Как вы думаете зачем писатель изменил порядок частей герой нашего времени

Почему в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» со­бытия изображены не в хронологической последовательности? Произведение М.Ю. Лермонтова «Герой

Почему в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» со­бытия изображены не в хронологической последовательности?

Произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) — социально-психологический роман.

Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими по­ступками, сильными чувствами. С другой — Печорин воплощает в себе обобщённые черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности в обществе.

Печорин — офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений. Сильные чув­ства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.

Почему же в романе «Герой нашего времени» события изо­бражены не в хронологической последовательности?

Прежде всего потому, что этот метод создаёт ощущение не­кой тайны, недосказанности в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Кроме того, читатель безразличен к хронологии описываемых событий. Ему интересна сама жизнь Печорина, интрига и замысловатость коллизий и тех ситуаций, которые возникают то здесь, то там на его жизненном пути.

А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина по­следовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.

В главе «Бэла» читатель знакомится с образом Печорина через рассказ о нём Максима Максимыча и убеждается в том, насколько этот молодой человек решителен, дерзок и непред­сказуем в поступках. Но это лишь косвенные представления о герое, которым суждено пополниться в дальнейшем содер­жании романа. В главе «Максим Максимыч» читатель видит Печорина вживую и составляет своё мнение о нём. Внешность главного героя свидетельствует и о романтических наклон­ностях его характера, и о его волевых качествах. Но при этом холодность и равнодушие «странствующего офицера», про­явленные им к человечному и мудрому Максиму Максимычу, неприятно удивляют читателя.

В главах «Тамань» и «Княжна Мэри» Печорин изображён через записи в собственном дневнике очень полно, подробно и многосторонне. Его дневник — это рассказ героя о самом себе, исповедь, в которой объясняются мотивы его поступков и даётся им оценка.

Мы узнаём о том, что в центре жизненных интересов ге­роя — его собственная личность, его «эго». Остальные герои романа — это «другие», которые по воле случая оказываются на его жизненном пути.

Печорин признаётся себе, что в нём два человека: один совер­шает поступки, другой беспристрастно оценивает их. Он при­носит много страданий другим людям; по его вине гибнут Бэла и Грушницкий. Однако Печорин склонен думать, что объективно в несчастиях этих «других» он не виноват. Но в его подсознании таится мысль о том, что нет — виноват!

По этой причине он «засмеялся» после похорон Бэлы, и у Максима Максимыча «мороз пробежал по телу». У Печорина хватает ума и сострадания, чтобы сказать искренние слова оби­женному им Максиму Максимычу при расставании. Понимая, насколько виноват, он готов броситься к ногам княжны Мэри, чьё сердце разбито, и плачет на дороге в Пятигорск около пав­шего коня.

Сердце главного героя жаждет небывалого отклика на его чувства. Сам он безуспешно стремится соответствовать «предна­значению высокому» и плодотворно тратить «силы необъятные», которые, он уверен, даны ему от природы. Но цели его остаются неисполненными; великое поприще, на котором он мог бы со­стояться как выдающаяся личность, им не найдено. Поэтому критик Белинский назвал его «страдающим эгоистом».

И, наконец, завершает характеристику Печорина глава «Фаталист», где на серьёзном философском уровне решается вопрос о неизбежных, предопределённых свыше поворотах в судьбе человека. Так, глубоко продуманной автором с идейно­художественных позиций предстаёт перед нами история жизни Печорина, «героя» русской действительности 1830-1840-х гг.

Таким образом, «странная» композиция не разрушила худо­жественный замысел автора романа, и главный герой предстает перед читателем как характер целостный и самобытный.

Пример сочинений: с какой целью автор романа "Герой нашего времени" нарушил хронологический порядок глав?

­Пример сочинения 1

Сюжет и фабула, как известно, являются одними из основных понятий, используемых при литературоведческом анализе художественных произведений. Именно их совпадение или несовпадение друг с другом определяют особенности композиции. Расположение глав может быть особым авторским приёмом, позволяющим выполнить какую-либо важную функцию. Так, например, в романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова читатель может наблюдать явное несоответствие между сюжетом и хронологической последовательность событий. С какой же целью автор  выстраивает это произведение именно таким образом?

Ответ на этот вопрос  можно найти, если проанализировать содержание глав и их значение для раскрытия образа главного героя. О личности Григория Александровича Печорина рассказчик узнает со слов штабс-капитана Максима Максимыча, с которым он случайно встречается, когда едет «на перекладных из Тифлиса». Тип композиции «рассказ в рассказе» позволяет создать психологический портрет главного героя не сразу, а постепенно, то есть читатель видит только отдельные черты характера этого  персонажа.

Жестокость и эгоизм Печорина проявляются в истории с Бэлой — девушкой, которую он похитил из родного дома с помощью Азамата – молодого горца, променявшего свою сестру на лошадь разбойника Казбича. Но этот поступок оказался абсолютно бессмысленным, ведь «любовь дикарки» уже не в силах была повлиять на глубокое равнодушие главного героя ко всему, что его окружает. Сцена прощания с Максимом Максимычем также свидетельствует о том, что для Печорина не существовало понятия дружбы и привязанности. Перед нами появляется «лишний человек», абсолютно разочаровавшийся в жизни. 

Своеобразной является сама структура «Героя нашего времени», так как она построена на повестях, впоследствии объединенных в роман, в котором присутствует главный герой, но его иногда заменяют рассказчики. Удивительная особенность романа состоит в создании повестей по отдельности друг от друга, поэтому изначально между ними отсутствовала смысловая связь. Каждой из них характерно выступать в роли отдельного произведения по причине наличия полноценного сюжета, героев и интересного окончания.

Не зря роман называют психологическим, ведь автором была поставлена перед собой главная цель, которая заключалась в раскрытии внутреннего мира главного героя. По этой причине действия, происходящие в романе стали отражением, по большей части, душевных размышлений и переживаний. Автором была нарушена хронологическая последовательность, но при этом осталась ясной мысль, которую он стремился донести.

Началом романа стала середина произведения, то есть место, где определенные события уже произошли и успели оказать влияние на поступки и мышление героя.

Изначально главный герой руководствуется размытыми непонятными мотивами для читателя, однако с увеличением числа прочитанных страниц, читателю становится интереснее и увлекательнее.

При создании произведения, автор занимался не раз его редактированием. С третьего раза Лермонтов окончательно убедился в правильности именно такой последовательности передачи своего замысла. Благодаря этой своеобразной подаче роман превратился в великое и уникальное произведение.


Пример сочинения 2

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – первый русский психологический роман. Как указывает сам автор в предисловии к «Журналу Печорина» , цель этого произведения – изобразить «историю души человеческой» . Лермонтов стремится наиболее полно раскрыть сложный и противоречивый образ Печорина, и этой задаче подчинены все художественные средства, используемые автором при написании романа.

Первое, на что обращает внимание читатель при чтении «героя нашего времени» , — нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина внешне практически не связанных между собой. Начинает роман повесть «Бэла» , далее следует «Максим Максимыч «, затем – «Тамань» , «Княжна Мери» и «Фаталист» , тогда как в жизни главный герой сперва едет на Кавказ и встречает контрабандистов – «Тамань» , потом приезжает в Пятигорск, где разворачивается действие «Княжны Мери» : за дуэль с Грушницким Печорина посылают в отдаленную крепость, где он похищает черкешенку – «Бэла» ; после истории с Бэлой герой живет некоторое время в казачьей станице, где происходят события, описанные в «Фаталисте» ; наконец, Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина по дороге в Персию, где он впоследствии умирает – «Максим Максимыч» .

В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «…история души человеческой, — как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина» , — хотя с самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно… когда она …писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает «Журнал Печорина» , в котором он рассказывает о себе в предельно искренней исповеди.

Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения. Предисловие от автора, написанное в ответ на разноречивые толки критики и включенное во второе издание книги, объясняет общий замысел, цель произведения. Затем идут путевые записки автора, повесть «Бэла» . Эти путевые записки стилистически продолжают «Путешествие в Арзрум» Пушкина, опубликованное в1836 году в пушкинском «Современнике» , как раз незадолго до высылки Лермонтова на Кавказ.

Таким образом, особенность построения «Героя нашего времени» в том, что в произведении не совпадают сюжет и фабула. Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя.

Итогом философских рассуждений Печорина, а также и Лермонтова – его создателя, становится заключительная глава произведения – «Фаталист» , которая несет в себе важные и многом итоговые умозаключения Печорина.


Пример сочинения 3

Хронологическая последовательность глав в романе «Герой нашего времени» и роль композиции

«Герой нашего времени»— это реалистичное отображение эпохи, в которую жил и творил М. Ю. Лермонтов. В произведении ведется рассказ о дворянине и офицере царской России. Григорий Печорин— образованный человек, который ищет, но не может обрести смысла жизни. Его характер — собирательный портрет всего поколения автора, поэтому раскрытие образа Печорина имеет определяющее значение в книге. Такова и роль композиции в романе — нарушение последовательности глав служит для наиболее полной и объективной характеристики главного героя.

Правильная хронологическая последовательность романа «Герой нашего времени» выглядит таким образом:

  • Глава первая «Тамань» (Печорин едет на Кавказ и останавливается на время в этом городе)
  • Глава вторая «Княжна Мэри» (После военного похода Григорий отдыхает на водах в Пятигорске, встречает Веру и убивает на дуэли Грушницкого)
  • Глава третья «Бэла» (за дуэль Печорина отправляют в крепость под руководство Максима Максимыча)
  • Глава четвертая «Фаталист» (Герой уезжает из крепости на две недели в станицу, где принимает участие в споре с Вуличем)
  • Глава пятая «Максим Максимыч» (Спустя петь лет по дороге в Персию Григорий встречает штаб-капитана)

Однако автор намеренно водит читателя кругами и начинает с «Бэлы», где его герой предстает бездушным и эгоистичным человеком, которого простой и добродушный старичок Максим Максимыч понять не может. Мы не видим всей полноты картины его глазами. Потом в главе о встрече Печорина со старым другом происходит то же ослепление: холодность Григория вменяется ему в вину, хотя он, видя Максима Максимыча, лишь защищается от неприятного и горького воспоминания на смерти загубленной им княжны. Более внимательный наблюдатель (чем рассказчик) мог бы понять это, но читатель вновь получает искаженное впечатление о персонаже. И лишь следующие главы («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») позволяют сложить пазл — Печорин сам говорит о себе без купюр.

Таким образом, хронологическая последовательность глав раскрывает секрет, запрятанный автором в своеобразную композицию. Она показывает, что герой перед встречей со старым другом пережил несколько потрясений, которые сделали его тем, кем он предстал перед нами вначале. После потери любви и убийства друга он отчаянно искал счастья в союзе с Бэлой, но потерял и ее. Осознав свое разрушительное влияние на людей, он не щадил жизнь и даже искал смерти, которую нашел в цвете лет. Встреча с Максимом Максимычем больно уколола его воспоминанием об очередной вине, и он уехал навстречу своей гибельной и трагичной судьбе.

С какой целью автор романа «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок его глав?

Великий роман Романа Лермонтова – это настоящий шедевр классической литературы. В нем умело соединены разносторонние и многогранные истории и личности, каждая из которых играет важную роль для раскрытия мысли автора. Роман произвел фурор на читателя тогда, и продолжает удивлять и сегодня. И в первую очередь это происходит потому, что «Герой нашего времени» — это первый психологический роман. И поэтому он никак не мог сочетать в себе черты обыденность и заурядности. Поэтому главы романа не соответствуют хронологическому порядку.

Структура великого произведения своеобразна, она состоит из повестей, которые впоследствии были объединены в роман, где есть главный герой, а иногда его заменяют рассказчики. Еще одной удивительной особенностью романа является тот факт, что повести были созданы отдельно друг от друга и изначально не имели смысловой связи. Каждая из них и сейчас может существовать как отдельное произведение потому, что имеет полноценный сюжет, героев и интересный конец.

Роман не зря называют психологическим, ведь автор поставил главную цель для себя – раскрыть внутренний мир главного героя. Поэтому все действия, которые происходят в романе, по большей части отражаются как душевные размышления и переживания. Не смотря на то, что автор нарушил хронологическую последовательность, мысль, которую стремился донести автор остается ясна. Роман начинается с середины произведения, где уже произошли определенные события, которые повлияли на мысли и поступки героя. Сперва мотивы главного героя размыты и непонятны для читателя, но чем больше страниц романа прочитано, тем интереснее и увлекательно становится.

Автор ведет повествование с середины сюжета к концу произведения. Затем снова возвращается к началу романа и дает полное представление о герое. После того, как читатель узнает о смерти Печорина, автор заставляет вернуться на исходные позиции и узнать начало пути героя, что и как повлияло на его мировоззрение.

Создавая великое произведение, автор не раз редактировал сам роман и расположение глав. И вот в третий и последний раз Лермонтов окончательно убедился, что такая последовательность лучшего всего передаст его замысел. Автор не случайно расположил главы в таком порядке. Именно такая своеобразная подача романа делает его великим и уникальным. Именно такая последовательность дала возможность автору воплотить свой философский смысл.

В чем противоречивость изображения Н.А. Некрасовым крестьянской Руси?(по лирике поэта или по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

В центре внимания величественной поэмы Некрасова находится образ, который впитал в себя все оттенки из палитры красок, в центре событий находится народ. Это собирательный образ, который отражает всю суровую действительность, которую пришлось переживать русской душе, но при этом он показывается глупым и склонным к рабскому мышлению, к добровольному подчинению. Поэма, которую создал Некрасов, была направленная на народ и описание его тернистой жизни. И наряду с этим, автор высмеивает некоторые повадки русского народа. Именно в этом я вижу противоречивость изображения крестьянской Руси.Талантливый писатель всегда преподносил только правдивые картины из жизни, он всегда был на стороне многострадального народа. Автор разделял все мечты и стремления народа к свободе и счастливой жизни. В своей великой поэме «Кому на Руси жить хорошо» он особенно ярко выражает радость народа от избавления. Крестьянская Русь так долго ходила в неволе, и вот сейчас пришел день освобождения и реализации всех мечт. Но народ не спешит менять свою жизнь, он не торопится уйти от многолетних и жестоких хозяев, избавиться от которых он мечтал всю жизнь.

В поэме представлено много образов крестьян. Каждый из них играет свою роль в произведении и преподает урок читателю. Некоторым персонажам автор открыто симпатизируют. Как правило, это трудолюбивые люди, которые знают, чего хотят, чей дух не смогла сломить тяжелая жизнь в рабстве. Однако подвергаются высмеиванию другие образы, которые всю жизнь сетовали на тиранию со стороны помещиков, а получив желанную свободу, продолжают вести себя так же. Автор осуждает их бездействие. Они топят свое горе в вине, не совершая абсолютно никаких действий.

Мне кажется, что противоречивость в описании крестьянской Руси проявляется в любви автора к народу, и в то же время осуждении за неправильные поступки. Поэтому образы одного и того же народа так различны на протяжении всей поэмы. И отношение автора к каждому персонажу абсолютно разное.

Почему в романе Герой нашего времени события не по порядку

Почему в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» со­бытия изображены не в хронологической последовательности?

Произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) — социально-психологический роман.

Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими по­ступками, сильными чувствами. С другой — Печорин воплощает в себе обобщённые черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности в обществе.

Печорин — офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений. Сильные чув­ства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.

Почему же в романе «Герой нашего времени» события изо­бражены не в хронологической последовательности?

Прежде всего потому, что этот метод создаёт ощущение не­кой тайны, недосказанности в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Кроме того, читатель безразличен к хронологии описываемых событий. Ему интересна сама жизнь Печорина, интрига и замысловатость коллизий и тех ситуаций, которые возникают то здесь, то там на его жизненном пути.

А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина по­следовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.

В главе «Бэла» читатель знакомится с образом Печорина через рассказ о нём Максима Максимыча и убеждается в том, насколько этот молодой человек решителен, дерзок и непред­сказуем в поступках. Но это лишь косвенные представления о герое, которым суждено пополниться в дальнейшем содер­жании романа. В главе «Максим Максимыч» читатель видит Печорина вживую и составляет своё мнение о нём. Внешность главного героя свидетельствует и о романтических наклон­ностях его характера, и о его волевых качествах. Но при этом холодность и равнодушие «странствующего офицера», про­явленные им к человечному и мудрому Максиму Максимычу, неприятно удивляют читателя.

В главах «Тамань» и «Княжна Мэри» Печорин изображён через записи в собственном дневнике очень полно, подробно и многосторонне. Его дневник — это рассказ героя о самом себе, исповедь, в которой объясняются мотивы его поступков и даётся им оценка.

Мы узнаём о том, что в центре жизненных интересов ге­роя — его собственная личность, его «эго». Остальные герои романа — это «другие», которые по воле случая оказываются на его жизненном пути.

Печорин признаётся себе, что в нём два человека: один совер­шает поступки, другой беспристрастно оценивает их. Он при­носит много страданий другим людям; по его вине гибнут Бэла и Грушницкий. Однако Печорин склонен думать, что объективно в несчастиях этих «других» он не виноват. Но в его подсознании таится мысль о том, что нет — виноват!

По этой причине он «засмеялся» после похорон Бэлы, и у Максима Максимыча «мороз пробежал по телу». У Печорина хватает ума и сострадания, чтобы сказать искренние слова оби­женному им Максиму Максимычу при расставании. Понимая, насколько виноват, он готов броситься к ногам княжны Мэри, чьё сердце разбито, и плачет на дороге в Пятигорск около пав­шего коня.

Сердце главного героя жаждет небывалого отклика на его чувства. Сам он безуспешно стремится соответствовать «предна­значению высокому» и плодотворно тратить «силы необъятные», которые, он уверен, даны ему от природы. Но цели его остаются неисполненными; великое поприще, на котором он мог бы со­стояться как выдающаяся личность, им не найдено. Поэтому критик Белинский назвал его «страдающим эгоистом».

И, наконец, завершает характеристику Печорина глава «Фаталист», где на серьёзном философском уровне решается вопрос о неизбежных, предопределённых свыше поворотах в судьбе человека. Так, глубоко продуманной автором с идейно­художественных позиций предстаёт перед нами история жизни Печорина, «героя» русской действительности 1830-1840-х гг.

Таким образом, «странная» композиция не разрушила худо­жественный замысел автора романа, и главный герой предстает перед читателем как характер целостный и самобытный.

Краткое содержание по главам «Герой нашего времени»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обращение автора к читателям, возмущенным негативными чертами образа главного героя, в чём упрекают самого автора.

Лермонтов же отмечает, что у героя комплекс пороков того времени, поэтому он актуален. Также автор объясняет, что нельзя всё время рассказывать только добрые и лестные истории, но необходимо показывать жизнь в том виде, какова она есть в действительности.

Действие романа происходит в начале 19 века на Кавказе, здесь ведутся бои против горцев.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

I. Бэла

Рассказчик направляется на Кавказ. По дороге он знакомится с Максимом Максимовичем. Он произвел на офицера приятное впечатление, и они становятся приятелями. Началась пурга. Приятели вспоминают события из жизни. Штабс-капитан начинает рассказывать историю о молодом офицере, его знакомого уже около 4.5 лет.

Это Григорий Печорин – красивый лицом, умен и статен, но со странным характером – то жалуется из-за каждого пустяка, как девчонка, то бесстрашен, скачет по горам на лошадях.

В то время Максим Максимыч служил в военной крепости комендантом, у него и служил в подчинении Печорин.

В скором времени капитану стало очевидным, что Печорину стало тоскливо в глухомани, и он решил помочь ему развеяться. Как раз в то время он был приглашен на свадьбу старшей дочери черкесского князя, живущего рядом возле крепости и стремящегося наладить с царскими офицерами хорошие отношения.

На свадьбе Печорин влюбился в младшую дочь князя. Это была грациозная и прекрасная Бэла.

Максиму Максимычу становится душно, он идет на улицу и слышит разговор Казбича (черкес с лицом разбойника) и Азамата – брата Бэлы. Азамат желал приобрести у Казбича хорошего коня. Он был готов за коня заплатить своей сестрой даже, так как знал, как Казбич относится к его сестре. Казбич отмахивался от молодого человека, как от назойливой мухи.

Максим Максимыч, услышав такую беседу, рассказал это Печорину, взращивающего свою шальную идею.

Печорин позднее сам попросил Азамата украсть Бэлу, но только для него, а коня Казбича он обещал ему в знак оплаты данной услуги.

Как и договорились, Азамат привёл к Печорину свою сестру. Казбич пригнал в крепость стадо баранов, но отвлёкся с Печориным. Этот трюк необходим был для того, чтобы в это время Азамат украл у Казбича его любимого коня Карагеза.

За это Казбич поклялся расправиться с вором. Вскоре все услышали, что он убил отца Азамата и Бэлы, отомстив за хищение коня.

Бэла оставалась жить в крепости у Печорина, который всячески заботился о девушке. Он даже пригласил черкешенку, чтобы она служила Бэле.

Печорин был настолько ласков и учтив, что Бэла влюбилась без памяти в своего похитителя.

Но, как это часто бывает у молодых людей, добившись симпатии от Бэлы, Печорин вдруг охладел к ней. Бэла это заметила, и ей стало очень горько.

Максим Максимыч привязался к Бэле, как к родной дочке, успокаивал и утешал её. Когда Печорин был в отъезде, капитан пригласил девушку на прогулку вне крепости. Вдали они увидели Казбича, скакавшего на коне, который ранее принадлежал отцу Бэлы. Девушка сильно испугалась, что Казбич убьёт и её, как отца с братом.

Печорин всё реже и реже стал общаться с Бэлой, девушка совсем загрустила. Однажды Печорин и Максим Максимыч вернулись в крепость и увидели издали Казбича, у которого в седле лежал какой-то мешок.

Офицеры погнались за ним, но тот распахнул мешок и занёс над ним кинжал. Оказалось, что в мешке у него была Бэла. Казбич быстро ускакал, выкинув свою добычу.

Бэла была смертельно ранена. Офицеры подняли её и унесли в крепость, там она оставалась ещё пару дней. В сильном бреду, она каждый раз произносила имя Печорина и признавалась ему в своей любви. Она горевала, что у них разная вера, поэтому в раю они с Григорием не смогут встретиться.

Бэла умерла и была похоронена. Максим Максимыч старался не упоминать даже имени её в присутствии Печорина. Он даже считал, что хорошо, что был именно такой исход. Ведь если бы они сблизились, а потом Печорин бы её непременно бросил, то ей было бы сложно пережить такое разочарование и предательство.

Спустя время, Печорин уехал в другое место для прохождения дальнейшей службы. Он отбыл в Грузию, откуда о неё долгое время не было никаких вестей.

Рассказ штабс-капитана на этом окончился.

А мы продолжаем Краткое содержание по главам «Герой нашего времени»

II. Максим Максимыч

Пути рассказчика и Максима Максимыча разошлись, но вскоре снова пересеклись. Максим Максимыч сообщил, что недавно совершенно неожиданно для себя встретил Печорина.

Тот ушёл в отставку и решил перебраться жить в Персию. Капитану хотелось поговорить с бывшим другом, ведь с момента последней встречи прошло около пяти лет, но Печорин не захотел общаться. Это очень опечалило и обидело старого штабс-капитана.

Он даже не мог уснуть в эту ночь, а утром захотел снова поговорить с Печориным. Но Григорий был холоден и безразличен, что вновь опечалило Максима Максимыча.

Когда рассказчик лично повстречался с Печорины, то захотел описать своё мнение о внешности и манерах поведения героя.

Печорин – красивый, с выразительными и правильными чертами лица, среднего роста. Нравился женщинам за свои манеры держать себя в обществе и умение общаться. Одевался прилично. Самое выдающееся в его внешности было – это его взгляд – холодный и проницательный. При разговоре Печорин никогда не размахивал руками, что говорит лишь о его замкнутости и недоверии к собеседнику.

После стремительного отъезда о Печорине остались только яркие воспоминания.

Рассказчик поведал, что Максим Максимыч, видя неподдельный интерес рассказчика, отдал ему дневник Печорина. Долгое время рассказчик и не вспоминал о дневнике, но после скоропостижной смерти Печорина (во время переезда в Персию офицер заболел и умер в возрасте двадцати восьми лет). Рассказчику захотелось опубликовать некоторые места из дневника.

Рассказчик также обращается к читателю, чтобы не судили Печорина слишком строго, так как хоть тот и был порочным молодым человеком, но в дневнике всё описывал честно и искренне.

Продолжаю краткое содержание по главам «Герой нашего времени».

М.Ю.Лермонтов  «Герой нашего времени» — первый психологический роман 9 класс

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» — первый психологический роман

9 класс

История создания 1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер.  События разворачиваются на фоне столичной жизни. 1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется –  впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск,  Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах  боевых действий, посещения Тамани, встречи с  ссыльными декабристами.  1837 – 1840 гг. – время написания романа.

История создания

1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер.

События разворачиваются на фоне столичной жизни.

1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется –

впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск,

Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах

боевых действий, посещения Тамани, встречи с

ссыльными декабристами.

1837 – 1840 гг. – время написания романа.

История создания Годы написания:  1838-1839 гг. (Предисловие написано в 1841 году) Годы опубликования: 1839-1840 гг. Впервые опубликованы:

История создания

  • Годы написания:

1838-1839 гг. (Предисловие написано в 1841 году)

  • Годы опубликования: 1839-1840 гг.
  • Впервые опубликованы:

«Бэла» — в «Отечественных записках» (1839, т. 2, №3);

«Фаталист» — в «Отечественных записках» (1839, т. 6, №11);

«Тамань» — в «Отечественных записках» (1840, т. 8, №2);

первое отдельное издание полностью — СПб., 1840.

Первый русский  реалистический психологический  роман в прозе Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера – типического характера своей среды и эпохи. Об этом сказал сам Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»

Первый русский реалистический психологический роман в прозе

Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера – типического характера своей среды и эпохи.

Об этом сказал сам Лермонтов: «История души

человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»

Психологизм романа определяет его проблематику. Автора интересует загадка человеческой личности, проблема ее становления и развития, проблема поиска смысла жизни и определения своего предназначения. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, о свободе и необходимости.

Психологизм романа определяет его проблематику.

Автора интересует загадка человеческой личности,

проблема ее становления и развития, проблема поиска смысла жизни и

определения своего предназначения.

Лермонтова интересуют

взаимоотношения человека с судьбой,

его представления о вере и предопределении,

о свободе и необходимости.

Жанр романа: социально-психологический реализм. Проблематика романа «Герой нашего времени» определена автором в «Предисловии» к «Журналу Печорина: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости.

Жанр романа: социально-психологический реализм.

Проблематика романа «Герой нашего времени» определена автором в «Предисловии» к «Журналу Печорина: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости.

  СЛОВАРНАЯ РАБОТА  Сюжет ( франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. Фабула ( лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Сюжет ( франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.

Фабула ( лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета.

 Нравственные проблемы в романе Проблема смысла жизни и назначения человека Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья: он погубил Бэлу, кровно обидел Максима Максимыча, нарушил семейный покой Веры, оскорбил Мери, убил на дуэли Грушницкого. Проблема счастья Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле все, что его окружает. Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.

Нравственные проблемы в романе

Проблема смысла жизни и назначения человека

Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья: он погубил Бэлу, кровно обидел Максима Максимыча, нарушил семейный покой Веры, оскорбил Мери, убил на дуэли Грушницкого.

Проблема счастья

Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле все, что его окружает. Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.

 Нравственные проблемы в романе Проблема уважения к людям Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. По оценке Н.Добролюбова, Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло», - рассуждает герой. «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».  «Наполеоновская проблема» Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Поэтому Печорин не только несет несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.

Нравственные проблемы в романе

Проблема уважения к людям

Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. По оценке Н.Добролюбова, Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло», — рассуждает герой. «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».

«Наполеоновская проблема»

Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Поэтому Печорин не только несет несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.

Своеобразие композиции:  её концентрическая структура Структура романа Хронологический порядок частей Предисловие ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Тамань Княжна Мери Бэла Фаталист Максим Максимыч I. Бэла II. Максим Максимыч I. Бэла II. Максим Максимыч  Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем (на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче») проходит пять лет. Журнал Печорина  Предисловие I. Тамань Предисловие I. Тамань ЧАСТЬ ВТОРАЯ ( Окончание журнала Печорина ) II. Княжна Мери III. Фаталист II. Княжна Мери III. Фаталист

Своеобразие композиции: её концентрическая структура

Структура романа

Хронологический порядок частей

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • Тамань
  • Княжна Мери
  • Бэла
  • Фаталист
  • Максим Максимыч
  • I. Бэла II. Максим Максимыч
  • I. Бэла
  • II. Максим Максимыч

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем (на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче») проходит пять лет.

  • Журнал Печорина
  • Предисловие I. Тамань
  • Предисловие
  • I. Тамань
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ ( Окончание журнала Печорина )
  • II. Княжна Мери III. Фаталист
  • II. Княжна Мери
  • III. Фаталист

 Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:  1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани. 2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого. 3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча. 4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем. 5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем. 6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).  От хронологической последовательности автор отказался.

Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:

1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани.

2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого.

3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча.

4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем.

5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем.

6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).

От хронологической последовательности автор отказался.

Хронологический порядок событий ФАБУЛА

Расположение повестей в романе

Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань.

«Тамань»

СЮЖЕТ

Предисловие ко всему роману.

«Бэла»

После военных действий на Кавказе, Печорин едет в Пятигорск.

«Княжна Мери»

После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча.

«Бэла»

« Максим Максимыч»

Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы.

«Предисловие»

к «Журналу Печорина».

«Тамань»

Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов осудить героя.

Затем происходит история

с Вуличем.

«Фаталист»

Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.

«Княжна Мери»

Через 5 лет Печорин встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию. «Максим Максимыч»

«Фаталист»

Вопросы: Как вы думаете, зачем писатель изменил порядок частей?  В каком произведении Лермонтова нам встречался подобный прием?  С какой целью М.Лермонтов передает повествование разным персонажам?

Вопросы:

  • Как вы думаете, зачем писатель изменил порядок частей?
  • В каком произведении Лермонтова нам встречался подобный прием?
  • С какой целью М.Лермонтов передает повествование разным персонажам?

Жанр романа   «Бэла» романтическая новелла путевой очерк «Максим Максимыч» психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть «Тамань» дневник «светская» повесть «Княжна Мери» записки романтическая новелла «Фаталист» социально-психологический философский роман 14

Жанр романа

«Бэла»

романтическая новелла

путевой очерк

«Максим Максимыч»

психологическая новелла

авантюрная новелла

остросюжетная повесть

«Тамань»

дневник

«светская» повесть

«Княжна Мери»

записки

романтическая новелла

«Фаталист»

социально-психологический

философский роман

14

Художественная роль  концентрической композиции  В центре всех пяти новелл - образ Печорина .  Несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты:   интимные,   психологические,   нравственные,   философские,   конфликты характеров  (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество»).  Эти сюжетные линии, различные по протяженности во времени, дополняются скрытым конфликтом (конфликт Печорина и «власть имущих», по воле которых он оказался на Кавказе, «правопорядок» которых герой не принимает).  Соединение сюжетных линий образует полифоническую структуру романа . (В этом новаторство).   Полифоническое построение романа дополняется разными повествованиями о Печорине, то есть главный герой характеризуется с разных позиций , включая и его исповедь, которую можно считать доминирующей.

Художественная роль концентрической композиции

В центре всех пяти новелл — образ Печорина .

Несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты:

интимные,

психологические,

нравственные,

философские,

конфликты характеров

(Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество»).

Эти сюжетные линии, различные по протяженности во времени, дополняются скрытым конфликтом (конфликт Печорина и «власть имущих», по воле которых он оказался на Кавказе, «правопорядок» которых герой не принимает).

Соединение сюжетных линий образует полифоническую структуру романа . (В этом новаторство).

  Полифоническое построение романа дополняется разными повествованиями о Печорине, то есть главный герой характеризуется с разных позиций , включая и его исповедь, которую можно считать доминирующей.

 Выводы.   Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий.  Мы знакомимся с главным героем, слушая рассказ о нём Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности. Затем видим портрет героя, описанный странствующим офицером. И только потом читаем дневник самого Печорина.

Выводы.

Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий.

Мы знакомимся с главным героем, слушая рассказ о нём Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности. Затем видим портрет героя, описанный странствующим офицером. И только потом читаем дневник самого Печорина.

Раскрытие характера Печорина

Раскрытие характера Печорина

 Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания  в России.

Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания

в России.

Концепция «лишнего человека»: кто виноват в судьбе Печорина?

Концепция «лишнего человека»: кто виноват в судьбе Печорина?

«И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» («Тамань») Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отвечает: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина. Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может описывать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании.

«И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» («Тамань»)

  • Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отвечает: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина.
  • Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может описывать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании.

Чтение и анализ предисловия к журналу Очень интересно Лермонтов начинает предисловие. Странная реакция на известие о смерти! Но, оказывается, обрадовался тому, что «оно давало мне право печатать эти записки». Здесь вымышленный автор больше похож на Лермонтова: он язвителен, умен, наблюдателен. Лермонтов решил объяснить своим современникам их самих, ничего не скрывая, не приукрашивая. Вот почему он говорит, что герой «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Печорин странен. Но странным в то время называли того, кто не таков, как все, необычен, непонятен, тот, у кого есть собственные мысли и чувства. В двух повестях Печорин показан извне, глазами других героев, теперь мы его увидели изнутри.

Чтение и анализ предисловия к журналу

  • Очень интересно Лермонтов начинает предисловие. Странная реакция на известие о смерти! Но, оказывается, обрадовался тому, что «оно давало мне право печатать эти записки». Здесь вымышленный автор больше похож на Лермонтова: он язвителен, умен, наблюдателен.
  • Лермонтов решил объяснить своим современникам их самих, ничего не скрывая, не приукрашивая. Вот почему он говорит, что герой «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Печорин странен. Но странным в то время называли того, кто не таков, как все, необычен, непонятен, тот, у кого есть собственные мысли и чувства.
  • В двух повестях Печорин показан извне, глазами других героев, теперь мы его увидели изнутри.

Своеобразие  идейно-художественного содержания романа Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил - сил добра и зла в душе человека.

Своеобразие идейно-художественного содержания романа

  • Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности.
  • В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла в душе человека.

Своеобразие  идейно-художественного содержания романа Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.

Своеобразие идейно-художественного содержания романа

Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона:

добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе.

Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.

Подумаем — Черты какого художественного метода — романтизма или реализма — присущи роману «Герой нашего времени»? — Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма? Вспомним характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях. Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.

Подумаем

— Черты какого художественного метода — романтизма или реализма — присущи роману «Герой нашего времени»?

— Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?

  • Вспомним характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях.
  • Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.

Черты романтизма и реализма в романе

«Герой нашего времени»

Черты романтизма

Черты реализма

  • Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью — главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)
  • Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей

2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов

2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, к его размышлениям о нравственных и философских проблемах, к анализу собственных переживаний, мотивам поведения, что характерно для психологического романа

3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина, бесполезность его исканий

3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц

4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина

4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется

Вывод

В современном лермонтоведении доказано, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе черты и романтического, и реалистического произведения.

197

Своеобразие романа «Герой нашего времени» — это социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века. Пониманию образа Печорина, выявлению и оценке основных черт его личности способствуют сюжетно-композиционные особенности романа. Роман сходен с романтической поэмой и романтической повестью. Его главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических произведений (отсутствие сведений о прошлом, изображение в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).

Своеобразие романа

  • «Герой нашего времени» — это социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века. Пониманию образа Печорина, выявлению и оценке основных черт его личности способствуют сюжетно-композиционные особенности романа.
  • Роман сходен с романтической поэмой и романтической повестью. Его главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических произведений (отсутствие сведений о прошлом, изображение в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).

Своеобразие романа Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер сложился и не меняется, не развивается. Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм. Печорин анализирует события своей жизни и подвергает самоанализу мотивы поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя. Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает восприятие личности Печорина с разных точек зрения. Концентрическая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя.

Своеобразие романа

  • Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер сложился и не меняется, не развивается. Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм.
  • Печорин анализирует события своей жизни и подвергает самоанализу мотивы поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
  • Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает восприятие личности Печорина с разных точек зрения. Концентрическая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя.

 Произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» стало первым русским социально-психологическим и философским романом в прозе ( 1837 – 1840 ).  Этот роман – новый взгляд на человека, его характер, открывающий в нем связь социально-психологического, физического и духовного начала.

Произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» стало первым русским социально-психологическим и философским романом в прозе ( 1837 – 1840 ).

Этот роман – новый взгляд на человека, его характер, открывающий в нем связь социально-психологического, физического и духовного начала.

«Бэла»   Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.

Бэла и Печорин «он часто грезился ей во сне… и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления…» «…наряжал ее , как куколку, холил и лелеял…» «…я ее еще люблю… я за нее жизнь отдам…» НО НО «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосерде- чие одной так же надоедают, как и кокетство другой…»  Полюбить не может, так как Печорин - иноверец Страдает от противоречия Попытка приблизиться к чело- веку другой веры заканчивается трагически

Бэла и Печорин

«он часто грезился ей во сне…

и ни один мужчина никогда не

производил на нее такого

впечатления…»

«…наряжал ее , как куколку,

холил и лелеял…»

«…я ее еще люблю… я за нее

жизнь отдам…»

НО

НО

«Я опять ошибся: любовь дикарки

немногим лучше любви знатной

барыни; невежество и простосерде-

чие одной так же надоедают, как и

кокетство другой…»

Полюбить не может, так как

Печорин — иноверец

Страдает от противоречия

Попытка приблизиться к чело-

веку другой веры заканчивается

трагически

Повесть «Максим Максимыч» ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ Максим Максимыч Печорин Все прошедшее мучительно Все прошедшее мило Общие воспоминания – основа для беседы, которую ждет с нетерпением Не может и не хочет вспоминать спокойно,  особенно историю с Бэлой Воспоминания о прошлом придают некую значительность Боль в душе – не может простить историю с Бэлой (ее гибель)

Повесть «Максим Максимыч»

ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ

Максим Максимыч

Печорин

Все прошедшее

мучительно

Все прошедшее мило

Общие воспоминания –

основа для беседы, которую

ждет с нетерпением

Не может и не хочет

вспоминать спокойно,

особенно историю с Бэлой

Воспоминания о прошлом

придают некую

значительность

Боль в душе – не может

простить историю с Бэлой

(ее гибель)

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить. Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

Повесть «Тамань» М.Ю. Лермонтов, 1837 г. Ф.Д. Константинов, 1962 г. 33

Повесть «Тамань»

М.Ю. Лермонтов, 1837 г.

Ф.Д. Константинов, 1962 г.

33

 Повесть «Тамань» рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте. Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

Повесть «Тамань» рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.

Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери»  Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом.  Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери . Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

«Княжна Мери»

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом. Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери . Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

Печорин и Мери Раздражение Ненависть Интерес Отсутствие внимания со стороны Печорина Сопереживание «Дерзкие»  поступки Печорина Желание узнать, кто же такой Печорин Исповедь Печорина ПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ 36

Печорин и Мери

Раздражение

Ненависть

Интерес

Отсутствие внимания со стороны Печорина

Сопереживание

«Дерзкие» поступки

Печорина

Желание узнать,

кто же такой

Печорин

Исповедь Печорина

ПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ

36

«ФАТАЛИСТ» Является завершающей частью романа, его «замковым камнем». Повествует о трагической гибели сербского офицера Вулича. Содержит безответные вопросы о роли судьбы, предопределения в жизни человека.

«ФАТАЛИСТ»

Является завершающей частью романа, его «замковым камнем». Повествует о трагической гибели сербского офицера Вулича. Содержит безответные вопросы о роли судьбы, предопределения в жизни человека.

– Восстановите хронологический порядок событий. “ Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; “ Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча; “ Фаталист ”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; “ Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; “ Максим Максимыча ”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”. Восстановите картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”.  Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине . 36

Восстановите хронологический порядок событий.

  • Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;
  • Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;
  • Фаталист ”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;
  • Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;
  • Максим Максимыча ”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.
  • Восстановите картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”.

Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине .

36

Образ Печорина  — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209—11). Печорин — личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. 36

Образ Печорина  — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209—11). Печорин — личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага.

36

Кто виновен в судьбе Печорина? (несостоявшейся судьбе) Время и общество Он сам ↓ ↓ Судьба Социальные причины Нравственные ↓ (Печорину присущи черты романтизма — конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Всё таит в себе) (Характер героя — есть одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со «вторым я» не давали ему свободы. Герой пытается «убежать от себя».) Философия (Автор заканчивает произведение повестью «Фаталист» как бы говоря, что может быть Печорину изначально была предначертана такая судьба).

Кто виновен в судьбе Печорина? (несостоявшейся судьбе)

Время и общество

Он сам

Судьба

Социальные причины

Нравственные

(Печорину присущи черты романтизма — конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Всё таит в себе)

(Характер героя — есть одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со «вторым я» не давали ему свободы. Герой пытается «убежать от себя».)

Философия

(Автор заканчивает произведение повестью «Фаталист» как бы говоря, что может быть Печорину изначально была предначертана такая судьба).

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”. М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

 Печорин – человек 30-х гг. (время реакции)  одаренная, неординарная личность (ум, сильные страсти, воля)  характер противоречив (борьба рассудочности с требованиями ума и сердца)  способен на глубокую любовь (отношение к Вере)  типичный герой своего времени тип лишнего человека  А.И. Герцен (1 8 61 г.): «Время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй. Оттого очень естественно Онегины и Печорины делаются Обломовыми».

  • Печорин – человек 30-х гг. (время реакции)
  • одаренная, неординарная личность (ум, сильные страсти, воля)
  • характер противоречив (борьба рассудочности с требованиями ума и сердца)
  • способен на глубокую любовь (отношение к Вере)
  • типичный герой своего времени

тип лишнего человека

А.И. Герцен (1 8 61 г.): «Время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй. Оттого очень естественно Онегины и Печорины делаются Обломовыми».

 К типу «лишнего человека» критики XIX в. и некоторые литературоведы в ХХ в. относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого).  Само наименование вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева. Сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение – это Онегин, затем – Печорин, тургеневские персонажи.  Это социально-психологический тип, которому свойственно отчуждение от официальной России, от родной среды ( обычно – дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.  Это дворяне, не нашедшие себе места в жизни, не увидевшие применения своим силам, нередко слабые и безвольные.

К типу «лишнего человека» критики XIX в. и некоторые литературоведы в ХХ в. относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого).

Само наименование вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева. Сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение – это Онегин, затем – Печорин, тургеневские персонажи.

Это социально-психологический тип, которому свойственно отчуждение от официальной России, от родной среды ( обычно – дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.

Это дворяне, не нашедшие себе места в жизни, не увидевшие применения своим силам, нередко слабые и безвольные.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как вставить текст ворд арт изменить его размер применить тень объем
  • Как вставить текст wordart изменить его размер применить тень объем
  • Как все контакты изменить на 7
  • Как все исправить цитаты
  • Как вручную изменить язык