
Как проверить полярность?
Иногда возникают ситуации, когда перед подключением кабеля необходимо точно знать его полярность, но маркировка отсутствует или используются другие оттенки. Поэтому необходимо понимать, как это сделать правильно. Используются для этих целей специальные инструменты или подручные средства.
ВАЖНО! Если хотите определить полярность, обязательно сделайте соответствующие пометки на проводах, чтобы исключить дальнейшую путаницу. Для этого можно использовать, к примеру, цветной скотч или разноцветные фломастеры.
Вариантов проверки много, каким воспользоваться – решать пользователю. Главное – соблюдать меры безопасности и делать все правильно.
Проверяем полярность специальными приборами
Есть несколько специнструментов, которые помогут быстро и качественно определить «плюс» и «минус»:
- Мультимер. Вариант, о котором пойдет далее речь, наиболее простой. Для этого используется специальный инструмент, на котором необходимо предварительно выставить режим замера постоянного тока до 20В. После этого в разъем «СОМ» подключается щуп, а в «VmA» – красный провод. При этом щуп выступает в качестве минуса, провод – плюса. После подготовительных манипуляций останется проверить провода щупами. В случае, если на экране высвечиваются цифры, щупы подключены правильно. Знак минус, засветившийся на экране, говорит о том, что подсоединение выполнено неправильно. Встречаются мультимеры со стрелками. При неправильном подключении стрелочка уйдет в противоположную сторону.
- Индикаторная отвертка. Если поднести отвертку к фазному проводу, в цепи произойдет замыкание, и контрольная лампа засветится. Инструмент простой, стоит недорого, служит долго. С ним вам не понадобятся дополнительные ресурсы, чтобы проверить полярность. Но есть и недостаток – вероятность неточного замера и даже ложного срабатывания.
Определяем полярность подручными средствами
Если под рукой нет специнструментов, а проверить кабель необходимо срочно, можно воспользоваться одним из нижеприведенных способов:
- Лампа. Просто вкрутите ее в обычный патрон и подсоедините провод к известной нулевой линии, далее – по очереди проверьте все необходимые кабели. Если лампа загорится, значит, фаза присутствует.
- Батарейка. Способ простой и удобный, тем более, что на батарейках имеется привычная маркировка и обозначены «+» и «-». Проводки, которые проверяются, подключаются концами к разным сторонам батарейки, а второй конец буквально на пару секунд прикасается к выводу динамика. При движении диффузора наружу можно судить о правильном подключении, если же он «тянется» внутрь, необходимо поменять провода.
Последний вариант – использование теплой воды. Один конец кабеля необходимо подключить к источнику питания, второй – опустить в жидкость. Когда включится прибор, около отрицательного провода соберутся пузырьки.
Источник
Инверторы полярности напряжения (- + / + -)
Иногда для питания устройства требуется иметь двуполярное напряжение. При этом обычно основным является источник положительного напряжения, а цепь отрицательного является вспомогательной (маломощной). Если конструкция предназначена для автономного питания, иметь две батареи неудобно.
Получить дополнительное напряжение (любой полярности) можно при помощи трансформатора, подключенного к выходу микросхемы, работающей в режиме автогенератора. С вторичной обмотки этого трансформатора напряжение выпрямляется и подается на схему. Мощность такого источника не может превышать 0,5…1 Вт.
Второй способ получения дополнительного напряжения отрицательной полярности показан на рис. 5.25.
Конденсаторный преобразователь обеспечивает получение стабилизированного отрицательного напряжения, величина которого зависит от Un и типа примененной микросхемы стабилизатора DA2 (6 В или 9 В для микросхем соответственно 78L06 (КР1157ЕН602) и 78L06 (КР1157ЕН902)). Ток в цепи нагрузки не должен превышать 20 мА.
В том случае, если требуется иметь в цепи с инверсным напряжением большой ток (до 4 А), можно воспользоваться схемой преобразователя с более мощным выходным каскадом, выполненным на двух комплементарных полевых транзисторах, рис. 5.26.
Рис. 5.25. Схема для получения двухполярного напряжения от одного источника
Применение в выходном каскаде мощных полевых МДП-транзисторов с индуцированным каналом (MOSFET) позволяет увеличивать рабочую частоту такого преобразователя до 100…500 кГц — это дает возможность уменьшить габариты устройства, а также обеспечить более высокий КПД преобразования по сравнению с каскадом, выполненным на биполярных транзисторах.
Еще одна схема инвертора показана на рис. 5.27. Она позволяет повысить отрицательное напряжение относительно источника питания за счет возникающей в катушке э.д.с. противоположной Полярности после закрывания ключа ѴТ1. Транзистор ѴТ1 подойдет любой с P-каналом, не имеющий внутри диода между стоком и истоком, или же потребуется установить дополнительный диод (Шотки), показанный на схеме пунктиром.
Рис. 5.26. Схема мощного инвертора напряжения.
Рис. 5.27. Схема повышающего напряжение инвертора напряжения.
В зависимости от необходимого минимального тока нагрузки (I„), выбранной рабочей частоты преобразователя (F) и скважности импульсов (D), минимальная допустимая индуктивность дросселя L1 определяется по формуле:
где Un — напряжение питания.
Литература: Радиолюбителям: полезные схемы, Книга 5. Шелестов И.П.
РадиоКот >Схемы >Цифровые устройства >Автоматика >
Переключатель полярности
Эту тему нам подсказал некто
O4karik
в теме
«Робототехника» на нашем
форуме.
Схема представляет собой автомат переключения полярности при нажатии на кнопку.
Где это может понадобиться? Да везде. Ну например, в каких-нибудь игрушках.
Доехала машинка до стенки, нажалась кнопочка — машинка поехала обратно
На самом деле, применений — куча. А устройство меж тем — чрезвычайно простое.
Состоит всего из двух микросхем и нескольких развесных элементов.
Начнем сначала. То есть — с кнопочки.
Как вам, надеюсь, известно, все выключатели, кнопочки, реле и прочие
элементы механической коммутации имеют очень неприятное свойство: «дребезг» контактов.
Он выражается в том, что при замыкании пары контактов, ток через них начинает идти спокойно не сразу.
Он сначала некоторое время «дребезжит» — совершает затухающие колебания. При размыкании контактов — та же беда.
Зачастую дребезг никто не замечает и не учитывает, поскольку для большинства схем он не
представляет серьезных проблем. Но для нашей схемы это — настоящая проблема. Потому что при нажатии кнопки один раз,
схема будет «думать», что кнопка была нажата несколько раз, что — ясен день — приведет к глюкам.
Значит, надо с ним бороться.
Для борьбы с дребезгом в нашем устройстве предусмотрена хитрая схема на двух инвертерах
микросхемы К561ЛН2, конденсаторе и двух резисторах. Не будем вникать в подробности его работы.
Скажу только, что эта схема является триггером Шмидта с временной задержкой включения и выключения.
Короче говоря, после этой схемы мы получаем красивые прямоугольные импульсы без всякого дребезга.
Эти красивые импульсы поступают на тактовый вход триггера DD2 (561ТМ2).
По каждому фронту (перепаду из 0 в 1), триггер захлопывает состояние на входе D.
Сигнал на вход D подается с инвертированного выхода этого же триггера.
Дальше все очень хитро.
Допустим, что на инверсном выходе — 1. При очередном фронте, она захлапывается в триггер, следовательно —
на прямом выходе триггера появляется «1», на инверсном — «0».
Значит, при следующем фронте в триггер захлопнется уже ноль! При этом, на прямом выходе появится «0», на инверсном — снова «1» и процесс пойдет заново.
Таким образом, каждый фронт будет изменять состояние триггера на противоположное.
В принципе, мы уже имеем на выходах триггера изменение полярности при каждом нажатии на кнопочку.
И если нагрузка маломощная — можно на этом и остановиться и повесить ее прямо
на выходы микросхемы. Однако, лучше не перегружать микросхему по току, а поставить на ее выходы самые обычные
усилители на транзисторах. Точнее — драйвера.
Драйвер — это буферный усилитель, который усиливает по току цифровой сигнал.
В принципе — этого то нам и нужно.
На каждый выход триггера мы поставим по одному драйверу. Каждый драйвер состоит из двух транзисторов
разной проводимости. Когда на вход драйвера поступает положительное напряжение — открыт NPN-транзистор,
когда отрицательное — PNP. В нашу схему я поставил транзисторы КТ502 и КТ503 (PNP и NPN соответственно).
Эти транзисторы запросто выдержат токи до 100 мА. Что? Вам нужно больше? Ну ладно!
Можете поставить транзисторы помощнее.
Я рекомендую ставить полевые транзисторы.
Например, подойдут транзисторные сборки
IRF7107,
IRF7309,
IRF7389.
Каждая из этих сборок уже содержат внутри пару транзисторов разной проводимости,
рассчитанных на токи от 3 до 7А.
Подробнее о них можно узнать на сайте фирмы-производителя (International Rectifier) — www.irf.com.
Ну, наверно это все. Надеюсь, схема будет вам полезна. Если что — пишите в форум.
Удачи!
Как вам эта статья? |
Заработало ли это устройство у вас? |