Лес осветился лучами солнца видневшийся вдали объясните ошибки

1.Расставьте недостающие знаки препинания. Графически объясните их постановку. Мы вошли в лес освещённый лучами зимнего солнца. Протоптанная людьми

1.Расставьте недостающие знаки препинания. Графически объясните их постановку.
Мы вошли в лес освещённый лучами зимнего солнца.
Протоптанная людьми тропинка вела нас к большой заснеженной поляне.
Мы часто останавливались поражённые яркой красотой деревьев укутанных снегом.
Каждая веточка дуба и клёна блестит сверкая на солнце.
Свесив вниз тяжёлые снеговые ветви тихо дремлют кусты боярышника и бересклета.

2.Выполните синтаксический разбор предложения:

Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ, всем хорошо известны грачи4.

3. Выполните морфологический разбор слова:
живущих3

4. Укажите ряд, в котором на месте всех пропусков пишется НН.
1) зва. ые гости, ране…ый офицер, срубле. ый лес
2) немощё. ая дорога, ю. ое создание, задача реше. а
3) кова. ая кузнецом решётка, вывезе. ые брёвна, решё. ая задача
4) ветре. ый день, неизуче. ая местность, окута. ый дымкой

5. В каком ряду на месте пропусков в причастиях пишется одна и та же буква:
а) ла…щий щенок, начина…ющий актёр в) возрожда…мые ценности, невид…мый знак
б) подпира…щий дверь, кле…щий карандаш г) поддержива…щий равновесие, гон…щий стадо

6. Найдите предложение, в котором НЕ с причастием пишется слитно.
1. Горы, ещё (не) освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе.
2. На тёмном фоне гор, покрытых (не) проходимыми лесами, проносились клочья тумана.
3. В кабинете слало светло, но писатель, (не) замечавший этого, продолжал работать.
4. (Не) знающий меры будет горевать и в богатстве. (Пословица)
5. Преподавателю сдана (не) написанная работа, а напечатанная.

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Почувствовав усталость,
а) мне пришла в голову мысль о привале. в) путники сделали привал.
б) остаться без отдыха было нельзя. г) привал дал нам новые силы.

8. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота:
1. Прячась в высоких зарослях камыша и осоки, тихо струится живой лесной ручеёк.
2. Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и двинулся мне навстречу.
3. Даже заметив человека, лось не спешил уходить.
4. Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

9. В каком ряду все наречия являются наречиями причины?
а) вовремя, навстречу, издалека в) сгоряча, сослепу, спросонья
б) напоказ, поодиночке, назло г) специально, слева, невдалеке

10. Укажите все предложения, в которых выделенные слова являются наречиями.
А Однажды поздним вечером отчаянно зазвонил дверной колокольчик.
Б Вечером он любил посидеть у камина.
В Только дождливым вечером так хорошо дремлется у тёплой печки.
Г Завтра вечером Иван собирался навестить приятеля.
Д Анна Петровна была недовольна вечером, проведённым у Ливановых
а) АБВГД б) БГД в) БГ г) Б

11. Какое наречие состоит из приставки, корня, суффикса?
а) туманно б) быстрее в) сгоряча г) вниз

12. Найдите наречие в сравнительной степени:
а) прыгнул выше товарища в) крикнул очень громко
б) бежал быстрее всех г) ваш роман занимательнее моего

13. В каком ряду во всех наречиях пишется Е после шипящих?
а) певуч. горяч. ещ.. в) свеж. угрожающ. умоляющ..
б) испытующ. зловещ. убаюкивающ.. г) волнующ. общ. заискивающ..

14. В каком ряду употреблены только отрицательные наречия?
а) ничем, нигде, ничего в) некогда, нипочем, никто
б) никуда, никогда, негде г) незачем, некого, нигде

15. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ раздельно?
а) (не)плохо танцевать; поступил (не)хорощо
б) (не)тепло, а холодно; говорил (не)громко
в) нисколько (не)скучно; разговаривали (не)оживлённо, а вяло
г) (не)далеко от дома; (не)глубоко, а мелко

16. Какими частями речи являются выделенные в трёх предложениях слова?
1.Войска противника были сосредоточены на равнине.
2.Лица всех собравшихся в штабе офицеров были сосредоточенны и серьёзны.
3.Подчинённые сосредоточенно слушали разъяснения командира по поводу предстоящей военной операции.

17. Найдите отглагольное прилагательное:
а) пожаренная картошка в) жаренная с грибами картошка
б) жареная картошка г) картошка пожарена

18. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1. Собака жалобно виляла хвостом, положив острую морду между передними лапами.
2. Оленёнок по-прежнему ходил около куста, ощипывая листочки, и, прислушиваясь к малейшему шороху.
3. Рядом с ним, не отставая и не вырываясь вперёд, скакала его любимица – лошадь Фру-фру.
4. На солнце ярко сверкнули занесённые снегом избушки.

Источник

Осенние леса были наискось освещенные солнцем

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

До пр(е/и)хода февраля почти (не)шумит со(н,нн)ый лес. Под к..сыми лучами со..нца снег подтаива..т (3) и тут же на м..розе пр..враща..т..ся в лёд. Обр..зуют..ся прозрач..ные, словно стекля(н,нн)ые, пл..стинки. Соск..льзнёт с ветк.. одна пл..стинка и в падени.. увл..чёт за собой другую. Вдвоём они соб..ют ещё (не)сколько и раздаёт..ся в соснах тихий хрустальный (2) звон, зам..рающий вдали.

Но однажды ледя(н,нн)ой звон пр..вращает..ся в (не)тор..пливый перезвон птич..их г..л..сов. Затенькали заверещали хл..п..тливые синиц.. . (4) С м..кушки пр..д..рожной сосны звонко п..ёт овсянка. За долг..ю зиму у неё и(з/с)крошились кон..чики пер..ев и тогда на гру(д/т)ке открылась (ярко)лимо(н,нн)ая ж..лтизна. Получилось это н..рядное плат..е лучше нового. В лес вернулись х..зяева и своими к..л..кольчиками об..явили о скор..м начал.. певческого сезона.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

хрусталь н ый ← хрусталь (суффиксальный способ)

Морфологический разбор слова

1. Подтаивает (что делает?) — глагол, н. ф. — подтаивать.

2. Пост. — несов. вид, невозвр., непереходн., I спр.; непост. — в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.

3. В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор предложения

глаг. Затенькали , глаг. заверещали прил. хлопотливые сущ. синицы . Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Поёт. В слове 4 буквы и 5 звуков, так как буква ё обозначает два звука после гласного — [й’] и [о].

Приведём верное написание.

До прихода февраля почти не шумит сонный лес. Под косыми лучами солнца снег подтаивает (3) и тут же на морозе превращается в лёд. Образуются прозрачные, словно стеклянные, пластинки. Соскользнёт с ветки одна пластинка и в падении увлечёт за собой другую. Вдвоём они собьют ещё несколько, и раздаётся в соснах тихий хрустальный (2) звон, замирающий вдали.

Но однажды ледяной звон превращается в неторопливый перезвон птичьих голосов. Затенькали, заверещали хлопотливые синицы. (4) С макушки придорожной сосны звонко поёт овсянка. За долгую зиму у неё искрошились кончики перьев, и тогда на грудке открылась ярко-лимонная желтизна. Получилось это нарядное платье лучше нового. В лес вернулись хозяева и своими колокольчиками объявили о скором начале певческого сезона.

Источник

Осенние леса были наискось освещенные солнцем

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ст..ит поз..няя ос..нь в со..нце и туманах. Скво(з/с)ь обл..тевшие л..са виднеют..с далёк..е обл..ка и син..й густой воздух. По н..чам в зар..слях вокру(г/к) (1) нас шевелились др..жали ни(з/с)кие звёзды.

У нас на стоянк.. горел костёр. Мы жгли его весь день и ноч.. напролёт, чтобы отг..нять в..лков. Волки тихо выли по дальн..м (3) б..р..гам оз..ра. Их бе(з/с)покоили дым костра и в..сёлые ч..ловеческ..е крики.

Мы были уверены, что огонь отпугива..т (2) зв..рей. Но однажды веч..ром в тр..ве у костра начал с..рдито сопеть неизвес..ный зверь. Его (не)было видно. Он озабоченно бегал вокру(г/к) нас фыркал и с..рдился. (4)

глаг. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

в — [в] — согласный, звонкий, твёрдый

о — [а] — гласный, безударный

к — [к] — согласный, глухой, твёрдый

р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый

у — [у́] — гласный, ударный

г — [к] — согласный, глухой, твёрдый

6 букв, 6 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

от пуг ива ет / от пуг ива ет

(по) дальним (3) (берегам)

1) (по) дальним (берегам) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: (по) берегам (каким?) дальним;

2) начальная форма — дальний; во множественном числе, в дательном падеже;

3) в предложении является определением.

мест. Он нар. озабоченно глаг. бегал предл. вокруг мест. нас , глаг. фыркал с. и сердился . (4) (повеств., невоскл., простое, распростр.)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: он (подлежащее, выражено местоимением) бегал, фыркал (и) сердился (однородные сказуемые, выражены глаголами).

Второстепенные члены предложения: (бегал) вокруг нас — обстоятельство, выражено местоимением с предлогом (возможно: местоимением); (бегал) озабоченно — обстоятельство, выражено наречием.

Стоит поздняя осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса виднеются далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг (1) нас шевелились, дрожали низкие звёзды.

У нас на стоянке горел костёр. Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков. Волки тихо выли по дальним (3) берегам озера. Их беспокоили дым костра и весёлые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь отпугивает (2) зверей. Но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть неизвестный зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, фыркал и сердился. (4)

Источник

Спишите. Объясните орфограммы. ГДЗ, Упр. 305, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Спишите. Объясните орфограммы «Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова».

А осен(?)ий, ясный, (н..)мно..ко х..лодный, утром м..розный день, когда б..рёза, словно сказ..чн..е дерево, вся з..л..тая, красиво рисует(?)ся на (бледно)голубом неб. когда ни..кое со(?)нце уже (н..)греет, но бл..стит ярче летн..- го, (не)большая осиновая роща вся св..ркает (на)скво(зь, сь), словно ей весело и ле..ко стоять голой, изморо(зь, сь) ещё
б..леет на дне д..лин. а свеж..й ветер тихоньк.. ш..в..- лит и гонит упавш..е покороблен(?)ые листья, — когда по рек.. радос(?)но мчат(?)ся син..е волны, мерно взды­мая рас(?)еян(?)ых гусей и уток; вдали мельница стучит, (полу)закрыт..я вербами, и, п..стрея в светлом воздух. голуби кружат(?)ся над ней.
(И. Тургенев)

1. Какие другие орфографические правила вы использовали при написании этого текста?
2. Сравните звуки речи в словах изморозь и изморось. Различаются ли эти слова по смыслу? Составьте с ними предложения, в которых было бы видно смысловое различие этих слов.
Укажите выразительные средства языка в этом тексте. Дайте их харак­теристику.

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща всё сверкает насквозь, словно ее весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долины, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом возду­ хе, голуби кружатся над ней.
Сравнения: береза, словно сказочное дерево, сверкает, словно ей весело и легко.
Метафоры: роща сверкает; мчатся волны; ветер шевелит. Эпитеты: сказочное дерево; золотая береза.
Олицетворения: мельница стучит, радостно мчатся.
3 Изморозь — род инея — рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане. Серебристая изморозь по­ крыла поля и деревья.
Изморось — очень мелкий, моросящий дождь. Осенняя изморось поряд­ ком надоела Ивану.
4. Роняет лес багряный свой убор.
Сквозь чернеющие стволы и ветки деревьев виднеется небо, по кото­ рому плывут редкие пушистые облака. Вся земля усеяна опавшими листь­ ями. Желтые, красные, бурые, они покрывают все вокруг, словно искус­ ный ковер, сотканный самой природой. Листья все падают и падают, и при свете уже не яркого осеннего солнца лес кажется сказочным и таин­ ственным.

Источник



  • 0




Найти причастные обороты
Мы вошли в освещенный лучами осенего солнца лес. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие накануне листь. Березы как будто окутаны золотистой листвой сверкавший на солнце. Очень красивы клены одетые в бягряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья тихо падающего на землю. Дорожки пустынны но на них лежат печально шуршащему под ногами листья. Иногда попадается дача окруженном деревяннм забором

  • Комментариев (0)



  • 0


Мы вошли в освещенный лучами осеннего солнца  ЛЕС. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. МЫ часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие накануне ЛИСТЬЯ. Березы как будто окутаны золотистой ЛИСТВОЙ, сверкавшей на солнце .Очень красивы КЛЕНЫ , одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью ЛИСТЬЯ ,тихо падающие  на землю. Дорожки пустынны , но на них лежат печально шуршащие под ногами  ЛИСТЬЯ.  Иногда попадается ДАЧА,окруженная   деревянным забором.

  • Комментариев (0)



  • 0


В освещенный лучами осенего солнца;
пораженные яркой красотой необыкновенного леса;
опавшие накануне;
сверкавшей на солнце;
печально шуршащие под ногами ;
окруженная деревяннм забором;
тихо падающие на землю;
позолоченные солнцем и осенью

  • Комментариев (0)

Контрольно-диагностические материалы  на уроках русского языка

в 7 классе по разделу  «Причастие»

Контрольно-диагностический лист по разделу

«Морфология. Причастие»

Тематическое планирование

Планируемые результаты ООП

Причастие, его значение, морфологические грамматические признаки. Место причастия в системе частей речи.     Синтакси-ческая функция причастия.

Знать понятие «Причастие», его морфологические и грамматические признаки, синтаксическую функцию; знать о роли причастий в речи. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени

Знать и уметь определять действительные и  страдательные причастия; уметь образовать причастия настоящего и прошедшего времени. Применять изученные правила, выявлять и предупреждать речевые ошибки, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её.

Полные и краткие формы страдательных причастий.

Склонение полных причастий, изменение кратких причастий по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких причастий в роли сказуемых.

Причастный оборот.

Знать понятие «причастный оборот», умение расставлять знаки препинания; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях.

Правописание н и нн в  причастиях и отглагольных прилагательных.

Знать правила написания н и нн в  причастиях и отглагольных прилагательных; владеть навыками морфемного разбора; уметь работать по заданному алгоритму.

Не с причастиями.

Знать правило не с причастиями; формулировать выводы на основе наблюдений.

Морфологический разбор причастия.

Знать и уметь выполнять морфологический разбор причастия, способность определять последовательность действий, работать по плану.

Регулятивные

Задания

  1. Составьте алгоритм перехода причастий в имена существительные и прилагательные:

1)Дети, отдыхающие на поляне, играли весело. 2)Отдыхающие пошли на пляж. 3)Минувшее проходит предо мною. 

 4) Мересьев устал от всего пережитого. 5) Невыносимая  боль мучила его с утра до вечера.

6)Иванов — очень организованный  человек.

Эталон:

1) Дети, отдыхающие (какие? причастие , в предложении определение) на поляне, играли весело. 2) Отдыхающие ( кто? Существительное, в предложении подлежащее, ) пошли на пляж.3)Минувшее( что? Существительное, в предложении подлежащее,) проходит предо мною. 

4) Мересьев устал от всего пережитого ( от чего? Существительное, в предложении дополнение). 5) Невыносимая (сильная) боль мучила его с утра до вечера. 6) Иванов — очень организованный (волевой, собранный) человек.

Причастия могут переходить в прилагательные. В этом случае они утрачивают значение времени и обозначают качество предмета:  

2.ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

 Если вы хотите узнать волшебное слово, то расставьте знаки препинания в предложениях и выберите ответ «ДА», если ставится запятая, ответ «НЕТ», если не ставится.

1. На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола

2. Никогда ни о чем не спрашивающий ученик вряд  ли принадлежит к числу лучших в классе

3. Груда нечитаных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью

4. Как-то однажды сестра Саша попросила меня

пересмотреть старый  сундук наполненный книгами.

5. Дорога освещенная бледной луной выглядела таинственной.

6. Припудренные утренним инеем деревья радовали глаз.

7. Мы шли по протоптанной дорожке

Соотносите полученные ответы с ключом к заданию и отгадайте слово.

  1. «ДА» — м        «НЕТ»-  с
  2. «ДА» —  е        «НЕТ»-  п
  3.  «ДА» —  р      «НЕТ»-  а
  4. «ДА» —  с        «НЕТ»- т
  5. «ДА» —  и       «НЕТ»- и
  6. «ДА» —  в       «НЕТ»- б
  7. «ДА» —  ц       «НЕТ»-  о

Ответ :Спасибо

4. Просмотрите учебный материал параграфа «Краткие и полные страдательные причастия». Запишите, какие новые задачи стоят перед тобой, составьте план изучения этого материала.

5.Помогите Маше. Семиклассница Маша выполняет домашнюю работу на употребление причастных оборотов. Но она очень хочет на улицу, поэтому торопится. Помогите Маше и исправьте ошибки в её работе.

  • Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.
  • Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.
  • Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
  • Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
  • Машинист впервые в своей жизни вел электровоз, окончивший недавно курсы.

         Ответы: 

  • Дедушка, собиравший грибы, присел на пенек.
  • Пастух, заночевавший в горах, увидел наш костер.
  • Лодка, подгоняемая волнами, неслась по реке.
  • Самолет, вылетевший из Москвы, сел на аэродром.

     Машинист, окончивший недавно курсы, впервые в своей жизни вел электровоз.

6. Составьте алгоритм «Выделение причастного оборота на письме».

Пример.

                                         Найти причастный оборот  

                                   Найти определяемое слово

                                    Определить место определяемого слова по отношению  

                                     к причастному обороту

перед ПО                                                                            после ПО

обособляется                                                              не обособляется)

7. Незнайка выполнял домашнее задание по русскому языку.  Он спешил погулять со своей собакой Булькой, потому работа получилась неаккуратной, с кляксами. Помогите исправить предложения, а также вместо клякс вставьте необходимые буквы.

Росш…е незабудки у ручья уже зацвели. Пок…завш…ся солнце из-за туч ярко осв…тило лес и поляну. Появивш…ся почки на деревьях говорили о наступивш…й весне.

На пристан…  т…лпились ожидающ.. па…ажиры посадк… на катер. Молч…ливо стоят одетые березы и клены л…ствой. Широко разл…ваются нап…лняемые реки талой водой.

Составьте и запишите грамматическую сказку «Капризные гласные, или правописание причастий».

Ответ

Незабудки, росшие у ручья, уже зацвели. Солнце, показавшееся из-за туч, ярко осветило лес и поляну Почки, появившиеся на деревьях, говорили о наступившей весне.

На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер. Молчаливо стоят березы и клены, одетые листвой. Широко разливаются реки, наполняемые талой водой.

7. В типографии появилась вакансия на должность корректора. Проверим свои силы? Исправьте ошибки.

Человек, закаливающий с детских лет, всегда здоров и добр. Ребята катались по замерзнувшей реке. Плакат, нарисуемый художником, повесили в классе. Хорошая книга – это подарок, завещавший автором человеческому роду. Здесь сохранились остатки леса эпохи палеолита, окаменевшего под воздействием лавы и пепла вулкана, извергающегося сорок миллионов лет назад.

Ответ.

 Человек, закаливающийся с детских лет, всегда здоров и добр. Ребята катались по замерзшей реке. Плакат, нарисованный художником, повесили в классе. Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду. Здесь сохранились остатки леса эпохи палеолита, окаменевшего под воздействием лавы и пепла вулкана, извергавшегося сорок миллионов лет назад.

8. Заполните таблицу цифрами 1 и 2. Если в страдательных причастиях прошедшего времени необходимо писать НН, то записывайте цифру 2, если отглагольные прилагательные  — Н,то –цифру 1. Сравните с эталоном.

Отреза…ый кусок,  солё…ые грибы, выраще…ый урожай, зва…ый ужин, топле…ое молоко, пересаже…ый учениками куст, кваше…ая капуста, покраше…ый пол, жаре…ый цыплёнок, вяза…ый бабушкой свитер, суше…ые фрукты, занавеше…ое окно.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Правильный ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2

1

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

9.Составьте алгоритм правописания не с причастиями. Пользуясь им, выполните задания.

(Не)просохшая земля, (не)доумевающий вид, (не)законченное, а начатое собрание, ещё (не)вспаханное поле, работа (не)выполнена, (не)скошенная трава, (не)обдуманный шаг, ошибка (не)исправлена, (не)навидящий взгляд, (не)смолкавшие ни на минуту голоса.

Эталон:  Непросохшая земля, недоумевающий вид, не законченное, а начатое собрание; ещё не вспаханное поле, работа не выполнена, нескошенная трава, необдуманный шаг, ошибка не исправлена, ненавидящий взгляд, не смолкавшие ни на минуту голоса.

10.Игра “Кто больше?” К данным существительным подберите нужные причастия.

– взгляд – испуганный, потупленный, взволнованный, сосредоточенный, потерянный;
– вид – 
растерянный, сдержанный, собранный;
– походка – 
уверенная, неуверенная;
У неряшливого ученика одежда – 
потрепанная, невыстиранная, непроглаженная.

Познавательные

                                                                    Задания.

  1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными. Обозначьте суффиксы в причастиях.

 Мокнувший под дождем человек; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды;  цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Ответы:

Причастие

Имя прилагательное

Мокнувший под дождем человек

плакучая ива

седеющий старик

пенистый поток

бушующее море

шумный поток

темневший горизонт

цветочная клумба

висящее белье

висячий замок

растущий кустарник

дремучий лес

спеющий крыжовник

темная туча

цветущий сад

спелые ягоды

шумящий класс

текучая жидкость

        текущий ручей

талый снег талый снег

2. Распределите  причастия в четыре столбика на действительные и страдательные настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; оберегаемый участок; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов;  скользящим шагом; любимая книга; в темнеющем лесу; увядшего листа; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Ответы:

действительные

страдательные

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

на трепещущих листьях

В проснувшемся лесу

любимая книга

огнем охваченные тучи

тающего снега

пожелтевшими листьями

оберегаемый участок

пропадающих голосов

увядшего листа

скользящим шагом

в темнеющем лесу

3.Составьте таблицу «Образование причастий», заполните примерами.

Возможный вариант:

Действительные (признак предмета, который сам производит или производил действие)

Страдательные (признак предмета, который испытывает или испытывал действие)

Образуются:

Глагол

от переходных и непереходных глаголов

только от переходных

настоящее время (несовершенный вид)

прошедшее время (совершенный и несовершенный вид)

настоящее время (несовершенный вид)

прошедшее время (совершенный и несовершенный вид)

-ущ-, -ющ- от глаголов I спр.; 
-ащ-, -ящ- от глаголов II спр.

-ш-, -вш-

-ем-, -ом- от глаголов I спр.; -им- от глаголов II спр.

-нн-, -енн-, -т-

читать

читающий

читавший

читаемый

читанный мною

прочитать

прочитавший

прочитанный

дышать

дышащий

дышавший

построить

построивший

построенный

принести

принесший

принесенный

слить

сшивший

сшитый

омываться

умывающийся

умывавшийся

умыться

умывшийся


4. Жили-были суффиксы

-ущ-        -ом-        -вм-

-ющ-        -ем-        -ш-

-ащ-        -им-        -енн-

-ящ-        -т-        -нн-

Были они одинокие, ничего не значащие. Бегают они по стране Грамматике и плачут, а навстречу им  Глаголы: лете[ть], плач[ут], раскры[ть]).

—О чём, суффиксы, плачете?

—Бедные мы, одинокие, ничего не значащие. Другие суффиксы новые слова помогают образовывать. Вон —чик-, -щик-, -ан-, -ян-, всех не перечислить, а мы живём без слов.

—А вы попытайтесь. Возьмите мою основу Обрадовались суффиксы. Основу лете- подхватил -вш-, основу плач- -ущ-, а основу раскры-      -т- (летевш-, плачущ-, раскрыт-).

Рано радовались суффиксы, слова-то не получились, какие-то они куцые.

Снова расстроились суффиксы. А тут, к счастью, навстречу идут  прилагательные: син|ий|, болыц/ая/, ярк|ое|.) Суффиксы рассказали ему о своей беде, и оно подарило им свои окончания: -ий, -ая, -ое и другие.

Вот и появились в сказочной стране Морфологии новые слова, которые поселились в своём домике «Причастия».

-Что вы узнали из сказки?

-С помощью каких суффиксов образовалось причастие?

-Что оно взяло от глагола , прилагательного? Сделайте таблицу.

Возможный вариант:

Причастие

Признаки прилагательного

Признаки глагола

согласование

род

признак предмета

вид

время

число

какой? какая?

совершенный и

настоящее и

падеж

какое? какие?

несовершенный

прошедшее

5 .Кроссворд на тему «Причастия»

По горизонтали

3. С каким причастиями -не- пишется раздельно?

7. В каком времени у действительных причастий суфикс ущ,ющ,ащ,ящ?

10. От чего зависит написание суффиксов причастий настоящего времени?

15. Какой разбор у причастий бывает?

18. часть речи, обозначающая действие

20. часть речи, служащее для обозначения числа, количества и порядка предметов

По вертикали

1. Самостоятельная часть речи которая обозначает проявляющийся во время признака предмета по действию

2. Каким членом предложения чаще всего является краткое причастие?

4. Падежные…

5. В каком времени у действительных причастий суфиксы вш?

6. Причастия изменяются по…

8. От чего зависит написание суффиксов причастий настоящего времени?

9. Что обозначает суфикс -ся у причастий и глаголов?

10. Каким членом предложения является краткое причастие

11. от какой части речи зависит причастие

12. Слово, по отношению к которому причастие является главным

13. Какие причастие обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета?

14. Какие причастия обозначают признак, который возник в результате действия одного предмета

16. Каким членом предложения является причастный оборот

17. какая часть речи причастие ?

19. Cлово, от которого зависит причастие .

  1. Прочитайте стихотворение, нарисуйте «жука- причастия» по определениям.

                                 ПРИЧАСТИЕ – ЖУК

                            Причастие – всем нам знакомое –

Представим мы как насекомое,

Которого признаки-ножки

Бегут, но по разным дорожкам.

                             У трёх – путь к глаголам лежит:

Время, возвратность, вид;

У четырёх – к прилагательным ход:

Краткость, число, падеж, род.

                              Усы у него замечательные –

Действительные и страдательные.

От времени и от спряжения

Отличия есть в их строении

 Действительным причастиям времени настоящего

Суффикс особый присущ:

Для II-го спряжения    —ащ-, -ящ-,

Для I-го —                      —ущ-, -ющ-.

Страдательным причастиям времени настоящего:

Суффикс – другой совсем:

Для II-го спряжения    —им-,

Для I-го —                      —ом-, -ем-

 Причастиям прошедшего времени

Не нужно глаголов спряжение.

Действительных – суффикс: —вш-, -ш-,

Страдательных:           -енн-, -нн-, -т-.

 Все формы причастий представим,

(По правилам этим составим):

Бегущий, раскрытый, проверенный,

Летящий, заснувший, уверенный,

Поющий, ранимый и розданный,

Ведомый, заросший и созданный.

7. Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, причастия.

Жареный картофель, поджаренная рыба, начерченный график, квашеная капуста, выточенная игрушка, моченые яблоки, сушенная на чердаке черемуха, решенная задача,  топленое молоко, тушёная капуста..

Ответы:

Отглагольные  прилагательные

Причастия

Жареный картофель

поджаренная рыба

квашеная капуста,

начерченный график

моченые яблоки

выточенная игрушка

топленое молоко

сушенная на чердаке черемуха

тушёная капуста

решенная задача

8. Выпишите из книги «Устное народное творчство» 10 пословиц с причастиями.

Примеры:
1. Добро по миру не рекой течёт, а сплочённой семьёй живёт.
2. Материнский гнев, что тающий снег.
3. Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей.
4. На что найденный клад, коли в семье лад.
5.  Битая посуда два века живёт.
6.  Бумажная вина не прощена.
7
. Было стрижено, а теперь брито.
8. Было три жены, да все не острижены.
9. Не пойман – не вор.
10. Это вилами на воде писано.

  1. Прочитайте отрывки из стихотворений  М.Ю.Лермонтова, подчеркните причастия как члены предложения.

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

                        ( «Родина»)

Дайте мне челнок дощатый

С полусгнившею скамьёй,

Парус серый и косматый,

Ознакомленный с грозой.

                («Желанье»)

 Определите по «Толковому словарю» лексическое значение слова ЧЕТА, составьте словосочетание  с данным существительным.

10.Обратившись к  Интернет – ресурсам , найдите и напишите литературные произведения, в заголовках которых есть  причастия, и их авторов.

Возможный вариант выполнения задания:

Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорблённые», Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», Александр Грин «Бегущая по волнам», «Блистающий мир»,  Юко Цусима «Смеющийся волк», Ричард Матесон «Разбитый корабль», Н.С.Лесков «Очарованный странник», Конан Дойл «Затерянный мир».

Коммуникативные УУД

Задания

1.Как вы понимаете слова М.В. Ломоносова о причастии: «Слова, заключающие в себе имени и глагола силу». Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос. 

2.Составьте текст из «рассыпанных» слов. Графически обозначьте причастные обороты. 1. Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, в, на, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, море, берег, заливающий, желтый, освещать, горизонт, круглый, далекий. Скалы, дорожка, часовые, море, темный, разделенный, лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как.

 2. Глядя, на, картина, «Штиль», море, простор, беспредельный, восхищаться. Внимание, небо, гладь, облака, оно, привлекать, над, с, по, тихий, голубой, огромный, пушистый, простирающийся плывущий. Картина, покой, от, веять. Море, рыбаки, спокойны, готовящийся, и, в, выйти.

Возможный вариант ответа

1. На картине «Георгиевский монастырь» художник изобразил море в лунную ночь. Круглая луна, заливающая мир желтым цветом, освещает море, берег, далекий горизонт. Темные скалы, разделенные лунной дорожкой, стоят как часовые, охраняющие спокойное сонное море.)

2. Глядя на картину «Штиль», восхищаешься беспредельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо, простирающееся над тихой голубой гладью, с пушистыми облаками, плывущими по нему. От картины веет покоем.

3  Прочитайте предложение. Выберите одно причастие, составьте его автобиографию по схеме.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

    1.Автобиография причастия________________________.

 2.Я, причастие ____________________________,

3.обозначаю ___________________________________________________,

4.происхожу из семьи частей речи:______________ и _______________.

5.Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:___________________________________________________.

6.Я причастие ________________________, ________________ времени, ____________________вида.

7.Мать, прилагательное, подарила мне вопрос____________________________,

8.свою синтаксическую роль ____________________________________, научила изменяться по родам, числам и падежам.

9.Вот сейчас я стою в форме_________________________ рода,

                   ________________________падежа, _______________________числа. 

  1. В предложении выполняю роль____________________________.

4. Напишите сочинение –рассуждение на тему: «Что получилось из дружбы глагола с прилагательным?»

5. Задание: составьте связный текст (или предложения) с предлагаемыми словосочетаниями (словосочетания записаны на доске).

Пожелтевшая листва, увядшие листья берез, сжатые поля, разъяренный ветер, побледневшая полоса горизонта, уходящее тепло, почерневшая от дождя земля, раскачивающиеся от ветра ветки, приглушенный шелест опавшей листвы, трепещущие осинки, расшитый ковер, лес, наполненный голосами.

– Озаглавьте текст.

– Определите тему, тип речи.

– Какие приемы художественной выразительности вы использовали в вашем

сочинении?

6.Составьте рассказ на одну букву (букву П). Причастия подчеркните. В тексте должно быть не менее пяти предложений, в каждом – по причастию.

        Например: Принесенному письму порадовалась Полина

7. Прочитайте текст, найдите   причастия. Определите их разряд. Выделите причастные обороты.  

      Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами.

      Какую  картину известного художника  вспомнили? Опишите  эту картину.

  СРАВНИТЕ СВОИ ОТВЕТЫ С ПРЕДЛОЖЕННЫМИ:

        Мы вошли в лес, который был освещен (с.) лучами осеннего солнца. Расчищенная (с.) дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные (с.) яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей (д.) траве лежали опавшие (д.) листья. Березы как будто окутаны (с.) золотистой листвой, сверкавшей (д.) на солнце. Очень красивы клены, одетые (с.) в багряную листву. Часто мы видим позолоченные (с.) солнцем и осенью листья, тихо падающие (д.) на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие (д.) под ногами..

 8. Ученик 7 класса Витя Петров  написал поздравление своему учителю и подписался: «Любимый и уважаемый ваш ученик В.Петров».  Все стали смеяться над ним. Почему подпись вызвала смех окружающих? Как должен подписаться ученик? Напишите поздравление учителю, исправьте ошибку Вити.

9.Соберите материал к сочинению по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Опишите небо, природу и детей, употребляя причастия и причастные обороты.

Вариант сочинения

      На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы. Видимо, дети ходили в лес за грибами или ягодами — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.
   
А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку.

    Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно.

      Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем.
       
Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.

10. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

 Иван Иванович Шишкин — известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника, рисовавшего преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.

Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи, запечатлевшие виды елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.

2. Анализ текста.

Можно ли данное сообщение назвать текстом? (это текст, потому что все предложения связаны по смыслу и грамматически)

Какова тема данного текста? (в тексте говорится о творчестве И. Шишкина, запечатлевшего красоту родного края).

Над какими вопросами рассуждает автор текста?

Определите его основную мысль. (Творения художника, беззаветно преданного родной природе, гениальны и вечны)

Определите тип текста и его стиль. (Это текст — повествование, представляет собой отрывок из научной работы, реферата).

Расскажите о роли причастий в тексте, учитывая высказывание  А.С.Пушкина: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, …мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лес окутанный темным мраком наводил на нас ужас ошибка
  • Кофемашина delonghi слишком мелкий помол как исправить
  • Кофе машина бош ошибка очистить заварной механизм
  • Коты не только смешные животные а также хорошие друзья есть ошибка
  • Котлеты безвкусные как исправить