Любой проступок заслуживает осуждения лексическая ошибка

Сайт для учителей русского языка и литературы

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
6. Студент быстро освоил материал.
7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
10. Она приготовила сытый завтрак.
11. Болотистый ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветистом платье.
13. Соседний кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
17. Землю надо обезводеть.
18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была представлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.
2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидных слов.
4. Любой проступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и дальние холмы.
6. Студент быстро усвоил материал.
7. Мой брат – человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.
10. Она приготовила сытный завтрак.
11. Болотный ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветном платье.
13. Соседский кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.
17. Землю надо было обезводить.
18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.
20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.
21. С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.
27. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.
28. Маяковский стоял у истоков нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендуемой литературы.

Под
общим названием многословия
в речи

объединяется несколько видов лексических
ошибок.

а) Плеоназм– употребление в речи
близких по смыслу и потому логически
лишних слов.

Ошибка: Все участники соревнований
получили
памятные сувениры.

Сувенир – «подарок на память», поэтому
«памятные» в этом предложении – лишнее
слово.

Правильно: Все участники соревнований
получили
сувениры. (Все
участники соревнований получили
памятные
подарки
.)

Разновидностью плеоназмов являются
выражения типа очень огромный, очень
малюсенький, очень прекрасный
и т.п.
Прилагательные, обозначающие признак
в его предельно сильном или слабом
проявлении, не нуждаются в уточнении
степени признака.

б) Использование лишних слов. В
данном случае имеются в виду слова,
лишние не потому, что свойственное им
лексическое значение выражено другими
словами, а потому, что они вообще не
нужны в данном тексте.

Ошибка: О том, чтобы вы
могли улыбнуться, 11 апреля
об этом
позаботится книжный магазин «Дружба»
.

Правильно: О том, чтобы
вы могли улыбнуться, 11 апреля позаботится
книжный магазин «Дружба»
.

в) Тавтология– повторение в пределах
одного или нескольких соседних предложений
одних и тех же слов или одинаковых
морфем.

Ошибка: Пилот вынужден
был совершить
вынужденную
посадку.

Правильно: Пилот вынужден
был совершить посадку.
(Пилот совершил
вынужденную посадку.)

г) Расщепление сказуемого. Это
немотивированная замена глагольного
сказуемого синонимичным глагольно-именным
сочетанием. Такие сочетания характерны
для научных, официально-деловых,
публицистических текстов, однако даже
там ими не следует злоупотреблять. В
художественном тексте и при непринужденном
общении эти конструкции неуместны.

Ошибка:Студенты приняли
решение
произвести уборку
спортивной площадки.

Правильно: Студенты решили
убрать спортивную площадку.

5) Лексическая неполнота высказывания.

Эта ошибка по смыслу противоположна
многословию. Неполнота высказывания
заключается в пропуске необходимого в
предложении слова.

Ошибка:Сейчас стали модными
призывы не допускать
на страницы
печати и телевизоров
высказывания,
способные разжечь межнациональную
вражду.

В результате пропуска слова «экраны»
получается «страницы телевизоров».

Правильно: Сейчас стали модными призывы
не
допускать на страницы печати
и экраны телевизоров
высказывания,
способные разжечь межнациональную
вражду.

6) Ошибки в использовании фразеологизмов.

а) Ввод дополнительного компонента.

Ошибка: Пора уж тебе взяться
за свой ум
.

Правильно:Пора уж тебе взяться
за ум.

б) Пропуск компонента.

Ошибка: Ну, хоть бейся об
стенку
!

Правильно: Ну, хоть бейся
головой об стенку
!

в) Смешение (контаминация) фразеологизмов.

Ошибка: Эти и другие вопросы играют
большое значение
в мировой
экономике.

Произошло смешение двух устойчивых
оборотов: играть рольииметьзначение.

Правильно:Эти и другие вопросыиграют большую рольв мировой
экономике. Эти и другие вопросыимеют
большое значение
для мировой экономики.

Задание
1. В каком слове ряда неверно выделена
буква, обозначающая ударный гласный
звук?


знАхарка, одолжИть, Отбыв, подбодрЯт


каталОг, кулинАрия, портЫ, щавЕль


в шАрфе, начАвший, пломбировАть,
(наступить) туфлЁй


бАрмен, галА-концерт, не умЕстится,
углубИшь


глазирОванный, донЕльзя, (сделано)
мастерскИ, недосолЁный


блАговест, намерЕние, обеспЕчение,
срЕдства


вЕрование, зАдали, исконИ, подклЮченный


дОсуг, сабО, платО, сИлос


не дозвонИмся, прИбывший, пУрпур,
слИвовый

Задание
2. В каких словах согласный звук перед
Е ([Э]) произносится:

а) твердо?

Рельс,
пантеон, пресса, энергия, темпы, музей,
неолит, бутерброд, термин, реквием,
шинель, патент, термометр, дефицит,
свитер, академия;

б)
мягко?

Одесса, гротеск,
детектив, эстетика, компьютер, кашне,
компетентный.

Задание 3. Разделите
слова на 2 группы: 1) после мягкого
согласного под ударением произносится
[Э]; 2) после мягкого согласного под
ударением произносится [О].

Гололедица, маневры,
издевка, принесший, никчемный, оседлый,
современный, иноплеменный, подключенный,
леска, гренадер, разновременность.

Задание 4. Найдите
и исправьте лексические ошибки.

1. Людей приезжающих
на отдых в Грецию, никогда не мучает
ностальгия по Родине.

2. При таком отношении
к народному добру не стоит уповать на
то, что витрины забиты импортными
товарами.

3. Постараемся
сделать всё, что от нас возможно.

4. Это была программа
с безусловными условиями, которые нужно
выполнять обоим сторонам.

5. Я с опасностью
думаю о том, что нам нужно менять
стереотипы.

6. Эти факторы не
будут играть определяющего значения.

7. Банки сегодня
вышли на передовую арену жизни нашего
общества.

8. Группа солдат
совершила побег с гауптвахты в соседской
Пермской области.

9. Это соревнование
состоялось благодаря кооперативным
усилиям многих стран.

10. Несмотря на то,
что там делаются все профилактические
меры, леса горят.

Задание
1. Определите место ударения в словах.

Августовский,
алфавит, аналог, апостроф, баловать,
буксировать, вероисповедание, втридорога,
газопровод, генезис, гофрированный,
дефис, джинсовый, диспансер, жалюзи,
добыча, договор, дозвониться, досуг,
древко, завидно, задолго, заиндеветь,
заискриться, запломбировать, заржаветь,
засорится, (телефон) звонит, иконопись,
индустрия, исподволь, каталог, кашлянуть,
квартал, красивее, красивейший, кремень,
кулинария, кухонный, лубочный, маркетинг,
мельком, мизерный, мускулистый, мышление,
намерение, наотмашь, начавший, (работа)
начата, недвижимость, некролог,
обеспечение, облегчить, ободрить,
оптовый, осведомиться, откупорить,
отнятый, отчасти, памятуя, партер,
плесневеть, пломбировать, предвосхитить,
премирование, приняла (заказ), принудить,
присовокупить, прожили, рассредоточение,
симметрия, создали, столяр, табу, торты,
тотчас, уведомить, углубить, умерший,
упрочение, усугубить, факсимиле, форзац,
ходатайство, христианин, шасси, эксперт,
эссе, языковой вопрос, языковый паштет.

Задание 2. Разделите слова на 2 группы:
1) согласный перед Е произносится мягко;
2) согласный перед Е произносится твердо.
В каких словах возможен только один
вариант, а в каких допустимы оба варианта?

Агрегат,
агрессия, адекватный, адепт, академик,
аккордеон, амбре, анемия, аннексировать,
антенна, антитеза, анестезия, антисептика,
антресоли, апартеид, артезианский,
астероид, атеист, аутсайдер, бартер,
безе, берет, бекон, бестселлер, бизнес,
бифштекс, брюнет, гантели, генезис,
генетика, гипотеза, гротеск, дебаты,
дебют, девиз, девальвация, дегенерат,
деградация, декада, деканат, декларация,
декламировать, декрет, демагогия, демарш,
демпинг, денационализация, депеша,
депозит, депонент, дефицит, диспансер,
законопроект, индекс, интеллект, интервал,
интервью, интернат, кодекс, компетентный,
компьютер, конверсия, конкретный,
консервация, купейный, корректный,
лютеранин, лидер, менеджер, музей,
неологизм, непрезентабельный, пастель,
паштет, пресса, протеже, резерв, резюме,
реноме, свитер, сервант, стратегия,
текст, телефакс, тенденция, термин,
террор, фанера, фортель, френч, чартер,
энергия, эстет, эфемерный.

Задание
3. Разделите приведённые слова на три
группы, в зависимости от варианта
произношения чн: 1) слова, где произносится
[чн]; 2) слова, где произносится [шн]; 3)
слова, где возможны оба варианта
произношения.

Античный, библиотечный, булочная,
бутылочный, восточный, вечно, вербовочный,
вторично, гоночный, горничная, горчичник,
единичный, елочный, игрушечный, кирпичный,
конечно, копеечный, Кузьминична, лавочник,
лихорадочный, мелочность, молочный,
нарочно, научный, ночной однозвучный,,
отличник, очечник, перечница, печной,
подсолнечник, порядочный, почечный,
прачечная, пустячный, ручной, Саввична,
сердечный, скворечник, скучный, сливочный,
солнечный, съёмочный, точность,
тренировочный, троечник, убыточность,
уличный, шапочный, яблочный, яичница,
ячневая.

Задание 4. Исправьте речевые ошибки,
связанные с незнанием лексического
значения слова.

1. Спонсоры внесли значительную лепту
в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле,
хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось
довольствоваться местом на балюстраде.

4. Помещики жестоко обращались со своими
придворными.

5. Во время интервала между уроками в
класс вошел директор школы.

6. Интерьер нашей улицы очень красивый.

7. Подруга Ольги ловко драпируется в
богатую шаль.

8. Мой брат, меломан, не переносит ни
музыку, ни пение.

9. Предприятие наладило выпуск товаров,
пользующихся большим спросом, поэтому
считалось теперь банкротом.

10. Премии получили и конструкторы новых
сортов пшеницы.

11. Этот портрет стоит рядом с великолепными
образцами в пантеоне мировых достижений
портретной живописи.

12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

13. Базаров – молодой человек с захудалым
лицом.

14. Стихотворение Симонова «Жди меня»
стало бестселлером.

15. Крылов – удобный катализатор добра
и зла.

16. Мы испытываем летаргию по прошлому.

17. Свое следующее поприще, я думаю, он
сделает в политике.

18. Именно из-за таких регулярных возмездий,
которые обрушиваются на головы мужиков,
жители деревни испытывают ужас перед
помещиком и его бурмистром.

19. Дилемма, поставленная перед коллективом,
была успешно выполнена.

20. Летом мы совершили небольшой круиз:
сели на поезд и поехали в Москву.

21. Импорт этой страны составили меховые
изделия, вывозимые из нее в большом
количестве.

22. Он медленно перелистывал страницы
буклета – путеводителя по дворцу.

23. Если хорошо изучить картографию,
можно выиграть в покер много денег.

24. Правда и только правда – таков имидж
писателя.

25. Девушка изменила имя Катя на Кармен,
считая, что последнее импонирует ее
внешности.

26. Когда занавес раздвинулся, на сцене
стоял актер в золоченом амплуа.

27. Новая пьеса привлекла внимание
критиков оригинальным до банальности
сюжетом.

28. Радостное известие привело его в
минорное настроение – он готов был
запрыгать от счастья.

29. К подъезду подъехала тройка лошадей
с крытым саквояжем.

30. Наши успехи в экономике привели к
заметному регрессу в других областях.

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде,
спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с
веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика:
он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна
ли я на такие поступки, которые делают
герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

6. Задача, поставленная перед нами,
достигнута.

7. На демонстрации Сизов приобщается к
революционерам.

8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится
свежо.

9. Группа студентов пришла слушать
факультативный курс лекций по сварке
доцента Юрьева.

10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба
подтвердить свои остатки.

11. Организовано общежитие для мужчин и
женщин с железными койками на сетках.

12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с
четырьмя ножками.

13. Общественность города широко готовится
отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила карие чулки.

15. Гоголь прекрасно описал о похождениях
Чичикова.

16. Царское правительство устроило
гонение за передовыми людьми.

17. Ученики пристально слушали рассказ
учителя.

18. Большинство времени уходило на
составление ненужных отчетов.

19. Это произошло глубокой весной.

20. В течение долговременного периода
идет оформление документов.

21. Он был мне подлинным другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен одержал
поражение.

23. Он преклонил голову ей на плечо.

24. Сын склонил колени перед матерью.

25. Эта новость причинила ей удовольствие.

26. С моей закадычной подругой мы часто
ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с постигшим
юбилеем.

28. У нее были огромные каштановые глаза.

29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень
скучала за близкими.

Задание 6.Исправьте речевые ошибки,
связанные с употреблением паронимов.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил
абонент.

2. Герой все время находится в подвесном
состоянии.

3. В этот день я услышала много обидчивых
слов.

4. Любой поступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие
и далекие холмы.

6. Студент быстро освоил материал.

7. Мой брат – человек практический, он
не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то
виновным видом.

9. В новых кварталах города находятся
самые высотные дома.

10. Она приготовила сытый завтрак.

11. Болотистый ил является отличным
удобрением.

12. Она пришла в цветистом платье.

13. Соседний кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка
перевели на искусное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на различных
этажах.

16. В жаркий день приятно походить по
теневым аллеям.

17. Землю надо обезводеть.

18. На поляне мы увидели высокий земельный
холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье
потому, что моя бабушка была очень
бережная.

20. Давайте найдем в себе скрытные резервы
и доберемся до вершины.

21. С особенным удовлетворением учитель
отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была представлена возможность
поехать на юг.

23. Были проведены отборные соревнования
по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресат
которого характеризует себя так: «Я
одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос
невежей.

26. Страшная бедность заставляла его
влачить жалкое сосуществование.

27. Он не любил работать и вел праздничный
образ жизни.

28. Маяковский стоял у источников нашей
поэзии.

29. Ранние произведения поэта понятливы
и доступны каждому.

30. В конце книги был приведен список
рекомендательной литературы.

Задание 7. Найдите в предложениях
тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые
ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что
начался проливной ливень.

2. У него сразу вспотели ладони рук.

3. Следует сначала посоветоваться с
коллегами по работе.

4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

5. Гость попытался собрать осколки
сломанной вазы.

6. В заключение рассказчик рассказал
еще одну забавную историю.

7. Впереди лидирует гонщик под номером
5.

8. Между природой и человеком уже не
существует существенной разницы.

9. Работа была выполнена небрежно и
неряшливо.

10. Даже при неблагоприятных условиях
процесс развития растений продолжается.

11. Как только прочитаете книгу, сразу
же возвратите ее обратно в библиотеку.

12. В прошлом году они окончили университет
и получили высшее образование.

13. Выступление было сумбурным,
непродуманным, поэтому трудно было
уловить его главную суть.

14. Рано или поздно всем станет известна
истинная подоплека распускаемых слухов.

15. Образы мужиков в «Записках охотников»
нарисованы Тургеневым с большим
расположением и симпатией.

16. А.Н. Островский создает правдивые,
взятые из жизни, реалистические образы
и картины действительности.

17. В «Грозе» обличается самодурство,
деспотизм и произвол купцов.

18. На выполнение этого задания понадобилось
более двух часов времени.

19. В киосках нашего города можно купить
памятные сувениры, подарки.

20. Народ сумеет отстоять свою независимость,
суверенитет и территориальную целостность.

21. Мы его видели и сбоку, и в профиль.

22. Старые методы руководства были
признаны неправильными и ошибочными.

23. Некоторые руководители не сосредоточивают
внимания на решении необходимых и
насущных вопросов.

24. Обмен имеющимся опытом был очень
полезен.

25. Лес, окутанный темным мраком, наводил
на нас ужас.

26. Писатель показал, как боролась с
врагами молодая, почти юная молодежь.

27. Теплые весенние дни пришлись на начало
апреля.

28. Студенты активно готовятся к зимней
сессии, к экзаменам.

29. Отчет о проделанной работе следует
подготовить к марту месяцу.

30. Много жалоб на плохую доставку почтовой
корреспонденции поступило от жителей
деревень.

Задание 8. Исправьте речевые ошибки,
связанные с употреблением фразеологических
оборотов и устойчивых словосочетаний.

1. Сейчас же спрячь язык за зубами!

2. Ты что, первый раз с Луны свалился?

3. А сейчас все пойдет по своим делам.

4. Надо взглянуть на дело глазами будущего
потомка.

5. Цыплят, как известно, считают по
очереди.

6. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть
счастья семейной жизни.

7. Все действия гражданина Петрова были
направлены на то, чтобы втереть очки
авторитетной комиссии.

8. Из-за недостатка улик дело было положено
за сукно.

9. Взаимопонимание и доверие играют
большое значение в семейной жизни.

10. Русские писатели всегда уделяли
большую роль проблеме использования
иноязычных слов в русском литературном
языке.

11. Мальчишка любил пускать туман в глаза,
рассказывая о своих успехах.

12. Да я просто обязан злиться на тебя!
Скажи, ради чего я поехал? Ради чего
оторвался от работы – с какой великой
радости?

13. Сегодня ночью вышел проверить часового,
а его, миленького, на посту нет –
оказывается, спит на диване мирным сном
младенца и пузыри пускает. Это уж – из
ряда вон!

14. Если разобраться, ему в базарный день
полкопейки цена.

15. Обнаружено крупное хищение строительных
материалов, в котором Качеровский играет
главную скрипку.

16. Среди всеобщей тишины раздается
гомерический хохот.

17. У нее всегда семь пятниц: то она поможет
в работе, то не хочет об этом говорить.

18. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я
вам, господа русские офицеры, заслужили
мы божеский отдых, судьба нас приласкала
– целыми остались, есть с чем в Россию
вернуться. Главное – башка на плечах.

19. Такое несоответствие проходит красной
полосой в студенческих работах.

20. Рабочие занимались сизифовым делом,
разгружая и перекладывая кирпич вручную,
снова нагружая и поднимая наверх, к
лесам.

21. Не мудрствуя долго, приведу цитату
из отчета.

22. Хотя был он и не из робкой десятки, но
тут не мог не испугаться.

23. Десятки жалоб на руководство предприятия
остаются гласом, вопиющим в пустыне.

24. В плановых отделах и бухгалтериях
сводят последние счеты с ушедшим годом.

25. Мы трудились в поте лиц, а, завершив
работу, почувствовали облегчение.

Страница 182 из 185

Ответы к странице 188

Упражнение 397

Запишите правильные словосочетания, выбирая из скобок нужный пароним.

(Конный, конский) волос; (великий, величественный) писатель; (дождевой, дождливый) день; (звучный, звуковой) голос; (оклик, отклик) на письмо.

Конский волос;
великий писатель;
дождливый день;
звучный голос;
отклик на письмо.

Упражнение 398

Составьте с приведёнными ниже словами словосочетания, используя один из паронимов пары заплатить — оплатить. Подчеркните предлог (если есть) и определите падеж зависимого слова.

                                     В. п.                   В. п.
Образец. Заплатить за проезд, оплатить дорогу.
Рабочим; за обучение; расходы; счёт в банке; за услуги; за питание; билет в кассе.

                    Д. п.
Заплатить рабочим;
                      В. п.
заплатить за обучение;
                     В. п.
оплатить расходы;
                         В. п.
оплатить счёт в банке;
                      В. п.
заплатить за услуги;
                      В. п.
заплатить за питание;
                           В. п.
оплатить билет в кассе.

оплатить
— Отдать плату за что-либо.
Примеры: оплатить расходы, счёт, услуги.

заплатить
— Внести плату за что-либо, в возмещение чего-либо.
Примеры: заплатить за покупки, за работу, за услуги, за билет, за проезд; заплатить добром за добро.

Упражнение 399

Составьте и запишите предложения с каждым из данных паронимов. В случае затруднений обращайтесь к словарю паронимов (с. 197—208).
Опасливый — опасный; праздничный — праздный; старый — старинный; выбор — подбор; обхватить — охватить; стеклянный — стекольный.

Мальчик опасливо огляделся по сторонам. — Очень медленно, озираясь по сторонам, они продолжили опасный спуск.
Зимой и летом живые цветы создают праздничное настроение в доме. — Я задавался отнюдь не праздными вопросами.
Вчера мне позвонил старый приятель. — У папы в кабинете хранились старинные книги.
К окончанию школы я определюсь с выбором профессии. — Я занялся подбором слов к этому упражнению.
Маша обхватила колени руками и заплакала. — Сестру охватило радостное чувство.
Чей-то малыш разглядывал своё отражение в стеклянной витрине магазина. — В нашем городе было налажено стекольное производство.

опасливый
— (разг.). Действующий с опаской, насторожённый, недоверчивый, склонный к боязливости.
Примеры:
опасливый человек, пешеход;
опасливое существо, животное;
опасливый взгляд;
опасливая мысль, речь;
опасливое чувство;
опасливый шаг;
опасливое движение.

опасный
— способный вызвать, причинить какой-либо вред, несчастье.
Примеры:
опасный зверь, враг, преступник, соперник;
опасная болезнь, операция, работа;
опасное задание, мероприятие, путешествие, приключение;
опасный спуск, замысел, эксперимент, поступок;
опасная беседа, мысль;
опасное любопытство.

праздничный
— 1. только полн. ф. Относящийся к празднику, нарядный, красивый. 2. Торжественно-радостный, счастливый, весёлый.
Примеры:
1) праздничный день;
праздничная дата;
праздничный концерт, наряд, стол;
2) праздничный вид;
праздничное настроение;
праздничная встреча;
праздничные лица.

праздный
— 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. 2. перен. Бесцельный, пустой, порождённый бездельем, праздностью.
Примеры:
1) праздный человек, ум;
праздная должность, жизнь;
праздное существование, время;
2) праздное любопытство;
праздная болтовня;
праздный разговор;
праздные мысли.

старый
— 1. Проживший много лет. 2. Давний. 3. Давно находящийся в употреблении. 4. Минувшее (о времени). 5. Бывший ранее.
Примеры:
1) старый дед;
старая женщина;
2) старая обида;
старая рана;
старая боль;
старая традиция;
3) старое платье;
старая обувь;
старый дом;
4) старое время;
старое житьё;

старинный
— 1. Созданный в старину. 2. Случившийся давно.
Примеры:
1) старинный ковёр;
старинная монета;
старинное украшение;
старинные книги;
2) старинное знакомство;
старинный друг.
5) старый адрес, телефон, старые данные.

выбор
— 1. Процесс исключения чего-либо. 2. То, из чего выбирают. 3. Избрание голосованием.
Примеры:
выбор профессии;
предложить на выбор;
хороший, небогатый, огромный выбор;
выборы президента.

подбор
— 1. Процесс включения чего-либо. 2. Собрание, коллекция.
Примеры:
подбор кадров, людей, подбор артистов;
подбор украшений, монет, книг.

обхватить
— Заключив между распростёртыми руками, пальцами, лапами и т. д., плотно прижать кого-что-либо к себе.
Примеры:
мать обхватила ребёнка;
борец обхватил соперника;
медведь обхватил дерево;
обхватить руками, лапами, клешнями, клещами.

охватить
— 1. Окружить, сжать. 2. перен. Заключить в свои пределы, обнять, окутать. 3. только 3 л., перен. О чувствах, мыслях: овладеть полностью кем-чем-либо. 4. Включить, ввести в круг чего-либо. 5. Не отрываясь от своих частей, обойти противника с фланга (флангов) для нанесения удара.
Примеры:
1) охватить бочку обручами;
одежда охватила тело;
обувь охватила ногу;
2) пламя охватило дом; туман охватил долину;
охватить что-либо умом;
3) радость охватила душу;
ревность охватила сердце;
усталость охватила тело;
4) охватить население подпиской (на газеты и т. д.);
охватить молодёжь общественной работой;
предвыборная компания охватила район;
забастовка охватила квартал;
5) охватить левый фланг противника.

стеклянный
— 1. Состоящий или сделанный из стекла; застеклённый. 2. перен. Такой, как у стекла. 3. перен. О глазах: невыразительный, безжизненный.
Примеры:
1) стеклянная масса, вата, колба;
стеклянный стакан;
стеклянная ваза, тара, посуда;
стеклянное изделие;
стеклянная веранда, дверь;
2) стеклянный блеск, звон;
стеклянные крылышки стрекоз;
3) стеклянный взгляд, взор;
стеклянные глаза.
Популярная фраза:
Держать кого-либо под стеклянным колпаком (оберегать от любых внешних влияний).

стекольный
— Относящийся к изготовлению стекла и изделий из него.
Примеры:
стекольная промышленность;
стекольное производство, сырьё;
стекольный завод;
стекольная мастерская, лаборатория;
стекольный мастер;
стекольные пески;
стекольная замазка;
стекольный товар;
стекольные изделия.

Упражнение 400

В каких предложениях выделенные слова употреблены неправильно? Исправьте ошибки, запишите верный вариант предложений.
Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью.
Определите части речи выделенных слов.

1. Чтобы чаще бывать в театре, мы приобрели в кассе абонент. 2. Любой поступок заслуживает осуждения. 3. В девятимесячном возрасте малыша перевели на искусственное вскармливание. 4. В субботу состоялись отборные соревнования. 5. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует2 себя так: “Я одинок”. 6. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей. 7. Этот человек не любил работать и вёл праздный образ жизни.

1. Чтобы чаще бывать в театре, мы приобрели в кассе абонемент (сущ.). 2. Любой проступок (сущ.) заслуживает осуждения. 3. В девятимесячном возрасте малыша перевели на искусственное (прил.) вскармливание. 4. В субботу состоялись отборочные (прил.) соревнования. 5. На радио пришло письмо, адресант (сущ.) которого характеризует себя так: “Я одинок”. 6. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой (сущ.). 7. Этот человек не любил работать и вёл праздный (прил.) образ жизни.

характериз у [ет]2 (характер- — корень, -из- — суффикс, -у- — суффикс, -ет — окончание, характеризу- — основа слова)

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Ответка

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.

Задать вопрос

  • Подготовка к ЕГЭ

  • Подготовка к ОГЭ

  • Подготовка к олимпиаде

  • Сочинение

  • Грамматика

  • Для взрослых

    Задать вопрос

    • Все вопросы

    Белла





    Русский язык


    Студенческий




    06.07.2020 15:29

    Ответы на вопрос

    Записаться

    Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

    Смотреть

    Репетиторы в городах:

    • Репетитор в Горнозаводске
    • Репетитор в Кодинске
    • Репетитор в Нестерове
    • Репетитор в Сеуле
    • Репетитор в Чистополе
    • Репетитор в Бронницах
    • Репетитор в Йошкар-Оле
    • Репетитор в Мантурово
    • Репетитор в Пустошке
    • Репетитор в Унече
    • Репетитор в Астрахани

      Репетиторы по предметам:

      • Репетитор по русскому языку
      • Репетитор по английскому языку
      • Репетитор по немецкому языку
      • Репетитор по математике
      • Репетитор по биологии
      • Репетитор по физике
      • Репетитор по химии
      • Репетитор по французскому языку
      • Репетитор по итальянскому языку
      • Репетитор по китайскому языку

        Понравилась статья? Поделить с друзьями:
      • Львиная часть работы была уже выполнена какая ошибка
      • Лучше учиться на своих ошибках или на чужих
      • Лукойл достигнут лимит подключений для карты как исправить
      • Лукашенко свободина дисграфия исправление ошибок при письме скачать
      • Лугаком ошибка 38 при отправке смс