Институт избирательных технологий
Е.Малкин,
Е.Сучков
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Москва
2006
СОДЕРЖАНИЕ
От |
6 |
Введение. |
8 |
1. |
16 |
1.1. |
16 |
1.2. |
23 |
1.3. |
35 |
1.4. |
38 |
2. |
51 |
2.1. |
51 |
2.2. |
54 |
2.2.1. |
55 |
2.2.2. |
57 |
Иллюстрация |
58 |
2.2.3. |
62 |
2.2.4. |
65 |
2.2.5. |
66 |
2.2.6. |
67 |
2.2.7. |
69 |
2.2.8. |
72 |
Иллюстрация |
74 |
2.2.9. |
75 |
2.3. |
78 |
Иллюстрация |
84 |
2.4. |
85 |
2.4.1. |
86 |
2.4.2. |
90 |
2.4.3. |
92 |
Иллюстрация |
97 |
2.4.4. |
100 |
2.4.5. |
104 |
Иллюстрация |
104 |
2.4.6. |
108 |
2.4.7. |
111 |
2.4.8. |
119 |
2.5. |
123 |
2.6. |
126 |
2.7. |
129 |
2.8. |
140 |
3. |
152 |
3.1. |
152 |
3.2. |
153 |
3.2.1. |
154 |
3.2.2. |
158 |
3.2.3. |
159 |
3.2.4. |
162 |
3.3. |
164 |
3.3.1. |
164 |
3.3.2. |
167 |
3.3.3 |
174 |
3.3.4. |
182 |
3.3.5. |
190 |
3.3.6. |
198 |
3.3.7. |
201 |
3.3.8. |
207 |
3.4. |
209 |
3.4.1. |
209 |
3.4.2. |
212 |
3.4.3. |
215 |
3.4.4. |
228 |
3.4.5. |
233 |
3.4.6. |
235 |
3.4.7. |
240 |
3.4.8. |
243 |
3.4.9. |
246 |
3.5. |
254 |
3.5.1. |
254 |
3.5.2. |
255 |
3.5.3. |
258 |
3.5.4. |
264 |
3.5.5. |
267 |
3.5.6. |
268 |
3.6. |
275 |
3.7. |
277 |
3.8. |
280 |
4. |
284 |
4.1. |
284 |
4.1.1. |
285 |
4.1.2. |
287 |
4.1.3. |
292 |
4.1.4. |
292 |
4.2. |
295 |
4.2.1. |
295 |
4.2.2. |
297 |
4.2.3. |
304 |
4.2.4. |
307 |
4.3. |
308 |
4.4. |
312 |
5. |
314 |
5.1. |
315 |
5.2. |
320 |
5.3. |
322 |
5.4. |
323 |
5.4.1. |
323 |
5.4.2. |
326 |
5.5. |
327 |
5.5.1. |
328 |
5.5.2. |
336 |
5.5.3. |
338 |
5.6. |
340 |
5.7. |
345 |
5.8. |
347 |
5.8.1. |
348 |
5.8.2. |
351 |
5.8.3. |
352 |
5.8.4. |
353 |
5.9. |
354 |
5.10. |
360 |
5.10.1. |
360 |
5.10.2. |
362 |
5.11. |
365 |
5.12. |
370 |
6. |
373 |
6.1. |
373 |
6.2. |
374 |
6.3. |
376 |
6.4. |
381 |
6.5. |
385 |
6.6. |
386 |
6.6.1. |
386 |
6.6.2. |
388 |
6.6.3. |
390 |
6.6.4. |
395 |
6.7. |
395 |
6.7.1. |
396 |
6.7.2. |
398 |
6.8. |
402 |
6.9. |
404 |
6.10. |
408 |
|
410 |
7.1. |
410 |
7.2. |
414 |
7.2.1. |
416 |
7.2.2. |
418 |
7.3. |
420 |
7.4. |
422 |
|
424 |
8.1. |
425 |
8.2. |
427 |
8.3. |
432 |
8.4. |
437 |
Вместо |
443 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
457 |
1. |
457 |
2. |
474 |
3. |
480 |
4. |
511 |
ЛИТЕРАТУРА |
529 |
©
Е.Малкин,
Е.Сучков
Ссылки
при цитировании обязательны
ОТ
АВТОРОВ
Уважаемые читатели!
Перед
вами – новое, серьёзно доработанное,
издание нашей книги, которая до этого
выдержала пять изданий в России под
названием «Основы избирательных
технологий и партийного строительства».
В
2005г. под тем же названием она была издана
на Украине. Все издания довольно быстро
разошлись и в настоящее время стали
чем-то вроде «библиографической
редкости». Этот отрадный (для авторов
и издателей) факт побудил нас предпринять
подготовку нового издания книги.
И, прежде всего,
мы считаем своим долгом перед читателями
объяснить, почему на этот раз мы выпускаем
книгу под новым названием: «Основы
политических технологий».
Как
и предыдущие издания, наша книга обобщает
и систематизирует опыт проведения в
России избирательных кампаний,
партийного строительства, а также
реализации политических проектов,
накопленный за весь период их проведения
(1989-2005 гг.). В 2002г., когда вышло первое
издание книги, в русском языке отсутствовал
общепринятый термин для обозначения
описанного рода деятельности. Сейчас
такой термин появился. Технологии
реализации избирательных кампаний,
партийного строительства и политических
проектов сегодня в России принято
называть политическими
технологиями,
а людей, профессионально специализирующихся
в данной области – политическими
технологами.
Откровенно
говоря, авторы предпочли бы «стать»
«политическими консультантами», а не
«политтехнологами». Но поезд, похоже,
уже ушел – «политтехнологии» и
«политтехнологи» прочно вошли в
российскую политическую, политологическую
и журналистскую лексику. Причем вошли
с устойчиво прилепившихся к ним эпитетами:
если «политтехнологии», то «грязные»,
если «политтехнолог» – то обманщик. В
то же время, насколько нам известно,
учебников, которые содержали бы в своем
названии слова «политические технологии»,
а тем более раскрывали бы, что упомянутые
технологии представляют из себя на
самом деле, в России пока что категорически
не хватает.
Назвав
новое издание своей книги «Основы
политических технологий», авторы решили
по мере сил восполнить этот пробел. При
этом перед нами было две возможности:
проанализировать и обобщить, какие
смыслы вкладываются сегодня в России
в термин «политические технологии»;
или же сформулировать свою концепцию
полит технологий, которая, может быть,
и не будет полностью совпадать с
концепциями других авторов.
Мы
пошли по второму пути. Во-первых, нам
так было интересней. Во-вторых, если
такая наука, как «политические технологии»,
когда-нибудь и будет создана, вряд ли
ее структура будет похожа физику или
сопромат, где все логически связанно и
выверено, и одно вытекает из другого.
Скорее, как и другие гуманитарные
дисциплины, такие, как экономика,
социология, психология и т.д., она будет
представлять собой некую сумму концепций,
в чем-то совпадающих, в чем-то противоречащих
друг другу. Сегодня, когда политтехнологии
как наука только зарождаются, приоритет
должен быть отдан именно построению
оригинальных концепций. Время
сравнительного анализа и обобщений
придет позже.
И,
в-третьих. Публикуя в настоящей книге
свою концепцию политических технологий,
мы предлагаем нашим коллегам –
политтехнологам ответить на вызов и
предъявить свои концепции. На наш взгляд,
именно такой, дискуссионный путь развития
политтехнологий является оптимальным.
Окончательное же решение о том, какая
концепция окажется наиболее адекватной
и жизнеспособной даст время и мнение
читателей.
Авторы выражают
свою искреннюю благодарность и
признательность:
Всем нашим Заказчикам
— российским и зарубежным политикам,
партийным деятелям, кандидатам на
выборные должности, которые все эти
годы ставили пред нами задачи, подчас
головоломные и не разрешимые на первый
взгляд. Именно решение этих задач и
привело нас к формулировке (а точнее,
вынудило сформулировать) тот подход к
политическим технологиям, который мы
предъявляем читателям в настоящей
книге.
Всем
нашим коллегам – российским и зарубежным
политтехнологам — с которыми мы обсуждали
материалы данной книги.
Мы
персонально благодарим одного из ведущих
российских специалистов по оргмассовому
направлению избирательных кампаний
Валентина Полуэктова. Во многом именно
с учётом его идей написаны п.п. 2.7, 3.4, и
глава 8 нашей книги.
Выражаем
свою признательность Юрию Скоцелясу,
разработавшему в основном методики
прогноза результатов выборов, приведенные
в п. 3.5.6, а также Михаилу Шнейдеру, за
помощь в редакции ряда параграфов пятой
главы.
Введение
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ И СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА В РОССИИ.
Проблема становления
в России полноценного гражданского
общества сегодня справедливо считается
одной из самых актуальных. Можно без
преувеличения сказать, что от её решения
зависит будущее нашей страны. Этой
проблеме посвящено огромное количество
литературы, одно перечисление которой
заняло бы десятки страниц. Тем не менее,
ясного понимания того, что же именно
надо делать для развития гражданского
общества, все еще нет.
Какие
препятствия лежат на пути развития
гражданского общества в России? Почему,
после 15 лет «демократии», так слабы его
институты? Какие ошибки совершили (и
продолжают совершать!) те, кто искренне
хотел создать гражданское общество в
нашей стране, но так и не добился
желаемого? Что надо делать, чтобы впредь
не совершать подобных ошибок?
И какую роль в
решении этой задачи могут и должны
сыграть политические технологии?
На эти вопросы мы
и попытаемся ответить в настоящем
Введении.
Начнем с понятийного
аппарата.
Наиболее
кратким, но и одновременно наиболее
емким определением гражданского
общества
нам представляется следующее:
Гражданское
общество есть совокупность всех
негосударственных форм самоорганизации
граждан.
Каковы
же эти формы, или институты
гражданского общества?
К ним, прежде всего,
относятся:
1.
Свободное предпринимательство —
экономическая основа гражданского
общества.
2. Местное
самоуправление.
3. Политические
партии – естественное связующее звено
между обществом и властью.
4. Профсоюзы,
пенсионерские, женские, молодежные и
другие общественные организации,
отстаивающие корпоративные интересы
своих членов.
5. Некоммерческие
организации: конфессиональные, научные,
спортивные и иные объединения граждан
по убеждениям или по интересам;
благотворительные организации и т.д.
6. Свободные
(негосударственные) СМИ.
7.
Наконец, первичным, но, может быть, самым
важным институтом гражданского общества
являются граждане – не просто «жители»,
но люди, которые осознают и готовы
активно отстаивать свои права и интересы,
и одновременно с этим ощущают свою
личную ответственность за положение
дел в стране.
Часто
гражданское общество понимается более
узко: например, только как совокупность
некоммерческих организаций, и т.д. На
наш взгляд, сформулированное выше
широкое определение одновременно
является наиболее конструктивным с
чисто практической точки зрения,
поскольку оно сразу же высвечивает
главную проблему становления гражданского
общества в России. Речь идет о противостоянии
нарождающегося гражданского общества
и бюрократического государства.
Государство
и гражданское общество являются
естественными конкурентами, поскольку
претендуют на одну и ту же роль – на
управление общественными процессами.
Конечно, конкуренция здесь далеко не
всегда означает конфликт. Демократическое
правовое государство и гражданское
общество, как правило, выступают как
взаимно зависимые и взаимно дополняющие
друг друга партнеры. Задачи
государства в рамках такого партнерства:
установление общих «правил игры»,
решение общих для страны проблем
(оборона, безопасность и т.д.), соблюдение
баланса интересов между разными
составляющими гражданского общества
и – в первую очередь – обеспечение и
защита законных прав и свобод граждан.
Однако
никакие
демократические законы и институты
власти не могут сами по себе обеспечить
ни истиной демократии, ни прав человека,
ни экономической свободы и процветания,
если в стране отсутствует гражданское
общество, способное воспользоваться
этими правами и свободами и постоянно
отстаивать их в противоборстве с
государственно-бюрократической машиной.
Без развитого гражданского общества
государство не может быть ни правовым,
ни демократическим.
Государство
и государственная бюрократия необходима
любому обществу. Но, как и всякое
естественное образование, государство,
в лице его правящей бюрократии, всегда
пытается стать выше общества,захватить контроль
над ним. Развитое гражданское общество
способно контролировать бюрократию и
немедленно дать отпор любому, не
оправданному необходимостью, наступлению
государства на права граждан.
В
развитых странах Запада противоборство
государственной власти и гражданского
общества, пройдя через длительный период
революций, реформ и борьбы за гражданские
права, достигло динамического равновесия.
Отклонение от него в любую сторону
опасно.Когда
институты гражданского общества
проявляют чрезмерную активность, это
бывает чревато общественными потрясениями
и социальными взрывами. Когда государство
игнорирует или хуже того, подавляет
гражданское общество и его институты,
то, как правило, в стране воцаряется
авторитаризм или хуже того – тоталитарный
режим.
Гражданское
общество является единственным гарантом
от номенклатурного перерождения
государственного аппарата. Самим фактом
своего существования оно ежедневно,
ежечасно напоминает каждому чиновнику,
что он – служащий, нанятый и оплачиваемый
гражданами и обязанный действовать в
их интересах.
Подобное
«напоминание», возможно, является одной
из причин той инстинктивной ненависти,
которую переродившаяся в правящую
номенклатуру бюрократия испытывает к
гражданскому обществу и его институтам.
Номенклатура
не терпит и не приемлет политической
конкуренции, разрушающей сами основы
её существования. А
гражданское общество как раз и есть та
почва, из которой произрастает политическая
конкуренция, являющаяся неотъемлемым,
«родовым» признаком демократии.
Вся
история развития демократических
государств говорит о том, что стабильность
государства как такового, залог его
успешного развития, обеспечивается не
просто и не только наличием тех или иных
институтов гражданского общества, но
поддержананием постоянного динамического
равновесия между интересами государства
и интересами гражданского общества. На
это равновесие постоянно оказывают
влияние самые разнообразные факторы –
политические, экономические, международные.
В последнее время к ним добавился,
например, такой фактор, как террористическая
угроза. Но в целом такое подвижное
равновесие интересов абсолютно
необходимо. Как демократическое
государство не может быть заинтересовано
в подавлениигражданского
общества, точно также и гражданское
общество в лице своих институтов не
может ставить себе целью уничтожение
или ослабление государственной власти.
Напротив, оно нуждается в сильном
государстве, которое обеспечивает
общенациональные интересы и играет
роль арбитра между различными структурами
гражданского общества.
Сегодня
в России «точка равновесия» между
гражданским обществом и государством
предельно сдвинута в пользу государства.
Практически все институты гражданского
общества в той или иной форме контролируются
государственной бюрократией. Ситуация
все более и более напоминает советские
времена, когда гражданское
общество не просто отсутствовало, но
сознательно подавлялось и извращалось
государством.
Гражданскому
обществу в России еще предстоит длительный
период становления. И становление это
будет протекать не иначе как в процессе
противостояния нарождающихся структур
гражданского общества и государственной
бюрократии. В форме борьбы граждан и
созданных ими негосударственных
организаций за свои экономические,
социальные, политические, корпоративные
права и интересы; борьбы, которая
приобретает особую остроту во время
выборов в органы государственной власти
и местного самоуправления.
Выборы
являются квинтэссенцией конкурентной
публичной политики, т.е. такой политики,
которая присуща именно гражданскому
обществу. Поэтому, целесообразно
рассмотреть каковы же основные функции
выборов в демократическом государстве,
какие задачи гражданское общество и
государство решают с их помощью.
-
Выборы
— наиболее эффективный и в принципе
единственно возможный цивилизованный
способ установления того самого
динамического равновесия между
интересами государства и гражданского
общества, о котором мы говорили выше.
Именно выборы позволяют гражданам –
членам общества выразить свои интересы,
свои запросы, тем самым четко расставить
приоритеты в извечном процессе борьбы
государства, как бюрократической машины
и институтов гражданского общества. -
Ещё
одна, быть может самая важная функция
выборов в демократическом государстве
– обеспечение обновления правящих
элит.
Современная
классическая политология, наряду с
рядом других признаков, рассматривает
периодическую смену правящих элит как
абсолютно необходимое условие развития
и сохранения демократического устройства
государства. Отсутствие подобной смены
с абсолютной неизбежностью ведет страну
к застою, коррупции и прочим прелестям,
характерным для авторитарных и
тоталитарных режимов.
3. Только в результате
свободных выборов правящие элиты
получают легитимность в глазах
гражданского общества, необходимую как
для обретения права управления страной,
так и для признания этого права
международным сообществом.
4.
В современной России выборы являются
также важнейшим фактором партийного
строительства и становления многопартийной
системы как необходимого института
гражданского общества.
-
Наконец,
выборы устанавливают систему приоритетов
и баланс сил и интересов внутри самого
гражданского общества.
Итак, в странах
развитой демократии выборы — это важнейший
регулятор отношений как внутри
гражданского общества, так и между
обществом и государством. В России же
они все более и более начинают играть
роль некого ритуала управляемой
демократии, способа воспроизводства
властью самой себя.
Какие механизмы
способствуют этому?
1. Российская
Конституция делает выборы представительных
органов власти, по большому счету,
бессмысленным занятием. Парламенты
мало влияют на формирование исполнительной
власти и не могут контролировать ее
действия. В результате создается режим
коллективной безответственности: каждая
ветвь власти может смело обвинять во
всех неудачах другую ветвь, концов не
найдешь. Это очень выгодно правящей
бюрократии, но совершенно не соответствует
интересам общества и граждан.
Известно,
что российская конституция принималась
под конкретную ситуацию и под конкретного
человека. В ответ на утверждение, что
эта конституция устанавливает режим
личной власти президента, обычно приводят
пример демократической Франции с похожей
конституцией. Аналогия здесь явно
неуместна. Во Франции, после серии
революций, демократические традиции
настолько сильны, что президенту там
никогда не придет в голову назначить
правительство, не опирающееся на
парламентское большинство. И почему-то
все забывают гораздо более близкий к
России пример: Конституцию веймаровской
Германии эпохи действия закона о
чрезвычайных полномочиях президента.
Чем это закончилось для Германии, да и
для всего мира, хорошо известно.
2. Отсутствие
реально независимой судебной системы
и контроль власти над СМИ, что делает
возможным широчайшее применение на
выборах так называемого административного
ресурса, искажающего свободное
волеизъявление граждан.
3.
Отсутствие полноценных массовых
политических партий, способных
аккумулировать политическую волю своих
членов и потенциальных сторонников,
обеспечивая постоянный приход в политику
новых, перспективных лидеров.
4. Неумение
политических партий и кандидатов на
выборные должности в органы власти
сформулировать свои программные цели
так, чтобы они были адекватно восприняты
российскими избирателями; грамотно и
технологично разъяснить свою политику
населению.
На
наш взгляд, первые две причины, на которые
обычно и ссылаются, говоря о трудностях
построения гражданского общества в
России, носят чисто объективный характер.
Обижаться на бюрократию за то, что она
активно действует против гражданского
общества – все равно, что обижаться на
воду за то, что она мокрая. Вторые же две
есть результат прямых ошибок тех, кто
декларировал свою заинтересованность
в создании гражданского общества в
стране.
Здесь
не место разбирать все ошибки российских
политиков: желание прислониться к тому
же административному ресурсу,
неадекватность их политических позиций
стереотипам большинства простых граждан
страны, неумение понять разницу между
политикой и PR,
увлечение так называемыми грязными
предвыборными технологиями, неумение
создавать полноценные политические
партии и т.д. Многие из указанных ошибок
будут подробно рассмотрены при дальнейшем
изложении. Важно лишь понять, что именно
эти ошибки и привели к результату,
который мы имеем сегодня: массовому
разочарованию граждан в институте
парламентаризма, в политических партиях
и их лидерах, в самом институте свободных
выборов и, как итог, к возрождению и
торжеству веры в «доброго царя».
В
результате от становления полноценного
гражданского общества Россия в 2006г.
оказалась дальше, чем была в 1993г. И одна
из причин этого — может быть, и не самая
главная, но все же весьма значимая –
политтехнологическая
безграмотность большинства российских
политиков и политической элиты в целом.
Возможно, данное
утверждение кому-то покажется излишне
жестким. Однако, как убедится читатель,
ознакомившись с нашей книгой, история
российской публичной политики с начала
90-х годов прошлого века по настоящее
время представляет собой не столько
историю побед и достижений, сколько
историю провалов и фатальных ошибок.
Ошибок, которые с упорством, достойным
лучшего применения, совершали и продолжают
совершать российские политики, как
«правые», так и «левые».
Сегодня стало
совершенно очевидно: для того, чтобы
бороться за гражданское общество, одних
благих намерений недостаточно. Надо
уметь формулировать и доносить эти
намерения до избирателей так, чтобы они
были поняты и востребованы, получили
массовую поддержку и одержали победу
на выборах – даже несмотря на
противодействие административного
ресурса.
Не
может быть эффективной публичной
политики без эффективных политических
технологий. Именно
данному вопросу – технологиям реализации
публичной политики, или политическим
технологиям
— посвящена наша работа.
Книга
состоит из Введения, восьми глав,
Заключения и Приложения.
Первая
глава
носит вводный
характер. В ней мы формулируется, что
следует понимать под политическими
технологиями, почему их следует
рассматривать как особую область знаний,
какова структура этих знаний. Вводятся
определения основных понятий
политтехнологий.
Как нам кажется,
особый интерес в первой главе
представляет параграф, посвященный
ресурсам избирательной кампании.
Надеемся, что ознакомление с ним поможет
читателям развеять весьма распространенное
заблуждение, что на выборах все решают
деньги и административный ресурс.
Три следующие
главы посвящены технологиям подготовки
и реализации избирательных кампаний.
Вторая
глава —
«Стратегия
избирательных кампаний» — является
ключевой для понимания подхода
авторов к технологиям публичной политики.
В
начале главы мы приводим классификацию
различных подходов к построению
стратегии и сравнительный анализ их
достоинств и недостатков. Затем
формулируется наиболее эффективный (с
точки зрения авторов) подход: определение
стратегии избирательной кампании
путем формирования положительного
образа кандидата (партии). Далее
последовательно излагаются проблемы
построения стратегии на основе указанного
подхода, начиная с формирования
положительного образа и заканчивая
определением агитационных тем кампании.
По ходу изложения дается описание
различных типовых стратегий, которые,
если и не реализуются в чистом виде в
каждой избирательной кампании, все
равно присутствуют в ней как составные
элементы общей стратегии. Для
иллюстрации обсуждаемых в главе проблем
мы подробно разбираем несколько
хорошо известных федеральных избирательных
кампаний.
Отметим,
что по сравнению с книгой «Основы
избирательных технологий», в настоящей
работе существенно увеличено число
рассматриваемых подходов к стратегии,
по-новому изложена методология
формирования стратегии на базе
положительного образа кандидата
(партии), а также проанализирована логика
всех федеральных кампаний за период
1989-2994гг.
Третья
глава
посвящена
Тактике избирательных кампаний.
Тактика является
областью избирательных технологий,
которая поддается стандартизации
значительно легче по сравнению со
стратегией. Главное здесь — оптимальное
распределение имеющихся ресурсов
между мероприятиями кампании. Поэтому
с самого начала вводится понятие
тактического рисунка кампании, который
должен оптимизироваться под влиянием
двух противоположных требований:
концентрации ресурсов на основных
направлениях и мероприятиях кампании
и принципом тотальности, согласно
которому все направления и агитационные
ниши должны быть заполнены и отработаны
в обязательном порядке. Далее приводится
описание примерного набора мероприятий
кампании. При этом по каждому
мероприятию обсуждается его эффективность
по сравнению с другими, а также типичные
проблемы, трудности и ошибки, которые
встречаются при его реализации.
По сравнению с
предыдущими изданиями существенно
переработаны разделы, посвященные
полевому направлению,
информационно-аналитическому, юридическому
и финансовому обеспечению кампании.
Здесь учтен новый опыт около сотни
избирательных кампаний, проведенных
нашей командой за период 2002-2005гг.
В
четвертой
главе
рассмотрены
вопросы управления избирательными
кампаниями. Центром
главы является типовой план-график
избирательной кампании. К каждому
мероприятию план-графика приводится
ссылка на параграф книги, в котором это
мероприятие описывается. Читателям,
которые хотят использовать нашу книгу
как справочное пособие, мы рекомендуем
читать ее именно с этой главы и далее
руководствоваться системой ссылок к
остальному материалу.
Новым по сравнению
с предыдущими изданиями является
введение функционально-проектной схемы
управления кампании и рассмотрение
различных вариантов штабных структур,
формируемых на основе указанной схемы.
В
пятой главе
рассмотрены
технологии партийного строительства.
Как и в предыдущих изданиях, мы
рассмотрели эту проблему только в одном
аспекте: создание и развитие политических
партий и движений как избирательных
машин.
Содержание пятой
главы также значительно расширено по
сравнению с предыдущими изданиями,
в первую очередь в части обсуждения
партийной идеологии.
Шестая
глава
посвящена политическим проектам. Тема
рассматривается в нескольких
взаимосвязанных аспектах:
— политические
проекты как универсальный метод
реализации предвыборных кампаний;
— политические
проекты как основное средство партийного
строительства;
— политические
кампании как наиболее эффективный вид
политических проектов.
Особое внимание
уделяется кампаниям протеста как
естественной реакции гражданского
общества на недопустимое применение
властью административного ресурса.
В
седьмой
главе
рассматривается технология параллельных
избирательных кампаний.
Возможность
организации параллельной кампании
возникает, когда партия (избирательное
объединение) одновременно участвует
в выборах разного уровня: например,
выдвигает партийный список и кандидатов
по округам в региональный законодательный
орган. В этом случае естественно строить
кампании разного уровня так, чтобы они
максимально усиливали друг друга.
Параллельные
кампании рассматривались и в предыдущих
изданиях книги, но в нынешнем издании
эта тема приобретает особую роль. С
учетом опыта федеральных выборов 2003г.
мы склонны считать параллельные кампании
самой актуальной политической технологией
для России, поскольку они увязывают в
единое целое процесс партстроительства
и проведения выборов и представляют
собой наиболее мощное оружие против
административного ресурса.
В
восьмой
главе
обсуждается проблема «чистых» и «грязных»
политических технологий.
Заключение
носит
несколько необычный характер. В нем мы
возвращаемся к поднятой во Введении
теме: роль политических технологий в
процессе построения гражданского
общества, и в качестве иллюстрации
приводим разработанный нами в 2004г.
проект создания гражданского общества
в России. В открытой печати этот проект
публикуется впервые.
Цель
Приложения
— проиллюстрировать приведенный в книге
теоретический материал примерами из
реальных избирательных кампаний. В нем
приводятся проекты конкретных
избирательных и предвыборных кампаний,
образцы агитационных текстов, заданий
на социологические исследования и
другой справочный материал, который
может быть полезным для начинающего
политтехнолога.
1.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Политические технологии, Малкин Е., Сучков Е., 2006.
Первое наиболее полное и систематическое российское руководство по всем вопросам политических технологий.
Книга представляет собой развитие и обобщение работы авторов «Основы избирательных технологий и партийного строительства», выдержавшей пять изданий за последние годы. Впервые с единых методологических позиций рассмотрены вопросы подготовки и проведения избирательных кампаний, политических кампаний и политических проектов, а также вопросы партийного строительства. Особое внимание уделено особенностям проведения федеральных и региональных избирательных кампаний крупными политическими партиями (параллельные кампании).
Книга написана на основании российского опыта и иллюстрирована многочисленными примерами из практики российских избирательных кампаний и партийного строительства последних пятнадцати лет.
Для политиков, политологов, менеджеров избирательных кампаний, специалистов по политической рекламе; студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами политики и политических технологий.
О предмете политических технологий.
Областью применения политических технологий является публичная политика, т.е. политика, направленная на внедрение в массовое сознание той или иной идеологии, политических идей и позиций, положительных образов политиков, а также на обеспечение массовой поддержки гражданами указанных идей и политиков.
Очень важно понимать, что публичная политика является лишь одной из составляющих единого политического процесса, включающего в себя также «кулуарную», или «элитную» политику: действия по завоеванию поддержки (или устранения противодействия) политических, экономических и иных элит. Провести точную разделяющую грань между публичной и «элитной» политикой крайне затруднительно. В большинстве случаев политик, решая конкретные политические задачи, одновременно работает и с элитами, и с массовым избирателем; в том числе пытается заручиться поддержкой элит, чтобы обеспечить себе более благоприятные возможности воздействия на граждан, а через поддержку граждан усиливает свои позиции в элитах. Однако выделение в политическом процессе публичной и элитной составляющей с технологической точки зрения вполне оправдано их разными сферами применения. Здесь уместна аналогия с военными действиями, которые могут одновременно вестись на суше, на море и в воздухе. Разные театры военных действий требуют использования различных видов вооруженных сил и специфической тактики их применения, или, говоря иными словами, разных технологий. Хотя в конечном итоге все эти действия и направлены на достижение единой цели: победы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Политические технологии, Малкин Е., Сучков Е., 2006 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
— djvu — Яндекс.Диск.
Дата публикации: 13.02.2018 07:37 UTC
Теги:
учебник по политологии :: политология :: Малкин :: Сучков
Следующие учебники и книги:
- Как в СССР принимали высоких гостей, официальные и неофициальные встречи, переговоры, подарки, меню, развлечения, поездки по стране, Захарова О., 2018
- Технологии «цветных революций», Галич А.Э., Лушников Д.А., 2010
- Информационно-политические технологии, Почепцов Г.Г., 2003
- 101 ключевая идея, Политика, Джойс П.
Предыдущие статьи:
- Символическая политика, Малинова О.Ю., 2014
- Политика за 30 секунд, Тейлор С., 2014
- Геополитика, Гаджиев К.С., 2011
- Политология, Лавриненко В.Н., 2012
- Главная
- Книги
- Политические технологии: Работа над ошибками
Описание книги
Настоящая книга написана на основе обобщения и анализа многолетнего опыта авторов и их коллег — российских политтехнологов. В отличие от предыдущей книги в серии (Е.Малкин, Е.Сучков. «Политические технологии») в новой книге основное внимание уделяется не столько тому, что, как и почему следует делать во время подготовки и проведения выборов, сколько тому, чего делать не следует.
Содержание книги богато иллюстрировано примерами наиболее характерных ошибок в российских избирательных кампаниях за…
Настоящая книга написана на основе обобщения и анализа многолетнего опыта авторов и их коллег — российских политтехнологов. В отличие от предыдущей книги в серии (Е.Малкин, Е.Сучков. «Политические технологии») в новой книге основное внимание уделяется не столько тому, что, как и почему следует делать во время подготовки и проведения выборов, сколько тому, чего делать не следует.
Содержание книги богато иллюстрировано примерами наиболее характерных ошибок в российских избирательных кампаниях за последние двадцать лет и содержит рекомендации по их предотвращению.
Для кандидатов на выборные должности, менеджеров избирательных кампаний, руководителей партийных структур, студентов, а также для самого широкого круга читателей, интересующихся избирательными технологиями. Книга «Политические технологии: Работа над ошибками» авторов Василий Петров, Малкин Е.Б., Сучков Е.Б., Маминов А.К. оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.
- Просмотров: 350
- Рецензий: 0
Информация об издании
- Переводчики: не указаны
- Серия:
Профессионалы: просто о сложном - ISBN (EAN): 978-5-93165-375-4
- Языки: Русский
- Возрастное ограничение: не указано
- Год написания: 2016
Эта книга еще не добавлена в подборки
К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ персонажи
КНИГА НЕ УПОМИНАЛАСЬ В БЛОГАХ
Посмотрите еще
Нация, или Могущество мифа
О том, что такое нация, сейчас говорят и пишут очень много. Существует огромный пласт научной литературы по этому вопросу, и каждый год появляются новые исследования. Но несмотря на то, что это понятие играет ключевую роль в политической жизни, оно имеет весьма ограниченную ценность как аналитический инструмент. Почему так получилось? Как менялось значение понятия «нация» в Европе от античности до…
Запад-Россия. Тысячелетняя Война
Со времени первой публикации книги ситуация с русофобией еще больше обострилась. Можно сказать, что именно эти антирусские настроения привлекли внимание читателей к изданию, так как книга переведена и вышла в Италии, Китае, Швеции и США.
Уже после того, как первое издание увидело свет на русском языке в мае 2016 года, мы наблюдали невиданный по своему масштабу и информационному размаху допинговый …
Ближний Восток. Вечный конфликт
Клубок противоречий: религиозные течения на Ближнем Востоке. «Исламское государство» против «цивилизованного мира»: кто кого? Что Россия «забыла» в Сирии? Турция: вероломный союзник или затаившийся враг?
На Ближнем Востоке все сильнее разгорается пожар войны. Активизируются десятилетиями тлеющие очаги конфликта, вспыхивают ранее относительно спокойные районы. Афганистан, Ирак, Йемен, Сирия, Тур…
Демократия, или Демон и гегемон
Демократия… Это слово мы слышим с экранов телевизора, его используют политики и журналисты, специалисты и обычные люди, те, кто хочет разобраться в том, что происходит в России и в остальном мире. На первый взгляд, в нем нет ничего загадочного: в переводе с древнегреческого языка оно означает «власть народа». Но если приглядеться, то за кажущейся простотой обнаружится масса всего непонятного. Ка…
Курды. Потерянные на Ближнем Востоке
Курды – рассеянный народ без государства, который десятилетиями воевал за свою независимость. Сегодня курды выступают в роли силы, за которой может остаться последнее слово в новой мировой войне. Ведь именно сейчас весь мир следит за событиями на Ближнем востоке в ожидании того, возникнет ли новое государство Курдистан или очередная кровавая бойня перерастет в Четвертую Мировую войну?! В орбиту пр…
Пути России. Новый старый порядок — вечное возвращение?
В сборнике представлены статьи участников ХХI международного симпозиума «Пути России. Новый старый порядок — вечное возвращение?», проходившего 21—22 марта 2014 года. Авторы — историки, философы, социологи, политологи, экономисты, культурологи — рассматривают социальную и политическую жизнь страны с точки зрения развития России и ее будущего. Сегодняшнее многообразное обращение к прошлому как иде…
Мир на пИке, мир в пикЕ
«Мир на пИке. Мир в пикЕ» — результат многолетних исследований вопросов мировой энергетики, истории и геополитики. Понятным языком автор рассказывает о кризисе дешёвой энергии, конечности доступных энергоресурсов. О том, как цивилизации раньше проходили аналогичные периоды истории, и что нас ожидает в будущем. В поле зрения автора оказывается американская «сланцевая революция» и геополитическая ка…
Нашим друзьям
Идею отделения, которую уже активно развивает капитализм, стоит принять и нам, но по-своему. Отделиться не значит отрезать некую часть от всеобщей национальной территории, жить в изоляции, порвав связь с окружающими — такая дорога ведёт к верной гибели. Отделиться не значит создать из отбросов мира противокластеры, в которых альтернативные сообщества жили бы в блаженной независимости от мегаполисо…
История международных отношений. В 3 томах. Том 1. Учебник
Для студентов высших учебных заведений. История международных отношений вписана в широкий исторический контекст, показывается влияние на нее различных факторов общественного развития — идеологических, экономических, внутриполитических и др. Исторический подход к изложению эволюции международных отношений дополняется элементами политологического анализа. Учебник охватывает основные события и пробле…
Культура и искусство
6.4
0
Кинопродюсер
Книга написана практиком, за плечами которого такие фильмы, как «Экипаж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Фронт за линией фронта», «Красная палатка», «Если хочешь быть счастливым…» и многие другие, является первым полноценным учебником продюсерского мастерства. Даются необходимые определения, на огромном количестве примеров рассматриваются различные аспекты производственной и творческой деят…
Основы избирательных технологий и партийного строительства
Наиболее полное и систематическое руководство по всем ключевым вопросам избирательных технологий — от стратегии и тактики проведения кампаний до специальных вопросов партийного строительства с учетом специфики российских условий. Книга иллюстрирована многочисленными примерами из истории российских избирательных кампаний последнего десятилетия. Настоящее издание книги доработано и расширено: внесен…
Новая парадигма релятивистской и квантовой механики
В книге излагается новая концепция релятивистской механики, исключающая использование преобразований Лоренца или принципа инвариантности интервала Минковского. Показано, что уравнение Шредингера выводится строго формально при последовательном использовании представления о спине. При этом описание тонкой структуры водородоподобного атома как проявление релятивистских эффектов может быть получено с …
Книга есть жизнь нашего времени,
в ней все нуждаются — и старые, и малые. (Белинский В. Г.)
Малкин Евгений Борисович, Сучков Евгений Борисович, Петров Владимир Владимирович, Мамитов Александр Кириллович Политические технологии. Работа над ошибками
Формат:
Электронная/бумажная книга
Жанр: Отсутствует
Автор(ы): Малкин Евгений Борисович, Сучков Евгений Борисович, Петров Владимир Владимирович, Мамитов Александр Кириллович
Название: Политические технологии. Работа над ошибками
Издательство: Русская панорама
Год: 2016
Аннотация: Настоящая книга написана на основе обобщения и анализа многолетнею опыта авторов и их коллег — российских политтехнологов. В отличие от предыдущей книги в серии (Е. Малкин, Е. Сучков. «Политические технологии») в новой книге основное внимание уделяется не столько тому, что, как и почему следует делать во время подготовки и проведения выборов, сколько тому, чего делать не следует.
Содержание книги богато иллюстрировано примерами наиболее характерных ошибок в российских избирательных кампаниях за последние двадцать лет и содержит рекомендации по их предотвращению.
Для кандидатов на выборные должности, менеджеров избирательных кампаний, руководителей партийных структур, студентов, а также для самого широкого круга читателей, интересующихся избирательными технологиями.
Просмотров за:
весь период: 50 день: 9 месяц: 50 год: 50
Читать публикацию:
-
Малкин Евгений Борисович
Политические технологииИздательство: Русская панорама (SPSL)
Жанр: Общие вопросыКачество: Хорошее
Страниц: 688
Формат: pdf, fb2, epubНовое издание наиболее полного и систематического российского руководства по всем аспектам политических технологий. Вопросы подготовки и проведения избирательных кампаний, политических кампаний и политических проектов, а также вопросы партийного строительства рассмотрены с единых методологических позиций. Особое внимание уделено особенностям проведения федеральных и региональных избирательных кампаний крупными политическими партиями (параллельные кампании). Книга написана на основании российского опыта и иллюстрирована многочисленными примерами из практики российских избирательных кампаний и партийного строительства последних двадцати лет. Для политиков, политологов, менеджеров избирательных кампаний, специалистов по политической рекламе; студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами политики и политических технологий.
Вложения:
-
Нормально, можно почитать)))