Я пока не знаю, в какой именно моддинг-проект пойдёт эта измерительная головка, поэтому решил написать про неё отдельный пост. Информацию выкладываю по горячим следам в прямом и переносном смысле: удачная технология была найдена только вчера.
Итак, у меня в хозяйстве имелся старый стрелочный прибор серии М24, отградуированный как милливольтметр/миллиамперметр. С функциональной точки зрения он был исправен, но вот шкала явно знавала лучшие дни, так что для моих целей он уже не годился.
Раньше, когда меня спрашивали, почему я в своих модах не меняю шкалы приборов, размеченные в каких-то посторонних величинах, я отвечал, что не хочу портить оригинальные старые вещи. И это было правдой, но лишь наполовину: дело в том, что даже если бы я захотел поменять какую-нибудь шкалу на новую, я бы не знал, как это сделать качественно.
Первую попытку приспособить этот прибор для использования в паре с компьютером я предпринял несколько лет назад, когда на основе скана оригинальной шкалы нарисовал свою и напечатал её на старой бумаге.
Шкала, откровенно говоря, вышла из рук вон плохо. Выглядела она некрасиво, жёлтый цвет бумаги не сочетался с другими деталями, а цена деления в нижней её части вообще получилась дробной.
Поэтому этот прибор я нигде не использовал и надолго убрал в ящик. Но недавно я его оттуда извлёк и решил на этот раз сделать всё как следует. Первым делом я подключил его к источнику напряжения и точно отградуировал, поставив карандашные отметки от 0 до 100 (одну из шкал было решено разметить в процентах, чтобы использовать её для отображения самых разных величин).
Затем я снял временную шкалу и отсканировал её.
Мне хотелось, чтобы новая шкала выглядела красиво и аутентично. Поэтому я покопался в ящике со старыми стрелочными головками и нашёл одну, которая понравилась мне больше всего.
При помощи различных инструментов Фотошопа я по максимуму убрал родной фон и наложил полученное изображение поверх скана с карандашными отметками. По счастливому совпадению, оказалось достаточно лишь немного отмасштабировать новую шкалу, чтобы она идеально совпала с нарисованной. Видимо, приборы имеют однотипные механизмы с нелинейной зависимостью угла отклонения от напряжения — внимательно посмотрев на шкалу, можно заметить, что промежуток от 0 до 1 заметно больше промежутка от 9 до 10.
На следующей картинке видна промежуточная стадия работ: части цифр ещё нет, отдельные участки не перерисованы, виден неубранный «мусор».
Чтобы прибор в итоге выглядел как можно более похожим на настоящий, я не использовал символы из новых шрифтов, а только копировал оригинальные. Если приходилось дважды использовать одну и ту же цифру, я специально немного деформировал её, чтобы не было идеальной цифровой копийности. Такой вот педантизм, возможно, не очень здоровый :-). Мусор пришлось убирать вручную, потому что я не знаю автоматического механизма очистки, который убрал бы пыль, не замылив при этом контуры.
В итоге получилось так:
Первая шкала отображает проценты, вторая — температуру (отградуирована по даташиту термодатчика, который не гарантирует точности показаний ниже ноля), а третья — частоту процессора в мегагерцах. Ностальгическую величину «ИМП / МИН» я оставил, потому что она, что называется, в тему. Из-за постепенного уплотнения делений риски на температурной шкале получились очень мелкими, но этим было решено пренебречь. В самом конце я добавил контур металлической подложки, чтобы шкалу было легко вырезать и приложить по месту.
Надписи с оригинальной шкалы получилось удалить при помощи обычного мыла. Если мыло не поможет, можно попробовать спирт, ацетон, растворитель 646, уксусную кислоту или перекись водорода — в моей практике ещё не было случая, чтобы этот «коктейль» не сработал.
Но это всё была лишь прелюдия, настоящее колдовство ещё впереди. Печать новой шкалы на бумаге я даже не рассматривал, а вместо этого стал думать о том, как бы нанести надписи прямо на оригинальную алюминиевую пластинку. Самым простым, конечно, было бы загрузить её в струйный принтер, переделанный для печати на твёрдых поверхностях (некоторые крутые радиолюбители делают такие для изготовления печатных плат), но это вариант пришлось отмести в силу отсутствия подходящего принтера. Ещё я вспомнил о такой вещи, как металлопечать, но для неё тоже нужно специальное оборудование, а мне хотелось найти метод, который я мог бы использовать дома.
Поэтому было решено освоить другую технологию из арсенала радиолюбителей — ЛУТ («лазерно-утюжную»). Она столько раз описана в интернете, что повторяться не вижу смысла. Если коротко — рисунок при помощи лазерного принтера печатается на какой-нибудь гладкой бумаге в зеркальном отражении, после чего при помощи нагрева переносится на нужную поверхность. Этим способом создают дорожки на печатных платах, но в моём случае последняя технологическая стадия — травление — была не нужна.
Раньше я ЛУТ не применял, поэтому для начала решил потренироваться на кошках. Прочитав множество рекомендаций, я выбрал два промежуточных носителя — полуглянцевые журнальные страницы и фотобумагу неизвестного происхождения.
Фотобумага не подошла, потому что её глянцевое покрытие плавилось под утюгом, а вот журнальные страницы показали себя как нельзя лучше.
Для проверки я сначала попробовал перенести рисунок на фольгированный текстолит, дабы убедиться, что технология соблюдена верно. Результат превзошёл все ожидания: с первого же раза рисунок без каких-либо дефектов перешёл на медь.
Правда, перед этим поверхность пришлось тщательно подготовить: убрать окислы с помощью Cillit Bang, вымыть с мылом и обезжирить бензином.
Окрылённый этим успехом, я попробовал перенести шкалу на черновую алюминиевую пластинку. И тут меня ждало разочарование: хотя я сделал всё в точности так же, как и в прошлый раз, существенная часть тонера осталась на бумаге.
Сколько я ни бился, улучшить этот результат мне не удалось. Алюминий, насколько я знаю, вообще весьма капризный в этом плане металл — на него и краска ложится хуже, и другие покрытия, наносимые не химическим способом.
Правда, некоторую надежду на успех вселяло то, что основа будущей шкалы — не гладкая, а рельефная. Это хорошо видно на скане с увеличенным фрагментом:
Не будучи уверенным в благополучном исходе, я решил приобрести прозрачную плёнку для лазерной печати, чтобы в случае чего просто напечатать шкалу на ней и приложить сверху. Пачка с этой плёнкой так долго лежала невостребованной в магазине, что успела пожелтеть и обтрепаться. Продавец очень удивился, что её кто-то наконец-то купил.
Слева на фотографии показана шкала, напечатанная на обычной бумаге — её я использовал, чтобы в последний раз проверить правильность показаний стрелки. А справа — плёнка, причём лицом вниз (печать выполнена в зеркальном отражении, чтобы тонер оказался под защитой).
Я попробовал просто приложить шкалу к подложке — это смотрелось хорошо, но лишь пока плёнка оставалась идеально ровной. Но когда я перестал прижимать её, она отошла от основания, и вид сразу испортился. Так что я взялся за утюг, сначала планируя просто нагреть пластинку и плёнку, чтобы последняя распрямилась и, возможно, немного приплавилась к основе.
Это действительно получилось, и я хотел было так всё и оставить, но любопытство всё-таки взяло верх. Я попробовал «прилутить» второй экземпляр шкалы к другому листу алюминия, и, к моему удивлению, рисунок перенёсся с минимальными потерями, хотя поверхность была совершенно неподготовленной! Так что я вернулся к своей шкале, как следует прогладил её сверху, дал ей остыть, аккуратно оторвал плёнку… и вуаля, 99% тонера благополучно перенеслось на подложку!
В центре шкалы можно заметить немного расплывшийся участок — там был пропуск, и я довольно криво подрисовал недостающие фрагменты гелевой ручкой. Поначалу мне казалось, что это будет незаметно, но дефект мозолил глаза, так что на следующий день я смыл шкалу растворителем 646 и проделал все операции заново, только уже без лишних шагов и старых ошибок. В итоге получилось почти идеально:
Думаю, постепенно я набью руку, и тогда откроются практически безграничные возможности по изготовлению всевозможных шкал и прочих рисунков и надписей, выглядящих как заводские. Можно даже будет делать их цветными, если печатать на соответствующем принтере.
P.S. Перечитав текст, я понял, что у меня получилось скорее не руководство от мастера, а сцена из фильма «Изгой», где герой Тома Хэнкса восторгается первым разведённым костром :-). Но я надеюсь, что эта запись всё равно окажется кому-то полезной.
Было:
Стало:
В моем надежном, но стареньком автомобиле Mazda приборная панель стала явно указывать на его возраст. Ее ночная подсветка теперь слишком тусклая, а внешность явно не по моде. Поэтому я решил что-то предпринять и сделать ей «подтяжку лица»
Что вам понадобится:
- Заводское руководство пользователя к автомобилю.
- Отвертки.
- Изопропиловый спирт.
- Матовая клеящаяся бумага.
- Ножницы или нож.
- Рассеивающая пластина (можно найти на старых ЖК-мониторах).
- Вместо рассеивающей пластины еще можно использовать 2-3 слоя кальки.
Снятие указателей приборной панели
Так как в разных автомобилях это делается по-разному, я бы рекомендовал скачать заводскую инструкцию непосредственно к вашей модели. В некоторых случаях все довольно просто, но иногда приходиться прикладывать усилия.
Этот мастер-класс о том, как преобразить внешний вид циферблатов приборной панели, поэтому не буду углубляться в подробности, о том, как мне удалось снять приборную панель.
Снятие указателей
Снять указатели датчиков довольно просто. Однако нужно помнить о стрелках, так как они легко ломаются. Для удобства можно воспользоваться пинцетом. Главное терпение и последовательность в действиях. Как вариант, стрелку можно подковырнуть вилкой.
Если она застряла, то разогрейте ее при помощи строительного или обычного фена. Так пластик расширится и снимется легче.
Снятие циферблата
Обычно циферблат держится на шурупах или небольших болтах. Найдите их и аккуратно снимите пластину. Дополнительно она может держаться на небольших пластиковых креплениях, которые фиксируют его. Разберитесь, как устроен механизм крепления, и снимите циферблат.
Нарисуйте внешний вид будущего циферблата
После снятия циферблата, первое, что я сделал, это отсканировал его. Затем я импортировал изображение в редактор векторной графики, и обвел контуры пластины. Таким образом, мне не придется вымерять точные размеры циферблата. Далее я закончил проектирование внешнего вида нового указателя и отпечатал его на клейкой бумаге. Я использовал бумагу с матовой поверхностью, а изображение наносилось цветным лазерным принтером. Можно использовать и струйный принтер с фотобумагой, но на лазерном изображение будет более высокого качества.
Пора очистить старый циферблат
Нужно удалить краску с циферблата. Чтобы не испортить пластик, из которого изготовлен циферблат, я использовал 70% изопропиловый спирт. Применение растворителей для этой работы нежелательно. Отмачивание циферблата в спирте смягчило краску, и спустя несколько минут она легко удалилась, и передо мной лежало две чистых пластины.
Изготовление наклеек
Пора вырезать наклейки. Берем ножницы и аккуратно вырезаем нужную форму. Теперь клеим.
Чтобы при наклеивании не образовывалось пузырьков, нужно тщательно очистить поверхность циферблата. Отклейте от бумаги небольшую часть наклейки и выровняйте ее с вашим циферблатом. Постепенно приклеивайте клейкую бумагу. Для этого можно проводить по ней указательным пальцем или пластиковой картой.
После того, как полностью наклеили бумагу, в ней нужно прорезать соответствующие отверстия.
Прикрепите к циферблату рассеивающую пластину
Свет от лампочек на приборной панели может неровно распределяться, делая некоторые части циферблата более яркими. Чтобы свет падал однородно, нужно прикрепить к циферблату рассеивающую пластину. В моем случае я воспользовался пластиной, снятой с треснутого ЖК-монитора. Вырезав нужные формы, я приклеил их к задней части циферблатов.
Примечание: Еще можно добавить несколько дополнительных светодиодных ламп, но это уже тема другого мастер-класса.
Замена ламп
Так как мы делаем внешний вид нашей приборной панели более приятным, то наступило время поменять лампы. Это довольно просто сделать. Нужно лишь немного провернуть держатель ламп против часовой стрелки и затем вытащить из него лампу. В моем авто панель подсвечивалась пятью лампами с желтым свечением. Я их заменил на светодиодные.
Складываем все обратно
После того, как проверили работу освещения, пришло время собрать панель. Просто делайте все в обратном порядке.
Спасибо за внимание.
Original article in English
Всем привет! В качестве предисловия к этой записи хочется поделиться с вами мыслями SevMadVic, который заказывал у нас шкалы и поделился своим мнением в записи «Своя шкала приборной панели». Он озвучил те самые проблемные места, которые не давали нам покоя после перехода на изготовление шкал приборов путем печати UV чернилами.
«…Мне результат понравился, хотя есть и нюансы. Например, в отличие от штатной шкалы, имевшей гладкую матовую поверхность, новая имеет глянцевую с ярко-выраженным рисунком текстуры.
Подобная поверхность начинает бликовать, как только источник света оказывается позади водителя, что заметно ухудшает читаемость показателей.»
Вспомогательные символы на новой шкале чётко прорисованы и видны даже, когда не подсвечены. На штатной шкале этого не было, она была абсолютно гладкой. Но новый вариант мне даже больше по душе, если честно. Раньше вокруг стрелок было много свободного места, а вся панель выглядела пустой. Теперь всё гармонично…»Действительно, шкалы имели текстурную поверхность и блики, это хорошо видно в примерах наших работ на сайте и в группе Вконтакте . Если же с текстурой можно было бороться, печатая в высоком качестве (что повышало стоимость шкалы приборов), то с блики никак не удавалось победить.
И вот, совершенно случайно натыкаемся на новый вид материала, который по всем параметрам превосходит тот, что мы использовали ранее (еще бы был дешевле, то цены бы ему не было, какой хороший!).
Сделали пробную печать, немного изменили параметры и порядок печати и вот перед нами идеально ровная матовая поверхность, без бликов, без полос, без текстуры! Радости полные штаны глаза. Одним выстрелом мы убили всех зайцев! Нужно конечно же опробовать технологию в деле, и конечно же, «подопытным кроликом » выступила KIA Spectra Nakhla, которая уже является обладателем наших шкал.
Редактируем макет, оставляя основу той же, меняем направление растрового градиента, добавляем покрытие глянцевым лаком, и само собой логотип нашей компании. Получаем спокойный уравновешенный макет:
После изготовления шкал мы подняли челюсть с пола и сделали пару снимков еще неустановленных шкал:
Глянцевый лак на матовой поверхности особенно круто выглядит, добавляя строгой элегантности и выделяя среди множества однотипных панелей приборов:
Просим прощения за небольшую пыль на шкалах
Осталось дело за малым, извлечь старые шкалы и поставить новые.
Снимаем панель приборов
Снимаем верхнюю маску, запоминанием расположение стрелок без упоров
В ожидании новых шкал
Устанавливаем новые шкалы
Идеальная матовая поверхность
И вот панель приборов преобразилась, не потеряв при этом прежнего стиля.
Дальше устанавливаем панель приборов на ее законное место и радуемся конечному результату:
Как мы видим, шкалы хорошо читаются и с подсветкой, и без нее, в дневном режиме. Пиктограммы контрольных ламп не видны в выключенном состоянии.
В качестве итога хочу сказать, что мы сделали большой шаг вперед на пути к качественным шкалам, которые порадуют любого владельца автомобиля. Да, с этого момента стоимость шкал немного возрастет, но согласитесь, лучше заплатить больше и получить лучшее, чем сэкономить и разочароваться в полученном результате! На этом все, спасибо за внимание, если есть вопросы и пожелания, добро пожаловать в комментарии нашего блога на сайте DRIVE2.RU, либо в группу В контакте группе Вконтакте.