НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА РОССИИ
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Шафиев Р.М.
1
Изюмова А.А.
1
Статко З.В.
1
Тереничева Н.С.
1
1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
В данной статье описана зависимость ВВП России от экспорта. Проведен анализ структуры экспорта и выявлена его ориентированность на топливно-энергетические товары (в течение последних 10 лет сырьевой экспорт в среднем превышал несырьевой в 2 раза). В сложившейся политико-экономической ситуации очевидна необходимость изменения структуры экспорта России, его переориентация на несырьевые товары. Эта проблема может быть решена только административными методами. Но к сожалению, несмотря на то, что Правительство РФ пытается всячески помочь экспортёрам несырьевых товаров, на сегодняшний день этой поддержки недостаточно. В соответствии с программой «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» разработано большое количество законопроектов, однако принята лишь ничтожно малая часть из них, поэтому экспорт России остается преимущественно сырьевым.
ВВП
структура экспорта
нефтегазовая зависимость
несырьевой экспорт
«дорожная карта»
1. Мовчан А. «Просто нефтегазовая компания»: насколько экономика России зависит от нефти [Электронный ресурс] // Научно-исследовательская организация Московский центр Карнеги. –25.08.2015. – Режим доступа: http://carnegie.ru.
2. Мовчан А. Спасение девальвацией: как прожить при нефти за 60$ [Электронный ресурс] // Журнал Forbes. – 30.03.2016. – Режим доступа: http://forbes.ru.
3. Правительство России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru.
4. Российский экспортный центр. Итоги III ежегодной конференции «Российский несырьевой экспорт – вектор развития экономики» [Электронный ресурс]. – 21.10.2015. – Режим доступа: http://exportcenter.ru.
5. Таможенная статистика внешней торговли за 04.09.2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://customs.ru.
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gks.ru.
7. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://customs.ru.
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1128-р (ред. от 26.11.2015). О плане мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. – Режим доступа: http://consultant.ru.
В условиях современных интеграционных процессов не подвергается сомнению тот факт, что Россия, будучи неотъемлемой частью мирового экономического хозяйства, становится зависима от интенсивности, регулярности, а также экономической составляющей возникающих международных отношений. При упоминании России как ключевой фигуры на мировой экономической арене, в голову приходит лишь одна ассоциация: нефть. И это вполне обосновано, ведь экспортная политика Российской Федерации направлена преимущественно на сырьевой экспорт, а нефтегазовые доходы вносят вполне весомый вклад в ВВП России. Тем не менее, среди большинства развитых стран наблюдается тенденция развития несырьевого экспорта: машин, оборудования и прочих технологий. Сможет ли Россия слезть с «нефтяной иглы» и оказаться на гребне этой волны наряду с другими экономически развитыми странами?
Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Корреляция между ВВП России и экспортом сырья уже давно доказана многими учеными. И вполне разумно, что, пока преобладание нефтегазового экспорта экономически выгодно для государства, оно не будет предпринимать попытки изменить его структуру. Но, как бы то ни было, современная экономическая конъюнктура заставляет Россию задуматься о целесообразности такой экспортной политики.
Каждый человек, в большей или меньшей мере, независимо от того, интересуется он экономическими и политическими новостями или нет, в целом знает о сложившейся в мире ситуации: отношения России с Евросоюзом сильно подорваны, к России применены санкции, цены на нефть падают. Не углубляясь в эти проблемы, можно лишь с уверенностью сказать, что звучит это крайне неоптимистично и не предвещает ничего хорошего для России. При более подробном изучении этих проблем данное мнение лишь подтверждается.
Сырьевую, а особенно нефтяную, зависимость ВВП России довольно легко проиллюстрировать. Несмотря на то, что доля топливно-энергетических экспортных товаров в ВВП совсем не велика и составляет не более 20 %, просуммировав все части «нефтяного ВВП», что подразумевает любые производные от нефтегазового сектора и нефтепродуктов, можно увидеть уже совершенно другие, значительно более высокие цифры, такие как 67-70 %.[1] Таким образом, экономика России больше чем на треть поддерживается нефтью, и любые изменения, связанные с ценами на нее, являются «прицельным ударом» по ВВП страны.
На рис. 1 видно, что после 2008 года темпы роста ВВП и темпы роста цены на нефть не просто находились в прямой зависимости, они практически совпадали. Следовательно, цену на нефть можно без сомнения назвать «Ахиллесовой пятой» экономики России. Этим и объясняется сущность угрозы, нависшей над нами в связи с падением цены на нефть. И прогнозы касательно нефти далеко не положительные для России: дисбаланс на рынке нефти заключается в превышении предложения над спросом, что по своей сути противоречит одному из фундаментальных законов рынка, закону «невидимой руки». Таким образом, те цены, которые мы наблюдаем сегодня, это лишь начало «длинного цикла низких нефтяных цен». И это не единственная беда, свалившаяся на плечи России.
Ситуацию с сырьевой зависимостью РФ так же усугубляет тот факт, что, наряду с падением цены на нефть, уменьшается и экспорт газа, еще одна весомая составляющая экономики страны. В 2014 году, по сравнению с 2013, объемы его экспорта сократились на 5 % [2]. Это объясняется тесной взаимосвязью экономической и политической сфер жизни общества. В случае с уменьшением экспорта газа, свою роль сыграли политические проблемы, возникшие между Россией и Украиной, одним из ключевых импортеров российского газа. Вдобавок к этому, негативное влияние на позиции России как экспортера газа оказывает рост поставок сжиженного природного газа, производство которого очень слабо развито в нашей стране. Всё это приводит к очень неблагоприятным последствиям для России.
По данным Федеральной Таможенной Службы за январь-июль 2015 года физический объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился, в то время как их стоимостной объем уменьшился [5]. Таким образом, говоря о текущем положении России, нельзя применять принципы «плыть по течению», «будь, что будет» и тому подобные. Для нашей страны, крайне сильно зависящей от экспорта топливно-энергетических продуктов, сложившаяся экономико-политическая ситуация представляет собой действительно печальную картину и требует решительных действий со стороны государства. И так как оно не в силах решить проблемы мирового масштаба, нужно начать изменения с малого, а именно – изменить структуру экспорта России. «Его структура действительно нуждается в серьёзной модернизации, в том числе из-за значительных изменений на традиционных для нас сырьевых и энергетических рынках, там сегодня не вполне стабильно», – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства 20 февраля 2014 года.
Следует отдать должное российским властям, ведь они оперативно отреагировали на изменение рыночной конъюнктуры и чётко определили направление, в котором нужно в дальнейшем развивать экономику страны. «Именно экспорт может стать тем драйвером экономики, который будет способствовать выпуску качественной конкурентоспособной продукции. Такие товары, вне всякого сомнения, будут востребованы не только на внешних рынках, но и внутри страны», утверждает Петр Фрадков, генеральный директор Российского Экспортного Центра. Правдивость этого высказывания не подвергается сомнению. Очевидно, что увеличение несырьевого экспорта должно стать не только вектором развития России как участницы международных экономических отношений, но и должно обеспечить стимулирование спроса на отечественную продукцию внутри страны. Но так ли всё «радужно» на деле, как на словах?
Рис. 1. Динамика роста ВВП России и цены на нефть (WTI) в текущих долларах США. Источник: Научно-исследовательская организация Московский центр Карнеги [1]
Основные показатели и темпы роста ВВП, объемов энергетического и неэнергетического экспорта, машин и оборудования в РФ в 2005-2015 гг.
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
ВВП, млрд. руб. |
21609,8 |
55967,2 |
59698,1 |
66926,9 |
71055,4 |
77893,1 |
80412,5 |
ВВП, млрд. долл. США |
763,7 |
1479,8 |
1885,0 |
1954,0 |
2113,0 |
2057,0 |
1338,0 |
Экспорт, млрд. долл. |
241,2 |
396,6 |
516,48 |
525,33 |
527,26 |
496,9 |
345,9 |
топливно-энергетические экспортные товары (ТЭЭТ) |
148,6 |
272,8 |
361,41 |
369,5 |
371,79 |
346 |
215,56 |
неэнергетические товары |
92,6 |
123,8 |
155,1 |
155,8 |
155,5 |
150,9 |
130,34 |
в т.ч. машины и оборудование |
12,4 |
22,6 |
25,72 |
26,54 |
28,34 |
26,32 |
25,39 |
Доля экспорта в ВВП, % |
31,6 |
26,8 |
27,4 |
26,9 |
25,0 |
24,2 |
25,9 |
Доля ТЭЭТ в ВВП, % |
19,5 |
18,4 |
19,2 |
19,0 |
17,6 |
16,8 |
16,1 |
Доля ТЭЭТ в экспорте, % |
61,62 |
68,79 |
69,98 |
70,34 |
70,51 |
69,6 |
62,3 |
Доля неэнергетических товаров в экспорте, % |
38,40 |
31,20 |
30,03 |
29,66 |
29,49 |
30,37 |
37,7 |
Доля машин и оборудования в экспорте, % |
5,12 |
5,69 |
4,98 |
5,05 |
5,37 |
5,3 |
7,34 |
Доля экспорта машин и оборудования в неэнергетическом экспорте, % |
13,34 |
18,24 |
16,58 |
17,03 |
18,23 |
17,44 |
19,48 |
Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной Таможенной службы [7] и Федеральной службы государственной статистики [6].
Рис. 2. Доля экспортеров от общего числа зарегистрированных коммерческих компаний за 2015 год. Источник: Российский экспортный центр [4]
Чтобы ответить на этот вопрос, следует объективно оценить тенденции, наблюдаемые в структуре экспорта России за последние 10 лет.
Как видно из таблицы в течение последних 10 лет топливно-энергетический экспорт в среднем в 2 раза превышал экспорт неэнергетических товаров. Только в 2015 году наблюдается небольшое изменение в структуре экспорта: доля всех неэнергетических экспортируемых товаров увеличилась на 7 % , в том числе за счет увеличения доли машин и оборудования на 2 % по сравнению с предыдущим годом. Такие изменения весьма незначительны для нашей страны на данный момент, что крайне обидно. Но первым шагом к решению любой проблемы является определение ее первоисточников, поэтому для начала следует разобраться с причинами такого слабого роста экспорта неэнергетических товаров.
Одной из главных причин торможения несырьевого экспорта является лишь формальная его поддержка со стороны государства. Выйти на международный рынок не так уж просто, и дело не только в больших деньгах, но и в том, что необходимо зарекомендовать себя и свой продукт на мировой арене. А для этого экспортерам нужны экспортные кредиты, субсидии на маркетинг, субсидии на участие в выставках и т.д. Также экспортёров не устраивает жесткий валютный контроль, проблемы с возвратом НДС и сертификацией продукции, дорогая логистика.
Сказанное выше можно проиллюстрировать круговой диаграммой, показывающей, какая часть из всех компаний малого и среднего бизнеса, зарегистрированных в ЕГРЮЛ, является экспортерами. Эта часть ничтожно мала и составляет даже менее 1 %.
Что же нужно сделать для увеличения их количества? Решить эту проблему можно лишь административными методами, то есть государство должно приложить все усилия, чтобы помочь российским экспортерам успешно выйти на мировой рынок и составить достойную конкуренцию его участникам. Конечно, нельзя сказать, что Россия не предпринимает абсолютно никаких мер, чтобы помочь предприятиям малого и среднего бизнеса, которые могут стать потенциальными экспортерами. Например, Правительством РФ была принята программа «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» [8], которая в идеале должна стимулировать формирование благоприятного делового климата для таких компаний. Механизм поддержки экспорта создан на базе Российского Экспортного центра и Экспортного Страхового агентства России (ЭКСАР), которые входят в группу Внешэкономбанка и непосредственно занимаются выполнением плана мероприятий из «дорожной карты». В ходе реализации этой программы появилось множество поднормативных актов, обеспечивающих режим государственных субсидий, упрощение доступа на мировой рынок, а так же всевозможные меры по снижению издержек на логистику.
На сегодняшний день в соответствии с «дорожной картой» на рассмотрение в Госдуму были внесены законопроекты, направленные на минимизацию затрат налогоплательщиков, связанных с подтверждением правомерности применения налоговой ставки 0 % по НДС (возможность предоставления необходимых документов в налоговые органы в электронной форме), на поддержку экспорта и иностранных инвестиций (предоставление 100 % страхового покрытия для отдельных экспортных проектов, предоставление доступа резидентам к открытому международному факторингу, предоставление Внешэкономбанку права приобретения активов за рубежом в интересах российской экономики и т.д.) [3].
Планы по увеличению несырьевого экспорта с легкостью можно назвать «наполеоновскими», но реальная картина, которая наблюдается сегодня, не дает оснований говорить о том, что эти планы осуществятся в ближайшее время. Экспорт России всё равно остается зависимым от топливно-энергетических товаров, и его влияние на ВВП страны является превалирующим.
Но сложившиеся на мировом рынке условия вынуждают Правительство России переориентировать экономику страны и всеми силами стимулировать несырьевой экспорт. Правительство планирует увеличить его долю примерно на 40 % к 2018 году, при этом прирост должен составлять около 10 % в год [3]. Нельзя однозначно сказать, удается ли России перенаправить вектор развития на вывоз оборудования, машин и IT- технологий, но, как бы то ни было, работы ведутся, программы разрабатываются и, что самое главное, о проблеме не молчат и не пытаются завуалировать экономическую ситуацию в стране как «нормальную». Остается лишь ждать, когда все осуществленные мероприятия дадут свои всходы, и Российская Федерация займет подобающее ей место в формирующейся новой мировой экономической системе, опровергнув слова Линдсея Грэма, что «Россия- это просто нефтегазовая компания, прикидывающаяся страной».
Библиографическая ссылка
Шафиев Р.М., Изюмова А.А., Статко З.В., Тереничева Н.С. НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА РОССИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-3.
– С. 567-570;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9656 (дата обращения: 10.02.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Российский бизнес активно ищет новые форматы внешнеэкономической деятельности. Переориентация на Восток играет значительную роль для российской экономики в части компенсации потерь.
Введенные в отношении России в феврале—марте и в последующие месяцы 2022 года международные санкции существенно повлияли на результаты внешнеэкономической деятельности (ВЭД) российских компаний.
Официальной статистики по экспорту и импорту сейчас нет — с апреля Федеральная таможенная служба приостановила ее публикацию с формулировкой «во избежание некорректных оценок и спекуляций». Однако, как считают эксперты, спад в международной торговле существенный. Выход из сложившейся ситуации они видят в активной позиции компаний по поиску новых каналов ВЭД, форм международных финансовых расчетов, а также в помощи со стороны государства.
В целом российский бизнес уже адаптируется к новым условиям, во всяком случае в краткосрочном плане процесс идет достаточно активно и направлен на развитие, отмечает директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев.
Экспортный разворот
По оценкам аналитиков Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ, по некоторым товарным группам объемы экспортных поставок в натуральном исчислении в апреле—июле этого года упали более чем на 40%. «В целом же объем экспорта в натуральном исчислении за этот период снизился на 9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года», — говорит член Совета ТПП РФ по внешнеэкономической деятельности Жанна Мартынова. При этом в денежном выражении, по ее словам, ситуация выглядит неплохо, учитывая рост цен на минеральное топливо, удобрения, древесину и алюминий в связи с активизацией мировой экономики после коронавирусных локдаунов. «Это компенсирует падение натуральных объемов экспортных поставок», — продолжает она.
В части несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ), по прогнозам экспертов Российского экспортного центра (РЭЦ), также ожидается падение. Старший вице-президент РЭЦа Никита Гусаков напоминает, что в прошлом году ННЭ вырос на 36% по отношению к 2020-му, достигнув отметки $192 млрд и заняв в общем объеме экспорта долю 39%. Теперь, для того чтобы достичь уровня 2021 года, по прогнозу Минэкономразвития, потребуется четыре года.
Однако ситуация в целом не столь критичная, как ее многие преподносят, считает Никита Гусаков. Исторически большая часть несырьевого неэнергетического экспорта (в прошлом году — 61%) все же приходится на дружественные страны. «Например, с Индией, Ираном, Азербайджаном и Казахстаном торговый оборот продолжает расти впечатляющими темпами, несмотря на сложности в общемировых отношениях. Также российские компании продолжают активно работать с Китаем», — говорит эксперт.
Переориентация на Восток играет значительную роль для российской экономики в части компенсации потерь, констатирует Жанна Мартынова. По оценкам ТПП, Китай в апреле—июле увеличил объем закупок из России, главным образом сырья, в 2,2 раза в натуральном исчислении и в 3,3 раза в денежном. Экспорт в Турцию за тот же период вырос в 2,4 и 3,8 раза соответственно, в Индию — в три и четыре раза. В итоге доля трех стран в общем объеме российского экспорта выросла с 15 до почти 40% в натуральном исчислении и с 12 до 37% в денежном. Правда, добиться этого удалось в основном за счет демпинга, отмечает Жанна Мартынова: к примеру, среднестатистическая цена экспортных поставок антрацита в Китай на 7% ниже, чем в Германию, а природного газа — на 57%.
По мнению Александра Данильцева, если не начнется глобальная рецессия, спрос на российские товары в мире будет, главные же проблемы на этом пути связаны с транспортом и логистикой. Ключевые проблемы — логистика и проведение платежей, соглашается Никита Гусаков: «Для исправления ситуации в России принимаются системные меры, в том числе шаги по «раскатыванию» азово-черноморского и каспийского маршрутов».
В части международных платежей, по его словам, до сих пор не до конца налажена система расчетов в национальных валютах, не в полной мере может быть использована национальная система передачи финансовых сообщений, зачастую банки даже дружественных государств боятся вторичных санкций. «Хотя многие зарубежные контрагенты сегодня сами ищут и предлагают пути перестройки логистики, активно содействуют процессу перехода в национальные валюты и главное — вместе с российскими компаниями ищут новых партнеров», — говорит Никита Гусаков.
Вопросы, связанные с переходом в международных расчетах в национальные валюты, сегодня выходят на передний план практически у всех участников внешней торговли, подтверждает руководитель дирекции корпоративного бизнеса Росбанка Алексей Иевлев. Поэтому первоочередной задачей для банков, по его словам, в новых условиях стало оперативное установление партнерских отношений с банками в странах ближнего зарубежья, Азии и Ближнего Востока, чтобы обеспечить беспрепятственные расчеты со странами данного региона, включая расчеты в экзотических (еще в недавнем прошлом) валютах, в том числе с использованием сервиса автоматической конвертации средств при трансграничных операциях.
Импортный недобор
Импорт после введения санкций рухнул более чем на треть — как в натуральном, так и в денежном исчислении, говорится в материалах ТПП РФ. «Поскольку раньше практически все высокотехнологичное оборудование, комплектующие, химическое и фармацевтическое сырье поставлялось из недружественных стран», — поясняет Жанна Мартынова. Для технологичного оборудования, попавшего под санкции, предприятиям или компаниям, оказывающим услуги поставки, по ее словам, приходится серьезно продумывать многоходовые схемы и подбирать «профильных псевдопоставщиков», что является непростой задачей. «Из Китая в основном импортируется ширпотреб, поэтому даже июльский рост объемов поставок на 45% в натуральном исчислении и на 20% в денежном не смог компенсировать снижение европейского импорта», — добавляет эксперт.
По мнению Александра Данильцева, в части импорта серьезные проблемы связаны с ограничением по поставкам запчастей, комплектующих, а также семян для сельского хозяйства. Возникают вопросы и с обслуживанием импортного сложного оборудования. Сейчас очень активно идет поиск альтернативных поставщиков в странах ЕАЭС и СНГ — Узбекистане и Азербайджане в первую очередь, в странах Азии, а также внутри РФ, замечает эксперт.
Основная проблема импортеров — разрыв цепочек поставок и, соответственно, необходимость поиска новых партнеров и решений, соглашается Никита Гусаков. Весной РЭЦ получил полномочия по поддержке приоритетного импорта, новой задачей стало устранение этих разрывов и поддержка предприятий для сохранения производственных мощностей. В линейку группы были добавлены новые продукты: поиск альтернативного поставщика, кредитные и страховые продукты. Они помогают решить задачи на всей цепочке создания и продажи товаров, включая импорт оборудования, комплектующих и запчастей, которые сегодня недоступны на внутреннем рынке либо производятся в недостаточных объемах.
И законом, и советом
Российские власти понимают проблемы, возникшие у экспортеров и импортеров, и стараются оказывать им меры поддержки — как путем изменения правил игры (к таким мерам можно отнести легализацию параллельного импорта), так и через институты развития, говорят эксперты.
Одно из важнейших изменений — возможность так называемого ускоренного возмещения НДС любым экспортерам, кроме находящихся в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, считает Никита Гусаков. Это позволит быстрее вернуть в оборот деньги, подлежащие возмещению, — в течение восьми дней вместо трех месяцев, не дожидаясь окончания камеральной налоговой проверки. Требования, которые были введены для ограничения по движению капитала в целях снизить риски финансовой стабильности в нынешних условиях, тоже постепенно смягчаются, говорит представитель РЭЦа.
На фоне всех существующих ограничений вырос спрос бизнеса на помощь и консультации банков по проведению международных расчетов, рассказывает Алексей Иевлев. Все участники рынка столкнулись со сложностями при осуществлении международных расчетов, задержками в обработке платежей иностранными банками. Бизнес нуждается в ответах на вопросы: проведет ли платеж конкретный зарубежный банк, есть ли ограничения в той или иной стране, почему получателю платежа так долго не зачисляются деньги. В ответ Росбанк, например, увеличил штат специалистов, которые представляют такой сервис клиентам, и дополнил цифровые сервисы автоматическими подсказками, чтобы облегчить прохождение международных платежей.
ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Экспорт – вид внешнеэкономической деятельности, заключающийся в продаже сырья, товаров и услуг иностранным партнерам с целью получения прибыли.
К экспорту также относятся операции с капиталом – инвестирование средств для организации производства на территории другого государства.
Экспортные операции контролируются государственными органами и осуществляются в соответствии с таможенным законодательством страны-экспортера. Совершение экспортной операции происходит в момент пересечения продукцией государственной границы, оказания услуг зарубежному партнеру, передачи прав на результаты интеллектуальной собственности.
ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПОРТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
Важность внешнеторговых отношений для экономики государства трудно переоценить. Являясь поставщиком товаров и услуг на международный рынок, страна демонстрирует всему миру свои возможности, показывает себя, как надежного партнера, с которым можно выстраивать долгосрочные доверительные отношения. Другими словами, экспорт:
- стимулирует производство товаров, работ и услуг;
- ускоряет темпы развития экономики и рост ВВП;
- обеспечивает приток иностранного капитала в страну;
- является источником поступления средств в бюджет;
- укрепляет позиции национальной валюты.
Однако государствам стоит быть осторожными, принимать взвешенные решения и поддерживать торговый баланс. Значительное превышение экспорта над импортом приводит к завышенному курсу национальной валюты и росту цен, а соответственно, снижению конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке.
Сбалансированность экспортно-импортных операций – важное условие успешного развития экономики страны.
КАК ВЫЙТИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК И СТАТЬ ЭКСПОРТЕРОМ?
Перед принятием решения о выходе на международный рынок предпринимателю необходимо провести анализ состояния бизнеса, оценить экспортный потенциал компании и ответить на несколько важных вопросов:
Только ответив на все выше поставленные вопросы и оценив риски, можно переходить к конкретным действиям.
Первое, что необходимо сделать – составить алгоритм четких последовательных действий. Проработанный план позволит избежать многих ошибок, свойственных компаниям-новичкам на международном рынке.
За основу вы можете взять следующий примерный перечень мероприятий:
ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСПОРТА
Согласно законодательству, при прохождении товаров через границу экспортеру необходимо пройти процедуру таможенного оформления, оплатить государственную пошлину и таможенный сбор. Оформление экспортных операций регламентируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
Таможенное оформление товаров на экспорт включает в себя следующие мероприятия:
- Предоставление товара сотрудникам таможни. Суть процесса предоставления товара заключается в уведомлении контролирующих органов о прибытии товаров. Фактическое предъявление происходит по требованию представителей таможни.
- Декларирование. Перед тем, как груз покинет территорию страны, экспортер обязан заполнить таможенную декларацию, которая включает данные о товарах с присвоением кода ТН ВЭД, внешнеторговой операции, владельце груза и его покупателе. На каждую партию товара подается отдельная декларация. Законность вывоза груза из РФ подтверждается отметками таможни и органов пограничного контроля.
- Уплату обязательных платежей. Вместе с заполнением и подачей таможенной декларации закон требует уплаты обязательных платежей: таможенной пошлины и таможенных сборов. Для расчета сумм таможенных пошлин используются утвержденные законодательством ставки. Таможенные сборы рассчитываются индивидуально и включают в себя платежи за выпуск, хранение и сопровождение груза органами таможни.
ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА
Российская Федерация является членом многих международных торговых организаций: ВТО, Евразийского экономического союза, Таможенного союза ЕАЭС и других. События 2014 года и последующие санкции негативно отразились на внешнеторговом обороте страны. Но несмотря на большое количество ограничительных мер, Россия по-прежнему остается активным участником международной торговли.
Основными направлениями российского экспорта являются продукция ТЭКа (преимущественно нефть и газ), вооружение, продовольственные и сельскохозяйственные товары, продукция металлургической, химической и машиностроительной промышленности, драгоценные металлы. Причем продажа нефти и газа занимает большую часть российского экспорта.
ЭКСПОРТНЫЕ ЛЬГОТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Экспорт товаров и услуг регулируется правительством посредством введения экспортных льгот и ограничений.
Причинами частичного или полного запрета на вывоз товаров могут быть: дефицит на внутреннем рынке, необходимость введения антидемпинговых мер, политические мотивы, защита военных и инновационных технологий. Реестр торговых ограничений постоянно изменяется: одни запреты снимаются, другие, наоборот, вводятся.
Экономическое стимулирование экспорта осуществляется с помощью введения экспортных льгот: субсидий, административных мер и других нефинансовых средств поддержки производителей.
Субсидии позволяют реализовывать товар иностранным покупателям по более выгодным ценам. Они могут быть прямыми (государственные пособия производителям) или косвенными (налогообложение, выдача кредитов и страхование на льготных условиях).
Меры поддержки экспорта на уровне государства позволяют отечественным производителям чувствовать себя увереннее на международном рынке, получить дополнительную выгоду за счет заключения контрактов с иностранными партнерами, что в конечном итоге положительно отражается на развитии экономики страны, способствует росту благосостояния граждан.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА
Государственное стимулирование российского экспорта базируется на мировом опыте, но учитывает современные реалии и особенности нашей страны. Над развитием экспорта в РФ работают различные государственные структуры (министерства, институты, общественные организации).
Ключевыми направлениями государственной поддержки экспорта в России являются:
- предоставление льготного кредитования;
- страхование рисков, инвестиций, кредитных обязательств, экспортного факторинга на льготных условиях;
- предоставление госгарантий;
- упрощение процесса оформления грузов на таможне;
- создание привлекательных условий по выводу товаров на мировой рынок;
- устранение административных препятствий;
- информационная поддержка и экспертные консультации.
Совокупность финансовых и нефинансовых мер стимулирования российского экспорта повышает конкурентоспособность отечественных товаров, увеличивает потенциал главных отраслей экономики России.
В апреле Центробанк и Федеральная таможенная служба объявили, что прекращают публикацию помесячных данных об экспорте и импорте России из-за обострившейся геополитической обстановки в мире. С тех пор неизвестно, сколько товаров Россия продает и покупает за границей. В этом тексте «Регионы России» совместно с экспертами-экономистами пытаются выяснить, что происходит с внешнеторговыми отношениями страны прямо сейчас – под гнетом антироссийских санкций.
Экспорт нефти: объемы меньше, выручка – больше
Нефть, природный газ и нефтепродукты – это основа российской торговли с другими странами. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), удельный вес топливно-энергетических товаров в структуре экспорта России в 2021 г. составил 54,3%, в 2021-м – 49,7%, а в допандемийном 2019-м – 62,1%.
Узнать, сколько и кому нефти продала Россия за прошедшие семь месяцев, невозможно. Однако можно обратиться к статистике прошлого года:
Как видно из диаграммы, крупнейшими покупателями российской нефти были государства Евросоюза, сегодня все они вошли в список недружественных стран. ЕС ввел частичное эмбарго в июне, отказавшись от морских поставок нефти из России, и к концу 2022 г. собирается прекратить импортировать топливо и по трубопроводам.
Введение подобных мер не гарантирует полной остановки торговли нефтью между Россией и ЕС, считает президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль.
«Надо иметь в виду, что без российских нефти и газа Европейский Союз просто не проживет. И сегодня, несмотря на эмбарго, ЕС так или иначе продолжает закупать у России нефть: поставщики разбавляют российскую нефть ведром нефти из любого другого источника и без проблем обходят все запреты. Компании, торгующие топливом, ищут разные пути, чтобы реализовать такой товар», – объясняет Генадий Шмаль.
Чтобы остановить подобные махинации с нефтью, в начале июля 2022 г. Европарламент выпустил пояснение по эмбарго. Согласно ему, если в смеси содержится российская нефть, то запрет на продажу распространяется на всю полученную партию. При этом новые правила не касаются нефтепродуктов, произведенных в третьих странах из российской нефти. Это значит, что посредники при должном желании снова смогут обойти ограничения.
По словам вице-премьера Александра Новака, Россия не планирует сокращать объемы добычи нефти из-за санкций США, ЕС и других недружественных стран. Чиновник говорил, что в июле Россия будет добывать 10,2 млн баррелей в сутки, достигнув показателей начала этого года.
«Свято место пусто не бывает. Появились новые трейдеры, уже не европейские, а российские и азиатские. Наши компании, на мой взгляд, адаптировались, и мы вышли из этой ситуации в течение четырех месяцев, восстановив добычу», – рассказал Новак в эфире канала «Россия-24».
Согласно заявлению Владимира Путина, среди наиболее перспективных рынков на сегодняшний день: страны Африки, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона. Издание Bloomberg выяснило, что Россия уже предложила Индии предоставить большие скидки на прямые продажи нефти.
По данным Reuters, Россия нарастила поставки нефтепродуктов в Оман, ОАЭ, Нигерию, Маррокко, Судан и Того. Речь идет о миллионах тонн дизеля и 550 тысяч тонн бензина и нафты. Однако африканские страны пока не потребляют объемы нефти, сопоставимые с теми, что ранее поставлялись Россией в ЕС.
«Если посмотреть, сколько же затрачивается на одного человека энергии в год (в тоннах нефтяного эквивалента), то в Америке, США и Канаде показатель будет около 5,4 тонны на человека, в Европе и России – 3,4 тонны, в Африке всего 0,4 тонны. Африка может и должна стать для нас местом, куда можно отправлять свои нефтепродукты», – поясняет президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль.
Несмотря на существующие проблемы, власти уверены, что показатели по экспорту нефти в этом году будут выше, чем в 2021 г. Об этом в рамках 25-го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2022) заявил заместитель главы Минэнерго России Павел Сорокин. Но текущая ситуация говорит об обратном – по данным Международного энергетического агентства (МЭА), в июне экспорт российской нефти упал на 250 тысяч баррелей в сутки, до 7,4 млн баррелей в сутки. Такие низкие показатели ранее фиксировались в августе 2021 г. При этом аналитики МЭА считают, что даже при таких объемах, благодаря повышению цен на сырье, экспортная выручка России будет высокой.
Параллельный импорт – не панацея
Импорт России в январе – декабре 2021 г. составил 296 млрд долларов – это на 63 млрд долларов больше, чем за аналогичный период 2020 г., и на 49 млрд долларов, чем в допандемийном 2019 г. При этом на долю стран дальнего зарубежья приходилось 89,3%, на страны СНГ – 10,7% импорта.
Большая часть товаров (около 49%), которые Россия закупает за рубежом, – машины, оборудование и транспортные средства. Это связано с тем, что с 2014 г. в стране реализуется политика импортозамещения – ввозятся чаще всего технологические товары промежуточного назначения. Как правило, их аналогов не производится в России, либо они значительно дороже, чем зарубежные.
ФТС не раскрывает, какие именно товары поступают в Россию в данной категории. Ведомство считает, что обнародование такой информации несет угрозу безопасности страны. Однако около 10 млрд долларов неквалифицированного импорта в 2021 г. приходилось на поставки товаров из США и Франции. Эксперты предполагают, что это в основном были самолеты Boeing и Airbus.
С марта 2022 г. правительство России разрешило ввоз отдельных категорий товаров, произведенных за рубежом, в страну без согласия правообладателя. Сегодня таким образом в страну ввозятся запчасти для автомобилей, компоненты и материалы, которые иностранные компании отказались поставлять в Россию, а также востребованную потребительскую продукцию.
Согласно заявлениям министра экономического развития России Максима Решетникова, к концу июля объемы поставок по параллельному импорту почти достигли 4 млрд долларов. Этого недостаточно, чтобы удовлетворить все потребности рынка, считают эксперты.
По словам генерального директора Московской международной бизнес-ассоциации Александра Борисова, механизм параллельного импорта, хоть и позволяет России по-прежнему закупать необходимые товары, все же обладает рядом недостатков.
«Параллельный импорт – это, конечно, не панацея, потому как список товаров сильно ограничен. Тех же продовольственных товаров он не касается. Использование механизма параллельного импорта чревато ростом цен на национальном рынке, потому что удлиняются цепочки поставок. Кроме того, потребитель, покупая товары, привезенные в страну таким образом, может испытывать неудобства из-за отсутствия гарантии на товар или невозможности отремонтировать технику и оборудование в сервисных центрах иностранных компаний», – говорит эксперт.
Профицит торгового баланса – из преимущества в недостаток
Россия традиционно импортирует меньше товаров, нежели продает за рубеж. Такое соотношение называют положительным сальдо торгового баланса, как правило, оно свидетельствует о том, что товары, выпускаемые внутри страны, конкурентоспособны на мировом рынке, а власти эффективно поддерживают производителей.
Введенные против России санкции отрицательно сказались на объемах экспорта страны. Об этом в июне в интервью CNN рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, стране необходимо в сжатые сроки компенсировать снижение импорта более чем на 40–45%.
Данные, соответствующие словам Пескова, приводят и аналитики. По подсчетам авторов telegram-канала «Твердые цифры» (которые производились на основе официальных данных торговых партнеров России), в апреле 2022 г. экспорт и импорт в годовом выражении изменились зеркально: первый вырос на 41% в годовом выражении, второй сократился на столько же. При этом экспорт машин и оборудования сократился на 65%.
О негативных последствиях для экономики России такого огромного профицита торгового баланса на полях ПМЭФ говорил и глава Сбербанка Герман Греф.
«То, что считалось главным и важнейшим – экспорт, сегодня становится ядом для экономики. Импорт… становится главным лекарством от болезни в виде укрепления рубля и, собственно говоря, уничтожения национального производства – все перевернулось», – высказался Греф (цитата по «РИА Новости»).
Аналогичную позицию высказали и эксперты, опрошенные «Регионами России». По словам генерального директора Московской международной бизнес-ассоциации Александра Борисова, если страна не найдет новые рынки сбыта, то производство в России станет нерентабельным.
«Если говорить об экономике в целом, хорошим примером, показывающим ситуацию в России, может стать ситуация в агропромышленном комплексе. У нас, помимо того, что мы практически полностью выполнили стратегию продовольственной безопасности, по целому ряду категорий перепроизводство: по зерну, по производству свинины, куриного мяса. И если не экспортировать, то придется продукты уничтожать – рентабельности у производителей не будет», – сказал Борисов.
Председатель Совета Торгово-промышленной палаты России по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза такжесчитает, что избыточный экспорт, как и избыточный импорт, в равной степени вредят экономике страны.
«Если экспорт значительно выше, чем импорт, то в стране происходит укрепление национальной валюты. Это, в свою очередь, ухудшает два показателя: рентабельность экспорта и доходность бюджета. Сейчас ситуация несбалансирована, однако экономика – это такой организм, который способен сам себя лечить и восстанавливать различные балансы. Укрепление национальной валюты приводит к тому, что экспорт становится нерентабельным, а импорт выгодным», – объясняет Гамза.
Вместе с тем показатели импорта и экспорта России действительно постепенно нормализуются. По последним данным telegram-канала «Твердые цифры», в мае импорт перешел к восстановлению: по сравнению с аналогичным показателем за апрель 2022 г. он вырос на 17%. При этом ввоз товаров в Россию из США снизился на 87% в годовом выражении, из Южной Кореи – на 59%, из Японии – на 64%. Импорт из Турции и Республики Беларусь, напротив, возрос – на 18% и 29%.
Ограничения во внешней торговле — один из главных рычагов санкционного давления на Россию. В 2021 году половина товарооборота России приходилась на страны, которые сейчас ввели санкции — теперь отечественные компании вынуждены переориентироваться на покупателей и поставщиков из нейтральных стран, сокращать расчеты в долларах и евро и все чаще расплачиваться национальными валютами. Детально оценить масштаб этих изменений невозможно, поскольку с апреля правительство закрыло доступ ко всей внешнеторговой статистике. Как изменился перечень крупнейших торговых партнеров России, какие санкции наиболее чувствительны и насколько Китай доминирует во внешней торговле — в интервью RTVI с замглавы Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимиром Ивиным.
«Спад импорта сам по себе не критичен»
— В прошлом году основным торговым партнером России был Евросоюз с 36% всего внешнеторгового оборота ($282 млрд), на долю Китая приходилось 17% ($140,7 млрд). Как сейчас изменилась конфигурация крупнейших торговых партнеров России?
— Ситуация меняется, но пока не кардинально. Китай, как страна, остается на первом месте, при этом его доля в общем товарообороте России уже превысила 20% за январь-август 2022 года. Прогнозы Минэкономразвития о росте взаимной торговли с Китаем до $165-170 млрд на конец года абсолютно реальны. Немаловажный аспект, что Китай — один из немногих наших партнеров, с кем растет как экспорт, так и импорт.
Товарооборот России и Китая в январе—августе вырос на 31% в годовом выражении — до $117,2 млрд на фоне западных санкций. Поставки Китая в Россию выросли на 22% в июле и на 26,7% в августе в годовом выражении. Поставки России в Китай выросли на 58% в августе, свидетельствуют данные Таможенного управления КНР. Россия покупает у Китая, в основном, оборудование, транспорт, электронику, а продает нефть и уголь. Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай по данным за май—июль.
Евросоюз, как союз стран, пока продолжает занимать долю около 38% товарооборота. ЕС всегда был крупнейшим покупателем наших энергоресурсов. Пока им свое же нефтяное эмбарго не реализовано, ЕС, безусловно, останется примерно на тех же позициях.
При этом упал товарооборот практически со всеми странами ЕС в отдельности, в том числе с теми, кто всегда был в топе. Тем не менее, Нидерланды остаются на втором месте — сразу после Китая.
Санкции, включая новый восьмой пакет, затрагивают свыше 40% торговли ЕС с Россией (относительно 2021 года), а стоимость ограничений приблизилась к €123 млрд.
Далее расстановка варьируется от месяца к месяцу. Из других стран ЕС традиционно в десятке Германия и Италия. Торговля с нашими традиционными партнерами — Белоруссией и Казахстаном — в положительной зоне. В топ-10 также Турция и Южная Корея.
США и Великобритания значительно сократили объемы торговли и выбыли из десятки. Их место заняли Индия и Франция.
— Минэкономразвития оценивало максимум падения импорта в Россию в 50%. В июне импорт восстановился на 65-75% от показателей февраля, сообщал первый вице-премьер Андрей Белоусов. Сколько сейчас составляет спад импорта относительно прошлогодних значений? Насколько тенденция восстановления импорта устойчива?
— Уровень импорта в 65—75% не сильно изменился и сейчас. К сожалению, в этом году очень нестабильная динамика. В отдельные месяцы были ощутимые спады, в другие — наоборот, восстановление. Но в целом, после февраля этого года падение импорта составляет примерно 30%.
Считаю, что такой спад сам по себе не критичен. Он раскладывается на составляющие. Как минимум, половина сокращения импорта — не в негативе. Часть стран хотят продолжать торговать с нами, но столкнулись с проблемами в логистике и платежах. Временное падение импорта с ними вызвано исключительно поиском новых путей поставок и способов расчетов. Другую часть выпадающего импорта компенсируют наши производители и поставщики из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Поэтому из 30-процентного падения импорта чувствительно только сокращение поставок высокотехнологичных товаров ведущих западных производителей, а также самолетов и других видов транспорта, которые сложно восполнить быстро за счет собственного производства и новых поставщиков.
Правительство оценивает спад импорта критически важных товаров в Россию в 11-12%. Импорт капитала упал на 17—20%; промежуточный импорт, включая сырье для химической и лесной продукции — на 10%. По потребительским товарам просадка всего 3-5% во многом благодаря легализации параллельного импорта.
Экспорт из России несырьевых товаров упал на 13%, а к концу года спад достигнет 17%, прогнозирует правительство. Основу несырьевого экспорта России составляет продукция металлургии, машиностроения, химия и продовольствие. Основными покупателями в 2021 году были Китай, Казахстан, Белоруссия, Турция и США.
Таможенная служба приняла меры, чтобы люди не столкнулись с дефицитом продуктов, товаров необходимых для жизни. Усилия, в первую очередь, были направлены на то, чтобы обеспечить бесперебойный ввоз товаров, которые люди привыкли видеть на полках магазинов и аптек. По продовольствию, медикаментам и другим товарам первой необходимости критического спада нет.
— Машины, оборудование и транспорт раньше занимали почти половину (49%) российского импорта. Из каких стран Россия теперь ввозит станки, инструменты, легковые и грузовые автомобили?
— Эта доля остается на высоком уровне, хотя и снизилась примерно до 43%. Достаточно сложно заменить поставки таких товаров, как самолеты — количество производителей ограничено. Наш авиапром пока не набрал обороты, чтобы восполнить дефицит.
Импорт транспорта всех видов снизился, как и, безусловно, часть промышленного оборудования, которое попало под незаконные санкции. Но в области сельхозмашиностроения хорошо представлены наши и белорусские производители. Что касается строительной, добывающей, коммунальной и дорожной техники, то традиционным поставщиком с достаточно большой долей у нас и раньше был Китай.
— Насколько с марта сократилось количество компаний-экспортеров и отдельно компаний-импортеров? В каких отраслях спад больше, а в каких — меньше?
— Сокращение компаний-импортеров я бы вообще отнес к статистической погрешности — было 30 800, стало 30 600. Что касается экспортеров, то действительно ситуация не очень благоприятная, потому что наши партнеры, вернее те, кого мы раньше называли партнерами по внешней торговле, вероломно применяют принципы выдавливания нас с традиционных рынков.
Количество компаний-экспортеров сократилось примерно на 20% — было около 10,5 тыс., сейчас — 8,5 тыс. С учетом того, что всегда основу российского экспорта составляли топливно-энергетические товары и продукция металлургии, крупные игроки, естественно, никуда не ушли. Сократилось количество ориентированных на экспорт средних и малых предприятий.
— Когда Таможенная служба возобновит публикацию статистики внешней торговли? При каких условиях? Рассматривается ли вариант раскрытия информации, например, раз в квартал?
— Решение о приостановке публикаций принято в целях безопасности, чтобы эти цифры дополнительно не содействовали введению антироссийских санкций в рамках так называемой «экономической войны». Поэтому не хотелось бы давать лишние аргументы нашим противникам. Вопрос о возобновлении публикации будет решаться исключительно исходя из интересов России и российского бизнеса.
В этом году государство скрыло беспрецедентный объем экономической информации — больше не публикуются данные об экспорте и импорте, структуре оттока капитала, платежном балансе. До февраля ФТС не раскрывала только данные о торговле военной продукцией, самолетами и ядерными материалами.
«Санкционные» госкомпании не проводят открытые госзакупки. Публичным компаниям и банкам разрешили не раскрывать отчетность, а всем финансовым организациям, включая негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые компании — скрыть данные о бенефициарах и другую информацию.
— Данные о торговле с Россией можно получить из статистики других стран. Китай, в частности, очень оперативно публикует данные. В чем смысл скрывать статистику? Просто поиск информации теперь занимает больше времени.
— Для анализа общих тенденций вполне можно использовать иные источники информации, включая те, что вы назвали. Но все-таки методики подсчета статистики немного различаются. Не хотелось бы, чтобы наша статистика помогала противникам хоть в чем-то и наносила ущерб интересам нашего государства и бизнеса.
— В июне министр финансов Антон Силуанов допускал бартер вместо расчетов в долларах и евро, и Таможенная служба подтверждала интерес бизнеса к бартеру. Что собой представляют такие сделки?
— Всплеска классических бартерных сделок — обмена товара на товар — мы не фиксируем. Их доля остается близкой к нулю. Виды торговли, которые встречались в 90—х годах, практически полностью ушли и не занимают ощутимой доли в торговле.
Важно учесть, что Таможенная служба видит контракты, а как на самом деле осуществляются расчеты, видят банки. Вполне возможно, что в контрактах указан товарный эквивалент, а на самом деле произошли взаиморасчеты между третьими лицами за рубежом. Или наоборот — контракт под денежные отношения, а по факту может быть переуступка прав на товар.
Когда резко изменились устоявшиеся правила торговли, ожидать можно было всего, что угодно. То есть действительно прогнозировали, что наверняка бартер может быть востребован. Но сейчас я не могу подтвердить рост бартерных сделок.
«Отвез уголь, завез бананы»
Санкции серьезно осложнили международные расчеты. Под ограничения попали 22 банка, 10 из них отключены от SWIFT, а Тинькофф Банк сам заморозил SWIFT-переводы. Иностранные регуляторы рассматривают связанные с Россией транзакции «под лупой». В результате переводы стали дольше, дороже, участились отказы.
Более того, есть риск, что Запад полностью заблокирует корреспондентские счета российских банков в долларах и евро. Поэтому задача номер один — создать систему расчетов вне доллара, заявлял глава ВТБ Андрей Костин: «Альтернатива — это просто бартер. Отвез уголь, завез бананы».
Доля доллара во внешнеторговых контрактах сократилась примерно на 40%, евро — более чем на 30%. Растут расчеты в юанях, турецкой лире, индийский рупиях, иранском риале. Доля расчетов в нацвалютах (в основном, в рублях) внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан) достигла 75%. Россия стала третьей страной в мире (после Гонконга и Великобритании) по платежам в юанях за пределами Китая. Минфин и ЦБ готовят законодательную базу для международных расчетов цифровыми валютами.
«Санкции сделали поставки в Калининград дольше и дороже»
— Как сейчас развивается ситуация с попытками «товарной блокады» Калининградской области?
— Транзит осложнился из-за дополнительного контроля Литовской таможни. ЕС нарисовал для нас определенные квоты, что тоже, безусловно, незаконно. К сожалению, между Калининградом и остальной территорией Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стоят абсолютно враждебные нам страны. Остаются варианты перевозить грузы по морю или авиацией, при том, что самолетами дороже всего.
Сейчас уже курсируют восемь судов — четыре парома и четыре сухогруза на линии порт Усть—Луга — порт Балтийск и порт Бронка (Санкт-Петербург) — порт Калининград. До конца года планируется ввести еще один паром и еще один сухогруз. Таким образом, общее количество судов достигнет десяти. Новые паромы быстроходные, что сокращает время в пути примерно на сутки. Перед таможенными органами в Калининградской области поставлена задача максимально быстро оформлять грузы. Но, безусловно, поставки паромами, по сравнению с железнодорожным транзитом, дольше и дороже, потому что грузы доставляются не по прямому направлению.
В июне Литва отказалась пропускать в Калининградскую область грузы, попавшие под санкции Евросоюза. Автомобильные перевозки оказались полностью запрещены. С 22 июля Литва ослабила ограничения на железнодорожный транзит, установив квоты на объем грузов. Они рассчитаны на основании средних показателей грузопотока за последние годы. Губернатор Антон Алиханов назвал это «издевательством» над жителями региона.
Квоты по ряду товаров, в частности на цемент, почти исчерпаны, поэтому их доставят по морю. Количество паромов на линии Усть-Луга (Ленинградская область) — Балтийск увеличили с двух до восьми, но этого недостаточно, констатировал Алиханов, попросив перевести на рейсы до Калининграда свободные паромы и сухогрузы из других регионов.
— В марте, чтобы снизить удар от санкций, обнулены ввозные таможенные пошлины на часть товаров, прежде всего критического импорта, упрощено таможенное администрирование. Готовятся ли дальнейшие меры? По каким направлениям?
— Льготы будут продлены, но не для всех товаров. Окончательный список пока не сформирован, но уже в высокой степени готовности. Список будет короче, чем был. Часть товаров, которые есть в списке, либо вообще не ввозились, либо ввозились в очень маленьких объемах. В марте сложно было строить прогнозы, потому что ожидать можно было чего угодно. Список получился большой, но по факту он оказался не в полной мере востребован. Поэтому сейчас он уже проработан с учетом более глубокого анализа и полугодового опыта.
Чтобы поддержать импорт, с марта—апреля по 30 сентября были обнулены ввозные пошлины на почти 1300 групп товаров, включая продукты, лекарства, сырье для металлургии и строительства, комплектующие для транспорта. Благодаря этому бизнес сэкономил 23 млрд руб., оценивало Минэкономразвития. При этом министр Максим Решетников предупреждал, что массово меру не продлят.
— Иными словами, на часть товаров вернут ввозные таможенные пошлины?
— Да, и это абсолютно нормальная ситуация. Потому что появился целый пул производителей в России и других странах ЕАЭС, которые готовы поставлять эти товары.
«Под видом параллельного импорта контрафакт не ввозится»
— Первый замглавы ФТС Руслан Давыдов допускал, что параллельный импорт нужно в дальнейшем расширить на все товары и бренды. Актуальна ли по-прежнему эта идея и есть ли опасения, что в таком случае некоторые правообладатели могут приостановить официальные поставки в Россию?
— Здесь законодателем мод выступает Минпромторг, и перечень товаров для параллельного импорта формируется, исходя из потребностей нашей промышленности и рынка. Мы выступаем исключительно как орган, который осуществляет контроль.
Что касается ухода компаний, то каждая компания принимает для себя решение самостоятельно — хотят они быть на нашем рынке или нет. Рынок, как ни крути, достаточно емкий, и каждая компания сама определится, либо эту долю сохранять, либо ее займет кто-то другой.
— Усилился ли контроль за контрафактом в связи с легализацией параллельного импорта? У многих сложилось впечатление, что под видом параллельного импорта могут попытаться больше ввозить контрафакта. Фиксирует ли ФТС рост выявляемых нарушений?
— Среди обывателей действительно бытует такое мнение. Но на самом деле это не так. Под видом параллельного импорта некачественный или опасный товар ни в коем случае не ввозится.
Нужно отдельно акцентировать, что параллельный импорт и контрафакт — разные вещи. Параллельный импорт — это импорт тех же товаров, что и раньше — законно произведенных и соответствующих всем необходимым характеристикам. Но при этом их разрешено ввозить в Российскую Федерацию без согласия правообладателя. Также эти товары могут быть произведены для другого рынка, но ввозятся на наш.
Что касается контрафакта, то это всегда риск нанесения реального ущерба здоровью и жизни людей. С контрафактом мы продолжаем бороться. В этом году фиксируем даже небольшое уменьшение количества выявленных нарушений и возбужденных дел. Но это связано именно с тем, что просто объем импорта уменьшился.
Несколько сотен россиян поймали при попытке вывезти валюту
— В марте Банк России ввел беспрецедентные валютные ограничения, чтобы, в том числе, предотвратить отток капитала из страны. Вырос ли с тех пор незаконный вывод капитала под видом внешнеторговой деятельности?
— В результате совместных действий с Центробанком и ФНС предотвращенный ущерб от незаконно выведенных валютных средств превысил 10 млрд рублей за первое полугодие по сравнению с примерно 1,3 млрд рублей за аналогичный период 2021 года.
— Из России сейчас можно уехать с наличной валютой не более $10 тыс. Выявляет ли ФТС попытки граждан вывезти бо́льшие суммы?
— Уже несколько сотен физлиц были привлечены к ответственности на общую сумму около $4 млн. Раньше вывоз наличной валюты не был ограничен, единственным условием было письменное декларирование. С марта из России запрещено вывозить иностранную валюту на сумму больше эквивалента в $10 000 на человека. Аналогичный рублевый эквивалент нужно задекларировать. При перевозке более $100 тыс., нужно подтвердить происхождение средств.
С 20 по 30 сентября на фоне мобилизации количество выявленных ФТС попыток незаконно вывезти деньги за границу резко возросло. Таможенники предотвратили 557 попыток на общую сумму 160,5 млн рублей.
Нарушителя могут оштрафовать и конфисковать деньги (ст. 16.4 КоАП). Максимальное наказание за попытку вывезти деньги в крупном объеме (в два раза больше разрешенной суммы) — ограничение свободы на срок до двух лет, в особо крупном (в пять раз больше) — на срок до четырех лет.
«На китайской стороне границы построены дворцы»
— Непредвиденный рост грузопотока через границы с Китаем, Казахстаном, Грузией и Арменией спровоцировал очереди на пунктах пропуска, в частности, в Верхнем Ларсе. Какие варианты решения подобных проблем сейчас прорабатываются? Будут ли строить новые пункты пропуска на границах?
— Проблемы вызваны, в первую очередь, недостатком инфраструктуры на пунктах пропуска. Например, на китайской стороне границы построены фактически дворцы, а у нас, к сожалению, процесс реконструкции затянулся. Но, тем не менее, сейчас Минтранс и Росгранстрой очень активно обустраивают пункты пропуска. В Амурской области открылся новый пункт пропуска Кани-Курган с Китаем. В ближайшее время запустится движение товаров через железнодорожный пункт пропуска Нижнеленинское в районе моста через Амур между Еврейской автономной областью и Китаем. Инфраструктурные ограничения, мы надеемся, в течение полутора-двух лет будут сняты, когда закончится запланированная реконструкция всех пунктов пропуска.
Границы с Китаем и Грузией — в числе приоритетных. Мы со своей стороны увеличиваем численность сотрудников таможенных органов в пунктах пропуска и нашли способы повышения объемов оформления товаров. Например, в Верхнем Ларсе раньше товары могли оформляться только в пунктах пропуска, а теперь мы закрепили дополнительно две площадки рядом. Это позволяет большегрузам в ускоренном порядке пройти пункт пропуска и завершить оформление на площадке рядом с ним. Такая же технология реализована в пункте пропуска Кани-Курган, такие же площадки обустраиваются в порту «Кавказ».
Пропускная способность автомобильных дорог ограничена, поэтому недостающие потребности в логистике могло бы восполнить паромное сообщение — за счет увеличения количества и мощности паромов. Такие проекты активно разрабатываются для поставок по Черному и Каспийскому морям. Рост числа паромов на Каспийском море ускорит поставки с сопредельными странами, прежде всего, с Ираном.
Что мешает развитию неэнергетического экспорта в России, как должна измениться поддержка государства, чтобы его стимулировать, — эти вопросы обсуждали в минувшую среду на заседании Совета Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики.
Примечательно, что на заседании не было ни представителей Минпромторга, ни АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), хотя именно эти структуры и являются по сути адресатами претензий, которые высказывали представители бизнеса. Тем не менее все перечисленные проблемы и предложения о том, как изменить ситуацию, до них доведут: по итогам заседания сформулирован соответствующий документ. До 1 октября этого года правительство должно разработать национальный проект по направлениям международного экспорта. Задача: за 6 лет увеличить объем несырьевого экспорта до $250 млрд, то есть удвоить по сравнению с сегодняшним днем. Собственно, это участники встречи и обсуждали: возможно ли этого достичь, что мешает, какие механизмы поддержки желательны, что надо изменить в существующих? Ведь статистика показывает: несмотря на то, что доля товаров этой группы в экспорте растет, на 80% структура российского экспорта по-прежнему остается сырьевой.
В 2015-м для поддержки отечественных экспортеров было создано АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). Через него государство субсидирует часть транспортировки, затрат на сертифицирование экспортной продукции, выставочную деятельность, обеспечивает процентные ставки по экспортным кредитам и занимается их страхованием…
Глава Совета Константин Бабкин (его интервью «Инвест-Форсайту» читайте здесь) отметил, что некоторые успехи у РЭЦ есть, но они явно недостаточны. Помощью РЭЦ все же чаще пользуются сырьевые компании, в то время как на Западе львиную долю поддержки получают фирмы с высокой добавленной стоимостью. Кредиты дорогие (на Западе для экспортеров они намного дешевле). Плохо поддерживаются международные выставки — главные площадки, где можно представить на новые рынки свою продукцию и найти покупателей (на Западе они — веерные). Единичны случаи, когда на международные переговоры высокого уровня приглашают бизнесменов (на Западе это обычное явление). И, наконец, страхование экспортных контрактов: условия жесткие, ставки высокие, выплаты с большим запозданием, и хорошо, если те достигают 40% (на Западе все ровно наоборот). Хотя, казалось бы, понятно: раз мы только выходим на рынки, сделки могут быть весьма рискованными, а партнеры непроверенными…
«Отсутствует государственная идеология на поддержку высокотехнологичной продукции», — подытожил Константин Бабкин.
Помимо исправлений очевидных перекосов, он предлагает сделать еще ряд шагов — уже политических. В частности, распространить практику связанных кредитов на приобретение российской промышленной продукции.
«За всю новейшую историю у нас был лишь один такой случай — Монголия, — утверждает Бабкин. — В то время как кредиты Россия раздает щедро: Казахстан, Узбекистан, ЮАР, Ангола…».
Кроме того, он предлагает не ограничиваться только вводимой персональной ответственностью торгпредов России за рост экспорта (с передачей торгпредств из МИДа в Минпромторг у тех прибавилось дел), но и связать поставки зарубежных стран в РФ с обязательствами по приобретению продукции обрабатывающих отраслей России.
«Торговля должна быть сбалансированной, — говорит Бабкин. — К примеру, Китай поставляет нам множество товаров. А сою закупает у США. Хотя в России ее много производят, она лучшего качества и выходит дешевле, чем американская. Похожая ситуация с Марокко, Египтом, ЮАР, Турцией, Испанией, Чили, Парагваем, Беларусью… Надо жестко сказать: в противном случае мы снижаем импорт цитрусовых (скажем, если это Марокко)».
Конечно, при этом сразу возникает вопрос: возможно, дело в качестве отечественной продукции? И стоит ли принуждать партнеров покупать то, что они предпочитают приобретать у других?
«Китайцы завоевывают рынки не столько качеством, сколько рассрочкой, — отвергает довод президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. — Блоки стоят с финансовой стороны».
Он объясняет механизм так: покупатель готов расплачиваться, только позднее. Для этого экспортер должен иметь дешевый кредит. Сегодня в структуре нашего экспорта порядка 5-6% занимает машиностроение и транспортные средства, 6% — химическая продукция. ЦБ допустил к делу экспортного кредитования всего 21 банк. А в бюджете выделено всего 5,5 млрд руб. на компенсации.
«Мы два года ведем переговоры с РЭЦ о поставках зерна на Кубу. Мы там (и во многих других точках мира) конкурируем с французами. При этом правительство острова готово закупать у нас зерно, качество устраивает власти Кубы… Но на чем выигрывают французы? У них отсрочка платежей для покупателей — 365 дней. Мало кто из поставщиков может предложить такое без дополнительных кредитов. В итоге РЭЦ согласился на этот проект, но ставка привлечения оказалась на 20% выше, чем у коммерческого российского банка. Вот такая практика работы с РЭЦ. Конечно, мы не можем сформировать через такую систему конкурентоспсобный продукт, — поддерживает тезис Тосуняна президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — Барьерам на пути несырьевого экспорта нет числа. Нужно говорить не о мерах поддержки, а в корне менять государственную политику в отношении несырьевого экспорта».
Гендиректор АО «Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения» Татьяна Филидова ставит и следующий вопрос:
«Как можно найти покупателей? Через выставки, сайты… Через выставки, англоязычные сайты… Прошлогодняя выставка в Германии дала нам контакты, и мы экспортировали свою продукцию на новые рынки. Но, несмотря на заложенный механизм поддержки, в этом году нам не помогли участвовать ни в одной выставке. В следующем году у РЭЦ вообще не предусмотрено финансирования выставок по нашей тематике. Потому что у РЭЦ эффективность участия в таких мероприятиях оценивается по числу застрахованных контрактов или кредитам. Мы, например, не воспользовались этими инструментами, но продали продукцию. Разве не результативна для нас эта выставка? Хотелось бы, чтобы РЭЦ изменил отношение к этому вопросу. Поверьте, качество у нас не хуже импортных товаров. Только надо, чтобы международный рынок это узнал».
А Тосунян дополнительно подчеркивает:
«Все это заставляет задуматься об эклектичности позиции государства: с одной стороны повысить, с другой — не пустить… Мы намерены обратиться к финансовым властям о снятии этих противоречий».
Его поддерживает советник ректора Финансового университета при правительстве РФ Михаил Атрушкевич:
«Главная проблема даже не в частностях, а в подходе к решению проблемы экспорта и его поддержке. После послания президента Федеральному собранию мы сделали доклад, направив его и в администрацию президента, и в профильные ведомства. Главный итог этого доклада можно сформулировать как расхождение провозглашаемых и реализуемых целей. Хотя бы такой факт: РЭЦ, который призван помогать бизнесу выходить на мировой рынок, по форме собственности — АО. А в уставе любого АО записано получение прибыли. Да и вообще, среди всех существующих мер поддержки экспорта мы насчитали лишь 14% тех, что непосредственно относятся к задаче».
В общем, судя по выступлениям представителей бизнеса, они хотят и могут работать. Остается только гадать: почему любая хорошая идея в России на стадии реализации превращается в еще одну гирю на производителях? Услышат ли чиновники пожелания бизнеса — покажет время. Пока же их отсутствие на заседании Совета показало, на мой взгляд, насколько мало они заинтересованы в диалоге.
Автор: Елена Скворцова
Внешняя торговля
Основные показатели Российской Федерации годы (с 1994 г.)
82.28 Кб, 08.11.2022
Внешняя торговля Российской Федерации с основными странами, месяцы (с 2006 г.)
152.13 Кб, 08.11.2022
Удельный вес потребительских, промежуточных и инвестиционных товаров в общем объеме импорта Российской Федерации, месяцы (с 2006 г.)
41.47 Кб, 08.11.2022
ЕМИСС / 1.31.1 / Внешнеторговый оборот
ЕМИСС / 1.31.1 / Экспорт товаров
ЕМИСС / 1.31.1 / Импорт товаров
ЕМИСС / 1.31.1 / Экспорт отдельных товаров
ЕМИСС / 1.31.1 / Импорт отдельных товаров
Понятия и определения (Внешняя торговля)
145 Кб, 08.11.2022
Товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации, годы (с 1995 г.)
93.76 Кб, 08.11.2022
Средние экспортные цены на отдельные товары, годы (с 1995 г.)
69.55 Кб, 08.11.2022
Средние импортные цены на отдельные товары, годы (с 1995 г.)
69.1 Кб, 08.11.2022
Экспорт рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов (по данным формы 8-ВЭС-рыба)
16.76 Кб, 08.11.2022
Понятия и определения (Экспорт рыбы)
120.36 Кб, 08.11.2022
Количество и стоимость экспортируемых и импортируемых бункерного топлива, горючего, продовольствия и материалов
21.14 Кб, 08.11.2022
Понятия и определения (Бункерное топливо)
132.44 Кб, 08.11.2022
Сведения об импорте технологий регионами Российской Федерации годы (с 2019 г.)
317.5 Кб, 08.11.2022
Сведения об экспорте технологий регионами Российской Федерации годы (с 2019 г.)
305.85 Кб, 08.11.2022
Понятия и определения (Коммерческий обмен технологиями)
158.81 Кб, 08.11.2022