Лекцию на физическом факультете провел известный ученый ошибка

Пожалуйста помогите. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости. 1 .В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков. 2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается. 3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу. 4. Лекцию на физическом факультете провел известный ученый, который многие годы работал в области электронике. 5. Этому важному вопросу уделили серьёзное внимание. 6. на собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе. 7. На ГЭС установлена и запущена в действии новая труба. 8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом. 9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров. 10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.


  • 0




Пожалуйста помогите. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1 .В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.
3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.
4. Лекцию на физическом факультете провел известный ученый, который многие годы
работал в области электронике.
5. Этому важному вопросу уделили серьёзное внимание.
6. на собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе.
7. На ГЭС установлена и запущена в действии новая труба.
8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.
9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.
10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

  • Комментариев (0)



  • 0


Лекцию на физическом факультете провел известный ученый, который многие годы работал в области электроникИ. (но здесь орфограф. ошибка)

Первоочередное внимание следует УДЕЛИТЬ повышению квалификации кадров.

.В последнее время ухудшился уровень выступлений докладчиков.

Этому важному вопросу уделили серьёзное ЗНАЧЕНИЕ.

пенсионеры считают, что уровень их жизни СНИЖАЕТСЯ.

на собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, СЛЕДОВАНИЕ которым поможет в работе.

На ГЭС установлена и запущена новая труба.

на товары этой фирмы большой спрос.( Товары этой фирмы пользуются большим спросом. -тоже можно)

  • Комментариев (0)

1

Тренировочные работы

по теме « Лексические нормы речи»

Русский язык

10 класс

2

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой

лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему

значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком

и ушиб колено.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном

им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писателилибералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению

народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном

им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести

из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в

солдаты.

ОТВЕТ:

Тест 1 1,3,5,6.7,8,9,10

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- 1,3,5,7,8,9,10

3

РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм:

Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует

употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной

копейкой».

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во чтото твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два

ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во чтото твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два

ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на

автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас

езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются

самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику

безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в

боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного

сторожа.

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- : 1,3,4,5, 6,7,8

4

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ

Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц,

период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе),

повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить

вопрос).

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с

коллегами по работе.

2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней

много образных слов и выражений.

3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания

сельскохозяйственных культур.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от

другого.

6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.

7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.

8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.

9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного

времени.

10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.

2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее

результативно выступают спортсмены.

3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных

художников.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.

6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.

7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.

8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными

аплодисментами.

ОТВЕТ:

Тест 1 1,2,3,5,7,8.9,10

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- 1,2,3.4,5.6,8

5

ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Мы всё ближе подходим к пещере.

2. Лодки приближались всё ближе.

3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.

4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.

5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.

6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей

правоты.

7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.

8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.

9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.

10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.

ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10

ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.

2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.

3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.

4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого

поколения России.

5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.

6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество

иллюстративного материала.

7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.

8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.

9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.

10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много

сверхплановой продукции.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической

сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение.

Следует употреблять: иметь значение, играть роль.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

3. Он хотел чтото сказать, но у него остолбенел язык.

4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?

5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.

6

6. Задача, поставленная нами, достигнута.

7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.

8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.

9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.

10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.

2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.

3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.

4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие

годы работал в области электроники.

5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.

6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение

которых поможет в работе.

7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.

8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.

9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.

10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10

СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ

Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу

слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и

заглавная буква.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.

2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.

3. Петров был человек очень практический.

4. В сентябре в вузе проходила научнопрактическая конференция.

5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.

6. Я, помоему, очень неудачливый человек.

7. Я проблудил по лесу два часа.

8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.

9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.

10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.

ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.

2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.

7

3. Взошло солнце и ярко высветило сад.

4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.

5. Этот список можно продолжить.

6. Выношу благодарность моему научному руководителю.

7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее

настроение больных.

9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.

10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.

ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.

2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.

3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.

4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.

5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.

6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.

7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов

элитарной пшеницы.

8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в

результате попал в цейтнот.

9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.

10. В этом тексте выступления много дефектов.

ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10

Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены

речевые ошибки – тавтология или плеоназм.

1. У моей мамы в февралемесяце день рождения.

2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.

3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.

4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.

5. В статье изложены основные положения новой концепции.

6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на

белом снегу.

7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.

8. Черты ее лица четко очерчены.

9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.

10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться

совершенству.

11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.

8

12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой

области знания.

13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.

14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.

15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.

16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.

17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.

18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.

19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.

20. С приятным человеком и поговорить приятно.

21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать

историю России.

ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21

«Я проблудил два часа. »

«Я проблудил два часа. »

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Не думайте, что говорящий так — имеет склонность к разврату: он только хотел сказать, что «проблуждал» два часа, не зная дороги, но по небрежности (а может быть, и по невежеству) не сумел почувствовать смысловую разницу между глаголами «блуждать» и «блудить».

Интересно знать, как он назовет «блуждающие огни»: неужели «блудящими огнями»?

Я предвижу, что читатель-оппонент задаст мне «ядовитый» вопрос: а кто же, по-вашему, библейский блудный сын: «предавшийся блуду» или «неведомо где блуждавший»?

Отвечаю: и то и другое. В евангельском тексте о нем ясно сказано, что он жил «распутно» и расточил «имение свое с блудницами», а также, что он «пошел в дальнюю сторону», жил в нищете, «пропадал и нашелся».

Однако в притче больше подчеркивается, что сын вернулся в отчий дом после долгих скитаний.

Безусловно, «блудить» и «блуждать» происходят от одного словесного корня, иногда переплетаясь в смысловом значении («блудливый кот» и «приблудный кот»), и первоначальным, древним значением «блудить» было «идти по неверной дороге», «сбиться с пути» («он заблудился»). Думается, что отсюда же произошло слово «плутать», то есть «идти по ложному пути («он проплутал весь вечер»). Отсюда, вероятно, и «плут», то есть «идущий по ложному пути».

От «блуждать» произошло слово «заблуждаться», то есть «ошибаться», опять-таки «идти по неверному пути».

Однако в течение столетий в нашем языке четко сформировались и обособились глаголы «блуждать», «блудить», «плутать» и «плутовать», путать которые нашему современнику никак не следует.

Тренировочные работы по теме лексические нормы речи русский язык 10 класс

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новый сборник тренировочных упражнений по теме лексические нормы речи русский язык 10 класс задания и ответы для подготовки.

Ссылка для скачивания: ворд | пдф

Лексические нормы речи упражнения

Лексические нормы. Смысловая точность речи Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.

ТЕСТ

1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами. 1. Речь Нагульнова отличается от других героев. 2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи. 3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами. 4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами. 5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал. 6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал. 7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе. 8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами 1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью. 2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт! 3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив. 4. В кабинете литературы висят великие писатели. 5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности. 6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче. 7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал. 8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ

Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц, период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить вопрос).

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами. 1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с коллегами по работе. 2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений. 3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур. 4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту. 5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого. 6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров. 7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна. 8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания. 9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного времени. 10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами. 1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе. 2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены. 3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников. 4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени. 5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов. 6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена. 7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия. 8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными аплодисментами.

ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией. 1. Мы всё ближе подходим к пещере. 2. Лодки приближались всё ближе. 3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих. 4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс. 5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами. 6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей правоты. 7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край. 8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб. 9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества. 10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.

ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией. 1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание. 2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу. 3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого. 4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого поколения России. 5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы. 6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала. 7. Следует различать различные подходы к данной проблеме. 8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю. 9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования. 10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много сверхплановой продукции.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение. Следует употреблять: иметь значение, играть роль.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости. 1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор. 2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор. 3. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык. 4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги? 5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.6. Задача, поставленная нами, достигнута. 7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом. 8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий. 9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо. 10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости. 1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков. 2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается. 3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу. 4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники. 5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание. 6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе. 7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина. 8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом. 9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров. 10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ

Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и заглавная буква.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов. 1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость. 2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени. 3. Петров был человек очень практический. 4. В сентябре в вузе проходила научно-практическая конференция. 5. Новая попытка опять оказалась неудачливой. 6. Я, по-моему, очень неудачливый человек. 7. Я проблудил по лесу два часа. 8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску. 9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно. 10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов. 1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это. 2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока. 3. Взошло солнце и ярко высветило сад. 4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар. 5. Этот список можно продолжить. 6. Выношу благодарность моему научному руководителю. 7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием. 8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных. 9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году. 10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ Отметьте нарушения лексических норм. 1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины. 2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере. 3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель. 4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности. 5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос. 6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров. 7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы. 8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот. 9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги. 10. В этом тексте выступления много дефектов.

Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм. 1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения. 2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону. 3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст. 4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен. 5. В статье изложены основные положения новой концепции. 6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу. 7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь. 8. Черты ее лица четко очерчены. 9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда. 10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству. 11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств. 12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания. 13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца. 14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля. 15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения. 16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд. 17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками. 18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами. 19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина. 20. С приятным человеком и поговорить приятно. 21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.

1.6. Паронимия и парономазия

1.6.1. Паронимы

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать — признать, одеть — надеть, подпись — роспись), называются паронимами (из гр. para — возле, onyma — имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Некоторые авторы понимают явление паронимии расширенно, относя к паронимам любые близкие по звучанию слова, независимо от того, однокоренные они или нет, т.е. паронимами признают и такие слова, как дрель — трель, ланцет — пинцет, фарш — фарс. Большинство лингвистов считает, что паронимия охватывает лишь родственные слова, имеющие звуковое подобие. Звуковая близость их и сходство в значениях объясняются тем, что у них один и тот же морфологический корень.

Не следует относить к паронимам слова с общим историческим корнем, но в современном языке утратившие этимологические связи (клубень — клубника), а также заимствованные слова, восходящие к одному корню, но претерпевшие опрощение и деэтимологизацию (роман — романс, гимназия — гимнастика).

Можно выделить: 1) паронимы, имеющие разные приставки (опечатки — отпечатки); 2) паронимы, отличающиеся суффиксами (безответный — безответственный, существо — сущность); 3) паронимы, один из которых имеет непроизводную основу, а другой — производную с приставкой (рост — возраст), с суффиксом (тормоз — торможение), с приставкой и суффиксом (груз — нагрузка). Большинство паронимов близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками (длинный — длительный, желанный — желательный, гривастый — гривистый, жизненный — житейский, дипломатичный — дипломатический). Значительно меньше паронимов, резко отличающихся по смыслу (гнездо — гнездовье, дефектный — дефективный). Особую группу образуют паронимы, которые при большом семантическом сходстве различаются лексической сочетаемостью (постройка — строение, наследие — наследство, выполнять — исполнять). Паронимы могут отличаться стилистической окраской, сферой употребления [ср.: пошив (спец.) — шитье (межст.); работать (общеупотр.) — сработать (простореч.) и (спец.)].

1.6.2. Отношение паронимов к омонимам, синонимам, антонимам

Изучение паронимов ставит вопрос об их отношении к омонимам, синонимам и антонимам. Еще Ш. Балли указывал на близость паронимии и омонимии, определяя паронимы как псевдоомонимы. Однако омонимы и паронимы только похожи друг на друга, но при омонимии наблюдается полное совпадение разных по значению слов, а при паронимии — лишь их подобие, так как они обязательно чем-нибудь отличаются в словообразовании. К тому же в основе слов-паронимов лежит корневой, этимологический признак, а в основе слов-омонимов — только случайное совпадение в написании и произношении.

Паронимы отличаются и от синонимов. При паронимии расхождение в значениях созвучных слов обычна настолько значительно, что замена одного слова другими невозможна. Синонимы же, хотя и могут отличаться оттенками в значениях, предоставляя автору право широкого выбора наиболее подходящего по смыслу слова, обычно допускают взаимозаменяемость. В то же время известны случаи перехода паронимов в синонимы. Так, сравнительно недавно слова смириться имело значение «стать смирным, покорным, смиренным» и употребление его в значении «примириться» считалось недопустимым. Однако в разговорной речи этот глагол все чаще обозначал «привыкнув, примириться с чем-либо» (смириться с бедностью, смириться с недостатками). Теперь в словарях русского языка это значение указывается как основное. Таким образом, бывшие паронимы, в результате их смешения в речи, могут со временем становиться синонимами. Однако взаимозаменяемость прежних паронимов допустима лишь тогда, когда развившееся у них новое значение закрепляется в словарях.

Смысловое различие паронимов обычно не простирается до антонимии, но некоторые паронимы могут противопоставляться в контексте [«Служение, а не служба» (заголовок статьи)].

1.6.3. Парономазия

Явление парономазии (из гр. para — возле, onomazo — называю) заключается в звуковом подобии слов, имеющих разные морфологические корни (ср.: нары — нарты, лоцман — боцман, кларнет — корнет, инъекция — инфекция). Как и при паронимии, лексические пары при парономазии принадлежат к одной части речи, выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. У таких слов могут быть одинаковые приставки, суффиксы, окончания, но корни у них всегда разные. Кроме случайного фонетического сходства, слова в подобных лексических парах нечего общего не имеют, их предметно-смысловая отнесенность совершенно различна.

Парономазия в отличие от паронимии не носит характера закономерного и регулярного явления. И хотя в языке есть немало сходных в фонетическом отношении слов, сопоставление их как лексических пар является результатом индивидуального восприятия: один увидит парономазию в паре тираж — типаж, другой — в тираж — мираж, третий — в тираж — витраж. Однако паронимия и парономазия близки с точки зрения употребления в речи сходных по звучанию слов.

1.6.4. Стилистические функции паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов

Паронимы, а отчасти и не родственные, но сходные по звучанию слова выполняют в речи стилистические функции.

Перед каждым автором может возникнуть проблема выбора одного из паронимов. Если синонимический отбор лексических средств неизменно сопутствует словесному творчеству, то проблема выбора одного из паронимов возникает лишь в тех случаях, когда в речь включаются паронимические слова.

Умелое употребление паронимов помогает писателю правильно и точно выразить мысль, именно паронимы раскрывают большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков. Вот, например, как А.С. Пушкин вводил паронимы в речь царя в драме «Борис Годунов»: — Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить, щедротами любовь его снискать ; — Я злато рассыпал им, я им сыскал работы, — они ж меня, беснуясь, проклинали (снискать — заслужить, приобрести что-либо, сыскать — найти). В подобных случаях следует говорить о скрытом использовании паронимов, так как читатель видит в тексте лишь одно из подобных слов, выбору которого могла предшествовать работа автора с паронимами, сопоставление их, анализ их смысловых оттенков. Читая окончательный, отредактированный текст, мы можем только догадываться о большом труде писателя, у которого паронимические слова могли вызвать сомнения, колебания.

В художественной речи обычно наблюдается правильное, весьма искусное использование паронимов. Например, у Пушкина можно найти много примеров, иллюстрирующих нормативное употребление «больных» слов, которые до сих пор смешиваются в просторечии: Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар; Лазурный, пышный сарафан одел Людмилы стройный стан. Однако возможно и сознательное отклонение писателя от нормы, если он хочет показать речевые ошибки своих героев. Так, Г. Николаева отразила характерное для просторечия смешение паронимов в реплике одного их персонажей: В доме колхозника быстрый, по-городскому одетый человек посмотрел на ее удостоверение и сказал миловидной девушке: «Надя, проводите командировочную ». В авторской же речи на следующей странице мы находим правильное словоупотребление: командированные курсанты обеспечиваются общежитием («Жатва»). Таким образом, в основе скрытого использования паронимов в художественной речи могут лежать различные эстетические принципы их отбора, продиктованные стилистической установкой автора.

Иной характер носит открытое использование паронимов, когда писатель ставит их рядом, показывая их смысловые отличия при кажущемся подобии. В этом случае паронимы выполняют различные стилистические функции, выступая как средство усиления действенности речи.

Столкновение паронимов используется для выделения соответствующих понятий, например: Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность (М. Мар.).

Сочетание паронимов в таких случаях создает тавтологический и звуковой повтор, что способствует их усилению, например: Нет, умереть. Никогда не родиться бы лучше, Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой / О чернобровых красавцах. — Ох, и поют же Нынче солдатки! О господи боже ты мой! (Цв.) такой же стилистический эффект порождает сочетание неродственных сходнозвучных слов, близких в семантическом отношении: Очищали, причащали, покорив и покарав , Тех, что стены защищали, В те же стены вмуровав (Ф. Искандер. Завоеватель).

Употребление паронимов может быть средством уточнения мысли: Все те же ль вы, другие ль девы, Сменив , не заменили Вас? (П.) Иногда автору достаточно обратить внимание на различную лексическую сочетаемость паронимов, чтобы уточнить их значение: Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь : пустошь распахивают, а пустыри застраивают (А. Югов. Думы о русском слове. М., 1975. С.27).

Возможно сопоставление паронимов, если автор хочет показать тонкие смысловые различия между ними: Я не люблю пластику кистей у танцовщиц. Она манерна… в ней больше красивости , чем красоты (Стан.). Сопоставляются не только паронимы, а и не родственные, но сходные в звучании слова: Зап е л и з а пил от любви к науке (Выс.); Перестройка грозит перерасти в перестрелку ; одни воюют , другие — воруют (из газ). Она вся в белом, белом, белом , а я — в былом (из песни). Чем неожиданнее сопоставление, тем ярче звуковая окраска слова, придающая высказыванию особую экспрессию. Например: Не надо делить Европу на НАТО и НЕ-НАТО ! (из газ.)

Поэты любят сближать самые «неподходящие» слова, удивляя нас своей фантазией: Бедный мастер! Закинь карандаш, отползи поскорее к затону, отрасти себе жабры и хвост, ибо путь от Платона к планктону и от Фидия к мидии — прост (Матв.).

Яркий стилистический эффект рождает противопоставление паронимов: Меня тревожит встреч напрасность, что и ни сердцу, ни уму, и та не праздничность , а праздность , в моем гостящая дому (Евт.). Обычно в этом случае паронимы соединены противительным союзом союзам и одно из созвучных слов дается с отрицанием: Я жить хотел быстрее всех. Я жаждал дел , а не деяний . Но где он, подлинный успех , а не преуспеянье ?! (Евт.)

Противопоставляются и неродственные созвучные слова: Не фирма, а форма; Теперь он увлекся не спортом , а спиртом («ЛГ»). Кажущаяся нелогичность сближения похожих слов придает особую действенность высказыванию.

Паронимы и еще чаще созвучные неродственные слова используются в каламбурах: Памятник первоопечатнику (И. и П.); Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом («ЛГ»); К столу скликает «Вдова Клико » (Ок.). При этом одному из созвучных слов часто присваивается необычное значение на основе ложной этимологизации. Одно из обыгрываемых слов может в тексте отсутствовать, но мы его обязательно вспоминаем под влиянием звуковых ассоциаций: содрание сочинений, притворные актеры, червь самомнения, освежеватель старинных романсов, тела давно минувших дней (Св.), идиозная фигура, деревенская поза, известный дублицист, кропал без вести, в перекосном смысле, талантовы муки, пленэное заседание, водная лекция.

В поэтической речи парономазия питает звукопись. Употребление созвучных слов создает яркую перекличку звуков, делая слова более «выпуклыми», значительными: Пощадят ли площади меня?(Паст.); Белою магией магния (Шефн.) Мастерство поэтов сказывается не в игре созвучия, а в смысловом сближении разнокоренных слов на основе их образного переосмысления. Ср., у В. Хлебникова:Темной славы головня, не пустой и не постылый , но усталый и остылый , я сижу. Согрей меня; у А. Вознесенского: Ахматова была моделью Модильяни .

В прозе также парономазия иногда выступает ярким стилистическим средством выделения важных в контексте слов: Нарастающее настоящее (Лим.); Вещие вещи (Крив.); Гармония гормонов (В. Леви); Потоки патоки (М. Борисова). К парономазии обращаются публицисты, используя созвучные слова для заголовков газетных статей: «Грани гранита», «Нелады с наладкой». Паронимия и парономазия выполняют роль звукового курсива, выделяя созвучные слова, которые автор придает особое значение: Служить бы рад, — Прислуживаться тошно (Гр.); «Дуэль и дуэт», «И быт и бытие», «Долг и должность» и т.д.

1.6.5. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов

Очень часто в речи наблюдается смешение паронимов, что приводит к грубым лексическим ошибкам (Вы уже ходили вешаться ?; Я проблудил два часа). Иногда не различают паронимы главный — заглавный, искажая обычно смысл второго из них — «относящийся к заглавию, содержащий заглавие, являющийся заглавием, названием чего-либо». Использование прилагательного заглавный возможно, например, в таком предложении: Заглавную роль в кинофильме «Анна Каренина» сыграла Татьяна Самойлова; но нет заглавной роли в фильмах «Воскресение», «Война и мир», в них могут быть лишь главные роли, поэтому неверно такое словоупотребление: Девочка будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет» (Это значит, что девочка сыграет роль… портрета, так как в заглавии указано это слово).

Стилистическая правка текстов, в которых замечено смешение паронимов, требует замены слова, ставшего причиной лексической ошибки. Пусть не блещет картина какими-либо особыми художественными достоинствами, но это добротный фильм, осуждающий зло, несправедливость, насилие… (Надо: добрый); Книга — источник познания (надо: знания).

Смещение паронимов может вызвать нарушение лексической сочетаемости [красивая и практическая обувь (надо: практичная); напрягая последние усилия (надо: силы); преклонить голову (надо:склонить)]. Особенности лексической сочетаемости паронимов проясняются в контексте [ср.: самоотверженные поступки — мелкие проступки, существо дело (вопроса) — сущность произведения, стилистическая помета (в словаре) — заметка в тетради, типичные особенности — типические обстоятельства, засеять участок — посеять пшеницу, провести репетицию — произвести ремонт].

Следует упомянуть о неправильном употреблении в речи однокоренных слов, которые нельзя назвать паронимами в строгом значении термина. Например, иногда не различают слова улыбающийся — улыбчивый, рекомендованный — рекомендательный (первые слова в подобных парах — причастия, вторые — прилагательные) и т.п. [Арфа употреблялась для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам (надо: солирующим); Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни — это прогрессивная близорукость (надо: прогрессирующая)].

К смещению паронимов близка лексическая ошибка, состоящая в замене нужного слова его искаженным словообразовательным вариантом. В разговорной речи вместо прилагательного внеочередной, употребляется неочередной, вместо выдающийся — выдающий, вместо заимообразно — взаимообразно. Такие слова образованы вопреки литературно-языковой норме, употребление их свидетельствует о крайне низкой речевой культуре.

Грубые лексические ошибки в речи могут быть вызваны ложными ассоциациями, которые часто возникают под влиянием парономазии. Так, иногда путают слова статут и статус, апробировать (лат. approbare), что означает «дать официальное одобрение на основании испытания, проверки», и опробовать (родственное слово проба) — «подвергнуть испытанию до применения».

Ассоциативные ошибки нередко делают высказывание абсурдным (…Обязались изготовить дополнительно 50 настилов для экскаваторов столичного метро) или комичным (- Где здесь натуральная контора — мне с ребенка копию снять. — «Кр.»; — Прошу меня поставить на котловое удовольствие . — «Кр.»). А.П. Чехов обыграл ассоциативные ошибки, вызванные парономазией: в шутке: Кавказский князь в белом щербете ехал в открытом фельетоне (из записных книжек).

Современные авторы не застрахованы от подобной путаницы; журналист не видит различия между стезей и стерней и пишет: Если уж фермер избрал эту стерню … надо идти по ней до конца. А в разговоре можно услышать: В ресторане нам подали эскулап свиной …

Паронимия и парономазия могут стать причиной комических ситуаций. Приведем некоторые примеры их жизни: Когда я зашел к начальнику в кабинет, он повернулся ко мне пафосом (ускользнуло словаанфас); объявления: Врач- некролог вылечит вас от алкоголизма (следовало: нарколог); Мужчинам с голым торцом пиво не отпускается (на пляже все загорают с голым торсом); Освежевание головы не роскошь, а гигиена (реклама в парикмахерской).

На юбилейном вечере известного хирурга, читая поздравительный адрес, кто-то обмолвился: В вашем лице мы чествуем славного ве… ветеринара … А в недавние времена кадровик сказал инспектору ЦК КПСС, проверявшему работу закрытого учреждения:

— Мы учтем все ваши указания, ведь вы макулатура такой высокой организации! (вместо номенклатура).

По вине переводчика и редактора в сочинении Фридриха Энгельса «Шеллинг и откровение» оказалась такая фраза: «Будем бороться и сражаться до последнего издыхания » (вместо дыхания).

источники:

http://100balnik.ru/%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5/

http://orfogrammka.ru/ogl04/70648398.html

ции труда. Нынешней осенью рабочие совхоза взяли хороший урожай картофеля. А через год сыграли большую семейную свадьбу. Целая плеяда легковых машин новых марок будет выпущена заводом в этой пятилетке.

2.Он усыновил сиротскую душу. Это и первобытные люди,

иболее поздние цивилизации. Песня – одно из самых замечательных и удивительных изобретений человечества. Он был очень вредный, но неглупый человек. Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели. Мчится трактор по горным вершинам. Старушка стала еще слепее, чем была. Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры.

Вариант 7

1.Белорусский народ перетерпел все и остался героем. Мы достигали вместе в науке. Особое впечатление оставил у меня Эрмитаж. На одном из пристанищ Ростовых он умер. Надо было дать им передышку и пополнить силы. В мае уровень воды в реке значительно уменьшился. Канал оказался судоходным и очень длительным. Летом дни стоят знойные, ветровые. Коренные аборигены–индейцы живут в очень тяжелых условиях. Он написал свою автобиографию.

2.Она помогала нам учиться всему: варке еды, уборке дома, уважать младших и старших, любить своих родителей. Запчасти к бензопилам переехали к рынку. Во время Великой Отечественной войны существовало и существует много хороших людей. Я почувствовал, как весь организм сопротивляется против не то что холодной, но и прохладной воды. Хотя книга действительно строго документальна, но это талантливое произведение, в котором автор мастерски использовал столь разнообразный материал. Вскоре были приведены в порядок многие школы, учебные заведения, больницы, научно-исследовательские институты и другие культурные учреждения. Газета обратилась с призывом к молодежи и девушкам города. Без спорта я не буду летчиком.

Вариант 8

1. Этой любовью пропитаны страницы. Когда приходило несчастье, народ не думая вставал на защиту. Авторитет филиала магазина растет. А какими активистами общественной

2 1

работы стали наши рабочие? Канадцы не взяли в турнире пока ни одного очка. Недостаточно внимания отводится воспитанию осанки. На высвеченном юпитерами льду не было больше никого. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени. Внедрение нового новшества началось с первого октября. Для окончательного утверждения в него были внесены коррективы и поправки.

2. Только великий дух народа, огромный патриотизм смогли разгромить врага. И в живых только остались четыре человека и два пулеметчика. Бескрайне красивые улицы и проспекты вызывают чувство гордости. Сильная натура героини терпит до поры до времени. В условиях социалистического государства средства производства: земля, ее недра, фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки – принадлежат трудящимся. В каждой бригаде имелось в среднем тридцать колхозников и триста гектаров пашни. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н.Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.

Вариант 9

1.Врач и слесарь, педагог и шофер, военнослужащий и машинист – все эти специальности по-своему хороши. И каждая из них (специальностей) особенная, по-своему уникальна

инеповторима. Следует сказать пару слов об образе Городничего. Например, и у египтян, и у греков, и у римлян существовал целый штат богов. На Пугачеве был полушубок из заячьей шкуры. Потом мы решили сделать конкурсы. На уроке русской литературы мы прочитали Л.Н.Толстого «После бала». Врачи делают уколы, чтобы не началось заржавление крови. Она мне сразу не понравилась, но наружно я ей этого не выдал. На улице уже лежал слой белоснежного снега.

2.Да разве думали они о смерти, о героизме такой ценой? На другой, черной, стороне стоят люди, которые хотят скинуть наше общество в яму. Бомбоубежище было переполнено солдатами, мужчинами, женщинами, детьми. Пятьдесят человек написано на мраморной таблице. Он был очень вредный, зато неглупый человек. Мцыри чуть не умер от тяжелой дороги, когда из жалости его взял к себе один монах. В повести «Ка-

2 2

питанская дочка» Пугачев был главным героем, а Гринев, Швабрин, Маша и Белогорская крепость – фантазия писателя. Внешний портрет главного героя написан лучше других персонажей.

Вариант 10

1.Это не позволяет Андрею Соколову унывать, падать духом. И руки начинают самовольно хлопать в такт песне. Нина положила вязанку с книгами и пакет с завтраком под куст. Вратарь одел свои большие кожаные перчатки. На всю жизнь мне запомнится этот памятник и трезвон хатынских колоколов. Миша твердо готовился к поступлению в воинское училище. Александру Матросову было дадено имя Героя Советского Союза. Мой брат по-пластунски шагает от двери до кухни. Плотник вынул из ящика рубанок и положил его на верстак. Моя должность – не упустить нарушителя.

2.Огромную помощь в строительстве вокзала оказали студенты и жители города. У него большие руки, мировоззрение, светлые широкие брови, золотящиеся ресницы. Спасибо от всей души организаторам выставки за прекрасное путешествие в мир иной. Характеру Аркадия Кирсанова, как и его отцу, свойственна сентиментальность и мягкость. Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели.

Спеснями и весельем молодежь приехала в колхоз. Собака залаяла нечеловеческим голосом. Оля – моя настоящая подруга, ведь мы на прощанье всегда целуемся.

Вариант 11

1.Еще издавна составляли, пели, слушали песни. Это песня, которая умело пробирается в душу человека. В памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество. Он увидел зайца на макушке пня. Мы поужинали, одели сухое белье. Его родные были убиты бомбежкой. Мы рассчитываем добиться качественных показателей. Между нами установилось дружное взаимное понимание. В классе нерегулярно вентилируют помещение. Первым спустился в забой лучший проходимец шахты. Руководитель колонны заранее определяет маршрут ее движения.

2.Голова у зверя круглая, с выпуклым лбом, с косым разрезом крупных глаз, черным носом, с длинным пушистым хвостом. Он написал книгу о ткачихе, которая выйдет в

2 3

марте этого года. Прически создаются с помощью рук и других предметов повседневного пользования. Конструкция данной машины аналогична старому образцу. Юрий получил за технику исполнения оценки, почти равные с победителем соревнований. Такое построение характерно не для литературной, а для разговорной речи. Проект был отмечен премией и ученым советом института. Мы воздвигаем новые города, заводы и фабрики, строим жилые дома и новый быт.

Вариант 12

1.Талантливые и гениальные люди ощущают, как правило, значительно сильнее и острее. Большинство писателей писали про великие качества людей на Великой Отечественной войне. Мысль, возможно, хорошая – создать симбиоз народов

икультур России и Беларуси. Наш завод должен выпускать высококачественную и дешевую по стоимости продукцию. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала. Некоторые студенты нуждаются в гигиеническом питании. Я уже давно не кушаю в этой столовой, но вчера пришлось туда сходить. На уроках они хорошо ведут, а на переменах бегают, кричат. Мальчик сделал отважный поступок. Знаки препинания в русском языке имеют очень важную роль. В этой публицистической статье преобладают более существительные, чем другие части речи.

2.Несмотря на недостатки, Дикой жесток. По лицу незнакомца бегали глаза, большие и черные. Автор показывает приезд Хлестакова в город, которого приняли за ревизора. Лучше один раз прожить стоя, чем всю жизнь на коленях. Каждое утро он встает рано и уходит на пруд ловить лягушек вместе с ребятишками. Лаборатория пополнилась приборами, установками и специалистами. В колхозах и совхозах, бригадах и фермах ширится социалистическое соревнование. Наши знания о богатствах недр страны являются незначительной частью скрытых еще больших богатств. Лиза была красивой, искренней, способной, трудолюбивой и жизнерадостной девочкой. Эти люди были

икомсомольцы, и пионеры, и старики, и пенсионеры, и дети.

Вариант 13

1. Образы Онегина и Ленского построены на противопоставлении. Дуэль сделала огромный сдвиг в жизни Онегина. Лицу Базарова характерна строгость, точность. И.С.Тургенев – ге-

2 4

ний своего дела. Построение линейных кораблей, формирование потешных полков – все это влияло на становление будущего государя. Враги готовились перейти к конкретным действиям, делам. Они погубили заготовителей, Давыдова, который погиб от их рук. Он (Базаров) учился в колледже. Роман А.М.Горького отражает второе перерождение человека. Стихи Пушкина оказывали огромное революционное значение и влияние на передовые круги общества.

2. На бал были приглашены чиновники, офицеры и дворяне. Юноша открыл, зажмуриваясь, глаза. Антисанитарное состояние удовлетворительное. Образ Ули автор сравнивает с лилией. На героях этого романа воспитываются многие поколения. Нетерпеливо, упорно ждет он своей очереди стать рабочим. Привезли скот, зерно, полное оборудование детского сада и прочие вещи. В зоопарке мы увидели много разных зверей: слонов, верблюдов, лосей, птиц и рыб.

Вариант 14

1.Существуют тысячи примеров подвигов и героических поступков. Эта билетная касса не для нас, а для командировочных. Импортные слова быстро входят в нашу речь. Пугачев помиловал Гринева от казни и отпустил его, дав лошадь, шубу и деньги. У Мцыри могучий дух и бурная душа. Улицы

вгороде Н были летом покрыты пылью, а весной и осенью грязны от грязи. Мою деятельность по спорту пресекли родители. Вот какой случай получился с охотником. Математика

вмоей жизни занимает большое значение. Не добившись от Зины, фашисты расстреляли ее.

2.Базаров отрастил длинные волосы и красные обветренные руки. Тело на лице Обломова обрюзгло. Одежда для детей отечественного производства есть в магазинах города. Мне хотелось воочию услышать ее голос. Он говорил без знаков препинания, сперва ровно, потом все быстрее. Счастьем для Корчагина и его друзей были трудности. Рядом с семьей Павла находилось поместье Лещинских. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины. Современные ракеты приближаются к скорости света. Дело требовало огромных усилий, знаний, вершин науки и техники.

2 5

Вариант 15

1.Большой каскад в Петродворце ниспадает вниз. Наташа Ростова в детстве отличалась особой живучестью. Водитель включил свет в салоне и тронулся. Вернисаж продлится три недели. Ребята, запишите домашнее задание на дом. Весь народ бросился на борьбу с фашистами. Жюри благодарит за участие. Вдруг полетел сильный ветер. Всегда и во всем он лидировал впереди. В наше время и теперь каждый школьник старается глубже изучить русский язык.

2.Рыбтрест начинает набор для экспедиционного лова юношей в возрасте до 25 лет. Всю «Старуху Изергиль» можно разделить как бы на три части. Русская история свято хранит русских полководцев. В образе Левинсона мы видим человека небольшого роста, но Левинсон – талантливый военный руководитель, стойкий и преданный делу революции. В магазин привезли тетради, ручки, карандаши, канцелярские товары. Дорогая редакция! Поместите в газету работу конторы связи. Она начинает разносить листовки и революционную пропаганду. Хулиган Сидорин разбросал в разные стороны посуду и тещу.

Вариант 16

1.Онегин меняет свое местожительство и едет в деревню.

Кподвигу его принудила любовь к Родине. Мы посетили зоопарк, который занял первое место. Весь советский народ поднялся на предотвращение беды, случившейся на Чернобыльской АЭС. На улице шел дождь, и пришлось одеть ботинки. Она является из основных, главных героев романа. В ее маленькой сухой руке застыл пучок листовок. Оставшись в осажденном Краснодоне, комсомольцы организовали подпольную группу. Его рассказ по содержанию маленький. Все они объединены единой целью – изгнать фашистов со своей родной земли.

2.Необходимо выяснить, имеется ли сырость, водопровод, канализация и другие условия для проживания. Напечатанная рукопись вызвала огромный отклик в прессе. Никита не разрешил брату зайти в свою комнату. Я шел к жене с протянутыми руками, а вместо этого был страшно обруган. Речи Трофимова, как и другим персонажам пьесы, свойствен лиризм. Я люблю читать многое: рассказы, повести, фантастику, романы, стихи. Каждый гражданин нашей страны не только имеет право на свободный труд, учебу, но и на отдых. Конструкторы сделали машину трехместной, не считая шофера.

2 6

Вариант 17

1.На выставке демонстрируются и показываются достижения художников республики за последние годы. Он очень замечательно занимается. Ритм работы продолжает нарастать. Армейцы очень легко забивали мячи и также легко пропускали их в свои. Автор вскрывает истоки народного фольклора. Фотограф, наверное, долго «строил кадр», чтобы фотография аукнулась с Васнецовым. Они поражают народы всех стран преданностью Родине, своему Отечеству. Я хотел бы подчеркнуть важность этого вопроса. Уже в самом разгаре романа Раскольников доносит на себя. В центре поэмы показаны искания семью мужиками «непоротой губернии».

2.Самолет стажера помахал крыльями, пошел на площадку и спросил: «Вы довольны, товарищ инструктор?» Бессознательно он упал. В центре романа стоит Павел Власов и рост его сознания. Русский народ знал, за что борется, поэтому считал, что с варварами нужна варварская война. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. Обычно хозяйки стараются вкусно накормить гостя разнообразным подбором блюд. И Зенин инициативен, но вместе с тем он исполнительный, безотказный.

Вариант 18

1.Многие наши фильмы получили большую признательность за рубежом. Телефонная станция уточняет права абонементов. Перспективы на будущее у нас есть. Большая половина комнаты заставлена, танцевать негде. Труп Ленского, стройный, как молодой тополь, валялся на снегу. Но как-то еще на страницах романа выделяется образ Ульяны Громовой. Ниловна знает опасность дела, в которое ее втянули революционеры. В образ Данко Горький вложил гуманистическую идею человека. Она принимает пулю в лицо. Такое немаловажное место уделено в романе и Нагульнову.

2.Срочно продается кухонный стол, холодильник, телевизор и другая мебель из гарнитура. Приятно видеть своих земляков и друзей на страницах центральных газет. Основная тема романа – передовая личность своего времени в ее отношении к дворянскому обществу. Условия жизни в городе отличны от села. Благодаря наводнению многие жители села

2 7

остались без крова. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Румыния, СССР и др. Больные, записавшиеся к врачу на прием, откладываются в папку. Завод пополнился новыми приборами, машинами и специалистами.

Вариант 19

1.Человека называют современным, если он мыслит в ногу со временем. Я проживаю по улице Гоголя. Принята на работу в качестве ученицы кожаных перчаток. По-деловому суетятся члены новогодней комиссии. В прошлом году методический кабинет приобрел литературы на сумму двух тысяч рублей. Чацкий с горечью убеждается в двуликости Софьи. Это доказательство было основано слабее. Этому важному вопросу уделяли серьезное значение. Коллеги по работе поздравили врача с наградой. Следует различать различные подходы к данной проблеме.

2.Из распахнутого халата на груди торчала курчавая борода. Все эти люди будут золотыми буквами вписываться в нашу память. Много произведений посвятили писатели Великой Отечественной войне. Наиболее ранним по времени является А.Беляев. Щенок лопал с такой жадностью, что скоро блюдце кончилось, и он влез в него обеими лапами. Мы обязаны полностью сохранить не только имеющихся животных, но и значительно увеличить поголовье свиней, овец, коров и другого рогатого скота. Мужество, героизм, стойкость, беспредельная любовь к Родине – вот неполный перечень подвигов Павла Корчагина. На этом языке создаются песни, произведения, стихи.

Вариант 20

1.Одень сережки и длинное платье. Я кушаю три раза в день. В заключение рассказчик рассказал забавную историю. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере. На конференции присутствовало более ста человек делегатов. В последнее время улучшился уровень выступления агитбригады. Лекцию на физическом факультете провел известный ученый. Этот список можно было бы продлить. Всю жизнь он мечтал быть помощником электровоза. Мимо окон поезда проносилась кавалькада скал, деревьев, кустов.

2.Мать раздавала листовки рабочим, которые лежали на дне корзины. Наполеон натолкнулся на русский народ. Такие

2 8

люди, как Лука и Сатин, актуальны и для нашего времени. Широкая в плечах, верткая и проворная, она и в разговорах была прямая. Особое развитие патриотизм в литературе получил после победы революции. На курсах шоферов не только изучают автомобиль, но и трактор. Студенты и весь институт поддержали это начинание. Она начинает разносить листовки и революционную пропаганду.

Вариант 21

1.Но как-то еще на страницах романа выделяется образ Ульяны Громовой. «Поднятая целина» читана-перечитана более трех раз. Большая половина учащихся хорошо подготовилась к экзаменам. Его идеи были прогрессивными и передовыми. Большую роль в последнее время приобрели педагогические советы. В моей квартире много памятных сувениров. В.Н.Соболев много лет трудится учителем. Бывшие ошибки должны послужить предостережением на будущее. Велись восстановительные работы по реставрации зданий в старой части Москвы. Вот какой рассказ рассказал старый учебник русского языка.

2.Забастовки терпели поражение. А ведь их пишут люди, которые находятся в будущем науки. Он [Базаров] учился в колледже, затем приобретал свои знания с помощью насекомых, растений, явлений природы. И может, мы не увидели бы всю прелесть души и верность делу. Полурастерянный мастер презрительно смотрит на нее. Лучшие агитаторы организовали в своих колхозах беседы, читки, красные уголки. Интересы и способности юных авторов поощряются в равной степени как в школе, так и родителями. Студенты и весь институт поддержали это начинание. Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации и общественных организаций завода.

Вариант 22

1. Мы видим счастливые улыбки на губах у наших детей. Ей нравятся разговоры с няней, «старушкой в дряхлой телогрейке». Такое немаловажное место уделено в романе и Нагульнову. Читая каждый образ и поступки этих людей, завидуешь им. После этой прогулки у нас осталось впечатление о природе зимы. Вот такая история получилась в Витиной

2 9

семье. Снег кажется снежным голубо-белым покрывалом. Мама стала говорить полезные примеры. Мама варила варенье и закручивала его в банки. У меня вчера были именины, но Лена даже не поздравила.

2. Секрет названия произошел от корня пусто. На этом языке создаются песни, произведения, стихи. Без спорта я не буду летчиком. Смотреть воздушный парад на аэродром спешили люди в машинах, на грузовиках и в «Москвичах». В клубе имеется теперь читальня, всевозможные настольные игры, кружки, большой зрительный зал. На курсах шоферов не только изучают автомобиль, но и трактор. В воскресном фельетоне жестоко высмеяны скупость, бездельники, иждивенцы. Фильм завершился театральным занавесом с эмблемой «Чайки». Милая мама, я тебя обнимаю и люблю.

Вариант 23

1.Печорин – типичное лицо переходной эпохи, воплотившей дух эпохи. Сейчас молодежь управляет суднами в бушующем море. Нога истекала кровью. У учащихся выросла уверенность в своих силах. Необходимо составлять рационы с расчетом, чтобы наилучшим образом использовать продукты. Горькому наиболее удачно удалось изобразить образ рабочего. Нам мало на подготовку полчаса времени. Дети за два года близко подружились. Музыка оказала сильное впечатление на всех. Мы оплатили деньги по решению суда. С.Зубкову вручили памятные сувениры и бесплатный билет до Киева.

2.На своей картине Решетников показал двойку. Небо то светлело, то холодело. Цветы были как колокольчики, только непохожие. Большая, странная, гордая кошка. Это был небольшой районный центр со своими планами на будущее, новостройками, со своей революционной историей. Эти слова вышли из употребления не потому, что нет этих должностей, а потому, что на их месте стали более новые профессии с новыми обязанностями. Широкая в плечах, верткая и проворная, она и в разговорах была прямая. Вот пришел в лаву молодой забойщик, пришел со своим характером, который еще только складывается.

Вариант 24

1. На улице уже лежал слой белоснежного снега. Я люблю березу, которая растет и стоит у моего дома давно. Вам

3 0

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Котел вайлант плохо греет отопление как исправить
  • Лексический разбор слова предупреждение лексических ошибок
  • Котел вайлант ошибки обозначение значков
  • Кэнон пиксма 250 ошибка е05
  • Котел вайлант ошибка ф29 причины