Медицинские ошибки медсестер

Несколько лет назад медицинский персонал редко привлекался к ответственности за допущенные ошибки, однако в настоящее время ситуация меняется. Рассмотрим ошибки в работе медицинской сестры, ответственность и наказание.

За что могут привлечь медсестру к ответственности?

Консультант аватар

Несколько лет назад медицинский персонал редко привлекался к ответственности за допущенные ошибки, однако в настоящее время ситуация меняется. Рассмотрим ошибки в работе медицинской сестры, ответственность и наказание.

Часто встречаемые ошибки медсестер

Практика показывает, что медицинский персонал чаще всего совершает следующие ошибки.

1.Неправильная идентификация пациентов. 

Ошибки в установлении личности больного (в определении его ФИО, паспортных данных) приводят к тому, что человек получает неправильную диагностику, не те лекарственные препараты, которые были ему назначены. Практика показывает, что идентификация личности пациента может быть затруднена, если человек испытывает действие определенного лекарства, чувствует дезориентацию в окружающем пространстве. Медперсоналу необходимо уделить особое внимание идентификации человека перед введением медпрепаратов, переливанием или взятием крови, проведением диагностики и лечебных мероприятий, а также перед хирургическими вмешательствами.

2.Ошибки в лекарственной терапии. 

К ним относятся: неполучение больным необходимого лекарства, неправильная дозировка препарата, неверное время приема препарата, отсутствие контроля влияния лекарственных средств на состояние здоровья человека.

3.Ошибки при выполнении стандартных медицинских процедур. 

К примеру, использование протекающей грелки может привести к термическим ожогам больного. Если неправильно проводить промывание желудка, то это может привести к разрыву задней стенки глотки. За эти и другие подобные действия виновное лицо привлекается к уголовной ответственности.

Ответственность и наказание медицинского персонала

В зависимости от тяжести последствий, к которым привели ошибочные действия сотрудников больницы, медперсонал несет определенную ответственность.

Медсестру могут уволить из-за выявления того факта, что она не соответствует занимаемой ею должности.

Важно!
Если медсестра совершила преступление, то ее привлекают к уголовной ответственности. Преступление – намеренное либо непреднамеренное действие/бездействие. Обычно преступления, совершаемые медсестрами, не являются намеренными – их причиной становятся недооценка последствий при выполнении своих рабочих обязанностей.

Уголовная ответственность наступает для медсестры в следующих ситуациях:

  1. Непреднамеренное тяжкое телесное повреждение
  2. Непреднамеренное убийство пациента (ошибочное введение в его организм ядовитых, сильнодействующих лекарственных препаратов, неправильный расчет дозы средства, отсутствие постоянного наблюдения медперсонала при его необходимости, в результате чего человек скончался)
  3. Подвергание человека опасности ВИЧ-инфицирования (при использовании нестерильных инструментов) – при этом непринципиально, заразился пациент или нет
  4. Незаконное прерывание беременности
  5. Подмена/похищение новорожденного – данное преступление совершается только умышленно, медсестра осознает свои виновные действия и имеет определенный мотив
  6. Неоказание медицинской помощи нуждающемуся в ней человеку: медсестра не предпринимает действий, которые могли бы спасти пострадавшему жизнь, облегчить состояние его здоровья

Неоказание помощи не всегда приводит к уголовной ответственности. Так, если медсестра не смогла выполнить свои профессиональные обязанности по веским причинам, то наказание на нее не накладывается. К уважительным обстоятельствам относятся следующие:



  • Тяжелое заболевание медсестры


  • Стихийные природные бедствия


  • Отсутствие лекарственных препаратов и инструментов, которые требуются для оказания первой помощи


  • Присутствие нескольких больных, каждый из которых нуждается в экстренной медицинской помощи (при условии, что медсестра оказывала помощь кому-либо из данных больных)

Перечисленные выше преступления совершаются против здоровья пострадавшего, его жизни, свободы и человеческого достоинства.

Важно!
Уголовная ответственность грозит медсестре за нелегальное оказание медицинских услуг, что затрагивает постановку диагноза, проведение врачебных манипуляций, установление лечения при отсутствии образования. При нанесении здоровью человека вреда медсестра в том числе столкнется с ответственностью за преступление против личности.

Нередко медсестры оказывают помощь на дому – например, делают знакомым инъекции. Согласно законодательству РФ, это нелегальная деятельность. Если после укола в домашних условиях у человека появятся серьезные осложнения (к примеру, анафилактический шок), то отсутствие препаратов и инструментов для оказания первой помощи приведет к его смерти. В итоге медсестра столкнется с уголовной ответственностью. 

YuristLaskovets

Автор статьи: Ласковец Елена Альбертовна

Юрист по медицинскому праву в делах по врачебным ошибкам и правам пациентов.

По любым возникшим вопросам, связанным с правовой стороной темы статьи, воспользуйтесь квалифицированной помощью дежурного юриста онлайн. Даже самые трудные вопросы не останутся без ответа.

РЕШИТЕ СВОИ ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯ НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА

300 РУБЛЕЙ  БЕСПЛАТНО

*До 14.02.2023

Опишите свою ситуацию и в течение 6 часов вы получите инструкцию к решению юридической проблемы от одного из наших 215 профессиональных юристов.



  • Опишите свою ситуацию, можно вкратце, и нажмите кнопку «Задать вопрос».


  • На следующем шаге укажите Ваше Имя, Телефон и Регион, в котором вы находитесь.


  • Нажмите «Готово», чтобы передать свой вопрос нашим специалистам.


  • Опытный юрист бесплатно изучит Вашу ситуацию, подготовит решение и перезвонит вам через несколько минут.

22 комментария к “Ошибки в работе медицинской сестры: ответственность и наказание”

  1. Был у меня в работе случай, когда медсестра в терапии прочитала назначение, где врач вместо 3 мл. магнезии скорее всего описался и написал 30,0. Она видела и не думая сделала, мажете себе представить, что потом нам пришлось пережить. НАДО ДУМАТЬ, ЧТО ДЕЛАЕШЬ, А НЕ ТУПО ВЫПОЛНЯТЬ!

  2. Это важная проблема, достойная внимания. Выявление ошибок при исполнении лекарственных назначений поможет уменьшить число негативных последствий приема препаратов, тем самым улучшит качество оказания медпомощи.

  3. Скажите, несет ли ответственность медсестра за ошибки врача или его намеренное неисполнение правил санпина на рабочем месте?

    1. Добрый день! Нет, медсестра несёт ответственность только за свои действия. Ст. 192 ТК РФ того требует. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником ПО ЕГО ВИНЕ возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Врач отвечает отдельно. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
      Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Т. е. установлен срок, в течение которого можно привлечь виновного работника — это месяц.

  4. Добрый вечер! Для медицинского работника очень важно качественное исполнение своих профессиональных обязанностей ведь от этого зависит не только здоровье, а порой и жизнь пациента.

  5. Актуальность ошибок медицинских сестер при выполнении врачебных назначений действительно очень велика, но не следует скидывать со счетов и ошибки врачей при назначении лекарственных препаратов, вследствие некачественно собранного анамнеза, либо вследствие еще каких-либо причин.

  6. Назначенные препараты должны быть введены предписанным способом — это обязательное требование лекарственной безопасности. Его нарушение может привести к самым тяжелым последствиям. Медицинская сестра должна выполнять указание врача и точно соблюдать не только дозировку лекарства и длительность процедур, но и их последовательность.

  7. Человеку свойственно ошибаться. Поскольку исполнителями всевозможных вмешательств в состояние здоровья пациента являются люди – то ошибки неизбежны.
    Деликатная профессия с большим многообразием подходов и взаимодействий и значительным элементом неопределенности. Высокое моральное значение медицинской профессии в глазах общества, исключающее право на ошибку.

  8. Гиппократ утверждал, что хорошим врачом явля­ется тот, кто признается в ошибке.

  9. Никогда не нужно все сваливать на нагрузку, если снижается бдительность лучше не напрягаться.

  10. Никогда не нужно все сваливать на нагрузку, если снижается бдительность лучше не напрягаться по себе знаю работаем по 1.5 суток.

  11. Трагедия в том, что наш смысл жизни приходится согласовывать с дураками.

  12. Эту бы энергию да в мирное русло.

  13. Если медсестра допустила ошибку, то обязательно надо рассказать врачу и вместе найти выход из ситуации, а то ведь может быть хуже пациенту, мне людей жалко, когда страдают из-за наших ошибок. Но доводить ситуацию до руководства думаю, что не надо, они всегда из «мухи слона делают».

  14. Спасибо, помогли.

  15. Меня это не беспокоит.

  16. У моего отца был случай, когда медсестра перепутала лекарство. Правда все обошлось без последствий. Но так повезти может не всем.

  17. Не все медсестры такие.

  18. Исключительная мысль )))) Вы допускаете ошибку. Давайте обсудим это.

  19. Спасибо за статью, а все же насколько реально наказание медсестры, если она перепутала лекарства и это вызвало ухудшение самочувствия. Есть какая-то статистика в этом вопросе?

  20. У нас была одна медсестра, которая считала, что думать-дело доктора. Статья как раз для таких. Спасибо.

  21. Да, даже толпу не может успокоить)

Оставьте комментарий

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы»

 «Медицинский колледж  № 5»

Филиал №2

Методическая разработка

Студенческой конференции  

 тема: 

«Типичные ошибки в работе медсестры»

http://valamaz.ru/wp-content/uploads/2013/08/471.jpg

II курс

специальность «Сестринское дело»060501

Составители:

                                                Преподаватели ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным:

Титкова З.А.

Ванина С.В.

Зайцева Е.А.

2015 г.

Рецензия

На методическую разработку внеаудиторного мероприятия студенческой конференции: «Типичные ошибки в работе медсестры»

Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия студенческой конференции с целью активизации познавательного процесса у студентов и решения не стандартных ситуаций.

В разработке обозначены мотивации и цели мероприятия: закрепление теоретических знаний по дисциплине « Сестринское дело», интереса и любви к будущей профессии.

В сценарии студенческой конференции четко обозначены  все темы разделов проведения студенческой конференции  

Студенческая конференция

Тема: «Типичные ошибки в работе медсестры»

 Кто чувствует в себе силу сделать лучше,

тот не испытывает страха

перед признанием своей ошибки

Т.Бильрот.

        Пояснительная записка

Данная методическая разработка студенческой конференции на тему: «Типичные ошибки в работе медсестры» составлена  с целью развития умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ сравнения, делать необходимые выводы.

В разработке указаны основные методические составляющие:

  • Пояснительная записка
  • Этапы  работы над конференцией
  • Темы разделов конференции
  • Цели
  • Задачи
  • Мотивация
  • Приложение
  • Список литературы

В информационной части есть не только сценарий, но и мультимедийная презентация.

Данная разработка составлена  преподавателями при поддержке студентов.

 Этапы работы над конференцией

  1. Подготовка педагога со студентами  о конференции.
  2. Рационально организованная самостоятельная работа  с ее последующей активизацией.
  3. Наглядные методы (использование  конспектов и схем).
  4. Творческая работа студентов (оформление презентации).
  5.   Методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский.

Темы разделов конференции

  1. Сестринские ошибки при идентификации пациентов
  1. Сестринские ошибки в лекарственной терапии
  1. Сестринские  ошибки при выполнении медицинских  процедур

Цели

  1. Активизировать познавательную, исследовательскую деятельность студентов;
  1. Способствовать освоению профессиональных и общих компетенций;
  1. Сформировать ответственное отношение к приобретению знаний для будущей профессии.

Задачи

  1. Своевременность и правильность диагностики  
  2. Своевременное и  правильное оказание медицинской помощи пострадавшему или пациенту
  3.   Своевременное   техническое  выполнение операции и   послеоперационное ведение пациента 
       

Мотивация

 Дорогие друзья!

Людям свойственно ошибаться, в том числе и на своем рабочем месте, и даже если они выполняют очень ответственную работу, от которой зависят жизнь и здоровье человека. Ошибаться на своем рабочем месте могут и медсестры. Следствием таких ошибок бывают страдания, и даже смерть пациента. Последнее время  тема медицинских, в том числе и сестринских, ошибок стала серьезно волновать широкую общественность.

   Продолжает расти число судебных исков против медицинских работников, ужесточаются наказания. Если еще пять лет назад обвинительный приговор в отношении медицинского работника в нашей стране был редкостью, то теперь он стал практически нормой, многие суды заканчиваются реальным тюремным заключением для обвиняемого врача или медсестры.

      Необходимо сделать все возможное, чтобы такие ошибки не повторялись.  Нужно изучать причины каждой допущенной ошибки и искать пути их устранения.

Сценарий студенческой конференции на тему:

« Типичные ошибки в работе медсестры»

  Ошибки — неизбежные и печальные издержки лечебной работы,

ошибки — это всегда плохо, и единственное оптимальное,

 что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то,

что они по диалектике вещей учат и помогают тому,

чтобы их не было.  

И. А. Кассирский 

ВЕДУЩАЯ: Рассмотрим первую тему раздела нашей конференции —  «Что такое идентификация пациентов»

Идентификация — это процедура, которая позволяет установить, что  человек с именем, фамилией и паспортом  является данным лицом.

Студент 1: Это первый и самый важный этап в обеспечении безопасности обслуживания пациентов. Ошибки, связанные с неправильной идентификацией пациента, случаются практически на всех этапах диагностики и лечения пациентов. Следует отметить, что идентификация пациентов затруднена, если пациенты находятся под действием  лекарственных препаратов, или дезориентированы в окружающей среде – все эти факторы повышают риск возникновения ошибок. Вследствие этого пациенту может быть назначено неверное лечение, что чревато фатальным исходом. 

В силу особенностей и высокого риска медицинских процедур пациенты обязательно должны быть идентифицированы:
— перед введением медикаментов, переливанием крови или препаратов крови;
— перед взятием крови и других образцов на клинические исследования;
— перед проведением диагностических или лечебных процедур;  

— перед проведением хирургических вмешательств    

Процесс идентификации может различаться в зависимости от:

  • места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной);
  •  возраста;
  • состояния (в сознании, без сознания, адекватен, неадеватен);
  • объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии).

ВЕДУЩАЯ:  Рассмотрим несколько ситуаций, в которых были нарушены правила идентификации пациентов.

Ситуация№1

Студент 2  В отделение кардиореанимации одновременно по скорой поступили двое пациентов в крайне тяжелом состоянии. Два сопроводительных талона были отданы дежурной медсестре. Но оформить истории болезни при сотрудниках «скорой» она сразу не смогла, так как участвовала в оказании помощи поступившим. Один из поступивших пациентов умер, другой пациент, после купирования болевого синдрома, благополучно уснул. На спящего в реанимационном зале пациента был ошибочно составлен посмертный эпикриз и оповещены родственники. Наутро, осматривая пациента, врач обратился к нему по имени отчеству. Тот удивился и поправил. Врач понял, что произошла ошибка при оформлении в истории болезни.  Вскоре родным перезвонили и попытались извиниться за ошибку. С трудом удалось договориться, чтобы обойтись без заявления в соответствующие инстанции. Дежурной медсестре был объявлен выговор, и она была лишена премии.

Ситуация №2

Студент №3 Пациентки из двухместной палаты поменялись койками. Медсестра пришла забрать кровь на определение группы и резус-фактора пациентке, которой запланировали срочное переливание крови. Не помня ее в лицо, но зная расположение  койки, без лишних слов медсестра проделала нужные манипуляции. При переливании, буквально через минуту пациентке стало плохо, ее зазнобило, появились сильные боли в пояснице, что указывало на несовместимость крови. Переливание остановили, однако самочувствие больной ухудшалось и спустя несколько часов она скончалась. При разборе случая была обнаружена ошибка при взятии пробы крови на исследование.

ВЕДУЩАЯ: Рассмотрим требования к идентификации пациентов в различных ситуациях на примере работы медсестры, которая выполняет забор крови у пациентов.

Студент 1   После приветствия необходимо попросить пациента, если он находится в сознании, четко выговорить свое имя по буквам и назвать дату своего рождения или адрес места жительства. Затем необходимо сравнить сведения, которые получены от пациента, с информацией, которая указана в заявке на проведение лабораторных исследований. Если информация в заявке не совпадает со сведениями, полученными от пациента, необходимо поставить об этом в известность ответственного сотрудника медицинского отделения.

ВЕДУЩАЯ: Идентификация амбулаторного пациента 

Студент 2   Амбулаторные пациенты обычно находятся в холле, где они ожидают вызова в процедурный кабинет. Вызывая пациента,  медицинский работник должен назвать имя и фамилию пациента. Далее необходимо получить подтверждение, что вошедший пациент на самом деле тот человек, которого пригласили в кабинет, так как мог войти однофамилец или кто–то без очереди. 

  Для проведения идентификации можно попросить пациента предъявить свои документы с фотографией или предложить ему назвать свои фамилию, имя, отчество, дату рождения или адрес проживания. Информация должна совпадать с той, что помещена в направлении на анализ. Медработнику следует вербальной информации предпочитать ознакомление с паспортными данными.

ВЕДУЩАЯ: Идентификация пациентов, находящихся в состоянии сна.

    Студент 3   Спящего пациента необходимо разбудить, его личность должна быть установлена в соответствии с правилами, описанными выше. Сведения, полученные от пациента вербальным способом, необходимо сравнить с информацией, содержащейся в заявке на проведение лабораторного исследования и на идентификационном браслете (если таковой имеется).

Любое несовпадение сведений о больном должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности.

ВЕДУЩАЯ: Идентификация ребенка и подростка.

  Студент 1     Желательно, чтобы идентификация детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов, однако это не всегда осуществимо. Медицинская сестра, опекун или родственник ребенка могут опознать его, назвав  имя,  дату рождения или  адрес. В медицинскую карту необходимо записать данные человека, который подтвердил личность несовершеннолетнего пациента. При получении данных о личности ребенка не рекомендуется спрашивать о нем других братьев, сестер или соседей по палате.

ВЕДУЩАЯ: Идентификация пациентов отделения реанимации:

  Студент 2: 

  • Если в отделение реанимации поступает пациент, находящийся без сознания, медицинский работник обязан проявить особое внимание.
  • Пока не станет возможной положительная идентификация пациента, необходимо обеспечить его временную контрольную идентификацию (например, прикрепить к телу пациента  браслет с больничным номером).
  • Если пациент находится в коме или под действием лекарственных препаратов, то находящийся рядом родственник или друг пациента могут помочь идентифицировать, сообщив  имя, дату рождения или адрес.
  • Любое несовпадение сведений о пациенте должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности.

ВЕДУЩАЯ: Современные технологии идентификации пациентов.

Студент 3: 

  С развитием информационных технологий методы идентификации пациентов становятся все более совершенными. В некоторых медицинских учреждениях  уже используются идентификационные браслеты с двухмерными штрих-кодами или с радиочастотными идентификационными системами, которые позволяют вносить в эти браслеты большое количество закодированной информации о пациенте (вплоть до полной истории болезни). Информация о пациенте вносится или извлекается с помощью встроенного в такой браслет электронного чипа для хранения записей.

В качестве дополнительного средства для идентификации пациента может использоваться опознавательный браслет с фотографией. Чем больше информации о пациенте у медицинского работника, тем меньше вероятность ошибки.

ВЕДУЩАЯ: Перечислим важные правила идентификации пациентов:

  Студент 1: 

При идентификации больных рекомендуется использовать как минимум два индивидуальных признака: например, имя пациента и дату рождения.  Номер палаты как индивидуальный идентификационный признак использовать не рекомендуется. Признаки идентификации следует утвердить на уровне ЛПУ, их применение не должно зависеть от предпочтений того или иного работника.

 Студент 2: 

 При проверке информации необходимо использовать активный, а не пассивный метод (пациент сам должен назвать себя). В этом случае необходимо терпеливо дождаться ответа пациента.

 Студент 3: 

 Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинском оборудовании. 

  Студент 1: 

Все емкости для исследований должны подписываться в присутствии пациента. Предварительная маркировка емкостей запрещена.

 Студент 2: 

 Нельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована.  

 Студент 3: 

 Если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных, медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.  

ВЕДУЩАЯ: а теперь перейдем к рассмотрению второй темы раздела —  «Сестринские ошибки в лекарственной терапии»

 Студент 4:   

Так как ошибки лекарственной терапии являются наиболее частыми причинами неблагоприятных результатов лечения, специалистами  в области качества медицинской помощи сформулированы  

требования лекарственной безопасности:

  • лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный больной получил нужное лекарство,
  • в нужной форме и нужной дозировке,
  •  препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время;
  • контролировать влияние медикаментов на состояние пациента.

ВЕДУЩАЯ:   приведем яркие примеры ошибок медсестер в лекарственной терапии.

Студент 5:   

  В приемное отделение  больницы поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и устно назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с коргликоном. Ослышавшись, медсестра начала введение эфедрина с коргликоном, но вдруг больная громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления тонометр показал двукратное превышение показателей нормы.  К счастью, вскоре больной стало лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья. В этом случае  бесполезно выяснять, кто ошибся — врач или медсестра.

Данный случай демонстрирует риски, возникающие при передаче и восприятии устных указаний.

Студент 5:     

  Пожилая пациентка стала жаловаться на плохой сон по ночам и сонливость днем. Врач расценил эти симптомы как проявление нарушений сна у стариков. По прошествии некоторого времени одна из соседок пожилой пациентки по палате заметила, что она за один раз утром выпивает все пакетики с лекарствами, которые им выдает палатная медсестра на целый день. Таким образом, она выпивает утром и снотворное, которое было завернуто в отдельный пакетик с надписью «на ночь». Эта ошибка объяснила нарушения сна, и, когда она была устранена, сон пациентки восстановился.

Студент 4:     

 Женщина поступила в терапевтическое отделение с пневмонией. Она страдала также болями в бедре, связанными с недавно перенесенной травмой. Врач, собирая анамнез, выяснил, что пациентка не переносит анальгин, отметив эту информацию в истории болезни. Однако,  на ее просьбу дать что-нибудь от болей в ноге, назначил ей анальгин.   Медсестра сделала инъекцию анальгина согласно назначению врача, не спросив пациентку о том, переносит ли она этот препарат.  У пациентки развилась бурная анафилактическая реакция.  Противошокового набора   на месте не оказалось. Пришедший по экстренному вызову реаниматолог констатировал смерть. Возбуждено уголовное дело против медсестры.

Студент 4:   

Мы привели вам яркие жизненные примеры и на их основании делаем следующие выводы:

  • Лекарственную терапию необходимо проводить только после идентификации пациента.
  • Медсестры должны понимать механизм действия лекарств, значение режима приема и профилактики осложнений.
  • Проверка надписей на этикетках и ампулах должна быть доведена до автоматизма.
  • Медперсонал должен иметь соответствующую настороженность при работе с препаратами сходными по внешнему виду, сочетаемости препаратов.
  • Должно проводиться наблюдение за пациентом, чтобы вовремя определить неблагоприятные реакции на лекарства.
  • Все назначения врача должны быть письменно зафиксированы в истории болезни.

ВЕДУЩАЯ: Переходим к третьей теме раздела — «Ошибки при выполнении медицинских процедур».

Мы хотим рассказать вам случай, когда один из наиболее простых предметов ухода, такой как грелка, дает тяжелые последствия при неправильном применении.

Грелка

  Студент 4:   

  В детском отделении одной из больниц, в связи с низкой температурой в помещении, педиатр назначил ребенку постановку грелки.  Медицинская сестра взяла грелку, залила ее горячей водой из чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком в кроватку. В результате протекания грелки ребенок получил термические ожоги.  За  халатность на медсестру было возбуждено уголовное дело.

При использовании грелки необходимо соблюдать следующие требования:

  • жесткий контроль температуры; 
  • исключается прикосновение грелки к незащищенной коже;
  • проверка целостности грелки и герметичности крышки.

Промывание желудка

Студент 3:   

  При промывании желудка 76-летней пациентке медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако, приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка  жаловалась на боль, но сестра значения этому не предала и хирургу не доложила. Вскоре больной стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии — разрыв задней стенки глотки. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело. 

Правила введения зонда:

  • При введении зонда необходимо осуществлять контроль свободного прохождения зонда в желудок.
  • В случае если возникает сильное сопротивление или же пациент начинает кашлять, задыхаться, синеет лицо, значит, зонд попал в гортань, и следует немедленно его извлечь.
Клизма

Студент 7:   

   В одной из больниц умер 3х летний ребенок. В заключение о смерти, которое было выдано родителям, говорилось, что ребенок погиб от диареи. Однако позже специальная комиссия установила, что причиной смерти стала «водная интоксикация» с развитием отека мозга в результате проведения очистительной клизмы, при выполнении которой медсестра ввела ребенку около 1 литра воды.

«Водная интоксикация» — это одно из осложнений, которого следует опасаться при очистительной клизме. Через 20-30 мин после процедуры, а иногда и во время нее у пациента появляются повторная рвота, частый пульс, одышка, бледнеют кожные покровы, западают глазные яблоки; возникают тяжелые нарушения со стороны ЦHC с судорогами. Нередко «водная интоксикация» заканчивается смертью пациента  от отека мозга. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело. 

Правила постановки клизм:

  • количество вводимой воды должно соответствовать возрасту:
  • грудным детям – 30-100 мл;
  • маленьким детям – 200-400 мл;
  • школьникам – 500-1000 мл;
  • взрослым – до 1,5 литра.
  • наконечник следует вводить осторожно и медленно, чтобы избежать повреждений

ВЕДУЩАЯ:

Подводя итоги нашей конференции, мы хотим, чтобы  вы понимали ответственность своей будущей профессии и применяли правила, чтобы  избежать ошибок:

Выходят все студенты участники

  • обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных пациента, конкретность назначения;
  • яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами;
  • никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.
  • ставить в паре сотрудников условно «внимательная»-«рассеянная»;
  • обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену;
  • тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом;
  • регулярное прохождение обучения в методических кабинетах лечебных учреждений.

ВЕДУЩАЯ: НАША КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАКОНЧЕНА. БЛАГОДАРИМ  ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!

В конференции принимали участие студенты II курса по специальности «Сестринское дело».

Список литературы

 1.      С.А. Мухина, И.И. Тарновская « Практическое руководство по основам сестринского дела» Москва « ГЭОТАР — Медиа» 2009  

 2.       С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету  «основы сестринского дела»: Учебник для медицинских училищ – 2-е изд,   М,ГЭОТАР – Мед 2008

3. «Типичные ошибки в работе медсестры» в помощь практикующей медицинской сестре  №3 2013


1


Типичные ошибки в работе медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации. Выполнила старшая медицинская сестра отделения анестезиологии-реанимации Тунгусова Марина Викторовна


2


Людям свойственно ошибаться, в том числе и на своем рабочем месте, и даже если они выполняют очень ответственную работу, от которой зависят жизнь и здоровье человека. Ошибаться на своем рабочем месте могут и медицинские сестры. Следствием таких ошибок бывают страдания и даже смерть пациента. Необходимо сделать все возможное, чтобы такие ошибки не повторялись. Нужно изучать причины каждой допущенной ошибки и искать пути их устранения.


3


Ошибки в работе медицинской сестры можно разделить на следующие виды: Ошибки при идентификации пациента; Сестринские ошибки в лекарственной терапии; Ошибки общего ухода


4


Идентификация пациента Информация о том, как в той или иной больнице перепутали пациентов, и о трагических последствиях этой путаницы попадает в средства массовой информации с закономерной регулярностью. Информация о том, как в той или иной больнице перепутали пациентов, и о трагических последствиях этой путаницы попадает в средства массовой информации с закономерной регулярностью. Неправильная идентификация пациента приводит к ошибкам при переливании крови, лекарственной терапии, проведении хирургических вмешательств и т.п. Неправильная идентификация пациента приводит к ошибкам при переливании крови, лекарственной терапии, проведении хирургических вмешательств и т.п.


5


В отделение кардиореанимации одной из московских больниц одновременно поступило по «скорой» двое пациентов, один из них с отеком легких, в крайне тяжелом состоянии, другой с сильными болями в области сердца. Два сопроводительных талона на пациентов были отданы дежурной сестре кардиореанимации. В этот момент сестра была занята: она участвовала в оказание помощи поступившим. И поэтому она не смогла сразу оформить истории болезни. Прошло 30 минут. Одного из пациентов спасти не удалось. Он умер при явлениях нарастающей левожелудочковой недостаточности. Другой пациент после купирования болевого синдрома заснул. Освободившись, медицинская сестра приступила к оформления истории болезни. В этот момент пациенты были перепутаны. В результате врач оформил посмертный эпикриз на пациента, спокойно спящего в реанимационном зале. А утром семье этого пациента сообщили о его смерти. Ситуация прояснилась к обеду, когда больного осматривал консультант. У него было правило обращаться к пациентам по имени и отчеству. Тот в ответ удивился и поправил. После короткого замешательство врач понял, что произошла ошибка. Через полчаса родным перезвонили, пытались извиниться. Пережив стресс, родня решила подать иск о возмещении материальных потерь и морального ущерба. После долгих и непрерывных переговоров с адвокатом семьи удалось уговорить родных пациента забрать иск. Дежурной медицинской сестре был объявлен выговор, она была лишена премии.


6


В основе любых действий медперсонала должна лежать четкая индентификация пациента ( его биоматериалов, документов). Подойдя к пациенту, медработник должен убедиться, что это тот пациент, которому назначена процедура, что это его история болезни, его пробирка с кровью и т.п. Любая путаница здесь может привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до смерти или инвалидизации пациента В основе любых действий медперсонала должна лежать четкая индентификация пациента ( его биоматериалов, документов). Подойдя к пациенту, медработник должен убедиться, что это тот пациент, которому назначена процедура, что это его история болезни, его пробирка с кровью и т.п. Любая путаница здесь может привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до смерти или инвалидизации пациента При индентификации пациентов рекомендуется: При индентификации пациентов рекомендуется: 1. Использовать как минимум два индивидуальных признака (имя пациента и дату рождения). 2. При проверке информации необходимо использовать активный, а не пассивный метод ( пациент сам должен назвать себя). 3. Все емкости для исследований должны подписываться.


7


Идентификация больных отделения реанимации. — Если в отделение реанимации поступает пациент, находящийся без сознания, медицинский работник обязан проявить повышенную внимательность. — Пока не станет возможной положительная идентификация пациента, необходимо обеспечить его временную контрольную идентификацию (например, прикрепить к телу больного с помощью браслета или другого подходящего устройства больничный номер). — Если пациент находится в коме или загружен, то находящиеся рядом медицинская сестра, родственник или друг пациента могут помочь идентифицировать пациента, сообщив его имя, адрес или дату рождения. — Любое несовпадение сведений о пациенте должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности. Необходимо также записать данные человека, который подтвердил идентичность пациента.


8


Чтобы предотвратить ошибки в некоторых российских ЛПО уже используются идентификационные браслеты с двухмерными штрих-кодами или с радиочастотными идентификационными системами, которые позволяют вносить в эти браслеты большое количество закодированной информации о пациенте (вплоть до полной истории болезни). Информация о пациенте вносится или извлекается с помощью встроенного в такой браслет электронного чипа для хранения записей.


9


Сестринские ошибки в лекарственной терапии В основе большинства ошибок лекарственной терапии лежат следующие факторы: В основе большинства ошибок лекарственной терапии лежат следующие факторы: 1. Трудности узнавания, когда используются похожие упаковки или близкие по звучанию названия лекарственных средств. 2. Недостаток информации о лекарственном средстве. 3. Недостаток информации о пациенте. 4. Переписывание назначении, особенно если почерк врача не разборчив. 5. Отсутствие информации о случаях неблагоприятных реакции на лекарства.


10


Основные причины, почему медицинские сестры ошибочно вводят пациентом «не то» лекарство. 1. Использование емкостей из под лекарств для немедицинских веществ. — Кабинет ангиографии одной из московских больниц. Перед проведением исследования пациенту в сосудистое русло вводят рентгеноконтрастное вещество. Обычно необходимо несколько ампул для одного пациента. Для удобства набора в шприц препарат из ампул сначала сливают в стерильный флакон. Обычно это делает медицинская сестра. Врач вошедший в рентгенооперационную, не обнаружив медицинскую сестру, решил не ждать. Он увидел флакон с раствором, стоящий на манипуляционном столике, врач набрал в шприц раствор, ввел пациенту. Буквально «на игле» пациенту стало плохо, процедура была срочно прекращена, а пациент через несколько часов скончался. — Кабинет ангиографии одной из московских больниц. Перед проведением исследования пациенту в сосудистое русло вводят рентгеноконтрастное вещество. Обычно необходимо несколько ампул для одного пациента. Для удобства набора в шприц препарат из ампул сначала сливают в стерильный флакон. Обычно это делает медицинская сестра. Врач вошедший в рентгенооперационную, не обнаружив медицинскую сестру, решил не ждать. Он увидел флакон с раствором, стоящий на манипуляционном столике, врач набрал в шприц раствор, ввел пациенту. Буквально «на игле» пациенту стало плохо, процедура была срочно прекращена, а пациент через несколько часов скончался. Когда пациента уже увезли из операционной, зашла санитарка отделения, которая искала флакон с хлорамином, который она отлила, чтобы унести домой… Родственникам сообщили, что пациент умер от анафилактического шока на рентгеноконтрастный препарат.


11


— У пациентки с аллергией на амидопирин развился анафилактический шок при капельном введении антибиотика, разведенного в физиологическом растворе, находящемся в стандартном стеклянном флаконе. Раствор был приготовлен в больничной аптеке. Пациентка скончалась. Как выяснилась при расследовании случая, во флаконе был 1% раствор амидопирина, хотя на флаконе имелась этикетка с надписью «Физиологический раствор». — У пациентки с аллергией на амидопирин развился анафилактический шок при капельном введении антибиотика, разведенного в физиологическом растворе, находящемся в стандартном стеклянном флаконе. Раствор был приготовлен в больничной аптеке. Пациентка скончалась. Как выяснилась при расследовании случая, во флаконе был 1% раствор амидопирина, хотя на флаконе имелась этикетка с надписью «Физиологический раствор». 3. Сходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различных препаратов. — В отделении кардиореанимации внезапно ухудшилось состояние пациента с мелкоочаговым инфарктом. В ходе осмотра врач заподозрил гипогликемическую кому. Пациенту начали вводить глюкозу, однако положительной динамики почему-то не наблюдали. Долго не могли понять, и только утром, когда заступила на смену медицинская сестра поинтересовалась, какие медикаменты заканчиваются и что нужно «дозаказывать» в аптеке. При пересчете флаконов с гепарином обнаружили, что стоит схожий по внешнему виду флакон с инсулином. Именно из него ночная медицинская сестра набирала шприц, когда надо было делать гепарин. 2. Переливания (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкости в другую, повторное применение емкостей из-под использованных препаратов ( также предусматривают, что в случае повторного использования флаконов и других емкостей из-под лекарств, при их сдаче на склад (в аптеку) с них должны быть убраны все имеющиеся наклейки с надписями).


12


4. Совместное хранение сходных по дизайну емкостей ( упаковок, ампул ). 5. Отсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов ( инсулин, концентрированный раствор хлорида натрия и др.) с соответствующими отметками на емкостях ( упаковках) и отдельным хранением. — В Архангельске детской областной клинической больнице погибла новорожденная девочка. Палатная медицинская сестра, занимавшаяся подготовкой лекарств для капельницы, вместо 10% раствора глюкозы ввела малышке 10% раствор хлорида натрия. Препараты были разлиты в одинаковые флаконы и стояли на столике рядом. Сменившая ее медицинская сестра заметила ошибку, когда внутривенное введение уже заканчивалось. Вскоре у девочки развилась кома, и через несколько часов она скончалась. Обе медицинские сестры отстранены от работы с детьми. В отношении медицинской сестры, перепутавшей препараты, возбуждено уголовное дело, предусматривающей ограничение либо лишением свободы на срок до пяти лет. Обе медицинские сестры отстранены от работы с детьми. В отношении медицинской сестры, перепутавшей препараты, возбуждено уголовное дело, предусматривающей ограничение либо лишением свободы на срок до пяти лет.


13


6. Ошибки при передаче информации о назначениях (устной и письменной) — В приемное отделение больнице поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с корглюконом. Распоряжение было отдано устно. Медицинская сестра начала введение препарата, но вдруг пациентка громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления – 360180. «Что ты ввела»? – «Как вы сказали – эфедрин с корглюконом». В этом случае было бесполезно выяснять, кто ошибся – врач или медицинская сестра. К счастью, вскоре больной стал лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья. — В приемное отделение больнице поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с корглюконом. Распоряжение было отдано устно. Медицинская сестра начала введение препарата, но вдруг пациентка громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления – 360180. «Что ты ввела»? – «Как вы сказали – эфедрин с корглюконом». В этом случае было бесполезно выяснять, кто ошибся – врач или медицинская сестра. К счастью, вскоре больной стал лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья.


14


Наиболее распространенной ошибкой медицинских сестер является неправильное введение препарата. Наиболее распространенной ошибкой медицинских сестер является неправильное введение препарата. Половина недосмотров случается при внутривенных инъекциях лекарств: Половина недосмотров случается при внутривенных инъекциях лекарств: персонал вводит не тот медикамент, персонал вводит не тот медикамент, ошибается в дозе, ошибается в дозе, неправильно проводит введение, неправильно проводит введение, готовит раствор в нестерильных условиях. готовит раствор в нестерильных условиях.


15


Во избежание ошибок необходимо соблюдать очень простые требования лекарственной безопасности: Лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный пациент получил нужное лекарство, в нужной форме и нужной дозировке. Препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время; кроме того необходимо контролировать влияние медикаментов на состояние пациентов.


16


Ошибки медсестры общего ухода Пациенты имеют право на уход и безопасные условия содержания. Ошибки, связанные с «недосмотром» за пациентами: Ошибки, связанные с «недосмотром» за пациентами: Послеоперационные пациенты, пациенты долгое время находящиеся в отделение реанимации, нуждаются во внимательном досмотре со стороны медицинского персонала. Они неспособны оградить себя от опасностей, которые их могут окружать. Нередко с этой группой пациентов происходит трагические истории, которые влекут за собой уголовные дела как в отношении руководства медицинской организации, так и в отношении ее рядовых работников, в обязанности которых этот «досмотр» входит. Серьезная проблема – перезагруженные работой в условиях дефицита персонала медицинские сестры часто из-за крайнего переутомления допускают различные нарушения, которые могут привести к тяжелым последствиям.


17


Безопасное расположение пациента в постели удушения в кровати (не использовать мягкие матрацы и подушки); — удушения в кровати (не использовать мягкие матрацы и подушки); — падения с кровати (рядом с кроватью ослабленного пациента должна быть кнопка вызова медсестры); — опасная фиксация ( не фиксировать руки пациента очень крепко, т.к. могут быть серьезные последствия).


18


Ошибки при выполнении медицинских процедур: 1. Грелка — проверить целостность грелки, герметичность крышки; контролировать температуру. Исключается прикосновение грелки к незащищенной коже. — В родильном отделении родился мальчик. В связи с низкой температурой в помещении по указанию врача медицинская сестра взяла грелку, залила ее водой из подогретого чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком. В результате протекания грелки новорожденный получил термические ожоги второй-третьей степени. По требованию прокурора, медицинская сестра виновна в причинении тяжкого вреда здоровью новорожденному и привлечена к ответственности. — В родильном отделении родился мальчик. В связи с низкой температурой в помещении по указанию врача медицинская сестра взяла грелку, залила ее водой из подогретого чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком. В результате протекания грелки новорожденный получил термические ожоги второй-третьей степени. По требованию прокурора, медицинская сестра виновна в причинении тяжкого вреда здоровью новорожденному и привлечена к ответственности.


19


2. Промывания желудка — серьезная процедура, чреватая весьма тяжкими последствиями при нарушении правил ее проведения. — При промывании желудка 76-летней пациентке с вывихом плеча ( процедура была назначена перед дачей рауш-наркоза ) медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка жаловалась на боль, но сестра значения этому не придала и хирургу не доложила. Вскоре пациентке стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии – разрыв задней стенки глотки. Против медсестры возбуждено уголовное дело.


20


3. Клизма — при нарушениях правил проведения клизмы, здоровью пациента могут быть нанесены тяжелые повреждения вплоть до летального исхода. — В одной из гинекологических больниц накануне операции четырем женщинам была назначена очистительная клизма. Однако наутро в больнице отключили воду. Санитарка решила использовать воду, которая осталось у нее в оном из ведер. После процедуры состояние всех четверых женщин резко ухудшилось. С картиной инфекционно-токсического шока они были срочно переведены в реанимационное отделение. Двух женщин спасти не удалось. Еще две долго лечились. Главный врач уволила заведующую отделением, медицинскую сестру и санитарку отделения. Против медицинской сестры и санитарки заведены уголовные дела.


21


Во избежание ошибок необходимо: — с тавить в паре сотрудников условно «внимательная»-«рассеянная»; — устно комментировать медицинской сестре по смене свои действия по выполнению технической манипуляции; — обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену; — тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом; — яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами; — обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных пациента, конкретность назначения; — никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.


22


ВЫВОД Проблема медицинских ошибок актуальна для всех стран на всех континентах, но пока только развитые государства заняли активную позицию по предотвращению медицинских ошибок. Большинство организаций пришли к независимому заключению, что каждой фатальной ошибке предшествовали около 329 незначительных небрежностей. Эксперты считают, что большая часть из них связаны с неверно налаженной работой. Около 50% всех медицинских ошибок и 75% побочных реакций можно предотвратить благодаря созданию единой отработанной системы. Создание профессиональных стандартов и алгоритмов, компьютеризация медицинских учреждений устранит погрешности в написании и запоминании предписаний, а универсальные схемы лечения и протоколов защитят сотрудников от психологических факторов стресса, усталости, забывчивости. Успешная работа в команде, сотрудничество врача, медицинской сестры и фармацевта является залогом уменьшения количества ошибок.


23


…Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки Т.Бильрот.


24


Варианты неблагоприятных последствий.

В
юридическом отношении медицинские
правонарушения представляют собой
нарушения установленных законом и
ведомственными инструкциями правил
поведения и выполнения медицинскими
работниками своих профессиональных
обязанностей.

Все
действия медработников, вызывающие
необратимые последствия, можно разделить
на три группы:

  1. Несчастный
    случай

    – неблагоприятный исход медицинского
    вмешательства, связанный со случайными
    обстоятельствами, которые медработник
    не мог предвидеть и предотвратить (чаще
    при непереносимости или аллергии к
    некоторым лекарственным препаратам).

  2. Проступок
    – неправильное (противоправное) деяние,
    которое лишено характера общественно-опасного
    действия и поэтому не предусматривает
    ответственности.

С
юридической точки зрения проступки
делят на:

  1. гражданские
    проступки

    – причинение имущественного ущерба
    лечебному учреждению (порча имущества,
    бесхозяйственное хранение и использование
    медикаментов, перевязочного материала
    и т.д.), а также вреда пациенту вследствие
    неправильного лечения.

  2. административные
    проступки

    – нарушение порядка управления лечебным
    учреждением (правил госпитализации
    пациентов, требований техники
    безопасности, санитарно-противоэпидемических
    правил и т.д.).

  3. дисциплинарные
    проступки

    – нарушение трудовой дисциплины,
    предусмотренной установленными нормами
    поведения и взаимоотношений в учреждениях
    здравоохранения (прогул, опоздание на
    работу, невыполнение распоряжений
    врача, зав.отделением и т.д.)

3.Профессиональные
преступления

– это такие правонарушения, которые
наносят существенный вред общественным
отношениям или причиняют значительный
вред и ущерб отдельным гражданам, а
именно

  • неоказание
    медицинской помощи;

  • нарушение
    санитарно-гигиенических и
    санитарно-противоэпидемических правил;

  • нарушение
    правил производства, отпуска, учёта
    наркотических средств;

  • незаконное
    врачевание;

  • противозаконное
    составление и выдача подложных
    медицинских документов;

  • незаконное
    производство абортов;

  • разглашение
    врачебной тайны (ст.178, гл 21 УК РБ);

  • заражение
    вирусом иммунодефицита человека
    (ст.157, гл 19 УК РБ);

  • принуждение
    к даче органов или тканей для
    трансплантации (ст.163, гл 19 УК РБ);

  • нарушение
    порядка проведения трансплантации
    (ст.164, гл 19 УК РБ).

Ответственность медицинских работников за профессиональные ошибки.

Гражданская
ответственность
,
которая может заключаться в применении
к медработникам имущественных санкций
(возмещение убытков за порчу оборудования
и т.д.).

Административная
ответственность
,
состоящая в наложении штрафа, временного
отстранения от должности и т.д.

Дисциплинарная
ответственность
,
которая сводится к наложению дисциплинарных
взысканий администрацией того учреждения,
где трудится работник (замечание,
выговор, строгий выговор, перевод на
низшую должность, увольнение с работы
и т.д.).

Тема № 2: «Медицинская этика и деонтология в практике медицинской сестры. Моральная и правовая ответственность медицинских работников» План лекции № 8:

Профессиональные
преступления – это такие правонарушения,
которые наносят существенный вред
общественным отношениям или причиняют
значительный вред и ущерб отдельным
гражданам, а именно

  • неоказание
    медицинской помощи;

  • нарушение
    санитарно-гигиенических и
    санитарно-противоэпидемических правил;

  • нарушение
    правил производства, отпуска, учёта
    наркотических средств;

  • незаконное
    врачевание;

  • противозаконное
    составление и выдача подложных
    медицинских документов;

  • незаконное
    производство абортов;

  • разглашение
    врачебной тайны (ст.178, гл 21 УК РБ);

  • заражение
    вирусом иммунодефицита человека
    (ст.157, гл 19 УК РБ);

  • ненадлежащее
    использование профессиональных
    обязанностей медицинским работником
    (ст.162, гл 19 УК РБ);

  • принуждение
    к даче органов или тканей для
    трансплантации (ст.163, гл 19 УК РБ);

  • нарушение
    порядка проведения трансплантации
    (ст.164, гл 19 УК РБ).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мегафон код ошибки 1020 при отключении услуги
  • Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет исправить ошибки
  • Маткад сообщения об ошибках
  • Маткад ошибка значение должно быть скалярным
  • Маткад значение должно быть скалярным как исправить