—>Главная » —>Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.
16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.
17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.
22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).
2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).
4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).
5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).
6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).
7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).
8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).
9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).
10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).
11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).
12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).
14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).
16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).
17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).
19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).
20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).
21. Мы его видели в профиль (плеоназм).
22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).
24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).
25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).
27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).
30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).
Отметьте случаи лексического плеоназма и тавтологии отредактируйте фразы территориальные образования
Ответ:
1. Основная (плеоназм) суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.
Верно: Суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.
2. Мы надеемся на дальнейшее совместное (плеоназм) сотрудничество между представителями наших фирм.
Верно: Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество между представителями наших фирм.
3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре месяце (плеоназм).
Верно: Учебный год у старшекурсников начинается в октябре.
4. Каковы причины мотивации (плеоназм) ваших прогулов?
Верно: Каковы причины ваших прогулов?
5. Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины (плеоназм).
Верно: Этот политический деятель был настоящим патриотом.
6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание (плеоназм).
Верно: Территориальные образования в недавнем прошлом игнорировались.
Территориальные образования в недавнем прошлом не принимались во внимание.
7. На предприятии пока еще не существует специального отдела информатизации, а все функции пока (плеоназм) выполняет инженер-программист.
Верно: На предприятии не существует специального отдела информатизации, а все функции выполняет инженер-программист.
8. Реформа проводится при одновременном (плеоназм) сосуществовании старых и новых структур.
Верно: Реформа проводится при сосуществовании старых и новых структур.
9. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени (плеоназм).
Верно: Во время сессии важной оказывается каждая минута.
10. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов друг с другом (плеоназм).
Верно: Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов.
11. На территории древнего города были найдены (плеоназм) ценнейшие находки.
Верно: На территории древнего города были обнаружены ценнейшие находки.
12. Сейчас в нашем учреждении нет свободных (плеоназм) вакансий.
Верно: Сейчас в нашем учреждении нет вакансий.
13. Делегаты конференции обменялись памятными (плеоназм) сувенирами.
Верно: Делегаты конференции обменялись сувенирами.
14. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло (нарушение лексической сочетаемости) умение кандидаток печатать на машинке.
Верно: Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря имело умение кандидаток печатать на машинке.
Немаловажную роль при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке.
15. На научном семинаре автор изложил главную (плеоназм) суть созданной им программы.
Верно: На научном семинаре автор изложил суть созданной им программы.
16. Внешняя (плеоназм) наружность её была вполне привлекательна.
Верно: Наружность её была вполне привлекательна.
Отметьте случаи лексического плеоназма, тавтологии и отредактируйте фразы
КАЧЕСТВА ГРАМОТНОЙ РЕЧИ
Вопросы и задания для самопроверки
1. Дайте определение культуры речи.
2. Какие аспекты выделяются в культуре речи? Кратко охарактеризуйте их.
3. Какими качествами должна обладать грамотная речь?
4. Какую речь можно считать содержательной?
5. В чем состоит уместность речи? Объясните понятия «стилевая уместность», «контекстуальная уместность», «личностно-психологическая уместность».
6. Что предполагает точность как качество грамотной речи?
7. Какие речевые ошибки приводят к нарушению понятийной точности?
8. Дайте определение паронима. Приведите примеры паронимов. Составьте с ними предложения так, чтобы было ясно значение паронимов.
9. Дайте определение плеоназма и тавтологии. Приведите примеры.
10. Что делает речь понятной?
11. Расскажите об употреблении в речи профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов.
12. С чем связано качество чистоты речи?
13. Расскажите об употреблении в речи заимствованных слов. Приведите и объясните примеры неоправданного использования в речи варваризмов.
14. От каких факторов зависят богатство и разнообразие речи?
1. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов.
1. В последние годы было создано массовое количество инновационных фирм. 2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам. 3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 4. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 5. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 6. Основной критерий хозяйственной деятельности — прибыль — сигнализирует о нежизнеспособности таких методов. 7. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе их удовлетворяют. 8. Все, о чем говорил докладчик, — моменты одной концепции
2. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте ошибки в предложениях.
1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 2. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 3. Во время инспекционной поездки мэр проверил состояние чистоты на улицах города. 4. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 5. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря». 6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших хозяевах. 7. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. 8. Подавляющее количество матчей проходило в упорной борьбе. 9. На протяжении многих лет Иванов выполнял роль кладовщика. 10. Стоимость учебников возрастает и сейчас она очень дороговата.
3. Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните ее.
1. После повторного анализа были получены отличные данные. 2. Эту особенность поведения модели просмотрели. 3. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов. 4. Компания РИКО обуетвсю страну (из рекламы).
4. Определите, какое из двух словосочетаний в каждой из пар является правильным и почему.
Техничный боксер — технический боксер;
террористическая группа — террористская группа;
водные растения — водяные растения;
национальная культура — националистическая культура;
желанный покой — желательный покой;
гуманная профессия — гуманитарная профессия;
избирательное право — избирательское право;
редакционная правка — редакторская правка.
5. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.
Демонстративный материал, методологическая литература, отрывной календарь, сыскать уважение, оплатить за проезд, выразить признание, снискать ключ, снискать средства к жизни, одеть шляпу, предоставить в дирекцию отчет, водяные растения.
6. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.
1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности. 3. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 4. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки. 5. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет. 6. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент. 7. Осторожно, во дворе (злостный, злой) собака. 8. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 9. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). 10. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический). 11. Он привык работать без надрыва (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 12. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый). 13. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 14. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. 15. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 16. Андрей — человек (удачный, удачливый), а сегодняшний день был для него особенно (удачный, удачливый). 17. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.
7. Дополните следующие слова-паронимы так, чтобы получились правильные словосочетания. Составьте с ними предложения.
8. Составьте предложения с данными словами, обращая внимание на различия в их сочетаемости.
экономный — экономический — экономичный.
Отметьте случаи лексического плеоназма, тавтологии и отредактируйте фразы.
1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. Право подписи под документом — исключительная прерогатива ректора. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старыx и новых структур управления. 4. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 5. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 6. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». 7. Он приехал на стройку два года тому назад. 8. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 9. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 10. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. 11. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 12. На фестивале исполнялись произведения народного фольклора. 13. Для обучения выделяется очень мизерная часть бюджета. 14. B игре оркестра чувствовались тонкие оттенки нюансов. 15. У всех было очень прекрасное настроение. 16. В прошлом году он окончил университет и получил высшее образование.
10. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.
1. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 2. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 3. Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику. 4. У нового агрегата дежурит один из строителей его, аспирант В.Е. Суханов.
11. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием антонимов.
1. Силясь побороть слабость, она шла вперед. 2. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. 3. Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. 4. Отсутствует наличие стульев. 5. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. 6. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас.
12. Исправьте и прокомментируйте ошибки в следующих предложениях:
1. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям. 2. Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания! 3. Электорат собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам. 4. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».
13. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности, устраните их.
1. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. 2. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 3. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. 4. В конкурсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важное значение. 5. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом. 6. Характеристика Ильина не соответствовала действительности. 7. Мы перешли работать в отсталую бригаду. 8. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. 9. Кто крайний за билетами? 10. В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический прием, основанный на преувеличении, — аллегорию.
14. Исправьте речевые ошибки в данных предложениях. Объясните причины их возникновения.
1. Эта идея мне гармонирует. 2. Впереди лидирует гонщик под номером три. 3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 4. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 5. Когда играет «Спартак», на трибунах стадиона всегда полный кворум. 6. Первая премьера этого балета состоялась на сцене Мариинского театра. 7. Каждое утро на зеленой лужайке появлялись хорошо экипированные жокеи, игроки в гольф. 8. В конце года состоится мой бенефис, в котором я впервые выйду на сцену. 9. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 10. Лес, окутанный темным мраком, наводил на детей ужас. 11. Благодаря страшной бедности он влачил жалкое существование. 12. Все герои произведений этого писателя имеют свои индивидуальные черты. 13. В основании романа лежит типичная история жизни дворянской семьи. 14. Рассказ ветерана произвел на школьников большое воздействие. 15. Маяковский стоял у источников новой поэзии. 16. Мы вновь возрождаем традицию рождественских благотворительных концертов.
источники:
http://megamozg.com/task/4289182
http://thelib.info/psihologiya/1445017-otmette-sluchai-leksicheskogo-pleonazma-tavtologii-i-otredaktirujte-frazy/
ЕД
Евгений Добрынин
Помогите найти лексические ошибки в предложениях
Традиция вновь стала возрождаться.
Это сложившаяся ситуации сложилась сейчас в России.
Автор пытается вникнуть в Древнюю Русь.
Депутаты пришли на встречу с главным мэром города.
После удачного выступления я впервые узрел свою силу.
Все деревенские новости концентрируются у колодца.
Студентам представлены все условия для занятий.
ПБ
Павел Буцан
1.Традиция вновь стала возрождаться. Лишнее слово «вновь» поскольку традиция и так стала «возрождаться». Т. е. существовала ранее, потом исчезла, и ВНОВЬ появилась. Тавтология.
Надо: Традиция стала возрождаться.
2.Это сложившаяся ситуации сложилась сейчас в России.
Во-первых, не этО ситуация, а этА (слово «ситуация» женского рода)
Во-вторых, опять масло масляное — «сложившаяся сложилась»
Надо: Такова сложившаяся в России ситуация.
3. Автор пытается вникнуть в Древнюю Русь.
Невозможно вникнуть в Русь, даже древнюю:) )
Надо: Автор пытается понять Древнюю Русь.
4..Депутаты пришли на встречу с главным мэром города. лишнее слово — «главный» Мэр не может быть «главным» или «не главным». Он ОДИН на весь город
Надо: Депутаты пришли на встречу с мэром. Слово «город» тоже избыточно.
5.После удачного выступления я впервые узрел свою силу. Глагол «узреть» стилистически выбивается из общего контекста фразы. Это раз. Во-вторых, силу вообще невозможно «узреть». ее можно «осознать». Нарушена словосочетаемость.
Надо: После удачного выступления я впервые осознал свою силу
6.Все деревенские новости концентрируются у колодца.
Глагол «концентрироваться» неуместен. Новости не могут концентрироваться — раз, и тем более, у колодца — два. Нарушение словосочетаемости.
Надо: Все деревенские новости можно узнать у колодца.
7. Студентам представлены все условия для занятий. Не «представлены», а предОставлены.
Надо: Студентам предОставлены все условия для занятий.
представляют кого-то кому-то, предоставляют что-то кому-то.
Неправильное употребление глагола из-за явления паронимии.
НН
Наталья Нагорная
Традиция вновь стала возрождаться. — ок
Это сложившаяся ситуации сложилась сейчас в России. — тафтология сложившаяся …сложилась
Автор пытается вникнуть в Древнюю Русь. — нельзя в не вникнуть, можно вникать в ее культуру, историю и т. п.
Депутаты пришли на встречу с главным мэром города. — главного мера не бывает, он всего один
После удачного выступления я впервые узрел свою силу. — силу нельзя узреть, лишь ее последствия/результат
Все деревенские новости концентрируются у колодца. — стиль хромает
Студентам представлены все условия для занятий. — ок
Альбина Макаренко
Традиция начала возрождаться.
Это ситуации сложилась сейчас в России.
Автор пытается мысленно перенестись в Древнюю Русь.
Депутаты пришли на встречу с мэром города.
После удачного выступления я впервые ощутил
свою силу.
Все деревенские новости обсуждаются у колодца.
Студентам предоставлены все условия для занятий.
Ксения Абрамова
Эта ситуация сейчас сложилась в России.
Автор пытается вникнуть в историю Древней Руси.
Депутаты пришли на встречу с мэром города.
После удачного выступления я впервые ощутил свою силу.
Все деревенские новости обсуждаются у колодца.
ИМХО
ТП
Татьяна Пленкина
Традиция (вновь) стала возрождаться.
ЭтА (сложившаяся) ситуациЯ сложилась сейчас в России.
Автор пытается (вникнуть) в Древнюю Русь.
Депутаты пришли на встречу с (главным) мэром города.
После удачного выступления я впервые (узрел) свою силу.
Все деревенские новости (концентрируются) у колодца.
Студентам (представлены) все условия для занятий.
НЧ
Наталья Чельманова
Вновь возрождаться.
Сложившаяся сложилась.
Пытается вникнуть в Дренюю Русь.
Главный мэр.
Узрел свою силу.
Деревенские новости концентрируются.
Представлены.
7 янвapя в cвeтлый пpaздник Poждecтвa пpoшёл cтaвший yжe тpaдициoнным блaгoтвopитeльный кoнцepт, opгaнизoвaнный yчpeждeниями кyльтypы гopoдa Cвoбoднoгo coвмecтнo co Cвятo-Hикoльcким xpaмoм.
Блaгoтвopитeльный кoнцepт втopoй гoд пoдpяд пpoвoдилcя в Дoмe кyльтypы имeни C. Лaзo, тaк кaк жeлaющиx пoceтить caмoe дyшeвнoe мepoпpиятиe гoдa cтaнoвитcя вcё бoльшe.
Mecт xвaтилo вceм, cвoбoднeнцы c нeтepпeниeм ждaли выcтyплeния apтиcтoв. Πepвыми нa cцeнe пoявилиcь дeти вocкpecнoй шкoлы, кoтopaя paбoтaeт пpи Cвятo-Hикoльcкoм xpaмe.
Aнгeлoчки мacтepcки иcпoлнили cцeнкy, a cлeдoм зa ними c пecнями «Aнгeлы в нeбe» и «Koлядкa» выcтyпил взpocлый cвoдный aнcaмбль г. Cвoбoднoгo и г. Циoлкoвcкoгo.
Beдyщaя Eвгeния Яpoвикoвa нaпoмнилa вceм, чтo идeя eжeгoднoгo блaгoтвopитeльнoгo кoнцepтa пpинaдлeжит нacтoятeлю Cвятo-Hикoльcкoгo xpaмa oтцy Baлepию Cыpцoвy и eгo cyпpyгe мaтyшкe Иpинe.
— Poждecтвeнcкий кoнцepт дaёт вoзмoжнocть нaм c вaми пoмoчь нyждaющимcя, вeдь вce cpeдcтвa пepeдaютcя ceмьям, кoтopым oчeнь нyжнa пoмoщь, пoддepжкa и пpocтoe чeлoвeчecкoe yчacтиe, — cкaзaлa вeдyщaя.
Ha cцeнy был пpиглaшён и caм oтeц Baлepий, кoтopый пoздpaвил вcex пpиcyтcтвoвaвшиx c Poждecтвoм Xpиcтoвым.
— A идeя блaгoтвopитeльнoгo кoнцepтa пpинaдлeжит вceм нaм, — ocoбo oтмeтил бaтюшкa.
Πpaздничнoe пecнoпeниe «Aллилyйя» нeжнo и тpeпeтнo, дo мypaшeк, иcпoлнил дyэт Haтaльи Maлкoвoй и Aлёны Eфимoвoй.
Бypными aплoдиcмeнтaми зpитeли вcтpeчaли юныx apтиcтoв вoкaльнoй cтyдии «Злaтoycт» (Дoм дeтcкoгo твopчecтвa, pyкoвoдитeль Bиктopия Koлeгoвa). Дeти иcпoлнили пecню «Πoйтe дeти Γocпoдy», чeм пoкopили зaл.
B пpaздничнoм кoнцepтe пpиняли yчacтиe твopчecкиe люди из Cвoбoднeнcкoгo paйoнa, yжe пoлюбившиecя нaшeмy зpитeлю. Taк, Oлecя Macлoвa oчeнь пpoникнoвeннo иcпoлнилa пecню «Жизнь дaётcя Бoгoм» и зacлyжилa oвaции.
Укpaшeниeм блaгoтвopитeльнoгo кoнцepтa cтaл мyзыкaльный нoмep нa caкcoфoнe oт Beлимиpa Oкpyгинa.
— Cвeтлый пpaздник Poждecтвa — этo вoзмoжнocть пpикocнyтьcя к дyxoвнoмy, к вepe, cтaть ближe к дoбpым пoмыcлaм и пocтyпкaм, пpиoбщитьcя к pyccкoй кyльтype, — oбpaтилacь вeдyщaя к зpитeлям. — Ha cцeнy пpиглaшaeтcя Haдeждa Жypбинa из Opлинoгo, кoтopaя иcпoлнит пecню «Moлитвa cтapoгo мoнaxa».
Зaл зaмиpaл, aплoдиpoвaл и cнoвa зaмиpaл. Eкaтepинa Koлecникoвa нe ocтaвилa никoгo paвнoдyшным, иcпoлнив пecню «Улeтaй нa кpыльяx вeтpa», a xopeoгpaфичecкий кoллeктив «Kpиcтaлл» из Циoлкoвcкoгo yкpacил нoмep cвoим тaнцeм. Зaтeм c пecнeй «Moлитвa» нa cцeнy пoднялacь Eкaтepинa Πaчинa, кoтopaя бyквaльнo зaвopoжилa вoкaлoм зpитeлeй.
Πpaздничнoe нacтpoeниe вceм пoдapил oбpaзцoвый кoллeктив Дoмa дeтcкoгo твopчecтвa — aнcaмбль «Kaлинкa» (pyкoвoдитeли Oльгa Eдинaк и Baлeнтинa Cepгиeнкo). Дeти иcпoлнили тaнeц «Kaк y нaшeй Kaти», дa тaк, чтo зpитeли yлыбaлиcь и xлoпaли в лaдoши oт дyши.
Яpкиe тaнцы вocпитaнникoв xopeoгpaфичecкoгo кoллeктивa Дeтcкoй шкoлы иcкyccтв пpoдoлжили кoнцepт (pyкoвoдитeль Mapия Чeтвepикoвa).
Πecнeй «Зимa» cвoбoднeнцeв пoздpaвилa Eлeнa Kaзaзaeвa, a вocпитaнники вoкaльнoгo aнcaмбля ДШИ иcпoлнили пecню «A cнeг идёт» (pyкoвoдить Eкaтepинa Koлecникoвa).
И внoвь взpocлый cвoдный aнcaмбль Cвoбoднoгo и Циoлкoвcкoгo пopaдoвaли cвoим выcтyплeниeм вcex yчacтникoв кoнцepтa, иcпoлнив пecню «Oпять мeтeль».
Πoжeлaв жизнeннoгo oптимизмa и вepныx дpyзeй, вeдyщaя пpиглacилa cтyдию «Злaтoycт» c пecнeй «Poждecтвo».
A зaтeм зpитeлям нaпoмнили o poждecтвeнcкoй тpaдиции — oбpядe кoлядoвaния.
— Koлядoвщики нapяжaлиcь в мeдвeдя, кoзy, мexoнoшy, звeздapя и дpyгиx гepoeв и xoдили пo двopaм c caмoдeльнoй звeздoй, глaвным aтpибyтoм пpaздникa, чтoбы пoжeлaть блaгoпoлyчия, — нaпoмнилa Eвгeния Яpoвикoвa и пpиглacилa выcтyпить c тaнцeвaльнoй cкaзкoй вocпитaнникoв ДШИ.
Дyэт cyпpyгoв Aгeeвыx — Oльги и Cepгeя — cтaл нacтoящим пoдapкoм для вcex. Oни иcпoлнили пecню «Любимый мoй, любимaя», зaдeв зa живoe нe тoлькo пpeкpacныx дaм, нo и кpeпкиx мyжчин.
B «Πepeпляc» вce пycтилиcь c aнcaмблeм «Kaлинкa», a зaвepшaл блaгoтвopитeльный кoнцepт блoк из циклa пeceн нapoднoгo кoллeктивa — aнcaмбля пecни «»Pябинyшкa» из Чepнигoвки (pyкoвoдитeль Eлeнa Oвчap).
— Πycкaй poждecтвeнcкaя cкaзкa вceгдa живёт в вaшиx cepдцax! Блaгoпoлyчия вaм и дocтaткa, — пoздpaвилa вeдyщaя.
Cтoит cкaзaть, чтo apтиcты cвoими нoмepaми пoгpyжaли зpитeля в paзныe вpeмeнa и эпoxи, a твopчecкиe нoмepa вocпpинимaлиcь лeгкo кaк дeтьми, тaк и взpocлыми.
Bceгo блaгoдapя кoнцepтy yдaлocь coбpaть oкoлo 40 тыcяч pyблeй вмecтe c пoжepтвoвaниями oт диpeктopa Дoмa нapoднoгo твopчecтвa имeни Π. Koмapoвa Иpины Бoлдыpeвoй, кoтopaя cвoими pyкaми изгoтoвилa poждecтвeнcкиe cyвeниpы.
Фoтo Bлaдимиpa Meжoвa.
Определите тип ошибки и исправьте?1) Базаров с гордостью заявляет, что ЕГО дед землю пахал.( НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ) 2) Художник нарисовал автопортрет.( ПЛЕОНАЗМ) 3) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь ,ОН служившиЛ жильцам полкой.(ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ ОТОРВАН ОТ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА) 4) В спорте большУЮ РОЛЬ играет упорная тренировка.( НАРУШЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО СОЧЕТАНИЯ) 5)Меня спросили, не знаю ли я, где живет врач.( ОШИБКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ,ПЕРЕДАЮЩЕГО КОСВЕННУЮ РЕЧЬ) 6)Закончив экскурсию, МЫ ПООБЕДАЛИ В РЕСТОРАНЕ ( НАРУШЕНИЕ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА). 7)Он умер ИЗ-ЗА инфаркту.( ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА В УПОТРЕБЛЕНИИ ПРЕДЛОГА) 8)Лучше него УМЕЮТ РАБОТАТЬ С РАПИРАМИ только два человека во всем училище.( УПОТРЕБЛЕНО СЛОВО С НЕВЕРНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ) 9)Эта традиция возродилась в нашей стране. (ПЛЕОНАЗМ )10)Один крестьянин рубит хворост, другой собирает его и КЛАДЁТ в сани.( ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ ГЛАГОЛА)11)Этот человек произвел на меня большое ВПЕЧАТЛЕНИЕ ( РАЗРУШЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО СОЧЕТАНИЯ) 12)Самолет летит над океаном. ,КОТОРЫЙ простирался во все стороны( НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЯ).13)Он не любил работать и вел ПРАЗДНЫЙ образ жизни( СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ). 14)Ларина сама била ДВОРОВЫХ , если они не угождали ей( СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ). 15) Главный объект ее писательского исследования -ДУХОВНЫЙ мир подростков.( СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ) 16) На КОНСИЛИУМЕ было решено продолжать лечение больного.( УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА С НЕВЕРНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ) 17) Лодки лежали на берегу ВВЕРХ ДНОМ( НЕВЕРНАЯ ФОРМА МН ЧИСЛА ). 18) Ясный ум и способности помогли МОЛОДОМУ руководителю В СОЗДАНИИ БОЛЬШОЙ ОРГАНИЗАЦИИ( НЕПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ТАВТОЛОГИЕЙ И ПЛЕОНАЗМОМ). 19)Ученики ВНИМАТЕЛЬНО слушали рассказ учителя.( УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В НЕВЕРНОМ ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ) 20)Данные факты говорят О возможностИ эффективного использования морских водорослей.( НАРУШЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ) 21) Всегда в продаже ЕСТЬ ( ИЛИ ИМЕЮТСЯ) замки отечественных и импортных производителей.( ЛЕКСИЧЕСКАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ)
Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
Читайте также:
|
1. Слово употреблено в несвойственном ему значении.
Неправильный выбор слова или фразеологизма
Нельзя не согласиться с основным пафосом книги. (Пафос – страстное воодушевление, подъем. В данном предложении следует употребить слово идея). Тысяча танков схватились врукопашную. (Врукопашную – (драться, бороться) руками или ручным оружием). Он с легкостью орудовал кириллицей, не было мастера виртуознее для составления посланий. (Кириллица – славянская азбука, лежащая в основе современного русского алфавита. В данном предложении следует употребить слово пером (орудовал пером)).Вчера шел огромный дождь. (Следует употребить слово сильный). Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком. (Ссохнуться – высохнув, съежиться, покоробиться. В данном предложении следует употребить слово высохнуть). К нам поступило огромное количество звонков, но не все из них удалось прочитать. (Следует исправить предложение следующим образом: не на все звонки удалось ответить). Коренные жители Северной Америки – индийцы – значительно ущемлены в правах. (Индийцы – жители Индии, коренные жители Северной Америки называются индейцами). Большинство летних месяцев я провел на даче. (Следует исправить предложение следующим образом: большую часть лета я провел на даче). На будущий день началось обсуждение текущих дел. (На следующий день началось обсуждение текущих дел). Памятник поражает своими причудливыми габаритами. (Габариты – предельные внешние очертания, размеры предметов. Следует употребить в предложении слово формы: Памятник поражает своими причудливыми формами). Страна была разделена на три неравные половины. (Следует исправить предложение следующим образом: Страна была разделена на три неравные части). Ученики пристально слушали рассказ учителя. (Пристально можно смотреть, слушать следует внимательно). Сатирическое изображение русской жизни описывает Лесков в «Блохе». (Следует исправить предложение следующим образом: «Блоха» Лескова содержит сатирическое изображение русской жизни). Евгений Онегин отличался от прочих помещиков своей экзальтированностью: недаром «ярем он барщины старинный оброком легким заменил».(Экзальтированность – восторженность, болезненная оживленность). Если живьем присмотреться к этим людям, станут заметны их нелицеприятные черты. (Нельзя живьем присмотреться к людям; нелицеприятный – беспристрастный). Выразительно изображены в романе образы главных героев. (Следует исправить предложение следующим образом: Образы главных героев в романе выразительны). Слова президента веют на нас оптимизмом. (Следует исправить предложение следующим образом: Слова президента вселяют в нас оптимизм). Экзамены требуют от нас трудных усилий. (Следует использовать слово больших или трудоемких). Новый закон внесет изменения прежде всего в атмосферы предпринимательства. (Атмосфера (только в ед. числе) – окружающие условия, обстановка. Следует использовать слово область (предпринимательства)). Танец российских балерунов потряс судей. (Слова балерун нет в русском языке, следует использовать слово танцовщик). Зрители внушают мне доверие, что я как актер еще многое сделаю. (Следует использовать устойчивое выражение вселяют в меня надежду). На имидже этого политика много негативных моментов. (Имидж – осознанно создаваемый образ. В предложении следует использовать слово репутация – общественная оценка кого-либо). Авторитет старших должен преследовать нас по всей нашей жизни. (Следует исправить предложение следующим образом: Авторитет старших должен оставаться неколебимым для нас в течение всей нашей жизни). Есенинский образ олицетворяется в нашем сознании с белой березой. (Следует исправить предложение следующим образом: Есенинский образ ассоциируется (соотносится) в нашем сознании с белой березой). Чацкий отождествляет собой будущих декабристов. (Следует исправить предложение следующим образом: Чацкий является прообразом будущих декабристов). Я прекрасно знаю все его достоинства и недостатки, ведь мы знакомы уже без году неделя.(Без году неделя – очень недолго. В предложении следует употребить выражение целую вечность).
2. Неправильный выбор служебного слова, приводящий к разрушению смысла предложения
Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге. (Нужно: …но мы с ним на короткой ноге или …тем не менее мы с ним на короткой ноге).
Депутаты приобретают всероссийскую известность благодаря скандалам. (Неправильно использован предлог. Предлог благодаря указывает на благоприятную причину нынешнего состояния (благодаря силе и выносливости спортсмен выиграл соревнование); на неблагоприятную причину указывают предлоги из—за, по причине (из-за травмы он не мог выступать. Нужно: из-за скандалов или по причине скандалов). Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса. (Нужно: из-за пожара или по причине пожара).
3. Ошибка в выборе паронима
Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику (Нужно: воинственное настроение). Слово для доклада представили директору завода.(Нужно: слово предоставили). Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально. (Нужно: изобразил героя). Татьяна была воспитана романтичной и чувственной барышней. (Нужно: чувствительной барышней) При феодализме народ терпел двойственный гнет. (Нужно: двойной гнет). Нас перевели работать в отсталую бригаду. (Нужно: в отстающую бригаду). Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького. (Нужно: романтические произведения). Аспирант предоставил реферат диссертации в срок. (Нужно: представил реферат). Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. (Нужно: произведения понятны) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам. (Нужно: по независящим от нас причинам). Директор подписал заявление о представлении мне отпуска. (Нужно: о предоставлении отпуска). Маяковский стоял у источников новой поэзии. (Нужно: стоял у истоков новой поэзии). Обувь фирмы «Экко» одета на всех сотрудниках. (Нужно: надета на всех сотрудниках).
4. Нарушены нормы сочетаемости слов
В Думе начались слухи о том, что предстоит смена правительства. (Нужно: пошли слухи, поползли слухи). При появлении артиста аплодисменты публики выросли еще больше. (Нужно: аплодисменты сделались громче). Улучшение уровня сервиса в магазинах ждать придется еще долго. (Нужно: повышение уровня сервиса) Не опоздайте купить облигации по самой дешевой стоимости! (Нужно: по самой низкой стоимости). Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. (Традиция не может родиться, возродиться. Нужно:: Об этой традиции вновь вспомнили в нашей стране). Его стремление стать летчиком осуществилось. (Нужно: Его мечта стать летчиком осуществилась). Нам удалось решить эти трудные проблемы. (Нужно: разрешить проблемы или решить задачи). Нам необходимо повысить свое духовное развитие. (Нужно: повысить свой духовный уровень). После революции очевидцы тоговремени выступили с воспоминаниями. (Нужно: очевидцы тех событий). Журналист спросил у актрисы каверзный вопрос. (Нужно: задал каверзный вопрос). Было ясно, что вопрос идет о смене руководителя банка. (Нужно: вопрос стоит о смене руководителя). Единственный в нашем городе технический вуз объявил о снижении приема студентов на будущий год. (Нужно: объявил о сокращении приема студентов).
5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
Убийство надолго выбивает Раскольникова из нормы. (Нужно: выбивает из колеи). Его слова сыграли свое дело. (Нужно: сыграли свою роль). Народ не верит политикам, сыплющим бисером красивые фразы. (Есть устойчивое выражение метать бисер перед свиньями (рассуждать о чем-нибудь с невеждами), но в данном предложении употребление его неуместно). История с коробкой из-под ксерокса стала басней во языцех. (Нужно: притчей во языцех). Никто не торопится петь нам фимиамы. (Нужно: курить фимиам). Ребята сломив голову бросились бежать к деревне. (Нужно: сломя голову). Докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. (Нужно: переливал из пустого в порожнее). Соперник пришел в панику от такого натиска. (Нужно: впал в панику). Львиное количество вкладов не была возвращена гражданам. (Нужно: львиная доля вкладов). Неожиданное известие поставило передо мной неразрешимый тупик. (Нужно: поставило меня в тупик). Я согласился на это скрипя сердцем. (Нужно: скрепя сердце). В этих событиях важную скрипку играют военные. (Нужно: играют первую скрипку). Ваше предложение выеденного гроша не стоит. (Нужно: выеденного яйца или ломаного гроша не стоит). Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены. (Нужно: не ударил лицом в грязь). Взгляд воспитателя внушалдетям страх и боязнь. (Существует только устойчивое выражение внушать страх). Нашим спортсменам не привыкать одерживать успехи на мировых первенствах. (Нужно: одерживать победы). Я возлагаю на эту встречу очень большую роль, поскольку она может иметь неизгладимые последствия для жизнедеятельности нашего предприятия. (Нужно: возлагаю надежду, неизгладимыми могут быть впечатления, в данном предложении следует использовать словосочетание значительные последствия). Наши замечания не возымели никакого воздействия на коллегу. (Нужно: не возымели действия). Этот человек произвел на меня большое воздействие. (Нужно: произвел впечатление). Всегда и во всем надо понимать меру. (Нужно: знать меру). В наши дни добро, к сожалению, не имеет места для существования. (Нужно: не имеет права на существование). Эта номинация занимает большое и важное значение. (Нужно: имеет значение). Эти два понятия чрезвычайно близки друг к другу. (Нужно: близки друг другу). Большую роль в жизни ребенка имеет семья. (Нужно: роль играет). Губернатор делал самые категоричные выражения в адрес политических противников. (Нужно: делал заявления). В напряженной ситуации военные решили помахать мускулами. (Нужно: поиграть мускулами). Преступники обвели охранников, как детей. (Нужно: обвели вокруг пальца). Как ни пытался я позолотить пилюлю, начальник был очень обижен. (Нужно: подсластить пилюлю). Из всех качеств человека честность и порядочность стоят на главном месте. (Нужно: стоят на первом месте).
6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
Этот невероятный случай случился со мной в юности. (Нужно: случай произошел). Для неподготовленного ученика урок длится длиннее. (Нужно: урок кажется продолжительнее). Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального. (Нужно: обращены в адрес). Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень. (Нужно: Обслуживание населения будет поднято…). Проект гостиницы был спроектирован молодым архитектором. (Нужно: Проект гостиницы был выполнен…). Пологий берег реки зарос густыми зарослями. (Нужно: Берег был в густых зарослях). Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям. (Нужно: Минеральные удобрения приносят пользу). Недостатком ее книги является недостаточная разработка вопросов. (Нужно: Изъяном ее книги является…). Мы гонимся в погоне за славой и деньгами. (Нужно: Мы проводим свою жизнь в погоне за славой и деньгами). По случаю новогоднего праздника президент обратился к народу с приветственным телеобращением. (Нужно: выступил с телеобращением). При ближайшем рассмотрении налицо просматривается кризис культуры. (Нужно: При ближайшем рассмотрении налицо кризис культуры).
7. Плеоназм (многословие, употребление слов,
излишних для смысловой полноты)
У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. (Нужно: Каждый персонаж имеет индивидуальные черты). Он рассказал мне автобиографию своей жизни. (Нужно: рассказал о своей жизни). Современные песни не сравнятся с красотой народного фольклора. (Нужно: с красотой фольклора). Ветеранам вручили памятные сувениры и подарки. (Нужно: вручили сувениры и подарки). Стороны подписали договор о взаимном сотрудничестве. (Нужно: договор о сотрудничестве). Постановка спектакля стала возможна с помощью и благодаря спонсорам. (Нужно: Постановка стала возможна благодаря спонсорам). В конце выступления оратор, резюмируя, кратко обобщил свои предложения. (Нужно: оратор кратко обобщил свои предложения). Нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга. (Нужно: помогать друг другу, поддерживать друг друга). Эти стихи я очень хорошо выучил назубок. (Нужно: стихи я выучил назубок). Все говорили о скандале, но, однако,тем не менее находились люди, которые об этом не слышали. (Нужно: но тем не менее находились люди). Впереди лидирует гонщик под номером 5. (Нужно: Лидирует гонщик…). Первая премьера балета состоялась в Риге. (Нужно: премьера балета состоялась…). Добро, совесть, истина кажутся сегодня давным—давно изжившими себя архаизмами. (Нужно: Добро, совесть, истина кажутся сегодня архаизмами). Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу. (Нужно: оказали мне медвежью услугу). Великая русская балерина Екатерина Гельцер едва ли не до семидесяти лет танцевала на помосте сцены. (Нужно: танцевала на сцене).
8. Смешение разностильных элементов
В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. (Необходимо устранить канцеляризм: Перед боем солдаты проверяли амуницию…). За неимением красной розы, жизнь моя будет разбита. (Необходимо устранить канцеляризм: Жизнь моя будет разбита, потому что у меня нет красной розы). На самом краешке причала стоишь ты голову задрав. (Необходимо заменить слово с разговорно-просторечной стилистической окраской: стоишь ты подняв голову). Семья Ростовых проживала в Отрадном. (Необходимо устранить канцеляризм: Семья Ростовых жила в Отрадном). Отвечая на вопрос о содержании диссертации, соискатель надерзил оппоненту. (Необходимо заменить слово с разговорной стилистической окраской: соискатель недостаточно вежливо ответил оппоненту). Печорин не был выдержанным человеком, он мог вспылить, несправедливо заругаться на Бэлу. (Необходимо заменить слово с разговорно-просторечной стилистической окраской: Печорин мог несправедливо обвинять в чем-то Бэлу).
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 4969 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: В качестве синонимов в тексте употреблены слова | Закончите предложение. По времени употребления слова бывают | З. Каковы отношения между частями сложного предложениями 13? | Закончите предложение. | Орфография | Пунктуация 1 страница | Пунктуация 2 страница | Пунктуация 3 страница | Пунктуация 4 страница | Ярославль |
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.036 сек.)