Как появление пирата изменило характер пастуха ответ

Материал по литературному чтению для 3 класса. Работа с текстом.. Начальные классы, Тесты, 3 класс, Работа с текстом. 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по литературному чтению для 3 класса. Работа с текстом.

Просмотр содержимого документа

«1 вариант»

10. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «Вместе еще затемно уходили они со двора, вместе усталые возвращались вечером домой»? Отметь свой ответ .

вечером

поздно вечером

рано утром

ночью

11. Автор называет Пирата разными словами, например, дворняжка. Найди в тексте ещё не менее 3 слов и запиши их.

Пират, дворняжка, _____________________________________

_______________________________________________________

12. Как появление Пирата изменило характер пастуха?

______________________________________________________________________________________________________________

Выпиши из текста то предложение, которое доказывает твой ответ. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ .

о болезни старика

об одиноком пастухе

о бездомной беспородной собаке

о дружбе человека и собаки

14. Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ .

Любую собаку можно дрессировать.

Когда есть друг, жизнь становится лучше.

Бездомным собакам очень плохо живётся.

Пастуху нельзя пасти своё стадо без собаки.

Литературное чтение. 3 класс Вариант – 1

Ф.И. учащегося __________________________________________

Класс 3 «___» Школа № ______

Инструкция по выполнению работы.

Сейчас вы будете выполнять проверочную работу по чтению. Сначала внимательно и не спеша прочитайте текст «про себя» и только после этого приступайте к выполнению заданий. Внимательно читайте каждое задание и старайтесь выполнить его как можно лучше. Задания будут разными. В некоторых заданиях вам нужно будет выбрать правильный ответ из четырех предложенных. Пожалуйста, обратите внимание на то, что правильный ответ только один. Если вы отметите два ответа – поставите галочку в две клеточки – задание будет считаться невыполненным. Выполняя эти задания, сначала прочтите все четыре варианта ответов, потом выберите тот, который вам кажется правильным, и поставьте галочку в окошке справа от выбранного ответа. Если вы ошиблись, нужно зачеркнуть свой первый выбор и отметить другой ответ, тот, который вы считаете верным.

В работе будут задания, в которых нет вариантов ответов, и вам нужно самим написать свои ответы. Ответы на все вопросы есть в тексте, нужно только еще раз внимательно перечитать текст. Записывать ответы необходимо на специально оставленных после задания строчках.

В работе будут и такие задания, при выполнении которых нужно не выписывать что-то из текста, а высказать свою точку зрения или написать небольшое продолжение текста.

Нужно быть очень внимательным и выполнять каждое задание точно так, как оно записано. Помните, что, выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к тексту, перечитывать его, находить ответы на поставленные в заданиях вопросы.

Желаем успеха!

Прочитай текст «Пират». Выполни задания.

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его .

Бревенчатая избушка пастуха стояла в центре села.

Пират был породистой собакой.

Весной старик вернулся к своему стаду.

Зимой пират жил в конуре.

2. Объясни, почему старик назвал пса Пиратом.

Старик назвал пса Пиратом _____________________________

_______________________________________________________

3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Сникший уж было старик ожил, пошел на поправку.

Пёс стал старику незаменимым и надежным помощником.

Т

1

ак уж случилось, что прибилась несчастная собака 1

к пастуху.

Собака-то как раз и выручила.

Но однажды старик заболел.

4. Старик не прогнал собаку. Как ты думаешь, почему? Отметь свой ответ .

потому что его изба стояла на краю села и ему нужен

был сторож

потому что у него была старая заброшенная конура

потому что Пират был преданным и смышлёным псом

потому что он был добрым человеком и пожалел собаку

5. Выпиши из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, произошедших с Пиратом вскоре после того, как он стал жить у старика.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему старик не мог сам пойти за дровами? Отметь свой ответ .

потому что решил научить Пирата приносить дрова

потому что он болел, и у него не было сил

потому что во время пурги он очень сильно замёрз

потому что он хотел проверить Пирата на смышленость

7. Пират был очень умным псом. Приведи два примера его действий, которые подтверждают это.

1. _____________________________________________________

_____________________________________________________

2. _____________________________________________________

_____________________________________________________

8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении с лютыми ветрами и метелями? Отметь свой ответ .

колючими

сильными

злостными

старательными

9. Как ты понимаешь выражение угрюмый на вид в предложении: «Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху, одинокому угрюмому на вид человеку»?

Отметь свой ответ .

видно, что угрюмый

точно угрюмый

действительно угрюмый

кажущийся угрюмым

Пират

Эта дворняжка невесть откуда появилась в селе, хромая и од­ноглазая. Она осторожно передвигалась на трёх лапах, явно обе­регая повреждённую. Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху, одинокому, угрюмому на вид человеку. Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора не согнал.

Бревенчатая избушка пастуха стояла в самом конце села. Здесь и прижился пёс, которого с первого же дня старик окрестил Пира­том за его единственный глаз. Нашлась для него и конура, хоть старая и заброшенная. В ней когда-то обитали прежние сторожа многолюдного дома.

Шли дни. Силы и здоровье возвращались к собаке, зажила лапа, а единственный глаз уже не выражал прежнюю боль и обиду. К тому же одноглазый Пират оказался собакой на редкость пре­данной и смышлёной. Повсюду он сопровождал старика, деля с ним все тяготы и заботы. Охраняя стадо, проявлял немало стара­ния и изобретательности: вовремя возвращал в стадо отставших и потерявшихся животных.

С утра до вечера старик и его четвероногий друг были нераз­лучны. Вместе ещё затемно уходили они со двора, вместе усталые возвращались вечером домой. Пёс стал старику незаменимым и на­дёжным помощником. Даром что простая и беспородная дворняга, Пират верой и правдой нёс свою службу. Да и сам хозяин привя­зался к питомцу. В часы отдыха любил подолгу разговаривать с ним так, словно тот был своим, близким человеком. И казалось старику, что умная собака понимает его: сочувствует в горе, разде­ляет радость. А односельчане заметили, что унылый прежде пастух стал веселее, разговорчивей, глаза потеплели. Словно бы душа у него оттаяла…

Пролетело лето, отшумела дождями осень. Зима случилась мороз­ная, с лютыми ветрами и метелями. Пастух забрал собаку в дом: вдвоём и теплее, и веселее. Но однажды старик заболел. Сил его хватало только на самые необходимые домашние дела. А тут ещё печь. Не топить нельзя — замёрзнешь в такую стужу. Хорошо, что с осени были впрок заготовлены дрова. Да вот беда: сложенные в сенях поленья уже на исходе, а поленница дров в самом даль­нем углу двора, под навесом. Пурга же, как назло, не утихала уже которые сутки. Про такую погоду обычно говорят: собаку на улицу не выгонишь.

Собака-то как раз и выручила. Уж как сумел хозяин объяснить, что от неё требовалось, трудно сказать. Только с этого дня старик уже не знал заботы с дровами. Достаточно ему было подойти к печи и погреметь на ладони спичечным коробком, как Пират не­медленно устремлялся к двери, ожидая, когда хозяин отодвинет за­сов. Вытянув из поленницы очередное полешко, пёс в зубах нёс его в дом, клал у печи и тут же спешил за следующим…

В доме стало тепло и уютно. Сникший уж было старик ожил, пошёл на поправку. А к весне он настолько окреп, что снова вер­нулся к своему стаду. На пару с Пиратом, конечно. Да и как иначе? Ведь только с верным другом жизнь в радость. Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу.

По Юрию Новикову

Просмотр содержимого документа

«2 вариант»

10. Как можно заменить выделенное слово в выражении: «сын сюда затребовал»? Отметь свой ответ .

призвал

приказал

вызвал

потревожил

11. Автор называет петуха разными словами, например, красавец. Найди в тексте ещё не менее 2 слов и запиши их.

Петух, красавец, _______________________________________

_______________________________________________________

12. Опиши чувства, которые испытала бабушка Наташа, когда по пути на станцию её догнал петух.

______________________________________________________________________________________________________________

Выпиши из текста то предложение, которое доказывает твой ответ. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ .

о жизни петуха в Москве

о бабушке Наташе

об отношениях старухи и петуха

о дружбе ребят с петухом

14. Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ .

Петухам очень хорошо живётся в Москве.

Петухи очень красивы и сообразительны.

Важно учиться любить и понимать братьев наших меньших.

Горожане должны быть более внимательны к петухам.

Литературное чтение. 3 класс Вариант – 2

Ф.И. учащегося __________________________________________

Класс 3 «___» Школа № ______

Инструкция по выполнению работы.

Сейчас вы будете выполнять проверочную работу по чтению. Сначала внимательно и не спеша прочитайте текст «про себя» и только после этого приступайте к выполнению заданий. Внимательно читайте каждое задание и старайтесь выполнить его как можно лучше. Задания будут разными. В некоторых заданиях вам нужно будет выбрать правильный ответ из четырех предложенных. Пожалуйста, обратите внимание на то, что правильный ответ только один. Если вы отметите два ответа – поставите галочку в две клеточки – задание будет считаться невыполненным. Выполняя эти задания, сначала прочтите все четыре варианта ответов, потом выберите тот, который вам кажется правильным, и поставьте галочку в окошке справа от выбранного ответа. Если вы ошиблись, нужно зачеркнуть свой первый выбор и отметить другой ответ, тот, который вы считаете верным.

В работе будут задания, в которых нет вариантов ответов, и вам нужно самим написать свои ответы. Ответы на все вопросы есть в тексте, нужно только еще раз внимательно перечитать текст. Записывать ответы необходимо на специально оставленных после задания строчках.

В работе будут и такие задания, при выполнении которых нужно не выписывать что-то из текста, а высказать свою точку зрения или написать небольшое продолжение текста.

Нужно быть очень внимательным и выполнять каждое задание точно так, как оно записано. Помните, что, выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к тексту, перечитывать его, находить ответы на поставленные в заданиях вопросы.

Желаем успеха!

Прочитай текст «Верный петух». Выполни задания.

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его .

Старушка купила своего петуха на Птичьем рынке.

У старушки не было детей.

Старушке тяжело было нести петуха до станции.

Петух разучился петь в Москве.

2. Где автор впервые увидел петуха? Закончи предложение.

Автор впервые увидел петуха __________________________

______________________________________________________

3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Я подошёл к старушке в белом платочке.

И тут вдруг петух взлетел на спинку лавочки и

в

1

ыдал радостное ку-ка-ре-ку.

Я долго любовался петухом. 1

А с петухом такая история вышла…

Петух, видимо, понял, что речь идёт о нём, подошёл

поближе.

4. Перед самым отъездом старушки в Москву петух спрятался. Как ты думаешь, почему? Отметь свой ответ .

потому что любил свой двор

потому что хотел остаться у соседей

потому что почувствовал, что ему грозит опасность

потому что не хотел ехать в Москву

5. Выпиши из текста предложение, подтверждающее, что петуху трудно было бежать три километра.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему старушка взяла петуха с собой в Москву? Отметь свой ответ .

потому что ей было скучно ехать в Москву одной

потому что ей хотелось удивить сына

потому что она не могла отнести петуха в деревню

потому что её тронула преданность петуха

7. Петух был очень умным. Приведи два примера его действий, которые подтверждают это.

1. _____________________________________________________

_____________________________________________________

2. _____________________________________________________

_____________________________________________________

8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении притомился бедняга? Отметь свой ответ .

затосковал

соскучился

устал

расстроился

9. Как ты понимаешь выражение кругом виноватая в предложении: «Это я перед ним кругом виноватая»?

Отметь свой ответ .

немного виновата

во всём виновата

совсем не виновата

была не виновата

Верный петух

Петух ходил с важно поднятой головой. Когда кто-нибудь из ре­бят протягивал ему угощенье, он сначала внимательно разглядывал, что там лежит на ладошке и, если ему не нравилось, проходил мимо.

Я долго любовался петухом. Уж очень он был наряден! Любой сельский двор мог бы украсить. Что — двор? Всю улицу! Но что делает этот красавец в московском скверике, зажатом со всех сто­рон домами? Как он сюда попал?

— Это твой петух? — спросил я одного серьёзного мальчика, который, заложив руки за спину, ходил за петухом.

— Нет, он бабушки Наташи… Вон она на лавочке сидит.

Я подошёл к старушке в белом платочке.

— Какой красивый у вас петух, — поздоровавшись, сказал я.— На Птичьем рынке купили?

— Это на каком ещё Птичьем рынке? — не поняла старушка. — Что вы! Я ведь в деревне живу. Это меня сын сюда затребо­вал — помочь ему надо. Вот и приехала. А с петухом такая исто­рия вышла… Кур-то своих я у соседей оставила, а его, сердешно­го, хотела того… в кастрюлю. А он взял, да и спрятался. Всё кругом облазила — как сквозь землю провалился. Ну, отправилась я в дорогу. Иду на станцию. Километра три уже прошла. Чую — кто-то у меня позади вроде как бы покряхтывает. Оглядываюсь- батюшки! — мой Петя. Гребень на боку, крыло одно до земли опущено — притомился бедняга. Я его поначалу ругать: то прятал­ся, шельмец, найти не могла, а теперь — здравствуйте! — объявил­ся. А что мне с тобой делать теперь? А Петя мой ещё стоит — голову то поднимет, то опустит, клювик раскрытый, словно сказать чего хочет. И так мне жалко его стало. Не виноват ведь он. Это я перед ним кругом виноватая. Посадила его в корзинку. А он тя­жёлый — страсть! Но ничего — дотащила его до станции. Села в поезд. И покатили мы с ним в столицу нашей Родины…

Петух, видимо, понял, что речь идёт о нём, подошёл поближе.

— А петь-то он в Москве не разучился?

— Поёт! И ещё как! — с гордостью сказала старушка.

И тут вдруг петух, как в подтверждение этих слов, взлетел на спинку лавочки, вытянул шею, поднатужился и выдал такое радост­ное ку-ка-ре-ку, что даже на другой стороне улицы прохожие оста­новились. Остановились, повертели головами — не почудилось ли? — нашли глазами певца, улыбнулись и пошли дальше.

Долго я ещё вспоминал бабушку Наташу и её замечательного пе­туха. Как удивительно, без слов они понимают друг друга и отда­ют друг другу тепло своих сердец.

По Владимиру Волкову

Просмотр содержимого документа

«3 вариант»

10. Какими словами можно заменить выделенное слово в выражении: «впотьмах не мог отыскать дом»? Отметь свой ответ .

в далёкие времена

в дыму и тумане

в вечерней темноте

с закрытыми глазами

11. Автор называет Жака разными словами, например, чужестранец. Найди в тексте ещё не менее 2 слов и запиши их.

Жак, чужестранец, _____________________________________

_______________________________________________________

12. Из текста тебе многое стало известно о Поле. Назови основные черты его характера.

______________________________________________________________________________________________________________

Выпиши из текста предложение, которое доказывает твой ответ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ Ö.

о том, как царь хотел казнить Жака

о том семье Жака

о дружбе, которая сильнее страха смерти

о том, как в старину жили люди

14. Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответÖ.

В любых ситуациях важно проявлять терпение.

Настоящие друзья готовы пожертвовать друг для

друга всем, даже жизнью.

Цари способны прощать.

В позднее время опасно ходить по незнакомому городу.

Литературное чтение. 3 класс Вариант – 3

Ф.И. учащегося __________________________________________

Класс 3 «___» Школа № ______

Инструкция по выполнению работы.

Сейчас вы будете выполнять проверочную работу по чтению. Сначала внимательно и не спеша прочитайте текст «про себя» и только после этого приступайте к выполнению заданий. Внимательно читайте каждое задание и старайтесь выполнить его как можно лучше. Задания будут разными. В некоторых заданиях вам нужно будет выбрать правильный ответ из четырех предложенных. Пожалуйста, обратите внимание на то, что правильный ответ только один. Если вы отметите два ответа – поставите галочку в две клеточки – задание будет считаться невыполненным. Выполняя эти задания, сначала прочтите все четыре варианта ответов, потом выберите тот, который вам кажется правильным, и поставьте галочку в окошке справа от выбранного ответа. Если вы ошиблись, нужно зачеркнуть свой первый выбор и отметить другой ответ, тот, который вы считаете верным.

В работе будут задания, в которых нет вариантов ответов, и вам нужно самим написать свои ответы. Ответы на все вопросы есть в тексте, нужно только еще раз внимательно перечитать текст. Записывать ответы необходимо на специально оставленных после задания строчках.

В работе будут и такие задания, при выполнении которых нужно не выписывать что-то из текста, а высказать свою точку зрения или написать небольшое продолжение текста.

Нужно быть очень внимательным и выполнять каждое задание точно так, как оно записано. Помните, что, выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к тексту, перечитывать его, находить ответы на поставленные в заданиях вопросы.

Желаем успеха!

Прочитай текст «Во имя истинной дружбы». Выполни задания.

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его .

Жак и Поль родились и выросли в разных городах

и странах.

Чтобы проститься с родными, царь дал Жаку неделю.

По обычаю, царь не пришёл на площадь в день казни..

Жака приговорил к смерти царь.

2. Закончи предложение.

В день казни на площади _______________________________

_______________________________________________________

3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Осуждённый Жак обратился к царю с последней мольбой.

Горожане сорвали шапки и приветствовали мужество

и верность двух друзей.

Д

рузья поселились в разных городах и странах, обзавелись семьями, но и после этого старались хоть изредка повидаться. 1

А благородный Поль сидел в темнице, молился Богу и терпеливо дожидался друга.

Городские стражники заподозрили в чужестранце вражеского лазутчика и схватили его.

4. Жак попросил царя отпустить его. Как ты думаешь, почему? Отметь свой ответ .

потому что хотел сбежать

потому что хотел проверить, поручится ли за него друг

потому что хотел позаботиться о своей семье и попрощаться

потому что почувствовал, что ему грозит опасность

5. Выпиши из текста предложение, подтверждающее, что, сидя в тюрьме, Жак думал не о себе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему Поль решил занять место Жака в тюрьме? Отметь свой ответ .

потому что так распорядился царь

потому что его об этом попросил Жак

потому что ему надоело быть на свободе

потому что он хотел, чтобы Жак попрощался с семьёй

7. Жак был настоящим другом. Приведи два примера его действий и поступков, которые подтверждают это.

1. _____________________________________________________

_____________________________________________________

2. _____________________________________________________

_____________________________________________________

8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении обратился к царю с последней мольбой? Отметь свой ответ .

молитвой

просьбой

жалобой

речью

9. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «А кто поручится, что ты не сбежишь»?

Отметь свой ответ .

поверит

протянет руку

даст гарантию

скажет

Во имя истинной дружбы

Жили в одной стране два друга. Звали их Жак и Поль. В дет­стве они были соседями, вместе играли, учились, взрослели, но когда друзья выросли, судьба их разлучила. Они поселились в раз­ных городах и странах, обзавелись семьями, но и после этого друзья старались хоть изредка повидаться.

Страны, в которых жили Жак и Поль, враждовали друг с дру­гом. Как-то раз Жак ехал по делам мимо города, где жил Поль и, несмотря на опасность, решил заехать к другу. «Может быть, я могу чем-нибудь помочь ему», — подумал он. Уже поздним вече­ром вошёл он в городские ворота, впотьмах не мог отыскать дом Поля и стал спрашивать дорогу. Городские стражники заподозрили в чужестранце вражеского лазутчика и схватили его.

«Кто послал тебя выведывать наши военные тайны?» — допыты­вался судья. Сколько ни клялся Жак, что шёл навестить друга, ни­кто ему не поверил. Суд приговорил Жака к смерти. Сидя в тюрь­ме в ожидании казни, несчастный больше всего печалился о своих детях: кто их вырастит и прокормит, бедных сирот?

В день казни все горожане собрались на площади. По обычаю и царь пришёл посмотреть на казнь, уселся на высоком месте, чтобы получше видеть. Осуждённый Жак обратился к нему с последней мольбой: «Великодушный государь, разреши мне прежде вернуться домой, проститься с женой и детьми, распорядиться своим имуще­ством, чтобы хоть как-то обеспечить семью!» «А кто поручится, что ты не сбежишь?» — спросил царь. «Я поручусь за него!» — раз­дался громкий голос. Через толпу пробирался Поль. «Жак попал в тюрьму из-за того, что хотел навестить меня, — продолжал Поль. — Позволь, государь, занять его место, пока он простится с семьёй». «Быть посему! Но если узник не вернётся через неде­лю — твою голову с плеч!»

Весь город гудел. Неужели осуждённый на казнь добровольно вернётся и примет смерть? А благородный Поль сидел в темнице, молился Богу и терпеливо дожидался друга. Но вот настал назна­ченный день, и теперь Поль взошёл на плаху. Народу собралось на площади — тьма! Царь сел на своё место и подал знак палачу.

«Остановитесь! Я здесь!» — вдруг раздался крик Жака. И все увидели запыхавшегося путника в запылённой одежде. Он запрыгнул на плаху, и друзья обнялись. Горожане сорвали шапки и привет­ствовали мужество и верность двух друзей, все восхищались друж­бой, которая оказалась сильнее страха смерти и самой смерти. Сам царь растрогался и сказал: «Во имя истинной дружбы я прощаю чужестранца, но с условием… чтобы вы позволили мне стать вашим третьим другом!»

По Сергею Макееву

Просмотр содержимого документа

«4 вариант»

10. Как можно заменить выделенные слова в предложении: «Он был совсем слабый»? Отметь свой ответ .

совсем здоровым

в тяжёлом состоянии

совсем безвольным

почти беззащитным

11. Автор называет отца мальчика разными словами, например, доктор. Найди в тексте ещё не менее 2 слов и запиши их.

Папа, доктор, __________________________________________

_______________________________________________________

12. Что нового понял мальчик в этот вечер?

______________________________________________________________________________________________________________

Выпиши из текста предложение, которое подтверждает твой ответ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ .

о мальчике, который хорошо ведёт себя на вечере

о том, как проходят праздники в больнице

об отношении к врачу его коллег по работе

об отце, который умеет приносить людям счастье

14. Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ.

Важно прилично вести себя на праздниках.

Дети должны быть благодарны врачам.

Нельзя быть по-настоящему похожим на своих родителей.

Важно научиться быть достойным своих родителей.

Литературное чтение. 3 класс Вариант – 4

Ф.И. учащегося __________________________________________

Класс 3 «___» Школа № ______

Инструкция по выполнению работы.

Сейчас вы будете выполнять проверочную работу по чтению. Сначала внимательно и не спеша прочитайте текст «про себя» и только после этого приступайте к выполнению заданий. Внимательно читайте каждое задание и старайтесь выполнить его как можно лучше. Задания будут разными. В некоторых заданиях вам нужно будет выбрать правильный ответ из четырех предложенных. Пожалуйста, обратите внимание на то, что правильный ответ только один. Если вы отметите два ответа – поставите галочку в две клеточки – задание будет считаться невыполненным. Выполняя эти задания, сначала прочтите все четыре варианта ответов, потом выберите тот, который вам кажется правильным, и поставьте галочку в окошке справа от выбранного ответа. Если вы ошиблись, нужно зачеркнуть свой первый выбор и отметить другой ответ, тот, который вы считаете верным.

В работе будут задания, в которых нет вариантов ответов, и вам нужно самим написать свои ответы. Ответы на все вопросы есть в тексте, нужно только еще раз внимательно перечитать текст. Записывать ответы необходимо на специально оставленных после задания строчках.

В работе будут и такие задания, при выполнении которых нужно не выписывать что-то из текста, а высказать свою точку зрения или написать небольшое продолжение текста.

Нужно быть очень внимательным и выполнять каждое задание точно так, как оно записано. Помните, что, выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к тексту, перечитывать его, находить ответы на поставленные в заданиях вопросы.

Желаем успеха!

Прочитай текст «Взрослый вечер». Выполни задания.

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его .

Папа мальчика сидел в первом ряду президиума.

На вечере мальчик сидел рядом со своей бабушкой.

Мальчик ушёл с праздником вместе со своим отцом.

Отец работает врачом.

2. Закончи предложение.

Мама и бабушка попросили меня не говорить в больнице никаких глупостей и всё время помнить __________________

_______________________________________________________

3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

И ещё двое бывших больных сказали, что с помощью

папы они «второй раз родились».

К папе вдруг подбежал мужчина в белом халате и что-то

шепнул на ухо.

Однажды папа взял меня на праздничный вечер в 1

больницу, то есть к себе на работу.

Я

же в ту минуту подумал, что пока похож на папу

только с виду.

Оказалось, что это папу избрали в президиум.

4. Отец мальчика после праздника остался в больнице. Как ты думаешь, почему? Отметь свой ответ .

потому что ему не хотелось в праздник так рано идти домой

потому что сын попросил его об этом

потому что все согласились провожать мальчика

потому что его попросили задержаться в больнице

5. Выпиши из текста предложение, подтверждающее, что отец мальчика был скромным человеком.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему мальчик заволновался, когда ведущий вечер мужчина предложил поговорить о лучших людях больницы? Отметь свой ответ .

потому что он не смог отличить бывших больных

от здоровых

потому что после того, как это было сказано, в зале стало

тихо

потому что ему очень хотелось, чтобы среди этих людей

назвали его отца

потому что он услышал свою фамилию и чуть не вскочил,

как на уроке

7. Отец мальчика был одним из лучших врачей больницы. Приведи два примера, подтверждающие это.

1. _____________________________________________________

_____________________________________________________

2. _____________________________________________________

_____________________________________________________

8. Какими словами можно заменить выделенное выражение в предложении: « Он и раньше сидел в самом последнем ряду, а теперь уж совсем спрятался за чьей-то спиной»? Отметь свой ответ .

испугался ответственности

постарался быть незаметным

повернулся к залу спиной

ушёл со сцены в зал

9. Как ты понимаешь выражение похожий только с виду в предложении: «Я же в ту минуту подумал, что пока похож на папу только с виду»? Отметь свой ответ .

похож по характеру

похож во всём

похож внешне

похож по поведению

«Взрослый» вечер

Однажды папа предложил мне пойти на праздничный вечер в больницу, то есть к себе на работу. Я с радостью согласился. Мама и бабушка попросили меня не говорить в больнице никаких глупостей и всё время помнить о том, что я уже в шестом классе. Даже если бы я захотел, я не смог бы забыть об этом, потому что каждый, кто к нам подходил, обязательно говорил папе: «Ну а в каком же ты классе?» «В шестом», — отвечал я. Потом каждый обязательно говорил папе: «У Вас, доктор, уже такой большой сын!.. Очень на Вас похож. Очень!» Маме тоже всегда говорили, что я на неё похож. Поэтому я никак не мог понять, на кого я похож.

Наконец все сели… Я услышал свою фамилию и чуть не вско­чил, как на уроке. Оказалось, что это папу избрали в президиум.

  • Правильно! — сказала незнакомая старушка, которая сидела рядом со мной. Другие, услышав нашу фамилию, громко захлопали.

  • Сейчас мы поговорим о лучших людях нашей больницы! — сказал ведущий вечер мужчина.

В зале стало тихо. Я заволновался. Не за себя, конечно… За папу.

— Мы пригласили сюда наших бывших больных, — продолжал ведущий. — Пусть они скажут.

К сцене шёл высокий мужчина. Мне показалось, что здоровее его в зале не было ни одного человека.

— Это Андрюша, — сказала старушка. — Он был совсем сла­бый. Совсем…

Я работаю! — сказал Андрюша. — Я играю в хоккей! А потому, что есть на свете один замечательный человек, чудесный врач…

Я посмотрел в президиум и понял, о ком идёт речь: папы не было видно. Он и раньше сидел в самом последнем ряду, а те­перь уж совсем спрятался за чьей-то спиной.

И ещё двое бывших больных сказали, что с помощью папы они «второй раз родились». Все они смотрели на отца так, будто с ним связаны какие-то очень хорошие, радостные воспоминания. А ведь он их оперировал.

Все врачи, медсестры и нянечки так улыбались, словно это их

благодарили. «Почему? — думал я. — Должно быть, потому, что они любят папу. И правильно делают. Разве можно его не любить?»

Когда мы спустились вниз, к папе вдруг подбежал мужчина в белом халате и что-то шепнул на ухо. «Проводите, пожалуйста, моего сына», — попросил папа. Все согласились меня провожать. «Я останусь здесь… ненадолго», — сказал папа и побежал за мужчиной в белом халате.

Я шёл по улицам, бывший папин больной Андрюша шёл рядом. Подойдя к нашему дому, Андрюша сказал: «А ты похож на отца! Честное слово… Похож!»

Сказал так, будто наградил меня. Я же в ту минуту подумал, что пока похож на папу только с виду. «А чтобы быть на него похожим по-настоящему, — думал я, — мне ещё надо… Ведь это не так легко — делать других счастливыми!»

По Анатолию Алексину

Итоговый тест

Прочитай текст «Пират». Выполни задания.

Пират

Эта дворняжка невесть откуда появилась в селе, хромая и одноглазая. Она осторожно

передвигалась на трёх лапах, явно оберегая повреждённую. Так уж случилось, что

прибилась несчастная собака к пастуху, одинокому, угрюмому на вид человеку. Старик

пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора не согнал.

Бревенчатая избушка пастуха стояла в самом конце села. Здесь и прижился пёс, которого с

первого же дня старик окрестил Пиратом за его единственный глаз. Нашлась для него и

конура, хоть старая и заброшенная. В ней когдато обитали прежние сторожа

многолюдного дома.

Шли дни. Силы и здоровье возвращались к собаке, зажила лапа, а единственный глаз уже

не выражал прежнюю боль и обиду. К тому же одноглазый Пират оказался собакой на

редкость преданной и смышлёной. Повсюду он сопровождал старика, деля с ним все

тяготы и заботы. Охраняя стадо, проявлял немало старания и изобретательности: вовремя

возвращал в стадо отставших и потерявшихся животных.

С утра до вечера старик и его четвероногий друг были неразлучны. Вместе ещё затемно

уходили они со двора, вместе усталые возвращались вечером домой. Пёс стал старику

незаменимым и надёжным помощником. Даром что простая и беспородная дворняга,

Пират верой и правдой нёс свою службу. Да и сам хозяин привязался к питомцу. В часы

отдыха любил подолгу разговаривать с ним так, словно тот был своим, близким

человеком. И казалось старику, что умная собака понимает его: сочувствует в горе,

разделяет радость. А односельчане заметили, что унылый прежде пастух стал веселее,

разговорчивей, глаза потеплели. Словно бы душа у него оттаяла…

Пролетело лето, отшумела дождями осень. Зима случилась морозная, с лютыми ветрами и

метелями. Пастух забрал собаку в дом: вдвоём и теплее, и веселее. Но однажды старик

заболел. Сил его хватало только на самые необходимые домашние дела. А тут ещё печь.

Не топить нельзя — замёрзнешь в такую стужу. Хорошо, что с осени были впрок

заготовлены дрова. Да вот беда: сложенные в сенях поленья уже на исходе, а поленница

дров в самом дальнем углу двора, под навесом. Пурга же, как назло, не утихала уже

которые сутки. Про такую погоду обычно говорят: собаку на улицу не выгонишь.

Собакато как раз и выручила. Уж как сумел хозяин объяснить, что от неё требовалось,

трудно сказать. Только с этого дня старик уже не знал заботы с дровами. Достаточно ему

было подойти к печи и погреметь на ладони спичечным коробком, как Пират немедленно

устремлялся к двери, ожидая, когда хозяин отодвинет засов. Вытянув из поленницы

очередное полешко, пёс в зубах нёс его в дом, клал у печи и тут же спешил за

следующим…

В доме стало тепло и уютно. Сникший уж было старик ожил, пошёл на поправку. А к

весне он настолько окреп, что снова вернулся к своему стаду. На пару с Пиратом,

конечно. Да и как иначе? Ведь только с верным другом жизнь в радость. Так и живут они,

деля печали и радости, помогая друг другу.

По Юрию Новикову

Контрольная
работа по литературному чтению 3 четверть в 3 классе

Ф.И.__________________________________________________________

1
вариант.

1.Прочитайте строфы.
Укажите                     названия стихотворений. Напиши название строфы.

Птички
солнышка ждут,                                          С. Д. Дрожжин

Птички
песни поют                                                  «Зимний день»

И
стоит себе лес, улыбается.                                       

_________________________

Стать
за честь твою

Против
недруга,

За
тебя в нужде                                                         И.С.
Никитин

Сложить
голову!                                                       «Утро»

____________________________

В
улице немая

тишина
кругом,                                                          И.З. Суриков

только
галок стая                                                       «Детство»

вьётся
над селом.

______________________________

Но
меж тем уж село

Солнышко
давно;                                                               И.С.
Никитин             

Поднялася
вьюга,                                                               «Русь»

На
небе темно.

_____________________________

2.Соедините            фамилии,
имена и отчества русских поэтов.

Никитин                                         Иван
Захарович

Дрожжин                                        Спиридон
Дмитриевич

Суриков       
                                     Иван Саввич

3.
С.Д Дрожжин в стихотворении «Зимний день» говорит о морозе как о живом
существе. Подчеркните олицетворения.  Укажите рифмующиеся стихотворные строки.

По
задворью злится

И
трещит мороз,

Иней
серебрится

На
ветвях берёз.

4.
Что такое четверостишие? Запишите.

Четверостишие-
это ___________________________________________________________

5.
Сколько строф в стихотворении С. Д. Дрожжина «Зимний день»? Напишите.

____________________________________________________________________________

По задворью злится
и трещит мороз,
иней серебрится
на ветвях берёз.

Край небес алеет
утренней зарёй,
Божий храм белеет
на горе крутой.

В улице немая
тишина кругом,
только галок стая
вьётся над селом.

   6.
Дополни схему.

 

Контрольная
работа по литературному чтению 3 четверть в 3 классе

Ф.И.__________________________________________________________

2
вариант.

1.Прочитайте строфы.
Укажите                     названия стихотворений. Напиши название строфы.

Вот
и солнце встаёт,                                                     С. Д.
Дрожжин

Из-
за пашен блестит,                                              «Зимний день»

За
морями ночлег свой покинула.                               

_________________________

Под
большим шатром

Голубых
небес —

Вижу
– даль степей                                                   И.С. Никитин

Зеленеется.                                                                «Утро»

____________________________

По
задворью злится

И
трещит мороз,                                                        И.З.
Суриков

Иней
серебрится                                                        «Детство»

На
ветвях берёз.

______________________________

И
начну у бабки

Сказки
я просить;                                                              И.С.
Никитин             

И
начнёт мне бабка                                                           «Русь»

Сказку
говорить.

_____________________________

2.Соедините            фамилии,
имена и отчества русских поэтов.

Никитин                                         Иван
Захарович

Дрожжин                                          
Иван Саввич

Суриков                     
                      Спиридон Дмитриевич

Спиридон
Дмитриевич

3.
С.Д Дрожжин в стихотворении «Зимний день» говорит о морозе как о живом
существе. Подчеркните олицетворения.  Укажите рифмующиеся стихотворные строки.

По
задворью злится

И
трещит мороз,

Иней
серебрится

На
ветвях берёз.

4.
Что такое четверостишие? Запишите.

Трёхстишие-
это ___________________________________________________________

5.
Сколько строф в стихотворении С. Д. Дрожжина «Привет»? Напишите.

____________________________________________________________________________

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!

   6.
Дополни схему.

 

Результаты

1.8 балов

2.6 балов

3.3бала

4.4 бала

5.1бал

6.8
балов

7.7
балов

8.1
бал

Всего
38 балов, за каждый неверный ответ минус 0.5 бала.

   
100% — 85%

     
84% — 69%

     
68% — 50%

менее 50%

     
38    —   32

      
31   —  26

      
25  —     19

менее 19

             
5

            
4

            
3

2

Итоговый тест

Ф.И.__________________________________________________________

Прочитай
текст «Пират». Выполни задания.

Пират

Эта дворняжка невесть откуда появилась в селе, хромая и
одноглазая. Она осторожно передвигалась на трёх лапах, явно оберегая
повреждённую. Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху,
одинокому, угрюмому на вид человеку. Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со
двора не согнал.

Бревенчатая избушка пастуха стояла в самом конце села.
Здесь и прижился пёс, которого с первого же дня старик окрестил Пиратом за его
единственный глаз. Нашлась для него и конура, хоть старая и заброшенная. В ней
когда-то обитали прежние сторожа многолюдного дома.

Шли дни. Силы и здоровье возвращались к собаке, зажила
лапа, а един­ственный глаз уже не выражал прежнюю боль и обиду. К тому же
одноглазый Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной. Повсюду он
со­провождал старика, деля с ним все тяготы и заботы. Охраняя стадо, проявлял
немало старания и изобретательности: вовремя возвращал в стадо отставших и
потерявшихся животных.

С утра до вечера старик и его четвероногий друг были
неразлучны. Вместе ещё затемно уходили они со двора, вместе усталые
возвращались вечером домой. Пёс стал старику незаменимым и надёжным помощником.
Даром что простая и беспородная дворняга, Пират верой и правдой нёс свою
службу. Да и сам хозяин привязался к питомцу. В часы отдыха любил подолгу
разговаривать с ним так, словно тот был своим, близким человеком. И казалось
старику, что умная собака понимает его: сочувствует в горе, разделяет радость.
А односельчане заметили, что унылый прежде пастух стал веселее, разговорчивей,
глаза потеплели. Словно бы душа у него оттаяла…

Пролетело лето, отшумела дождями осень. Зима случилась
морозная, с лю­тыми ветрами и метелями. Пастух забрал собаку в дом: вдвоём и
теплее, и веселее. Но однажды старик заболел. Сил его хватало только на самые
необходимые домашние дела. А тут ещё печь. Не топить нельзя — замёрзнешь в
такую стужу. Хорошо, что с осени были впрок заготовлены дрова. Да вот беда:
сложенные в сенях поленья уже на исходе, а поленница дров в самом дальнем углу
двора, под навесом. Пурга же, как назло, не утихала уже которые сутки. Про
такую погоду обычно говорят: собаку на улицу не выгонишь.

Собака-то как раз и выручила. Уж как сумел хозяин
объяснить, что от неё требовалось, трудно сказать. Только с этого дня старик
уже не знал заботы с дровами. Достаточно ему было подойти к печи и погреметь на
ладони спичечным коробком, как Пират немедленно устремлялся к двери, ожидая,
когда хозяин отодвинет засов. Вытянув из поленницы очередное полешко, пёс в
зубах нёс его в дом, клал у печи и тут же спешил за следующим…

В доме стало тепло и уютно. Сникший уж было старик ожил,
пошёл на по­правку. А к весне он настолько окреп, что снова вернулся к своему
стаду. На пару с Пиратом, конечно. Да и как иначе? Ведь только с верным другом
жизнь в радость. Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу.

По
Юрию Новикову

1.  Найди
утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного
текста, и отметь его

      Бревенчатая избушка пастуха стояла в
центре села.    □
      Пират был породистой собакой.                                     □

      Весной старик вернулся к своему
стаду                         □

     Зимой Пират жил в
конуре.                                              □

2. Объясни,
почему старик назвал пса Пиратом.

Старик назвал пса
Пиратом ________________________________________

3.
Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные
предложения.

Цифра 1 уже стоит, поставь
цифры 2, 3, 4, 5.

     Сникший уж
было старик ожил, пошёл на поправку.                    

     Пёс стал
старику незаменимым и надёжным помощником.          

 1.Так уж
случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху.

     Собака-то как
раз и выручила.                                                        

    Но однажды
старик заболел.                                                           

4.
Старик не прогнал собаку. Как ты думаешь, почему?
Отметь свой ответ.

      потому что его изба стояла на краю
села и ему нужен был
сторож                                                                                                  

      потому что у него была старая
заброшенная конура                                                                                                     

      потому что Пират был преданным и
смышлёным псом                      

      потому что он был добрым человеком и
пожалел    собаку        

5.    
Выпиши из текста предложение, в котором
рассказывается об изменениях, которые произошли с Пиратом вскоре после того,
как он стал жить у старика.

______________________________________________________________

6. Почему старик не мог сам пойти
за дровами? Отметь свой ответ  

потому
что решил научить Пирата приносить дрова           □

              потому что он болел и у него не было
сил                             □

             потому что во время пурги он очень сильно
замёрз             □

             потому что он хотел проверить Пирата на
смышлёность   □

7.   Пират был очень умным псом.
Приведи два примера его действий,
которые подтверждают это.

1. _________________________________________________________

2.______________________________________________________________

8.   Каким словом можно заменить
выделенное слово в выражении
с лютыми
ветрами и метелями? Отметь свой ответ

колючими        □

сильными          □

злостными         □

старательными     □

9.   Как ты понимаешь выражение угрюмый на вид в предложении:
«Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху,
одинокому, угрюмому на вид человеку»?
Отметь свой ответ

видно, что угрюмый           □

точно угрюмый                  □

действительно угрюмый           □

кажущийся угрюмым                □

10. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «Вместе ещё
затемно уходили они
со двора, вместе усталые возвращались вечером
домой»?
Отметь
свой ответ

вечером                  

поздно
вечером                □

рано
утром               □
      ночью                            □

11.
Автор
называет Пирата разными словами, например, дворняжка. Найди в тексте ещё не
менее 3 слов и запиши их.

Пират,  дворняжка,
________________________________________________________________

12.       В какой из сборников можно было бы поместить это
произведение?
Отметь свой ответ /.

Сказка
за сказкой                          □

Рассказы
о природе                       □

Басни
о животных                        □

Рассказы
о дружбе и верности     □

13.       Объясни, как ты понимаешь предложение: «Сникший
уж было старик
ожил».___________________________________________________________

14. Как
появление Пирата изменило характер пастуха? Выпиши из текста предложение,
которое доказывает твой ответ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

15.  Какие чувства испытывает Пират к старику? Отметь свой
ответ.

жалости
и привязанности □

отчаяния
и надежды     □

преданности
и любви     □

страха
и недоверия        □

16.  О чём главным образом хотел рассказать автор?
Отметь свой ответ /’.

о
болезни старика                          □

об
одиноком пастухе                     □

о
бездомной беспородной собаке   □

о
дружбе человека и собаки           □

17.  Какое предложение лучше
других
помогает
понять основную мысль текста? Отметь свой ответ.

Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной.             □

Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора не
прогнал.             □

Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу.              □
Даром что простая и беспородная дворняга, Пират верой

и правдой нёс свою службу.                                                                   □

18.  Какова главная мысль этого текста? Отметь свой
ответ

Любую собаку можно дрессировать.                    □

Когда есть друг, жизнь становится лучше.           □

Бездомным собакам очень плохо живётся.           □

Пастуху нельзя пасти своё стадо без собаки.       □

19.  Докажи, что пословица: «Что
посеешь, то и пожнёшь» —
подходит к этому произведению.

——————————————————————————————————————-

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

20. Как ты думаешь, если бы Пират
умел говорить, о чём бы он рассказал старику? Напиши об этом.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Промежуточная (годовая) аттестация

Контрольно-измерительный материал

для проведения в 2021/22 учебном году

промежуточной (годовой) аттестации

по литературному чтению в 3 «А» классе

Пояснительная записка

Отбор содержания, подлежащего проверке в период промежуточной (годовой) аттестации, осуществляется на основе требований ФГОС второго поколения начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Гусинской СШ, а также рабочей программы по предмету, составленной на основе авторской программы «Литературное чтение» для 1-4 классов начальной школы Ефросининой Л.А. УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Виноградовой Н.Ф.

Спецификация

итоговой контрольной работы для 3 класса по литературному чтению

Назначение КИМ

Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений учащихся по предмету «Литературное чтение».

Основной целью работы является проверка и оценка уровня сформированности предметных результатов у учащихся 3 класса по итогам освоения программы по литературному чтению.

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Литературное чтение» разработаны на основе следующих документов:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)

Программа начального общего образования по предмету «Литературное чтение» [авт. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова]. – М.: Вентана — Граф, 2013.

Структура КИМ

В основе работы лежат планируемые результаты освоения программы по литературному чтению в 3 классе. Задания контрольной работы составлены на материале раздела «Виды речевой и читательской деятельности».

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий по уровням сложности

Работа содержит 15 заданий.

В работе две группы заданий: 12 заданий базового уровня (Б) ( 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 14), обязательных для выполнения всеми учащимися, и 3 задания повышенного уровня сложности (П) (№ 10, 11, 15), которые позволяют установить умения учащихся действовать в нестандартных учебных ситуациях.

Виды заданий: с выбором ответа (ВО), с кратким ответом (КО), с развернутым ответом (РО). Большее количество заданий с выбором ответа позволяет упростить запись ответов, сократить время выполнения таких заданий и увеличить общее число заданий в контрольной работе.

Время выполнения варианта КИМ

На выполнение контрольной работы отводится 1 урок (40 мин)

План варианта КИМ

В таблице 2 представлены проверяемые умения и их коды, типы заданий, уровень сложности и максимальный балл.

Условные обозначения

Уровень сложности: Б – базовый, П – повышенный. Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.

Таблица 2.

задания

Раздел содержания

Проверяемые умения

Код умения

Тип задания

Уровень сложности

Максимальный балл

1

Виды речевой и читательской деятельности

Определять основное содержание текста

1.9

ВО

Б

1

2

Находить в тексте требуемую информацию

1.8

КО

Б

1

3

Устанавливать последовательность основных событий в тексте

1.8

ВО

Б

1

4

Устанавливать взаимосвязь между событиями и поступками героев

1.11

ВО

Б

1

5

Находить в тексте требуемую информацию

1.9

КО

Б

1

6

Объяснять поступки героев, опираясь на содержание текста

1.14

ВО

Б

1

7

Находить в тексте требуемую информацию

1.9

КО

Б

1

8

Объяснять значение слова с опорой на контекст

1.8

КО

Б

1

9

Находить в тексте требуемую информацию

1.9

КО

Б

1

10*

Воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины, изображенные автором

1.8

КО

П

2

11*

Устанавливать взаимосвязь между событиями и чувствами героев, опираясь на содержание текста

1.11

РО

П

2

12

Определять главную мысль текста

1.8

ВО

Б

1

13

Определять главную мысль текста

1.8

ВО

Б

1

14

Определять главную мысль текста

1.8

ВО

Б

1

15*

Формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста

1.14

РО

П

2

Оценка выполнения заданий и контрольной работы

Уровни достижения планируемых результатов и пересчет баллов, полученных за работу, в отметку производится по следующей системе.

Уровень достижения планируемых результатов

% выполнения от максимального балла работы

Количество баллов

Отметка

Низкий

Менее 35 %

Менее 6 баллов

2

Базовый

35 – 64 %

6 – 11 б

3

Повышенный

65 – 84 %

12 – 14 б

4

Высокий

85 – 100%

15 – 18 б

5

Дополнительные материалы и оборудование

Каждый ученик получает бланк с текстом контрольной работы, в котором отмечает свои ответы на задания.

Условия проведения (требования к специалистам)

Работа проводится и проверяется учителем начальных классов.

Рекомендации по подготовке к работе

Специальной подготовки учащихся к выполнению работы не требуется.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА

2021 – 2022 уч. г.

Ф. И. _______________________________________ Вариант 1

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В работе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбирать ответы из нескольких предложенных, в других – записывать несколько слов или предложений. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда их несколько. Внимательно читай задания!

Рядом с некоторыми заданиями стоит значок «Солнышко» — это более трудные задания. Выполнение этих заданий будет оцениваться отдельно.

На выполнение работы даётся один урок.

Желаем успеха!

Прочитай текст «Верный петух». Выполни задания.

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его.

А) Старушка купила своего петуха на Птичьем рынке.

Б) У старушки не было детей.

В) Старушке тяжело было нести петуха до станции.

Г) Петух разучился петь в Москве.

2. Где автор впервые увидел петуха? Закончи предложение.

Автор впервые увидел петуха _________________________________________________

3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Я подошёл к старушке в белом платочке.

И тут вдруг петух взлетел на спинку лавочки и выдал радостное ку-ка-ре-ку.

1. Я долго любовался петухом.

А с петухом такая история вышла…

Петух, видимо, понял, что речь идёт о нём, подошёл поближе.

4. Перед самым отъездом старушки в Москву петух спрятался. Как ты думаешь, почему? Отметь свой ответ.

А) потому что любил свой двор;

Б) потому что хотел остаться у соседей;

В) потому что почувствовал, что ему грозит опасность;

Г) потому что не хотел ехать в Москву.

5. Выпиши из текста предложение, подтверждающее, что петуху трудно было бежать три километра.

6. Почему старушка взяла петуха с собой в Москву? Отметь свой ответ.

А) потому что ей было скучно ехать в Москву одной;

Б) потому что ей хотелось удивить сына;

В) потому что она не могла отнести петуха в деревню;

Г) потому что её тронула преданность петуха.

7. Петух был очень умным. Приведи пример его действий, которые подтверждают это.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении притомилсябедняга? Отметь свой ответ.

А) затосковал;

Б) заскучал;
В) устал;
Г) расстроился.

9. Автор называет петуха разными словами, например, красавец. Найди в тексте ещё не менее 2 слов и запиши их.

Петух, красавец, _____________________________________________________________

10* Объясни, как ты понимаешь предложение:«Любойсельский двор мог бы украсить»

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

11* Опиши чувства, которые испытала бабушка Наташа, когда по пути на станцию её догнал петух.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Выпиши из текста то предложение, которое доказывает твой ответ.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

12. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ.

А) о жизни петуха в Москве;

Б) о бабушке Наташе;

В) об отношениях старушки и петуха;

Г) о дружбе ребят с петухом.

13. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста? Отметь свой ответ.

А) Остановились, повертели головами – не почудилось ли? – улыбнулись и пошли дальше.

Б) Как удивительно, без слов они понимают друг друга и отдают друг другу тепло своих сердец.

В) И так мне жалко его стало. Не виноват ведь он. Это я перед ним кругом виноватая.

Г) Я долго любовался петухом. Уж очень он был наряден!

14. Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ.

А) Петухам очень хорошо живётся в Москве.

Б) Петухи очень красивы и сообразительны.

В) Важно учиться любить и понимать братьев наших меньших.

Г) Горожане должны быть более внимательными к петухам.

15* Докажи, что выражение «Мы в ответе за тех, кого приручили» подходит этому произведению.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА

2021 – 2022 уч. г.

Ф. И. _______________________________________ Вариант 2

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В работе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбирать ответы из нескольких предложенных, в других – записывать несколько слов или предложений. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда их несколько. Внимательно читай задания!

Рядом с некоторыми заданиями стоит значок «Солнышко» — это более трудные задания. Выполнение этих заданий будет оцениваться отдельно.

На выполнение работы даётся один урок.

Желаем успеха!

Прочитай текст «Пират». Выполни задания.

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его.

А) Бревенчатая избушка пастуха стояла в центре села.

Б) Пират был породистой собакой.

В) Весной старик вернулся к своему стаду.

Г) Зимой Пират жил в конуре.

2. Объясни, почему старик назвал пса Пиратом.

Старик назвал пса Пиратом _________________________________________________

3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Сникший уж было старик ожил, пошёл на поправку.

Пёс стал старику незаменимым и надёжным помощником.

1. Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху.

Собака-то как раз и выручила.

Но однажды старик заболел.

4. Старик не прогнал собаку. Как ты думаешь, почему? Отметь свой ответ.

А) потому что его изба стояла на краю села и ему нужен был сторож;

Б) потому что у него была старая заброшенная конура;

В) потому что Пират был преданным и смышленым псом;

Г) потому что он был добрым человеком и пожалел собаку.

5. Выпиши из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, произошедших с Пиратом вскоре после того, как он стал жить у старика.

6. Почему старик не мог сам пойти за дровами? Отметь свой ответ.

А) потому что решил научить Пирата приносить дрова;

Б) потому что он болел и у него не было сил;

В) потому что во время пурги он очень сильно замёрз;

Г) потому что он хотел проверить Пирата на смышлёность.

7. Пират был очень умным псом. Приведи два примера его действий, которые подтверждают это.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении с лютыми ветрами и метелями? Отметь свой ответ.

А) колючими;

Б) сильными;
В) злостными;
Г) старательными.

9. Автор называет Пирата разными словами, например, дворняжка. Найди в тексте ещё не менее 3 слов и запиши их.

Пират, дворняжка, _____________________________________________________________

10* Объясни, как ты понимаешь предложение:«Сникший уж было старик ожил»

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

11* Как появление Пирата изменило характер пастуха?.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Выпиши из текста то предложение, которое доказывает твой ответ.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

12. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ.

А) о болезни старика;

Б) об одиноком пастухе;

В) о бездомной беспородной собаке;

Г) о дружбе человека и собаки.

13. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста? Отметь свой ответ.

А) Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной.

Б) Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора не прогнал.

В) Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу.

Г) Даром что простая и беспородная дворняга, Пират верой и правдой нёс свою службу.

14. Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ.

А) Любую собаку можно дрессировать.

Б) Когда есть друг, жизнь становится лучше.

В) Бездомным собакам очень плохо живётся.

Г) Пастуху нельзя пасти своё стадо без собаки.

15* Докажи, что пословица «Что посеешь, то и пожнёшь» подходит этому произведению.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Ключ к проверочной работе по литературному чтению для 3 класса

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1

В

В

2

Варианты ответа:

— в московском скверике;

— в Москве;

— в Москве на улице

Варианты ответа:

— за его единственный глаз;

— потому что у пса был только один глаз;

— потому что пёс был одноглазый

3

2

5

1

3

4

5

2

1

4

3

4

В

Г

5

— Гребень на боку, крыло одно до земли опущено – притомился бедняга.

— Гребень на боку, крыло одно до земли опущено.

— Силы и здоровье возвращались к собаке, зажила лапа, а единственный глаз уже не выражал прежнюю боль и обиду.

6

Г

Б

7

Варианты ответа:

— он спрятался.

— он понял, что ему грозит опасность, когда старушка хотела его сварить.

— он захотел к бабушке и сам прошел три километра.

— понял, что о нем говорят.

— голову то поднимет, то опустит, клювик раскрытый, словно сказать чего хочет.

— когда кто-то из ребят протягивал петуху угощение, он сначала смотрел, а потом брал.

Варианты ответа:

— Пират помогал старику пасти стадо

— Когда старик заболел, Пират стал приносить дрова.

— Пират внимательно слушал пастуха и понимал его.

(ответ может быть сформулирован иначе, но смысл должен остаться)

8

В

Б

9

Петя, сердешный, бедняга, шельмец, певец

Пёс, собака, друг, помощник, дворняга, питомец

10*

Варианты ответа:

— он был так красив, что глядя на него кажется, что и двор красивый.

— петух был красив.

— мог бы быть гордостью любого сельского двора.

Варианты ответа:

— больной старик начал выздоравливать.

— грустный, хилый старик повеселел и выздоровел.

— болел и выздоровел.

11*

Варианты ответа:

— она сначала рассердилась, а потом ей стало жаль петуха.

— ей стало жалко петуха и стыдно перед ним.

2. Варианты ответа:

— я его поначалу ругать: то прятался, шельмец, найти не могла, а теперь – здравствуйте! – объявился.

— и так мне жалко его стало.

— не виноват ведь он. Это я перед ним кругом виноватая.

1. Варианты ответа:

— старик перестал быть постоянно грустным.

— старик стал разговорчивее.

— старик стал более добрым, более общительным.

2. Варианты ответа:

— а односельчане заметили, что унылый прежде пастух стал веселее, разговорчивей, глаза потеплели.

12

В

Г

13

Б

В

14

В

Б

15*

Варианты ответа:

— хозяйке жалко стало петуха, когда он пролетел три километра, и она поняла, что должна его взять с собой.

— если завела петуха, то и должна за ним ухаживать.

— да, это выражение подходит, потому что, если завёл питомца, умей за него отвечать

Варианты ответа:

— старик дал Пирату любовь, Пират ответил тем же.

— старик оставил пса у себя, за это пёс отблагодарил его своей преданностью.

— старик подобрал собаку, и собака помогла ему в трудную минуту.

Вариант 1

Верный петух

Петух ходил с важно поднятой головой. Когда кто-нибудь из ребят протягивал ему угощенье, он сначала внимательно разглядывал, что там лежит на ладошке и, если ему не нравилось, проходил мимо.

Я долго любовался петухом. Уж очень был наряден! Любой сельский двор мог бы украсить. Что – двор? Всю улицу! Но что делает этот красавец в московском скверике, зажатом со всех сторон домами? Как он сюда попал?

— Это твой петух? – спросил я одного серьёзного мальчика, который, заложив руки за спину, ходил за петухом.

— Нет, он бабушки Наташи… Вон она на лавочке сидит.

Я подошёл к старушке в белом платочке.

— Какой красивый у вас петух, — поздоровавшись, сказал я. – На Птичьем рынке купили?

— Это на каком ещё Птичьем рынке? – не поняла старушка. – Что вы! Я ведь в деревне живу. Это меня сын сюда затребовал – помочь ему надо. Вот и приехала. А с петухом такая история вы шла… Кур-то своих я у соседей оставила, а его, сердешного, хотела того… в кастрюлю. А он взял, да и спрятался. Всё кругом облазила – как сквозь землю провалился. Ну, отправилась я в дорогу. Иду на станцию. Километра три уже прошла. Чую – кто-то у меня позади вроде как бы покряхтывает. Оглядываюсь – батюшки! – мой Петя. Гребень на боку, крыло одно до земли опущено – притомился бедняга. Я его поначалу ругать: то прятался, шельмец, найти не могла, а теперь – здравствуйте! – объявился. А что мне с тобой делать теперь? А Петя мой ещё стоит – голову то поднимет, то опустит, клювик раскрытый, словно сказать чего хочет. И так мне жалко его стало. Не виноват ведь он. Это я перед ним кругом виноватая. Посадила его в корзинку. А он тяжёлый – страсть! Но ничего – дотащила его до станции. Села в поезд. И покатили мы с ним в столицу нашей Родины…

Петух, видимо, понял, что речь идёт о нём, подошёл поближе.

— А петь-то он в Москве не разучился?

— Поёт! И ещё как! – с гордостью сказала старушка.

И тут вдруг петух, как в подтверждение этих слов, взлетел на спинку лавочки, вытянул шею, поднатужился и выдал такое радостное ку-ка-ре-ку, что даже на другой стороне улицы прохожие остановились. Остановились, повертели головами – не почудилось ли? – нашли глазами певца, улыбнулись и пошли дальше.

Долго я ещё вспоминал бабушку Наташу и её замечательного петуха. Как удивительно, без слов они понимают друг друга и отдают друг другу тепло своих сердец.

По Владимиру Волкову

Вариант 2

Пират

Эта дворняжка невесть откуда появилась в селе, хромая и одноглазая. Она осторожно передвигалась на трёх лапах, явно оберегая повреждённую. Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху, одинокому, угрюмому на вид человеку. Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора не согнал.

Бревенчатая избушка пастуха стояла в самом конце села. Здесь и прижился пёс, которого с первого же дня старик окрестил Пиратом за его единственный глаз. Нашлась для него и конура, хоть старая и заброшенная. В ней когда-то обитали прежние сторожа многолюдного дома.

Шли дни. Силы и здоровье возвращались к собаке, зажила лапа, а единственный глаз уже не выражал прежнюю боль и обиду. К тому же одноглазый Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной. Повсюду он сопровождал старика, деля с ним все тяготы и заботы. Охраняя стадо, проявлял немало старания и изобретательности: вовремя возвращал в стадо отставших и потерявшихся животных.

С утра до вечера старик и его четвероногий друг были неразлучны. Вместе ещё затемно уходили они со двора, вместе усталые возвращались вечером домой. Пёс стал старику незаменимым и надёжным помощником. Даром что простая и беспородная дворняга, Пират верой и правдой нёс свою службу. Да и сам хозяин привязался к питомцу. В часы отдыха любил подолгу разговаривать с ним так, словно тот был своим, близким человеком. И казалось старику, что умная собака понимает его: сочувствует в горе, разделяет радость. А односельчане заметили, что унылый прежде пастух стал веселее, разговорчивей, глаза потеплели. Словно бы душа у него оттаяла…

Пролетело лето, отшумела дождями осень. Зима случилась морозная, с лютыми ветрами и метелями. Пастух забрал собаку в дом: вдвоём и теплее, и веселее. Но однажды старик заболел. Сил его хватало только на самые необходимые домашние дела. А тут ещё печь. Не топить нельзя – замёрзнешь в такую стужу. Хорошо, что с осени были впрок заготовлены дрова. Да вот беда: сложенные в сенях поленья уже на исходе, а поленница дров в самом дальнем углу двора, под навесом. Пурга же, как назло, не утихала уже которые сутки. Про такую погоду обычно говорят: собаку на улицу не выгонишь.

Собака-то как раз и выручила. Уж как сумел хозяин объяснить, что от неё требовалось, трудно сказать. Только с этого дня старик уже не знал заботы с дровами. Достаточно ему было подойти к печи и погреметь на ладони спичечным коробком, как Пират немедленно устремлялся к двери, ожидая, когда хозяин отодвинет засов. Вытянув из поленницы очередное полешко, пёс в зубах нёс его в дом, клал у печи и тут же спешил за следующим…

В доме стало тепло и уютно. Сникший уж было старик ожил, пошёл на поправку. А к весне он настолько окреп, что снова вернулся к своему стаду. На пару с Пиратом, конечно. Да и как иначе? Ведь только с верным другом жизнь в радость. Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как появление пирата изменило жизнь пастуха ответ
  • Как поэтапно изменить свою жизнь
  • Как почистить комп от ошибок
  • Как почистить диск от ошибок
  • Как починить фотоаппарат nikon coolpix ошибка объектива