Как изменить предмет охраны объекта культурного наследия

Приказ Минкультуры РФ от 13.01.2016 N 28 об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3

Зарегистрировано в Минюсте России 2 августа 2016 г. N 43060


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 13 января 2016 г. N 28

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ВКЛЮЧЕННОГО В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 64 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25 ИЮНЯ 2002 Г. N 73-Ф3 «ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 27, ст. 3213; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 51, ст. 6150; 2010, N 43, ст. 5450; N 49, ст. 6424; N 51 (ч. 3), ст. 6810; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4563; N 45, ст. 6331; N 47, ст. 6606; N 49 (ч. 1), ст. 7015, ст. 7026; 2012, N31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 50 (ч. 5), ст. 6960; 2013, N 17, ст. 2030; N 19, ст. 2331; N 30 (ч. 1), ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799; N 49 (ч. 6), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1420; N 29 (ч. 1), ст. 4359), приказываю:

1. Утвердить Порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря — заместителя Министра Г.У.Пирумова.

Министр
В.Р. МЕДИНСКИЙ

Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 13 января 2016 г. N 28

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ВКЛЮЧЕННОГО В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 64 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25 ИЮНЯ 2002 Г. N 73-Ф3 «ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр) в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 73-ФЗ), подлежащих обязательному сохранению, органом государственной власти уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия).

2. Разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия (далее — проект предмета охраны объекта культурного наследия) может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

3. Разработка проекта предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется на основании историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических, натурных и иных исследований (далее — историко-культурные исследования).

4. Материалы по обоснованию проекта предмета охраны объекта культурного наследия формируются по результатам проведенных историко-культурных исследований, заключений государственных историко-культурных экспертиз, иных документов и материалов, позволяющих определить предмет охраны объекта культурного наследия (аннотированной иконографии, историко-архитектурных опорных планов, графических материалов, исторических справок, материалов, содержащих информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры).

5. Проект предмета охраны объекта культурного наследия оформляется в текстовой форме и может включать сведения в графической форме и фотографические изображения предмета охраны.

6. При разработке проекта предмета охраны объекта культурного наследия необходимо учитывать следующие особенности:

6.1. Предмет охраны ансамбля формируется с учетом градостроительных, ландшафтных, объемно-пространственных, планировочных, архитектурно-стилистических, функциональных характеристик элементов, и не является совокупностью предметов охраны каждого отдельного памятника, входящего в состав ансамбля.

6.2. Предметом охраны объекта культурного наследия может являться его историческое использование, функционально связанное с осуществлением жилой, торговой, промышленной и иной деятельности, подлежащее обязательному сохранению.

6.3. Предмет охраны объекта культурного наследия, обладающего мемориальной ценностью, должен включать характеристики, параметры и материальные элементы, непосредственно связанные с мемориальным периодом.

6.4. В предмет охраны объекта культурного наследия подлежат включению архитектурные элементы и детали объекта, в отношении которых произведена реставрация (воссоздание).

6.5. Техническое состояние объекта культурного наследия (его отдельных элементов), правовые, технические и иные (конфессионально-этнические, идеологические, политические, природные) условия его содержания и эксплуатации не влияют на состав предмета охраны объекта культурного наследия.

7. Разработанный проект предмета охраны объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия указанного объекта, с копиями Материалов.

8. Орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, рассматривает представленные документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, и в течение 30 рабочих дней со дня их получения принимает акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

При поступлении документов, не соответствующих положениям Порядка, орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, возвращает поступившие документы с мотивированным обоснованием причин возврата.

9. Акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия содержит текстовое описание проекта предмета охраны объекта культурного наследия, а также может включать сведения в графической форме и фотографические изображения.

10. Орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, выполняет,в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение материалов и иных документов, связанных с установлением предмета охраны.

11. Сведения о предмете охраны объекта культурного наследия вносятся в Реестр в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03 октября 2011 г. N 954 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 19.12.2011, регистрационный N 22670), с изменениями, внесенными приказами Минкультуры России от 03.06.2014 N 966 (зарегистрирован в Минюсте России 21.07.2014, регистрационный N 33178) и от 05.08.2015 N 2150 (зарегистрирован в Минюсте России 09.10.2015, регистрационный N 39250).

12. При исключении объекта культурного наследия из Реестра, акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия подлежит отмене органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

13. Изменение утвержденного предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

14. Изменение предмета охраны объекта культурного наследия, утвержденного органом государственной власти, прекратившего осуществление полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, осуществляется соответствующим уполномоченным органом государственной власти в указанной сфере.

15. Орган государственной власти, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, направляет копию указанного акта в орган государственной власти, прекратившего осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта, в целях отмены ранее принятого акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия.

Как изменять предмет охраны

12.04.2017

Как изменять предмет охраны

Минкультуры РФ распространило инструктивное письмо «по выработке единой правовой позиции относительно возможности изменения ранее установленных предметов охраны объектов культурного наследия». Документ (№106-01.1-39-01 от 11 апреля 2017 года) за подписью замминистра Олега Рыжкова адресован региональным госорганам охраны памятников и экспертам, проводящим государственную историко-культурную экспертизу. Он опубликован Правовым порталом в сфере культуры.

Письмо содержит два основных положения.

Во-первых, оно накладывает запрет на изменение ранее утвержденных предметов охраны с помощью государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) – вероятно, отталкиваясь от практики.

Аргументация: в соответствии с федеральным законом «Об объектах культурного наследия» ГИКЭ может проводиться «в целях уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в единый государственный реестр» или выявленном объекте. Однако согласно подпункту «а» пункта 20 Постановления Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» это уточнение сведений возможно лишь в части уточнения наименования, времени создания, дат основных изменений памятника или связанных с ним исторических событий. Уточнение предмета охраны здесь не фигурирует, поэтому и «изменение предмета охраны объекта культурного наследия путем подготовки экспертизы, целью которой является уточнение сведений об объекте культурного наследия, не является правомерным».

Министерство при этом напоминает о действующем порядке разработки и утверждения предметов охраны, «в соответствии со статьей 64 Федерального закона».

Во-вторых, Минкультуры РФ распорядилось, как поступать в случае необходимости изменения предметов охраны, «утвержденных федеральным органом исполнительной власти». Судя по контексту письма, речь идет о случаях, когда полномочия по госохране объекта перешли от федерального органа охраны памятников к региональному.

Утвердив измененный предмет охраны, региональный орган «направляет копию указанного акта в орган государственной власти, прекративший осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта (т.е. в Минкультуры — Ред.), в целях отмены ранее принятого акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия».

Но при этом изменение предмета охраны не может быть произвольным. Согласно пункту 13 приказа Минкультуры России от 13.01.2016 № 28 «Об утверждении порядка определения предмета охраны…», изменение утвержденного предмета охраны возможно только «на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия».

Поэтому «для рассмотрения вопроса об изменении ранее утвержденного предмета охраны объектов культурного наследия и признании утратившим силу приказов Минкультуры России в части утверждения предметов охраны объектов культурного наследия необходимо сформировать проект предмета охраны и материалы согласно пунктам 4 и 5 Приказа и представить в Минкультуры России в 2-х экземплярах на рассмотрение».

Материалы должны содержать обоснование предлагаемого решения и анализ «документов, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия». И все это должно быть подкреплено «фотографическими и архивными материалами».

Фото: К. Михайлов

Вопросы и ответы

Вне зависимости от особенностей, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия, все производственные работы, включая текущий ремонт, перепланировку и переоборудование помещений, ремонт и устройство инженерных систем (отопление, водоотведение, водоснабжение, электроснабжение и т.д.) проводятся только после оформления разрешительной документации в органе охраны объектов культурного наследия.

Оформление разрешительной документации включает получение задания, разработку и согласование (необходимость согласования устанавливается органом при выдаче задания) проектной документации и получение письменного разрешения на производство работ в комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области.

Разработка проектной документации и производство данных видов работ на объектах культурного наследия должны осуществляться силами организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Противоаварийные работы являются одним из видов консервации объекта культурного наследия и состоят из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника.

Противоаварийные работы как и иные мероприятия по сохранению проводятся в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Для проведения данных работ необходимо в срочном порядке получить задание и разрешение на проведение работ в комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области. 

Комплекс неотложных первоочередных мероприятий определятся проектной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по результатам обследования и оформляется в виде проектной документации (рабочей документации) по проведению консервации и (или) противоаварийных работ на объекте культурного наследия.

Подрядная организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, привлекаемая заказчиком для производства работ, в составе документов, необходимых для выдачи разрешения представляет в комитет подлинник указанной выше проектной документации.

Размещение вывесок и иных навесных конструкций на фасадах объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с требованиями ст. ст. 40, 43-45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и является работами по сохранению объектов культурного наследия.

Порядок проведения указанных работ установлен ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ (см. вопрос «Порядок проведения работ»).

Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (за исключением памятников археологии) установлен ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Выдача разрешительной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, предусмотренной требованиями ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ, осуществляется комитетом в рамках предоставления государственных услуг, и включает в себя следующие этапы:

1. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.

2. Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

3. Выдача подрядчику работ разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Формы заявлений и перечни предоставляемых в комитет документов доступны в соотвествующем разделе сайта.

По завершении работ на объекте культурного наследия организация, ведущая авторский надзор и научное руководство за проведением работ, подготавливает и направляет в комитет отчетную документацию о выполненных работах.

После утверждения отчетной документации осуществляется приемка выполненных работ с выходом на объект. В случае отсутствия замечаний, комиссией в составе заказчика работ, собственника объекта, представителя комитета, представителей организаций, осуществляющих авторский, технический надзор и научное руководство, а также подрядчика работ подписывается акт приемки. После чего работы считаются выполненными. Акт приемки подготавливается сотрудниками комитета.

Акт приемки работ выдается  заказчику работ или собственнику объекта культурного наследия

Да нужно. 

Работы по текущему ремонту объекта культурного наследия, в том числе ремонту помещений, фасадов, кровли, отмостки и т.д., являются ремонтом, понятие которого определено ст. 42 Федерального закона
от 25.06.2002 № 73 — ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ), и являются работами по сохранению обьекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона № 73-ФЗ ремонт памятника проводится в целях поддержания его в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

При производстве работ по ремонту (текущему ремонту) объекта культурного наследия необходимо оформление разрешительной документации в порядке, определенном ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ (см. вопрос «Порядок проведения работ на объектах культурного наследия»).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 № 67 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия осуществляется Министерством культуры Российской Федерации.

Уполномоченный орган, осуществляющий прием документов на лицензирование Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации 

Контакты: ОТДЕЛ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России

Заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Почтовый адрес (документы почтовым отправлением):

125993, ГСП-3, Москва, Малый Гнездниковский пер., 7/6, стр. 1, 2

Место приема документов:

г. Москва, Леонтьевский пер., д. 7, стр. 1В

Часы приема документов:

вт, ср, чт – с 10:00 до 11:30 и с 15:30 до 17:00 (предварительно записаться по телефонам Отдела)

Телефон / эл.почта для получения информации о рассмотрении документов и консультации по вопросам лицензирования:

+7 (495) 629-10-10 доб. 1779
licenzia@mkrf.ru

Сайт

www.mkrf.ru

Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области (далее — комитет), в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» является органом, уполномоченным Российской Федерацией в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. С целью соблюдения законодательства, перед началом проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на земельном участке, необходимо обратиться в комитет с заявлением о предоставлении сведений об объектах культурного наследия на земельном участке. Сделать это можно, посетив комитет лично, либо направив заявление при помощи сети «Интернет».

Если в письме комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области указано, что земельный участок расположен в границах территории/на территории объекта археологического наследия, с целью недопущения нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, при планировании земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, необходимо разработать план спасательных археологических работ в соответствии с требованием п. 2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Формулировка «вне зон охраны, вне защитных зон» относится к памятникам истории, архитектуры, градостроительства и монументального искусства и означает, что на земельный участок не распространяется ограничения данных памятников.

Разработкой плана археологических полевых работ занимается специализированная организация, в штате которой есть специалист-археолог, получивший разрешение (открытый лист) на право проведения археологических работ, выдаваемое Министерством культуры Российской Федерации сроком не более, чем на один год.

Акт государственной историко-культурной экспертизы и все приложения к нему предоставляются на рассмотрение в комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области (далее — комитет).
Заключение государственной историко-культурной экспертизы плана проведения археологических полевых работ или раздела документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта археологического наследия, рассматривается в течении 45 рабочих дней с момента регистрации:
Комитет в течении 5 рабочих дней с момента регистрации размещает на своем сайте в сети «Интернет» для общественного обсуждения заключение экспертизы и приложения к нему на срок 15 рабочих дней. В течении 10 рабочих дней с момента окончания общественного обсуждения, комитет размещает сводку поступивших предложений.
Заключение государственной историко-культурной экспертизы земель или документации с целью определения наличия/отсутствия объектов, обладающих признаками объектов культурного (археологического) наследия рассматривается в течении 15 рабочих дней с момента регистрации:
Комитет в течении 3 рабочих дней с момента регистрации размещает на своем сайте в сети «Интернет» для общественного обсуждения заключение экспертизы и приложения к нему на срок 7 рабочих дней. В течении 3 рабочих дней с момента окончания общественного обсуждения, комитет размещает сводку поступивших предложений.
В случае несогласия с заключением государственной историко-культурной экспертизы, комитет в срок не более 3 рабочих дней после принятия решения о несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, уведомляет об этом заказчика письменно с указанием мотивированных причин несогласия.

Нет. Получение задания не требуется.

Работы по обеспечению сохранности объекта культурного наследия не являются работами по его сохранению,  и на реализацию данных мероприятий не распространяются требования ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Разрешение на проведение указанных работ также не выдается комитетом.

В случае если комитетом указано, что для реализации планируемых Вами мероприятий необходимо разработать раздел об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, то в состав проекта планируемых Вами работ необходимо включить такой раздел и согласовать его в комитете.

В случае отсутствия необходимости разработки проектной документации для реализации планируемых Вами мероприятий, разрабатывается проект обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

Данная документация содержит оценку  воздействия проводимых работ на объект культурного наследия и проходит государственную историко-культурной экспертизу одним экспертом.

Наличие у организаций, осуществляющих разработку указанной  документации, лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия не требуется. 

На согласование в комитет представляется раздел об обеспечении сохранности или проект обеспечения сохранности объекта культурного наследия, а также положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы на указанную документацию, оформленное в виде акта экспертизы.

Заявление о согласовании указанной документации подается в комитет в свободной форме.

Согласно ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002  № 73 — ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах (далее – отчетная документация).

Приемка работ и оформление отчетной документации осуществляется в соответствии с приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840 «Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы» .

Обращаем внимание, что отчетная документация о выполненных работах оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к Порядку, а также предоставляется  с сопроводительным письмом по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к Порядку в прошитом и пронумерованном виде в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе.

После утверждения отчетной документации, представленной организацией, осуществляющей научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, комитетом в адрес заказчика работ и собственника обьекта культурного наследия направляется уведомление об организации приемки работ непосредственно на обьекте.

В случае отсутствия замечаний, комиссией в составе заказчика работ, собственника объекта, представителя комитета, представителей организаций, осуществляющих авторский, технический надзор и научное руководство, а также подрядчика работ подписывается акт приемки. После чего работы считаются выполненными. Акт приемки подготавливается сотрудниками комитета.

Акт приемки работ выдается  заказчику работ или собственнику объекта культурного наследия

Согласно п. 3 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ) задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.

Таким образом, в соотвествии с порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, увержденным Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016 № 1278,  заявителем на получение задания является собственник (физическое лицо либо юридическое лицо) или иной законный владелец объекта культурного наследия.

Вместе с тем, в случае если объект культурного наследия имеет нельколько собственников и заполнение бланка заявления на получение задание становится затруднительным (заявление должно быть подписано всеми собственниками помещений в объекте культурного наследия), руководствуясь требованиями п. 3
ст. 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ,  по решению общего собрания собственников, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов (копию протокола необходимо приложить), заявление можно подать от имени управляющей организацией, товарищества собственников жилья или иного уполномоченного лица.



10 февраля 2023

Войти
Версия для слабовидящих

Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопросы по охране объектов культурного наследия

  • Возможна ли отделка фасадов на объекте культурного наследия?
  • Возможна ли перепланировка на объекте культурного наследия?
  • Возможно ли подключение объекта культурного наследия к сетям инженерно-технического обеспечения?
  • Какая ответственность предусмотрена за совершение правонарушений в сфере охраны объектов культурного наследия?
  • Несет ли бремя содержания собственник объекта культурного наследия если у него нет охранного обязательства на данный объект?
  • В каких случаях должна проводиться историко-культурная экспертиза земельного или лесного участка.
  • Какие сделки можно осуществлять со зданием, являющимся памятником?
  • Порядок оформления охранного обязательства на объект культурного наследия
  • Возможна ли отделка фасадов на объекте культурного наследия?

    Нет, изменение облика объекта культурного наследия запрещено. Возможны только реставрационные или ремонтные работы по фасадам на основании разрешения на проведение работ, выданного органом охраны объектов культурного наследия.

    Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определен статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

    Наверх

    Возможна ли перепланировка на объекте культурного наследия?

    Работы по переустройству и перепланировке в объекте культурного наследия возможны, только на основании разрешения на проведение работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия.

    Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определен статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в которой указано, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

    В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

    Наверх

    Возможно ли подключение объекта культурного наследия к сетям инженерно-технического обеспечения?

    Да, в связи с тем, что работы по подключению объекта культурного наследия к сетям инженерно-технического обеспечения проводятся в целях приспособления объекта культурного наследия для современного использования.

    При открытом способе прокладки инженерных систем – требуется разработка раздела или проекта по обеспечению сохранности приспосабливаемого объекта культурного наследия, включающего оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия.

    В соответствии с п. 2 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – настоящий Федеральный закон) изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

    Согласно п. 3 ст. 36 настоящего Федерального закона строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

    В ст. 30 абз. 10 настоящего Федерального закона, документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ или иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, является объектом государственной историко-культурной экспертизы.

    При закрытом способе прокладки инженерных систем методом прокола грунта по территории объекта культурного наследия согласование с органом охраны объекта культурного наследия проектной документации на приспособление инженерных систем с проведением государственной историко-культурной экспертизы не требуется.

    Вместе с этим уведомляем, что в соответствии со ст. 47.3 настоящего Федерального закона при производстве работ по подведению инженерных сетей объёмно-планировочные и конструктивные решения и структуры здания памятника не могут быть изменены.

    Работы по прокладке инженерных систем внутри объекта культурного наследия, начиная от ввода в здание, проводятся в соответствии с порядком определенным ст. 45 настоящего Федерального закона.

    Порядок согласования проектной документации на приспособление инженерных систем и оборудования утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 1749 «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленного объекта культурного наследия».

    Наверх

    Какая ответственность предусмотрена за совершение правонарушений в сфере охраны объектов культурного наследия?

    В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» за нарушение данного Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, — стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.

    Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия предусмотрены следующие виды наказания:

    Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

    1. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи,

    — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

    2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны,

    — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях,

    — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

    4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшие причинение вреда объекту культурного наследия, в том числе выявленному объекту культурного наследия, либо уничтожение объекта культурного наследия, в том числе выявленного объекта культурного наследия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,

    — влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до шестисот тысяч рублей.

    5. Нарушение требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения,

    — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

    Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

    Организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно,

    — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

    Статья 7.14.1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения

    1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия,

    -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей.

    2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия,

    — влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до шестидесяти миллионов рублей.

    3. Уничтожение или повреждение объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения,

    — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

    Статья 7.14.2. Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность

    Неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия,

    — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

    Статья 7.15. Проведение археологических полевых работ без разрешения

    1. Проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом),

    -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

    2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия,

    -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц — от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

    3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин,

    -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц — от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

    Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов

    Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации,

    -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

    Статья 7.16. Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения

    Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения,

    — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.

    Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль

    1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль,

    — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

    Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля

    1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 КоАП РФ,

    — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

    2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки,

    -влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи,

    -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль

    18. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия,

    -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

    19. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 настоящей статьи,

    -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    Кроме административной ответственности за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей и нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия также предусмотрена и уголовная ответственность.

    Статья 243 УК РФ. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

    1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

    — наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия,

    — наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Статья 243.1. УК РФ. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

    Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере,

    — наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Статья 243.2. УК РФ. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

    1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя,

    — наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия,

    -наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    3. Те же деяния, совершенные:

    а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

    б) лицом с использованием своего служебного положения;

    в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

    наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Статья 243.3. УК РФ. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере

    1. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством Российской Федерации обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере

    -наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

    2. Те же деяния, совершенные:

    а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

    б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

    наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

    Наверх

    Несет ли бремя содержания собственник объекта культурного наследия если у него нет охранного обязательства на данный объект?

    Да, собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания в соответствии пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона

    от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»

    (далее – настоящий Федеральный закон) при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте

    11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

    1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

    2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

    3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

    4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

    5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

    6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

    — под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

    — под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

    — под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

    7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

    8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

    Также в соответствии с пунктом 2 статьи 47.3 настоящего Федерального закона собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

    Наверх

    В каких случаях должна проводиться историко-культурная экспертиза земельного или лесного участка.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Учитывая изложенное, Минкультуры России направило схему для использования в работе механизм взаимодействия заказчика (застройщика), проектной организации (исполнителя работ) и уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в случае отсутствия или наличия сведений об объектах археологического наследия.

    Наверх

    Какие сделки можно осуществлять со зданием, являющимся памятником?

    Ограничения по видам сделок для объектов культурного наследия, являющимися памятниками регионального и местного значения отсутствуют, вместе с тем сделки с ОКН должны осуществляться с учетом требований, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

    Ограничения по видам сделок для объектов культурного наследия, являющимися памятниками федерального, регионального, выявленного и местного значения отсутствуют, вместе с тем сделки с объекта культурного наследия должны осуществляться с учётом требований, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

    В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включённый в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре существенного условия сделка является ничтожной. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора.

    Наверх

    Порядок оформления охранного обязательства на объект культурного наследия

    Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее — охранное обязательство), утверждается правовым актом регионального органа охраны объектов культурного наследия.

    Оформление охранного обязательства не носит заявительный характер.

    Наверх

    Информационные ресурсы Иркутской области

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как изменить предмет на учи ру
  • Как изменить предмет на огэ на mos ru официальный сайт
  • Как изменить предмет на егэ на мос ру
  • Как изменить предмет или основание иска
  • Как изменить предмет договора подряда