Кажется, каждый сталкивался с ситуацией, когда друзья зовут на встречу в караоке бар. И каждый раз вы отказываетесь, потому что «не умеете петь». Или другая знакомая почти каждому ситуация: собираетесь с друзьями, кто-то приносит гитару. Друзья затягивают известную песню, но в какой-то момент забывают слова. А вы их знаете, но не можете напеть. Боитесь или стесняетесь. Да и подпеваете вы обычно беззвучно.
Как же быть, если душа просит песен. Можно ли научиться петь уже во взрослом возрасте? Существует миф, что если вы не научились вокалу в детстве, то вы упустили момент. На самом деле, это не так. Можно научиться пению и в 20 и в 30 и в 40 лет. Главное желание, как и в любом другом деле. И, конечно же, ежедневные занятия, чтобы тренировать дыхание и связки.
Ведь в пении, как в спорте, без ежедневных тренировок не будет результата. Необходимо каждый день по часу заниматься вокалом, тренировать голосовые связки и правильное дыхание, контролировать работу мышц и своего состояния. Ни в коем случае не перенапрягаться и при любых симптомах усталости заканчивать занятия. Ведь от перенапряжения также могут повредиться связки, и даже образоваться узелки на них. И обязательно нужно разминаться перед началом занятия.
Очень часто люди отказываются от своей мечты научиться петь красиво, а кто-то и профессионально, из-за страха. Мы боимся не попасть в ноты, переживаем, что у нас нет слуха и голоса. Но это всего лишь наши страхи. У каждого человека в любом возрасте есть возможность достигнуть своей мечты. Для этого нужно потратить силы,
позаниматься вокалом с преподавателем, обучиться нотной грамоте и, самое главное, правильно поставить голос. Тогда любой человек сможет петь, как минимум, красиво.
Очень мало людей, которые открыли рот и сразу хорошо спели. Как правило, это люди из творческих семей. Этих людей с малых лет окружала музыка, они учились ее слушать и слышать, они пели вместе с родителями и их вокальный аппарат уже подсознательно настроен как надо.
Поэтому если вы решили запеть в уже сознательном возрасте, ни в коем случае не стоит отказывать себе в достижении этой цели. Вам просто понадобится чуть больше усилий, чем тем, кто с детства был окружен творческой обстановкой.
Если вы будете соблюдать все рекомендации и сохранять положительный настрой, то уже через месяца 3 сможете заметить первые ощутимые результаты в пении.
“Механизмы” голоса
Для начала давайте разберемся в строении нашего голосового аппарата и в том, как он работает.
Как и при занятиях спортом, пение стоит начинать с изучения анатомии. Зная физиологическую сторону вокала, вы откроете перед собой новые возможности, а также будете знать, как избежать травм голосовых связок при тренировках.
Пение это работа целого комплекса мышц: диафрагмы, гортани, горла, голосовых связок, языка и ротовой полости. Как же рождается звук и пение? При вдохе в легкие человека поступает воздух и они расширяются, на выдохе воздушный поток при помощи диафрагмы выталкивается из легких. После этого он поднимается к гортани, и за счет этого начинают вибрировать голосовые связки. Именно в этот самый момент рождается звуковая волна. Продолжая вибрировать, звук поступает в резонаторы, то есть носовые пазухи, рот и глотку. Далее, благодаря слаженной работе, языка, губ и четкой дикции звук преобразуется в слова, и рождается пение.
Но что же представляют собой голосовые связки, о которых так часто говорят? Это самый главный механизм вокалиста, за счет которого меняется высота голоса. Они располагаются в средней части гортани. Связки представляют собой голосовые складки, покрытые неороговевающим эпителием. Между складками есть пространство, которое называется голосовой щелью. Когда в процессе работы голосовые связки сокращаются, то меняется размер щели. Именно этот процесс определяет высоту звука.
Когда проходящий через гортань воздух преобразуется в звук, то голосовые складки смыкаются и размыкаются. Они покрыты плотной эластичной тканью, а внутри них располагаются голосовые мышцы. За разговорную речь отвечают внешние мышцы, а за пение внутренние или вокальные мышцы. Волокна в этих мышцах располагаются параллельно внутреннему краю складки и в косом направлении. Именно благодаря такому строению, в процессе пения они могут сокращаться по всей длине и ширине, а также колебаться в разных частях. Благодаря этому во время пения голос приобретает такую богатую и разнообразную палитру звуков и тонов.
Интересный факт, что мужская гортань значительно больше женской. Каждый тембр голоса имеет свое особенное строение гортани. Например, мужской низкий голос образуется в вытянутой остроугольной гортани, как правило, она выступает наружу в виде кадыка. В верхнем отверстии гортани имеется овальная щель, которая при дыхании закрывается хрящиком или надгортанником. А при пении сужается сама гортань и прикрывается надгортанником.
Как мы видим, наш голосовой аппарат это очень сложный и тонкий механизм. По этой причине перед тем как начать заниматься вокалом во взрослом возрасте, рекомендуем обратиться к фониатру. Благодаря современным медицинским технологиям, специалист сможет точно определить возможности вашего голосового аппарата, увидеть наличие узелков и каких-то других патологий. А также точно подскажет в каком стиле вам лучше всего петь.
Можно ли научиться петь, если нет слуха и голоса?
Мы разобрали основные “механизмы” голоса и узнали, что петь можно научиться в любом возрасте. Главное иметь желание и положительный настрой. Но почему же некоторые бросают эту идею в самом начале пути, даже не попытавшись? Очень многие люди отказываются от своей мечты научиться красиво петь по трем основным причинам:
- Считают, что у них совершенно нет слуха;
- Уверены, что у них нет голоса, чтобы петь;
- И самая главная причина — страх.
“У меня нет слуха”
Давайте сначала разберем, что значит выражение “У меня нет слуха”. На Земле всего лишь 10 % людей не имеет способностей к музыке. Есть такое заболевание, которое называется амузия. Оно проявляется в том, что люди не способны воспринимать любую музыку, для них она звучит как очень сильный посторонний шум. Амузия бывает сенсорной и моторной. Сенсорная проявляется в неспособности интерпретировать звуки музыки правильно, а моторная — в том, что человек не может повторить услышанную мелодию.
Все остальные люди, говорящие, что им “медведь наступил на ухо” и “ у них нет никакого слуха” могут также научиться петь и развить в себе чувство музыкальности. Тогда в чем же причина того, что люди фальшивят и не попадают в ноты? Все дело в отсутствии координации мышц, которые в обычной жизни не задействуются, и поэтому не работают слажено.
При разговорной речи мы задействуем только небольшой участок голосовых связок, а при пении начинают работать весь мышечный состав. Это как в спорте. Если вы никогда раньше не занимались спортом, вы не сможете сразу пробежать марафон.
Поэтому, когда вы начинаете петь и пытаться взять ноты в непривычном для вас диапазоне, то вы начинаете напрягать те мышцы, которые ранее практически никогда не работали. Отсюда возникает невозможность попадать точно в нужные ноты.
То же самое и с отсутствием слуха. Если вы способны различить разные по высоте и тональности звуки, значит слух у вас есть. Остальное дело практики. Хорошим музыкальным слухом, как правило, обладают те, кто с детства был окружен музыкой и на подсознательном уровне впитывал эту информацию.
Развить слух и укрепить мышцы вам помогут занятия сольфеджио и регулярное пение музыкальных интервалов.
“У меня нет голоса”
То же самое можно сказать и о причине “нет голоса”. Зная, как работает голосовой аппарат, можно с уверенностью сказать, что дело в отсутствии практики и натренированности мышц. Вы с рождения можете издавать огромный спектр звуков — шепот, крик, разговорный диапазон и т.д. — значит овладеть певческой палитрой для вас не составит труда.
Есть люди, которые от природы поют хорошо. Но, как правило, это происходит неосознанно и завтра может получиться уже хуже. Опять-таки вернемся к тому, в каком окружении росли эти люди. Чаще всего они росли в семье музыкантов или певцов. То есть их вокальный аппарат уже настроен на нужный лад.
Во всех остальных случаях, вам достаточно понять, как работает голосовой аппарат, как правильно им управлять и вы сможете интонировать даже лучше тех, кто с пеленок впитывал музыку.
“Я стесняюсь, у меня все равно не получится”
Теперь поговорим о самой главной причине, почему люди не идут учиться пению, хотя очень хотят научиться этому. Страх и неуверенность в себе. Боязнь выглядеть глупо, боязнь спеть перед кем-то другим и просто страх сделать ошибку, порождает внутреннюю скованность. Опять проведем аналогию со спортом. Если вы решили научиться кататься на сноуборде, то, в первую очередь, нужно избавиться от страха. Иначе вы не сможете контролировать работу своих мышц, они будут зажаты и совершить контролируемый спуск с горы у вас не получится. Так и в пении. Страх сковывает и зажимает мышцы гортани, звукоизвлечение идет не так как надо, поэтому на выходе мы получаем фальшивую или “плоско” звучащую мелодию.
Очень часто бывает, что когда вы поете с кем-то, то у вас очень даже хорошо получается. Но стоит вашему партнеру замолчать, вы сразу начинаете фальшивить. Это все страх. Пока вы пели в дуэте, трио и т.д., вы понимали, что именно вас не слышно, поэтому не боялись.
Но все это можно преодолеть и победить. Если вы занимаетесь с преподавателем, то с его поддержкой вы сможете быстро побороть боязнь сфальшивить. Хороший педагог будет переключать ваше внимание на вокальные задачи и слушание самого себя. Также хорошо помогают раскрепоститься движения корпусом и руками.
Кстати, хороший способ услышать свой голос “изнутри” закрыть одно ухо пальцем. Так вы сможете точно понять где именно вы не дорабатываете, а что наоборот получается очень хорошо.
И помните, что даже самый талантливый певец с золотым голосом — результат титанической постоянной работы над собой. Нет предела совершенству. Даже профессионалы продолжают ежедневные занятия, выполняют упражнения, чтобы открывать новые грани своего голоса. Ведь если вы никогда не бегали, то по одним только видеоурокам невозможно подготовиться к марафонской дистанции, а если вы профессиональный спортсмен, то всегда нужно поддерживать свое тело в форме.
Сейчас самое время отбросить все свои страхи и сделать шаг навстречу своей мечте — научиться петь красиво. Но с чего нужно начинать и как максимально эффективно научиться управлять своим вокальным аппаратом?
Советы начинающим певцам
Хотите научиться профессионально петь, но считаете, что уже поздно? Думаете, что в 30 лет невозможно научиться чему-либо? Спешим развеять этот миф. Научиться петь можно в любой момент даже в домашних условиях.
- Для начала нужно научиться правильно дышать. Профессиональные певцы дышат диафрагмой. Если вы дышите легкими, то физически очень сложно будет удержать длинные ноты, при дыхании диафрагмой воздух выталкивается с самых низов легких, а значит длинные и растянутые ноты не будут для вас проблемой. При дыхании диафрагмой нужно надуть живот, как будто у вас там мячик находится. Этот мячик нужно ощущать все время, пока вы поете.
Правильное дыхание поможет не только распределять воздух на долгие звуки, но и даст возможность контролировать громкость звучания. Чтобы петь громче, нужно делать вдох носом, а выдыхать через рот.
- Научитесь дышать беззвучно. Это даст вам более чистый звук, позволит избежать лишних шумов. Вам необходимо научиться дышать максимально тихо, используя диафрагму, при этом нужно чтобы легкие полностью заполнялись воздухом. Попробуйте сделать быстрый вдох носом, а потом плавно и равномерно выпустить воздух через рот. Если вдруг почувствуете легкое головокружение, не пугайтесь. Это с непривычки, сделайте перерыв и попробуйте еще раз.
- Научитесь открывать рот правильно. Его нужно открывать широко в виде буквы О. Это даст вам более громкое звучание и объемный звук. Следите, чтоб при этом рот не был напряжен, и чтобы не было болезненных и дискомфортных ощущений.
- Старайтесь не напрягать мышцы. Громкого и красивого звучания это вам не даст, а вот травму связок можете легко получить. Объемное хорошее пение достигается нарабатыванием техники, а не связками.
- Определите ваш тембр и диапазон голоса. Самые популярное разделение голосов — альт и сопрано. Если у вас низкий голос, то не стоит подбирать песни с высокими нотами, вам будет тяжело их брать, поэтому вы будете думать, что у вас нет голоса и слуха. И наоборот. Если у вас хорошо получается петь сопрано, то есть высокие ноты, не стоит мучить себя и пытаться взять низкие тональности.
- Поработайте над дикцией. Красивое пение это не только голос, но и хорошая дикция. Представьте себе певца, который “жует” слова. Самый лучший способ — это проговаривать скороговорки, выучить текст песни, чтобы в нужный момент вы не думали, что там дальше. Нужно чтобы слова сами лились из вас. Есть очень хороший способ проверить свою дикцию. Если вы слышите первые и последние слова, значит все в порядке.
- Если вы занимаетесь самостоятельно дома, то обязательно каждое свое занятие записывайте на видео. Так вы сможете увидеть и услышать со стороны свои ошибки, скорректировать звучание и движения.
- Обязательно делайте разминку перед пением. Как и в спорте, мышцы и связки должны быть разогретыми, иначе травмы не миновать. Для разогрева существуют специальные распевки, можно попеть интервалы. Уделите этому минут 10.
- Чтобы звук был чище и дыхание лучше контролировалось, нужно принять правильную позу. Спина должна быть прямой, чтобы грудная клетка не зажималась. При этом не имеет значения стоите вы или сидите. Ноги лучше поставить на ширине плеч и стопы полностью прижать к полу. Если вы поете сидя, то ни в коем случае, не закидывайте ногу на ногу. Это создаст не только ненужное напряжение в диафрагме, но и зажатость в мышцах. Звук будет идти тяжелее, а звучание станет более плоским.
- Занимайтесь каждый день по часу. Если будете заниматься больше часа, есть вероятность перегрузить связки и получить травму. Не берите в работу сразу сложные произведения, начните с чего-то попроще. Например, с народных песен. Они рассчитаны на любые голоса и достаточно простые, чтобы даже начинающий исполнитель мог их освоить.
- Обязательно аккомпанируйте себе на инструменте: фортепиано, гитара или синтезатор. Если вы не умеете играть на музыкальном инструменте, не страшно. Можно включать как аккомпанемент аудиозапись песни и подпевать исполнителю. Так вы учитесь чувствовать мелодию. Если вы слышите полную гармонию голоса с музыкой, значит вы сделали определенный успех.
- По возможности старайтесь исключить сигареты, холодные и очень горячие напитки, острую пищу. Это лишняя нагрузка на голосовые связки.
- Начните изучать нотную грамоту и сольфеджио. Вы как специалист должны знать ноты, основные интервалы и т.д.
- Если вы хотите научиться петь профессионально, то лучше всего записаться в вокальную студию или найти хорошего педагога по вокалу.
Упражнения, чтобы научиться петь
Мы поделились с вами несколькими простыми упражнениями, которые помогут вам лучше почувствовать и разработать голос и дыхание.
- Учимся дышать диафрагмой. Встаньте перед зеркалом, руки положите на живот. Сделайте вдох и одновременно надуйте живот, как будто надуваете мячик. Медленно выдохните и опустите живот, как будто мячик сдулся. Руками контролируйте процесс. И помните, что двигается в этот момент только живот, ключица и плечи должны оставаться неподвижными.
- Теперь нужно разогреть голосовой аппарат. Сделайте вдох животом через нос, а потом резко выдохните. При этом корень языка должен быть прижатым. Такое упражнение лучше делать перед распевкой, так как теплый выдыхаемый воздух отлично прогреет связки.
- Теперь переходим к распевке. Медленно пропойте гласные звуки на выдохе. Порядок не имеет значения. Следите, чтобы голос не срывался, интонации не становились выше или ниже, а голос не затихал. Это упражнение поможет вам научиться контролировать дыхание на длинных нотах.
- Потом можно попеть гаммы в прямом и обратном порядке. Это упражнение настроит ваш голос на нужную тональность, поможет уловить звучание нот. Если у вас получился резонанс, значит вы на верном пути.
- Пропойте еще раз гласные звуки, но в уже строго определенном порядке: “А-И-Э-О-У”. Старайтесь пропеть гласные максимально коротко и чередуя интонации от высоких к низким и в обратном порядке.
- Не забывайте тренировать дикцию. Перед каждым занятием проговаривайте скороговорки, важно делать это четко и разборчиво. Сначала проговаривайте медленно, постепенно ускоряя темп.
Подводя итог всего вышесказанного, с уверенностью можно сказать, что петь можно научиться в любом возрасте. Главное иметь грамотный и правильный подход, регулярные занятия и огромное желание научиться петь. Сегодня прогресс ушел далеко вперед и можно освоить практически все, что угодно прямо из дома. В интернете можно найти массу советов и видеоуроков для начинающих вокалистов. Но все же самый лучший способ научиться красиво петь — это найти преподавателя по вокалу. Он сможет максимально быстро и правильно скорректировать ваши ошибки, вы привыкнете работать на публику, то есть петь для кого-то. Это поможет побороть страх публичного выступления. А также преподаватель грамотно построит программу обучения, разработанную специально для вас.
Больше пойте, получайте удовольствие от процесса, не забывайте следить за дыханием. Профессионально обучиться навыкам вокала вы можете в школе музыки First Music Family в самом сердце Москвы, и тогда ваша мечта — научиться петь — станет реальностью.
Шестое февраля
Контрольная работа
1. Что регулируют грамматические нормы?
1) Постановку знаков препинания
2) Построение предложений и словосочетаний
3) Произношение
2. В каких предложениях нарушена связь между подлежащим и сказуемым?
1) Каждый, кто слушал аудиокнигу, знает, что это очень удобно.
2) Авеню стал центром притяжения туристов.
3) За кандидата проголосовали меньшинство.
4) Все, кто любит мороженое, должен попробовать его в Италии.
5) Батуми всегда нравился туристам.
6) Всем, кто пишет стихи, нужно часто практиковаться.
7) Часть людей осудили действия политика.
3. В каких предложениях допущены ошибки при употреблении косвенной речи?
1) Бабушка прошептала, что мне лучше.
2) Мама воскликнула, что не пустит меня в Москву.
3) Врач написал в моей карточке, что тебе нужно лекарство.
4) Женя сказала, что не знает хороших мастеров.
5) На табличке написано, что нам входить нельзя.
6) Лена написала, что она придёт через пять минут.
7) Миша сказал, что ему уже лучше.
4. В каких сложных предложениях допущена ошибка?
1) Я слышал то, что на следующей неделе отменят занятия в школе.
2) В программе «Здоровый человек» сказали, что каждый день нужно есть овощи и фрукты.
3) Никогда не думал, что насколько сложно быть учителем.
4) В школе объяснили о том, как нужно вести себя в чрезвычайной ситуации.
5) Узнай, нужно ли иметь при себе паспорт.
6) Стоило проверить, что нужно ли брать с собой спортивную форму.
5. В каком предложении нарушена связь между подлежащим и сказуемым?
1) Какаду сидело на дереве.
2) Многие, кто ходил на концерт, сказали, что всё прошло прекрасно.
3) Каждый, кто умеет петь, должен делать это чаще.
6. Какая ошибка допущена в предложении «По окончанию праздника актёры обсудили ошибки»?
1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
2) Ошибка при употреблении предложно-падежной формы
3) Ошибка при построении предложения с причастным оборотом
7. Какое правило построения предложения с деепричастным оборотом нарушено в следующем примере: «Стало холодно, выйдя на улицу»?
1) Действие, которое обозначено деепричастием, должно относиться к подлежащему.
2) Деепричастие не может использоваться в безличном предложении, если в нём нет слов «надо», «нужно», «можно», «нельзя», «необходимо» и т. п.
8. В каких вариантах указана верная предложно-падежная форма?
1) Скучать по родителям я начал сразу, как только сел в поезд.
2) По прибытию в Париж Лера отправила фотографии бабушке.
3) Вопреки запретов Саша залез на крышу одного из домов.
4) По приходе домой Зина начала делать уроки.
5) Приду со школы и лягу спать.
9. Какое предложение с деепричастным оборотом построено правильно?
1) Решая задачи, нужно внимательно читать условия.
2) Пете будет весело, увидев новое шоу.
3) Накрасив губы, Таня положила помаду в сумку.
4) Купив чемодан, он оказался сломанным.
10. Орфографический и пунктуационный практикум.
Вы нав..рняка слышали выр..жение «с красной строки». Почему же строчку имеющую (не)большой отступ (в)право называют красной? Слово «красный» в этом фраз..ологизме имеет зн..чение «красивый ра(з/с)краше(н/нн)ый яркими пр..имуществе(н/нн)о красными красками». В древних рукописях основной текст писали обычно ч..рнилами а начальные буквы каждого ..бзаца укр..шали цветными рисунками. Например красные строки древнейш..го пам..тника (старо)славянской письме(н/нн)ости Остромирова Евангелия (1056—1057 годы) предст..вляют собой по сути дела яркие художестве(н/нн)ые мин..атюры.
Почему одни люди хорошо поют, а другим это не дано
Тот факт, что кто-то отлично поет, а кто-то делает это ужасно принято объяснять просто. Обычно говорят, что дело в голосе, слухе и таланте. Но проблема в том, что и люди с хорошим голосом и исключительным слухом не всегда могут порадовать своим пением. Остается талант. Но как его описать или измерить с научной точки зрения? Давайте посмотрим, что говорят о способностях к пению музыканты и ученые.
Профессиональные музыканты вам скажут, что плохому певцу не хватает способности попадать в ритм или памяти нот, а, возможно, и точности тона. Бывают и случаи, когда напрочь отсутствуют все три фактора. Но ученые подходят к вопросу глубже и могут рассказать о способностях к пению немало интересного.
Оказывается, большинство людей могут на слух определить песню, даже если исполняется она отвратительно. Это говорит о том, что в людях природой заложена неплохая способность запоминать ноты. Это никак не связано с умением петь — мозг просто обрабатывает входящую звуковую информацию. Но все же, почему одни поют, а другие нет?
Физиология и психология
Если рассматривать вопрос с точки зрения физиологии, то хорошие певцы от рождения имеют некоторые данные. Это объемные легкие и гортань, позволяющую эффективно растягивать и сжимать голосовые связки. Эти особенности позволяет достигать широкого вокального диапазона. Определенное значение имеют также форма и размер глотки и носовых пазух.
Людей можно сравнить с гитарами. Эти инструменты имеют одинаковое устройство, но размер, форма и материал обеспечивают им разное звучание. Даже натянув одни и те же струны, вы никогда не получите из разных инструментов абсолютно идентичный звук.
Не последнюю роль играют и психологические аспекты. Те, кто уверен в своих силах и таланте поют лучше сомневающихся и робких. Не стоит забывать и о среде, в которой рос и воспитывался человек. Известно, что выросшие в творческой среде, где много музицируют и поют, имеют больше шансов стать хорошими вокалистами.
Выходцы из музыкальных семей успешнее в пении еще по одной важной причине. Они лучше остальных справляются с проблемой определения тональности. Ученые считают, что люди от рождения умеют определять высоту тона. Но это не касается тех случаев, когда они поют сами. Как ни странно, но собственную тональность человеку определить непросто, если он не сталкивается с чужим пением ежедневно. Поэтому в семьях, где кто-то поет, дети лучше владеют своим голосом.
Есть ли выход?
Исследования показали, что проблемы с тональностью возникают не на входе, а на выходе. Как мы уже говорили, природа наделила нас способностью воспринимать музыку, опираясь на громкость, высоту тона, ритм. Мозг качественно обрабатывает эти параметры, но точно воспроизвести их могут не все. Это явление иногда называют «ошибками тембрального перевода». То есть, певец знает точно, что должен воспроизвести, но выходной звук настраивается мозгом плохо.
Люди, поющие фальшиво, обычно знают об этой проблеме. Но вот поделать с ней они ничего не могут. Уши определяют, что звук не тот и голосовые связки запрашивают новые инструкции у мозга. Но тому нечего предложить и на выход отправляется та же информация. Но ситуация эта не безнадежна. Если много работать над собой под руководством опытного педагога, с тональностью совладать можно. Правда потребуется немало времени, сил и желания.
Смотрите также — 10 известных иностранных песен, в которых вы услышите русские слова
А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!