Как открытия ученых изменили представления людей об окружающем мире история 10 класс

Подробное решение параграф § 15 по истории для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Пономарев М.В., Митрофанов А.А. Базовый и углубленный уровень 2018

Стр. 133–134

Вопросы и задания


1. Объясните, в чём заключалась революция в естествознании.

Революция в естествознании XVII в. заключается в том, что ученые предложили новый взгляд на проблемы мироздания, место в нём Земли и человека. В XVIII в. было сделано множество важных открытий в различных сферах научного знания. Технический прогресс позволил создать новые, более совершенные инструменты для научных наблюдений, благодаря которым учёные смогли глубже проникать в тайны природы. накопление физических, химических и биологических знаний поколебали прежние представления об устройстве мира, основанные на текстах Библии и трудах античных и средневековых авторов. По их мнению, человеческий разум вполне способен познать материальный мир, наличие в котором сверхъестественного отрицалось.

2. Как открытия учёных Нового времени изменили представления людей об окружающем мире? Обоснуйте свой ответ в дискуссии.

Ньютон и ряд учёных XVII столетия считали Вселенную огромным механизмом, работающим по чётко определённым правилам и законам. Их представления получили название механистической картины мира. Мир рассматривался как единственный предмет познания. Изменилось представление о вселенной с открытием новых небесных тел, а также законов их движения, был открыт микромир после изобретения телескопа, шло дальнейшее исследование земли (человек проникал в ранее неизвестные уголки, открывал новые земли и даже континенты).

3. Как вы понимаете термин «Просвещение»? Почему мы можем говорить о XVIII в. как об эпохе Просвещения? Оцените ответы своих одноклассников.

Под эпохой «Просвещения» мы понимаем не только развитие и распространение научных, философских и общественных знаний, но также стремление просветителей к изменению существующего несправедливого общественного порядка путём борьбы с невежеством, с помощью распространения научных знаний. Они полагали, что человек, вооружённый знаниями, познав истину, станет лучше, свободнее, поэтому особую роль отводили науке, отношение к которой было у них сродни религиозной вере.

4. Подготовьте проект или реферат о взглядах основных представителей философии Просвещения.

Дж. Локк – разработал теорию о естественных правах человека, на которое не может покушаться государство. Разработал теорию общественного договора, по которой высшей властью в государстве обладает народ.

Ш. Монтескье – отстаивал идею конституционной монархии. Предложил идею разделения властей на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Считал, что законодательная и судебная ветви должны избираться народом.

А. Смит – предложил идею разделения труда, а также сформулировал идею рыночных отношений.

Д. Дидро – для распространения знаний предложил издать Энциклопедию, которая включала сведения по всем сферам науки, общественной жизни, религии

Вольтер – выступал против церкви, но считал, что религия необходима как опора морали.

5. В одной из своих работ Вольтер писал…


Существуют ли противоречия во взглядах Вольтера? Можно ли назвать его атеистом? Объясните почему.

Да во взглядах Вольтера есть некое противоречие. С одной стороны, он рассуждает о Боге как о творце – творящем художнике, а с другой, отмечает важность Бога как основы для морали и совести человека, т.е. рассматривает его как то, что было придумано человеком для утверждения норм морали.

Я думаю, что Вольтера нельзя назвать атеистом в полном смысле этого слова, он остался верующим человеком, но разочаровался в церкви.

6. В письме прусского короля Фридриха II Вольтеру сообщалось…


О каких собственных достижениях писал Фридрих II? Почему он считал, что общественному благу способствуют укрепление армии, развитие науки и культуры?

Фридрих писал о том, что он поставил себя на службу интересам своей страны и обществу, для чего он предпринял ряд реформ и нововведений.

Фридрих считал, что для благоденствия общества необходима армия – для защиты интересов, наука – для развития торговли и мануфактуры, культура – которая обеспечит дальнейшее развитие общества.

§ 15. Эпоха Просвещения

Революция в естествознании. Еще в начале Нового времени гениальные учёные Николай Копе?рник (1473 – 1543) и Галиле?о Галиле?й (1564 – 1642) предложили новый взгляд на проблемы мироздания, место в нём Земли и человека. Их научные изыскания означали вызов укоренившимся представлениям. В XVII в. английский учёный Исаа?к Нью?тон (1643 – 1727) выдвинул ряд поистине революционных положений, в частности сформулировал законы движения, включая закон всемирного тяготения. При этом он не только не сомневался в наличии Высшего Разума, управляющего Вселенной, но и считал, что его открытия только подтверждают существование Бога, поскольку полагал, что Вселенная сотворена по Божественному плану и замыслу.

Ньютон и ряд учёных XVII столетия считали Вселенную огромным механизмом, работающим по чётко определённым правилам и законам, остающейся неизменной со времён первоначального Божественного толчка, придавшего ей движение. Их представления получили название механистической картины мира.

В XVIII в. было сделано множество важных открытий в различных сферах научного знания. Технический прогресс позволил создать новые, более совершенные инструменты для научных наблюдений, благодаря которым учёные смогли глубже проникать в тайны природы. Наблюдения астрономов за Солнечной системой с помощью телескопа дали возможность совершить важнейшие открытия. Уильям Ге?ршель (1738 – 1822) обнаружил ранее неизвестную планету – Уран, установил, что кольцо Сатурна состоит из двух концентрических частей, а также обнаружил новые спутники Сатурна и Урана. Французский учёный Пьер Лапла?с (1749 – 1827) придерживался механистической концепции устройства Вселенной. В своём труде «Небесная механика» он стремился на основе ньютоновского закона всемирного тяготения объяснить все астрономические явления как систему механико-математических задач. Но в отличие от Ньютона Лаплас исключал Бога из Вселенной. На недоумённый вопрос императора Наполеона I, какую же роль он отводит Богу в системе мира, учёный горделиво заявил: «Я не испытывал нужды в этой гипотезе!»

Не все учёные XVIII в. рассматривали мироздание как застывшую и косную систему. Немецкий философ Иммануи?л Кант (1724 – 1804) в труде «Единственно возможное основание для доказательства бытия Божия» предложил концепцию возникновения Вселенной из космической туманности. Движениями элементов первичной космической туманности, считал Кант, управляло притяжение и отталкивание молекул. Элементы соединялись, а отталкивание частиц превращало внутреннее движение облака в вихри, которые постепенно перешли в общее вращение всей туманности. Центральная часть туманности превратилась в огненный шар, а на периферии образовались центры тяготения, собравшие вокруг себя вещество и превратившиеся в планеты. Эта теория подрывала механистическое представление о мире и стала важным шагом на пути к формированию новой научной картины мира.

Учёных XVIII в. интересовали проблемы происхождения Земли и живых существ, обитающих на ней. Французский геолог Жорж Луи Бюффо?н (1707 – 1788) полагал, что планеты возникли в результате столкновения кометы с Солнцем. Его интересовали вопросы происхождения живой и неживой природы. Учёный высказал предположение, что животные и растения состоят из органических молекул, а неживая природа – из неорганических, при этом органические молекулы неуничтожаемы и в разных сочетаниях создают все явления жизни. Подобные материалистические воззрения совершенно расходились с религиозной картиной мира.

Иммануил Кант. Гравюра. XVIII в.

Благодаря использованию микроскопа были сделаны важные открытия в биологии. Голландский биолог Антони ван Ле?венгук (1632 – 1723) исследовал прежде незнакомый человеку мир микроорганизмов. Попытку классифицировать огромный материал, собранный ботаниками и зоологами, предпринял шведский естествоиспытатель Карл Линне?й (1707 – 1778). Он разделил животный мир на виды, роды, отряды и классы. Учёный не сомневался в том, что всё живое на Земле создано Богом, а количество видов живых организмов неизменно со дня творения.

Галилео Галилей демонстрирует венецианскому дожу и сенаторам свой телескоп. Фреска. XIX в.

Революция в естествознании, произошедшая в XVII – XVIII вв., накопление знаний в области физики, химии и биологии поколебали прежние представления об устройстве мира, основанные на текстах Библии и трудах античных и средневековых авторов. В этот период получают распространение материалистические представления. Материалисты считали, что первична материя, а не дух, сознание; она вечна, бесконечна и является единственной реальностью. По их мнению, человеческий разум вполне способен познать материальный мир, наличие в котором сверхъестественного отрицалось. Мир рассматривался как единственный предмет познания. От этих представлений оставался один шаг до атеизма. Некоторые мыслители XVIII в. были атеистами, считавшими, что религия – это фантастическое представление о природе и человеке.

Общественные идеи века Просвещения. Период между Славной революцией в Англии (1688) и Французской революцией конца XVIII в. называют эпохой (веком) Просвещения. Просвещение – это эпоха общественного и культурного движения в странах Европы и Америки. Для неё были характерны широкое распространение светского мировоззрения, разочарование в традиционных ценностях (в том числе в христианстве), идеи рационального познания мира и веротерпимости. В это время в Европе в среде образованной части общества господствовала вера в человеческий разум, в творческое всесилие человека. Просветители считали возможным добиться изменения существующего несправедливого общественного порядка путём борьбы с невежеством и распространения научных знаний. Они полагали, что человек, вооружённый знаниями, познав истину, станет лучше, свободнее, поэтому особую роль отводили науке, отношение к которой было у них сродни религиозной вере.

Носителями идей Просвещения становились образованные люди, представители элиты (узкого круга интеллектуалов), с неодобрением смотревшие на идею распространения знаний среди простого народа, предназначением которого они считали физический труд. Именно такой позиции придерживался выдающийся французский философ и литератор Вольте?р (1694 – 1778).

Центрами распространения идей Просвещения были Англия и Франция. В Англии, где культурный и образовательный уровень населения был выше, чем у жителей других европейских стран, Просвещение опиралось на традиции парламентаризма. Серьёзное влияние на действия властей оказывало общественное мнение. Это привело к появлению идеи происхождения государства в результате общественного договора, которую сформулировал философ Джон Локк (1632 – 1704). По его мнению, государство не должно покушаться на естественные права каждого человека, становиться деспотическим. Учёный полагал, что народ в целях защиты от государства, ставшего деспотическим и нарушившего общественный договор, имеет право поднять восстание. Идеи Локка нашли отражение в характере политического строя Англии, утвердившегося после Славной революции.

Взгляды Локка получили развитие в работах французского просветителя Шарля Луи?Монтескьё (1689 – 1755), выступавшего за проведение глубоких преобразований в обществе, но с учётом исторических, географических и климатических особенностей. Мыслитель отдавал предпочтение конституционной монархии, при которой существует разделение властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны сдерживать и контролировать друг друга. Народ имеет право участвовать в формировании судебной и законодательной власти, а исполнительную философ предполагал передать монарху.

Эти взгляды легли в основу конституционализма, утвердившегося в период Нового времени в странах Западной Европы.

Постепенно господствующими стали представления о том, что идеальными являются правовое государство и гражданское общество, а взаимоотношения между ними должны регламентироваться правовыми нормами. Согласно мнению просветителей, каждый человек, гражданин имеет неотчуждаемые права на жизнь, частную собственность и личные свободы, гарантированные законом. В правовом государстве должно утвердиться верховенство закона, обязательного для всех. Основным законом является конституция. В таком государстве налажен механизм сдерживания властей от произвола и злоупотреблений, а общество способно существовать без вмешательства государственной власти. Такое общество называется гражданским. Оно зарождается и развивается по мере становления правового государства.

Экономические теории Просвещения нашли отражение в трудах шотландца Адама Смита (1723 – 1790), основным из которых является книга «Богатство народов». Смит считается апологе?том (от гр. «защищаю») товарно-денежных отношений. Он считал, что, лишь находясь друг с другом в отношениях производителя и потребителя, люди становятся справедливее. Разделение труда, по его мнению, может стать всеобщей формой сотрудничества людей в интересах «богатства народов». Благодаря разделению труда достигается быстрый рост производства. Главным мотивом хозяйственной деятельности людей является своекорыстный интерес, но, преследуя его, они содействуют общественной пользе, поскольку выгоду можно получить, только оказывая услуги другим. По мнению Смита, человек «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».

Шарль Луи Монтескьё. Рисунок. XVIII в.

Огромное влияние на общественную мысль XVIII в. оказала знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел», издававшаяся с 1751 по 1780 г. под руководством французского философа Дени? Дидро? (1713 – 1784). В её статьях освещались важнейшие вопросы науки, общественной жизни, религии. Сотрудниками и авторами «Энциклопедии» были Поль Анри Гольба?х (1723 – 1789), Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778), Вольтер, Жак Тюрго? (1727 – 1781), Шарль Луи Монтескьё и другие просветители.

Между французскими просветителями и Католической церковью возник острый конфликт. Гольбах, Дидро, Клод Гельве?ций (1715 – 1771) были атеистами и материалистами, не верившими в бессмертие души и в сотворение мира Богом и полагавшими, что вера в Бога исчезнет, как только будут познаны все тайны природы. Просветителей возмущало стремление церкви подчинить общественную мысль цензуре. Даже Вольтер (человек верующий, считавший, что религия необходима как опора морали), когда речь заходила о Католической церкви, не раз заявлял: «Раздавите гадину».

Большинство просветителей являлись представителями высшего общества, пользовались поддержкой аристократов, королей и занимали важные государственные должности, поэтому никто из них не призывал к свержению существующего строя. Преследование просветителей со стороны властей было временным явлением, а цензура не могла помешать широкой популярности их идей. Только следующее поколение молодых литераторов в 1780-е гг., стремясь достичь положения в обществе, начало призывать к насильственному ниспровержению общественных устоев. С этой целью они намеренно упрощали идеи «великих» философов, распространяя их в народной среде.

Ж. Э. Лакретель. Жан Жак Руссо

«Просвещённый деспотизм». Понятие «просвещённый деспотизм» выражало идеи философов XVIII в. об идеальном монархе-реформаторе, обладавшем никем не ограниченными полномочиями для преобразований. Идеологи «просвещённого деспотизма» считали, что монархдолженбытьпервымслугой государства, а все его деяния должны быть направлены на благо подданных.

Влияние идей Просвещения было настолько велико, что некоторые европейские монархи за пределами Франции пытались применять их на практике. Реформы, проводимые ими, включали ограничение роли церкви в делах государства и общества, меры по развитию образования, науки и культуры, поощрение промышленности и торговли путём снижения налогов и предоставления привилегий предпринимателям.

В XVIII в. политика «просвещённого деспотизма» была характерна для многих государств Европы – Пруссии, Швеции, Австрии, Испании, Дании, России. Наиболее последовательно эти идеи претворяли в жизнь прусский король Фридрих II, австрийские правители Мария Терезия (1740 – 1780) и её сын Иосиф II (1780 – 1790), король Испании Карл III (1759 – 1788). Они приглашали просветителей к себе на службу, вели с ними регулярную переписку, называя своими учителями, сами упражнялись в сочинении политических трактатов. В правительственных указах говорилось об «общем благе», «всенародной пользе», заботе государства о нуждах «всех верноподданных».

* * *

Революция в естествознании, идеи Просвещения обозначили новый этап в общественном и духовном развитии Запада. Эти изменения стали предпосылками социальных, политических и культурных потрясений, произошедших в конце XVIII в.

Австрийская императрица Мария Терезия. XVIII в.

Вопросы и задания

1. Объясните, в чём заключалась революция в естествознании.



2.
Как открытия учёных Нового времени изменили представления людей об окружающем мире? Обоснуйте свой ответ в дискуссии.



3.
Как вы понимаете термин «Просвещение»? Почему мы можем говорить о XVIII в. как об эпохе Просвещения? Оцените ответы своих одноклассников.



4.
Подготовьте проект или реферат о взглядах основных представителей философии Просвещения.



5.
В одной из своих работ Вольтер писал:

«Если мы видим прекрасную машину, мы делаем заключение о разумном и искусном строителе её. Неужели при виде удивительного мира мы будем противиться предположению о творящем художнике? Течение звёзд, обращение Земли около Солнца – всё устроено по глубочайшим математическим законам… Строгий порядок и целесообразность мира есть вместе с тем и само положительное доказательство бытия Бога. Ничто не поколеблет во мне этого убеждения… Настоящая главная причина, почему вера в Бога необходима, заключается, по моему мнению, в том убеждении, что для общего блага необходим Бог, вознаграждающий и наказующий. Без такого Бога мы оставались бы в бедствиях без надежды, в пороке без угрызения совести. Кто признаёт, что вера в Бога удерживает хоть нескольких людей от преступления, тот признаёт, что вера эта должна быть принята всем человечеством…

Церковь всегда хотела распространиться и пользоваться всяким возможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни… История церкви – это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества… Религия причиняет только зло… Я считаю, что очень легко искоренить постепенно все суеверия, превратившие нас в скотов. Уже не верят больше в колдунов, не изгоняют бесов… нет ни одного священника, который был бы настолько безумен и глуп, чтобы хвастать, будто он изгоняет их; реликвии святого Франциска стали смешными, а реликвии святого Игнатия, быть может, будут валяться в грязи вместе с самими иезуитами…»

Существуют ли противоречия во взглядах Вольтера? Можно ли назвать его атеистом? Объясните почему.



6.
В письме прусского короля Фридриха II Вольтеру сообщалось:

«Я решил, что после смерти отца я должен всецело посвятить себя отечеству. В таком настроении я стал работать, сколько было сил, чтобы издать распоряжения, быстро исполнимые и наиболее способствующие общественному благу. Я начал с увеличения военных сил государства на шестнадцать батальонов пехоты, пять эскадронов гусар и один эскадрон лейб-гвардии. Я положил основание нашей новой академии <…> Я учредил новую коллегию торговли и мануфактур; приглашаю художников и скульпторов и, наконец, еду в Пруссию для принятия присяги без священного мира и ненужных, вздорных церемоний, созданных невежеством и суеверием и освящённых обычаем».

О каких собственных достижениях писал Фридрих II? Почему он считал, что общественному благу способствуют укрепление армии, развитие науки и культуры?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

§ 15. Эпоха Просвещения

§ 15. Эпоха Просвещения
Революция в естествознании. Еще в начале Нового времени гениальные учёные Николай Копе?рник (1473 – 1543) и Галиле?о Галиле?й (1564 – 1642) предложили новый взгляд на проблемы мироздания, место в нём Земли и человека. Их научные изыскания означали вызов

«Эпоха просвещения»

«Эпоха просвещения»
По принятой в истории терминологии в XVII в. завершилась «Эпоха Возрождения», и к концу столетия мир вступил в «Эпоху Просвещения». Да, как раз в это время стала бурно развиваться наука. Медики вовсю занимались анатомированием трупов. Левенгук изобрел

31. Эпоха Судей Израильских, описанная в Библии, это – эпоха инквизиции XV–XVI веков

31. Эпоха Судей Израильских, описанная в Библии, это – эпоха инквизиции XV–XVI веков
Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее сюжетов мы, следуя сдвигам на глобальной хронологической карте А.Т. Фоменко, отождествили с

Эпоха просвещения в фольклоре петербургского студенчества

Эпоха просвещения в фольклоре петербургского студенчества

1

Петербургской период истории России безо всякой натяжки можно назвать эпохой русского Просвещения. Здесь, в Петербурге, в самом начале XVIII века почти одновременно с основанием города церковь впервые была

ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Страна есть единое целое. Общество в основе своей разнородно. Мы уже сравнивали социальную структуру общества с экологической пирамидой.Для стабильности эко– или социосистемы требуется определенное гармоничное соответствие отдельных слоев. Когда

Литература для просвещения

Литература для просвещения
Английские читатели хорошо знакомы с древней учительской литературой по содержащимся в Ветхом Завете Книге притчей Соломоновых, Книге Иова и Екклесиасте, а также некоторым отрывкам, таким как Суд., 9: 8 – 15. Вообще-то говоря, учительская

9. Эпоха судей израильских, описанная в библейской Книге Судей, это — эпоха инквизиции XV–XVI веков

9. Эпоха судей израильских, описанная в библейской Книге Судей, это — эпоха инквизиции XV–XVI веков
В результате наших исследований вырисовывается следующая интересная картина. Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее

§ 15. Эпоха Просвещения

§ 15. Эпоха Просвещения
Революция в естествознанииЕще в начале Нового времени гениальные учёные Николай Коперник (1473–1543) и Галилео Галилей (1564–1642) предложили новый взгляд на проблемы мироздания, место в нём Земли и человека. Их научные изыскания означали вызов

Эпоха Наполеоновских войн или эпоха 1812 года?

Эпоха Наполеоновских войн или эпоха 1812 года?
Ход мировой истории в первой четверти ХIХ в. во многом определяли события, происходившие на европейском континенте. Этот важный отрезок времени начала столетия, наполненный калейдоскопическим изобилием событий, принято

Эпоха Просвещения и «модернизация» немецких университетов

Эпоха Просвещения и «модернизация» немецких университетов
Возвращаясь к описанию характерных черт немецкого университетского пространства, в котором учились русские студенты XVIII — первой половины XIX в., необходимо теперь остановиться на том влиянии, которое оказала

9. Эпоха Судей Израильских, описанная в библейской книге Судей, — это эпоха инквизиции XV–XVI веков

9. Эпоха Судей Израильских, описанная в библейской книге Судей, — это эпоха инквизиции XV–XVI веков
В результате наших исследований вырисовывается следующая интересная картина. Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее

§ 3. Век просвещения

§ 3. Век просвещения
Теперь мы обратимся к социологической и философской социалистической литературе, из которой тоже коснемся лишь нескольких сочинений, оказавших наибольшее влияние на развитие идей хилиастического социализма.«Завещание» Жана Мелье выделяются изо

Вопросы после параграфа

1. Какие открытия фундаментальных наук в конце XIX — начале XX в. изменили представление о мироздании и были названы «революцией в естествознании»? Что нового было сказано наукой об обществе и человеке в начале XX в.?

«Революцией в естествознании» традиционно называют открытие строения атома и изменение понимания пространства, времени и движения (теория относительности). Поэтому в начале ХХ в. наукой было сказано, что человек и общество воспринимает мир субъективно, исходя из собственных взглядов и установок.

2. Назовите российских представителей символизма в поэзии и изобразительном искусстве.

В поэзии представителями символизма были А. Блок, В. Соловьёв, А. Белый, В. Иванов, В. Брюсов, а в изобразительном искусстве – М. Врубель.

3. Объясните особенности стиля модерн на примере одного из произведений живописи или архитектуры.

Для примера возьмём выдающийся памятник архитектуры стиля модерн – Собор Святого Семейства в Барселоне (Испания). Его творцом был архитектор Антонио Гауди. Само сооружение являет собой полный отход от традиционных католических храмов. В первую очередь это касается фасада собора. Главным украшением этой стены являются скульптурные изображения трех христианских добродетелей (Надежды, Веры и Милосердия) и четыре остроконечные башни, посвященные библейским апостолам (Варнаве, Иуде, Симону и Матвею). Вся поверхность фасада покрыта сложнейшим каменным узором, отождествляющимся с известными евангельскими событиями (обручением Марии, рождением Иисуса, поклонением волхвов, благовестом и т. д.). Кроме всего прочего на столбах, разделяющих стену на 3 части, можно рассмотреть изображения известных испанских королей, внесших большой вклад в развитие страны, и высеченную в камне родословную Христа. На основании этих деталей можно сделать вывод, что особенностями стиля модерна в архитектуре стало стилевое единство всех элементов, т.е. автор создавал их в рамках единого художественного замысла.

Источники информации:

https://www.topkurortov.com/xram-svyatogo-semejstva-v-barselone/

https://bykovvg-1952.livejournal.com/687597.html

Саграда Фамилия в Барселоне – главное детище Антонио Гауди

https://architectureguru.ru/sagrada-familia-cathedral/

4. Выделите главные черты искусства авангарда на примере одного из произведений по вашему выбору.

Одним из наиболее известных произведений изобразительного искусства, выполненного в стиле авангард, можно назвать полотно российского художника М. Ф. Ларионова (1881 – 1964) под названием «Лучистый пейзаж» (1912 г.). Картина представляет собой абстракцию, без изображения каких-либо предметов. Однако игра света и цвета, а также естественность линий позволяют нам утверждать, что художник стремился передать картину природы. При этом аморфность изображения компенсируется исключительно природными естественными цветами: зеленью листвы, желто-оранжевыми солнечными всполохами, белым, а изредка – мягко-розовым цветением, венчающим черные гибкие стебли. В целом, на основании анализа данного полотна можно однозначно утверждать, что важнейшими особенностями авангардизма в изобразительном искусстве была не столько сама абстракция, столько стирание границы между поверхностью картины, зрителем и самим изображением.

Источники информации:

https://artchive.ru/mikhaillarionov/works/378509~Luchistyj_pejzazh

Лучистый пейзаж

5. Что имеется в виду под понятием «литература „потерянного поколения”»?

Под понятием «литература „потерянного поколения”» имеются ввиду литературные произведения, написанные в 1920-х гг., в которых непосредственно осуждалась бесчеловечность и бессмысленность кровавой Первой мировой войны. Наиболее известными произведениями были романы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя, а также «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка.

Стр. 122

Подумайте

1. Выберите одно из направлений в искусстве и, используя интернет-ресурсы, художественные альбомы и репродукции картин, размещённые на цветной вклейке в учебнике, подготовьте презентацию с рассказом об этом направлении.

Одним из самобытных направлений в искусстве модернизма был кубизм. Наиболее ярко он проявился в первой трети ХХ в. в живописи, отчасти – в скульптуре. Для кубизма были характерны прямое использование геометрических форм, довольно ограниченный круг потенциальных сюжетов (портреты, натюрморты или здания), различные деформации, угловатость, и главное – практически полное отсутствие реалистичности. Также характерной чертой было то, что для авторов форма изображения всегда была важнее, чем цвета и их оттенки. Поэтому лица, фигуры и объекты часто изображают в качестве плоских прямоугольников или треугольников, присутствует асимметрия, неправдоподобность. Одновременно с этим, цветовая гамма традиционно была приглушенная, с обязательным наличием коричневых и темно-синих тонов.

Истоки кубизма искусствоведы усматривают ещё в работах французского художника Поля Сезанна «Горы в Провансе» и «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю». Однако наиболее известными кубистическими произведениями, без сомнения, являются картины Пикассо «Авиньонские девицы» и «Гитара», Жоржа Брака «Дома в Эстраке», а также работы таких художников, как Хуана Гриса, Фернана Леже, Марселя Дюшана, а также скульптуры Александра Архипенко и др.

Источники информации:

https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/kubizm-udivitelnaya-slozhnost-prostyx-form

https://artchive.ru/encyclopedia/34~Cubism

https://www.wikiart.org/ru/artists-by-art-movement/kubizm

https://adindex.ru/publication/gallery/2011/05/24/66224.phtml

2. Проанализируйте произведение искусства, относящееся к символизму. Поразмышляйте над символами и смыслами выбранного вами произведения.

Выдающимся произведением искусства, относящимся к символизму, является картина российского художника Михаила Врубеля (1856 – 1910) «Демон сидящий» (1890 г.). Автор был вдохновлён поэмой Михаила Лермонтова «Демон». Поэтому и посвятил полотно т.н. «духу изгнания», т.е. изгою, существу, не нашедшему себя в этом мире. В понимании М. Врубеля демон – это скорее не злой дух, а образ силы незыблемого человеческого духа, постоянной внутренней борьбы и одолеваемых сомнений. Символизм здесь проявляется, в первую очередь, во внешности Демона, который сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов, на фоне Кавказских гор, освещаемых лучами закатного солнца. Ещё одним символом того, что человеческий дух находится постоянно под давлением окружающего мира, является сжатость фигуры Демона между верхней и нижней перекладинами рамы. Также символизмом можно назвать и черты лица Демона (они скорее женские, чем мужские), которые позволяют понять зрителю, что страдание и скорбь присущи каждому живому человеческому существу.

Источники информации:

https://artchive.ru/mikhailvrubel/works/5076~Demon_sidjaschij

10 самых знаменитых картин Михаила Врубеля

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/290-demon-sidyaschiy-mihail-aleksandrovich-vrubel.html

«Демон сидящий» Михаила Врубеля

На чтение 11 мин. Просмотров 42.8k. Опубликовано 21 мая, 2020

Современная цивилизация не существовала бы без технологий и научных изобретений. Многие из них меняли представления о мире или жизнь людей. Сейчас очевидно, что руки после улицы нужно мыть; если бросить вверх камень с достаточной скоростью, он выйдет на орбиту Земли, а мыши не самозарождаются в соломе. Но это было известно (и доступно) не всегда. Представляем 10 открытий, изменивших мир.

Содержание

  1. ТОП 10: величайшие научные открытия, изменившие мир
  2. Гелиоцентрическая система мира
  3. Клеточное строение живых организмов и микроскопия
  4. Закон всемирного тяготения и законы классической механики
  5. Электричество
  6. Генетика
  7. Теория эволюции
  8. Радиоактивность
  9. Теория относительности
  10. Антибиотики
  11. ДНК
  12. Научные открытия — FAQ

ТОП 10: величайшие научные открытия, изменившие мир

Выбрать только 10 открытий из всех сложно. Пришлось отказаться от наследия античности и от некоторых областей наук: с ними текст получился бы огромным. Многие величайшие достижения человечества, например: волновая теория света, закон сохранения энергии, структура генетического кода — остались не рассмотренными по этой же причине. Поэтому рассмотрим те научные открытия, без которых не было бы современной науки и цивилизации.

Наука, которая изменила мир

Гелиоцентрическая система мира

Земля вращается вокруг Солнца с периодом вращения один год. На этом основана современная астрономия. Однако со 2 до конца 17 века геоцентризм — идея о том, что Солнце, звезды и планеты вращаются вокруг Земли — был популярнее. Так утверждали труды Аристотеля и Птолемея, а также Библия. Мало кто из философов и ученых решался спорить с ними.

Николай Коперник: ТОП 10 научных открытий

Николай Коперник (1473-1543), возродивший концепцию гелиоцентризма

В 1543 году польский астроном Николай Коперник опубликовал книгу «О движении небесных сфер». В ней он утверждал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, а Земля, кроме того — и вокруг своей оси. Эти дату и книгу считают моментом возрождения гелиоцентризма.

Гелиоцентризм: ТОП 10 научных открытий

Концепция гелиоцентризма

Теория о гелиоцентризме была доказана только после открытия законов классической механики. До этого ее развивали Иоганн Кеплер, Галилео Галилей и другие астрономы и физики.

Клеточное строение живых организмов и микроскопия

«Все живые организмы состоят из клеток. Клетка – структурная и функциональная единица живого». Без этих знаний биология и медицина оставались бы на уровне 15 века. Клеточную теорию строения живого разработали благодаря исследованиям Роберта Гука и Антони ван Левенгука.

Роберт Гук: величайшие научные достижения

Роберт Гук (1635-1703)

Антони ван Левенгук

Антони ван Левенгук (1632-1723)

Англичанин Роберт Гук в 1665 году опубликовал книгу «Микрография». Помимо астрономических наблюдений в ней были рисунки срезов пробки с упорядоченными пустотами. Гук назвал их клетками, и термин прижился.

Клетка: ТОП 10 научных открытий

Клетка в микроскопии

Страстью Антони ван Левенгука, работника торговой лавки, была микроскопия. Левенгук научился шлифовать линзы и собирать их в стопки, чтобы усилить увеличение. Прочитав книгу Гука, Левенгук начал рассматривать в самодельный микроскоп все подряд. Именно Левенгук первым открыл одноклеточные организмы, бактерии, эритроциты (клетки крови), мышечные волокна.

Закон всемирного тяготения и законы классической механики

Классическая, или ньютоновская механика, благодаря которой существуют современные механизмы, немыслима без законов Ньютона. В 1687 году Исаак Ньютон издал книгу «Математические начала натуральной философии». В ней английский ученый описал три закона движения и закон всемирного тяготения, определил основные физические термины, в том числе, массу и силу, изложил результаты своих исследований в области гидродинамики и астрономии.

Научные открытия мира: 10 величайших открытий

Книга «Математические начала натуральной философии»

В 1905 году Альберт Эйнштейн усовершенствовал теорию Ньютона, разработав общую теорию относительности. О ней речь пойдет ниже.

Электричество

Научные открытия 20 века и современное общество не могли бы существовать без электричества. Датировать эту технологию сложно. О положительном и отрицательном электрических зарядах писал Шарль Дюфе в 1734 году. В 1800 году Алессандро Вольта изобрел источник постоянного тока – первую батарейку. Двумя годами позже Василий Петров открыл вольтову дугу, и с этого момента исследователи разных стран искали способы использовать электричество для освещения.

Лампочка: ТОП 10 научных изобретений

Лампочка испускает свет за счет теплового действия тока

В 1831 году Майкл Фарадей описал электромагнитную индукцию и создал первый электрогенератор, а затем – электродвигатель. Электромагнитные волны впервые зарегистрировал Генрих Герц. В 1897 году Джозеф Топмсон открыл электрон. Их движение и есть электрический ток.

Генетика

Генетика – это наука о наследственности и изменчивости. Она объясняет, почему и как получаются новые породы животных и сорта растений; что будет, если добавить помидору гены лосося, будет ли такой помидор плавать лучше обычного (не будет) и как заставить бактерии вырабатывать инсулин – лекарство, необходимое диабетикам.

Грегор Мендель: научные достижения мира

Грегор Мендель (1822-1884)

Основы генетики заложил Грегор Мендель, монах-августинец, живший в Австрии. Примечательно, что три его попытки получить должность преподавателя естественных наук в Высшей Школе в Брюнне окончились провалом: Менделю не давалась биология. Поэтому он остался в монастыре, где ставил эксперименты на горохе с 1856 по 1863 годы. Обработав огромный объем данных, в 1865 году Грегор Мендель вывел три основных закона генетики. Однако эту работу оценили только в начале 20 века, когда другие исследователи открыли гены.

Теория эволюции

Без теории эволюции научные открытия 19 века были бы неполны. Новые виды живых организмов появляются из-за естественного отбора – выживания наиболее приспособленных к окружающей среде особей. Основы современной теории эволюции, разработанной в 1937-1944 годах, стала теория Дарвина.

Чарльз Дарвин: научные достижения человечества

Чарлз Дарвин (1809-1882)

Английский натуралист Чарлз Дарвин опубликовал «Происхождение видов путем естественного отбора» в 1859 году. Он собирал материалы для нее с 1837 года: вел дневники наблюдений за домашними животными и растениями и переписывался с другими учеными. Идея о том, что живые организмы развиваются, а не существуют неизменными, пришла Дарвину после изучения научных трудов и кругосветного путешествия на корабле «Бигль».

Теория эволюции: 10 научных открытий

Реконструкции ископаемых гоминид

Радиоактивность

Лучевая терапия рака и атомная энергия привычны нам. Они возможны из-за радиоактивности – распада веществ с выделением элементарных частиц и излучения. При этом одно вещество может превратиться в другое.

Явление радиоактивности открыл в 1896 году физик Антуан Беккерель. Он выяснил, что соли урана засвечивают фотопластинку, даже если она защищена темной бумагой. При этом излучение урана не зависит от солнечного света, в отличие от другого типа свечения – люминесценции.

Величайшие научные достижения: Мария и Пьер Кюри

Мария и Пьер Кюри проверяют наличие в минералах урана радиоактивных элементов

Кроме Беккереля радиоактивный распад исследовали Пьер и Мария Кюри. Именно они в 1898 году открыли радиоактивность тория, а несколько позже – радия и полония. Влияние радиации на живые организмы исследовали медики разных стран в 1900-1906 годах. Вначале оно считалось благоприятным. Опасность радиации выявил Пьер Кюри, вживив радий лабораторным мышам.

Теория относительности

К 20 веку физикам стало тесно в инерциальных системах отсчета – тех, где все тела либо покоятся, либо равномерно и прямолинейно движутся. Нужно было понять, как работать в системах, где не действует классическая механика Ньютона.

Альберт Эйнштейн: научные открытия, изменившие мир

Альберт Эйнштейн (1879-1955)

Эту проблему решил Альберт Эйнштейн. Его книга «К электродинамике движущихся тел», опубликованная в 1905 году, содержала математический аппарат для неинерциальных систем. Эта теория называлась специальной теорией относительности. Позднее Эйнштейн разработал теорию гравитации и создал общую теорию относительности, которая работает в масштабе Вселенной. Согласно ей, силы инерции и гравитация имеют одну природу.

10 самых важных научных открытий в мире

Базовое понимание теории относительности: событие B одновременно с A в зеленой системе отсчета, однако оно уже произошло в синей системе и произойдет позже в красной системе.

В физике относительность одновременности — это понятие о том, что отдаленная одновременность — происходят ли два пространственно разделенных события в одно и то же время — не абсолютна, а зависит от системы отсчета наблюдателя.

Специальная теория относительности в сочетании с квантовой механикой дала релятивистскую квантовую теорию поля. На общей теории относительности основана современная физика.

Антибиотики

Научные открытия, изменившие мир, часто сложны, и их влияние на нашу жизнь не совсем очевидно. Однако одно из них известно и понятно всем – это открытие антибиотиков – веществ, убивающих бактерии. Именно антибиотики во много раз снизили смертность от раневых инфекций и болезней.

Флеминг: научные открытия, которые изменили мир

Александр Флеминг (1881-1955)

Впервые об антибиотиках начали говорить в конце 19 века. Однако эти исследования не были замечены. Поэтому считается, что первый антибиотик открыл английский микробиолог Александр Флеминг. Это открытие можно считать удачной случайностью. Флеминг обратил внимание, что в одной из чашек с микроорганизмами выросла плесень. Бактерии вокруг плесени погибли. Из плесени Флеминг получил пенициллин.

Пенициллин: научные открытия, изменившие мир

Пенициллин

Микробиологи по всему миру начали искать другие вещества, опасные для микроорганизмов. Выяснилось, что многие грибы, растения и бактерии вырабатывают антибиотики. Некоторые из них достаточно безопасны для человека.

ДНК

Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик – ученые, изменившие мир, описав структуру ДНК как двойную спираль. ДНК – это носитель наследственной информации у бактерий, грибов, растений, животных и некоторых вирусов. По сути это инструкция, по которой строится и работает организм. Понимание, как устроена ДНК, позволило обосновать генетику и получать генетически модифицированные организмы с заданными свойствами.

ДНК: ТОП 10 научных открытий

Дезоксирибонуклеиновая кислота (двойная спираль)

Научные открытия — FAQ

Почему вы ничего не написали о математических открытиях?

Многие величайшие открытия относятся именно к математике: хотя бы аналитическая геометрия, десятичные логарифмы, теория вероятностей, геометрия Лобачевского, десятичные дроби, дифференциальные уравнения… Строго говоря, топ-10 научных открытий целиком должен состоять из них: без математики нет других наук. Но рассказывать о них пришлось бы намного дольше. Так что в другой раз.

А экономику, социологию и философию почему забыли?

Почти по той же причине: величайшие достижения человечества в этих областях пришлось бы долго описывать. О каждом из них нужна своя статья.

Теория эволюции, теория относительности… А как же практика? Двигатель внутреннего сгорания, вакцинация, стерилизация, синтез органических веществ?

Все перечисленное, как и метод радиоуглеродного анализа, нанотрубки и клонирование млекопитающих – технологии, которые изменили мир, способы получить практический результат. Открытия же относятся к фундаментальной науке, на которой основана практика.

Что насчет более современных открытий? Бозон Хиггса, например.

Бозон Хиггса – это элементарная частица, предсказанная Питером Хиггсом в 1964 году. Открыли его 4 июля 2012 года в ходе экспериментов на Большом адроном коллайдере. Бозон Хиггса – последняя обнаруженная частица Стандартной модели – теоретической модели, описывающей взаимодействия всех 61 элементарной частицы.

Предполагалось, что у Z- и W-бозонов, отвечающих за взаимодействия на расстояниях около 2×10-18 м (меньше диаметра атомного ядра), массы быть не должно. Но она есть, и объясняет ее наличие именно Бозон Хиггса. Эти бозоны формируют поле Хиггса. Когда частицы проходят через поле Хиггса, оно сопротивляется, и это выглядит как изменения масс частиц. Открытие бозона Хиггса позволяет дополнить и расширить Стандартную модель, которая не охватывает гравитацию, темную материю и антиматерию.

А стволовые клетки? Их уже используют в медицине?

Эмбриональные стволовые клетки – это клетки, которые еще не получили специализацию, или не дифференцировались – не превратились в нервную, мышечную, покровную или какую-нибудь другую ткань. Они есть в любом организме: из них вырастают новые клетки взамен погибших.

О стволовых клетках начали говорить в 1964 году, когда выяснилось, что клетки раковой опухоли не дифференцируются. В 1981 году стволовые клетки выделили из эмбрионов мыши, а в 1998 году – из бластоцисты (ранней стадии эмбриона) человека. Сейчас во многих странах проходят клинические испытания эмбриональных стволовых клеток для лечения травм и болезней. Пока их не завершат, в медицине стволовые клетки применять не будут.

Что такое графен?

Двумерные кристаллы углерода: у них нет толщины. По сути это плоскость графита, того же, что в карандашах. Поэтому его свойства предсказали задолго до 2004 года, в котором Андрей Гейм и Константин Новоселов в Манчестерском университете получили графен. В 2010 году появилась технология, с помощью которой можно выращивать метровые листы графена. Способы использования графена разрабатывают исследователи в разных странах. Скорее всего, начнут с электроники и обнаружения химических веществ.

Можно ли говорить про научные открытия, которые изменили мир и не упоминать космические полеты?

Нельзя. Исправляемся.

В 1911 году Константин Циолковский рассчитал вторую космическую скорость – минимально необходимую, чтобы удалиться от Земли. Без этого знания космические полеты невозможны. В 1931 году Карл Янский открыл космическое радиоизлучение. В 1964 году Арно Пензиас и Роберт Уилсон обнаружили реликтовое излучение. В 1992 году был открыт пояс Койпера. Звездные потоки вокруг центра Галактики открыли в 2007 году, сверхскопление галактик Ланиакея – в 2014 году. В 2016 году зафиксировали гравитационные волны при слиянии двух черных дыр.

Можно ли создать искусственный живой организм?

Можно, и такой организм уже создан. Это искусственная бактерия Mycoplasma laboratorium, которую зовут Синтия – от слова «синтетический». Группа ученых получила ее в 2010 году. Эта бактерия не опасна для человека, а ее геном, помимо необходимых генов, содержит четыре зашифрованных сообщения от создателей.


Напоследок рекомендуем посмотреть научно-популярный фильм «Путешествие на край Вселенной», рассказывающий не только о рождении нашей планеты, но и необъятной Вселенной в целом.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы получать свежие статьи своевременно!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как откорректировать сзв м исправить фамилию
  • Как отключить уведомления об ошибках xiaomi
  • Как отключить сообщения об ошибках
  • Как отключить создание отчета об ошибках xiaomi
  • Как отключить служба регистрации ошибок windows