Все мы совершаем ошибки в процессе обучения. Раньше мы часто слышали, что на ошибках учатся, но ученые уже доказали, что это не так: учимся мы, осознавая и рефлексируя их. А для того чтобы осознание было полнее, нужно понимать, что за ошибки мы совершаем и что они значат для нас. Делимся с вами основными типами ошибок и инструкцией, как их понимать.
Как разделяются типы ошибок
Схему для определения типа ошибок разработали эксперты проекта MindsetWorks. По их мнению, тип ошибки зависит (в основном) от двух переменных: возможности к обучению (высокая или низкая) и преднамеренности (высокая или низкая). В связи с этим можно выделить 4 типа ошибок, в которых эти переменные будут сочетаться в разных значениях.
«Ага»-ошибки
Этот тип ошибок характеризуется высокой возможностью к обучению и низкой преднамеренностью. Она происходит, когда мы достигаем того, что намеревались сделать, но затем понимаем, что это было ошибкой из-за недостатка некоторых знаний, которые сейчас становятся очевидными. Примеров тому множество, например:
-
Когда нам не хватает знаний о содержании: не найдя воды, мы пытаемся потушить пожар спиртом, который, как мы не осознавали, легко воспламеняется.
-
Когда мы обнаруживаем больше нюансов, чем предполагали: рисуя картину, ребенок всегда окрашивает солнце в желтый цвет, а через некоторое время он начинает замечать, что светило не всегда только желтое.
-
Когда мы делаем неверные предположения: например, когда мы пытаемся помочь жалующемуся другу, думая, что раз он говорит о проблемах, то ему нужна помощь.
-
Когда мы делаем систематическую ошибку выжившего: например, когда мы даем профессиональные советы с высоты собственного опыта, полностью отрицая альтернативные пути решения проблем.
-
Когда мы неправильно запоминаем информацию: например, мы приглашаем друга на день рождения в правильный день, но не в тот месяц.
Эти ошибки можно предотвратить или извлечь из них пользу, если задавать правильные вопросы. Мы можем спросить себя: что было неожиданным? Почему произошел такой результат? Что прошло хорошо, а что нет? Что я могу сделать иначе в следующий раз? Мы также можем спрашивать окружающих нас людей об информации, о которой мы, возможно, не знаем, или о том, как улучшить свои навыки.
Ошибки растяжения
Ошибки растяжения случаются, когда мы работаем над расширением наших нынешних способностей. У них высокий показатель возможностей обучения и преднамеренности. Они случаются, когда мы пытаемся сделать что-то выходящее за рамки того, что мы уже можем сделать без посторонней помощи.
Это еще один вид позитивных ошибок. Если их нет — это значит, что мы никогда не ставили перед собой задачу получить новые знания или навыки.
Иногда, когда мы застреваем, совершая и повторяя одну и ту же ошибку растяжения, проблема может заключаться в том, что мы бездумно выполняем движения, вместо того чтобы по-настоящему сосредоточиться на улучшении своих способностей. В других случаях основная причина может заключаться в том, что наш подход к обучению неэффективен, и мы должны попробовать другую стратегию, чтобы освоить новый навык. Или может случиться так, что мы не рассчитываем свои силы и просто еще не готовы справиться с новым уровнем сложности.
Из-за этого мы можем чувствовать себя застрявшими. Чтобы это преодолеть, достаточно снизить требования и уровень сложности новых задач и переместиться в зону ближайшего развития. Эта зона немного превышает то, что мы уже можем сделать без посторонней помощи. Когда мы проходим через эту зону, мы можем постепенно повышать уровень сложности для выполнения следующих задач и освоения новых компетенций.
Ошибки из-за небрежности
Небрежные ошибки характеризуются низкой преднамеренностью и низкой возможностью к обучению. Они случаются, когда мы делаем то, что уже знаем, но делаем это неправильно, потому что теряем концентрацию. Мы все время от времени делаем небрежные ошибки, потому что мы люди. Однако, когда мы делаем слишком много этих ошибок, особенно в отношении задачи, на которой мы собираемся сосредоточиться в данный момент, это сигнализирует о необходимости повысить свой фокус внимания.
Иногда небрежные ошибки можно превратить в «ага»-ошибки. Если мы совершаем ошибку из-за того, что не сосредоточены на текущей задаче, или мы слишком устали, или что-то нас отвлекает, поразмыслив, мы можем получить инсайты, как повысить свою продуктивность, как организовать свое время, чтобы не переутомляться.
Ошибки высоких ставок
Иногда мы не хотим ошибаться, потому что это было бы катастрофой. Например, в потенциально опасных ситуациях мы хотим быть в безопасности. Большая ошибка человека, отвечающего за безопасность на атомной электростанции, может привести к ядерной катастрофе. Мы не хотим, чтобы водитель школьного автобуса рисковал, слишком быстро делая поворот, или учащийся в этом автобусе завязал глаза водителю автобуса. В таких случаях мы хотим внедрить процессы, чтобы свести к минимуму серьезные ошибки.
Помимо ситуаций, угрожающих жизни, мы можем иногда рассматривать эпизоды, в которых ставки не так серьезны, как жизнь и смерть, но все же довольно высоки. Например, если кому-то важно поступить в престижный университет, сдача экзаменов может быть очень важным событием. Или, если спортивная команда тренировалась годами, упорно работая над тактикой, финал чемпионата можно считать событием с высокими ставками.
В таких ситуациях мы делаем все возможное, чтобы работать как можно лучше и избегать ошибок. Но иногда мы все же можем не получить желаемый результат, и события, которые привели к такому исходу, будут считаться ошибкой высокой ставки.
Их сложно предотвратить, поскольку они происходят вопреки попыткам не допустить эти ошибки, поэтому секрет для извлечения выгоды из этого типа ошибок — рефлексия. Нужно оценивать как причины случившихся ошибок, так и ценный опыт, который они помогают получить. В конце концов, ведь если человек смог позволить себе сделать эту высокую ставку, значит, он неплохо поработал за время подготовки к важному событию. В ситуации такой ошибки нельзя обесценивать собственный опыт — наоборот, необходимо составить стратегию дальнейшего движения и усовершенствования.
Не все ошибки одинаковы и не всегда желательны. Кроме того, обучение на ошибках не всегда происходит автоматически. Чтобы извлечь из них максимальную пользу, нам нужно задуматься над нашими ошибками и извлечь из них уроки.
Нам всем повезло, что мы можем получать удовольствие от роста и обучения на протяжении всей жизни независимо от того, каков уровень наших способностей на данный момент. Никто никогда не сможет забрать у нас этот источник удовлетворения.
Если мы будем более точными в нашем собственном понимании ошибок, это повысит осознанность, вовлеченность и эффективность как учащихся.
Добиться успеха без ошибок практически невозможно. Чему научили провалы амбициозных новичков в бизнесе? Предприниматели рассказывают о своем опыте.
Мудрость часто приходит в зрелом возрасте, но растущее число молодых предпринимателей говорит о том, что возраст не так важен, когда речь идет об успехе. В своей книге «2 миллиарда до 20: Как миллениалы разрушают возрастные барьеры и меняют мир» авторы Стейси Феррейра и Джаред Клейнерт делятся историями 75 амбициозных предпринимателей, которые воплотили свои идеи в реальность.
Читать о достижениях очень приятно, но часто в историях успеха попадаются и сюжеты с неудачами. Шесть предпринимателей из книги «2 миллиарда до 20» рассказывают об ошибках, которые совершили на своем пути, и о том, чему они их научили.
Урок №1: Не занимайтесь многими делами одновременно
Основатель образовательного акселератора IQ Co-Op Сьюзи Даунс всегда увлекалась ядерными технологиями. Возможно, даже слишком. «Я очень вдохновляюсь теми проектами, над которыми работаю, и это вдохновение распространяется и на другие идеи, которые приходят мне в голову», — говорит она.
И хотя вдохновение помогает зажечь окружающих, оно одновременно приводит и к неудачам. «Я растратила огромное количество возможностей, сожгла много мостов, допустила грубые ошибки», — признается Сьюзи.
Вы будете разбрасываться по мелочам, выкладываясь на 15% на 20 разных дел, вместо того, чтобы на 100% посвятить себя решению хотя бы трех задач.
«Невозможно постоянно перерабатывать в офисе, посещать университет, быть волонтером и заниматься еще шестью другими делами», — говорит Сьюзи. Ей пришлось отойти от некоторых проектов и найти помощников, чтобы укладываться в дедлайны. Хотя отказаться от чего-то, что тебе интересно, действительно непросто, признается она. «Вы всегда должны четко понимать, что для вас более ценно, и отдаваться этому полностью», — к такому выводу пришла предпринимательница.
Урок №2: Нельзя недооценивать роль команды
Когда Эмануэл Ньям стал организатором акселерационной программы для стартапов в Гане, он брал пример с основателя Virgin Group Ричарда Брэнсона. Чего он не понимал в тот момент, так это того, что Брэнсон был всего лишь главой большой организации. «Я читал о нем истории в новостях и решил, что он все создал сам, — рассказывает Эмануэл. – Я потратил слишком много времени на все, постоянно чувствуя себя измотанным».
Хотя новостные заголовки и превозносят CEO, никто из них не добивается успеха в одиночку. «Каждому стартапу нужна команда хотя бы из трех человек, которая включает генератора идей, маркетолога и эксперта по финансам», — считает Эмануэл. Генератор идей придумывает что-то новое для бизнеса, и именно он чаще всего является основателем. Маркетолог занимается привлечением клиентов, а эксперт по финансам привлекает инвестиции и управляет деньгами.
«Члены команды упорно работают ради целей компании. Если вы видите, что в журнале превозносится имя CEO какой-то компании, просто вспомните о том, что он на самом деле представляет свою команду».
Урок №3: Не переоценивайте свои способности
В начале любого предпринимательского начинания очень легко сфокусироваться на большой идее и на тех шагах, которые необходимы, чтобы сделать бизнес успешным. Но недостаточное количество ресурсов может привести к тому, что вы будете решать задачи поверхностно, считает Зоуи Месник-Грин, основатель социального стартапа Lasting Smiles. «Я думала, что смогу справиться со всеми финансовыми проблемами самостоятельно, чтобы сэкономить. Все оказалось не так просто».
Чем больше Зоуи занималась стратегическими вопросами и переговорами, тем больше мелких деталей она упускала. «Когда мой бизнес начал развиваться, я поняла, что та система учета, которую я создала, нуждается в полном реформировании, — рассказывает она. – Чтобы избавить себя от головной боли, привлекайте в компанию хороших консультантов, которые возьмут на себя заботы о небольших, но крайне важных делах. Это позволит лично вам сфокусироваться на более серьезных задачах».
Урок №4: Будьте активны в найме сотрудников
Одна из основных задач любого основателя стартапа — это создание талантливой команды и привлечение новых специалистов. Бен Лэнг, сооснователь израильского стартапа Mapme, признается, что его компания пассивно занималась наймом. На рекрутинг подходящего сотрудника иногда уходили месяцы, что сдерживало развитие бизнеса.
«Мы поняли, что нам необходимо стать более активными и посвятить больше времени найму, — делится опытом Бен. – Какое-то время я тратил часы на поиск в интернете, я занимался рекрутингом в социальных сетях Facebook, LinkedIn, чтобы найти для нашей компании лучших специалистов».
Пока Mapme не может позволить себе HR-менеджера, поэтому сооснователю приходится тратить огромную часть своего времени на подбор персонала. «Это ответственность основателя — искать потенциальных сотрудников, которые будут верить в то же, во что верите вы».
Урок №5: Не беритесь за то, что вам пока не по силам
Бамидель Онибалуси — 19-летний предприниматель из Нигерии, основатель популярного блога Writers in Charge. Сегодня он признается, что едва не уничтожил свою карьеру предпринимателя, однажды взявшись за то, что ему не по силам. «По натуре я очень деятельный, и я люблю, когда результаты быстро становятся заметны, — говорит он. – Если я работаю над новым проектом, то хочу включить в него абсолютно все».
За этот свой энтузиазм он однажды чуть не расплатился рыбным хозяйством. «Я сразу решил работать как крупный бизнесмен: поставил перед собой задачу продать более 10 000 рыб. В результате бизнес понес серьезные убытки».
Разоренный, но не павший духом, предприниматель решил сделать еще одну попытку. В этот раз он поставил другую цель — продавать всего 6 000 рыб. «Я внимательно отнесся к делу, учитывая первый полезный урок. Получив первую прибыль, сейчас я могу продавать больше. Начиная с малого, вы можете отслеживать динамику, смотреть, что работает, а что нет, адаптироваться к изменениям, — анализирует ситуацию бизнесмен. – Опыт — хороший учитель».
Урок №6: Не бойтесь делиться своими идеями
У Даниэля была идея — создать сайт, который бы объединял людей, съезжающих с арендованных квартир, и тех, кто ищет жилье. Но он испугался, что его идею украдут. «Я придержал ее и не стал ни с кем делиться информацией, так как не хотел, чтобы идею скопировали», — рассказывает предприниматель. Позже он понял, что проще всего — придумать идею, сложность заключается в том, чтобы идею реализовать.
«Вы должны быть уверены в том, что именно вам предназначено судьбой решить ту или иную проблему, — говорит основатель Rentity. – Без этой веры очень трудно оставаться уверенным в себе, когда люди критикуют вашу идею».
Сейчас Даниэль прямо говорит о том, чем занимается. «Сделайте презентацию бизнеса в Google Presentations доступной для всех, чтобы люди могли оставлять комментарии к ней, — советует он. – Информация, которую вы получите, поможет лучше понять ваш продукт и бизнес. Вы же наверняка хотите делать что-то нужное для людей. А что в этом случае может лучше помочь, чем мнение потенциальных покупателей?»
По материалам Fast Company
Автор: Стефани Воцца
Эксперты онлайн-школы английского языка EnglishDom объясняют, как извлекать пользу из ошибок
https://gbcdn.mrgcdn.ru/uploads/post/2598/og_image/7350ee4fcc580d177a0e76a6734c9af9.png
Ошибки — это нормально или плохо? Большинство школьников и студентов считают, что плохо. И что от них нужно избавляться как можно быстрее. А ещё лучше — не ошибаться вообще никогда.
Но не все думают так же. Инвестиционные ангелы часто обращают внимание на проекты, у авторов которых есть опыт провалов. Суть в том, что стартапер, который детально проработал свои ошибки, точно не допустит их в будущем. А значит, у проекта больше шансов на успех.
Ошибка — это не проблема, от которой нужно поскорее избавиться. Это ресурс, который при правильном подходе помогает совершенствоваться. И его нужно использовать на полную мощность. В этой статье эксперты онлайн-школы английского языка EnglishDom расскажут, как это сделать.
Психология ошибки: почему «красная паста» не работает
Бояться ошибок нас учат ещё в школе. Когда учитель правит домашнее задание красной пастой, отмечая ошибки и неточности, но при этом вообще никак не поощряет за правильные варианты.
Так закрепляется подсознательный паттерн, что ошибки — это очень плохо, а избегать их — правильно. Чтобы в тетради не было начёркано красным. К сожалению, это так не работает.
«Красная паста» заставляет человека зацикливаться на своих ошибках. Закреплять в памяти множество неверных вариантов вместо того, чтобы выучить правильный.
Это порождает целый ряд сложностей:
-
Из-за чрезмерной концентрации на ошибках человек склонен преуменьшать собственные успехи. Это приводит к падению мотивации и отбивает интерес к учёбе в целом. Появляются мысли, что «нет способностей», «не дано» или «для этого нужен талант».
-
Мозг всеми силами старается избежать повторной ошибки, поэтому пытается запомнить все варианты, которые были неправильными. Вот только их может быть огромное множество для одной ситуации, и это перенапрягает наш мозг. А если ошибка закрепляется сильнее, чем правильный вариант, то память может сильно сбоить, так как не может точно определить, что верно, а что нет.
-
Эффект «красной пасты» легко экстраполировать на другие активности. Появляется ступор перед ошибками и желание ничего не делать, чтобы не ошибаться — это называется парадоксом перфекционизма. Подобный эскапизм может в дальнейшем проявляться и в повседневной жизни, ведь проще убежать от решений, чем снова ошибиться.
Корень проблемы — в отношении к ошибкам. Если воспринимать их негативно, то они будут давить на сознание. Страх ошибки — одна из самых серьёзных проблем в психологии человека, и от него очень сложно избавиться.
4 шага, чтобы превратить ошибки в победы
Ошибки — это мощный инструмент, который открывает новые грани учебного процесса.
Изменить то, как мы их воспринимаем, не так уж сложно. Ниже вы найдёте схему из четырёх шагов, которая поможет учиться на своих ошибках. Её можно использовать не только в учебных модулях, но и в повседневной жизни.
Шаг 1. Осознайте, что ошибка — это нормально и её можно использовать
Рассмотрим на примере иностранных языков. Это настолько комплексные и сложные системы, что изучить их без ошибок невозможно. Не сложно, а именно невозможно.
Человеческий мозг не в состоянии обрабатывать всю информацию, которая в него поступает, со 100%-ной точностью. Ведь ошибки допускают даже люди с эйдетической памятью, которые помнят абсолютно всё. Да что уж там, даже суперкомпьютеры с немыслимыми вычислительными мощностями тоже иногда ошибаются.
Группа психологов из Малайзии исследовала 42 студентов, которые изучали английский язык. Учёные провели 126 контрольных диалогов и нашли 779 типичных ошибок в устной речи испытуемых. В среднем 6 ошибок на небольшой отрывок речи. Среди участников не было ни одного человека, который бы вовсе не допустил ошибок. Ни одного. Это с учётом, что у некоторых был уровень английского Fluent.
Даже носители языка не знают английский идеально. Более того, многие среднестатистические американцы знают грамматику и нюансы языка даже хуже, чем обычный студент с уровнем Advanced. А если ошибок нельзя избежать, то их нужно правильно прорабатывать.
Шаг 2. Глубоко анализируйте ошибки
Нельзя просто исправить ошибку и сделать вид, что её никогда не было. Такая тактика не принесёт пользы, и вы будете повторять её снова и снова. Особенно глубоко нужно работать с типичными ошибками, когда они возникают далеко не в первый раз. Ведь это уже означает, что паттерн закрепился в памяти. И если ничего с ним не делать, то избавиться от проблемы не получится.
Для начала необходимо найти глубинную причину. Не анализировать каждую ошибку отдельно, а выяснить, почему они случаются.
В контексте изучения любой дисциплины причины могут быть такими:
-
Вы слабо поняли тему. К примеру, пропустили объяснение и стабильно делаете ошибки, потому что недопоняли тему или не получили конкретных знаний.
-
Применяете аналогии там, где это нельзя делать. Чёткие формулы хороши в аналитике, но при создании рекламных креативов они не работают.
-
Используете неверные смыслы и контекст. К примеру, без анализа целевой аудитории крайне сложно попасть в реальную потребность клиента. А без этого не получится её удовлетворить и продать продукт.
Исследователи из университета Аугсбурга создали алгоритм исправления ошибок, основанный на особенностях человеческой психики. Подробное описание есть в статье, а здесь мы приведём только схему:
Проводить подобный анализ можно самостоятельно, оценивая собственные ошибки. Но лучше, если это сделает преподаватель или искусственный интеллект.
На EdTech-платформах это уже автоматизировано. К примеру, в цифровом учебнике EnglishDom информация обо всех ошибках фиксируется в системе. У вас есть подробный отчёт по каждому домашнему заданию: сколько раз вы ошиблись в конкретном слове, в каких предложениях были сложности с грамматикой. А затем все эти ситуации подробно прорабатываются с преподавателем, выясняются их причины и составляется план, чтобы эффективно учиться на ошибках.
В 2016 году американские учёные опубликовали интересное исследование мотивации студентов, которые изучают естественные науки. И оказалось, что студенты, которые узнавали не только об успехах известных учёных, но и об их провалах, были куда сильнее мотивированы к учёбе и научным достижениям, чем те, которые знали только об открытиях и прорывах.
Шаг 3. Исправьте ошибку и закрепите правильный вариант
Зубрёжка — не лучший вариант для исправления ошибок. Она работает, но невероятно затратна по внутренним ресурсам.
-
Во-первых, вы силой пытаетесь вложить в мозг информацию. На это тратится много энергии и времени. При этом совсем не факт, что данные попадут в долговременную память.
-
Во-вторых, даже если вы успешно выучили правильный ответ, здесь начинаются проблемы. Потому что в долговременную память попадают противоречивые варианты, которые мозг считает истинными. А из-за того, что они конфликтуют, память будет постоянно сбоить.
Исправить ошибку поможет только большой объём разнообразной практики. Именно такой, чтобы воссоздавать сценарий с разных сторон и выбирать правильный вариант ответа.
Если же ошибка закрепилась глубоко в памяти и её не получается искоренить даже практическим путём, можно использовать «легальный хак» мозга — мнемонику. Это простые для запоминания фразы или утверждения, которые помогают мозгу «вспомнить» правильный вариант. Вот известная мнемоника, которую знает каждый. Запомнить цвета радуги в правильном порядке помогает фраза:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан
Первые буквы слов напоминают, в каком порядке следуют цвета. Нужно один раз запомнить звучную фразу, и всё — здесь вы уже не ошибётесь никогда. Мозг вспомнит «подсказку» и выдаст правильный вариант, не тратя кучу энергии на судорожный поиск ответа.
Шаг 4. Осознайте, что ошибки больше нет
Важнейший этап, который многие игнорируют. Мало избавиться от ошибки, закрепив правильный вариант. Важно ещё и осознать, что вы это сделали. Если нет осознания, то мозг продолжает считать задачу незавершённой. Это как квест в компьютерной игре, который вы закончили ещё 100 часов назад, но забыли закрыть.
И здесь есть ещё один важный момент, который обычно встречается после «закрытия квеста», — поощрение. Именно оно превращает рутинную работу над ошибками, которую мы дружно ненавидели в школах, в мощный инструмент саморазвития. Поощрение может быть очень разным.
Можно поощрять и мотивировать себя самостоятельно. К примеру, разобрались с ошибкой — побаловали себя чем-нибудь приятным. Но такой способ субъективен. Человек склонен преуменьшать свои достижения, поэтому объективно оценить успехи и размеры поощрения крайне сложно. Психологи рекомендуют сохранять стимул-поощрение даже в случае неудач. Нужно стимулировать свой интерес к обучению и вдохновлять себя на свершения, а не наказывать за ошибки.
Но лучше всего, если прогресс отслеживает сама система. В таком случае человек получает максимально объективные данные и оценку.
Реализация системы может быть разной:
-
строка прогресса и получения очков опыта, как в играх;
-
турнирная таблица и сравнение с другими учащимися;
-
ачивки и значки за достижения;
-
а некоторые обучающие программы дают вполне реальные скидки на свои платные пакеты или даже бесплатный премиальный доступ.
Ошибки и косяки нужно использовать. Ведь если бояться их или игнорировать, то теряется мощный механизм для совершенствования. Правильно говорят: «Не можешь бороться — возглавь». Если ошибок не избежать, то нужно выжать из них максимум пользы, и эти четыре простых шага вам помогут. Пользуйтесь.
Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих.
Это конечно полная неправда, которая заставляет страдать многих людей, боящихся совершить ошибки. Они сидят и смотрят на тех, кто что-то делает, завидуют им, злятся на них, злятся на себя, но боятся. Боятся ошибок, ведь тогда они будут дураками. Чтобы не быть дураками, надо прочитать много литературы, стать экспертами, экспертами теоретического всезнания. А на самом деле незнания.
У вас бывали ситуации, когда вы делали что-то, ошибались и косячили, а потом думали «ну, б. лин! Мне ведь именно об этом говорили»? Конечно было. А еще наверняка вы ругали себя за то, что сделали, потому как стыдно как дурак ошибаться, надо — то умней!
Но задумайтесь вот над чем: если бы вы не получили этот опыт, вы бы так ничего и не поняли.
Внимание! Только в искусственных системах есть идеальные эталонные метры, сферические шары и кони в вакууме. В природе идеального нет. В природе даже прямых линий нет. Кстати, знаете какая есть популярная искусственная система в жизни каждого из нас? Школа, конечно. Именно там дрючат за первые малейшие ошибки. В интернете долго гуляла фотка «Двойки», которую поставили одному парню за то, что он провел операцию деления в уравнении, потому что деление еще не проходили и оно запрещено (см. Запрещенное на территории России государство деления и умножения.
Невозможно, невозможно чему-то научиться, не совершая ошибок. В том случае, если даже вам 10 раз скажут «не Ходи Туда, не Общайся с Этим Человеком, не Трогай эту Штуку», вы все равно пойдете, пообщаетесь и потрогаете штуку, потому что не понимаете, а что в этом такого. И только когда вам станет больно или страшно, вы поймете, о чем речь (если конечно почувствуете, а не проигнорируете.
Либо вам станет хорошо, и вы поймете, что другой человек ошибался, а вы теперь сами можете научить, как сделать чтоб хорошо.
Но для этого надо рискнуть и прожить этот опыт на себе. Ко мне часто приходят клиенты, которые ужасно боятся общаться с противоположным полом, боятся сказать «Привет», сказать о своих чувствах, о своем решении, пригласить, позвать, отказать, показаться навязчивыми. Им кажется, что можно сразу все сделать идеально. Их приводит в ужас одна только мысль сделать «Как-нибудь», а не хорошо. А хорошо не умеют, потому что не пробовали. См. Паралич перфекциониста.
Невозможно сесть на велосипед и поехать, не упав. Так и невозможно общаться и строить отношения, не попробовав ошибаться.
Я часто рекомендую перед свиданием, если их давно не было, специально настроиться на «Завал», т. е. не стараться, не одеваться красиво, а провалить встречу. Это конечно не значит ругаться или вести себя некрасиво, но не пытаться никого впечатлить.
Менеджерам продаж, например, верно рекомендуют завалить первые 5 звонков, чтобы страх звонка, страх ошибки ушел. Мир не рухнет от ваших ошибок, зато вы станете лучше.
Закончу одной шуткой (не шуткой: настоящий эксперт — это тот человек, который совершил все возможные ошибки в заданной узкой области.
Смысл пословицы «умные учатся на ошибках других, а глупые на своих»
Строя МЛМ бизнес, не стоит об этом забывать. Через жизнь каждого более-менее серьезного сетевика проходят по меньшей мере тысячи людей, прежде чем найдутся те несколько из этих 10%.
И чем больше их проходит, тем меньше времени уходит на каждого ненужного кандидата. Накопленный опыт позволяет легко определить те 10%, на которых стоит обратить внимание.
Интересно правда и то, что новые кандидаты при этом уже не особенно и нужны. По прошествии нескольких месяцев в бизнесе, как правило, большая часть времени уходит на работу с уже существующими партнерами.
Вот так и происходит все по закону подлости, когда навыки нужны – их нет, а когда появляются – становятся нужны уже совсем другие.
Как же выйти из этого замкнутого круга?
Ответ прост и спрятан в пословице:
«Умные учатся на своих ошибках, а мудрые – на чужих»
Поступайте как мудрые. Используйте опыт других людей.
Система построения МЛМ бизнеса – это ничто иное, как опыт других людей представленный в виде четких шагов.
Лучше на чужих ошибках учиться — вопрос интересный.
Многие твердят, что л учше на чужих ошибках учиться . Мол, почитайте романы, любовные истории, автобиографии людей, чьи-то воспоминания, дневники – и вынесите для себя уроки, чего нужно делать, а чего не нужно. Но, как показывает жизнь, такой опыт бывает редко полезным. Люди стремятся учиться на чужих промахах лишь потому, что боятся их совершать. А это трусость. Все люди разные, у каждого свои трудности. С одними проблемами вы можете столкнуться, а с другими – нет. Тогда зачем изучать жизненные трудности всего человечества?
Лучше на чужих ошибках учиться или на своих?
Как многие не верят в то, что не видят и не чувствуют, так большинство не может выучить урок, пока сами его не пройдут. Вспомните многочисленные истории, как «мама мне говорила, а я не послушался». Почему так происходит? Человеку самому нужно понять, что нужно и не нужно, что важно и не важно, что он ценит и чего не ценит. Пока вам говорят, вы лишь слушаете. Но как только проблема случается, вы теряетесь, хотя раньше знали правильный ответ на свой вопрос.
Пока люди учатся на чужих ошибках, они боятся совершать свои. Со стороны смотреть намного безопаснее, чем самому попасть в «яму». Когда человек сталкивается с расхожей проблемой, он напрочь забывает все, что раньше знал. Он поддается сиюминутным чувствам и эмоциям, совершая действия, которые ему приходят в голову. Зачастую люди совершают глупости, хоть раньше и рассуждали разумно.
Пока человек сам не пройдет некую сложную ситуацию и не сделает для себя определенные выводы, не сможет учиться. Невозможно научиться на чужих ошибках, поскольку они чужие, а не личные. Эти ситуации не затрагивают чувства, эмоции, ум. Человек не проживал тех трудностей, которые переживали другие. А значит, он не понимает, почему должен поступать так, а не иначе. Почему она должна прощать мужу измену, а не уходить от него? Почему он должен терпеть критику своего начальника, а не бросать работу? Почему ребенок не может взять себе в кроватку все игрушки, а только одну? Пока человек сам не попадет в ситуацию, когда ему нужно что-то решать, предпринимать и делать, не вынесет лично для себя урок. Вот почему многократно повторяются одни и те же сложные истории у разных людей. Человек учится не на чужих ошибках, а только на своих.
На чужих ошибках можно и очень удобно делать умозаключения. Можно рассуждать и даже стараться что-то для себя решить. Многое можно прочесть; как избежать конфликта , как бороться с ленью и даже как стать успешным . Но когда непредвиденное случается лично, лишь от человека зависит, как он поступит. Зачастую люди напрочь забывают опыт других и совершают ошибки, типичные для всех.
Рассматривайте каждую ошибку как возможность обучиться новому
Есть так много возможностей учиться на ошибках, вот некоторые из них:
Напомните себе, что ошибки делают вас людьми
. Сделать ошибку приемлемо. Просто не позволяйте ей повториться.
Признайте свои ошибки и овладейте ими
. Рассматривайте каждую ошибку как возможность обучения, а не источник страха или смущения.
Приветствуйте критику
. Относитесь к критике, как к подарку, а не пощечине.
Дайте себе оценку
. Жизнь — это классная комната. Каждый раз, заканчивая какое-либо дело, задавайте себе вопрос: «Если бы у меня была возможность сделать это снова, что бы я сделал по-другому?»
Бросьте вызов своему распорядку
. Оставьте зону комфорта и не бойтесь меняться. Когда люди не учатся на ошибках, их ошибки часто превращаются во вредные привычки.
Измените свои привычки
. Избавьтесь от своих плохих привычек. Практика не сделает вас совершенным, если вы делаете это неправильно.
Подумайте, прежде чем начать что-то делать
. Вспомните, делали ли вы это в прошлом, чтобы не пришлось изобретать колесо.
Учитесь у других
. Если вы учитесь на ошибках других людей, вам не придется совершать каждую ошибку самостоятельно.
Умный учится на чужих ошибках
Я уже год как пытаюсь разобраться в этом вопросе, но никак не могу ничего понять. Когда нам лет в 14 твердят, что так нельзя, с теми не гуляй туда не ходи, это плохой человек мы не слушаемся. Мы же не хотим понимать своих родителей, мы твердо настаиваем на своем и совершаем очень много ошибок, которые не лучшим образом отражаются на наше будущем. Да казалось бы я слишком молода что бы этом говорить но и молчать я не могу. В жизни каждого человека наступает переломный момент, когда случается что-то плохое. Момент, когда приходится делать выбор всю жизнь смотреть на жизнь через розовые очки или же на конец снят их и посмотреть на жестокую реальность. Кто то пытается их снять но, испугавшись реальности они одевают их обратно на всегда, а кто-то выбирает другой путь. Они снимают очки с осознанием того что они уже повзрослели и пора поступать как взрослый человек. А кто-то не снимает их никогда не в 18 не в 30 и даже в 70 они боятся их снять. Но какой, же путь лучше? Однако же есть люди, которые даже в 30 остаются маленькими и их поступки не соответствуют возрасту. Понимая, что они навсегда оставили при себе свои розовые очки и их уже невозможно снять. Они пытаются понять реальность пытаются поступать как взрослые люди, однако же, у них ничего не получается. Всего лишь потому, что когда то струсили, теперь они играют в реальность, но не живут в ней. Встречая призраков прошлого, мы боимся заглянуть им в глаза. Боимся собственных совершенных ошибок. Возможно, когда мы не боимся заглянуть в глаза прошлого и можем правильно рассудить сами себя и является признаком взрослости. По сколько в жизни не всегда действует принцип «предупрежден, значит вооружен». Может не стоит бояться реальности не стоит бояться взрослеть. Может чем раньше, тем лучше? Я сделала свой выбор. Но я не могу сделать его за других. Как вам поступить решать лишь вам. Но не стоит бояться, как бы вам не было страшно. Не жалейте себя и о том что сделано. Смотрите в будущее, ведь оно станет у каждого прекрасным. Если он будет, к этому стремится. Все в наших руках.
Некоторые люди никогда не усваивают урок
Задайте себе вопрос: “Я имею 20 лет опыта или один год опыта, который повторился 20 раз?” Ниже представлены основные 12 причин, почему люди не учатся на своих ошибках. Они говорят:
“Я уже знаю, как это делается”
. Некоторые люди думают, что они все это знают и им нечему учиться.
“Я никогда больше не окажусь в такой ситуации”
. Некоторые люди отказываются тратить время на изучение ошибки, которая возможно больше не повторится, хотя это скорее всего произойдет.
«В любом случае это не имеет значения”
. Некоторые люди считают, что не могут повлиять на большинство неудач, поэтому их изучение — бессмысленно.
“У меня нет времени”
. Некоторые люди слишком заняты, чтобы думать, а тем более учиться на своих ошибках.
“Я редко ошибаюсь”
. Некоторые люди считают, что они не ошибаются. Очевидно, они никогда не узнают так ли это на самом деле.
“Я всегда так делаю”
. Некоторые люди делают что-либо без предусмотрительности. Последнее, о чем они думают — это извлечение уроков.
“Да что они знают?”
. Некоторые люди избегают критики, как чумы. Они считают, что если они не знают о своих недостатках, у них их нет.
“Никто мне никогда не говорил об этом”
. Некоторые люди живут или работают одни. Они повторяют ошибки, потому что они не знают о них.
“Мне так хорошо”
. Некоторые люди имеют странное чувство реальности. Всякий раз, когда они делают ошибки, они убеждают себя в обратном.
“Мне просто не повезло”
. Некоторые люди считают, что ошибка — результат неудачи. В этом случае бессмысленно учиться на этом.
“Меня не волнует, как это сделали другие”
. Некоторые люди отказываются рассматривать вопрос о том, что было сделано раньше, и уж тем более применять это на практике.
“Я слишком стар, чтобы учиться по-новому”
. Некоторые люди думают, что они живут уже слишком долго и у них нет необходимости учиться. Это ошибка!
«Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак…»
Как хорошо афоризм Уинстона Черчилля отражает менталитет наших людей: «Я всегда готов учится, но мне не всегда нравится, когда меня учат».
Большинство людей учатся у нас неохотно (не все, но большинство – заучки как я не в счет), и терпеть не могут, когда им кто-то делает замечание или дает советы. Но вот самим поучать – за милую душу. Говорят со стороны виднее, но это не всегда так. В большинстве случаев не разобравшись в ситуации люди начинают поучать, упрекать и раздавать советы. Кто им дал право на это?
Например, у меня был недавно случай, когда бабушка моего бывшего одноклассника решила меня в моем возрасте отсчитать как школьницу. У меня такого тона даже родители не позволяют. Все дело было в рванных джинсиках. Я понимаю, что это другое поколение и она глубоко верующая. Но даже батюшки так не разговаривают с людьми. Она всегда была от меня без ума. Я всегда с ней была вежлива и искренна… Все изменилось в тот день, когда я прошла мимо нее в длинной тунике (сзади даже ниже колен) и в своих любимых самых рванных джинсах. Ничего не подозревая, я прошла мимо нее и поздоровалась. Она резко меня окликнула и в приказном порядке попросила подойти ближе. Я тихо обалдела, но без задней мысли подошла. Она стала меня как школьницу отчитывать за внешний вид. Который в принципе не был не вульгарным, ни открытым. Просто не укладывался в устаревшие узкие рамки. Я с улыбкой ей ответила, что главное, чтобы мне нравилось, поспешила уйти, чтобы не высказать все, что я думаю о таких умниках (воспитание не позволило проигнорировать возраст). У меня даже папе пришлось смириться с моей страстью к рванной одежке, так как это бесполезно и я все компенсирую длинным верхом.
После такого «урока» свои привычки я не поменяла, но теперь эту бабушку обхожу десятой дорогой, а если и встречаю, то быстро сухо здороваюсь и исчезаю. Просто не нужно обижать хороших девочек зря.
Если вас никто не просит, держите свое мнение при себе, пока вас не попросит, кто-то высказаться. Заведите личный блог или дневник и умничайте на здоровье, но в лицо человеку, да еще и в грубой форме…- это моветон.
Еще один перегиб, когда родной человек упрямо не хочет прислушиваться к близким людям, аргументируя это тем, что пусть вы и правы, но он (она) сам (а) будет учиться на своих ошибках, – это тупость. Не зря говорят: «Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак не учится вообще».
Согласны?
Цитаты про опыт и ошибки
Темы выпуска — опыт и ошибки цитаты и афоризмы:
Человек, которые не делает ошибок, получает приказы от тех, кто их делает. Герберт Прокноу
В отличие от мужчин женщины признавали бы свои ошибки немедленно, если бы совершали ошибки. Роберт Лембке
Человек должен научиться прощать свои ошибки. Артур Дэвисон Фикк
Все люди совершают ошибки, и дело совсем не в этом. Дело в том, какой опыт они извлекают. Олег Рой “Обняться, чтобы уцелеть”
Учитесь на ошибках других людей — вы не можете прожить достаточно долго, чтобы сделать их все самостоятельно. Мартин Ванби
Всегда честно признавай свои ошибки, это притупит бдительность начальства и позволит тебе натворить новые. Марк Твен
Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их. Джордж Сантаяна
Даже самые юные из нас иногда ошибаются. Бенджамин Лжоветт
Совершать промахи — значит щадить своих врагов; вести себя безукоризненно — значит быть вправе их не страшиться. А. Латур-Шамбли
Если бы мне пришлось прожить свою жизнь заново, я бы осмелилась сделать больше ошибок. Надин Хистри
Самое верное средство ошибаться — это считать себя непогрешимым. П. Буаст
Если вычеркнуть из жизни ошибки, может остаться одна подпись. Г. Малкин
Самая большая ошибка заключается в том, что человек считает себя во всем абсолютно безупречным. Т. Карлейль
Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их. Леонардо да Винчи
Желание избежать ошибки вовлекает в другую. Гораций
Признаться в ошибке — вторая ошибка. Джин Керр
Забудьте ошибки. Забудьте неудачу. Забудьте всё, кроме того, что вы собираетесь делать сейчас и делайте. Сегодня ваш счастливый день. Уилл Дюран
Ошибки не выполняют свою миссию в оказании помощи человеку, который винит в своих ошибках других людей. Генри С. Хаскинс
Каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и что он не ошибается, когда судит о других. А. Моруа
Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей. Н. Чернышевский
Кто быстро ошибается, быстро исправляет ошибку. Фрэнсис Бэкон
Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперед. У. Ченнинг
Легче правильно сделать самому, чем объяснять, в чем ошибки другого. Г. Лонгфелло
Ошибка дает возможность начать всё с начала, только более разумно. Генри Форд
Многолетний опыт, нередко печальный, привел меня к выводу, что нельзя прийти ни к каким выводам. Вита Саквилл-Уэст
Опыт старших — это более длинная цепь ошибок в сравнении с опытом молодых. Инна Гофф
Мы охотнее признаем свои ошибки в поведении, нежели в мышлении. И. Гёте
Опыт породил больше робких людей, чем умных. Генри Уилер Шоу
Не ошибается только тот. кто ничего не делает; но вся его жизнь — одна большая ошибка. Кардинал Мерсье
Непростительными бывают ошибки лишь тех, кого мы больше не любим. М. Скюдери
Опыт — это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше. Г. Шоу
Несчастны те, кто никогда не ошибается, они никогда не бывают правы. Ш. Линь
Опыт — это название, которое каждый дает своим ошибкам. О. Уайльд
Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются. Ж. Ренар
Опыт — это дорогая школа, но что делать, если для дураков нет другой школы. Б. Франклин
Опыт — хорошая вещь, если вы за нее не переплатили. Томас Фуллер
Опыт — хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета. М. Антрим
Опыт — это гребень, который дарит нам жизнь, когда мы уже лишились волос. Л. Стерн
Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика. Т. Карлейль
Опыт — это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям. А. Мюссе
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт
Опыт — это сумма совершенных ошибок, а также ошибок, которых, увы, не удалось совершить. Франсуаза Саган
Нередко умное решение проблемы возможно только после ряда серьезных ошибок. В. Зубков
Опыт бежит за человеком — впустую. Человек быстрее. Роберт Лембке
Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка — это лишать себя опытности. Люк Вовенарг
Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем. Франклин Джонс
Опыт превращает дурака в опытного дурака. Цаль Меламед
Мы легко забываем наши ошибки, если они никому, кроме нас, не известны. Ф. Ларошфуко
Ошибаться свойственно человеку; а признаваться в ошибках — только сверхчеловеку. Дуг Ларсон
Лучший из людей, если б у него на лбу были написаны совершенные им ошибки, должен был бы нахлобучить шляпу на глаза. Т. Грэй
Ошибки — обычный мост между опытом и мудростью. Филлис Терос
Кто жаждет совершить великое, тот должен рисковать и делать ошибки, не падая из-за этого духом и не страшась себя обнаружить; человек, знающий свои слабости, может попытаться обратить их себе на пользу, но такое удается не часто. Л. Вовенарг
Ошибки глупцов порою так разительны, их так трудно предвидеть, что они ставят мудрецов в тупик и полезны лишь тем, кто их совершает. Ж. Лабрюйер
Когда не делаешь ошибок, перестаешь совершенствоваться. Джордж Мартин. «Пир для воронов»
Ошибки молодых — неиссякаемый источник опыта для тех, кто постарше. Веслав Брудзиньский
Каждый имеет право на ошибку, а чтобы каждый мог этим правом воспользоваться, проводятся выборы. Э. Маккензи
Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг. Джоан Коллинз
Жизнь очень интересна, если вы делаете ошибки. Жорж Карпентье
Промедление лучше ошибки. Томас Джефферсон
Жаль, что нельзя остановить время и вернуть все назад, чтобы исправить предыдущие ошибки. Жизнь не дает второго шанса. Поэтому живи сердцем. Доверяй своему сердцу. Делай все, чтобы добиться своей цели. Никогда не опускай руки. Хит Леджер
Самая большая ошибка — стараться быть более приятным, чем вы есть на самом деле. У. Бэджот
Если окинуть взглядом свою жизнь, готов спорить, о восьмидесяти процентах своих поступков вы пожалеете. Но жизнь — это и есть ошибки. Сильвестр Сталлоне
Самая большая ошибка, которую вы можете сделать в жизни, это постоянно боятся сделать ошибку. Элберт Хаббард
Если все ошибаются, значит, все правы. П. Лашоссе
Самые великие умы делают самые большие ошибки. К. Гельвеций
Для большинства из нас опыт — это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь. Сэмюэль Коллридж
Ставя на первое место людей, вы никогда не совершите ошибки даже в вопросах делания денег. Майкл Маркс
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки — мой учитель. Тот, кто правильно отмечает мои верные поступки — мой друг. Тот, кто мне льстит- мой враг. Сян-Цзы
Все называют опытом собственные ошибки. Оскар Уайльд
Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку. Элберт Хаббард
Возможно, две ошибки, борющиеся друг с другом, плодотворнее, чем одна безраздельно царящая истина. Ж. Ростан
Человек совершает роковые ошибки не потому, что ведёт себя безрассудно (минуты, когда человек безрассуден могут приносить ему и самые большие удачи в жизни) а как раз от излишней рассудочности. Вот главная причина глупых поступков. Оскар Уайльд
Большое достоинство человека заключается в его способности исправлять свои ошибки и постоянно делать нового человека из самого себя. Ван Ян-Мин.
Темы коллекции: приколы, высказывания, изречения, шутки, статусы, фразы и опыт и ошибки цитаты и афоризмы об их взаимосвязи…
Умные учатся на своих ошибках, а дураки их не делают
Сам процесс обучения основан на ошибках. Мы не просто учимся на них — не существует другого способа учиться, кроме как совершая ошибки. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки даже не неизбежны — они составляют суть процесса. Соответственно, если нет ошибок, нет и обучения и вообще мы мертвы.
Ошибки играют ключевую роль в обучении с точки зрения и психологии, и нейробиологии.
Психология о роли ошибок в процессе обучения
Кэрол Двек, профессор психологии в Стэнфордском университете, предложила теорию о существовании двух полярных подходов к обучению, которые соответствуют двум типам мышления: фиксированному (fixed mindset) и гибкому (growth mindset).
Люди с фиксированным мышлением считают, что обладают определенным уровнем интеллекта и не могут заметно его изменить. Они руководствуются принципом «выше себя не прыгнешь», а ошибку воспринимают как знак того, что они недостаточно способны. Те же, кто обладают гибким мышлением, ориентированы на процесс развития. Они полагают, что если приложат усилия и проявят трудолюбие и терпение, то смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться.
Теория Кэрол Двек основана на ее психологических экспериментах. В одном из них поучаствовали более 400 пятиклассников. Дети проходили несложный тест, состоящий из невербальных пазлов, после чего им сообщали результат. Половину детей хвалили за то, что они умные, а другую половину — за старание. Затем детям предложили выбрать между двумя тестами разной сложности. Около 90% детей, которых похвалили за ум, выбрали более простой тест, предпочтя остановиться на уже достигнутом и не потерять репутацию умных. Дети, которых похвалили за усилия, были более безжалостны к себе — они выбрали тест посложнее, который позволил им продемонстрировать свое стремление прилагать усилия.
Затем Двек предложила тем же пятиклассникам пройти очень сложный тест, рассчитанный на 8-й класс. Ученики, которых хвалили за старательность, настойчиво пытались решить задания и добивались значительных успехов. Те же, кого похвалили за ум, быстро разочаровывались в себе и переставали прилагать усилия. Свои ошибки они воспринимали как признак поражения и доказательство того, что не такие уж они и умные.
Таким образом, боязнь совершить ошибку отрицательно влияет на образовательный процесс, в то время как отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками гарантирует эффективное обучение.
Согласившись с идеей Двек о разграничении фиксированного и гибкого мышления, психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер исследовал нейронные механизмы, лежащие в основе разных типов реакций на ошибки. Он проследил взаимосвязь между типом мышления человека и его реакцией на ошибки.
Участники его эксперимента должны были выполнять задания, в которых легко ошибиться. В это время Мозер с помощью энцефалограммы анализировал нейронные сигналы, участвующие в обработке ошибок: рефлекторную регистрацию ошибки ERN (error-related negativity) и осознанную реакцию на ошибку Pe (error positivity). Первый сигнал показывает конфликт между правильным и ошибочным ответом, он возникает приблизительно через 50 миллисекунд после допущения ошибки. Второй сигнал регистрируется через 100–600 миллисекунд после ответа и указывает на осознание ошибки и концентрацию внимания на ней.
Согласно исследованиям сигналы ERN и Pe, скорее всего, генерирует передняя поясная извилина коры — зона, которая участвует в мониторинге поведения и сигнализирует о том, что нужно усилить когнитивный контроль.
В эксперименте Мозера уровни сигналов ERN и Pe коррелировали с более сосредоточенными и более точными ответами, следующими за ошибками. Оказалось, что чем выше амплитуда ERN- и Pe-сигналов, тем более эффективен процесс обучения.
Мозер подтвердил теорию Кэрол Двек: его эксперимент доказал, что обладатели гибкого мышления больше сосредотачиваются на ошибках и демонстрируют большую точность ответов после ошибок, то есть лучше учатся. Амплитуда сигнала Pe у них в среднем равна 15 пунктам, тогда как у носителей фиксированного мышления — 5. Ошибившись, «гибкие» люди сразу же сосредотачиваются, обрабатывают ошибку и после этого демонстрируют прирост точности.
Работа Мозера показала, что ошибки являются важной составной обучения и развития. Если их избегают или воспринимают как показатель отсутствия способностей к определенному занятию, эффективность обучения заметно снижается.
Именно ошибки запускают нейроактивность, отражающую процесс обучения. На субъективном уровне мы воспринимаем ошибку как «что-то пошло не так», но именно это «не так» на нейронном уровне содействует наиболее активным процессам. Для обучения ценнее всего именно ошибки: этот процесс построен на провалах, а не на успехе. Упускать возможность неудачи, пытаясь всё делать правильно и безошибочно, — значит упустить возможность обучения и развития.
Ниже на схеме из эксперимента Мозера видна разница в уровне интенсивности реакции мозга на ошибку у людей с фиксированным и гибким мышлением.
Кэрол Двек описала это различие так:
«Слева вы видите студентов с фиксированным мышлением. Активность практически отсутствует. Они бегут от ошибок. Они не хотят с ними связываться. Справа же вы видите студентов с гибким мышлением — тех, кто убежден, что способности можно развивать. Они полностью погружены в процесс. Их мозг охвачен идеей „пока нет“. Они глубоко вовлечены. Они обрабатывают ошибку. Они на ней учатся и исправляют ее».
Как ни странно, теория Двек о гибком и фиксированном мышлении и ключевой роли ошибок в его усовершенствовании крайне популярна. Вероятно, это связано с тем, что Двек предлагает путь к успеху (от фиксированного мышления к гибкому), утверждая, что способность нашего мозга к преобразованию ограничена только нашими внутренними барьерами, которые можно преодолеть, перестав бояться ошибок.
Но в действительности поводов для оптимизма в теории Двек мало, ведь она констатирует, что для освоения нового знания нет другого пути, кроме как пройти через изматывающую фазу ошибок, и чем больше растет гибкость, тем болезненнее эта фаза.
Ошибки с точки зрения нейробиологии
Есть основания утверждать, что ошибки играют определяющую роль не только в процессе обучения и приобретения навыков, но и в том, насколько высока нейропластичность мозга. Более того, такой подход может перевернуть представление о человеке и вписать его в эволюционную перспективу, тем самым высвободив из перспективы теологии, в которую он был традиционно вписан.
Биологической основой обучения является нейрональная пластичность. Эта концепция относится к способности нервной системы изменять силу синапсов — соединений между нейронами.
Основная теория, с помощью которой сейчас объясняют понятие нейропластичности, была разработана американским психологом Дональдом Хеббом. Согласно теории Хебба в основе способности нашего мозга меняться лежит изменение силы синапсов, то есть связей между нейронами.
Правило Хебба гласит: если два нейрона активны примерно в одно и то же время, их связи усиливаются (Cells that fire together, wire together).
Процесс, благодаря которому усиливаются синаптические связи между нейронами, называется долгосрочным потенцированием.
Именно долгосрочное потенцирование считается ключевым процессом в объяснении нейропластичности. Хотя известно, что модификация силы синапсов включает также процесс его угнетения — долгосрочную депрессию. Однако если при рассмотрении темы нейропластичности упомянуть потенцирование считается обязательным, то о депрессии синапсов либо говорят во вторую очередь, либо не говорят вообще.
Модификация силы связей нейронов предполагает как их усиление, так и ослабление. Мы склонны забывать об этом втором аспекте, поскольку привыкли считать генеративные процессы ключевыми, а дегенеративные — вторичными.
Впрочем, в истории нейробиологии были и попытки свергнуть общую перспективу. Некоторые исследователи утверждают, что именно долгосрочную депрессию следует рассматривать как ключевой процесс, лежащий в основе обучения и формирования памяти.
Общая логика здесь такова: конфигурация существующего объема знаний в человеческом мозге оставалась бы неизменной, если бы нейронные контакты не обладали способностью ослабевать и в конечном итоге исчезать. Другими словами, механизм обучения и формирования знаний, синаптическая пластичность обязательно включает в себя способность ослаблять синаптические связи.
Так, американский инженер Джеймс С. Альбус, работавший над созданием модели мозжечка, предположил, что «хранение паттернов должно осуществляться главным образом за счет ослабления синаптических весов, а не их усиления».
Английский ученый Ричард Докинз полагает, что избирательная смерть нейронов может лежать в основе хранения памяти. Французский нейробиолог Жан-Пьер Шанжё в книге «Нейрональный человек» утверждает, что «учиться — значит стабилизировать заранее установленные синаптические комбинации и устранять излишки».
В своей статье Learning from Mistakes ученые Данте Чиалво (Аргентина) и Пер Бак (Дания) продвигались дальше по этому пути. По их мнению, то, как мы сегодня понимаем биологические механизмы, обусловлено нашей склонностью к телеологическому (то есть предполагающему, что у всего происходящего есть конечная цель) мышлению. Оно не позволяет нам перенастроить наше мышление так, чтобы оно было выгодно для изучаемого процесса, а не служило нашему удобству.
Чиалво и Бак пересмотрели общепринятое мнение о том, что для обучения обязательно требуется усиление синапсов и что долгосрочное потенцирование — это ключевой процесс:
«Хотя можно представить, что долгосрочное потенцирование является определяющим явлением для хранения информации и что долгосрочная депрессия может существовать просто для перезагрузки долгосрочного потенцирования, следует отметить, что также можно представить, что противоположное может быть правдой».
Ученые предложили схему понимания нейронных процессов обучения, которая переворачивает всё с ног на голову, утверждая, что именно снижение синаптической активности является фундаментальным динамическим механизмом, а потенциация играет только вспомогательную роль. Именно долгосрочная депрессия имеет формообразующую силу.
«Вера в подкрепление Хебба долгое время оказывала влияние на исследования, препятствуя объективному изучению альтернативных сценариев. Мы утверждаем, что отрицательное подкрепление имеет важное значение и, кроме того, любое положительное подкрепление снижает способность к адаптации».
Согласно Чиалво и Баку обучение в основном происходит путем исправления ошибок. «Окружающая среда действует как критик, а не как учитель».
Это означает, что негативный фидбек (который коррелирует с долгосрочной депрессией синапсов) — это основа обучения. В соответствии с альтернативным взглядом Чиалво и Бака в процессе обучения активные синаптические соединения временно «помечаются» и, если получаемый результат оказывается неудачным, впоследствии подавляются. Учась чему-то, мы не формируем новые синапсы, а в первую очередь уничтожаем лишние. Таким образом, любое обучение в основании предполагает ошибку.