Сообщение Просмотров:
17,147
Человеческая цивилизация и мировая история делятся на три эпохи: древнюю, постклассическую, известную также как средневековье или средние века, и современную. Железный век был последним техническим и культурным этапом в серии Каменный-Бронзовый-Железный век. Хронология всего железного века, когда этот металл в значительной степени вытеснил бронзу в инструментах и оружии, сильно различалась, начиная примерно с 1200 г. до н.э. на Ближнем Востоке и в Южной Европе, но не ранее 600 г. до н.э. в Китае. Железный век длился примерно с 1500 г. до н.э. по 500 г. до н.э.
Начало железного века
Каменный, бронзовый и железный века — три периода ранней истории человечества, которые часто изучаются. Историки используют этот метод для датирования ранней истории человечества, потому что орудия, сделанные из твердого материалы как металл и камень, как правило, являются единственными реликвиями этих древних культур. Эта периодизация варьируется в зависимости от региона, хотя она верна при обсуждении Афро-Евразии. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что люди в Западной Африке и Юго-Западной Азии были первыми, кто осознал, что темно-серебристые камни, торчащие из почвы, можно превратить в инструменты и оружие около 1500 г. до н.э. Историки считают, что металл был найден случайно, когда часть руды была помещена в огонь и охлаждена в кованое железо.
Самая ранняя технология выплавки железа появилась в критический момент истории. Около 1200 г. до н.э., в эпоху поздней бронзы, несколько важных наций в Восточном Средиземноморье начали распадаться. Египетская, греческая и хеттская культуры переживали кризис. Этот коллапс был вызван различными обстоятельствами, в том числе землетрясениями, засухами и вторжением таинственного народа, известного как «народы моря». Появление железных технологий и крах вскоре превратили древний мир во что-то менее древнее. После экологической катастрофы и вторжения железо изменило региональную динамику власти, торговые сети, естественную среду обитания и социальные порядки людей от Средиземноморья до Китая.
Разница между производством бронзы и железа
Техника производства железа стала огромным прорывом, на освоение которого ушли тысячи лет. Плавить железо гораздо труднее, чем плавить олово или медь. Эти металлы и сплавы могут подвергаться холодной обработке, а выплавляемое железо должно подвергаться горячей обработке и плавиться только в специально построенных печах. Давайте сравним, насколько сложно было выплавить бронзу. Для образования бронзы происходит плавление олова и меди при температуре около 950 градусов по Цельсию. Это смешивание было возможно для первых людей в керамической печи. Для железа требуется печь, способная поддерживать температуру 1,538 градусов по Цельсию, что слишком высоко для гончарного огня. Преимущество железа в том, что для него требуется всего один металл, который значительно легче получить, чем медь или олово.
Достижения железного века
Усовершенствование человеком методов производства железа способствовало подъему сельскохозяйственного и военного секторов, за которым последовала промышленная революция. Основная племенная структура была вытеснена растущей классовой системой, развитием государств и созданием новых торговых связей, которые стали возможными благодаря железу. Открытие легендарного торгового пути Великого шелкового пути произошло в раннем железном веке.
Поскольку железо было более прочным, чем бронза, люди могли изготавливать острые инструменты, такие как мечи и копья. Они также изготавливали инструменты для сбора урожая из железа, такие как плуги и серпы. Железные инструменты имели решающее значение для развития цивилизаций, сообществ и королевств. Открытие лимонита позволяет заниматься кузнечным делом. Модернизация сельскохозяйственного оборудования заменила простой деревянный плуг на плуг с железным наконечником. Это упростило сельское хозяйство и привело к чрезвычайно высокой урожайности. Появление токарного станка по дереву позволило столярам изготавливать более практичные и полезные изделия из дерева, такие как миски и ведра.
При раскопках древнейших железных артефактов в гробницах в Герзе, Нижний Египет, были обнаружены девять маленьких бусинок, датируемых 3200 годом до нашей эры. Произошло опознание этих орудий как метеоритного железа, приданного формы. Несколько древний общества использовали его за тысячи лет до железного века. Это железо не требует плавки руды, потому что оно находится в исходном металлическом состоянии. В дополнение к специально построенным печам, древнее производство железа требовало разработки сложных методов удаления примесей, управления примесью углерода и горячей обработки для достижения желаемого баланса твердости и прочности стали.
Список инструментов железного века
Кузнецы железного века использовали три основных инструмента для создания железных предметов: молоток, наковальню и щипцы.
- Ард был плугом с острым железным наконечником.
- Серпы для уборки урожая.
- Коултер был сельскохозяйственным орудием для разбивания грязи.
- Лемех был сельскохозяйственным орудием, используемым для прокладки прямых рядов.
- Длинное деревянное оружие с железными наконечниками, известное как пики и копья.
- Вращающаяся мельница представляла собой оборудование для измельчения зерна.
- Гончарный круг – это инструмент для создания керамики.
- Токарный станок по дереву формирует древесину и другие материалы.
- Руль корабля был сделан из железа, и он мог ориентироваться самостоятельно.
- Железное долото было инструментом для резки дерева, камня, металла и других твердых материалов.
- Горшки, котлы и контейнеры являются примерами инструментов для приготовления пищи.
- Мечи, кинжалы, пики и копья — обычные орудия охоты.
Поселения раннего железного века
В раннем железном веке фермеры выращивали урожай, рубили растительность железными мотыгами и топорами, пасли животных и овец. Они дополняли свое сельское хозяйство сбором дикорастущих растений, охотой и сбором моллюсков, если жили недалеко от океана. Деревни расширились, чтобы вместить несколько сотен человек, где были благоприятные сельскохозяйственные условия, например, в долине реки Тугела на востоке. Между фермерскими группами велась некоторая торговля. Открытие и свидетельство специализации по производству соли произошло на северо-востоке и среди населения охотников-собирателей Южной Африки. Искусно сделанные глиняные черепа в натуральную величину, датируемые 7 веком нашей эры и обнаруженные недалеко от города Лиденбург на востоке Южной Африки, — это все, что осталось от людей, ранее населявших этот регион.
Возведение городов раннего железного века происходило в низменных местах, таких как долины рек и прибрежная равнина, что позволяло лесам и саваннам перемещаться (подсечно-огневое) земледелие. Однако, начиная с 11 века, в период, известный как поздний железный век, сельскохозяйственные группы начали колонизировать расположенные выше луга. Неизвестно, произошло ли обнаружение этих новых обществ захватчиками или из-за распространения новой информации среди существующего населения. Новые люди начали создавать различные виды керамики во многих регионах и строить каменные города. Эти и другие изменения в моделях поведения, скорее всего, отражают растущую роль крупного рогатого скота в экономической жизни.
Ранний железный век и торговля
В эпоху бронзы и железа древняя Евразия была переплетена и взаимозависима. Войны и торговля связывали Восточное Средиземноморье и Западную Индию, а также районы между ними. На протяжении многих веков армии и торговцы внедряли бронзовые и железные технологии и эти торговые сети. Сообщества в глобальных зонах, таких как Америка и Тихий океан, были исключены из изменений железного века. Использование железных технологий в этих областях началось только в пятнадцатом веке нашей эры. Хетты, которые контролировали империю в Анатолии с 1500 г. до н.э. по 1177 г. до н.э., предоставили самые ранние свидетельства широкого распространения выплавки железа.
Ранний железный век и его влияние на сельское хозяйство
Техника выплавки железа постепенно распространилась по Евразии от Анатолии до Месопотамии. Примерно к 1000 г. до н.э. индийским фермерам требовалось больше рисовых полей для поддержки растущего населения новых городов. Чтобы проложить путь для риса, они использовали железные инструменты для расчистки лесов вокруг больших рек субконтинента. Люди в Китае воспользовались техникой выплавки железа около 700 г. до н.э., улучшив производство железа за счет строительства более крупных и горячих печей, способных плавить железо до более жидкого состояния. Метод заливки железной руды в формы известен как чугун. Этот металл был слишком хрупким для оружия, но идеально подходил для изготовления недорогих железных плугов, инструментов, горшков и предметов искусства. Из-за обилия чугунных орудий китайские фермеры смогли повысить и интенсифицировать производительность сельского хозяйства. Увеличение количества еды привело к быстрому росту населения в Китае, как это произошло с железной технологией в Месопотамии и Индии.
Факты показывают, что техника выплавки железа возникла независимо в странах Африки к югу от Сахары, когда хетты начали заниматься металлом. Язык банту уже связывал различные народы Центральной Африки. С другой стороны, железо позволило им расчистить африканские леса и распространить свое земледельческое общество на территорию, большую, чем Соединенные Штаты.
Ранний железный век и его влияние на окружающую среду
Люди всегда влияли на окружающую среду, но культуры железного века изменили ее беспрецедентно. Печи для выплавки железа требовали большого количества топлива. Древесина была самым распространенным и горячим топливом, доступным древним культурам. Люди стали полагаться на улучшенное производство для поддержания растущего населения после того, как они начали использовать железные орудия. В результате они срубили больше деревьев, чтобы создать более широкие поля, и использовали древесину для питания своих печей. С увеличением количества людей возник спрос на больше железных инструментов, что потребовало использования большего количества дерева. Поэтому фермеры отправились рубить больше деревьев и расчищать землю, вооружившись новыми железными топорами. В результате леса стали быстро исчезать.
Ранний железный век и вооружение
Поскольку многие древние цивилизации не знали, как превратить железную руду в оружие, использование железа не всегда происходило в военное дело. Эта честь удостаивается хеттов, которые первыми стали выковывать из железа оружие и доспехи. Использование железа произвело революцию в бою. Хетты исследовали характеристики и состав металлов и имели железные рудники в северной части своего царства у Черного моря. Сначала они плавили руду, которая превращала ее в жидкую форму. Вместо того, чтобы плавить его на дровах, они использовали древесный уголь, добавляя углерод к железу и увеличивая его прочность. После заливки металла в формы они использовали неслыханную процедуру, при которой они нагревали кусок железа, чтобы смягчить его, прежде чем придать ему форму с помощью молотка.
Достижения железного века в разных частях света
Железный век на древнем Ближнем Востоке
Открытие способностей плавки железа и кузнечного дела в Анатолии, на Кавказе и на Балканах положило начало железному веку на Древнем Ближнем Востоке примерно в конце 1300 г. до н.э. Ранний железный век на Кавказе часто разделяют на два периода: ранний железный I, около 1100 г. до н.э., и ранний железный век II, около десятого-девятого веков до н.э. Многие практики материальной культуры позднего бронзового века сохранились до раннего железного века. Первое использование железа в месопотамских государствах Шумера, Аккада и Ассирии датируется примерно 3000 г. до н.э. Обнаружение кинжала с железным лезвием в хаттской гробнице в Анатолии около 2500 г. до н.э. является одним из первых предметов, выплавленных из железа. К началу первого тысячелетия до нашей эры по всему Ближнему Востоку распространилось широкое использование железного оружия, которое вытеснило бронзовое.
Железный век в Европе
Внедрение обработки железа произошло в Европе в конце 11 века до н.э. с Кавказа, и в течение следующих 500 лет оно постепенно продвигалось на север и запад. Однако это не произошло одновременно по всей Европе. Доисторический железный век Ирландии начался примерно в 500 г. до н.э., после того как греческий железный век уже закончился, и закончился примерно в 400 г. н.э. Широкое использование железных технологий произошло одновременно в Европе и Азии. Развитие оружия, инструментов и конструкций посуды знаменует собой европейский железный век. Датировка железного века Британских островов происходит между 800 г. до н.э. и римским завоеванием 43 г. н.э. После того, как их стали называть кельтами, европейцы познакомили Британию с технологиями обработки железа. К 500–400 г. до н.э. использование изделий из железа распространилось по Британским островам, постепенно вытесняя использование бронзы.
Железный век в Африке к югу от Сахары
Африканская железная эра, также известная как промышленный комплекс раннего железного века, происходила между вторым веком нашей эры и примерно 1000 годом нашей эры в Африке, когда началась выплавка железа. В отличие от Европы и Азии, бронзовый или медный век предшествовал железному веку в Африке. Чтобы выплавить железо, африканские племена железного века использовали метод плавки. Они построили цилиндрическую глиняную печь и нагрели ее древесным углем и ручными мехами до температуры плавления. В 400–200 годах до нашей эры первые датированные печи для плавки чугуна в Африке к югу от Сахары были шахтными печами с несколькими сильфонами и внутренним диаметром от 31 до 47 дюймов.
Железный век в Центральной и Восточной Азии
Открытие китайских бронзовых надписей произошло в Китае около 1200 г. до н.э., до открытия плавки железа. Оплавление железа произошло к 9 веку до нашей эры. В результате с началом использования железа в Китае предыстория уступила место история периодизируется правящими династиями. К концу шестого века до нашей эры металлургия железа достигла долины Янцзы. Изделия из железа попали на Корейский полуостров примерно в 4 веке до нашей эры через торговлю в районе Желтого моря, ближе к концу периода Воюющих царств, но до начала династии Западная Хань. Предметы, сделанные из железа, такие как инструменты, оружие и декоративные предметы, попали в Японию в конце периода Яёй 300 г. до н.э. – 300 г. н.э. или в последующий период Кофун 250–538 гг. Н.э., скорее всего, через контакты с Корейским полуостровом и Китаем.
Железный век в Южной и Юго-Восточной Азии
В третьем тысячелетии до нашей эры из железа они изготовили колокольчик из меди/бронзы с железной хлопушкой, стержень из меди/бронзы с двумя железными декоративными пуговицами и ручку зеркала из меди/бронзы с декоративной железной пуговицей. Раскопки артефактов с 2,400 г. до н.э. по 1800 г. до н.э., включая миниатюрные ножи и лезвия, произошли в индийском штате Телангана. Практика металлургии была распространена на Индийском субконтиненте до третьего тысячелетия до нашей эры. Металлургия железа быстро развивалась в Индии в течение первого тысячелетия до нашей эры. Археология в Таиланде в Бан Дон Та Пхет и Као Сам Кео, обнаруживающая металлические, каменные и стеклянные предметы, эстетически связанные с Индийским субконтинентом. Это говорит о том, что Юго-Восточная Азия была индианизирована, начиная с 4-2 веков до нашей эры в конце железного века. Цивилизация Са Хуинь на Филиппинах и во Вьетнаме демонстрировала обширную торговую сеть.
Заключение
Большинство людей вели сельскохозяйственный образ жизни до промышленной революции, которая произошла столетия спустя. Большинство людей были фермерами, и их жизнь была сосредоточена на сельскохозяйственных сезонах. Формирование обществ в деревнях, где семьи обрабатывали землю и вручную создавали основы для выживания. Создание и выращивание всего необходимого было местным. В железном веке разработка железных орудий помогла сделать сельское хозяйство проще и эффективнее. Внедрение нового сельского хозяйства и животноводства произошло на протяжении всего железного века. Со временем люди начали создавать больше товаров для продажи или обмена. Некоторые сельскохозяйственные семьи проводили время, производя соль, керновые камни или железо. В большинстве городов есть следы производства одежды, деревообработки и даже кузнечного дела. На протяжении поколений железо использовалось для улучшения жизни людей. Однако с появлением лучших способов переработки железа земной шар вступил в фазу наиболее быстрого расширения.
Осмысление
25 мин
Освоение нового, примение знаний
изучение нового материала – параграф 20-21, стр. 56-60 (учебник)
Исследовательский вопрос: Каким образом производство железа изменило жизнь людей?
1. Работа с текстом (чтение).
Конец I тысячелетия до н. э. является переломным моментом в истории Казахстана. Для племен, населявших территорию Казахстана, VII-VII века до н. э. это временя, когда началась эпоха открытия и широкого использования железа.
На смену каменному и бронзовому веку пришел железный век, так как основные орудия труда стали изготавливать из железа. Железные орудия труда были более острыми, удобными, прочными по сравнению с орудиями из камня и бронзы.
Древняя история эпохи железа делится на 2 периода:
эпоха раннего железа (VIII-VII вв. до н. э) и эпоха позднего железа (III- IV вв. до н.э.)
Разные области не одновременно подошли к этому этапу. Там, где были богатые месторождения меди и олова, железо на первых порах с трудом пробивало себе дорогу. К таким районам можно отнести Казахстан и Южную Сибирь, где развилось до высокого уровня бронзолитейное искусство.
Увеличение производства продуктов: мяса, шерсти, кожи — создало излишки, что способствовало развитию обмена. Рост стада требовал новых пастбищ, и между родами и племенами происходила борьба за землю, начались войны. Побежденные племена были вынуждены уходить в другие районы. Выделились более сильные племена.
Рост численности населения, необходимость организации защиты от врагов заставляли роды и племена вступать между собой в тесные контакты. Роды объединялись в племена, а племена ― в союзы племен. К таким раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.
В руках отдельных семей сосредоточились большие стада скота. Владельцы вынуждены постоянно менять места выпасов. Постепенно осваиваются не только долины рек, но также зоны степей и полупустынь, высокогорья Тянь-Шаня.
Люди изобретают удила, и конь становится важнейшим средством передвижения на дальние расстояния. Под постоянное жилье приспосабливается юрта ― жилище легкое и удобное для перевозок.
Дальнобойный лук, стрелы с трехгранными наконечниками, меч-акинак стали грозными орудиями защиты и нападения.
Курганы эпохи железа на территории Казахстана.
О жизни людей эпохи раннего железа рассказали курганы и письменные источники. Самое большое количество курганных могильников сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили и куда ежегодно возвращались зимовать. Там археологами открыты и изучены уникальные памятники раннежелезного века. Интересные находки сделаны в курганах Чиликтинской долины (южнее оз. Зайсан), в Семиречье (на правом берегу р. Или), в Центральном Казахстане (Тасмола).
Письменные источники об эпохе железа.
Наибольший интерес из дошедших до нас письменных источников представляют тексты, составленные по приказу персидских царей Дария и Ксеркса. В них упоминаются названия ряда племен Средней Азии и Казахстана. Много полезных сведений можно извлечь из священной книги древних иранцев — «Авесты». Большую ценность имеют и античные источники на греческом и отчасти латинском языках. Среди них выделяются труды Геродота, Страбона, Птолемея, Плиния Старшего и др.
«Авеста» ― одна из древнейших книг на Земле, сборник священных писаний учения Заратуштры, получившего распространение на территории древнего Казахстана, Центральной Азии, Ирана, Азербайджана, Афганистана. Дает полное представление о жизни, культуре, религиозных верованиях, нравах-обычаях древних народов арийской эпохи. Состоит из 21-ой книги, до нашего времени сохранилась лишь четвертая часть. Существуют два варианта сохранившейся части «Авесты». Первый вариант составляют изречения, взятые из различных книг. Второй вариант состоит из молитв и гимнов, посвященных религии, природе, сотворению мира. На протяжении длительного исторического времени это произведение неоднократно дополнялось и изменялось. «Авеста» является духовным учением пророка Заратустры и проповедует служение богу. Назидания «Авесты» получили распространение во всем мусульманском мире, оказали сильное влияние на исламскую культуру. События, изображенные в «Авесте», позже нашли художественное отражение в древнем эпосе тюркских народов.
Глоссарий.
Железный век – эпоха, которая пришла на смену эпохи бронзы; орудия труда стали изготавливать из железа.
Военная демократия – политическая организации общества в условиях разложения родовой общины и образования государства.
Государство – главный механизм организации и управления общественной жизнью, где разные социальные группы людей подчиняются общим целям.
Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах)
2. «Горячий стул»
3. Работа по карточкам.
1) Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана?
2) Как влияло развитие металлургии на различные сферы хозяйства?
3) Почему период с VIII века до н.э называют железным веком?
4) Как изменилась жизнь людей в железном веке?
5) Как древние люди плавили металл?
6) Какой стиль использовали при изготовлении ювелирных изделий?
7) Из каких металлов изготавливали ювелирные изделия?
4. Работа в тетради.
Написать историческое заключение: «Каким образом производство железа изменило жизнь людей?».
Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы
Формативное (взаимное оценивание)
Стратегия «Стикер»
Оценивание для обучения
Критическое мышление
Лидерство
Диалогическое обучение
Саморегулируемое обучение
Критическое мышление
Таблица ЗХУ, учебник:
История Казахстана. Учебник для 5 кл. общеобразовательной школы. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова.-Алматы: «Атамура», 2017.
Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).
Р
ЕФЛ
Е
К
С
И
Я
3 мин
Анализ урока, домашнее задание
1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме.
2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;
3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?
4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.
5) Домашнее задание: параграф 20-21, стр. 56-60 учить, ответить на вопросы.
Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание;
оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники
Самооценивание и взаимооценивание.
Лидерство
Критическое мышление
Раздел
долгосрочного плана: Школа: АСШ №1
Дата:
ФИО
учителя: Бакиров Аскар Дауылбаевич
Класс:
Колическтво присутствующих:
Количество
отсутствующих:
Тема
урока
·
Каким
образом производство железа изменило жизнь людей? (2-ой урок)
Цель урока
Изучить
влияние развития металлургии на сферы хозяйства
Цель
обучения
Объяснить
влияние развития металлургии на сферы хозяйства
Критерии
оценивания
·
Учащиеся на основе текста определяют 3 сходства и
3 различия эпохи бронзы и железа (в хозяйстве и ремесле, орудиях труда и
оружии, общественном строе);
·
Посредством обсуждения в классе объясняют
взаимосвзяь бронзового и железного века;
Языковые
цели
·
С помощью работы над таблицей учащиеся определяют
сходства и различия ,имевшие место
в в хозяйстве и ремесле, орудиях труда и оружии, общественном строе (навыки
письма);
·
Учащиеся обосновывают свое мнение,выполняя
задание «Закончи свою мысль» «Развитие металлургии изменило жизнь человека. Так
как … Развитие металлургии не повлияло на жизнь человека. Потому что …» (навыки
говорения)
Привитие
ценностей
Ценности:
— Формирование глобального гражданства
— патриотизм
— гордость за свою страну
— национальное самосознание
—
независимость
Межпредметные связи
Учащиеся при заполнении таблицы
используют знания, приобретенные по предмету Всемирная история
Навыки
использования ИКТ
В процессе урока
на интерактивной доске демонстрируется ознакомительный материал и
используется Интернет сеть. Учащиеся развивают навыки ознакомления.
Предварительные знания
Бронзовый век – историко-культурный период в
истории человечества. Он определяется развитием бронзовой металлургии, а
также использованием бронзы в качестве основного материала для изготовления
орудий труда и оружия.
Ход урока
Запланированные
этапы урока
Запланированные
этапы урока
Ресурсы
Этап
развития интереса
Начало
урока
5 минут
ПСМ Продемонстрируйте
учащимся
разноцветный рисунок изображающий выплавку железа в плавильной печи.
Организуйте в классе обсуждение по нижеприведенным вопросам.
·
Что вы видите?
·
Что вы заметили?
·
Какими действиями заняты люди?
У
Прослушав
предположения учеников ,ознакомьте их с темой урока, целью обучения и
критериями оценивания.
1-ый слайд
2-3-ой
слайд
Середина
урока
35-минут
НА
ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ
И
Обсуждения задания на стр 48. И Работа с таблицей. Для того,
чтобы определить изменения в период железного века предложите учащимся
заполнить таблицу. На начальном этапе каждый ученик выполняет работу
индивидуально. Далее обмениваются работами и вносят дополнения.
Таблица:
изменилось |
Не изменилось |
|
В |
||
В |
||
В |
||
Причины 1. 2. 3. |
Дискрипторы:
·
Записывают одно изменение произошедшее в период
раннего железного века и одно обстоятельство, которое не имело изменений с
периода бронзового века (в связи с фокусом урока);
·
Записывают изменения в орудиях труда в период
раннего железного века;
·
Записывают изменения имевшие место в хозяйстве в
эпоху раннего железного века;
·
Приводят минимум три аргумента в пользу
изменений, произошедших в эпоху раннежелезного века;
Вопрос
классу:
• Почему
данный период называют железным веком?
• Какие
изменения в жизнь людей внесло освоение железа?
•
В
чем особенность железного века?
НАВЫКИ
ОЦЕНИВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА
П
Предложите
учащимся задание «Оживи рисунок» по которому они должны составить рассказ по
картинке «Метод обработки железа».
Дискрипторы:
·
Составляют вводное слово об эпохе железа;
·
Объясняют последовательность метода обработки
железа;
·
Описывают эффективность обработки железа для
человечества;
·
Обосновывают свою позицию;
·
минимум 50 слов должно быть;
Жұмаханов
Т. Жұматаев Б. Древний Казахстан. Алматы: Аруна, 2011.-224 стр.- (Детская энциклопедия
Казахстан).
10-минут
2-приложение
10-минут
4-ый слайд
Возможно
формативное оценивание
5-ый слайд
15-минут
Возможно
формативное оценивание
Заключительный
этап
Конец
урока
5 минут
О
Для
обобщения урока предложите учащимся задание «Закончи мысль». Ученик должен
предложить 3 аргумента в пользу своей позиции.
Обработка
железа изменило жизнь людей. Так как …
Обработка
железа повлияло на жизнедеятельность человечества. Потому что …
Обратная
связь.
В
конце урока учащимся предоставляется таблица для заполнения.
«+» |
«-» |
«Интересно» Записывают |
6-ой слайд
7-ой слайд
Дифференциация –
каким образом вы планируете оказать больше поддержки?
Какие задачи Вы планируете
поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как
вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и
соблюдение техники безопасности
Дифференциация – отобранные задания, ожидаемые результаты от
определенного ученика, поддерживать ученика, материалы обучения должны быть
составлены с учетом индивидуальных способностей учащихся (по теории
множественного интеллекта Гарднера).
Дифференциация определяет учитывать использование времени,
используется на любом этапе урока.
Используйте данный раздел для записи методов, которые вы
будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время
урока.
Здоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активных видов деятельности
На данном уроке используемые направления
правил техники безопасности
Рефлексия
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Достигли ли учащиеся цели обучения?
Если не достигли, то почему?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?
Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из
данного плана я реализовал и почему?
Используйте данный раздел для записи личного мнения. Ответьте
на вопросы в столбике слева о вашем уроке.
Итоговая
оценка
Какие
два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?
Какие
два обстоятельства могли улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?
Какие
достижения/трудности всего класса или отдельных учеников узнал, на что стоит
обратить внимание на следующем уроке?
Железный век — период, последовавший за эпохой бронзы период истории человечества. Время освоения способа получения железа, начало изготовления изделий из него и их широкого распространения. Появление железа стало одним из важнейших достижений человечества, вызвавшим бурный рост производительных сил. С развитием кузнечного дела определенный толчок получила также обработка дерева, кости, кожи. Более производительные орудия труда – железный лемех плуга, большой серп, коса, железный топор – позволили в широких масштабах развивать земледелие, в том числе и в лесной зоне.
Использование железа дало возможность совершенствовать виды наступательного оружия – железные кинжалы, различные наконечники стрел и дротиков, мечи, а также защитное снаряжение воина. Железный век оказал влияние на всю последующую историю. Железо до сих пор остается основой и опорой современных технологий, без которых абсолютно невозможно представить современную жизнь. Именно эпоха железа с ее техническими, идеологическими и духовными открытиями и достижениями заложила прочный фундамент современной европейской культуры.
Ранний железный век (VII в. до н.э. – IV в. н.э.)
В этот период у большинства племен и народов складывается продуктивное хозяйство, основанное на земледелии и скотоводстве, отмечается рост народонаселения, устанавливаются экономические связи, усиливается роль обмена, в том числе и на большие расстояния (в раннем железном веке формируется Великий шелковый путь.). Окончательное оформление получили основные типы цивилизации: оседлый земледельческо-скотоводческий и степной — скотоводческий.
И как бы фантастически это не звучало, но началось все с железа внеземного происхождения… Да, сначала железо делали из метеоритного материала. Такие изделия отличались высоким содержанием никеля. Позднее появляются предметы, сделанные уже из земного железа. Способ получения железа из руд был открыт во II тыс. до н.э. в Малой Азии.
Для получения железа использовались сыродутные печи, или горны — домницы, в которые с помощью мехов искусственно нагнетался воздух.
Первый способ получения железа
Первоначально для получения железа использовались сыродутные печи или горны-домницы. В них воздух нагнетался при помощи мехов. Самые ранние такие печи выглядели как зауженный к верху цилиндр около метра в высоту.
Воздуходувные сопла вставлялись в нижнюю часть печи, по ним поступал воздух, необходимый для горения угля. В печи достигалась очень высокая температура, которая позволяла переплавить загруженную смесь окислов железа и пустой породы. В результате химических реакций одна часть окислов соединялась с породой, образовывая легкоплавкий шлак, другая же — восстанавливалась в железо и сваривалась в пластичную рыхлую массу – крицу.
Затем древние металлурги взламывали переднюю стенку печи и доставали кричное железо. Но металл в таком виде нельзя было разливать в формы, как это делали ранее с бронзой. Крица представляла собой губчатую спекшуюся массу железа в виде зерен металла. Пока она была горячей, ее проковывали, что делало металл более плотным и однородным. Такой кусок металла использовался уже для изготовления различных предметов в кузне. Кузнец разогревал крицу на открытом огне и с помощью молота и наковальни создавал железные изделия.
Развитие технологий обработки железа
Технологии обработки металла развивались уверенно и быстро. Появляется сварное оружие, булатная и дамасская сталь, а на смену сыродутным печам приходят высокие печи-штукофены. В конце XIII века эти четырехметровые печи стали появляться на территории современной Европы. В день такая печь производила до 250 кг железа.
В середине XV века штукофены стали заменять еще более высокими печами-блауофенами с предварительным подогревом воздуха. Однако, у них был один большой недостаток: из-за более высокой температуры в блауофене увеличился не только выход железа из руды, но и возросло с 10% до 30% (в сравнении со штукофеном) образование науглероженного «свиного железа» — чугуна, с которым в те времена не умели обращаться. Это служило поводом усовершенствовать технологию.
Следующим шагом в развитии способов обработки железа стало появление доменных печей. За счет больших размеров, предварительного подогрева и механической подачи воздуха в доменной печи все железо становилось чугуном. Печи работали беспрерывно и могли производить до полутора тонн чугуна в день.
В XVI веке на территории Европы становится популярным передельный процесс в металлурги, при котором железо перегонялось в чугун, а тот в свою очередь, будучи жидким, в горнах при отжиге освобождался от лишнего углерода. В результате он превращался в сталь.
Развитие металлургического производства продолжается до сих пор….
История стран и народов в период железного века
В контексте мировой истории ранний железный век — это:
- время расцвета античной Греции, греческой колонизации,
- образования, развития и падения Персидской державы,
- греко-персидских войн,
- восточных походов Александра Македонского и формирования эллинистических государств Ближнего Востока и Средней Азии.
- р раннем железном веке на Аппенинском полуострове формируется культура этрусков и появляется Римская республика.
- это время Пунических войн (Рима с Карфагеном)
- возникновения Римской империи, которая заняла огромные территории вдоль побережья Средиземного моря и установила контроль над Галлией, Испанией, Фракией, Дакией и частью Британии.
- для Западной и Центральной Европы ранний железный век это время гальштатской (XI – конец VI вв. до н.э.) и латентской культур (V – I вв. до н.э.).
В европейской археологии оставленная кельтами латенская культура известна как «второй железный век». Период ее развития делится на три этапа: А (V—IV вв. до н.э.), В (IV—III вв. до н.э.) и С (III—I до н.э.). Памятники латенской культуры известны в бассейне Рейна, Лауры, в верховьях Дуная, на территории современной Франции, Германии, Англии, частично Испании, Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии.
На территории Скандинавии, Германии и Польши формируются германские племена.
В Юго-Восточной Европе первая половина I тыс. до н.э. это период существования фракийских и гето-дакийских культур.
В Восточной Европы и Северной Азии известны культуры скифо-сибирского мира.
На Востоке появляются цивилизации Древней Индии и Древнего Китая периода династий Цинь и Хань, формируется древнекитайский этнос.