Как нужно исправить последствия деятельности человека

Негативные последствия профессиональной деятельности

Цель темы: изучение негативных последствий профессиональной деятельности: стресс, тревожность, «синдром психического выгорания», профессиональные деформации.

План темы:

8.1 Профессиональный стресс, его причины и последствия.
8.2 Ситуативная и личностная тревожность (методики Ч. Спилбергера, Ю. Ханина).
8.3 «Синдром психического выгорания». (Опросник на «выгорание», авторский коллектив СПб университета). Эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация, редукция личных достижений как важнейшие показатели «синдрома психического выгорания» (Опросник «Эмоциональное выгорание», В.В. Бойко; методики «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя», В.В. Бойко, модификация — Е.П. Ильин; «Уровень невротизации» Л.И. Вассерман; «Шкала депрессии», Т.И. Балашова). Профессиональное «выгорание» (Опросник на «выгорание» MBI, К. Маслач; «Профессиональное «выгорание», Е.П. Ильин, Н.Бойко).
8.4 Профессиональные деформации личности и их уровни (Тест самоконтроля, О.Б. Полякова).

Дискуссия по теме: Можно ли избежать стрессовых состояний, или как найти выход из них.

8.1 Профессиональный стресс, его причины и последствия

Ученые делят стресс на положительный — эустресс и отрицательный вид — дистресс. Во время некомфортной ситуации организм выделяет адреналин, заставляющий искать решение проблемы. В минимальных дозах стресс полезен душе, приравниваясь к пользе физических упражнений для тела. Он помогает поддерживать способность думать, принимать решения, выживать. Большое количество перенапряжений вызывает потерю сил, слабость, ухудшает здоровье, вызывает круглосуточное беспокойство, загоняет человека в угол.
Стресс в профессиональной деятельности еще называют производственным. Он выражается в напряженном состоянии работника, появляющемся на фоне эмоционально-отрицательных факторов, связанных с выполнением рабочих задач. Этот вид стресса зафиксирован отдельной графой Международной классификацией болезней (МКБ-10).
Разновидности профстресса. Стресс, которые возникает на рабочем месте делят на 3 группы:
• Информационное напряжение возникает при беспрерывном потоке информации, когда человек должен принять важное решение в экстремально короткие сроки. Усложняет ситуацию высокий уровень ответственности, дефицит нужной информации и ощущение, что человек не справляется с поставленным заданием.
• Коммуникативные проблемы обусловлены проблемами в деловом общении, неумении сформулировать доводы, дать отказ, защититься от нападок или манипулирования, незнании хитрых приемов.
• Эмоциональные сбои появляются во время ситуаций вызвавших чувство унижения, обиду, вину, несостоятельность, неуверенность, угрозу. Негативно влияют конфликты с руководящими людьми, коллективом, деловыми партнерами. Этот вид стресса переносится сотрудником особенно тяжело, поскольку рушатся его ценности, самооценка, принципы. Это отрицательно отражается на рабочей и жизненной сферах.
Причины возникновения стресса на работе делят на личностные и организационные факторы, выделяют также факторы атмосферы в коллективе и условия труда.
К личностным особенностям относятся: низкий уровень сопротивляемости и борьбы с внешними неблагоприятными факторами, неуравновешенность; темперамент холерика; низкий уровень адаптации к наименьшим изменениям; низкая самооценка, неуверенность в себе; перфекционизм; личные проблемы, которые человек «несет» на работу и другие.
К коллективным проблемам относятся: межличностные конфликты; грубость руководителей; конкуренция и другие.
К организационным стрессовым моментам относят: неравномерное или несправедливое распределение обязанностей, перегрузка, большой объем задач; внеурочные переработки; недостаточная загруженность, с бессмысленным «отсиживанием» часов; отсутствие мотивации; неумение распланировать время и другие.
Описание неудовлетворительных условий труда, вызывающих стресс: холод, жара, сквозняк; недостаточное освещение; маленькое неуютное помещение; неудобство рабочего места; сопровождающий отвлекающий шум.
Последствия стрессов. К первичным последствиям стрессов в профессиональной деятельности относятся различные виды психических состояний: состояние утомления и переутомления, эмоциональный стресс, острое стрессовое расстройство, дезорганизация деятельности, нарушение психической адаптации и др.
Вторичные состояния возникают при отсутствии или несвоевременности реабилитационных и восстановительных процедур, при отсутствии или недостаточной поддержке со стороны значимых людей. К вторичным последствиям профессиональных стрессов относятся: состояние
профессионального «выгорания», значительное снижение работоспособности, злоупотребление алкоголем и сильнодействующими лекарствами, депрессии, повышенная агрессивность, посттравматические расстройства нервной системы, профессиональная деформация личности.
К третичным последствиям стрессов в трудовой деятельности относятся следующие виды социально-психологических феноменов: ухудшение атмосферы в коллективе, нарушение дисциплины, проблемы внутри семьи, апатия и пессимизм, повышенная конфликтность, увольнение с работы, психосоматические заболевания, суицидальное поведение.

8.2 Ситуативная и личностная тревожность (методики Ч. Спилбергера, Ю. Ханина)

Тревожность как свойство личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение работника. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка состояния тревожности является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Цель диагностики: определение уровня ситуативной (появляющейся в данный момент) и личностной тревожности личности. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки
ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу о взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика предназначена как для индивидуального, так и для группового обследования.
Состояние тревоги или ситуативная тревожность (СТ) возникает «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу» (Ю. Л. Ханин).
Личностная тревожность (ЛТ) — это склонность воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги. Высокая личностная тревожность может быть причиной невротического конфликта, эмоционального срыва и психосоматического заболеваниями. «ЛТ» как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением «СТ». Величина «ЛТ» характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать состояние тревожности.
Реактивная тревожность характеризует состояние человека в настоящий момент времени, проявляется напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость.

8.3 «Синдром психического выгорания». (Опросник на «выгорание», авторский коллектив СПб университета)

Эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация, редукция личных достижений как важнейшие показатели «синдрома психического выгорания» (Опросник «Эмоциональное выгорание», В.В. Бойко; методики «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя», В.В. Бойко, модификация — Е.П. Ильин; «Уровень невротизации» Л.И. Вассерман; «Шкала депрессии», Т.И. Балашова). Профессиональное «выгорание» (Опросник на «выгорание» MBI, К. Маслач; «Профессиональное «выгорание», Е.П. Ильин, Н.Бойко).
По своей сути синдром выгорания напоминает хроническую усталость, конкретнее он является её продолжением. Данному заболеванию может быть подвержен любой человек, работающий в любой области, даже домохозяйки. Как правило, трудоголики более подвержены такому состоянию, у таких людей наблюдается сильное чувство ответственности, они склонны воспринимать все очень близко к сердцу.
Синдром эмоционального выгорания обозначает состояние, при котором происходит психическое, эмоциональное и физическое истощение, развивается в результате постоянных стрессовых ситуаций. Такое психическое состояние возникает у людей, которым, по роду своей деятельности, приходится общаться с другими людьми довольно часто.
Синдром выгорания, как уже упоминалось, возникает чаще у альтруистов, у которых забота о ближнем превышает собственные интересы (работники соцслужб, медики, педагоги и т.п.). Обычно к синдрому выгорания приводит неспособность противостоять стрессам. Факторы, которые провоцируют развитие заболевания, разделяют на организационные и личностные, причем организационный фактор оказывает больше влияния на течение заболевания.
Диагностика синдрома эмоционального выгорания
Синдром выгорания имеет приблизительно 100 симптомов. Как уже было замечено, профессия может стать одной из причин развития синдрома эмоционального выгорания человека. Очень частым спутником заболевания является хроническая усталость, сниженная работоспособность.
При развитии синдрома выгорания, человек часто жалуется на сильную усталость, плохую переносимость нагрузок (с которыми раньше не возникало проблем), слабость или боль в мышцах, бессонницу (или наоборот, постоянная сонливость), раздражительность, забывчивость, агрессию, снижение
умственной работоспособности, невозможность сконцентрироваться,
сосредоточить внимание.
Выделяют три основных признака синдрома выгорания. Предшествующий период заключается в очень сильной активности, человек поглощен работой на 100%, отказывается заниматься чем-либо, не связанным с рабочим процессом, при этом сознательно игнорирует собственные потребности.
Период истощения. Возникает чувство перенапряжения, опустошения эмоциональной энергии, физических ресурсов.
Третьим признаком развития синдрома выгорания является чувство собственной ненужности, низкая самооценка. Человек не верит в свои возможности.
Для диагностики синдрома выгорания у человека, в 1986 году был разработан тест, который позволяет определить степень выгорания. Синдром выгорания имеет два фактора определения истощенности: эмоциональный (плохое самочувствие, нервное перенапряжение и пр.) и расстройство самовосприятия (изменение отношения к себе и окружающим).
Выделяется 5 основных проявлений, которые свойственны синдрому эмционального выгорания:
1. Физические — переутомление, усталость, нарушение сна, ухудшение общего самочувствия, повышение давления, воспаления на коже, заболевания сердечно-сосудистой системы, повышенная потливость, изменение веса и т.п.
2. Эмоциональные — циническое отношение, пессимизм, скудность эмоций, проявление черствости (к коллегам, подчиненным, близким, пациентам), безразличие, тяжелые душевные переживания и т.п.
3. Поведенческие — отсутствие аппетита, приступы агрессии, частое «отлынивание» от работы, нередко случаются травмы из-за сниженной концентрации внимания.
4. Интеллектуальные — новые идеи и теории в рабочем процессе не вызывают интереса и прежнего энтузиазма, предпочтение отдается шаблонному поведению, снижается проявление нестандартных, творческих подходов, отказ от участия в развивающих программах (тренинги, тесты и т.п.).
5. Социальные — снижение социальной активности, потеря интереса к своим увлечениям, проведению досуга, взаимодействие с другими людьми ограничивается рабочими моментами, чувство одиночества, плохой поддержки со стороны (коллег, близких) и пр.

8.4 Профессиональные деформации личности и их уровни (Тест самоконтроля, О.Б. Полякова)

Профессиональная деформация личности — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.
Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отметить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в психологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпадающего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.
Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой.
Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии.
Позитивные последствия (“личностный рост”).
Негативные последствия (“профессиональная деформация”).
Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции.
Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:
— отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
— дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
— низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;
— рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
— ослабление ранее имевшихся профессиональных данных,
профессиональных способностей, профессионального мышления;
— искаженное профессиональное развитие, появление ранее
отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
— появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);
— прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.
Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития.

Вопросы для контроля
1. Каковы разновидности профессионального стресса?
2. Каковы причины и последствия профессионального стресса?
3. В чем отличие ситуативной и личностной тревожности?
4. Охарактеризуйте важнейшие показатели «синдрома психического выгорания».
5. Показания диагностики синдрома эмоционального выгорания.
6. Проявления феномена профессиональной деформации.
7. Каковы тенденции профессиональных деструкций?
Источник: Исрафилова, Г.Ю. Психодиагностика в управлении персоналом. Учебное пособие./ Г.Ю. Исрафилова. — Нижнекамск : НХТИ (филиал) ФГБОУ ВО «КНИТУ», 2017. — 115 с.

Что делать если мозг перестал соображать?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 6 ноября, 2021

Обновлено: 21 июля, 2022

Время от времени, рассеянность и проблемы с памятью возникают у каждого человека. Зачастую, происходит такое на фоне обыденной усталости или стресса, и неприятные симптомы после отдыха проходят. Однако нередко, ухудшение когнитивных функций приобретает постоянный характер.

Существует стереотип, что потерять память возможно только в пожилом возрасте или вследствие травмы головы. Но на самом деле существует ряд заболеваний, приводящих к подобным последствиям даже в юном возрасте [1]. Также достаточно часто люди сами ухудшают здоровье, подвергая себя влиянию негативно сказывающихся на работе мозга факторов.

Содержание статьи:

  • 1 Причины забывчивости
    • 1.1 Провоцирующие факторы
  • 2 Сопутствующие симптомы
  • 3 Что делать, если память ухудшается?
    • 3.1 Тренировка и упражнения
  • 4 К какому врачу обратиться?
  • 5 Лечение памяти
  • 6 Список использованной литературы

Причины забывчивости

С наступлением информационной эпохи, врачам нередко приходится сталкиваться с запросами от пациентов: «Все забываю плохая память в 30 лет, что делать с этим делать, как лечить?».

Универсального ответа в такой ситуации нет, и быть не может.

Мужчина с плохой памятью в клинике

Если у человека очень резко и сильно ухудшилась память, то нужно срочно решать, что делать с проблемой и начинать лечение в профильном центре.

В таком случае есть шанс вернуть привычный уровень работоспособности мозга и повысить его [2].

Влиять на остроту памяти и на другие когнитивные функции способно множество заболеваний и неблагоприятных факторов.

Категорически не рекомендуем при столкновении с подобным симптомом заниматься самолечением. Позитивный долговечный результат даст только общение с опытным медиком, обследование и выяснение причины состояния.

Комплекс процедур NeuroHack дает возможность улучшить мнестические и когнитивные функции, вывести уровень мышления на новый рубеж.

Провоцирующие факторы

Однако, прежде чем назначить лечение и решить, как восстановить нарушения внимания и резкое снижение, потерю кратковременной или долговременной памяти, необходимо установить причину расстройства.

Распространенные факторы риска:

Травма головы у мужчины риск плохой памяти

  1. Черепно-мозговые травмы. Для появления последствий удар даже не должен быть сильным. Вы можете не терять сознание, но после ощутите последствия.
  2. Инфекционные процессы, затрагивающие головной мозг. В таком случае когнитивные функции страдают очень сильно.
  1. Инсульт, инфаркт мозга. Из-за нарушений кровоснабжения, центры памяти страдают в первую очередь.
  2. Новообразования, злокачественные и доброкачественные опухоли. Узлы растут, давят на кору головного мозга, в том числе задевая участки, отвечающие за память.
  3. Последствия от использования общей анестезии. У отдельных пациентов ее воздействие на когнитивные функции сохраняется на месяцы.
  4. Патология сердечно-сосудистой системы. Болезни из этой категории нарушают нормальный кровоток, возникает острая или хроническая нехватка кислорода для тканей коры.
  5. Остеохондроз или травмы позвоночника. Из-за смещения и деформации позвонков в шейном отделе, пережимаются крупные кровеносные сосуды. Как следствие, начинается кислородное голодание, приводящее к гибели нейронов.
  6. Психические расстройства или сильный стресс, депрессия. Нервная система перестает справляться с нагрузкой, из-за чего страдают когнитивные функции.
  7. Авитаминоз, гиповитаминозы. Витамины не только напрямую стимулируют деятельность клеток мозга, но и защищают их от негативных воздействий. В роли коферментов, помогают усваиваться другим необходимым элементам.
  1. Хронический недостаток сна. Не получающий необходимого отдыха мозг, не может полноценно функционировать.
  2. Длительный прием лекарственных средств без контроля врача и внесения в терапию корригирующих изменений.
  3. Злоупотребление жирной пищей, напитками с кофеином и другими тонизирующими веществами.

Плохой сон ухудшает сообразительность

  1. Систематическое употребление алкоголя и содержащих никотин веществ. Это токсины, они негативно влияют на сердечно-сосудистую систему, вызывая кислородное голодание мозга.

Причиной плохой памяти у взрослого или подростка может стать что угодно, поэтому перед тем, как решить, что делать, если внимание стало очень плохим, какое лечение и препараты использовать, рекомендуем изучить отзывы о методах и пройти полное обследование в специализированной клинике [3].

Сопутствующие симптомы

Чтобы подобрать правильное лечение, необходимо определить, что делать в конкретном случае и какой именно врач лечит подобные заболевания, а для этого выявляют конкретную причину ухудшения памяти в молодом возрасте или после родов. Помогает в этом анализ дополнительных, сопутствующих когнитивным нарушениям, симптомов.

Поводом для беспокойства и посещения специализированной клиники, должны стать такие проявления:

Женщина забыла ключи от двери

  1. перестает усваиваться информация, не имеющая личного значения;
  2. проявляется повышенная тревожность, из-за того, что человек не может вспомнить, закрыл ли дверь, кран, выключил ли утюг;
  3. возникают пробелы в краткосрочной памяти, человек систематически забывает, куда шел или что собирался сделать;
  1. появляются провалы в памяти, забываются небольшие эпизоды и крупные события из прошлого;
  2. стирается грань между прошлым и настоящим, путается очередность событий и время, когда они произошли;
  3. возникает путаница с днями недели и месяцами;
  4. появляются ложные воспоминания, частое чувство дежавю;
  5. быстрее проявляется усталость при интеллектуальном труде, сложнее выполнять привычные задачи, не получается сконцентрироваться на конкретном деле;
  6. трудности с точностью выражения мысли, забываются синонимы и значения раньше часто употребляемых слов.

Определять, что делать, если мозг перестает соображать, память теряется, а человек не помнит, что делает, должен только профессионал.

При подобных явлениях нужно обследоваться, так как такое состояние может быть проявлением опасной для жизни болезни.

Что делать, если память ухудшается?

Если вы столкнулись с проблемой, когда стали постоянно что-то забывать, с памятью стало плохо, необходимо определить причины перед тем, как решить, что делать и какое лечение будет работать в данном случае.

Здесь будет полезна консультация квалифицированного медика, который знает ранние признаки ухудшения памяти и как их лечить.

Консультация у врача при когнитивных нарушениях

Если проблема не критична, а возможности сразу обратиться к врачу нет, то поддержать свой мозг в работоспособном состоянии возможно, следуя нескольким правилам, помогающим тренировать когнитивные функции.

Тренировка и упражнения

  • Обучайтесь новому. Например, – иностранным языкам, неизвестным ранее видам рукоделия, играйте на музыкальных инструментах.
  • Выбирайте игры, требующие применения интеллекта: стратегические и логические головоломки, пасьянсы, кроссворды и ребусы [4].
  • Повышайте уровень социальной коммуникации. Дополнительная нагрузка заставить работать кору головного мозга. Не только поддерживайте старые дружеские связи, но заводите и новые.
  • Используйте записные книжки и ежедневники, чтобы структурировать и систематизировать информацию и задачи.
  • Высыпайтесь, соблюдение полноценного режима сна и бодрствования позволит сохранить память на годы.
  • Отрегулируйте диету. Исключите или снизьте употребление сладкого и жирного, фастфуда. Ограничьте напитки, содержащие кофеин. Введите в ежедневный рацион продукты, богатые витаминами и омега-3 кислотами.

Физкультура чтоб мозг лучше соображал

  • Включите в распорядок дня обязательную физическую активность, тем более, если ведете сидячий образ жизни.
  • Избегайте стрессов и депрессивного состояния, обучитесь релаксации, аутотренингу.
  • Регулярно проверяйте состояние здоровья и лечите хронические заболевания по рекомендации врача.
  • Не занимайтесь самолечением, не принимайте препараты, не прописанные специалистом. Побочное воздействие лекарств и народных средств может негативно сказываться на работе мозга.
  • Избавьтесь от вредных привычек. Алкоголь и курение повышают риск развития дегенеративных процессов в коре головного мозга.
  • Предупредите родных о возникшей проблеме. Они смогут отслеживать динамику вашего состояния и вовремя обратиться за профессиональной помощью, при необходимости.

К сожалению, образ жизни не всегда выступает главной причиной когнитивных расстройств. Порой, это – симптом начальных стадий дегенеративных процессов [5]. И без диагностики, лечения, остановить болезнь не получится.

Учитывайте, что причиной забывчивости может оказаться серьезное заболевание, требующее лечения. Чтобы точно знать, что делать с памятью, если постоянно или часто все забываешь, как избавиться от проблем с концентрацией внимания и бороться с снижением интеллекта, как лечить забывчивость, обращайтесь в специализированную клинику к врачам, которые после проведения необходимых тестов, установят возникшее заболевание.

К какому врачу обратиться?

Если у подростка или молодых людей начались проблемы с памятью, снижается внимание, то решить, что делать и какой врач назначит лечение, необходимо как можно скорее.

Как правило, проблемами с нарушением когнитивных функций занимается невролог. Однако каждый случай уникален, поэтому может потребоваться дополнительная консультация психиатра, нейропсихолога или других докторов при наличии хронических заболеваний.

Консилиум поиск решения проблем с памятью

Нарушение когнитивных функций – сложная проблема, проявляющаяся как на соматическом, так и на психологическом уровнях. Для таких пациентов крайне важно провести тщательную диагностику.

При обращении с жалобами на ухудшившуюся память, применяются такие методы исследования состояния пациента:

  • изучение анамнеза, когда возникли неприятности, были ли у родственников подобные явления;
  • подробная беседа с пациентом, выяснение проявившихся симптомов;
  • осмотр человека неврологом, психиатром и нейропсихологом;
  • беседа с родственниками, так как, возможно, были проявления болезни, которых сам пациент не замечал;
  • лабораторные анализы: общий, биохимический анализ крови, анализ уровня гормонов (нужно женщинам после родов, в возрасте климакса);
  • МРТ-сканирование головного мозга, функциональная МРТ;
  • компьютерная томография при необходимости;

Тестирование как соображает мозг

  • нейропсихологическое тестирование, выясняется скорость когнитивных процессов, уровень внимания, скорость принятия решений и выбора из нескольких вариантов;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ), в том числе и ЭЭГ-мониторинг, запись ритмов мозга на протяжении часов, ночи.

Краткосрочное нарушение памяти и внимания, зачастую не требует сложного лечения. Как правило, хватает откорректировать образ жизни, пропить витаминный комплекс и пройти курс процедур, активирующих деятельность нейронов.

Однако, если вы чувствуете, что тупеете, ухудшается память и внимание, стали значительно медленнее соображать, часто забываете, что делать, нужно пройти полное обследование. По итогам диагностики составляется полноценный курс терапии в соответствии с выявленным заболеванием.

Лечение памяти

Как и чем лечить потерю памяти или плохое внимание, будет решаться после анализа результатов всех исследований.

Врач оценит состояние пациента, поставит диагноз и подберет терапию. Курс составляет так, чтоб не только остановить процесс деградации умственных способностей, но и восстановить утерянный уровень, если это возможно.

Лечение включает в себя разнонаправленные методы воздействия:

  • Лекарства, вылечивающие или корректирующие сопутствующие заболевания, спровоцировавшие ухудшение когнитивных функций.
  • Психотерапия, допускающая и специализированные препараты, если причиной стало психиатрическое расстройство.
  • Препараты из категории ноотропов, улучшающие кровообращение и питание тканей коры головного мозга, улучшающие мышление.
  • Биодобавки и витаминные комплексы, повышающие стойкость нейронов к повреждающим факторам.
  • Физиотерапия, включающая в себя магнитное и электрическое воздействие на кору головного мозга. Грамотно подобранные процедуры способствуют повышению активности ослабевших участков [6].
  • Рекомендации по изменению питания и образа жизни, поведению. Оздоровление образа жизни улучшает самочувствие, помогает восстановить способность запоминать и концентрировать внимание.

Сеанс ТМС при расстройствах мышления

  • Хирургическое вмешательство при обнаружении в тканях головного мозга новообразований или аномалий кровеносных сосудов.

Что конкретно делать и как лечить человека, если он жалуется, что память стала плохая и подводит или ее нет совсем, в голове резко пропадают воспоминания, слабеет внимание, должен решить только опытный специалист. Занимаясь самолечением и затягивая решение проблемы, вы можете пропустить причины плохой памяти и усугубить ситуацию.

Список использованной литературы

  1. ^ Delage, Hélène et al. “A Preliminary Examination of the Impact of Working Memory Training on Syntax and Processing Speed in Children with ASD.” Journal of autism and developmental disorders, 1–19. 1 Nov. 2021.
  2. ^ Cotrena C, Branco LD, Ponsoni A, Shansis FM, Fonseca RP. Cognitive reserve may outperform age, mood and psychiatric comorbidities as a predictor of executive functioning in bipolar disorder and healthy adults. J Clin Exp Neuropsychol. 2021 Nov 3:1-12.
  3. ^ Becquet, Céline et al. “Episodic Autobiographical Memory Impairment and Differences in Pronoun Use: Study of Self-Awareness in Functional Amnesia and Transient Global Amnesia.” Frontiers in psychology vol. 12 624010. 14 Oct. 2021.
  4. ^ Gielis K, Vanden Abeele ME, De Croon R, Dierick P, Ferreira-Brito F, Van Assche L, Verbert K, Tournoy J, Vanden Abeele V. Dissecting Digital Card Games to Yield Digital Biomarkers for the Assessment of Mild Cognitive Impairment: Methodological Approach and Exploratory Study. JMIR Serious Games. 2021 Nov 4;9(4):e18359.
  5. ^ Cotrena C, Branco LD, Ponsoni A, Shansis FM, Fonseca RP. Cognitive reserve may outperform age, mood and psychiatric comorbidities as a predictor of executive functioning in bipolar disorder and healthy adults. J Clin Exp Neuropsychol. 2021 Nov 3:1-12.
  6. ^ Sun CH, Jiang WL, Cai DB, Wang ZM, Sim K, Ungvari GS, Huang X, Zheng W, Xiang YT. Adjunctive multi-session transcranial direct current stimulation for neurocognitive dysfunction in schizophrenia: A meta-analysis. Asian J Psychiatr. 2021 Oct 19;66:102887.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Аннотация:

В этой статье будет рассказано о том, как человек может влиять на окружающую среду. Так же о всевозможных видах воздействия человека на окружающую среду, последствия этих воздействий, и всевозможные пути предотвращения экологической катастрофы.

Annotation:

This article will talk about how humans can affect the environment. Also about all kinds of human impact on the environment, the consequences of these impacts, and all kinds of ways to prevent environmental disaster.

В настоящее время в среде, окружающей человека, происходят изменения, связанные с влиянием научно — технической революции, хозяйственной деятельности человечества и с постоянно возрастающей взаимозависимостью общественно — экологических природных процессов. В настоящее время человечество достигло такого уровня развития, когда результаты его деятельности становятся сравнимыми с глобальными природными катаклизмами.

Воздействие — непосредственное влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду, а человек в свою очередь – единственное живое существо, меняющее окружающую среду, в которой он живет. Он может изменить ее как и в лучшею сторону так и наоборот. Все другие организмы приспосабливаются в тех условиях которые есть. Степень воздействия на ОС зависит от плотности населения. Но при своевременном уровне развития производительных сил деятельность человеческого общества сказывается на всей биосфере в целом.

Существуют различные виды воздействия человека на окружающую среду:

1)Непреднамеренное – побочный эффект преднамеренного воздействия.

2)Преднамеренное – в ходе удовлетворения определенных потребностей общества.

3)Прямое – влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду

4)Косвенное т.е. опосредовательное – применение удобрений.

окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов

То, как человек влияет на окружающую среду, должен знать каждый, чтобы чувствовать ответственность как за действия окружающих, так и за свои действия. С каждым годом влияние человека становится все более агрессивным и представляет собой разрушающую и активно преобразующую силу на планете Земля. Человек всегда чувствовал себя хозяином окружающего мира, однако природный баланс – явление очень хрупкое, именно поэтому на исправление ошибок в результате фатальных действий человека могут понадобиться долгие годы. Особенно резко возросла нагрузка на ОС во второй половине 20 века. Во взаимоотношениях между природой и обществом произошел качественный скачок, когда в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Число жителей Земли становится все больше, все активнее и активнее идет развитие промышленности, все эти факторы негативно действуют на природную среду. Именно поэтому все активнее проводится политика природоохранной деятельности, однако для ее грамотного построения следует детальным образом изучить вопрос влияния человеческой деятельности на окружающую среду, необходимо также добиться предотвращения негативного влияния на природу вместо устранения последствий. Решения проблемы охраны природы является самой дорогостоящей и масштабной программой.

Так, например, добычей полезных ископаемых открытым способом можно спровоцировать понижение уровня грунтовых вод, загрязнение воздушного бассейна, образование техногенных форм рельефа, а строительство гидроэлектростанций приводит к образованию искусственных водохранилищ, воздействующих на среду: повышающих уровень грунтовых вод, меняющих гидрологический режим рек и т.п. получая энергию из традиционных источников (угля, газа, нефти), человек загрязняет атмосферу, подземные воды, поверхностные водотоки и прочее. Так как человечество является частью биосферы, продуктом ее эволюции, взаимоотношения человека и природных сообществ никогда не были безоблачными. Охотничья деятельность древнего человека, несомненно, ускорила вымирание многих крупных травоядных животных. В охотничьих целях поджигание растительности способствовало опустыниванию территорий. Человек начал менять и разрушать целые сообщества с переходом к скотоводству и земледелию.

В ходе развития земледелия неправильная распашка приводила к потере плодородного слоя, который уносился водой или ветром, а избыточное орошение вызывало засоление почв.

За последние сто лет произошли два важных сдвига. Во-первых, резко увеличилась численность населения Земли. Во-вторых, еще более резко выросло промышленное производство, производство энергии и продуктов сельского хозяйства. В результате, человечество стало оказывать заметное воздействие на функционирование всей биосферы.

Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических хозяйственных задач. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 млн. га земель в результате неправильного, нерационального ведения сельского хозяйства.

Человек оказывает существенное влияние на гидросферу:

увеличением площади орошаемых земель;

урбанизацией;

загрязнением пресных вод различными стоками.

Гидротехнические сооружения способствуют деградации речных экосистем.

А при вмешательстве человека в жизнь земной коры, стали возникать техногенные формы рельефа, такие как:

Бугры, выемки, котлованы, и прочее. Это может быть вызвано строительством крупных гидротехнических сооружений и лишь детальные исследования взаимосвязей антропогенных и природных рельефообразующих процессов помогут устранению нежелательных последствий деятельности человека на поверхность земли.

Воздействие на климат в некоторых регионах нашей планеты с течением времени наносят критический ущерб самому человеку. Увеличивается концентрация различных антропогенных загрязнителей: оксидов азота, метана, диоксида серы, фреонов, озона и т.д. все они вызывают истощение озонового слоя.

Горная добыча воздействует прямо и косвенно на природные ландшафты, наиболее вредоносный способ — это разборка залежей полезных ископаемых. Это может привести к деформации участков земной поверхности; повреждению растительных покровов; образованию форм техногенного происхождения (отвалов, карьеров и т.д.)

При воздействии человека на морские экосистемы, поступает огромное количество загрязняющих веществ что ведет к замене целых классов донной фауны на устойчивые к загрязнению.

Деятельность человека влияет и на жизнь животных — увеличивается численность одних, но при этом сокращается популяция других. Некоторых животных человек уничтожает намеренно, под это воздействие попадают пушные зверьки, которых истребляют ради шкуры, мяса. Итогом такого воздействия будет снижение количества животных, или же вымирание отдельных видов. Второстепенное воздействие человека на животных выражается в смене места проживания в результате вырубки лесов либо распашки полей.

Бывают случаи, когда животные гибнут от удобрений, отходов индустриальных организаций.

Положительное влияние

Человек приносит природе так же и пользу. Он контролирует действия по стабилизации экологической ситуации т.е. создание заповедников, различных парков где хранятся семейства редких видов птиц, животных, растений. К началу нынешнего столетия в нашей стране отдельные виды животного мира (выхухоль, речной бобр, кулан, зубр, соболь) стали встречаться гораздо реже, для их воспроизводства и охраны организуют заповедники, что сделало возможным восстановить популяции зубра, значительно увеличить количество особей таких животных как амурский тигр и полярный медведь. Тем не менее, в последние годы злоупотребление в сельском хозяйстве пестицидами океана и минеральными удобрениями, загрязнение и другие факторы антропогенного происхождения стали отрицательно сказываться на зоосфере. Из всего сказанного выходит что на будущее человечества влияет сохранение природной среды и не продуманные действия могут вызвать экологическую катастрофу.

Люди не имеют права собственной деятельностью истощать природные ресурсы, тем самым нарушать баланс природы. Загрязнение атмосферы негативно сказывается на самих людях, животных, растениях.

Люди должны бороться за сохранение своего дома, своей планеты.

Список литературы:

1. Акимова, Т.А. Экология: учебник для вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. — Москва: Юнити, 1999 — 455с. с. 264 — 266;

2. Гурова, Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: учеб. пособие / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. — М.: Издательство Оникс, 2005. — 224с., ил.;

3. Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учеб. пособие для вузов. — Москва: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 320с. с. 22 — 30;

как принять ситуацию которую не можешь изменить

Как принять ситуацию, которую ты не можешь изменить? В жизни каждого человека бывают ситуации, с которыми сложно смириться, принять и начать жизнь с нового листа.

Измена любимого человека, предательство друга, болезнь родственников, уход из жизни близкого человека, это далеко не полный список того, что может произойти в жизни, и ты никак не можешь повлиять на происходящее.  Даже простые повседневные проблемы, происходящие с нами, включают раздражение, и забирают душевный покой.

Да, жизнь любит преподносить нам сюрпризы, и к сожалению, не всегда приятные.

Что делать в таких ситуациях, когда ты никак не можешь принять, не можешь согласиться с происходящим и жить дальше?

Конечно, необходимо поработать со своими мыслями, эмоциональными реакциями, затронуть убеждения, стать более осознанным и научиться быть взрослым человеком.

В этой статье, вас ждет подробный анализ причин непринятия ситуаций, и техники, которые помогут вам с легкостью справляться со всеми жизненными невзгодами.

Самая простая техника принятия ситуации, которую не можешь изменить

Поделюсь с вами своим способом принятий ситуаций, когда я не могу ничего сделать.

Но прежде, чем описать технику, хочу сказать несколько слов про себя.

Я давно работаю с осознанностью, и поэтому, могу управлять своими эмоциями. Я часто себя задаю вопросы и отвечаю на них, поэтому у меня, этот процесс уже отлажен до автоматизма. И если вы тоже начнете практиковать более осознанное отношение к событиям, то и у вас, эта техника будет хорошо получаться.

Вот что-то произошло, и это, мне явно не нравится, не устраивает, я расстроена или я в бешенстве. Я тут же отслеживаю, что я злюсь и сопротивляюсь какому-то событию.

  • Некоторое время я нахожусь в этом состоянии, буквально приказываю себе попереживать и по возмущаться.
  • Когда первоначальные эмоции схлынут, и меня слегка отпустит, то я задаю себе самый главный вопрос:

«Могу ли я как-то повлиять или что-то сделать, для изменения этой ситуации?»

Что этот вопрос делает? Он перестраивает мои мысли с переживаний и эмоций на действия.

— «Могу ли я что-то сделать?»

И честный ответ: «Нет, не могу»

  • Следующий вопрос: «Имеет ли смысл, злиться и переживать?»

Ответ: «Нет, не имеет»

  • Если эмоции не успокаиваются, то у себя спрашиваю: «Сколько мне времени надо на переживания о том, что произошло?»
  • И даю себе какое-то время – 20 минут или 1 день, в зависимости от серьезности события. К слову, если я даю 20 минут, то минут через 10, я уже спокойна.
  • Второй вариант ответа: «Да, в моих силах изменить ситуацию»
  • Вопрос: «Что мне надо сделать? Какие действия предпринять?»
  • А вот действия, я всегда записываю на бумагу, в этом случае я продумываю все детали, и умственная жвачка прекращается.

Посмотрите видео, в котором я более подробно рассказала о этой технике, и еще о 2 техниках, которые вам помогут научиться принимать ситуации, которые не можете изменить.

А теперь, предлагаю вам подойти к этому вопросу по принятию ситуаций, более глубоко.

Как принять ситуацию, которую не можешь изменить?

Почему человек зацикливается на проблеме или ситуации?

Потому что, происшедшее событие его не устраивает, не нравится, бесит, раздражает, злит и т.д.

Вы не хотите, чтобы это происходило, и это произошло против вашего желания. Это основная предпосылка, по которой не получается отпустить ситуацию.

Давайте немного порассуждаем, и тогда вы поймете, почему вам просто необходимо перестать сопротивляться тому, что УЖЕ произошло?

Момент принятия ситуации, самый важный, именно этот процесс в психике, запустит другие процессы, с помощью которых вы найдете решение проблемы. Сейчас, когда вы сфокусированы на неприятии, то все ваши ресурсы направлены на сопротивление и отрицание.

Что надо сделать для принятия ситуации, которую не можешь изменить?

В первую очередь, почувствовать себя взрослым человеком, отвечающим за свое поведение, поступки, мышление и эмоции.

Когда вы сопротивляетесь тому, что уже есть в вашей жизни, вы попадаете в состояние маленького ребенка, который устраивает истерики и катается по полу с целью получить то, что ему хочется.

Только ваше поведение сейчас, это не катание по полу, а переживания и нервы.

Для того, чтобы выйти из состояния ребенка, постарайтесь отстраниться от проблемы и посмотреть на происходящее как будто со стороны, как фильм.

Ваша задача, успокоить свои эмоции, которые не дают вашей голове здраво размышлять.

Что мешает принять ситуацию?

В вашей голове постоянно возникают мысли и вопросы, на которые у вас нет ответа.

  • Почему это произошло?
  • Так не должно было случиться.
  • Этого не может быть.
  • Я не могу с этим смириться.
  • Я не верю в это.
  • Я не могу это принять.
  • Он (она) не должен (а) был (а) так поступать.
  • Это не справедливо, так не должно быть.
  • Почему это случилось со мной?

Любой из этих вопросов и мыслей, ставит вас в позицию сопротивления.

Давайте разберем несколько мыслей, которые запускают мыслительный процесс снова и снова.

Так не должно быть. Получается, что определенное событие произошло вопреки чему-то. И это что-то, ваше собственная оценка происходящего.

Вы каким-то образом, ставите себя в позицию Бога, и считаете, что произошла ошибка или недоразумение. Т.е. законы причины и следствия вы полностью отрицаете. Событие, которое с вами произошло, является следствием каких-то определенных процессов.

Например, разбился самолет, много жертв, много горя. Само собой, что будут скорбящие по своим родственникам, которые будут отрицать происшедшее, обвинять всех и вся и задавать разные вопросы. Но одной из основных мыслей, будет мысль о том, что этого не должно было случиться.

Но самолеты просто так не падают, существует множество факторов, по которым самолет может потерпеть крушение – человеческий фактор, поломка, плохие погодные условия, птицы, ураганы, турбулентность и т.д.

Получается, что существует причина по которой разбился самолет.

А это означает, что он должен был упасть, потому что, была объективная причина, например, поломка двигателей + погодные условия. Получается, что чудес не бывает, у каждого следствия (события) есть своя причина.

Надеюсь, что вы поняли мою мысль. Что случилось, то и должно было случиться из-за того, что были предпосылки и была причина.

И от того, что вы сопротивляетесь, ничего не изменится.

Получается, что вы эмоционально «застряли» в ситуации. Время идет вперед, а вы, как будто, находитесь в прошлом, и пытаетесь настойчиво бороться с тем уже есть. Проблема состоит в том, что вы не признаете, что вы УЖЕ давно находитесь в том, что произошло.

Упражнение для принятия ситуации, в которой вы застряли

Ваша ситуация или проблема, это конечный результат каких-то процессов.

Напишите от 5 до 10 предпосылок или причин, из-за которых произошло то, что произошло.

Если вы не знаете причин, то пофантазируйте.

  • Сейчас, когда вы не знаете почему, это произошло ваш мозг работает «в холостую», и постоянно загружает вопрос – почему? Но, вы не думали в направлении причины и предпосылок, поэтому, ваш мозг и не может поставить точку в этих размышлениях.
  • Сделайте подробный анализ своей ситуации, лучше это сделать на листке бумаги.
  • Нарисуйте кружочек в середине листка, в котором напишите свою ситуацию;
  • Ниже или выше напишите причины, которые спровоцировали вашу ситуацию.
  • Соедините стрелочками каждую причину и центральное событие.
  • Сконцентрируйте свой взгляд на своем рисунке в течении 20-30 секунд, стараясь ни о чем не думать.

А теперь, проговорите следующие слова:

Это произошло (ваша ситуация), потому что, …. (одна из причин)

Я принимаю (ваша ситуация), потому что, есть причина происшедшего (одна из причин)

Вам необходимо произнести эти 2 фразы со всеми вашими предпосылками и причинами возникновения вашей неприятной ситуации.

Сколько раз проговаривать? До тех пор, пока вы не почувствуете, как ваше тело расслабилось, напряжение ушло, и вам стало спокойно.

Я вас уверяю, что эти фразы отлично сработают.

Почему? Ключевое слово в этих фразах «потому что».

Психологические исследования показывают, что человеческий мозг, очень хорошо реагирует на фразу «потому что», особенно на те слова, что говорятся после проговаривания «потому что».

Вторым компонентом, мешающим принять ситуацию, являются ваши эмоции

Какие эмоции возникают, когда человеку что-то не нравится?

Гнев, ярость, обида, бешенство, разочарование и т.д. Человек так устроен, что когда в нем бушуют эмоции, то мыслительная деятельность снижается. Совершаются ошибки, о которых человек в последствии будет жалеть, и вообще, уровень разумности поступков на нуле.

Поэтому, чтобы принять ситуацию, и впоследствии, отпустить и не переживать, нужно разобраться со своими эмоциями.

Смотрите, если ваши переживания тянутся долго, и после события прошло какое-то время, то это означает, что ваша эмоциональная реакция на событие была очень бурная, и вы сгенерировали огромное количество энергии.

Теперь, ваша задача освободиться от этой эмоциональной энергии, которая запускает вновь и вновь, ваши мысли и состояние раздрая. К тому же, любая сильная эмоциональная реакция – это стресс для организма.

Много упражнений и техник для снятия стресса — по этой ссылке

Упражнение на принятие ситуации, которую не можешь изменить

  • Останьтесь наедине с собой;
  • Вспомните о ситуации, которая вас беспокоит и отложите ее мысленно в сторону;
  • Начните медленно дышать – делайте вдохи и выдохи очень медленно, сосредотачивая все свое внимание на теле;
  • Дыхание должно быть медленным, и желательно, считать вслух во время вдохов и выдохов 1…2…3….4.
  • Вы дышите на 4 счета во время выдоха и вдоха;
  • Дышите до тех пор, пока не почувствуете, что вы успокоились, и все эмоции улеглись, внутри вас – безмятежность;
  • И вот когда вы чувствуете, что спокойны, вы начинаете думать о своей ситуации и также продолжать медленно дышать.
  • Представляйте картинку своей ситуации и дышите.

Для того, чтобы «продышать» не принятую ситуацию, убрать эмоциональный фон, потребуется минут 15-20.

Механизм работы этой техники.

Когда вы думаете о ситуации, которую не можете изменить, то у вас возникает множество эмоций. И организм автоматом переходит в стрессовый режим, выделяются стрессовые гормоны – кортизол и адреналин.

Во время спокойного дыхания, включается парасимпатическая нервная система и гормоны выводятся.

В момент представления ситуации и медленного дыхания, организм продолжает выводить гормоны из организма. И в тоже время, снижается значимость ситуации, она становится не такая важная.

Нейронные связи, по которым передавалось возбуждение, связанное с этой ситуацией, начинают тормозиться, т.е. успокаиваться.

Если ситуация бытовая, простая, то будет достаточно 1-2 раза, чтобы вы спокойно реагировали на этот случай.

Если что-то сложное, более травматичное, то времени надо больше.

Третья причина, которая мешает принять ситуацию – ваша привычка переживать

Излишние переживания, можно назвать чертой характера, или даже привычкой. Что такое привычка переживать? Не будем глубоко вдаваться в психический механизм, если в двух словах, то ваши нейронные связи в головном мозге «приучены» быть в возбужденном состоянии из-за разных событий, происходящих в жизни.

Если вы и сами про себя говорите, что я принимаю все близко к сердцу, нервничаю и переживаю из-за пустяков, то у вас развилась привычка излишних переживаний.

Хорошая новость! От излишних переживаний можно избавиться, если вы к этому подойдете более осознанно и будете направлять в эту сторону свое внимание.

Когда у человека сложился определённый паттерн поведения, тогда он считает свое поведение нормальным и оправданным. И если вдруг ему говорят: «А зачем ты об этом думаешь и переживаешь?

Это же ерунда, пустяки», то для такого человека, эти слова будут говорить о том, что ему надо быть холодным и бессердечным. Ведь для многих людей, сам факт переживания о чем-либо или о ком-то является фактором любви и заботы.

Но вернусь к тому, как привычка переживать является камнем преткновения к принятию ситуации, которую невозможно изменить.

Где-то глубоко внутри прячется мысль или ощущение про то, что если я не буду переживать, то совершу плохой поступок, и я просто обязан и должен так реагировать.

Вы как бы изнутри себя заставляете сопротивляться ситуации, и чувствуете, что обязаны и должны это делать. Этому сопротивлению могут способствовать несколько причин:

— вы взяли чужой шаблон поведения у близких людей – мама, папа и т.д. Они всегда так себя вели, когда что-то случалось, и вы искренне считаете, что сопротивление и не принятие событиям – это нормально.

— вы не привыкли быть осознанными, в вашей голове всегда много мыслей и они скачут как кенгуру, и вам сложно проанализировать причины и следствия происходящего.

— вы излишне эмоциональны. Вам сложно управлять своими эмоциями, и любая сильная эмоция накрывает вас как цунами.

— вы пессимист по натуре и привыкли концентрироваться на негативных событиях. Ваше мышление и сознание направлено на выискивание проблем, и когда проблема найдете, то включается программа сопротивления, чтобы лишний доказать себе и окружающим, насколько мир не справедлив, а вы в нем жертва.

Что делать с привычкой переживать, как исправить собственное мышление и восприятие?

Научиться управлять своими эмоциями, и речь совсем не идет о контроле и подавлении. Управление, это выбор, к тому же сознательный, а не автоматический, как сейчас.

Сейчас как… событие произошло и внутри вас сработала автоматическая программа эмоционального реагирования на ситуацию.

Мозг, ленив, и ему совсем не хочется каждый раз, разрабатывать новую модель поведения, если, когда-то в прошлом, была апробированная модель поведения, и не столь важно насколько она была эффективна, мозг будет ее использовать вновь и вновь.

Если вы находитесь в осознанном состоянии, то значит, вы находитесь в позиции взрослого человека. А как мы говорили выше, что позиция взрослого, автоматически убирает сопротивление, и переводит ситуацию с состояние принятия.

На этом я заканчиваю, и надеюсь, что смогла вам донести информацию о том, как принять ситуацию, которую не можешь изменить.

Конечно, следующим шагом, будет отпускание ситуации, потому что, если вы ее приняли, то надо оставить и идти дальше. О том, как отпускать ситуации, читайте в статье «3 техники: как отпустить ситуацию и не переживать».

Как я уже писала выше, принять ситуацию мешают взгляды на жизнь, ценности и убеждения. В этой статье, я дала вам много информации, которая, реально работает, но…

самостоятельная работа, не всегда эффективна, потому что, вы считаете свои убеждения верными и правильными. я вам предлагаю свою помощь на тренинге «Как правильно простить,  чтобы не остаться в дураках»

Этот тренинг не совсем про обиды и прощение, основная мысль — изменить свои убеждения, чтобы вам жилось более комфортно.

Будьте любимы и счастливы!

С уважением, семейный психолог Наталия Гнездилова

Мои курсы и тренинги

Запись на консультацию

Автор статьи — Наталия Гнездилова, семейный психолог стаж работы 15 лет. Основные направления в работе: семейные отношения, измены, повышенная тревожность, панические атаки, навязчивые мысли, ипохондрия, страхи и т.д.

Консультирую онлайн в любом из мессенджеров – скайп, ватсап, вайбер.

Подписывайтесь: канал Ютуб, группа в ВК   

 

 
 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как нужно изменить формулу чтобы всегда видеть дату следующего дня
  • Как нужно изменить температуру проведения реакции чтобы увеличить выход продуктов реакции
  • Как нужно изменить расстояние между пластинами конденсатора чтобы настроить контур на прием более
  • Как нужно изменить расстояние между двумя пластинами конденсатора
  • Как нужно изменить процесс итогового оценивания чтобы оно работало на мотивацию