Лайфхакер поговорил с учителями, учениками и родителями и выяснил, что их не устраивает в современной школе.
1. Общеобразовательность
Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.
Ирина Порохова
мама семиклассника
Каждый предметник считает свой предмет самым главным и задаёт такой объём домашней работы, что ребёнок говорит: «Мне жить некогда». При этом не учитываются интересы и склонности ребёнка. Зачастую все эти рисунки, поделки, гербарии никому не нужны, но дети шантажируются оценками.
Артём Мокрушин
ученик 10-го класса
На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.
2. Гонка за показателями
Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны. Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.
Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.
В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии — учить.
Георгий Порохов
ученик 7-го класса
Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу. Если только чтобы повыпендриваться.
3. Система аттестации
ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.
Министерство образования и науки России заявляет, что «для получения высоких баллов на ЕГЭ необходимо продемонстрировать высокий уровень освоения школьной программы». Проблема в том, что в процессе натаскивания на ЕГЭ у детей на это освоение не остаётся времени.
Дарья Цыкина
ученица 10-го класса
Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные — лишь бы как-нибудь получить оценку.
В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С. Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к ЕГЭ по русскому языку является итоговое сочинение. В перспективе — введение предварительных письменных работ по всем предметам.
4. Бумажная волокита и постоянные проверки
В рамках национального проекта «Образование» в России вот уже больше 10 лет внедряют сервисы электронных журналов и дневников. Закон не запрещает отказаться от бумажных документов, но большинство учебных заведений продолжают вести двойную бухгалтерию. Потому что многочисленные комиссии могут их потребовать.
Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.
Дарья Цыкина
ученица 10-го класса
Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты — это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.
Наталия Чипышева
учитель начальных классов
Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.
Помимо государственного надзора, в последние годы в работу учителей вмешивается родительский контроль. «Инициативные» мамы и папы загоняют педагогов в тиски уставов и протоколов.
Ирина Перекраснова
учитель географии
Мне моя работа нравится. Не могу пожаловаться на «современную молодёжь»: есть, конечно, отдельные отпрыски, но в целом коллектив управляемый. Напрягает то, что приходится напрямую работать с родителями и доказывать, что ты не верблюд. Теперь принято вмешиваться в учебный процесс и даже сидеть на уроках. Администрация старается не позволять этого в больших масштабах, но и отказывать не может. Поэтому на фразы и статьи законов учимся отвечать тем же. Молодые учителя (22–45 лет) уже приспособились, представителям старшего поколения сложнее.
5. Зарплата учителей
По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.
Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.
Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.
Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.
Георгий Порохов
ученик 7-го класса
Повышение заработной платы — вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.
6. Внеурочка
Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции — только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.
Марина Оганезова
ученица 10-го класса
В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм — не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…
Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.
В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.
Наталия Чипышева
учитель начальных классов
Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!
Георгий Порохов
ученик 7-го класса
А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.
Читайте также 🧐
- 8 вещей, которым стоило бы учить на уроках труда вместо изготовления фартуков и табуретов
- Как делать домашнее задание быстрее
- 20 вопросов о ЕГЭ, ответы на которые стоит знать родителям
В российских школах появятся единые общеобразовательные программы — соответствующий закон принят Госдумой. Эксперты предупреждают, что это ограничит академические свободы учителей, автономию школ и в итоге снизит качество обучения
Госдума 14 сентября сразу во втором и третьем чтениях единогласно приняла закон «Об образовании», который вводит единые образовательные программы в школах вместо примерных и меняет порядок разработки учебников.
Законопроект был внесен группой сенаторов и депутатов от всех фракций и зарегистрирован в Думе 8 сентября. На первом же заседании осенней сессии 13 сентября его рассмотрели в первом чтении. Поправки ко второму чтению принимались до 18:00 того же дня. Один из авторов, председатель думского комитета по просвещению единоросс Ольга Казакова, поясняла: «У нас действительно нет ни одного лишнего дня, нам нужно принимать и сразу начинать эту работу».
Как изменится школьная программа
Законопроект вводит понятие единых федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), по которым изучаются те или иные школьные предметы. Сейчас школы разрабатывают эти программы самостоятельно, ориентируясь на рекомендованные примерные программы и федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
В результате в начальной школе появится единая программа по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней — обязательными для использования станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Акцент делается на гуманитарных дисциплинах: единых программ, например, по математике или физике закон не предполагает.
«Все мы с вами понимаем, что, вводя такую прямую норму, мы защищаем те предметы, которые формируют ценности молодого человека, готовят их к нашим ценностям, о которых мы говорим. И здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред», — объясняла Казакова во время пленарного заседания 13 сентября.
Единые программы будут разработаны Минпросвещения к 1 января 2023 года. Школы должны будут перейти на них до 1 сентября 2023 года. Задания ЕГЭ также будут строиться согласно единым программам, пояснил вице-спикер Госдумы Петр Толстой. Закон сохраняет за школами право разработки собственных образовательных программ, но их содержание должно быть «не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов» единых.
Документ также меняет порядок создания учебников — теперь Минпросвещения будет осуществлять госзаказ на разработку учебников и утверждать их авторский коллектив. Требования к экспертизе при этом остаются, пояснял министр просвещения Сергей Кравцов. Сразу менять учебники школам не придется — законом установлен переходный период в пять лет.
Почему нужно менять образовательный процесс
Закон направлен на создание «единого образовательного пространства», говорил Толстой. Нынешняя примерная программа, по его мнению, позволяет педагогам «не только разрабатывать свою учебно-методическую документацию, но порой излишне вольно трактовать отдельные темы», а вариативность приводит к сумбуру в голове у учеников. Кроме того, закон ликвидирует разницу в программах школ разных регионов, что облегчает школьникам переход, подчеркнул он. «Мы достигаем единства знаний, единства методов и единства результатов», — обобщил Толстой.
Другой вице-спикер Ирина Яровая, также представляющая партию власти, добавила, что ЕГЭ уже предъявляет единые требования к каждому ребенку, а успешная сдача экзамена сейчас зависит от того, «повезло или не повезло с примерной программой». «Всем апологетам вариативности нужно подумать, что сегодня по факту ущемляются права детей», — сказала она. По словам Яровой, каждое государство ставит своей задачей сохранение культурного наследия и традиций, однако, как можно обеспечить это при вариативности, неясно.
Депутат от «Справедливой России — за правду» Яна Лантратова назвала закон «первым шагом по возрождению лучшего в советской системе».
Новый порядок разработки позволит снизить стоимость учебников, так как авторские права на них будут принадлежать России, сказал министр Кравцов. Он также пояснял, что законопроект позволяет «навести порядок» и «не допускать того, что сейчас есть в содержании учебников». Ранее Толстой упоминал учебник по истории, в котором Крым обозначен как территория Украины, и учебник английского языка со ссылкой на порносайт.
Ряд депутатов выступили с критикой такой разработки учебников: по мнению Алексея Куринных из КПРФ, Минпросвещению логичнее утверждать не коллектив авторов, а сам конечный продукт — учебник. Депутат от ЛДПР Василий Власов просил уточнить критерии отбора авторского коллектива.
Как закон повлияет на преподавание в школах
Изменения, которые предлагает закон, ограничивают автономию школ и академические свободы педагогов, что может быть «рискованным занятием», сказала в беседе с РБК главный научный сотрудник Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, возможность разработки школой своей программы была инструментом, позволяющим учитывать особенности конкретного класса — интересы и запросы учеников, темы освоения.
«Для кого-то нужен и возможен быстрый темп освоения, для кого-то нужен более мягкий подход. Результаты, объем знаний — одинаковые, речь идет о вариативности в методиках его достижения», — пояснила Абанкина. Педагоги могут лишиться возможности адаптировать программу и применять разные методики, что в конечном итоге может привести к снижению уровня знаний, добавила она. «Любая унификация отрицает ребят с нестандартными способностями — как талантливых, так и испытывающих трудности. Индивидуальный трек дает на сегодня лучшие результаты по качеству образования», — заключила эксперт.
Из очевидных минусов законопроекта — потеря идентичности инновационных и частных школ, считает депутат Госдумы Ксения Горячева («Новые люди»). «Отсутствие творчества там, где оно необходимо, невозможность оттолкнуться от динамики класса и его подготовки <…> вижу очередную тенденцию к монополии там, где нужна свобода», — отметила она у себя в телеграм-канале.
«Для образования это шаг назад, как и любой единый стандарт. Все дети разные, все семьи разные, и у всех из них должна быть максимальная возможность выбора. Выбора школы, среды, образовательной программы», — сказал РБК директор частной Европейской гимназии Иван Боганцев. Он подчеркнул, что выбор должен быть и у учителя, иначе лучшие профессионалы будут уходить из профессии.
Создание единых ориентиров помогает находиться в одном образовательном поле, не теряя региональный и авторский компонент, сказала контент-директор программы «Сила сообщества» из экосистемы Рыбаков Фонда Алиса Соколова. Авторский компонент по-прежнему остается, однако получить аккредитацию для частной школы или авторской программы действительно может быть сложнее, считает она.
Все зависит только от учителя, отметила Соколова: «Хороший учитель никогда не ведет уроки, используя только учебник или строго по учебному плану. Его ключевая задача уже давно не передавать знания, а развивать исследовательский интерес и поддерживать своих учеников в процессе самостоятельного и совместного познания этого мира».
Эксперты считают, что единая общеобразовательная программа поможет детям быстрее адаптироваться при переходе в другую школу и не отставать от сверстников
С 1 сентября 2023 года все российские школы перейдут на единые образовательные стандарты. Соответствующие изменения уже внесли в федеральный закон об образовании. Эксперты считают, что это может повысить качество знаний учащихся и отказаться от репетиторов, однако актуальным остается вопрос наполнения этих программ. «Толк» разобрался, что именно изменится в школьном образовании и как это скажется на уровне подготовки учеников в Алтайском крае.
Главное изменение – введение единых федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП). Это будет сделано для того, чтобы ребенок при переезде в другой город и переходе в другую школу не отставал от своих одноклассников или же, наоборот, не опережал их по учебной программе.
Заместитель председателя Госдумы, соавтор поправок Петр Толстой отмечает, что это решение облегчит жизнь учителей, родителей и школьников. По его словам закон позволит избежать ошибок или неточностей в учебных пособиях, например, касательно исторических событий.
Единые базовые программы в начальной школе будут введены по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе – по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.
Соответствующие стандарты будет разрабатывать и утверждать Министерство просвещения РФ. А новые программы должны появиться до 1 января 2023 года.
Смена программы предполагает и замену учебников. Однако это не значит, что через год все школы должны их полностью поменять. Авторы поправок предусмотрели переходных период, согласно которому учебники, входящие в перечень разрешенных на 31 декабря 2022 года, будут использоваться еще пять лет.
Школа
Фото: pixabay.com
«Нам нужен единый ориентир»
Алтайские эксперты в области образования высоко оценили этот законопроект. По их мнению, эти изменения смогут повысить качество образования в школах.
Депутат Барнаульской гордумы Марина Понкрашева убеждена в том, что в системе образования не должно быть раздрая.
«К этому закону отношусь однозначно хорошо. Нам нужен единый ориентир касательно каждого предмета. Когда ребенок переезжает из региона в регион, он не должен отставать из-за различия программ», – считает Понкрашева.
При этом она отметила, что переход на единую программу – это большой труд. Минпросвещения РФ предстоит пересмотреть все уже существующие программы и убрать из них лишнее. Депутат считает, что сейчас в образовании по каждому предмету много ненужных тем, которые следовало бы заменить изучением чего-то более важного:
«Могу сказать как историк, что на изучение Великой Отечественной войны дается 6-10 часов, что неправильно, нужно намного больше. Думаю, что с введением единой программы будет проще».
Председатель комитета по образованию и науке в АКЗС Александр Молотов рассказал, что о введении единых стандартов говорили давно и именно в контексте повышения уровня и качества образования. Он считает, что нужно брать лучшие традиции советской системы, а те страхи, которые иной раз культивируют и развивают, они беспочвенны.
«В целом этот законопроект я поддерживаю и ничего плохого в нем не вижу», – говорит Александр Молотов, добавив, что в дальнейшем очень важно будет посмотреть на наполнение предлагаемой концепции.
Школа
Фото: pexels.com
«Будет проще»
Директора городских школ введение единых стандартов также поддерживают. По их мнению, они сыграют на руку и ученикам, и их родителям.
«Единые образовательные стандарты – такая вещь, которая должна продуктивно сказаться на качестве образования. Когда требования во всех организациях будут едиными, то и детям будет проще адаптироваться в новых коллективах», – комментирует Андрей Порсин, директор барнаульской школы №63.
По его мнению, все школы должны в равной степени давать примерно одно и то же, независимо от того, где ребенок находится.
Заместитель директора лицея №112 Ирина Крицкая отметила, что различия в программе раньше были очень заметны и создавали определенные трудности.
«Часто так случалось, что детки, приходя из другой школы к нам, попадали в совершенно новые условия. В учебниках информация разнится, поэтому какая-то тема уже могла быть изучена ребенком, а какая-то еще нет», – пояснила она.
По словам директоров, новая программа сложнее не станет и беспокоиться не о чем. Школьникам больше не придется обращаться за помощью репетиторов, что в значительной мере сэкономит силы детей и средства родителей.
Школа, учеба
Фото: unsplash.com
По карману не ударит
Кроме того, о покупке новых учебников родителям беспокоиться не стоит, считает Александр Молотов. Согласно действующему законодательству они приобретаются за счет средств бюджета.
«Другое дело, что в некоторых школах есть углубленные программы, где возникают вопросы о приобретении дополнительных учебников. Но все это осуществляется по согласованию с родителями. Переход на единые стандарты эту проблему не усугубит», – добавил он.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов ранее отмечал, что эти изменения также сэкономят деньги региональных бюджетов. По его словам, новый порядок разработки учебных пособий сделает их дешевле, исключительные права на новые учебники будут у РФ, что позволит сэкономить на выплате гонораров авторам.
С 2022 года в российских школах начнут учить финансовой грамотности.
А в перспективе в школьную программу также предлагают включить ПДД, военную подготовку и секспросвет. Читатели Т—Ж рассказали, какие предметы, по их мнению, достойны того, чтобы оказаться в образовательной программе, а от чего лучше навсегда избавиться.
Это комментарии читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
✅ Курсы про здоровье, налоги и законы
❌ Технология и физкультура
Технологию в нынешнем виде убрать к чертям. Физкультуру можно оставить, если без оценок и нормативов, а лучше включить ее в общий курс про здоровье: рассказывать про доказательную медицину, про то, почему не работают гомеопатия и фуфломицины и по какой причине от прививок не отрастают хвост, рога и чипы.
Сильно переработать курс литературы — с упором на то, чтобы научить понимать художественные произведения и то, как работает литература в культурном и историческом контексте, сильнее разнообразить программу. А также курс истории — с упором на работу с источниками. И обществознания — вот сюда я бы как раз добавила финансовую грамотность, экономику и основы политологии. И еще про то, как работает налогообложение в РФ и других странах, и про законы, и про гражданско-правовые отношения.
✅ Зарубежная литература и эксперименты
❌ Гендерное разделение на уроках труда
Ввела бы основы логики и критического мышления. И зарубежную литературу, чтобы понимать культурные основы остального мира.
Плюс увеличила бы экспериментальную часть по физике и химии и переработала все учебники, чтобы там были реальные примеры из повседневной жизни. А то математику все изучали, но посчитать, сколько рулонов обоев нужно на комнату или сколько будет на депозите через пять лет, не все могут.
Еще бы убрала гендерное разделение на уроках труда. Пусть готовить, пришивать пуговицы и забивать гвозди учатся все вместе. Я, кстати, не считаю эти уроки бесполезными. Они хорошо помогают переключить внимание после интеллектуально нагруженных предметов.
Финансовая грамотность — это реально несколько уроков из курса обществознания. Основные принципы за это время дать можно. Но что там изучать по 40 минут раз в неделю в течение нескольких лет? Тем более подросткам, которым недоступны эти инструменты? Они будут эту финансовую грамотность изучать по принципу «зазубрил — сдал — забыл».
Финансовая грамотность усваивается в семье, к сожалению. Осознанно поменять усвоенное можно только тогда, когда есть и материал, и методы для работы, то есть когда появляются деньги и заработок. Здесь бы создать хорошие интерактивные обучающие курсы и распространять материалы бесплатно среди взрослых, вплоть до выдачи памяток в банках и ссылок на курсы с портала госуслуг. На первых этапах можно про это из каждого утюга вещать. Так больше взрослых научатся обращаться с деньгами осознанно и больше детей переймут эту модель из семьи.
✅ Экология и медицина
❌ Музыка и религиозное воспитание
Добавила бы в программу экологию — но не про пищевые цепочки, а именно про современные экологические проблемы. Люди должны научиться не только их решать, но и выстраивать правильные отношения с окружающей средой. Иначе загнемся скоро.
Нужно больше тем, связанных со здоровьем человека. Особенно необходимо говорить про важность вакцинации, иначе антипрививочники скоро заполонят всю страну.
Убрать музыку и рисование как обязательные предметы, многие и так ходят на кружки или в специальные школы. Отдельные лучи ненависти современным урокам физкультуры, которые в основном калечат детей и уж точно не делают здоровее. Ну и, конечно, убрать уроки православия. Школа — светское учреждение.
✅ Политическая грамотность и разделение программы на уровни по сложности
❌ Большая нагрузка и репетиторы
Оставила бы половину от программы по большинству предметов, чтобы дети могли окончить школу без репетиторов и учиться с удовольствием, а не с утра до ночи вместо жизни. Разделила бы программу по каждому предмету на простую, нормальную и сложную и дала бы детям выбор. Знания потом можно восполнить — а вот здоровье так легко не восстановишь.
Нужно больше предметов, основанных на современной жизни: например, адекватное объяснение нашей политической системы, чтобы ребенок знал, кто за что отвечает, кто сейчас у него муниципальный представитель и что именно входит в его обязанности. Надо объяснять, как писать резюме и рекомендательные письма.
И, главное, учить преподавателей преподавать, нормально обращаться с учениками и управлять классом без крика, ора и издевательств. Я четыре с половиной года училась в Канаде, и там система образования работала именно так. За все время я ни разу не слышала, чтобы учитель повысил голос или публично унизил кого-то из учеников. Зато там выгоняли из школы в 16 лет. Если со всем справляешься и с дисциплиной нет проблем, учись хоть до 22, переучивайся и бери новые предметы. А если школа словно лишняя в твоей жизни — пожалуйста, дверь там.
✅ Спортивные секции и курс логики
❌ Достоевский и обществознание
Преобразовала бы жалкое обществознание, где целый год проходят, что такое общество, в нормальную теорию государства и права. Не помешал бы и курс логики, медленно перетекающий в алгоритмы. Еще включила бы в программу отдельный курс с головоломками и задачками на сообразительность.
Сделала бы так, чтобы вид спорта для уроков физкультуры можно было выбирать из нескольких секций, хотя бы из пяти. Хочешь — бегай, хочешь — играй в сквош со стенкой, хочешь — в командные игры.
Из литературы лучше убрать Толстого с Достоевским и заменить на зарубежную классику. Она идеалистическая, увлекательная и хорошо бы зашла молодым людям до 17 лет. В 30, к сожалению, ее читать уже поздновато, а вот Достоевского — в самый раз.
Все воспитательные дисциплины из школы я бы тоже убрала — это задача семьи. Финансовая грамотность в принципе не нужна, если в шестом классе нормально преподается математика. Школа сама по себе обязана развивать грамотность и критический ум. А из этого уже вытекает финансовая, юридическая, политическая, компьютерная грамотность и многое другое.
✅ Техники обучения и факультативы
❌ Оценки по ИЗО и устаревшая программа ОБЖ
Считаю, что надо добавить предмет, где учат учиться, — это главный навык в современном мире. Техники запоминания, работа с текстом и источниками информации, поиск в интернете, структурирование знаний, выделение главного, мотивация, профориентация. Сейчас эти навыки вырабатываются методом «бросания в воду» — авось кто-то выплывет.
Желательно добавить возможность факультативов по выбору — вот тут должно выстрелить дистанционное образование. Даже если только один ребенок в школе выберет факультатив или если школа сельская и нет соответствующих учителей.
И лучше убрать оценки по «полезнейшим» предметам вроде ИЗО, труда и физкультуры — оставить зачеты. Полностью поменять программу по ОБЖ — изучать опасности, вероятность которых намного выше ядерной: буллинг, криминал, финансовые пирамиды, насилие в семье, зависимости.
А еще хорошо бы отвлечь психолога от бумажек и «явить» его детям — либо опять-таки обеспечить возможность дистанционного консультирования.
✅ Экономика и психология
❌ Углубленные математика и химия
В программу надо добавить экономику — хотя бы ее основы, чтобы у людей не возникало вопросов в духе: «А почему государство не может напечатать много денег, чтобы всем хватило?» И психологию с учетом возрастных особенностей. Ольга Хухлаева, например, написала прекрасные учебники по психологии для средней школы, я считаю, их стоит ввести в программу.
Лучше убрать лишнюю математику, сократить химию. Пусть школьники не будут знать синусы, косинусы и тангенсы и остановятся на уровне квадратных и кубических уравнений — зато в них дети будут разбираться намного лучше, чем сейчас. А остальное оставить для уровня вузов.
Ну и по мелочи: добавить в программу сексуальное образование, чтобы школьники хотя бы понимали, что от секса бывают дети, и не думали, что презерватив не помогает, так как сперматозоид меньше, чем поры в латексе. Крепче связать историю и биологию с современным миром. Рассказать, например, почему возвратный гортанный нерв — доказательство происхождения млекопитающих от рыб, или о том, что каждый из нас с некоторой долей вероятности потомок Чингисхана. Тогда это станет интересно, будет запоминаться и усваиваться.
✅ Курс по этике
❌ Патриотическое воспитание
Сейчас вводят какие-то совсем уж мрачные предметы. Параллельно с русским языком и литературой появились родной язык и родная литература. И, прости господи, патриотическое воспитание! Мединский вот ездит по школам, рассказывает про злой «Гугл» и русские корни. Плакаты по школам развешивают, где рассказывают, что плохие девочки и мальчики занимаются сексом, а хорошие — нет. Эти марши в военной форме на все праздники подряд. Сначала необходимо от всей этой трухи избавиться, а потом думать, что добавить позитивного.
Вообще, сильно не хватает предмета, на котором рассказывали бы про этику: об уважении и заботе друг о друге, важности человеческой жизни, созидании.
✅ Финансовая грамотность и сектоведение
❌ Объем произведений на уроках литературы
Нужна финансовая грамотность и экономическая безопасность. Надо научиться сопоставлять свои доходы и расходы, минимально пользоваться кредитами и избегать пирамид и прочей халявы. И, конечно, нужно рассказывать про безопасность в интернете.
Еще, мне кажется, нужно, как ни странно, ввести в школах сектоведение. Чтобы хотя бы немного знать про секты, их финансирование, методы привлечения, психологическое воздействие и последствия пребывания в секте. Тут же про магов, чародеев и прочих мошенников.
А вот объем произведений литературы лучше сократить и заменить часть из них на более современную классику.
✅ Современные методики преподавания языков
❌ Устаревшие программы по естественным наукам
Стоит полностью поменять программу по химии и физике. Нынешняя система направлена на то, чтобы делать из людей работников заводов. Детям в 21 веке не обязательно знать, как работает завод по добыче серной кислоты.
Иностранный язык преподается по грамматико-переводному методу, подобно мертвому латинскому или древнегреческому. В зарубежных школах уже давно применяют коммуникативный метод.
Сегодня у школы существует единственно возможный способ вести всех детей на примерно одинаковом уровне — тормозить самых умных и способных.
Это приводит к страшнейшим последствиям: дети, которые приходят в школу с горящими глазами, быстро все понимают и теряют интерес к учебе. Существует даже такой «феномен 7 сентября» — через неделю после начала занятий дети массово отказываются идти в школу, там им скучно и неинтересно. Они приучаются работать вполсилы и кое-как. Скорость движения эскадры определяется скоростью самого медленного корабля.
Есть классический эксперимент: блох помещают в невысокую стеклянную банку, из которой они могут легко выпрыгнуть. После этого ее закрывают крышкой на три дня. Блохи пытаются выпрыгнуть и бьются о крышку. Через три дня ее открывают, но этого времени уже достаточно, чтобы блохи прекратили попытки покинуть банку. И за всю оставшуюся жизнь они уже никогда не совершат высокого прыжка.
Похожие эксперименты проводили и с собаками, у которых формировали условный рефлекс страха на звук высокого тона. В качестве негативного подкрепления использовался несильный, но чувствительный удар электрическим током, который собаки, сидя в клетках, испытывали после того, как слышали звук.
Всего после нескольких стимуляций клетки открыли, чтобы проверить, начали ли животные бояться звука. Экспериментаторы ожидали, что собаки попытаются убежать, заслышав высокий звук, чтобы избегнуть удара током. Однако собаки не покидали открытую клетку. Они просто ложились на пол и скулили.
Думаю, что аналогия понятна — за одиннадцать лет обучения в школе наши дети привыкают к выученной беспомощности.
И только совсем немногие могут противостоять этому мощнейшему давлению среды. Теперь остановимся подробнее на основных пунктах классно-урочной системы и подумаем о том, что может прийти ей на смену.
1. Весь класс в одно и то же время изучает одну и ту же тему, одним и тем же способом
Мы попробуем отказаться от этой схемы. Теперь каждый ученик сам выбирает, каким предметом, в какое время и сколько ему заниматься. Если ему что-то непонятно, он в любой момент может попросить помощи у наставника. И здесь мы подключаем компьютерную систему образования — этой возможности персонального обучения не было у предыдущих поколений. Странно не попробовать ей воспользоваться.
Я бы предложил такую метафору: каждый ученик получает в начале обучения на планшете свою планету — Землю, хозяин которой он один. Он Маленький принц, и это его планета, и ему предстоит узнать, понять и улучшить ее. На нее, как на карту, нанесены все знания, какие ему предстоит усвоить. Некоторые задания он сможет выполнить лишь в одиночку, другие — только вместе со своими друзьями.
Каждая успешно решенная им задача или пройденная тема из математики будет строить мосты и дома на этой карте, из физики — создавать промышленные объекты, из ботаники — сажать деревья и другие растения. Зоология населит его Землю животными, география нанесет на карту горы и моря, астрономия сделает небо над его планетой звездным и так далее.
В обычной школе, если ребенок чего-то не понимает, он всегда может соврать и притвориться, что все понял. А учитель как-то натянет ему оценку до троечки и со скрипом переведет в следующий класс.
Потом количество таких лакун у ребенка начнет увеличиваться, и вся его система знаний будет напоминать кривой дом с выбитыми окнами.
При новой системе единственной возможностью перехода на новый уровень будет правильное выполнение всех заданий. Собственно, в этом случае и система оценок не нужна — если ребенок перешел на новый уровень, значит, он освоил предыдущий по-настоящему хорошо.
Наставник будет контролировать не качество обучения, а его скорость. И главным критерием здесь станет количество ошибок. <…> Ничего страшного не произойдет, если по одному предмету ученик будет в условном седьмом классе, по-другому — в четвертом, а по какому-то уже начнет осваивать институтскую программу.
2. Для всего класса определяется одна и та же последовательность изучения тем и предметов
Маленький ребенок развивается с фантастической скоростью. К четырем годам он уже, как правило, умеет прекрасно говорить на родном языке (а если ему повезет с разноязычными родителями — и на нескольких), читать, превосходно разбирается в устройстве окружающего мира.
Эта скорость развития связана прежде всего с тем, что ребенок все время задает вопросы — около 400 в день. Задавание вопросов — одна из самых важных вещей для развития. Потому что это означает готовность узнавать ответы. А значит, учиться.
А в школе ребенка отучают задавать вопросы. Все вопросы задает учитель, хотя настоящая его обязанность не задавать, а отвечать на детские вопросы. Это убивает у ребенка всю мотивацию. Ему вкладывают в голову разжеванное знание. Его заставляют учиться вещам, которые ему в данный момент могут быть совсем не интересны.
Можно организовать систему обучения совершенно на других принципах. Каждый день ребенок сам получает возможность узнать то, что ему будет интересно именно сегодня. Почему идет дождь? Как работает лифт? Почему люди не летают? Ничего страшного не произойдет, если в первом классе ребенок начнет изучать, например, физику.
И еще очень важный момент. Все, до чего ребенок додумывается сам, приводит к сильнейшему выбросу дофамина, что очень благотворно влияет на процессы мотивации и обучения. Образование должно вызывать у ребенка постоянное чувство удивления и восторга. Дети хотят и любят учиться, если взрослые не отбивают у них эту потребность скукой, принуждением и рутиной.
Читайте также
Школа онлайн: почему всё больше родителей добровольно выбирают хоумскулинг
Что такое адаптивное образование и почему оно изменит наши школы, университеты и даже онлайн-курсы
Родители жалуются, что дети перегружены предметами, а на самом деле они легко могут усваивать в десять раз больше. Например, в одном детском саду группе пятилетних детей предложили определить самим, что из множества предметов (камешки, песок, ракушки, зерна) является семенами. Дети посовещались, провели несколько экспериментов и быстро нашли способ определения, попытавшись прорастить все.
Предоставить ребенку самому пережить восторг открытия и испытать гордость за себя — значит резко повысить его желание учиться. Дофамин — величайший помощник наставника. Этот нейромедиатор выделяется не только при когнитивной деятельности, но и при сексе, при поедании вкусной пищи, при приятных телесных ощущениях. Понимаете, на какой уровень вы переводите обучение? А вместе с окситоцином дофамин отвечает еще и за любовь.
И детям надо делиться друг с другом тем, что интересного они узнали за день. Ребенку нужно развиваться с максимально возможной скоростью. У него должны гореть глаза, и — самое главное — ему необходимо получать удовольствие от учебы. Если этого нет, то данную часть обучения следует переделывать.
3. В классе есть две разные группы людей: одни только учат (педагоги), а другие только учатся (школьники)
Учитель сегодня перестал быть единственным источником знаний — «говорящей головой». Почти все, что он рассказывает, ребенок при желании может узнать за несколько минут из интернета. Cейчас я хочу сказать о том, насколько важно ребенку самому быть учителем.
Это вертикальное образование. Дети учат детей. За учеником из первого класса по математике закрепляется ученик из второго класса, который может объяснить.
Выполняется очень важный обмен — ученик второго класса не только повторяет пройденный материал (я думаю, вы прекрасно понимаете, что, пока не попробуешь сам что-то объяснить другому, по-настоящему не разберешься в предмете). Он еще повышает уровень самоуважения, являясь для кого-то экспертом. Его коммуникативные навыки резко улучшаются. Младший ученик тянется за старшим и умнеет гораздо быстрее. Исчезает барьер между учеником и учителем. С ровесником можно спорить. Старший ученик может помочь младшему не только с пониманием, но и с мотивацией.
Вертикальное образование к тому же сильно разгружает и самого учителя. В объясняющем ребенке может проснуться и педагогический талант. Такие дети, которые десять лет сами учили других, обладают бесценным опытом.
Интересен опыт великого писателя-фантаста Стивена Кинга. Он вырастил троих детей: Наоми, Джо и Оуэна. И не Кинг рассказывал им истории на ночь, он просил детей рассказать ему какую-нибудь историю. В результате оба сына профессионально занимаются литературой: дебютный сборник Оуэна вышел в 2005 году, а Джозеф стал литературной сенсацией последних лет под псевдонимом Джо Хилл.
Об этом же писал великий физик Ричард Фейнман: лучший способ понять что-либо — научить этому другого человека. Лучший способ изложить идею максимально просто — объяснить ее ребенку.
При этом достаточно выполнять всего два правила — говорить простыми словами, не используя сложных терминов, и быть кратким.
<…>
Необходимость возврата к уже пройденной теме объясняется еще и особенностями нашей памяти. Существует такое понятие — кривая забывания, или кривая Эббингауза.
Немецкий психолог Герман Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов (например, бов, гис, лоч). В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро.
По его расчетам, уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается лишь 35% материала. Далее процесс забывания идет медленно, и через шесть дней в памяти сохраняется около 20%. Эббингауз вывел и закономерность: осмысленное запоминание в девять раз быстрее механического заучивания (в опытах заучивался текст «Дон Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).
Именно поэтому ученикам очень важно не только заучивание информации, на котором построена старая школа, но и понимание и применение этого материала на практике <…>.
4. Изучение определенного учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса
Учителя объясняют тему на своем взрослом и серьезном языке, который вовсе не всегда понятен детям. При вертикальном образовании один ребенок излагает задачу другому не на взрослом, а на детском языке. Это отдельная и очень интересная тема, которой можно посвятить целую книгу.
Помню, что, когда мы проходили в советской школе синусы, я подошел к учительнице математики и сказал: «Я не понял, что такое синус». На что учительница мне ответила: «Синус — это функция».
То есть она взяла одно непонятное мне слово и заменила другим непонятным словом из «взрослого» языка. И потребовалась помощь друга, который на пальцах растолковал мне, в чем дело.
<…>
Переход наставника со взрослого на детский язык — это не сюсюканье, а попытка сделать образование более эффективным.
Не стоит думать, что собственный язык имеет отношение только к детям.
Интересна история профессора Гарвардского университета Эрика Мазура. Он читал физику студентам семь лет и считался одним из лучших преподавателей Гарварда. А потом он решил проверить не уровень знания студентами физики (со знанием формул все было великолепно), а уровень ее понимания. Например, понимания третьего закона Ньютона.
Для этого Мазур предложил список из тридцати вопросов. Например, один из этих вопросов звучал так: «Большой грузовик и маленькая легковушка сталкиваются на шоссе. Сила, оказанная на грузовик легковушкой:
- больше силы, оказанной на легковушку грузовиком;
- равна силе, оказанной на легковушку грузовиком;
- меньше силы, оказанной на легковушку грузовиком;
- не существует, то есть легковушка не оказывает на грузовик никакой силы».
Читайте также
Не бойтесь ошибаться. Почему мы всегда учимся на ошибках — и только на них
Нейросеть вместо препода, игра вместо зубрежки: как искусственный интеллект изменит образование
Правильным здесь является второй вариант: обе силы равны. Однако большинство студентов — как до курса по физике, так и после него — «интуитивно» выбирают третий ответ. Это же кажется логичным — масса легкового автомобиля гораздо меньше массы грузовика.
Пытаясь разобраться, в чем же дело, Мазур пришел к очень интересным выводам: его студенты хорошо сдавали экзамены, в которых были одни только формулы, но отвечать на вопросы, в которых цифры заменялись ежедневными реалиями, они не могли.
Фактически они применяли формулы только для тех случаев, когда они знали, что от них ждут применения формул. А в остальной жизни они продолжали пользоваться классической интуицией, которая очень часто подводит нас.
<…>
Профессор и его студенты были обескуражены. Студенты попросили повторить занятие. Преподаватель согласился и за пару минут объяснил задачу с помощью третьего закона Ньютона. Студенты ничего не поняли. Мазур вернулся к доске и потратил восемь минут на объяснение решения с помощью второго закона Ньютона. Студенты по-прежнему ничего не понимали.
В отчаянии Мазур попросил, чтобы они обсудили эту задачу между собой, и уже через две минуты у них был готов правильный ответ. До того, что гарвардский профессор и физик мирового уровня не смог объяснить за десять минут, студенты самостоятельно дошли всего за две!
У этого явления есть даже специальное название — проклятие знания. Когда-то давно учитель разобрался с проблемой и все понял. И он рассказывает о ней как о простой, очевидной и ему уже понятной вещи. А студент, который понял ее только что, может объяснить это своему однокурснику гораздо эффективнее.
<…>
5. Определяются общие для всех членов группы время начала и конца занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых
Опять тупая муштра и уравниловка. По свистку начали, по свистку закончили. Ребенок может не выспаться, прийти уставшим, заболевать. Сидение на уроке для него тогда превращается в пытку, и он начинает ненавидеть школу. Его постоянно натаскивают на выполнение одной команды — терпеть! Хотя в этом нет никакой необходимости.
Не можешь приходить в школу в восемь утра? Приходи в десять. Устал — иди отдохни, а хочешь — поспи немного, в новой школе должны быть и места для отдыха. Это же не казарма, здесь не надо ничего делать по свистку.
На такую свободную форму работы переходит все большее количество компаний. У человека есть объем работы. А как и где он будет ее выполнять — дома, в кафе, в парке, — его личное дело. И эффективность таких компаний впечатляет.
Сегодня около 200 школ в США отменили классно-урочную систему и перешли на модель смешанного обучения, при котором традиционное образование соединяется с онлайн-обучением и каждый ребенок учится по индивидуальной программе.
Многие из этих школ пошли на такое не от хорошей жизни: они были на грани закрытия из-за хронически низких результатов учеников; другим пришлось выкручиваться, чтобы дать хорошее образование в районах, где 70% детей — дети мигрантов с неродным английским.
В этих школах каждое утро каждый ребенок получает свой плей-лист на день, где расписано, что он делает за компьютером, что в маленькой группе, что один на один с учителем. Учителя получают такие же плей-листы, где видно, кому и с чем сегодня нужно помочь. В результате прежде неблагополучные школы вышли в лидеры в своих штатах.
Есть старая история про новичка, который спрашивал у опытного шахматиста: «Ну ведь должен же быть в шахматах такой ход, зная который я всегда могу выиграть?» Конечно, универсального выигрышного хода не существует. Нет его и в образовании — невозможно придумать одну универсальную систему.
Вывод из этого очень простой — ребенок вместе с учителем и родителями должен иметь возможность выбрать то, что хорошо подойдет именно ему.
В старой школе такое было физически невозможно — все ученики, одинаково одетые, сидели в одинаковых позах за одинаковыми партами, читали одинаковые учебники, слушали одно и то же объяснение учителя для всех, выполняли одинаковые задачи, должны были прочесть одни и те же книги и так далее. В новой школе обучение каждого ученика будет индивидуальным, подогнанным именно под него.
Если ребенку что-то будет понятно не сразу, он сможет, как в игре «Кто хочет стать миллионером?», попросить подсказку другого ученика или помощь учителя, посмотреть ролик на эту тему или выслушать другое объяснение, записанное в компьютерном учебнике лучшими педагогами страны.
Если ребенку лучше заниматься в одиночестве — ему никто не станет мешать, но он всегда может вернуться в группу (некоторые задания можно будет выполнить только в группе, а дети смогут сами договариваться о том, когда им удобнее собраться вместе). Если ребенок заболеет, он станет дистанционно учиться из дома.
Школа будет открыта с утра и до позднего вечера. Дети-жаворонки смогут приходить в школу рано утром, а дети-совы — ближе к обеду. Интересно, что уже проводились такие эксперименты, когда ученики являлись в школу после обеда, а уходили вечером. И результативность таких уроков была очень высокой.
Урок может быть совсем коротким, а может длиться более 45 минут — все зависит от темы, а не от секундомера. Возможно и серьезное погружение в тему, когда, например, группа детей всю неделю занимается иностранным языком.
Главное в новой школе — гибкость и индивидуальный подход. Это же касается и мотивации, которая у всех детей тоже разная. Дети должны понимать, зачем они учат тот или иной материал, чего в старой школе очень часто нет. <…>

Большинству российских школ сегодня катастрофически не хватает финансирования
Поделиться
Омский учитель истории и обществознания Степан Кошкарёв продолжает серию публикаций у наших коллег на NGS55.RU, посвященных проблемам образования. На этот раз он решил написать о глобальных проблемах в образовании и о том, как изменить сложившуюся ситуацию.
— Я уже писал о проблемах в российской школе: о ЕГЭ, агрессии и причинах, по которым молодые специалисты уходят из образования. Можно долго и упорно продолжать поднимать всё больше и больше проблемных тем, рассуждать о противоречиях в школьном образовании. И, конечно, я обязательно это буду делать, но сейчас я хочу рассказать о том, что, по моему мнению, нужно изменить, чтобы наше образование стало лучше.
Предупреждаю, что часть тех пунктов, которые я приведу, масштабны, но это важное условие для осуществления перемен. Эти положения требуют времени для реализации, а также сил и средств.
Шаг 1. Объединение работников образования, родителей и детей в школе
Рассуждая о насилии в школе, я описывал ситуацию, где учителя, родители и дети часто чувствуют себя, как на войне, и находятся в постоянной конфронтации. Да, причины конфликтов и претензий понятны: большая нагрузка учителей, школьные поборы, вызывающее поведение детей, нагрузки родителей и т. д. Но за всеми этими ситуациями мы часто забываем об одном маленьком моменте: педагоги и родители на одной стороне и занимаются одним делом — воспитанием и образованием детей. Что это означает на практике?
Низкие зарплаты педагогов — это не проблемы учителей, это проблемы всех участников образования (педагоги, дети, родители), поскольку учителя учат детей, и от качества и квалификации педагога будет зависеть и качество образования ребенка. А квалификация и качество учителя зависят от его уровня жизни — здесь не прямая связь, но имеющая значение. Следовательно, от решения этого вопроса выиграют все.
Здоровье ребенка — это проблема как родителей (потому что это их дети), так и учителей (потому что они этих детей учат и воспитывают). Подобные примеры можно перечислять и перечислять. Сегодня все участники образования стали заложниками той системы, которая сложилась в этой сфере.
Педагоги, родители, дети, да и всё общество в целом должны понять и принять позицию о том, что вопросы образования — это вопросы каждого человека, и нужно проявлять солидарность и быть готовым к пониманию и к помощи. В современных условиях решить самые важные вопросы можно лишь консолидировано, это касается не только школы.
Шаг 2. Повышение финансирования сферы образования
Обнищание школ — это проблема всего общества
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Недофинансирование образования — это ключевая тема на данный момент. Сегодня доля расходов на образование в России — около 4,1% от ВВП (98-е место в мире), а в среднем страны с высоким уровнем экономического развития тратят 4,5–5%. Для достижения таких показателей России требуется добавить около 1 триллиона рублей. Я не говорю о том, что страны, которые хотят получить экономический рост, должны тратить не менее 7% от ВВП, а значит, нам необходимо увеличить расходы вдвое.
Нехватка финансов проявляется буквально во всём:
— низкие зарплаты учителей;
— некачественное питание в образовательных учреждениях;
— материально-техническое обеспечение школ (компьютеризация, интернет, лаборатории и т. д.);
— нехватка самих школ и обучение в классах по 25–30 человек, а где-то и больше. Также обучение во вторую, а иногда и в третью смену;
— и т. д.
Российской школе нужны вложения и принципиально иной подход в финансировании. Сегодня эта отрасль наполняется деньгами по остаточному принципу.
Шаг 3. Создание единого образовательного пространства
В словосочетании «система российского образования» есть одно лишнее слово — «система». Дело в том, что сегодня мы можем увидеть совершенно разные условия обучения детей в школах как внутри одного города, так и по стране. И различия будут не только и не столько косметическими, сколько качественными. В чем же это проявляется:
— Росстат перечислил регионы с самыми высокими и самыми низкими заработными платами учителей в январе-сентябре 2019 года. Так, максимальную сумму за свой труд получают педагоги Чукотки (99 тысяч рублей), а самые маленькие зарплаты зафиксированы в Северной Осетии (22 тысячи рублей). У столичных учителей — 97 тысяч. В 2018 году московское правительство за один из кварталов заявило, что средняя зарплата в Москве — 107 тысяч рублей. Я очень рад за московских учителей, но при этом хочу сказать, что сегодня происходит игнорирование принципа равной оплаты за равный труд, потому что разница в зарплате может быть в разы. Это приводит к тому, что многие сильные учителя уезжают из одних регионов в другие;
— Школьное образование в России большей частью финансируются за счет средств региона. Состояние дел в школах во многом зависит и от количества денег в бюджете. Что же у нас получается: 72 из 85 субъектов РФ получают дотации. Омская область находится в этом же списке дотационных регионов.
Ну и главное — Министерство финансов, которое занимается проблемными регионами и их долгами, ставит для субъектов вопрос ребром и требует сокращать «неэффективные расходы». К таким расходам, как правило, относятся категории из образования (семейное образование и сельские школы) и медицины (сельские и городские больницы).
К тому же сами бюджеты регионов и муниципалитетов страны очень и очень разные: Москва — 2799 млрд руб., Санкт-Петербург — 665 млрд руб., Екатеринбург — 44,1 млрд руб., Новосибирск — 41,2 млрд руб., Красноярск — 30,3 млрд рублей, Омск — 18,5 млрд рублей.
Отсюда мы получаем в большинстве школ России бесконечные поборы на всё, потому что у образовательных учреждений просто нет денег на разные попутные расходы для содержания здания. Этим всё не ограничивается — большинство регионов и муниципалитетов не имеют денег на финансирование дополнительного образования, а также не имеют доступной, качественной и современной инфраструктуры для этого. Ну и есть, например, Москва…
Сегодня мы получаем систему, где Чита живет как Монголия, Москва — как Чехия, а Омск — между ними. Необходимо более равномерное распределение средств, требуются перемены в налогообложении регионов России. Всё вышеперечисленное приводит к тому, что дети, которые живут в одной стране, учатся в совершенно разных условиях, буквально в разных вселенных. Не верите? Вот наглядный результат доступности и качества образования: больше половины всех золотых медалей Всероссийской олимпиады школьников завоевали учащиеся из Москвы.
Шаг 4. Снижение нагрузки на детей
Реформаторы не всегда задумываются о том, как скажутся предлагаемые законопроекты на детях
Фото: Иван Рейзвих
Поделиться
Современные дети живут в мире, где информация льется буквально из каждого чайника, а некоторые реформаторы каждые полгода предлагают то новый обязательный экзамен, то новый предмет, то еще что-нибудь интересное, забывая, что время ограничено и учебная программа тоже.
Достанется тут и педагогам, которые задают по своему предмету, как будто он единственный, и ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), который предполагает развитие самостоятельной работы ученика. То есть учись дома сам.
Ну и много всего вокруг, что отвлекает. В итоге мы получаем ситуацию, когда у детей куча заданий, а они просто не способны успеть за главным и освоить всё. Это сказывается на качестве образования, а также на здоровье детей.
Шаг 5. Отказ от «теории услуг» в образовании и переосмысление школы на основе советского опыта
Идеологию образовательной политики в современной России можно уместить в формуле: «Мы живем в условиях рыночной экономики: образование — услуга, знание — товар». Рыночные отношения целенаправленно растили на протяжении долгих лет. Сегодня учитель, по мнению некоторых чиновников, оказывает услуги, а не учит и воспитывает. «Теория образовательных услуг» порочна по своей сути и убивает настоящее «живое образование», где личность воздействует на личность.
Услуга — это отношения, где результат зависит от одной стороны. В образовании результат точно зависит от обеих сторон, а значит, это социально-значимая работа по формированию личности, её воспитанию и обучению.
Но отказа от «теории образовательных услуг» будет мало. В международных рейтингах эффективности образования наша страна занимает относительно неплохие позиции.
Согласно рейтингу PIRLS, по уровню грамотности школьников в начальной школе Россия занимает первое место. И это выше Сингапура, опыт которого изучается в Омской области, и выше всех «азиатских тигров», а еще намного выше США. Качество образования в советский период было одним из лучших, но даже в антисоветский период качество образования в России значительно выше американского.
По системе оценок TIMSS, где сравнивается грамотность школьников 4–8 классов, в XXI веке Россия была в десятке лучших, лишь однажды выпав из нее.
И наконец, по системе оценок PISA, где оцениваются школьники 15 лет, Российская Федерация в последние 20 лет находится в четвёртом десятке, один раз выпадала в пятый, несколько раз поднималась в третий.
Несмотря на всё это, невозможно быть довольным качеством образования в современной школе. Конечно, найдутся исключения, обязательно будут учреждения, где сохранены традиции и т. д. Но это не меняет общей ситуации. Наши позиции значительно отстают от позиций советской школы. СССР имел одну из лучших систем образования в мире, которая всё ещё сохраняет свой след сегодня.
Особое место среди современных тенденций образования занимают бесконечные заимствования образовательных практик из других стран. Конечно, это всё хорошо, но зачем придумывать что-то новое, когда и так всё работало?
Отмечу лишь, что позиция по этому вопросу проста: XXI век принес в жизнь и экономику человека много нового. Мир изменился, и, конечно, образование также должно меняться, но для этого необходимо не заниматься поиском авторитетов за рубежом, пустым копированием нового и разрушением старого, а прежде всего надо переосмыслить мощнейший педагогический опыт своей собственной страны, а также саму школу в том виде, в котором она есть сейчас.
Шаг 6. Строительство новой экономики, где востребованы массы образованных людей
Люди с достойным образованием хотят достойную зарплату
Фото: Иван Рейзвих
Поделиться
Сегодня в России сохраняются минимальные темпы роста ВВП, реальные доходы граждан в 2024 году лишь на 1% превысят аналогичный показатель 2013 года. В экономике страны растут две вещи: долларовые миллиардеры и бедность. Если коротко, то страна нуждается в изменениях.
Причем тут образование? Оно не находится в вакууме, а обеспечивает существующую экономику рабочей силой. И от развитости экономики и её содержания будет зависеть и уровень образования и науки. В СССР был мощный научно-образовательный комплекс по той причине, что была мощнейшая промышленность, которая требовала массового количества образованных людей.
Российская экономика иная. Если мы сделаем пять шагов, но не сделаем шестой, то получится, как в Омске. В официальном рейтинге Индекса развития человеческого потенциала среди регионов России наша область занимает 21-е место по благосостоянию, 46-е по долголетию и 5-е по образованию. В среднем по уровню человеческого развития — 16-е. Понятно, что, если в городе большое количество образованных людей, то они и ожидают уровня доходов, достойного их образования; когда они этого не получают, то они часто ищут другое место.
13 декабря 2022, 19:25 — Общественная служба новостей — ОСН
Российские власти в 2022 году всерьез взялись за систему образования. Грядущие изменения коснутся и школьников, и абитуриентов, и студентов. В основе идеи — формирование собственного стандарта образования с оглядкой на советские традиции. Что ждет начальное и высшее образование уже в 2023 году — в материале Общественной службы новостей.
Как в первый класс
Уже с 1 сентября 2023 года российские начальные школы перейдут на единую общеобразовательную программу. Соответствующий законопроект был оперативно принят Госдумой в начале осени — 8 сентября 2022 года он был внесен, а уже 14 сентября его приняли в третьем чтении. Один из авторов документа, депутат Ольга Казакова объясняла такую спешку тем, что «у нас нет ни одного лишнего дня, нам нужно принимать и сразу начинать эту работу».
С нового учебного года единые стандарты в начальной школе заработают для уроков русского языка, чтения и окружающего мира. В средней школе в список добавятся история, обществознание, география и ОБЖ. Таким образом, речь идет о гуманитарных науках и общественных дисциплинах, но не о химии, физике или математике.
«Здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред»
«Вводя такую прямую норму, мы защищаем те предметы, которые формируют ценности молодого человека, готовят их к нашим ценностям, о которых мы говорим. И здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред», — заявляла Казакова в Госдуме.
Стандарты должны быть выработаны минпросвещением до 31 января 2023 года. Нововведения предполагают и замену учебников. Однако в течение 5 лет у российских школ будет переходный период, во время которого еще можно пользоваться старыми учебниками. Ранее школы сами утверждали программы образования.
Авторы закона объясняли необходимость его принятия еще и тем, что дети при переходе в другую школу не будут отставать от одноклассников и смогут адаптироваться к незнакомым для себя стандартам.
В экспертном сообществе нововведение восприняли неоднозначно. Критики говорят о том, что нововведения ограничивают педагогов в применении разных образовательных методик по отношению к разным детям — ведь есть как отстающие по тем или иным предметам ученики, так и отстающие классы. Единые стандарты в таком случае могут не учесть индивидуальных особенностей развития ребенка и привести к снижению качества образования.
Со следующего года также возможен переход школ на новую систему финансирования. Об этом 13 декабря заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Будет не только больше возможностей и средств для финансирования, но и другая ответственность: за нерешенные вопросы можно спрашивать с тех, у кого есть полномочия и финансы»
«На следующей неделе планируем принять изменения в закон об образовании. Решение предоставит право региональным органам власти переводить школы на областной бюджет. Это значит, будет не только больше возможностей и средств для финансирования, но и другая ответственность: за нерешенные вопросы можно спрашивать с тех, у кого есть полномочия и финансы», — рассказал политик в своем telegram-канале.
Новые правила приема в вузы
Впрочем, изменения ждут и сферу высшего образования. Российские вузы приняли в этом году решение о выходе из Болонской системы. Соответствующее заявление в мае сделал министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Переход будет постепенным, а новый перечень специальностей должен быть утвержден к 2024 году. Это значит, что российские вузы откажутся от бакалавриата и магистратуры и вернутся к традиционным специалитетам.
С нового учебного года уже изменится порядок приема абитуриентов. Например, уменьшится количество направлений подготовки, по которым можно одновременно участвовать в конкурсе на бакалавриат и специалитет.. Теперь их всего 5. Таким образом, абитуриенты смогут подать заявления в 5 разных вузов, выбрав по 5 направлений подготовки в каждом из них.
Поступающий также будет указывать приоритеты на различных условиям — хочет он поступать в головной вуз или филиалы, на очную или заочную форму обучения, на бюджетные места или внебюджетные. Также на государственном уровне обсуждается внедрение платформы для отправки документов на поступление на базе «Госуслуг».
Экспертное мнение заслуженного учителя РФ Евгения Ямбруга для Общественной службы новостей:
«В том, что студенты сначала получают степень бакалавра, а потом магистра и могут менять профессии, ничего плохого нет»
«Я думаю, что все это в значительной степени политические инициативы, которые к жизни имеют весьма отдаленное отношение. Во-первых, Болонскую систему никто отменять не будет. В том, что студенты сначала получают степень бакалавра, а потом магистра и могут менять профессии, ничего плохого нет. Скажем, девочка решила стать учителем начальных классов. И как бакалавр она эти знания получила. Но потом она решает стать администратором, и в итоге я получаю замечательного завуча по начальной школе.
С другой стороны, есть такие профессии, где никто и нигде в мире не отказывался от специалитета. Например, медики и инженеры. Кто такой бакалавр-медик? Ну это какой-то недоучившийся фельдшер. Но в медицинской сфере у нас остался специалитет. И, помимо того, что ты 5 лет учишься, ты проходишь послевузовскую подготовку, ординатуру, стажировку. И только тогда уже можно полноценно начинать работать. В той же Америке, которую мы очень не любим, раньше 27 лет врач не становится практикующим.
Что касается школьных стандартов, то здесь нужно понимать, что они сделаны для формирования единого образовательного пространства. Ребенок, который переходит из московской школы в хабаровскую, не должен там потеряться. Но в том же законе об образовании сказано – есть 70% стандарта, а на 30% имеет право сама школа варьировать программу. Есть разные школы, лицеи, гимназии, где, например, обучают математиков. Есть школы, где много ребят с проблемным развитием, и там нужны нестандартные подходы. Поэтому стандарт нужен, но молиться ему нельзя».