Как просветители хотели изменить общество

Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что эпоха Просвещения является величайшей страницей в истории. До данного периода никогда не провозглашались столь громких высказываний в честь человеческо

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                       средняя общеобразовательная школа № 46

с углубленным изучением отдельных предметов

Тема

«Влияние эпохи Просвещения на развитие человечества»

Выполнил: Кукуету Константин

ученик 8 «В» класса

Руководитель: учитель истории

Беляева Евгения Николаевна

Сургут, 2020

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………4

  1.  Зарождение эпохи Просвещения………………………………………….4
  2.  Сущность эпохи Просвещения.…………………………..…………………4
  3.  Философия………………………………………………………………………5
  4.  Наука и мир художественной культуры……………………………………………5
  5.  Политика и экономика…………………………….……………………….6
  6.  Период позднего Просвещения…………………………………………..6

Глава 2. Практическая работа ………………………………………………….7

2.1 Характеристика эпохи Просвещения……………..………………………….8

2.2 Основные идеи эпохи Просвещения……..……………….………………….8

2.3 Основные идеи выдающихся деятелей эпохи Просвещения и их    проявления в реальной жизни……………………………………………………………………………9

2.4 Произведения и изобретения созданные в эпоху Просвещения………10

Заключение ………………………………………………………………………11

Список использованной литературы и источников ………………………..12

Приложение………………………………………………………………………13

Введение

Эпоха- длительный период, имеющий особые характерные черты и выделяемый по каким-нибудь особым явлением. Каждая эпоха знаменуется повышением уровня человеческого прогресса, что ведёт за собой улучшение человеческого разума. Особую роль в развитии человечества сыграла эпоха Просвещения, появившаяся под влиянием идей рационализма и вольномыслия. Данный период, характеризующийся бурным развитием философской, научной и политической деятельностью.  

Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что эпоха Просвещения является величайшей страницей в истории. До данного периода никогда не провозглашались столь громких высказываний в честь человеческого разума. Впервые были высказаны надежды на скорое избавление от религиозного гнёта, а также критика церкви и абсолютизма.    

Объект исследования: источники информации освещающие тему эпохи Просвещения

Предмет исследования: влияние эпохи просвещения на развитие человечества

Гипотеза исследования: Эпоха Просвещения стала фактором, перевернувшем мировоззрение людей, открыв просторы для вольномыслия и дав надежду на избавление от общественного и религиозного гнёта.

Цель работы: доказать важную значимость эпохи Просвещения в развитии человечества.

Задачи:

  1. На основе разных источников информации сделать вывод о причастности идей просвещения в наше время.
  2. Дать характеристику эпохи Просвещения.
  3. Указать то что заложило основу идей просвещения.
  4. Указать важных деятелей данной эпохи.

Методы исследования: анализ литературных источников; анализ данных.

Глава I. Теоретическая часть

  1. «Зарождение эпохи Просвещения»

Просвещение, идейное течение и широкое культурное движение конца 17 – 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего настоящей природе человека и общества.

Просвещение зародилось в Англии в XVII веке под влиянием идей рационализма и гуманизма эпохи Возрождения. Одним из важнейших деятелей эпохи принято считать Джона Локка (1632-1704). В сочинениях Д. Локка и его последователей Г Болингброка (1678-1751), Аддисона (1672-1719), А. Э.Шефтсбери (1671-1713), Ф. Хатчесона (1694-1747) впервые были сформулированы понятия, ставшие основой просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».

Позднее данное идейное течение распространилось в таких странах как Франция, Германия, США, Россия…

  1. «Сущность эпохи Просвещения»

Сущность эпохи Просвещения характеризуется отрицанием религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Именно в эту эпоху был поставлен вопрос об использовании достижений науки в интересах общественного развития и миропонимания.

Учёные нового типа стремились популяризировать знания. Научная информация не должна быть открыта только для определённого круга общества, а должна быть общедоступной для всех без исключения. Научные знания становятся предметом общественных коммуникаций и дискуссий.

Просвещение включает в себя политические, общественные идеи-прогресса, свободы, справедливого и мудрого социального устройства, развития научного знания, религиозной умеренности.

Основной целью эпохи было распространение научных знаний, политических свобод, общественного прогресса, разоблачение суеверий и предрассудков, а также нахождение естественных принципов человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок и т.п.) путём деятельности человеческого разума.

Практическим воплощением этих идей стала «Энциклопедия…» под редакторством Дидро.        

  1. «Философия»

Философия Просвещения связана с экономикой, политикой, культурой, но в основном она носила политический характер так как в ней преобладала критика существующей обстановки, не совпадающей с идеалами Просвещения о справедливом государственном строе. Просветители хотели изменить общество на более совершенное, где отсутствует коррупция, фанатизм, общественные и религиозные притеснения.

Рационализм является одной из главных характеристик философии эпохи Просвещения.

Трактуется рационализм как учение, утверждающее, что основным инструментом познания является- разум, а ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.

Деятели просвещения верили в решающую роль науки и разума в осознании бытия, отрицая факт того, что религия является основным источником знаний. Они стремились к распространению научных знаний и уменьшении роли церкви в общественной жизни.

  1. «Наука и мир художественной культуры»

В эпоху Просвещения художественная культура приобретает новые грани. Появляются «Энциклопедия искусств, наук и ремёсел», которая предлагала новые ценности, в её издании участвовали выдающиеся деятели Просвещения из Европы (организатором данного издания является Дидро). Создаются литературные школы с направлениями: классицизм (Вольтер), романтизм (Руссо), реализм (Дидро).

Живописи эпохи просвещения присущи свои особенности, она начинает носить светский характер, отражает реальную жизнь людей. Особое внимание уделяется эскизу, приоритет отдаётся рисунку и гравюре, а также имеет роль усиления цвета и его восприятие.

В Европе в эпоху Просвещения появляются первые публичные выставки и парки. Театр оказался близким духу эпохи, он наполнил старые формы новым содержанием. Музыка этой эпохи поражает глубиной и масштабностью. Меняется отношение к музыке, она достигает расцвета во второй половине 18 века, появляется новый вид музыки- опера. Самые выдающиеся музыкальные произведения эпохи Просвещения были созданы такими композиторами как И.С. Бах, В.А. Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

Культурное наследие эпохи Просвещения отличается богатством жанров и стилей, верой в человека и его разум.

Науке эпохи Просвещения были присущи рационализм и эмпиризм. Наука заняла ключевое место в формировании картины мира, к ней относились как к высшей культурной ценности. Учёным этой эпохи свойственно масштабная широта интересов. Центральное место в системе знаний отводилось точным естественным наукам (математика, физика, биология и т.д.). Были открыты новые законы, сделаны величайшие научные открытия, которые навсегда и бесповоротно изменили существующий мир. В данную эпоху сложилась сеть академий наук, научных обществ, лабораторий и так далее. Образовалась система обмена научной информации (журналы, переписка). Образованность вошла в моду. Научные открытия того времени формировали новый взгляд на окружающий мир устройство природы и человека.          

  1. «Политика и экономика»

В Эпоху Просвещения мыслители, опираясь на знания и разум, стремились осмыслить существующие политические положения в Европе. Именно в это время начала формироваться теория разделения властей, которая была высказана Джоном Локком и развита Монтескье.

Также были выдвинуты теория общественного договора, теория естественных прав человека. Начали зарождаться идеи новых форм правления (например «просвещённый абсолютизм»).

Теория разделения властей оказала ключевое влияние на создателей конституций США и Франции в 18 веке

Источниками конституции США (1787), в основу которой были положены передовые достижения общественной мысли о прирождённых правах человека и разделения властей, стали идеи Французского Просвещения, а именно идеи Монтескье, верховенство закона, свободы личности о которых писал Джон Локк.

Первую в истории Франции конституцию (1791) приняло учредительное собрание, она ограничивало власть короля законами и уничтожила абсолютизм. Конституция Франции полностью изменила страну, а именно политическое устройство, права и свободы её граждан.

Ярким представителем эпохи Просвещения в плане экономики является Адам Смит. Он утверждал, что стремление людей увеличить своё материальное положение способны привести общество к благосостоянию. Для достижения этой цели нужен мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении. Свободный обмен товарами и справедливая конкуренция играют главную роль в развитии хозяйственной жизни страны. Адам Смит был уверен, что главным источником богатства является не деньги, а труд.

  1. «Период позднего Просвещения»

Конец XVIII-начало XIX века связан с периодом позднего Просвещения, протекающий в странах восточной Европы, России и Германии. Новый виток периода позднего Просвещения дали немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были последователями английский и французских мыслителей. Известнейшие немецкие представители этой эпохи Шиллер, Гете, Лейбниц, Кант.

Главной идеей Просвещения в России была возможность получения образования простыми людьми, без которого было невозможно дальнейшее развитие страны. На втором месте шло, как и в других странах Европы свободомыслие, критика феодализма и светский характер культуры. Недостаток людей с наличием профессиональных знаний дал толчок для создания знаменитых учебных заведений в эпоху Просвещения: Академия наук в Петербурге(1725), Московский университет(1755), Сухопутный шляхетский кадетский корпус(1731)

Знаменитейшие деятели русского Просвещения: Ломоносов М. В. (1711-1765), Новиков Н. И. (1744-1818), Радищев А. Н. (1749-1802). Развитие свободомыслия поставила под вопрос необходимость самодержавия в России. 

  Глава 2. Практическая часть

 2.1 «Характеристика эпохи Просвещения»

К характерным особенностям данной эпохи относятся:

  1. Утверждение новых идеалов
  2. Интеллектуальное и духовное движение
  3. Осознание мира через призму науки
  4. Использование достижений естественных наук
  5. Преклонение перед природой, концепция «естественного человека»
  6. Большой интерес к воспитанию личности
  7. Появление различных художественных направлений
  8. Отрицание всевластия государства и церкви
  9. Философский взгляд на мир

10) Стремление освобождения личности от сословных и религиозных ограничений

2.2 «Основные идеи эпохи Просвещения»

«Просвещённый абсолютизм»

Идея просвещённого абсолютизма, выдвинутая французским философом Вольтером, была поддержана многими европейскими монархами XVIII века. Эту идею формы правления применяли в своей политике императрица Российской империи Екатерина II, император империи Габсбургов Иосиф II и другие. Данная политика выражалась в преобразовании устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха- реформатора.

Право на жизнь свободу и собственность

Основная направленность права на жизнь, свободу и собственность основывалась на утверждении последователя Бэкона, Джона Локка, что все люди от природы рождаются равными. Мыслитель Джон Локк впервые заговорил о народных выборах и являлся сторонником конституционной монархии. Деятели Просвещения принадлежали ко всем слоям общества, они требовали равенства всех перед законом, неприкосновенности собственности, свобода печати, аграрной реформы поддержки науки и техники, невмешательства церкви в светскую жизнь, справедливых налогов.

Теория разделения властей

Данная теория, придуманная Джоном Локком Выражалась в необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной. Позднее эту теорию развил Монтескье. Он утверждал, что три ветви власти- законодательная, исполнительная и судебная должны быть разделены и ни одна из них не должна подменять другую. Законодательная власть принадлежит народу, исполнительная- монарху, судебная- независимым судьям.

Секуляризация (обмирщение) сознания

Представители Просвещения осуждали предрассудки и суеверия. Основные причины секуляризации- освобождение общественной, государственной, личной жизни от влияния церкви. В Европе это коснулось власти духовенства и церковной собственности, но с эпохой Просвещения распространилось на духовную сферу и культуру. В России практиковал секуляризацию Пётр I, а также европейские монархи. Секуляризация коснулась науки (Ньютон, Бэкон). Принцип разделения разума и веры проявляется не только в политической, научной мысли, но и в этикете. (Сейчас секуляризация проявляется в широком значении, а именно освобождение от религиозного контроля в мирских делах).

Вера в разум и всесилие науки

Просвещение проповедовало развитие мышления в процессе научной деятельности, Цель данной идеи- «вырвать» людей из страхов, вызванными предрассудками, и превратить их в хозяев собственной жизни. Деятели эпохи Просвещения хотели с помощью научных знаний изменить человеческое сознание. Вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от навязанных традиций, невежества, суеверий, угнетения- объединяет между собой направления Просвещения, сложившиеся в разных странах.

Естественный свет разума- основа познания, главное средство совершенствования общества.

2.3 «Основные идеи выдающихся деятелей эпохи Просвещения и их проявления в реальной жизни»

Джон Локк — английский педагог и философ является одним из основных деятелей эпохи Просвещения. Он один из самых выдающихся мыслителей той эпохи и теоретиков либерализма. Его идеи о равенстве и разделении властей, осуществлены во многих странах мира.

Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер)— величайший французский философовпросветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист. Его идеи свободы, равенства и собственности нашли отражение в законах разных стран.

Шарль Луи́ де Секонда́, барон де Ля Брэд и де Монтескье — французский писатель и философ, является одним из создателей статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов». Он был сторонником натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей, которое имеет своё отражение в государственном устройстве разных стран.

Жан-Жак Руссо́философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения франко-швейцарского происхождения. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции. Призывал к установлению полного социального равенства, реализованной в конституций разных стран.

Дени́ Дидро́— французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Вместе с другими известными просветителями Дидро был создателем тех идей, которые подготовили общество к Великой французской революции.

Ада́м Смит— шотландский экономист и философ-этик, один из основоположников экономической теории как науки, основоположник её классической школы. Создал основные принципы экономики.

2.4 «Произведения и изобретения созданные в эпоху Просвещения»

Эпоха Просвещения знаменуется не только великими идеями, но и появлением великих литературных, музыкальных, художественных произведений.

Также рождаются гениальные изобретения, ставшие причиной промышленного переворота. Вот лишь малая часть из огромного множества этих творений: создание универсальной паровой машины, позволило строить фабрики в любом удобном месте, а механическая прялка позволила увеличить производительность труда.

Создаётся «Декларации независимости США», освещающая свободу человека, равенство, естественные права. Составлена «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» ставшая практическим воплощением идей Просвещения.

 

  

Заключение

XVIII век в истории Европы принято называть эпохой Просвещения. Просвещение, идейное течение и широкое культурное движение конца 17 – 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего настоящей природе человека и общества.

Данный период развития идей основ мироздания, общественного порядка, улучшения общества, решающей роли всесилия человеческого разума и науки, оказал огромное влияние на мировоззрение людей, угнетённых притеснениями государства и церковью.

Под влиянием этих идей создавались реформы, которые должны были коренным образом изменить общественную жизнь («просвещённый абсолютизм»), происходят революции в английских колониях в Северной Америке и во Франции.

Такая современная политика как либерализм во многом берёт свои идеи из эпохи Просвещения. Большинство идей данной эпохи стали во главе политических свобод и демократии как основной ценности современного общества, основой многих законов и конституций, организаций государственного управления, религиозной терпимости, рыночных механизмов, капитализма и научного метода.

Список использованной литературы и источников:

  1. Век Просвещения. – Москва: Наука, 2006
  2. Европейское Просвещение и развитие цивилизации в России. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001  
  3. Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993.
  4. Французское Просвещение и революция. М., 1989
  5. https://megabook.ru/article/Просвещение (идейное течение)
  6. https://philosophy-tsuab.blogspot.com/2013/07/blog- post_9.html

Приложение

Таблица 1. «Основные идеи выдающихся деятелей эпохи Просвещения и их проявления в реальной жизни»

Мыслители эпохи Просвещения

Основные идеи

Реализация

Джон Локк (1632- 1704) Англия

1-Всеобщее равенство;

2-Право на жизнь, свободу и собственность;

3-Разделение властей.

1,2) Данные идеи в конституциях и законах разных стран.

3) Идея реализована в государственном устройстве разных стран мира.

Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер) (1694- 1778) Франция

1-Просвещённая монархия;

2-Свобода, равенство, собственность;

3-Отказ от института церкви.

 

1) Осуществлено в правлении Екатерины II;

2) Реализовано в конституциях и законах разных стран мира

3) На текущий момент церковь не влияет на политику, проводимую в стране. Человек имеет право на собственное восприятие мира.

Монтескье, Шарль-Луи де Секонда (1689- 1755)

Франция

1-Разделение властей;

2-Свобода личности и неприятие деспотизма.

1) Идея реализована в государственном устройстве разных стран мира.

2) Выражено в законах многих стран.

Жан-Жак Руссо (1712- 1778)

Франция

1-Власть принадлежит всему народу;

2-Равноправие и всеобщее избирательное право;

3-Отказ от частной собственности

1) Данная идеи реализована в конституциях и законах разных стран.

2) Воплощение идеи в форме свободных выборов;

3) Реализация в социалистических государствах.

Дени Дидро (1713- 1784 гг.)

Франция

1-Равноправия и права личности;

2-Непринятие деспотизма.

1,2) Данные идеи в конституциях и законах разных стран.

Адам Смит (1723- 1790)

Шотландия

1-Главным источником богатства является труд;

2-Свобода конкуренции и торговли;

3-Лёгкие налоги

1) Реализовано в экономике стран;

2) Реализация в странах с капиталистическим строем;

3) Налоговая политика

Таблица 2. «Произведения и изобретения созданные в эпоху Просвещения»

Создатель

Изобретение/ Произведение

Томас Джефферсон (1743-1826)

Создание «Декларации независимости США» (4 июля 1776 год), освещающая свободу человека, равенство, естественные права

Дени Дидро (1713-1784)

Составитель «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» практическое воплощение идей Просвещения

Даниэль Дефо (1660- 1731)

Написание популярнейшего произведения «Жизнь и удивительные приключение Робинзона Крузо» ставшего девизом труда, упорством и смелости человека в борьбе с любыми бедами и превратностями судьбы.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749- 1832)

Написание произведения на основе старинной легенды о докторе Фаусте, раскрывающего такие свойства Человеческой натуры как неудовлетворённость достигнутым и стремлением к идеалу.

Уильям Хогарт (1697- 17640)

Изображение обыденной жизни простых трудящихся людей на своих картинах («Прогресс распутства; «Покупка голосов»; «Девушка с креветками» и др.)

Людвиг ван Бетховен (1770- 1828)

Написание величайших музыкальных произведений таких как «Реквием»; «Героическая симфония»; «Аппассионата» и др.

Джеймс Уатт (1736- 1819)

Создание универсальной паровой машины, позволившая строить фабрики в любом удобном месте.

Джеймс Харгривс (1720- 1778)

Изобретение механической прялки, позволившей увеличить производительность.

Эпоха Просвещения. XVIII в. называют
веком Разума, или Просвещения. Просвещение
— общеевропейское явление. Это широкое
идейное течение, оказавшее огромное
влияние на все стороны жизни европейского
общества. Оно зародилось в Англии в
конце XVII в., и затем быстро распространилось
по всей Европе, достиг­нув наивысшего
расцвета во Франции и Германии.

Огромное значение европейские просветители
придавали разуму, который считали
проявлением человеческой сущности,
мерилом и основой всего сущего. К голосу
разума следовало прислуши­ваться
всегда и во всем. «Мыслю, следовательно,
существую» — был девиз зачинателей и
последователей Просвещения.

Просветители отвергали церковное учение
о несовершенстве человеческой природы.
Они верили в творческие силы человека,

в прогресс и в то, что история движется
к лучшему, развивается от несправедливого
устройства общества к справедливому.
Многим казалось, что просвещение приведет
человечество к счастью, что посредством
образования можно перестроить общество
на основе принципов разумности и
справедливости. Своими целями про­светители
провозгласили свободу, благосостояние
и счастье лю­дей, мир, ненасилие и
веротерпимость.

Просветители выдвинули идею естественного
права. Они счи­тали, что все люди от
природы имеют равные права. Различия в
обществе установлены не Богом, а людьми.
Следовательно, люди могут изменить то,
что они сами создали. Это была поисти­не
революционная идея. Не случайно
Просвещение сформирова­ло идеологическую
платформу буржуазных революций второй
по­ловины XVIII в.

Английский мыслитель Дж. Локк был
основателем учения о разделении властей.
В соответствии с этой концепцией
законо­дательная власть, принимающая
законы, должна принадлежать депутатам,
избираемым народом. Исполнительная
власть, прово­дящая законы в жизнь,
поручается монарху и его правительству.

Таким образом, Дж. Локк был сторонником
конституционной

монархии, т. е. такой
монархии, в которой власть короля
ограни­чивалась конституцией.

Французское Просвещение, в отличие от
английского, харак­теризовалось
беспощадной критикой церкви, старинных
обычаев и абсолютной монархии. Выдающимися
французскими просвети­телями были
Ш. Л. Монтескье, Вольтер и Ж. Ж. Руссо.

Вольтер считал, что во французском
обществе необходимо ввести свободу
слова и вероисповедания, покончить с
религиоз­ной нетерпимостью, дать
равные права всем людям независимо от
сословной принадлежности, уничтожить
остатки зависимости крестьян. Вольтер
полагал, что такие реформы может
осуществить просвещенный монарх —
«философ на троне». Как и другие
про­светители, Вольтер считал
недопустимым и опасным вмешательство
в государственные дела невежественных
трудящихся масс. Повелевать в обществе
могут только просвещенные люди.

Знаменитый французский просветитель
Ж. Ж. Руссо в рассуждениях на эту тему
был более категоричен. Он считал, что
одного равенства перед законом для
установления подлинного равенства
недостаточно. Надо уравнять имущественное
положение людей. Руссо был убежден, что
источником всех бед и зол в обществе
яв­ляется частная собственность.
Поэтому важно, чтобы в обществе не было
богачей и нищих,

В деле преобразования общества большие
надежды возлага­лись на европейских
монархов. Просветители считали, что
если дать монархам соответствующее
образование, просветить их, то они станут
управлять государством согласно законам
и принци­пам разума. Некоторые
просветители пытались воплотить свои
идеи на практике.

Под влиянием Просвещения в ряде
европейских государств действительно
были проведены реформы. Продолжая
сохранять абсолютную власть, европейские
монархи осуществили некоторые
преобразования в области экономики,
политики, права и культу­ры. Цель этих
реформ заключалась в модернизации
существующе­го строя и устранении
изживших себя проявлений феодализма.
Такая политика получила название
просвещенного абсолютизма. Яркими
примерами политики просвещенного
абсолютизма были реформы Фридриха II
в Пруссии, Иосифа II в
Австрийской монархии, Екатерины II
в России.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Конспект урока №29

по предмету «Россия в мире» для «10» класса

Название темы: Эпоха Просвещения

Вопросы по теме:

  1. Новые открытия в естествознании.
  2. Общественные идеи века Просвещения.
  3. Просвещенный абсолютизм

Глоссарий по теме:

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов.

Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.

Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

Конституция — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Культура постоянно находится в развитии и движении. Каждое столетие несет за собой нечто новое и ранее неизведанное. Эпоха Просвещения – это один из значимых периодов в развитии культуры конца XVII — середины XVIII веков. Она началась ещё в далеком XVII веке в Англии. Но затем охватила и близлежащие территории – Францию, Россию, Германию.

Новые открытия в естествознании.

Великие просветители Европы и их идеи изменили представление людей и об обществе и о себе. Философы показали, что человек обладает разумом, духовной силой. До появления философии Просвещения ничего подобного тому, о чем писали Вольтер, Дидро или Руссо, произнести вслух едва ли кто-то бы осмелился. За это можно было попасть в руки инквизиции.

Гениальные учёные Николай Коперник и Галилео Галилей еще в начале Нового времени бросили вызов устоявшимся в обществе представлениям о мироздании.

В XVII в. английский учёный Исаак Ньютон сформулировал законы движения, включая закон всемирного тяготения. Но при этом он полагал, что Вселенная сотворена по Божественному плану и замыслу. По его представлениям Вселенная огромный механизм, которая работает по чётко определённым правилам и законам, и остается неизменной со времён сотворения ее Богом.

В XVIII в. было сделано множество важных открытий в различных сферах научного знания. Изобретение телескопа позволило астроному Уильяму Гершелю обнаружить ранее неизвестную планету – Уран, установить, что кольцо Сатурна состоит из двух концентрических частей, а также обнаружить новые спутники Сатурна и Урана.

Французский учёный Пьер Лаплас в своём труде «Небесная механика» на основе ньютоновского закона всемирного тяготения попытался объяснить все астрономические явления как систему механико-математических задач, но исключая Бога из Вселенной.

Немецкий философ Иммануил Кант в труде «Единственно возможное основание для доказательства бытия Божия» предложил концепцию возникновения Вселенной из космической туманности. По его учению движениями элементов первичной космической туманности управляло притяжение и отталкивание молекул. Эта теория подрывала механистическое представление о мире и делала первый шаг на пути к формированию новой научной картины мира.

Французский геолог Жорж Луи Бюффон полагал, что планеты возникли в результате столкновения кометы с Солнцем. Его интересовали вопросы происхождения живой и неживой природы и материалистические воззрения расходились с религиозной картиной мира.

С появлением микроскопа были сделаны важные открытия в биологии. Голландский биолог Антони Ван Левенгук исследовал мир микроорганизмов, а естествоиспытатель Карл Линней предпринял попытку классифицировать животный мир на виды, роды, отряды и классы. Учёный не сомневался в том, что всё живое на Земле создано Богом, а количество видов живых организмов неизменно со дня творения.

Революция в естествознании, произошедшая в XVII – XVIII вв., накопление знаний в области физики, химии и биологии поколебали прежние представления об устройстве мира, основанные на текстах Библии и трудах античных и средневековых авторов. Мир рассматривался как единственный предмет познания. Некоторые мыслители XVIII в. были атеистами, считавшими, что религия – это фантастическое представление о природе и человеке.

Общественные идеи века Просвещения.

В эпоху Просвещения просветители считали, что можно изменить существующий несправедливый общественный порядок, но добиться этого возможно путём борьбы с невежеством и распространения научных знаний. По их мнению, человек, вооружённый знаниями, станет лучше и свободнее, поэтому особую роль отводили науке и относились к ней как к религиозной вере.

Возникла элита, которая с неодобрением смотрела на идею распространения знаний среди простого народа. Французский философ и литератор Вольтер считал, что простой народ предназначен для выполнения физического труда.

Центрами распространения идей Просвещения были Англия и Франция. В Англии культурный и образовательный уровень населения был выше, чем у жителей других европейских стран. Большое влияние на действия властей оказывало общественное мнение, что привело к появлению идеи происхождения государства в результате общественного договора, которую сформулировал философ Джон Локк. По его мнению, если государство покушается на естественные права человека, то народ в целях защиты от, нарушившего общественный договор государства, имеет право поднять восстание. Идеи Локка нашли отражение в характере политического строя Англии.

Французский просветитель Шарль Луи Монтескьё выступил за проведение глубоких преобразований в обществе и был сторонником конституционной монархии, при которой существует разделение властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны сдерживать и контролировать друг друга. Народ должен участвовать в формировании судебной и законодательной власти, а исполнительную философ предполагал передать монарху. Эти взгляды легли в основу конституционализма, утвердившегося в период Нового времени в странах Западной Европы.

Постепенно господствующими стали представления о том, что идеальными являются правовое государство и гражданское общество, а взаимоотношения между ними должны регламентироваться правовыми нормами. В правовом государстве основным законом является конституция и налажен механизм сдерживания властей от произвола и злоупотреблений.

Экономические теории Просвещения нашли отражение в трудах шотландца Адама Смита, основным из которых является книга «Богатство народов». Он считал, что разделение труда может стать всеобщей формой сотрудничества людей в интересах «богатства народов». Главным мотивом хозяйственной деятельности людей является свой корыстный интерес, преследуя свои собственные интересы, каждый человек служит интересам общества.

Огромное влияние на общественную мысль XVIII в. оказала знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел», издававшаяся с 1751 по 1780 г. под руководством французского философа Дени Дидро. В её статьях освещались важнейшие вопросы науки, общественной жизни, религии. Сотрудниками и авторами «Энциклопедии» были Поль Анри Гольбах, Ж. Ж. Руссо, Вольтер, Жак Тюрго, Шарль Луи Монтескьё и другие просветители.

Между Католической церковью и французскими просветителями и возник острый конфликт. Гольбах, Дидро, Клод Гельвеций были атеистами и не верили в бессмертие души и в сотворение мира Богом. Но они не призывали к свержению существующего строя, так как большинство пользовались поддержкой аристократов, королей и занимали важные государственные должности.

Просвещенный абсолютизм

Идеи просвещенного абсолютизма впервые были высказаны в литературе. Писатели и философы мечтали поменять государственный строй и изменить жизнь простого народа к лучшему. Монархи сближались с философами и впитывали идеи, высказываемые ими в своих трактатах. Философы ратовали за то, чтобы государство было подчинено разуму, о том, чтобы крестьянам создали лучшие условия для существования. В России в эпоху «просвещенного абсолютизма» относится развитие образования, поощрение торговли, реформы в сфере цеховых структур, модернизация аграрной структуры. В обществе изменились взгляды элиты, покровительство науке и культуре считалось хорошим тоном, рациональный подход ставился во главу угла любого начинания.

Нет единого взгляда на политику «просвещенного абсолютизма». Некоторые ученые считают, что она не принесла ничего простому народу, а произошло упрочение буржуазного строя, прав интеллигенции и высших слоев общества. Другие видят в этом явлении эволюцию дворянского строя.

Революция в естествознании и идеи Просвещения обозначили новый этап в общественном и духовном развитии Запада. Эти изменения стали предпосылками социальных, политических и культурных потрясений, произошедших в конце XVIII в. Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах неодинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Между двумя круглыми датами — 1680 и 1770 или, может быть, даже 1780 годом — утверждается новая реальность: вполне осязаемая, и хотя с трудом поддающаяся определению, но неоспоримая — Европа эпохи Просвещения».

Шоню П. «Цивилизация Просвещения»

Источник: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shonyu-pjer/civilizaciya-prosvescheniya

Тренировочные задания:

1. Расположите в правильной хронологической последовательности:

  • Декларация прав и свобод человека и гражданина.
  • Издание «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел».
  • Создание «Фауста» Гёте.
  • Создание романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Правильный ответ:

  1. Создание романа ««Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
  2. Издание «Энциклопедии, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел».
  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина.
  4. Создание «Фауста» Гёте.

Разбор задания:

Для начала необходимо определить эпоху, к которой относятся перечисленные события. В данном задании и две. К эпохе Возрождения относится создание Сервантесом романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», поэтому в данном перечне он будет самым ранним. Оставшиеся события произошли в эпоху Просвещения. Условной точкой отсчета можно взять Великую французскую революцию (1789 – 1799 гг.). Ей предшествовало издание «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел». Во время революции была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина, после — публикация «Фауста» Гёте.

2. Установите соответствие между деятелями Просвещения и их теориями.

Адам Смит

Категорический императив

Джон Локк

Концепции «экономического человека» и «естественного порядка»

Жан Жак Руссо

Теория разделения властей

Томас Гоббс

«Общественный договор»

Теория «просвещённого абсолютизма»

Правильный ответ:

Адам Смит

Концепции «экономического человека» и «естественного порядка»

Джон Локк

Теория разделения властей

Жан Жак Руссо

«Общественный договор»

Томас Гоббс

Теория «просвещённого абсолютизма»

Категорический императив

Разбор задания:

Чтобы установить правильное соответствие, необходимо иметь представление о содержании учения и сфере деятельности мыслителя. Так, например, Адам Смит был экономистом, поэтому ему принадлежит разработка концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Джон Локк один из первых задумался о справедливом устройстве управления обществом, он стоял у истоков теории разделения властей. Жан Жак Руссо написал трактат «Об общественном договоре». Родоначальником теории «просвещённого абсолютизма», согласно которой монарх путем реформ устраняет устаревшие порядки жизни общества, считается Томас Гоббс.

Обязательная литература:

1. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. Россия в мире. Базовый уровень. 10 кл.: учебник/О. В. Волобуев, В. А. Клоков и др. – М.: Дрофа, 2018.

2. Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин. – М.: ООО «Русское слов – учебник», 2015. (Инновационная школа).

Дополнительная литература:

1. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/Под ред. доктора педагогических наук Е. Е. Вяземского. М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. 264с.

2. Шоню П. Цивилизация Просвещения. Екатеринбург-М.: У-Фактория, 2008. — 688с.

Электронные пособия:

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX–XX вв. М.: Кирилл и Мефодий: New media generation, 2006. 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).

2. Всеобщая история. Учебное электронное издание. М.: Кордис-Медиа, 2004. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)

Ресурсы Интернет:

Просвещённый абсолютизм //URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/prosvieshchionnyi_absoliutizm

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пройти затерянные земли ошибки прошлого
  • Как пройти the room three изменить судьбу
  • Как происходит заполнение таблицы какие ошибки пользователя возможны на этом этапе 8 класс
  • Как произведение искусства может изменить человека
  • Как продавец может изменить цену на алиэкспресс