На чьих ошибках надо учиться

И так ли это плохо?

Вам хотя бы раз говорили о том, что на ошибках учатся? Разница лишь в том, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый — на своих. А что будет, если мы вам скажем, что это не совсем правда, и ошибки в целом имеют слабый образовательный потенциал. Разбираемся, что мешает людям учиться на чужих ошибках и как с этим справиться.

Ошибки и мозг

На сегодняшний день проведено множество экспериментов с целью узнать, как происходит обучение на практике. Ученые уже выяснили, что важную роль для формирования знания в долгосрочной памяти играет повторение и награда.

Ученые из Массачусетского Технологического Института так в ходе эксперимента над приматами с применением МРТ выяснили, что наиболее ярким стимулом для обучения была награда за правильный ответ. Когда примат, правильно выполнивший задание от организаторов эксперимента, получал награду, его нейроны (светившиеся во время правильного ответа), продолжали активность еще несколько миллисекунд. Но ведь все время давать правильные ответы невозможно.

Ошибки также заставляют наш мозг работать и обучаться, но процесс этот идет гораздо сложнее и витиеватее. Когда мы совершаем ошибку, если выбрать рациональный сценарий, то мы должны проанализировать весь свой опыт: последствия ошибки, предпосылки, что заставило нас выбрать конечное решение и так далее.

Иногда к ошибкам добавляется еще и эмоциональная составляющая, которая либо помогает нам как следует прочувствовать и закрепить полученный опыт, либо — вовсе вышибает пробки и разносит по кирпичикам все эмоциональное спокойствие — вспомните хотя бы себя во время важных экзаменов и что происходило в это время с вашими знакомыми-отличниками.

И таким образом, анализируя и прорабатывая свой опыт, мы приходим к умозаключениям и логическим цепочкам, которые в конце концов имеют шанс быть запомненными. Если этого не произойдет, велика вероятность, что мы с размаху прыгнем на те же грабли. Но с чужими ошибками все еще сложнее.

Что нам мешает учиться на чужих ошибках?

Любое изучение чужого опыта, даже когда мы получаем его из первых рук, может быть искажено в силу «трудностей перевода». Мы можем изучать ошибки человека, который нам не близок по своему мировоззрению, и это различие может сыграть важную роль в формировании опыта. Например, в школе ребенку-отличнику предлагают «учиться на ошибках», ставя в пример ребенка с более низкой успеваемостью. На примерах работы второго ученика разбираются нерешенные большинством примеры, но отличник, наблюдающий это, скорее всего будет сидеть и думать: «Ну я же не тупой, чтобы так ошибиться».

С похожей мыслью уже в более взрослом возрасте люди слушают истории знакомых, попавших в токсичные отношения или обманутых мошенниками. Отсутствие эмпатии, нежелание признавать, что человек и сам может оказаться в такой же ситуации, совершить ту же ошибку, не дает в полной мере воспринять чужой опыт.

К тому же, человек может совершить системную ошибку выжившего. То есть, изучая только опыт другого человека, как свершившийся факт, вы запомните только один сценарий, и — возможно — будете просто повторять чужие ошибки, вместо того, чтобы избегать их или в крайнем случае совершать свои.

Однако никто не говорит, что чужие ошибки полностью бесполезны. Просто к ним нужен особенный подход.

Во-первых, пересмотрите свое отношение к ошибкам в целом

Как дети строгой системы, в которой ты либо отличник, либо — будущий дворник, мы часто склонны преувеличивать масштабы трагедии, когда речь идет об ошибках. Ко многим из них можно относиться по-философски, как к полезному опыту, будь то опрометчивое желание надеть носки разного цвета или заказать капучино, несмотря на непереносимость лактозы.

Во-вторых, включайте эмпатию

Изучение чужого опыта можно сравнить с чтением книги, если сюжет или переживания главного героя вас не увлекают, то вы не сможете запомнить и — впоследствии — проанализировать его опыт.

В-третьих, мыслите шире рассказанной истории

Одинаковые ошибки могут приводить к различным последствиям, поэтому не ожидайте, что опыт вашего знакомого в точности повторится и у вас. Помните, что одних героев, съевших отравленное яблоко, может спасти поцелуй любви, в то время как другим понадобится активированный уголь.

О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг, и случай, бог изобретатель. (А.С.Пушкин)

Сегодня, общаясь с одним человеком, я в очередной раз услышал мнение о том, что умные учатся на ошибках других (а дураки на своих собственных ошибках)

Я уже тысячу раз слышал эту расхожую глупость (не побоюсь этого слова), но раз жизнь снова сталкивает с апологетом подобных рассуждений, значит, будет уместно вернуться к этому вопросу ещё раз, и может быть более глубоко, чем раньше. 

Прежде всего надо заметить, что в обществе есть куча расхожих штампов, которые широко употребляются, но при этом заведомо абсурдны или как минимум спорны. То есть если «все» так говорят, из этого ещё совершенно не следует, что то, что говорят, истина.

Тут уместно вспомнить одну известную шутку о самой большой в мире секте – «секте всех». Сектанты верят, что существуют некие Все, которых никто из них не видел, и приписывают им кучу сомнительных свойств, используемых в аргументации слов и действий: «Все так делают», «Все знают».

Если Вы, мой читатель, вдруг принадлежите к этой секте, рекомендую срочно уходить из неё, и переходить в другую – «секту не таких как все».

Ну а теперь серьёзно.

Каждый человек, который хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью что-то создать, построить, если хотите сотворить, знает, что любое дело на практике совершенно не совпадает с тем, что он об этом слышал и читал. И даже (страшно подумать) не совпадает с тем, чему учили (в школе, в институте, в техникуме). О кризисе образования не говорит сейчас только ленивый, но даже если человек получил хорошее образование, и ему действительно дали целый ряд важных знаний и навыков, он всё равно знает, что применение этих навыков в конкретных ситуациях требует некоторых изменений, корректировки, настройки.

Жизнь никогда не повторяется (полностью), и любая ситуация в чём-то да уникальна. Поэтому человек созидающий, творец всегда действует в новых обстоятельствах, и всегда должен поэтому самообразовываться (развиваться), чтобы создать то, что он хочет создать, будь то (прошу прощения за банальность) строительство нового дома, посадка и выращивание нового дерева и воспитание нового ребенка.

Человеку с таким опытом не надо доказывать, что учиться на чужих ошибках невозможно, можно научиться только на своём собственном опыте – он знает, что это так, он это может подтвердить самой своей жизнью. И он знает, также, о чём на самом деле эта избитая фраза насчет обучения на чужих ошибках – речь о том, чтобы учесть уже накопленный опыт других людей, изучая, например, книги. Но он прекрасно понимает при этом, что чтение книг не заменит реального опыта, а только подготовит немного к нему, причём, подготовка может быть весьма условной в некоторых вещах, даже если книга хорошая. Например, если речь идёт о выживании в дикой природе. Необходим колоссальный опыт, чтобы человек смог решить на практике такую задачу. Даже тонна прочитанных на эту тему книг неминуемо обернется гибелью, если человек решит, что он достаточно умный и научился опыту других, чтобы заняться решением подобной задачи самостоятельно. Без опытного проводника и помощника даже начитанному новичку, даже прошедшему какие-нибудь тренинги в тепличных условиях нечего делать в джунглях, тайге, саванне или пустыне.

И вот тут надо наконец расставить все точки над «i» в данной теме.

Фраза о том, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих собственных – это фраза потребителя.

Того самого потребителя, которого желает создавать современная система образования. Это фраза человека, который не является и никогда не будет творцом, который понятия не имеет о том, что такое реальная практическая созидающая деятельность, который не забил в жизни ни одного гвоздя и ни разу не попал молотком по собственному пальцу.

Так может рассуждать только человек, который всю жизнь привык хавать (именно хавать, а не просто потреблять) готовое, и который пальцем о палец не способен ударить, чтобы сделать что-то самостоятельно.

Кстати, таких особенно много перед экраном монитора, которые, являясь никчёмышами в жизни, очень любят сидеть в интернете и строить из себя умных, поучая других подобными штампами, которые «знают все» (ну или по крайней мере все умные, к которым они себя причисляют).

Для человека с подобным отношением к жизни действительно нет никакой разницы между чужим опытом и своим, потому что чужой опыт для него только слова, но и своя жизнь для него тоже только слова, потому что он ничего не делал в своей жизни реально, и не умеет делать.

Учитывая написанное выше, можно совершенно безошибочно сказать, что если человек не чувствует истинного смысла указанной фразы и не понимает её ошибочности в её буквальном употреблении, то это гарантированный признак того, что он ничего в своей жизни не умеет делать сам, являясь типичным потребителем, которому неведома реальная созидающая деятельность.

Именно поэтому, в частности, Лев Николаевич Толстой говорил, что человеку необходимо расти на земле, на реальной земле, а не в смысле на планете Земля. Потому что когда человек растёт на земле, он вынужден с детства набирать практический опыт жизни, а такой опыт даёт совершенно иное (конечно, в комплексе с книгами) понимание жизни.

Поэтому же работникам умственного труда очень важно периодически трудиться самым что ни на есть простым физическим трудом, это благодатнейшая почва для развития мозгов, и для того, чтобы подобное развитие не отрывалось от реальности. В этом свете, кстати, не лишне будет вспомнить об обязательной практике для студентов и научных работников в СССР ездить «на урожай», помогая работникам сельского хозяйства. Полезнейшая система, принуждающая людей умственного труда к труду физическому, высмеивание которой многими говорит о полном непонимании основ жизни, отрыве процесса мышления от реальности, пустом и глупом теоретизировании.

Пользователи интернета любят картинки, да и разбавить насыщенный смыслами текст шуткой будет кстати. Ещё одной хорошей иллюстрацией, показывающей подобное разглагольствование о вещах, о которых человек не имеет в силу своего потребительского образа жизни ни малейшего представления, является следующая картинка:

Автор этих строк искренне и бесконечно благодарен тем людям в его жизни, которые научили его трудиться физически, и не только научили, но и помогли увидеть эти связи между трудом физическим и трудом умственным.

Ну и в заключение хочу отметить ещё одно. Физический труд не только помогает мозгам научиться работать хорошо и правильно, но обладает и ещё одним чудесным свойством. Человек, который трудится физически, хорошо видит враньё вокруг и отучается врать сам. Ложь выглядит очень витиевато и замысловато, а когда трудишься руками, то здесь всё «просто» — или ты делаешь правильно, или «косячишь». И очень быстро вырабатывается интуитивное схватывание сути дела. Даже не понимая, в чём именно дело конкретно, не разбираясь в деталях лживого построения, человек чувствует сам факт присутствия лжи. Чувствует просто потому, что как-то «не складывается».

Как говорится в одном анекдоте, «хоть и не понимаю, где именно, но чувствую, что где-то обманывают».

Ну и напоследок ещё одна хорошая шутка, которая попалась на глаза уже после того, как материал был написан. Она полностью укладывается в тему статьи, да к тому же ещё и являет собой пример по-настоящему тонкого юмора:

Учатся на своих ошибках, на чужих ошибках делают карьеру.

До скорой встречи, читатель, следующий материал выйдет сегодня же, ибо дата не рядовая.

P.S. Совсем забыл написать для новых посетителей моего журнала. В моём журнале есть отдельная статья, посвящённая правилам общения в комментариях. Не поленитесь найти и прочитать, ибо грубое нарушение правил карается мгновенным баном.

P.P.S. На самом деле в правилах общения нет ничего «особенного», и нормальные адекватные люди их и так знают, просто потому что воспитаны по жизни. Это скорее лишнее напоминание для неадекватов.

Многие твердят, что лучше на чужих ошибках учиться. Мол, почитайте романы, любовные истории, автобиографии людей, чьи-то воспоминания, дневники – и вынесите для себя уроки, чего нужно делать, а чего не нужно. Но, как показывает жизнь, такой опыт бывает редко полезным. Люди стремятся учиться на чужих промахах лишь потому, что боятся их совершать. А это трусость. Все люди разные, у каждого свои трудности. С одними проблемами вы можете столкнуться, а с другими – нет. Тогда зачем изучать жизненные трудности всего человечества?

лучше на чужих ошибках учиться

Лучше на чужих ошибках учиться или на своих?

Как многие не верят в то, что не видят и не чувствуют, так большинство не может выучить урок, пока сами его не пройдут. Вспомните многочисленные истории, как «мама мне говорила, а я не послушался». Почему так происходит? Человеку самому нужно понять, что нужно и не нужно, что важно и не важно, что он ценит и чего не ценит. Пока вам говорят, вы лишь слушаете. Но как только проблема случается, вы теряетесь, хотя раньше знали правильный ответ на свой вопрос.

Пока люди учатся на чужих ошибках, они боятся совершать свои. Со стороны смотреть намного безопаснее, чем самому попасть в «яму». Когда человек сталкивается с расхожей проблемой, он напрочь забывает все, что раньше знал. Он поддается сиюминутным чувствам и эмоциям, совершая действия, которые ему приходят в голову. Зачастую люди совершают глупости, хоть раньше и рассуждали разумно.

лучше на чужих ошибках учиться

Пока человек сам не пройдет некую сложную ситуацию и не сделает для себя определенные выводы, не сможет учиться. Невозможно научиться на чужих ошибках, поскольку они чужие, а не личные. Эти ситуации не затрагивают чувства, эмоции, ум. Человек не проживал тех трудностей, которые переживали другие. А значит, он не понимает, почему должен поступать так, а не иначе. Почему она должна прощать мужу измену, а не уходить от него? Почему он должен терпеть критику своего начальника, а не бросать работу? Почему ребенок не может взять себе в кроватку все игрушки, а только одну? Пока человек сам не попадет в ситуацию, когда ему нужно что-то решать, предпринимать и делать, не вынесет лично для себя урок. Вот почему многократно повторяются одни и те же сложные истории у разных людей. Человек учится не на чужих ошибках, а только на своих.

На чужих ошибках можно и очень удобно делать умозаключения. Можно рассуждать и даже стараться что-то для себя решить. Многое можно прочесть; как избежать конфликта, как бороться с ленью и даже как стать успешным. Но когда непредвиденное случается лично, лишь от человека зависит, как он поступит. Зачастую люди напрочь забывают опыт других и совершают ошибки, типичные для всех.

лучше на чужих ошибках учиться

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На чьих ошибках лучше учиться
  • На сайте lk zakupki gov ru используется неподдерживаемый протокол ошибка
  • На этой странице произошла ошибка сценария строка 195
  • На что влияет ошибка лямбда зонд
  • На сайте gasu office roskazna ru используется неподдерживаемый протокол как исправить