Сразу оговорюсь, нарезку протектора, углубляя заводские канавки на непредназначенной для этого резине не советую. Цель моих экспериментов — прорядить имеющийся протектор дорожной резины для превращения ее во внедорожную, сохраняя при этом заводскую глубину канавок.
Итак начнем. Изначально эта мысль у меня возникла, когда износившаяся АТешка на моем внедорожнике перестала меня удовлетворять и своим внешним видом и своей проходимостью на скользкой влажной земле. Я еще тогда подумал: как было бы неплохо здесь и здесь прорезать новые канавки. Позже я узнал, что есть такая штука — регрувер, которая предназначена как раз для этого — нарезки протектора на шинах.
В данной ситуации нарезке подверглись колеса скутера. Причина та же — езжу я на нем чаще по даче и природе, где хорошее сцепление с влажным грунтом или травой важно. Хотел сначала купить новые покрышки Maxxis M6024, но финансы в кризис поют романсы еще больше. Как там медведев сказал: «вы там держитесь, удачи вам и хорошего настроения». Вот и держимся, как можем, мать его.
Так, как такие машинки стоят от 14 тыр до…, что дешевле комплект резины купить, решил поискать что-то по-доступнее. Поиски на али ничего не дали, они тоже стоят там, как… Хотя конструкция у них простая и никак не вложено туда сил и материалов на 15, 20 и 30 тысяч рублей. Думаю высокая цена обусловлена не распространенностью сего девайса.
Стал искать дальше. В интернете многие делают такие машинки сами. Они бывают двух типов: с прямым нагревом, это когда через лезвие проходит ток и оно нагревается, расплавляя резину и косвенным, когда лезвие нагревается от горячего жала устройства, напоминающего паяльника. Многие как раз и делают такие регруверы из паяльников. Прочитав, что лучше использовать паяльники, мощностью от 100 Ватт и до, практически 500, выбрал паяльник на 200 Вт за 879р.
Дальше пошли работы по доработке:
Зажимаем жало в тиски, лучше через прокладку, чтобы мягкую медь не помять и молотком загибаем. Гнется легко. Под конец я еще добавочно погрел в месте сгиба газовой горелкой, чтоб наверняка не порвать в месте сгиба.
Полный размер
изгибаем жало под углом 90 град
Потом замеряем ширину канавки, которую хотим нарезать. В моем случае это 10мм, чтобы не сильно отличалась от имеющихся канавок.
Полный размер
замер ширины канавки
Потом замеряем, в каком месте у жала будет эта толщина и размечает керном:
Полный размер
размечаем жало
Потом аккуратно под прямым углом отпиливаем кусок болгарочкой или ножевкой.
Получилось вот, что:
Далее замеряем глубину нарезаемого протектора:
Полный размер
измеряем глубину канавки
и из отрезанного кусочка, делаем шаблон, с толщиной протектора. :
Полный размер
отрезанный кусочек
В моем случае это получилось 4.5мм*9мм. Этот шаблон нужен будет при изготовлении лезвия правильной формы и с правильным вылетом.
Полный размер
разметка шаблона
Напильником ровняем и вот, что получаем:
Полный размер
готовый шаблон
Следующий шаг — это обтачивание жала на точиле так, чтобы по бокам были параллельные друг другу плоскости. Это не обязательный шаг, но желательный, чтобы при сверлении у нас получились строго перпендикулярные отверстия:
Полный размер
обточенное жало
Следующий шаг — сверление отверстий. В качестве лезвия я взял лезвие от канцелярского ножа на 9мм, прислонил его к стороне жала и нацарапал две полоски, обозначил место, где это жало будет лежать. Потом отступив пару миллиметров от этих полосок в стороны, накернил и просверлил 3 сквозные отверстия на 3мм под 3мм винтики, купленные заранее с гайками и шайбами. Лучше винтики с гаечками купить закаленные (черненькие). При сверлении учтите, что медь — мягкий металл и сверлить его, как ни странно сложно, так, как можно легко сломать сверло завязнувшее в материале и потом его оттуда хрен достанешь.
И вот, после сверления, которое я не сфоткал, прикручивается лезвие одной стороной к жалу, жало зажимается в тисках и лезвие нагревается газовой горелкой до красна, подкладывается наш маленький шаблон и пассатижами загибается до противоположной стороны жала.
Потом, когда всё остынет, винты откручиваются и прижимается вторая сторона лезвия:
Полный размер
лезвие, прикрученное к жалу
Потом мы снова вставляем шаблон между лезвием и жалом и аккуратно молоточком придаем полукруглому жалу форму трапеции:
Еще, наверное, лучше отпущенное лезвие снова закалить, дабы поднять его твердость. Для этого снова нагреваем газовой горелкой до красна и опускаем в воду.
После чего, можно испытывать. Вставляем жало в паяльник, хорошо прогреваем и аккуратно пробуем. Лучше сначала потренироваться на ненужной резине. Потом на нужной резине надо сделать разметку фломастером, лучше белым и вперед.
Было:
Стало:
Через некоторое время жало тупится и гладкий рез становится с полосками. В этом случае пора поменять лезвие, которое изготавливается также, как и первое. Шаблончик не выбрасываем. Сначала канавки будут получаться кривые, неравномерные, но потом рука «набьется» и уже будет не сильно отличаться от заводского рисунка.
Любой автомобилист знает, что содержать машину дело не простое. Постоянно нужно заправлять её топливом, периодически менять масло, проводить диагностику на сервисе, вкладывать деньги в ремонт и т.д. Но больше всего средств забирает резина, которая при плохих дорогах расходуется очень быстро, не учитывая то, что для каждого сезона необходимо покупать разный комплект. Сейчас он стоит около 30 000 рублей. Впрочем, есть способ для тех, у кого не хватает средств на новые колёса. При изношенном протекторе, но ещё достаточно толстой резине, его можно нарезать и эксплуатировать шины дальше. Конечно, ездить на них будет опасно, однако, при бережном использовании можно протянуть некоторое время, пока не купите новый комплект.
Оглавление:
- Зачем нужен протектор и каково его назначение
- Нарезка протектора шин своими руками
- Плюсы и минусы нарезки протектора шин
- Причины износа шин
Зачем нужен протектор и каково его назначение
Необходимо начать с того, для чего вообще нужен протектор. Это рисунок на покрышке, который улучшает сцепление с дорожным полотном. Однако, главное его назначение заключается совсем в другом. Если посмотреть на колёса спортивных машин, то можно заметить, что на них протектора вообще нет. Исходя из логики, при таких обстоятельствах пятно контакта больше, значит и сцепление лучше. Всё правильно! Но есть один момент — на треках нет воды, а если бы она была, то управлять машиной было бы нереально. Именно поэтому и нужен протектор. Благодаря углублениям на рабочей части резины, вода, попадая в них, не препятствует связи колеса с дорогой. Грубо говоря, в дождливую погоду протектор служит для отвода жидкости от пятна контакта с трассой, благодаря чему автомобиль не меняет повадок в управлении.
Протекторы шин
С назначением понятно, но как рисунок может влиять на рулевое управление? От такой незначительной детали зависит не только управляемость, но ещё и такие параметры, как разгон, радиус разворота, тормозной путь, расход топлива и прочее. Самыми важными из них является тормозной путь. На изношенной резине его длина увеличивается в полтора раза. Это уже потенциальная угроза аварийной ситуации. Движение на изношенном протекторе на высокой скорости крайне опасно, поскольку при быстрой езде пятно контакта уменьшается, а со стёртым рисунком вообще местами пропадает. На мокрой дороге повышается риск гидропланирования, когда покрышка всплывает и под неё поступает вода. В этом случае заноса не миновать.
Влияние истертости протектора на длину тормозного пути
Ощутимо высота протектора влияет на управление. Больше всего трутся передние колёса, поскольку на них идёт основная нагрузка (вес автомобиля при снижении скорости). При поворотах машина кренится, и покрышки стираются только по бокам, из-за чего происходит неравномерное изнашивание. От этого машину на скорости начинает кидать, что говорит о сниженной курсовой устойчивости. К тому же ещё и реакция на поворот руля запоздалая. Ездить на таких скатах опасно, поэтому нужно что-нибудь придумать как можно быстрее.
Стертый протектор шины
Нарезка протектора шин своими руками
При бережной эксплуатации комплекта резины хватает примерно на 2 года. Правда, состояние наших дорог такое, что даже аккуратная езда не поможет сохранить протектор в целостности. Стоимость новых колёс высокая, но есть бюджетный вариант — нарезка нового рисунка. Делать это нужно уже в том случае, если высота протектора составляет менее 1.6 мм. Процесс достаточно простой, но также требует определённых навыков. Если вы ни разу такое не делали, то лучше обратиться в сервис. Многие не знают, что при изготовлении покрышек производители преднамеренно закладывают слой резины, который служит для последующей нарезки при износе. То есть, эта процедура вполне возможна и на прочности колеса никак не скажется. Но это действует только для шин грузовых автомобилей, поскольку их толщина позволяет углубить рисунок. Резина на легковой машине восстановлению не подлежит, поэтому владельцы нарезают её на свой страх и риск. Но раз уж зашёл об этом разговор, то необходимо описать сам процесс, однако делать это не рекомендуется.
Нарезка протектора шин применяется для грузовых автомобилей. У шин легковых автомобилей нет слоя резины под эту процедуру!
Перед нарезкой необходимо подобрать правильную глубину. Для этого нужно найти минимальную высоту протектора на всей покрышке, а затем прибавить к ней то значение, которое рекомендует производитель при восстановлении. Его можно найти в интернете, указав в параметрах поиска фирму и модель колёс. После проделанных измерений и расчётов выставляется высота резца.
Нарезка делается специальным приспособлением — регрувером. Проще говоря, это электронный блок и ручка, в которую вставляется лезвие. Под действием электричества режущий элемент раскаляется, благодаря чему процесс резки становится значительно легче.
Регрувер для нарезки протектора
Вырезать необходимо по следам стёртого протектора и ни в коем случае не задеть корд. Многие производители окрашивают резину внутри, делая что-то наподобие метки. Благодаря этому всегда можно контролировать допустимую глубину нарезки. В том случае, если колесо изношено неравномерно, стоит реставрировать только стёртую часть. После завершения работы покрышку необходимо проверить на повреждения, а также убедиться, что в процессе не были задеты упрочняющие нити-брекеры.
Нарезка протектора шин своими руками производится строго по следам стёртого протектора
Также можете посмотреть несколько видео о нарезке протектора шин своими руками:
Плюсы и минусы нарезки протектора шин
Можно выделить основные плюсы и минусы восстановления протектора на изношенной покрышке.
Среди плюсов:
- Увеличение срока службы колеса — резина устроена так, что наружный её слой мягкий, для лучшего сцепления, а внутренний более жёсткий, чтобы обеспечить необходимую упругость. Реставрируя её, мы срезаем часть наружного слоя, оставляя внутренний — жёсткий. Он будет изнашиваться гораздо дольше нового ската, но и ездить на нём более опасно, так как жёсткость ухудшает зацепление колеса с дорожным покрытием;
- Сниженный расход топлива — эту особенность можно вывести из первой, поскольку чёрствая покрышка меньше деформируется во время движения, а значит снижается трение. Такая мелочь помогает экономить до 25% топлива, в отличие от езды на новых шинах.
Минус, можно сказать, один. Однако он затмевает собой все возможные плюсы этого мероприятия:
- Опасность движения — несмотря на дешевизну восстановления, становится опасно ездить. В особенности это касается грузовых автомобилей, так как нагрузка на колёса идёт колоссальная, от чего оно может просто лопнуть. В лучшем случае это снос автомобиля в кювет, в худшем — на встречную полосу.
Практикуется ещё один метод восстановления автомобильных шин. Это наварка. Когда износилось уже нарезанное колесо, его могут при помощи специального оборудования возобновить. Суть этого процесса заключается в наплавке нового слоя резины поверх старого ската. Затем на нём нарезают протектор и продают как б/у вариант. В принципе, для легковой машины оно пойдёт, но для грузовика лучше купить новую резину.
Причины износа шин
Чаще всего причиной изношенных покрышек являются повадки езды водителя. Резкое ускорение, торможение, а также повороты негативно сказываются на состояние колёс.
Но причиной повышенного износа может быть и техническая неисправность автомобиля. Такое можно наблюдать после того, как машина побывала в ДТП, вследствие чего могли нарушиться узлы рулевого управления или искривиться рама. Однако зачастую неравномерный износ наблюдается из-за следующих причин:
- Давление воздуха в шине — такое возникает, если владелец не проверяет давление в колёсах. Иногда их специально перекачивают для снижения расхода топлива, а иногда не докачивают для повышения комфорта при езде. В первом случае износ появится по центру ската, а во втором — по бокам;
- Проблемы с подвеской — ещё один фактор. При разбитых элементах рулевого управления или подвески может появиться люфт на ступице колеса. Соответственно, неравномерный износ резины обеспечен. В этом случае он проявится отдельными пятнами;
- Повреждённые диски — въехав в большую яму на скорости, автомобильный обод может деформироваться, что вызовет биения. Из-за них начнёт съедаться определённая часть протектора и, если вовремя не провести балансировку, шина придёт в негодность;
- Сбитые развал или схождение — наиболее распространённая проблема. Такое может возникнуть после неквалифицированного ремонта ходовой части автомобиля, вследствие которого эти параметры были сбиты. Вообще перед заменой резины желательно сразу поехать на СТО и выставить развал и схождение, поскольку при неправильной регулировке покрышка будет интенсивно изнашиваться со одного или другого края. Если при движении ваша машина неспособна двигаться прямолинейно с отпущенным рулём (её тянет в сторону), то немедленно направляйтесь в сервис, чтобы не испортить новый комплект резины.
Виды и причины износа покрышек
Вывод
Если бюджет не позволяет приобрести новый комплект колёс на свой автомобиль, то желательно обновить протектор. Однако это не значит, что сделав новый рисунок, можно забыть про покупку шин. Езда на нарезанном протекторе опасна, особенно для грузовиков. Покрышки легковых автомобилей чаще всего не подлежат восстановлению поэтому, реставрируя старые скаты, вы пилите ветку, на которой сидите.
Важно помнить, что небрежное отношение к своей машине может вызвать аварийную ситуацию при движении. Вследствие этого могут пострадать ни в чём невинные граждане. Будьте бдительны!
Для большинства автомобилистов в нашей стране, износ покрышек является стрессом. Ведь это означает, что в ближайшее время по личному бюджету будет нанесён существенный удар. Даже за самый дешёвый комплект сезонных легковых автошин, придётся выложить около 15-20 тыс. рублей, не считая услуг шиномонтажной мастерской. Учитывая неизбежность предстоящих трат, наверняка многих посещала мысль о восстановлении шин, коим является нарезке протектора. Стоит ли взять на вооружение метод реанимирования покрышек? Давайте разберёмся по порядку.
Какие функции выполняет протектор шины
Прежде, чем изучить метод восстановления, следует напомнить, что такое протектор и каковы его функции. Протектор, это главный элемент конструкции покрышки, отвечающий за качество сцепления колеса с дорожным полотном. В зависимости от рисунка протектора, автомобиль наделяется различными эксплуатационными характеристика. Грубый и агрессивный рисунок, повышает проходимость машины. Менее глубокий протектор, наделяет автомобиль скоростными характеристиками.
Канавки и желоба протектора, выполняют функцию водоотвода в пятне контакта с автодорогой. Чем больше изношена резина, тем меньше глубина водоотводящих канавок. Это влечёт снижение функционала по водоотводу и повышает риск к аквапланированию авто. Но, правило не относится к трековым шинам, которые вообще не имеют рисунка протектора в конструкции, например слики. Однако, трек стараются поддерживать в сухом состоянии.
С основным предназначение протектора разобрались. Кроме проходимости и скорости, остаточная глубина рисунка влияет на такие важные параметры машины, как:
- динамика разгона;
- тормозной путь;
- расход топлива;
- курсовая устойчивость и управление;
- качество выполняемых поворотов и разворотов.
Быстрее всего истираются передние покрышки. Это снижает характеристики колёс в прохождении поворотов и перестроение в автомобильном потоке.
Чтобы определить годность авторезины, необходимо измерить глубину протектора в самом изношенном месте. Допустимая остаточная глубина для летней резины составляет 1,6 мм, а для зимней 4 мм. Кроме того, можно ориентироваться на индекс износа. Каждый производитель наносит на колесо маркировку «Treadwear» с последующей трёхзначной цифрой, например, 180 или 250. Каждое значение 100, это 48 тыс. км. Таким образом возможно отслеживать износ по пробегу. Но, для этого, необходимо фиксировать пройденные машиной расстояния, с момента эксплуатации новых покрышек.
Что такое нарезка протектора
Вернёмся к основной теме статьи. Нарезка протектора – это восстановление рисунка шины, методом механического углубления желобов. Операция выполняется специальной машинкой, называемой Регрувер. Режущая насадка аппарата нагревается и режет резину, словно нож масло. В зависимости от конфигурации резцов, можно подобрать оптимальные: ширину, глубину и форму канавки.
Процедура восстановления носит легальный характер и не запрещена законом. Метод широко используется на Западе и в Европе. После нарезки протектора, шины могут отходить ещё 20-25 % от своего потенциала. Такое обстоятельство, может привести в восторг автовладельцев.
Стоимость нарезки, варьируется от 150 до 1 000 рублей за колесо. Цена зависит от объёма работы. Сам Регрувер, можно приобрести в пределах 20 тыс. рублей.
Преимущества и недостатки восстановление протектора шины регрувером
У процедуры нарезки есть преимущества и недостатки. Рассмотрим положительные стороны восстановления протектора:
- углублённые канавки улучшают водоотвод в пятне контакта колеса с автодорогой. Это снижает риск появления аквапланирования на скорости;
- блоки протектора возвращают утраченные свойства грунтозацепов, повышая проходимость техники;
- у автомобиля улучшается курсовая устойчивость.
Однако, все вышеописанные преимущества подойдут: грузовой, вездеходной, раллийной и специальной резине. Для легковых колёс, нарезка протектора может обернуться не только недостатком, но и катастрофой. Дело в том, что, нарезая канавки, существенно ослабляется межпротекторный слой покрышки. Шина становится более уязвимой к внешним повреждения, которые могут повлечь разрыв на скорости. Поэтому, если остаточная глубина протектора ваших легковых покрышек менее 1,6мм (лето) или 4 мм (зима), следует отказаться от восстановления рисунка. В противном случае, «автовладелец сам надпилит сук, на котором сидит».
Как распознать восстановленную резину регрувером
Нарезанные шины выглядят презентабельно. Метод восстановления, позволяет недобросовестным «дельцам» на вторичном рынке, придать шинам былую привлекательность. Чтобы не купить ремонтные легковые покрышки, следует знать правила отличия. Во-первых, необходимо обратить внимание на боковые индикаторы износа. Их восстановить практически невозможно. Во-вторых, у восстановленных шин не могут быть идеальные канавки. Обязательно будут кривые линии и следы срезов. Даже если продавец будет утверждать о запасе остаточной глубины в момент нарезания, от покупки стоит отказаться.
Нарезка протектора — дело благое, но только для грузовых и вездеходных шин. Применить метод восстановления к легковым изношенным шинам, можно считать безрассудным поступком. В эпоху «одноразовой» продукции, глупо предполагать, что производитель закладывает большой запас прочности в своё изделие. Наоборот, идёт жесточайшая экономия материала, позволяющая обеспечить продукту небольшой ресурс годности. Следовательно, нарезка протектора на легковой шине это, лотерея: повезёт-не повезёт. Разрыв колеса на скорости, может стать фатальным для всех участников дорожного движения.
Но что делать, если стертый рельеф шины не дает должного уровня сцепления? В этом случае нужно взять грувер для нарезки протектора и восстановить уровень сцепления. Как это сделать? Об этом читайте в нашей статье.
Как восстановить резину
Заводская нарезка ламелей в автомобильных шинах предполагает создание канавок с достаточным углублением, но со временем их высота тает, стираясь об асфальт и грунтовое покрытие.
Минимально допустимая глубина накатки не может быть меньше:
- 1,6 миллиметра у легковых авто;
- 1 миллиметра у грузовых автомобилей;
- 2 миллиметров у автобусов;
- 0,8 миллиметра у мотоциклов.
Если покрышка стерлась до вшитого в резину маркера, то придется купить новую автошину. Хотите избежать лишних трат — попробуйте нарезать новые углубления в толстой резине до того, как ее высота опустится ниже 0,8-2,0 миллиметра.
Чтобы восстановить резину, вам понадобится специальный нож-грувер и хороший глазомер. При наличии навыков и специального инструмента, вы сможете нарезать протектор своими руками буквально за один-два часа, сэкономив неплохие деньги. Однако такая технология работает далеко не со всеми автошинами.
Фото шины автомобиля марки УАЗ до нарезки |
Фото шины УАЗ после нарезки |
|
Какие виды шин можно восстанавливать
Повсеместное увлечение экологией и угроза глобального потепления климата изменила судьбу изношенных колес. Раньше такие покрышки образовывали рукотворные горы на каждой свалке. Сегодня, согласно распространенным в Евросоюзе требованиям, обязательному восстановлению подлежат следующие виды автошин:
- грузовые покрышки формата R-16С — R-22.5;
- все цельнолитые шины на спецтехнику;
- большинство болотных (грязевых) покрышек для внедорожников.
Восстановление грузовых автошин и болотных автопокрышек для внедорожников возможно только при содействии производителя, предусмотревшего совместимость с технологией нарезки на этапе производства резины. Поэтому разрезать шины в домашних условиях можно только в том случае, если на их бортах читается надпись — REGROOVABLE.
Если вы не видите такой надписи — обратитесь в автомастерскую или откажитесь от идеи восстановления протектора. Ведь колесо легкового авто качают до 2,5 атмосферы, а в покрышку грузовика задувают до 8 бар, поэтому даже малейшая ошибка при нарезке снизит срок службы шины в несколько раз.
Оборудование для резки ламелей
Прежде чем нарезать новые углубления на протекторе, вам нужно найти подходящий случаю прибор. В автомастерских для этих целей используют особый станок для автомобильных шин, а домашнее мастера предпочитают резать покрышку руками, используя ножи или машинки.
Самая популярная машинка для нарезки протектора — электрический регрувер. Этот гибрид ножа и паяльника режет канавки глубиной от 0,5 до 5 миллиметров, формируя новый рисунок протектора. Перед таким резаком не устоит даже литая покрышка. Причем комбинированное (тепловое и механическое) воздействие на резину не предполагает больших усилий при резке. Профессиональный прибор для восстановления ламелей отличается от инструмента для гаражных умельцев возможностью менять режущие насадки. Производители таких машинок выпускают особые комплекты насадок для каждого бренда легковых или грузовых автомобильных шин. Некоторые инструменты позволяют нарезать в одно движение сразу несколько ламелей.
Как сделать покрышку устойчивее на дороге — основы процесса нарезки
Уменьшение глубины протектора снижает сцепление автошины с дорогой, поэтому для повышения устойчивости нужно углубить существующие канавки, не расширяя их. Для этих целей вам нужно найти специальную насадку на регрувер или изготовить самодельный нож для легковых покрышек и грузовых протекторов.
Если покрышки нарезают автомобильным регрувером, инструмент перемещается от центра протектора к его краю. При этом нужно контролировать положение локтя — он должен оставаться в плоскости, параллельной пятну контакта. Если вы поднимите или опустите локоть во время реза — на протекторе появится лишняя ямка или невыбранный по глубине участок.
При нарезке толстых грузовых шин или литых покрышек специального транспорта такую ошибку можно исправить, передав их в автомастерскую. Тонкая легковая резина подобных сбоев не прощает. Вы можете испортить автошину буквально одним неловким движением. Поэтому чаще всего за самостоятельную нарезку берутся владельцы старых шин на УАЗ, ЗИЛ или ГАЗ, а вот владельцам легковых авто лучше восстанавливать свои покрышки только в мастерской.
Популярные модели шин
-
новинка
Зимние
Защита дисков
- Шипы:
- да
- Диаметр:
- 17 / 18 / 19 / 20 / 21
-
Зимние
Защита дисков
Sound Comfort
- Шипы:
- нет
- Диаметр:
- 15 / 16 / 17 / 18 / 19
-
новинка
Зимние
Защита дисков
- Шипы:
- нет
- Диаметр:
- 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21
-
новинка
Зимние
Защита дисков
- Шипы:
- да
- Диаметр:
- 16 / 17 / 18 / 19
-
Зимние
Защита дисков
Run On Flat
Sound Comfort
- Шипы:
- нет
- Диаметр:
- 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22
Как делают протектор на колесах — пошаговая инструкция нарезки ламелей
- Снимите колесо и демонтируйте шину с диска. После чего проведите весь комплекс по очистке колес перед продажей — снимите пыль, отмойте резину изнутри и снаружи, выполните чернение. Работать с чистой покрышкой намного приятнее, особенно, если вы будете делать всю работу своими руками и домашними приспособлениями.
- Тщательно осмотрите протектор, плечи, боковины и посадочный борт. Одним из главных условий для нарезки является отсутствие серьезных повреждений структуры и корда.
- Удалите из беговой дорожки все камушки, достаньте из резины стеклянные осколки, гвоздики и другие инородные предметы. Если на поверхности имеются устранимые дефекты — отдайте ее на ремонт.
- Измерьте толщину протектора. Если она меньше 3 миллиметров, нарезку делать не стоит даже на грузовой шине.
- Уточните у производителя глубину ламелей протектора. Вставьте в пистолет для нарезки грузовой резины или легковых автошин соответствующую насадку.
- Включите пистолет в сеть, дождитесь прогрева лезвия, и начинайте резать центральную канавку, двигая инструмент от себя и проворачивая колесо против часовой стрелки (на себя). Только не давите инструментом на автошину — так вы можете разрезать резину насквозь. Профессионал делает работу в несколько проходов.
- Закончив с центральной канавкой, переходите на боковые ламели. Только не торопитесь — делайте работу плавными движениями, снимая по 0,5-1,0 миллиметра за один проход.
- Закончив нарезку, проконтролируйте глубину шаблоном — проволокой или веревкой, диаметр которой совпадает с рекомендуемой глубиной реза.
Видео использования резака
На этом видео показана последовательность обработки автошины профессиональным грувером. Как видите, мастер использует специальные насадки, позволяющие пренебречь замером глубины резания. Это экономит время и повышает качество обработки.
Если вы хотите пойти по такому пути, сначала уточните, сколько стоит оборудование для профессиональной резки. Возможно, что его цена покажется вам чрезмерной, и вы предпочтете заказать эту работу у профессионалов.
На этом видео показано, как действует самодельный инструмент. Изготовленный из обычного паяльника станок работает не хуже профессионального оборудования. Сильно стертая автошина покрывается новыми канавками буквально за 6-7 минут. Но если вы хотите пойти по этому пути — обратите внимание на невозможность регулировки глубины резания. По сути, она зависит от силы нажатия. Автор ролика предлагает «нарезать покрышку, как кому нравится», что не гарантирует долгий срок службы резины и безопасность владельца транспортного средства. Бездумная работа может спровоцировать разрыв колеса прямо во время движения по трассе.
Качественные шины являются важной составляющей безопасной, комфортной и экономичной эксплуатации транспортного средства. Не стоит недооценивать роль резины, поскольку она имеет большое значение для любого автомобиля. Когда шины изнашиваются, рисунок протектора серьёзно стирается, большинство автовладельцев попросту отправляют резину на свалку, покупая ей на замену новый комплект. При этом не все знают, что в определённых ситуациях возможно восстановление шин, которое осуществляется на специальном оборудовании. В некоторых случаях работа выполняется своими руками. Это позволяет вернуть покрышки к жизни и дать им ещё некоторое время послужить транспортному средству. Причём порой срок службы оказывается достаточно продолжительным. Многое зависит от того, какой метод реставрации был использован. Важно понимать, что восстановление возможно не всегда. Особенно это касается шин, предназначенных для легковых автомобилей.
Способы восстановления
Если заглянуть внутрь шины, то окажется, что она состоит не просто из резины. В действительности резину определённого состава применяют для изготовления наружного слоя. Он закрывает основной каркас покрышки. Сам каркас является многослойным элементом, выполненным из металлического корда. Также тут используется нейлоновая или же синтетическая ткань, в зависимости от модели шин и их производителя. Каркас практически не подвержен износу, поскольку вся нагрузка приходится на наружный резиновый слой протектора. Именно он постепенно по мере эксплуатации стирается, что заставляет автомобилистов снимать старые покрышки и покупать новые комплекты. Но такая структурная особенность позволяет восстановить протектор, даже если резиновый слой уже не может полноценно выполнять свои функции. Каркас остался целым и невредимым, что играет в такой ситуации ключевую роль.
Само восстановление протектора заключается в том, чтобы изношенный наружный слой покрышек заменить на новый, применяя тот или иной способ. В результате колесо можно повторно эксплуатировать достаточно длительный период времени, не опасаясь за сниженный уровень безопасности, качество сцепления или комфорт для находящихся внутри транспортного средства людей. Но восстановленные шины будут уступать абсолютно новым покрышкам, поскольку срок годности у них меньше, а характеристики хоть и не утрачены, но до эталонных уже не дотягивают. Существует несколько основных способов реставрации, которые заключаются в:
- нарезке;
- горячей вулканизации;
- холодной вулканизации.
Каждый метод имеет свои особенности, преимущества, недостатки и ограничения. Важно понимать, что далеко не все шины подлежат реставрации. А иногда это просто экономически невыгодно. Намного проще приобрести новый комплект, нежели тратить силы, время и деньги на восстановление резинового слоя проектора.
Метод нарезки
Одним из первых методов восстановления протекторов шин стала нарезка. Она направлена на то, чтобы увеличить срок службы автомобильных колёс. Тут следует сделать крайне важную оговорку. Метод нарезки применяется исключительно в отношении резины, предназначенной для грузового транспорта. Категорически запрещается применять методику для реставрации покрышек для легковых автомобилей. Даже не все грузовые шины могут подвергаться методу нарезки. Чтобы проверить пригодность к такому восстановлению, следует поискать на резине соответствующие надписи. Обычно это слово Regroovable. Если эта отметка имеется, значит, ещё с завода производителем предусмотрена возможность реставрации.
Суть здесь простая. Восстанавливаемые покрышки, имеющие соответствующий запас толщины, обладают увеличенным слоем резины, которая располагается под протекторной поверхностью. Химический состав полностью аналогичен внешней основной оболочке, которая постепенно изнашивается. В связи с этим после восстановления шины будут иметь те же свойства, что до реставрации. Чтобы выполнить нарезку, используется специальный термонож. Это лезвие, разогреваемое до высоких температур с помощью высокочастотного генератора колебаний. При нарезке расплавленная резина сразу же запаивается, тем самым предотвращается повышенный износ. На реставрацию этим методом одной грузовой шины требуется 1 специалист и около часа времени. Затем покрышка обязательно остывает, резина окончательно схватывается, и её можно обратно устанавливать на грузовой автомобиль.
Горячий способ
Если требуется выполнить восстановление протектора шин для легкового автомобиля, нарезка здесь не подойдёт. А вот метод горячей вулканизации станет весьма эффективным. Подобное восстановление шин осуществляется в автоклавах, то есть в аппаратах, предназначенных для нагрева. Ранее горячая вулканизация называлась навариванием. Хотя от названия суть не поменяется. Приведём примерное описание того, как осуществляются горячие вулканизационные мероприятия при реставрации покрышек.
- Сначала шина обрабатывается абразивными инструментами. Это делается специально, чтобы создать на подготавливаемой поверхности шероховатости.
- Сверху каркаса или корда резины оставляют после обработки около 1,5 миллиметра резины. Это минимальный слой, который считается безопасным.
- Черновая обработка позволяет увидеть все дефекты и возможные повреждения, образовавшиеся на покрышке в процессе эксплуатации.
- Если есть повреждения, их обрабатывают специальными заплатками из сырой резины.
- Далее колесо идёт на процедуру самой горячей вулканизации.
- Перед обработкой шины обязательно проходят контроль качества. Это позволяет определить, можно ли такой каркас использовать для дальнейшего восстановления.
- Если всё хорошо, наносятся связующий слой и резина, на которой предварительно уже сделаны нарезки рисунка протектора.
- Далее начинается воздействие теплом. Автоклавы разогревают до 160 – 180 градусов Цельсия.
- Восстановление происходит достаточно быстро, но при этом эффективно. На корд наплавляется новая резина. За счёт шероховатой поверхности она лучше цепляется за каркас, создавая прочный и долговечный слой.
Горячий метод отличается высокой степенью эффективности. Таким способом осуществляется качественное восстановление достаточно большого количества автомобильных покрышек. Но чтобы добиться положительного результата, требуется максимально грамотно и аккуратно проводить горячую вулканизацию. Это обусловлено наличием у методики нескольких недостатков. А именно:
- резина начинает изнашиваться интенсивнее из-за высокотемпературной обработки;
- при наличии повреждений корда допустимый пробег заметно сокращается;
- металлические и нейлоновые слои легко повредить по причине высоких температур.
Потому горячую вулканизацию следует проводить только у хорошо зарекомендовавших себя специалистов, которые обладают достаточно большим опытом и имеют в арсенале качественное оборудование. Заниматься таким восстановлением самостоятельно практически невозможно. Для этого придётся покупать дорогостоящие аппараты и детально изучать методику вулканизации под высокой температурой. Это экономически нецелесообразно ради одного комплекта шин.
Холодный метод
Поскольку горячее восстановление шин имеет ряд недостатков, специалисты начали думать над решением сложившейся проблемы. Главной задачей было снижение температуры, при которой осуществляется процедура. В итоге появился метод ремонта холодным способом. Такое восстановление рисунка протектора шин осуществляется практически аналогичным способом. Наносится шероховатость, позволяющая выявить имеющиеся дефекты. Далее наносится сырая резина, которая заклеивает проблемные участки. Когда предварительная подготовительная обработка выполнена, сверху небольшим слоем наваривают свежий состав. Ключевой особенностью методики является то, что сами изготовители не хотят раскрывать секреты применяемого состава резины. А ведь материал удаётся наваривать при достаточно низкой температуре.
Холодный метод вулканизации хорошо подходит автомобильным шинам, которые ранее восстанавливали. Это обусловлено тем, что такая обработка подразумевает более щадящее температурное воздействие. При вулканизации температура находится на уровне 100 градусов Цельсия. За счёт этого физические характеристики и свойства не меняются, что является главной проблемой горячей вулканизации. Плюс холодный способ реставрации позволяет сохранить в целостности сам корд, который не теряет своей прочности и нужной эластичности. В результате получаются шины с отличными техническими характеристиками, позволяющими обеспечить уверенное управление транспортным средством и высокий уровень безопасности. Проблема заключается в том, что далеко не все покрышки можно реабилитировать путём использования холодного метода вулканизации.
Изначально все способы восстановления покрышек разрабатывались на продления срока службы грузовых шин. Нарезка для легковой автомобильной резины вообще под запретом, поскольку колёса имеют небольшой размер, а требования к комфорту и безопасности повышенные. Потому в случае с легковыми автомобилями остаётся лишь метод горячей и холодной вулканизации, где также есть свои дополнительные ограничения. Придётся забыть о любом из двух способов, если корд обладает незначительной прочностью. Потому сразу исключаются практически все бюджетные шины отечественного, китайского, корейского и турецкого производства. Также восстановлению не подлежат так называемые спортивные покрышки, предназначенные для скоростной езды на автомобиле. Вы просто не будете знать, чего ждать от восстановленной шины, если разогнаться на машине более чем до 120 километров в час.
В конечном итоге остаётся средний класс и дорогие шины. Но если автовладелец покупает дорогой автомобиль и выбирает для него резину соответствующего уровня, то заниматься восстановлением с целью сэкономить он точно не станет. Легковые шины не смогут получить новую жизнь на 100%. То есть после реставрации их ресурс составит не более 40% в сравнении с новыми покрышками аналогичной модели. Отсюда можно сделать вполне логичный вывод. Восстанавливать резину, которая используется для легковых машин, лишь за редким исключением – бессмысленное мероприятие. Но каждый сам для себя решает, стоит ли заниматься подобными манипуляциями, либо же намного проще приобрести новый комплект подходящей резины.
Преимущества и недостатки
Подобное восстановление протектора автомобильных шин имеет свои сильные и слабые стороны. Определённые преимущества и недостатки есть у каждого способа реставрации. Если говорить о реабилитации резины для легковых машин, то в случае легковушек объективно лучшим способом будет холодная вулканизация. Намного реже применяется горячий метод, а нарезка полностью исключается. Потому говорить о плюсах и минусах последней методики не актуально относительно легковых транспортных средств. Горячий метод занимает немного времени, но позволяет получить качественный результат. В некоторых случаях ресурс восстановленной покрышки ничем не уступает новой резине. Метод экологически безопасный. При этом горячая вулканизация требует применения дорогого и громоздкого оборудования. Из-за этого довольно тяжело найти автосервисы, которые готовы оказать такую услугу. Самостоятельно реставрировать покрышки этим методом невозможно.
Холодный метод получил большее распространение. Он проще в реализации, потому его применяют многие автосервисы, а не только специализированные предприятия. Но этот способ требует больших временных и финансовых затрат, из-за чего далеко не всегда целесообразно восстанавливать колёса. Большую роль играет качество выполненной работы. Если резину наварят плохо, есть высокая вероятность того, что новый слой вскоре отклеится. Главным достоинством наварки или вулканизации является стоимость. Она действительно зачастую меньше, чем цена новых покрышек для автомобиля. При этом удаётся создать достаточно прочный и долговечный протектор. Покупка уже восстановленных колёс или же самостоятельная реставрация подходит владельцам грузового транспорта, который передвигается на относительно небольшой скорости.
Если у вас легковая машина, нужно хорошо подумать относительно целесообразности реставрации или покупки восстановленных покрышек. Их проблема в том, что на них отсутствует гарантия. Водителю сложно предугадать, как поведёт себя машина на таких колёсах при высоких скоростях. Шины точно не прослужат столько же, сколько новая резина. Максимально удаётся продлить срок службы на 70%. Но и это получается в редких случаях. В основном речь идёт о 20 – 40%. Есть несколько основных загадок, найти ответы на которые покупателю восстановленных шин будет крайне сложно:
- какой состав используется для вулканизации;
- являются ли покрышки одной фирмы, либо это шины разных производителей;
- насколько повысится расход топлива;
- как долго прослужит шина после реабилитации;
- поменяется ли уровень комфорта при установке такого комплекта.
Чтобы получить ответы, нужно купить резину и поставить на свой автомобиль. А это потенциальный риск, о котором нужно всегда помнить.
Признаки восстановления
Не забывайте, что существуют целые предприятия, которые занимаются именно восстановлением старых покрышек. Это крупные организации, обладающие соответствующим профессиональным оборудованием, высококачественным сырьём и квалифицированными кадрами. Определить качественное восстановленное изделие несложно, если речь идёт о работе подобных предприятий. У них сбоку всегда наносится отметка. Этот маркер указывает на то, что покрышка восстановлена. То есть производитель даже не пытается скрыть этот факт, а прямо указывает на реставрацию. Встречается три основных варианта надписей:
- Regummerat;
- Remould;
- Retread.
Отметку о восстановлении также делают компании, которые занимаются реставрацией в России, Украине и других странах СНГ. Есть ещё несколько отличительных особенностей при условии отсутствия маркера:
- сгустки из резины с внутренней стороны;
- сетка из трещин сбоку покрышек;
- следы заплаток из резины;
- затёртые надписи производителя и пр.
Если шины сделаны кустарным методом и их пытаются выдать за новые, подобные признаки легко позволят выявить подделку. Когда работа проводится качественно специализированными предприятиями, не в их интересах делать работу плохо или скрывать факт реставрации. Они показывают, что им удалось вернуть покрышки к жизни, и по своим характеристикам они мало чем уступают новым шинам. Потому клиенты захотят к ним обратиться вновь, поскольку стоимость восстановленной резины намного ниже, чем цена за новые комплекты. Зная, как отличить восстановленные шины, вы сумеете избежать покупки заведомо некачественных изделий. Старайтесь внимательно осмотреть внешний вид покрышки, имеющиеся маркировки, следы износа боковых частей.
В действительности определить восстановленную автошину и заметить отличия от новой несложно. Уличить продавца в подделке также не составит труда. А чтобы у вас не возникало проблем с тем, как отличить новую шину от отреставрированной, можете просто отдавать предпочтение свежим комплектам. В случае с легковыми машинами это наиболее правильное решение, учитывая все недостатки и нюансы, связанные с попытками дать изношенным колёсам вторую жизнь. Как вы уже поняли, это целесообразно только в случае с грузовыми шинами. От идеи реставрации и покупки восстановленных колёс для легковой машины лучше отказаться. Слишком высокие риски при незначительной выгоде, которую автовладелец получит от такой манипуляции.
Стоит ли покупать
Чтобы принять окончательное решение, нужно акцентировать внимание на некоторых моментах. Выгода покупки шин после реставрации заключается в стоимости такого комплекта или отдельной покрышки. Но параллельно существуют серьёзные риски. Зная о существующих способах восстановления, можно сделать выводы, что не всегда и не все их них подходят для применения. Плюс для качественной реставрации нужно профессиональное оборудование, высококачественное сырьё и квалифицированные специалисты. Использование отечественного сырья вызывает сомнения в его качестве, а импортная резина для вулканизации стоит дорого.
На практике восстановить можно лишь небольшое число изношенных шин, которые сумели сохранить достаточно хорошее качество корда. Если основой выступает плохая покрышка, возникнут проблемы с балансировкой, расходом топлива, комфортом водителя и его пассажиров. Если машина имеет внушительный пробег, часто эксплуатируется и не передвигается на больших скоростях, то для неё восстановленные покрышки мало чем будут отличаться от нового комплекта. Здесь вопрос только в достаточно качественном выполнении работ. Если удастся отыскать хорошего мастера, либо купить продукцию проверенного производителя, который занимается реанимацией шин, удастся получить больше преимуществ, нежели недостатков.
Самостоятельная нарезка
Вам уже известно, что в теории только метод нарезки может применяться самостоятельно. Но он не подходит для восстановления колёс легковых автомобилей. Потому такая методика актуальна только для тех, кто хочет своими руками продлить срок службы пригодных к реабилитации грузовых шин. Нарезка может осуществляться до определённой глубины, предусмотренной производителем. Крайне важно, чтобы на колесе оставался рисунок, поскольку канавки только углубляются, а не нарезаются заново. С помощью специальных инструментов для восстановления шин автовладелец грузовой машины в теории может своими руками увеличить срок службы комплекта покрышек. Такие инструменты называются регруверами.
Принцип работы заключается в том, чтобы углублять канавки протектора путём воздействия на резину горячего лезвия. Нагрев происходит прямым или непрямым способом. В первом случае нагрев осуществляется за счёт тока, проходящего через лезвие. Либо же раскалять инструмент можно паяльником или жалом от выжигателя. Непрямой нагрев используется на самодельных регруверах. Но для качественной и безопасной работы настоятельно рекомендуется применять заводские аппараты с прямым нагревом. Если у вас есть регрувер, можно приступать к работе. Восстановление осуществляется следующим образом:
- Сначала снимается шина, которая подлежит самостоятельной реставрации путём нарезки специальным регрувером.
- Перед операцией обязательно внимательно изучите состояние покрышки. Если она уже сильно изношена, рисунок местами пропал, то такую шину лучше отправить на свалку. Реставрация возможна только при условии наличия чёткого рисунка и достаточного запаса глубины резины.
- Убедитесь, что ваша шина относится к категории восстанавливаемых. Это определяется по специальной маркировке.
- Проводить нарезку нельзя, если есть видимые дефекты и повреждения, а также глубина оставшихся канавок менее 3 миллиметров. Если всё хорошо, двигаемся дальше.
- Удалите с покрышки все загрязнения, вытащите застрявшие в канавках камешки.
- Если есть какие-либо повреждения, позволяющие проводить восстановительные работы, избавьтесь от них.
- Определите схему, по которой будет осуществляться нарезка.
- Изучите инструкцию по эксплуатации регрувера, чтобы настроить его должным образом под требуемый размер и глубину канавок.
- Нарезать канавки нужно быстро, поскольку при длительном воздействии регрувера на одну точку резина начнёт плавиться.
- Двигаться следует по направлению канавок протектора.
- Резина, которая срезается, должна сразу же убираться с поверхности колеса.
- Параллельно наблюдайте за температурными показателями регрувера, чтобы не начинался перегрев выше нормы. Если температура возросла, остановите работу, дайте аппарату остыть.
- На последнем этапе все остатки очищаются. Внимательно посмотрите, не повредили ли вы при нарезке сам корд. При наличии повреждений эксплуатировать такие покрышки категорически запрещается. Корд восстановлению не подлежит.
Для тех, кто на собственном грузовом автомобиле занимается тем или иным видом бизнеса, наличие дома регрувера порой позволяет сэкономить внушительную часть бюджета. Стоимость резины для грузовиков значительно выше по сравнению с покрышками для легковых автомобилей. Важно и то, что множество грузовых шин пригодны для восстановления путём нарезки, чего не скажешь о легковом транспорте. Но всё равно будьте внимательными и грамотно подходите к вопросу восстановления. Если реставрация не предусмотрена производителем шин, заниматься подобными манипуляциями, вне зависимости от выбранного способа, не стоит. Это слишком большой риск и неоправданная попытка сэкономить.
Чтобы увеличить проходимость машины или с/х техники по бездорожью, а также в снегу или грязи, многие делают на покрышке более глубокий протектор.
Обычно для этой цели рекомендуют использовать девайс, который называется регрувер. Его можно купить или сделать самостоятельно.
Рекомендуем прочитать: как изготовить простой регрувер своими руками.
Но можно обойтись и без регрувера. Для этого воспользуемся двумя способами: при помощи коронки по металлу и самодельной насадки для дрели.
Читайте также:
Грязевая резина на автомобиль из старых покрышек
Содержание
- 1 Нарезаем протектор коронкой по металлу
- 2 Нарезаем протектор самодельной насадкой
- 3 Как сделать регрувер для нарезки протектора
- 3.1 Регрувер из канцелярского ножа
- 3.2 Регрувер из бритвенного лезвия
- 3.3 Видео по теме
Нарезаем протектор коронкой по металлу
Здесь все просто — берем коронку по металлу требуемого диаметра, вставляем ее в патрон перфоратора и начинаем резать новый протектор.
В принципе, способ рабочий, и с помощью коронки можно быстро нарезать глубокие протекторы на резине. Берите на заметку.
Читайте также:
Как нарезать резьбу на полипропиленовой трубе, и будет ли такое соединение надёжным?
Подробно о том, как нарезать протектор на покрышке с помощью коронки по металлу, вы можете посмотреть в данном видеоролике.
Нарезаем протектор самодельной насадкой
Для нарезки протектора можно воспользоваться обычной самодельной насадкой. Изготовить ее очень просто.
Можно использовать для этого отрезок трубы подходящего диаметра. В ней надо вырезать «окно», через которое будет выходить отработанная резина.
Наружный край заготовки необходимо заточить. Режущую кромку время от времени надо будет обновлять с помощью напильника, поскольку ее острый край тупится при резке резины.
Читайте также:
Как сделать электрокарандаш своими руками
В целом, использование самодельной насадки показывает лучший результат, чем резка резины коронкой. Какой способ выбрать — решать вам.
Как сделать регрувер для нарезки протектора
Верхний слой протектора при активной езде по «убитым» дорогам изнашивается очень быстро. Однако это не повод менять резину.
При помощи самодельного регрувера можно нарезать на поверхности покрышки новые канавки, и продлить таким образом срок эксплуатации шины.
Читайте также:
Как сделать цепи противоскольжения на колеса за 15 минут
В этой статье мы поделимся простыми способами, как сделать регрувер своими руками — берите на заметку.
Рекомендуем также прочитать статью: настольные ножницы для резки тонколистового металла.
Регрувер из канцелярского ножа
Нам потребуется самый обычный канцелярский нож (можете смело покупать самый дешевый), а также парафиновая свеча и зажигалка.
Поджигаем фитиль свечи, устанавливаем ее вертикально, после чего подносим лезвие канцелярского ножа к горящему пламени, и нагреваем его.
Далее с помощью длинногубцев аккуратно сгибаем лезвие, чтобы на конце получилась U-образная форма. Вот и все — самодельный регрувер готов.
Обратите внимание: радиус сгиба можно делать больше или меньше, в зависимости от того, какой ширины нужно сделать канавку на покрышке.
Регрувер из бритвенного лезвия
В данном случае можно вовсе обойтись без нагрева свечой. Просто берем самое обычное бритвенное лезвие, отрезаем от него кусочек нужного размера, и сгибаем.
В качестве ручки можно использовать круглую деревянную палочку. В одном из торцов прорезаем пазы, в которые устанавливаем лезвие. Фиксируем хомутом.
Видео по теме
Подробнее о том, как сделать регрувер для нарезки протектора автомобильных шин, вы можете посмотреть на видео ниже. Идеями поделился автор YouTube канала Ban bekas & kerajinan.
Задать вопрос