Как изменить стереотип поведения

Иногда проблема кажется нам неразрешимой, потому что мы действуем по шаблону, стереотипу. Увидеть ситуацию в новом свете можно, если поступать не по привычке, а произвольно. Книга «Лиминальное мышление» как раз об этом. Разорвать шаблоны, чтобы увидеть другие возможности. Действовать по-новому, чтобы перестать ссориться и ругаться.

Как определить, шаблон это или нет?

Вот несколько примеров типичного стереотипного поведения.

Муж допоздна засиживается за компьютерными играми. Каждый раз он обещает, что посидит только полчаса, но в итоге проводит за компьютером полночи. Жена пробовала и обижаться, и ругаться, и запрещать. Ничего не работает.

В компании, которая занимается разработкой программного обеспечения, сотрудники каждый день встречались в переговорной для обсуждения проекта. Написанные программы всегда были с ошибками. Руководитель попытался решить проблему, увеличив количество планерок с 1 до 3 в день. Но и это не помогло: ошибок меньше не стало, а ход работы значительно замедлился.

Подросток не слушается родителей. Поздно приходит домой, спорит, скрывает школьные оценки. Мать и отец пытаются приструнить сына с помощью запретов. Но чем больше на него давят, тем больше подросток бунтует.

Все эти истории — примеры классической деструктивной петли. Чем больше прилагаешь усилий, тем большее сопротивление встречаешь. Применительно к последней ситуации это будет выглядеть так.

Как изменить стереотипное поведение?

Фото: Depositphotos

В жизни полно подобных примеров. Со временем мы перестаем замечать такие порядки и привычки. Каждый день вы едете одним и тем же маршрутом, видите по пути одно и то же, со временем перестаете замечать, что вас окружает. Но если вдруг дорогу закрывают — на ремонт или по какой-то другой причине — и вам приходится искать объезд, вы вынуждены обращать внимание на все новое, что находится вокруг вас.

Так и в любой сфере жизни. Стоит сделать что-то по-другому, как жизнь станет другой — ярче и интереснее.

Любое действие, которое предпринимаешь, чтобы выйти из накатанной колеи, за рамки поведения, поможет увидеть ситуацию иначе и укажет на новые возможности. Нужно просто поступать не так, как обычно.

Ищем и разрываем шаблоны

Найти в своей жизни примеры шаблонов и задать развитию событий новое направление помогут следующие полезные упражнения:

  • Вспомните, есть ли человек, отношения с которым у вас идут по кругу, развиваются по модели деструктивной петли. Найдите способ прервать обычный ход вещей, даже просто невзначай. Посмотрите, что произойдет.
  • Поговорите с тем, с кем обычно не разговариваете. Сходите туда, куда обычно не ходите. Поменяйте ход событий. Сделайте что-то необычное.

Поменяйте ход событий. Сделайте что-то необычное

Поменяйте ход событий. Сделайте что-то необычное
Фото: Depositphotos

А как разорвали свои шаблоны жена игромана, руководитель программистов и родители подростка?

Вернемся к нашим «шаблонным» историям.

Больше всего терпения и смекалки потребовалось, наверное, родителям непослушного подростка. Когда ребенок приходил поздно домой, они ругались. Когда не убирал за собой, не стелил постель, пытались его вразумить. Все это встречало сопротивление. Психолог посоветовал им сломать шаблон и погасить для начала протест подростка.

Что сделали родители? В ситуации с поздними возвращениями они стали запирать дверь и, когда сын начинал звонить, заставляли его подождать несколько минут. Не спеша надевали халат, тапочки и сонным голосом спрашивали: «Кто там?» А когда открывали дверь и видели сына, извинялись и говорили, что крепко спали. Если приходилось стелить ему постель, мама специально крошила пирожное.

Конечно, подростку это было неприятно. Но шаблон был разорван, и со временем он понял: чтобы не стоять под дверью, надо приходить домой пораньше; чтобы не спать в крошках, надо стелить постель самому.

То, что родители безуспешно пытались донести до него с помощью скандалов и запретов, подросток понял сам без всякого насилия.

Программистам удалось повысить качество и скорость работы, когда руководитель… просто отменил все планерки. Вместо этого они переехали в новое помещение, где сидели в одной комнате и обсуждали проблемы, никуда не выходя. Раньше встречи в переговорной они не воспринимали как работу. Для них это был перерыв, возможность пообщаться, поэтому достичь решения проблемы на планерках не удавалось. Другими словами, они действовали по шаблону.

Всегда есть другой путь

Всегда есть другой путь
Фото: Depositphotos

Теперь же обсуждение вопросов для программистов стало частью работы, и все пошло значительно лучше.

А жена игромана приструнила супруга очень просто: вместо ночных призывов ложиться спать пошла и вынула Wi-fi-роутер из розетки. Иногда у них действительно пропадал интернет и приходилось перезагружать роутер. Муж вышел в коридор, увидел свою жену и… пристыженный отправился спать (хотя этот способ опасен тем, что может вызвать и противоположные чувства — гнев из-за сорванной игры).

Иногда, чтобы изменить ход привычных и неприятных вещей, требуется одно небольшое изменение. Бывает непросто придумать, как сломать шаблон поведения.

Еще больше техник по изменению стереотипных действий вы найдете в книге «Лиминальное мышление».

Саморазвитие

Жизнь по шаблону, или Как изменить стереотипное поведение

7 сентября 2020
18 785 просмотров

Иногда проблема кажется нам неразрешимой, потому что мы действуем по шаблону. Увидеть ситуацию в новом свете можно, если поступать не по привычке, а произвольно. Книга «Лиминальное мышление» как раз об этом. Разорвать шаблоны, чтобы увидеть другие возможности. Действовать по-новому, чтобы перестать ссориться и ругаться.

Как определить, шаблон это или нет?

Вот несколько примеров типичного стереотипного поведения.

Муж допоздна засиживается за компьютерными играми. Каждый раз он обещает, что посидит только полчаса, но в итоге проводит за компьютером полночи. Жена пробовала и обижаться, и ругаться, и запрещать. Ничего не работает.

В компании, которая занимается разработкой программного обеспечения, сотрудники каждый день встречались в переговорной для обсуждения проекта. Написанные программы всегда были с ошибками. Руководитель попытался решить проблему, увеличив количество планерок с 1 до 3 в день. Но и это не помогло: ошибок меньше не стало, а ход работы значительно замедлился.

Подросток не слушается родителей. Поздно приходит домой, спорит, скрывает школьные оценки. Мать и отец пытаются приструнить сына с помощью запретов. Но чем больше на него давят, тем больше подросток бунтует.

Все эти истории — примеры классической деструктивной петли. Чем больше прилагаешь усилий, тем большее сопротивление встречаешь. Применительно к последней ситуации это будет выглядеть так:

Жизнь по шаблону, или как изменить стереотипное поведение
Иллюстрации из книги

В жизни полно подобных примеров. Со временем мы перестаем замечать такие порядки и привычки. Каждый день вы едете одним и тем же маршрутом, видите по пути одно и то же, со временем перестаете замечать, что вас окружает. Но если вдруг дорогу закрывают — на ремонт или по какой-то другой причине — и вам приходится искать объезд, вы вынуждены обращать внимание на все новое, что находится вокруг вас.

Так и в любой сфере жизни. Стоит сделать что-то по-другому, как жизнь станет другой — ярче и интереснее.

Любое действие, которое предпринимаешь, чтобы выйти из накатанной колеи, поможет увидеть ситуацию иначе и укажет на новые возможности. Нужно просто поступать не так, как обычно.

Ищем и разрываем шаблоны

Найти в своей жизни примеры шаблонов и задать развитию событий новое направление помогут следующие упражнения:

  • вспомните, есть ли человек, отношения с которым у вас идут по кругу, развиваются по модели деструктивной петли. Найдите способ прервать обычный ход вещей, даже просто невзначай. Посмотрите, что произойдет;
  • поговорите с тем, с кем обычно не разговариваете. Сходите туда, куда обычно не ходите. Поменяйте ход событий. Сделайте что-то необычное.

А как разорвали свои шаблоны жена игромана, руководитель программистов и родители подростка?

Вернемся к нашим «шаблонным» историям.

Больше всего терпения и смекалки потребовалось, наверное, родителям непослушного подростка. Когда ребенок приходил поздно домой, они ругались. Когда не убирал за собой, не стелил постель, пытались его вразумить. Все это встречало сопротивление. Психолог посоветовал им сломать шаблон и погасить для начало протест подростка. Что сделали родители? В ситуации с поздними возвращениями они стали запирать дверь и, когда сын начинал звонить, заставляли его подождать несколько минут. Не спеша надевали халат, тапочки и сонным голосом спрашивали: «Кто там?». А когда открывали дверь и видели сына, извинялись и говорили, что крепко спали. Если приходилось стелить ему постель, мама специально крошила пирожное. Конечно, подростку это было неприятно. Но шаблон был разорван, и со временем он понял: чтобы не стоять под дверью, надо приходить домой пораньше; чтобы не спать в крошках, надо стелить постель самому.

То, что родители безуспешно пытались донести до него с помощью скандалов и запретов, подросток понял сам без всякого насилия.

В общении с подростками родители часто прибегают к шаблонному мышлению
В общении с подростками родители часто прибегают к шаблонному мышлению. Источник

Программистам удалось повысить качество и скорость работы, когда руководитель… просто отменил все планерки. Вместо этого они переехали в новое помещение, где сидели в одной комнате, и обсуждали проблемы, никуда не выходя. Раньше встречи в переговорной они не воспринимали, как работу. Для них это был перерыв, возможность пообщаться, поэтому решить проблемы на планерках не удавалось. Другими словами, они действовали по шаблону.

Теперь же обсуждение вопросов для программистов стало частью работы, и все пошло значительно лучше.

А жена игромана приструнила супруга очень просто: вместо ночных призывов ложиться спать, пошла и вынула Wi-fi-роутер из розетки. Иногда у них действительно пропадал интернет и приходилось перезагружать роутер. Муж вышел в коридор, увидел свою жену и… пристыженный отправился спать (хотя этот способ опасен тем, что может вызвать и противоположные чувства — гнев из-за сорванной игры).

Иногда чтобы изменить ход привычных и неприятных вещей, требуется одно небольшое изменение. Бывает непросто придумать, как сломать шаблон. Еще больше техник по изменению стереотипных действий вы найдете в книге «Лиминальное мышление».

Обложка поста unsplash

Стереотипы поведения и мышления – основа и проблемы жизни человека

Стереотипы поведения и мышления – основа и проблемы жизни

Стереотипы поведения и мышления – основа жизни человека

Стереотипы поведения и мышления человека – это алгоритмы – программы поведения и мышления, которым человек следует не задумываясь. Часть из них является врождённой, а часть, приобретённой в процессе воспитания и самой жизнедеятельности.

Более того, на мой взгляд, исходя из наших понятий и представлений о рефлексах, стереотипы поведения и мышления — есть комплексы условных и безусловных рефлексов человека на факторы внешних и внутренних изменений вокруг человека и внутри его самого.

По-моему, чтобы понять это и признать, вовсе не обязательно вдаваться в дебри теории и доказательств, а вполне достаточно проанализировать своё поведение и мышление, слегка отстранившись и включив по максимуму самосознание – своё «Я».

Проанализируйте, например, свой день сегодняшний, с утра: что вы думали и что вы делали?

И если у вас не произошло ничего сверхординарного за сегодня, то вы увидите, что весь день вы что-то делали и что-то думали «потому что так надо», по привычке – всё это были стереотипы поведения и мышления.

Сегодня, как, впрочем, и вчера, как и завтра, стереотипы поведения и стереотипы мышления, которые нам привили, воспитывая нас, и которые мы сами выработали своим самовоспитанием – это основа жизни человека.

Лиши нас стереотипов поведения и мышления, и мы, буквально, исчезнем – останется биологическое тело, которое вскоре умрёт. Ибо, даже питание человека, – это тоже стереотип поведения, основанный на простейшем стереотипе мышления, на базе животного рефлекса.

А тут, кстати, можно прочитать: Без чего не может жить человек — что нужно человеку для жизни?

Стереотипность поведения и мышления – это основное, сущностное свойство человека – он приспособлен жить в условиях относительной постоянности, стабильности и ПОВТОРЯЕМОСТИ в себе и вокруг себя.

И каждая ситуация, которая не укладывается в стереотипы поведения и мышления – это, буквально, чрезвычайная ситуация для человека, в которой он должен найти или НЕОРДИНАРНОЕ – оригинальное для себя решение или, без преувеличения, — погибнуть.

Или найти тот стереотип поведения и мышления, который спрятан у него в сознании.

Или освоить тот стереотип поведения и мышления, который будет ему дан в виде совета или подсказки окружающими людьми или духовной культурой: найден в книге, в кино, или, например, на сайте подобному этому.

Стереотипы поведения и мышления – основа и проблемы жизни человека

Подражание как способ формирования стереотипов поведения и мышления

Когда человек не имеет своего стереотипа поведения и мышления и не может его сам сформировать, то в этом случае, мы имеем феномен подражания – важнейший фактор формирования стереотипов поведения и мышления.

Ибо, принцип: «Делай, как я!» — подражай мне, — лежит в основе любого воспитания и обучения человека.

Более того, подражание является не только насильственным актом формирования стереотипов поведения и мышления человека, а, в значительно большей степени, – добровольным актом обезьянничания.

В самом деле, проанализируйте своё или кого-либо поведение и мышление, и вы увидите, что оно осуществляется на основе стереотипов, которые сформированы как акты подражания или какому-либо идолу этого человека, или как собирательному образу из свойств и качеств других людей.

Более того, совершенно очевидно, что неспособность самому выработать алгоритм мышления и поведения – неспособность осмыслить сущность происходящего, приводит к тому, что человек просто-таки вынужден брать стереотипы поведения и мышления других людей и использовать их в своей жизни.

Конечно, при условии наличия выбора, он выберет для себя те стереотипы поведения и мышления, которые наиболее совпадают с его осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями и духовными желаниями и чаяниями.

То есть, «хороший человек», быстрее всего, потянется к хорошим общественным, групповым стереотипам поведения и мышления, а «плохой человек», соответственно, к тому, что ему ближе и роднее.

А в чём изначальная «хорошесть» или «плохость» человека? А в первых стереотипах поведения и мышления, кои ему были привиты и переданы в генах по наследству.

На мой взгляд, именно в этом – в подражании социально-групповым стереотипам, и кроется возникновение стадного, родоплеменного, а сейчас, в наше время, группового социального сознания.

При этом стадное стереотипное поведение и мышление может быть присуще как группе людей из нескольких человек, так и целому социальному слою людей, или, даже, отдельной нации, в целом.

Примеров, когда целые народы и нации действовали по одним стереотипам поведения и мышления, в истории масса. Вернее, даже, нужно ещё сподобиться найти случаи, когда люди в своей истории не руководствовались общими стереотипами поведения и общими, стереотипными мыслями.

Стереотипы поведения и мышления – основа и проблемы жизни человека

Стереотипы поведения и стереотипы мышления, их взаимосвязь

Взаимосвязь стереотипов поведения и стереотипов мышления, на мой взгляд, не выражена в прямой зависимости: как подумал – так и поступил.

Дело в том, что любой акт поведения человека и любой акт его мышления имеют не только автономию друг от друга, но и, часто, человек поступает, тем или иным образом, вопреки своим мыслям об этом.

То есть, взаимосвязь стереотипов поведения и стереотипов мышления довольно сложна:

1. Стереотипы поведения, однозначно, имеют под собой соответствующий стереотип мышления, который не только «руководит» поведением, но и обосновывает его как правильный и верный, если говорить о том или ином поведении, с точки зрения его оценки самим человеком.

2. Но, в случае возникновения недовольства человека своим поведением, возникает противоречие между стереотипом поведения и между стереотипами его одобрения и не одобрения.

В данном случае, должно сломаться что-то одно: или стереотип поведения или тот или иной стереотип осмысления этого поведения. Что победит? А что окажется сильнее.

Например: Есть стереотип поведения: желание «хорошо» покушать. Но возникает мысль, извините: Сколько можно жрать!? Что победит: стереотип обжорства или стереотип мышления «нужно худеть»? Или стереотип мышления: «Хорошего человека должно быть много»?

3. Стереотипы поведения имеют приоритет над стереотипами мышления, как и вообще над мышлением, как таковым.

Ибо, стереотипное поведение, как раз, и характеризуется отсутствием осмысления своего поведения – мышление только сопровождает акт поведения и управляет этим поведением. То есть: при стереотипном поведении, практически, вообще отсутствует осознаваемое мышление.

4. Стереотипы поведения могут сами задавать столь же стереотипное мышление.

То есть: достаточно человека приучить действовать стереотипно или он сам этому научится, а уж мысли под это поведение, как правило, оправдывающие это поведение, человек сам подберёт. Но, обычно, стереотипное поведение и стереотипное осмысление этого поведения идут сразу в комплекте.

5. Точно так же, достаточно человеку заиметь стереотип мышления, как под него вырабатывается соответствующий стереотип поведения, и наоборот.

Разве не на этом феномене основан процесс зомбирования человека и пропагандистское воздействие?

6. Стереотип поведения сломать так же тяжело, как и стереотип мышления – ибо это основы ТАКОЙ, данной жизни этого человека.

Но, сломав что-то из двух, можно сломать и второе: при сломе стереотипа поведения, ломается и стереотип мышления, и наоборот.

Стереотипы поведения и мышления – основа и проблемы жизни человека

Тотальная стереотипность поведения и мышления и свободомыслие

Мы, как говорится, воочию можем наблюдать людей вокруг нас, которые обладают тотальным стереотипным поведением и мышлением. Это люди, которые даже размышляют и то стереотипно, подражая кому-то или пользуясь теми стереотипами, которые усвоили когда-то.

И таких людей, по моим наблюдениям, очень много, чтобы не сказать, большинство.

Наряду с этим, есть значительная часть, если уж быть совсем точным, — научно обоснованная цифра 10-20%, людей, которые обладают свободомыслием.

Под свободомыслием, здесь, я понимаю способность человека действовать не стереотипно – ПО-СВОЕМУ, на основе СВОИХ же мыслей. То есть, есть люди, которые могут переламывать стереотипы своего поведения и мышления.

Вовсе не обязательно, что их поведение и мышление будут и могут быть оригинальны – отличны от всех. Главное, что они могут действовать и мыслить не так как им предписывают стереотипы, которые имеются в их же головах, а вопреки им.

Стереотипы поведения и мышления человека

Косность и агрессивность стереотипного поведения и мышления

Последнее время, и быту и в интернете, стало популярным называть часть людей баранами, стадом. Грамотные люди называют ими тех, кто живёт стереотипами поведения и мышления, которые явно привиты им, чуждой здравым людям, пропагандой, прямо скажем, западного происхождения.

Это стереотипы мышления и поведения, например, западного обывателя, сориентированного на потребительское отношение к жизни, на отсутствие человеческой морали. И так далее, и тому подобное.

НО, самое главное, эти стереотипы поведения и мышления становятся у таких людей тотальными – они не испытывают ни малейшего сомнения в своей правоте и правильности.

И, ещё главней: бараны напрочь отучены САМОСТОЯТЕЛЬНО мыслить и самостоятельно действовать в своей жизни, хотя им привит и стереотип об, якобы, их креативности в поступках и в мыслях.

Отсутствие сомнения в правильности своих поступков и мыслей, ведёт к абсолютной косности жизни баранов – их поступательное развитие как личностей прекращается, а жизнь становится похожей на толчение воды в ступе.

Помимо этого, люди тотального стереотипного поведения и мышления, являются крайне агрессивными относительно не только других людей, которые не столь стереотипны, а вообще всех людей, которые в своей жизни не придерживаются их стереотипов поведения и мышления.

Ну, принцип здесь понятен: Кто не с нами, тот против нас! Кто не такой как мы – наш враг! То есть, любое инакомыслие и поведение, отличное от их группового стереотипного поведения и мышления, для них – табу.

Стереотипы поведения и мышления – основа и проблемы жизни человека

Как изменить стереотипы поведения и мышления?

Как сказано выше, сделать это чрезвычайно сложно и тяжело – это обозначает, буквально, перепрограммирование не только какой-то части поведения человека, но и соответствующей части его сознания.

Что, как давно доказано и обоснованно, возможно, ещё, сделать в детском возрасте человека, но практически невозможно в его зрелости.

Ибо перепрограммирование человека – ломка стереотипов его поведения и мышления – это изменение личности человека.

А есть естественные механизмы противодействия этому: и генетические, и социальные, и психические – личность человека не может быть в виде пластилина, когда каждый другой человек или обстоятельства её будут изменять под себя.

НО, всё же, на мой взгляд, способ переломить стереотипы поведения и мышления есть.

Если у вас появилась мысль в виде недовольства своим или близкого человека стереотипным поведением и образом мысли, и желание это изменить, то нужно:

1. Буквально засадить эту не стереотипную мысль в своё сознание или сознание небезразличного вам человека.

2. Начать постоянно и постепенно «раскачивать» эту мысль в голове – начинать зарождать сомнение в правильности того стереотипного поведения и мышления, что вам не нравится, в вас или в вашем «перевоспитываемом».

3. Нужно, буквально, заменить стереотип, который вам не нравится, на тот, который вам нужен.

Например, пресловутая привычка выпивать, пока она не перешла в последние стадии алкоголизма – не стала наркотическим заболеванием, является классическим вариантом стереотипного поведения и мышления.

Как её побороть? ТОЛЬКО заменив этот стереотип на другой стереотип. Какой? Тут, так как это очень мощный стереотип поведения и стереотипного оправдательного мышления, нужно заменять этот стереотип только на анти стереотип.

То есть, нельзя заменить стереотип выпивки привычкой, например, леденцы сосать. Или пить только по праздникам или только пиво, например. Анти стереотипом здесь должен стать такой стереотип поведения и мышления: Я вообще не пью, НИКОГДА.

Абсолютно уверен, что, если человек не обладает тотальным стереотипным поведением и мышлением, и у него есть желание это сделать, то он способен сломать этот стереотип поведения и мышления.

Мой личный опыт и примеры многих известных мне людей, подтверждают это: избавиться от стереотипного поведения и мышления можно, главное понять возможность жить по-иному и проявить волю жить так.

Если можно избавиться от таких тяжелейших стереотипов, как пить и курить, то всё остальное, — значительно легче. Повторяю, для этого нужно:

1) Засадить себе в голову мысль, идею, что можно жить по-другому – проявить своё свободомыслие и желание жить по-другому – лучше.

2) Проявить волю и, буквально, ломать стереотип и поведения и мышления, одновременно.

На нашем примере: не выпивать вообще и даже не думать о выпивке под тем или иным ракурсом, чтобы опять не вернуться к стереотипу выпивки. Через некоторое время закрепится новый стереотип – к выпивке будет полное равнодушие или отвращение.

А в голове будет тюкать новый стереотип мышления: Да, как я вообще эту дрянь, отраву пил!? Или что-то типа этого. Например: гордость от того, что «я не пью, как некоторые».

3) Очень важна умелая, постоянная и ненавязчивая поддержка со стороны близкого человека. Некоторые люди не в состоянии справится со своими стереотипами в одиночку.

НО, ещё чаще бывает, что близкие и не очень люди всячески, буквально, уговаривают и заставляют не расставаться со своими и их стереотипами поведения и мышления.

Например, жена, из благих побуждений, может не давать мужу бросить пить, каждый раз напоминая ему, что он «алкаш», что он никогда не бросит пить, и тому подобное.

То есть, жена, буквально, заставляет мужа оставаться в зоне стереотипа поведения и мышления алкоголика, на самом деле, желая всеми фибрами души и клетками тела, чтобы он бросил пить. НО, вот: не понимает женщина…

Безусловно, то, с чего я начал статью: стереотипы поведения и мышления – это основа нашей жизнедеятельности – без них мы — «никуда».

НО, если хочешь изменить свою жизнь, если не полностью, но очень существенно: начни ломать хоть один свой стереотип в поведении или в мышлении.

А так как стереотипы все связаны в систему, то изменение одного стереотипа потянет за собой изменение и других близлежащих стереотипов.

И так далее: на сколько сил и здоровья хватит, улучшать свою жизнь, не живя «как все», — не живя и не руководствуясь вредными стереотипами поведения и мышления, а заменяя их лучшими.

Дополнительно, можно почитать:

Плохой и хороший человек, их свойства и признаки

Проблемы в жизни человека, как их понимать и снимать

Ошибки в отношениях мужчины и женщины: Стереотипы представлений

Человеческая глупость и умность, их критерии и закономерности

Сексуальное поведение – привычки и новизна в сексе

Интроверты и экстраверты, интроверсия и экстраверсия – кто и что это?

Общительность и замкнутость человека, и его личные границы

Гендерные, этнические, религиозные — это только часть стереотипов, которым подвержены люди. Разбираемся, в чем польза и опасность стереотипов и как не стать их жертвой

  1. Что это
  2. Какими бывают
  3. Как влияют
  4. Как бороться

Что такое стереотипы

Стереотип (от др.-греч. στερεός — «твердый», «пространственный» и τύπος — «отпечаток») — это устойчивый упрощенный образ социальной группы или явления, который основывается не на личном опыте, а перенимается извне.

Изначально термин использовался в типографском деле. В современном понимании его первым предложил американский журналист и государственный деятель Уолтер Липпман в 1922 году в своей знаменитой книге Public Opinion («Общественное мнение») [1]. Липпман использовал понятие скорее в негативном ключе, считая, что стереотипы подталкивают нас к полуправде вместо полного понимания. Он критиковал средства массовой информации за эксплуатацию стереотипов для манипулирования аудиторией.

При этом нельзя сказать, что стереотипы — это однозначно негативное явление. Изначально они появились как ментальные ярлыки, чтобы помочь нашему мозгу ориентироваться в мире. Так, в первобытных обществах стереотипы помогали людям быстро отличать хищников от безобидных животных, а соплеменников от чужаков. Мозг отмечал характерные внешние черты своей группы (цвет кожи и волос, язык, поведение), чтобы «сканировать» других и понимать, кто друг, а кто враг. Со временем круг общения человека перестал ограничиваться собственным племенем. Социальных групп становилось все больше, усложнялись взаимодействия между людьми, что порождало все больше и больше стереотипов.

Современный человек ус­ваи­ва­ет стереотипы через семью, средства массовой информации, профессиональные группы. Как правило, стереотипы воспринимаются некритически и принимаются «на веру». Более того, возможный последующий личный опыт часто «под­го­ня­ет­ся» под сте­рео­тип, а изменение укоренившихся убеждений происходит крайне медленно.

Стереотипы оказывают значительное влияние на взаимодействия между отдельными людьми и социальными группами. При этом порой стереотипы содержат искаженный и подчеркнуто негативный образ объекта — тогда их называют предубеждениями или предрассудками. Предубеждения часто используются пропагандой для формирования определенного общественного мнения, чтобы помогать заказчику пропаганды добиваться поставленных целей, пользуясь поддержкой людей. Так, стереотипные визуальные образы использовались нацистской Германией как один из инструментов для разжигания ненависти к еврейскому народу [2].

Фото:Unsplash

Виды стереотипов

Как пишет израильский историк и антрополог Юваль Харари, человек смог победить в межвидовой борьбе благодаря умению объединяться в большие группы по тем или иным признакам [3]. Если изначально люди сбивались в племена по сугубо физическим параметрам, то с течением времени они стали объединяться на базе все более сложных идей, таких как язык, религия, нация, профессия, корпорация, субкультура и так далее. Характерные признаки каждой из групп считываются чужаками и со временем становятся стереотипами, часто имеющими мало общего с «исходником».

Сегодня существуют стереотипы о практически любой социальной группе. Наиболее широко распространены следующие виды стереотипов:

  • Гендерные. В зависимости от гендера предписывают людям разные характеристики и роли в обществе. Несмотря на успехи движения за права женщин в ХХ веке, гендерные стереотипы продолжают существовать. Все еще можно услышать фразы типа «мужчина в доме хозяин» или «женщина — хранительница очага». Кроме того, во многих странах мира женщины продолжают борьбу за равные доходы, получая меньше мужчин за одинаковую работу (в соответствии со стереотипом, что мужчинам еще нужно кормить семью, а женский доход — «дополнительный»).

  • Этнические/национальные. Набор представлений о внешности, уровне интеллекта и характере представителей разных национальностей. Например, «русские много пьют» или «немцы всегда пунктуальны». Часто являются ложными и имеют мало общего с действительностью. При чрезмерной эксплуатации такие стереотипы могут стать причиной межнациональной розни.

  • Возрастные — в наши дни их часто именуют эйджизмом. Действуют в обе стороны: молодых воспринимают как некомпетентных или наивных, а пожилых — как немощных или застрявших в прошлом.

  • Религиозные — набор представлений о представителях разных конфессий. Например, «все буддисты спокойные и много медитируют».

  • Социальные или классовые. Делят людей на группы по уровню достатка и социальному статусу, например: «Все богатые люди укрываются от налогов» или «Рабочие на заводах неграмотны». Эксплуатировались, в частности, коммунистическими режимами для мобилизации населения на борьбу с «враждебным классом». Так, советская пропаганда создавала негативный образ зажиточных крестьян («кулаков»), чтобы спровоцировать другие группы на борьбу с ними [4].

  • О внешности — домыслы о личности и характере человека, основанные на его внешности. Например, «блондинки недалекие» или «бородатые мужчины мужественные». Тот самый случай, когда человека «встречают по одежке», делая выводы, даже не узнав его.

Фото:Pexels

Влияние стереотипов

Опубликовано множество исследований о влиянии стереотипов на сознание. Так, психолог из Принстона Сьюзан Фиске в рамках исследования о расовых предрассудках провела эксперимент [5]. Она решила изучить, как миндалевидное тело мозга (амигдала), ответственное, в том числе, за страх, реагирует на представителей другой расы.

Во время эксперимента двум группам белых участников на протяжении нескольких секунд демонстрировались фотографии темнокожих людей. Участникам первой группы задавался вопрос, есть ли людям на карточках 21 год — в этом случае амигдала заметно активизировалась. В другой группе участникам показывали тех же людей, но на этот раз задавали другой вопрос: «Какой, по вашему, овощ они предпочитают?» Здесь ученые зафиксировали снижение активности амигдалы — люди перестали испытывать страх. Фиске считает, что во втором случае респонденты представляли людей с фотографий в привычных условиях, например, как они выбирают овощи в магазине или готовят их на кухне. Опрашиваемые начинали невольно сравнивать людей с фотографий с собой, думая, что, возможно, им нравятся те же продукты.

Благодаря попыткам угадать персональные предпочтения респонденты воспринимали людей с фотографий как личностей. В первом же случае, когда вопрос был общего характера, их воспринимали как группу, и в сознании каждого опрашиваемого тут же всплывали соответствующие стереотипы. Ученые объясняют это тем, что люди часто торопятся судить других по групповым признакам (как положительным, так и отрицательным). Но как только мы начинаем воспринимать представителей иной группы как отдельных личностей, стереотипы отходят на второй план.

Исследователи из университета Южной Джорджии в США провели другой эксперимент [6], который показал, что мы настолько подвержены стереотипам, что применяем их даже по отношению к себе. В эксперименте рассматривались сразу два стереотипа: «женщины не сильны в точных науках» и «азиаты хороши в математике». Двум группам женщин азиатского происхождения предлагалось пройти тест по математике одинаковой сложности. Перед тестом одной из групп напомнили о стереотипе про женщин, а другой про азиатов. По итогам первая группа показала слабый результат, а вторая, напротив, сильный.

Польский социопсихолог Анри Тэшфел смог объяснить, что именно в человеческой психологии делает ее предрасположенной к опоре на стереотипы. По его теории социальной идентичности [7], человеку важно ощущать себя частью группы. Это дает чувство принадлежности и способствует осознанию своего места в социуме. Эта теория объясняет тот факт, что людям свойственно делить людей на «своих» и «чужих». Чтобы доказать свою теорию, Тэшфел провел эксперимент. Он поделил на две группы мальчиков одного возраста, учащихся вместе в бристольской школе.

Каждому Тэшфел задал несколько вопросов и в итоге объявил, что первая половина из них предпочитают творчество Кандинского, а вторая — другого художника-абстракциониста Кале (при этом его вопросы на самом деле не имели никакого отношения к искусству). Далее он выдал им сумму денег, которую нужно было распределить между собой по какому угодно признаку. В результате участники давали больше денег членам своей — искусственно выделенной Тэшфелом — группы. Эксперимент показал, что мы автоматически начинаем относиться лучше к «своим», чем к «чужим», даже когда делимся на группы совершенно случайным образом.

Фото:Shutterstock

Как бороться со стереотипами

Избавиться от предубеждений возможно, хотя это и требует усилий. Как правило, проблема стереотипного мышления решается работой над расширением кругозора и круга общения. Профессор Патриция Девайн из Университета Висконсин-Мэдисон по итогам проведенного исследования сформулировала рекомендации, как справиться с предубеждениями и стереотипами [8].

Пять техник для противостояния стереотипному мышлению от Патриции Девайн и ее коллег:

  • Замена стереотипа — осознать свои предубеждения по отношению к другим людям и найти альтернативное объяснение их действиям, отличное от стереотипа.

  • Контрстереотипная визуализация — вспомнить или вообразить людей из группы, которые не попадают под стереотип.

  • Индивидуализация — сосредоточиться на индивидуальности объекта, а не на стереотипных чертах его группы.

  • Перенятие перспективы — попытаться взглянуть на мир глазами другого человека, «побывать в его шкуре».

  • Контакт — найти связи с людьми из разных групп и таким образом расширить свой кругозор.

Исследования показывают, что истории успеха людей, принадлежащих к определенной группе, меняют представления о всей группе в лучшую сторону [9]. Более того, они помогают даже самим представителям группы добиваться большего. В качестве примера приводится «эффект Обамы». Так, результаты исследования выявили положительную корреляцию между действиями Обамы, который был на тот момент президентом США, и успеваемостью темнокожих студентов. В периоды, когда инициативы Обамы получали широкий отклик в прессе, результаты студентов улучшались. Здесь срабатывала техника контрстереотипной визуализации.

Один из самых действенных способов разрушать стереотипы — личный контакт. Примером этого является история американского темнокожего исполнителя кантри Дэрила Дэвиса [10]. Традиционно жанр кантри был популярен в американской глубинке среди людей с белым цветом кожи.

После одного из выступлений к Дэвису подошел белый мужчина, чтобы выразить свое восхищение его виртуозностью. К комплиментам он добавил, что и не думал, что темнокожий может оказаться таким талантливым исполнителем кантри. Между ними завязался диалог. Во время последовавшей беседы белый мужчина признался, что впервые сидит за барной стойкой с темнокожим. Более того, он рассказал Дэвису, что является членом ультраправой расистской организации «Ку-клукс-клан». Впоследствии он был изгнан из организации за то, что продолжал регулярно ходить на концерты Дэвиса. С музыкантом же они стали друзьями. Он передал Дэвису контакты других членов клана, с которыми музыкант начал встречаться, несмотря на опасность. Он задавал всем им вопрос: «Как вы можете меня ненавидеть, даже не зная меня?» В ходе разговоров представители клана приходили к выводу, что они больше не хотят иметь ничего общего с расистской идеологией, построенной на стереотипах. Помимо музыкальной карьеры, Дэвис посвятил много сил борьбе с расизмом и написал книгу о своем опыте, которую озаглавил «Похождения чернокожего в Ку-клукс-клане». В одном из интервью он так описал свой метод: «Устанавливайте диалог. Когда двое врагов разговаривают, они не дерутся».

Стереотипы и поверхностное восприятие действительности и сейчас продолжают доминировать в сознании многих людей. Порой бывает сложно отказаться от мыслительных паттернов, которые складывались годами — выйти из зоны комфорта, чтобы начать думать по-новому. Но важно помнить, что, предлагая простой и очевидный вариант жизни, стереотипы ограничивают нас, закрывая полную картину и лишая возможности существовать в гармонии с другими.

На этом этапе
психокоррекционной работы решаются
следующие задачи:

— осознание
неконструктивности агрессивного
поведения;

— повышение
самооценки, самопринятия;

— формирование
новых способов поведения в проблемных
ситуациях.

При работе с
самооценкой и самопринятием может быть
использован тренинг уверенности в себе
и самоутверждения или программы тренингов
социальной компетентности. Психокоррекционная
работа с агрессивными подростками,
направленная на самопознание и
самопринятие может осущемтвляться
методами арт-терапии (Копытин А.И., 2005;
Лебедева Л.Д., 2005)

Примерами подобных
упражнений являются следующие:

Портреты того, что внутри и снаружи.

Материалы:
бумага для рисования, краски, карандаши,
фломастеры, старые журналы, клей, и т.д.

Инструкция:
Что видят люди, когда смотрят на тебя?
Как они тебя видят? Что ты им показываешь?
Как ты себя чувствуешь внутри? Это
отличается от того, что видят другие?
Нарисуй два свих портрета: один,
изображающий тебя снаружи, другой –
изнутри.

После выполнения
работы проводится групповой обсуждение.
Участники расказывают о том, что они
изобразили, делятся чувствами. При
желании после группового обсуждения
участники могут изменить свои рисунки
(Копытин А.И., 2005; Киселева М.В., 2006).

Ларец счастья

Материалы:
бумага для рисования, пустые коробки,
краски, карандаши, фломастеры, старые
журналы, клей, и т.д.

Инструкция:
представь, что тебе дали волшебный
ларец. Он может быть любого размера,
размером с коробку из-под обуви, величиной
с дом. В этом ларце могут находится
только радостные вещи. Ты можешь положить
в ларец все то, что тебя радует, и оно
будет там в сохранности. Ты можешь
взглянуть в свой ларец в любой момент,
когда тебе это нужно. Что ты положишь в
ларец? Закрой глаза и подумай, то приносит
тебе радость. Нарисуй или пстрой свой
ларец счастья и наполни его изображениями
того, что тебе нравится. Работа завершается
групповым обсуждением (Копытин А.И.,
2005; Киселева М.В., 2006).

Портрет в полный рост

Материалы:
рулоны обоев или большие листы бумаги,
карандаши, краски.

Структура
упражнения
: Каждый из участников
ложится на большой лист бумаги или
становится у стены, на которой закреплена
бумага, партнер обводит контур его тела.
Участникам дается задание нарисовать
свой портрет в полный рост как можно
ближе к реальности или раскрасить контур
тела в цвета эмоций. Инструкции могут
варьироваться.

После выполнения
работы происходит групповое обсуждение.
При этом необходимо напомнить подросткам
правила работы группы (безоценочные
высказывания, непричинение ущерба
другим участникам или их работам) для
безопасности процесса. (Копытин А.И.,
2005)

Для устранения
патологических стереотипов реагирования
и формирования вместо них адаптивных
способов поведения в настоящее время
чаще всего используется поведенческий
тренинг и элементы рациональной
психотерапии.

Рациональная
терапия и ее элементы могут быть
использованы в подростковом возрасте
(в 14-17 лет), т.к. у подростов уже в достаточной
степени сформировались мышление,
этические понятия и активно формируется
система ценностных ориентаций. Существует
возможность использовать элементы
рациональной терапии не только в
индивидуальной, но и в групповой
психокоррекции агрессивного поведения
подростков.

Сама рациональная
терапия агрессивных подростов
подразделяется на следующие этапы:

1. осознание
неконструктивности агрессивного
поведения
. Основная задача этого
этапа – выработать у подростка отношение
к своему агрессивному поведению как к
неконструктивному и стремление изменить
его. В ходе групповой дискуссии, например,
могут обсуждаться следующие вопросы:

— когда, в какой
ситуации вы применяли агрессивное
поведение;

— как при этом
выглядело ваше поведение;

— какие чувства
при этом вы испытывали;

— как поступали
при этом другие люди;

— каковы были
последствия агрессии для вас лично и
для других..

В работах по этой
проблеме также предлагается использовать
метод незаконченных историй. Ведущий
рассказывает историю, конец которой
придумывают участники. Истории должны
содержать какой-нибудь конфликт и в них
нет однозначного разрешения ситуации.

На этом этапе могут
также использоваться притчи, соответствующей
тематики. При этом с ними можно работать
также как с незаконченными историями.

Притча о Змее.

Жила-была
невероятно свирепая, ядовитая и злобная
Змея. Однажды она встретила мудреца и
, поразившись его доброте, утратила
злобность. Мудрец посоветовал ей
прекратить обижать людей, и змея решила
жить простодушно, не нанося ущерба
кому-либо. Но как только люди узнали про
то, что Змея не опасна, они стали бросать
в нее камни, таскать ее за хвост и
издеваться. Это были тяжелые времена
для Змеи. Мудрец увидел, что происходит,
и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Дорогая,
я просил, чтобы ты перестала причинять
людям страдания и боль, но я не говорил,
чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала
их».

2.
формирование новых стереотипов поведения
.
На этом этапе основная цель – изменение
поведения и его тренировка. Для этих
целей могут быть использованы методы
разыгрывания ситуаций в ролевой игре,
визуализация ситуаций, рисование
ситуаций, разыгрывание рассказов,
историй, которые сочиняют участники
группы (Агрессия у детей и подростков
под ред. Н.М. Платоновой, 2006).

Для выработки и
закрепления навыков адаптивного
поведения время может быть использована
поведенческая психокоррекция. В
целом психологическое воздействие
может быть направлено на :

  • Ослабление
    или устранение агрессивного поведения;

  • Усиление
    ассертивного (уверенного поведения);

  • Развитие
    способности понимать свои чувства;

  • Уменьшение
    эмоциональных реакций, сопровождающих
    агрессивное поведение;

  • Формирование
    навыков адекватного и безопасного
    выражения гнева;

  • Развитие
    способности самоутверждаться;

  • Развитие
    эффективных социальных навыков (Агрессия
    у детей и подростков под ред. Н.М.
    Платоновой, 2006).

Поведенческая
коррекция может осуществляться в виде
консультирования, психологических
тренингов, педагогической коррекции в
индивидуальном или групповом варианте.
Поведенческая коррекция, несмотря на
свою эффективность, по нашему мнению,
должна сочетаться с другими методами
и направлениями работы с подростками.
Поведенческий подход в чистом виде, без
глубокого анализа ситуации, в которой
находится подросток, учета его
индивидуальных особенностей, без
глубокой проработки личностных проблем
корректирует только поведение, не
затрагивая более глубокие причины
агрессии.

В поведенческой
коррекции агрессивного поведения
используются следующие методы:

1. методика
систематической десенсибилизации (для
коррекции негативных эмоциональных
состояний). Методика включает три этапа:
обучение глубокой мышечной релаксации;
выстраивание иерархии стимулов
(ситуаций), вызывающих тревогу (или
другое состояние); проработка поочередно
ситуаций. Проработка может осуществляться
в воображении или in vivo.

2. метод наводнения
– внезапная демонстрация сцен, ситуаций,
вызывающих сильную тревогу. Метод
основан на максимальном переживании
тревоги, страха или других эмоциональных
состояний.

3. методы
прогрессирующей мышечной релаксации
(с целью обучения саморегуляции личности).
Метод заключается в формировании цикла
«фокусировка внимания на группе мышц
– напряжение – фиксация – освобождение
– расслабление». 9платонова)

Подробно упражнения
и задания по обучению открытому выражению
желаний и чувств, открытости и
откровенности, уверенности в конфликтных
ситуациях, умению сказать «нет» описаны
в литературе (Ромек В.Г., 2008).

В качестве
дополнительных методов формирования
новых стереотипов поведения, развития
эмпатии, способности миролюбиво
взаимодействовать с партнерами по
общению, понимания состояния партнера
могут быть использованы арт-терапевтические
методы, например, «Рисование по кругу»,
различные методики совместного рисования,
создание группового рисунка на одном
листе бумаги и т.д. В арсенале арт-терапии
существует большое количество подобных
техник (Копытин А.И., 2005; Киселева М.В.,
2006, Лебедева Л.Д., 2005).

Формирование
новых стереотипов должно проводится
таким образом, чтобы у подростков была
возможность переносить полученные
знания и навыки в условия реальной
жизни. Важным моментом здесь может
являться разработанная система домашних
заданий, о выполнении которых подросток
информирует тренера или группу..

После завершения
психокоррекционной работы с агрессивными
подростками необходимо оценить результаты
проделанной работы. Для этого может
использоваться повторное тестирование
или наблюдение и беседа с окружающими
подростка людьми (родителями, учителями).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агрессия
    у детей и подростков: Учебное пособие/
    Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2006.

  2. Алексеева
    И.А., Никольский И.Г. Жестокое обращение
    с ребенком. Причины. Последствия. Помощь.
    – М., 2005.

  3. Бишоп
    С. Тренинг ассертивности. – СПб., 2001.

  4. Боева
    А.В., Тужилова М.Б., Руженков В.А.
    Психологическая коррекция агрессивного
    поведения детей, лишенных родительского
    попечительства. – Белгород, 2005.

  5. Бэрон
    Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер,
    1997.

  6. Бютнер
    К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1989.

  7. Василюк
    Ф.Е. Психология переживания: анализ
    преодоления кризисных ситуаций. — М.:
    Изд-во МГУ, 1984.

  8. Вачков
    И.В. Основы технологии группового
    тренинга. Психотехники: Учебное пособие.
    – М., 2007.

  9. Гаддини
    Е. По ту сторону инстинкта смерти:
    проблемы психоаналитического исследования
    агрессии// Психоанализ в развитии:
    Сборник переводов/ Составители А.П.
    Порошенко, И.Ю. Романов. — Екатеринбург:
    Деловая книга, 1998. С.108-127.

  10. Джордж
    М. Искусство релаксации. – Лондон –
    М., 2004.

  11. Дмитрук
    С.В. Детская и подростковая агрессия.
    – Вологда, 2002.

  12. Донченко
    Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт,
    гармония. — К.: Политиздат Украины, 1989.

  13. Дубинко
    Н.А. Влияние когнитивных процессов на
    проявление агрессивности в детском
    возрасте// Вопросы психологии. — 2000. — №1
    – С.53-57. 29

  14. Зиновьева
    Н.О. Михайлова Н.Ф. психология и
    психотерапия насилия. Ребенок в кризисной
    ситуации. – СПб., 2005.

  15. Лэйн
    Д.А. Школьная травля (Буллинг) –
    интернет-ресурс

  16. Карсон
    Р. и др. Анормальная психология. – СПб.,
    2004.

  17. Киселева
    М.В. Арт-терапия в работе с детьми. –
    СПб., 2006.

  18. Кондрашенко
    В.Г. Девиантное поведение у подростков:
    социально-психологический и психиатрический
    аспекты. — Мн.: Беларусь, 1988.

  19. Копытин
    А. И. Руководство по групповой арт-терапии.-
    СПб., 2005.

  20. Копытин
    А.И., Корт Б. Техники аналитической
    арт-терапии: исцеляющие путешествия.
    – СПб., 2007.

  21. Коррекция
    агрессивного поведения детей от 5 до
    14 лет. – М., 2007.

  22. Лебедева
    Л.Д. Практика арт-терапии: подходы,
    диагностика, система занятий.- СПб.,
    2005.

  23. Можгинский
    Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный
    и кризисный механизм. – СПб.: Изд-во
    «Лань»,1999.

  24. Обозов
    Н.Н. Психология межличностных отношений.
    – Киев: Лыбидь,1990.

  25. Овчарова
    Р.В. Технологии практического психолога
    образования. Учебное пособие для
    студентов вузов и практических
    работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

  26. Оутс
    Р.К. Плохое обращение с детьми// детство
    идеальное и настоящее: Сборник работ
    современных западных ученых: пер. с
    англ./ Под ред. Е.Р. Слободской. –
    Новосибирск, 1994. С 179-198.

  27. Петрова
    А.Б. Психологическая коррекция и
    профилактика агрессивных форм поведения.
    — М., 2008.

  28. Психология
    социальной работы: Учебное пособие
    /Под общ ред. М.А. Гулиной. – СПб., 2004.

  29. Реан
    А.А., Коломинский Я.Л. Социальная
    педагогическая психология. — СПб.: ЗАО
    Издательство «Питер», 1999.

  30. Реан
    А.А. Агрессия и агрессивность личности//
    Психологический журнал.- 1996. — №5.-
    С.31-34.

  31. Розенберг
    М. Как ясно сообщать о своих наблюдениях,
    потребностях, чувствах// Межличностное
    общение/ Сост. и общая редакция Н.В.
    Казариновой, В.М. Погольши. – СПб., 2001.

  32. Ромек
    В.Г. Тренинг уверенности в межличностных
    отношениях. – СПб., 2006.

  33. Рудестам
    К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные
    группы: теория и практика. – М., 1993.

  34. Семенака
    С.И., Тупичкина Е.А. Игровые формы
    коррекции агрессиного поведения. –
    Армавир, 2003.

  35. Семенюк
    Л.М. Психологические особенности
    агрессивного поведения подростков и
    условия его коррекции: Дисс. канд.
    психол. наук. — М.,1991.

  36. Смирнова
    Т.П. Психологическая коррекция
    агрессивного поведения детей. – Ростов
    н/Д., 2002.

  37. Соловьева
    С.С. Агрессивность как свойство личности
    в норме и патологии: Дисс. докт. психол.
    наук. — СПб, 1996.

  38. Фигдор
    Г. Беды развода и пути их преодоления.
    В помощь родителям и консультантам во
    вопросам воспитания. – М., 2006.

  39. Фрейд
    З. Психология бессознательного: Сб.
    произведений/ Сост., научн. ред., авт.
    вступ. ст. М.Г. Ярошевский. — М.: Просвещение,
    1989.

  40. Фромм
    Э. Анатомия человеческой деструктивности.
    – М., 1994.

  41. Фурманов
    И.А. Детская агрессивность: психодиагностика
    и коррекция. — Мн.: Ильин В.П., 1996.

  42. Хьелл
    Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.,
    2005.

  43. Шефов
    С.А. Психология горя. СПб., 2006.

  44. Bandura
    A. Principles of behavior modification. Holt, Rinehart and Winston.
    1996.

  45. Feshbah
    S. Dynamics and morality of violence and aggression: Some
    psychological considerations// American Psychologist. — 1971. — 26.

  46. N.G.
    Guerra, L.Nucci, L.R. Huesmann. Moral cognition and childhood
    aggression// Aggressive behavior: Current perspectives/Ed. by Rowell
    Huesmann. — New York; London: Plenium press, 1994.

  47. Montagu
    A. The nature of human aggression. – N.-Y. Oxford University
    Press, 1976.

  48. Selg
    H. Diagnostik der agressivität, Göttingen, 1968.

33

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ВикиЧтение

Измени свой биологический возраст. Back to 25
Лавриненко Семен Валерьевич

Правило № 3. Меняем стереотипы

Впервые термин «стереотип» был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман. В своей работе «Общественное мнение» (1922 г.) У. Липпман утверждал, что стереотип – это упорядоченные, схематичные картины мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии и защищают его ценности, позиции и права.

Социальный психолог Г. Тэшфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа и пришел к следующему:

– Стереотипы отличаются прочной стабильностью в течение очень длительного времени;

– Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономически изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

– Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникно-

вения ясных представлений о том, к чему они относятся.

Современный социальный стереотип, как должна выглядеть и вести себя дама в 40–45 лет отличается от стереотипа сорокалетний давности. Те правила, которые нам внушили наши мамы и бабушки, и современные – разные. Но именно тот факт, что этот социальный стереотип мы усвоили в детстве, не дает нам, что называется «расправить плечи».

Все помнят фильм «Служебный роман»? Все помнят, как в конце первой серии одна из сотрудниц учреждения, комментируя любовное письмо Рыжовой, выносит вердикт: «Пенсия на горизонте, а она туда же!» Хотя, какая пенсия? По фильму, Ольге Рыжовой чуть больше сорока лет.

Сложность в том, что родители современных сорокалетних не научили их, как жить и что делать после того, как исполнится пятьдесят. Их готовили быть хорошими работниками, хорошими матерями. Но как «жить для себя» и получать от этого удовольствие, им не рассказали. Да и что было рассказывать, если у нас до сих пор время после пенсии (всего-то после 55 лет!), называют «временем дожития». Как будто уже и хотеть ничего: осталось только сидеть у окна и ждать билета в один конец.

Слава богу, времена меняются. Это родители нынешних сорокалетних в свои 50 выполнили всю программу – родили детей, закончили ВУЗ, отработали на одном месте 30 лет. Тем, которым 45 + только сейчас, приходится отстраивать собственную дальнейшую жизнь, не опираясь на стереотипы и не имея примеров. Обучаться жить «для себя», не испытывать угрызений совести за желание нравиться, принимать меры для уменьшения биологического возраста, строить дальнейшие планы.

Посмотрите, как изменились женщины за последние 50 лет! Как изменилось представление о возрасте! Посмотрите, например, на Любовь Орлову или Ингеборгу Дапкунайте.

Обе женщины из одного социального круга, для обеих внешность не на последнем месте. А если мы будем «копать» еще дальше, и доберемся до века эдак 19, когда средняя продолжительность жизни была чуть за 50…

Приходится осознавать, что время изменилось. Значит, возрастные стереотипы тоже должны меняться, и оценивать свой возраст сегодня лучше с позиции настоящего времени, а не с позиции усвоенных в детстве стереотипов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Меняем тактику!

Меняем тактику!
Впрочем, информация – это не единственный наш враг, обретающий вид благоверной овцы и ранящий нас исподтишка. Есть и еще один товарищ, который ведет себя точно таким же образом – изводит человека незаметно и часто под совершенно благовидными предлогами.

2. Меняем свое мировоззрение

2. Меняем свое мировоззрение
Вся первая глава была посвящена рассмотрению причин, по которым у вас могут возникать проблемы с деньгами. И наверняка большинство из вас нашло там что-то близкое и понятное, присущее именно вам. Кстати, автор этой книги – не исключение.Но в

Меняем тактику!

Меняем тактику!
Впрочем, информация – это не единственный наш враг, обретающий вид благоверной овцы и ранящий нас исподтишка. Есть и еще один товарищ, который ведет себя точно таким же образом – изводит человека незаметно и часто под совершенно благовидными предлогами.

Глава 9. Меняем механизм проявления эмоций

Глава 9. Меняем механизм проявления эмоций

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы.
Осталось теперь научиться жить как люди.
Бернард Шоу
Нужно отметить сразу, что эта глава – не для слабонервных. В ней много сложных рассуждений. Если они вас напрягают,

Правило 2. Долой стереотипы и ограничения!

Правило 2. Долой стереотипы и ограничения!
Я уже говорила о том, как любят люди вешать ярлыки и создавать ненужные стереотипы. Вы не исключение, если сидите дома и переживаете, что о вас подумают, когда вы начнете ходить на свидания. Это все ваши стереотипы и

Меняем Манхэттен на Петрифайд-Форест

Меняем Манхэттен на Петрифайд-Форест

Прежде всего нужно быть тем, кто ты есть на самом деле, а затем уже делать то, что необходимо, чтобы получить желаемое.
Маргарет Янг, певица
Мы вчетвером — Джен, Джеки, Мишлен и Дебора — сидели за столом, покрытым скатертью, окруженные

Глава 3. Меняем настроение

Глава 3. Меняем настроение
Твой внутренний компьютерМного лет назад я работала в школе психологом и была классным руководителем выпускного класса. Я стала им буквально за несколько месяцев до его выпуска из школы, и на меня сразу свалилась масса проблем.Класс был очень

Меняем свою жизнь к лучшему

Меняем свою жизнь к лучшему
Сам Левин формулировал свою идею так: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». Но, как мы обсудили в предыдущей главе, очень часто трансформация целого возможна только при изменении

Меняем убеждения

Меняем убеждения
Мы с тобой разобрали целый ряд ограничивающих денежных убеждений. И теперь ты, наверное, удивляешься, как ты мог в них поверить?Теперь из вышеперечисленных убеждений отметь те, которые присущи тебе.Осознание ограничения – это уже 50 % его уничтожения. А

Меняем убеждения и ассоциации через самовнушение

Меняем убеждения и ассоциации через самовнушение

Концентрация, или Почувствуй чувство
Я расскажу тебе историю, как я открыл один из самых сильных способов внушения. Долгое время я не знал, как его назвать, и называл просто «почувствуй чувство». То, что я делал, так и

Продолжение рефрейминга: меняем недостаток на достоинство!

Продолжение рефрейминга: меняем недостаток на достоинство!
3. Спроси свое подсознание: «Можешь ли ты сообщить мне, зачем мне нужен мой недостаток?» Если подсознание откажется отвечать, поблагодари его и перейди к следующему шагу. Скажи себе: «В любом случае спасибо тебе. Я

План Б. Меняем маршрут

План Б. Меняем маршрут
Если любимого предмета нет, то продолжать учиться не стоит. Ведь после учебы по нелюбимой специальности необходимо будет и работать по этой специальности. А это уже надолго…Но заниматься тем, что вам не нравится, – это самое бессмысленное, что

Меняем свой образ мышления

Меняем свой образ мышления
Вы проанализировали свои предубеждения, которые не дают вам жить полнокровно. Пришло время для самой важной части шестого этапа подготовки к управлению вашей эмоциональной жизнью – определения и перепрограммирования образов, наносящих вам

Глава 2 Меняем негативные установки на позитив

Глава 2
Меняем негативные установки на позитив

Непонятно, зачем мужчины так упорно добиваются руки и сердца женщины, ведь впоследствии они это практически не используют.
Вадим Зверев
Очень серьезным барьером на пути к желанным целям являются различные внутренние

Меняем себя

Меняем себя
Мы рассмотрели несколько стереотипов женского поведения, которые не способствуют гармонии в душе женщины и ощущению истинного счастья.Большинство женщин, играющие одну из этих ролей, часто ощущают опустошение, одиночество и непонимание со стороны

Гендерные стереотипы – стереотипы мужественности и женственности

Гендерные стереотипы – стереотипы мужественности и женственности
Стереотипы мужественности и женственности проникают в наше сознание с детства. Они регламентируют нашу жизнь, вырабатывают особый взгляд на происходящее. Дети не являются исключением. Им достается даже

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Как изменить степень числа
  • Как изменить степень сжатия двигателя
  • Как изменить степень сжатия архива
  • Как изменить степень сжатия 7zip
  • Как изменить степень корня

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии