«Высокий уровень»
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Предложение содержит
два плеоназма …
R
Один быстро
помчался вперед, а другой вернулся
назад.
J
Актриса
впервые дебютировала в фильме «Журавушка».
J
Это смелый
и мужественный поступок.
J
Вот и вся
моя автобиография.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Чтобы исправить
лексическую ошибку – плеоназм, нужно
…
J
изменить
порядок слов
J
переписать
все предложение
J
добавить
нужное слово
R
исключить
лишнее слово
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Плеоназмы есть в
предложениях:
R
Главное и
основное сейчас – взять себя в руки.
J
Чем большим
количеством знаний я обладаю, тем большее
значение я имею для других.
R
Нечаянно
поскользнулся и подвернул ступню ноги.
J
Наше
предприятие представило свою выставку
во Франции.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Предложения содержат
ошибку в употреблении фразеологизма –
контаминацию компонентов разных
устойчивых сочетаний:
J
Пора тебе
браться за свой ум.
R
Этот человек
– тертый воробей.
R
Беда пришла
как гром на голову.
J
Замерз
так, что зуб на зуб не попадает.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Непостоянный,
непоследовательный человек тот, у
которого … .
J
семеро по
лавкам
J
семь футов
под килем
R
семь пятниц
на неделе
J
семь пядей
во лбу
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
В предложении
Положив руку
на сердце, хочу сказать
допущена ошибка …
J
замена
слова
R
искажение
грамматической формы одного из компонентов
J
расширение
состава фразеологизма
J
усечение
состава фразеологизма
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Замена слова в
составе фразеологизма есть в предложениях:
R
Иванушка
рос не по дням, а по ночам.
J
Бьюсь как
рыба на льду, а толку нет.
J
Везде он
играет главную скрипку.
R
Приходится
теперь ломиться в закрытую дверь.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Предложения содержат
контаминацию компонентов разных
словосочетаний:
R
Владение
языком играет большое значение в жизни
человека.
J
Взглянул
на мир с высоты своей подлости.
R
Авария на
нефтебазе оказала вред окружающей
среде.
J
В карете
прошлого никуда не уедешь.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Предложение содержат
фразеологическую ошибку …
J
Согласно
указа министра проводится проверка
вузов.
J
Пушкин
писал, что я памятник воздвиг себе
нерукотворный.
J
На суд
зрителей было представлено новое
цирковое представление.
R
Они трудились
до последних сил, но вовремя закончили
работу.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Фразеологизм
употреблен в несвойственном ему значении
в предложении …
R
Всё
возвращается на спирали своя.
J
Хлестаков
мечет бисер перед свиньями, а ему все
верят.
R
Бьюсь как
рыба, а ничего не получается.
R
Я привык
отдавать себе полные отчеты.
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
Предложение
с усечением состава фразеологизмов:
J
Успехи
этого студента оставляют желать лучшего.
R
Защищая
Родину, наши деды сражались до последней
капли.
J
Тут он опять сел в галошу.
J
Мы идём в ногу со временем.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
В предложении
заменено слово в составе фразеологизма:
R
Печорин
никак не может найти применение рукам
своим.
J
Он сидит
и даже глазом не моргнет.
J
Оказался
между Сциллой и Харибдой.
R
Красной
линией в романе проходит тема любви.
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
В
предложениях допущены лексические
ошибки:
Я |
замена |
Нечего |
усечение |
Пора |
расширение |
Как |
искажение |
контаминация |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
В
предложениях допущены лексические
ошибки:
Грабят |
искажение |
Этому |
совмещение |
Поездка |
употребление |
Он |
усечение |
плеоназм |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
В
предложениях допущены лексические
ошибки:
На |
смешение |
Товарищи, |
тавтология |
Каждый |
плеоназм |
Этот |
употребление |
неустранённая |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Отметьте
предложения, в которых есть слова,
употреблённые без учета их семантики
R
Наконец-то обнаружены остатки царской
семьи
J Ребята
разожгли костёр на берегу реки
R Они
обнаружили записку Аркадия с прошением
Катиной руки
J Врач
выписала мне лекарство
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Лексическое
значение слова указано верно в примере
J Аншлаг
– объявление в театре, цирке о наличии
билетов на представление
J Сноб
– специалист в области древних цивилизаций
R
Тривиальный – лишённый своеобразия,
новизны
J Фактор
– истинное событие
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Слово
употреблено в несвойственном ему
значении в предложении
J Это
не законченный портрет, а только эскиз
J
Научная абстракция базируется на
наблюдении и эксперименте
J
Начальная продажная цена определяется
на публичных торгах
R Перед
официальной встречей нам предоставили
адекватный перевод текста соглашения
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Лексическое
значение слова указано верно в примере
J
Референдум – глава государства в странах
народной демократии
J Фиаско
– ария, исполненная в конце оперы
J
Библиография – полный или выборочный
список литературы по теме
R Абрис
– линейное очертание предмета; контур
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
пары слов с соответствующими
лингвистическими терминами:
За′мок |
омонимы |
Болотный |
паронимы |
Жидкий |
антонимы |
синонимы |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
пары слов с соответствующими
лингвистическими терминами:
-
Безответный
– безответственныйпаронимы
Громкий
– тихийантонимы
А′тлас
– атла′сомонимы
синонимы
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Пара
слов «экономный – экономичный» является
Правильные
варианты ответа: пароним#$#;
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
В
словосочетаниях «материнская ласка»
– «ласка
убежала» выделенные слова являются:
Правильные
варианты ответа: омоним# $#;
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Слово,
которое создал поэт или писатель из
имеющихся в языке морфем, – это
Правильные
варианты ответа: неологизм;
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с неправильным
словоупотреблением, допущены в
предложениях
J Со
следующего года вступают в силу новые
правила налогообложения
J На
совещании обсуждались качество продукции
и возможность снижения ее себестоимости
R Нижние
этажи домов затоплены благодаря
наводнению
R Он
уже защитил кандидатскую степень и
теперь преподает в вузе
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с тавтологией и
плеоназмами, допущены в предложениях:
J В
развитии русского языка большую роль
играют внеязыковые факторы
R
Биография его жизни была очень непростой
R
Прейскурант цен был вывешен на видное
место
J
Золотая медаль была наградой за её
трудолюбие
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с тавтологией и
плеоназмами, допущены в предложениях
R
Недостатком диссертационного исследования
является недостаточно глубокая разработка
некоторых важных вопросов
J На
следующий день была назначена генеральная
репетиция
R Лектор
оживлённо жестикулировал руками
J Он
тревожно оглядывался, но сохранял
деловой вид
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с употреблением
паронимов, допущены в предложениях
J
Большинство акционеров высказалось за
одобрение бюджета
R Он
был полным невежей в технике
J
Неорганизованность в работе – нетерпимое
явление
R
Эффектное решение этих задач поможет
развитию производства
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с употреблением
паронимов, допущены в предложениях
J
Неорганизованность в работе – нетерпимое
явление
R Слово
представили самому молодому участнику
конкурса
J
Сегодня праздник, но настроение у всех
будничное
R В
гостинице всегда есть места для
командировочных
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с употреблением
паронимов, допущены в предложениях
J В
развитии русского языка большую роль
играют внеязыковые факторы
R Он
показал себя полным невеждой во время
приёма
J
Неорганизованность в работе – нетерпимое
явление
R
Продолжительность горения длится
несколько минут
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с употреблением
паронимов, допущены в предложениях
R Мы
поднялись на второй этаж по экскаватору
J
Сегодня праздник, но настроение у всех
будничное
R Здание
украшают витражи из цветного стекла
J Важен
принцип разделения власти на
законодательную, судебную и исполнительную
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
предложения и типы лексических ошибок:
В |
плеоназм |
Эта |
нарушение |
В |
смешение |
С |
лексическая |
расщепление |
|
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
предложения и типы лексических ошибок:
Впереди |
плеоназм |
Установлены |
тавтология |
Посланная |
нарушение |
В |
смешение |
лексическая |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Иноязычное
слово верно употреблено в предложениях:
R Я
закончил письмо и отправил его адресату
R Мне
не понравилась пасквильная статья на
страницах этого журнала
J
Мальчик довольно индифферентно оценивал
происходящее и смеялся
J Моя
сестрёнка была гурманом конфет и вообще
любила разные сладости
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
иноязычные слова и их значения:
саммит |
встреча |
адаптация |
приспособление |
аудиенция |
приём |
нивелирование |
сглаживание |
ассимиляция |
уподобление |
усложнение |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Иноязычное
слово верно употреблено в предложениях
J Нам
необходимо содействовать эскалации
торговых связей с нашими партнерами
R
Николай Николаевич всегда толерантен
по отношению к коллегам
R
Благодаря протекции директора его
приняли на работу
J Этот
агрегат в том или ином амплуа может
работать на разных объектах
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
иноязычные слова и их значения:
перманентный |
постоянный |
суицидальный |
самоубийственный |
превентивный |
предупредительный |
амбивалентный |
двойственный |
эксклюзивный |
исключительный |
дорогой |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Иноязычное
слово верно употреблено в предложениях
J Все
это способствует обособлению имён
R Мне
не понравилась пасквильная статья на
страницах этого журнала
J
Мальчик довольно индифферентно оценивал
происходящее и смеялся
J Моя
сестрёнка была гурманом конфет и вообще
любила разные сладости
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
иноязычные слова и их значения:
встреча |
саммит |
приспособление |
адаптация |
приём |
аудиенция |
нивелирование |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
иноязычные слова и их значения:
постоянный |
перманентный |
самоубийственный |
суицидальный |
предупредительный |
превентивный |
исключительный |
эксклюзивный |
амбивалентный |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
иноязычные устойчивые выражения с их
русскими эквивалентами:
перпетуум-мобиле |
вечный |
де-факто |
фактически |
альтер |
второе |
хомо |
человек |
априори |
независимо |
юридически |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Приведённые
существительные могут сочетаться со
следующими прилагательными:
осанка |
царственный |
человек |
исполнительный |
мантия |
царский |
исполнительский |
|
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
предложения и типы лексических ошибок:
В |
плеоназм |
Эта |
нарушение |
В |
смешение |
С |
лексическая |
слово |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
предложения и типы лексических ошибок:
Впереди |
плеоназм |
Установлены |
тавтология |
Посланная |
нарушение |
В |
смешение |
слово |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Следует различать грамматические и речевые ошибки.
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
- раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, использование не той приставки, не того суффикса);
- без комментарий, более правильнее (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
- удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания — не соблюдаются нормы управления);
- Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т.е. нарушены синтаксические нормы).
В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. Например:
- Штольц — один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Само по себе слово одноимённый (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
- Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки. Это необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.
К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведущую в парк; уверенность в победу.
Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.
Грамматические ошибки
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красившее |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
7 |
Нарушения согласования |
Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом |
8 |
Нарушения управления |
Нужно сделать свою природу более красивую Повествует читателей |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества |
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея |
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю |
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство… |
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами |
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве Человеку показалось то, что это… |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
Речевые ошибки и недочёты
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. Мысль развивается на продолжении всего рассказа. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом |
Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удаётся объегорить других. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. Молодой юноша. Очень прекрасный. |
9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного. |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 |
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
13 |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своём воображении. |
14 |
Бессвязность изложения |
Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей. |
Задание «Определите вид ошибки (речевая или грамматическая)»
1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились.
2. Он понимает о необходимости помочь народу.
3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.
7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.
8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.
9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.
10. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.
11. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.
12. Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.
13. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.
14. Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.
15. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.
16. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.
17. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
18. Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.
19. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.
20. В заключение слово для доклада представили директору завода.
Ответы:
1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились (грамматическая).
2. Он понимает о необходимости помочь народу (грамматическая).
3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина (грамматическая).
4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах (речевая).
5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты (речевая).
6. Для документов необходимо фотографироваться анфас (грамматическая).
7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме (речевая).
8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные (грамматическая).
9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась (грамматическая).
10. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр (речевая).
11. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. (речевая)
12. Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна (грамматическая).
13. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно (речевая).
14. Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает (грамматическая).
15. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен (речевая).
16. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело (речевая).
17. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие (речевая).
18. Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может (грамматическая).
19. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал (грамматическая).
20. В заключение слово для доклада представили директору завода (речевая).
Тест «Речевые ошибки» (автор И.Б. Голуб)
1. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
1) Красивы весной березки в своем подвенечном саване.
2) Красота русской природы всегда вдохновляла художникопейзажистов.
3) На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов.
4) Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу
продолжить семейную династию.
5) На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых
компьютеров.
2. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
1) Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство.
2) Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными,
так и новейшими методами диагностики.
3) А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет
в этот дом и обхаживает его.
4) Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.
5) В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.
3. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
1) Люди давно мечтали о покорении этих двух континентов — Арктики и Антарктики.
2) Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю,
получаемому при обычном способе посадки клубнями.
3) Автор хрестоматии написал аннотацию.
4) Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир
должен быть окружен вниманием и почетом.
5) Президент страны классифицировал эту акцию как неприкрытую международную
агрессию против своего народа.
4. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
1) И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени.
2) Нередко зрители становятся свидетелями острейших дуэлей многих сильных
спортивных команд мира.
3) Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань,
пламень, глас.
4) Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.
5) Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий — метелями,
резким понижением температуры.
5. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.
1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет».
2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции.
3) Арфа употребляется для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам.
4) Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни- это прогрессивная близорукость.
5) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.
6. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.
1) Эта книга имеет двойной характер.
2) Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической.
3) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.
4) Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева.
5) В начале конференции трибуна была представлена гостям для
приветствий.
7. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.
1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния — [реалия(1)
реальность(2)]
2) Ученик почувствовал себя полным [невежей(3), невеждой(4)]
3) Перед собранием [встал (5) стал(6)] такой принципиальный вопрос.
8. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.
1) Все [экспонаты(1), экспоненты(2)] были подготовлены и сложены в ящики.
2) В декабре в обществе приняли [акционерные(3), акционерские(4)]
взносы на особенно крупную сумму.
3) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и [гордыней(5), гордостью(6)]
9. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.
1) Он не понимает [сущность(1), существо(2)] происходящих событий.
2) От воспоминаний в душе [явно(3), явственно(4)] всколыхнулось чувство тоски.
3) На мебель были [надеты(5), одеты(6)] чехлы.
10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) взыскать материальный ущерб
2) удовлетворять современным потребностям
3) предпринять меры
4) заслужить уважение
5) выражать опасения
11. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) неослабная помощь
2) не играет значения
3) повышать мастерство
4) скрытная угроза
5) изъявлять признательность
12. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) предпринимать усилия
2) высказать гипотезу
3) повысить потенциал
4) обнаружить закономерность
5) предвещать поражение
13. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.
2) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.
3) Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.
4) Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.
5) Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.
14. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.
2) Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются.
3) При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.
4) С тех пор его рейтинг практически никогда не уменьшался.
5) Весь материал, представленный в пособии, написан с учетом требований нового стандарта.
15. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.
2) Наружная внешность героини достаточно привлекательна.
3) Загрязнение атмосферного воздуха — животрепещущая и актуальная проблема нашего века.
4) Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом.
5) Посмотреть на иконы Андрея Рублева приезжают люди из многих стран мира.
16. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.
2) Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.
3) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.
4) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.
5) Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером — в аэроклубе.
17. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Площадь этого виноградника — около пяти квадратных гектаров.
2) Вся его теория построена на зыбком песке.
3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома.
4) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.
5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.
18. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.
2) В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени.
3) Это событие показывает, что Печорин наделен чувствами и эмоциями, спрятанными под маской равнодушия.
4) Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.
5) Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать
нашу организацию.
19. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.
2) Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.
3) На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.
4) Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.
5) Страшно, когда человек не помнит своего родства, не помнит своих истоков,
из которых он произошел.
20. Отметьте предложения, где есть тавтология.
1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.
3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.
4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.
5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.
21. Отметьте предложения, где есть тавтология.
1) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.
2) Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий
3) Для дальнейшего изучения образа жизни этого племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев намерены провести детальное изучение жизни этого племени.
4) В конце 19 — начале 20 века появляются первые словари , толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.
5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.
22. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.
1) Сравним результаты первого кризиса со вторым.
2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.
3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан.
4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.
5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств
выражения
23. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.
1) Студент занял первое место по английскому языку.
2) Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках.
3) Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства,
так и зернобобовым культурам.
4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех
работников, занимающихся вопросами экономики.
5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические
связи слов в предложении, затемняется его смысл.
24. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.
1) Мастер не раз по душам [толковал(1), говорил(2)] со своими подчиненным.
2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали(3), унесли(4)] ноги.
3) Желание хорошо учиться у него есть, но не хватает способностей, — вот где собака [зарыта(5), спрятана(6)].
25. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.
1) Он все сделал так, чтобы [провести(1), обвести(2)] вокруг пальца.
2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось(3), сорвалось(4)] у него с языка.
3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся(5), упавшее(6)] ему на голову.
26. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.
1) По праву сильного он взял себе львиную [долю(1), часть(2)].
2) Художник он неплохой, но техника рисунка [желает(3), оставляет желать(4)] лучшего.
3) Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь [землю(5), воду(6)] провалились.
27. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.
1) Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.
2) Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.
3) И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.
4) В те годы в таких соревнованиях наших призеров было — кот наплакал, не то что теперь.
5) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.
28. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.
1) Смешит он не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади — дай только посмеяться.
2) На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки.
3) Скрюченные в бараний рог, мы прошли по штрекам метров восемьсот.
4) План мой в пух разлетелся при первой же встрече с действительностью.
5) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе.
29. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.
1) Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились.
2) Виктор предупреждал: чем дальше в лес, тем больше щепки летят.
3) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.
4) От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало и в холод и в жар.
5) Он взвалил мешок на себя и согнувшись, что называется, в три погибели, медленно, со множеством остановок стал карабкаться наверх.
30. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.
1) Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни.
2) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.
3) Его не следовало бы на пушечный выстрел подпускать к общественному хозяйству.
4) Опытный инженер быстро вошел в курс всех дел, связанных со строительством канала.
5) Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.
31. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.
1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда.
2) А вы легки на помине — мы с женой сейчас лишь о вас говорили.
3) Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки.
4) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу.
5) Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.
32. Отметьте варианты, где значение соответствует приведенным фразеологизмам.
1) остаться с носом — потерпеть неудачу, быть одураченным
2) попасть впросак — из-за своей оплошности или неосведомленности оказаться в неловком положении
3) по воле судьбы — в зависимости от сложившихся обстоятельств
4) опускать занавес — не принимать во внимание, не учитывать что-либо
5) избитая колея — общепринятый, привычный, обычный способ действия, образ жизни
33. Отметьте фразеологизмы, которые представлены вариантами.
1) приложить руки — приложить руку
2) язык проглотишь — язык проглотил
3) испить чашу до дна — испить горькую чашу
4) браться за разум — взяться за разум
5) пройти сквозь огонь и воду — пройти огонь и воду и медные трубы
Ответы
1. 1, 3, 4, 5
2. 1, 2, 3, 5
3. 1, 3, 4, 5
4. 1, 2, 3, 5
5. 1, 2, 3, 4
6. 1, 2, 3, 5
7. 2, 4, 5
8. 1, 4, 5
9. 1, 4, 5
10. 1, 2, 3
11. 1, 2, 4, 5
12. 1, 2, 5
13. 1, 2, 3, 5
14. 1, 2, 3, 4
15. 1, 2, 3
16. 1, 2, 3, 4
17. 1, 2, 4, 5
18. 1, 3, 4, 5
19. 1, 2, 4, 5
20. 1, 2, 3, 5
21. 1, 2, 3, 5
22. 1, 2, 3, 4
23. 1, 2, 3, 4
24. 2, 4, 5
25. 2, 4, 5
26. 1, 4, 5
27. 1, 2, 5
28. 1, 2, 3
29. 1, 2, 3
30. 1, 2, 5
31. 1, 3, 4, 5
32. 1, 2, 3, 5
33. 3, 4, 5
Источники:
- sch2kr.ru — о разграничении типов ошибок;
- hi-edu.ru — тест «Речевые ошибки»;
- glossa.ucoz.ru — о разграничении речевых и грамматических ошибок.
Дополнительные источники:
- window.edu.ru — Грачева Ж.В., Кольцова Л.М., Сидорова Е.В. «Типы ошибок в письменных работах учащихся и нормы оценок: Учебно-методическое пособие» (в пособии представлена развернутая классификация содержательных ошибок в письменных работах школьников (фактические, логические, речевые, грамматические);
- gramma.ru — классификация речевых ошибок;
- glossa.ucoz.ru — классификация речевых и грамматических ошибок.
Содержание
- Помогите пожалуйста «Исправьте лексические ошибки. «??
- Упражнение 6. Речевая избыточность: плеоназмы и тавтология
- 2. Устраните ошибки, связанные с речевой недостаточностью.
- 3. Устраните недочеты, связанные с лексической избыточностью (плеоназм, тавтология).
- Устраните ошибки, связанные с речевой избыточностью.
- 5. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
- 6. Отметьте предложения, где есть тавтология.
- 7. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы: 1)избыточность высказывания; 2) недостаточность высказывания.
Помогите пожалуйста «Исправьте лексические ошибки. «??
Рождество я отмечал у коллеги . Деепричастный оборот всегда обособляется . Дайте сообщение в газету о вакансиях. Замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их . Каждый человек имеет индивидуальные черты. Медведя выводили во двор, и подкатывали к нему порожнюю бочку, утыканную гвоздями. В речи он употребляет диалектные слова. Алексей подумал, что это конец. Гостям из Венгрии подарили сувениры
Все убранные слова дублируют друг друга. где-то я подобное задание видела.
Рождество я отмечал у коллеги по работе. — коллега, это и есть тот с кем ты работаешь, так что «по работе» — лишнее.
Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми — обособляется — запятыми можно не использовать.
Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях — вакансии — это и есть свободные места, т. ч. свободные — не надо.
Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. — «замечательные «-это уже очень хорошие — поэтому «очень» не надо.
Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их — законченная смысловая фраза, «одного от другого». -лишнее.
Каждый человек имеет свои индивидуальные черты — что-то одно или свои или индивидуальные.
Медведя выводили во двор, и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями. — пустую- я считаю лишнее. , т. к. она несовсем пустая — утыкана.
В речи он употребляет диалектные и областные слова — диалект — это и есть «областные слова» — поэтому это лишнее.
Алексей мысленно подумал, что это конец. — подумать можно только мысленно, поэтому «мысленно» — лишнее.
Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры — сувениры это и есть памятные вещички, поэтому «памятные» — лишнее.
Так мне кажется, если где-то ошиблась — извини.
Источник
Упражнение 6. Речевая избыточность: плеоназмы и тавтология
1.А. Зачеркните логически лишнее слово.
1. Рождество я отмечал у коллеги по работе.
2. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
3. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.
4. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.
5. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.
6. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.
7. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями.
8. В речи он употребляет диалектные и областные слова.
9. Алексей мысленно подумал, что это конец.
10. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
Б. Как называется вид речевых ошибок.
1.Тавтология. 2. Плеоназм. 3. Канцеляризм
Упражнение 7. Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию:
1. Гражданка Галерова бездействующими действиями совершила преступление. 2. Прицепляя прицеп, ответчик неправильно зацепил цепь, в результате чего создал возможность отцепа. 3. Маршрут движения автоколонны заранее определяется ее руководителем. 4. Товар был забракован по некачественным дефектам производственного характера. 5. Сычев догнал Милюкова, свалил его на землю, отобрал нож у Милюкова и нанес ему этим ножом ножевое ранение. 6.Исаков укусил его зубами за руку. 7. На лице Петрова небольшие усы в области носа. 8.Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 9. Продолжительность процесса длится несколько часов. 10. Хочется отметить дуэт двух тромбонов11. С самого первого начала хочу сказать об особенностях данного дела. 12. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал. 13.Эти характеристики положительно характеризуют моего подзащитного. 14. Потерпевшая была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом на голове. 15. Милюков ушел к своей теще, но вскоре вернулся назад. 16. Соучастников объединяет единство целей.
Речевая недостаточность: неполнота высказывания –пропуск слов.
Упражнение 8. Исправьте предложения, где наблюдается неполнота высказывания.
1. В семье взрослые не обращают на жаргон ребенка.
2. Если я не согласен с учителем, то я имею высказать свою точку зрения.
3. Я бы заключил со многими институтами, чтобы моим выпускникам было легче поступать в высшие заведения.
4. Одесса с давних времен была местом, куда прибывали и отбывали различные суда.
5. Школьники привыкли вести себя в коллективе.
Упражнение 9. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы:
б). Неполнота высказывания.
1. Сгоряча я могу сделать, что потом будет трудно исправить.
2. Вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал поэт тринадцать лет спустя.
3. Сердце заледенело…Губы ссохлись. Он облизнул их языком.
4. Закупаем словари, литературу по спорту и туризму вторник, среду, четверг и пятницу.
5. К нам подошел молодой мальчик.
Упражнение 10. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.
Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность, иная альтернатива, совместное сотрудничество, абсолютно новый, промышленная индустрия, каждый в отдельности, внутренний интерьер, горячие хот-доги.
Упражнение 11. Паронимы
конвенциональный – условный. | конвенционный – установленный конвенцией (договором, соглашением между государствами). |
активизация – усиление деятельности, активности; переход к более решительным действиям. | активация — возбуждение или усиление активности; перевод в деятельное состояние; переход от состояния покоя к движению, развитию. |
туристский – от слова турист | туристический — от слова туризм |
представить — предъявить, сообщить что-либо: документы, факты, доказательства, рукопись. | предоставить. 1. Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование: предоставить кредит, помощь, место; 2. Дать возможность сказать, сделать что-либо: возможность, выбор, права. |
гарантийный – относящийся к гарантии, связанный с ней | гарантированный – обеспеченный законом или договором; обязательный. |
эффектный – производящий эффект, впечатляющий. | эффективный – дающий наибольший эффект, приводящий к нужным результатам; действенный. |
надеть – покрыть себя или часть тела одеждой | одеть – кого-то в к.-либо одежду, одеть +неод. Сущ. в В.п. с пред. (во все новое), или сущ. в Тв. П. (одеялом); |
закончить (работу) | окончить университет |
командированный – тот, кто едет в командировку | командировочный – документ |
элитный — отборный | элитарный – свойственный элите, принадлежащий ей. |
тотальный — всеобщий | тоталитарный – характеризующийся насилием. |
сопротивление – противодействие натиску | сопротивляемость – способность сопротивляться |
вычесть – удержать какую-либо сумму из денег, предназначенных к выдаче | высчитать – разговорное слово |
военный- относящийся к войне, к армии, к военнослужащим; состоящий на службе в армии: военная наука, промышленность. | воинский — относящийся к военному делу, к военной службе: воинская доблесть, воинские традиции |
Покупательная – относящийся к возможности купить: покупательная способность – способность сделать покупку; покупательные фонды населения. | Покупательская – относящийся к покупателю: покупательская способность – способность покупателя к чему-либо, покупательский вкус, интерес. |
Упражнение 12. Выберите подходящий по смыслу пароним:
протокол | дипломатичный | дипломатический |
таможенный тариф | конвенциональный | конвенционный |
государственный | паритет (равенство) | приоритет (первенство) |
ужин | дружественный | дружеский |
законодательство | жилое | жилищное |
спрос | потребительный | потребительский |
мастерство | исполнительное | исполнительское |
вопросы | оговорить | обговорить |
платье | эффектное | эффективное |
насыпь | земельная | земляная |
дом | планирование | планировка |
срок | гарантийный | гарантированный |
переговоры | длинные | длительные |
изменения | коренные | корневые |
подписать | договор | договоренность |
пиджак | одеть | надеть |
Упражнение 13. Прочитайте предложения. Постарайтесь исправить речевые ошибки в употреблении паронимов.
1)…по каждому департаменту назначался дежурный, у которого в экстремальном случае были бы сведения, где находится то или иное ответственное лицо.
2) …специальные проекты жилья, недорогого в производстве, экономического в эксплуатации…
3) В развитии туристской индустрии активно участвуют частные инвесторы.
4) И кивать, что виноваты люди, народ, значит, по меньшей мере проявлять неуважение к этому самому народу, заботиться о котором и призван огромный чиновный аппарат, стоящий над народом.
5) Таково положение и в других сферах нашего хозяйствования.
6) В представленном Вами отчете есть фактологические ошибки.
7) Дверь квартиры, запертая изнутри, и некоторые другие факторы делают возможным предположение, что пенсионер ушел из жизни по собственной воле.
Дверь открывать только по условленному знаку.
9) В марте этого года консультативный совет предоставил свой доклад, в котором не содержится никаких предложений о наказании компаний.
10) По мнению наблюдателей, некоторые детали хода заседаний дают возможность прогнозировать возникновение значимых трудностей при подписании экономического договора.
11) Нас связывают не только работа, но и глубокое убеждение в правильности выбранной стратегии.
12) Необходимо представить информацию клиентам своевременно.
13) Надо предпринимать решительные меры против текучки кадров информационно-технического отдела.
14) В организм человека вводят специфические вещества, оказывающие омолаживающие воздействие.
15) В движении воздушных масс участвуют потоки арктического воздуха с севера и умеренных широт, с юга – морского и тропического воздуха. города А – и единственный курорт, обладающий лечебными песочными пляжами, протянувшимися вдоль побережья курорта.
16) Такие действия должны учитываться кредитором для изменения существенных условий по кредиту, а также неприменения штрафных санкций.
17) Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды. 18) Наша компания предоставит новейшие технологические решения, что позволит оценить уровень развития нашей компании.
19) Некоторые покупательные тележки оснащены специальным детским сидением, что предоставляет дополнительное удобство для покупателей.
20) Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных.
21) Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.
22) В тоже время, указанным военнослужащим предоставлены документы, согласно которым право на использование накоплений для жилищного обеспечения у него возникло.
Источник
2. Устраните ошибки, связанные с речевой недостаточностью.
Необходимо составлять рационы с расчетом, чтобы наилучшим образом использовать продукты. 2) Плодами своего труда стали пользоваться кто работал на этой земле. 3) У ворот в высоком крыле до сих пор не установлена тепловая завеса, работающие там постоянно попадают в поток холодного воздуха из ворот. 4) Кок имел контакт с дизентерийным, находящимся на борту теплохода. 5) Под влиянием удобрений можно добиться значительного повышения сахара в свекле, крахмала в картофеле. 6) Цех имеет хорошие показатели по простою вагонов. 7) Русский народ свято хранит своих полководцев. В кабинете литературы висят великие писатели. 9) Роман «Война и мир» отразил нравственные искания Л. Толстого 60-х годов. В романе «Воскресение» еще более резко обличается фальшь и бездушие светского общества. 10) «Как закалялась сталь» — центральное произведение Н. Островского. Столь же символично заглавие романа «Рожденные бурей».
3. Устраните недочеты, связанные с лексической избыточностью (плеоназм, тавтология).
Горькому удалось наиболее удачно изобразить образ рабочего. 2) Нам мало на подготовку полчаса времени. 3) В отделении совершенно нет никаких материалов. 4) Между нами установилось дружное взаимное понимание. 5) Сейчас мы зримо видим эти черты в нашем молодом поколении. 6) Живет и вечно будет жить в веках немеркнущая слава этих героев. 7) Его идеи будут прогрессивными и передовыми. Подводя итоги, можно прийти к выводу, что герой преодолел свои собственные сомнения. 9) Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. 10) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.
Устраните ошибки, связанные с речевой избыточностью.
Рождество я отмечал у коллеги по работе. 2) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 3) Каждый герой имеет свои индивидуальные черты. 4) В речи он употребляет диалектные и областные слова. 5) Алексей мысленно подумал, что это конец.
5. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера. 2) Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры. 3) Много нового и познавательного узнают студенты. 4) В школе сложилась сложная ситуация. 5) Приходилось работать в жару, в дождь, в ненастье.
6. Отметьте предложения, где есть тавтология.
1) Он всего лишь описал случай, который случился с ним. 2) Летом дни длятся длиннее. 3) Более полно и ярко Некрасов изобразил образы крестьян-борцов. 4) Новая программа ежемесячно регулярно знакомит нас с новинками литературы. 5) Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.
7. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы: 1)избыточность высказывания; 2) недостаточность высказывания.
Сгоряча я могу сделать, а потом будет трудно исправить. 2) Вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал поэт тринадцать лет спустя. 3) К нам подошел молодой мальчик. 4) И худо-бедно, но дело шло: к сожалению, именно в нашем городе дела идут хуже, чем в других. 5) Большая часть поступивших овощей погублена зря. 6) Продавать векселя мы намереваемся не только столичным жителям, но и других городов. 7) Сейчас будем веселую комедию смотреть. Одесса с давних пор была местом, куда прибывали и отбывали различные суда. 9) Сердце заледенело… Губы ссохлись. Он облизнул их языком. 10) Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного.
Источник
«Высокий уровень»
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Предложение содержит
два плеоназма …
R
Один быстро
помчался вперед, а другой вернулся
назад.
J
Актриса
впервые дебютировала в фильме «Журавушка».
J
Это смелый
и мужественный поступок.
J
Вот и вся
моя автобиография.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Чтобы исправить
лексическую ошибку – плеоназм, нужно
…
J
изменить
порядок слов
J
переписать
все предложение
J
добавить
нужное слово
R
исключить
лишнее слово
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Плеоназмы есть в
предложениях:
R
Главное и
основное сейчас – взять себя в руки.
J
Чем большим
количеством знаний я обладаю, тем большее
значение я имею для других.
R
Нечаянно
поскользнулся и подвернул ступню ноги.
J
Наше
предприятие представило свою выставку
во Франции.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Предложения содержат
ошибку в употреблении фразеологизма –
контаминацию компонентов разных
устойчивых сочетаний:
J
Пора тебе
браться за свой ум.
R
Этот человек
– тертый воробей.
R
Беда пришла
как гром на голову.
J
Замерз
так, что зуб на зуб не попадает.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Непостоянный,
непоследовательный человек тот, у
которого … .
J
семеро по
лавкам
J
семь футов
под килем
R
семь пятниц
на неделе
J
семь пядей
во лбу
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
В предложении
Положив руку
на сердце, хочу сказать
допущена ошибка …
J
замена
слова
R
искажение
грамматической формы одного из компонентов
J
расширение
состава фразеологизма
J
усечение
состава фразеологизма
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Замена слова в
составе фразеологизма есть в предложениях:
R
Иванушка
рос не по дням, а по ночам.
J
Бьюсь как
рыба на льду, а толку нет.
J
Везде он
играет главную скрипку.
R
Приходится
теперь ломиться в закрытую дверь.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Предложения содержат
контаминацию компонентов разных
словосочетаний:
R
Владение
языком играет большое значение в жизни
человека.
J
Взглянул
на мир с высоты своей подлости.
R
Авария на
нефтебазе оказала вред окружающей
среде.
J
В карете
прошлого никуда не уедешь.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Предложение содержат
фразеологическую ошибку …
J
Согласно
указа министра проводится проверка
вузов.
J
Пушкин
писал, что я памятник воздвиг себе
нерукотворный.
J
На суд
зрителей было представлено новое
цирковое представление.
R
Они трудились
до последних сил, но вовремя закончили
работу.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Фразеологизм
употреблен в несвойственном ему значении
в предложении …
R
Всё
возвращается на спирали своя.
J
Хлестаков
мечет бисер перед свиньями, а ему все
верят.
R
Бьюсь как
рыба, а ничего не получается.
R
Я привык
отдавать себе полные отчеты.
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
Предложение
с усечением состава фразеологизмов:
J
Успехи
этого студента оставляют желать лучшего.
R
Защищая
Родину, наши деды сражались до последней
капли.
J
Тут он опять сел в галошу.
J
Мы идём в ногу со временем.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
В предложении
заменено слово в составе фразеологизма:
R
Печорин
никак не может найти применение рукам
своим.
J
Он сидит
и даже глазом не моргнет.
J
Оказался
между Сциллой и Харибдой.
R
Красной
линией в романе проходит тема любви.
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
В
предложениях допущены лексические
ошибки:
Я |
замена |
Нечего |
усечение |
Пора |
расширение |
Как |
искажение |
контаминация |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
В
предложениях допущены лексические
ошибки:
Грабят |
искажение |
Этому |
совмещение |
Поездка |
употребление |
Он |
усечение |
плеоназм |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
В
предложениях допущены лексические
ошибки:
На |
смешение |
Товарищи, |
тавтология |
Каждый |
плеоназм |
Этот |
употребление |
неустранённая |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Отметьте
предложения, в которых есть слова,
употреблённые без учета их семантики
R
Наконец-то обнаружены остатки царской
семьи
J Ребята
разожгли костёр на берегу реки
R Они
обнаружили записку Аркадия с прошением
Катиной руки
J Врач
выписала мне лекарство
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Лексическое
значение слова указано верно в примере
J Аншлаг
– объявление в театре, цирке о наличии
билетов на представление
J Сноб
– специалист в области древних цивилизаций
R
Тривиальный – лишённый своеобразия,
новизны
J Фактор
– истинное событие
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Слово
употреблено в несвойственном ему
значении в предложении
J Это
не законченный портрет, а только эскиз
J
Научная абстракция базируется на
наблюдении и эксперименте
J
Начальная продажная цена определяется
на публичных торгах
R Перед
официальной встречей нам предоставили
адекватный перевод текста соглашения
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Лексическое
значение слова указано верно в примере
J
Референдум – глава государства в странах
народной демократии
J Фиаско
– ария, исполненная в конце оперы
J
Библиография – полный или выборочный
список литературы по теме
R Абрис
– линейное очертание предмета; контур
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
пары слов с соответствующими
лингвистическими терминами:
За′мок |
омонимы |
Болотный |
паронимы |
Жидкий |
антонимы |
синонимы |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
пары слов с соответствующими
лингвистическими терминами:
-
Безответный
– безответственныйпаронимы
Громкий
– тихийантонимы
А′тлас
– атла′сомонимы
синонимы
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Пара
слов «экономный – экономичный» является
Правильные
варианты ответа: пароним#$#;
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
В
словосочетаниях «материнская ласка»
– «ласка
убежала» выделенные слова являются:
Правильные
варианты ответа: омоним# $#;
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Слово,
которое создал поэт или писатель из
имеющихся в языке морфем, – это
Правильные
варианты ответа: неологизм;
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с неправильным
словоупотреблением, допущены в
предложениях
J Со
следующего года вступают в силу новые
правила налогообложения
J На
совещании обсуждались качество продукции
и возможность снижения ее себестоимости
R Нижние
этажи домов затоплены благодаря
наводнению
R Он
уже защитил кандидатскую степень и
теперь преподает в вузе
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с тавтологией и
плеоназмами, допущены в предложениях:
J В
развитии русского языка большую роль
играют внеязыковые факторы
R
Биография его жизни была очень непростой
R
Прейскурант цен был вывешен на видное
место
J
Золотая медаль была наградой за её
трудолюбие
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с тавтологией и
плеоназмами, допущены в предложениях
R
Недостатком диссертационного исследования
является недостаточно глубокая разработка
некоторых важных вопросов
J На
следующий день была назначена генеральная
репетиция
R Лектор
оживлённо жестикулировал руками
J Он
тревожно оглядывался, но сохранял
деловой вид
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с употреблением
паронимов, допущены в предложениях
J
Большинство акционеров высказалось за
одобрение бюджета
R Он
был полным невежей в технике
J
Неорганизованность в работе – нетерпимое
явление
R
Эффектное решение этих задач поможет
развитию производства
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с употреблением
паронимов, допущены в предложениях
J
Неорганизованность в работе – нетерпимое
явление
R Слово
представили самому молодому участнику
конкурса
J
Сегодня праздник, но настроение у всех
будничное
R В
гостинице всегда есть места для
командировочных
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с употреблением
паронимов, допущены в предложениях
J В
развитии русского языка большую роль
играют внеязыковые факторы
R Он
показал себя полным невеждой во время
приёма
J
Неорганизованность в работе – нетерпимое
явление
R
Продолжительность горения длится
несколько минут
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Речевые
ошибки, связанные с употреблением
паронимов, допущены в предложениях
R Мы
поднялись на второй этаж по экскаватору
J
Сегодня праздник, но настроение у всех
будничное
R Здание
украшают витражи из цветного стекла
J Важен
принцип разделения власти на
законодательную, судебную и исполнительную
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
предложения и типы лексических ошибок:
В |
плеоназм |
Эта |
нарушение |
В |
смешение |
С |
лексическая |
расщепление |
|
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
предложения и типы лексических ошибок:
Впереди |
плеоназм |
Установлены |
тавтология |
Посланная |
нарушение |
В |
смешение |
лексическая |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Иноязычное
слово верно употреблено в предложениях:
R Я
закончил письмо и отправил его адресату
R Мне
не понравилась пасквильная статья на
страницах этого журнала
J
Мальчик довольно индифферентно оценивал
происходящее и смеялся
J Моя
сестрёнка была гурманом конфет и вообще
любила разные сладости
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
иноязычные слова и их значения:
саммит |
встреча |
адаптация |
приспособление |
аудиенция |
приём |
нивелирование |
сглаживание |
ассимиляция |
уподобление |
усложнение |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Иноязычное
слово верно употреблено в предложениях
J Нам
необходимо содействовать эскалации
торговых связей с нашими партнерами
R
Николай Николаевич всегда толерантен
по отношению к коллегам
R
Благодаря протекции директора его
приняли на работу
J Этот
агрегат в том или ином амплуа может
работать на разных объектах
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
иноязычные слова и их значения:
перманентный |
постоянный |
суицидальный |
самоубийственный |
превентивный |
предупредительный |
амбивалентный |
двойственный |
эксклюзивный |
исключительный |
дорогой |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Иноязычное
слово верно употреблено в предложениях
J Все
это способствует обособлению имён
R Мне
не понравилась пасквильная статья на
страницах этого журнала
J
Мальчик довольно индифферентно оценивал
происходящее и смеялся
J Моя
сестрёнка была гурманом конфет и вообще
любила разные сладости
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
иноязычные слова и их значения:
встреча |
саммит |
приспособление |
адаптация |
приём |
аудиенция |
нивелирование |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
иноязычные слова и их значения:
постоянный |
перманентный |
самоубийственный |
суицидальный |
предупредительный |
превентивный |
исключительный |
эксклюзивный |
амбивалентный |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
иноязычные устойчивые выражения с их
русскими эквивалентами:
перпетуум-мобиле |
вечный |
де-факто |
фактически |
альтер |
второе |
хомо |
человек |
априори |
независимо |
юридически |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Приведённые
существительные могут сочетаться со
следующими прилагательными:
осанка |
царственный |
человек |
исполнительный |
мантия |
царский |
исполнительский |
|
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
предложения и типы лексических ошибок:
В |
плеоназм |
Эта |
нарушение |
В |
смешение |
С |
лексическая |
слово |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Соотнесите
предложения и типы лексических ошибок:
Впереди |
плеоназм |
Установлены |
тавтология |
Посланная |
нарушение |
В |
смешение |
слово |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ЕГЭ. Русский язык. Лексические ошибки.
Задание № 6 связано с проверкой умений находить лексические ошибки и исправлять их.
Предлагается 10 вопросов с ответами и пояснениями.
Выполнение данного теста поможет успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку.
Версия для копирования.
1.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Новенький был нелюдим, плохо сходился с людьми, всегда работал молча, без слов.
Ответ:
2.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В чернеющей темноте плохо были видны очертания степи, пугающей и молчаливой.
Ответ:
3.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Скрывать истинную правду было бесполезно, да он и не пытался этого делать.
Ответ:
4.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже автор пытался передать главную суть морской стихии, изобразить своё восприятие картины природы.
Ответ:
5.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно использованное слово. Запишите это слово.
Раскрывая предложенную тему, докладчик попытался раскрыть сущность глобализации на примере развития экономики двух стран.
Ответ:
6.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно использованное слово. Запишите это слово.
Судя по находкам археологов, можно предположить, что предположения о связи между племенами были более тесными, чем считалось ранее.
Ответ:
7.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Работодатель предложил свободную вакансию менеджера в его компании, однако Сергей не был готов к данному виду деятельности.
Ответ:
8.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
С самого начала произведения автор высказывает своё отношение к происходящему, используя лирические отступления.
Ответ:
9.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Каждый герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» имеет свои индивидуальные черты
Ответ:
10.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Герой поэмы «Мёртвые души» целеустремленно стремится к своей цели – к обогащению
Ответ:
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ