Молодая фламинго морфологическая ошибка

Учебный материал для подготовки к ЕГЭ

кЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

(по рекомендациям ФИПИ)

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.
Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю;
У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает;
Молчалин работает секретарем Фамусова;
В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления;
Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал;
Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры;
Имя этого поэта знакомо во многих странах;
В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься;
грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

Вид ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;
Он облокотился спиной на батарею;
За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2

Нарушение причинно-следственных отношений

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Л4

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

Л5

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7

Неудачный зачин

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

Л8

Ошибки в основной части

а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Л9

Неудачная концовка

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания).

Вид ошибки

Примеры

Ф1

Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором;
Ленский вернулся в свое имение из Англии;
Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

Ф2

Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!»

Ф3

Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года;
Столица США — Нью-Йорк.

Ф4

Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров.

Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».

Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.

Вид ошибки

Примеры

Э1

Речевая некорректность.
Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности

Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.
Этот текст меня бесит; Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)

Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения.
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
В тексте всего раскрываются две проблемы.

                                                  Классификация речевых ошибок.

 Синтаксические ошибки:

1. В структуре словосочетания

  • Нарушение управления.  “Я бы хотел уделить свое внимание на духовную деятельность”. (Уделить внимание чему? Обратить внимание на что?).
  • Двойное использование зависимого слова. “ Наташа никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает”. (Не оценивает что? Не вдумывается во что?)
  • Неправомерное объединение грамматических конструкций.  “ XIX век русской литературы ознаменовался исканиями авторов героев нового вида “. (Исканиями кого? – авторов, исканиями кого? – героев).

2. В структуре предложения.

  • Ошибки в построении предложения с деепричастием и деепричастным оборотом.  “ Видя, как матери ждут домой своих любимых сыновей ,  которые пропали без вести , сердце кровью обливается”. (Сердце видит?).
  • Ошибки в построении предложения с однородными членами.  “ Москва – это символ всего русского народа, который пережил больше страданий, чем кто – либо на Земле, и, несмотря на сложную судьбу, сумевший сохранить достоинства, веру и любовь к жизни. ” (Который сумел?)
  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.  “ В романе Михаила Булгакова показана вся мужественность и храбрость жителей города.”
  • Разрыв конструкций. “ Действие повести В. Быкова “Сотников” происходит во время войны, на фронте. Где встречаются два героя, два характера – Сотников и Рыбак”.
  • Неудачная замена знаменательного слова местоимением. ” Онегин старается пресечь эту любовь провинциальной девушки, чтобы не позволить ей ( кому? – девушке или любви?) сломать свою ( чью? —  ее или его?) жизнь”.
  • Пропуск слова. ” После смерти на дуэли Ольга недолго горевала о Владимире”.( Смерти кого?).
  • Нарушение порядка слов. “ В “ Белой гвардии” с исторической точки зрения были правдиво изложены все реалии советской жизни в нелегкие годы для нашей страны (… в нелегкие для нашей страны годы).
  • Лексические ошибки.

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

2.  Нарушение лексической сочетаемости.“ Наш народ выстоял, потому что верил в неминуемую победу”.

3.Стилистические ошибки.

1. Использование слов иной стилевой окраски. ”Представители “ темного царства” взяли под свой контроль город Калинов”.

2. Неоправданный повтор слова.

3. Тавтология. ” Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф. М. Достоевским в романе”.

4. Плеоназм. ” Наташа и Соня взаимно любили друг друга”.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушения норм формального синтаксиса): а) нарушения структурных границ предложения, неоправданная парцелляция]: «Отправился он на охоту. С собаками». «Гляжу. Носятся мои собаки по полю. Гоняют зайца»; б) нарушения в построении однородных рядов: выбор в ряду однородных членов разных форм: «Девушка была румяной (полн. ф.), гладко причесана (крат. ф.)»; в) различное структурное оформление однородных членов, например, как второстепенного члена и как придаточного предложения: «Я хотел рассказать о случае с писателем и почему он так поступил (и о его поступке); д) cмешение прямой и косвенной речи: «Он сказал, что я буду бороться» (имеется в виду один и тот же субъект — «Он сказал, что он будет бороться»); е) нарушение видо-временной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях: «Идет (наст. вр.) и сказал (прош. вр)», «Когда он спал, то видит сон»; ж) oтрыв придаточного от определяющего слова: «Одна из картин висит перед нами, которая называется «Осень».

2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм, регулирующих коммуникативную организацию высказывания:

а) СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей): «Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;

б) ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны высказывания): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию: «Дудаев — лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих гневных сходок — гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5) нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».

С нашей точки зрения, высказывания, содержащие такие нарушения, свидетельствуют, что «сбой» происходит не во внутренней речи, не по причине незнания пишущим логических законов, а при перекодировании, при переводе мыслительных образов в словесную форму из-за неумения точно «расписать» логические роли в высказывании (оформить группы объекта, субъекта, соотнести их друг с другом, с предикатом и т.п.). Раз так, то логические нарушения — свойства речи, ставить их в один ряд с фактическими и выносить за пределы речевых ошибок неправомерно.

в) КОНСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (нарушения правил построения высказываний): 1) отсутствие связи или плохая связь между частями высказывания: «Живут они в деревне, когда я приезжал к нему, то видел его красивые голубые глаза»; 2) употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к которому он относится: «Жизнь должна быть показана такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее»; 3) разрыв причастного оборота: «Между записанными темами на доске разница невелика».

г) ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (или семантико-коммуникативные). Этот тип нарушений сближается с предыдущим, но отличается тем, что ухудшение коммуникативных свойств речи здесь происходит не по причине неудачного, неправильного структурирования высказывания, а по причине отсутствия части информации в нем или ее избытка: 1) неясность первичной интенции высказывания: «Мы неразрывно связаны со страной, у нас с ней главный удар, это удар на мир»; 2) незаконченность всего высказывания: «Я сама люблю растения, а поэтому меня радует, что летом наше село становится таким неузнаваемым» (требуется дальнейшее пояснение, в чем проявляется данный признак села). » Биография его коротка, но за ней очень много»; 3) пропуск необходимых слов и части высказывания: «У Безухова много событий, которые играют отрицательную роль» (пропущен локальный уточнитель «в жизни» и локальный уточнитель второй части высказывания, например, «в его судьбе»); 4) смысловая избыточность (плеоназмы, тавтология, повторы слов и дублирование информации): «Он со всеми своими душевными силами начал работать над этой темой». «Когда он грустит, лицо сморщенное, в лице грусть»;

д) СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств). Данные нарушения могут состоять в неоправданном употреблении слова, но проявляются они только на уровне предложения: 1) употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо»; 2) употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа»; 3) неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла»; 4) неудачные метафоры, метонимии, сравнения: «Это — вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика».

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ТЕКСТА

Все они носят коммуникативный характер.

1. ЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение»; б) oтсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой, т.к. она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин»; в) нарушение причинно-следственных отношений: «С приездом Чацкого в доме ничего не изменилось. Не было той радушной встречи. А к его приезду отнеслись никак. На протяжении пьесы дня Чацкий много выясняет, и к вечеру пьеса близится к концу, т.е. отъезд Чацкого»; г) oперации с субъектом или объектом: «Всех своих героев автор одарил замечательными качествами. Манилов (доброжелательность), Коробочка (домовитость), Плюшкин (бережливость). Но все эти качества доминируют над ними, заполняют всю их сущность и поэтому мы смеемся над ними»; д) нарушения родо-видовых отношений: «Нестабильность в стране усугубляется попытками оппозиции наступления на власть. Тут и попытки устроить очередной шумный скандал в Госдуме, связанный с постановлением о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья, и ожидание «судьбоносных» грядущих форумов, и возмущение решениями правительства».

2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушения видо-временной соотнесенности глагольных форм в разных предложениях текста: «Чацкий в готовой программе заявляет все свои требования. Довольно часто он позорил кумовство и угодничество, никогда не смешивает дело с весельем и дурачеством»; б) нарушение согласования в роде и числе субъекта и предиката в разных предложениях текста: «Я считаю, что Родина — это когда каждый уголок напоминает о прошедших днях, которые уже нельзя вернуть. Которое ушло навсегда и остается только помнить о них».

3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ: а) информационно-семантическая и конструктивная недостаточность (пропуск части высказывания в тексте): «Oни были величайшими гуманистами. И на этом, по их мнению, нужно строить будущее общество»; б) информационно-семантическая и конструктивная избыточность (нагромождение конструкций и избыток смысла): «В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний портрет. Она очень страдает, что он не может ей ответить тем же. Но тем не менее она не меняется. Все остается такая же спокойная, добрая, душевная»; в) несоответствие семантики высказываний их конструктивной заданности: «По мне должно быть так: когда ты со своими ведешь речь — одна позиция. А когда вступаешь в контакты с представителями других политических взглядов, то тут все должно быть так же, но только с еще большим вниманием к просьбам и предложениям» (конструктивно задано противопоставление, но высказывания эту конструктивную направленность не отражают); г) неудачное использование местоимений как средства связи в тексте: «Лишь изредка их доставляли со стороны. Остальное выращивалось в усадьбе. Генералиссимус признавал отдых лишь в парковой зоне усадьбы, где был посажен сад с птицами в клетках и выкопан пруд с карпами. Ежедневно во второй половине дня он посвящал несколько минут кормлению птиц и рыб. Там он работал с секретарем. Он готовил всю информацию» (неясно: кто он? Сад, генералиссимус, секретарь?); д) повторы, тавтология, плеоназмы: «Есенин любил природу. Природе он уделял много времени. Много стихов он написал о природе».

Аналогичным образом можно рассматривать и стилевые нарушения на уровне текста. Следует заметить, что к ним мы относим также бедность и однообразие синтаксических конструкций, т.к. тексты типа: «Мальчик был одет просто. Он был одет в подбитую цигейкой куртку. На ногах у него были одеты проеденные молью носки» — свидетельствуют не о синтаксических сбоях, а о неумении пишущего разнообразно изложить свои мысли, придав им стилевое богатство. Речевые нарушения на уровне текста более сложны, чем на уровне высказывания, хотя «изоморфны» последним. Приведенные выше примеры убедительно демонстрируют, что текстовые нарушения, как правило, носят синкретичный характер, т.е. здесь нарушаются логические, лексические, конструктивные стороны организации данной речевой единицы. Это закономерно, т.к. текст (или микротекст) строить труднее. Необходимо удерживать в памяти предыдущие высказывания, общую идею и семантику всего текста, конструируя его продолжение и завершение.

Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.

Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов.
От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени

(Лето жаркое. Лето прошло).

Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.

Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.

Для правильного построения речи необходимо знать, какие  ошибки морфологии могут встретиться в речи.

Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)

Наиболее характерными нарушениями здесь являются:

  • Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:

Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).

  • Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:

В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).

  • Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравнения прилагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:

У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).

  • Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:

Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).

  • Неверное склонение сложных и составных числительных:

Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).

  • Неверное употребление числительных оба- обе:

По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).

  • Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:

У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).

  • Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:

Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)

  • Неверное употребление собирательных числительных:

Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).

  • Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:

Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)

  • Неверное употребление формы «недостаточного» глагола:

Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),

  • Неверный выбор формы «изобилующего» глагола:

Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).

  • Смешение залоговых форм глагола:

Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).

  • Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:

Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )

Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!



Скачать материал

Систематизация сведений о морфологических нормах и нормативном употреблении ф...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 100 человек из 35 регионов

  • Сейчас обучается 1272 человека из 83 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Систематизация сведений о морфологических нормах и нормативном употреблении ф...

    1 слайд

    Систематизация сведений о морфологических нормах и нормативном употреблении форм слова
    в системе подготовки к ЕГЭ
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ СОШ №11
    Майкопского района
    Булавинова Е.В.

  • Структура урока1. Повторение изученного о языковой норме. 
2. Расширение знан...

    2 слайд

    Структура урока
    1. Повторение изученного о языковой норме.
    2. Расширение знаний по теме «Употребление разных частей речи».
    3. Обобщение изученного.
    4. Практикум.
    5. Тест.
    Рефлексия.
    Домашнее задание.

  • Есть ли ошибки в построении словосочетаний?1) Пять пар туфель
2) Ярче солнца...

    3 слайд

    Есть ли ошибки в построении словосочетаний?
    1) Пять пар туфель
    2) Ярче солнца
    3) Любимые профессора
    4) В двух тысяч пятом году;

    Осенние месяцы
    Крепче стали
    Пять яблоков
    Скачи быстрее

    Двое сестёр
    В семидесяти километрах
    Интереснее всего
    Беги быстрее

    1) Резиновых сапог
    2) Замолчь
    3) Полтораста рублей
    4) Обеих подруг

  • Цели урокарасширить знания о понятии “языковая норма”;
формировать навыки исп...

    4 слайд

    Цели урока
    расширить знания о понятии “языковая норма”;
    формировать навыки использования нормированной речи;
    развивать умения использовать именные, глагольные и служебные части речи, строить высказывание с учётом существующих норм русского языка;
    разобрать задания ЕГЭ, связанные с морфологическими нормами и культурой речи;
    воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

  • Языковая норма
Языковая норма литературного языка – это общепринятое употребл...

    5 слайд

    Языковая норма

    Языковая норма литературного языка – это общепринятое употребление слов, их форм, морфологических и синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является их относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Норма является регулятором правильности литературного языка, его устойчивости, рекомендуя одни нормы и отвергая другие.

  • Морфологические нормытребуют правильного образования грамматических форм слов...

    6 слайд

    Морфологические нормы
    требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту форме В различных вариантах тестовых заданий для опознавания представлены неверно образованные формы и.п. и р.п. множественного числа существительных (немного апельсин, молодые фельдшеры); сравнительная и превосходная степени прилагательных (наиболее решительнее, более глубочайший).
    Определённые затруднения вызывает образование и склонение порядковых и количественных числительных (больше шестьдесят рублей), употребление собирательных числительных (трое учениц); образование различных глагольных форм (повелительного наклонения, прошедшего времени): едь быстрее, разожгёт костёр, началися каникулы.
    В таких словосочетаниях, как: мой туфель, чёрный вуаль, травяная шампунь – неправильно определён род имен существительных. Это морфологическая ошибка.

  • УПОТРЕБЛЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    7 слайд

    УПОТРЕБЛЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

  • Расширение знанийРОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХЖенский род
бандероль
вермишель
вуаль
ма...

    8 слайд

    Расширение знаний
    РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
    Женский род
    бандероль
    вермишель
    вуаль
    манжета
    мозоль
    просека
    сандалия
    туфля, тапка
    босоножка
    кроссовка
    Мужской род
    ботинок
    георгин
    занавес
    картофель
    кофе
    помидор
    рельс
    рояль
    толь, тюль
    шампунь
    шлёпанец

    Средний род
    алоэ
    бра
    какао
    кашне
    мочало
    повидло
    резюме
    щупальце

  • Родительный падеж множественного числа существительных мужского рода

    9 слайд

    Родительный падеж множественного числа существительных мужского рода

  • родительный падеж мн. ч. существительных женского роданет барж, вафель, туфе...

    10 слайд

    родительный падеж мн. ч.
    существительных женского рода
    нет барж, вафель, туфель,оглобель (оглоблей), кочерёг, простынь (простыней), копён, серёг, манжет

    родительный падеж мн. ч.
    существительных среднего рода
    нет верховьев, коленей, застолий, остриёв, болотцев, деревцев, оконцев, блюдец, зеркалец, полотенец, одеялец

  • Найдите ошибки в употреблении существительныхКрасная георгина.
Больная мозоль...

    11 слайд

    Найдите ошибки в употреблении существительных
    Красная георгина.
    Больная мозоль.
    Правый туфель.
    Вкусное киви.
    Белый лебедь.
    Розовое фламинго.
    Зелёное Сочи.
    Маринованная иваси.
    Травяной шампунь.
    Вкусный повидло.

    На столе было шесть красивых блюдцев.
    Ученики разучили новую песню к первому сентябрю
    В магазин завезли много модных джинс.
    Для крема необходимо двести грамм сливочного масла.

  • ПРОВЕРИМКрасный георгин. М.Р.
Больная мозоль.
Правая туфля.  Ж.Р.
Вкусное кив...

    12 слайд

    ПРОВЕРИМ
    Красный георгин. М.Р.
    Больная мозоль.
    Правая туфля. Ж.Р.
    Вкусное киви.
    Белый лебедь.
    Розовый фламинго.М.Р.
    Зелёный Сочи. М.Р.
    Маринованная иваси.
    Травяной шампунь.
    Вкусное повидло. Ср.р.

    На столе было шесть красивых блюдец.
    Ученики разучили новую песню к первому сентября.
    В магазин завезли много модных джинсов.
    Для крема необходимо двести граммов. сливочного масла.

  • УПОТРЕБЛЕНИЕ 
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

    13 слайд

    УПОТРЕБЛЕНИЕ
    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

  • Ошибки в употреблении форм степени сравнения имен прилагательныхНе употребляю...

    14 слайд

    Ошибки в употреблении форм степени сравнения имен прилагательных
    Не употребляются:

    более лучший
    более худший
    менее лучший
    менее худший

    Нельзя смешивать разные формы сравнительной степени
    новее (новей) и более новый; красивейший и самый красивый,
    но не
    более новее
    самый красивейший

  • Ошибки в употреблении краткой и полной формы имен прилагательныхПри полной фо...

    15 слайд

    Ошибки в употреблении краткой и полной формы имен прилагательных
    При полной форме им. прил., употреблённой в роли сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова
    Он болен астмой.

    Он больной астмой.
    Не употребляются в качестве однородных сказуемых полная и краткая формы
    Он красивый и умён.
    Он красивый и умный.
    Он красив и умён.

  • Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблениемМой...

    16 слайд

    Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением
    Мой брат очень (а) талантливый, б) талантлив) и способный.
    Дети остались очень (а) довольные, б) довольны, в) довольными), что экскурсия состоялась.
    Необходимо завершить работу в (а) близкое, б) ближайшее) время и в (в) кратчайшие, г) наикратчайшие) сроки.

  • ПРОВЕРИМа
б
б, в
1. Мой брат очень талантливый и способный.
2. Дети остались...

    17 слайд

    ПРОВЕРИМ
    а
    б
    б, в
    1. Мой брат очень талантливый и способный.
    2. Дети остались очень довольны, что экскурсия состоялась.
    3. Необходимо завершить работу в ближайшее время и в кратчайшие сроки

  • УПОТРЕБЛЕНИЕ
ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

    18 слайд

    УПОТРЕБЛЕНИЕ
    ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

  • При склонении составного количественного числительного склоняется каждая част...

    19 слайд

    При склонении составного количественного числительного склоняется каждая часть
    с 1579
    С тысячью пятьюстами семьюдесятью девятью

    Неправильно: с тысяча пятиста семидесятью девятью

  • При склонении порядковых числительных склоняется только последняя частьс 1579...

    20 слайд

    При склонении порядковых числительных склоняется только последняя часть
    с 1579
    С тысяча пятьсот семьдесят девятым

    НЕПРАВИЛЬНО:
    С тысячью пятьсот семьдесят девятым

  • НОРМАТИВНОЕ 
УПОТРЕБЛЕНИЕ 
ГЛАГОЛЬНЫХ 
ЧАСТЕЙ РЕЧИ

    21 слайд

    НОРМАТИВНОЕ
    УПОТРЕБЛЕНИЕ
    ГЛАГОЛЬНЫХ
    ЧАСТЕЙ РЕЧИ

  • Запомните: у ряда глаголов нет форм 1 л. ед.ч.

победить
убедить
очутиться
чу...

    22 слайд

    Запомните: у ряда глаголов нет форм 1 л. ед.ч.

    победить
    убедить
    очутиться
    чудить
    ощутить
    пылесосить

    можно заменить оборотом:
    смогу победить
    сумею убедить
    постараюсь очутиться
    не буду чудить
    смогу ощутить
    буду пылесосить

  • Нормы употребления причастийПричастный оборот не должен включать в себя опред...

    23 слайд

    Нормы употребления причастий
    Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное;

    причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному; переносить оборот не следует.

  • отредактированная рукопись редакторомДОЛЖНО БЫТЬ
ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ РЕДАКТОРОМ...

    24 слайд

    отредактированная рукопись редактором
    ДОЛЖНО БЫТЬ
    ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ РЕДАКТОРОМ РУКОПИСЬ
    ИЛИ
    РУКОПИСЬ, ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ РЕДАКТОРОМ

  • Нормы употребления деепричастийНельзя допускать разнобой в употреблении видов...

    25 слайд

    Нормы употребления деепричастий
    Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий: читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.
    Правильно: читая и отмечая
    или
    прочитав и отметив.
    Одно и то же лицо должно совершать оба действия — и главное, и добавочное.

  • Исправьте ошибки1. Читая «Евгения Онегина», меня охватил восторг. 
2. Войдя в...

    26 слайд

    Исправьте ошибки
    1. Читая «Евгения Онегина», меня охватил восторг.
    2. Войдя в комнату, у графини подкосились ноги.
    3. Возвращаясь домой, во всю хлестал дождь.
    4. Прыгнув в подвал, кошке стало страшно.
    5. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

  • ПодсказкаВсе приведенные предложения можно исправить, заменив деепричастный о...

    27 слайд

    Подсказка
    Все приведенные предложения можно исправить, заменив деепричастный оборот придаточным времени.
    1. Когда я читал «Евгения Онегина», меня охватил восторг и т.д.

  • Нужно правильно образовывать степени сравнения наречийгромчее

более громче...

    28 слайд

    Нужно правильно образовывать степени сравнения наречий
    громчее

    более громче

    лучшее

    более лучше

    громче

    более громко

    лучше

    более хорошо

  • Общие выводы, итог урока Есть ли ошибки в построении словосочетаний?1) Пять...

    29 слайд

    Общие выводы, итог урока
    Есть ли ошибки в построении словосочетаний?
    1) Пять пар туфель
    2) Ярче солнца
    3) Любимые профессора
    4) В двух тысяч пятом году;

    Осенние месяцы
    Крепче стали
    Пять яблоков
    Скачи быстрее

    Двое сестёр
    В семидесяти километрах
    Интереснее всего
    Беги быстрее

    1) Резиновых сапог
    2) Замолчь
    3) Полтораста рублей
    4) Обеих подруг

  • Есть ли ошибки в построении словосочетаний?1) Пять пар туфель
2) Ярче солнц...

    30 слайд

    Есть ли ошибки в построении словосочетаний?

    1) Пять пар туфель
    2) Ярче солнца
    3) Любимые профессора
    4) В двух тысяч_ пятом году;

    Осенние месяцы
    Крепче стали
    Пять яблоков
    Скачи быстрее

    Двое сестёр
    В семидесяти километрах
    Интереснее всего
    Беги быстрее

    1) Резиновых сапог
    2) Замолчь
    3) Полтораста рублей
    4) Обеих подруг

  • Правильно:1) Пять пар туфель
2) Ярче солнца
3) Любимые профессора
4) В две ты...

    31 слайд

    Правильно:
    1) Пять пар туфель
    2) Ярче солнца
    3) Любимые профессора
    4) В две тысячи пятом году;

    Осенние месяцы
    Крепче стали
    Пять яблок
    Скачи быстрее

    Две сестры
    В семидесяти километрах
    Интереснее всего
    Беги быстрее

    1) Резиновых сапог
    2) Замолчи
    3) Полтораста рублей
    4) Обеих подруг

  • Общие выводы, итог урока, рефлексияЯ вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…...

    32 слайд

    Общие выводы, итог урока, рефлексия
    Я вспомнил, что…
    Я понял…
    Было интересно…
    Особенно понравилось…
    Вызвало затруднение…
    Было сложно…
    Нужно выучить…

  • Домашнее заданиеИз учебника Н. А. Сениной выполнить следующие упражнения:
стр...

    33 слайд

    Домашнее задание
    Из учебника Н. А. Сениной выполнить следующие упражнения:
    стр. 171, упр. 297 – 307;
    стр. 190, упр. 417 – 427.

Краткое описание документа:

Презентация поможет:

расширить знания о понятии
“языковая норма”;

формировать навыки использования
нормированной речи;

развивать умения использовать
именные, глагольные и служебные части речи, строить высказывание с учётом
существующих норм русского языка;

разобрать задания ЕГЭ, связанные с
морфологическими нормами и культурой речи;

воспитывать внимательное и бережное
отношение к родному слову
.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 119 584 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

    «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

    Тема

    Самостоятельные части речи

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

Задания по теме «Употребление паронимов»

  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Тема: § 5. Паронимы и их употребление

Рейтинг:
5 из 5

  • 05.02.2018
  • 554
  • 6

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Тема: Служебные части речи
  • 03.02.2018
  • 1127
  • 0

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Работа с текстом в формате ЕГЭ

  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Тема: § 116. Язык художественной литературы

Рейтинг:
5 из 5

  • 03.02.2018
  • 5123
  • 3

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  1. Трудные случаи употребления имён существительных

    1. Трудные случаи определения рода имён существительных

Род
некоторых склоняемых
(т.е. изменяемых по падежам) существительных
надо просто запомнить.

1. Употребите данные существительные в единственном числе. Проверьте себя по словарю.

Проржавевшие
рельсы, войлочные тапки, импортные
кроссовки, элегантные туфли, старые
банкноты, лечебные шампуни, зеленые
босоножки, спортивные кеды, дешёвые
плацкарты, разнообразные тюли, эффективные
аэрозоли, большие залы, любимые мозоли,
домашние тапочки,

рыжие бакенбарды, черные ботфорты
.

Некоторые
существительные,склоняемые
и несклоняемые
,
могут употребляться по отношению как
к мужчинам, так и к женщинам. Они называются
словами
общего рода
.
Определения и глаголы при них имеют род
в соответствии с полом данного человека:

Он был такой
умница.

Она была такая
умница.

2. Составьте с данными существительными общего рода предложения о мужчинах и о женщинах.

Плакса,
задира, умница, молодец, молодчина,
жадина, обжора, пьяница, свинья, соня,
ябеда, сирота, коллега, визави, протеже,
левша, правша, зомби, задира, одиночка,
хиппи, чистюля, невежа, невежда, белоручка.

Как
правило,несклоняемые
существительные, если обозначают
одушевлённые
предметы
,
относятся к мужскому роду (весёлый
шимпанзе
,
говорливый
какаду),
а
если неодушевлённые
— к среднему роду: бра,
кашне.

Исключения
(когда род определяется по роду обобщающего
слова):

иваси
(рыба), цеце (муха), колибри (птица) –
ж.р.

пенальти
(
удар),
хинди (язык)

м.р.,

салями
(колбаса), кольраби (капуста), авеню

(улица)
ж.р.

3. Употребите данные существительные в единственном числе.

Весёлые
шимпанзе, изящные фламинго,
новые
шоссе, серые кенгуру, ежегодные ралли,
страшные цунами, красивые бра, забавные
какаду, модные бикини, кожаные портмоне,
бриллиантовые колье, клетчатые кепи,
отдельные купе, огромные гризли,
просторные фойе, мягкие кашне, вкусные
салями, широкие авеню, маленькие пони,
справочные бюро, победные пенальти,
японские кимоно.

4. Допишите окончания, определив род существительных.

Широк…
амплуа, официальн… коммюнике, модн…
караоке, кратк… резюме, крепк… кофе,
вкусн… салями, модн… сабо, рыбн… филе,
разнообразн… меню, трудн… хинди,
московск… эскимо, строг… табу, красив…
метро, свеж… кольраби, шотландск…
виски, хрустальн… бра, керамическ…
кашпо, элегантн… портмоне.

5. Исправьте ошибки, если они есть в данных предложениях.

  1. Молодая
    жена купила в новую квартиру красивую
    тюль.

  2. Эффективная
    шампунь избавит вас от перхоти.

  3. Ешьте вкусное
    и полезное кольраби!

  4. Трудное, но
    красивое хинди покорило наши сердца.

  5. «Мне один
    плацкарт!» — сказал мужчина, протянув
    деньги кассиру.

  6. Снег надо чистить
    до самой бордюры.

  7. Всю
    информацию об этом вы может узнать в
    справочной бюро.

  8. Собака опять
    сгрызла мой тапок.

  9. Мой визави мне
    подмигнул.

  10. Разнообразное
    меню в этом кафе.

  11. Эта
    шимпанзе не представляет угрозы для
    посетителей.

  12. Шотландский
    виски выдерживается в дубовых бочках
    несколько лет.

  13. Несвежее
    салями, бутерброды с лососью, салат из
    кислого кольраби пришлось выбросить

  14. Замечательная
    аэрозоль освежит воздух в комнате.

  15. Левый кроссовок
    мне жмет.

  16. Железнодорожная
    депо набирает рабочих.

  17. У туфля сломался
    каблук.

  18. Авторитетный
    жюри определит победителя.

  19. Модный караоке
    установили в кафе напротив.

  20. Напиши свою
    резюме.

  21. Кожаный
    портмоне является хорошим подарком.

  22. Японки
    на все праздники являются в новой
    кимоно.

  23. Кашне удачно
    дополнил костюм.

  24. Огромный фойе
    находится на первом этаже.

  25. Стальную рельсу
    сдали в металлолом.

  26. Керамическая
    кашпо и хрустальный бра украсит вашу
    комнату.

  27. Австралийское
    кенгуру всегда привлекает внимание
    посетителей.

  28. Разноцветную
    какаду привезли в Московский зоопарк.

  29. Широкое авеню
    украсило город.

  30. Моя
    молодая коллега выполнил все распоряжения
    начальника.

  31. Маленькое
    пони прокатит вашего ребенка вокруг
    елки.

  32. У
    нашей жюри есть только 30 секунд.

  33. Это
    высказывание является кредом любой
    супермодели.

  34. Пройди
    в залу!

Род
несклоняемых существительных, обозначающих
географические названия и названия
средств массовой информации, определяется
в соответствии с родом слова, называющего
более широкое понятие.

Например:
Миссисипи
– ж.р., т.к. река.

Сочи
– м.р., т.к. город

Таймс
– ж.р., т.к. газета.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Соблюдайте грамматические нормы!

Несколько упражнений

В современных экзаменационных тестах есть
задания, при выполнении которых у выпускников
возникают трудности. Они связаны с поиском и
исправлением речевых недочетов и грамматических
ошибок. Это и понятно; к сожалению, современные
школьники мало читают, а если и читают, то часто
оказывается, что это не высокохудожественные
произведения, классика, которые не вызывают
прежнего интереса, да и внимание к ним в
действующих программах как-то неуловимо, но
неуклонно снижается. В старших классах этот
процесс прикрыт благими лозунгами: «Уменьшим
нагрузку, лежащую на плечах наших детей! Уберем с
уроков литературу для взрослых!». В младшем и
среднем звене привлекается все больше
произведений зарубежных авторов (см., например,
программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой). Это, с
одной стороны, интересно, с другой – вызывает
недоумение, а порой и опасение, поскольку когда,
как не в младших классах, мы можем привлечь детей
к чтению и пониманию того, что по праву является
гордостью нации? Или сегодня глагол является
следует употреблять в форме прошедшего времени,
дескать, все меняется?

О том, что читают современные подростки, много
раз писали на страницах приложений к газете
«Первое сентября», не раз звучали сетования, что
сегодняшние авторы произведений для детей и
молодежи и сами зачастую грешат неумением
соблюдать грамматические нормы. Таким образом,
даже если в семье ребенку привили интерес к
чтению и он с удовольствием читает (как правило)
«страшилки» и «детские детективы», речевых
ошибок и трудностей в соблюдении грамматических
норм не становится меньше.

Тот, кто хоть раз в качестве эксперта
участвовал в проверке задания С, не мог не
заметить, насколько серьезно положение: обычное
количество грамматических ошибок – 6–8 (это при
допустимых в 2007 году 2!). В тестах ЕГЭ можно
обнаружить немало примеров, когда лексическое
значение слов детям непонятно, а правила
произношения неизвестны, потому что слова эти
редко встречаются в обыденной жизни, ребята не
слышат их от окружающих (вспомните факсимиле,
иконопись, еретик, откупоривать, кровоточить
и
согласитесь: не так часто они звучат в речи
молодых людей). Вот почему необходимы задания,
расширяющие словарный запас учеников,
обогащающие их речь, а также тренировочные
материалы, позволяющие научить детей грамотно
использовать новую для них лексику.

Предлагаемые вашему вниманию упражнения
составлены на основании материалов Е.А.Окунцовой
«Трудности устной речи. Словарь-справочник»,
опубликованных в газете «Русский язык» (№ 21/2005,
стр. 41–47). Они могут быть использованы на
занятиях в старших классах при подготовке к
итоговому контролю и просто с целью развития
речи учеников, а также на уроках обобщения и
повторения такой темы, как «Род имен
существительных».

При выполнении заданий следует уделить время
рассмотрению лексических значений, поскольку в
упражнения намеренно включены малознакомые и
неизвестные ученикам слова. Было бы
целесообразно и полезно привлечь детей к работе
со словарями разных типов, используя как
индивидуальные. Так и групповые виды
деятельности. Можно организовать поиск данных
слов в указанных учителем художественных и
публицистических текстах. Так ученики узнают, в
каких контекстах они встречаются, и быстрее
освоят их.

Если упражнения использовались при подготовке
к ЕГЭ, в частности, на занятиях, отведенных
нахождению и устранению грамматических ошибок и
речевых недочетов, завершить тему можно
контрольной работой тестового характера.

Упражнения

1. Согласуйте определения с главными
словами
.

А) Широк_ авеню, интересн_ интервью, горяч_
бигуди, дедушкин_ галифе, с солнцезащитн_ жалюзи,
троллейбусн_ депо, спел_ киви, вкусно
приготовленн_ кольраби, горяч_ кофе, колумбийск_
мокко, незабываем_ пенальти, тонко порезанн_
салями, дующ_ сирокко, политическ_ статус-кво,
великолепн_ сопрано, выложенн_ на блюдо спагетти,
неизвестн_ нам хинди, удобн_ купе, висящ_ на стене
бра, шелков_ кашне, стоящ_ на полке кашпо.

* Какие из существительных в указанных
словосочетаниях чаще употребляются во
множественном числе, но могут выступать и как
существительные среднего рода?

Б) Изящн_ фламинго, велик_ Пуччини, маленьк_
шимпанзе, слабосолен_ иваси, ярк_ колибри, ядовит_
цеце, известн_ конферансье, всеми уважаем_ леди,
состоятельн_ рантье, великолепн_ травести, учтив_
кабальеро, предприимчив_ импресарио, опытн_
крупье, постаревш_ кюре, остановивш_ поединок
рефери, суров_ миссис, простодушн_ инженю, военн_
атташе, таинствен_ инкогнито, авторитетн_ жюри,
надежн_ протеже.

* Какие из существительных в указанных
словосочетаниях могут быть как мужского, так и
женского рода, какие имеют только один род?


2. Определив род имен существительных,
согласуйте их с определениями и сказуемыми,
вставив в предложения вместо пропусков
окончания в единствнном числе имен
существительных, прилагательных, глаголов.
Отметьте существительные, имеющие несколько
допустимых норм.

1) На столе лежал_ нов_ банкнот_.

2) В вольере зоопарка мы увидели молод_ жираф_.

3) У обувницы стоял_ только лев_ кед_.

4) В договор нужно внести незначительн_
корректив_.

5) В легких обнаружен_ небольш_ метастаз_.

6) Вокруг разнесся резкий запах нашатыр_.

7) Салат, сдобренный провансал_ (соус), вкуснее.

8) Жителей собрали на площади ударами в обломок
железнодорожн_ рельс_.

9)
На окнах повешен_ узорчат_ тюль.

10) Пораскинь своим умишк_!

11) В ванной комнате остался запах душист_
шампун_.

12) Совместн_ коммюнике глав государств будет
опубликован_ в прессе.

13) На обед был_ подан_ великолепно приготовлен_
овощн_ рагу.

14) Следователь вынул из сейфа толст_ досье.

15) Трудно пережить так_ сокрушительн_ фиаско.

3. Данные в скобках существительные
поставьте в единственном числе и включите в
предложения, выбрав нужную форму.

1) На стене гостиной висел_ (акварели) _________
известного художника.

2) После работы зайдите на почту за ценн_
(бандероли) __________.

3) Лицо дамы скрывал_ мелк_ (вуали) ___________.

4) Мышца прав_ (голени) ______________ побаливала от
напряжения.

5) В парке установлен_ нов_ (карусели) ___________. Дети
полюбили кататься на нов_ (карусели) __________.

6) От частого письма на пальце руки образовал_
небольш_ (мозоли).

7) Я зажмурил левый глаз, прицелился, выстрелил,
но в дальн_ (мишени) ___________ не попал.

8) На тарелку мама выложила пышн_ (оладьи) _________.

9) Нищий стоял у (паперти) ___________.

10) Примерьте прав_ (туфли) ___________.

11) Плакат написан разноцветн_ (туши) __________.

12) Лев_ (сандалии) __________ стоял_ в стороне.

13) Хорошо обученный пес принес сначала одн_
(тапки) ________, потом друг_.

14) Отец расписался в принесенн_ сыном (табели)
___________.

15) В доклад следует внести небольш_ (коррективы)
_____________.

* Проведите исследование, какие из
существительных в процессе развития языка
изменили свой род.


4. Включите данные в скобках
существительные в предложения, согласуйте их с
определениями.

1) По кухне плыл знакомый запах (ваниль) ____________ –
значит, мама печет свое печенье.

2) На обед был подан суп из молод_ (фасоль) _________.

3) Из мягк_ (фланель) _________ получаются удобные
костюмы.

4) Он лишился сво_ (спесь) ___________.

5) Открыв плотн_ (ставень) ____________, он пустил свет
в комнату.

6) Хорошо бы помыть голову травян_ (шампунь)
__________.

7) Крыша дома покрыта ветх_ (толь) _________.

8) Лекарство поможет избавиться от сильн_ (боль)
__________.

9) Снаряд пробил огромн_ (брешь) _________ в стене.

10) Протри стекло как_-нибудь (ветошь) __________.

11)
Бал начался любим_ всеми (кадриль) _________ .

12) Я осматривал укрепления и был поражен
(цитадель) ___________, выстроен_ на неприступной
скале.

13) Правой рукой раненый опирался на сделан_ из
дерева (костыль) ___________.

14) Мама остановила кровь и залепила рану на
коленке бактерицидн_ (пластырь) ___________.

15) Старая фотография была с едва заметн_ (ретушь)
________.

Контрольная работа.
Морфологические нормы

(Количество правильных ответов может быть
различным.)

1. Отметьте словосочетания с нарушением
морфологических норм:

1) широкое авеню;

2) до двухтысячи седьмого года;

3) поезжай за мной;

4) несколько песней;

5) хвостатого мыша.

2. Отметьте словосочетания с нарушением
морфологических норм:

1) более естественное;

2) десять апельсинов;

3) две пары носков;

4) принятые на работу бухгалтера;

5) опытные директора.

3. Отметьте словосочетания с нарушением
морфологических норм:

1) у старых сапогов;

2) сливовое повидло;

3) из разных деревень;

4) на шестисот восьмой странице;

5) овощная консерва.

4. Отметьте предложения с нарушением
морфологических норм.

1) Далекое Онтарио привлекает любителей
романтики.

2) Мое визави оказалось интересной
собеседницей.

3) Забавное пони быстро привлекло внимание
детворы.

4) Суетливый невежда раздражает и мешает
работать.

5) В известном ТЮЗе открылся новый сезон.

5. Отметьте предложения с нарушением
морфологических норм.

1) Маэстро взмахнуло дирижерской палочкой, и
концерт начался.

2) Хватит играться, пора приниматься за уроки!

3) Прием больных в поликлинике ведет опытный
доктор Сергеева.

4) Солнечное Сочи гостеприимно встретило
приехавших на фестиваль.

5) У обоих старушек были неотложные дела.

Максимальное количество баллов – 25 (по 5 баллов
за каждое правильно выполненное задание). Оценка
«5» ставится при отсутствии ошибок. Для получения
оценки «4» допустимо не более 1–2 ошибок, оценки
«3» – не более 3–4 ошибок в тесте.

Ответы на задания:

1 – 1), 2), 4), 5).

2 – 1), 4), 5).

3 – 1), 4), 5).

4 – 2), 3).

5 – 1), 2), 4), 5).

Е.В.  ЮМИНОВА,
Центр экономического образования
молодежи и предпринимательства,
г.  Ижевск

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мой пирог сладче твоего ошибка
  • Можно ли вернуть ошибочно отправленные деньги на телефон
  • Можно ли вернуть деньги если положил на телефон ошибочно
  • Можно ли вернуть деньги если перевел ошибочно на другой номер телефона
  • Может ли образованный человек допускать ошибки на письме