При выборе земельного участка важно уделить внимание виду разрешенного использования (ВРИ), поскольку он определяет, какую деятельность можно вести на данной территории и какие объекты можно размещать. Эксперты Росреестра разъясняют, как изменить или установить ВРИ земельных участков.
Какие бывают ВРИ участка и как они устанавливаются?
Перечень видов разрешенного использования приводится в Классификаторе, утвержденном Росреестром. Среди них:
· сельскохозяйственное использование;
· жилая застройка;
· общественное использование объектов капитального строительства;
· предпринимательство;
· отдых (рекреация);
· производственная деятельность;
· транспорт;
· обеспечение обороны и безопасности;
· деятельность по особой охране и изучению природы;
· использование лесов;
· водные объекты;
· земельные участки (территории) общего пользования;
· земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства);
· земельные участки, входящие в состав общего имущества собственников индивидуальных жилых домов в малоэтажном жилом комплексе.
На основании Классификатора муниципалитеты определяютВРИ для каждой территориальной зоны:
· основные (характеризуют основную деятельность для ведения которой используется земельный участок);
· условно разрешенные (применяются при необходимости расширить способы использования земли);
· вспомогательные (допустимы в качестве дополнительных к основным и условно разрешенным видам использования земельных участков и применяются для уточнения их целевого назначения).
Как узнать текущий ВРИ земельного участка?
Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно несколькими способами:
· Заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале «Госуслуг», а также на сайте Федеральной кадастровой палаты Росреестра.
· Воспользоваться онлайн-сервисами «Публичная кадастровая карта» и «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Для этого потребуется ввести в поисковую строку адрес участка или его кадастровый номер.
Зачем менять/устанавливать ВРИ земельного участка?
Вид разрешенного использования земельного участка необходимо изменить/установить в следующих случаях:
· если вы планируете вести на участке деятельность, не предусмотренную текущим ВРИ;
· если ВРИ земельного участка не установлен.
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Если документ принят уполномоченным органом в вашем населенном пункте, то необходимо подать в орган регистрации прав заявление об изменении ВРИ земельного участка, указав в заявлении ВРИ из тех видов, которые установлены ПЗЗ. При этом существует перечень земель, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, а также земли, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (статья 36 ГрК РФ).
Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.
В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.
Какие документы потребуются для изменения в ЕГРН основного и вспомогательного ВРИ земельного участка?
Для получения услуги необходимо предоставить следующие документы:
· заявление о государственном кадастровом учете без одновременной регистрации прав, в котором указывается выбранный вид разрешенного использования;
· документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;
· документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя заявителя (в случае, если от вашего имени действует представитель).
Куда подать документы для изменения ВРИ земельного участка?
Заявление в орган регистрации прав можно предоставить при личном визите в МФЦ.
Как установить условно разрешенный ВРИ земельного участка?
Чтобы установить условно разрешенный вид использования, требуется получить разрешение. Для этого правообладателю необходимо направить заявление в комиссию, которая создается для изменения ВРИ. Затем будут проведены общественные обсуждения или публичные слушания, по результатам которых будет принято решение – выдать разрешение либо отказать.
В каких случаях нельзя изменить ВРИ участка?
Изменить вид разрешенного использования участка невозможно:
· если договор аренды участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;
· арендатору самостоятельно, если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования;
· если градостроительным регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ;
· если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду без проведения торгов для производства продукции по импортозамещению.
Пресс-служба Кадастровой палаты по Краснодарскому краю
Нередко текущий вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка, в том числе установленный органами власти еще до принятия Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), не учитывает назначение изначально расположенных на участке зданий, а подходящий для здания вариант использования не предусмотрен действующими ПЗЗ.
Или под возведенным ранее зданием формируется участок, но ВРИ, предусматривающий возможность использования участка в соответствии с фактическим назначением здания, в градостроительном регламенте ПЗЗ отсутствует.
В результате у собственника законно возведенного здания возникают проблемы с оформлением земельных отношений, эксплуатацией здания, применением штрафных санкций за нецелевое использование, исчислением земельных и имущественных платежей в бюджет.
Можно ли изменить текущий ВРИ участка на вид, соответствующий назначению правомерно возведенных на нем объектов недвижимости, но не предусмотренный ПЗЗ? Можно ли установить такой ВРИ вновь сформированному под зданием участку? Об этом я расскажу в данном материале, исходя из имеющегося практического опыта Правового центра «Два М» и анализа позиций судов.
1. Если текущий ВРИ участка не учитывает назначение правомерно возведенных на участке объектов недвижимости
Из п. 4 ст. 85 ЗК, п. п. 8 — 10 ст. 36 ГрК следует, что здания, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов ПЗЗ, а также участки, на которых они расположены, ВРИ которых не соответствуют градрегламенту, могут использоваться по прежнему фактическому ВРИ (за исключением случаев, если использование таких участков и зданий представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия).
Соответственно, режим земельного участка должен обеспечивать возможность использовать расположенные на нем здания по их фактическому разрешенному использованию неограниченно долго.
Данный вывод соответствует правовой позиции ВС.[1]
В то же время, ВС неоднократно указывал, что установление разрешенного использования участка не может носить произвольный характер и должно определяться фактическим использованием данного участка, т. е., применительно к застроенным участкам – функциональным назначением расположенных на них ОКС.[2]
В случае, если на участке расположены здания, такому участку не может быть установлен ВРИ, не допускающий капитального строительства.[3]
Однако на практике при определении ВРИ земельных участков органами власти нередко игнорируется информация о нахождении на участке ОКС. В результате – ВРИ присваивается участку без учета назначения расположенных на нем зданий (сооружений), что с большой вероятностью будет иметь для правообладателя недвижимости вышеприведенные неприятные последствия.
Судебная практика подтверждает: если ВРИ участка не учитывает назначение правомерно возведенных на нем (до установления ВРИ в текущем виде) объектов недвижимости, правообладатель вправе изменить ВРИ такого участка, независимо от предусмотренного ПЗЗ градрегламента.
В определении по делу № А43-47603/2017[4] ВС обратил внимание на то, что законодательство о кадастровом учете и регистрации прав не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании участка, соответствующем назначению законно возведенных на нем ОКС, но не предусмотренном градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны.
В рамках дела № А40-150572/2021 суды пришли к выводу: если текущий ВРИ участка не отражает назначения расположенного на нем здания, такому участку в любом случае должен быть установлен новый ВРИ, соответствующий его фактическому использованию, даже если такой ВРИ не предусмотрен действующими ПЗЗ.[5]
Кроме того, нарушение порядка установления ВРИ исходного земельного участка является основанием для признания неправомерно установленными и, соответственно, для изменения ВРИ тех участков, которые были образованы из исходного участка в результате его раздела.
Данный вывод содержится в правовой позиции ВАС[6] и воспринят более поздней судебной практикой.
В деле № А40-320178/2019, сопровождаемом юристами «Два М», удалось обосновать правомерность изменения ВРИ участка путем установления вида разрешенного использования, соответствующего назначению законно возведенного еще до формирования участка объекта (офисно-гостиничного комплекса), при том, что данный ВРИ не предусмотрен действующими ПЗЗ и не соответствует ВРИ, установленному для исходного участка («для благоустройства и строительства детских и спортивных площадок»).[7]
В рамках дела № А40-35569/2019 судами признан незаконным отказ ДГИ Москвы в изменении ВРИ земельного участка путем его приведения в соответствие с фактическим использованием (для производственных целей). Суды указали, что текущий ВРИ участка был установлен без учета назначения расположенных на участке зданий и нарушает права землепользователя, на которого не могут быть возложены негативные последствия принятия решения о присвоении участку непроизводственного ВРИ. В частности, неправомерным будет являться возложение на него обязанности по уплате повышенной арендной платы за период до изменения ВРИ участка[8].
Таким образом, в случае, когда текущий ВРИ участка установлен без учета правомерно возведенных на таком участке объектов недвижимости, его правообладатель вправе изменить ВРИ участка, даже если «нужный» ВРИ не предусмотрен действующими ПЗЗ.
Указанный вывод в полной мере относится и к земельным участкам, расположенным в так называемой зоне сохраняемого землепользования («Ф») в Москве, которой посвящена отдельная статья в моем блоге.
2. Если земельный участок формируется под правомерно возведенным объектом недвижимости
В некоторых случаях год постройки здания существенно предшествует формированию земельного участка для его эксплуатации.
На практике уполномоченный орган, предоставляя вновь сформированный участок под зданием в аренду, устанавливает ВРИ такому участку, исходя из градостроительного регламента по ПЗЗ. Функциональное назначение здания при этом не всегда учитывается.
В итоге между ВРИ участка и назначением здания возникает противоречие: эксплуатация здания в соответствии с установленным ВРИ невозможна, тогда как менять что-либо в конструктиве здания для того, чтобы привести его в соответствие с установленным ВРИ – нецелесообразно и экономически невыгодно для собственника здания.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 ГрК и вышеприведенными позициями ВС, правовой режим земельного участка должен устанавливаться с учетом фактического использования участка и ОКС.
Судебная практика подтверждает: если земельный участок формируется под зданием, такому участку должен быть установлен ВРИ, соответствующий функциональному назначению расположенного на нем здания, независимо от предусмотренного ПЗЗ градрегламента.
В рамках дела № А40-134186/2020 суды, удовлетворяя требование собственника здания об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды публичного участка, пришли к выводу: разрешенное использование вновь сформированного участка должно соответствовать фактическому назначению здания, расположенного на нем. В противном случае, существенно нарушаются права собственника здания в части возможности использования здания по его фактическому назначению. Судом принято во внимание, что не соответствующий назначению здания ВРИ повлечет заведомо нецелевое использование участка с рисками применения к арендатору штрафных санкций. Такая ситуация противоречит основным началам гражданского и законодательства — принципу свободы договора, добросовестности действий сторон, разумности и справедливости условий договора (ст. ст. 1, 10, 307, 421 ГК РФ).[9]
Кроме того, ВРИ участка, установленный не в соответствии с назначением расположенного на нем здания, может привести к необоснованному завышению кадастровой стоимости участка и зависящих от нее земельных и имущественных платежей в бюджет. В случае, если такому участку будет присвоен ВРИ, включающий размещение офисов, объектов торговли, общепита и (или) бытовых услуг, здание будет включено в перечень облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости (Перечень).
В вышеприведенном случае здание, фактически используемое для складских целей, было исключено из Перечня в рамках дела № 66а-430/2022 на основании судебного акта об урегулировании разногласий по договору аренды в части ВРИ участка.[10]
Таким образом, в случае если земельный участок формируется под правомерно возведенным зданием, такому участку должен быть установлен ВРИ, соответствующий функциональному назначению здания, даже если такой ВРИ для участка не предусмотрен ПЗЗ.
Заключение
Правообладатель участка не должен нести негативные последствия из-за навязанного ему разрешенного использования земли, которое установлено представителями органов власти без учета назначения законно возведенных на участке зданий или включает неактуальные и затратные (с точки зрения влияния на кадастровую стоимость и платежи за землю и недвижимость) виды использования.
Собственник правомерно возведенного на участке объекта недвижимости не может быть лишен возможности эксплуатировать такой объект в соответствии с его функциональным назначением.
Практический опыт и анализ релевантной судебной практики по данному вопросу позволяют констатировать, что чиновники продолжают «страдать» формализмом, тогда как суды в большинстве случаев встают на сторону собственников недвижимости.
[1] См. п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержденным Президиумом ВС РФ 14.11.2018); Определение СК по экономическим спорам ВС от 03.06.2019 по делу № 301-КГ18-25680.
[2] См. напр. определения ВС от 19.12.2018 № 305-КГ18-20540, от 09.01.2018 г. № 307-КГ17-19814; Кассационное определение СК по административным делам ВС от 26.01.2022 № 49-КАД21-9-К6.
[3] См. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 г. № 13016/11; Постановление АС Московского округа от 28.09.2017 № Ф05-10460/2017 по делу № А41-64876/2016; Решение АС г. Москвы от 10.03.2020 по делу № А40-320178/2019.
[4]См. п. 34 Обзора судебной практики ВС № 3 (2019) (утв. Президиумом ВС 27.11.2019).
[5] См. Постановление Девятого ААС от 31.01.2022 № 09АП-83041/2021 по делу № А40-150572/2021.
[6] См. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 12919/11 по делу № А27-12204/2010.
[7] См. Постановление АС Московского округа от 23.11.2020 № Ф05-17954/2020 по делу № А40-320178/19-2-1878.
[8] См. Постановление АС Московского округа от 18.11.2019 № Ф05-19640/2019 по делу № А40-35569/19-154-323.
[9] См. Постановление АС Московского округа от 06.04.2022 № Ф05-2727/2022 по делу № А40-134186/2020.
[10] См. Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17.02.2022 по делу № 66а-430/2022.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка, арендуемого у Москвы
Изменение разрешенного использования земельного участка: зачем это нужно, кто может это сделать, какие документы понадобятся
1.Кто и зачем может изменить вид разрешенного использования земельного участка, арендуемого у Москвы?
Изменить вид разрешенного использования земельного участка могут физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами или правообладателями земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или участков, на которые собственность не разграничена. Также за предоставлением государственной услуги могут обращаться представители заявителей.
Причин, по которым может понадобиться изменять вид разрешенного использования, несколько:
- если вы планируете вести на нем коммерческую деятельность, которая не предусмотрена текущим видом разрешенного использования;
- если текущий вид разрешенного использования не соответствует действующему законодательству, эту проблему нужно решить, приведя вид разрешенного использования в соответствие с действующим законодательством;
- если земельному участку вообще не установлен вид разрешенного использования.
Вы не сможете изменить вид разрешенного земельного участка, если:
- одно или несколько зданий, расположенных на земельном участке, не принадлежат вам;
- права на земельный участок оспариваются в суде;
- у вашего земельного участка не определены границы, то есть участок не поставлен на государственный кадастровый учет;
- не представлено согласие залогодержателя.
2.Как узнать текущий вид разрешенного использования земельного участка?
Получить данные о земельном участке, включая кадастровый номер, адрес и вид разрешенного использования, можно на сайте Управления Росреестра по Москве. В частности, кадастровый номер потребуется вам для получения всех услуг Департамента городского имущества города Москвы.
3.В соответствии с какими правовыми актами устанавливается вид разрешенного использования?
Основными правовыми актами являются:
- правила землепользования и застройки города Москвы, установленные постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года № 120-ПП;
- приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412.
4.Как оформить услугу «Изменение вида разрешенного использования земельного участка»?
Эту услугу в Москве предоставляет Департамент городского имущества города Москвы. Она оказывается исключительно в электронном виде на сайте mos.ru. Для получения услуги необходимо подать электронное заявление.
В течение 15 рабочих дней в личный кабинет заявителя на mos.ru будет отправлена информация об оказании услуги. При положительном решении вы получите распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, при отрицательном — отказ в приеме документов или в предоставлении государственной услуги с разъясненной причиной отказа. Услуга предоставляется бесплатно.
5.Какие документы потребуются для получения услуги?
Для получения услуги и заполнения электронного заявления вам нужно будет подготовить следующие документы:
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя (в случае обращения представителя заявителя);
- документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени заявителя или представителя заявителя, являющегося юридическим лицом, за исключением обращения за предоставлением государственной услуги лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица (в случае обращения за предоставлением государственной услуги лица от имени заявителя или представителя заявителя, являющегося юридическим лицом);
- нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на земельный участок, если право на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (предоставляются при отсутствии сведений о правах на земельный участок в ЕГРН, за исключением случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома);
- разрешение залогодержателя права пользования земельным участком на изменение вида разрешенного использования земельного участка (в случае, если земельный участок находится в залоге);
- правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (в случае, если право на объект недвижимости не зарегистрировано в ЕГРН).
6.Что делать, если запрос на получение этой госуслуги направлен ошибочно?
Вы можете отозвать запрос с момента регистрации запроса до начала формирования результата предоставления государственной услуги. Отозвать запрос можно из личного кабинета заявителя на mos.ru.
Анализ проведенных проверок по обращениям в сфере землепользования показал, что граждане зачастую используют для личных нужд принадлежащие земельные участки с нарушением установленного вида разрешенного использования.
В ряде случав предусмотренный законодательством порядок изменения вида разрешенного использования участка не используется.
Виды разрешенного использование земельных участков подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
Вспомогательные виды допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования
При изменении вида разрешенного использования земельного участка необходимо руководствоваться правилами землепользования и застройки муниципального образования, в границах которого расположен участок.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Информацию о градостроительном регламенте можно получить в органах местного самоуправления, а также в сети «Интернет» на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ основной и вспомогательный виды использования участка можно изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Для их изменения необходимо собственнику участка обратиться в органы Росреестра для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих изменений.
При этом согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 № 42-П от 23.10.2020 сведения об использовании участка в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования могут не вносится в Единый государственный реестр недвижимости, что нарушением не является.
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка .
Лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка в орган местного самоуправления в соответствии с установленным регламентом.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях или общественных обсуждениях, которые проводятся в течение одного месяца со дня оповещения об их проведении. Оповещение о проведении публичных слушаний (общественных обсуждениях) проводится путем его опубликования в официальных средствах массовой информации, на сайте администрации, информационных стендах.
На основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия, созванная органом местного самоуправления, осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. Глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
После принятия решения информация в рамках межведомственного информационного взаимодействия направляется в органы Росреестра.
С учетом изложенного только предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре.
Указанная процедура обеспечивает соблюдение интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением вида разрешенного использования участка.
Нарушение указанной процедуры может привести к признанию изменения целевого назначения земельного участка недействительным.
Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка
Анализ проведенных проверок по обращениям в сфере землепользования показал, что граждане зачастую используют для личных нужд принадлежащие земельные участки с нарушением установленного вида разрешенного использования.
В ряде случав предусмотренный законодательством порядок изменения вида разрешенного использования участка не используется.
Виды разрешенного использование земельных участков подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
Вспомогательные виды допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования
При изменении вида разрешенного использования земельного участка необходимо руководствоваться правилами землепользования и застройки муниципального образования, в границах которого расположен участок.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Информацию о градостроительном регламенте можно получить в органах местного самоуправления, а также в сети «Интернет» на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ основной и вспомогательный виды использования участка можно изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Для их изменения необходимо собственнику участка обратиться в органы Росреестра для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих изменений.
При этом согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 № 42-П от 23.10.2020 сведения об использовании участка в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования могут не вносится в Единый государственный реестр недвижимости, что нарушением не является.
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка .
Лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка в орган местного самоуправления в соответствии с установленным регламентом.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях или общественных обсуждениях, которые проводятся в течение одного месяца со дня оповещения об их проведении. Оповещение о проведении публичных слушаний (общественных обсуждениях) проводится путем его опубликования в официальных средствах массовой информации, на сайте администрации, информационных стендах.
На основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия, созванная органом местного самоуправления, осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. Глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
После принятия решения информация в рамках межведомственного информационного взаимодействия направляется в органы Росреестра.
С учетом изложенного только предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре.
Указанная процедура обеспечивает соблюдение интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением вида разрешенного использования участка.
Нарушение указанной процедуры может привести к признанию изменения целевого назначения земельного участка недействительным.
В 2022 году изменение разрешенного использования земельного участка зависит от нескольких условий.
Первое условие: вид права, на котором вам принадлежит земля.
Второе условие: местонахождение земельного участка.
Третье условие: группа, к которой отнесены старый и новый виды разрешенного использования земельного участка.
Всего существует 5 видов прав, на которых можно владеть участком.
пошаговая инструкция
Среди них выделяют:
- собственность,
- аренда,
- безвозмездное пользование,
- постоянное (бессрочное) владение,
- пожизненное наследуемое владение.
В этой статье рассмотрим изменение разрешенного использования земельного участка, который находится в собственности и аренде.
1-ый способ.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности.
Для начала коротко разберемся:
- что такое разрешенное использование земельного участка,
- поймем что такое территориальная зона,
- что такое градостроительный регламент,
- узнаем что такое карта градостроительного зонирования,
- что такое Правила землепользования застройки.
Перечисленные термины звучат сурово, но на самом деле разобраться в них достаточно просто.
Что мы сейчас и сделаем, чтобы на основе понимания этих терминов, суметь изменить разрешенное использование земельного участка.
Что такое разрешенное использование земельного участка?
В законах нет четкого определения термина – разрешенное использование земельного участка.
Тем не менее, из системного толкования законов можно сделать вывод, что разрешенное использования – это направления деятельности, которые можно осуществлять на участке.
Иными словами, разрешенное использование — это то, что можно делать на земле.
Существует 113 видов разрешенного использования земельных участков.
Все виды разрешенного использования (сокращенно – ВРИ) изложены в Классификаторе.
Используйте бесплатный онлайн Классификатор видов разрешенного использования по ссылке.
Что такое территориальная зона?
В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.
Территориальные зоны – это зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.
К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.
Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.
Некоторые примеры территориальных зон:
- жилая зона,
- деловая зона,
- промышленная зона,
- сельскохозяйственная.
В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.
Каждая территориальная зона имеет свои виды разрешенного использования земельных участков, которые на ней находятся.
Одна территориальная зона может иметь от 1 до нескольких десятков видов разрешенного использования.
Напомню, что всего существует 113 видов разрешенного использования.
Виды разрешенного использования, действующие на территориальной зоне, распределяются по 3-м группам:
- основные виды разрешенного использования,
- вспомогательные виды разрешенного использования,
- условно разрешенные виды использования.
Иными словами, если допустим территориальная зона имеет 35 видов разрешенного использования, то все эти ВРИ будут распределены по 3-м группам.
Далее в статье рассмотрим, как изменять виды разрешенного использования из разных групп, а пока продолжим разбираться с терминами.
Что такое градостроительный регламент?
В законе (статья 1 ГрК) дано очень объемное определение.
Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Для целей изменения разрешенного использования нужно просто запомнить, что градостроительные регламенты – это документы, в которых описаны виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны.
Иными словами, чтобы узнать виды разрешенного использования, действующие на вашей территориальной зоне, нужно найти нужный градостроительный регламент.
Где найти градостроительный регламент?
Ответ прост.
Градостроительные регламенты содержаться в Правилах землепользования и застройки (сокращено – ПЗЗ).
Для справки.
В Правилах землепользования и застройки помимо градостроительных регламентов, содержатся Карты градостроительного зонирования.
Карты – это графические документы, которые являются приложением к Правилам землепользования и застройки.
На картах зонирования отображаются границы всех территориальных зон, которые установлены в конкретном населенном пункте.
Проще говоря, с помощью карты зонирования можно определить, к какой территориальной зоне относится ваш участок.
Исходя из территориальной зоны, можно определить, какие виды разрешенного использования может иметь ваш участок.
Что такое Правила землепользования и застройки? Где взять ПЗЗ?
В законе (статья 1 ГрК) дано определение.
Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.
Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.
Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.
Подведем предварительный итог.
Прежде чем начинать изменение разрешенного использования земельного участка, нужно найти Правила землепользования и застройки, в которых содержатся градостроительные регламенты и карты зонирования.
Используя карту, следует определить, в какой территориальной зоне находится ваш земельный участок.
Зная наименование своей территориальной зоны, необходимо в ПЗЗ найти описание градостроительного регламента, в котором содержаться все виды разрешенного использования, допустимые на данной территориальной зоне.
Из найденного перечня видов разрешенного использования, нужно выбрать подходящий ВРИ и приступить к процедуре смены вида разрешенного использования.
Продолжим начатую в начале статьи тему изменения разрешенного использования участка, который находится в собственности.
Как изменить ВРИ участка, находящегося в собственности?
Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, который находится в собственности зависит от того, к какой группе относится новый ВРИ.
Напомню, виды разрешенного использования участка распределяются по 3-м группам:
- основные виды разрешенного использования,
- вспомогательные виды разрешенного использования,
- условно разрешенные виды использования.
В Правилах землепользования и застройки вы найдете все 3 группы.
Смена основных видов разрешенного использования.
Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к основным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр.
Декларацию для смены вида разрешенного использования земельного участка
легко составить в течение 3 минут с помощью онлайн сервиса.
Заполните онлайн
Вместе с Декларацией получите готовое пошаговое руководство.
Заявление об изменении ВРИ, как правило, заполняет сотрудник Росреестра самостоятельно с использованием программных средств.
Получать чье-либо согласие или разрешение на изменение ВРИ из числа основных видов, не нужно.
Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке изменить вид разрешенного использования на любой основной вид, предусмотренный в ПЗЗ.
Изменение вспомогательных видов разрешенного использования.
Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к вспомогательным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр, точно также как и для основных ВРИ.
Никаких разрешений и согласований получать не нужно.
Важный нюанс.
Собственник не может изменить основной вид разрешенного использования на вспомогательный.
Допускается добавление вспомогательного вида разрешенного использования к основному.
Иными словами, выбирая вспомогательный ВРИ, вы добавляете его к основному виду, и в результате ваш участок будет иметь 2 вида разрешенного использования (основной и вспомогательный).
Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке добавить вспомогательный вид разрешенного использования, предусмотренный в ПЗЗ, к основному виду.
Изменение условно разрешенного вида использования земельного участка.
По общему правилу, нет запрета на изменение условно разрешенного вида использования.
Однако, процедуры, которые необходимо пройти, достаточно сложны и затратны.
Тем не менее, если вы собственник участка и хотите выбрать условно разрешенный вид использования, то действовать нужно следующим образом.
1. Направить в местную администрацию заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Единой формы заявления нет.
Образец можно поискать на сайте местной администрации или в Правилах землепользования и застройки.
В данном заявлении обязательно нужно обосновать необходимость установления условно разрешенного использования участка.
В качестве обоснования можно указать — повышение эффективности использования земли.
2. Рассмотрение заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
В администрациях есть комиссии, которые рассматривают такие заявления.
Как правило, такие комиссии действуют при отделах архитектуры и градостроительства.
Комиссия проверяет заявление, готовит проект решения и организует общественные обсуждения или публичные слушания.
Указанные обсуждения или слушания проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В любом случае, срок проведения слушаний не может превышать 1 месяц.
По результатам общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации, которые направляются главе администрации.
На основании рекомендаций комиссии глава администрации принимает решение: разрешить или отказать в предоставлении условно разрешенного использования земельного участка.
Отказ можно обжаловать в суде.
3. Изменение условно разрешенного использования участка.
Если глава администрации вынес положительное решение, то оно является основанием для Росреестра установить условно разрешенный вид использования земельного участка.
Обратите внимание: заявитель несет расходы по проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Таким образом, собственник земельного участка имеет возможность установить условно разрешенный вид использования участка, протянув решение через процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний.
2-ой способ.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде.
По общему правилу, арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования только с согласия арендодателя, то есть с согласия собственника участка.
Единой процедуры получения согласия арендодателя нет.
В каждом муниципалитете действуют свои правила и процедуры получения такого согласия.
Если вы арендуете муниципальную землю, то нужно обратиться с заявлением (в свободной форме) в администрацию, в котором обосновать необходимость изменения ВРИ и попросить дать письменное согласие.
Скорее всего, данное согласие будет выражено в распоряжении или постановлении главы администрации.
Если согласие получено, то дальнейшая процедура изменения разрешенного использования участка будет аналогична той, которая описана для собственника участка.
Если получен отказ в даче согласия, то история на этом заканчивается, потому что изменить вид разрешенного использования в таком случае не получится.
Арендатор не может изменить вид разрешенного использования даже с согласия собственника в следующих случаях:
— арендатор получил участок по результатам торгов.
Если участок находится в государственной или муниципальной собственности и арендатор заключил договор аренды участка по результатам торгов, то он (арендатор) не вправе требовать изменения вида разрешенного использования земельного участка (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, утвержденного Президиумом ВС РФ от 14.11.2018 года).
— участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
Если арендатор получил участок под конкретный вид использования (как правило, такие участки предоставляются без аукциона), то изменить вид разрешенного использования он не может.
Таким образом, возможности арендаторов в изменении видов разрешенного использования участков очень ограничены.
Выходом из ситуации может быть выкуп земельного участка из аренды.
Для справки.
Если арендуемый участок имеет вид разрешенного использования под ИЖС, то его можно выкупить из аренды после строительства дома.
Как правило, в большинстве муниципальных образований, стоимость выкупа земли из аренды под ИЖС не превышает 15% кадастровой стоимости.
В моем населенном пункте она составляет всего 3 процента.
Хотя, надо признать, что встречаются неадекватные власти, которые устанавливают цену выкупа в размере 100% кадастровой стоимости. Но таких меньшинство.
И в завершение, рассмотрим случай,
когда изменение вида разрешенного использования не допускается как для собственников, так и для арендаторов.
Как вы помните, в Правилах землепользования и застройки перечисляются виды разрешенного использования, действующие на определенных территориальных зонах.
Однако, ПЗЗ содержит не только виды разрешенного использования, но и предельные размеры земельных участков.
Предельные размеры земельных участков имеют 2 параметра:
- минимальный размер земельных участков,
- максимальный размер участков.
Например, на скриншоте видно, что для территориальной зоны Ж-1, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, установлены минимальные размеры участков — 6 соток, а максимальные размеры – 20 соток.
Иными словами, для каждого вида разрешенного использования устанавливаются минимальные и максимальные размеры земельных участков.
Это означает, что в данной территориальной зоне, все земельные участки с определенным видом разрешенного использования не могут по своей площади выходить за пределы минимальных и максимальных размеров.
Наличие предельных размеров земельных участков накладывает одно ограничение на изменение разрешенного использования.
Указанное ограничение состоит в следующем.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка невозможно в случае, когда площадь земельного участка не будет соответствовать предельным размерам запрашиваемого вида разрешенного использования.
Другими словами, если площадь земельного участка не вписывается в параметры предельных размеров нового вида разрешенного использования, то произвести изменение ВРИ не получится.
Вы наверняка заметили, что все вышеописанные способы изменения разрешенного использования земельного участка, завязаны на Правила землепользования застройки.
Однако, ПЗЗ принимаются и действуют только в пределах населенных пунктов.
Как быть, если нужно
изменить вид разрешенного использования участка, на который Правила землепользования и застройки не распространяются.
К участкам, на которых не действуют ПЗЗ, как правило, относятся земли сельскохозяйственного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, и земли лесного фонда.
Про изменение разрешенного использования таких земельных участков, напишу отдельную статью, если в комментариях будет достаточно запросов на эту тему.
Вкратце скажу, изменение видов разрешенного использования земельных участков с/х назначения, лесного фонда и других, на которые не распространяются Правила землепользования и застройки, устанавливается отдельными федеральными законами.
Желаю удачного дня и достойной жизни.
18 октября 2022 г., вторник
Эксперты Росреестра Татарстана разъясняют, как изменить или установить вид разрешенного использования (ВРИ) земельных участков. Подробнее в нашей инструкции.
В сегодняшнем выпуске:
— Что такое временный вид разрешенного использования земельного участка;
— зачем менять или устанавливать ВРИ земельного участка;
— какие документы необходимы для этого, а также в каких случаях нельзя изменить ВРИ.
Какие бывают ВРИ участка и как они устанавливаются?
Существует несколько видов таких земель:
· основные (характеризуют основную деятельность для ведения которой используется земельный участок);
· условно разрешенные (применяются только при условии получения разрешения от органов местного самоуправления);
· вспомогательные (допустимы в качестве дополнительных к основным и условно разрешенным видам использования земельных участков и применяются только совместно с ними).
Уточнить вид разрешенного использования можно несколькими способами:
-Заказать выписку из ЕГРН (через сервисы Росрестра, на портале Госуслуги РФ, на сайте Федеральной кадастровой палаты или в офисе МФЦ.
— Воспользоваться онлайн-сервисом «Публичная кадастровая карта»
Зачем менять/устанавливать ВРИ земельного участка?
Вид разрешенного использования земельного участка необходимо изменить/установить в следующих случаях:
· если вы планируете вести на участке деятельность, не предусмотренную текущим ВРИ;
· если ВРИ земельного участка не установлен.
Основной или условно разрешенный ВРИ считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН. Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных ВРИ земельного участка не требуется.
Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.
Если градостроительный регламент установлен для территории, на которой расположен Ваш земельный участок и содержит необходимый ВРИ, то следует подать в орган регистрации прав заявление об изменении ВРИ земельного участка, указав в заявлении ВРИ из тех видов, которые установлены градостроительным регламентом, утвержденным в составе ПЗЗ.
Правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.
При этом необходимо учитывать, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
· в границах территорий объектов культурного наследия;
· в границах территорий общего пользования;
· предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
· предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Кроме того, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Для указанных случаев порядок изменения ВРИ должен быть установлен федеральным законом.
Какие документы потребуются для изменения в ЕГРН основного и вспомогательного ВРИ земельного участка?
Для получения услуги необходимо предоставить следующие документы:
· заявление о государственном кадастровом учете без одновременной регистрации прав, в котором указывается выбранный вид разрешенного использования;
· документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;
· документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя заявителя (в случае, если от вашего имени действует представитель).
Куда подать документы для изменения ВРИ земельного участка?
Заявление в орган регистрации прав можно предоставить следующими способами:
· в бумажном виде при личном визите в МФЦ;
· в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте Росреестра или на портале Госуслуг;
· с помощью услуги выездного обслуживания Федеральной кадастровой палаты Росреестра.
Как установить условно разрешенный ВРИ земельного участка?
Чтобы установить условно разрешенный вид использования, требуется получить разрешение. Для этого правообладателю необходимо направить заявление в комиссию по подготовке проекта ПЗЗ. Затем будут проведены общественные обсуждения или публичные слушания, по результатам которых будет принято решение – выдать разрешение либо отказать.
В каких случаях нельзя изменить ВРИ участка?
Изменить вид разрешенного использования участка невозможно:
· если договор аренды участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;
· арендатору самостоятельно, если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования;
· если градостроительным регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ;
· если земельный участок расположен на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, при отсутствии порядка изменения ВРИ таких земельных участков, установленного федеральным законом;
· если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду без проведения торгов для производства продукции по импортозамещению.
Пресс-служба