Может ли гипотеза быть ошибочной как определить истинность гипотезы

Работа по теме: n1. Глава: 19.Понятие и виды гипотезы. Способы подтверждения и опровержения гипотез.. ВУЗ: БелГУ.

В
науке,
обыденном
мышлении
мы
идем
от
незнания
к
знанию,
от
неполного
знания
к
более
полному.
Нам
приходится
выдвигать
и
затем
обосновывать
различные
предположения
для
объяснения
явлений
и
их
связи
с
другими
явлениями.
Мы
выдвигаем
гипотезы,
которые
могут
перейти
при
их
подтверждении
в
научные
теории
или
в
отдельные
истинные
суждения,
или,
наоборот,
будут
опровергнуты
и
окажутся
ложными
суждениями.

Гипотеза
— это
научно
обоснованное
предположение
о
причинах
или
закономерных
связях
каких-либо
явлений
или
событий
природы,
общества,
мышления.
Специфика
гипотезы
— быть
формой
развития
знаний
— предопределяется
основным
свойством
мышления,
его
постоянным
движением
— углублением
и
развитием,
стремлением
человека
к
раскрытию
новых
закономерностей
и
причинных
связей,
что
диктуется
потребностями
практической
жизни.
Ф.Энгельс
писал
в
своей
книге
«Диалектика
природы»
:»Наблюдение
открывает
какой-нибудь
новый
факт,
делающий
невозможным
прежний
способ
объяснения
фактов,
относящихся
к
той
же
группе.
С
этого
момента
возникает
потребность
в
новых
способах
объяснения,
опирающихся
сперва
только
на
ограниченное
число
фактов
и
наблюдений.
Дальнейший
опытный
материал
приводит
к
очищению
этих
гипотез,
устраняет
один
из
них,
исправляет
другие,
пока
не
будет
установлен
в
чистом
виде
закон».
О
познании
каких
бы
явлений
не
шла
речь
— явлений
природы
или
общественной
жизни,
единичных
предметов
или
закономерностей,
новое
знание
всегда
возникает
первоначально
в
форме
гипотезы.
Этим
и
объясняется
необходимый
и
тем
самым
всеобщий
характер
гипотезы
как
формы
развития
человеческих
знаний.
Построение
гипотезы
всегда
сопровождается
выдвижением
предположения,
объясняющего
исследуемое
явление.
Оно
всегда
выступает
в
форме
отдельного
суждения
или
системы
взаимосвязанных
суждений
о
свойствах
единичных
фактов
или
закономерных
связей
явлений.
Суждение
является
проблематичным
суждением,
в
котором
выражено
первоначальное
предположительное
знание
о
причинах
или
свойствах
исследуемых
явлений.

Виды
гипотез.

В
зависимости
от
степени
общности
научные
гипотезы
можно
разделить
на
общие,
частные,
единичные.

Общая
гипотеза
— это
научно
обоснованное
предположение
о
причинах,
законах
и
закономерностях
природных
и
общественных
явлений,
а
также
закономерностях
психической
деятельности
человека.
Общие
гипотезы
выдвигаются
с
целью
объяснения
всего
класса
описываемых
явлений,
выведения
закономерного
характера
их
взаимосвязей
во
всякое
время
и
в
любом
месте.

Примерами
общих
гипотез
могут
служить:
развитая
в
18 веке
М.В.Ломоносовым
гипотеза
об
атомическом
строении
вещества,
современные
гипотезы
акад.

О.Ю.Шмидта
и
акад.
В.Г.Фесенкова
о
происхождении
небесных
тел,
гипотезы
об
органическом
и
неорганическом
происхождении
нефти.

Будучи
доказанными,
они
становятся
научными
теориями
и
являются
ценным
вкладом
в
развитие
научных
знаний.

Частная
гипотеза
— это
научно
обоснованное
предположение
о
причинах,
происхождении
и
о
закономерностях
части
объектов,
выделенных
из
класса
рассматриваемых
объектов
природы,
общественной
жизни
или
психической
деятельности
человека.

Частные
гипотезы
находят
применение
как
в
естествознании
так
и
в
общественно-исторических
науках.
Атхеолог,
например,
выдвигает
частную
гипотезу
о
времени
происхождения
и
принадлежности
обнаруженных
при
раскопках
предметов.
Историк
ставит
гипотезу
о
взаимосвязи
между
конкретными
историческими
событиями
или
действиями
отдельных
лиц.

Частными
гипотезами
являются
и
те
предположения,
которые
применяются
в
судебно-следственной
практике,
ибо
здесь
приходится
умозаключать
о
единичных
событиях,
поступках
людей,
отдельных
фактах,
причинно
связанных
с
преступлением.

Единичная
гипотеза
— научно
обоснованное
предположение
о
причинах,
происхождении
и
закономерностях
единичных
фактов,
конкретных
событий
или
явлений.
Врач
строит
единичные
гипотезы
в
ходе
лечения
конкретного
больного,
подбирая
для
него
индивидуально
медикаменты
и
их
дозировку.

В
ходе
доказательства
общей,
частной
и
единичной
гипотезы
люди
строят
рабочие
гипотезы.

Рабочая
гипотеза
— это
предположение,
выдвигаемое,
как
правило,
на
первых
этапах
исследования.
Рабочая
гипотеза
непосредственно
не
ставит
задачей
выяснение
действительных
причин
исследуемых
явлений,
а
служит
лишь
условным
допущением,
позволяющим
сгруппировать
и
систематизировать
результаты
наблюдений
в
определенную
систему
и
дать
согласующееся
с
наблюдениями
описание
явлений.

В
судебно-следственной
практике
при
объяснении
отдельных
фактов
или
совокупности
обстоятельств
часто
выдвигают
ряд
гипотез,
по-разному
объясняющих
эти
факты.
Такие
гипотезы
называют
версиями.

Версия
в
судебном
исследовании
— одна
из
возможных
гипотез,
объясняющих
происхождение
или
свойства
отдельных
юридически
значимых
обстоятельств
преступления
или
преступление
в
целом.

Поскольку
перед
судом
ставится
задача
установить
событие
преступления
и
лиц,
виновных
в
его
совершении,
обобщающая
версия
выдвигается
по
поводу
главного
предмета
доказывания.
Она
объясняет
всю
совокупность
существенных
обстоятельств
события,
отвечая
на
вопросы:
какое
преступление
совершено,
кто
его
совершил,
каковы
цели,
мотивы
преступления,
вина
преступника
и
т.д.

Версии
бывают
общие,
объясняющие
некоторые
обстоятельства
или
моменты
преступления,
и
единичные,
объясняющие
отдельные,
индивидуальные
факты:
кто
исполнитель,
кто
организатор
преступления,
если
было
несколько
участников,
и
т.
д.

Знания,
полученные
с
помощью
частных
версий,
служат
основой
для
построения,
конкретизации
и
уточнения
общей
версии,
объясняющей
преступное
деяние
в
целом.
В
свою
очередь,
общая
версия
дает
возможность
наметить
основные
направления
для
выдвижения
частных
версий
по
поводу
еще
не
выявленных
обстоятельств
дела.

1.
Самым
действенным
способом
подтверждения
гипотезы
является
обнаружение
предполагаемого
объекта,
явления
или
свойства,
которое
является
причиной
рассматриваемого
явления.

Примерами
могут
служить
открытие
планеты
Нептун,
обнаружение
ряда
островов
в
Северном
Ледовитом
океане,
открытие
явления
искусственной
радиоактивности
т.
д.

При
расследовании
уголовных
дел
о
хищениях,
а
т.
ж.
о
разбое,
бандитизме,
спекуляции
важной
задачей
судебно-следственных
органов
является
обнаружение
приобретенных
или
накопленных
преступным
пут
ем
вещей,
ценностей
и
денежных
сумм.
Эти
ценности
и
вещи,
как
правило,
прячутся
или
реализуются
преступниками.
В
связи
с
этим
и
возникают
частные
версии
о
местонахождении
таких
вещей
и
ценностей.

2.
Основной
способ
подтверждения
гипотез
— выведение
следствий
и
их
верификация.
В
процессе
верификации
большая
роль
принадлежит
различным
экспериментам.
Эксперимент
учитывает
чаще
всего
влияние
не
одного
фактора,
а
многих,
поэтому
надо
планировать
эксперимент
так,
чтобы
результат
был
получен
за
более
короткое
время,
более
эффективно
и
по
возможности
не
дорого.

3.
Косвенный
способ
превращения
гипотезы
в
достоверное
знание
состоит
в
опровержении
всех
ложных
гипотез,
после
чего
заключают
об
истинности
одного
оставшегося
предположения.
Для
этого
применяется
разделительно-категорическое
умозаключение,
отрицающе-утверждающий
модус.
Структура
его
та
же,
что
и
при
косвенном
доказательстве.

СХЕМА.

Явление
А
могло
быть
вызвано
либо
В,
либо
С,
либо
Д.

Явление
А
не
вызвано
ни
В,
ни
С.

_________________________________________________

Явление
А
вызвано
Д.

Необходимо
выполнить
два
условия:
во-первых,
перечислить
все
возможные
гипотезы,
при
чем
дизъюнкция
может
быть
как
строгой,
так
и
нестрогой,
во-вторых,
следует
опровергнуть
все
ложные
гипотезы.

Опровержение
гипотез.

Опровержение
гипотез
осуществляется
путем
опровержения
их
следствий.
При
этом
может
обнаружиться,
что
многие
или
все
необходимые
следствия
рассматриваемой
гипотезы
не
имеют
места
в
действительности.
помимо
того,
возможно,
будут
найдены
факты,
противоречащие
выведенным
следствиям.

Опровержение
гипотез
происходит
в
форме
отрицающего
мод
уса
условно-категорического
умозаключения,
имеющего
форму:
(( а
®
б
)U б`)®
а.
Этот
модус
всегда
дает
достоверное
заключение.

Структура
опровержения
гипотезы
такова:

Если
имела
место
причина
(гипотеза)
Н,
то
должны
быть
следствия:

С1,
и
С2,
иС3,
и
. .. ., и
Сh.

Следствия
С1,
или
С2,
или
С3,
. .. ., или
Сh
отсутствуют.

___________________________________________________________

Причина
Н
не
имела
места.

В
символической
логике
это
умозаключение
можно
записать
таким
способом:

H
®
( С1
U С2
U С3
U . .. U Сh
)

_____________________________

С1
U С2
U С3
U . .. U Сh

______________________

H

Чем
большее
число
следствий
отсутствует,
тем
выше
степень
опровержение
высказанной
гипотезы.
Гипотеза
окончательно
опровергается, если
обнаруживаются
факты,
обстоятельства,
явления,
противоречащие
вытекающим
из
данной
гипотезы
следствиям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    13.04.2015628.22 Кб121n1.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Прежде чем приступить к своим изысканиям, ученый изучает накопленный материал и существующие в науке подходы к рассматриваемой им проблеме. Этот процесс приводит к появлению предварительного представления о возможных причинах и следствиях изучаемого явления. 

Это называется гипотезой. Ее вероятностный характер предполагает конкретизацию и уточнение предварительного знания, его проверку. Без постановки гипотезы научное исследование невозможно. Ее формулирование, обоснование, подтверждение (или опровержение) приводят к появлению теории.

Методы выдвижения гипотезы

Любое исследовательское предположение строится на основе уже проверенных знаний. Они опираются на факты и дают толчок мысли, прокладывают путь к дальнейшим рассуждениям. Структура гипотетической идеи сложная, включает в себя целую систему умозаключений и суждений. 

Чем выше уровень компетентности исследователя, тем больше новых мыслей возникает в его сознании по ходу изучения темы. Он видит недостаточно разработанные стороны и аспекты рассматриваемой проблемы. Выдвижение гипотезы становится закономерным следствием подобной мыслительной работы.

Как написать и оформить статью ВАК?

При этом используются как логические, так и нелогические эвристические способы. Наряду с известными рациональными методами научного познания – аналогией, индукцией, дедукцией – ученый применяет интуицию, догадку. Интуитивные методы способствуют формированию более полного представления об объекте, особенно с точки зрения его развития в будущем.

Каким требованиям должна соответствовать гипотеза?

При постановке гипотезы следует соблюдать необходимые требования. В первую очередь это ее соответствие уже установленным научным законам, принципам. Например, отрицание закона всемирного тяготения будет антинаучно. Другое важное условие – объяснение всех явлений, имеющих отношение к данному научному предположению. 

Если хотя бы один факт не объясняется в рамках выдвинутой модели, значит, она несостоятельна либо недостоверен факт.

Следующее требование – соответствие формальной логике. Наконец, важно допускать возможность подтвердить или опровергнуть сформулированные вероятностные идеи.

Выдвижение и обоснование гипотезы

Выдвижение научной гипотезы позволяет обобщить отдельные данные, теоретически объяснить исследуемое явление. Основание, форма, предположение – основные элементы в ее структуре. 

Научная работа, проведенная ученым на этом этапе исследования, определяет дальнейшие действия: выбор методов, систематизацию полученных результатов. В рамках выбранной концепции необходимо уточнить и конкретизировать гипотетическое положение, его эффективность, соответствие целям исследования.

Гипотеза в науке всегда требует проверки и подтверждения. Только тогда можно говорить о ее состоятельности как рабочего инструмента ученого. Это делается опытным и теоретическим путем. 

В первом случае применяются экспериментальные способы познания, широко используются эмпирические методы: наблюдение, сбор фактического материала, опрос и т.д. Полученные результаты должны быть объективными, научно ценными, информативными. Собранные вместе, они создают систему, подтверждающую идеи исследователя.

Рациональные методы обоснования опираются на индукцию и дедукцию. При этом используется строго логическая аргументация. Тогда процесс подтверждения гипотетического положения позволяет показать его эвристическую силу, предсказательное значение. На теоретическом уровне важное место занимает обобщение. Благодаря общности своих свойств явления группируются и обозначаются одним понятием.

Предполагаемое положение считается обоснованным, если оно непротиворечиво, логично, проверяемо, способно меняться. Теоретик, излагающий его, должен быть уверен в своих выводах. 

Когда новые гипотетические положения появляются в статье или монографии, результат, к которому стремится автор, – появление сторонников его концепции. Это показывает, что изложенные в публикации выводы показались им убедительными. Когда гипотетическая идея, изложенная в публикации, подтверждается многократно, она становится теорией.

Опровержение научной гипотезы

Обоснованное предположение исследователя может быть не только доказано, но и опровергнуто. Это происходит, как и в случае доказательства, в прямой и косвенной форме. В первом случае новые факты вступают в явное противоречие с выводами исследователя. 

Решение об ошибочности гипотезы выносится благодаря логическим умозаключениям. Выводя из предполагаемой причины определенное следствие, потом проверив его на практике, можно обосновать истинность или ложность вероятностного положения.

В случае косвенного опровержения необходимо наличие нескольких предположений. Они рассматриваются, по очереди выявляют свою несостоятельность. В конечном итоге может остаться одна верная, которая считается доказанной. Таким образом, все остальные являются опровергнутыми.

Работа с гипотезами предполагает их обдумывание, выдвижение, обоснование и доказательство (или опровержение). Основанием для их постановки является необходимость проверки новых идей. Такое невозможно без анализа большого фактического материала.

Интуиция при этом играет определенную роль, исследовательское видение всегда имеет рациональное обоснование. Оно дает ученому возможность дать предварительный ответ на вопрос о еще не изученных фактах, связях между ними, о причинно-следственных зависимостях.

Все научные открытия были подготовлены длительным процессом поиска, на первых этапах которого присутствовало гипотетическое положение. Оно служило опорой и руководящей идеей мыслительной деятельности исследователя, приведшей в конечном счете к появлению новой концепции.

Что такое гипотеза и зачем она нужна

Перед началом проведения исследовательской работы или уже в процессе этой деятельности, научный руководитель может поставить перед вами задачу по постановке гипотезы для исследования.

Гипотеза (в переводе с латинского hypothesis) – это предположение или догадка о том, что между двумя событиями (проблемами, научными вопросами, утверждениями) может существовать некая связь, при этом одно из этих событий является причиной другого.

Таким образом, гипотеза «Х» – это своего рода утверждение, говорящее о том, что между двумя или более искомыми переменными есть зависимость. Например, событие «А» произошло по причине действия «Б» или, что определенные последствия действия «C» наступят или случатся, если выдвинутая гипотеза «Y» будет доказана и т.д.

Гипотеза является основой научного исследования. Опираясь на гипотезу исследователи и ученые приступают к сбору и анализу информации, пытаясь разработать теоретическую основу исследования, в ходе которого выдвинутая гипотеза будет подтверждена или опровергнута. Таким образом, гипотеза играет важную роль с точки зрения, как хода проведения исследования, так и получения актуальных данных.

Гипотеза служит одним из методов научной деятельности, который помогает исследователю понять суть проблемы и определить источники ее происхождения.

Постановка гипотезы

Начнем с простого примера. Например, я понимаю суть работы компьютера: как он работает и на каких основных принципах основано его действие. Это значит, что, если мой ноутбук вдруг не включатся, я, на основе моих навыков и знаний, могу сделать предположение на счет нескольких причин, почему это могло произойти. Также, из всех выдвинутых мной предположений, я могу отсеять несколько наименее вероятных и оставить наиболее возможные – например, разрядилась батарея.

Применительно к гипотезе – моя гипотеза, в данном примере, будет звучать примерно следующим образом: ноутбук не может быть включен в случае разрядки аккумулятора более, чем на 90%. Если предполагаемое исследование было бы посвящено изучению принципов работы ноутбуков или поиску причин отказа их работы, то оно было бы проведено путем доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы. Сделать это можно в ходе осуществления ряда теоретических и экспериментальных работ.

Конечно, это очень простой пример, представленный исключительно для наглядности. При необходимости более подробно пояснить работу оргтехники, включая физические законы или основы электроники, почему разряжается аккумулятор и так далее, нужно было бы выдвинуть гипотезу другого научного уровня, с уточнением деталей исследуемого вопроса.

Это говорит о том, что гипотезы могут отличаться друг от друга по уровню детализации информации, на которой эти гипотезы строятся. То есть, важно понимать, что гипотезы могут использоваться для проведения совершенно различных исследований, и применяться для разных уровней глубины научного познания.

В зависимости от исследуемого научного вопроса, его детальности, глубины, выдвигаемая гипотеза также должна иметь соответствующий уровень детализации. Гипотеза – это не просто «объяснение явления». Выдвижение гипотезы относится к попытке объяснения или поиска последствий этого явления.

Гипотеза формируется в результате проведения анализа исследуемой проблемы, а также поиска ответов на вопросы, касающиеся проблематики вашего научного исследования. Основная задача при выдвижении и постановке научной гипотезы состоит в определении аргументов, позволяющих доказать выдвинутый тезис, чтобы он был принят за истину или же опровергнуть его, доказав обратное.

Основные признаки и принципы построения гипотезы

Признаки и свойства гипотезы:

  • Сделаны предварительные предположения относительно исследуемой проблемы, основанные на имеющихся навыках и знаниях (практических или теоретических) с целью объяснения поставленного научного вопроса.
  • Предположения лежат в рамках, ограниченных определенной проблемой, но изначально носят общий характер.
  • Достоверность гипотезы на момент ее вынесения неизвестна, но она заключает в себе переменные, которые необходимо исследовать для того, чтобы доказать или опровергнуть выдвинутые предположения.
  • Подтверждением гипотезы является найденная причинно-следственная связь, и экспериментально доказанные факты того, что именно эта причина являлась логическим следствием исследуемого явления.
  • любая гипотеза должна быть понятна и проверяема (при помощи исследований, экспериментов и других научных инструментов), т.е. должна быть возможность ее проверки.

Из представленного выше становится очевидным, что гипотезы указывают нам на направление хода научного исследования и как бы подсказывают: куда смотреть, на что сделать акцент, что проверять, как выстроить структуру исследования (в том числе, каковы будут его цели и задачи), и каким образом выполнить анализ полученных результатов.

Основные принципы выдвижения гипотезы:

  • Сформировать «рабочую» версию гипотезы. Предполагаемая гипотеза формируется на основе уже установленных знаний о проблеме, но в любом случае имеет лишь предварительный, вероятностный характер. Пока это только гипотетическое предположение, сделанное на основе общих характерных фактов об исследуемом вопросе.
    Этап выдвижения гипотезы способствует формированию предварительного объяснения проблемы и показывает возможные методы ее изучения и решения. Изначально гипотеза сформирована общими словами, так как без проведения предварительного исследования данных для полноценной гипотезы еще недостаточно. На текущем этапе у вас еще не разработана теоретическая основа исследования, не определены методы проведения экспериментов, возможно не полностью проведен обзор литературных источников. Вы как бы «нащупываете» пути, по которым дальше направитесь в своем исследовании.
  • Провести детализацию гипотезы. Предварительная форма гипотезы, по своей сути, является теоретическим предположением, догадкой, лишь поверхностно характеризующей исследуемую проблематику. Далее начинается работа по изучению фактов, обстоятельств, при которых проблема возникла, определения ее характеристик, подробного рассмотрения объекта и предмета исследования с целью внесения конкретики в гипотезу – ее детализации и конкретизации.
    На этой стадии вы уже изучили исследуемую проблему более подробно и из начальных предположений готовы перейти к более логичным выводам для построения гипотезы. Для этого необходимо выстроить систему следствий, которые могут вытекать из предполагаемого решения научной проблемы, поставленной в исследовании.
  • Проверить достоверность гипотезы или опровергнуть ее. Для того, чтобы гипотеза могла считаться достоверной, ее необходимо доказать. Это делается в процессе выполнения исследования. Собственно, после того, как вы сформируете гипотезу – цель вашего исследования и заключается в том, чтобы опровергнуть или доказать ее.

Гипотеза является достоверной и доказанной, когда она оказывается логическим следствием начальных рассматриваемых предположений, выдвинутой теории, концепции или ранее сделанных утверждений.

Однако, может быть и так, что выдвинутая гипотеза будет опровергнута и это будет доказано результатами проведенных исследований. В таком случае, необходимо привести все доказательства и факты для опровержения гипотезы.

Как в случае подтверждения гипотезы, так и в случае ее опровержения, все выводы строятся на установлении взаимосвязи между причиной и следствием. Гипотеза будет считаться не доказанной (опровергнутой), если следствия противоречат выдвинутым в гипотезе утверждениям, что также подтвердилось фактами в ходе научно-исследовательской работы.

Необходимо особенно отметить, что гипотеза не может считаться доказанной сама по себе, только потому, что она никем не была опровергнута. Чтобы гипотеза считалась доказанной (опровергнутой), необходимо установить все факты это подтверждающие.

Схема проверки научной гипотезы

Ниже представлена общая схема, которая показывает принцип работы для проверки выдвинутой научной гипотезы.

Основные этапы для построения и проверки гипотезы:

  • Сбор информации, предположений, теорий об изучаемом вопросе или объекте с целью выдвижения гипотезы;
  • Определение фактов, указывающих на следствия, вытекающие из собранной информации и сделанных на ее основе предположений;
  • Выявление недостоверных предположений, замена их на альтернативные;
  • Проведение экспериментов для проверки выдвинутой гипотезы (фактов, предположений и т.п.).
  • Окончание исследования либо переход к альтернативной гипотезе и продолжение экспериментов.

Во время работы с гипотезой необходимо всегда думать о выборках, об основных элементах вашей гипотезы, вопросах ее исследования и проверки выдвинутых предположений. В основном, это включает в себя поиск основной концепции исследования (конструкция или план исследовательской работы) и какие индикаторы, переменные и значения вы будете использовать для ее практической реализации.

Например, вы рассматривали банковскую систему и плохое обслуживание клиентов. Вы можете предположить, что плохое обслуживание является основной причиной больших очередей в банке и отказа клиентов от сотрудничества, среди которых большинство с доходом ниже среднего. В данном случае, нам необходимо изучить следующие вопросы в литературных источниках: 1) правила построения банковской системы; 2) основные формы обслуживания клиентов; 3) средний доход населения; 4) виды наиболее популярных банковских услуг среди населения и т.д. то есть на данном этапе уже сложилось понимание, какую информацию нужно искать.

Таким образом, представленная последовательность действий поможет определить, какие данные потребуются вам для понимания актуальности гипотезы, уровня ее детализации, а также видах необходимой информации, способов ее сбора и анализа.

Примеры постановки гипотезы

Гипотезы, в основном, связаны с научными исследованиями, которые направлены на изучение взаимосвязей и следствий, но в целом, могут быть применимы в любых других видах работ. Это могут быть проекты, направленные на установление любых фактов, ошибок, явлений и т.п., в ходе реализации которых необходимо что-то подтвердить или опровергнуть. Это также могут быть сделанные заявления, выводы, теории, методы, теоретические или экспериментальные (практические) подходы, используемые в работе или жизни.

Например, мы установили, что недавно сформированный протокол лечения пациентов не дает нужных результатов, хотя советует всем нормам, принятым в системе здравоохранения. Мы можем предположить, что существует некий фактор (возраст, пол, сопутствующее заболевания или подбор медикаментов для лечения), который негативно влияет на восстановление пациентов (то есть – делаем предположение, размышляя, что и почему идет неправильно). Наше предположение и есть наша гипотеза, основанная на фактах, которые можно изучить путем проведения дополнительных исследований.

Ход исследования будет зависеть от того, какую гипотезу мы выдвинули: например, а) негативные последствия лечения зависят от характерных особенностей пациента или б) от неправильно подобранных препаратов. Для того, чтобы решить проблему, нам необходимо проследить историю заболевания пациентов, собрать и изучить статистические данные о ходе лечения, посмотреть анкетные данные (карточки) пациентов и провести с ними беседу. В связи с этим, в зависимости от выдвинутой гипотезы, наше исследование будет включать в себя организационные, статистические, количественные данные, поиск ответов на определенные вопросы, сбор мнений и т.д. В данном случае цель выдвижения гипотезы – необходимость внесения изменений в методологический подход к лечению.

Возьмем пример из юридической сферы. Тут одним из видов гипотезы является версия совершенного преступления, выдвинутая следователями в ходе проведения следственного эксперимента. Версия – это предположение о причине или о ходе произошедшего преступления, о его участниках (заказчиках или исполнителях) и т.д. Для установления истиной картины преступления необходимо подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу (версию) и доказать это в суде.

Рассмотренные примеры показывают, что выдвижение гипотез достаточно распространенный прием при проведении многих видов работ, может использоваться при проведении научных исследований, например при выполнении научно-исследователькой работы для различных конкурсов, в том числе и при написании работы для подачи на Всероссийский молодежный форум «ЮНЭКО».

Главное – чтобы гипотеза была логически обоснованной. С проблемой постановки такой гипотезы периодически сталкивается любой ученый, даже имеющий большой навык в исследованиях. Важную роль при выдвижении гипотезы играет способность исследователя на интуитивном уровне предположить, что является причинной, а что следствием, и установить между ними взаимосвязь.

Выдвижение гипотезы смело можно назвать творческим процессом, поэтому у разных ученых гипотеза одного и того же явления может звучать совершенно по-разному. Несомненно одно – умение формулировать гипотезу и пользоваться этим умением необходимо и очень полезно всем, кто занимается или только планирует заняться научно-исследовательской деятельностью.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Может ли быть ошибочным анализ на энтеробиоз
  • Может ли быть ошибочным анализ на резус фактор
  • Может ли быть ошибочным анализ на билирубин
  • Мое возмущение не знало предела читая историю гибели бэлы ошибка
  • Могут ли ошибочно поставить диагноз рак шейки матки