Как раннее новое время изменило жизнь человека

Какой была экономическая обстановка в период Нового времени? Почему у европейцев были проблемы с питанием? Как изменился быт жителей Европы в этот период?

Повседневная жизнь в Европе в Новое время

  • Школьникам: Сотка, Фоксфорд, Тетрика, Skysmart, Алгоритмика.
  • Английский: Инглекс, Skyeng, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, SkillFactory, Уроки легенд, Skypro.

Экономическая и политическая обстановка в европейских странах начала Нового времени существенно изменилась. Одновременно изменения коснулись и повседневной жизни людей, которые испытывали не только положительные результаты развития общества, но и многие тяготы.

Повседневная жизнь в Европе в Новое время

Эпидемии, голод и войны

В эпоху Средневековья вспыхивали восстания крестьян против сеньоров, иногда они принимали вид настоящей войны. Одновременно городами совершались попытки сохранить свои вольности, хотя в большинстве случаев такие потрясения случались не слишком часто.

Крестьяне веками жили в условиях личной несвободы. Они имели обязанность нести повинности в пользу своих сеньоров. Это все воспринималось как традиция. Сеньоры также не были готовы к частым конфликтам с простолюдинами и старались сохранить стабильность.

Начало Нового времени ознаменовалось тремя извечными проблемами человечества – эпидемиями, голодом и войнами. Население жило в состоянии полной неуверенности в своем будущем. Причиной этому были войны, грозившие многим разорением, грабежами, насилием и смертью. Во время войны солдатам приходилось самим кормить себя. Противостоять вооруженным людям беззащитные горожане и крестьяне, не имевшие права на оружие, просто не могли.

Сложно было жить и в условиях постоянного страха перед голодом. Люди были не уверены в возможности пережить каждый новый год из-за вероятных превратностей погоды. Низкие урожаи часто провоцировали голод в масштабах регионов и стран. Германия в 1660-1807 гг. сталкивалась с неурожаями и голодом каждые 4 года, подобные проблемы разного масштаба и частоты наблюдались и в других странах Европы.

Не меньшее влияние на повседневную жизнь людей оказывали эпидемии тяжелых болезней – чумы и оспы. Вся эпоха Средневековья была наполнена страданиями людей из-за чумы. Не изменилась ситуация и в начале Нового времени. Париж был охвачен этой болезнью 6 раз в течение XVII в. – в 1612 г., 1619 г., 1631 г., 1638 г., 1662 г., 1688 г. Болезнь начиналась внезапно и очень быстро захватывала целые деревни и города, не щадя ни взрослых, ни детей.

Бедствия не приходили поодиночке. Обычно население Европы последовательно страдало от этих неприятностей. Эпидемия уносила жизни людей в течение одного года, после чего холодная зима приводила к неурожаю и голоду, а затем монархи решали выяснить свою правоту на поле боя. Страдали же от этого не только простые люди, но и представители высших сословий, хотя и не так сильно.

Демографическая ситуация

В условиях сменяющихся эпидемий, голода и войн численность населения Европы росла очень медленно, а иногда и не было роста. Сильное влияние оказывала высокая детская смертность, особенно среди новорожденных. При средней продолжительности жизни около 30 лет стариками считались 40-летние люди, а до 70-ти лет редко кому удавалось дожить. Ощутимый рост численности населения произошел только в XVIII в., когда за период 1650-1800 гг. население выросло со 100 млн. чел. до 187 млн. чел.

Чрезмерно короткой была продолжительность женской жизни – большое количество женщин умирало в возрасте 20-40 лет по таким причинам:

  • необходимость тяжелого физического труда;
  • неразвитость медицины и отсутствие медицинской помощи во время родов;
  • необходимость постоянно думать над выживанием.

Население Европы было представлено в основном мужчинами – до 2/3 всех жителей, в то время как женщины составляли всего 1/3 населения.

Изменение быта

Частым и масштабным эпидемиям в Европе способствовали такие факторы:

  • неразвитость медицины;
  • отсутствие медицинской помощи, особенно для представителей низших сословий;
  • невысокий уровень личной гигиены, а иногда полное ее несоблюдение.

В этих условиях быт европейцев отличался такими чертами:

  • Население Европы стало повседневно носить нижнее белье только в XVIII в.
  • Были огромные проблемы с простой возможностью помыться. Популярные в XIV-XV вв. бани, которые были во многих городах и пользовались спросом у горожан, уже XVI-XVII вв. исчезли. Причиной, как ни странно, стали эпидемии. Именно в разгул чумы или оспы бани становились настоящим рассадником инфекции. Поэтому люди стали бояться посещать эти заведения не только во время эпидемий, но и в остальное время.
  • В зажиточных домах мыльни были в полуподвальных помещениях. Там ставили кадки из дерева. В них и мылись, используя горячую воду. А вот о ванных комнатах говорили как о редком явлении – их не часто можно было встретить даже в домах богатых горожан. К тому же мылись в них далеко не каждый день.
  • Высшее сословие густо пудрило лицо и волосы, совершенно забыв о мыле.

Недостатки личной гигиены еще больше становились видны на фоне проблемы канализации. В европейских городах она отсутствовала. Это рассматривалось как настоящее бедствие, для борьбы с которым привлекались даже ученые Королевской академии наук.

Проблемы питания

Рацион питания европейцев зависел от конкретного времени года, а также от климата. Однако наибольшее влияние на состав доступных продуктов и частоту приема пищи оказывало имущественное состояние. Хорошее питание не было доступно городской бедноте или разорившимся крестьянам.

В течение XVI-XVII вв. обычный рацион состоял из растительных продуктов. Однако частые неурожаи вызывали их постоянный дефицит. Включить в свой рацион пшеницу, рис или кукурузу могли только зажиточные и богатые люди, бедноте они были недоступны. Редким гостем на столах до XVIII в. даже знати был белый хлеб. Его считали изысканным продуктом, говорящим о роскоши хозяев. Для европейцев обычными блюдами были грубые похлебки и каши. Деревенские жители питались овсом, просом, ячменем.

Несмотря на то, что из Нового Света завезли картофель, европейцы начали активно высаживать его и использовать в качестве блюда не сразу. Только в конце XVIII в. картофель стал составной частью рацион, но и тогда его рассматривали как продукт для бедного населения.

Редким гостем на столах было и мясо. Его ели не чаще 1 раза в неделю, отдавая предпочтение солонине. Такая практика была характерна для Англии, Германии, многих других государств. Рыба была популярной в прибрежных городах и деревнях. Ее включали в пищу и взрослых, и детей. Блюда из рыбы становились главным украшением стола и основным блюдом, благодаря которому выживало население.

Богатые европейцы могли похвастаться более разнообразной пищей. В XVII в. благодаря торговле и захвату колоний в Европе становятся популярными чай, кофе, шоколад. Европейцы активно употребляют сахар.

Любителей вкусной еды становится все больше, поэтому в XVI в. начинают появляться кулинарные книги. Блюда готовили умелые повара. Они знали множество рецептов и могли приготовить вкусные блюда из мяса, рыбы, дичи и овощей. Важным элементом блюд становятся пряности.

В домашних условиях начинают заниматься консервированием фруктов и овощей. Этой практике способствовал тот факт, что богатые горожане в своих домах часто обустраивали кладовые и погреба. В них и хранили припасы в течение длительного времени.

В семьях постепенно приживался рациональный подход к ведению быта – начали заводиться особые книги, с помощью которых планировали покупки продуктов и иных необходимых товаров. В сложных условиях раннего Нового времени домашнее хозяйство велось практически всеми членами семьи. Каждый имел свои обязанности и с ответственностью выполнял их, поскольку от этого зависело благосостояние семьи и порядок в доме.

Новое время – это промежуток времени между Средневековьем и Новейшей историей. Такое определение предложили итальянские гуманисты в эпоху Возрождения.

Жизнь людей в этот период времени стала кардинально меняться, что касается, в том числе и повседневности.

Как жили люди в Новом времени?

По сравнению со Средневековьем в Европе значительно увеличилась численность населения, она составляла примерно 200 млн. человек. Города стремительно росли. Возросла миграция, люди убегали от разрушительных войн, искали выгодную работу и лучшие условия жизни. В тем времена переезды были очень непростым делом. Массовая миграция вызывала напряжение в обществе, бунты, рост преступности. В то же время давала толчок к развитию науки и культуры.

Совершенствование медицины и личной гигиены увеличили продолжительность жизни людей того времени, особенно высших слоев общества, хотя победить высокую детскую смертность так и не удалось. Однако, как и в Средневековье продолжали свирепствовать эпидемии чумы, туберкулеза, холеры. Их распространению способствовали плотность населения в городах, отсутствие чистой воды и канализации. Плюс ко всему лекарства были по карману только богачам, бедные лечились знахарскими методами.

Семейные отношения

Брак считался законным только после венчания в церкви, о чем делалась запись в церковную книгу, здесь же регистрировали детей после крещения. Разводы были под запретом. В повторный брак могли вступить только вдовцы и вдовицы, с благословения священника.

Увеличился возраст вступающих в брак. Средний возраст невест был 24 года, женихов 28.

Семьи были многодетными. В крестьянских семьях 10 детей было нормой. Многие дети умирали в младенчестве. В бедных семьях дети начинали работать с 10 лет.

У женщин было мало прав, они находились в полной власти своего мужа. Это касалось и простых горожан, и аристократов. Обычно женщины занимались домом и детьми, мужчины работали или воевали.

Дома

Дома крестьян комфортом не отличались. Крыши были соломенными или деревянными, полы земляными или глиняными. Зимой полы застилали сухой соломой, летом – травами, например, полынью или пижмой, так как они защищали от насекомых. Окна были из бычьего пузыря или плотной бумаги, поэтому внутри было темновато.

В городах старались строить дома их камня, для защиты от пожаров. Города делились на кварталы: для знати и для простых горожан. Бедные горожане жили в тесных комнатушках в многоквартирных домах. Здесь царила полная антисанитария. Ремесленники и мелкие купцы жили в своих домах. На первых этажах были лавки или мастерские, наверху – жилые помещения.

Дома аристократов отличались роскошью и комфортом. В окнах дорогие стекла, мраморные полы, камины. У самых прогрессивных стали появляться ванные комнаты. Кстати, беднякам помыться было негде. Либо плескались дома в корыте, либо посещали редкие по тем временам общественные бани.

Еда

Простые люди ели в основном растительную пищу: хлеб, каши, овощи. Мясо могли себе позволить раз в неделю. Ходила в те времена такая шутка: «Как отличить зажиточную семью от бедной? Зажиточные мясо жарят, для это нужно еще купить масло, а бедные варят, будет еще и бульон».

Крестьяне также питались скромно, так как скот, птица, яйца шли на продажу.

Популярными продуктами были сыр и речная рыба, ее в реках было достаточно. Сыр долго хранился и был питательным. Из напитков предпочитали квас, пиво и вино. Они были дешевыми, их могли себе позволить даже небогатые люди.

Аристократы в еде не знали ограничений. Повара готовили для них разнообразные изыски, щедро сдабривая их дорогими специями. Богачи могли позволить себе фрукты, чай, кофе, шоколад.

Также был очень дорогим сахар. Часто его продавали в аптеках, как снадобье для больных.

Ели обычно руками из персональной тарелки, но уже в 16 веке стали использовать столовые приборы.

Мода

Одежда простых людей должна была быть ноской, практичной и удобной. В ней должно быть тепло, она должна быть прочной и в ней должно быть удобно работать. Поэтому шили ее из полотна и грубой шерсти. Многие крестьяне сами ткали полотно. Ткань была либо некрашеной, либо окрашивалась доступными красителями. Так черную краску получали из коры дуба.

Аристократы следовали моде, которую задавали монархи и не жалели денег на дорогие ткани, кружева, меха и драгоценности. Меняли наряды ежедневно, очень богаты несколько раз в день. 

Мода была также на прически и макияж. 

История европейского общества в раннее новое время (XVII-XVIII века) — это не только войны и революции, экономика и политика, но и бытовая составляющая жизни обычных людей. Простые крестьяне и рабочие составляли тогда основную часть общества. Они болели, верили в Бога, молились, питались, т. е. выполняли повседневные и рутинные занятия. Именно об этих фактах пойдет речь в данной познавательной статье.

Интересные факты о повседневной жизни европейцев 300-400 лет назад

 

Неуверенность и страхи европейцев

Крестьянское сословие в XVII-XVIII веках нередко поднимало выступления против феодалов, это были настоящие крестьянские войны. Но большую часть времени феодальное и крестьянское сословия всё же жили в ладу, мирно. Крестьяне принимали свои повинности, отсутствие свободы и поземельную зависимость как естественное состояние дел, ведь так жили их деды и прадеды. Сеньоры тоже понимали, что надо жить мирно и не ссориться.

 

Самыми страшными врагами простых людей были болезни, голодные годы и война. Поэтому крестьяне Франции в семнадцатом веке вставали ни свет ни заря и первым делом молились Господу, чтобы он избавил их от чумы, голода и войны.

Феодальные междоусобицы и захватническая внешняя политика европейских монархов порождали у крестьян чувство неуверенности в будущем дне. Они были полны страха перед грабежами и разорениями, которые были спутниками войны. Ведь воюющим солдатам было нужно много продовольствия, и часто воины кормились за счет крестьян. Бывало, что они убивали крестьян, насиловали, а уже потом грабили. Законы были не на стороне простых людей.

 

Второй причиной страха перед будущим был постоянный голод. Причиной голода были низкие урожаи, Например, в германских землях в период с 1660 по 1800 годы каждый четвертый год был неурожайным, и следовательно, голодным.

Третьей причиной страха были постоянные эпидемии разных болезней, косившие людей десятками тысяч. Самой опасной болезнью в раннее новое время была чума. От нее не было придумано лекарств, вакцины и прививки в те времена еще не были изобретены. В Париже семнадцатого века было шесть страшных эпидемий чумы. В восемнадцатом веке в Париже чума бушевала уже не так сильно, но перекинулась на остальную Францию, в первую очередь на Марсель и Тулон. Улицы Марселя в 1720 году были полны трупов, убирать было некому. От чумы тогда умер каждый второй житель этого французского города.

 

Сыпной тиф и оспа в те века были тоже неизлечимыми болезнями. В восемнадцатом веке 95% европейцев поражались этой болезнью, умерло 15% людей. Сыпной тиф косил бедных парижан тысячами, их не успевали хоронить. Эту болезнь еще называли алой лихорадкой.

Чувство неуверенности было связано еще и с тем, что в один год могли одновременно происходить военные действия, свирепствовать болезнь, а урожай быть плохим. Но чаще эти бедствия чередовались, и выбраться из этого жуткого круговорота страшных событий в те годы было невозможно.

Население Европы

Население Европы росло медленно. Была высокой младенческая смертность. Большинство детей не успевали стать взрослыми, т. к. умирали в детском или юношеском возрасте. Сорокалетний европеец тогда считался уже стариком, а до 60-70 дожить удавалось очень немногим. Тридцать лет — таковая была средняя продолжительность жизни европейцев в XVII-XVIII веках.

 

Но со второй половины XVIII века начался медленный, но рост численности населения. Если в середине семнадцатого века население Европы составляло около 100 миллионов человек, то спустя полтора века — уже 185 миллионов.

Приход смерти с косой был суровой повседневностью. Её ждали, и она приходила и лишала жизни и детей, и взрослых. Такая жизнь, полная лишений, мешала полноценно развиваться личности.

 

Мужчины жили дольше, чем женщины. Прекрасная половина человечества умирала тогда в самом цветущем возрасте — между 20 и 40 годами. Причинами ранней смерти были слабость медицины, непосильный труд, постоянные заботы о семье и детях, о еде и одежде, выполнение мужских обязанностей. Это привело к тому, что 2/3 людей были мужчины, и лишь каждый третий — женщина.

Личная гигиена

Отсутствие медицины и плохая гигиена способствовали процветанию заболеваний. Долгое время люди не носили нижнее белье и крайне редко умывались. Это привело к процветанию лишая, чесотки и других болезней кожи, связанных с отсутствием элементарной гигиены. Но в XVIII веке европейцы стали носить нижнее белье, но умывались по-прежнему редко. Это было связано с тем, что европейцы стали бояться бани. Они стали связывать это место с рассадником болезней. Баня стала превращаться в место лечения.

 

В столице Англии были закрыты абсолютно все бани. Богачи умывались с «мыльнях», расположенных в подвалах богатых особняков. Там были парильня, кадки, кипяток. Ванные комнаты встречались крайне редко даже у аристократии.

Канализация тоже отсутствовала. Этой проблемой европейских городов занималась сама Академия наук Франции.

Питание

Питание европейцев зависело от социального положения. Низкие урожаи и слабое развитие животноводства привели к тому, что пища была в основном растительной и низкобелковой. Историки подсчитали, что люди получали в 5-6 раз больше, чем сажали, т.е урожайность была сам-5 и сам-6. Питались в основном грубой похлебкой и кашей, ели продукты из ячменной и овсяной крупы. Белый хлеб, кукуруза и рис были редкостью. Но к концу восемнадцатого века пшеничный хлеб всё же стал вытеснять хлеб, сделанный их других зерновых культур.

К картошке долгое время относились с недоверием. Но частый голод привели к тому, что картофеля стали сажать всё больше и больше. Эта сельскохозяйственная культура стала пищей бедняков. Ведь на маленьком клочке земли много зерна не вырастишь, а вот картофеля можно вырастить немало.

 

Крестьянская беднота помногу ела жареный лук, сухари, репу. Простые горожане питались тоже скудно, нередко их ужин состоял всего лишь из смоченного в молоке хлеба.

Мясо было диковинкой и дефицитным продуктом. Французы ели всего 22 килограммов мяса в год, исключением был Париж. Там богачи употребляли в пищу мясо в больших количествах. В основном европейцы ели мясные продукты раз в неделю в соленом виде.

 

Европейцы были истинными христианами. В христианстве много постных дней, когда нельзя есть мясо, но можно — рыбу. К тому же много европейских городов были расположены у моря. Поэтому ловили рыбу, и она помогала обогатить скудный рацион.

Питание богачей было обильным и разнообразным. Чай и кофе стали постоянными напитками. Аристократия любила ходить в кофейни. Выросло потребление сахара и сладостей. В Нидерландах сахароварение стало развиваться быстрыми темпами. Калорийность дневного потребления пищи богатого европейца стала 6 тысяч калорий, в то время как у занятых тяжелым физическим трудом бедняков — всего 2,5 тысячи калорий.

В раннее новое время в зажиточных домах научились консервировать овощи фрукты, добавляли в блюда пряности и специи. Кулинарные книги того периода рассказывают о разнообразии блюд из мяса, рыбы, дичи, овощей. Но такие яства были только на столе богатых европейцев.

 

Зажиточные люди вели книги, где записывали, сколько еды у них находится в погребах. В их домах были уютные кухни с мисками, кастрюлями и сковородками.

Города

Большинство европейцев в раннее новое время жили в сельской местности. Рост городов отставал от роста деревенского населения. Самым крупным городом долгое время оставался Лондон. Его население умирало от болезней, но всё же к середине восемнадцатого века выросло до 670 тысяч человек. Другие города росли крайне медленно. Их население составляло всего несколько тысяч человек.

 

Английская столица тогда состояла из нескольких районов. В городе были театры, проводились ярмарки. Это был крупный торговый центр. Дома были кирпичными. Количество лавок росло очень быстрыми темпами. По улицам ходили торгаши-зазывали, хвалили свой товар и предлагали купить всем желающим.

Дома лондонских простолюдинов тянулись вдоль берега Темзы. Сити был деловой частью города. Люди жили в соответствии с доходами, которые были очень неравномерными. Дома аристократов состояли из красивой мебели, сделанной из ценных пород древесины. В домах появились камины, возле которых было очень уютно и тепло в холодные зимние вечера. Размеры окон стали крупнее, а вот комнаты по-прежнему не были изолированными.

 

А бедняки жили в трущобах, в антисанитарии. Их жилье состояло из одной комнатёнки, редко — двух. Иногда мебели не было совсем. Скудное имущество хранили в сундуках, в комнате были убогие кровать, стол и стулья, кухонная посуда тоже была очень скромной. Некоторые спали на полу, на сене. Рядом с домом мог находиться небольшой хлев.

Изменения в моде

Раннее новое время — это эпоха Возрождения, которая началась в Италии. Ренессанс привел к новому идеалу красоты. Идеальным стал считаться человек с красивой улыбкой, широкими плечами, узкой талией, большим ростом, белоснежной улыбкой, белыми волосами.

 

Женщины стали носить белые парики и сбривать волосы под лбом, чтобы выглядеть красивыми блондинками. Популярными стали береты на голове, украшенные перышками. Живописцы эпохи Возрождения на своих полотнах запечатлели именно такой образ красивой женщины.

Белый материал был самым модным, поэтому самым дорогим. Мужчины стали выглядеть интеллигентно, носить длинную одежду, какую сейчас носят некоторые университетские профессора.

Среди женщин было модным носить длинную косу.

Костюм мужчины напоминал рыцарский. Он должен был подчеркивать тонкую талию. Это были превосходные образцы портновского искусства.

Европейцы сперва подражали испанской моде, но затем на первый план вышла мода Парижа. Парики стали носить и мужчины. У женщин появились сложные прически. Их платья напоминали крепость, настолько были твердыми и неподвижными. Металлические обручи поддерживали юбку.

 

Костюм нужно было носить согласно социальному положению. Если у бедняка появились лишние деньги, он не имел права купить дорогую одежду, которую могли носить только зажиточные европейцы.

Раннее Новое время


Раннее Новое время

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 179.

Обновлено 26 Мая, 2022

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 179.

Обновлено 26 Мая, 2022

Раннее Новое время — такой термин используют для обозначения периода мировой истории, временными рамками которого являются 1492 и 1789 годы. Эти даты дискуссионные, особенно начало. Как правило, его связывают с морскими экспедициями европейцев к берегам Индии и Америки, а также с эпохой Возрождения, с падением Константинополя и началом Реформации в католической церкви.

Эпоха Великих географических открытий

Эпоха Великих географических открытий началась в конце XV века и завершилась к середине XVII века, когда голландский мореплаватель Абель Тасман открыл Австралию.

Великие географические открытия. Карта

Рис. 1. Великие географические открытия. Карта.

Торговые пути из Европы в Индию были под контролем мусульманских государства, Османской империи и Персии, поэтому испанцы и португальцы стали искать обходной путь. К 1489 году португальцы добрались до юга Африки, а спустя 9 лет Васко да Гама совершил экспедицию в Индию и нашёл альтернативный путь поставок специй и других товаров в Европу.

В 1492 году Христофор Колумб открыл острова Карибского моря, а далее последовали другие морские экспедиции, которые привели к открытию побережья американского континента. За ними последовало завоевание двух государств Западного полушария — империи ацтеков в Мексике и инков в Перу. В 1494 году для разграничения сфер влияния испанцы и португальцы заключили Тордесильясский договор.

В 1517 году по инициативе Мартина Лютера началась Реформация в западном христианстве. Религиозный процесс, вывоз золота из колонизированных земель Западного полушария и бурное развитие мануфактурного производства в Европе привели к Первой буржуазной революции, которая началась в 1566 году в Нидерландах. В 1581 году это государство провозгласило независимость и вскоре стало лидером в мировой морской торговле. Голландцы были единственными из европейцев, с кем поддерживала отношения Япония периода сёгуната, с 1640-х годов до середины XIX века.

В XVI веке также началась первая научная революция, и одним из ключевых её достижений стало открытие Николаем Коперником гелиоцентрической системы. В 1543 году вышла его книга «О вращениях небесных сфер», а голландец Андрес Велизарий выпустил первый труд по анатомии человека, основанный на экспериментальных исследованиях.

В XVI веке во Франции на троне вместо династии Валуа утвердилась династия Бурбонов, в России и Англии в начале XVII века на престол вступили династии Романовых и Стюартов. Особенностью развития европейских монархий Раннего Нового времени был переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Буржуазная революция в Нидерландах

Рис. 2. Буржуазная революция в Нидерландах.

Революция в Англии и эпоха Просвещения

В 1642–1660 годах произошла вторая буржуазная революция в мировой истории. В Англии сначала свергли династию Стюартов и власть досталась Оливера Кромвелю, но после его смерти престол был возвращён Карлу II — сыну казнённого Карла I. В 1688 году, после «Славной революции», в Англии оформилась конституционная монархия.

В 1707 году государство было объявлено Великобританией, и к этому времени оно стало лидером не только в мореходстве и колониальных захватах, но и в общественно-политической и научной мысли, чему способствовала деятельность таких учёных, как Исаак Ньютон и Джон Локк.

В Раннее Новое время образованные люди, изучающие античную литературу и пытающиеся переосмыслить идеи об устройстве мира и о роли человека, были теми, кого называли гуманистами.

XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения, которая связано с вытеснением латыни с позиций языка науки и заменой её французским, а также с деятельностью таких философов, как Вольтер, Дидро, Монтескьё, Кант, Юм. Для обозначения монархии того времени используется термин «просвещённый абсолютизм», в Российской империи его связывают с царствованием Екатерины II.

В 1775–1783 годах, после войны за независимость, появилась первая республика в Западном полушарии и старейшее в мире государство с президентской формой правления — США. Окончание Раннего Нового времени связывают с началом Великой французской революции 1789 года.

Государства, лидировавшие в начале Раннего Нового времени, к XVIII века пришли к упадку и застою, оказались вытеснены на вторые роли. Это касается Османской империи, Испании, Португалии, королевств и республик Италии. Китай, как и Япония, в XVIII веке вёл курс на изоляцию от влияния европейцев.

Эпоха просвещения

Рис. 3. Эпоха просвещения.

Краткую характеристику Нового времени можно привести в докладе по истории для 7 класса.

Заключение

Что мы узнали?

Для европейского общества XVI–XVIII веков были характерны политические и экономические изменения: происходили буржуазные революции, появлялись первые республики. На этот период пришлась эпоха Просвещения.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 179.


А какая ваша оценка?

РАННЕЕ
НОВОЕ ВРЕМЯ (эпоха великого прорыва,
этап перехода к новому времени) — период
в истории человечества (к. XV — сер. XVII
вв.), связанный с зарождением капитализма
в недрах феодального строя. Для Р. н. в.
характерны великие научные и географические
открытия, значительные технические
изобретения, бурный рост производства
и торговли, глобальные изменения в
духовной жизни людей и в социальной
структуре общества.

Понятие
«новая история» появилось в европейской
историко-философской мысли
в эпоху Возрождения

как элемент предложенного гуманистами
трехчленного деления истории на древнюю,
среднюю и новую.

Понятие
«новое время» было воспринято историками
и утвердилось в научном обиходе, но
смысл его во многом остаётся условным

не
все народы вступили в этот период
одновременно
.
Несомненно одно: в данный отрезок времени
происходит возникновение новой
цивилизации, новой системы отношений,
европоцентристского мира, «европейского
чуда» и экспансия европейской цивилизации
в другие районы мира.

Этот
период является переходной
эпохой от собственно средних веков к
капитализму

и характеризуется разложением феодальных
отношений и зарождением капиталистических.
Наиболее интенсивно эти процессы
развивались в таких странах, как Англия
и Нидерланды.

Для
европейской истории эта эпоха имеет
исключительное значение. Многие историки
называют ее «временем великого прорыва»,
и этому есть все основания. Именно в
этот период были заложены основы
капиталистического способа производства,
значительно возрос уровень производительных
сил, изменились формы организации
производства, благодаря внедрению
технических нововведений повысилась
производительность труда и ускорились
темпы экономического развития. Этот
период стал также переломным в отношениях
Европы с другими цивилизациями. Если
до этого Запад был относительно замкнутым
регионом, то произошедшие в XV-XVII вв.
Великие географические открытия
(подробнее см. гл. 5) раздвинули границы
западного мира, расширили кругозор
европейцев. Развитие торговых связей
углубило процесс формирования национальных
рынков, общеевропейского и мирового. В
XVI-XVII вв. Европа стала родиной первых
раннебуржуазных революций.

XVI-XVII
вв. ознаменованы первой научной
революцией, заложившей основы современного
знания в области естественных и точных
наук, в сфере гуманитарной и политической
мысли, философских воззрений. В период
Реформации XVI в. столкнулись не только
в смертельной битве религиозные взгляды,
но и зародилась система гражданских
прав и свобод и вырабатывались
основополагающие понятия в этой шкале
ценностей – свободы совести.

Втягивание
различных стран и континентов в мировой
рынок содействовало разрушению феодальных
форм производства, выдвинуло перед
феодальными государствами новые задачи
и проблемы, что привело к изменению форм
государственного устройства – в этот
период начиналась эпоха абсолютных
монархий.

Вопрос
о хронологических рамках Раннего Нового
времени по разному определяется в
различных исторических школах.

Сейчас
этот период именуют ранним новым временем
и выделяют в отдельный период изучения.
В дореволюционной отечественной и
зарубежной историографии – этот период
был обозначен как новое время. После
революции — позднее средневековье.
XVI-первой половины XVII вв.

История
Западной Европы в новое время может
быть разделена на
два больших отдела

по двум, так сказать, центральным эпохам,.
Первенствующее место в первом отделе
принадлежит религиозной реформации
XVI в. со всеми культурными и социальными,
церковными и политическими движениями,
которые ей предшествовали, ее вызвали,
ее сопровождали и осложняли, за нею
последовали и из нее вытекли. Это Раннее
Новое время. В середине XVII в. реформационный
период кончается, и наступает новый
период западноевропейской истории,
характеризующийся господством абсолютной
монархии, период от вестфальского мира
до начала французской революции, т. е.
от 1648 по 1789 г. Это Новое время.

Необходимо
также учитывать условность
любой периодизации
,
ее вспомогательный, инструментальный
характер. Она необходима для ориентации
во временном пространстве истории, а
также для осмысления значения тех или
иных исторических явлений.

Проблема
соотношения терминологии

отечественной исторической науки и
общемировой. Если «средние века»
— это практически дословный перевод
соответствующих терминов, существующих
в большинстве европейских языков, то с
«новым временем» дело обстоит
иначе. Сам термин появился в результате
противопоставления новой и древней
истории, возникшего в эпоху Возрождения.
А позднее в большинстве европейских
языков Новая история стала обозначаться
посредством понятия modern. На русский
язык это слово, как правило, переводится
как современный и это вполне соответствует
англоязычному modern history, если принять во
внимание, что западная историография
обозначает так всю историческую эпоху
с Возрождения до наших дней.

В
русском языке также существует прямое
заимствование модерн, используемое в
искусствознании для обозначения
определенного художественного стиля,
а также его производные модернизм и
даже модернизация. Наконец, как в русском
языке можно предложить ряд синонимов
к словосочетанию современная история
(нынешняя, настоящая, текущая), так и в
исторической литературе на европейских
языках, например английском, встречаются
contemporary, current и даже present history. Все это
создает дополнительную путаницу.

23.Эпоха
Возрождения в европейской истории.

Возрожде́ние,
или Ренесса́нс (фр.
Renaissance, итал.
Rinascimento; от «ri»
— «снова» или «заново рожденный»)
— эпоха в истории культуры Европы,
пришедшая на смену культуре Средних
веков и предшествующая
культуре нового
времени. Примерные
хронологические рамки эпохи — начало
XIV—
последняя четверть XVI
веков и в некоторых случаях
— первые десятилетия XVII
века. Отличительная черта
эпохи Возрождения — светский характер
культуры и её антропоцентризм
(то есть интерес, в первую очередь, к
человеку и его деятельности). Появляется
интерес к античной
культуре, происходит как бы её «возрождение»
— так и появился термин.

Термин
Возрождение встречается уже у
итальянских гуманистов, например, у
Джорджо
Вазари. В современном
значении термин был введён в обиход
французским историком XIX
века Жюлем
Мишле. В настоящее время
термин Возрождение превратился в
метафору культурного расцвета: например,
Каролингское
Возрождение IX
века.

Общая
характеристика

Новая
культурная парадигма возникла вследствие
кардинальных изменений общественных
отношений в Европе.

Рост
городов-республик привёл к росту влияния
сословий, не участвовавших в феодальных
отношениях:
мастеровых и ремесленников, торговцев,
банкиров. Всем им была чужда иерархическая
система ценностей, созданная средневековой,
во многом церковной культурой и её
аскетичный, смиренный дух. Это привело
к появлению гуманизма
— общественно-философского движения,
рассматривавшего человека, его личность,
его свободу, его активную, созидающую
деятельность как высшую ценность и
критерий оценки общественных институтов.

В
городах стали возникать светские центры
науки и искусства, деятельность которых
находилась вне контроля церкви. Новое
мировоззрение обратилось к античности,
видя в ней пример гуманистических,
неаскетичных отношений. Изобретение в
середине XV
века
книгопечатания
сыграло огромную роль в распространении
античного наследия и новых взглядов по
всей Европе.

Возрождение
возникло в Италии,
где первые его признаки были заметны
ещё в XIII
и XIV
веках
(в деятельности семейства Пизано,
Джотто,
Орканья
и др.), но оно твёрдо установилось только
с 20-х
годов XV века.
Во Франции,
Германии
и других странах это движение началось
значительно позже. К концу XV
века
оно достигло своего наивысшего расцвета.
В XVI
веке
назревает кризис идей Возрождения,
следствием чего является возникновение
маньеризма
и барокко.

Итальянское
Возрождение делят на 5
этапов
:

  1. Проторенессанс
    (2ая половина 13 века — начало 15)

  2. Раннее
    Возрождение (15 век)

  3. Высокое
    Возрождение (первые 20 лет 16 века)

  4. Позднее
    Возрождение (30ые — 90ые годы 16 века)

  5. Северное
    Возрождение

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Дьячков — Новая программа

Этот учебник можно загрузить в PDF формате на сайте тут.

Людям Нового времени порой казалось, что история будто ускорила свой ход, поскольку условия жизни людей по сравнению со Средними веками решительно изменялись. Конечно, повседневная жизнь населения Европы и Азии в XVI—ХVII вв. заметно отличалась от жизни людей нашего времени. В чем проявлялись эти отличия?

Давайте вспомним! 1. Какой была продолжительность жизни людей в Средние века? 2. Какую болезнь называли в Европе «черной смертью»? 3. Можно ли считать, что жизнь людей в Средние века была комфортной?

1. Жизнь людей раннего Нового времени.

В XVI—XVII вв. численность населения Европы увеличилась вдвое и достигла 180 млн человек. Самыми густонаселенными странами были Нидерланды, Германия, Италия. Число жителей Парижа, Рима, Генуи, Лиссабона, Праги и некоторых других городов превысило 100 тыс. человек.

В Новое время миграции населения иногда приобретали общеевропейские масштабы. Люди искали работу и лучшие условия жизни, спасались от войн, эпидемий, религиозного или национального гнета. Миграции были тяжелым испытанием, ведь люди выбивались из привычного образа жизни. С другой стороны, происходило взаимное обогащение опытом, навыками, достижениями культуры.

В это время заметно выросла продолжительность жизни людей. Многие аристократы доживали до 64—68 лет, а, например, король Испании Филипп II (1555—1598) умер на 72 году. Продолжительность жизни простых людей обычно была значительно меньше. По-прежнему очень высокой оставалась смертность детей, особенно новорожденных. В XVII в. в провинции Бовези (Франция) от 25 до 33% детей умирало, не дожив до одного года.

♦ Рис. 1. Танец смерти. Художник Ганс Гольбейн (Младший). XVI в.

Какие слои населения участвовали в танце со смертью?

Одной из главных причин высокой смертности были многочисленные болезни, с которыми врачи еще не умели бороться. Например, туберкулезом болели даже французские короли Франциск II, Карл IX, Людовик XIII. Европейцы страдали также от скарлатины, тифа, дизентерии. Время от времени в странах Европы вспыхивали эпидемии чумы и холеры. В 1561 г. житель Тулузы спокойно рассуждал: «Этот заразный недуг всегда набрасывается на бедных людей. Господь по милости своей этим ограничивается. Богатые же принимают меры предосторожности». Практически единственным средством спасения от эпидемий было бегство из густонаселенных городов.

Врачей не хватало, медицинская помощь стоила очень дорого. Так, ученый XVIII в. писал: «В Германии крестьянин и бедняк умирают, ни разу не воспользовавшись каким бы то ни было лекарством. Никто и не помышляет о враче — отчасти потому, что он слишком далеко, отчасти же потому, что он слишком дорог».

2. Брак и семья.

В Новое время законным считался брак, заключенный в церкви, отметку о котором заносили в специальный список. Здесь же крестили и регистрировали детей. Только тогда дети считались законно рожденными. В это время действовал строгий запрет разводов. Повторный брак был возможен только по благословению священника в случае смерти одного из супругов.

По сравнению со Средневековьем в Новое время значительно увеличился возраст вступления в брак — 23—26 лет для женщин и 28—29 — для мужчин. Как правило, семьи были многодетными. В среднем выживало пять-шесть детей, а в некоторых районах Европы и больше. В сельских семьях детей обычно было больше, и они с 10—12 лет привлекались к работе по дому или в поле. Рабочие руки в крестьянском хозяйстве всегда ценились.

Женщина несла на своих плечах все заботы по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Она находилась в полной власти мужа. Беспрекословная покорность жены мужу считалась залогом супружеского счастья. Автор трактата о семейной жизни советует женщине, обиженной мужем: «Не сетуй на судьбу; пойди к себе, поплачь, пожалуйся Богу».

♦ Рис. 2. Сельская семья. Художник Луи Ленен. XVII в.

♦ Рис. 3. Крестьянская свадьба. Художник Питер Брейгель (Старший). XVI в.

Как подают блюда к столу?

Источники не сохранили имен женщин — членов парламента или городского управления, мы не встретим женщин и среди студентов европейских университетов Нового времени. Заметное влияние на государственную и общественную жизнь оказывали женщины исключительно из аристократических и королевских родов. Например, усилиями Изабеллы I Кастильской (1469—1504) произошло объединение Испании и завершилась Реконкиста, состоялась экспедиция Колумба. В годы правления Елизаветы I (1558—1603), одной из самых образованных женщин своего времени, владевшей восьмью языками, в Англии наступил расцвет культуры и науки, страна превратилась в ведущее европейское государство.

3. Питание.

В XV—XVIII вв. пища простых людей состояла в основном из продуктов растительного происхождения. Сокращение потребления мяса в Европе было связано с резким ростом численности населения. Крестьяне ели преимущественно просяную кашу, раз в неделю — мясо, а на рынок несли лучшую часть своей продукции: пшеницу, яйца, птицу, козлят, телят, ягнят.

В начале XVII в. рабочие медных рудников в Верхней Саксонии (Германия) могли на свой заработок питаться только хлебом, кашей и овощами. Солонина (соленая говядина или свинина) входила в убогий мясной рацион европейских бедняков от Франции до России.

♦ Рис. 4. Девочка — продавщица фруктов. Художник Бартоломе Эстебан Мурильо. XVII в.

♦ Рис. 5. Сенокос (фрагмент). Художник Питер Брейгель (Старший). XVI в.

Основными продуктами питания простых людей были творог и рыба. В те времена в реках водилось много рыбы. Луара славилась своими лососями и карпами, а Рейн — окунями. Воды северных морей были богаты сельдью. Народными напитками считались пиво и вино. Разнообразные сорта пива употребляли в странах Северной Европы. В Испании, Португалии, Италии и Франции отдавали предпочтение вину, которое было доступно всем слоям населения. В странах Восточной Европы пили квас. Для приготовления блюд использовали местные пряности: чабрец, майоран, лавровый лист, анис, чеснок.

Богатые и знатные люди не знали ограничений в пище. Столы аристократии ломились от изысканных и дорогих блюд. В соусы добавляли особые продукты: перец, миндаль, амбру, розовую воду и другие. «Богатыми» считались блюда, приготовленные с большим количеством пряностей: корицей, гвоздикой, мускусным орехом, имбирем.

Уже в XVI в. общепринятым стало использование за столом ложки. Каждый участник трапезы имел персональный кубок и свою тарелку (оловянную или деревянную, золотую или серебряную). Постепенно европейцы привыкли пользоваться вилкой. Многие блюда ели руками, в первую очередь это касалось мясной пищи, преобладавшей за столом. Поэтому в некоторых домах во время обеда прислуга часто подавала хозяевам миски для мытья рук.

Сладкая жизнь

Фламандский картограф Ортелий в 1572 г. писал: «Сахар, который раньше можно было достать только в лавках аптекарей, кои держали его лишь для больных, теперь поглощают из обжорства… Что некогда служило лекарством, ныне служит нам пищей». В некоторых европейских странах сахар оставался роскошью до конца XVI в.

Экзотическим фруктом считались апельсины. Их хранили как драгоценность с Рождества до мая. В лучших европейских домах подавали арабский кофе, мексиканский шоколад, китайский чай. Употребление крепких спиртных напитков и курение табака также были признаками обеспеченной жизни.

В урожайные, мирные и спокойные годы население Европы, как правило, не испытывало нехватки продуктов. Качество питания людей зависело от их социального положения и достатка.

4. Жилище, комфорт, санитария.

В селах сооружали крытые соломой или деревом дома. Небольшие окна закрывали промасленной бумагой или бычьим пузырем. Полы были земляными или глиняными. Зимой их покрывали соломой, а летом — душистыми травами. Европейские крестьяне в основном жили на хуторах. В странах Восточной Европы преобладали большие села.

В городах первые этажи домов строили из камня, в то время как другие этажи оставались деревянными. Поэтому городской пожар превращался в настоящее бедствие. Например, в страшном пожаре 1666 г. сгорело три четверти Лондона. После этой трагедии в городе запретили строить деревянное жилье и возводили только каменные или кирпичные дома.

Как правило, европейский город был разделен на кварталы или районы в соответствии с социальным и материальным статусом его жителей. Для городской бедноты строили многоэтажные дома с крохотными комнатушками. Их жители готовили пищу на углях в переносных печах из кирпича, обшитых деревом. Эти убогие, без удобств помещения, полные насекомых и крыс, были главными рассадниками болезней.

Просторные каменные дома купцов, банкиров, юристов, аристократов покрывали черепицей. Окна таких жилищ были застеклены прозрачным или непрозрачным цветным стеклом, а пол застелен паркетом. В домах появляется дорогая мебель из редких пород дерева, привезенных из колоний. Помещения освещались свечами и масляными лампами. Однако даже в таких домах ванная комната в XVII—XVIII вв. оставалась редкостью.

В городах Европы раннего Нового времени было мало общественных и частных бань. Отсутствие ежедневной гигиены приводило к быстрому распространению болезней. Люди разного достатка и общественного положения в равной степени страдали от блох, вшей и клопов. Врачи прописывали мытье в бане как лечебное средство. Иначе дело обстояло в Восточной Европе. Здесь сохранилась традиция пользования общественными или частными банями как естественная необходимость.

♦ Рис. 6. Мастерская портного. Гравюра конца XVI в.

5. Одежда. Мода. Косметика.

Как и во все времена, одежда человека свидетельствовала о его положении в обществе. Одежда простых людей должна была защищать от холода и непогоды, быть практичной и удобной для работы. Поэтому шили ее из недорогого полотна и грубой шерсти. Многие крестьяне сами ткали полотно для пошива одежды. Ткани красили природными красителями. Например, в качестве черной краски использовали кору дуба.

Состоятельные люди нуждались в большом количестве дорогой одежды, чтобы с ее помощью подчеркнуть свой социальный статус. При дворе французского короля Генриха IV (1589—1610) человек не считался состоятельным, если у него не было 25—30 туалетов разного фасона, которые надлежало менять ежедневно. Аристократы и богачи внимательно следили за модой. В Новое время в Европе постепенно формируются национальные моды: французская, английская, итальянская.

В эпоху раннего итальянского Возрождения преобладал роскошный костюм из ярких и дорогих тканей: парчи, атласа и бархата, расшитых золотом и серебром. В XVI—XVII вв. предпочитали более сдержанный наряд темных тонов с облегающим камзолом, штанами и пуфами, коротким плащом с очень высоким воротом, окантованным небольшим жабо. Значительным спросом пользовалась одежда, украшенная мехом. Часто мода формировалась в королевских дворах.

♦ Рис. 7. Портрет Сюзанны Фоурмент (Соломенная шляпка). Художник Питер Пауэль Рубенс. XVII в.

Косметические достижения Нового времени

Туалет — это набор всех пудр, всех эссенций, всех румян, необходимых для того, чтобы изменить внешность и сделать юной и очаровательной самую старую и уродливую. Именно при туалете исправляют недостаток роста, делают себе брови, вставляют зубы, создают себе лицо и, наконец, изменяют фигуру и кожу. («Обучающий словарь», XVII в.)

♦ Рис. 8. Портрет французского короля Карла IX. Художник Франсуа Клуэ. XVI в.

Какие предметы мужского гардероба не сохранились до нашего времени?

Уже в то время люди понимали, что мода переменчива. Купцы и торговцы способствовали постоянным изменениям моды, ведь торговля шерстью, шелком, хлопком и другими дорогими тканями приносила огромные доходы.

Кроме модной одежды, состоятельные люди оставляли немалые деньги у парикмахеров. В XVII—XVIII вв. насчитывалось около 400 видов стрижки. В это время распространялась мода на причудливые парики.

Большие средства тратились на косметику. На туалетных столиках аристократов и просто состоятельных людей можно было увидеть духи на основе эссенций розы, фиалки, жасмина, нарцисса, лилии, ландыша и других. Из заморских стран и колоний доставляли стойкие ароматы на основе амбры и мускуса.

Европейская христианская цивилизация раннего Нового времени достигла значительных перемен к лучшему в повседневной жизни человека. Однако качество жизни людей во многом зависело от их места жительства, возраста, социального и материального положения.

Вопросы и задания

1. От каких факторов зависела продолжительность жизни людей в раннее Новое время? 2. Можно ли утверждать, что в XVI—XVIII вв. коренным образом изменилось положение женщины в семье и обществе? 3. Почему именно жители городов особенно сильно страдали от эпидемий инфекционных заболеваний? 4. Какие изменения в обустройстве городских жилищ происходили в Новое время? Что из этих нововведений сохранилось в наши дни? 5. Из каких тканей шили одежду европейцы Нового времени? 6. Кто влиял на развитие моды этого времени? 7*. Какие изменения в повседневной жизни Нового времени дошли до наших дней?



План урока:

Периодизация эпохи Нового времени

Отличительные особенности Нового времени

Великие Географические Открытия

Реформация и Контрреформация

Абсолютизм в Европе

Периодизация эпохи Нового времени

Как известно, человеческая история подразделяется на 5 основных периодов:

  • Первобытное общество.
  • Древний мир.
  • Средние века.
  • Новое время.
  • Новейшее время.

Новое время представляет собой своего рода переходный период, между Средневековьем и современностью. Он охватывает следующие временные рамки: конец XV — начало XVI века – до 1900 года.

2qwqw

В эпохе Нового времени также принято выделять отдельные временные промежутки:

  • Раннее Новое время – период с конца XV до начала XVIII века. В эти годы происходит постепенное разложение натурального хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, зарождение основ капитализма. Общество отходит от религиозных догм и ограничений, начинается движение за переустройство церкви. Кардинально меняются представления человека об окружающем его мире и самом себе, получает развитие наука, искусство, философия. Завершается эпоха феодальной раздробленности, складываются национальные централизованные государства в Европе.
  • Эпоха Просвещения — период с начала XVIII до начала XIX века. Это время переворота в научной картине мира, интенсивного интеллектуального, духовного и культурного развития Европы.
  • «Долгий XIX век» — время окончательного разрушения традиционных обществ в Европе, начала модернизации[1] и развития индустриального общества. Образуются новые империи и республики, наступает эпоха реформ, колониальных захватов и революций.

Отличительные особенности Нового времени

Каждая из исторических эпох отличается от других своими характерными особенностями, посредством которых ее и выделяют в отдельные хронологические рамки. Есть такие особенности и у эпохи Нового времени:

  1. В экономике:
  • разрушение традиционного общества, основанного на натуральном хозяйстве, зарождение и развитие индустриального общества;
  • развитие внутренней и международной торговли;
  • постепенный переход от ручного труда к машинному;
  • становление капиталистической системы хозяйствования.
  1. В политике:
  • утверждение абсолютизма в странах Европы и последующая революционная борьба европейского населения с абсолютизмом;
  • образование буржуазных республик и империй;
  • начало колонизации и колониальных войн.
  1. В социальной сфере:
  • разрушение феодального общества с характерной для него системой крепостничества;
  • постепенное «размывание» границ между сословиями;
  • складывание двух основных классов Нового времени: буржуазии и наемных рабочих.
  1. В духовной жизни:
  • активное развитие наук, создание новой научной картины мира;
  • упадок католицизма, Реформация в Европе, зарождение протестантизма;
  • распространение идей гуманизма[2].

Многие историки убеждены, что «темный век» Средневековья завершился благодаря Великим географическим открытиям.

Великие географические открытия

С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию.

3wee

С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий.

Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре.

В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана.

В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков.

4ere

В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты.

В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской. До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения. В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.

Трудно переоценить последствия Великих географических открытий:

  • во-первых, европейцы наладили морскую торговлю с Африкой, Америкой, Океанией, Азией;
  • во-вторых, географические открытия сформировали более достоверные знания об окружающем мире;
  • в третьих, открытие новых земель послужило началу европейской колонизации, в результате которой многие европейские государства превратились в крупнейшие колониальные империи;
  • в четвертых, Европа получила доступ к новым видам фруктов, овощей, пряностям, напиткам;
  • в пятых, с завоеванием новых земель европейцы заполучили несметные количества золота, серебра, драгоценных камней;
  • и последнее, открытие новых земель и ведение с ними торговли оживило предпринимательскую деятельность в Европе, послужило ее промышленному развитию.

Реформация и Контрреформация

В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация.

5weq

Причины Реформации:

  1. Обмирщение сознания. Если в Средние века человека больше заботила его загробная жизнь, то в эпоху Нового времени люди обратились к активной мирской деятельности, в них проснулась тяга к земным удовольствиям, познанию мира и самого себя.
  2. Недоверие к католической церкви из-за безнравственности священнослужителей, чрезмерной роскоши в среде духовенства. С одной стороны священнослужители проповедовали скромность, аскетизм[3], богобоязненность, с другой стороны сами они пристрастились к пирам, охоте, расточительному образу жизни.
  3. Церковные поборы. В пользу церкви верующие жертвовали земли и богатства, выплачивали церковную десятину[4], кардиналы и папа Римский брали взятки.
  4. Торговля индульгенциями.В XVI веке индульгенции – папские грамоты на отпущение грехов, продавались практически на каждом углу: на рынках, площадях, в церквях и соборах, на ярмарках. Чтобы верующие активнее покупали индульгенции их стали выдавать не только на отпущение уже совершенных грехов, но и на прощение будущих проступков и преступлений.
  5. Распространение идей гуманизма, согласно которым, высшей в мире ценностью является жизнь человека, с его потребностями и нуждами. Это противоречило идеологии католицизма, настаивавшего на греховности физического начала в человеке.

Таким образом, в XVI веке сложились все причины и условия для начала Реформации в Европе.

Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства. Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской. Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих.

В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран.

Второй по значимости центр Реформации зародился в Швейцарии. Там идеологом нового вероучения стал Жан Кальвин. Он провозгласил новые нравственные ценности: бережливость, умеренность в быту, трудолюбие, работу на благо обществу. Учение Жана Кальвина получило название «кальвинизм», пришлось по вкусу городскому населению, охваченному духом предпринимательства.

Из Германии и Швейцарии Реформация распространилась по всей Европе. Она охватила Францию, Норвегию, Англию, Нидерланды, Данию. Лютеранство и кальвинизм, как и все последующие вероучения, выступавшие за переустройство католической церкви, стали называть протестантизмом. А людей, разделяющих эти взгляды — протестантами.

 

Абсолютизм в Европе

Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение абсолютизма в странах Европы.

Запоминаем новые слова!

Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами.

На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали:

  • Великие географические открытия – обогатили королевскую казну обилием золота, серебра, драгоценных камней.
  • Религиозные войны – в условиях противостояния католиков и протестантов обеспечить мир могла только сильная королевская власть.
  • Развитие капиталистических отношений, которые разрушали устои натурального хозяйства, позволявшего отдельным феодальным вотчинам существовать независимо друг от друга.

В конце XV — начале XVI века европейские монархи стали проводить политику «собирания» земель на окраинах своего государства. Таким образом, происходила централизация государственной власти, подчинение ранее независимых княжеств единому политическому центру.

Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны.

Словарь

1. Модернизация – это процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

2. Гуманизм – это идеология, согласно которой человек представляет собой высшую ценность в обществе, обладает неотъемлемыми правами и свободами.

3. Аскетизм – принципиальная приверженность строгому образу жизни, основанному на отказе от удовольствий ради высшей цели.

4. Церковная десятина – налог в пользу церкви, выплачиваемый всеми сословиями средневекового населения, составлявший 1/10 часть от доходов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как разом изменить размер фотографий
  • Как разлюбить человека который изменил тебе
  • Как разлюбить жену которая изменила
  • Как раздоить ошибочно запущенную козу
  • Как развитие технологий изменило жизнь обычных людей