Как изменить спрос на красную икру при увеличении доходов населения

�������� �. �. ����� ��������� � �����. "����-�����", ������, 1998.

������ �� ����:
�����.

�������� �. �. ����� ��������� � �����. «����-�����», ������, 1998.

���� 8

��� ����� �����

���� �����: ���������� �������� ������� «�����» � ������������ ��� ��������.

�������, ������� ������ ���� ������� ��������� � ���� �����:

— �����;

— �������� ������;

— ����� ������;

— ��������� ������� ������;

— ������������ ������ �� ����;

— �������.

����������� ��������: ������ � ���������� ��� ��������� �������.

���������� ���������

��� ���������� ��������� ����� ��������������� ��������� ����������. ����� � ���������� ����� ���������� ��� �������� �������, �� ������� ������� �������� �������� ��� �������� ������.

����� �� ��������� ����� ������������ ���������� � ���� ������, ���������� ����������� ����� ����� ������� ������ � ����������� ������, ������� ����������� ������ ������ ��� ������ ���� �� ������������ ������ ������� � ��� ������ ������ �������� (���. 2-1). ����� ������ ������: ��� ���� ����, ��� ������ ���������� ������, �� ������� ������������� �����; � ��������, ��� ���� ����, ��� ������� ���������� ������� ������ ���������� �������������. ����� ������ ����� ��������� ������ �� ������� ������ � ������� ������.

������ ������ ��������� �� ��, ��� ��� ����� ������ ���� ������� ����� ��������� ���� ������ ������ ������� ��������, �� ��������� ���� � ������������ �����-���� ������ ����, �.�. ���������� ���� ����������� ������������� ����������� ��������� ������ �����������, ��� ����� ��� ���������� ������ ������������ ������ ��� �������� ����� ����������. ������ ������ ���������� � ���, ��� ��� ����� ������ ���� � ������������ ���������� ������ ���������� ������� ����� ������ ����������� �������, ������� ������ ����� ������������ ������. ����������� ������� �������� ������� �������� ����� ��������. ������� ������ � ������ ����������� � �������� � ����, ��� � ������������ ��������� ������� �������� ������� ���������� ��������� �� ����� ������ ����, ��� �� �������.

���������� ��������� ��������� ��� �������: 1) ��������� ������ (��������) ������ �������� ������������ �� ����� ����� � ������ ��� �� ����� ������ ������. �������� ��������� ������ ������ ������ ��������� ���� ������� �����; 2) ��������� � ������ ���������� ��������� ���� ������ ������ ���� ������ — ���������� ������ (���. 2-2), ���� ����� — ���������� ������ (���. 2-3). �������� �������� �� ��������� ���� ������� �����, � ��������� ������ �������� ������, ������� �������� �������� ��������� �������� ������. � ��� ���������: ����� � ������������ ������������; ����� ����������� �� �����; ���� �� ���������������� � ����������������� ������; ��������� � ������ ������������; �������� �������� ��������� ��� � �������.

���� ����� ����������, ��������, ��� ������������ ���� ��� �������, �� ������ ������ ����������. ���������� ������ �� ����, �������� � ����, �������� ������ ������ ������. ���� ��������� ��� ����� ������ ���������� ����� ����������� �� ����� ������������� ����������� ������ � �������� ������ ������ ������. ���� � � Y �������� ����������������� �������� (��������, ��������� � ������������ �����), �� ��� ���������� ���� ������ Y � ���������� ���� ������ � ����������� ����� ������� � ����� ������ �� ����� X, �������������, ������ ������ �� ����� � ��������� ������. ���� �� ���� ������ Y ������, �� ������ ������ �� ����� � ��������� �����. ��� ����������������� ������� (��������, ���������� � ������) ���������� �������� ��������: �������� ���� ������ Y ����� � ���������� ������ �� ����� X, � ��������� ���� ������ Y ����� � ���������� ������ �� ����� X. ���� � ������� ��������� ���������� ��� �� �����, �� ����� ��������, ��� ��� ������ ������ �������� ������ ������ �� ����� ��������� ������. ���� ��������� �������

� ����, �� ������ ������ ��������� �����.

����������� �� ����� ��������� ��������� ������ �� ����� ����������. � ����������� �� ��������� ������� �������� ��� ��������. � ��������� ����������� ������� ��������� ������ �������� � ���������� ������. �� ���� ����� ������� �����������, ��� �������, �������� ������ ������ ���������, �������, ������� �������, ������ ������. � ��������, ��� �������� ������ ����� �� ����� ������ ������. ������, ����� �� ������� ���������� � ������ ����������� �� ��������� ��������� ������, ���������� ����������� �������� (��� �������� ������ ���������). ������, ����� �� ������� ���������� � ��������������� �����������, �. �. ���������� ��� �������� �������, ���������� ������� �������� (��� �������� ������ ���������). ��������, ���� ���� ������ �����, �� �� ����� ���������� ����� ���������. ���� �� ���� ������ ����� ���������, �� �� ������������ �� ����������� �����, � ����� �� �������� ��������. ���������� ��������� ������, ������� ������ ������������ �������������� � ����� � ��� �� �����������, �������� ����. �� ����� �����

� ����� �� ���������� �� � ����������� ������, �� �� ��������� ������, ��� ��� �� ���� ��� ����� ����� �� ��������.

������� ��������� ������ ��� ������������ ���� ��� ������ �������� ������������� ������������ ������. ������������ — ���� ������������ ����� ���������� �������� �� ��������� ������. ������������ — ��� �����, ������� ���������� ���������� ��������� ����� ���������� � ���������� ��������������� ��������� ������ ����������. ������� «������������» ������ ����������� � ������������� ������. ���, ��������, �������������� ������������ ������ �� ����, �� ������, �� ����� �� ����������� ������, ������������ ����������� �� ��������� �������� �� ���� ��������, ������������ ������� ��������� �� �������� ����� � �������� � �.�.

������������ ������ �� ���� (�dp) — ������������ ��������, ���������� ���������� ��������� ������ �� ����� � ���������� ��������������� ��������� ���� ����� ������:

��� � — �������������� ����; Q — �������������� ���������� ���������� ���������; �Q — ��������� ������; �� — ��������� ����.

������������ ������ �� ���� (���) ������ ������������ ����� ������������� ��������. ��� ������� � ���, ��� ����� ���� ������ ����������, �� ����� �� ������ ����� �����������, �������

�� ���� �������� ����� ������ ������

����� ����������, � ���� � ���������� ������������ ��������� �������� ���������. �������������, ������������ ������ �� ���� ������ ���������� � ������ ��������� ����� ������ ������ � ����� � ����� �������� �� ���� �������� �� ������.

����� �������� ����������, ���� ������ ���������� ��������� ���� �������� � �������� ����������� ��������� ���������� ������������ ���������. (��������, ���� ������� ���� �� 2% ������� ���� ������ �� 4%, �� ����� ��������� ����������.) �������������, — ���� < �dp < — 1. �������� ���������� �������� ����� �� �������� �������. ����� �������� ������������, ���� ������ ���������� ��������� ���� �������������� ������������ ������� ���������� ���������� ������������ ���������. (��������, ������� ��� �� 3% �������� � ����� ���������� ������������ ��������� �� 1%.) �������������, — 1 < �dp < 0. ��� ����� ������ ������, ��� ������ ������������ ������. ������������ ������ ����� �� �������� ������ �������������. ����� � ��������� ������������� �����������, ����� ���������� ��������� ���������� ������������ ��������� ����������� ������ ���������� ��� ����������� ��������� ����, �.�. �dp = — 1 �������

��������� ���������� �������� ������������, ������� ������������ ����� ������������, ���������� � ����� ����� ������ ������. ������ ��� ������ ����� ������ ������ ����������� �������� ������������ �������� � ����� ���������� �� ���� �������� �� ������. �������, ����� ����� ����� ������������ ������� ��������� ���, ���������� ������� ������������ ������:

��� �1 — �������������� ����;

�2 — �������� ����;

Q1 — �������������� ����� ������;

Q2 — �������� ����� ������.

����������� ���������

������ ����� ���������� ��������� ������ ��������� �� ������ ����������� �������� ������� ����� �����. ����� ���������� �� �������� �� ����������� ������� � � 9 ��������.

����� ����� ����� ����� ����������� � ������������ ����������� �������, ������������ ����� � ������� ������������ ������, ��������� ��������� �������.

1. � ���������� ��������� �������� ��������� ����� ������������ ����-���� �����. ��� ���������� � ������ ������ �� ����?

�����. ����������� ����-���� �����, ���� ����� ������ ���� ����. �������������, ����� �� ���� ����������. ���������� ��� �������������� ������� ������ ������ �� ���� �����, ��� �������� �� ���. 2-4. �� ������� ������ �����, ��� ��� ��� �� ����� ���� �� 1 ���� �����, �������� ��� ���� �0, ���� �������� ������� ���������� �����: Q2 ������ Q1.

2. � ��� ��� ��� �� ������� �������� �� ������� �� ����-����?

�����. ������� ������ ����������� ����� �� ������������� �����; � ���� ����� ��� � ������������. �������������, ������ ������ �� ����-���� ��������� ������, ��� �������� �� ���. 2-5. ��� ������, ��� ���� ��� ����������� ���� (����� ��� ����� �0) ���������� ���������� �� ������������ ������ ������� ������� ����-���� ��������� � Q1 �� Q2

3. ��� ��������� ����� �� ������� ���� ��� ���������� ������� ���������? ���������� ��� ����������.

�����. ������� ���� — ��� ���������� �����, �������������, ����� �� ��� ��������� � ������ ������� ������������. ���������� �������� ����� ��������� ���������� ���, ������� �������� �� ���. 2-5: ������ ������ �� ������� ���� ������������ ������.

4. � ��� �������� � ������ ������ �� �������� ����� � ������ ������� ������������?

�����. �������� ����� — ����� ������ ���������, �������������, � ����������� ������� ����������� �������� �� �����������, �������������� �� ����� ������ �����. ������ ������ �� �������� ����� ������������ ����� ���������� ������ ������ �� ���� �� ���. 2-4.

5. ��� ���������� �� ������� �� ���� ��� ��������� ������� ���������?

�����. ��������� ������� ������������ ���� �� ������ �����-���� ����������� �� ����������� ��� ����. ����� �� ���� �� ���������, � ������ ������ ��������� �������.

6. � ��� ����� ����������� ������ ������ �� ����?

�����. ����� �� ���� ����� �������� � ����-������� � ����� � ���, ��� � ���� ������ �������� ������� ������������ ��������������� � ������� �������, ���������, ��������, ������� � ������ ������. �������������, ���� ����� ������������ ������. ��� ��������� � ������ ������ ������ �� ���� ������ � ������ ������ �������.

7. ��������� ������� ���������������� ����.

�����. �����-���� � ����-����; ���� � �������; ����� � ���� � ����� � ����; ����� ��� � ����� �����; ������ ����� «Levi’s» � ������ ����� «Wrangler»; ���������� «������» � ���������� «��������». ��� — ������� ����, ������� ��� ������ ������������ �������� ��������� �����������������. ���, ��������, ��������� ��� �����, ������ �� �� «������», �� «���������» ��� �� «�������» — ���� ��������� � ����� ������. ������ ��������� ����������� �������, ��� «��������» ������ �������� ������� ������ ������ ����������. �������������, ������ � ������� ������������������ ���� — ������ ������������: ��� ���������� ������� �� ������ � ������������ ������� ��������������� �����������. ��� ����� ����� � ���� ��� ���������� � �������� ������� �������, ����� ��������� �����.

����� ������ ����� �������� ���� ����� � �����������, ���� � �� �� ����� ������� ���������, ��� � ��������, ����������� ����. �������, ����� �� ����� �������, �� ������ ������ ���� ������� ����� ����������. �������������, ��������� ���� ���������� ����, ����, �������, ���� �������� �������� ����� ��� ��������, ��� ������ ��� �����. ����� �������, � ������� ��� ������� �������� ������ ������ �������� ���� ����� � �����������. �� �������� ���������� �����, ��� �� ����� � ���� «�����������». ��, �������, ���������� ������, ������� ������� ������� �� ������� ����� ����� � �����������, �������� ������ � �������� �����, ������� � ��������� ������, ���� «������» � ������������� ������.

8. ��� �������� � ������ ������ �� �������� ��� ������������ ���������� �������� � �������?

�����. ��� ���������� �������� � ������� �������� ������ �� ��� ���� ���� ���������� � ������������ � ������� ������. ��� ���� ����� ��������� ������� ����������� ����, ���� ������ �������� ������ ��������, ���� ������� �� ���������� � �������, �������������, ����� ������������ ����� ������� ����� ����. ����� �������, ����� �� �������� ��������� � ������ ������ ��������� ������.

9. ��������� ������� ����������������� ����. �����. ��������� ��� � ��������� �������; ���� � ������; ��������������� � ������������; ������������� � ���������. ����� ����� ������� �������� �������� �� ��, ��� ������� ������������������� ���� � ����������� ����� ���� ���������. ��������, ��������, ��� ������ ���� �� ���������, �������������, ��� �����, ����������� ���� ����� � �����������. � ������ �������, ���� �� �� �����, �� ���� ����� ���� ��� �����. �������������, � ������ ������ ������������� �� ����������. ������ ���������� ������������������� — ������ �������� � ����� �������� ��� ������ � ����� �������. ���� �� �������� ����� �������� ��� �������� ����� �������, �� �� ������ «�������» �������� ���������. ����� ����������� ������ ���������� ��� ����������� �������.

10. ��� �������� �� ������� �� ���������� ��� ������ ��������� ���� �� ������?

�����. ����� � ������ 70-� ����� ������� ���� ����� �������� ���� �� ����� � � ���� ����� ��������� ������, ������������� �������� ��� �������� ��������� ������������� ������, ��� ��� ����� �� �� ��������� ��������������� ����.

�������� �������� �� ��, ��� ������������ � ���� �������� �������� ������� �� ����� ���� �������� ������������� ���������. ����� �������������� �������� ����������� �������� ������. ������ ����������� ������������� ����������, ������������ ����� ���� �������, ����� ��� ���������� ����������� ��������������� �� �������� �������� �����, ����������� �������� ���������� ��������.

11. ���������� �������� ������������ � ���, ���������� ��� ������������ ����� ����� �� ��������� ������:

�) �������� � ������������ — ����� ����� ���������, ��� ��� ��� — ������� �������. ���� ����������� � ������ ������ �� ����� ������, ������� ��� ����� ��������� ���� ����� �� ��� ����� ����� ����������;

�) ���� — ����� �����������, ��� ��� ��� — ����� ������ �������������. ���� ���� ���� ���� ������ ���������, �� �� ������ ���� ������� ����;

�) �������� ������ � �������� «���». ����� �� �������� ������ ����� �����������, ��� ��� ���������� ������ ������� ������ ���� �����, ����� ���� �� �������� ��������� ������ �����������. ����� �� �������� «���» ������� ����� ���������. �������������, ���� «���» ������ ����������, ��������� ������ ������������� �� ������� ������� ������ �����, �������� «LM» ��� «Kent».

����� ����� ����� �������� �������� �� ���������: ��� ������ � ������� ����� �������-�����������, ��� ����� ��������� ����� �� ��� �����, � ��������, ��� ������ ���������� �������-�����������, ��� ����� ��������� ����� �� ������ �����.

12. ���� ������������ ������ �� ���� �� ����������� ����� — 3, �� ������ ����� ���������� ��������� ������ ������ �� ���, ������� ��������� ����� ����������������� ���������� ����?

�����. ������������ ����������, �� ������� ��������� ��������� �������� ������ ��� �������������� ��������� ����. � ������ ������ ���� ���� ���������� �� 1%, �� �������� ������ ���������� �� 3% (��� = -3 �� ������� ������). ���� �� ���� ���������� �� 10%, �� �������� ������ ���������� �� 30%: -3-10% = -30%.

�������� �������

1. ���������� 1.

��� ������� � ��������� �����������?

«�������� ������ ��������� �������� ������ �� ������� � ���������� �� ������������ ���������, �������� ��� ����� ���� ������ �������. ������� ���� ������, � ���� �������, ������� ���������� ������, ��� ��� � ����� ������ ���� ������������ � ������ ��������������� ������».

�����. � ������ ����������� ���������� ������� «�����» � «�������� ������». ���������� ���� �� �������, ��� �������� ������ ������� � ���������� ������ �� �������, ��� ��� � ���� ������ ����� ��������� ��� ����� ������ ����. ������� �� ����, ��������, ������� ��������� �������� ������.

2. ���������� 2.

���� ����� ����� � �������, ��� �������� �� ���� ���������� ����. ������ �� ��������� ����� ���� �������. ��� ����� �� ����� ������ ���� ����� ���������� �� ����? ��������� ��� �����.

�����. ��� ���� �������� �� �������� ����������� ����� � �����������, � ��� ������ ��� — ������-����������. �������������, ����� ������ �� ����� ����� ����� ����������, ��� ����� ����. ��� ����� ��������� ���� ����� ������ ��������� �� ��� ����������� � ������������ �� ��������. ���� �� ������ �������� ����� � �� ����� ������� �����, ���� ������ �������� ��� �����������.

3. ������.

��������, ��� ��� ���� ������ � � 28 000 ������ �� 1 �� �������� ������ �� ���� ����� 84 ��, � ��� ���� ������ � � 32 000 ������ �� 1 �� — 76 ��. ���������� �������� ������������ ������ �� ����. ����� �� ����� �� ����� � ����������?

�������.

����� �� ����� � ����� ������������, ��� ��� ����������� ������������ ��������� � ��������� (-1; �].

«Интерфакс» Ответьте на вопросы.

а) Какие факторы определяли спрос на бриллианты на российском рынке в период, предшествующий написанию статьи?

б) На какие изменения факторов спроса в ближайшем будущем рассчитывают продавцы бриллиантов? Как они сами участвуют в формировании спроса?

Ответы.

а) Из данных, приведенных в статье, следует, что в 1995 г. объем реализации ювелирных изделий с бриллиантами на российском рынке составил 200 млн. долл. против 12,9 млрд. долл. в США и 13,9 млрд. долл. в Японии. Таким образом, спрос на бриллианты в России гораздо меньше, чем в Японии и США. В статье указывается на три фактора, определявших низкий спрос на бриллианты в период, предшествовавший написанию статьи. Во-первых, это — слишком высокие цены на ювелирные изделия, которые делают наши бриллианты «чуть ли не самыми дорогими в мире» и приводят к снижению величины спроса на них. Обратите внимание учащихся на то, что этот реальный факт отражает действие закона спроса в повседневной жизни. Во-вторых, средние доходы российских граждан в первой половине 90-х годов, безусловно, были ниже средних доходов американцев и японцев. Поскольку бриллианты ни при каких условиях невозможно отнести к товарам низшей категории, то вторым фактором, определившим относительно малый объем их покупок, является низкий уровень доходов россиян по сравнению со средними доходами граждан США и Японии. Наконец, третьим фактором, обусловившим невысокий спрос на бриллианты в России, является отсутствие в нашей стране определенных традиций. «На Западе, — как утверждается в статье, — 90 процентов дорогих ювелирных украшений женщины получают к празднику: свадьбе, Рождеству, дню рождения… Никто не сделает в Северной Америке предложения без бриллиантового кольца…» В нашей стране в эпоху социализма делать такие подарки считалось просто неприличным. Интерес к ювелирным украшениям рассматривался как мещанство и идеологически осуждался. Кроме того, в те времена практически не было богатых людей, так что покупка бриллиантового кольца считалась непозволительной роскошью.

б) Прежде всего продавцы бриллиантов рассчитывают на то, что появление в нашей стране слоя очень богатых людей увеличит в ближайшем будущем спрос на ювелирные украшения: «…делая ставку на рост благосостояния нового российского среднего класса, надеются… почти в 2 раза увеличить продажу этих драгоценных камней…» По-видимому, продавцы рассматривают данный фактор как необходимое, но не достаточное условие увеличения спроса на бриллианты. «Помимо роста числа состоятельных людей, — говорится в статье, — для увеличения спроса на бриллианты требуется создать у потребителя новые привычки». Поэтому «Де Бирс» совместно с «Ювелирпромом» развернули на российском рынке рекламную кампанию, цель которой — «приучить мужчин дарить бриллианты». Продавцы надеются, что изменение традиций и привычек

11

российских граждан станет еще одним мощным фактором повышения спроса на бриллианты в нашей стране. Кроме того, производители этих драгоценных камней считают, что необходимо добиться улучшения «условий деятельности гранильной и ювелирной отраслей». Здесь, по-видимому, предполагается совершенствование технологии производства бриллиантов, что позволит снизить издержки, а вследствие этого и цену драгоценных камней. Уменьшение цены, как известно, приводит к увеличению объема спроса. Планируется также расширить сеть «торгово-посреднических структур различных форм собственности» для продажи ювелирных изделий, что должно усилить конкуренцию среди розничных продавцов и в силу этого понизить цены, ибо сейчас значительную долю в цене бриллиантов занимает торговая надбавка.

15.Раньше в нашей стране джинсы считались молодёжной одеждой – их носили в основном юноши и девушки. Сегодня джинсы часто можно увидеть не только на людях зрелого возраста, но и на пенсионерах. Отразите это явление графически – при помощи кривой спроса – и объясните ваш рисунок.

Ответ:

Спрос на джинсы в нашей стране увеличился (кривая спроса сдвинулась вправо). Данное увеличение спроса вызвано по меньшей мере двумя обстоятельствами. Во-первых, изменились вкусы и традиции российских граждан. Во времена социализма джинсы рассматривались как американская одежда, а их популярность среди юного населения — как американиза ция советской молодежи, с которой партия и комсомол неуклонно боролись. Ношение джинсов шло вразрез с традициями советского образа жизни. Сегодня потребление западных товаров, в том числе и американских, стало нормой. Трудно однозначно ответить на вопрос: хорошо это или плохо? Здесь есть и свои «плюсы», и свои «минусы». Однако совершенно очевидно, что это серьезно пошатнуло наши традиции и привело к изменению вкусов и привычек российских потребителей. Джинсы многим пришлись по вкусу как удобная повседневная одежда. Во-вторых, расширение контингента потребителей джинсов за счет людей старшего возраста значительно увеличило число покупателей на рынке данного товара, что и отразилось в сдвиге кривой спроса вправо, т.е. привело к росту спроса на данный товар.

16.Предположим, что в мужскую моду снова вошли фетровые шляпы. Причем настолько, что ни один уважающий себя «новый русский» уже не может появиться на улице в каком-нибудь другом головном уборе: кепке, берете или тюбетейке. Что случится в этой ситуации с равновесной ценой и равновесным количеством на рынке фетровых шляп? Проиллюстрируйте свой ответ графически.

Ответ.

Пусть первоначально равновесная цена составляла Р1, а равновесное количество — Q1. После того как шляпы вошли в моду, вкусы и предпочтения потребителей изменились в пользу фетровых шляп, что привело при прочих равных условиях к увеличению спроса на данный товар. На графике это представлено сдвигом кривой спроса вправо. Если предположить, что кривая предложения осталась

12

неизменной, равновесие переместилось из точки Е1 в точку Е2. Новая равновесная цена Р2 оказывается более высокой, чем Р1, а новое равновесное количество шляп Q2 — большим, чем Q1. Следователь но, и величина спроса на шляпы, и их цена увеличились.

17.В известной телерекламе утверждается: «Хлеб и «Рама» созданы друг для друга». Что пытается внушить потребителям данная телереклама?

Ответ.

Данная телереклама пытается внушить потребителям, что хлеб и маргарин «Рама» являются практически совершенны ми комплементами, т.е. что взаимодополняемость этих двух благ чрезвычайно высока. Конечно, это не совсем так. Ведь у самой «Рамы» есть очень много заменителей: другие виды маргарина или различные сорта сливочного масла. Именно против этих конкурирующих товаров и направлена данная реклама. Безусловно, «Рама» является благом, дополняющим хлеб в потреблении. Но эта взаимодополняемость не слишком значительна. Цель телерекламы — увеличить ее. Ведь спрос на хлеб в России традиционно высок. Прочно связав в сознании потребителей хлеб и «Раму», ее производители смогут существенно расширить продажи этого действительно вкусного маргарина.

18.В результате рекламной кампании население стало предпочитать кока-колу квасу. Что произойдет с кривой спроса на квас?

Ответ.

Предпочитая кока-колу квасу, люди стали меньше пить квас. Следовательно, спрос на квас уменьшился. Графически это иллюстрируется сдвигом кривой спроса на квас влево. На графике хорошо видно, что при той же самой цене за 1 литр кваса, например при цене Р0, люди покупают

меньшее количество кваса: Q2 вместо Q1.

19. А что при том же условии случится со спросом на кока-колу?

Ответ.

Реклама обычно увеличивает спрос на рекламируемый товар; в этих целях она и используется. Следовательно, кривая спроса на кока-колу сдвинется вправо. Это значит, что даже при постоянстве цены (пусть она равна р0) количество покупаемых за определенный период времени бутылок кока-

колы возрастет с Q1 до Q2.

20. Как изменится спрос на красную икру при увеличении доходов населения? Отобразите это графически.

Ответ.

Красная икра — это нормальный товар, следовательно, спрос на нее возрастет с ростом доходов потребителей. Кривая спроса на красную икру переместится вправо.

13

21.А что случится с кривой спроса на перловую крупу с ростом доходов потребителей?

Ответ.

Перловая крупа — товар низшей категории, следовательно, с увеличением доходов потребители сократят ее потребление, переключившись на более ценные блага. Кривая спроса на перловую крупу переместится влево.

22.Что произойдет со спросом на соль при изменении доходов населения?

Ответ.

Изменение доходов потребителей вряд ли окажет какое-либо воздействие на потребление ими соли. Спрос на соль не изменится, и кривая спроса останется прежней.

23.А что может переместить кривую спроса на соль?

Ответ.

Спрос на соль может возрасти в июле-августе в связи с тем, что в этот период домашние хозяйки осуществляют консервирование и засолку огурцов, помидоров, кабачков, капусты и прочих овощей. Следовательно, соли будет потребляться больше. Это отразится в сдвиге кривой спроса на соль вправо в данный период времени.

24.Что случится с кривой спроса на баранину при значительном удорожании говядины и свинины?

Ответ. При удорожании говядины и свинины величина спроса на эти виды мяса уменьшится в соответствии с законом спроса. Для того чтобы сохранить уровень потребления мяса, люди начнут покупать больше баранины, цена которой не изменилась и которая, следовательно, стала относительно более дешевым видом мяса. Таким образом, спрос на баранину возрастет и кривая спроса сдвинется вправо.

25.Что случится со спросом на автомобили при резком повышении цены на бензин?

Ответ.

Когда в начале 70-х годов картель ОПЕК резко увеличил цены на нефть и в силу этого подорожал бензин, автомобильные компании США испытали серьезный экономический кризис, так как спрос на их продукцию катастрофически упал.

Обратите внимание на то, что одновременно с этим началось победное шествие по всему миру японских автомобильных концернов. Такая парадоксальная ситуация объясняется довольно просто. Японцы производили малолитражные автомобили, потреблявшие очень мало бензина, тогда как американцы традиционно ориентировались на создание огромных машин, требовавших большого количества горючего.

14

26.Предложите учащимся порассуждать о том, эластичным или неэластичным будет спрос на следующие товары:

а) браслеты с бриллиантами — спрос очень эластичен, так как это — предмет роскоши. Наша потребность в данном товаре не очень велика, поэтому при любом повышении цены спрос на это благо резко сократится; б) соль — спрос неэластичен, так как это — товар первой необходимости. Даже если цена соли

сильно возрастет, мы не станем есть пресную пищу; в) сигареты вообще и сигареты «Ява». Спрос на сигареты вообще очень неэластичен, так как

курильщику трудно бросить курить даже тогда, когда цены на сигареты возрастут весьма значительно. Спрос на сигареты «Ява» гораздо более эластичен. Действительно, если «Ява» сильно подорожает, курильщик сможет переключиться на курение сигарет других видов, например «LM»

или «Kent».

Здесь очень важно обратить внимание на следующее: чем больше у данного блага товаровзаменителей, тем более эластичен спрос на это благо, и наоборот, чем меньше существует товаровзаменителей, тем менее эластичен спрос на данное благо.

27.Если эластичность спроса по цене на видеокамеры равна –3, то каково будет процентное изменение объема спроса на них, которое последует после десятипроцентного увеличения цены?

Ответ.

Эластичность показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при однопроцентном изменении цены. В данном случае если цена увеличится на 1%, то величина спроса уменьшится на 3% (ЭСЦ = –3 по условию задачи). Если же цена увеличится на 10%, то величина спроса уменьшится на 30%: –3•10% = –30%.

28.Что неверно в следующем утверждении?

«Холодная погода сократила величину спроса на комнаты в гостиницах на Черноморском побережье, уменьшив тем самым цену аренды комнаты. Падение цены аренды, в свою очередь, вызвало увеличение спроса, так что в конце концов цена возвратилась к своему первоначальному уровню».

Ответ.

В данном утверждении перепутаны понятия «спрос» и «величина спроса». Правильнее было бы сказать, что холодная погода привела к сокращению спроса на комнаты, так как в этом случае спрос изменится при любом уровне цены. Падение же цены, напротив, вызовет повышение величины спроса.

15

29.Катя любит масло и считает, что маргарин на вкус напоминает мыло. Сергей не чувствует между ними разницы. Чей спрос на масло должен быть более эластичным по цене? Обоснуйте ваш ответ.

Ответ.

Для Кати маргарин не является заменителем масла в потреблении, а для Сергея это — товарызаменители. Следовательно, спрос Сергея на масло будет более эластичным, чем спрос Кати. При любом повышении цены масла Сергей откажется от его потребления и переключится на маргарин. Катя же станет покупать масло и по более высоким ценам, лишь слегка сократив его потребление.

30.Предположим, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на огурцы по цене помидоров равен 4. Что случится с количеством огурцов, покупаемых на рынке, если цена одного килограмма помидоров уменьшится на 5%?

Ответ.

Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов уменьшится количество покупаемых потребителями огурцов при снижении цены помидоров на 1%. Следовательно, при однопроцентном изменении цены помидоров спрашиваемое количество огурцов изменится (в том же направлении) на 4% (коэффициент равен 4 по условию задачи). Если же цена помидоров уменьшится не на 1%, а на 5%, то количество покупаемых огурцов сократится на 20%, что легко можно подсчитать следующим образом: 4•(_5%) = _20%.

Знак «минус» в данном случае означает, что цена и количество уменьшаются, а не увеличиваются. Эта задача — на понимание учащимися экономического смысла понятия «эластичность спроса».

31.Известно, что дуговая перекрестная эластичность спроса на товар Y по цене товара Z

18

. Что вы можете сказать о соотношении товаров Y и Z?

составляет

17

Ответ.

Товары Y и Z являются взаимодополняющими благами, поскольку показатель перекрестной эластичности спроса по условию задачи – величина отрицательная: 1718 <0.

32. Предположим, что эластичность спроса некоторого потребителя на товар Х по цене равна _0,4, а эластичность спроса этого потребителя на товар Х по доходу равна 1,6. Предположим далее, что доход потребителя увеличился на 1%. Одновременно с этим цена товара Х уменьшилась на 2%. На сколько процентов в результате этого изменился спрос на товар Х со стороны нашего потребителя?

Ответ.

16

По условию задачи коэффициент эластичности спроса по цене равен _0,4. Это означает, что если цена товара уменьшится на 1%, то величина спроса увеличится на 0,4%. В нашем случае цена уменьшилась на 2%, следовательно, величина спроса возросла на 0,8%: _0,4•(_2%) = 0,8%.

По условию задачи коэффициент эластичности спроса по доходу равен 1,6. Это означает, что при увеличении дохода потребителя на 1% покупаемое им количество товара возрастает на 1,6%. Это и произойдет в нашем случае.

В результате действия обоих факторов спрос увеличится на 2,4%. Действительно, 0,8% + 1,6% = 2,4%.

17

РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

1.В чем, на ваш взгляд, состоит главное отличие частного предпринимателя от директора государственного предприятия и как это отличие может сказываться на их деятельности?

Частный предприниматель отвечает за успешность операций своей фирмы собственным капиталом, тогда как директор государственного предприятия рискует только своим постом, да и то не очень сильно: ведь он всегда может «свалить» ответственность за неудачи на государственные органы управления.

Это приводит к снижению ответственности и осмотрительности директора государственного предприятия при разрешении вопросов привлечения заемных средств для развития производства и в безоглядном стремлении к завышению цен на свои товары. Все это четко проявилось в России в 1992–1993 годах, когда одновременно произошло повышение цен в десятки раз и возникли огромные суммы задолженностей предприятий друг другу и банкам.

2.«Достоинства и недостатки различных типов фирм».

Каждая из трех видов фирм — индивидуальная фирма, товарищество и акционерное общество — имеет свои достоинства и недостатки. Эти последние перечислены ниже под соответствующими номерами. Определите, какие из перечисленных признаков относятся к достоинствам, а какие — к недостаткам той или иной формы предпринимательства. Обратите внимание, что некоторые номера могут быть использованы не единожды. Объясните ваш выбор.

Признаки:

1)простота организации (учреждения, управления и т.д.);

2)свобода действия (отсутствует необходимость согласования в принятии решений);

3)сильная экономическая мотивация (получение всей прибыли одним лицом);

4)ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственной фирмы, так и с трудностью получения денег извне);

5)отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций;

6)неограниченная ответственность;

7)специализация в управлении;

8) несогласованность действий или (и) несовместимость интересов владельцев;

9)быстрое привлечение дополнительных финансовых средств;

10)ограниченная ответственность;

11)относительная стабильность фирмы;

12)относительная нестабильность фирмы;

18

13)возможность злоупотреблений в результате разделения функций собственности и управления;

14)возможность объединения финансовых ресурсов нескольких лиц;

15)владелец — сам себе хозяин;

16)самый простой способ организации бизнеса;

17)можно потерять контроль над фирмой, оставаясь ее собственником;

18)возможность двойного налогообложения;

19)относительная сложность учреждения и регистрации;

20)акционеры могут купить или продать свои акции без ущерба для предприятия.

3.Как вы думаете, в каких фирмах доминирующей целью деятельности будет максимизация прибыли, а в каких будут преобладать другие цели?

Ответ.

Сдостаточно высокой степенью точности можно предположить, что в фирмах, непосредственно руководимых их владельцами, прибыль будет доминировать в подавляющем большинстве принимаемых решений. Владельцы предприятий стремятся к максимизации прибыли, чтобы сделаться как можно более состоятельными. Дело в том, что весь чистый доход от производства и реализации продукции, т.е. разница между выручкой и издержками, будет оседать в их собственном кармане. Конечно, в современных условиях большинство фирм, управляемых их владельцами, являются мелкими предприятиями. Крупные предприятия сегодня основаны, по преимуществу, на акционерном капитале и не управляются непосредственно своими владельцами — акционерами. Последние осуществляют контроль над корпорацией через совет директоров, членов которого они избирают на общем собрании акционеров. Совет директоров, в свою очередь, назначает управляющих в надежде, что они будут руководить корпорацией в интересах ее владельцев. Однако крупная фирма обладает очень сложной организацион ной структурой, и это затрудняет избираемому на определенный срок совету директоров осуществлять контроль за нанятыми на постоянную работу управляющими, которые принимают решения в ежедневном режиме. У руководителей появляется некоторая свобода в управлении фирмой, и они могут до известной степени уклоняться от задачи максимизации прибыли. Поскольку крупные фирмы, основанные на акционерном капитале, играют решающую роль в современной экономической жизни, распределение власти между менеджерами и собственниками стало сегодня одной из центральных проблем экономической науки. Начиная с 40-х годов XX в. появился целый ряд различных концепций и моделей, в которых предпринимается попытка выявить и научно обосновать цели и мотивы поведения менеджеров в процессе принятия ими управленческих решений. Мы можем условно назвать их менеджериальными теориями фирмы.

4.Можно ли утверждать, что менеджеров крупных корпораций вообще не интересует размер получаемой фирмой прибыли?

Ответ.

19

Такое категоричное утверждение следовало бы признать ошибочным. Менеджеры, безусловно, заинтересованы в получении прибыли, хотя ее максимизация и не является их главной целью. Тому есть несколько причин. Во-первых, деятельность любого акционерного общества связана с публичной отчетностью. Это означает, что руководители корпорации обязаны ежегодно публиковать счета прибылей и убытков акционерного общества. Низкий уровень прибыли, показанный в этих счетах, сразу же отразится на курсе акций данной корпорации, т.е на цене, по которой они покупаются и продаются на рынке ценных бумаг. Цена акций понизится, что подорвет престиж корпорации. Во-вторых, сокращение прибылей уменьшит размер дивидендов, выплачиваемых акционерам, что также может понизить цену акций данной корпорации и, кроме того, вызовет сильное недовольство собственников акционерного общества работой менеджеров. В этом случае акционеры или совет директоров могут сместить их и передать фирму новому руководству. В- третьих, фирма, заинтересованная в максимизации темпов собственного роста, использует нераспределенную часть прибыли (часть прибыли, остающуюся в распоряжении фирмы после уплаты дивидендов) на достижение своей главной цели, вкладывая ее в строительство новых предприятий. В-четвертых, менеджеры высшего звена, как правило, являются владельцами большого пакета акций своей корпорации, получают по ним дивиденды и в силу этого не могут абсолютно равнодушно относиться к размерам получаемой прибыли. В любом случае фирмы, которые серьезно не интересуются величиной прибыли, имеют мало шансов на выживание в конкурентной среде. Поэтому ключевая предпосылка экономической теории, что фирмы максимизируют прибыль, имеет под собой достаточные основания. Экономисты часто говорят, что конкуренция вынуждает фирмы действовать так, как если бы они максимизировали прибыль, хотя сознательно администрация может преследовать совсем иные цели.

5. Внимательно прочитайте отрывок из статьи, опубликованной в журнале ЭКО, 1987, № 7, с. 3_19.

Плазменные процессы занимают ведущее место среди принципиально новых технологий, основанных на обработке концентрированными потоками энергии. Уже сегодня их насчитывается свыше 50. Сформировалась целая отрасль химии — плазмохимия, для которой характерны процессы со среднемассовой температурой рабочего газа 8_10 тыс. градусов.

Наибольшее распространение плазменные технологии находят в химической промышленности, металлургии, машиностроении. Современная металлургическая техника, как, впрочем, и многие другие виды техники, практически полностью себя исчерпала в возможностях дальнейшего повышения производительности труда. Традиционный подход к ее совершенствованию позволяет получать лишь проценты роста производитель ности, а нужны разы. Например, по расчетам экономистов, при последовательном увеличении объема доменных печей с 1033 до 5000 м3 повышение их производительности шло все медленнее и составило на 1 м3 объема 1,1 процентных пункта. Пора уже решительно отказываться от традиционных процессов и переходить на плазменные

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    03.06.2015676.66 Кб40n1.pdf

  • #

13

неизменной, равновесие переместилось из точки Е

1

в точку Е

2

. Новая равновесная цена Р

2

оказывается более высокой, чем Р

1

, а новое равновесное количество шляп Q

2

большим, чем Q

1

.

Следователь но, и величина спроса на шляпы, и их цена увеличились.

17. В известной телерекламе утверждается: «Хлеб и «Рама» созданы друг для друга». Что

пытается внушить потребителям данная телереклама?

Ответ.

Данная телереклама пытается внушить потребителям, что хлеб и маргарин «Рама» являются

практически совершенны ми комплементами, т.е. что взаимодополняемость этих двух благ

чрезвычайно высока. Конечно, это не совсем так. Ведь у самой «Рамы» есть очень много

заменителей: другие виды маргарина или различные сорта сливочного масла. Именно против этих

конкурирующих товаров и направлена данная реклама. Безусловно, «Рама» является благом,

дополняющим хлеб в потреблении. Но эта взаимодополняемость не слишком значительна. Цель

телерекламыувеличить ее. Ведь спрос на хлеб в России традиционно высок. Прочно связав в

сознании потребителей хлеб и «Раму», ее производители смогут существенно расширить продажи

этого действительно вкусного маргарина.

18. В результате рекламной кампании население стало предпочитать кокаколу квасу. Что

произойдет с кривой спроса на квас?

Ответ.

Предпочитая кокаколу квасу, люди стали меньше пить квас. Следовательно, спрос на квас

уменьшился. Графически это иллюстрируется сдвигом кривой спроса на квас влево. На графике

хорошо видно, что при той же самой цене за 1 литр кваса, например при цене Р

0

, люди покупают

меньшее количество кваса: Q

2

вместо Q

1

.

19.

А что при том же условии случится со спросом на кокаколу?

Ответ.

Реклама обычно увеличивает спрос на рекламируемый товар; в этих целях она и используется.

Следовательно, кривая спроса на кокаколу сдвинется вправо. Это значит, что даже при постоянстве

цены (пусть она равна р

0

) количество покупаемых за определенный период времени бутылок кока

колы возрастет с Q

1

до Q

2

.

20. Как изменится спрос на красную икру при увеличении доходов населения? Отобразите это

графически.

Ответ.

Красная икраэто нормальный товар, следовательно, спрос на нее возрастет с ростом доходов

потребителей. Кривая спроса на красную икру переместится вправо.

ganurd676

ganurd676

Вопрос по экономике:

1.В результате рекламной кампании население стало предпочитать кока-колу квасу. Что произойдет с кривой спроса на квас?
2. А что при том же условии случится со спросом на кока-колу?
3.Как изменится спрос на красную икру при увеличении доходов населения? НАРИСОВАТЬ ГРАФИК ЦЕНА P. кол-во Q

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

stherecal795

stherecal795

Спрос на квас уменьшится кривая пойдет вниз, на спад
Кривая спроса на колу пойдет вверх, на прибыль
Спрос может вырасти, а может остаться прежним, чем выше цена, тем меньше кол-во

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Экономика.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Экономика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как изменить состояние принтера остановить
  • Как изменить спрайты андертейл
  • Как изменить состояние принтера нет бумаги
  • Как изменить спрайты hotline miami 2
  • Как изменить состояние принтера на подключен