Как изменить сэмпл чтобы не нарушить авторские права

О да, времена, когда можно было взять любой понравившийся трек и запилить его в свой видосик уже давно прошли. Ютуб, Тикток, Инста и Фейсбук жестко закручивают гайки: блокируют видео, музыку или даже аккаунты, усложняя и без того не простой слив арбитражникам. Конечно, сегодня еще остаются лазейки и многие треки все еще доступны, однако авторское право все сильнее и сильнее заявляет о себе, выпиливая тысячи единиц контента из социальных сетей ежедневно. Сегодня мы поговорим о том, как легально обойти авторское право и продавить свое видео в Ютуб. Как обойти авторские права на музыку в Инстаграм. И как решить проблему “Звук в вашем видео частично отключен” в Фейсбуке. Актуально на 2020, заходи почитать!


Аналитика



386 069


13 авг, 2020

О да, времена, когда можно было взять любой понравившийся трек и запилить его в свой видосик уже давно прошли. Ютуб, Тикток, Инста и Фейсбук жестко закручивают гайки: блокируют видео, музыку или даже аккаунты, усложняя и без того не простой слив арбитражникам. Конечно, сегодня еще остаются лазейки и многие треки все еще доступны, однако авторское право все сильнее и сильнее заявляет о себе, выпиливая тысячи единиц контента из социальных сетей ежедневно. Сегодня мы поговорим о том, как легально обойти авторское право и продавить свое видео в Ютуб. Как обойти авторские права на музыку в Инстаграм. И как решить проблему “Звук в вашем видео частично отключен” в Фейсбуке. Актуально на 2020, заходи почитать!

Борьба за авторские права длится уже не один десяток лет. И во времена офлайна вопрос решался деньгами между студиями и был недоступен обывателям. С ростом популярности соц.сетей, можно было найти любой подходящий трек для своего видео, скачать, смонтировать видео, выложить на YouTube или в Instagram и наслаждаться лайками. Но сейчас, в эпоху атома) сервисы вроде Ютуба пытаются прикрыть тылы и запрещают контент с чужой музыкой. Сегодня за такое можно очень легко схватить бан, после чего твой ролик удаляют, не спросив разрешения.

Ломай авторское право полностью. 10 способов легально добавить любимый трек в свой креатив

Как обойти авторское право на Ютубе

У любой песни, у любого произведения есть свой создатель. И сегодня, мало кто готов отдавать свое творчество бесплатно. А особенно, если музыкальный трек используется в коммерческих целях и приносит дополнительный доход. Тут в силу вступают законы об авторских правах и типы лицензий на контент.

Ломай авторское право полностью. 10 способов легально добавить любимый трек в свой креатив

Алгоритм Ютуба умеет распознавать автора музыки на любом отрезке видео. Недостаточно запустить первые 5 секунд музыки с лицензией free-license, а потом крутить популярный трек. Такие махинации ведут к блокировке видеоролика, запрете на монетизации или полному удалению канала. Однако, Ютуб — сервис неповоротливый и кто знает, как скоро ваше видео попадет под проверку. 

Ломай авторское право полностью. 10 способов легально добавить любимый трек в свой креатив

Чтобы уникализировать свой видео-креатив и протащить его через суровую модерацию Ютуба: 

Пробуй замедлить / ускорить трек. Добавить в него дополнительные звуки, бит или гитару и склеить в одну дорожку. Небольшое замедление трека, например, позволило протащить его через форму загрузки видео.

Ломай авторское право полностью. 10 способов легально добавить любимый трек в свой креатив

Используй бесплатные каталоги с звуками и музыкой с открытой лицензией. Начать можно с фонотеки самого Youtube, только имей ввиду, открытая лицензия работает только для Ютуба, нет гарантии, что треки из Ютуб фонотеки пройдут модерацию например в Instagram. Для старта хорошо подойдут эти каталоги: 

  • Youtube Studio, раздел “Фонотека”
  • SoundCloud, по поиску Creative Commons,  вы найдёте множество треков и сборников с бесплатной музыкой
  • Musopen, классические произведения с открытой лицензией
  • BBC Sound Effects

Ломай авторское право полностью. 10 способов легально добавить любимый трек в свой креатив

Эти способы подходят, для коротких видео-креативов, в которых основное — это привлечь внимание пользователя. Если ты владелец Youtube или Tiktok канала, и для тебя важно использовать популярные треки в своих видео — рекомендуем подписаться на сервисы с лицензией, например Epidemic Sound или Monster Cat. Они тесно сотрудничают с ютубом и за небольшую сумму в 5-15$/месяц ты оберегаешь себя от лютой головной боли с блокировками

Как обойти авторские права на музыку в Инстаграме

Инстаграм и фейсбук проще относятся к музыке в видео. Скорее всего, ваше видео загрузится без звука, но банить вас не станут. Однако такие жесткие меры касаются популярных треков-миллионников. Если вы автор музыкального произведения и заметили, что кто-то использует ваше творчество без вашего согласия, то наказать виновника будет проблематично. Как известно, Инстаграм очень неповоротлив и требует буквальные доказательства того, что трек действительно ваш. И под страхом уголовки за лжесвидетельства, аккуратно намекает, что вам еще придется доказать свое авторство.

Ломай авторское право полностью. 10 способов легально добавить любимый трек в свой креатив

Чтобы использовать музыку в Инстаграм, достаточно минимально изменить звучание и пересохранить трек. 

Звук в вашем видео частично отключен” как обойти ограничение на авторские права в фейсбуке

Небольшое изменение скорости, добавление доп.эффектов позволит безопасно использовать уже “новый” трек в своих видео Инстаграм или Фейсбук. Чем больше изменений вы внесете, тем уникальнее станет ваш финальный трек. И к сожалению, нет универсальной формулы, сколько изменений нужно, чтобы модератор Facebook пропустил вашу рекламу, все как всегда индивидуально и зависит от тестов.

Как обойти блокировку музыки в Тик Ток, пишет, что приватная.

На сегодняшний день, нет готовой формулы как обойти блокировку на “приватную музыку” в TikTok, где существует список музыкантов, которые дали право на распространение своей музыки в этом видеохостинге. Алгоритмы TikTok автоматически определяют ваш трек играющий на видео (или даже на фоне где то еле слышно) и блокируют видеозапись. Однако, вы можете использовать похожие или менее популярные треки, которыми можно заменить заблокированные, чтобы ваше видео оставалось со звуком. 

Traffic Stars

Traffic Stars

Многие пользователи Тик Тока жалуются, что видео без звука так же могут блокировать, так что какой-то звуковой фон для постов необходим. 

Бесплатные программы для обработки музыки, без нарушения авторских прав

 

  • iMovie простой видео-редактор для сборки звука и видео, обрезки и оптимизации размеров файла. Доступен на Mac, входит в базовый набор программ. 
  • GarageBand — редактор музыки, который включает в себя расширенные инструменты редактирования музыкальной дорожки. 
  • Бесплатный DaVinci Resolve 16 для Mac, Windows и Linux

Ломай авторское право полностью. 10 способов легально добавить любимый трек в свой креатив

10 способов легально добавить любимый трек в свой креатив

1. Используй открытые библиотеки звуков и музыки (Youtube, BBC, и др.)
2. Замедли/ускорь на 3-5% музыкальную дорожку
3. Склей дополнительный эффект к основной дорожке
4. Добавь похожую мелодию фоном под основной трек
5. Монтируйте в ритм, такт музыки. Прочувствуйте этот момент. Это важно
6. Купи подписку на проверенные сервисы с коммерческими лицензиями на музыку
7. В открытую используйте популярный трек, указывая автора в подписи к видео. Тогда автор разделит с вами доход от рекламы. 
8. На крайний случай можно использовать концертную запись, почистив ее от шума или добавив эффекты. 
9. Перед загрузкой видео, проверьте авторство в разделе “Условия использования музыки”
10. Всегда заканчивайте на логично музыкальном моменте. Ролик, оконченный на середине припева или когда по слышимости идет развитие звучит не очень.

Принеси в жертву лайк и шеринг во славу бога Рандома, и профитный конверт будет сопутствовать тебе всю неделю!

Что такое сэмплирование: искусство или неумение написать что-то своё? Какая существует правовая база, регулирующая использование чужих сэмплов в своих произведениях? Как получить лицензию на использование сэмпла? А может можно вообще ни у кого ничего не спрашивать? Давайте разбираться.

🔹 Что такое сэмплирование?

🔹 Зачем саундпродюсеры сэмплируют? Это воровство?

🔹 Какие суперхиты с сэмплами вы точно слышали?

🔹 Как «чистить» права на сэмплы?

🔹 В каких случаях можно использовать сэмплы без разрешения правообладателя?

🔹 Что такое цитирование?

🔹 Совет артистам, покупающим биты.

Сэмплирование — это техника создания музыкальной аранжировки, когда в новой фонограмме используется отрезок уже записанной фонограммы. Сэмплирование широко распространено во всех музыкальных поджанрах хип-хоп культуры.

Вы наверняка слышали эти песни, в которых были использованы сэмплы:

Многие ошибочно считают, что сэмплируют только рэперы, но это не так. Несмотря на то, что отечественные саундпродюсеры, записывая поп-музыку, редко обращаются к сэмплам из других песен, их западные коллеги этим не брезгуют.

Вот несколько мировых поп-хитов, построенных на основе сэмплов:

Зачем саундпродюсеры сэмплируют?

Уверяю вас, о воровстве или отсутствии фантазии или творческой жилки речи нет. Смыслов может быть много: уважение к авторам и исполнителям оригинала, любовь к оригинальному произведению, новый взгляд на уже состоявшийся хит – можно придумать много причин. Поиск крутых сэмплов среди миллионов уже состоявшихся произведений – отдельное искусство. Саундпродюсеры не слепо используют сэмплы, они их видоизменяют: нарезают, меняют скорость воспроизведения, тональность, миксуют с другими сэмплами. Найти сэмпл, правильно его обработать, получить из него новое крутое производное произведение — для профессионального музыканта гораздо сложнее, чем написать новое произведение с нуля. Именно поэтому мнение, что сэмплируют ленивые — ошибочно.

Как «чистить» права на сэмплы?

Получение разрешения от правообладателей на уже существующее произведение мы называем «Очисткой прав». Процесс устроен вполне логично: если ты использовал в своей песне чужое произведение, то для коммерческого использования ты должен получить на это разрешение правообладателя. Звучит просто, но на деле мы сталкиваемся с большим количеством нюансов и тонкостей.

Во-первых, как мы помним, права бывают авторскими и смежными. Если вы использовали сэмпл с мелодией, то эту мелодию кто-то сочинил (у неё есть автор) — вы должны получить право на использование этой мелодии. Если в сэмпле использован так же чей-то голос, который поёт какие-то слова, то вы должны почистить права и на эти слова, ведь у них тоже есть автор. Если вы использовали голосовой сэмпл, то вы так же должны почистить исполнительские права (смежные), ну и права на фонограмму — по умолчанию. Все эти права, в теории, могут принадлежать разным людям и компаниям.

Условия очистки могут быть абсолютно разными, но всё должно быть +- в рамках рынка. Обычно это несколько тысяч долларов/евро. Правообладатель может попросить долю в производном произведении (новой фонограмме), но это уже вопрос переговоров. Если вам нужно почистить права, то лучше поручите это людям, которые на этом специализируются — это ускорит, удешевит процесс и лишит вас ненужной головной боли.

Пример: давайте рассмотрим песню, которая ещё не вышла, но сниппет вы легко можете найти в интернете.

Navai & Timati — Lambo Italiano.

Мы с ИВ (бывший участник проекта SLOVO, артист, автор песни «Мой белый») придумали историю про переработку легендарной песни SHAFT — MAMBO ITALIANO, которая, кстати, тоже является переработкой другой, выпущенной ещё ранее, песни. Нам показалось, что если Алишер Тагирович (признан иноагентом, тогда ещё не был) споёт эту песню, заменив «Мамбу» на «Ламбу», то это будет органично и круто. После череды обсуждений песни, идею реализовали Наваи и Тимати. Мы чистили права больше, чем полгода. Я планировал так: мы почистим права на авторскую часть, а именно — музыку, ребята используют только мелодию припева, а слова напишут новые. Мы очистили авторские, включая слова – на всякий случай. В процессе создания песни саундпродюсер PALAGIN решил засэмплировать так же вокальную партию исполнительницы SHAFT, а это уже смежные права. Таким образом, нам пришлось обратиться к правообладателям фонограммы за разрешением. Как это зачастую бывает на Западе, авторские и смежные права были разбросаны по разным правообладателям, поэтому нас ждала новая череда многомесячных переговоров (вопреки догадкам, комфортнее и быстрее всего общаться и работать с отечественными правообладателями, на Западе всё происходит очень долго). Поняв, что в текущих реалиях с нами общаются неохотно, да и авторская часть уже очищена, мы решили, что можем избежать лицензирования смежных прав следующим образом: Павел Мурашов пригласил вокалистку, которая исполнила нужную нам партию максимально близко к оригиналу, после чего саундпродюсеры проделали с новым сэмплом всё то же самое, что проделывали с сэмплом SHAFT.

Что мы таким образом получили: сэмпл, в котором использованы чужие авторские права, на которые у нас получено разрешение, и никак не использовано чужое исполнение и чужая запись. Кейс, на мой взгляд, крутой.

В каких случаях можно использовать сэмплы без разрешения правообладателя?

Есть такое понятие, как срок охраны права. Оно относится и к авторскому, и к смежному праву. Когда срок охраны истекает, произведение становится достоянием общественности, и им может пользоваться любой гражданин без ограничений.

Пример: в куплете песни JONY – «Комета» были использованы стихи А.С. Пушкина. Никто никаких прав не чистил, никого в известность не ставил – срок охраны прав истёк, произведение является достоянием народа.

Срок охраны права может быть разным, в зависимости от объекта охраны (авторские права, смежные, музыка, кино и так далее), территории (в разных странах могут быть разные законы) и других факторов (обсудим ниже). В целом, в большинстве стран сроки более-менее похожи, так как существует женевская конвенция об авторском праве, ратифицированная во многих странах, но бывают исключения. Например, мы с детства знаем, что Китай производит много подделок и особо не парится. Это не потому, что в Китае можно легко беспоследственно нарушить закон (как раз таки наоборот), а потому что в Китае интеллектуальное право урегулировано слабо и у них это не всегда является нарушением.

Какие сроки охраны прав в России?

Авторские права: исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. (Ст. 1281 ГК РФ)

Фонограмма: исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. (1327 ГК РФ)

Исполнение: исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором артистом-исполнителем или дирижером осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю, либо доведение исполнения до всеобщего сведения. (1318 ГК РФ)

Сроки во всех странах могут быть разные. Раньше в России срок охраны авторских прав составлял 50 лет после смерти автора. Несколько лет назад срок подняли до 70 лет.

Как вы заметили, право на фонограмму действует в течении 50 лет после осуществления записи. О чём это говорит? Артисту может быть 70 лет, но он записал какой-то хит, когда ему было 20 лет. Получается, что он ещё живой, и песня может всё ещё является его визитной карточкой, но прав на фонограмму у него уже нет. Какой выход? Сделать новую запись! Именно по этой причине многие уважаемые артисты, например, Иосиф Кобзон, в преклонном возрасте перезаписывали и перезаписывают свои старые песни – чтобы продлить срок охраны прав и передать эти права наследникам.

Важно — с какого момента и как исчисляется срок охраны произведения. В России ты являешься автором по умолчанию, с момента создания. Тебе не нужно нигде регистрировать свои права, тебе достаточно суметь доказать, если будет претензия, что автором являешься именно ты. То есть в России срок исчисляется с момента создания. В США, например, срок исчисляется с момента регистрации произведения в соответствующем обществе. В целом, чтобы правильно исчислить срок, нужно чуть ли не изучить биографию правообладателя, ведь какие-то события, например, вторая мировая война, могут влиять на исчисление срока. Но это детали.

Ещё одна важная деталь: по законодательству РФ, любое произведение подлежит охране, вне зависимости от его содержания. То есть охраняется форма, а не содержание:

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

О чём это говорит? Вы можете бесконечно не любить творчество Инстасамки, но оно подлежит охране законом.

Цитирование.

Ст. 1274 ГК РФ («Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях») позволяет использовать произведения других авторов (в теории, даже сэмплирование) без разрешения правообладателя, но при соблюдении определённых условий:

— указание автора,

— указание источника цитирования,

— оправданность (цель) цитирования.

Сомневаюсь, что закон о цитировании можно глобально применить к сэмплированию, но в определенных случаях – вполне.

Совет артистам, покупающим биты.

Сейчас широко распространены разные сервисы, через которые битмейкеры продают или сдают в аренду биты. Недавно один мой знакомый артист попал в неприятную ситуацию: он купил исключительные права на понравившийся ему бит, но оказалось, что битмейкер в своей работе использовал сэмпл, права на который не почистил. Таким образом, возникла ситуация, когда артисту пришлось платить за бит во второй раз – за очистку сэмпла. Будьте внимательны, подписывая договоры на покупку/аренду битов: обязательно настаивайте на пункте о том, что все права в произведении очищены и претензии третьих лиц должны быть урегулированы автором бита.

P.S. Все артисты/битмейкеры/продюсеры хотя бы раз слышали о том, что, якобы сэмпл короче какой-то длины (например, трёх секунд) использовать можно или якобы если сильно изменить сэмпл, то тебе ничего не предъявят – забудьте об этом, это мифы. Любое использование чужой собственности в коммерческих целях должно быть узаконено – это важно.

Флейм

Профиль
Лента

Легальное и нелегальное использование сэмплов и ремикс-паков в композициях (ремиксах, мешапах)

Легальное и нелегальное использование сэмплов и ремикс-паков в композициях (ремиксах, мешапах)

Музыканты, которые используют сэмплы в своем творчестве, рано или поздно сталкиваются, в этом ключе, с двумя проблемами — этической и юридической.

Этическая связана с тем, что в какой-то момент приходит осознание — является ли данное произведение (зачастую сложенное из сэмплов, как из кубиков) именно твоим? Выражает ли оно твою творческую суть, является ли действительно твоим самовыражением, несет ли в себе твою индивидуальность и т.д, и т.п. Добавляет ли что-то к исходному официальному произведению или, как говорится, это только твой PR?

Юридическая проблема связана с тем, что сэмпл и ремикс-паки, как и исходная композиция в целом, является объектом авторского права и имеет правообладателя. Поэтому его использование в том или ином произведении должно быть легальным, т.е. не должно нарушать авторских и иных прав его создателя/создателей.
Как вариант «чистой работы с сэмплами» — это покупка лицензионных дисков с сэмплами и лупами (Royalty Free — вид лицензии, при котором плата за купленный продукт, в том числе технологию, производится только в момент покупки. В рамках этой лицензии отсутствуют дополнительные выплаты со стороны покупателя за каждое использование продукта (или выпуск каждой новой единицы продукции, если была куплена технология /ВикипедиЯ/), которые, можно впоследствии использовать для создания собственных произведений, и в дальнейшем «публично исполнять» (Статья 1277 часть IV ГК РФ), т.е. без обязательного отчисления денег за их коммерческое использование.

Довольно часто музыканты об этом не задумываются или забывают, а то и просто пребывают в неизвестности. А порою, такая постановка вопроса музыкантов просто удивляет.
В отношении любых произведений (как объектов авторского права) в т.ч. сэмплов существует такое понятие, как «очистка прав».

Итогом очистки является получение прав (лицензии) на использование того или иного сэмпла в собственном произведении.

Конечно можно переработать сэмпл с помощью различных манипуляций с материалом, как-то заменой нот, питч-шифтинга, квантизации, добавлением эффектов и т.п., чтобы сделать его неузнаваемым… 

Но, что будет, когда станет вопрос об издании трека/треков, в котором/ых использованы чужие сэмплы, без соответствующего разрешения (лицензии) от законного правообладателя (а им может быть, как автор, так и какой-нибудь издатель)? Многие лейблы, которые заботятся о своей репутации, наверняка откажут.
А в контракте с лейблом всегда имеется пункт о том, что Вы подтверждаете что являетесь единственным автором произведения и не нарушаете прав третьих лиц. Можно конечно солгать и приписать авторство только себе, но еще один обязательный пункт контракта, гласит о том, что ответственность за нарушение прав третьих лиц будет возлагаться на Вас, соответственно и компенсации за нарушение авторских прав прийдется платить именно Вам, а не лейблу. А судебная практика на сегодняшний день говорит о нешуточном объеме данных разбирательств и выплат по ним. Опять же, уголовную статью за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ) пока не отменяли.
В связи с этим, есть смысл задуматься.


Бумажные вопросы на сегодняшний день составляют значительную часть музыкальной практики, и отнимают много сил у музыкантов, но это часть работы, которую нужно делать.

Интервью с голливудским композитором Jeff Rona

Техника сэмплирования известна с незапамятных времен. Наши музыкальные предки освоили ее аж в первой половине двадцатого, однако своей популярностью она обязана в первую очередь хип-хопу: именно здесь сэмпл твердо встал на ноги и начиная с 1970-х активно шагает по музыкальным просторам.

Источников сэмплов несколько.

Первый — самостоятельно записать звуковой отрезок и воспроизводить его с соответствующего оборудования/софта: это может быть филд-рекординг, запись музыкальных партий, голосов и так далее, в общем авторский контент.

Однако, сэмплирование обрело славу не этим способом: всемирную любовь к этому занятию принесла, назовем ее, «нарезка» — захват существующих музыкальных записей или партий и их дальнейшее использование в своем творчестве. Может этот способ и легче первого в плане техническом: ничего не надо записывать, но он сложнее в плане юридическом. Зачастую авторы оригиналов не в курсе, что их произведения используются таким образом, и «эксплуататоры», соответсвенно, не имеют на это разрешение. Отсюда конфликт на поле интеллектуальной собственности. Когда рэпперы на рубеже 70-х и 80-х использовали данную технику чисто на тусовках, как лайв-прием — это никого не волновало. Но когда это стало появляться на коммерческих записях, а жанр как раз набирал обороты, то тут уж деваться некуда, надо было держать ответ в суде, либо решать вопрос на берегу.

С тех золотых времен сэмплирование перекочевывало во все музыкальные жанры и активно используется и поныне.

Многие из вас наверняка видели ролики на Youtube, где воссоздаются треки Prodigy и показываются сэмплы, которые использовала группа. Эти срезанные с чужих песен партии являются во многом основой их треков и даже наиболее запоминающимися моментами хитов вроде Smack My Bitch Up или Voodoo People.

Если вы не в курсе о чем речь, ознакомьтесь: https://youtu.be/6ZYLp5uX9Yw

Так вот, за использование каждого чужого сэмпла Prodigy платили правообладателям. Естественно, что речь не только о Prodigy, все известные артисты и продюсеры в таких ситуациях (как правило) платят авторам. Если договориться не удается — сэмпл не используется.

Это что касается нарезки партий из выпущенных композиций как источника добычи сэмплов.

Prodigy in the studio

Другой более популярный и распространенный источник на сегодня — готовые библиотеки сэмплов и лупов, коммерческие или бесплатные. Их использование, в правовом аспекте, намного проще: если вы заплатили за библиотеку, вы можете писать музыку хоть на 100% «библиотечную», и предъявлять претензии автор уже не будет (иначе зачем было б за нее платить). Однако, обязательно перед покупкой нужно прочесть лицензионное соглашение на сайте производителя таких коллекций — возможно там будут дополнительные пункты-условия использования звуков, незнание которых может привести к нежелательным последствиям. С бесплатными библиотеками такая же ситуация: на официальном сайте всегда можно ознакомиться со всеми правовыми делами.

Если правила нарушены или сэмпл достался вам незаконным путем — извольте отвечать.

Читаете, наверное, и думаете: человек какой-то с другой планеты пишет — никто у нас ничего не покупает, где все брать — все знают, да и музыку, которую мы пишем — услышит только узкий круг людей, и уж точно до крупных лейблов не дойдет, соответсвенно, никто ничего нам не предъявит.

Действительно, чем более известный артист, тем вероятней, что в его музыке распознают «чужеродный организм», и тогда станут выяснять, все ли по закону. Если это «нарезка» с существующей песни — предъявите договор с правообладателем; если это из библиотеки — вашей защитой будет аккаунт на сайте производителя или любые подтверждения покупки данного контента. Хотя даже на уровне топовых артистов не всегда все по закону, иначе мы бы не были свидетелями многочисленных «заимствований» и последующих судебных разбирательств (не только из-за сэмплирования, а из-за, например, «переигрывания» мелодии и тому подобное).

Все «незаконные операции» прокатывают в первую очередь потому, что остаются незамеченными. Количество артистов и их записей постоянно растет, «библиотечный» материал постоянно пополняется — уследить за всем этим нет никакой возможности. Более того, мне попадались истории, когда уже выпущенную музыку издавали под своим именем совершенно левые люди: то есть покупаешь чей-то трек на битпорте и сразу отсылаешь его на какой-либо лейбл, мол вот я написал музыку хорошую — выпускайте, господа. Если уж такое возможно, что говорить о сэмплах. Да, конечно, та музыка была не уровня топовых музыкантов, а чисто диджейская non-famous тема, но все же.

К счастью, время не стоит на месте, и вместе с ним и технологии. Вероятно, не за горами те времена, когда всю новоиспеченную музыку можно будет проверять на наличие «прежнего» или «чужого» материала. Некий единый сервис или вроде того. Тем более предпосылки к этому уже есть. Из недавних новостей о Soundcloud:

«Далее, сервис собирается сканировать каждый микс и ремикс на наличие лицензионных сэмплов, и если они будут найдены, делить отчисления с владельцами авторских прав» — http://mixmag.io/news/20098

Если удастся реализовать этот сервис технически и юридически, это будет хороший шаг в будущее: во-первых, появится возможность восстанавливать историческую (наиболее популярную ныне) справедливость и вознаграждать авторов музыки/звуков; во-вторых, хочется верить, это поможет хотя бы немного сократить количество заурядной-заполонившей-все-вокруг музыки, написанной на скаченных сэмплах/лупах.

Мы решили поговорить на эту тему с человеком из профессиональной сферы.

Наш собеседник — это Jeff Rona, резидент Backstage Secrets, выдающийся композитор, музыкант и разработчик в сфере звука. Джефф написал дюжины саундтреков к фильмам, играм, ТВ-шоу и даже работал над музыкой к Олимпийским Играм 2008. Он сотрудничал со звездными режиссерами, такими как Ridley Scott, Steven Spielberg, Steven Soderbergh и многими другими. Его список работ на IMDb очень впечатляет. Также Джефф являлся ключевой фигурой в разработке MIDI — стандарте, который и сейчас, спустя более 30 лет, является незаменимым. В настоящее время он все еще тесно связан с музыкальными технологиями, и одно из направлений его деятельности — это создание библиотек сэмплов для Kontakt.

Jeff Rona

BackstageSecrets: Почему сэмплирование так популярно? Что это, трибьют известным музыкантам, источник вдохновения или способ упростить работу, используя готовый материал?

JeffRona: Все вместе. Сэмплирование старых альбомов дает определенное настроение и звучание, которое сложно повторить сегодня: манера исполнения и техника записи заметно изменились. Эта техника популярна, в первую очередь, среди хип-хоп и рэп продюсеров, хотя, конечно, распространяется широко за пределы этих жанров, что часто дает интересные результаты.

BS: Каково ваше личное отношение к сэмплированию, часто ли используете его в своей работе?

JR: Я практически никогда не срезаю звуки с чужих альбомов: юридические аспекты слишком сложны. Плюс это никак не помогает мне с написанием саундтреков к фильмам или играм. Тем более в саундтреках такие вопросы решаются еще сложнее, чем в «просто» музыке. Иногда я брал какие-то отрезки, но обрабатывал и искажал их до такой степени, что они уже не имели ничего общего с оригиналом.

BS: Как автор может защитить свою музыку от сэмплирования другими артистами без его разрешения?

JR: Я сомневаюсь, что с этим можно что-то сделать. Когда ваша музыка становится доступной широкой публике, всегда найдется тот, кто воспримет ее как источник сэмплов. Да, есть технологии принтов, которые в той или иной мере позволяют отследить материал, но если звук порезан или обработан, то его практически невозможно распознать автоматически.

BS: Представим, мне понравился отрезок песни (гитарная, барабанная партия или вокальная фраза) и я хочу использовать его в своем треке. Что я должен сделать, чтобы такое действие считалось законным? Чье разрешение я должен получить: артиста или лейбла? Какой план действий?

JR: Если вы создаете музыку, которую будете продавать, лицензировать, распространять через сервисы вроде Spotify, Pandora или iTunes, тогда вы должны быть уверенными, что у вас есть права на все звуки в вашей музыке. Если правообладатель узнает о незаконном использовании (а это часто происходит), от вас, в лучшем случае, потребуют удалить музыку со всех ресурсов, в худшем — возместить ущерб автору оригинала. Такие проблемы никому не нужны. Если вы серьезно настроены на продажу и распространение музыки, позаботьтесь обо всем заранее.

BS: Как написать письмо правообладателю, чтобы сделка прошла успешно? Есть какие-то ключевые пункты?

JR: Я лично никогда не писал таких сообщений, думаю в сети должны быть шаблоны. Зато я точно знаю, что нужно быть предельно точным при описании: что вы будете сэмплировать, в каком количестве, где и как это будет использовано.

BS: Где найти информацию о правообладателе?

JR: В сети должна быть информация об издателе/лейбле любого артиста. Есть базы данных, которые позволяют находить обладателей интеллектуальной собственности. 

Orbit

BS: Если запись, которую нужно засэмплировать, достаточно старая, скажем 50х-60х годов, это осложняет процесс?

JR: Многие старые лейблы, ушедшие из бизнеса, продали права другим компаниям, поэтому поиск и отслеживание таких моментов может быть весьма непростым.

BS: Есть ли разница между старыми и современными треками в плане урегулирования юридических вопросов?

JR: До тех пор, пока запись кому-то принадлежит, разницы нет. С очень старыми треками можно пойти на риск, предполагая, что все правообладатели уже мертвы или недоступны. Хотя, сложно знать наверняка, поэтому лучше не надеяться (безосновательно), что запись полностью доступна.

BS: Если трек принадлежит крупному лейблу, есть ли шанс, что ваше предложение будет хотя бы прочитано? Ведь публичная почта скорее всего забита сообщениями, и невозможно уделить внимание всем.

JR: Мой опыт показывает, что общение с крупными лейблами происходит очень и очень медленно. Особенно, если запрос о сэмплировании исходит от бедного неизвестного артиста. Для них этот вопрос является слишком низкоприоритетным, чтобы тратить на него время и бумагу.

BS: Что может заинтересовать правообладателя (помимо денег) позволить использовать его материал?

JR: В некоторых случаях, для маленького артиста это хороший шанс быть упомянутым более крупным. Хотя не думаю, что такое часто случается.

BS: Какие суммы денег могут участвовать в подобных сделках? Какая форма оплаты: единовременная или с продаж?

JR: Я сам не очищал права, поэтому не знаю цен. Но знаю, что оплаты бывают разные: и гонорар, и процент с продаж. Все зависит от отношений с лейблом, насколько он вам доверяет и видит в сделке источник заработка.

BS: Бывают ли такие случаи, когда невозможно получить разрешение на использование сэмпла ни при каких обстоятельствах?

JR: Конечно, многие артисты не хотят, чтобы их музыку сэмплировали, независимо от масштаба «нового» исполнителя.

BS: Влияет ли уровень артиста на успех сделки? К примеру, если я знаменитость, это увеличит мои шансы? А наоборот? Или все равны? Влияет ли известность на цену?

JR: Каждая лицензия, песня или ее отрезок, рассматривается с учетом ее будущего использования. Поэтому, да, крупным артистам, фильмам, играм будет выставлена большая цена, чем кому-то менее известному. Каждый случай индивидуален, все обсуждаемо.

BS: Как правообладатель узнает о незаконном использовании своей интеллектуальной собственности?

JR: Иногда случайно, иногда по акустическому отпечатку. Google также предлагает сервис Content ID, который находит материал на Youtube и оповещает владельца.

BS: Если я абсолютно неизвестный исполнитель, или известный только в своей стране или городе, и уверен, что никто заграницей, включая правообладателя, никогда не услышит ни обо мне, ни о моих песнях, стоит ли мне все равно беспокоиться о правовых аспектах?

JR: Если вы пишите музыку для частного использования, то нет смысла беспокоиться о чистке сэмплов. Но если вы выкладываете ее в сеть, тем самым вы присваиваете ее содержимое себе.

BS: Сегодня огромное число диджеев, рэпперов, рокеров, которые выпускают музыку, и их число постоянно растет. Существует ли какой-то способ проверять новоявленную музыку на наличие сэмплов?

JR: Насколько я знаю, нет.

BS: Если сэмпл обработан эффектами, порезан, растянут, то есть изменен настолько, что его практически невозможно узнать в новом треке, стоит ли все равно беспокоиться о юридических аспектах?

JR: Некоторые могут со мной не согласиться, но если вы делаете сэмпл полностью неузнаваемым, то нет причин заботиться о лицензировании.

BS: Многие DAW содержат в себе большие библиотеки сэмплов, лупов, пресетов. Если я купил эту DAW, могу ли я использовать все это в своей музыке без всяких проблем?

JR: Да.

BS: Считается ли зазорным для (крупного) артиста использовать библиотечные звуки, которые могут распознать другие пользователи данной библиотеки?

JR: Иногда. Я уверен, что если вы хотите отличаться от звучания других артистов вашего жанра, важно не использовать много коммерческих сэмплов, а если и использовать, то хотя бы значительно изменять их. Если у вас найдут очень узнаваемые звуки, которые слышали у кого-то еще, это сделает вас менее оригинальным и художественно ценным в глазах публики.

Текст: Антон Рукавишников, Backstage Secrets.

Фотографии из Гугла для группы в соцсети, музыка в кофейне и программа без лицензии могут обернуться потерей денег для предпринимателя. В статье рассказываем, как законно брать контент и не нажить проблем.

В чём проблема с контентом

Изображения, тексты, программы — это объекты авторских прав, или интеллектуальная собственность. Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ:

  • текст;
  • фото;
  • дизайн;
  • рисунок;
  • песня и её исполнение;
  • фильм;
  • видеоролик;
  • подкаст, передача;
  • программа, база данных;
  • товарный знак: название, логотип, слоган;
  • персонаж книги, мультфильма, кино;
  • изобретения и секреты производства.

У каждого объекта есть автор — тот, кто его создал. Он же правообладатель интеллектуальной собственности. Когда автор продаёт произведение, правообладателем становится тот, кто купил его у автора. Программист написал код — он автор и правообладатель. Фирма купила его для бизнеса — теперь она правообладатель.

Как и обычные вещи, интеллектуальную собственность нельзя брать без согласия правообладателя. Нельзя производить ткань с рисунком из книги, постить фото из блога конкурента, заливать на сайт чужие тексты. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.

Важно знать, что если контент открыто выложен в интернете, это ещё не значит, что его можно копировать. Есть миф, что авторские права защищают только специальные символы, подпись автора и угрожающие надписи наподобие «информация на сайте не подлежит распространению». Это не так. Отсутствие запрета не считается разрешением — ст. 1229 ГК РФ. А правообладатель легко докажет авторство, например, свидетельством о депонировании произведения, и взыщет с вас деньги.

Статья: Как защитить авторские права: 9 способов

Если правообладатель контента не обнаружил кражу и не подал в суд на компенсацию — это всего лишь вопрос времени и везения.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что будет за нарушение авторских прав

Если совсем коротко, то предпринимателю запретят пользоваться контентом и заставят заплатить компенсацию. Например, попросят убрать из магазина товар с чужим логотипом и заплатить правообладателю 200 000 рублей. При этом не возместят деньги за закупку и упущенную прибыль. А за кражу товарного знака дополнительно оштрафуют в пользу государства.

Статья: Как получить компенсацию за нарушение авторских прав

Теперь подробно. 

Гражданская ответственность: заплатить правообладателю

По иску правообладателя суд заставит предпринимателя сделать следующее по ст. 1252 ГК РФ:

— Прекратить использование. Удалить чужие фото товара с сайта, перестать пользоваться программой без лицензии.

— Проставить автора и ссылку на источник. Если перепечатали или процитировали, но выглядит как будто это своё.

— Уничтожить контрафактный товар за свои деньги. Например, игрушки в виде персонажей мультфильма, которые продаются без договора с владельцем товарного знака.

— Заплатить убытки или компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Как вариант — в двукратном размере стоимости лицензионной программы — ст. 1301, ст. 1311, ст. 1515 ГК РФ.

— Опубликовать решение суда о нарушении авторского права. 

До рассмотрения спора суд может заблокировать спорные материалы на сайте по ст. 1302 ГК РФ. Например, обучающий канал, где выложены чужие видеоуроки. Работать через такой ресурс во время блокировки не получится несколько месяцев.

Административная ответственность: штраф государству

За чужой товарный знак нарушителей штрафуют по ст. 14.10 КоАП РФ. Штраф за копирование для граждан — от 5 000 до 10 000 рублей, для организаций — от 50 000 до 200 000 рублей. Штраф за продажу товаров с чужим товарным знаком для граждан — в размере двукратной стоимости товара, для организаций — в размере пятикратной стоимости. И это не считая компенсации для владельца товарного знака.

Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат

Если владелец логотипа потерял из-за вас больше 250 000 рублей, это уже уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ. Наказание — от штрафа в 100 000 рублей до лишения свободы на два года.

За присвоение авторства и торговлю контрафактом тоже дают судимость, когда правообладатель упустил прибыль больше 100 000 рублей. Наказание  примерно как за предыдущее преступление — от штрафа до тюрьмы по ст. 146 УК РФ.

Как не нарушить авторские права

Чтобы не попасть на компенсацию и не потратиться на муторные суды, нужно следовать простому правилу: всегда брать контент с разрешения правообладателя. Для коммерческого использования рекомендации примерно такие.

Заключать с правообладателями договоры 

Для законного использования интеллектуальной собственности с правообладателем заключают платные договоры на передачу исключительных прав. 

Когда объект забирают навсегда, оформляют договор на отчуждение исключительного права — ст. 1234 ГК РФ. Такой договор можно заключить с фотографом или иллюстратором, если покупаете готовый контент для сайтов или буклетов. Тогда фото и рисунки станут уже вашей собственностью. Если захотите, сами сможете продать их на другой сайт. Единственное — всегда надо указывать автора.

Во временное пользование объект берут по лицензионному договору — ст. 1235 ГК РФ. Это чем-то похоже на аренду. Лицензии оформляют на программы, музыку, видео. Обычно лицензионные соглашения публикуют на сайте, откуда скачивают контент. Например, вот так выглядит договор на использование сервиса Эльба.

Иногда за лицензию не надо платить, например, в фотостоках.

Контент на заказ делают по договору авторского заказа или договору подряда — ст. 1288, 1296 ГК РФ. Авторский заказ оформляют с физлицом, подряд — с фирмой. При оформлении договора на контент проследите, чтобы исключительное право на объект переходило к заказчику, а не передавалось по лицензии. Иначе рискуете через пару лет увидеть свой фирменный стиль у другого сайта. Потому что срок лицензии истёк.

Для фоновой музыки в баре, парикмахерской и магазине тоже покупают лицензию. Как безопасно включать музыку в помещении для клиентов — тема отдельного большого разбора. В общих чертах дела обстоят так.

У каждой песни есть исполнитель, автор текста и композитор. Сама песня — интеллектуальная собственность, и включать её в коммерческом заведении для посетителей можно только с разрешения правообладателя. Чаще всего авторы песен передают права специальной организации — Российскому авторскому обществу (РАО). Такая организация становится правообладателем и от имени музыкантов проверяет заведения, где играет музыка. А после проверки предлагает заключить лицензионное соглашение и платить ежемесячные авторские вознаграждения, а за уже проигранное — заплатить компенсацию.

Один предприниматель заплатил РАО по решению суда 160 000 рублей за музыку в кафе без лицензии — дело № А32-27234/2018. Так что это не просто юридический миф.

Поэтому лучше купить лицензию у правообладателя, платить каждый месяц и не дожидаться иска. Как вариант, брать музыку с открытой лицензией или из общественного достояния — об этом ниже.

Соблюдать правила цитирования

Цитирование — когда берут часть объекта в неизменном виде. Упоминаете отрывок чужого текста в посте группы в Фейсбуке — это цитирование. 

Чтобы взять отрывок, не надо получать разрешение правообладателя и платить деньги. Это считается свободным использованием произведения по ст. 1274 ГК РФ. Цитировать можно не только текст, но и любой объект интеллектуальной собственности. То есть фото и видео тоже. Так пояснил Пленум ВС в п. 98 Постановления № 10 от 23.04.2019 г. 

Для законного цитирования надо соблюдать четыре правила. Они изложены в п. 1 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ и конкретизированы в Определении ВС № 305-ЭС16-18302.

  1. Цель цитирования — информационная, научная, образовательная или культурная.  
  2. Обязательно указать автора.
  3. Брать можно опубликованный (обнародованный) объект, на источник заимствования надо поставить ссылку.
  4. Отрывок берут в объёме, оправданном целью цитирования.

Пример цитирования, за которое не наказали.

Федеральный телеканал снял документальный фильм о влиянии на здоровье пальмового масла. В фильм взяли фрагмент другого фильма о процессе создания заменителей молочного жира. Автор не давал согласие на использование своего произведения. Поэтому пошёл в суд за компенсацией и вырезкой фрагментов. Суд он проиграл, потому что телеканал не нарушил требования к цитированию. 

В фильме говорят о проблемах продуктов питания в жанре журналистского расследования, значит цель цитирования — информационная. Фильм истца опубликован на Ютубе, то есть обнародован. Автор указан. У фильмов одна тематика — про заменители молочного жира. Спорный фильм длится 15 минут, кадры из чужого взяты на 14 и 49 секунд. Объём оправдан и ничего не нарушено — дело № А40-32542/2018.

При цитировании важно не удалять знак копирайта © и подпись автора. Даже если перепечатали правильно, за удаление водяных знаков нарушитель платит компенсацию по ст. 1300 ГК РФ.

Брать контент с открытой лицензией

Открытая лицензия (Creative Commons) — когда правообладатель разрешил скачивать произведение из открытого доступа бесплатно на определенных условиях — ст. 1286.1 ГК РФ. Лицензии Creative Commons — легальный способ использования чужого контента. Для коммерческого использования рядом с произведениям должна стоять отметка CC Attribution или Free for commercial use.

Например, фото ищут в расширенном поиске Гугла или на сайтах типа Flickr и Unsplash. Для музыки есть бесплатные ресурсы наподобие Free Music Archive.

Брать произведения из общественного достояния

Когда закон перестаёт защищать авторские права, интеллектуальная собственность переходит в общественное достояние. Ищите такие произведения с пометкой Public domain. Это значит произведение можно использовать бесплатно и без чьего-либо разрешения, но с указанием автора — ст. 1282 ГК РФ.

По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе. Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят. 

Быть осторожным с узнаваемыми брендами

Известные изображения, слоганы и персонажи с большой вероятностью зарегистрированы как товарные знаки. За бездоговорное использование нарушитель платит компенсацию, даже если сам не виноват. Это касается и российских, и иностранных брендов. 

Например, владелец британского товарного знака «Свинка Пеппа» отсудил у предпринимателя 140 000 рублей за бездоговорное использование этого персонажа. Хотя предприниматель просто продавала в отделе торгового центра игрушки в виде героев мультфильма, которые где-то закупила — дело № А09-5684/2018

Поэтому проверяйте, нет ли в товаре и рекламе узнаваемых изображений.

А если уже ваши логотип и название стали популярны, зарегистрируйте свой товарный знак, пока его не украли конкуренты. Иначе даже тут станете нарушителем.

Статья актуальна на 

06.01.2022

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Музыка для клиентов: как использовать и не нарушать авторские права

Бесплатно включать в заведении можно только музыку с открытой лицензией или ставшую общественным достоянием. В остальных случаях нужно будет заключить договор с правообладателем или Российским авторским обществом и перечислять авторское вознаграждение, чтобы потом не пришлось выплачивать значительные денежные компенсации

Музыка для клиентов: как использовать и не нарушать авторские права

Довольно трудно найти владельца магазина, ресторана, салона красоты или фитнес-клуба, который ни разу не включал музыку для своих клиентов. Однако далеко не каждый предприниматель задумывается над тем, что ее публичное исполнение допускается только с разрешения правообладателя. Порой это приводит к нарушению авторских и смежных прав и, как следствие, к необходимости выплачивать значительные денежные компенсации.

Почему нельзя включать музыку без согласия автора и выплаты ему вознаграждения?

У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора – авторские права, охраняемые законом. Это значит, что только он имеет право извлекать выгоду из результата своей интеллектуальной деятельности, а иные лица по общему правилу не могут использовать произведение без его согласия. Если такое использование все же состоялось, то оно будет считаться незаконным и может повлечь за собой гражданско-правовую (ст. 1252, 1301 ГК РФ), административную (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ) и уголовную (ст. 146 УК РФ) ответственность.

Если вы хотите использовать музыку какого-либо исполнителя или композитора, то с ним необходимо заключить лицензионный договор, который должен предусматривать (ст. 1235 ГК РФ):

  • способы и территорию использования результата интеллектуальной деятельности;
  • размер лицензионного вознаграждения;
  • срок действия договора.

При этом некоторые правообладатели, в том числе широко известные, предоставляют такую возможность бесплатно. Напомню историю, которая случилась 13 лет назад в оренбургском баре Underground. За публичное исполнение одной из песен группы «Сплин» бар получил претензию от Российского авторского общества (РАО) с требованием выплатить денежную компенсацию. После этого руководитель заведения написал обращение в адрес лидера музыкальной группы Александра Васильева, в котором попросил разрешения использовать его песню. Разрешение бар получил. Финансовых выплат в пользу РАО на этот раз удалось избежать.

Рисунок 1.jpg

Что делать, если получить разрешение автора проблематично, а музыку использовать хочется?

В случае если заключить договор с правообладателем не представляется возможным, предпринимателю нужно быть готовым к встрече с представителями организации по коллективному управлению авторскими правами – РАО. Это посредник между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях, который получил государственную аккредитацию (ст. 1244 ГК РФ). На данный момент РАО представляет интересы более 26 тыс. российских и 2 млн иностранных правообладателей.

Если предприниматель заключает лицензионный договор с РАО, то он может включать у себя в заведении практически любые российские и зарубежные композиции. Все, что требуется от него, – одновременно с перечислением авторского вознаграждения по лицензионному договору предоставить РАО сведения о произведениях, которые публично исполнялись в отчетный период. Это нужно, чтобы РАО могло установить обладателей авторских прав, которым причитается вознаграждение.

Данный механизм значительно облегчает предпринимателю жизнь, ведь обычно получить разрешение у всех обладателей авторских прав на произведения, которые звучат в заведении, практически невозможно. Чтобы заключить лицензионный договор с каждым правообладателем и перечислять им причитающееся вознаграждение, предпринимателю нужен целый штат сотрудников. А так РАО после заключения лицензионного договора самостоятельно распределяет и перечисляет авторское вознаграждение.

Как правильно составить запрос в РАО?

На сайте РАО размещены формы заявлений о предоставлении права использования произведений. Нужно лишь скачать подходящую форму и корректно заполнить поля. Это заявление направляется в РАО в электронной форме по электронной почте. Затем представители РАО свяжутся с отправителем, предложат заключить лицензионный договор и укажут размер вознаграждения.

Может ли РАО подавать иски в защиту прав авторов?

Положения п. 5 ст. 1242 ГК РФ предусматривают, что организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Следовательно, РАО может подать иск от любого российского и иностранного автора. При этом ему даже доверенность не нужна. Полномочия подтверждаются свидетельством о государственной аккредитации.

Как РАО фиксирует факт нарушения авторских прав?

Происходит это так. Представитель РАО приходит в помещение и осуществляет видеофиксацию исполнения музыкальных произведений. Далее проводится фонографическое и музыковедческое исследование, результаты которого отражаются в соответствующем акте. Заключение специалиста является основанием для направления в адрес владельца бизнеса досудебной претензии и доказательством нарушения авторского права. Перед тем как обратиться в суд, РАО направляет ответчику письмо с требованием выплатить компенсацию за незаконное использование музыки. Размер компенсации установлен Постановлением Авторского Совета РАО от 24 апреля 2014 г. № 5 и составляет 20 тыс. руб. за одно произведение. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО подает иск в суд.

Вот несколько примеров из обширной судебной практики, когда предпринимателям приходилось выплачивать в пользу РАО весьма существенные суммы за незаконное публичное исполнение музыки:

  • с ООО «Луч Арт» взыскана компенсация за нарушение авторских прав во время проведения концерта «Звезды ВИА 70–80-х» в размере 300 тыс. руб. – решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 сентября 2021 г. по делу № А40-150216/21-51-1006;
  • с ООО «Тэма Рус» взыскана компенсация за нарушение авторских прав при осуществлении телетрансляции на канале MY ZEN TV в размере 280 тыс. руб. – решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июня 2021 г. по делу № А40-91227/21-27-619;
  • с АО «Национальная спутниковая компания» взыскана компенсация за нарушение авторских прав при сообщении в эфир на телеканале «Остросюжетное» музыкальных произведений в размере 600 тыс. руб. – решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 7 октября 2021 г. по делу № А56-13115/2021.

Как найти способ использовать музыку бесплатно?

1. Включайте музыку с открытой лицензией.

Существуют музыкальные произведения, которые авторы размещают в свободном доступе, т.е. они отказываются от права на вознаграждение. Это так называемая лицензия Сreative Сommons (СС). Размещая произведение на условиях такой лицензии, автор разрешает использовать свой контент всем желающим на определенных условиях. При этом все лицензии Creative Commons являются неисключительными, отчуждения прав не происходит. У автора сохраняется право заключать лицензионные договоры на других условиях, в том числе более жестких.

Бесплатное коммерческое использование произведений возможно при следующих типах лицензий СС:

  • CC Attribution (CC BY);
  • CC Attribution — Share Alike (CC BY-SA);
  • CC Attribution — No Derivative Works (CC BY-ND).

Найти такую музыку можно, например, на сайтах www.netlabels.org и www.freemusicarchive.org.

2. Включайте музыку, ставшую общественным достоянием.

У любого авторского права есть срок действия. Когда он истекает, произведение переходит в общественное достояние. Для авторского права такой срок составляет 70 лет со дня смерти автора (ст. 1281 ГК РФ). Но не стоит забывать про наличие смежных прав у исполнителей и изготовителей фонограмм произведений, срок действия которых – 50 лет.

Допустим, с момента смерти композитора С.В. Рахманинова прошло 70 лет. Авторские права в данном случае не действуют. Но имеются записи его произведений в исполнении оркестра, сделанные в 2021 г. Смежные права на данные записи перестанут действовать только в 2071 г. А до этого времени предприниматель должен выплачивать оркестру вознаграждение.

Коротко о главном

  • На каждое музыкальное произведение распространяется авторское право.
  • Автор музыкального произведения имеет право получать вознаграждение за его коммерческое использование.
  • Музыкальные сервисы («Яндекс.Музыка», Spotify, Apple music и т.д.) не предназначены для коммерческого использования. Более того, в заведении также запрещено использовать радио и включать музыку с любого материального носителя.
  • Можно включать музыку с открытой лицензией Creative Commons или с истекшими авторским и смежными правами. Либо можно заключить договор с правообладателем или РАО. Тем, кто еще не урегулировал взаимоотношения с правообладателями и РАО, необходимо узаконить использование музыки в своем заведении. Это позволит застраховать себя от рисков, связанных с судебными разбирательствами, уплатой штрафов и выплатой компенсаций правообладателям.

Добрый день!

Тема использования сэмплов довольно интересная и неоднозначная.

Позволю себе несколько цитат, с которыми я согласен:

Если появлению на свет самого звука или созвучия предшествовала творческая деятельность по его созданию, то по смыслу действующего законодательства независимо от его продолжительности он будет охраняться авторским правом со всеми вытекающими последствиями. Если же сэмпл представляет собой лишь зафиксированный на носитель звук или шум, вызываемый природными или техническими объектами (шум моря, стук колес, крик животного и т.п.), то такой звуковой фрагмент не будет пользоваться авторско-правовой охраной, так как не является результатом человеческого творчества.
Иванов Н.В.
Авторские и смежные права в музыке: учебно-практическое пособие / под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2009. 176 с. / СПС «КонсультантПлюс»

Это касалось именно авторских прав, т.е. прав создателя сэмпла.

Есть еще одна категория прав — смежные с авторскими. Они охраняют интересы
исполнителей, производителей фонограмм (записей). Еще одна цитата:

Что касается смежных прав, то независимо от наличия или отсутствия в сэмпле какой-либо оригинальности, он не может использоваться музыкантами при записи свободно без разрешения обладателя прав на фонограмму, его содержащую. Разумеется, записывать исполнители могут все, что им угодно. Однако при дальнейшем использовании фонограммы с несанкционированным сэмплом могут возникнуть проблемы, поскольку будет нарушено правомочие на воспроизведение и другие правомочия исходя из характера использования, которые закреплены в п. 2 ст.
1324 ГК РФ (п. 2 ст. 38 Закона об авторском праве) за изготовителями фонограмм и их правопреемниками.
Иванов Н.В.
Авторские и смежные права в музыке: учебно-практическое пособие / под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2009. 176 с. / СПС «КонсультантПлюс»

Если по условиям использования программы в явной форме разрешается использование сэмплов, то делать это можно. Важно иметь в виду — как именно разрешается использовать (только для создания «для себя» или в целях воспроизведения и распространения получившегося произведения).

И в завершении цитата из иного источника:

В любом случае использование сэмплов из открытых источников при производстве коммерческих проектов — достаточно рискованное мероприятие, которое может повлечь конфликты, включая судебные разбирательства, с лицами, заявившими себя обладателями исключительных прав на эти сэмплы.
Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2006. 152 с.

Если его признают оригинальным, то Вы его зарегистрируете.
Каюков Роман

Регистрация объектов авторского права — это добровольная процедура, при которой никакого анализа на оригинальность не производится, просто фиксируется существование произведения (т.н. депонирование). Право на произведение возникает в силу просто самого факта его создания, никак не связано с регистрацией.

лагиат никто не отменял, но есть всего семь нот.
Каюков Роман

Нот семь, но кроме тона есть полутон, и бесконечное множество их сочетаний.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как изменить сэмпл до неузнаваемости
  • Как изменить съемный диск только для чтения
  • Как изменить счетчик яндекс метрика
  • Как изменить счетчик электроэнергии на мос ру
  • Как изменить счетчик времени на сайте