Популярные студийные техники работы с гитарными партиями, делающие их звучание объемнее.
Казалось бы, что может быть проще, чем сделать сведение гитары с максимально объемным саундом? Несмотря на то, что “кустарных” советов на эту тему более чем достаточно, я решил рассказать и несколько обобщить известные приемы, часто применяемые звукорежиссерами различных студий мира. Все, что вам понадобится – это хороший симулятор гитарного усилителя и немного дополнительных эффектов.
Виртуальных гитарных усилителей и процессоров эффектов на современном рынке превеликое множество. Это и хорошо известные Guitar Rig и AmpliTube, набирающий популярность BIAS, а также Overloud TH2/TH и Waves GTR. Каждый музыкант без лишнего труда сможет найти самый подходящий плагин, который предоставит не только великолепный саунд, но и гибкость в управлении звуком. Оставим разговоры о “неправдоподобности” аудиофилам с моноклем – у нас сегодня совершенно другие задачи.
Даблтрек и плагины
Как я уже отметил, использовать можно любой гитарный плагин. К примеру, у меня на руках имеются несколько плагинов от Universal Audio. Плагин Universal Audio ENGL E765 RT моделирует звучание аналогового 100-ваттного усилителя EL-34 и может создавать поистине тяжелый гитарный саунд. При всем этом, разработка Universal Audio не лишена приятного теплого (лампового) кремового тона.
Также у меня в наличии имеется плагин Universal Audio ENGL E646VS, являющийся цифровой копией усилителя Виктора Смольского. ENGL E646VS выводит дисторшн на запредельный уровень и пригодится в тех случаях, когда нужно получить крайне агрессивный звук, “бьющий в лицо” слушателя.
Садясь за запись гитары, подумайте о том, чтобы сделать даблтрекинг партии. Для тех, кто не в курсе, даблтрек подразумевает наличие двух дорожек гитары, исполняющих одну гитарную партию, но записанных разными дублями. Таким образом, у нас получается два совершенно разных аудиосигнала, а не простая копия уже записанной гитарной партии.
Так как оба плагина Universal Audio работают только с моно-сигналами, “повесим” на каждую дорожку гитары свой плагин, а затем разведем их в разные стороны: одна дорожка гитары будет находиться полностью в левом канале, тогда как другая – полностью в правом.
Это не сделает нашу гитарную партию стереосигналом, но позволит значительно расширить ее звучание за счет разницы записанного материала в каждом из каналов. Хотя, с точки зрения нашего слуха, такое положение вещей и будет восприниматься как стерео.
Смена усилителей
Добиться еще более объемного звучания во время сведения гитары можно за счет использования разных моделей усилителей. Вместо того, чтобы использовать две модели одного производителя, стоит прибегнуть к совершенно разным устройствам. К примеру, иногда я использую плагин Universal Audio Marshall Plexi Super Lead на одном гитарном канале, а ENGL на другом. При этом дорожку с усилителем ENGL я выдвигаю немного вперед, делая ее “лидирующей” в моем даблтреке и миксе, а дорожку с Marshall немного убираю по громкости. Разница в звучании двух усилителей, а также манипуляции с громкостью позволяют добиться еще более широкого саунда гитары.
Можно пойти еще дальше и изменить настройки виртуальных микрофонов, снимающих звучание усилителей. Большинство современных плагинов позволяют свободно изменять не только положение микрофона относительно динамика, но и модель устройства, которым производится “захват” звука. Расположение микрофона точно напротив динамика дает более яркий и сфокусированный звук, в то время как сдвиг микрофона к краю позволяет получить более мутный и глубокий саунд.
Реверберация
Использование реверберации всегда должно быть обдуманным шагом. Нужна она или нет зависит от множества вещей: какие цели должен решить эффект, реверберация какого типа имеется под рукой и т.д. В любом случае, если вы собираетесь использовать реверберацию к тяжелым гитарным партиям, то я советую применять ее без фанатизма. Чем меньше реверберации применяется к гитарам, тем более читаемый и четкий саунд вы получаете, а в общем миксе гитары остаются как бы на первом плане. Опять-таки, в зависимости от желаемого саунда, подбирайте количество эффекта по собственному вкусу.
Автоматизация реверберации
Хорошим приемом может стать автоматизация реверберации таким образом, чтобы она включалась в конце гитарных фраз или на последних нотах композиции. Такой подход позволяет не загрязнять общий микс на протяжении всей песни, но и не оставлять сухое звучание в самых явных инструментальных моментах трека.
Автоматизировать применение эффекта можно средствами любой современной DAW. “Повесьте” реверберацию на AUX-канал и используйте посыл сигнала на специально подготовленную шину. Все, что останется – это вызвать функцию автоматизации и прописать ее так, чтобы она активировалась в определенных местах композиции. Попробуйте воспользоваться этим приемом там, где гитары играют один аккорд, например, в самом конце песни.
На мой взгляд, “хвост” от обработанных реверберацией гитар и тарелок будет звучать намного интереснее в общем миксе, чем просто сухое звучание обеих инструментов.
Подведение итогов
Итак, давайте обобщим все то, о чем рассказывалось выше. В зависимости от музыкального контекста и желаемого гитарного саунда, попробуйте следующие вещи во время сведения гитары:
- Сделать даблтрекинг гитарной партии;
- Использовать совершенно разные модели усилителей для разных дорожек;
- Попробуйте “выдвинуть” одну из двух дорожек вперед при помощи регулировки громкости;
- Подумайте об использовании реверберации как на всей гитарной партии, так и на ее отдельных частях.
Самое главное – получайте удовольствие от процесса сведения и не доводите до того, когда сведение превращается в рутину. Всем рок!
Версия для печати
Пять способов улучшить звук вашей электрогитары
09.12.2015
Все мы хотим добиться идеального звука. Некоторые из нас проводят всю свою жизнь в безуспешных попытках найти его. Мы с болезненной дотошностью исследуем каждую ноту и с восхищением взираем на наших гитарных кумиров. Но, как правило, прекрасный звук остается чем-то недостижимым, тем, о чем нам приходится только мечтать.
Кто-то говорит: «Превосходный звук – это образ мысли». На самом деле, уверенность в своих силах и дисциплина – вот фундамент отличного звука и отличной техники. Но знаете ли вы, что всего лишь благодаря некоторым хитростям и небольшой отстройке инструмента вы можете превратить хороший звук в отличный? Мы не претендуем на разработку подходящей для всех формулы отличного звучания, но предлагаем вам несколько полезных идей. Вот они:
1.Ваш педалборд должен быть составлен правильно
Педаль эффектов – очень мощный инструмент для развития своей собственной звуковой идентичности. Но при сборке педалборда необходимо помнить одну важную вещь: отдельные типы эффектов звучат лучше, если они стоят в педалборде в определенном порядке. И хотя единственно верной последовательности эффектов не существует, имеет смысл придерживаться общих принципов размещения педалей в педалборде.
Первыми в цепи идут педали, формирующие перегруз, затем идут эффекты модуляции, такие как Chorus, Flanger и Delay, затем ревербератор, после чего все остальные эффекты. Эквалайзер можно размещать в любом месте цепи (при этом звучание будет несколько отличаться). Если же и вы используете педаль wah-wah и так называемую «грелку», например, Tube Screamer, их лучше всего размещать перед педалью основного перегруза.
2.Правильно отстраивайте свой инструмент
При долгом хранении, изменении условий окружающей среды и даже ежедневной игре, ваш инструмент постепенно теряет строй. А правильная отстройка инструмента является залогом его хорошего звучания. Особенно важна отстройка мензуры, здесь вы найдете полезные советы, как правильно сделать это:
•Сначала зажмите ноту на 12-м ладу
•Затем возьмите флажолет от той же ноты, слегка прикоснувшись к струне над 12-м ладом и извлекая ноту медиатором или пальцами правой руки.
•Сравните две ноты. Если нота, прижатая на ладу, звучит ниже, чем флажолет, слегка подвиньте седло бриджа вперед (ближе к центру гитары), до тех пор, пока прижатая нота и флажолет не будут звучать одинаково по высоте. Если прижатая нота звучит выше, чем флажолет, сдвиньте седло бриджа немного назад до тех пор, пока прижатая нота и флажолет не будут звучать одинаково по высоте.
•Повторите для каждой струны.
3.Отрегулируйте высоту звукоснимателей.
Звукосниматели – важные элементы хорошего звука. Для того чтобы изменить характер звучания инструмента, необязательно заменять их полностью. Иногда достаточно просто отрегулировать их высоту под струнами. Все, что вам понадобится для этого – это отвертка.
В целом, чем выше стоит звукосниматель, тем больше выходной сигнал гитары. Вы можете также изменять тембр звучания инструмента, изменяя высоту левого и правого края звукоснимателя. Но помните, что слишком маленькое расстояние между струнами и звукоснимателем может привести к возникновению нежелательной обратной связи, а слишком большое – к неспособности звукоснимателя точно воспроизводить колебания струны.
4.Следите за струнами
Регулярная замена струн – хороший путь к тому, чтобы ваш инструмент всегда звучал свежо. Но смена типа струн может стать для вас тем самым фактором, который изменит абсолютно все. Если вы привыкли играть на никелированных струнах с круглой оплеткой, которые обычно обладают округлым звуком в винтажном стиле, попробуйте комплект стальных струн, обладающие более ярким звуком и более ярко выраженным сустейном. Если ваши струны слишком быстро теряют звук, попробуйте комплекты со специальным защитным покрытием. Также обратите внимание на разные типы оплеток. Плоская оплетка обладает более мягким и теплым звучанием, характерным для джазовых гитаристов. Круглая обмотка служит для более яркой атаки и артикуляции, ее часто выбирают рок- и кантри-гитаристы.
5.Используйте качественные кабели
Покупка кабеля может быть очень запутанным делом для тех, кто не владеет нужной информацией. Да и цены на некоторые кабели заставляют воскликнуть: «Это же всего лишь кабель! Неужели есть какая-то разница!».
Честно говоря, да. Хороший кабель может сотворить чудеса с вашим звуком. При этом совершенно не обязательно бежать покупать дорогой кабель за 100$. «Хороший» – далеко не всегда означает «дорогой». В большинстве случаев все дело в емкостном сопротивлении и в том, насколько качественно ваш кабель проводит сигнал. Как правило, чем длиннее кабель, тем больше емкостное сопротивление, и тем больше высоких частот вы теряете в звуке. Поэтому разумно иметь кабели строго необходимой длины, и не больше. Что и говорить о том, что кабель должен быть идеально распаян, заизолирован, иметь хорошие коннекторы и не быть поврежденным.
Следующий момент в обращении с кабелем – его внешний вид. Избегайте запутывания, сматывания, образования петель на кабеле. Также избегайте образования слоя пыли на кабеле. Все это создает дополнительную индукцию, которая негативно влияет на звук.
6.Ну и конечно, важнейший компонент гитарного звука – это гитарный усилитель. Но это уже отдельная тема….
Содержание
- Как улучшить звучание электрогитары?
- Какие эффекты и устройства обработки звука используются с электрогитарой?
- 1. Compressor (Compressor-Sustainer).
- 2. Overdrive, Distortion.
- 3. Chorus.
- 4. Flanger, Phaser.
- 5. Wah.
- 6. Octaver.
- 7. Tremolo.
- 8. Reverberator, Delay.
- 9. Noise Gate.
- 10. Volume Pedal.
Как улучшить звучание электрогитары?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос необходимо ответить на следующие вопросы: что оказывает влияние на звучание электрогитары и кто или что является причиной неудовлетворительного звучания инструмента в том или ином случае.
Давайте сначала попробуем разобраться с тем, когда возникает желание улучшить звучание электрогитары. В общем случае неудовлетворенность звучания электрогитары проявляется при сравнении звучания собственной электрогитары с некоторым эталонным звучанием, которое чаще всего ассоциируется со звучанием инструмента своего любимого гитариста. Действительно, если человек никогда не слышал звучания другой электрогитары, то он не может сказать, что звучание его электрогитары лучше или хуже. Он может сказать, что звучание электрогитары ему нравится больше или меньше по сравнению с известными ему звуками, например, если он знает, как звучит фортепиано и скрипка, то он может сказать, что звучание электрогитары ему нравится больше или меньше звучания этих музыкальных инструментов.
Итак, сравнивая звучание своей электрогитары со звучанием электрогитары своего любимого исполнителя, многие приходят к выводу, что нужно что-то менять и покупать, чтобы получить более похожее на эталон звучание. Для этого некоторые начинающие гитаристы стараются приобрести электрогитару и оборудование, аналогичное тому, какое используют их любимые исполнители. Но через некоторое время после покупки этих дорогостоящих товаров возникает вопрос, а где звук-то и почему электрогитара не звучит, как у моего любимого гитариста? Давайте посмотрим, какие моменты оказывают влияние на звучание электрогитары:
- исполнитель
- электрогитара
- звуковоспроизводящая система
- акустика и звуковое сопровождение
Как правило, эти составляющие вносят разный вклад в итоговое звучание, поэтому основная задача заключается в том, чтобы правильно выявить и устранить наиболее проблемный момент.
Исполнитель
Начинающие гитаристы часто полагают, что звучание электрогитары обуславливается исключительно параметрами самого инструмента и звуковоспроизводящей системы, поэтому стремятся приобрести более дорогую электрогитару, более дорогие педали эффектов, процессоры, комбики. Однако во многих случаях причиной неудовлетворительного звучания электрогитары является сам исполнитель, а точнее – его слабые навыки звукоизвлечения. Убедиться в этом очень просто – предложите сначала исполнителю сыграть фразу на своей электрогитаре, а потом на профессиональном дорогом инструменте того же типа. У исполнителя со слабым навыком звукоизвлечения звучание электрогитары за 9000 руб. и за 50000 руб. не будет иметь принципиальных отличий, поэтому доработка электрогитары в этом случае не позволит качественно улучшить ее звучание. То же самое можно сказать и о звуковоспроизводящей системе. Купив более профессиональный комбик, педаль или процессор эффектов, звучание электрогитары изменится, но эти изменения улучшат качество физики звука, но не качество всего звучания.
Говоря о звукоизвлечении мы имеем ввиду технику игры на ней: постановка и движения рук, способ удерживания медиатора пальцами правой руки, глушение струн руками, характер взаимодействия медиатора со струнами (угол касания медиатором струн, глубина опускания медиатора относительно поверхности струн), положение точки соприкосновения медиатора и струн и др. Понятно, что начинающему гитаристу просто невозможно уследить за всем этим, поэтому здесь идет речь о контроле при игре на инструменте. Что значит хорошее звукоизвлечение? Есть некоторые общие правила, которые позволяют при контроле со стороны преподавателя получить навыки грамотного звукоизвлечения, хотя каждый преподаватель-гитарист привносит нечто свое в процесс обучения, что в дальнейшем позволяет сравнить качество обучения у того или иного преподавателя. Кстати, если Вам не нравится звучание электрогитары, то, прежде чем продавать ее, попросите поиграть на ней преподавателя (продавца-музыканта в магазине, знакомого музыканта). Полагаю, что во многих случаях Вы услышите настоящее звучание своей электрогитары и вопрос о покупке новой электрогитары, датчиков и другого оборудования отпадет сам по себе, поскольку проблема заключалась не в них, а в том, что у Вас еще не развит навык хорошего звукоизвлечения.
Электрогитара
Если говорить в общем, то на звучание электрогитары оказывают влияние: «дерево», «металл» и «электроника», а также насколько качественно все это реализовано в электрогитаре. Здесь под «деревом» понимается материал, из которого сделан корпус и гриф, под «металлом» – струны и конструктивные элементы (механика бриджа и колков, порожки и др.), электроника – звукосниматели и тембр-блок.
Вопрос о доработке электрогитары (смены звукоснимателей, струн с точки зрения улучшения качества звучания) можно ставить в том случае, если Вас не устраивает то, как она звучит при игре на ней грамотного музыканта на хорошей аппаратуре. Вообще говоря, хороший гитарист благодаря звукоизвлечению может выдать звук и на очень посредственном инструменте, но не редки ситуации, когда проблема заключается именно в электрогитаре или в неправильном выборе электрогитары. Т.е. гитаристу нравится теплое блюзовое звучание, а он играет на электрогитаре для игры в панк и тяжелых стилях или ему хочется «яркого чистого звука», а он играет на «хамбакерах» и др.
Что можно сделать для улучшения звучания электрогитары? Смену «дерева» мы не рассматриваем, поскольку практичнее выбрать другую электрогитару. Поэтому остаются струны и электроника. Новые струны могут существенно улучшить звучание на некоторое время, поэтому это первое, что можно сделать без больших затрат. Замена звукоснимателей и электроники (с пассивной на активную) не всегда позволяет добиться качественных улучшений, если гитара исходно не звучит. Сначала надо понять, возможно ли принципиально улучшить звучание электрогитары? Проблема многих недорогих моделей электрогитар – тусклое и неразборчивое звучание (отсутствуют верхи, нечитаемая середина и низы). Раньше электрогитары даже подразделялись на ритм-гитары и соло-гитары. Причем у первых кроме середины ничего не звучало в принципе. Чтобы выяснить потенциал электрогитары отключите от нее шнур и сравните ее звучание с другими электрогитарами также в отключенном состоянии. Если звук еле слышен даже на новых струнах, то, скорее всего, тут мало что можно сделать, поскольку «дерево не работает на звук». Если в отключенном состоянии звук достаточно звонкий, то подключите электрогитару напрямую (без педалей и процессоров) к хорошей звуковоспроизводящей системе и послушайте ее чистый звук при нейтральном положении регуляторов тембра на системе и гитаре. После этого попробуйте с помощью переключателей звукоснимателей и регуляторов тембра получить самое яркое звучание на высоких частотах. На ряде электрогитар яркий верх просто невозможно получить, несмотря на обилие ручек тембра и большого числа позиций переключателя звукоснимателей. Если нет высоких частот на чистом звуке, то их не будет и в обработанном звуке. Если же и на чистом звуке все достаточно неплохо, то, скорее всего, улучшение звучания электрогитары связано с желанием изменить качество физики звучания или его характер. В этом случае смена звукоснимателей и (или) приобретение более качественных элементов звуковоспроизводящей линии может ощутимо изменить звучание инструмента.
Звуковоспроизводящая система
Под звуковоспроизводящей системой здесь мы будем понимать все, что подключается после электрогитары: от педалей эффектов до акустической системы.
Давайте условно примем, что звукоизвлечение и сама гитара нас устраивают. Но при этом хочется улучшить звучание. Поскольку электрогитара выдает не акустический звук, а электрический сигнал, то звуковоспроизводящая система может существенно повлиять на результирующий звук, т.е. мы можем улучшить качество звучания и изменить характер и окраску звучания.
Поскольку сигнал от электрогитары может проходить через различные обработки и эффекты, то нужно определиться с тем, где необходимо произвести улучшение звучания — в чистом или в обработанном звуке. В большинстве случаев неудовлетворение вызывает перегруженный звук, когда говорят, что он: песочит, недостаточно насыщенно и плотно звучит, быстро затухает, прерывается, слабая середина, басы бубнят, верхов нет, что-то постоянно фонит, свистит и т.д., т.е. проблема заключается в низком качестве обработки звука. Как известно, общая тенденция такова: чем качественнее звук, тем дороже устройство. При этом есть некоторый средний уровень цен на товар, ниже которого вероятность покупки качественного товара очень мала. Предположим, что средняя рыночная цена на педаль эффекта в регионе составляет порядка 2500 руб. Возникает вопрос, а может ли педаль за 700 руб. качественно перегрузить сигнал? Нет. А педаль за 1500 руб.? Скорее всего — нет. Нетрудно посчитать, что грамотно составленная доска из 5-ти педалей будет стоить порядка 14-15 тыс. руб., и, скорее всего, она будет «звучать» намного лучше, чем устройство «все в одном» за 5-7 тыс. руб. Поэтому для улучшения качества звучания необходимо использовать устройства, стоимостью выше средней, при которой обеспечивается некоторое приемлемое качество звука.
В настоящее время существует два вида обработки звука c принципиально отличающимся результатом: аналоговый и цифровой. Преимущество аналогового звучания – насыщенность, плотность и передача нюансов. Преимущество цифровой обработки – мягкость, функциональность и низкая цена.
Если Вам нравится ярко выраженное, жесткое и характерное звучание электрогитары, то, скорее всего, мягкое и сглаженное цифровое звучание процессора Вам не понравится. В это случае лучше подключить электрогитару к хорошему комбику. Если же Вам больше нравятся синтезированные звуки, то здесь вполне может подойти гитарный процессор или педаль эффекта, подключенные в линию.
Бывают ситуации, когда начинающему гитаристу трудно понять, а какое звучание ему нравится. В этом случае покупка гитарного моделирующего процессора будет практичнее покупки комбика или педали эффекта, поскольку с помощью первого можно будет понять основу различного звучания. Конечно, «перегруженная цифра» звучит существенно мягче и менее интересно по сравнению с аналоговым перегрузом, но что касается эффектов на чистом звуке, то уже сейчас гитарные процессоры среднего ценового диапазона могут дать фору аналоговым устройствам.
Акустика и звуковое сопровождение
Чтобы прочувствовать звучание электрогитары через комбик,на последнем нужно выставлять большой уровень громкости, что в домашних условиях невозможно, поэтому здесь речь будет идти о психологическом восприятии звука.
Выше мы указали, что звучание электрогитары в линию несколько мягче по сравнению со звучанием в комбик. Однако многие гитаристы играют дома через комбик и не считают звучание резким. Им нравится выделенное, резкое, плотное, «мужественное» звучание электрогитары. Но другим гитаристам нравится более мягкое звучание электрогитары в общем миксе, когда акцент ставится не на звучании электрогитары как таковом, а на ее звучании в сопровождении других инструментов. Если в качестве сопровождения используется аккомпанемент синтезатора, то «живое» звучание электрогитары через комбик будет выпадать из сглаженного цифрового звучания сопровождения. В этом случае подключение электрогитары в линию и использование гитарного процессора эффектов позволит получить более согласованное с аккомпанементом звучание электрогитары.
Теперь Вы видите, что на звучание электрогитары оказывают влияние многие факторы. И не всегда покупка более дорогих принадлежностей и оборудования может его ощутимо улучшить.
Источник
Какие эффекты и устройства обработки звука используются с электрогитарой?
Эффекты предназначены для обогащения спектра сигнала гитары или для создания каких-либо специфических звучаний. Устройства, реализующие эти эффекты, могут быть выполнены по-разному:
- в виде небольших напольных педалей, возможности которых обычно ограничиваются каким-либо одним эффектом;
- в виде напольных мультиэффектовых процессоров;
- в виде стационарных одно- или мультиэффектовых приборов.
Ниже перечислены наиболее распространенные эффекты и их краткое описание.
1. Compressor (Compressor-Sustainer).
Производит компрессию (сжатие динамического диапазона) гитарного сигнала. Это позволяет струне звучать довольно длительное время без изменения громкости. Эффект достигается путем отслеживания специальной схемой выходного уровня сигнала и усиления его до заданной величины.
2. Overdrive, Distortion.
Оба эффекта производят ограничение (срезание) амплитуды сигнала, в результате чего последний обогащается большим количеством гармоник и уменьшает свой динамический диапазон. Благодаря этому создается мощное и плотное звучание, неослабевающее с течением времени; при этом overdrive дает более мягкое звучание, чем distortion. Ограничение сигнала может реализовываться очень многими схемотехническими решениями.
3. Chorus.
Использование данного эффекта делает звук гитары прозрачным и объемным, его часто используют при аккомпанементе. Эффект реализуется путем небольшой задержки сигнала (20-30 миллисекунд), причем время задержки периодически изменяется.
4. Flanger, Phaser.
Оба эффекта позволяют получить сложный нестационарный сигнал, в результате чего звук гитары становится объемным, «летящим», «воздушным». Эффект Flanger реализуется путем добавления к исходному сигналу его собственных копий, сдвинутых по времени на величины порядка 1-10 миллисекунд, причем время сдвига непрерывно изменяется. Phaser осуществляет смешивание исходного сигнала с копиями, сдвинутыми по фазе. Несмотря на одинаковый механизм работы обоих эффектов, их звучание заметно отличается на слух.
5. Wah.
Очень распространенный эффект, придающий звучанию гитары некоторое сходство с человеческим голосом. Устройство требует наличия педали, нажимая и отпуская которую регулируется частота подъема амплитудно-частотной характеристики для подчеркивания определенного участка спектра звукового сигнала. Существуют также устройства Autowah, где управление осуществляется не педалью, а специальным встроенным генератором.
6. Octaver.
Данный эффект позволяет сдвигать спектр входного сигнала на октаву или две ниже или выше основного тона, при этом продолжает звучать и сам основной тон, что создает впечатление игры в октаву сразу двух инструментов. Схемотехнически устройство может выполняться как на аналоговой, так и на цифровой элементной базе; в обоих случаях звучание будет сильно отличаться.
7. Tremolo.
Иначе называется амплитудным вибрато. На слух тремоло воспринимается так, как если бы при игре на гитаре ручку громкости быстро (с частотой несколько герц) вращали из одного положения в другое. Устройство, реализующее этот эффект, представляет собой обычный электронный регулятор громкости, управление которым осуществляется генератором, вырабатывающем колебания инфранизкой частоты.
8. Reverberator, Delay.
Reverberator — устройство, имитирующее реверберацию, то есть послезвучание, наблюдаемое в помещении после того, как действие источника звука прекратилось. Эффект получается путем суммирования основного сигнала и сигналов, сдвинутых по времени на определенную величину и постепенно уменьшающихся по уровню. Эффект Delay («задержка») является, по сути, эхо-эффектом. Этот эффект можно получить из реверберации путем увеличения времени задержки до уровня, когда отчетливо различаются отдельные повторы входного сигнала. Delay является довольно популярным эффектом у гитаристов и часто используется во время сольной игры. Оба устройства, реализующие эти эффекты, в большинстве выполняются на цифровой элементной базе.
9. Noise Gate.
Является шумоподавителем порогового действия, маскирующего нежелательные шумы в паузах при отсутствии полезного сигнала. Непрерывно следя за уровнем входного сигнала, устройство определяет, когда он снизится до определенного значения, и перестает пропускать сигнал на выход. Когда сигнал поднимется до определенного уровня, выход устройства вновь открывается, причем его закрывание и открывание производится плавно и мягко. Обычно уровни срабатывания и отпускания шумоподавителя имеют различную величину, а для защиты от случайных переключений предусмотрена специальная система контроля.
10. Volume Pedal.
Педаль громкости — это самое простое из всех устройств: оно состоит из корпуса с педалью, которая с помощью зубчатой передачи связана с осью потенциометра. Требуется такое устройство для оперативного контроля громкости звука, когда руки гитариста заняты игрой.
Источник
Какие эффекты и устройства обработки звука используются с электрогитарой?
25 июля 2008 | Максим Иванов
Эффекты предназначены для обогащения спектра сигнала гитары или для создания каких-либо специфических звучаний. Устройства, реализующие эти эффекты, могут быть выполнены по-разному:
- в виде небольших напольных педалей, возможности которых обычно ограничиваются каким-либо одним эффектом;
- в виде напольных мультиэффектовых процессоров;
- в виде стационарных одно- или мультиэффектовых приборов.
Ниже перечислены наиболее распространенные эффекты и их краткое описание.
1. Compressor (Compressor-Sustainer).
Производит компрессию (сжатие динамического диапазона) гитарного сигнала. Это позволяет струне звучать довольно длительное время без изменения громкости. Эффект достигается путем отслеживания специальной схемой выходного уровня сигнала и усиления его до заданной величины.
2. Overdrive, Distortion.
Оба эффекта производят ограничение (срезание) амплитуды сигнала, в результате чего последний обогащается большим количеством гармоник и уменьшает свой динамический диапазон. Благодаря этому создается мощное и плотное звучание, неослабевающее с течением времени; при этом overdrive дает более мягкое звучание, чем distortion. Ограничение сигнала может реализовываться очень многими схемотехническими решениями.
3. Chorus.
Использование данного эффекта делает звук гитары прозрачным и объемным, его часто используют при аккомпанементе. Эффект реализуется путем небольшой задержки сигнала (20-30 миллисекунд), причем время задержки периодически изменяется.
4. Flanger, Phaser.
Оба эффекта позволяют получить сложный нестационарный сигнал, в результате чего звук гитары становится объемным, «летящим», «воздушным». Эффект Flanger реализуется путем добавления к исходному сигналу его собственных копий, сдвинутых по времени на величины порядка 1-10 миллисекунд, причем время сдвига непрерывно изменяется. Phaser осуществляет смешивание исходного сигнала с копиями, сдвинутыми по фазе. Несмотря на одинаковый механизм работы обоих эффектов, их звучание заметно отличается на слух.
5. Wah.
Очень распространенный эффект, придающий звучанию гитары некоторое сходство с человеческим голосом. Устройство требует наличия педали, нажимая и отпуская которую регулируется частота подъема амплитудно-частотной характеристики для подчеркивания определенного участка спектра звукового сигнала. Существуют также устройства Autowah, где управление осуществляется не педалью, а специальным встроенным генератором.
6. Octaver.
Данный эффект позволяет сдвигать спектр входного сигнала на октаву или две ниже или выше основного тона, при этом продолжает звучать и сам основной тон, что создает впечатление игры в октаву сразу двух инструментов. Схемотехнически устройство может выполняться как на аналоговой, так и на цифровой элементной базе; в обоих случаях звучание будет сильно отличаться.
7. Tremolo.
Иначе называется амплитудным вибрато. На слух тремоло воспринимается так, как если бы при игре на гитаре ручку громкости быстро (с частотой несколько герц) вращали из одного положения в другое. Устройство, реализующее этот эффект, представляет собой обычный электронный регулятор громкости, управление которым осуществляется генератором, вырабатывающем колебания инфранизкой частоты.
8. Reverberator, Delay.
Reverberator — устройство, имитирующее реверберацию, то есть послезвучание, наблюдаемое в помещении после того, как действие источника звука прекратилось. Эффект получается путем суммирования основного сигнала и сигналов, сдвинутых по времени на определенную величину и постепенно уменьшающихся по уровню. Эффект Delay («задержка») является, по сути, эхо-эффектом. Этот эффект можно получить из реверберации путем увеличения времени задержки до уровня, когда отчетливо различаются отдельные повторы входного сигнала. Delay является довольно популярным эффектом у гитаристов и часто используется во время сольной игры. Оба устройства, реализующие эти эффекты, в большинстве выполняются на цифровой элементной базе.
9. Noise Gate.
Является шумоподавителем порогового действия, маскирующего нежелательные шумы в паузах при отсутствии полезного сигнала. Непрерывно следя за уровнем входного сигнала, устройство определяет, когда он снизится до определенного значения, и перестает пропускать сигнал на выход. Когда сигнал поднимется до определенного уровня, выход устройства вновь открывается, причем его закрывание и открывание производится плавно и мягко. Обычно уровни срабатывания и отпускания шумоподавителя имеют различную величину, а для защиты от случайных переключений предусмотрена специальная система контроля.
10. Volume Pedal.
Педаль громкости — это самое простое из всех устройств: оно состоит из корпуса с педалью, которая с помощью зубчатой передачи связана с осью потенциометра. Требуется такое устройство для оперативного контроля громкости звука, когда руки гитариста заняты игрой.
Автор: Сергей Арзуманов
Дата публикации: 03 сентября 1997 г.
Практически любой гитарист, достаточно серьезно относящийся к
исполнительскому мастерству, мечтает стать «узнаваемым» гитаристом, то
есть тем музыкантом, которого можно легко узнать на слух по его игре.
Важную роль в выполнении этой задачи играет уникальная манера игры, но
не последнее место занимает и индивидуальный, неповторимый звук. В
этой ситуации на передний план выходят различные электронные устройства
обработки сигнала, которые могут кардинально изменить звучание
электрогитары.
На самом деле, несмотря на сотни различных моделей, имеющихся на
рынке, самих эффектов изобретено не так уж много, и большей части
гитаристов они прекрасно известны. Однако гораздо меньше тех музыкантов,
которые понимают принцип действия каждого прибора, реализующего тот или
иной эффект, и могут выстраивать свой собственный звук сознательно, а
не путем перебора различных сочетаний эффектов. Поэтому тем музыкантам,
кто еще не очень хорошо знаком с работой тех или иных примочек, мы
попытаемся раскрыть секреты этой кухни.
Overdrive, Distortion. Начнем, пожалуй, с самых известных из
всех существующих эффектов — овердрайва и дисторшна. Вообще — то названий
у подобных примочек довольно много — fuzz, heavy — metal, tube screamer и
т.д., но все они выполняют одну и ту же функцию — искажение звука путем
ограничения сигнала по амплитуде. Тем не менее, всю группу этих
примочек можно условно разделить на две подгруппы — дисторшн, который
дает более жесткое звучание, и «мягкий» овердрайв. В дальнейшем мы
будем называть все примочки данного типа общим названием «дисторшн»,
если при этом нет специальных оговорок.
Сегодня, по — видимому, все гитаристы используют данный эффект. Это
позволяет долго «держать» звук и создать мощное звучание. Кроме того,
использование этого эффекта позволяет преодолеть плохую технику
музыканта и играть быстрые пассажи, которые без дисторшна звучали бы
довольно неряшливо. Следует отметить, что при включенном эффекте
нежелательно играть аккордами; звук становится очень «грязным» — это
общий недостаток всех подобных устройств.
Ограничение сигнала по амплитуде может реализовываться многими
схемотехническими решениями, рассмотрение которых не входит в задачи
данной статьи. Возникающее за счет ограничения сигнала большое
количество гармоник и придает звуку характерный оттенок.
Полученный в результате ограничения звук гитары зависит не только
от конкретной схемы педали, но и от частотной обработки входного и
выходного сигналов. За счет добавления большого количества гармоник,
звук становится очень высоким, резким и неприятным. Поэтому, как
правило, после ограничивающего каскада устанавливаются фильтры,
выполняющие частотную коррекцию полученного сигнала. Тем не менее,
возможно дополнительное применение частотнокорректирующих устройств,
например графического эквалайзера.
Дисторшн обычно ставят в самое начало линии эффектов, но после
компрессора, так как длительный сустейн последнего обеспечивает более
продолжительное ограничение сигнала.
Compressor — Sustainer. Следующий эффект, который мы рассмотрим, не
менее популярен, чем дисторшн; это — компрессор — сустейнер. По названию
можно догадаться, что делает это устройство — компрессирует сигнал, то
есть производит сжатие динамического диапазона звука гитары. В
результате на выходе компрессора — сустейнера формируется сигнал с
практически неизменной амплитудой, в то время, как на входе амплитуда
непрерывно меняется. Такую примочку можно применять во всех случаях
жизни, так как после прохождения через нее гитарного сигнала последний
легче обрабатывается другими устройствами.
Следует отметить разницу между компрессором — сустейнером и
компрессором — лимитером. Если первый является, по — существу, обычным
автоматическим регулятором уровня, поддерживающим сигнал на более или
менее постоянном уровне, то второй только ограничивает пики сигнала до
определенной величины, передавая остальную часть сигнала без изменений.
Компрессор хорошо располагать в самом начале линии, подавая на его
вход сигнал непосредственно с электрогитары. В результате
компрессирования повышается сустейн и получается более плотный звук,
столь необходимый для стоящего далее дисторшна. Нет большого смысла
ставить что — либо перед компрессором, так как большинство эффектов
делают частотную характеристику сигнала крайне неравномерной,
компрессор же сгладит ее, ослабив этот эффект.
Chorus. Данный эффект делает звук гитары объемным, прозрачным
и наполненным. Оригинальность звучания хоруса обусловила его широкое
применение многими музыкантами. Хорус можно использовать как при
аккомпанементе, так и при сольной игре, например, совместно с
дисторшном. Сам эффект получается периодическим изменением времени
задержки сигнала, которое составляет примерно 20 — 30 миллисекунд,
причем чем больше изменение времени задержки, тем больше глубина
хоруса, вплоть до эффекта расстроенной гитары. Если в студийных
приборах применяется обычно цифровой хорус, то в педалях он сделан на
аналоговой элементной базе, что дает более красивый, по мнению многих
гитаристов, звук. Однако цифровые хорусы обладают большими
возможностями, гибкостью и сервисными функциями.
В настоящее время большинство выпускаемых педалей реализуют эффект
«стереохорус», где звук после обработки разносится по панораме.
Flanger, Phaser. Оба эффекта позволяют получить сложный
нестационарный сигнал, в результате чего звук гитары становится
объемным, «летящим», «воздушным». Ощущение полета при этом создается
периодическим изменением амплитудно — частотных характеристик сигнала.
Об открытии эффекта «флэнжер» ходят разные легенды. Одна из них
гласит, что эффект открыл совершенно случайно в 1958 году известный
звукорежиссер и продюсер Ph.Spector. При попытке «удвоить» голос,
воспроизводя запись одновременно с двух магнитофонов, и получился этот
необычный звук (так как идеальной синхронизации лент добиться было
невозможно, обе ленты чуть смещалась по времени друг относительно
друга). В современных примочках эффект реализуется путем добавления к
исходному сигналу его собственных копий, сдвинутых по времени на
величины порядка 1 — 10 миллисекунд, причем время сдвига непрерывно
меняется.
Фэйзер, являющийся частным случаем флэнжера, осуществляет смешивание
исходного сигнала с копиями, сдвинутыми по фазе. Несмотря на одинаковый
механизм работы с флэнжером, эффект, производимый фэйзером, заметно
отличается на слух.
Флэнжер, фэйзер, а также описанный выше хорус — родственные эффекты,
и имеет смысл использовать только какой — нибудь один из них. В цепи
эффектов они ставятся после дисторшна, но до дилэя и ревербератора.
Wah — Wah, или иначе «тембровое вибрато», еще один из наиболее
распространенных гитарных эффектов. Он может с успехом применяться как
в солирующих партиях, так и для создания остинатных ритмических фигур.
С помощью этой педали имеется возможность регулировать частоту подъема
амплитудно — частотной характеристики для подчеркивания определенного
участка спектра звукового сигнала. Иначе говоря, нажимая и отпуская
педаль, вы перемещаете «горб» АЧХ в ту или иную сторону. Существуют
также устройства Autowah, где управление осуществляется не педалью, а
специальным встроенным генератором. Устройство выпускается как в виде
отдельной педали, так и совмещенной с каким — нибудь другим эффектом.
Octaver. Данное устройство позволяет сдвигать спектр входного
сигнала на октаву или две ниже или выше основного тона, при этом
продолжает звучать и сам основной тон, что создает впечатление игры в
октаву сразу двух инструментов. В аналоговых педалях эффект реализован
посредством простого умножения или деления частоты, но так как спектр
гитары имеет довольно сложную форму, то сдвиг частоты сигнала носит
условный характер, и изменение звучания достигается, в основном, за
счет добавления определенных обертонов. Несмотря на редкое практическое
использование октавера, он выпускается с 60 — х годов и до сегодняшнего
дня, и некоторые известные гитаристы (John Scofield, Larry Carlton и
др.) включают его в свою батарею эффектов.
Tremolo. Это еще один из вариантов вибрато — амплитудное
вибрато. Когда — то этот эффект был популярен, а теперь он всеми забыт,
несмотря на то, что с его помощью можно добиться интересного звучания.
На слух тремоло воспринимается так, как если бы при игре на гитаре
ручку громкости быстро (с частотой несколько герц) вращали из одного
положения в другое. Устройство, реализующее этот эффект, представляет
собой обычный электронный регулятор громкости, управление которым
осуществляется генератором, вырабатывающем колебания инфранизкой
частоты, при этом форма импульсов, производимых генератором, может
быть различной (треугольной, синусоидальной и т.п.). Соответственно,
различным будет закон модуляции сигнала, а значит и воспринимаемый на
слух эффект.
Наиболее известное музыкальное произведение, где используется
тремоло — это композиция «Money» группы «Pink Floyd» (альбом «Dark Side
Of The Moon», 1973).
Equalizer. Эквалайзеры представляют собой многополосные
регуляторы тембра, позволяющие осуществлять одновременную и
взаимонезависимую регулировку на нескольких частотах. Эквалайзеры
бывают двух типов — графические и параметрические; помимо студийных
приборов, оба типа выпускаются в виде гитарных педалей.
Графические эквалайзеры являются многополосными регуляторами тембра
с фиксированными полосами частот коррекции. Количество полос может
сильно колебаться — от трех до 31 (так называемые третьоктавные
эквалайзеры), гитарные же педали обычно представляют собой 7 — полосные
эквалайзеры. Как правило, в таких примочках принимаются следующие
значения центральных частот: 100Гц, 200Гц, 400Гц, 800Гц, 1,6кГц, 3,2кГц,
6,4кГц (для бас — гитары значения несколько другие). В качестве
регуляторов в графических эквалайзерах применяют движковые
потенциометры, поэтому, сформировав нужную амплитудно — частотную
характеристику, ее вид можно наглядно наблюдать по положению ручек
регуляторов (из — за этого такие эквалайзеры и называются «графическими»).
Параметрический эквалайзер позволяет изменять не только спад/подъем
определенной полосы частот, но и выбирать центральную частоту и
ширину полосы. Встречаются эквалайзеры, не позволяющие изменять
ширину полосы (например отечественная педаль «Лель ЭП»), тогда такие
эквалайзеры называются квазипараметрическими. Обычно в гитарных
педалях число регулируемых полос равно трем.
Какой же эквалайзер лучше применять? Если требуется скорректировать
общий гитарный саунд, то несомненно лучший выбор — это графический
эквалайзер с его большим количеством регулируемых полос во всем
частотном диапазоне гитары. Параметрический же эквалайзер годится для
более «тонкой» работы — ослабить или поднять какую — то конкретную
частоту, например частоту фона или частоту «темных» нот, встречающихся
на грифе гитары (о «темных» нотах речь пойдет во второй части статьи),
хотя, конечно, ничто не мешает использовать его также, как и
графический эквалайзер.
В цепи эффектов эквалайзер обычно ставится там, где требуется
изменить характер звука, убрать или получить «пик» на определенной
частоте. Его не следует ставить перед компрессором, который сгладит
амплитудно — частотную характеристику, сформированную первым устройством.
Noise Gate. И на сцене, и в студии электрогитара производит
довольно много различных посторонних звуков, требующих маскировки. Это
могут быть и случайно задетые струны, и фон, и щелчки от переключения
звукоснимателей, и многое другое. Эти лишние звуки хорошо слышны
только в паузах; при наличии же полезного сигнала они маскируются
последним и практически незаметны на слух. Нойс гейт, или иначе
шумоподавитель порогового действия, помогает решить эту проблему.
Непрерывно следя за уровнем входного сигнала, он определяет, когда
величина сигнала снизится до определенного значения, и перестает
пропускать сигнал на выход. Когда сигнал поднимется до определенного
уровня, выход устройства вновь открывается, причем его закрывание и
открывание производится плавно и мягко. Обычно уровни срабатывания и
отпускания шумоподавителя имеют различную величину, а для защиты от
случайных переключений предусмотрена специальная система контроля. Как
правило, педальное исполнение этого устройства позволяет управлять
такими его параметрами, как регулировка порога срабатывания, времени
нарастания и затухания сигнала.
Шумоподавитель ставят ближе к концу линии эффектов, но до дилэя и
ревербератора, так как последние помогают замаскировать шум, который
может появиться при переключениях шумоподавителя.
Reverberator, Delay. Реверберацией называется послезвучание,
которое наблюдается в помещениях после того, как действие источника
звука прекратилось. Послезвучание возникает в результате многократных
отражений звуковых волн от стен, потолка и других поверхностей. Если
же источник продолжает излучать звуковые колебания, то звуковая
картина в помещении представляет собой совокупность прямого звука и
многократных отражений. Устройство, имитирующее реверберацию,
называется ревербератором. Оно позволяет имитировать акустические
характеристики того или иного помещения и благодаря этому получать
более естественное, объемное звучание. Впервые искусственную
реверберацию стали применять такие известные музыканты, как Chet
Atkins и Les Paul.
Современный студийный ревербератор способен выполнять много
различных функций — от воспроизведения эффекта объемного звучания до
создания необычных тембров и спецэффектов, однако ревербераторы,
выполненные в виде педалей, естественно, проще в плане возможностей.
Эффект «дилэй» («задержка») является, по сути, эхо — эффектом. Этот
эффект можно получить из реверберации путем увеличения времени
задержки до уровня, когда отчетливо различаются отдельные повторы
входного сигнала. Дилэй является довольно популярным эффектом у
гитаристов и часто используется во время сольной игры.
И дилэй, и ревербератор обычно ставят в самый конец цепи эффектов.
Однако, ревербератор в гитарной практике почти никто не использует —
он относится к устройствам общей обработки звука, которыми управляет
звукооператор с микшерного пульта.
Volume Pedal. Педаль громкости — это самое простое из всех
устройств: оно состоит из корпуса с педалью, которая с помощью
зубчатой передачи связана с осью потенциометра. Требуется такое
устройство для оперативного контроля громкости звука. Дело в том, что
при использовании нескольких примочек громкость при разных комбинациях
включенных эффектов может меняться, и здесь педаль громкости может
прийти на помощь. Кроме того, используя эту педаль, можно формировать
«мягкую» атаку, делать быстрое и в то же время плавное затухание звука
и тому подобные вещи. Поэтому даже во многих гитарных процессорах и
синтезаторах предусмотрен разъем для подключения такой педали.
Существуют также модели, совмещающие в себе педаль громкости и еще
какой — либо эффект (fuzz, wah — wah и т.д.).
Теперь, после краткого описания педалей (в гитарных процессорах
эффекты аналогичны), перейдем к конкретным схемам их соединения между
собой. Все то, что написано ниже, носит чисто рекомендательный
характер, и не следует принимать эти советы как нечто единственно
правильное и непреложное. В данной ситуации можно говорить лишь об
общих правилах соединения, а конкретная цепь эффектов будет зависеть
от вашей выдумки, слуха и индивидуальности. Свой собственный звук — вот
ваша главная задача. Ниже мы рассмотрим цепочку, состоящую из всех
эффектов, но надо понимать, что ни один здравомыслящий человек не
станет использовать такую линию: конкретную конфигурацию диктует стиль
музыки.
рис.1
Итак, на рис.1 представлена цепочка, состоящая практически из всех
эффектов. Если вы внимательно на него посмотрели, то наверняка
заметили отсутствие на рисунке эквалайзера. Дело в том, что это
устройство настолько универсально, что его можно установить
практически в любом месте цепи, где требуется подкорректировать
амплитудно — частотную характеристику. Использовать эквалайзер
необходимо достаточно аккуратно, так как пики сигнала на определенных
частотах могут перегрузить некоторые эффекты группы временной
задержки (хорус, флэнжер, фэйзер).
Один из вариантов использования графического эквалайзера
представлен на рис.2. В данной ситуации потребуется два эквалайзера
(или один, но стереофонический). В такой конфигурации, регулируя
частоты на входе и выходе дисторшна, можно добиться хорошего, плотного
звучания, уменьшив уровень «жужжащих» частот.
рис.2
Для работы в коллективах, играющих в любых направлениях, связанных
с рок — музыкой, можно посоветовать универсальную линию эффектов,
изображенную на рис.3. Используя эту схему, можно играть как
аккомпанемент, так и сольные партии, причем параметрический
эквалайзер возмещает отсутствие шумоподавителя — одну из его полос
можно использовать для фильтрации 50 — герцового фона, возникающего при
работе дисторшна, а остальные полосы — для коррекции частот.
рис.3
На рис.4 показана еще одна конфигурация цепи (точно такой же
пользуется Jimmy Page). Ее особенностью является применение
стерео — хоруса и, соответственно, дальнейшее расщепление сигнала на две
ветви. Дилэй, установленный в одной из них, помогает подчеркнуть
панорамный эффект, возникающий при работе хоруса. Недостаток данной
линии заключается в необходимости наличия двух комбоусилителей, что не
каждый музыкант может себе позволить.
рис.4
Для исполнения «живой» поп — музыки в общем, и фанк — музыки в
частности, подойдет схема, представленная на рис.5. Ориентированна эта
цепь на игру аккомпанемента; при наличии же сольных партий после
компрессора можно добавить дисторшн. Компрессор, регулятор атаки
которого установлен на максимум, позволяет играть одиночные
«пиццикатные» ноты, которые в этой ситуации будут очень хорошо
звучать. Фэйзер используется при «чесовой» игре аккордами, придавая
звучанию определенный оттенок.
рис.5
В заключение хочется сказать, что чтобы вы не делали, главным всегда
должно оставаться творчество и ощущение свободы от каких бы то ни было
правил. Это касается и составления собственной линии эффектов.
Единственный путь открыть «свое» звучание — эксперимент, а не
копирование определенных шаблонов. И последнее — эффекты должны
украшать игру; нет более неприятного звука, чем звук переобработанной
электрогитары.
Ну, или почти даром. =)
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что всех из нас были моменты, когда звук своей гитары надоедал до чертиков. Хотелось чего-то новенького и интересного.
Обычно такое состояние побуждает нас к поиску новых и новых примочек, звукоснимателей, комбиков, которые, по идее, должные заставить звучать гитару новыми красками.
Однако же, спешить с новыми приобретениями не нужно. Нет, конечно, GAS – дело святое. Но, может быть, можно обойтись меньшей кровью.
1. Тон и громкость. Ага, их тоже можно использовать
Есть мнение, что на гитаре эти крутилки присутствуют не просто так. Хотя, отчего-то гитаристы зачастую не пользуются этими полезными ручками. Я кстати, сам такой.
Многие просто выкидывают ручку тона из гитары – мол, она так лучше звучит. Что же, вполне может быть – я не пробовал.
Однако, играясь с ручками громкости и тона можно сильно изменять звук гитары. Простейший пример – это изменение гейна ручкой громкости. Это конечно, не всегда работает, но с лампой прокатывает на «ура». Попробуйте, прибрать громкость и будет чистый звук, но стоит крутануть ручку на max, как у нас снова из комбика доносится звук подгруженной гитары. Я уже не говорю про то, что с помощью ручки громкости можно делать забавные гитарные трюки.
Хм, даже и не знаю, что можно сказать про ручку тона, кроме того, что ее можно тоже использовать для изменения звука. =)
2. Звукосниматели и электроника
Для начала их можно попробовать отстроить. И как это сделать написано у мена в FAQ’e. Если этого покажется мало, то можно взять в руки паяльник.
Вполне может быть, что ваши хамбекеры позволяют делать отсечку – грех этим не воспользоваться. Так же можно включать звукосниматели в фазе или противофазе. Для лесполообразных гитар можно попробовать соорудить распайку Джимм Пейджа. Ну, и для стратов, наверно, тоже можно что-нибудь придумать.
Так же стоит подумать об экранировании гитары и замены проводки, конденсаторов и потенциометров на лучшие.
3. Струны
Ну, про струны я писал достаточно много. Тут богатое поле для экспериментов: материал и форма сердечника, оплетка, калибр – все это влияет на звук гитары. Так что, не боимся экспериментировать. Да, и не забываем, что при смене калибра струн, скорее всего, придется крутить анкер и регулировать прогиб грифа.
4. Медиаторы
И про них была отдельная статейка. Тут тоже, и материал, и форма, и толщина гитарного медиатора меняют оттенки звучания гитары. Не забываем, что для фанкового чеса, переборов чистым звуком, игры «боем» можно использовать одни медиаторы (обычно более тонкие), а для высекания аццкого дж-дж, и скоростных запилов можно использовать что потолще. В общем, тут все зависит от вашего стиля игры и личных предпочтений.
5. Меняем примочки местами
Да, есть кое-какие определенные правила коммутации гитарных эффектов, но это же не истина в последней инстанции! Никто не запрещает экспериментировать с подключением эффектов, возможно, вы нащупаете что-нибудь интересное. Не забываем так же, что не тру-байпасс примочки подкрашивают звук и удаление такой педали из цепи сделает его (звук) заметно лучше. Так же попробуйте включить модуляционные эффекты в разрыв комбика, если еще не делали этого.
Еще можно использовать луперы и лайн селекторы (не путать с looper/sampler), это позволит минимизировать топтание на примочках, а так же поможет найти новые сочетания эффектов.
6. Изучаем свое оборудование
Вот, например, у меня был дилей Line 6 Echo Park. Довольно функциональная штука с множеством вариантов звучания. Поначалу я не понимал, что и как там работает. Нет, в принципе, все было понятно. Не было понятно, как и где все это применить и как это все звучит в сочетании с остальными эффектами. Прошел, наверно, не один месяц, прежде чем я стал с легкостью ориентироваться во всех возможностях этой примочки. Т.е. крутил ручки не просто так, а четко осознавая какой звук я получу, если изменю то или это.
И это только одна примочка из цепи! По хорошему счету, гитарист должен знать педалборд, как свои пять пальцев. И знать, как он будет звучать, если изменить тот или этот параметр на любой примочки в сети.
Так, что для изменения звука не спешите покупать новую коробчку, вполне может быть, что вы еще не знаете всех возможностей своего оборудования.
7. Не для диванных гитаристов
Наверно, у многих бывало, что приходя на репетицию и начиная играть с группой, вы не узнавали звук своей гитары. Звук может теряться за остальными инструментами – «не прорезать», может просто измениться до не узнаваемости, что вы будете испытывать к нему отвращение. Но стоит всем замолчать, как вот оно! Звук вернулся!
А мораль сей басни такова, что отсройка гитарного звука в миксе – дело, отнюдь, не простое, и тут покупкой нового девайса тоже не отделаешься. Хорошо, когда есть звукорежиссер, который может помочь в этом деле. А если нет?
Если нет, что тогда внимательно слушаем себя и крутим ручки. Обычно стоит крутить ручки тона, как на примочках, так и на комбике. В большинстве случаев помогает. Так же стоит записать свою репетицию и потом проанализировать, чего же не хватает вашему звуку. И не стоит удивляться тому, что как только ваши коллеги умолкнут, звук превратится в кал. Это не главное, главное – как вы звучите вместе.
В общем-то, этот 7-й пункт – суть тот же 6-й, только для игры в группе, так что снова изучаем свой эквип.
Ну, на этом, пожалуй, закончу. Есть умные мысли? В камменты.
PS: Начать улучшать звук можно и с гитры: 10 советов, как сделать звук любой гитары лучше
6.3. Сведение электрогитар
В наших песнях электрогитара играет несколько ролей, и к каждой из них у нас будет свой подход.
Перегруженные ритм-гитары
Каждая партия гитары записана у нас на 4 дорожки (два ближних микрофона на комбике, дальний talkback-микрофон и прямой сигнал через DI-Box). Мы возьмём только два ближних микрофона и меняя их баланс по громкости, подберём подходящий тембр.
Если хочется, чтобы звук медиатора и комнаты был слышен, то можно добавить дорожку talkback-микрофона, но иногда лучше оставить гитары максимально чёткими и близкими, это зависит от песни и от гитарной партии.
Итак, у нас есть две ритм-гитары, которые мы будем панорамировать зеркально в стерео (одну влево, другую вправо), а обрабатывать одинаково в одной группе. Дорожки ближних микрофонов панорамируем на 100% влево или вправо. Дорожки talkback-микрофонов можно панорамировать в противоположную сторону, например для левой гитары talkback-микрофон можно увести на 70% вправо, это создаст широкое пространство и ощущение присутствия в комнате. Talkback-микрофон может как украсить, обогатить звук, так и «размазать», отдалить некоторые партии.
[аудио] Дорожки электрогитары
электрогитары в стерео без talkback-микрофона, и с talkback-микрофоном, затем только левая гитара с talkback-микрофоном и только talkback-микрофон
Все дорожки приходят в группу guitars od stereo, где мы обрабатываем их вместе. Обычно можно отрезать у электрогитар всё, что ниже 100-140 Гц (ориентируйтесь на слух, чтобы гитара не стала слишком «тонкой»). Тем самым мы дадим больше места бас-гитаре и бочке. Затем можно сделать гитару ярче, поднимая у неё высокие частоты в области 9 кГц и выше Hi-Shelf эквалайзером с мягким звуком.
При желании, электрогитару можно слегка скомпрессировать. Например, используем компрессию с ratio 4:1, атакой 10 мс, быстрым релизом (10 мс) и с таким threshold, чтобы компрессор срабатывал только изредка на самым громких пиках и gain reduction было не более 1.5 дБ. При этом пусть компрессор работает раздельно на каждом канале (stereo link off).
С перегруженных гитар можно сделать посыл на FX-дорожку Amb, где стоит общий ревербератор на всю песню. Эта дорожка помогает разным инструментам оказаться в одном пространстве и придаёт глубину нашему миксу, в том числе и за счёт появления «заднего плана» у ритм-гитар.
В то же время излишнее количество реверберации «размазывает» микс, так что используйте её умеренно, или не используйте совсем, особенно в быстрых песнях.
[аудио] Электрогитары в стерео
до обработки и после обработки эквалайзером, компрессором, ревербератором (send-эффект)
Чтобы дать больше места вокалу, у гитар, как и у прочих инструментов, можно сделать лёгкий вырез в районе 3-4 кГц, а у вокала добавить эквалайзером в той же области. Так вокал будет выделяться и останется разборчивым даже вместе с громкими гитарами.
Ритм-гитары на «чистом» звуке
Часть песни электрогитары играют с чистым звуком или с лёгким crunch. У нас записаны две одинаковые ритм-партии, одна в левый, другая в правый канал.
Вот как можно панорамировать эти дорожки: ближние микрофоны (mic1, mic2) на 100% Left и 89% Left, talkback-микрофон 100% Right. Вторую гитару панорамируем зеркально. Дорожку DI-Box можно добавить по вкусу, а можно выключить.
То, что мы чуть развели ближние микрофоны каждой из гитар по панораме (на 11%) придаст больше объёма и чуть сдвинет звук к центру. Talkback-микрофоны чуть отодвинут чистые гитары вглубь. Когда вступят перегруженные гитары, те будут звучать шире и ближе, поскольку панорамированы максимально влево и вправо. Это позволит песне раскрываться.
Talkback-микрофоны мы увели в противоположные стороны. Отрежем у них эквалайзером всё, что ниже 200-300 Гц (по желанию) и сделаем их совсем негромкими, чтобы они только чуть добавляли ощущения пространства комнаты. Эти микрофоны можно отправить в отдельную группу, чтобы не эквализировать и не компрессировать их вместе с ближними микрофонами.
С помощью регулировки громкости ближних микрофонов подберём нужный тембр звука. Затем отрежежем низ, чтобы освободить место для бас-гитары и бочки (Low Cut фильтром ниже примерно 100 Гц).
В данной песне и данной партии желательно, чтобы каждая из гитар играла чётко, со стабильной громкостью, лёгким перегрузом и небольшим delay. Для этого дорожки ближних микрофонов отправим в отдельные группы (G L clean и G R clean), в каждой группе отрежем низ, как уже было сказано выше, скомпрессируем с лёгким перегрузом, выделяя атаку (attack 80, release 60, ratio 2.5:1, soft valve emulation), добавим mono delay (¼ delay, feedback 20, mix 10%, lo cut 168 Hz, hi cut 2700 Hz).
[аудио] Электрогитара с «чистым» звуком
без обработки, затем с компрессором и с mono delay
Затем гитары G L clean и G R clean приходят в общую группу guitars clean stereo, где мы приступаем к эквализации. В нашем случае записанные чистые гитары звучат достаточно глубоко и гулко, поэтому приберём в районе 450 Гц, добавим 2 кГц и затем 7 кГц мягким Hi-Shelf фильтром. Результаты эквализации нужно оценивать в общем миксе, чтобы слышать, как инструменты взаимодействуют между собой.
[аудио] Электрогитары с «чистым» звуком до эквализации и после
С группы чистых гитар сделаем посыл на FX-дорожку Amb с ревербератором, и посыл на FX-дорожку Ping Pong с плагином Ping Pong Delay. Это придаст звучанию гитар задний план и добавит «полёта». Если вы хотите, чтобы гитары оставались максимально «вблизи», не используйте реверберацию и delay.
[аудио] Чистые электрогитары с send-эффектами (реверберация и ping pong delay)
Также, как и у других инструментов, можно сделать у гитар лёгкий вырез в области 3-4 кГц, чтобы дать больше места вокалу в этой области.
Соло-гитара
Для соло в этой песне используем только два ближних микрофона. Чтобы сделать соло-гитару шире, можно слегка раздвинуть микрофоны по панораме. Если гитара записана на одну дорожку, можно использовать плагин MonoToStereo, что поможет ей зазвучать более объёмно и чуть выйти вперёд.
Эквализируем соло-гитару так, чтобы она отличалась по тембру от ритм-гитар. Приберём нижние частоты (ниже 100 Гц), для яркости можно добавить в районе 5-8 кГц. Если гитара начинает звучать слишком резко, можно прибрать в районе 3-4 кГц.
[аудио] Соло-гитара
до и после обработки monotostereo и эквалайзером
Добавим соло-гитаре объёма и полёта, отправив с неё посыл на общие FX-дорожки amb и ping pong.
На дорожке amb использован яркий Bright Hall Reverb, у которого прибраны частоты ниже 360 Гц. На дорожке ping pong стоит плагин ping pong delay с параметрами: 1/8 sync, feedback 7.5, lo cut 464 Hz, hi cut 4960 Hz, spatial 80 (spatial меняется от 0 до 100 и определяет широту панорамы). Обе эти FX-дорожки совместно используются для гитар, барабанов и аранжировок, чтобы придать им объёма или отодвинуть на задний план. В зависимости от характера песни можно выбрать подходящие настройки ревербератора и delay.
[аудио] Соло-гитара с send-эффектами (amb reverb и ping pong delay)
Панорамировать соло-гитару можно, например, так: в припевах она панорамирована на 40% вправо, чтобы не мешать вокалу, а в соло (где она играет одна) — перемещается в центр.
Использованные плагины
Для обработки электрогитар были использованы следующие бесплатные VST-эффекты:
Эквалайзеры: EngineersFilter, Dual Linkwitz-Riley Filters, PushTec, Nebula 3 Free [ 2055 Angels HI S ]
Компрессоры: de la Mancha D2, Compressive Pro
Ламповый эффект: Voxengo Tube Amp
Ссылки для скачивания плагинов можно найти на этой странице.
Типы гитарных эффектов и правильные варианты подключения
Очень часто нам задают вопросы о гитарных педалях, о их выборе и каким образом их можно собрать в цепь, какие педали нужны. Давайте разберемся по порядку.
Для начала, давайте рассмотрим разные типы эффектов и их функции.
Типы эффектов
- Тюнеры. Гитарные тюнеры в виде педали, в большинстве своем имеют функцию Mute, заглушающую сигнал и позволяющую настроить гитару на концерте, репетиции, не мешая другим музыкантам и слушателям. Одним из таких устройств является KORG PICHBLACK POLY PB-03.
Гитарный тюнер в виде педали KORGPICHBLACKPOLYPB-03
- Педали громкости. Созданы для плавной регулировки громкости инструмента, или всей цепи в реальном времени. Пример: DUNLOP GCB80.
Педаль громкости DINLOPGCB80
- Noise gate – «Нойз гейт» или «шумодав». Педаль, которая глушит нежелательные шумы. Эта во включенном состоянии постоянно отслеживает уровень входного сигнала и не пропускает никакие звуки ниже заданного порога. Пример: Noise gate BOSS NS-2.
Педаль Noise gate BOSS NS-2
Компрессор или лимитер для динамической обработки. Эти педали уменьшают динамический диапазон, то есть разницу между самой громкой и самой тихой частями сигнала. Грубо говоря, компрессор делает сигнал более ровным, увеличивая громкость тихих нот, и уменьшая – громких. Дополнительно с помощью компрессора можно поднять общую громкость сигнала. Очень часто компрессор используют в качестве сустейнера для поддержки затухающего сигнала на одном уровне, тем самым увеличивая время звучания ноты. Разница между компрессором и лимитером заключается в том, что лимитер компрессирует громкие ноты, а компрессор наоборот вытягивает тихие. Пример:
BEHRINGER CL9 .
Компрессор/лимитер BEHRINGER CL9
- Wah-wah. Педаль, известная больше как «квакушка», является параметрическим фильтром, изменяющим частотный диапазон сигнала в реальном времени при помощи движения педали. Педали бывают двух видов: со встроенными овердрайвами и бустерами. Пример: DUNLOP GCB-95F.
Педаль-квакушка DUNLOP GCB-95F
Дисторшн/Овердрайв/Фузз. Это эффекты искажения и перегруза, самые любимые всеми педали, дающие тот самый агрессивный, роковый звук. Подобных педалей на рынке, пожалуй, самый большой выбор. Выбирая их, следует учитывать с каким усилителем вы будете играть, какой характер перегруза нужен и для чего вообще нужна эта педаль. Также у некоторых моделей на борту имеются встроенные Noise gate (шумодавы) и спикер симы – выход эмулирующий звук снятого микрофоном кабинета, используется для игры напрямую в линию. Что подойдет для вас, решать вам и для этого конечно придется попробовать послушать несколько разных вариантов. Пример:
TC ELECTRONIC Dark Matter.
Бустер. Педаль для увеличения громкости сигнала или определенных частот без искажений. Есть множество вариантов применения бустера. Вы можете использовать его как «грелку» для усилителя, вместо обычного перегруза (без искажения звучания), либо, например, для мгновенного увеличения громкости на время соло, поставив его после перегруза или в петлю эффектов усилителя. Пример: YERASOV SCS BB-10.
YERASOV SCS BB-10
- Преампы. Гитарные предусилители. Предназначены для предусиления гитарного сигнала, перед подачей его на оконечный усилитель. Могут быть одно и многоканальными: чистый, кранч, перегруженный; со встроенными спикосимами, дибоксами. Пример: YERASOV FETTUBE BRITISH CITRUS BC-5.
- Эффекты модуляции. К ним относятся все педали с эффектами хорус, флэнджер, тремоло, файзеры и другие.
- Хорус. Эффект хора, звучания двух гитар одновременно. Напоминает звучание двенадцатиструнной гитары. Эффект достигается путем наложения на звук гитары его же копии сдвинутой во времени. Пример: EHX NANO NEO CLONE.
- Флэнджер. Дает летящий звук, очень близок к хорусу, но отличается от него большим временем задержки и наличием обратной связи. Пример: STAGG BX-FLANGER.
STAGG BX-FLANGER
- Файзер. Эффект, очень похожий на флэнжер, создается путем фильтрации звукового сигнала с созданием максимумов и минимумов в его спектре. Положение этих максимумов и минимумов варьируется, что создает специфический крутящийся эффект. Пример: BOSS PH-3.
BOSS PH-3
- Тремоло. Эффект, представляющий собой амплитудное вибрато, реализующее периодическое изменение уровня громкости. Пример: BOSS TR-2.
BOSS TR-2
- Октавер, питч-шифтер. Эффект для изменения высоты основной ноты, добавления дополнительных ноты к основной. Пример: Digitech the Drop
Digitech the Drop
- Эквалайзер. Педаль для корректировки частотных характеристик вашего сигнала в широком диапазоне. Пример: BEHRINGER EQ700 Graphic Equalizer.
- Дилэй. Эффект задержки, повторяющий сыгранные ноты с заданной частотой и длительностью. Пример: BOSS DD-500.
- Реверберация. Пространственный эффект отражения, имитирующий звучание в пустом помещении добавляющий объема вашему звуку. Пример: TC Electronics Hall Of Fame Toneprint.
- Симуляторы кабинета, дибоксы. Приборы, эмулирующие звук, снятый с гитарного кабинета микрофоном. Используются для игры в линию или для записи, как правило имеют встроенный дибокс. Дибокс – это устройство для преобразования небалансного сигнала с высоким сопротивлением (гитара, бас) в балансный (с низким сопротивлением) для последующей подачи его на микрофонный вход микшера. Дибокс помогает предотвратить помехи, искажения и потерю сигнала при передаче его на большие расстояния с помощью мультикоров, длинных кабелей. Пример: Behringer GI100 Ultra G.
Behringer GI100 Ultra G
- ABSwitch, коммутаторы, блендеры, лайн селекторы и другие. Различные приборы для создания разветвленных цепей и коммутации оборудования. Пример: BOSS AB-2.
BOSSAB-2
Цепи эффектов
Мы рассмотрели виды основных гитарных эффектов. Теперь необходимо понять, как собрать их в одну цепь и заставить работать. Сразу стоит сказать, что способов это сделать, великое множество и не существует каких-либо рамок. Все ограничивается только вашей фантазией и поставленными задачами. Сейчас мы рассмотрим, несколько самых простых и распространенных вариантов.
Сбор цепи эффектов
- Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – перегруз – эквалайзер – хорус – дилей – ревер – Input усилителя.
Один из самых простых и распространенных способов. Сигнал с гитары поступает на шумодав, который убирает все шумы и наводки датчиков инструмента, после чего компрессор выравнивает сигнал перед подачей его на педаль wah-wah. Здесь можно поставить октавер, питч шифтер и другие. Далее идет перегруз, звук которого вам больше по вкусу. После эквалайзером корректируем частотные характеристики и отправляем на обработку эффектам модуляции хорус/флэнжер/файзер. После чего сигнал обрабатывается при помощи дилея и ревера для придания большего объема звуку и приходит на вход преампа усилителя на его чистый канал.
Если у вашего усилителя есть петля для подключения эффектов, можно попробовать следующий вариант.
- Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – перегруз – input усилителя, effect send – хорус – дилей – ревер – effect return.
Сигнал с гитары приходит на шумодав, далее компрессор, квак, перегруз на вход преампа усилителя. В данном случае перегруз может работать как самостоятельный эффект, в чистый канал преампа усилителя или как «грелка», просто добавляя гейна преампу усилителя и в чистый и в перегруженный канал. Далее сигнал из преампа усилителя через effect send идет на хорус, дилей, ревер и через effect return на оконечник гитарного усилителя.
- Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – преамп – хорус – дилей – ревер – effect return.
В данном варианте, мы используем напольный преамп вместо преампа гитарного усилителя. Сигнал с гитары через шумодав, проходит на компрессор, далее wah-wah и приходит на преамп, после предусиления обрабатывается хорусом, дилеем, ревером и через effect return поступает на оконечник гитарного усилителя.
- Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – преамп или перегруз со спикосимом – эквалайзер – хорус – дилей – ревер – микшер/звуковая карта.
Данный вариант позволит вам обойтись вообще без гитарного усилителя, например, для домашней записи или на случай если на репетиции или концерте усилитель вышел из строя.
Сигнал с гитары проходит через шумодав, компрессор, wah-wah, на перегруз со встроенным спикосимом, например, рассмотренный выше BEHRINGER CL9, с выхода педали mixer-сигнал приходит на эквалайзер, на котором вы корректируете частотные характеристики по своему вкусу, далее хорус, дилей, ревер и после – вход звуковой карты или вход микшера.
Можно ли чередовать эффекты?
Вы можете поэкспериментировать на основе рассмотренных вариантов, убирая или добавляя эффекты, меняя их местами, подстроив цепь под свои потребности. Например, если ваш перегруз сам по себе дает сильный фон, можете переместить шумодав, поставив его следующим после перегруза, настроив порог срабатывания. Или поменять местами компрессор и wah-wah или вовсе сдвинуть компрессор почти в конец цепи, поставив его перед дилеем и ревером, все это ощутимо отразится на звуке. Или поставить в цепь два перегруза, настроив их так, чтобы получилось три-четыре варианта перегруза.
Более того, по мере освоения эффектов и получения навыков их настройки, вы можете делать более сложные цепочки эффектов, добавляя различные разветвления и даже разводя сигнал на несколько усилителей, например, как сделал наш обзорщик Фил Чекалин в видео.
Несколько слов о главном
Ну и напоследок хотелось бы сказать несколько слов о важных мелочах. Как только количество ваших педалей приблизится к двум-трем, непременно станет вопрос их транспортировки на репетицию, концерт и другие мероприятия, удобства и скорости коммутации и, конечно же, обеспечения их бесперебойного питания. Самым простым способом будет сборка всего этого в педалборд, на данный момент на рынке присутствует множество педалбордов, в виде сумок Ehx Bag или кейсов, рассчитанных под определенные педали, например, Boss со встроенным блоком питания и всей коммутацией в комплекте. Или просто свободных кейсов, вмещающих любые педали, которые у вас хватит фантазии в них уложить, например, Stagg.
Выбирая вариант без встроенного питания, стоит подумать о хорошем блоке питания, с защитой от замыкания, раздельными выходами и способным запитать все ваши педали, например Force FPS-02, ну и не забудьте патч-кабели для коммутации всех педалей между собой. Все это позволит вам сэкономить кучу времени и нервов на концертах и репетициях, свести к минимуму наводки, шумы и различные форс-мажорные обстоятельства при работе с вашим оборудованием.