Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение от 04.03.2020 по вопросу применения положений приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ N 126н) в части возможности замены страны происхождения товара при исполнении контракта, сообщает следующее.
Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, установлено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем в отношении поставленных в обращении вопросов Департамент полагает возможным отметить, что в соответствии с частью 7 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона N 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
При этом частью 6 статьи 14 Закона N 44-ФЗ установлено, что нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 указанной статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Так, подпунктом 1.7 пункта 1 Приказа N 126н установлено, что при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в приложении к данному приказу, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в приложении, будет являться государство — член Евразийского экономического союза.
Учитывая изложенное, в случае, указанном в обращении, при исполнении контракта замена поставляемого товара осуществляется с учетом соблюдения норм Закона N 44-ФЗ и Приказа N 126н.
Наверх
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Замена страны происхождения товара по 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Замена страны происхождения товара по 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Закупки:
- 14.12.30.190
- 141 КОСГУ
- 17 12 14
- 17.12.14
- 17.12.14.119
- Ещё…
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Замена страны происхождения товара по 44-ФЗ
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О замене страны происхождения поставляемого товара при исполнении контракта.
(Письмо Минфина России от 20.03.2020 N 24-01-08/21792)Вопрос: О замене страны происхождения поставляемого товара при исполнении контракта.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О декларировании участником закупки страны происхождения товара в связи с применением ограничений и условий допуска товаров из иностранных государств при закупке.
(Письмо Минфина России от 13.08.2020 N 24-01-07/71216)Вместе с тем законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрены следующие механизмы, направленные на недопущение злоупотреблений, связанных с заменой страны происхождения товаров при поставке.
Нормативные акты: Замена страны происхождения товара по 44-ФЗ
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н
(ред. от 11.11.2022)
«Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516)1.7. При исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство — член Евразийского экономического союза.
Требуется ли предоставление сертификата о происхождении формы «СТ-1» в случае если товар, попадающий в перечень, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100», вывозится для организации экспозиции на выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом?
Не требуется в соответствии с абзацем 23 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 № 390).
Требуется ли получение сертификата формы «СТ-1» на товары, вывозимые в Республику Абхазия, Республику Южная Осетия, Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику?
Не требуется в соответствии с абзацами 2, 7 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 № 390).
Требуется ли предоставление сертификата о происхождении на товары, вывозимые из Российской Федерации, ранее ввезенные в Российскую Федерацию с применением карнета АТА?
Не требуется в соответствии с абзацем 22 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 № 390).
Допускается ли предоставление сертификата о происхождении общей формы для целей подтверждения происхождения товаров из Российской Федерации, если товар попадает в перечень, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100»?
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 № 390) товары, происходящие с территории Российской Федерации, могут сопровождаться сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 или иным сертификатом, подтверждающим российское происхождение товара, оформленным уполномоченной на выдачу данных сертификатов организацией, либо заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Является ли указание в сертификате о происхождении наименования экспортера/производителя на языке, отличном от французского, английского или русского, основанием для непринятия сертификата? (применение правил, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49)
Согласно подпункту б пункта 15 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 № 47 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)», в сертификате допускается указание на других языках наименований географических объектов, адресов, организационно-правовой формы организаций, фирменных наименований, наименования органа (организации), уполномоченного в соответствии с законодательством третьей стороны на выдачу сертификатов (далее — уполномоченный орган), и имен собственных.
Допускается ли применение дополнительных листов к сертификату о происхождении, в случае если на основном листе недостаточно места для указания полной информации о товаре? Если допускается, то каким образом дополнительные листы должны быть оформлены? (применение правил, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49)
Согласно подпункту д пункта 15 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 № 47 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)», если в сертификате недостаточно места для указания всей информации о товарах, используются дополнительные листы бумаги формата A4 (ISO) или Letter (ANSI A), заверенные печатью уполномоченного органа.
В качестве дополнительных листов к сертификату допускается использование инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа, содержащего описание товара, позволяющее произвести его идентификацию, и иные сведения о товаре. Такие документы должны быть заверены печатью уполномоченного органа.
В случае использования сертификата, выданного уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе, допускается отступать от требований о наличии на дополнительных листах (в том числе используемых в качестве дополнительных листов инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа) к такому сертификату оттиска печати уполномоченного органа. При этом дополнительные листы к такому сертификату должны содержать графическое изображение печати уполномоченного органа.
Необходимо ли предоставлять в таможенные органы сертификат о происхождении товара при наличии электронной системы верификации происхождения, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата? (применение правил, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49)
В соответствии с подпунктом а пункта 9 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 № 47 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)» сертификат не представляется таможенному органу государства-члена при наличии договоренности между таможенным органом государства-члена и уполномоченным органом о применении электронной системы верификации происхождения, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата и достоверности содержащихся в нем сведений. При этом сведения о таком сертификате должны быть указаны в таможенной декларации.
Допускается ли предоставление в таможенные органы электронной копии сертификата о происхождении с целью подтверждения происхождения ввозимых товаров в случае невозможности предоставления оригинала на этапе таможенного декларирования? Требуется ли последующее предоставление оригинала сертификата? (применение правил, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49)
В соответствии с пунктом 6 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 № 47 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)» для целей подтверждения происхождения товара может использоваться оригинал документа о происхождении товара на бумажном носителе, копия документа о происхождении товара (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии) или сертификат, выданный уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии).
Обязательство о последующем представлении таможенному органу оригинала сертификата о происхождении товара не предусмотрено.
В условиях действующих санкционных ограничений является ли несоблюдение условия непосредственной закупки основанием для отказа в предоставлении тарифных преференций?
В соответствии с подпунктом а пункта 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 33 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» с 1 марта 2022 г. по 31 декабря 2023 г. включительно условие непосредственной закупки, предусмотренное пунктом 27 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июня 2018 г. № 60, не применяется в качестве обязательного условия для предоставления тарифных преференций.
Каким образом оформляется обязательство о предоставлении оригинала сертификата о происхождении товара формы «А» в случае если при таможенном декларировании в таможенные органы предоставлялась электронная или бумажная копия указанного сертификата?
Декларантом пишется от руки или печатается на оборотной стороне копии сертификата обязательство (в произвольной форме) о представлении таможенному органу в указанный срок оригинала сертификата о происхождении товара (подпункт б пункта 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 33 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран»).
Допускается ли предоставление в таможенные органы копии сертификата о происхождении формы «А» с целью получения тарифных преференций в отношении возимых товаров в случае невозможности предоставления оригинала на этапе таможенного декларирования?
В соответствии с подпунктом б) пункта 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 33 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» с 1 марта 2022 г. по 31 декабря 2023 г. включительно в подтверждение происхождения товара для целей, предусмотренных пунктом 3 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, может представляться электронная или бумажная копия сертификата о происхождении товара при условии обязательного последующего представления оригинала указанного сертификата в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары.
Оригинал сертификата о происхождении товара, представляемый в таможенные органы РФ при экспорте, необходим для представления в стране назначения для целей подтверждения происхождения товаров и получения тарифных преференций. Что делать?
Представление в таможенные органы копий сертификатов в отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации (п. 6 статьи 80 ТК ЕАЭС).
Произошло изменение маршрута транспортировки товаров, указанного в сертификате о происхождении товара (формы А, EAV, СТ-2, СТ-3), в связи с вводимыми ограничениями транспортных перевозок. Что делать?
Неуказание в сертификатах о происхождении товаров (формы А, EAV, СТ-2, СТ-3) маршрутов транспортировки товаров в случае если он заранее неизвестен или может быть изменен в связи с вводимыми ограничениями транспортных перевозок.
Форма А: пп. 4 пункта 6 Приложения 2 к Решению Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 60.
Форма EAV: пп. «с)» абзаца 3 Приложения 5 к Соглашению о ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам от 29.05.2015.
Форма СТ-2: пп. «с)» пункта 4 ст. 18 Приложения 3 к Соглашению о ЗСТ ЕАЭС – Сербия от 25.10.2019.
Форма СТ-3: п. 3 Приложения 3 к Временному соглашению о ЗСТ ЕАЭС – Иран от 17.05.2018.
Невозможность получения непреференциального сертификата о происхождении товара в стране происхождения (недружественная страна), в отношении товара, аналогичного антидемпинговому, для целей подтверждения соблюдения антидемпинговых мер. Что делать?
Получение непреференциального сертификата о происхождении товара в стране отправления (вывоза) товара.
Отсутствие у участников ВЭД возможности представления оригиналов непреференциальных сертификатов о происхождении товаров при таможенном декларировании в связи с ограничениями экспресс- и авиаперевозок. Что делать?
Представление в подтверждение непреференциального происхождения товаров копий сертификатов о происхождении товаров при наличии электронной базы данных уполномоченного органа, выдавшего сертификат, которая содержит аутентичные сведения о данном сертификате.
Решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49: п. 32 Непреференциальных правил и п. 7 Требований к сертификату (приложение к Непреференциальным правилам).
Сложность в соблюдении условий непосредственной закупки в рамках правил определения происхождения товаров для развивающихся и наименее развитых стран в связи с вводимыми экономическими ограничениями. Что делать?
Временное неприменение непосредственной закупки в качестве условия для предоставления тарифных преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС.
Решение Совета ЕЭК от 17.03.2022 № 33.
Отсутствие у участников ВЭД возможности представления оригиналов сертификатов о происхождении товаров формы «А» при таможенном декларировании в связи с ограничениями экспресс- и авиаперевозок
Представление в подтверждение происхождения товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, электронной или бумажной копии сертификата о происхождении товара формы «А» (на временной основе) при условии обязательного последующего представления оригинала указанного сертификата в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары.
Решение Совета ЕЭК от 17.03.2022 № 33.
Рассмотрим подробно, когда и какими документами можно подтвердить страну происхождения и где их взять
С появлением национального режима, ограничений и запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, у поставщиков возникла необходимость указывать страну происхождения предлагаемого к поставке товара.
В соответствии с изменениями, внесенными в положения Закона № 44-ФЗ Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 449-ФЗ и вступившими в силу с 01.01.2020 г., указание страны происхождения товара предусматривается во всех случаях осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, независимо от того, применяются в отношении товара требования национального режима, предусмотренного ст. 14 Закона № 44-ФЗ, или нет.
- Страной происхождения товара считается страна, в которой он был полностью получен, произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров (решение Совета Евразийской комиссии от 13.07.2018 г. № 49). Страна происхождения товара заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров.
В соответствии с критериями, товары признаются происходящими из декларируемой страны в случае, если такие товары:
- Полностью получены или произведены в стране, к которым относятся, в том числе:
- полезные ископаемые;
- продукция растительного происхождения выращенная и (или) собранная в стране;
- живые животные, родившиеся и выращенные (выросшие) в стране;
- продукция морского рыболовного промысла и др.
- Подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении или сертификатом о происхождении в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Последние изменения, связанные с применением нацрежима, и актуальные вопросы слушателей Контур.Школы о том, как проводить закупки, подпадающие под действие национального режима, осветила руководитель направления обучения «Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ» Светлана Сафина на вебинаре «Национальный режим. Топ-вопросов из сервиса «Вопрос эксперту». Присоединяйтесь!
Декларация о происхождении товара
- Декларация о происхождении товара — коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
В декларации на товары подлежат указанию сведения:
- о заявляемой таможенной процедуре;
- о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров;
- о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Союза;
- о товарах: происхождение, наименование страны отправления и страны назначения, производитель товаров, товарный знак, наименование места происхождения товара и т.д.
Сертификат о происхождении товара
- Сертификат о происхождении товара (СТ-1) — документ, свидетельствующий о стране, в которой был произведен товар. Выдается уполномоченными органами, организациями страны вывоза на основе сведений, полученных из страны происхождения товара.
Если в сертификате сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств — членов таможенного союза, страна происхождения определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
При вывозе товаров с территории таможенного союза СТ-1 выдается:
- если этот документ необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров;
- если его наличие предусмотрено правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Уполномоченные органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы не менее трех лет со дня его выдачи. СТ-1 не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если он оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления или заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам, которые выдали сертификат, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров. В РФ сертификат о происхождении товара выдается Торгово-промышленной палатой.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Декларация (информирование) о нахождении товара в реестре
Представляет из себя информацию в свободной форме о номере реестровой записи и применяется при закупках промышленных товаров, радиоэлектронной продукции, программного обеспечения.
Основные реестры, в которых указана информация о продукции:
- Реестр российской промышленной продукции
- Реестр евразийской промышленной продукции
- Единый реестр российской радиоэлектронной продукции
- Реестр российского программного обеспечения
- Реестр программного обеспечения ЕАЭС
Когда необходимо предоставить документы о стране происхождения товаров?
В зависимости от вида закупаемого товара в соответствии с общероссийским классификатором продукции заказчики устанавливают требования к необходимым документам в составе заявки на участие в закупке.
Рассмотрим подробнее, когда и какие документы необходимо предоставить в составе заявки:
- При закупке товаров, входящих в перечень Приказа Минфина России № 126н от 04.06.2018 г. (продукты питания, лекарства, компьютеры, бумага, мебель и др.), участники в заявке должны предоставить декларацию в свободной форме о стране происхождения.
- При закупке товаров, входящих в перечень в соответствии с ПП РФ № 617 от 30.04.2020 г. (канцелярские товары, СИЗ и др.), подтверждением соответствия условиям допуска является предоставление в составе заявки информации (декларация в свободной форме) о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и информации о совокупном количестве баллов за выполнение, если это предусмотрено ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719.
Важно: при исполнении контракта участник обязан предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции (если предложен к поставке российский товар, информация о котором включена в данный реестр) либо копию сертификата о происхождении товара (форма СТ-1 для участников, предложивших к поставке товар из ЕАЭС, кроме РФ). При этом информация о реестровой записи отдельного вида промышленного товара включается в контракт.
- При закупке товаров, входящих в перечень в соответствии с ПП РФ № 616 от 30.04.2020 г. (мебель, станки, одежда, обувь и др.), подтверждением соответствия является предоставление в составе заявки выписки из:
- реестра российской промышленной продукции;
- реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если предусмотрено ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
- При закупке программного обеспечения в соответствии с ПП РФ № 1236 от 16.11.2015 г. специальные документы не требуются, достаточно декларации в свободной форме. Подтверждением происхождения ПО является наличие в реестре российского программного обеспечения или реестре программного обеспечения ЕАЭС сведений о таком ПО. Правила формирования и ведения реестра, а также перечень документов, необходимых для внесения в него, устанавливаются ПП РФ № 1236 от 16.11.2015 г.
- При закупке радиоэлектронной продукции в соответствии с ПП РФ № 878 от 10.07.2019 г. необходимо предоставить декларацию о нахождении продукции в реестре радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи. При этом для отдельных видов радиоэлектронной продукции (с кодами 27.31 и 27.32) в случае, если она произведена на территории ЕАЭС, необходим акт экспертизы по определению страны происхождения товара, выданный уполномоченным органом ЕАЭС, с указанием информации о наличии сведений об оптическом волокне, используемом при производстве такой радиоэлектронной продукции, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ. Включение в реестр осуществляется по запросу в Минпромторг для подтверждения отечественного производства.
- При закупке медицинских изделий в соответствии с ПП РФ № 102 от 05.02.2015 г. По перечню отдельных видов медицинских изделий участники подтверждают страну происхождения сертификатом СТ-1 (разовый, выданный участнику закупки, или годовой, выданный производителю). По перечню медицинских изделий одноразового применения участники подтверждают страну происхождения сертификатом СТ-1 (условия выдачи в соответствии с Приказом ТПП от 10.04.2015 № 29), или актом экспертизы ТПП, содержащим необходимую информацию о доле стоимости иностранных товаров (сырья), или аналогичным документом, выданным уполномоченным органом (организацией) государства — члена ЕАЭС в соответствии с показателями локализации собственного производства медицинских изделий, утвержденных ПП РФ № 102.
Обратите внимание! Информация, подаваемая участниками в заявке о стране происхождения, должна соответствовать действительности при поставке товара. При этом на этапе исполнения контракта замена страны происхождения не всегда возможна.
Как подтвердить страну происхождения товара
Юлия Романова
Директор Академии продаж OTC.RU
Специализация: аудит закупочной деятельности, организация периодической проверки и оценки компетенции
дата: 30.06.2022
В тендерах по 44-ФЗ часто встречается такое понятие, как «страна происхождения товара» или СПТ. Рассмотрим, что это такое, в каких случаях поставщик должен указывать СПТ и как это сделать правильно, чтобы заявка на участие в торгах была одобрена заказчиком.
Содержание:
- Понятие
- Зачем указывать страну происхождения товара
- Как понять, где произведена продукция?
- Как подтвердить СПТ?
- Сертификат о происхождении товара (СТ-1)
- Декларация о происхождении товара
- Подготовка документов
- Ограничения иностранной продукции в 44-ФЗ
- Вывод
- Часто задаваемые вопросы
Понятие
Под страной происхождения товара подразумевается государство, в котором данный продукт был выпущен (т.е. произведен или получен) или достаточно переработан. В некоторых случаях необходимо не только указать данный термин в заявке, но и приложить определенные подтверждающие документы.
Данное понятие достаточно часто путают с другими терминами. К примеру, с местом производства продукции. Это не одно и то же, место может подразумевать конкретный регион, город или сельское поселение. В СПТ же необходимо указать страну. Также можно спутать с местом расположения компании. Стоит помнить, что масло может производиться в России, а компания может быть зарегистрирована в Новой Зеландии. В данном случае СПТ — Россия. Еще один интересный нюанс: страна происхождения товара и страна производства — это одно и то же? Нет, страна производства — это место, где зарегистрирован торговый знак. К примеру, определенный газированный напиток может быть зарегистрирован в США, а производят его на территории России, значит СПТ будет Россия.
Зачем указывать страну происхождения товара
Все очень просто: указывать СПТ — это не желание, а обязанность поставщиков по 44-ФЗ. Нормы заполнения документов зафиксированы в статье 43 44-ФЗ: в заявке поставщики, участвующие в торгах, должны указать специальный цифровой код страны происхождения товара.
Но зачем же это нужно заказчикам? Дело в том, что в тендерах по 44-ФЗ действует национальный режим, в рамках которого для отечественных производителей и производителей из ЕАЭС работают определенные преференции, заказчики обязаны их учитывать. Это сделано с целью поддержать российские компании и компании ЕАЭС и развитие экономики в целом.
Обратите внимание: Если победитель торгов поставил продукцию, которая не соответствует СПТ в контракте, продавцу может грозить административная ответственность. Также есть риск попадания в Реестр недобросовестных поставщиков, нахождение в котором означает запрет на участие в тендерах в течение 2-х лет.
Продавцу очень важно на первоначальном этапе верно указать страну происхождения товара. Разберемся, как это сделать правильно.
Как понять, где произведена продукция?
Напомним, что продукт считается происходящим из данной страны, если:
- Он произведен или получен в этом государстве. Сюда же относятся: сельскохозяйственная продукция, живые животные, родившиеся на данной территории, полезные ископаемые, морепродукты.
- Товар достаточно переработан в данной стране. Что это значит? Конечный продукт должен состоять из менее 50% исходного иностранного материала. Кроме того, конечный код товара должен отличаться от исходного кода как минимум на одну из первых четырех цифр, по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС).
Если продукция не подходит под данные критерии, то считается, что он «недостаточно переработан». Тогда что в таком случае указать в заявке? СПТ будет считаться страна производства материала. Если материалов несколько и они завезены из разных мест, тогда следует выбрать страну, откуда больше всего поступило материалов. Она и будет страной происхождения товара.
Как подтвердить СПТ?
Если вы участвуете в торгах по 44-ФЗ, вам необходимо подтвердить страну происхождения товара в отдельных случаях специальными документами: обычно нужно представить сертификат о происхождении товара или декларацию о происхождении товара. Давайте разберем подробнее, что это такое.
Сертификат о происхождении товара (СТ-1)
Это документ, подтверждающий, что та или иная продукция была произведена на территории России или СНГ. У него есть срок действия, обычно он выдается на год. Чтобы получить такой документ, нужно обратиться в Торгово-промышленную палату РФ или ее региональное отделение.
Нужно отметить, что документ по форме СТ-1 предоставляется не во всех случаях. Он требуется, если вы планируете поставить по контракту в рамках 44-ФЗ:
- медицинские изделия;
- лекарства, которые считаются жизненно важными;
- некоторые позиции из сферы машиностроения;
- мебель;
- некоторые позиции из сферы радиоэлектроники.
Получить такой сертификат может компания или ИП. Это может быть как сам производитель, так и фирма, которая реализует продукцию в рамках госзаказа. Во втором случае необходимо предоставить гарантийное письмо, в котором поставщик обязуется закупить продукцию у конкретного производителя.
Торгово-промышленная палата может отказать в получении документа, если заявитель не представил полный комплект документов или заполнил их неправильно или не оплатил госпошлину. Также причиной отказа может быть производство продукции в государстве, которое не числится в соглашении о свободной торговле.
Иногда вместо СТ-1 предоставляется акт экспертизы ТПП.
Декларация о происхождении товара
Это документ, в котором указываются следующие сведения:
- наименование продукции;
- название страны происхождения товара;
- наименование компании-производителя;
- декларант, таможенный представитель, отправитель, получатель, продавец и покупатель;
- способ транспортировки.
Для данного документа не разработано четких правил заполнения, обычно он оформляется на бланке компании и содержит все вышеперечисленные сведения. Но: чаще всего в составе заявки на площадке указывается страна происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором стран мира. Это и есть декларирование.
За неуказание страны происхождения товара заявка по 44-ФЗ будет отклонена.
Подготовка документов
Давай разберемся, когда же все-таки нужно приложить документы, а когда достаточно просто указать в заявке код СПТ.
Важно: Если ваша продукция произведена в России, вы указываете в СПТ Россию или Российскую Федерацию, код 643 по ОКСМ.
Какие документы вам нужно приложить, зависит о самой продукции:
- Если вы продаете промышленные товары и другие позиции из перечня ПП РФ № 617 от 30.04.2020 года или ПП РФ № 616 от 30.04.2020 г., вам необходимо предоставить: номера реестровых записей из Реестра промышленной продукции, произведенной на территории РФ, других государств ЕАЭС, ЛНР, ДНР, сертификат СТ-1 или акт экспертизы/ сертификат, выдаваемый уполномоченными органами ЛНР и ДНР.
- Медицинские изделия подтверждаются сертификат СТ-1, о котором мы писали выше. Также может потребоваться регистрационное удостоверение на медицинские изделия.
- Если вы продаете радиоэлектронику (ПП РФ № 878 от 10.07.2019 г.) вам нужно будет прикрепить к заявке декларацию о нахождении продукции в Реестре радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи.
- При реализации программного обеспечения потребуется лишь декларация в свободной форме, которая подтвердит, что продукт находится в Реестре российского программного обеспечения или Реестре программного обеспечения ЕАЭС.
- И наконец, если речь идет о позициях из Приказа Минфина России № 126н от 04.06.2018 г., то вам необходимо прикрепить декларацию о СПТ в свободной форме. Это касается продуктов питания, бумаги, компьютеров и других позиций из этого списка.
Обратите внимание: Заменить товар на этапе исполнения контракта ранее было нельзя. Но: начиная с этого года, можно менять условия действующих контрактов по соглашению Правительства, региональных или местных властей. Эта мера введена в связи с санкциями, введенными против России.
Чтобы понять, какие документы вам нужно приложить, внимательно читайте документацию тендера, там этот момент будет прописан детально. Получите все необходимые документы заранее, перед участием в торгах.
Ограничения иностранной продукции в 44-ФЗ
Понятие «национальный режим» описывается в ст. 14 ФЗ № 44-ФЗ. Он предполагает определенные преференции в гостендерах отечественным производителям. Отдельные дополнительные правовые акты вводят запрет, ограничение и особые условия допуска определенных видов ТРУ в госзакупках.
Национальный режим вводился для развития российского бизнеса, его цель — вовлечь в сферу закупок локальные компании и стимулировать производство на территории России. Год от года список преференций расширялся, весной 2022 года он пополнился новыми видами поддержки российского бизнеса. Давайте рассмотрим, какие же правила действуют в 2022 году.
Во-первых, запрещается закупать некоторые виды иностранных ТРУ. Это касается промышленной продукции (ПП РФ № 616) и программного обеспечения (ПП РФ № 1236). Это касается не всего перечня, есть список запрещенных позиций, в который постоянно вносятся изменения: позиции могут как добавлять, так и исключать. К примеру, в августе 2021 года в данный список включили электронику: компьютеры, светильники и прочее. В ближайшее время компьютеры, светильники, электронные схемы планируют перевести из списка запрещенных позиций в список позиций с ограничением доступа.
Во-вторых, существуют ограничения на закупку некоторых видов импортной продукции. Ограничение — что это значит? Если речь идет о промышленной продукции ( ПП РФ № 617), продуктах (ПП РФ № 832), лекарствах (ПП РФ № 1289), медизделиях (ПП РФ № 102), в тендерах работают правила «третий лишний» и «второй лишний». Если в торгах участвуют как минимум две компании с продукцией из России или из ЕАЭС (или из Донецка или Луганска), то заказчик обязан отклонить заявку с импортной продукцией из других государств.
Если закупается радиоэлектроника (ПП РФ № 878), заказчик обязан отклонить заявку с иностранным происхождением, если есть хотя бы один участник с продукцией из России или из зоны ЕАЭС.
В-третьих, в гостендерах действуют особые условия допуска к закупкам. Преференции опять же даются отечественному производителю или производителю из ЕАЭС. К примеру, если в аукционе победила компания с иностранной продукцией, цена контракта снижается на 15 или 20%. Что касается других видов закупок, то здесь преференции действуют на этапе отбора заявок: заказчик считает ценовое предложение участников из России и ЕАЭС на 15% или 20% ниже указанной. Но в случае выигрыша контракт будет заключаться по указанной цене. Особые условия допуска действуют при закупке продуктов питания, типографских материалов и бумаги, машин и оборудования химикатов, посуды и другой промышленной продукции (Приказ Минфина от 4 июня 2018 г. № 126н).
Вывод
Чтобы вашу заявку на участие в тендере приняли, внимательно изучите закупочную документацию заказчика и подготовьте все необходимые документы для подтверждения СПТ до участия в торгах. Помните, что заменить продукцию во время исполнения контракта будет проблематично.
Часто задаваемые вопросы
Нужно ли указывать СПТ, если речь идет об услугах и работах?
Ответ: Специалисты Минфина пояснили, что если поставщик участвует в аукционе работ или услуг, он обязан указать СПТ. В данном случае СПТ будет страна производства материала, который будет поставляться заказчику в рамках определенной работы. Если материал не будет поставляться, указывать СПТ не нужно.
Нужно ли в госзакупках предоставить СТ-1, если планируется вывезти продукцию в Республику Абхазия, Донецк или Луганск?
Ответ: В данном случае предоставлять документ по форме СТ-1 не требуется. (Абзац 23 пункта 2 ПП РФ от 09.03.2022 № 311).
Вправе ли заказчик отклонить заявку, если в СТ-1 наименование экспортера или производителя написано не на французском, не на английском и не на русском языке?
Ответ: По данной причине отклонить такую заявку не имеют права (подпункт б пункта 15 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 № 47). Наименование организации или органа может быть написано на любом языке.
Можно ли использовать дополнительные листы к СТ-1, если вся информация не поместилась на одном листе?
Ответ: Да, можно, но в таком случае листы должны быть заверены печатью уполномоченного органа, выдавшего сертификат.
Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н устанавливает условия допуска иностранных товаров для целей осуществления закупок в соответствии с ч.4 ст.14 Закона №44-ФЗ. Приказ №126н не является запретом или ограничением допуска иностранной продукции, не дает право комиссии заказчика отклонять заявки участников с иностранным товаром. Он обязывает заказчиков предоставлять ценовые преференции участникам, предложившим товары, произведенные на территории стран-членов ЕАЭС. В данной статье рассмотрены некоторые случаи из административной и судебной практики 2021 года, относящиеся к применению указанного приказа.
- Если в заявках участников указан одинаковый товар с различной страной происхождения, заказчик должен проверить достоверность указания этих сведений. При этом необходимо рассматривать все документы, поданные участниками в составе заявки. Даже те, предоставление которых не предусмотрено извещением (документацией о закупке).
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21 января 2021 г. N 036/06/14-28/2021
Заказчик поводил запрос котировок в электронной форме на закупку медицинских изделий. Код объекта закупки был включен в Приложение №1 к приказу №126н. На участие в запросе котировок было подано 2 заявки, в которых содержалось предложение о поставке товара с одинаковым товарным знаком. При этом победитель закупки указал страну происхождения «Россия», а второй участник – «Япония». При этом в регистрационном удостоверении, предоставленном победителем в составе заявки, указано место производства медизделия – Япония. Проигравший участник пожаловался в УФАС на неправомерное предоставление победителю закупки преференций по приказу №126н. В ходе проверки комиссия УФАС установила, что победителем предоставлена противоречивая информация относительно страны происхождения товара. И, хотя предоставления регистрационных удостоверений в составе заявки не требовалось, у котировочной комиссии должны были возникнуть сомнения в достоверности информации о стране происхождения товара, предоставленной победителем. Заявку победителя необходимо было отклонить за недостоверность. Положения приказа №126н о предоставлении преференций заявке с российским товаром не подлежали применению (подпункт «в» п.2 приказа №126н). В итоге комиссия УФАС выдала предписание об устранении нарушения при рассмотрении заявок участников, а по членам котировочной комиссии – установила рассмотреть вопрос об их привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.30 КоАП.
- При применении НПА по национальному режиму в сфере закупок (в т.ч. приказа №126н), протокол рассмотрения первых частей заявок должен содержать информацию о наличии предложения иностранных товаров в заявках участников
Указанное требование содержится в п.4 ч.6 ст.67 Закона №44-ФЗ, но в рассматриваемом случае оно не было выполнено заказчиком.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 июня 2021 г. N 7-1/281
Заказчик проводил электронный аукцион по закупке автомобильных шин. В закупке были установлены условия допуска по приказу №126н. Участниками было подано 3 заявки. В первой заявке был задекларирован товар из России, во второй заявке – товар из Китая, в третьей – смешанный товар из Китая, Японии, России. Победил участник с китайским товаром. Заказчик направил ему проект контракта с ценой, сниженной на 15% от цены, предложенной победителем на аукционе. Победитель не согласился и пожаловался в УФАС. Комиссия УФАС, рассмотрев дело, признала правомерность снижения цены заказчиком в соответствии с п.1.3. приказа №126н, так как на участие в закупке была подана одна заявка с российским товаром. Однако в ходе проверки Комиссия УФАС установила, что в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе не была указана информация о наличии в заявках участников закупки предложений о поставке иностранных товаров, чем могла ввести в заблуждение участников закупки. Таким образом, аукционная комиссия нарушила п. 4 ч. 6 ст. 67 Закона N 44-ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
- Иногда одной только декларации о стране происхождения товара в заявке недостаточно
В соответствии с п.1.6. приказа №126н документом, подтверждающим страну происхождения товара, является декларация участника закупки, указанная в его заявке. Предоставление подтверждающих документов нормами приказа №126н не предусмотрено. Но иногда они требуются!
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2021 г. N 08АП-15090/20 по делу N А46-9712/2020
Заказчик проводил электронный аукцион по закупке автомобильных шин, применялся приказ №126н. Участниками было подано несколько заявок с товаром из Китая и одна заявка – из России (сведения в первой части заявки). Документов, подтверждающих российское происхождение товара участник в этой заявке не предоставил. Победил участник, в заявке которого было предложение о поставке китайского товара. Заказчик сначала направил ему проект контракта с ценой, предложенной победителем на аукционе. Затем заказчик решил применить приказ №126н и направил обращение в УФАС, в котором сообщил о своем неприменении условий допуска по приказу №126н. Комиссия УФАС провела проверку и выдала предписание заказчику направить победителю проект контракта повторно с ценой, сниженной на 15%. Победитель с этим не согласился и заявил, что необходимые заказчику шины в России не производятся, а участник, указавший в заявке Россию страной происхождения товара, предоставил недостоверную информацию. УФАС и заказчик не приняли заявление победителя во внимание. Заказчик исполнил предписание, применил приказ №126н и направил победителю проект контракта с ценой, сниженной на 15%. Победитель обратился в суд об отмене предписания. Суд встал на сторону победителя и предписание УФАС отменил, т.е. контракт в данном случае необходимо заключать по цене, предложенной победителем, без применения понижающего коэффициента 15%. УФАС обратилось в апелляционный суд, который поддержал позицию суда первой инстанции и не стал пересматривать дело.
В своем решении суд отметил, что заявка участника в соответствии с п.6 ч.5 ст.66 Закона №44-ФЗ должна была содержать документы (или заверенные копии), подтверждающие соответствие участника и (или) предлагаемых им товаров условиям запретам и ограничениям, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьёй 14 Закона N 44-ФЗ. В заявке участника, предложившего российский товар, страна происхождения была указана только в первой части заявки. Никаких подтверждающих документов в заявке участник не предоставил. Суд указал, что «…заказчик, ссылаясь на формальное выполнение участниками аукциона требований пункта 1.6 Приказа N 126н о подтверждении страны происхождения товаров путем указания (декларирования) в заявках страны происхождения товара, оставил без внимания и проверки заявленную обществом информацию о недостоверности данных сведений. Антимонопольный орган при рассмотрении жалобы общества и решении вопроса о наличии правовых оснований для применения заказчиком положений пункта 1.3 Приказа N 126н при заключении контракта с победителем спорной закупки также не счел возможным проверить его доводы об отсутствии производства спорных товаров на территории Российской Федерации».
Несмотря на то, что Закон N 44-ФЗ и Приказ N 126н не содержат указание на конкретный документ, который должен быть представлен в подтверждение происхождения товара на территории Российской Федерации, само по себе указание участником аукциона в заявке на то, что все товары произведены в Российской Федерации, не подтверждает соответствие предлагаемых товаров условиям, запретам, ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ. Такое соответствие может подтверждаться, в частности, сертификатом формы СТ-1, либо иным документом, выданным в установленном порядке. Так как участник документы, подтверждающие страну происхождения товара, не предоставил, то ему не могут быть предоставлены преимущества в отношении цены контракта и его заявка на основании п.6 ч.5 ст.66 Закона №44-ФЗ приравнивается к иностранной. Понижающий коэффициент 15% применен к цене заключаемого контракта заказчиком неправомерно.
- Применение приказа №126н совместно с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 года №878
Если заявки участников не отклонялись в соответствии с п.3 ПП №878, но, в соответствии с п.6 ч.5 ст.66 Закона №44-ФЗ признаны иностранными, то при определении страны происхождения товара для целей применения приказа №126н необходимо учитывать только требования приказа №126н.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 22 июня 2021 г. N 050/06/23731/2021
Заказчик проводил электронный аукцион по закупке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции. В закупке было установлено ограничение допуска иностранных товаров по ПП №878 и условия допуска по приказу №126н. В закупке участвовали три участника. Один из них задекларировал в первой части заявки страну происхождения товара – Российская Федерация, а два других (в том числе, победитель закупки) – иностранное государство. Информации о нахождении товара в реестре участник с российским товаром не предоставил, заявки по ПП №878 аукционной комиссией не отклонялись. Заказчик направил победителю проект контракта с ценой, сниженной на 15% от предложения победителя на аукционе. Победитель не согласился и пожаловался в УФАС. Комиссия УФАС, рассматривая дело, стала на сторону заказчика, признав правомерными действия заказчика, направившего проект контракта победителю со снижением цены контракта на 15 процентов.
Следует отметить, что ранее в практике встречался и противоположный подход: при определении страны происхождения товара для приказа №126н необходимо учитывать страну происхождения, определенную для ПП №878
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 ноября 2019 г. (извещение N 0856500000619000014)
Заказчик проводил электронный аукцион на поставку моноблоков. В закупке было установлено ограничение допуска иностранных товаров по ПП №878 и условия допуска по приказу №126н. Участниками было подано 5 заявок. В четырех заявках указана страна происхождения товара – Китай, в пятой заявке – Российская Федерация, но информации о нахождении товара в реестре во второй части заявки участником предоставлено не было. Заявки по ПП №878 аукционной комиссией не отклонялись. Победил участник, в заявке которого был китайский товар. Заказчик, применяя приказ №126н посчитал, что необходимо учитывать страну происхождения товара, задекларированную участником в первой части заявки, и направил победителю проект контракта с ценой, сниженной на 15%. Победитель не согласился и пожаловался в УФАС. Комиссия УФАС, рассмотрев дело, решила, что, снизив цену контракта на 15%, заказчик нарушил ч.2 ст.83.2 Закона №44-ФЗ и выдала предписание заказчику. Заявка участника с российским товаром без подтверждающих документов должна быть приравнена к иностранной, следовательно, положения п.1.3. приказа №126н о снижении цены на 15% не должны были применяться.
Из приведенного примера можно сделать вывод о том, что заказчикам в аналогичной ситуации целесообразно руководствоваться практикой УФАС своего региона.
- Замена страны происхождения товара при применении приказа №126н
Заказчик не имеет права изменить страну происхождения товара за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товара, указанного в Приложениях к приказу №126н, будет являться государство – член ЕАЭС. Указанная норма содержится в п.1.7. приказа №126н, в приведенном примере заказчик ее нарушил.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 10 июня 2021 г. N 017/06/105-134/2021
Заказчик проводил электронный аукцион на закупку медицинских изделий. В закупке установлены ограничения допуска иностранных товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 и условия допуска по приказу №126н. На участие в аукционе участниками были поданы 4 заявки, 3 из них комиссия признала соответствующими требованиям законодательства и документации. В первых частях всех заявок указана страна происхождения товара – Российская Федерация, во вторых частях – представлены сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1. Заявки участников по ПП №102 не отклонялись. Участник закупки подал жалобу в УФАС на неправомерность решения аукционной комиссии о признании заявки победителя соответствующей. Комиссия УФАС, рассматривая дело, не нашла нарушений в действиях аукционной комиссии по рассмотрению заявок. Но обнаружила, что при направлении доработанного проекта контракта победителю заказчик изменил страну происхождения товара на Китай. По-видимому, победитель составил протокол разногласий к проекту контракта с измененной страной происхождения товара, а заказчик согласился с предложенными изменениями, забыв о нормах п.1.7. приказа №126н и ч.10 ст.83.2 Закона №44-ФЗ. В итоге заказчик признан нарушившим ч.10 ст.83.2 Закона №44-ФЗ, а в отношении должностного лица заказчика возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.7.32 КоАП РФ. Выдано предписание об устранении нарушения.
Автор: Анна Лямина