Как открытия ученых нового времени изменили представления людей об окружающем мире

Подробное решение параграф § 15 по истории для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Пономарев М.В., Митрофанов А.А. Базовый и углубленный уровень 2018

Стр. 133–134

Вопросы и задания


1. Объясните, в чём заключалась революция в естествознании.

Революция в естествознании XVII в. заключается в том, что ученые предложили новый взгляд на проблемы мироздания, место в нём Земли и человека. В XVIII в. было сделано множество важных открытий в различных сферах научного знания. Технический прогресс позволил создать новые, более совершенные инструменты для научных наблюдений, благодаря которым учёные смогли глубже проникать в тайны природы. накопление физических, химических и биологических знаний поколебали прежние представления об устройстве мира, основанные на текстах Библии и трудах античных и средневековых авторов. По их мнению, человеческий разум вполне способен познать материальный мир, наличие в котором сверхъестественного отрицалось.

2. Как открытия учёных Нового времени изменили представления людей об окружающем мире? Обоснуйте свой ответ в дискуссии.

Ньютон и ряд учёных XVII столетия считали Вселенную огромным механизмом, работающим по чётко определённым правилам и законам. Их представления получили название механистической картины мира. Мир рассматривался как единственный предмет познания. Изменилось представление о вселенной с открытием новых небесных тел, а также законов их движения, был открыт микромир после изобретения телескопа, шло дальнейшее исследование земли (человек проникал в ранее неизвестные уголки, открывал новые земли и даже континенты).

3. Как вы понимаете термин «Просвещение»? Почему мы можем говорить о XVIII в. как об эпохе Просвещения? Оцените ответы своих одноклассников.

Под эпохой «Просвещения» мы понимаем не только развитие и распространение научных, философских и общественных знаний, но также стремление просветителей к изменению существующего несправедливого общественного порядка путём борьбы с невежеством, с помощью распространения научных знаний. Они полагали, что человек, вооружённый знаниями, познав истину, станет лучше, свободнее, поэтому особую роль отводили науке, отношение к которой было у них сродни религиозной вере.

4. Подготовьте проект или реферат о взглядах основных представителей философии Просвещения.

Дж. Локк – разработал теорию о естественных правах человека, на которое не может покушаться государство. Разработал теорию общественного договора, по которой высшей властью в государстве обладает народ.

Ш. Монтескье – отстаивал идею конституционной монархии. Предложил идею разделения властей на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Считал, что законодательная и судебная ветви должны избираться народом.

А. Смит – предложил идею разделения труда, а также сформулировал идею рыночных отношений.

Д. Дидро – для распространения знаний предложил издать Энциклопедию, которая включала сведения по всем сферам науки, общественной жизни, религии

Вольтер – выступал против церкви, но считал, что религия необходима как опора морали.

5. В одной из своих работ Вольтер писал…


Существуют ли противоречия во взглядах Вольтера? Можно ли назвать его атеистом? Объясните почему.

Да во взглядах Вольтера есть некое противоречие. С одной стороны, он рассуждает о Боге как о творце – творящем художнике, а с другой, отмечает важность Бога как основы для морали и совести человека, т.е. рассматривает его как то, что было придумано человеком для утверждения норм морали.

Я думаю, что Вольтера нельзя назвать атеистом в полном смысле этого слова, он остался верующим человеком, но разочаровался в церкви.

6. В письме прусского короля Фридриха II Вольтеру сообщалось…


О каких собственных достижениях писал Фридрих II? Почему он считал, что общественному благу способствуют укрепление армии, развитие науки и культуры?

Фридрих писал о том, что он поставил себя на службу интересам своей страны и обществу, для чего он предпринял ряд реформ и нововведений.

Фридрих считал, что для благоденствия общества необходима армия – для защиты интересов, наука – для развития торговли и мануфактуры, культура – которая обеспечит дальнейшее развитие общества.

§ 15. Эпоха Просвещения

Революция в естествознании. Еще в начале Нового времени гениальные учёные Николай Копе?рник (1473 – 1543) и Галиле?о Галиле?й (1564 – 1642) предложили новый взгляд на проблемы мироздания, место в нём Земли и человека. Их научные изыскания означали вызов укоренившимся представлениям. В XVII в. английский учёный Исаа?к Нью?тон (1643 – 1727) выдвинул ряд поистине революционных положений, в частности сформулировал законы движения, включая закон всемирного тяготения. При этом он не только не сомневался в наличии Высшего Разума, управляющего Вселенной, но и считал, что его открытия только подтверждают существование Бога, поскольку полагал, что Вселенная сотворена по Божественному плану и замыслу.

Ньютон и ряд учёных XVII столетия считали Вселенную огромным механизмом, работающим по чётко определённым правилам и законам, остающейся неизменной со времён первоначального Божественного толчка, придавшего ей движение. Их представления получили название механистической картины мира.

В XVIII в. было сделано множество важных открытий в различных сферах научного знания. Технический прогресс позволил создать новые, более совершенные инструменты для научных наблюдений, благодаря которым учёные смогли глубже проникать в тайны природы. Наблюдения астрономов за Солнечной системой с помощью телескопа дали возможность совершить важнейшие открытия. Уильям Ге?ршель (1738 – 1822) обнаружил ранее неизвестную планету – Уран, установил, что кольцо Сатурна состоит из двух концентрических частей, а также обнаружил новые спутники Сатурна и Урана. Французский учёный Пьер Лапла?с (1749 – 1827) придерживался механистической концепции устройства Вселенной. В своём труде «Небесная механика» он стремился на основе ньютоновского закона всемирного тяготения объяснить все астрономические явления как систему механико-математических задач. Но в отличие от Ньютона Лаплас исключал Бога из Вселенной. На недоумённый вопрос императора Наполеона I, какую же роль он отводит Богу в системе мира, учёный горделиво заявил: «Я не испытывал нужды в этой гипотезе!»

Не все учёные XVIII в. рассматривали мироздание как застывшую и косную систему. Немецкий философ Иммануи?л Кант (1724 – 1804) в труде «Единственно возможное основание для доказательства бытия Божия» предложил концепцию возникновения Вселенной из космической туманности. Движениями элементов первичной космической туманности, считал Кант, управляло притяжение и отталкивание молекул. Элементы соединялись, а отталкивание частиц превращало внутреннее движение облака в вихри, которые постепенно перешли в общее вращение всей туманности. Центральная часть туманности превратилась в огненный шар, а на периферии образовались центры тяготения, собравшие вокруг себя вещество и превратившиеся в планеты. Эта теория подрывала механистическое представление о мире и стала важным шагом на пути к формированию новой научной картины мира.

Учёных XVIII в. интересовали проблемы происхождения Земли и живых существ, обитающих на ней. Французский геолог Жорж Луи Бюффо?н (1707 – 1788) полагал, что планеты возникли в результате столкновения кометы с Солнцем. Его интересовали вопросы происхождения живой и неживой природы. Учёный высказал предположение, что животные и растения состоят из органических молекул, а неживая природа – из неорганических, при этом органические молекулы неуничтожаемы и в разных сочетаниях создают все явления жизни. Подобные материалистические воззрения совершенно расходились с религиозной картиной мира.

Иммануил Кант. Гравюра. XVIII в.

Благодаря использованию микроскопа были сделаны важные открытия в биологии. Голландский биолог Антони ван Ле?венгук (1632 – 1723) исследовал прежде незнакомый человеку мир микроорганизмов. Попытку классифицировать огромный материал, собранный ботаниками и зоологами, предпринял шведский естествоиспытатель Карл Линне?й (1707 – 1778). Он разделил животный мир на виды, роды, отряды и классы. Учёный не сомневался в том, что всё живое на Земле создано Богом, а количество видов живых организмов неизменно со дня творения.

Галилео Галилей демонстрирует венецианскому дожу и сенаторам свой телескоп. Фреска. XIX в.

Революция в естествознании, произошедшая в XVII – XVIII вв., накопление знаний в области физики, химии и биологии поколебали прежние представления об устройстве мира, основанные на текстах Библии и трудах античных и средневековых авторов. В этот период получают распространение материалистические представления. Материалисты считали, что первична материя, а не дух, сознание; она вечна, бесконечна и является единственной реальностью. По их мнению, человеческий разум вполне способен познать материальный мир, наличие в котором сверхъестественного отрицалось. Мир рассматривался как единственный предмет познания. От этих представлений оставался один шаг до атеизма. Некоторые мыслители XVIII в. были атеистами, считавшими, что религия – это фантастическое представление о природе и человеке.

Общественные идеи века Просвещения. Период между Славной революцией в Англии (1688) и Французской революцией конца XVIII в. называют эпохой (веком) Просвещения. Просвещение – это эпоха общественного и культурного движения в странах Европы и Америки. Для неё были характерны широкое распространение светского мировоззрения, разочарование в традиционных ценностях (в том числе в христианстве), идеи рационального познания мира и веротерпимости. В это время в Европе в среде образованной части общества господствовала вера в человеческий разум, в творческое всесилие человека. Просветители считали возможным добиться изменения существующего несправедливого общественного порядка путём борьбы с невежеством и распространения научных знаний. Они полагали, что человек, вооружённый знаниями, познав истину, станет лучше, свободнее, поэтому особую роль отводили науке, отношение к которой было у них сродни религиозной вере.

Носителями идей Просвещения становились образованные люди, представители элиты (узкого круга интеллектуалов), с неодобрением смотревшие на идею распространения знаний среди простого народа, предназначением которого они считали физический труд. Именно такой позиции придерживался выдающийся французский философ и литератор Вольте?р (1694 – 1778).

Центрами распространения идей Просвещения были Англия и Франция. В Англии, где культурный и образовательный уровень населения был выше, чем у жителей других европейских стран, Просвещение опиралось на традиции парламентаризма. Серьёзное влияние на действия властей оказывало общественное мнение. Это привело к появлению идеи происхождения государства в результате общественного договора, которую сформулировал философ Джон Локк (1632 – 1704). По его мнению, государство не должно покушаться на естественные права каждого человека, становиться деспотическим. Учёный полагал, что народ в целях защиты от государства, ставшего деспотическим и нарушившего общественный договор, имеет право поднять восстание. Идеи Локка нашли отражение в характере политического строя Англии, утвердившегося после Славной революции.

Взгляды Локка получили развитие в работах французского просветителя Шарля Луи?Монтескьё (1689 – 1755), выступавшего за проведение глубоких преобразований в обществе, но с учётом исторических, географических и климатических особенностей. Мыслитель отдавал предпочтение конституционной монархии, при которой существует разделение властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны сдерживать и контролировать друг друга. Народ имеет право участвовать в формировании судебной и законодательной власти, а исполнительную философ предполагал передать монарху.

Эти взгляды легли в основу конституционализма, утвердившегося в период Нового времени в странах Западной Европы.

Постепенно господствующими стали представления о том, что идеальными являются правовое государство и гражданское общество, а взаимоотношения между ними должны регламентироваться правовыми нормами. Согласно мнению просветителей, каждый человек, гражданин имеет неотчуждаемые права на жизнь, частную собственность и личные свободы, гарантированные законом. В правовом государстве должно утвердиться верховенство закона, обязательного для всех. Основным законом является конституция. В таком государстве налажен механизм сдерживания властей от произвола и злоупотреблений, а общество способно существовать без вмешательства государственной власти. Такое общество называется гражданским. Оно зарождается и развивается по мере становления правового государства.

Экономические теории Просвещения нашли отражение в трудах шотландца Адама Смита (1723 – 1790), основным из которых является книга «Богатство народов». Смит считается апологе?том (от гр. «защищаю») товарно-денежных отношений. Он считал, что, лишь находясь друг с другом в отношениях производителя и потребителя, люди становятся справедливее. Разделение труда, по его мнению, может стать всеобщей формой сотрудничества людей в интересах «богатства народов». Благодаря разделению труда достигается быстрый рост производства. Главным мотивом хозяйственной деятельности людей является своекорыстный интерес, но, преследуя его, они содействуют общественной пользе, поскольку выгоду можно получить, только оказывая услуги другим. По мнению Смита, человек «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».

Шарль Луи Монтескьё. Рисунок. XVIII в.

Огромное влияние на общественную мысль XVIII в. оказала знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел», издававшаяся с 1751 по 1780 г. под руководством французского философа Дени? Дидро? (1713 – 1784). В её статьях освещались важнейшие вопросы науки, общественной жизни, религии. Сотрудниками и авторами «Энциклопедии» были Поль Анри Гольба?х (1723 – 1789), Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778), Вольтер, Жак Тюрго? (1727 – 1781), Шарль Луи Монтескьё и другие просветители.

Между французскими просветителями и Католической церковью возник острый конфликт. Гольбах, Дидро, Клод Гельве?ций (1715 – 1771) были атеистами и материалистами, не верившими в бессмертие души и в сотворение мира Богом и полагавшими, что вера в Бога исчезнет, как только будут познаны все тайны природы. Просветителей возмущало стремление церкви подчинить общественную мысль цензуре. Даже Вольтер (человек верующий, считавший, что религия необходима как опора морали), когда речь заходила о Католической церкви, не раз заявлял: «Раздавите гадину».

Большинство просветителей являлись представителями высшего общества, пользовались поддержкой аристократов, королей и занимали важные государственные должности, поэтому никто из них не призывал к свержению существующего строя. Преследование просветителей со стороны властей было временным явлением, а цензура не могла помешать широкой популярности их идей. Только следующее поколение молодых литераторов в 1780-е гг., стремясь достичь положения в обществе, начало призывать к насильственному ниспровержению общественных устоев. С этой целью они намеренно упрощали идеи «великих» философов, распространяя их в народной среде.

Ж. Э. Лакретель. Жан Жак Руссо

«Просвещённый деспотизм». Понятие «просвещённый деспотизм» выражало идеи философов XVIII в. об идеальном монархе-реформаторе, обладавшем никем не ограниченными полномочиями для преобразований. Идеологи «просвещённого деспотизма» считали, что монархдолженбытьпервымслугой государства, а все его деяния должны быть направлены на благо подданных.

Влияние идей Просвещения было настолько велико, что некоторые европейские монархи за пределами Франции пытались применять их на практике. Реформы, проводимые ими, включали ограничение роли церкви в делах государства и общества, меры по развитию образования, науки и культуры, поощрение промышленности и торговли путём снижения налогов и предоставления привилегий предпринимателям.

В XVIII в. политика «просвещённого деспотизма» была характерна для многих государств Европы – Пруссии, Швеции, Австрии, Испании, Дании, России. Наиболее последовательно эти идеи претворяли в жизнь прусский король Фридрих II, австрийские правители Мария Терезия (1740 – 1780) и её сын Иосиф II (1780 – 1790), король Испании Карл III (1759 – 1788). Они приглашали просветителей к себе на службу, вели с ними регулярную переписку, называя своими учителями, сами упражнялись в сочинении политических трактатов. В правительственных указах говорилось об «общем благе», «всенародной пользе», заботе государства о нуждах «всех верноподданных».

* * *

Революция в естествознании, идеи Просвещения обозначили новый этап в общественном и духовном развитии Запада. Эти изменения стали предпосылками социальных, политических и культурных потрясений, произошедших в конце XVIII в.

Австрийская императрица Мария Терезия. XVIII в.

Вопросы и задания

1. Объясните, в чём заключалась революция в естествознании.



2.
Как открытия учёных Нового времени изменили представления людей об окружающем мире? Обоснуйте свой ответ в дискуссии.



3.
Как вы понимаете термин «Просвещение»? Почему мы можем говорить о XVIII в. как об эпохе Просвещения? Оцените ответы своих одноклассников.



4.
Подготовьте проект или реферат о взглядах основных представителей философии Просвещения.



5.
В одной из своих работ Вольтер писал:

«Если мы видим прекрасную машину, мы делаем заключение о разумном и искусном строителе её. Неужели при виде удивительного мира мы будем противиться предположению о творящем художнике? Течение звёзд, обращение Земли около Солнца – всё устроено по глубочайшим математическим законам… Строгий порядок и целесообразность мира есть вместе с тем и само положительное доказательство бытия Бога. Ничто не поколеблет во мне этого убеждения… Настоящая главная причина, почему вера в Бога необходима, заключается, по моему мнению, в том убеждении, что для общего блага необходим Бог, вознаграждающий и наказующий. Без такого Бога мы оставались бы в бедствиях без надежды, в пороке без угрызения совести. Кто признаёт, что вера в Бога удерживает хоть нескольких людей от преступления, тот признаёт, что вера эта должна быть принята всем человечеством…

Церковь всегда хотела распространиться и пользоваться всяким возможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни… История церкви – это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества… Религия причиняет только зло… Я считаю, что очень легко искоренить постепенно все суеверия, превратившие нас в скотов. Уже не верят больше в колдунов, не изгоняют бесов… нет ни одного священника, который был бы настолько безумен и глуп, чтобы хвастать, будто он изгоняет их; реликвии святого Франциска стали смешными, а реликвии святого Игнатия, быть может, будут валяться в грязи вместе с самими иезуитами…»

Существуют ли противоречия во взглядах Вольтера? Можно ли назвать его атеистом? Объясните почему.



6.
В письме прусского короля Фридриха II Вольтеру сообщалось:

«Я решил, что после смерти отца я должен всецело посвятить себя отечеству. В таком настроении я стал работать, сколько было сил, чтобы издать распоряжения, быстро исполнимые и наиболее способствующие общественному благу. Я начал с увеличения военных сил государства на шестнадцать батальонов пехоты, пять эскадронов гусар и один эскадрон лейб-гвардии. Я положил основание нашей новой академии <…> Я учредил новую коллегию торговли и мануфактур; приглашаю художников и скульпторов и, наконец, еду в Пруссию для принятия присяги без священного мира и ненужных, вздорных церемоний, созданных невежеством и суеверием и освящённых обычаем».

О каких собственных достижениях писал Фридрих II? Почему он считал, что общественному благу способствуют укрепление армии, развитие науки и культуры?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

§ 15. Эпоха Просвещения

§ 15. Эпоха Просвещения
Революция в естествознании. Еще в начале Нового времени гениальные учёные Николай Копе?рник (1473 – 1543) и Галиле?о Галиле?й (1564 – 1642) предложили новый взгляд на проблемы мироздания, место в нём Земли и человека. Их научные изыскания означали вызов

«Эпоха просвещения»

«Эпоха просвещения»
По принятой в истории терминологии в XVII в. завершилась «Эпоха Возрождения», и к концу столетия мир вступил в «Эпоху Просвещения». Да, как раз в это время стала бурно развиваться наука. Медики вовсю занимались анатомированием трупов. Левенгук изобрел

31. Эпоха Судей Израильских, описанная в Библии, это – эпоха инквизиции XV–XVI веков

31. Эпоха Судей Израильских, описанная в Библии, это – эпоха инквизиции XV–XVI веков
Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее сюжетов мы, следуя сдвигам на глобальной хронологической карте А.Т. Фоменко, отождествили с

Эпоха просвещения в фольклоре петербургского студенчества

Эпоха просвещения в фольклоре петербургского студенчества

1

Петербургской период истории России безо всякой натяжки можно назвать эпохой русского Просвещения. Здесь, в Петербурге, в самом начале XVIII века почти одновременно с основанием города церковь впервые была

ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Страна есть единое целое. Общество в основе своей разнородно. Мы уже сравнивали социальную структуру общества с экологической пирамидой.Для стабильности эко– или социосистемы требуется определенное гармоничное соответствие отдельных слоев. Когда

Литература для просвещения

Литература для просвещения
Английские читатели хорошо знакомы с древней учительской литературой по содержащимся в Ветхом Завете Книге притчей Соломоновых, Книге Иова и Екклесиасте, а также некоторым отрывкам, таким как Суд., 9: 8 – 15. Вообще-то говоря, учительская

9. Эпоха судей израильских, описанная в библейской Книге Судей, это — эпоха инквизиции XV–XVI веков

9. Эпоха судей израильских, описанная в библейской Книге Судей, это — эпоха инквизиции XV–XVI веков
В результате наших исследований вырисовывается следующая интересная картина. Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее

§ 15. Эпоха Просвещения

§ 15. Эпоха Просвещения
Революция в естествознанииЕще в начале Нового времени гениальные учёные Николай Коперник (1473–1543) и Галилео Галилей (1564–1642) предложили новый взгляд на проблемы мироздания, место в нём Земли и человека. Их научные изыскания означали вызов

Эпоха Наполеоновских войн или эпоха 1812 года?

Эпоха Наполеоновских войн или эпоха 1812 года?
Ход мировой истории в первой четверти ХIХ в. во многом определяли события, происходившие на европейском континенте. Этот важный отрезок времени начала столетия, наполненный калейдоскопическим изобилием событий, принято

Эпоха Просвещения и «модернизация» немецких университетов

Эпоха Просвещения и «модернизация» немецких университетов
Возвращаясь к описанию характерных черт немецкого университетского пространства, в котором учились русские студенты XVIII — первой половины XIX в., необходимо теперь остановиться на том влиянии, которое оказала

9. Эпоха Судей Израильских, описанная в библейской книге Судей, — это эпоха инквизиции XV–XVI веков

9. Эпоха Судей Израильских, описанная в библейской книге Судей, — это эпоха инквизиции XV–XVI веков
В результате наших исследований вырисовывается следующая интересная картина. Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее

§ 3. Век просвещения

§ 3. Век просвещения
Теперь мы обратимся к социологической и философской социалистической литературе, из которой тоже коснемся лишь нескольких сочинений, оказавших наибольшее влияние на развитие идей хилиастического социализма.«Завещание» Жана Мелье выделяются изо

Как только человек обзавёлся разумом, он стал интересоваться тем, как всё устроено. Почему вода не переливается за край мира? Вращается ли Солнце вокруг Земли? Что находится внутри чёрных дыр?

Сократовское «Я знаю, что ничего не знаю» означает, что мы осознаём количество ещё неизведанного в этом мире. Мы прошли путь от мифов до квантовой физики, однако вопросов до сих пор больше, чем ответов, и они становятся лишь сложнее.

Космогонические мифы

Миф — первый способ, с помощью которого люди объясняли происхождение и устройство всего окружающего и своё собственное существование. Космогонические мифы рассказывают о том, как из хаоса или небытия появился мир. Сотворением вселенной в мифе занимаются божества. В зависимости от конкретной культуры получившаяся космология (представление об устройстве мира) различается. Например, небесная твердь могла казаться крышкой, скорлупой мирового яйца, створкой гигантской раковины или черепом великана.

Как правило, во всех этих историях присутствует разделение первоначального хаоса на небо и землю (верх и низ), создание оси (стержня мироздания), сотворение природных объектов и живых существ. Общие для разных народов базовые понятия называются архетипами.

О ранних стадиях эволюции Вселенной и происхождении химических элементов рассказывает в лекции «Постнауки» физик Александр Иванчик. 

Иллюстрация к скандинавским сказаниям — новый мир, который появится после конца света, Рагнарёка.

Источник: Wikipedia

Мир как тело

Древний человек познавал мир с помощью своего тела, измерял расстояния шагами и локтями, много работал руками. Это нашло отражение в олицетворении природы (гром — результат ударов божьего молота, ветер — божество дует). Мир тоже ассоциировался с большим телом.

Например, в скандинавской мифологии мир был создан из тела великана Имира, глаза которого стали водоёмами, а волосы — лесами. В индуистской мифологии эту функцию взял на себя Пуруша, в китайской — Паньгу. Во всех случаях устройство видимого мира связывается с телом антропоморфного существа, великого предка или божества, приносящего себя в жертву, чтобы мир появился. Сам человек при этом — микрокосм, вселенная в миниатюре.

Великое древо

Ещё один архетипический сюжет, который часто появляется у разных народов — ось мира, мировая гора или же мировое древо. Например, ясень Иггдрасиль у скандинавов. Изображения дерева, в центре которого находится фигурка человека, встречались также у майя и ацтеков. В индуистских Ведах священное древо называлось Ашваттха, в тюркской мифологии — Байтерек. Мировое древо связывает нижний, средний и верхний миры, его корни находятся в подземных областях, а крона уходит в небеса.

Вышивка с изображением великого ясеня Иггдрасиль.

Источник: Wikipedia

Покатай меня, большая черепаха!

Мифологема плавающей в безбрежном океане мировой черепахи, на спине которой покоится Земля, встречается у народов Древней Индии и Древнего Китая, в преданиях коренного населения Северной Америки. В разных вариантах мифа о гигантских «поддерживающих животных» упоминаются слон, змея и кит.

Гравюра конца XIX века, изображающая мировую черепаху.

Источник: Wikipedia

Космологические представления греков

Греческие философы заложили астрономические представления, которыми мы пользуемся и сегодня. Разные философы их школы имели свою точку зрения на модель мироздания. В большинстве своём они придерживались геоцентрической системы мира.

Геоцентризм — это убеждение, что неподвижная Земля находится в центре мироздания, а Солнце, Луна и звёзды вращаются вокруг неё.

Масштабную энциклопедию астрономических и математических знаний создал Птолемей. Описанная им геоцентрическая система мира была наиболее общепризнанной до коперниканского переворота в эпоху Возрождения. Аристотель также считал, что Земля неподвижна, указывая, что небесные тела прикреплены к твёрдым «небесным сферам».

Некоторые представители пифагорейской школы полагали, что и, Солнце, и Луна и планеты вращаются вокруг Центрального Огня, Гестии. Такую модель называют пироцентрической.

Аристарх Самосский предложил гелиоцентрическую систему мира, согласно которой Солнце — центральное небесное тело, а также предположил, что Земля меньше Солнца. Однако идея о том, что центр космоса — Земля, была популярна ещё долго.

Изображение птолемеевской геоцентрической системы мира.

Источник: Wikipedia

Средневековая астрономия

В своих представлениях мыслители европейского средневековья опирались на работы античных философов, принимали системы Птолемея и Аристотеля. Главной концепцией мира оставался геоцентризм, средневековыми философами дополнялось и расширялось представление о небесных сферах. При этом античная мудрость дополнялась христианскими воззрениями.

На представления о мире основное влияние оказывала Церковь, а источниками знаний были монастыри.

Мир на средневековых изображениях — это мир глазами Бога. Все существующие вещи имеют глубокий духовный смысл. Большое развитие получает учение Платона о вещах и идеях, согласно которому все явления и объекты земного мира — это частные проявления божественных идей из горнего мира.

Для европейской средневековой миниатюры и скульптуры не важны пропорции и перспектива — важны символы и значения. Здесь могут одновременно происходить события из прошлого и будущего, а христианская символика пронизывает всё вокруг.

Евангелист Лука держит в руках одиннадцать небесных сфер с ангелами и святыми, а над ним находится Господь со свитком. Евангеларий Оттона III, ок. 1000 года.

Источник: artyx.ru

Теории Ренессанса

На протяжении сотен лет средневековая живопись оставалась плоской. И вдруг за очень краткий период Ренессанса стала объёмной. Это тесно связано с мировоззренческим подходом: мир стали изображать так, как он видится человеку, появилось учение о перспективе. Методы наблюдения за природой развивались и создавали всё более полную картину мира.

Гелиоцентрический переворот Коперника

На протяжении долгого времени в европейской астрономии не сдавал позиций геоцентризм. Однако в XVI веке Николай Коперник поместил в центр мира Солнце, вокруг которого вращались планеты, включая Землю, и указал на то, что Земля вращается вокруг своей оси.

Гелиоцентрический проект существовал ещё в античности (см. выше), но большого развития не получил. Заявление Коперника вышло куда более громким. В 1543 году он выпустил книгу «О вращениях небесных сфер». При этом всю Вселенную Коперник сводил до неподвижных звезд вокруг, опираясь на теорию о сферах.

Тем не менее, его система преодолела разрыв между представлениями о «дольнем» и «горнем» мире, сделав Землю одной из планет в пространстве, где нет верха и низа.

Солнечная система по Копернику, как она изображена в его трактате.

Источник: Wikipedia

Гео-гелиоцентрическая система

У Коперника появилось множество оппонентов. Датский астроном Тихо Браге, не соглашаясь поместить Солнце в центр Вселенной, предложил гео-гелиоцентрическую систему мира (впервые она была описана ещё Гераклидом Понтийским).

Концепция предполагала, что в центре мира находится неподвижная Земля, вокруг которой обращаются Солнце, Луна и звёзды. При этом планеты вращаются вокруг Земли, образуя «Земную систему». Суточное вращение Земли Тихо Браге также отрицал.

Схема гео-гелиоцентрической системы Тихо Браге.

Источник: Wikipedia

Научная революция Просвещения

Географические открытия, морские путешествия, развитие механики и оптики сделали картину мира более сложной и полной. С XVII века началась «телескопическая эпоха»: человеку стало доступно наблюдение за небесными телами на новом уровне и открылся путь к более глубокому изучению космоса. С философской точки зрения мир мыслился как объективно познаваемый и механистичный.

Карты звёздного неба украшали причудливыми аллегорическими рисунками.

Источник: Wikipedia

Иоганн Кеплер и орбиты небесных тел

Ученик Тихо Браге Иоганн Кеплер, который придерживался коперниканской теории, открыл законы движения небесных тел. Вселенная, согласно его теории — это шар, внутри которого находится Солнечная система. Сформулировав три закона, которые называются теперь «законами Кеплера», он описал движение планет вокруг Солнца по орбитам и заменил круговые орбиты на эллипсы.

Солнечная система.

Источник: Pixabay

Открытия Галилео Галилея

Галилей защищал коперниканство, придерживаясь гелиоцентрической системы мира, а также настаивал на том, что Земля обладает суточным вращением (крутится вокруг своей оси). Это привело его к знаменитым разногласиям с Римской церковью, которая теорию Коперника не поддерживала.

Галилей построил собственный телескоп, обнаружил спутники Юпитера и объяснил свечение Луны отражённым Землёй солнечным светом.

Всё это было свидетельствами, что Земля имеет ту же природу, что и другие небесные тела, которые тоже обладают «лунами» и движутся. Даже Солнце оказалось не идеальным, что опровергало греческие представления о совершенстве горнего мира — на нём Галилей разглядел пятна.

Относительные размеры Солнца и планет.

Источник: Wikipedia

Модель Вселенной Ньютона

Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, разработал единую систему земной и небесной механики и сформулировал законы динамики — эти открытия легли в основу классической физики. Ньютон доказал законы Кеплера с позиции гравитации, заявил, что Вселенная бесконечна и сформулировал свои представления о материи и плотности.

Его работа «Математические начала натуральной философии» 1687 года обобщила результаты исследований предшественников и заложила метод создания модели Вселенной с помощью математического анализа.

ХХ век: всё относительно

Качественным прорывом в представлении человека о мире в ХХ веке стали положения общей теории относительности (ОТО), которые вывел в 1916 году Альберт Эйнштейн. Согласно теории Эйнштейна, пространство не является чем-то неизменным, время имеет начало и конец и может течь по-разному в разных условиях.

ОТО до сих пор наиболее влиятельная теория пространства, времени, движения и гравитации — то есть, всего, что составляет физическую реальность и принципы мира. Теория относительности утверждает, что пространство должно либо расширяться, либо сужаться. Так оказалось, что Вселенная динамична, а не стационарна.

Американский астроном Эдвин Хаббл доказал, что наша галактика Млечный Путь, в которой находится Солнечная система — лишь одна из сотен миллиардов других галактик Вселенной. Исследуя дальние галактики, он сделал вывод о том, что они разбегаются, удаляясь друг от друга, и предположил, что Вселенная расширяется.

Если исходить из концепции постоянного расширения Вселенной, выходит, когда-то она находилась в сжатом состоянии. Событие, которое обусловило переход от очень плотного состояния материи к расширению, получило название Большого Взрыва.

Космический телескоп «Хаббл» — автоматическая обсерватория на орбите вокруг Земли, названная в честь Эдвина Хаббла.

Источник: Wikipedia

ХХI век: тёмная материя и Мультивселенная

Сегодня мы знаем, что Вселенная расширяется ускоренно: этому способствует давление «тёмной энергии», которая борется с силой тяготения. «Тёмная энергия», природа которой до сих пор не ясна, составляет основную массу Вселенной. Чёрные дыры представляют собой «гравитационные могилы», в которых исчезают вещество и излучение, и в которые, предположительно, превращаются погибшие звёзды.

Возраст Вселенной (время с начала расширения) предположительно оценивают в 13-15 миллиардов лет.

Мы осознали свою неуникальность — ведь вокруг столько звёзд и планет. Поэтому вопрос возникновения жизни на Земле современными учёными рассматривается в контексте того, почему вообще возникла Вселенная, где такое стало возможным.

Галактики, звёзды и вращающиеся вокруг них планеты, да и сами атомы существуют только потому, что толчок тёмной энергии в момент Большого взрыва оказался достаточным, чтобы Вселенная не свернулась снова, и в то же время таким, чтобы пространство не разлеталось слишком сильно. Вероятность такого очень мала, поэтому некоторые современные физики-теоретики предполагают, что существует множество параллельных Вселенных. 

Физики-теоретики верят, что одни вселенные могут иметь 17 измерений, в других могут быть звёзды и планеты, подобные нашим, а некоторые могут состоять всего лишь из аморфного поля.

Впрочем, опровергнуть это с помощью эксперимента невозможно, поэтому другие учёные полагают, что концепцию Мультивселенной следует считать скорее философской.


Сегодняшние представления о Вселенной во многом связаны с нерешёнными проблемами современной физики. Квантовая механика, построения которой существенно отличаются от того, что говорит классическая механика, физические парадоксы и новые теории уверяют нас, что мир куда многообразнее, чем кажется, а результаты наблюдений во многом зависят от наблюдающего.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как открытия ученых изменили представления людей об окружающем мире кратко
  • Как открытия ученых изменили представления людей об окружающем мире история 10 класс
  • Как откорректировать сзв м исправить фамилию
  • Как отключить уведомления об ошибках xiaomi
  • Как отключить сообщения об ошибках