Акустическая гитара звучит вяло и скучно? Думаешь, как улучшить звучание своей гитары, но ничего не приходит на ум? Не спеши расстраиваться, ведь все можно исправить с помощью небольшого апгрейда, который не потребует огромного количества вложений с твоей стороны.
На первый взгляд может показаться, что акустическая гитара несколько стеснена в возможностях модернизации, но есть несколько действенных и простых советов, которые помогут в этом деле. Чтобы не быть голословными, данные советы сформулированы Дэйвом Доллом и Энди Пауэрсом, менеджером ремонтной мастерской и гитарным мастером фирмы Taylor, соответственно.
Совет 1. Медиаторы
Энди Пауэрс: “Один из самых интересных апгрейдов, который можно сделать по отношению к гитаре, приобрести качественный и подходящий медиатор. Конечно, это всего лишь кусок пластика, но именно с его помощью вы заставляете гитару звучать. Хороший медиатор даст лучший звук. И это важно!”
Совет 2. Материал кнопок (седла)
Энди Пауэрс: “Есть большая разница в том, из какого материала сделаны кнопки, фиксирующие струны. К тому же, кнопки должны быть установлены правильно. Плохой по качеству материал сказывается на качестве звука инструмента.
Взгляните на гитару, как на один из элементов в цепи звукового сигнала. Первым делом резонировать струны начнут в районе бриджа. Здесь очень важно, чтобы струны были хорошо зафиксированы с помощью седел в бридже, а сами седла не болтались.
Если говорить о материалах, то здесь есть выбор между костью, деревом, пластиком и синтетическим материалом TUSQ. TUSQ и пластик могут приводить к потере яркости звучания струн, а также подвержены большему износу. Замена седел на более качественные, из лучших материалов, значительно улучшит звук инструмента.”
Дейв Долл: “Действительно, замена седел в бридже – это один из простейших способов по улучшению звука гитары. Пластик, конечно, не самый плохой материал, но если хочется получить более яркий и звонкий звук, то стоит заменить седла на что-то более крепкое и качественное. Седла из мягкого дерева могут дать обратный эффект – меньше яркости, но больше теплоты.”
Совет 3. Струны
Дэйв Долл: “Струны могут значительно преобразить звучание гитары! Причем разница в струнах кроется не только в материалах, но и в том, кто является их производителем. Вариантов струн, наверное, столько же, сколько моделей гитар. Даже если гитара звучит именно так, как того хочется, то замена струн может привести к интересным изменениям звука. Допустим, стандартные струны, которые мы ставим на наши гитары – Taylor 928 SP могут придать немного дополнительного блеска и звонкости звуку. Звучат ярко, но при этом звук не становится плоским, сохраняет свою плотность и крепкую середину. А вот бронзовые струны 8020 несколько тише по своему звучанию.”
Энди Пауэрс: “Разные струны имеют разные характеристики. Не так накладно купить несколько разных комплектов, пускай и одного диаметра. К тому же, имея несколько наборов струн одного диаметра, можно выбрать именно тот звук, который нравится, путем простого комбинирования струн из разных наборов.
Если у гитариста есть немного денег на модернизацию своего инструмента, то первое с чего бы я начал этот процесс – со струн.”
Совет 4. Устранение дребезжания
Дэйв Долл: “Весь кайф гитары в том, что она может “говорить” с людьми на любом языке. Проблема в таких диалогах может заключаться в дребезжании неприжатых струн. Дребезжащий инструмент портит впечатление. Скорее всего причина в том, что струны недостаточно глубоко сидят в своих прорезях на верхнем порожке.
Решить проблему дребезжания открытых струн можно разными методами. Возможно, что используемые гитаристом струны слишком толстые. Можно подточить немного верхний порожек. А можно попробовать начать использовать более тонкие комплекты струн.
Если дребезжание проявляется где-то в середине грифа, то стоит попробовать ослабить или, наоборот, усилить анкер.”
Совет 5. Намотка струн
Энди Пауэрс: “Факт того, как натянуты струны на гитару действительно важен. Есть несколько тонкостей в этом деле. Конечно, это не придаст звуку огромного количества плюсов, но следует внимательнее относиться к тому, как натянуты струны на вашем инструменте. Если, к примеру, витков струны очень много на колках, то это непременно скажется на строе гитары. Металлические струны всегда стремятся к возвращению в свое исходное положение.
Не нужно много витков, лучше отрезать лишнее. Хитрость гитарных струн в том, что они имеют своеобразную “точку невозврата”, где начинают терять свои звуковые качества. Во время установки новых струн стоит очень плотно усадить их в седла, чтобы они не вылетали во время натягивания. Количество мотков на колках должно быть умеренным. Нет никакого смысла в огромном мотке струн на колке, ведь если струна порвется, то лучше заменить ее вовсе, чем связать порванные части между собой и заново натянуть на гитару.”
Совет 6. Электроника
Дэйв Долл: “Все эти заморочки с датчиками для акустических гитар связаны лишь с тем, что люди хотят заставить звучать гитару громче, не более.
В любом случае, стоит поискать именно ту систему электроники, которая не будет портить звук инструмента и будет передавать его либо максимально честно, либо украшать так, как того хочется именно вам.
Трата пары сотен долларов на очень качественную электронику не изменит звучания инструмента, как такового. Установка датчика и его звук – это звук датчика, его “интерпретация” звучания вашей гитары. То есть, к примеру, хороший акустический инструмент с датчиком Fishman Gold Plus будет звучать еще лучше, но не так, как он звучит без электроники.”
О чем пойдет речь?
Даже к такой маловариативной по своей настройке вещи, как акустическая гитара, вполне применима фраза «звук в руках». Несмотря на то, что в ней практически отсутствуют различные регуляторы громкости и частот, вы все равно сможете улучшить ее звучание. Именно этому и посвящена данная статья – тому, как получить хороший звук акустической гитары без покупки нового инструмента.
Чего вы сможете добиться, используя советы этой статьи?
Вы сможете заставить свою гитару звучать ярче, более полно и звонко. При этом вам не придется тратить для этого много денег – и уж точно не придется покупать новый инструмент. Все советы здесь можно применять как для восстановления звучания старой гитары, так и для обслуживания вашего постоянного инструмента.
Основные факторы, влияющие на звучание гитары
Разумеется, существуют различные факторы, которые объективно влияют на звук вашего инструмента. На некоторые из них можно повлиять, а на другие – нет. Все они перечислены ниже.
Материал инструмента
В отношении звучания акустической гитары первостепенный фактор – это материал инструмента. Разное дерево по-разному резонирует, поглощает и отражает разные частоты, а также окрашивает сам звук. При принятии решения, какую акустическую гитару выбрать, стоит обратить максимум внимания именно на этот фактор, поскольку если вам не нравится сам окрас звучания инструмента, единственным выходом будет его непосредственная замена.
Комплектующие гитары
Менее критично, но все же влияет на звук, фурнитура инструмента. Например, разболтавшиеся колки могут давать довольно неприятный резонирующий призвук, или же вообще не давать струне качественно звучать. Выход – замена фурнитуры, или же ее профилактика.
Техническая готовность инструмента
К этому фактору относятся острые лады, цепляющие струны, различные недоделанные порожки, и подобное. Техническая готовность гитары влияет на то, будут ли дребезжать струны, будет ли гитара держать строй и подобное. На то, чтобы исправить огрехи мастера, придется потратить деньги, поэтому при покупке инструмента – особенно если вы приобретаете его с рук – обязательно убедитесь в том, что с технической стороны с ним все в порядке.
Ваши навыки игры
Один из самых критичных факторов. В первую очередь, как уже было сказано выше, звук вашей гитары находится у вас в руках. Поэтому просто учитесь играть на ней. Если струны дребезжат при зажимании аккордов и боксов гамм – то вполне возможно, что кривой не гриф, а просто вы плохо зажимаете свои позиции. Старайтесь играть максимально чисто.
Мотивация и желание получить нужный вам звук
Это больше относится к владельцам электроакустических инструментов. В подобных гитарах при игре в линию или звуковую карту огромное значение придается грамотной эквализации сигнала, а также распределению частот. И если вы хотите выжать из инструмента максимум – уделите пристальное внимание этому вопросу. Посмотрите на то, как другие, более опытные звукорежиссеры, эквализируют акустические гитары, почитайте про то, что вообще такое звук и частоты – и тогда вы сможете сформировать нужный вам саунд из любого инструмента и оборудования.
Советы как улучшить звучание акустической гитары
Выбор инструмента. Возможность сравнить звучание с другими
Как уже было сказано выше – первая вещь, которой вам стоит озаботиться – это звук гитары в целом. Прочитайте статьи о том, как дерево влияет на звук, а также послушайте демо-записи гитарного звука на YouTube. Выберите для себя желаемый эталон – и отталкивайтесь уже от него.
Кроме того, не покупайте первый попавшийся инструмент. Тщательно отслушайте несколько вариантов, и выберите тот, который придется больше по душе. Учитывайте удобство игры, а также сам объем звука. Обратите внимание на цену – старайтесь брать инструменты среднего и высокого ценового диапазона, поскольку за счет своего качества они объективно будут звучать лучше.
Разумеется, обратите внимание на материал, из которого сделана гитара – как уже было сказано выше, от этого зависит весь звук в целом.
И если вы действительно собираетесь уходить в профессиональное занятие музыкой – то наилучшим выбором будет хорошая электроакустическая гитара. Она вам действительно понадобится, и пользоваться ей на сцене намного удобнее, чем инструментом без пьезоснимателя.
Попросите сыграть другого человека
Послушайте со стороны, как звучит гитара. Особенно это актуально, если вы попросите сыграть человека, который гораздо лучше владеет инструментом, чем вы. Таким образом, вы услышите звук со стороны, и еще больше поймете, устраивает ли он вас, или нет.
Поменять струны, сменить их калибр, материал
Мы же давали советы по тому, как выбрать струны в соответствующей статье. Новые струны всегда звучат гораздо лучше, чем старые, поэтому после покупки гитары обязательно смените их на новый комплект. Это значительно прибавит обертонов к вашему саунду, расширит его, сделает более звонким. То же самое применимо и если на вашем инструменте значительно поменялся звук – попробуйте просто сделать такую вещь, как поменять струны на гитаре, возможно, они стали слишком грязными.
Проверка фурнитуры и состояния гитары
Если внезапно во время вашей игры начинают проявляться какие-то призвуки, которых до этого вы не слышали – озаботьтесь проверкой фурнитуры и общего состояния гитары. Возможно, надо подтянуть анкер, или же в ней разболтались колки, или же крепления струн вставлены неплотно. Перепроверьте все это и по возможности поправьте. Например, подкрутите анкер, чтобы вам было удобно играть. Если же гриф повело винтом – то обратитесь к гитарному мастеру.
Настройте гитару
Очень банальная причина, но звучание настроенной гитары отличается от звучания не настроенной. Поэтому в первую очередь стоит проверить именно это.
Проблемы с электроникой
Если вы играете на электроакустической гитаре в линию или комбо-усилитель, то призвуки и треск может свидетельствовать о неполадках в оборудовании. В этом случае попробуйте поиграть без усиления звука – и если проблем не будет, то обратитесь к мастеру по этому вопросу.
Проблемы с техникой игры
Если звучание аккордов на гитаре во время игры сопровождается треском и дребезгом, то попробуйте уделить этому вопросу больше времени. Поотрабатывайте зажим струн, а также аккордную технику игры в целом. Разумеется, больше всего внимания уделите игре с баррэ, поскольку именно от нее и происходит большая часть призвуков.
Помимо того, чтобы понять, как правильно зажимать аккорды, обратите внимание на свою атаку медиатором и пальцами. Чрезмерно сильные удары по струнам совершенно точно будут сопровождаться неприятными призвуками и дребезгом – поэтому потренируйтесь играть лучше. Почти всегда все проблемы со звуком связаны именно с его извлечением вами, поэтому постоянные упражнения значительно улучшат звучание гитары.
Заключение
Звук в ваших руках – именно этот тезис действует практически на все инструменты. Конечно, стоит внимательно относиться к тому, что происходит с вашей гитарой, и в случае реальных поломок, стоит отвезти ее гитарному мастеру для починки. Однако все равно не спешите с этим – поскольку вполне возможно, что просто ваша техника недостаточно хороша для чистого звукоизвлечения.
Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077
Акустическая гитара — инструмент, который требует особого внимания во время записи. Записанные барабаны можно дополнить семплами, бас-гитару можно усилить через реампинг, вокал — поправить автотюном, а акустическую гитару нужно записывать максимально внимательно, ведь улучшить изначальный результат будет весьма сложно.
Акустические гитары бывают разных форм и размеров. В зависимости от мастерства гитариста и помещения, в котором гитару записывали, инструмент может вести себя капризно — на запись может попасть дребезг, нежелательный резонанс, лязг струн и прочие артефакты. В зависимости от решаемых задач варьируется выбор микрофонов для гитары и их расположение. Самое распространенное решение — конденсаторный микрофон с малой диафрагмой, направленный в район крепления грифа к корпусу, и микрофон с большой диафрагмой, направленный чуть правее бриджа, примерно в полуметре от инструмента. Полученная сумма сигналов звучит полно, чисто и легко управляется на сведении.
Иногда винтажный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой в режиме всенаправленности также может снять убедительную картинку — тут все зависит от того, как гитара должна располагаться в аранжировке. Неотъемлемый элемент хорошо записанного гитарного звука — преамп. Если вы собираетесь приобрести записывающее оборудование, рекомендуем в первую очередь купить качественный ламповый преамп. Преамп дает звуку объем, теплоту и детализированность. При записи акустики мы настоятельно рекомендуем использовать качественные преампы (то же касается и записи прочих инструментов).
Поскольку автотюн и замена записанного сигнала семплами с акустической гитарой не работает, незаменимым инструментом при укладке акустики в микс становится эквализация.
Наши рекомендации по эквализации инструмента:
1. Контекст решает все
Как гитара должна лечь в аранжировку?
Очень часто акустическая гитара играет одну из основных ролей в треке. В подобных случаях стоит сохранить как можно больше от спектра воспроизводимых частот. В тех же случаях, когда гитара используется для того, чтобы придать песне особую выразительность, стоит умеренно опустить частоты на эквалайзере или применить фильтры. Тем самым мы привлечем внимание слушателя к другим элементам аранжировки. То, какие именно частоты стоит прибрать, будет зависеть от того, какие элементы аранжировки нужно вывести вперед. Например, если в аранжировке присутствуют богатые, теплые синтезаторные пэды, то на акустике стоит срезать середину. Если на записи есть деликатная перкуссия, скажем, тамбурин или шейкер, в сигнале акустики стоит минимизировать верха.
Совет по сведению
Чтобы обнаружить и устранить частотные конфликты, советуем воспользоваться функцией Inverse Link в плагине iZotope Neutron. Допустим, мы сводим песню, в которой присутствует акустическая гитара и сложный широкий сигнал пэдов. Если эти два элемента аранжировки конфликтуют друг с другом с частотной точки зрения, то на обе дорожки стоит поместить эквалайзер Neutron. После этого мы можем редактировать оба сигнала в одном окне плагина. А если активировать функцию Inverse Link, то при подъеме частот на акустике плагин автоматически срежет соответствующие частоты на синтезаторе. Это очень полезная функция, которая иллюстрирует, как элементы микса взаимодействуют друг с другом.
2. Способ записи
Что касается контекста, любой метод записи зависит от того, как гитара взаимодействует с прочими элементами аранжировки. Конденсаторный микрофон с малой диафрагмой, которым обычно снимается звук в районе 14-го лада, записывает большую часть верхней середины и звука струн, а микрофон с большой диафрагмой, которым мы снимаем звук возле розетки, обеспечивает звуку плотность и теплоту. Иногда, когда микрофон находится слишком близко к розетке гитары, низы могут получиться слишком громкими и грохающими — для решения подобных проблем обычно используется фильтр hi-pass.
Существует и метод, который многие недолюбливают — запись линейного сигнала с пьезодатчика (DI). Звук в этом случае получается стеклянным — в отрицательном смысле слова. Если гитара записывалась таким методом не из-за особого творческого замысла, то DI-звук действительно сильно раздражает. Если вам нужно обработать подобный сигнал, рекомендуем использовать Woodworks UAD от Sound Machine. Этот плагин отлично эмулирует звук акустического инструмента, записанного через микрофон.
Совет по записи
Всегда записывайте широкополосный сигнал. Если использовать эквализацию, компрессию или иной способ обработки звука с умом, вы сможете создать звуковую картинку инструмента для финального микса. Но с акустическими гитарами есть нюанс: тембр акустической гитары очень чувствителен к эквализации и обработке фильтрами, поэтому снимать нужно как можно более полный сигнал. Вы можете расположить инструмент ближе и дальше в миксе, приглушить атаку, чтобы придать гитаре винтажный характер, или срезать низ, чтобы оставить в фактуре штрихи. Если вы не до конца уверены в том, как именно должна звучать акустическая гитара в финальном миксе, рекомендуем максимально аккуратно подойти к трекингу и записать максимально честную картинку.
3. Используйте эквализацию перед остальными средствами обработки звука
Одна из самых тяжелых задач при сведении — устранение шумов от струн, медиатора и ладов, попавшие на запись. Для удаления скрипа от пальцев при смене позиций применяют деэссер. В некоторых случаях приходится вручную искать и вырезать каждую такую помеху на отдельный трек. Для того, чтобы исправить или скрыть подобный конфликт, сначала стоит воспользоваться субтрактивной эквализацией. Поскольку акустическая гитара — это относительно тихий инструмент, на запись может проникать звук из наушников, от других инструментов, которые записывались одновременно с гитарой, или низкочастотный грохот кондиционеров в помещении. Если есть возможность исправить эти проблемы с помощью эквализации без ущерба для желаемой звуковой картинки, стоит начать именно с этого метода.
Совет по сведению
Чтобы определить, где в спектре у вас есть частотный конфликт, используйте спектральный анализатор в плагине FabFilter Pro-Q 3. Большинство нежелательных резонансов, призвуков и скрипа ладов не проявляются по всей ширине спектра, поэтому анализатор, встроенный в FabFilter Pro-Q 3 оказывается отличным способом найти проблему.
Даже если не использовать этот эквалайзер для решения подобных конфликтов, он отлично служит визуализации сведения. Для того, чтобы удалить подобные артефакты, в Pro-Q3 есть режим динамического эквалайзера. Если вы правильно выставили настройки плагина, он будет работать только когда проявятся подобные проблемы.
4. Придайте инструменту аналоговое звучание
От The Beatles до Simon и Garfunkel и Fleetwood Mac, артисты аналоговой эпохи называют акустическую гитару необходимым компонентом своих аранжировок. Аналоговая запись наложила серьезный отпечаток на качество их записей. Без сомнения, чтобы придать акустической гитаре характер, понадобится компрессия и тейп-сатуратор. Но много можно добиться и с помощью эквализации (плагином или аппаратным эквалайзером).
Если ограничиваться готовыми решениями, вот некоторые из лучших EQ-плагинов, эмулирующих аналоговые устройства:
UAD Manley Massive Passive & VOXBOX
Massive Passive обычно используется для мастеринга, а VOXBOX – для трекинга и сведения вокала. Тем не менее, их можно использовать вместе с акустической гитарой, если стоит задача вывести ее на передний план и добавить теплоты, глубины и нежных верхов.
Waves V-EQ 4
V-EQ 4 предназначен для придания гитаре яркого винтажного тона. Сделать звук акустической гитары более выраженным, не утомляя слушателя, можно, если поднять эквалайзер в районе 8.2 кГц.
Pultec EQP-1A
На рынке есть множество эмуляторов этого классического аналогового эквалайзера, так что рекомендуем попробовать как можно больше решений. Pultec может справиться практически с любой задачей: добавить низов, срезать середину, добавить воздушного верха, или удалить нежелательные частоты.
Что такое, собственно говоря, “звук”?
Под звуком понимается тембр, палитра звуков. Звук гитариста зависит от различных факторов. На него влияет техника игры и используемое оборудование (звукосниматели, усилители, гитара, гитарная древесина, струны, медиаторы, положение звукоснимателей, дека и т.д.). На форумах гитаристов часто разгораются споры о том, что в первую очередь влияет на звук гитариста – пальцы (техника игры) или оборудование. Правда-матка: оба эти параметра определяют качество звука.
Несомненно, у тебя уже определенно был опыт, когда профессиональный гитарист вытаскивает хороший звук из недорогого оборудования. И наоборот, когда зеленые новички на своём высококачественном Les Paul не могут добиться такого же сливочного звука, как у Слеша (Slash). Даже из этого уже можно сделать промежуточный вывод о том, что звук идет от пальцев; и это на самом деле так: техника игры оказывает огромное влияние на звук. Оборудование и эффекты только обрабатывают то, что идет из гитары… а что именно из неё идет зависит от твоих пальцев.
Как улучшить звучание гитары?
Если быть кратким: только экспериментируя. Каждый гитарист должен стремиться развивать свой собственный звук. В идущем ниже списке я дам тебе 10 фишек, которые ты можешь использовать в качестве основы для своих экспериментов со звуком.
1. Как держать медиатор
То, под каким углом ты встречаешь струну своим медиатором, оказывает большое влияние на звук. Когда ты бьешь медиатором параллельно струне, получаешь более угловатый и резкий звук. Кроме того, при такой грубой атаке, струны могут звенеть и трещать.
Когда же ты играешь, держа медиатор слегка под углом, в таком случае играть заметно легче и звук при этом становится более круглым и ровным. Хват медиатора “слегка под углом” по мнению многих слушателей, даёт более прекрасный звук.
Пол Гилберт о хвате медиатора
2. Жесткость атаки и динамика при игре на гитаре
Как и все рок-гитаристы, ты наверняка хочешь попробовать жестко бить по струнам. Это приобретает особенное значение, если ты ритм-гитарист, играющий на перегрузе, а также, если ты играешь соло, которые должны звучать энергично.
Если быть кратким, то пробуй это делать! Жесткая атака творит настоящие чудеса и делает твою музыку чище, прозрачнее и выразительнее. Естественно, ты должен запомнить, что динамика – важнейшая составная часть хорошей музыки, но: сильная атака дается намного труднее, чем мягкая и … если того требует ситуация… применяй жесткую атаку и открывай прекрасный мир динамики.
3. Направление штриха медиатора
Ты играешь всё переменным штрихом, так как штрихи медиатором сверху накладывают ограничения по скорости… Всё верно, но тогда, в качестве эксперимента, поиграй роковые рифы следующим образом: сначала поиграй их переменным штрихом, а затем только штрихом сверху. Ах да, скажешь ты, второй вариант несколько энергичнее, точнее и жестче. Это происходит от того, что твои штрихи сверху — всегда жестче штрихов снизу.
Это не означает, что ты всегда должен играть только штрихами сверху… но ты должен усвоить этот опыт для того, чтобы в последствии мог решить, какая техника штриха для каких рифов/ликов подходит лучше всего.
4. Точка удара медиатора по струнам
Скорее всего, это банально, но, ни в коем случае нельзя этим пренебрегать: в зависимости от того, где ты бьешь струну, твой звук варьируется. Когда ты играешь медиатором или рукой у бриджа, получается звук с преобладанием высоких частот (что-то наподобие Банджо). Чем дальше ты двигаешься по направлению к шейке грифа, тем более басовым получается твой звук. Точка удара медиатора по струнам также невероятно важна при игре с приглушением правой руки (Palm-Muting, сокращенно PM). Когда ты глушишь струны ближе к шейке грифа, твой звук – суше и жестче, чем тогда, когда ты глушишь у бриджа. Здесь он более открытый, влажный и жирный.
5. Толщина медиатора и его материал
Тот предмет, который касается струн, естественным образом влияет на звук. Медиаторы изготавливаются из самых разнообразных материалов. Кроме того, огромную роль играет толщина медиаторов. Тонкие и мягкие медиаторы высекают более высокочастотный, прозрачный звук, нежели толстые медиаторы, которые звучат жестче и басовитее.
Попробуй также как-нибудь, ударить по струнам сначала пальцами, затем медиатором. Ты заметишь, как исчезнет почти вся “Атака” и в итоге получится очень нежный звук.
Здесь ты можешь подробнее почитать о толщинах медиаторов и о материалах, из которых они изготавливаются.
6. Степень прижатия струн
То, как сильно ты прижимаешь струны пальцами левой руки, оказывает важное влияние на интонацию и звук. В общем случае, делай минимальное по силе нажатие, необходимое для того, чтобы зазвучал звук соответствующего лада. Если ты хочешь звучать жестче — увеличь силу нажатия.
В общем и целом данный параметр нужно подбирать опытным путем из-за того, что необходимая сила нажатия варьируется от гитары к гитаре. Также не последнюю роль играет высота струн на грифом гитары и высота ладовых порожков.
Итог таков: пробуй различные варианты, для того, чтобы найти хороший звук.
7. Пальцы за прижатым ладом
Если честно, я не могу тебе объяснить, почему это так, но: предположим, ты играешь 7-ой лад второй струны (Си) указательным пальцем. Теперь прижми звук на данном ладу безымянным пальцем, а указательным и средним пальцем прижми лады сзади безымянного (на 5-ом и 6-ом ладу). Тем самым, собственно говоря, ты приглушишь не звучащую часть струны. Звук при этом будет заметно лучше! И лучше он будет, скорее всего, из-за того, что часть струны, которая находится между твоим пальцем и верхним порожком гитары, колеблется. Поставив пальцы за прижатым ладом, мы избегаем этого колебания.
8. Приемы игры на гитаре — выразительные средства гитариста
Это, собственно говоря, понятно, но многие начинающие гитаристы упорно игнорируют возможности выразительных средств. Скользишь ли ты на данный звук, играешь ли ты его с помощью Hammer-On (пальцевых ударов) или Pull-Off (сдергиваний), либо чтобы получить его делаешь подтяжку, добавляешь при этом вибрато или нет… всё это формирует твой собственный звук. Нужно предельно осознанно экспериментировать с различными гитарными приемами игры, которые, как ты знаешь, служат для того, чтобы ты смог найти свой звук.
Andy Timmons: Король звука
9. Зависимость характера звука от его расположения на грифе гитары
Экспериментируя со звуками, тебе наверняка бросилось в глаза то, что нота на втором ладу струны Соль звучит по-другому нежели нота на 7-ом ладу струны Ре… несмотря на то, что эти ноты абсолютно идентичны по высоте. Поэтому абсолютно справедливо следующее: чем дальше ты путешествуешь по грифу (т.е. на более высокие ладовые порожки), тем мягче и басовитее твой звук. На низких лада, напротив, гитара звучит более хрустяще и с большим преобладанием высоких частот.
У большинства гитаристов стоят стандартные установки регуляторов гитары: включен бриждевый хамбакер, регулятор тембра (ручка тона) и громкости выкручен на полную катушку. Но, что же происходит, когда ты в один прекрасный день отходишь от стандартных настроек гитары? К примеру, после переключения на чистый канал (Clear-Chanel), поворачиваешь свою ручку тона полностью вниз. Несмотря на то, что в итоге возникает не очень напористый звук, я, например, нахожу его великолепным!
Ты можешь также использовать регулятор громкости для того, чтобы контролировать степень искажения.
В общем, здесь, как уже было сказано выше, справедливо следующее высказывание: попытка не пытка! (Да, это высосанное из пальца предложение, но это истина).
Естественно, существует ещё очень много разнообразных фишек, для того, чтобы улучшить звучание своей гитары. Возможно, что-то ты уже обнаружил? Напиши об этом в комментариях!
Ну и, конечно же, порекомендуй статью своим друзьям, если она тебе понравилась.
P.S. Рекомендую тебе подписаться, если ещё подписан, на мой бесплатный курс эффективных упражнений для пальцев гитариста
Тебе могут быть интересны следующие статьи:
- Основные виды медиаторов. Какой выбрать?
- Как правильно держать медиатор
- Положение кисти руки при игре медиатором
- 7 способов настройки гитары
Источник: six-strings.de
6 апреля 2011 | Максим Иванов
Привет! Добро пожаловать на страницы KOMBIK.COM! Сегодня мы попытаемся разобраться, как можно с наименьшими затратами улучшить ваше звучание. Поиск своего фирменного звука — это занятие на всю жизнь, причём довольно дорогостоящее. За последние десять лет стоимость качественного музыкального оборудования существенно выросла, а зарплаты музыкантов наоборот упали. Но не нужно отчаиваться, ведь есть другие способы кроме покупки новых гитар и усилителей и вам не понадобятся сотни и тысячи долларов, чтобы добиться разительных перемен в лучшую сторону.
Такие простые апгрейды, как замена струн, динамиков, звукоснимателей, ламп и педалей эффектов, может серьёзно сказаться на вашем звуке, так что вам решать, хотите ли вы звучать еще лучше!
Смените струны
Очень часто про это забывают. Те из музыкантов, кто не особо много занимается на гитаре и репетирует, как правило считают, что струны надо менять, только когда они рвутся, или когда они начинают ржаветь. Некоторые из концертирующих музыкантов также больны этим заблуждением и меняют струны только если те рвутся, ну или прямо перед походом в студию.
Вообще в целом, струны — самый недооцененный компонент в звуке. Музыканты не понимают, насколько это важная часть цепочки. Это самое первое, с чем взаимодействует музыкант, это само сердце звучания. Когда на струнах скапливается грязь и жир, они перестают правильно колебаться, в результате чего от звука остаётся лишь его жалкое подобие. Чем дольше у вас стоят струны, тем меньше высоких частот в звуке и общее звучание становится мутными и неразборчивым. Также страдает сустейн из-за того, что струны не вибрируют как надо, пропадает искристость в звучании.
Вы прекрасно знаете, как звучат новые струны на гитаре. Как рояль, ярко, резво, динамично, сочно. Так почему же вы забываете их менять почаще?
Хорошая идея — чистить накладку и лады каждый раз, когда вы меняете струны, так грязь на них не будет скапливаться. Проще ее убирать когда ее совсем мало, нежели когда там скопились целые наросты.
Как часто вы меняете струны на вашей гитаре?
Конечно же, это зависит от того, как много и часто вы играете на ней. Но имейте в виду, что даже если гитара просто лежит в кейсе без дела, струны со временем окисляются и теряют свои свойства. Моё правило — менять струны перед каждым концертом, перед каждой записью, а если это просто репетиции и ежедневные занятия — то раз в неделю.
Смените звукосниматели
Итак, первое звено мы изучили, беремся за второе — ваши звукосниматели. Они очень много дают вашему звуку. Если вы не довольны целиком и полностью звучанием вашей гитары в разные усилители, небольшой апгрейд звучков вдохнёт в вашу гитару новую жизнь. Существуют сотни моделей звукоснимателей, из которых порой довольно трудно выбрать что-то, что подходит именно вам. Так что, небольшой совет вам пригодится. На звук влияет множество факторов. Материал, из которого изготовлен магнит, проволока, сопротивление — всё это значительно сказывается на конечном результате и на том, как звукосниматель взаимодействует с деревом гитары. Вам придётся выбирать — активный или пассивный, сингл или хамбакер. Перед тем как нестись в магазин с деньгами, проштудируйте вопрос хорошенько и определитесь с вариантами. Спросите совета у консультантов в магазине или у знакомого профессионала, который знает толк в звукоснимателях. Замена одного датчика в гитаре начинается примерно от 40 USD (зависит от датчика) и может значительно улучшить ваш звук.
Добавьте педаль перегруза
Дальше после гитары у вас идёт педали эффектов. Самый важный элемент здесь — педали перегруза. Остальные используются от случая к случаю, но именно овердрайвы сильнее всего меняют тон вашего инструмента до того, как звук попадёт в усилитель. Многие артисты любят играть напрямую в усилитель без всяких педалей, но у многих из них так же есть секретное оружие в виде педали перегруза.
Овердрайв можно использовать по-разному, как просто бустер для подъёма громкости сигнала, как грелку, раскачивающую перегруз усилителя и добавляющая ему недостающего гейна, можно использовать как основной перегруз, включаясь в чистый канал, а можно как эквалайзер. Да, некоторые педали заметно влияют на частотные характеристики звука, выходящего из них. Если вы играет в мощный усилитель без ручки мастер громкости, вам придётся выкручивать его громкость на максимум, чтобы получить естественный ламповый перегруз. Если у вас при этом кровь пойдёт из ушей — мы предупреждали. Именно здесь на помощь приходят классные педали перегруза. С их помощью вы сможете получить требуемый уровень перегруза без излишней громкости, опасной для здоровья вас и ваших соседей.
Если вы уже используете родной перегруз усилителя, но считаете что ваши соло проваливаются в пачке, классический овердрайв в духе Tube Screamer зачастую решает эту проблему. Лучший способ прорезать микс — это добавить середины, так что педаль перегруза с характерным горбом в средних частотах — это то, что надо для соляков. Надо сказать, что сама по себе эта педаль вам не обязательно понравится. Но в пачке всё совсем по-другому.
Бывает также, что овердрайв в усилителе классный, но немного не хватает жира. Здесь поможет педаль перегруза с небольшими настройками гейна. Например, в случае с 15 Вт ламповым комбо с ручками volume и master volume, когда вы выкручиваете громкость, лампы в преампе начинают перегружаться, у вас получается классный блюзовый кусачий звук, но ему не хватает мяса, чтобы вы могли играть ваше любимое дж-дж-дж. И тут на выручку вам приходит педаль перегруза, которая добавит вам и низов и сустейна и панча, в общем, всё богатсво регулировок к вашим услугам.
Ну и последний способ — использовать эквалайзер на педали перегруза для корректировки общего звучания усилителя. Как правило, в правке нуждается середина, а бас и верха нужны для более детального тюнинга. Если ваш комбик не способен ни на что иное кроме блюза, а вам нужен ацкий МЕТАЛ, такой чтобы умерло всё живое в округе, хватайте скорее экстремальную педаль и настраивайте традиционную птичку металлиста на эквалайзере. Вот оно, мясцо, свеженькое. По секрету — эти настройки — полная шляпа. Гитарный звук — это середина. Если вы пытаетесь звучать как басист, может вам просто сменить инструмент или выгнать басиста? Стоимость более-менее адекватных педалей перегруза начинается с 3000 р. Не так уж и дорого, согласитесь?
Смените лампы
Вот мы и добрались до вашего усилителя. Только не говорите, что он не ламповый у вас. Будем считать, что вы экономили на мороженном, пиве и гамбургерах и, наконец-то, купили классный ламповый усилок. Он звучит как пение райских птиц, но у того чувака в клубе усилок был круче, вы это слышали собственными ушами на прошлой неделе. Или вам друг стало казаться, что любовь прошла, завяли помидоры и ваша Маша уже не так хороша.
Простое решение — смените лампы на другие. Очень важная лампа — лампа V1 в преампе. Так обозначается первая лампа в цепи. Ее можно менять без последствий для других. Она позволяет корректировать гейн и окрас звучания. Дальше у вас идёт оконечник и лампы мощности в нём. Стоит попробовать другого производителя, как минимум. Не стоит экономить на лампах — это единственный момент. Как говорится, вы — это то, что вы едите.
Одни лампы срезают верха в ярких усилителях, другие добавляют средних или низов. Изучите вопрос. В гугле море полезной информации. Смена ламп в преампе изменит ваш звук в одну сторону, смена ламп оконечнике — в другую. Так что лучше вы разберитесь, чего вам хочется в итоге. Спросите совета у профи, они подскажут, как вам получить то, что вы ищете. Лампы для преампа начинаются от 400 р за 1 шт, лампы оконечника — в районе 800 р. Зависит от бренда и типа лампы.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!!! Замена ламп в преампе обычно очень проста, это можно сделать за пару минут. Лампы мощности — опасны для здоровья. Там высокое напряжение, способное убить человека. Если вы не знаете о лампах достаточно или никогда сами их не меняли раньше, оставьте это занятие технически грамотному специалисту. Особенно, когда идёт речь о замене ламп в оконечном усилителе.
Смените динамик
Попробуйте заменить динамик. Скорее всего, звук ваш изменится довольно серьезно. Это последнее звено в звуковой цепи, тем не менее, не последнее по важности. Конструкционно динамик — это звукосниматель наоборот. У них те же параметры, влияющие на звук — материал магнита и катушки. Плюс важен материал диффузора (бумага, конопля или синтетика..). Всё это влияет на конечный результат.
Для производства динамиков используются и альтернативные материалы, подчеркивающие разные частоты. со своими нюансами в звучании. Мощность динамика также влияет на его звук. Менее мощный динамик проще перегрузить, а более мощный будет звучать чисто даже на большой громкости. Например, Celestion Vintage 30 будет выдавать более кусачую середину, чем, скажем Greenback, который в целом звучит более ярко.
Динамик JBL E130 мощностью 300 Вт, например, не будет перегружаться в 30Вт усилителе, а вот 15 Вт Jensen Alnico — будет. Общая тенденция такая: у динамиков с альнико магнитами более тёплый низ и искристые верха, а динамики с керамическими магнитами обычно выдают больше средних и более чёткий низ. Давно стало популярным использовать разные динамики в одном кабинете, балансируя таким образом общее звучание. Хороший альнико 12″ и керамика 12″ в кабинете 2х12 будет звучать просто великолепно и сбалансированно. Цены на динамики обычно начинаются с 3000 р. и выше.
ВЫВОДЫ
Итак, у нас есть 5 способов улучшить ваш звук. Каждый из них по-отдельности не сделает вас банкротом и обычно довольно просто в реализации. Попробуйте несколько и послушайте, нравится ли вам перемена, к лучшему ли она. Главное помните, лучше всего менять что-то одно за раз. Так вы лучше сможете оценить произошедшие изменения, как всё стало звучать, где и что поменялось, какие ощущения у вас от игры появились. Если вы будете экспериментировать аккуратно, вы сможете маленькими шагами придти к своему звучанию, не тратя тысячи вечнозеленых долларов. И даже если вы уже купили тот самый дорогущий бутиковый усилитель, эти 5 способов вас тоже касаются. Маленькие перемены складываются в одну большую разницу.
Удачи вам в поиске своего звучания!
Если вы играете на акустической гитаре и делаете это не только для себя, то когда-нибудь у вас возникнет желание усилить звучание инструмента, чтобы вашу игру услышали многие. Речь идет о выступлении на сцене или же о процессе звукозаписи. Подключив гитару к усилителю, можно выступать на любых концертных площадках. Как снять звук с акустической гитары так, чтобы не потерять всё его многообразие и глубину тона? На помощь приходят звукосниматели или специальные микрофоны.
Некоторые музыканты опасаются устанавливать звукосниматели на акустические гитары, так как полагают, что это дорого, сложно и может повредить инструмент. Но это не так, в чем постараемся вас убедить.
Задумайтесь об установке звукоснимателя, если вы:
- планируете выступать на сцене,
- хотите, чтобы гитара звучала громче на репетициях,
- записываете гитару в студии.
Звукосниматели – это устройство для преобразования механических колебаний в электромагнитные. Существуют два основных типа звукоснимателей: магнитоэлектрические и пьезоэлектрические, каждый из которых имеет преимущества и недостатки.
Магнитоэлектрические звукосниматели
Данный тип звукоснимателей по устройству и принципу действия идентичен тем, что устанавливают на электрогитару, но при этом имеют совершенно иные характеристики (например, частотные). Отличается также и способ крепления звукоснимателей на корпус гитары: они крепятся в резонаторном отверстии (розетке) на верхней деке гитары, и сразу готовы к работе. Сделать это сможет каждый.
Важно помнить, что магнитоэлектрические звукосниматели работают только с металлическими струнами, поэтому нет смысла устанавливать их на классическую гитару.
Магнитоэлектрические датчики подразделяются на два подтипа.
- Сингл (Single), то есть одинарный датчик – яркий и четкий тон, но при этом меньшая мощность и меньшее шумоподавление (небольшой фон).
- Хамбакер (Humbacker), то есть спаренный датчик – более мощный и насыщенный звук с отличным шумодавлением (почти без фона), но при этом более высокая цена по сравнению с синглом.
Цена магнитоэлектрических звукоснимателей зависит от конструкции, материалов и, конечно, производителей, составляя 15 – 150 $. Фаворитами на рынке являются такие производители как EMG, SCHALLER , SEYMOUR DUNCAN, DIMARZIO.
Достоинство магнитоэлектрических звукоснимателей — практически нулевая вероятность «заводки» из-за фидбэка.
Основным же, но существенным минусом является тональное окрашивание звучания, довольно далекого от настоящего, живого звучания акустики. Для решения этой проблемы и были разработаны пьезоэлектрические звукосниматели.
Пьезоэлектрические звукосниматели
Название этих датчиков происходит от пьезоэлектрического эффекта, который лежит в основе их работы. Пьезоэлектрические звукосниматели преобразуют колебания струны в электросигнал, благодаря встроенному пьезокристаллу: деформируясь, он поляризуется, и тогда в цепи начинает течь электрический ток.
В 70-е годы предыдущего столетия инженеры смогли достичь оптимальной чувствительности пьезоэлектрических звукоснимателей при передаче максимального частотного диапазона. Прорыв заключался в том, что пьезоэлектрические датчики обеспечивают более натуральный и живой акустический звук, подкрепляемый еще и чувствительностью датчика к колебаниям гитарной деки.
Пьезозвукосниматели также делятся на два типа:
- Врезные пьезозвукосниматели («стержень»), которые устанавливаются стационарно, стоят дороже, но обеспечивают более качественное звучание. Устанавливаются такие звукосниматели под нижний порожек и почти не заметны для слушателей. Часто одновременно в корпус акустической гитары устанавливают темброблок или эквалайзер, но лучше доверить это специалистам.
- Накладные звукосниматели («таблетки») имеют меньшую стоимость, легко снимаются и устанавливаются с помощью липучки к внутренней или наружной стороне корпуса, могут иметь встроенные предусилитель и эквалайзер. Несмотря на ,казалось бы, легкость установки, необходимо найти такое положение на гитарной деке, которое обеспечит максимально мощный и натуральный звук на выходе.
Достоинства пьезоэлектрических звукоснимателей:
- возможность их установки на гитары с металлическими и нейлоновыми струнами;
- обеспечивают более объемное и глубокое звучание
Недостаток у пьезоэлектрических звукоснимателей только один – цена, но и она оправдана более качественным звуком
Установка звукоснимателя на акустическую гитару и его настройка
- Помните, что звукосниматели, предназначенные для электрогитар, не подойдут для гитар акустических, а также, что магнитные звукосниматели подойдут только для гитар с металлическими струнами.
- Магнитоэлектрические звукосниматели устанавливаются в розетку (отверстие на верхней деке гитары) с помощью специальных распорок, благодаря которым звукосниматель удерживающих в деке.
- Накладной пьезоэлектрический звукосниматель устанавливается с помощью специальной липучки, которая позволяет прикрепить датчик и внутри корпуса гитары, и снаружи, выбор зависит только от индивидуальных предпочтений музыканта (но звук будет лучше при установке на внешней стороне деки).
- Врезные звукосниматели лучше устанавливать в специализированном центре, если собираетесь сделать это впервые.
- Для магнитоэлектрических звукоснимателей необходимо осуществить тонкую настройку, которая осуществляется с помощью настройки магнитных сердечников. Прибегая к помощи ключей, магнитные сердечники опускают и поднимают, регулируя расстояние между струнами и звукоснимателем. Нет необходимости при этом снимать струны. Под каждую струну сердечник настраивается отдельно. Однако, некоторые звукосниматели имеют скрытые сердечники, поэтому настроить их не получится.
Микрофон для акустической гитары
Есть и такие музыканты, которые предпочитают использовать для подзвучки акустической гитары именно микрофоны, а не звукосниматели. Конечно, это должны быть специализированные микрофоны, способные наиболее реалистично передать звучание гитары и при этом иметь минимальную восприимчивость к обратной связи.
Многообразие микрофонов, подходящих для подзвучки гитары, можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние микрофоны называются так, потому что крепятся снаружи гитары, они обеспечивают более чистое звучание, чем внутренние, но очень подвержены резонансам и искажениям звука при игре на третьей и пятой струнах, а также более восприимчивы к обратной связи.
Внутренние микрофоны, как вы понимаете, располагаются внутри корпуса гитары, менее подвержены обратной связи, обеспечивают менее равномерное звучание, что связано с многократным отражением звуковых волн. Поэтому такие микрофоны редко используют отдельно, чаще в дополнение к основной подзвучке, чтобы добавить объема звуку.
Преимущество использования микрофонов вместо звукоснимателей только одно – они лучше передают звук гитары, но и это при наличии хорошего оборудования и опытного звукоинженера.
Недостатки использования микрофонов: обратная связь, шумы, помехи, да и цена выше, чем у звукоснимателей.
Заключение
Пьезоэлектрические звукосниматели представляют собой золотую середину в мире устройств для подзвучивания акустических гитар. Не зря они самые популярные среди звукоснимателей, так как передают натуральное звучание гитары, усиливая его. Звукосниматели накладные — более простой вариант, который подойдет новичкам, в отличие от врезных, которые, несомненно, являются лучшим выбором для передачи богатого звучания инструмента, хотя и дорогим.
Микрофон может доставить неприятности в виде обратной связи и посторонних шумов. Идеально совмещение внутреннего микрофона, пьезоэлектрического звукоснимателя и профессионального звукорежиссера.
Таким образом, чтобы усилить звучание акустической гитары, вы можете использовать звукосниматель либо микрофон, которые будут улавливать ноты и передавать их в усилительную аппаратуру. Выбор за вами.