Мой сын учится в 3 классе по программе «Перспектива». Родители учеников класса хотят, чтобы с 4 класса их учили по программе «Школа России», т.к. с 5 класса будет «Школа России». Администрация школы отвечает, что не имеет права менять программу обучения, пока не закончен курс начального образования и нужно учиться по той программе, которую начали изучать с первого класса. Практика смены учебной программы по просьбе родителей в ходе начального образования есть. Первые и вторые классы сейчас уже учатся по «Школе России», то есть наш класс последний. Имеет ли право школа с 4 класса изменить программу обучения? Хотелось бы рассмотреть два варианта, когда школа учебным материалом по «Школе России» для 4 класса обеспечена и, если не обеспечена таким материалом.
Вы вправе просить школу об изменении образовательной программы с «Перспективы» на «Школа России» вне зависимости от обеспечения школы учебным материалом (вопрос обеспеченности материалом будет решаться уже в рамках каждой школы отдельно).
В законе нет прямой нормы, которая бы регулировала прямо, четко и понятно, что у родителей есть такое право, поэтому мы обратимся к следующим документам.
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». (Отсылка к нему пойдет из письма Минобрнауки).
«Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования».
2. Письмо Минобрнауки России от 16.05.2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности» регламентирует следующее:
«Согласно статье 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — федеральный перечень учебников), утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253 (в редакции 5 июля 2017 г. N 629);
Кроме того, образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона)».
Из вышеприведенного следует, что образовательные учреждения имеют право самостоятельно выбирать образовательную программу, а также и учебники, которые входят в утвержденный перечень.
На примере Устава Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения города Москвы «Школа №1173», можно установить, в чью компетенцию входит изменение образовательной программы.
«Руководитель образовательного учреждения обязан утверждать образовательные программы учреждений».
«В компетенцию педагогического совета входит согласование образовательных, реализуемых Учреждением.
В компетенцию педагогического совета входит согласование списка учебников, используемых Учреждением в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ».
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что родители имеют право обратиться к директору школы с просьбой изменить образовательную программу.Директор, вместе с педагогическим советом в рамках ежегодного собрания или же экстренного (что предусмотрено уставом при определенных условиях. Применительно к данной ситуации, скорее всего может иметь место созыв экстренного собрания по инициативе директора, если ежегодное собрание педагогического совета уже было проведено до возникновения необходимости принять решение относительно изменения образовательной программы) должны принять решение об изменении программы или же об отказе.
Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Гартман Д.А.
1. Сменить программу или учителя
Учебную программу каждая школа разрабатывает самостоятельно, но поменять её по собственному желанию родители не могут. Однако закон разрешает отказаться от дополнительных занятий.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» написано, что программы самостоятельно разрабатывает и утверждает организация, осуществляющая образовательную деятельность. Изменить программу по своему желанию нет возможности ни у родителей, ни у педагога.
Но родители и дети имеют право:
— отказаться от факультативов;
— принимать участие в управлении школой, высказывать мнение относительно условий обучения и воспитания детей;
— выбрать семейное обучение.
А вот повлиять на преподавательский состав родители могут. И это важная причина, чтобы вступить в родительский комитет: потребовать замены учителя в одиночку не получится, а вот просьбу коллектива администрация рассмотреть обязана.
Порядок действий в этом случае такой:
- Написать заявление на имя директора школы и указать причины замены педагога.
- Дождаться рассмотрения заявления.
- Если решение не устраивает, обратиться в вышестоящие инстанции — комитет образования при администрации города или района, департамент образования региона или Рособрнадзор.
«Вступить в родительский комитет также стоит, если вы хотите существенно влиять на хозяйственные решения: это охрана, материальная поддержка учеников, направление спонсорской помощи и т.д.», — замечает Заур Гучетль.
Но иногда легче избежать проблемы, чем решить её. Заур Гучетль объясняет: «Родителям нельзя навязывать школу по месту жительства. У них есть право выбора». Поэтому, если в гимназии во дворе вас смущает учительница русского или её методы преподавания, знайте, что можно выбрать другое учебное заведение:
- По месту регистрации. За каждой школой закреплены дома, которые она обслуживает. Подать заявление нужно с 1 апреля по 30 июня.
- Не по месту регистрации. После 6 июля вы можете написать заявление в любую школу.
2. Выбрать альтернативные методы обучения
В России две формы обучения: в школе и дома. Закон позволяет учить ребёнка самостоятельно без каких-либо особых причин — например, проблем со здоровьем или трудностей в общении с преподавателями или сверстниками. Достаточно простого желания родителей или самого ученика.
Первый шаг на этом пути — поставить в известность муниципальный комитет образования — городскую или районную администрацию.
Дальше нужно отчислиться из школы — даже если вы не планируете её менять и будете проходить аттестацию там же.
Затем написать заявление на имя директора с просьбой прикрепить вашего ребёнка к учебному заведению в качестве экстерна.
Для прикрепления можно выбрать любую школу — муниципальную или частную. Главное, чтобы у неё была государственная аккредитация по программам общего образования.
Процесс займёт около месяца. После рассмотрения заявления и подписания договора ваш ребёнок может спокойно учиться дома. Теперь не нужно подстраиваться под школьное расписание, программу, находить общий язык с учителями, сдавать деньги на нужды класса. Но и качество образования зависит только от вас. Впрочем, становиться учителем самому необязательно. Можно нанять преподавателя, записаться на онлайн- или «живые» образовательные курсы.
Семейное обучение с каждым годом набирает всё большую популярность. Во-первых, это очень качественное образование. Во-вторых, обучение строится от самого ребёнка, он стоит в центре образовательного процесса. В таком формате развиваются личностные качества, индивидуальность. Учитель выступает как наставник. Я под каждого ребёнка разрабатываю программу, составляю индивидуальные пособия, учитывая интересы каждого.
Мне кажется, что школы в нынешнем формате изжили себя. Между детьми современными и детьми прошлого поколения огромная пропасть. Нельзя учить сегодня как вчера, как 5,10 лет назад. Это не значит, что я против школ — я советский учитель. Но нужно в корне менять педагогическое мышление.
3. Нанять репетитора
Этот способ стоит рассмотреть, если в школе в общем всё устраивает, но есть проблемы с отдельными предметами. Он не такой радикальный, как переход на домашнее образование, да и стоит дешевле.
На что нужно обратить внимание при выборе репетитора:
- образование,
- дополнительное обучение,
- предыдущий и текущий опыт работы,
- специализация; если речь идёт о том, чтобы подготовить ребёнка к поступлению в вуз, то стоит выбрать специалиста, который работает именно в этом заведении и знает все нюансы, связанные со сдачей вступительных экзаменов.
Также не забывайте об эмоциональной стороне. Чтобы результат занятий радовал, ребёнку должно быть комфортно с педагогом.
Любое образование теряет смысл, если педагог и ребёнок не на одной волне. Мало образования, опыта, наград. В первую очередь учитель должен быть другом, наставником, слушать и слышать ребёнка.
Также нужно быть помощником родителям. Педагог должен не бояться признавать свои промахи и ошибки при ребёнке. Фраза «учитель всегда прав» уже не актуальна. Ребёнка надо поощрять высказывать и отстаивать своё мнение.
Может ли руководство школы поменять школьную программу в третьем классе? И если половина класса родителей ЗА то чтоб оставить программу по который учились два года, куда нам обращаться? В городское управление образования жалобу писать смысла нет так как там нашу школу не слышат!
—Здравствуйте, а это и не родителям решать, поэтому ни кто вас и не услышит. Это решает отдел образования и школа. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Вам помог ответ?ДаНет
В данном случае программа зависит от руководства, родители не могут влиять на школьную программу, но можете попробовать написать письмо в министерство образования.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Цитата:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 12. Образовательные программы
14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.
15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.
Цитата:
Можете попросить прокуратуру и департамент образования проверить соответствие программы в учебном заведении типовым программам, утвержденным федеральными ведомствами Минобрнауки).
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
И что же нам делать? Делать шаг назад? Мы сейчас учимся по программе «Начальная школа 21 века» .Нас хотят перевести на программу Школа России. Разве можно так издеваться над малышами? Если бы меняли школьную программу ученикам старших классов, то и вопроса бы не возникало…
Похожие вопросы
Имеет ли право директор школы нас перевести и законно ли сформировывать класс не имея альтернативного класса,
Директор общеобразовательной школы хочет сделать кадетский класс МЧС, альтернативного класса у нас нет, мой ребёнок не хочет быть кадетом, да и я в этом классе смысла и толку не вижу. В классе учаться 20 человек, больше половины проголосовали за кадетский класс. Школа находиться в 10 мин. шаговой доступности, и за нашего отказа хотят перевести в другую школу. Имеет ли право директор школы нас перевести и законно ли сформировывать класс не имея альтернативного класса, при условии что в школе имеется по одному классу с 1 по 9 классс.
Все это решается на уровне собственника школы, то есть муниципального образования. Но сами по себе такие полномочия — есть, если ребенок отказывается ходить в какой-то специализированный класс, ему должна быть обеспечена возможность обучения в обычном классе.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Куда нам обращаться что б наш класс оставили?
В нашей школе директор хочет расформировать 9 класс, школа физико-математическая.
Мы изначально обучались в общеобразовательном классе, но уклон школы чувствовался.
Теперь многие ученики покинули математич классы и нас хотят объединить в матем классы.
Там другая программа, а у нас на носу ОГЭ
Куда нам обращаться что б наш класс оставили?
Здравствуйте! Обратитесь с жалобой в управление образования, пусть проведут проверку по данному факту. Удачи Вам и всего хорошего!
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Дети школ как учились в своих школах, так там и учатся, только стала общая администрация школ.
Мои дети учатся в 7 классе общеобразовательной школы.
Добрый день! В 2012 г. произошло объединение двух школ, нашей и еще одной, при этом ничего не изменилось, т.е. дети школ как учились в своих школах, так там и учатся, только стала общая администрация школ. Сегодня увидела на сайте нашей школы, что в следующем учебном году всю среднюю школу с 5 по 9 класс объединят в одном здании, причем не в нашем, а переводят всех в ту школу, а нашей школе остаются начальные и старшие классы. Территориально та школа, находится в два раза дальше. Я и так своих детей до сих пор вожу и встречаю, а теперь их вообще одних не отпустишь?.
К сожалению, это в рамках компетенции нынешней администрации, поэтому такое полномочие у них имеется. Но данный вопрос можно постараться урегулировать в досудебном порядке. Положительная практика уже есть.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Существуют ли на этот счет какие-нибудь ведомственные инструкции,
В этом году мой сын заканчивает 9-й класс средней школы с углубленным изучением французского языка. Это школа нашего района. Кроме французских и других специализированных классов в нашей школе есть также общеобразовательные классы. Мой сын заканчивает французский. Очевидно, что он закончит с несколькими «тройками». Руководство нашей школы (впрочем, как и всех известных мне школ) уже известило своих учеников о том, кто будет принят в 10 класс, а кто должен поступать в техникумы/колледжи, прежде называемые ПТУ. Несмотря на то, что руководство школы считает, что моему сыну нет смысла получать среднее образование в школе, я придерживаюсь другого мнения. Какие действия я должна предпринять, чтобы моего сына оставили в 10 классе родной школы, или, если это невозможно, приняли в 10 класс другой школы? Существуют ли на этот счет какие-нибудь ведомственные инструкции, на основании которых вот уже 20 лет «троечникам» стараются отказывать в получении среднего образования в школе? Буду признательна за ссылки на нормативные документы, которые помогли бы мне занять правильную позицию при разговоре с руководством школы.
Уважаемая Розанова Л.М.!
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального образования. Согласно ст.13, ст.16 Закона «Об образовании» порядок приема граждан в образовательные учреждения определяется в уставе образовательного учреждения с которым знакомят ученика и его родителей при приеме гражданина в образовательное учреждение. В данном уставе может быть предусмотрен порядок и основания отчисления обучающихся. Если Ваш сын не совершал каких-либо действий, являющихся основанием для отчисления, администрация школы не имеет права отказать в дальнейшем обучении в 10 классе при получении Вашим сыном основного общего образования и наличии аттестата о получении этого образования. При этом аттестат о получении основного общего образования является документом, дающим право продолжить обучение для получения среднего (полного) образования, и наличие «троек» не должно ограничивать это право при продолжении обучения в общем классе. Вам могут только отказать в приеме в специализированный класс, если уставом данного образовательного учреждения предусмотрены определенные условия, которые не могут быть Вами соблюдены, но данный отказ не может распространяться на право обучения в общеобразовательном классе.
С уважением,
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Перевод ребенка на другую программу обучения
Каким законом предусмотрено, что ребенок обучающийся с 1 по 3 класс по определенной программе, имеет право не менять программу обучения в 4 классе? В школе организованы классы с услугой «присмотр за детьми после уроков». Как утверждает администрация школы, что если вы в первом классе выбрали эту услугу, то не можете от неё отказаться до окончания 4 класса. Если вам эта услуга больше не нужна, то вас переведут в другой класс, где этой услуги нет. Но проблема в том, что в классах с данной услугой программа образования отличается от классов без данной услуги. Мы не хотим менять программу обучения. Какие аргументы (закон) можно привести администрации школы о незаконности перевода ребенка на последнем году обучения в начальной школе на другую программу обучения?
Не регулирует законодательство непосредственно этот вопрос. И речь явно идет не о присмотре за детьми, речь идет о применяемой методике преподавания по этому предмету, в одном случае она учитывает возможность прохождения предмета в период присмотра, в другом — не учитывает.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Могут ли дети 3 класса учиться во вторую смену?
Сын учится во втором классе. Администрация школы уведомила, что наши дети в третьем классе будут учится у учителя, у которого будет набран еще и первый класс. Т.е. учитель будет параллельно вести 2 класса. Как правильно написать заявление в школу от лица всех родителей в классе о недопустимости такого решения администрации школы? Могут ли дети 3 класса учиться во вторую смену?
Добрый день! Вам нужно написать коллективное письмо в свободной форме.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Мой ребёнок идёт в первый класс,
Мой ребёнок идёт в первый класс, руководство школы заявляет что у них нету финансирования и школа заставляет покупать мебель в классы делать ремонт класса за счёт родителей, как быть в этой ситуации.
Здравствуйте.
Пишите жалобу в министерство образования и прокуратуру. Поборы в школе не допустимы.
Позвонить
WhatsApp
Вам помог ответ?ДаНет
Это они так решили. Куда обращаться дальше?
Администрация школы отказалась перевести ребенка в паралельный класс, так как в классе уже 25 человек и ребенок не потянет программу класса. Это они так решили. Куда обращаться дальше? И мои права? Спасибо.
Уважаемая Марина, получив из администрации школы официальный письменный отказ в переводе, вы вправе обратиться с жалобой в управление образования соответствующего района Екатеринбурга. Удачи.
Позвонить
WhatsApp
Вам помог ответ?ДаНет
Подскажите, пожалуйста, как мне правильно составить запрос в школу по моему вопросу.
Мой ребенок в этом учебном году заканчивает начальную школу, и в 5 класс мы собирались подать документы в школу по прописке. Недавно в школе, где мы учимся, был опрос, где я указывала номер школы, в которую мы собираемся, и сегодня мне позвонил наш учитель и сказал, что в той школе, которую я указала, набора в 5-е классы не будет. В школе мне сказали, что это распоряжение Управления Образования не набирать новые классы, а так они собирались сделать набор двух пятых классов, в управлении образовании мне велели обратиться к директору школы, а директор школы будет отсутствовать до 12 апреля. Подскажите, пожалуйста, как мне правильно составить запрос в школу по моему вопросу.
Добрый день, Татьяна! 1. в произвольной форме. 2. директора МБОУ не будет до 12.04, но есть же лицо его замещающее и исполняющее обязанности директора.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Администратор печатает сообщение
Историческое просвещение, о котором все больше и чаще говорят на всех уровнях, повлечет пересмотр школьной программы. Не только в формальной части — уже известно, что в программу 9-го класса включено признание ДНР и ЛНР, — но и в организационной. Откуда же брать «лишние» часы на историю? В кулуарах циркулируют слухи о том, что в школе может сократиться количество часов на преподавание литературы. Мол, все равно программа устарела, и что с ней делать, непонятно…
Признание ЛДНР, голосование по поправкам к Конституции РФ, известное как «обнуление», пандемия коронавируса и другие последние события вошли в программу новейшей истории в школе. Изменения обнародованы на сайте Института стратегии развития Российской академии образования. Нашли отражение в школьной программе и такие события, как воссоздание Российского исторического общества (РИО) и Российского военно-исторического общества, создание парка Победы на Поклонной горе и др.
Но не только «новейшую историю» ждут перемены. На прошедшем накануне заседании директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян говорил о том, что стандарт преподавания школьной истории должен меняться. «Как все живое, (он) требует развития», — считает академик. А именно: предмет ждет «оттачивание единой концепции преподавания истории в школах». Чубарьян указал две наиболее сложные и требующие проработки темы единого курса истории: отношение к советскому периоду и «вопрос освещения истории последних тридцати лет».
Ранее о расширении школьного курса истории говорили в Госдуме и в Минпросвещения, усилить историческое и патриотическое воспитание наказывал президент. Только не сказали: откуда взять часы на дополнительную историю?
Между тем инсайдеры сообщают, что в министерстве обсуждаются пересмотр и сокращение программы по литературе в рамках школьной программы. Получается, что литература – это слабое звено, историю хотят расширить за счет уроков по литературе.
О том, как можно оптимизировать школьную программу по литературе, «МК» поговорил с преподавателем, членом орфографической комиссии РАН, доцентом кафедры русского языка МАРХИ Марией Ровинской.
– Вы слышали, что литературу собираются сокращать?
– Такие слухи циркулируют периодически. Потому что школьная программа – это такой «тришкин кафтан». Есть определенное количество часов, их нельзя сделать больше, чем уже есть. И если где-то что-то прибавляется, от чего-то надо отрезать. Идеи ввести еще один курс в программу тоже часто озвучиваются. Но куда их ставить, непонятно.
– Но к нынешнему курсу по литературе есть нарекания. Слишком большие произведения, не по возрасту, не по детскому восприятию…
– Есть безусловные вещи, от которых школа не готова отказаться, и министерство не готово их пересматривать. Пропасть между реальным миром и школьной программой по литературе становится все больше, она растет. Если говорить о программе по литературе, которая сейчас существует вообще, то надо пересматривать принципы преподавания. Ведь дети поменялись, мир поменялся.
Вот мы читаем новую книгу – мы же ее воспринимаем как текст. Книга рождает некоторые переживания, мысли, эмоции. Потом, если книга задела, мы ищем информацию об авторе. А в школе ставим «лошадь за телегой»: сначала даем писателя, причем писателя сразу в виде памятника. Говорим детям как он велик, рассказываем про его жизнь… А потом даем текст, который ребенок уже не может воспринимать так чисто, как без такого предварительного вступления.
То же самое и с летними списками книг для чтения на каникулах… Лето – единственное время, когда ребенок свободно может прикоснуться к современной книге. Читать по своему желанию. Дети у нас даже не знают, что писатели бывают живыми. Думают, что все писатели давно умерли. И испытывают потрясение, увидев живого писателя… Ничего нет более унылого, чем эти списки литературы на лето.
– Да, почему нет современных книг? Не может ребенок в 11-12 лет одолеть «Дон Кихота», «Одиссею», «Записки охотника», «Левшу»…
– Раньше я озвучивала идею отдать в школу классиков в малых формах: повести, рассказы, а большие серьезные произведения золотого века русской литературы перенести для изучения в вузы.
А сейчас думаю: раз уж мы хотим давать историю литературы в школе, хотим показать процесс ее развития, надо сделать наоборот. Сначала давать детям современную литературу, а по мере их взросления углубляться в историю. Потому что сейчас получается действительно странно. Например, дети изучают «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Это от них так далеко, так непонятно, да еще написано таким языком, через который сложно продраться. Дайте им современную русскую литературу и современную зарубежную. А вот когда дети привыкнут читать и поймут, как это, пусть в их жизни появятся Чехов, Пушкин, Толстой, Достоевский и др. Когда они уже будут подготовлены.
– А если все-таки сократят часы?
– То еще больше работы останется на дом. Читайте дома, в школе только пишите сочинения. На самом деле проблема не в часах. Ни в литературе, не в программе по русскому языку. Увеличение или даже уменьшение часов «отсидки» качественно не изменит ситуацию.
Например, 11 лет дети учат орфографию и пунктуацию родного языка. Простые правила типа «ча-, ща-» ведь можно сразу выучить, на сложных – посидеть подольше. Что мы делаем 11 лет?..
То же самое – с литературой. Надо перестроить саму идею. Вот дети что-то прочитали – и уже потом по прочитанному с ними обсуждать. С одной стороны, форму, синтаксис и лексику, все подряд. А с другой стороны – идею. Вот это «что хотел сказать автор» – наше любимое. И выразительные средства, мотивации и характеры… Вот об этом с детьми вообще никто не разговаривает. Они просто заучивают биографии этих несчастных людей, которые так небось в гробах уже все переворачиваются. И оттарабанивают потом по учебнику, что это великие произведения, что «очень мне понравилось» и др. Так что дело не в часах – дело в идее.
В российских школах появятся единые общеобразовательные программы — соответствующий закон принят Госдумой. Эксперты предупреждают, что это ограничит академические свободы учителей, автономию школ и в итоге снизит качество обучения
Госдума 14 сентября сразу во втором и третьем чтениях единогласно приняла закон «Об образовании», который вводит единые образовательные программы в школах вместо примерных и меняет порядок разработки учебников.
Законопроект был внесен группой сенаторов и депутатов от всех фракций и зарегистрирован в Думе 8 сентября. На первом же заседании осенней сессии 13 сентября его рассмотрели в первом чтении. Поправки ко второму чтению принимались до 18:00 того же дня. Один из авторов, председатель думского комитета по просвещению единоросс Ольга Казакова, поясняла: «У нас действительно нет ни одного лишнего дня, нам нужно принимать и сразу начинать эту работу».
Как изменится школьная программа
Законопроект вводит понятие единых федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), по которым изучаются те или иные школьные предметы. Сейчас школы разрабатывают эти программы самостоятельно, ориентируясь на рекомендованные примерные программы и федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
В результате в начальной школе появится единая программа по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней — обязательными для использования станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Акцент делается на гуманитарных дисциплинах: единых программ, например, по математике или физике закон не предполагает.
«Все мы с вами понимаем, что, вводя такую прямую норму, мы защищаем те предметы, которые формируют ценности молодого человека, готовят их к нашим ценностям, о которых мы говорим. И здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред», — объясняла Казакова во время пленарного заседания 13 сентября.
Единые программы будут разработаны Минпросвещения к 1 января 2023 года. Школы должны будут перейти на них до 1 сентября 2023 года. Задания ЕГЭ также будут строиться согласно единым программам, пояснил вице-спикер Госдумы Петр Толстой. Закон сохраняет за школами право разработки собственных образовательных программ, но их содержание должно быть «не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов» единых.
Документ также меняет порядок создания учебников — теперь Минпросвещения будет осуществлять госзаказ на разработку учебников и утверждать их авторский коллектив. Требования к экспертизе при этом остаются, пояснял министр просвещения Сергей Кравцов. Сразу менять учебники школам не придется — законом установлен переходный период в пять лет.
Почему нужно менять образовательный процесс
Закон направлен на создание «единого образовательного пространства», говорил Толстой. Нынешняя примерная программа, по его мнению, позволяет педагогам «не только разрабатывать свою учебно-методическую документацию, но порой излишне вольно трактовать отдельные темы», а вариативность приводит к сумбуру в голове у учеников. Кроме того, закон ликвидирует разницу в программах школ разных регионов, что облегчает школьникам переход, подчеркнул он. «Мы достигаем единства знаний, единства методов и единства результатов», — обобщил Толстой.
Другой вице-спикер Ирина Яровая, также представляющая партию власти, добавила, что ЕГЭ уже предъявляет единые требования к каждому ребенку, а успешная сдача экзамена сейчас зависит от того, «повезло или не повезло с примерной программой». «Всем апологетам вариативности нужно подумать, что сегодня по факту ущемляются права детей», — сказала она. По словам Яровой, каждое государство ставит своей задачей сохранение культурного наследия и традиций, однако, как можно обеспечить это при вариативности, неясно.
Депутат от «Справедливой России — за правду» Яна Лантратова назвала закон «первым шагом по возрождению лучшего в советской системе».
Новый порядок разработки позволит снизить стоимость учебников, так как авторские права на них будут принадлежать России, сказал министр Кравцов. Он также пояснял, что законопроект позволяет «навести порядок» и «не допускать того, что сейчас есть в содержании учебников». Ранее Толстой упоминал учебник по истории, в котором Крым обозначен как территория Украины, и учебник английского языка со ссылкой на порносайт.
Ряд депутатов выступили с критикой такой разработки учебников: по мнению Алексея Куринных из КПРФ, Минпросвещению логичнее утверждать не коллектив авторов, а сам конечный продукт — учебник. Депутат от ЛДПР Василий Власов просил уточнить критерии отбора авторского коллектива.
Как закон повлияет на преподавание в школах
Изменения, которые предлагает закон, ограничивают автономию школ и академические свободы педагогов, что может быть «рискованным занятием», сказала в беседе с РБК главный научный сотрудник Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, возможность разработки школой своей программы была инструментом, позволяющим учитывать особенности конкретного класса — интересы и запросы учеников, темы освоения.
«Для кого-то нужен и возможен быстрый темп освоения, для кого-то нужен более мягкий подход. Результаты, объем знаний — одинаковые, речь идет о вариативности в методиках его достижения», — пояснила Абанкина. Педагоги могут лишиться возможности адаптировать программу и применять разные методики, что в конечном итоге может привести к снижению уровня знаний, добавила она. «Любая унификация отрицает ребят с нестандартными способностями — как талантливых, так и испытывающих трудности. Индивидуальный трек дает на сегодня лучшие результаты по качеству образования», — заключила эксперт.
Из очевидных минусов законопроекта — потеря идентичности инновационных и частных школ, считает депутат Госдумы Ксения Горячева («Новые люди»). «Отсутствие творчества там, где оно необходимо, невозможность оттолкнуться от динамики класса и его подготовки <…> вижу очередную тенденцию к монополии там, где нужна свобода», — отметила она у себя в телеграм-канале.
«Для образования это шаг назад, как и любой единый стандарт. Все дети разные, все семьи разные, и у всех из них должна быть максимальная возможность выбора. Выбора школы, среды, образовательной программы», — сказал РБК директор частной Европейской гимназии Иван Боганцев. Он подчеркнул, что выбор должен быть и у учителя, иначе лучшие профессионалы будут уходить из профессии.
Создание единых ориентиров помогает находиться в одном образовательном поле, не теряя региональный и авторский компонент, сказала контент-директор программы «Сила сообщества» из экосистемы Рыбаков Фонда Алиса Соколова. Авторский компонент по-прежнему остается, однако получить аккредитацию для частной школы или авторской программы действительно может быть сложнее, считает она.
Все зависит только от учителя, отметила Соколова: «Хороший учитель никогда не ведет уроки, используя только учебник или строго по учебному плану. Его ключевая задача уже давно не передавать знания, а развивать исследовательский интерес и поддерживать своих учеников в процессе самостоятельного и совместного познания этого мира».