На пьедестале стояли трое российских спортсменок ошибка

Государственное образовательное учреждение

Подборка по базе: 3. Этические нормы и принципы оказания психологической помощи (1, Этические принципы и нормы поведения государственных служащих к., Раздел 6-7 нормы.docx, Тест. Нормы письменной деловой речи.docx, дизайн современного урока.docx, Ответы. Теория и механизмы современного государственного управле, Калабин Андрей. Практическая Нормы русского литературного языка., ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В.ppt, контрольная работа по обществознанию на тему Социальные ценности, акцентологические нормы.docx


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Е.К. ПОЛЯКОВА

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО

ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Пособие для самостоятельной работы

Под редакцией

проф. В.Д. Черняк

(РГПУ им. Герцена)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2006

ББК Ш 141.2-923.4

П54

Полякова Е.К.

Н
П54
ормы современного русского литературного языка для самостоятельной работы / Под ред. проф. В.Д. Черняк. – СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения 2006. – 48 с.

Посвящено нормативному аспекту учения о речевой культуре. Включает в себя теоретические сведения, упражнения и тестовые задания по орфоэпическим, акцентологическим, лексическим и грамматическим нормам современного русского литературного языка. Представленный в пособии комплекс заданий по наиболее трудным случаям нормативной системы современного русского языка направлен на формирование умений и навыков грамотной речи. Помещенные в конце пособия ключи позволяют использовать его для самостоятельной работы.

Предназначено для обеспечения учебного процесса в негуманитарных вузах по курсу «Русский язык и культура речи». Может быть использовано как для работы в аудитории под руководством преподавателя, так и для самообразования и самоподготовки для сдачи зачета по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Рецензент – заведующая кафедрой русского языка, доц. Л.В. Политова.
© Полякова Е.К., 2006

© Петербургский государственный

университет путей сообщения, 2006

1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ)

Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Акцентологическая норма – рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения.

Трудные случаи в системе норм произношения и ударения

1. Произношение твердого или мягкого согласного перед Е в иноязычных словах.

Запомните нормативное произношение следующих слов:

мягкие согласные

произносятся перед Е

твердые согласные

произносятся перед Е

брюнет

декада

декорация

кларнет

крем

кофе

музей

Одесса

патент

пресса

тенор

термин

фанера

шинель

альтернатива

антенна

атеизм

ателье

детектив

интеграция

интервью

компьютер

потенциал

тест

тире

тоннель

шоссе

эстетика

В современном языке допускается произношение как твердых, так и мягких согласных перед Е в таких словах, как декан, терапевт, террор, критерий, прогресс и др. Однако следует иметь в виду, что основная тенденция в произношении заимствованных слов этого типа состоит в переходе от твердого согласного к мягкому. В связи с меняющейся нормой эталонное произношение подобных слов нужно выяснять в современных орфоэпических словарях.

2. Произношение звука е или о (обозначаемого буквой ё) после мягких согласных.

Запомните нормативное произношение следующих слов:

Произносится е Произносится о (на письме – ё)
Афера

бытие

женоненавистник

забредший

истекший (год, период)

крестный ход

опека

отцветший

приведший

современный

Блёкнуть

затёкший

истёкший (кровью)

коммивояжёр

крёстный отец

манёвры

недоумённый

новорождённый

одноимённый

остриё

платёжеспособный

поблёкший

принёсший

3. Произношение слов, в которых ошибки вызваны вставкой лишних звуков либо пропуском или заменой гласных или согласных.

Запомните нормативное произношение этих слов.

Нормативное произношение Частотная ошибка в произношении
беспрецедентный

дерматин

дивиденды

желатин

индивидуум

интриган

инцидент

компрометировать

конкурентоспособный

констатировать

конъюнктура

поскользнуться

почерк

прецедент

противень

табуретка

чрезвычайный

эскорт

юрисконсульт

*беспрецендентный

*дермантин

*дивиденты

*желантин

*индивидум

*интригант

*инциндент

*компроментировать

*конкурентноспособный

*константировать

*конъюктура

*подскользнуться

*подчерк

*прецендент

*протвень

*тубаретка

*черезвычайный

*экскорт

*юристконсульт

неправильное произношение.

4. Неподвижное ударение (не меняет место в разных формах одного и того же слова) в следующих словах:

бант (банты, с бантами и т. д.), блюдо, договор, мощность, отрасль, торт, сват, средство, шарф, шофёр.

5. В следующих глаголах в форме пр. вр. ед. ч. ж. р. ударение падает на окончание (наличие любой приставки, кроме приставки вы-, не влияет на место ударения):

брать (брала, подобрала, собрала, забрала и т.д., но выбрала), вить, взять, врать, гнать, гнить, дать, звать, драть, ждать, лгать, лить, драть, спать, плыть, ткать, клясть, жить, понять.

6. В следующих кратких страдательных причастиях в форме ед. ч. ж. р. ударение падает на окончание: взята, занята, прожита, принята, начата, создана.

Абсолютно недопустима в речи образованного человека ошибочная постановка ударения в следующих словах:

алфавит, давнишний, договор, звонишь (созвонимся, позвонишь и т. д.), каталог, квартал, красивее, кухонный, некролог, облегчить, процент, свёкла, сливовый, соболезнование, статуя, столяр, углубить, усугубить, щавель.

Тестовые задания

При выполнении тестовых заданий в случае затруднения обращайтесь к современным орфоэпическим и акцентологическим словарям и справочникам.

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

1) пюре 2) патент 3) тезис 4) крем 5) компьютер, 6) термос 7) темп 8) тембр 9) паштет 10) кларнет.

2. Отметьте слова, в которых перед Е произносится мягкий согласный:

1) шинель 2) чартер 3) тире 4) фанера 5) термин 6) синтез 7) Одесса 8) капелла 9) брюнет 10) кофе.

3. Отметьте слова, в которых после мягких согласных произносится О (на письме – Ё):

1) опека 2) недоуменный 3) коленопреклоненный 4) крестный ход 5) афера 6) безнадежный 7) поблекший 8) новорожденный 9) бытие 10) затекший.

4. Отметьте слова, в которых после мягких согласных произносится Е:

1) принесший 2) платежеспособный 3) истекший год 4) одноименный 5) острие 6) отцветший 7) женоненавистник 8) забредший 9) современный 10) крестный ход.

5. Отметьте слова, в которых допущены орфографические ошибки, связанные с нарушением норм произношения:

1) юрисконсульт 2) подскользнуться 3) конъюктура 4) противень 5) индивидуум 6) беспрецендентный 7) конкурентноспособный 8) эскорт 9) дерматиновый 10) черезвычайный 11) тубаретка 12) констатировать 13) интригант 14) почерк 15) дивиденты.

6. Отметьте слова, в которых ударение падает на первый слог:

1) баловать 2) эксперт 3) черпать 4) оптовый 5) свекла 6) ломоть 7) искра 8) звонишь 9) завидно 10) кухонный 11) клала 12) шофер.

7. Отметьте слова, в которых ударение падает на второй слог:

1) алфавит 2) гражданство 3) цемент 4) некролог 5) еретик 6) столяр 7) облегчить 8) сливовый 9) красивее 10) закупорить 11) торты 12) сгнила.

8. Отметьте слова, в которых ударение падает на последний слог:

1) христианин 2) углубить 3) жалюзи 4) завсегдатай 5) феномен 6) премировать 7) осведомить 8) путепровод 9) исчерпать 10) проспала 11) занята 12) ободрить.

9. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно:

1) каталог 2) новорожденный 3) подождала 4) вероисповедание 5) асимметрия 6) обеспечение 7) созвонимся 8) ходатайствовать 9) средства 10) танцовщица 11) осужденный 12) отключен 13) давнишний 14) умер-ший 15) бюрократия.

10. Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно:

1) начался 2) прожита 3) отраслей 4) шарфом 5) медикамент 6) квартал 7) менеджмент 8) соболезнование 9) гастрономия 10) блокировать 11) избалованный 12) украинский 13) танцовщица 14) пасквиль 15) бомбардировать.

2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это:

1) использование в речи только тех слов и устойчивых словосочетаний, которые входят в состав литературного языка. Отступлением от нормы является немотивированное использование нелитературной лексики: жаргонизмов, просторечия и т. д.;

2) правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению;

3) употребление слова в тех значениях, которое оно имеет в языке, а также в общепринятых в языке сочетаниях;

4) уместность использования слова в той или иной коммуникативной ситуации.

Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности, правильности и общепонятности речи. Поэтому при отборе лексических средств необходимо учитывать:

– значение слова;

– его многозначность;

– сочетаемость с другими словами;

– эмоционально-экспрессивную окраску;

– сферу употребления.

Несоблюдение этих требований приводит к ошибкам в словоупотреблении, наиболее типичными из которых являются:

1) употребление слова в несвойственном ему значении.

Например: у него была очень нелицеприятная внешность (нелицеприятный – «справедливый, беспристрастный»).

Особенно часто возникают ошибки в словоупотреблении, связанные с неточным пониманием значения заимствованных слов.

Например: работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов (лимитировать – «ограничивать», но не «приостанавливать»);

2) смешение синонимов, т. е. близких по словоупотреблению, но не полностью совпадающих по значению и синтаксическим связям слов.

Например: он достиг успехов, проявивбольшое упрямство (вместо упорство);

3) смешение паронимов, т. е. слов, близких по звучанию, однокоренных, но разных по значению и сочетаемости.

Например: он всегда проявлял крайне нестерпимое отношение к людям (вместо нетерпимое);

4) плеоназм (переизбыток– греч.), т. е. сочетание слов, где одно из них оказывается лишним, т. к. его значение уже выражено другим словом.

Например: возвращаться обратно, свободная вакансия, март месяц);

5) тавтология (то же самое слово– греч.), т. е. неоправданная избыточность. К тавтологии относят стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов.

Например: поддержка наибольшим большинством, необходимо сгруппировать в группы;

6) нарушение норм лексической сочетаемости слов, т. е. способности слова употребляться совместно с другим словом в данном речевом отрезке. Каждое слово может сочетаться с одними словами, но не сочетаться с другими.

Например: круглый (целый) год, круглые (целые) сутки, но нельзя сказать: *круглый день, *круглый час; крепкий (достигающий сильной степени) мороз, но неправильно – *крепкая жара.

В результате контаминации (смешения) похожих по значению сочетаний типа играть роль и иметь значение нередко возникают неправильные сочетания – *играть значение или *поднять тост (вместо поднять бокал и произнести тост).

Некоторые слова могут сочетаться только со словами, содержащими в своем значении положительную оценку (способствовать выздоровлению, улучшению и т. д., но неправильно – *способствовать ухудшению). Другие, наоборот, сочетаются только со словами, содержащими в своем значении отрицательную оценку (сказалось отрицательно, но неправильно – *сказалось положительно).

С точки зрения современного языка бывает трудно, порой даже невозможно объяснить причины различной сочетаемости близких по значению слов. Многие сочетания слов закреплены языковой традицией. Чтобы избежать ошибок в сочетаемости, следует обращаться к специальным словарям трудностей русского языка;

7) ошибки, связанные с нарушением компонентного состава фразеологической единицы или с незнанием ее значения.

Например: *играть главную скрипку вместо играть первую скрипку; *тайна за семью печатями вместо книга за семью печатями.

Упражнения

1. Найдите плеоназмы и тавтологию в предложениях. Исправьте ошибки.

1. Работа над проектом возобновилась вновь после короткого перерыва. 2. Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера. 3. Первая премьера оперы состоялась в прошлом году. 4. Очерк, опубликованный во вчерашнем номере «Комсомольской правды», затрагивает проблемы морали и нравственности. 5. Люди все дальше и дальше отдаляются от природы. 6. Каждый понимает понятие родины по-своему. 7. Он всего лишь описал случай, который случился с ним. 8. Главным в любви являются не слова, а те чувства, которые испытывают люди, общаясь между собой. 9. Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного. 10. Он прошел хорошую школу оперативной работы, научился действовать в экстремальных обстоятельствах, оперативно и быстро принимать решения. 11. Автор рассказывает о тех событиях, участником которых является он сам, он не ограждает себя от реальной существующей жизни. 12. Таких людей трудно понять, и они в большинстве своем остаются непонятыми. 13. Твардовский был одним из самых образованнейших людей в своем кругу. 14. В «Песне о Соколе» звучит мотив самопожертвования собой. 15. Художественно оформленный внутренний интерьер библиотеки, а также внимательность работников понравились всем. 16. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 17. Пологий берег зарос непроходимыми зарослями. 18. Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию. 19. Если он волновался, то начинал во время разговора очень сильно жестикулировать руками. 20. С наступлением долгожданного лета многие начинают выезжать на пикники за город.

2. Выберите из слов, данных в скобках, нужный пароним.

1. Простодушные люди часто принимают (желаемое, желанное, желательное) за действительное. 2. Для провинциального городка директор школы был весьма (значимой, значительной) фигурой. 3. Слушателям (представилась, предоставилась) возможность посетить Эрмитаж. 4. Собрание студентов – (дипломантов, дипломников) 5 курса состоится в 16 часов. 5. Вывод автора статьи кажется мне достаточно (проблемным, проблематичным). 6. У этого актера несомненный (комический, комичный) талант. 7. Эти североафриканские племена всегда отличались (воинственным, воинствующим) характером. 8. (Заглавную, главную) роль в фильме «Гамлет» блестяще сыграл И.Смоктуновский. 9. В диссертации недостаточно представлен (иллюстрированный, иллюстративный) материал. 10. Многим пенсионерам с трудом удается (сыскать, снискать) средства к существованию. 11. Давайте найдем в себе (скрытые, скрытные) резервы и доберемся до вершины. 12. Жизнь ее вошла в ту (буднюю, будничную) колею, из которой она уже не выходила до самого конца своего. 13. Ко всему была готова Оксана и все же не ожидала столь сурового, даже (вражеского, враждебного) приема. 14. Петр уже не мог соединить свои воспоминания в ту (гармоничную, гармоническую) цельность чувства, которая переполняла его в первое время. 15. В той ситуации его поведение выглядело вполне (логичным, логическим).

3. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные со смешением паронимов. Исправьте их.

1. Пушкин показал сильного, не подвергнутого порокам общества человека. 2. У девушки были пухлые, чувственные губы. 3. Он такой невежа, даже Пушкина не читал. 4. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма. 5. Не вздумай одевать эту легкую куртку, на улице очень холодно! 6. Ей было нестерпимо больно слушать эти несправедливые обвинения. 7. Летом укус змеи считается смертным, и от него нет спасения. 8. Эта розовая птичка обитает в лесистых горных местах и ведет скрытый образ жизни. 9. Постановление носит рекомендательный характер. 10. Условия обитания и состояние редких океанических животных заметно ухудшаются. 11. Многие произведения этого писателя знаменуют важный этап в становлении реалистичного искусства. 12. Этот талантливый пианист, несмотря на свою молодость, является дипломантом нескольких международных конкурсов. 13. С молодой республикой были установлены дипломатичные отношения. 14. Фигуристы продемонстрировали очень техническое исполнение произвольной программы. 15. Мне необходимо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной литературы.

4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости слов.

1. Важную роль в развитии литературного языка имеет чтение художественной литературы. 2. Два года команда одерживала успехи на чемпионатах мира. 3. Пора подвести результаты встречи. 4. Этот человек произвел на меня большое воздействие. 5. Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров. 6. Кураторы придают большое внимание воспитательной работе. 7. Все находившиеся в зале очень пристально слушали выступление докладчика. 8. Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это. 9. Главный акцент ставится на знании теории вопроса 10. Угрозы энергетиков отключить электричество переходят все рамки. 11. Большая половина пенсионеров сегодня находится за чертой бедности. 12. Необходимо уделять более серьезное значение речевым ошибкам студентов. 13. В начале войны наши войска потерпели огромные потери. 14. Этот молодой ученый уже в 30 лет защитил степень доктора наук. 15. Премьера нового фильма оказала на всех огромное впечатление. 16. Никогда не стоит делать напрасных обещаний. 17. Проработав всего месяц в должности директора, он уже смог получить заслуженное уважение своих подчиненных. 18. Не стоит из-за таких мелочей строить проблему. 19. К сожалению, до сих пор некоторые страны испытывают враждебное отношение к России. 20. Необходимо изменить криминогенную ситуацию, которая происходит у нас в городе.

5. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологических единиц.

1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 2. Мой друг не упал лицом в грязь и успешно сдал экзамены. 3. Когда я думаю, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части. 4. Все ее ругали на чем свет стоял. 5. Беспорядки в стране наконец прекратились, жизнь постепенно налаживалась – все возвращалось на свои круги. 6. Вот уже двадцать лет они неразлучные друзья – их вода не разольет. 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной. 8. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 9. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 10. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали рты. 11. Ни для кого не секрет, что в советские времена нередко всех собирали под одну гребенку. 12. Никому не хочется набивать шишки на ровном месте. 13. Тяжелый труд шахтеров раньше времени уводит их в могилу. 14. Львиная часть работы уже выполнена. 15. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

6. Замените выделенные заимствованные слова русскими синонимами. В случае затруднения обращайтесь к словарю.

1. Между партнерами состоялся весьма конструктивный диалог. 2. Мой отец прекрасно рисует, хотя он и дилетант. 3. К вопросам религии я отношусь достаточно индифферентно. 4. У некоторых людей на войне постепенно атрофируется чувство опасности. 5. Вместе с актрисой зритель переживает все нюансы чувств любящей женщины. 6. В нашей многонациональной стране проживают люди, принадлежащие к различным конфессиям. 7. Сюжет этого фильма достаточно банален. 8. Мы знаем и такие печальные факты нашей истории, как выдворение из страны диссидентов. 9. У него была способность имитировать пение птиц. 10. На Западе очень многие состоятельные люди занимаются филантропией. 11. В своей жизни он так часто сталкивался с несправедливостью, что к старости стал мизантропом. 12. В обществе превалирует мнение о том, что социальные реформы проводятся непродуманно. 13. Борьба с террористами является кардинальным вопросом современности. 14. Приоритет в ряде географических открытий принадлежит России. 15. Мой сосед по купе оказался очень коммуникабельным человеком, и время в пути пролетело незаметно.

7. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления.

1. Описывая Бородинское сражение, Толстой делает окончательный приговор войне. 2. Туристы, посещающие Петербург, острее ощущают его красоту, нежели жители, постоянно живущие здесь. 3. После прочтения этой статьи я много думала и размышляла. 4. В докладе было приведено много документальных фактов этих недавних событий. 5. Инициатором и зачинателем этого движения является судостроительный завод. 6. При ответе абитуриент должен излагать главную суть вопроса. 7. В этих событиях важную скрипку играют военные. 8. Хозяйка, в одетом на обнаженную шею дорогом ожерелье, привлекла восхищенные взгляды гостей. 9. В их жизни надвигались радостные события. 10. Книга этого писателя пользуется огромным интересом у читателя. 11. Славу Каранчецову принесла заглавная роль в легендарном спектакле «Юнона и Авось», где он создал образ графа Резанова. 12. Этот человек мне решительно апатичен. 13. На спектаклях нашего драматического театра всегда анонс. 14. Трудно представить себе общество более роскошнее, чем то, что собралось на Венский бал в Гостином дворе. 15. Прочитав доклад, профессор кратко резюмировал основные положения своего выступления. 16. Расставшись, они ради детей сохранили дружественные отношения. 17. В этой экстремальной ситуации он повел себя как настоящий друг, сыскав тем самым мое искреннее уважение. 18. Эта проблема выеденного гроша не стоит, ее можно решить очень быстро и без особых усилий. 19. Президент поздравил ветеранов и вручил им памятные сувениры. 20. Я надеюсь, что все наши планы удастся реализовать в жизнь.

Тестовые задания

1. Отметьте словосочетания, в которых наблюдается плеоназм:

1) внешняя оболочка 9) писатель русской литературы

2) поселился жить на побережье 10) произвести впечатление

3) оправдать доверие 11) патриот Родины

4) взаимное уважение друг друга 12) лесная опушка

5) выдающийся виртуоз 13) своя автобиография

6) документальное досье 14) очевидный факт

7) высокий рейтинг 15) ценные сокровища

8) местные аборигены 16) совместное сотрудничество.

2. Отметьте словосочетания, в которых допущены ошибки в результате смешения паронимов:

1) скоропостижное решение 11) веский вклад

2) иллюстративный пример 12) дипломатичный ответ

3) доходчивый студент 13) проблематичное решение

4) надеть очки 14) дружественные страны

5) конструктивное решение 15) явственный след

6) будняя одежда 16) комичная ситуация

7) деловой костюм 17) удачный предприниматель

8) экономичная политика 18) логичные законы

9) длительная ночь 19) нестерпимое положение

10) желательное присутствие 20) предоставить к награде.

3. Отметьте словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость:

1) уделять большое значение 11) сильная ошибка

2) понести потери 12) подвести результат

3) одержать успех 13) во всем понимать меру

4) получить результаты 14) подорожание цен

5) усилить интерес 15) неблагоприятно сказаться на здоровье

6) тратить нервы 16) вероятность осложнений

7) поставить концерт 17) выполнить мечту

8) исправить недостатки 18) сильная привязанность

9) причинить вред 19) делать акцент

10) отводить место 20) завоевать звание лауреата.

4. Отметьте номера единиц, являющихся фразеологизмами:

1) собаку покормить – 2) собаку съесть

3) белая ворона – 4) белая курица

5) водой не смоешь – 6) водой не разольешь

7) выйти из себя – 8) выйти из положения

9) куры не клюют – 10) птицы не клюют

11) левая рука – 12) правая рука

13) парить в облаках – 14) витать в облаках

15) испить чашу до дна – 16) испить чарку до дна

17) протянуть руки – 18) протянуть ноги

19) соловьиная песня – 20) лебединая песня

5. Установите значение фразеологизма:

1) птица высокого полета а) хитрый, ловкий человек

2) бесструнная балалайка б) изнеженный человек

3) кисейная барышня в) пустомеля

4) продувная бестия г) очень опытный, бывалый человек

5) стреляный воробей д) влиятельный человек

е) человек, не заслуживающий внимания

6. Установите значение слов:

1) менторский а) коварный, действующий путем обмана, измены

2) аскетический б) сильно и пылко чувствующий

3) вероломный в) предвзятый, предубежденный по отношению к кому-

4) пристрастный либо, чему-либо

г) приверженный строгому образу жизни с отказом от

жизненных благ и удовольствий

д) страдающий малокровием

е) нравоучительный, поучающий

7. Установите значение слов:

1) альянс а) удача в достижении чего-нибудь

2) импичмент б) неуспех, полная неудача

3) когорта в) крепко сплоченная группа соратников

4) фиаско г) союз, объединение на основе договорных обязательств

д) предварительное объявление (о спектакле, фильме,

концерте)

е) процедура лишения полномочий высших должностных

лиц, допустивших грубое нарушение закона

8. Установите значение слов:

1) имитация а) бескорыстная забота о благе других людей

2) имидж б) подрыв доверия, умаление авторитета

3) альтруизм в) ущемление прав по национальной или половой

4) дискриминация принадлежности

г) совокупность вкусов и взглядов, господствующих

в определенной среде в определенное время

д) воспроизведение с возможной точностью,

подражание кому-либо, чему-либо

е) целенаправленно созданный образ

9. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в несвойственном ему значении.

1. Статус депутата обязывает его к этому.

2. По заказу одного из тогдашних богачей художник написал репродукцию этой своей картины, которая и была потом куплена для Третьяковки.

3. Твой брат всегда готов принять участие в любой авантюре.

4. Стоящее на столе бра под зеленым абажуром мягко освещало комнату.

5. Спектакль кончается каким-то странным и очень грустным апофеозом.

6. Решения, принятые собранием акционеров, признаны недействительными, поскольку, как было установлено впоследствии, не было форума.

7. Наша фирма производит не только одежду самых современных моделей, но и оригинальные аксессуары к ней.

8. После долгих переговоров удалось прийти к концепции по многим вопросам.

9. Нельзя проводить аналогию между этими двумя передачами: цели и аудитория у них совершенно разные.

10. США приняли ряд мер, чтобы сократить импорт японских автомобилей.

11. Это лекарство было апробировано на животных.

12. Березовский персонифицирует в себе все негативные качества финансового капитала.

13. Опытный дирижер, он умел создать из разрозненно звучащих инструментов единое целое – гармонию, какофонию звуков.

14. Поздравить патриарха с праздником прибыли представители различных конфессий.

15. Казахстан и Россия договорились использовать космодром Байконур на основе приоритета – с равным участием сторон в финансировании и обслуживании объекта.

16. Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию с просьбой о пересмотре дела.

17. В последние годы в русском языке появилось большое количество аббревиатур.

18. Вернисаж, где были выставлены картины абстракционистов, продолжался более двух месяцев.

19. Перед нами встали две дилеммы – пойти учиться в консерваторию или университет.

20. Певица ушла со сцены в самом апогее славы.

3. ГРАММАТИЧЕСКиЕ НОРМЫ

3.1. Морфологические нормы

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи.

Трудные случаи употребления имен существительных

Род имен существительных

1. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом:

а) подавляющее большинство несклоняемых неодушевленных существительных относится к среднему роду (шерстяное кашне, позолоченное пенсне, строгое жюри).

Исключением являются существительные, род которых определяется родом близких по значению русских слов: салями – ж.р. (колбаса), сулугуни – м. р. (сыр), эсперанто – м. р. (язык), авеню – ж.р. (улица), бренди – м. р. (напиток), пенальти – м. р. (штрафной удар) и некоторые другие;

б) существительные, обозначающие животных, птиц, относятся к мужскому роду (маленький пони, австралийский кенгуру);

в) род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, а также зарубежные печатные издания, определяется по родовому наименованию – река, город, страна, газета и т. п. (далекая Чили – страна, современный Хельсинки – город, солнечный Капри – остров, полноводная Миссисипи – река, «Таймс» напечатал… – журнал, «Фигаро» опубликовала… – газета).

2. Нередко вызывает затруднение и определение рода некоторых склоняемых существительных. Запомните слова:
мужского рода женского рода

тюль мозоль

шампунь туфля

банкнот тапка

рельс плацкарта

толь бакенбарда

лебедь прорубь

3. Род аббревиатур определяется по ведущему слову составного наименования: МГУ (университет) объявил прием, Братская ГЭС (станция), зарубежные СМИ (средства)

Исключения: МИД, ТАСС, вуз – слова мужского рода.

4. Существительные, обозначающие лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию, являются словами мужского рода, даже обозначая лиц женского пола (наш депутат Иванова, опытный врач Соколова, главный менеджер Ирина Петровна). Однако, всегда согласуясь с прилагательными в форме мужского рода, эти слова могут согласоваться с глаголами в форме женского рода: дежурный врач делала обход больных.

5. В русском языке около 200 существительных общего рода: неряха, молодец, сирота, коллега, визави, протеже и т. п. Если эти существительные обозначают лиц мужского пола, то они согласуются с прилагательными, глаголами и местоимениями в форме мужского рода (он остался круглым сиротой, мой визави был в строгом костюме),если женского пола, то соответственно они согласуются с этими частями речи в форме женского рода (она осталась круглой сиротой, моя визави была в вечернем платье).

6. Род сложно-составных терминов (кафе-столовая, фирма-партнер) определяется следующим образом: если склоняются обе части сложного слова (мы были в музее-квартире Пушкина), род определяется по первому слову (музей-квартира открыт); если первая часть сложного слова не склоняется (мы подошли к царь-пушке), род определяется по второму слову (царь-пушка стояла на площади).

Формы именительного падежа множественного числа существительных

Нормативные

формы на

-а (-я)

Нормативные

формы на

-ы (-и)

Равноправные

формы

1 2 3
веера

вензеля

директора

доктора

катера

кителя

купола

бухгалтеры

возрасты

выговоры

гербы

госпитали

диспетчеры

договоры

вороха–ворохи

года–годы

бункера-бункеры

инспектора–инспекторы

крейсера–крейсеры

плинтуса–плинтусы

полюса–полюсы

Продолжение

1 2 3
кучера

округа

ордера

паруса

паспорта

повара

погреба

профессора

сорта

сторожа

тенора

тома

фельдшера

флюгера

хутора

штемпеля

инженеры

контейнеры

конструкторы

кремы

лекторы

месяцы

офицеры

порты

почерки

принтеры

редакторы

ректоры

слесари

слоги

торты

тренеры

шоферы

прожектора–прожекторы

свитера–свитеры

цеха – цехи

штабеля – штабели

шторма – штормы

якоря – якори

Различная форма именительного падежа множественного числа существительных может быть связана с разными значениями слов:

адреса (почтовые)

коренья (овощи)

корпуса (здания, войсковые соединения)

лагеря (военные, туристические)

образа (иконы)
пояса (части одежды)

провода (электрические)

пропуска (документы)

сыновья (у родителей)

тона (переливы цвета)

тормоза (приборы)

учителя (преподаватели)

хлеба (на корню в поле)

ордена (знаки отличия)

адресы (поздравительные)

корни (у растений)

корпусы (туловища)

лагери (общественно-политические группировки)

образы (литературно-художественные)

поясы (географические)

проводы (при отъезде)

пропуски( занятий)

сыны (родины)

тоны (звуковые)

тормозы (препятствия)

учители (идейные руководители)

хлебы (печеные)

ордены (рыцарские и монашеские общества)

Трудные случаи употребления форм имени числительного

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) используются для обозначения количества наряду с количественными числительными в следующих случаях:

1) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое брюк, трое ножниц, четверо суток;

2) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое коллег, четверо студентов;

3) с личными местоимениями мы, вы, они: нас было двое.

Собирательные числительные не сочетаются:

1) с существительными женского рода (*трое подруг)

2) с существительными, обозначающими воинские и ученые звания (*двое генералов, *трое профессоров,*четверо доцентов).

3) с существительными, обозначающими названия животных (*двое котов)

Собирательное числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода, обе – с существительными женского рода, и в косвенных падежах используются формы обеих, обеим, с обеими и т. д. Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа. Неправильно: сломались обои часы, правильно: сломались и те и другие часы.

У порядковых составных числительных склоняется только последнее слово, например, до две тысячи пятого года, к две тысячи пятому году и т. д.

Склонение количественных числительных

У количественных составных числительных склоняются все слова, входящие в их состав, например: с тысячей пятьюстами шестьюдесятью тремя.

Падежи Числительные
500–900 200–400 50–80
Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

о пятистах

двести

двухсот

двумстам

двести

двумястами

о двухстах

пятьдесят

пятидесяти

пятидесяти

пятьдесят

пятьюдесятью

о пятидесяти

Числительные 40, 90, 100 во всех косвенных падежах, кроме винительного, который совпадает по форме с именительным, имеют одну форму: сорока, девяноста, ста. Числительные полтора и полтораста во всех косвенных падежах, кроме винительного, совпадающего по форме с именительным, имеют одну форму: полутора, полутораста.

Упражнения

1. Распределите существительные (по родам) на четыре группы:

1)  женского рода

2)  мужского рода

3)  среднего рода

4)  общего рода

бра, иваси, Гаити, жадина, виски, кольраби, Осло, протеже, барокко, кутюрье, амплуа, какаду, недотрога, эмбарго, тюль, меню, кашне, гризли, салями, пенальти, хинди, Сочи, ябеда, Килиманджаро, резюме, боа, невежда, конферансье, фламинго, Зимбабве, какао, визави, мозоль, крупье, портмоне, Миссисипи, толь, табу, коллега, забияка, кенгуру, фойе, кашпо, атташе, секретарь, жабо.

2. Вставьте пропущенные окончания прилагательных и глаголов.

1. ООН принял… к рассмотрению документ. 2. Летом мы ездили на живописн… Капри. 3. Настоящ… «Боржоми» производится только в Грузии. 4. ПГУПС праздновал… юбилей. 5. Эта женщина – известн… кутюрье. 6. Перед нами расстилал..сь знаменит… Лимпопо. 7. ФРГ не принимал… участия в саммите. 8. Килиманджаро всегда привлекал… туристов. 9. Мы вышли на широк… авеню. 10. На даме был… накинут… пушист… боа. 11. Эта девушка – мо… протеже. 12. В нашей группе учатся студенты, приехавшие из далек… Марокко. 13. Он надел шерстян… кашне. 14. Маленьк… пони бегал по кругу. 15. СНГ образован… после распада СССР. 16. Попробуйте эт… французск… бренди. 17. По утрам я пью черн… кофе. 18. Сергей – мо… коллега. 19. Между нами был… заключен… пари. 20. По озеру плавал… белоснежн… лебедь. 21. Я отдал за этот сувенир последн… евро.

3. Выберите нужную форму прилагательного или глагола.

1. Музей-квартира открыт… до 6 часов вечера. 2. Мы купили нов… кресло-кровать. 3. Гостям подали традиционн… хлеб-соль. 4. Плащ-палатка уже упакован… в рюкзак. 5. Недалеко от нашего дома открыт… новый луна-парк. 6. Нов… школа-интернат был… построен… совсем недавно. 7. Женщина-посол сделал… заявление. 8. Царь-пушка перевезен… в музей. 9. Нов… платье-костюм висел… в шкафу. 10. На столе отца стоит старинн… пресс-папье.

4. Распределите существительные по трем группам:

1) имеющие в именительном падеже множественного числа окончание –ы (-и);

2) имеющие в именительном падеже множественного числа окончание –а (-я);

3) допускающие наличие вариантов в окончании

доктор, якорь, договор, бухгалтер, инспектор, купол, сторож, слесарь, крем, почерк, прожектор, лектор, ректор, профессор, тренер, месяц, слог, веер, повар, катер, год, паспорт, директор, инженер, шофер, порт, хутор, вексель, редактор, ордер, торт, полюс, сторож, возраст, выговор, офицер, диспетчер, принтер, госпиталь, цех.

5. Поставьте существительные в скобках в форму множественного числа.

1. Для проведения докладов были приглашены опытные (лектор). 2. На вакантные места требуются (бухгалтер) с большим стажем работы. 3. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофер). 4. На полях уже взошли (хлеб). 5. В этом ресторане работают первоклассные (повар). 6. Какие только (крем) не используют женщины в борьбе со старостью! 7. Университету требуются новые (корпус). 8. При входе в университет проверяют (пропуск). 9. Туристические (лагерь) обычно располагают вблизи озера. 10. На совещании были подписаны важные (договор). 11. (Ректор) многих ведущих вузов приняли участие в этой конференции. 12. (Диспетчер) аэропорта несут огромную ответственность за безопасность полета. 13. Складу требуются на постоянную работу (сторож). 14. (Орден) и медали на груди ветеранов напоминали нам о тяжелейшей победе в минувшей войне. 15. Свирель может издавать очень высокие и чистые (тон). 16. В кондитерском отделе этого магазина вы можете купить самые разнообразные (торт). 17. Самые опытные (тренер) были приглашены для работы с нашей сборной. 18. Кожаные ремни и различные (пояс) продаются в галантерейном отделе универмага. 19. (Ордер) на новые квартиры будут выдаваться со следующей недели. 20. Когда-то считалось, что наши (учитель) – Маркс, Энгельс и Ленин.

6. Замените цифровые обозначения словами.

1. Он не знал, как распорядиться полученными 1560 рублями. 2. К 194 прибавить 620. 3. Фермер посеял пшеницу на 465 га земли. 4. Из 290 участников олимпиады в вуз поступили лишь 10%. 5. Лагерь находился в 1675 километрах от границы. 6. Воздух был наполнен 1000 птичьих свистов. 7. К 1325 учащимся одной школы присоединились около 850 учащихся другой. 8. Появилась серия пособий с 6567 чертежами. 9. На покупку нового компьютера мне не хватает 790 рублей. 10. Библиотека располагает 2379 произведениями русских классиков.

7. Исправьте ошибки, связанные с употреблением имени числительного.

1. К полуторам килограммам сахара надо добавить сок 10 лимонов. 2. Четверо женщин одиноко стояли на причале. 3. Машины стояли у обоих ворот. 4. Лагерь находится в полуторастах километрах от поселка. 5. Этот план рассчитан до двух тысячи пятого года. 6. У обоих сестер были невероятно лучистые глаза. 7. Трое профессоров нашего университета принимали участие в международной конференции. 8. На обеих берегах реки располагались туристические палатки. 9. Я не досчитался двухста рублей. 10. Паром с пятидесятью шести пассажирами отчалил от берега. 11. Университет находится в полуторах километрах от общежития. 12. Мы сдаем в аренду площадь от двести шестьдесят пять квадратных метров. 13. У меня живет собака и трое котов. 14. В район бедствия прибыл самолет с восьмидесятью девятью тоннами гуманитарного груза. 15. Прожиточный минимум в этом году равнялся двум тысячам двухстам пятидесяти рублям.

8. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением форм имени числительного. Исправьте их.

1. На обоих выборах в Госдуму победили демократы. 2. В семье было трое сыновей. 3. Семинар вели двое доцентов. 4. Из троих подруг никто не поступил в университет. 5. Более двухсот пятидесяти студентов приняли участие в конференции. 6. На обоих очках сломались дужки. 7. Вес некоторых рыб равнялся полуторам килограммам. 8. Имение находилось в полутораста километрах от города. 9. Эти диски можно купить по семьдесят пять рублей. 10. Я отправилась на рынок с тысячью пятьюстами рублями. 11. На вечер Виктор пришел с обоими сестрами. 12. С двух тысячи пятого года вступил в силу закон о монетизации льгот. 13. Четверо студентов из нашей группы сдали сессию досрочно.

9. Найдите предложения, в которых нарушены морфологические нормы. Исправьте их.

1. На пьедестале почета стояли трое российских спортсменок. 2. Сертификаты были выданы двумстам тридцати пяти выпускникам училища. 3. По обоим сторонам дороги зеленели деревья. 4. Поезд с восьмидесятью двумя участниками соревнования должен прибыть с минуты на минуту. 5. В доме отдыха оказались люди самых разных профессий: врачи, учителя, бухгалтера, шоферы. 6. Это кофе для меня слишком крепкое, надо разбавить его молоком. 7. Юбиляр с удовольствием перечитывал многочисленные поздравительные адресы, пришедшие на его имя. 8. Договоры, заключенные между предприятиями, имеют силу в течение двух лет. 9. Он не любил вспоминать о тех полуторах годах, которые он провел в ссылке. 10. Проработав пять лет в казино, она стала очень опытной крупье. 11. В последние годы ЮАР стал очень привлекательным местом отдыха для богатых людей. 12. Летний Сочи напоминал муравейник: уйма народу лежала на пляже или купалась в море. 13. Щенок опять изгрыз мой тапок. 14. В памяти капитана остались экзотические страны, далекие порты. 15. Зачем вы растите сына такой недотрогой? 16. Редкий цветовод может похвастаться тем, что в его саду растет более трехста видов растений. 17. В ходе матча был назначен пенальти. 18. При входе в институт у нас проверяют пропуски. 19. Между друзьями был заключен пари о исходе финального матча. 20. В журнале «Новый мир» появилась новый автор Н. Петрова.

Тестовые задания

1. Отметьте существительные женского рода:

1) тюль 2) иваси 3) цунами 4) бра 5) Марокко 6) плащ-палатка 7) сирота 8) шампунь 9) кресло-кровать 10) ООН 11) путассу 12) ФСБ.

2. Отметьте существительные мужского рода:

1) Чикаго 2) молодец 3) шимпанзе 4) сулугуни 5) виски 6) мозоль 7) СНГ 8) кофе 9) платье-халат 10) эсперанто 11) КГБ 12) кутюрье.

3. Отметьте существительные среднего рода:

1) Килиманджаро 2) пенальти 3) жюри 4) евро 5) боа 6) салями 7) эмбарго 8) барокко 9) МИД 10) бренди 11) Эри 12) ПТУ.

4. Отметьте существительные общего рода:

1) секретарь 2) крупье 3) протеже 4) маэстро 5) коллега 6) визави 7) фламинго 8) атташе 9) умница 10) соня.

5. Отметьте существительные, которые в форме единственного числа относятся к женскому роду:

1) туфли 2) рельсы 3) тапки 4) лебеди 5) бакенбарды 6) банкноты 7) плацкарты 8)  бандероли 9) рояли 10) шампуни.

6. Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания –ы (-и):

1) порт 2) катер 3) профессор 4) крем 5) договор 6) лектор 7) вексель 8) слог 9) тренер 10) сторож.

7.  Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания –а (-я):

1) паспорт 2) инженер 3) госпиталь 4) ордер 5) бухгалтер 6) шофер 7) директор 8) офицер 9) кучер 10) слесарь.

8. Отметьте существительные, форма именительного падежа множественного числа которых образована неправильно:

1) докторы 2) якори 3) инспектора 4) выговоры 5) редактора 6) военные лагери 7) прожектора 8) диспетчера 9) географические пояса 10) конструкторы.

9. Отметьте сочетания, в которых нарушены нормы употребления числительных:

1) у обоих сестер 2) до полутора килограммов 3) с тремястами пятидесятью рублями 4) на обоих переговорах 5) до двух тысяча шестого года 6) с тысячей студентов 7) до двухста пятидесяти человек 8) четверо друзей 9) с обеими подругами 10) к трехстам пятидесяти книгам 11) на восьмистах гектарах 12) к стам граммам 13) к восьмисот пятидесяти зрителям 14) трое профессоров 15) стоимость от девяноста пятидесяти рублей.

3.2. Синтаксические нормы

Синтаксические нормы требуют правильного построения словосочетаний и предложений.

Трудные случаи согласования

Согласование подлежащего и сказуемого

Согласованием называется приобретение зависимым словом грамматических значений главного слова (т. е. того же рода, падежа, числа и т. д.). Особый тип (координацию) представляет собой согласование подлежащего и сказуемого.

1. Если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (двадцать один студент, сотня спортсменов, десять книг и т. д.) или наречием, существительным, местоимением с количественным значением (много, несколько, часть, большинство и т. д.), то

сказуемое имеет форму единственного числа в следующих случаях:

– составное числительное оканчивается на один: Договор подписала тридцать одна страна;

– в состав подлежащего входит нумерализованное существительное (пара, десяток, сотня, тысяча, миллион и т. д.) или слова масса, уйма, пропасть и т. д.: Тысяча паломников отправилась в Мекку. Уйма жалоб поступила от пенсионеров;

– подлежащее содержит числительное пол-: Полгорода вышло на демонстрацию;

– подлежащее выражено сочетанием собирательного существительного (наречия, местоимения) с количественным значением и неодушевленного существительного: Большинство писем уже отправлено.

 №1ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Поднявшись на смотровую площадку, открывается чудесный вид на Москву.

Б) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

В) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера и нашли под илистым дном  богатейшие залежи нефти.

Г) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье. 

Д) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

ОШИБКИ

1) неправильное построение предложения с    деепричастным

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) неправильное употребление падежной формы

4) нарушение в построении предложения с причастным

5) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

6) неправильное построение предложения с косвенной речью

 7) ошибка в построении предложений с однородными

членами

№2

А. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали

дрожать.

Б. В районной газете «Светлом пути» была опубликована статья о нашей школе.

В. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель.

Г. Большинство учеников справилось со всеми заданиями успешно.

Д. Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров.

1) неправильное употребление имени числительного

2) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

4) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением

5) нарушены нормы управления

6) нарушен порядок слов в предложении

7) Нарушены правила согласования сказуемого с подлежащим

№3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Б) Трое спортсменок выступили очень удачно.

 В) Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника.

 Г) Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Д) Мы были в более худших условиях.

ВИД  ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОШИБКИ

1) ошибка в употреблении формы имени прилагательного

2) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога

3) ошибки в употреблении собирательных числительных

4) нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

6) неверное присоединение придаточной части, создающее

неоднозначность восприятия.

7) нарушение границ предложения

№4

А) В тексте всего раскрываются две

проблемы

Б) Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

В) Многие из путешествующих, кто были на русском Севере, стремятся приехать еще раз на Соловки и Кижи.

Г) В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение.

Д) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием.

1) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

2) неправильное построение предложений с производным

предлогом

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) Неправильное построение предложений с двойными союзами.

5) ошибка, связанная с употреблением частиц: отрыв

частицы от того компонента предложения, к которому она относится

6) неправильное построение предложения с деепричастным

оборотом

7) допущена ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого.

№5

А) Услышав чьи-то шаги, раздавались крики дрессированного ворона Дурова:«Кто там?».

Б) Все, кто побывали в Мещерском крае, ощутили его притягательную силу, прелесть русской природы.

В) Желаю счастья и поступить в институт.

Г) Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала.

Д) Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать

1) Смешение прямой и косвенной речи.

2) ошибка в использовании местоимений, приводящих к

двусмысленности.

3) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

4) ошибка в употреблении однородных сказуемых.

5) ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении.

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

7) нарушение в построении предложения с причастным

оборотом.

№6

А. Сестра была красива, но очень грустная.

Б. Приблизившись к углу дома, гостям стали видны изъеденные дождями и ветрами глыбы песчаника, живописно разбросанные по зеленому газону.

В. Экспонаты лучших региональных музеев можно увидеть в фотоальбоме «Сокровищах русского искусства».

Г. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.

Д. Многие из тех, кто побывал на

международном кинофестивале в Москве, увидел лучшие отечественные и зарубежные картины года.

1) ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении.

2) ошибка в употреблении однородных сказуемых

3) неправильное употребление имени числительного

4) неправильное построение предложения с косвенной речью.

5) нарушение в построении предложения с причастным

оборотом.

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

№7

А) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию

Б) Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

В) Мы возвращались с товарищем со школы.

Г) Всматриваясь в чащу леса, меж

путниками установилось молчание, всем стало жутковато.

Д) Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

1) ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении.

2) ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов.

3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

4) пропуск члена предложения

5) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлогов

6) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

7) ошибка при употреблении однородных членов.

№8

А) Изучая историю, есть возможность гордиться её прошлым.

Б) Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки.

В) Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

Г) Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.

Д) Не подкреплённые слова фактами ничего не стоят.

1) ошибка при употреблении однородных членов

2) ошибка, связанная с построением причастного оборота.

3) ошибка в употреблении вида деепричастий.

4) стилистически неоправданное согласование сказуемого с подлежащим

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6) бедность и однообразие синтаксических конструкций

7) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

№9

А) Молодёжь любит и интересуется музыкой.

 Б) Мы скоро окончим школу и будем пробовать поступить в институт. Который находится в Воронеже.

В)Несмотря на напряжённый график работы, я давала концерты в домах отдыха, в различных культурных центрах, залах и открытых площадках.

Г) Оскар Уайльд сожалел, что: «В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми»

Д) Более семидесяти выпускников школы получило дипломы шоферов третьего класса.

1) ошибка в употреблении прямой речи.

2) нарушение границ предложения

3) ошибки в употреблении собирательных числительных.

4) стилистически неоправданное согласование сказуемого с подлежащим.

5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

6) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлогов

7) ошибка при употреблении однородных членов

№ 10

А) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Б) Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Г) Чехов шутил, что «моя голова совсем отбилась от рук и отказывается от сочинительства»

В) ЦРУ сделал официальное заявление о непричастности к этой акции своих сотрудников

 Д) Кроме рисования я ещё пою.

1) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога

2) стилистически неоправданное согласования сказуемого с подлежащим.

3) нарушение видов  временной соотнесенности глагольных форм

4) ошибка при употреблении однородных членов

5) ошибка в употреблении прямой речи

6) ошибка, связанная с построением причастного оборота.

7) бедность и однообразие синтаксических конструкций.

№ 11

А) Получив начальное домашнее

образование в Москве,

Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б) Все, кто читал пушкинского

«Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама

В) Одному из героев романа,

ищущим смысл жизни,

открывается путь к внутренней

свободе.

Г) Благодаря повышения уровня

сервиса в фирменных

магазинах стало больше покупателей

Д) Горячо любящим родную

культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах

о добром и прекрасном».

1) неправильное употребление

падежной формы существительного с предлогом.

2) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым.

3) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением.

4) ошибка в построении

предложения с однородными

членами.

5) неправильное построение

предложения с деепричастным

оборотом.

6) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом.

7) неправильное построение

предложения с косвенной речью

№12

А.Постоянное увлечение Андрея, поглощающее всё его свободное время, – это спортом.

Б.За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.

В.Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран. 

Г.Потребляя небольшое количество топлива, решается задача энергосбережения.

Д.Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

1.неправильное построение

предложения с косвенной речью

2.  неправильное построение

предложения с деепричастным

оборотом

3. ошибка при употреблении однородных членов

4.нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом.

5. стилистически неоправданное согласование сказуемого с подлежащим.

6. Ошибка в  использовании союза при однородных членах.

7. ошибка в употреблении вида деепричастий.

Упражнения по теме «Употребление числительных в речи»

Упражнение 1.

Просклоняйте.

37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.

Упражнение 2.

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га.
2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг.
3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1.
4) Кедры живут до 800—850 лет.
5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.
6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки.
7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий — 4300 километров.
8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов.
9) Разность между 87 и 54 составляет 33.
10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.

1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.
3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVIв., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза.
5) Вгонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

Упражнение 4.

Выберите правильную форму числительного и существительного.

Для (пяти— пятерых) женщин; (три— трое) красивых (коня— коней); (шесть— шестеро) работниц завода; (четыре— четверо) (ножницы— ножниц); (два— двое) знакомых (лица— лиц); (четыре— четверо) (студентки— студенток).

Упражнение 5.

Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1) Трое спортсменок выступили очень удачно.
2) Олимпиада длилась трое дней.
3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
5) Четверо учениц получили дополнительное задание.
6) С докладом выступили трое профессоров.
7) На учения прибыло семеро генералов.

Тест по теме «Употребление числительных в речи»

1. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного триста пятьдесят?

А) Р. п. трехсот пятидесяти

Б) Т. п. триста пятьюдесятью

В) Д. п. тремстам пятидесяти

Г) П. п. о трехстах пятидесяти

2. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного семьсот шестьдесят девять?

А) Р. п. семисот шестидесяти девяти

Б) Д. п. семиста шестидесяти девяти

В) Т. п. семьюстами шестьюдесятью девятью

Г) П. п. (о) семистах шестидесяти девяти

3. В каком сочетании слов имеется ошибка?

А) семеро котят

Б) нас четверо

В) пятеро женщин

Г) трое детей

4. В каком варианте словосочетание построено правильно?

А) к полуторам годам

Б) с двумястами рублями

В) около четыреста студентов

Г) перед шестнадцатым апрелем

5. В каком сочетании слов имеется ошибка?

А) увеличить в 1,8 раза

Б) двухтысячный год

В) три пятых метров

Г) нет трехсот рублей

6. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

А) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.

Б) Температура дошла до тридцати девяти градусов.

В) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.

Г) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.

7. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

А) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.

Б) Утерян кошелек с семьюстами тридцатью рублями.

В) Наше село в полутораста километрах от города.

Г) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых раза.

              Ответы:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На пульте электросчетчика высвечивается error
  • На пульте не все кнопки работают как исправить
  • На птичьем дворе петух доминирует над курами где ошибка
  • На пространстве множества километров ошибка
  • На прокси сервере возникла проблема или адрес указан неверно как исправить