Как изменить учителя на родителя

Можно ли от него отказаться

Моя подруга ― мать десятилетнего ребенка. Ее не устраивает учитель английского языка: на уроках он повышает голос на детей и плохо объясняет материал. Чтобы не запускать предмет, ребенок занимается с репетитором. А недавно подруга узнала, что этот учитель не устраивает и других детей. 

Такая ситуация не редкость. Результаты опроса Общероссийского народного фронта (ОНФ) показали, что две трети родителей недовольны работой школ. Чаще всего респондентов не устраивает преподавание тех или иных предметов. Я решила выяснить, можно ли поменять учителя, и как это сделать.

Содержание

  1. Профессиональные стандарты педагога
  2. Что делать, если учитель не устраивает отдельных учеников или родителей
  3. Что делать, если учителем недовольны большинство учеников или родителей
  4. К чему может привести встреча родителей с директором
  5. Как проверяют качество преподавания
  6. Подать жалобу в департамент образования

Профессиональные стандарты педагога

Существуют утвержденные стандарты, которым должен соответствовать школьный педагог:

  • уметь спланировать и провести уроки, оценить их эффективность;
  • подобрать подход к разным ученикам, например, к детям, для которых русский язык не является родным;
  • объективно оценивать знания детей, используя разную методику;
  • эффективно регулировать поведение учеников и разрешать конфликтные ситуации в классе;
  • поддерживать в классе деловую, дружескую атмосферу;
  • владеть психологическими навыками, например, грамотно выстроить взаимоотношения с детьми-сиротами или аутистами. 

Список неполный — выделила только ключевые моменты. Кроме этого, педагоги обязаны

  • проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности — не реже одного раза в 5 лет;
  • повышать профессиональный уровень — не реже одного раза в 3 года;
  • обучать детей на высоком профессиональном уровне;
  • нести ответственность за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;
  • соблюдать профессиональную этику.

Что делать, если учитель не устраивает отдельных учеников или родителей

Бывает, что учителем недовольны один-два ученика. Если единичные родители попросят директора школы заменить учителя, они скорее всего, получат отказ. Чтобы не усугублять и не затягивать конфликт между учеником и учителем, ребенка можно перевести в другой класс, школу или на домашнее обучение.  

Как перевести ребенка в другой класс. Для этого родителю необходимо написать заявление о переводе. Документ составляют в свободной форме, главное — указать причину перевода. Скачать образец можно здесь. 

Для перевода в другой класс нужно написать заявление директору школы

Образец заявления о переводе ребенка в другой класс
Как перевести ребенка в другую школу. Иногда один учитель ведет всю параллель. Или в школе вообще один педагог-предметник. Поэтому перевод в другой класс не решит проблемы, придется переводить ребенка в другую школу.  

Для этого нужно написать заявление в новое учебное заведение. Скорее всего, директор поинтересуется успеваемостью и поведением ребенка, может провести предварительное тестирование. Если в школе нет свободных мест, ребенка могут не зачислить. 

Для перевода ребенка в другую школу нужно написать заявление

Образец заявления на перевод ребенка в другую школу
Многодетная мама перевела ребенка в частную школу

Как перевести ребенка на семейное обучение. Ребенок может

находиться на семейном обучении полностью или частично. При полном экстернате ученик не посещает уроки в школе, при частичном ― самостоятельно изучает выборочные предметы. В течение года ребенок проходит промежуточную аттестацию. Тестирование помогает определить уровень подготовки и вывести итоговые оценки. 

Чтобы перевести ребенка на домашнее обучение, родителям нужно подать в городской департамент образования следующие документы:

  • уведомления о выборе семейной формы обучения;
  • паспорт родителя или законного представителя;
  • свидетельство о рождении или паспорт ребенка;
  • заявление об отчислении из школы, в которой обучался ребенок;
  • договор на промежуточную аттестацию — заключают со школой, в которой ребенок будет проходить проверку знаний. 

Образец уведомления о выборе семейной формы обучения можно скачать здесь. Образец уведомления о переходе на семейное обучение

Бланк уведомления о выборе семейной формы обучения
Плюсы и минусы семейного обучения

Что делать, если учителем недовольны большинство учеников или родителей

Формально родители не могут заменить педагога, это прерогатива дирекции школы. Однако родитель представляет интересы ребенка и может потребовать, чтобы учитель выполнял трудовые обязанности: качественно проводил уроки, не проявлял агрессии и негативных эмоций по отношению к ученику.

Если ребенок жалуется, что не понимает объяснений учителя, не может найти с ним общего языка, и знания по предмету оставляют желать лучшего — можно добиться смены педагога. Рассказываем, как следует действовать. 

Составить коллективное заявление. Если учитель не нравится многим родителям, им следует объединиться — к коллективной жалобе директор отнесется серьезнее. 
В заявлении нужно перечислить претензии и попросить заменить преподавателя. Документ составляют в двух экземплярах: один остается у родителей, второй передают директору. 

Помимо претензий, необходимо написать следующую фразу: «Просим разобраться в ситуации и о результатах проверки сообщить в письменном виде». К заявлению можно приложить доказательства, например, тетрадь с домашней работой, в которой учитель допустил грамматические ошибки. Или запись с диктофона, на которой педагог обзывает или унижает ребенка. 

Пример коллективного заявления родителей

Заявление подписывают все недовольные родители
Попросите о личной встрече с директором. Заявление можно отправить заказным письмом на адрес школы, но лучше передать директору лично, чтобы обосновать свою позицию. На встречу с директором можно отправить представителей от недовольных родителей. Беседу с директором желательно записать на диктофон — если родители не достигнут взаимопонимания с администраций, запись можно использовать как доказательство при обращении в городской департамент образования.


Важно! Если записанный разговор вы планируете передавать третьим лицам, необходимо предупредить собеседника о записи и заручиться его согласием. В противном случае вас могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 ₽.


К чему может привести встреча родителей с директором

Я поговорила с завучем общеобразовательной школы и выяснила, каких результатов могут добиться родители. 

Директор поговорит с участниками учебного процесса. Если у администрации и родителей учеников из других классов нет претензий к педагогу, директор может посчитать заявление необоснованным и предложить сообща решить проблему. Например, предложит назначить встречу, на которую пригласит педагога, представителей администрации и родителей. Если проблема назрела в старших классах, на беседу могут пригласить представителей от учеников. 

Замена педагога — это, как минимум, неудобство для администрации: придется перераспределять нагрузку между учителями, менять расписание занятий. Поэтому директор попытается переубедить родителей менять педагога. В качестве аргументов может использовать следующие фразы: «это очень хороший специалист с большим стажем работы», «заменить педагога некем». 

Комиссия исследует качество преподавания учителя. Если родители категорично настаивают на смене педагога, директор предложит провести объективную оценку качества преподавания. 

Как проверяют качество преподавания

Комиссия проверяет знания учеников. Директор создает комиссию, в которую входят учителя и представители школьной администрации. Сотрудники проводят внутреннее расследование: посещают уроки, проверяют поурочные планы, проводят срез знаний учеников. Качество знаний оценивают по утвержденному уровню обученности:

  • 100-64% — оптимальный уровень;
  • 64-49% — допустимый уровень;
  • 48-36% — удовлетворительный уровень;
  • 35-20% — тревожный уровень;
  • 19-0% — критический уровень.

Пример

Контрольную работу выполнили 25 учеников, из них 5 человек получили «отлично», 5 человек — «хорошо», 10 человек — «удовлетворительно» и 5 человек — «неудовлетворительно». Каждая «пятерка» равняется 100%, «четверка» — 64%, «тройка» — 36%, «двойка» — 14%. Полученные результаты суммируют и рассчитывают среднее арифметическое: 

5 × 100 + 5 × 64 + 10 × 36 + 5 × 14 = 1 250 — общий результат;
1 250 ÷ 25 = 50% — уровень знаний класса. 

Ученики показали результат, равный 50%, — это допустимый уровень. Скорее всего, претензии родителей носят субъективный характер и не соответствуют действительности.


Директор составляет аналитическую справку. Справку пишут на основании проведенного среза знаний — контрольной работы, диктанта или тестирования. В справке директор указывает успеваемость учеников, уровень обученности и средний балл; перечисляет основные ошибки, например, правописание безударных гласных в корне слова. Кроме этого, составляет рекомендации, например, усилить контроль над преподаванием русского языка. 

Подать жалобу в департамент образования

Бывает, что комиссия определила тревожный или критический уровень обученности, но учителя оставляют на работе. Например, в школе не хватает педагогов и заменить его некем.

Родители могут обратиться в городской департамент образования — написать жалобу на низкое качество преподавания учителя и бездействие администрации школы. К жалобе нужно приложить подтверждающие документы: заявление на имя директора школы, ответ администрации, копию аналитической справки. Жалобу могут написать родители одного ученика, но лучше подавать коллективную. 

Пример жалобы на директора школы

Примерный образец жалобы на директора среднего общеобразовательного учреждения

Светлана Е., мать школьника:

«В прошлом году родители нашего класса попросили заменить учителя русского языка и литературы. Она кричала на детей, занижала оценки, а новый материал заставляла детей изучать самостоятельно. 

Директор не пошла нам навстречу — объяснила, что нет свободных учителей. Тогда родители составили коллективную жалобу в департамент образования. Примерно через неделю началась проверка: провели контрольную по русскому языку, проверяющие беседовали с родителями, которые подписали жалобу. Нас просили перечислить претензии. Проверка длилась примерно через 2 месяца, и после нее учителя заменили». 


Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале @life_profit. Присоединяйтесь!

Оксана Мосеева, помогает подруге поменять педагога

Заявление директору от родителей о смене учителя — это письменное обращение в свободной форме с подробным описанием проблемы. Его составляют, когда преподаватель не справляется с дисциплиной, а методы его обучения не дают нужного объема знаний по предмету.

Прощупываем почву

Перед тем как писать заявление, оцените обстановку. По какой причине учитель вас не устраивает:

  • как личность (нет контакта с учениками, грубость или неадекватное поведение);
  • как учитель (по вашему мнению, он недостаточно компетентен в своей области).

Поговорите с другими родителями. Если они учителем довольны, копайте глубже: возможно, стоит перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу.

Если претензии к учителю не только у вас, объединяйтесь. Собирайте факты, подтверждающие, что ваше желание сменить преподавателя обоснованно.

Образец заявления на замену учителя от родителей

Могут ли поменять учителя по заявлению родителей

Любой родитель, как законный представитель своего ребенка, вправе требовать высокого качества образования для своего отпрыска. Не запрещается писать заявление на смену учителя от одного родителя. Но эффективнее писать коллективное обращение директору от всех родителей класса.

Покопаемся в главном законе об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012: в нем нет указаний, что у родителей есть возможность выбора учителя или классного руководителя. Но отмечено, что родители, как законные представители ребенка, вправе высказывать собственные пожелания. Если родители напишут совместное заявление о смене учителя, решение вопроса ложится на плечи директора. Руководство школы обязано в течение месяца провести служебную проверку по заявлению и отреагировать на него в письменном виде.

Как правильно написать заявление

Каких-то особенных бланков для подобных заявлений нет. Заявление пишут в свободной форме, соблюдая главные принципы:

  • указывают, кому и от кого заявление;
  • указывают суть проблемы и просьбу заняться ее решением;
  • ставят дату и подпись (подписи всех родителей, если заявление коллективное).

Так выглядит образец заявления о смене учителя в школе от одного родителя:

Директору МБОУ СОШ № 1

г. Москвы

А.Б. Строгому

от Ивановой А.И.,

проживающей по адресу:

ул. Московская, 1, д. 1

тел. 8(923)1112233

Заявление

Прошу перевести моего сына, Иванова Ивана Ивановича, ученика 6-А класса в группу английского языка к учителю Знающей А.А.

В группе, где сейчас обучается ребенок (учитель — Задумчивая В.В.), плохая дисциплина, учитель не справляется с классом, знания на уроках дают плохо, они не усваиваются. Чтобы справиться с программой, приходится нанимать репетитора, а это для меня материально тяжело. В группе Знающей А.А. ребенок хорошо усваивает материал, в классе хорошая дисциплина и учитель использует в преподавании методы, которые больше подходят моему ребенку.

В соответствии со ст. 3 п. 7 закона «Об образовании в РФ», каждому человеку обеспечивается свобода выбора получении образования согласно склонностям и потребностям человека. Прошу рассмотреть мое заявление и сообщить мне о результатах его рассмотрения в письменном виде.

05.09.2022 г. / Иванова А.И.

Скачать образец заявления от одного родителя

Коллективное обращение от родителей класса выглядит так:

Директору МБОУ СОШ № 1

г. Москвы

А.Б. Строгому

от родителей 6-А класса

председатель родительского

комитета

Ясная О.О.

тел. 8(111)2223344

Заявление

Просим сменить учителя английского языка в 6-А классе Задумчивую В.В.

Уровень преподавания английского языка учителем Задумчивой В.В. остается на низком уровне. В классе плохая дисциплина, дети не усваивают материал. Результаты контрольных работ демонстрируют низкий уровень подготовки учащихся по предмету. Чтобы усвоить программу, родители вынуждены нанимать репетиторов, но не у всех родителей есть такая возможность, так как это влечет большие расходы.

Согласно закону «Об образовании в РФ», все имеют право на получение качественного образования. Просим вас рассмотреть наше заявление и сообщить о результатах его рассмотрения в письменном виде.

05.09.2022 г.

Подписи родителей:

Скачать образец коллективного заявления

Еще один вариант коллективного заявления:

Директору МБОУ СОШ № 1

г. Москвы

А.Б. Строгому

от родителей 10-А класса

председатель родительского

комитета

Иванова А.И.

тел. 8(111)2223344

Заявление

Просим вас рассмотреть вопрос о замене учителя физики в 10-А классе Петрова Г.Г.

Уровень преподавания предмета низкий, учитель не способен доступно преподнести материал школьникам. Просьба основана на неоднократных жалобах учащихся о непонимании материала, на то, как и в каком виде учитель Петров Г.Г. дает материал на уроках. Результаты контрольных работ демонстрируют низкий уровень подготовки учащихся по предмету. Наш класс — класс с физико-математическим уклоном. Нашим детям важно качественное преподавание физики.

С уважением, родительский комитет 10-А класса.

30.10.2022 г.

Председатель родительского комитета / Иванова А.И.

Подписи родителей:

Скачать заявление от родителей о смене учителя (коллективное обращение)

Прослушать статью

Прежде всего договоримся о том, что такое «сложный родитель». Сложный — это значит, что его поведение представляет сложность для учителя. Можно выделить два основных типа сложных в общении родителей. Это те, кто

  • «Пишут в Департамент», или иным способом конфликтуют с учителем;

  • Не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования учителя.

Если спросить учителей, с каким типом сложнее иметь дело, ответ может оказаться неожиданным.

Агрессивные, конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность — позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.

Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь. От 7 до 10

Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь. От 7 до 10

Третья книга из авторской серии Александра Черницкого и Виктора Бирюкова (две первые — «Как воспитать ребенка до детского сада: от 0 до 3» и «Детский сад и подготовка к школе: от 3 до 6»). Верные себе соавторы снова демонстрирует мамам и папам преимущество гибких подходов к воспитанию. И, как всегда, избегают многословия: все советы кратки, разумны, опираются на богатый жизненный опыт и здравый смысл. Книга поможет разобраться не только с организацией учебы, но и детского досуга, занятий спортом, откроет тайны детской дружбы и любви, поможет грамотно подойти к половому воспитанию, научит азам конфликтологии. Авторы не увиливают от «неудобных» тем, «деликатных» вопросов: ведут разговор прямо и по существу.

Купить

Причиной деструктивных столкновений родителей с учителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость. Занизили оценку, не дали шанса исправить неудачный результат, другой ребенок ударил или оскорбил, учитель отозвался пренебрежительно, — все это про то, что «с моим ребенком поступили неправильно, нехорошо».

Читайте также:

  • Конфликты в классе
  • Межличностный конфликт в школе: учитель против учителя
  • Переоценка ценностей, контролирующие родители и мир, готовый поощрять: тренды современной педагогики
  • Главный герой — учитель
  • Учитель-наставник: быть ли наставничеству в школах?

В основе такого конфликта лежит желание защитить своего ребенка — вполне позитивное и естественное. В большинстве случаев оно не противоречит интересам учителя. Тем не менее разгорается конфликт. Почему?

К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, — такова внутренняя логика агрессивного поведения, в основе которого лежит борьба за власть. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Департамента образования и иных наделенных властью институтов, родители, возможно, обретают уверенность, но отнюдь не всегда решают исходную проблему. Наоборот, качество жизни их детей в школьном пространстве от этого, как правило, становится только хуже.

Другая возможная причина склонности к конфронтации — неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители (чаще всего это матери) постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери». Основной инструмент, который при этом используется, — опять же агрессивное противостояние, потому что именно оно воспринимается как признак неравнодушия к своему ребенку.

Часто бывает так, что ребенок склонного к конфликтам родителя — «особый ребенок», в силу органических нарушений или иных причин имеет поведенческие сложности и нуждается в особом внимании. Родители такого ребенка, с одной стороны, живут в постоянной готовности защищать его от внешнего мира, а с другой, испытывают хронический стресс. Их поведение может быть вызвано неспособностью справиться со своим состоянием.

Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?

Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. 6 класс. Рабочая тетрадь

Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. 6 класс. Рабочая тетрадь

Задания тетради направлены на обогащение и расширение ранее полученного опыта формирования своей личности и закрепление умений плодотворно разрешать возникающие жизненные проблемы и конфликты, не теряя «своего лица». В тетрадях для учащихся 5 и 6 классов даны коммуникативные игры и аналитические упражнения, вводящие знания об опасностях наркотизма на примерах типичных для детей этого возраста проблемных ситуаций и позволяющие делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.

Купить

Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями

  1. Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.

  2. Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.

  3. Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.

  4. Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

  5. Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).

  6. В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов. Это могут быть круги сообщества, медиация.

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!

Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.

Конструктивный ответ:

Учитель: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?

В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями.

Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

Смотрите также:

  • Анна Гончарова: «Современный учитель должен увлекать детей своим предметом»
  • Почему родители боятся своих детей?
  • Толерантность — учим детей строить отношения с детства!

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.

Учитель: Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.

Конструктивный ответ:

Учитель: Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?

В первом случае учитель фактически сказал: «Я не контролирую ситуацию и тоже страдаю от этого ужасного Пети, так что отстаньте от меня». Обеспокоенные родители очень часто объединяются против «проблемного» Пети, и начинают выдавливать его из школы. Если учитель поддерживает этот процесс, может начаться прямая травля, которая не понизит степень петиной агрессивности, а только ее повысит. Даже в случае изгнания Пети атмосфера в классе останется отравленной. Рекомендация учителя «не подходить к нему», озвученная ради безопасности, тоже работает в эту сторону.

Во втором случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств (неврологического и психического статуса ребенка, включенности семьи и т.д.).

Таким образом, конфликтный родитель — тот, кому не все равно, что происходит с его ребенком в школе, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача — выстроить сотрудничество между школой и семьей.

Чувства и конфликты.

Чувства и конфликты.

Предыдущие книги новой серии были посвящены детям — их проблемам, их эмоциям. В этом выпуске Юлия Борисовна Гиппенрейтер говорит о том, как родителям быть с собственными чувствами. Ведь они тоже расстраиваются, огорчаются и переживают. Как правильно выразить свои чувства и донести их до ребенка? Другая важная тема этого выпуска — конфликты в семье и техники, с помощью которых можно снять напряжение, учесть интересы всех членов семьи и сохранить теплую и дружескую атмосферу.

Купить

Мы уже рассказали о правах детей и родителей в школе, а что же учителя? Что им разрешает и запрещает закон, имеет ли право учитель на те ли иные действия в отношении ученика? Рассказываем вместе с экспертами в этой статье, какие права у учителя в школе не могут быть нарушены ни администрацией, ни учениками.

Права учителя в образовательном учреждении

Многие говорят о том, что учитель сегодня – самое бесправное существо, которое имеет в основном обязанности перед учебным заведением и родителями учеников. Но права учителя по закону тоже есть, и они должны соблюдаться.

Защита чести и достоинства, профессиональных и человеческого – в случае нарушения со стороны администрации, ученика или родителей

Эти права закреплены в ст. 23 Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, что в случае нарушения, оскорблений, проявлений некорректного поведения в свой адрес можно требовать защиты прав учителя, в том числе через суд.

Перечислим основные права учителя.

Участие в управлении школы в соответствии с уставом, возможность критики действий администрации и ребенка или его родителей – естественно, в корректной форме.

Каждый учитель имеет возможность принимать посильное и допустимое внутренними документами учебного заведения участие в организации учебного процесса, порядка взаимоотношений с учениками. Также каждый работник имеет право голоса, в том числе, — возможность критиковать действия администрации и предлагать свои варианты решения возникающих проблем. Кроме того, учитель вправе выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность в педагогическом коллективе, вне зависимости от стажа работы и прежних заслуг (если наличие таковых не предполагается по умолчанию для того, кто занимает такую должность).

Получать условия для организации учебного процесса.

Рабочее место учителя и учеников обеспечивает и поддерживает администрация учебного заведения. Мебель, техника, учебные пособия должны быть предоставлены, никто не вправе требовать, чтобы что-либо из этого приобреталось учителем или родителями учеников за свои деньги.

Возможность отказаться от поручений, не связанных с должностными обязанностями учителя.

Все обязанности педагога перечисляются в его должностной инструкции, подписываемой вместе с трудовым договором. Привлекать персонал для выполнения других работ администрация не вправе. Поэтому если учителя заставляют, например, самостоятельно убирать класс, территорию школы, выполнять ремонтные работы, это является нарушением его прав! В этом случае можно смело отказываться от дополнительной нагрузки, которая в обязанности не входит.

У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью

А именно:

  • Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
  • Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
  • Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
  • Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
  • Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
  • Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.

Свобода в выборе оценки знаний учащихся, а также установление требований к поведению на занятиях.

Очень важный аспект в этом случае – соблюдение баланса и прав самих учеников, в том числе уважение их чести и достоинства. Нередко случаются спорные ситуации, касающиеся полномочий учителя относительно учеников, особенно в ситуации с наказаниями. Не стоит забывать, что учитель НЕ имеет права:

  • Кричать на ученика, оскорблять или унижать его.
  • Не пускать его на занятия в случае опоздания или при отсутствии формы.
  • Выгонять ученика с занятия (учитель не имеет права на такое действие, так как это нарушает правила безопасности).
  • Отбирать телефон или другие личные предметы.

Но учитель может действовать в рамках устава учебного заведения, не нарушая при этом никаких других законов. Конфликтные ситуации, если их невозможно разрешить с учеником, лучше решать с администрацией и родителями – таким образом, чтобы интересы и права всех сторон были соблюдены.

При этом учитель вправе требовать, чтобы учащийся соблюдал правила школы, а родители или опекуны обеспечивали ему все возможности для обучения (в том числе, материальные и психологические).

Помните! В случае с конфликтами руководство зачастую предпочитает вставать на сторону родителей, так как обвинения в превышении полномочий со стороны учителя или проявлении насилия по отношению к несовершеннолетнему – серьезны и ударят по репутации школы. Поэтому учителю очень важно держаться в рамках закона и решать все вопросы цивилизованно, даже в том случае, если ученик совершенно неуправляем.

Вообще в любом случае конфликты лучше решать полюбовно, таким образом, чтобы интересы обеих сторон был учтены, а права не нарушены. Именно к этому должна стремиться администрация, которая обязана учитывать как права учеников, так и своих работников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Как изменить учетный период при суммированном учете рабочего времени
  • Как изменить учетные данные удаленного рабочего стола
  • Как изменить учетные данные на озоне
  • Как изменить учетные данные на компьютере
  • Как изменить учетную политику организации

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии