Цели урока: продолжить работу по культуре речи, формированию коммуникативных умений учащихся, необходимых для построения текста (умений отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывание); формировать умение создавать текст и анализировать текст, отдельные языковые явления.
Оборудование урока:
- интерактивная доска или проектор и экран;
- компьютеры для учителя и учащихся с выходом в Интернет.
Этот урок лучше провести как заключительный. Я проводила его в конце учебного года в 8 классе.
I. Слово учителя:
— Закончились уроки русского языка в 8 классе. Но даже летом, сами того не осознавая, вы будете постоянно обращаться к языку во время общения, в т.ч. дистанционного, например, в социальных сетях.
Тема нашего урока «Прикладной русский». Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Учащиеся высказывают свои предположения о содержании урока.
— Прикладная лингвистика специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка. Это деятельность по приложению научных знаний об устройстве и функционировании языка в нелингвистических научных дисциплинах и в различных сферах практической деятельности человека.
II. Анализ творческих работ учащихся.
— Вчера вы писали сочинение «Зачем мы изучаем русский язык в школе?» Вот ваши ответы (ранжированные по убыванию значимости):
Мы изучаем русский язык в школе, чтобы…
- быть грамотными;
- изучать другие науки;
- уметь грамотно излагать свои мысли;
- уметь убеждать в своей правоте;
- не поддаваться на речевые провокации;
- быть культурным;
- чтить национальные традиции;
- получать эстетическое наслаждение от чтения хороших книг;
- поступить в институт;
- устроиться на престижную работу и др.
Вывод.
На первом месте стоит ответ: «чтобы быть грамотными». А что значит быть грамотным?
В средние века грамотным считался человек, умеющий читать, писать, считать. В наше время грамотный человек не только должен обладать знаниями по разным предметам, но и уметь использовать разнообразные источники информации для самообразования.
III. Повторение изученного материала.
— Давайте проверим вашу грамотность. Выполните задания и определите тип ошибок, допущенных в них.
Задание 1.
1) Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 2) Впереди лидирует команда наших спортсменов. 3) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 4) На площади он увидел огромную массу народа. 5) Художник подарил музею свой автопортрет.
(Тип ошибки — употребление лишнего слова.)
Задание 2.
1) На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2) По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону. 3) Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.
(Тип ошибки — употребление рядом или близко однокоренных слов.)
Задание 3.
1) Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 2) Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом. 3) Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести. 4) Он попытался сформулировать свое замечание в корректной форме.
(Тип ошибки — употребление слова в несвойственном ему значении.)
Задание 4.
1) Родители были уверены, что ихний ребенок продолжает семейное дело. 2) Они хотели устроить более лучшую жизнь. 3) Волга ширее Дона. 4) Он всегда ложит локти на стол. 5) С наступлением весны дни становятся длиньше. 6) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях. 7) С моей точки зрения, спор этот бессмысленен. Чуть не круглый год королевство было погруженное в холодные сумерки и туманы.
(Ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.)
Задание 5.
1) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. 2) Провожая меня, лицо его выражало сожаление. 3) Выйдя на улицу, ему стало холодно. 4) Прочитав этот рассказ, меня как живые окружали его герои.
(Ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.)
IV. Изучение нового.
Парадокс. Грамматические ошибки можно найти у классиков.
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А.С. Пушкин
— Как вы понимаете эти слова? (Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов.) Он пишет так:
«Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо)».
В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880—1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует — они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей».
Писатели нередко пародируют нелогичную речь, и тогда подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический прием создания комического эффекта. Например, у Гоголя: «Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами».
— Назовите произведение, героев.
(«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»);
У Чехова: «Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу»
(«Каникулярные работы институтки Наденьки»)
На этом же приеме строятся каламбуры (словесные шутки):
Каламбуры Пушкина:
Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии.
Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж. — По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
— Попробуйте сами сочинить каламбур.
V. Беседа.
Есть утверждение: «Общение – самое ценное в жизни человека». Согласны ли вы с ним?
— Как чаще всего вы общаетесь со своими друзьями: встречаясь для общения или через Интернет? ( Ответы учащихся)
— Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?»
Возможные ответы:
Нет | Да, исправлю | Не знаю |
— Чтобы несмущать человека — не обидеть — не оказаться бестактным. —Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным |
— Чтобы чело-век больше недопускал ошибок. — Не нравится, когда говорят неправильно. — Не надо портить русский язык. |
— В зависимости от собеседника и от настроения |
— Ну а как часто приходится сталкиваться с ошибками, которые допускают общающиеся в Интернете? (Ответы учащихся)
— Выходит, что сейчас меньше стали общаться лично и все больше в Сети. Чаще всего общение в Сети ведется через переписку. Хочу напомнить, что, создавая сообщение в форумах, чатах, отправляя электронные письма, все должны писать грамотно (хотя это не модно, а кто-то намеренно допускает ошибки, используя так называемый «компьютерный язык»), а также следовать определенным правилам, соблюдать сетевой этикет. Эти знания вам обязательно пригодятся летом, когда вы захотите поделиться с друзьями впечатлениями об отдыхе, но не только.
— Когда еще возникает потребность написать электронное письмо? (Ответы учащихся)
— Обратим внимание на правила этикета, относящиеся к этикету использования электронной почты.
Рассмотрим эти правила.
- Писать письма нужно грамотно, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
- Использовать формулы речевого этикета.
- Правильно оформлять высказывание.
- Вовремя отвечать на полученные письма.
Оформление электронного письма.
В общем виде структуру делового электронного письма можно представить в следующем виде:
- Приветствие.
- Содержание, цель обращения.
- Прощание.
- Личная подпись с указанием контактов.
При оформлении электронного письма в обязательном порядке должны быть заполнены поля:
- Почтовый адрес получателя (поле «Кому»).
- Тема письма (поле «Тема»).
- Важность письма, при необходимости.
- Текст письма.
Обязательно заполните поле «Тема», иначе ваше письмо может быть удаленно, как спам. Здесь следует вписать несколько слов, характеризующих тему сообщения.
В некоторых почтовых программах можно указать степень важности сообщения. Это просто необходимо, если адресат получает ежедневно большое количество писем. С пометкой «Важное» письмо получает приоритет при проверке почты.
Правилами сетевого этикета размер электронного письма определяется следующим образом: электронное письмо должно быть в два раза короче, чем написанное на бумаге. Если вам необходимо переслать важную информацию, содержащую большой объем, то лучше составить краткий сопроводительный текст в электронном письме, а саму информацию оформить в виде вложения — прикрепленного файла.
VI. Практическая работа.
Написать письмо в «Дневнике.ru» любому преподавателю. Тему письма выберите сами.
Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель: Дмитриева С.С.,
Тема урока Лабораторная работа «Язык – зеркало культуры»
Класс: 10
Предмет: русский язык
Тип урока: обобщающее повторение
Цели урока:
1) повысить уровень культурного владения языком;
2) способствовать формированию языкового чутья;
3) готовить старшеклассников к итоговому тестированию по русскому языку;
4) развивать навыки работы в коллективе.
Оборудование: компьютеры (сеть), мультимедиапроектор, настенный экран; диск с заданиями по теме урока;
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
||
— Добрый день, ребята! Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! |
демонстрируют готовность к уроку. |
Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний |
||
На настенном экране спроецированный эпиграф: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» (И.С. Тургенев.); портрет И. С. Тургенева; запись «Из разговора в общественном транспорте: — Ишь, интеллигент, шляпу надел! — Почему вы решили, что я интеллигент, может, я такой же хам, как и вы?!» — Запишите смысл высказывания в виде схемы — Прочтите эпиграф, подумайте, какова основная мысль высказывания? — Как, по-вашему, какую речь можно назвать культурной? — Обсудите результат в группе по 4 человека — Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? — Как думаете, какова тема урока? — Как бы вы могли определить понятие «культура речи»? Сверим свои предположения с мнением ученых. На настенном экране отображается определение: «Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка» (БСЭ). — Итак, мы видим, что понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка». Следовательно, чем больше наша речь соответствует языковым нормам, тем она более грамотна и культурна. — Какова главная цель урока? — Какова задача урока? |
Читают Выделяют признак Составляют схему Дают ответ Работают в группе по заданию Рефлексия, вывод Формулируют тему урока (Лексическое значение слова) Формулируют цель и задачу урока |
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания |
||
— Вашему вниманию предложена речевая ситуация. (Обращение к записи «Из разговора в общественном транспорте») Что вызывает смех? Какой можно сделать вывод? — Сегодня мы с вами попробуем себя в роли исследователей и своей собственной речевой культуры, и чужой; и, анализируя свой и чужой речевой опыт, постараемся повысить уровень своего культурного владения языком. А ваши лабораторные исследования будут оцениваться определенным количеством баллов: одно правильно выполненное задание – 5 баллов. Что получится в сумме — смотрите оценочный лист, в который вы должны сейчас записать фамилии всех участников вашей рабочей группы. Далее проходят к компьютерам: № 1, 2, 3, 4, 5– группа I; №, 6, 7, 8, 9, 10 – группа II; № 11, 12, 13, 14, 15 — группа III; трое учащихся – эксперты- консультанты. |
Просмотр ситуции Делают вывод (Культурный человек не тот, кто хорошо, со вкусом одет, а тот, кто умеет правильно, грамотно и уместно выражать свои мысли.) Учащиеся класса делятся на три рабочие группы, заполняют оценочные листы – см. приложение. Работа в группах по 4 человека |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление |
||
I. Итак, первый этап нашей лабораторной работы – исследование собственной речевой культуры. Открываем слайд № 1 (Приложение №1) 1. Прочитайте слова, поставьте ударение. (В случае ошибки группа получает орфоэпический словарь и самостоятельно исправляет ее.) 2. От данных существительных образуйте форму (или вариант формы) родительного падежа множественного числа. 3. В чем разница между данными словами? Составьте с каждым из них словосочетание или предложение. 4. Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов нет зубов»? Образуйте форму родительного падежа существительных. 5. От данных существительных образуйте форму единственного числа. II. А теперь, проверив свои способности, можно приступить к проверке чужой речи. Каждый из вас на время становится корректором (есть такая профессия). Корректор – это работник издательства, газеты, типографии, исправляющий ошибки на оттиске типографского набора, а также сам оттиск. (Толковый словарь С.И. Ожегова.) То есть вам предлагается исправить ошибки в различных текстах. (В качестве справочного материала на настенном экране отображены соответствующие файлы из электронного учебного пособия). 6. Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий. Открываем слайд № 2. 7. «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»,- записал в жалобной книге один из чеховских героев. Какую грамматическую ошибку он допустил? Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов. Открываем слайд № 3. 8. «Скажите по совести, Ляпсус, — обращался Персицкий (герой книги П.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев») к автору «Гаврилиады», — почему вы пишите о том, чего вы в жизни не видели и о чем не имеете ни малейшего представления? Почему у вас в стихотворении «Кантон» пеньюар – это бальное платье?» Ошибки, вызванные употреблением слова в несвойственном ему значении, ведут к неточности речи. Откройте слайд № 4. В предложениях найдите такие ошибки и попытайтесь их устранить. 9. Слайд № 5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова. 10. «Герасимов сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение…» — пишет чеховский герой «ученому соседу». Слайд № 6. Устраните подобные ошибки (они вызваны употреблением рядом или близко однокоренных слов). |
Выполняют задание в группах Проверяют выполнение работы (осуществляется после ее завершения всеми группами учащихся.) Оценивают свою работу Выполняют задание в группах Выполнение работы с слайдами №2-5 проверяется учителем и экспертами-консультантами. Результаты выставляются в оценочные листы. Проверяют выполнение работы (осуществляется после ее завершения всеми группами учащихся.) Оценивают свою работу |
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: |
||
— Исследование какой темы вели на уроке? — Какова роль отдельного человека в языковой культуре общества? — Какие понятия вспомнили? — Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Какие получили результаты? (подсчет баллов) — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса — Дома опишите ситуации, вызванные употреблением слова в несвойственном ему значении, или употреблением рядом или близко однокоренных слов (задание на выбор учащихся) |
Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение к уроку в 10 классе
I. Слайд № 1. Задания для исследования собственной речевой культуры.
I группа
1. Прочитайте слова, поставьте ударение:
апокалипсис, балованный, дремота, намерение, феномен
2. От данных существительных образуйте форму (или вариант формы) родительного падежа множественного числа:
боец, ботинок, воробей, заяц, герб
3. В чем разница между данными словами? Составьте с каждым из них словосочетание или предложение:
зубы – зубья, листы – листья, образа – образы
4. Образуйте форму родительного падежа существительных:
абрикосы, басни, монголы, носки, рельсы
5. От данных существительных образуйте форму единственного числа:
близнецы, валенки, лыжи, туфли, уши
II группа
1. ваяние, закупорить, кладовая, облегчить, эксперт
2. замысел, ковер, лоб, песок, язык
3. сыновья – сыны, цветы – цвета, учители – учителя
4. апельсины, блюдца, гектары, сапоги, ясли
5. брови, войска, коньки, перчатки, чулки
III группа
1. издавна, лопочущий, разомкнутый, созвонимся, углубить
2. песок, народ, ремень, ручей, шоколад
3. баллы – балы, корни – коренья, мужья – мужи
4. будни, зеркальца, партизаны, полотенца, сумерки
5. ботинки, варежки, овощи, тапочки, усы
II. Задания на исправление речевых ошибок.
I группа
6. Слайд №2. Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.
1) «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело».
2) «Он всегда ложит локти на стол».
3) «Молодежь, трудящая на заводе, решила выйти на субботник».
4) «Из двух зол выбирай более меньшее».
5) «Кругом – никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями».
7. Слайд № 3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.
1) «Решив задачу, мне надо только сверить получившийся результат».
2) «День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения».
3) «Покупая хлеб, мне дали сдачу».
4) «Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье».
5) «Живя в тесной каморке, у Раскольникова зрел план преступления».
8. Слайд № 4. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:
1) «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать».
2) «Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом».
3) «Мне подарили концертный абонент на весь месяц».
4) «За этот подвиг летчика Маресьева предоставили к награде».
5) «Тот памятливый разговор еще долго волновал Раскольникова».
9. Слайд № 5. Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.
1) «Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов».
2) «Впереди лидирует команда наших спортсменов».
3) «Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми».
4) «Она печально смотрела на него грустными глазами».
5) «Его глаза светились невозмутимым счастьем блаженства».
10. Слайд № 6. Устраните ошибки, вызванные употреблением рядом или близко однокоренных слов.
1) «На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа».
2) «Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагонов».
3) « В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях».
4) « Писатель Ф.М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание».
5) « С громким громом влетел кот Барсик в комнату».
II группа
6. Слайд № 2.
1) «Они хотели устроить более лучшую жизнь».
2) «Отец каждый день ездиет на работу в город».
3) «Недалеко отсюда находится санаторий, около его расположен бассейн».
4) «Волга шире Дона».
5) «Чуть не круглый год королевство было погруженное в холодные сумерки».
7. Слайд № 3.
1) «На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги».
2) «Продолжая традиции Радищева, Пушкиным была создана ода «Вольность».
3) «Борясь за свое счастье, Савельич был отправлен на каторгу».
4) «Провожая меня, лицо его выражало сожаление».
5) «Посмотрев фильм, у меня осталось сильное впечатление».
8. Слайд № 4.
1) «И вспоминается мне есенинский жеребенок, тщательно пытающийся обогнать паровоз».
2) «Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести».
3) «Вдох сожаления сорвался с ее уст».
4) «За годы обучения в Художественной школе он научился искусственно рисовать».
5) «Лев Толстой обладал гениальным сочинительным даром».
9. Слайд № 5.
1) «На площади он увидел огромную массу народа».
2) «Книгу для внеклассного чтения открывают произведения народного фольклора».
3) «Художник подарил музею свой автопортрет».
4) « Молодой юноша успешно сдал экзамен».
5) « Художник И.Е. Репин написал свой автопортрет».
10. Слайд № 6.
1) «С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег».
2) «По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону».
3) «Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин».
4) « Запорошило порошею дорожки в саду».
5) « Пилотируя самолет, пилоты набрали нужную высоту».
III группа
6. Слайд № 2.
1) «У мальчика появились более худшие привычки».
2) «Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности».
3) «Сзади его шла нагружена вещами телега».
4) «По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды».
5) «Человек, сильно махающий руками, привлек наше внимание».
7. Слайд № 3.
1) «Вернувшись домой, быстро стемнело».
2) «Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли в ней выражены правильно».
3) «Пользуясь логарифмической линейкой, расчет производится быстро и легко».
4) «Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы».
5) «От науки требуются такие советы, применив которые, получилась бы польза в практической работе».
8. Слайд № 4.
1) «Вуз объявил подбор студентов».
2) «Промышленность и сельское хозяйство в стране неукоснительно развиваются».
3) «Доклад студента отличался глубокой эрудированностью».
4) «Предложено закрепить за бригадой лошадей и инвентаризацию для проведения посевной».
5) «Надвигающаяся гроза вызвала страшный ажиотаж в душе Катерины».
9. Слайд № 5.
1) «Язык Катерины является наиболее ярким в галерее положительных женских образов А.Н. Островского».
2) «Необходимо обеспечить снабжение учебной литературой школы района».
3) «Повесть рассказывает о трудовых подвигах молодежи в годы освоения нетронутой целины Оренбуржья».
4) «Василий Теркин был веселым балагуром».
5) «Огромная толпа народа приближалась к площади».
10. Слайд № 6.
1) «Задание, заданное на дом, оказалось легким».
2) «В ближайшее время силами членов драматического кружка будет поставлена новая постановка пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».
3) «Тяжело преодолевая трудности подъема, альпинисты преодолели горный перевал».
4) «Знаменитый критик В.Г. Белинский создал большое количество интереснейших критических статей».
5) « Решено было принять незамедлительное решение по поводу частых пропусков занятий нерадивыми студентами».
Оценочный лист
Группа №_______
№ п/п |
ФИО учащихся |
слайд №1 (задания I) |
слайд №2 (задание II.6.) |
слайд №3 (заданиеII.7.) |
слайд №4 (задание II.8.) |
слайд №5 (задание II.9) |
слайд №6 (задание II.10) |
1. |
1) |
1) |
1) |
1) |
1) |
1) |
|
2) |
2) |
2) |
2) |
2) |
2) |
||
2. |
3) |
3) |
3) |
3) |
3) |
3) |
|
4) |
4) |
4) |
4) |
4) |
4) |
||
3. |
5) |
5) |
5) |
5) |
5) |
5) |
|
ИТОГО |
|||||||
В сумме |
ПРИМЕЧАНИЕ: Оценки за выполнение работы выставляются учащимися; за верное выполнение задания одного файла – 5 баллов ( по 1 баллу за задание); в сумме на «5» должно получиться 35 баллов, на «4» — от 34 до 30 баллов; на «3» — от 29 до 20 баллов.
10 класс Лабораторная работа «Язык – зеркало культуры»
III группа
I. Файл № 1.
1. издавна, лопочущий, разомкнутый, созвонимся, углубить 2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Файл № 2.
1)___________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________
4)___________________________________________________________________
5)___________________________________________________________________
Файл № 3.
1)___________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________
4)___________________________________________________________________
5)___________________________________________________________________
Файл № 4.
1)___________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________
4)___________________________________________________________________
5)___________________________________________________________________
Файл № 5.
1)___________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________
4)__________________________________________________________________
5)___________________________________________________________________
Файл № 6.
1)___________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________
4)___________________________________________________________________
5)______________________________________________________________
Задание 1. Прокомментируйте следующие высказывания.
1. «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор, – писал знаменитый Цицерон, – потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина»
2. О необходимости следить за точностью выражения своих мыслей говорил Л.Н. Толстой: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
Задание 2. Определите стилистическую функцию многозначности
слова дорога в приведенном ниже стихотворении
В. Остен. ДОРОГА
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
А вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с ее экипажем,
Стоящим у звезд на погоре,
Мы просто и буднично скажем:
―До встречи! Счастливой дороги!
‖
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
3адание 3. От следующих названий городов и местностей образуйте нарицательные существительные со значением «житель данного города / местности».
Образец: Москва (москвич),
1. Псков (пскович), Харьков (харьковчанин), Камчатка (камчадал), Палех (палешанин), Старая Русса (староруссец), Тамбов (тамбовец).
2. Архангельск (архангелогородец), Одесса (одессит), Кострома (костромич), Киев (киевлянин), Пинск (пинчук), Курск (курянин).
3. Баку (бакинец), Пермь (пермяк), Рим (римлянин), Минск (минчанин), Франция (француз), Холм (холмич).
4. Уфа (уфимец), Крым (крымчак), Омск (омич), Полесье (полещук), Тула (туляк), Устюг (устюжанин).
Задание 4. Установите, какими экспрессивными качествами обладают приведенные ниже группы слов, чем определяется различие в экспрессивной окраске каждого из синонимов.
Сообщать, возвещать, доводить до сведения, выкладывать; вкушать, есть, уплетать, принимать (пишу); глаза, зеницы, очи, зенки, глазенки; уста, губы, губки; ланиты, щеки, щечки; книга, книжечка, фолиант, книжонка; послание, письмо, письмецо; зачинатель, инициатор, зачинщик, запевала.
Задание 5. Составьте предложения с приведенными ниже синоними
ческими предлогами. Дайте функционально-стилистическую
характеристику предлогов.
1. Ввиду – вследствие – в силу – в связи с – по причине – благодаря – в результате. 2. О – про – насчет – относительно. 3. С помощью – при помощи. 4. В меру – по мере. 5. По отношению – в отношении. 6. С целью – в целях. 7. Между – меж. 8. Через – сквозь. 9. В – на. 10. По – после. 11. По – о (при глаголах скучать, тосковать). 12. По — за (при существительных грибы, ягоды). 13. За – над (при существительных наблюдение, контроль). 14. В – за (при словосочетании последнее время).
Задание 6. В каждом предложении слово мало замените подходящим по смыслу и сфере употребления синонимом–фразеологизмом (избегайте повторений).
Воды в нашей речке стало мало. Молока у нас осталось мало. Словарей в доме мало. Этой еды ему мало. В начале января дни прибавляются мало. Из-за непогоды сена насушили мало. Жителей в деревне нынче мало. Отец зарабатывал мало.
Задание 7. Укажите, чем отличаются друг от друга данные слова-синонимы.
Настоящий – натуральный – неподдельный – подлинный – естественный.
Дорогой – ценный.
Обманывать – сочинять – заливать – лгать – врать.
Запрещать – воспрещать.
Крикнуть – зыкнуть – цыкнуть – гаркнуть – рявкнуть.
Мешать – препятствовать.
Конечно – разумеется – безусловно – бесспорно.
Свидетельство – подтверждение – доказательство.
Отговорка – предлог – увертка – лукавство.
Анализ – разбор – рассмотрение.
Главный – основной – центральный – первый.
Давать – предоставлять.
Задание 8. Подберите синонимы к данным ниже словам. Составьте предложения со словами синонимического ряда.
Множество, дефект, осторожность, защитник, преимущество, победить, близкий, безграничный, будущий, доказательство, жизнь, истратить, постоянный, предвидеть, приобретать, судьба, неизвестный, длительный, перевес, конфликт.
Задание 9. Расположите синонимы-прилагательные в порядке усиления признака.
а) Жгучий, горячий, палящий, знойный, жаркий, обжигающий.
б) Кровожадный, жестокий, бесчеловечный, бессердечный, безжалостный,
лютый, свирепый, беспощадный.
в) Скупой, ненасытный, скаредный, прижимистый, жадный, алчный.
г) Вежливый, тактичный, обходительный, учтивый, деликатный,
корректный, благовоспитанный.
Ответы: а) горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий);
б) безжалостный, бессердечный, жестокий, бесчеловечный, свирепый,
лютый, беспощадный, кровожадный);
в) прижимистый, скаредный, жадный, скупой, ненасытный, алчный);
г) вежливый, корректный, деликатный, обходительный,
благовоспитанный, тактичный, учтивый).
Задание 10. В отрывке из рассказа М. Зощенко найдите синонимы. Определите стилистическую окраску слов, образующих синонимический ряд.
РАССКАЗ О ТОМ, КАК ЧЕМОДАН УКРАЛИ
Недалеко от Жмеринки у одного гражданина свистнули, или, как говорится, «увели» чемодан.
Дело было, конечно, в скором поезде.
И это прямо надо было удивляться, каким образом у него взяли этот чемоданчик.
Главное, пострадавший попался, как нарочно, в высшей степени осторожный и благоразумный гражданин.
У таких, обыкновенно, даже ничего не воруют. То есть не то чтобы он сам у других пользовался. Нет, он честный. Но только он осторожный.
Он, например, своего чемодана из рук весь день не выпускал. Он, кажется, даже с ним посещал уборную. Хотя это ему, как говорится, было не так легко.
А в ночное время он, может быть, лежал на нем ухом. Он, так сказать, для чуткости слуха и чтоб не унесли во время процесса сна, ложился на него головой. И как-то там на нем спал — не знаю.
И он даже для верности не приподнимал головы с этой своей вещи. А если ему нужно было перевернуться на другой бок, то он как-то со всем этим предметом вращался.
Нет, он в высшей степени чутко и осторожно относился к этому своему багажу.
И вдруг это у него свистнули. Вот так номер!
А еще, тем более, его предупредили перед сном. Ему кто-то там сказал, когда он ложился:
— Вы, говорит, будьте добры, осторожней тут ездите.
— А что?—спрашивает.
— На всех,—говорит,—дорогах воровство почти что прекратилось. Но тут, на этом перегоне, еще отчасти бывает, что шалят. И даже бывает, что сапоги с сонных людей снимают, не говоря о багаже, и так далее.
Наш гражданин говорит:
—Меня это не касается. Если речь идет о моем чемодане, то я имею привычку спать на нем довольно чутко. И этот перегон меня не волнует.
И с этими словами он ложится на свою верхнюю полку и под голову закладывает свой чемодан с разными, наверное, ценными домашними вещами.
Значит, ложится он и спокойно засыпает.
И вдруг ночью к нему кто-то подходит в темноте и тихонько начинает сапог с ноги стаскивать.
А наш проезжающий был в русских сапогах. И сразу такой сапог, конечно, не снять благодаря его длинному голенищу. Так что неизвестный только немного сдернул этот сапог с ноги.
Наш гражданин сдержался и думает:
«Подожду, что будет дальше. Интересно. Неужели он желает с меня сапоги снять?»
А в это время неизвестный берет его теперь за другую ногу и снова дергает. Но на этот раз дергает со всей силы.
Вот наш гражданин как вскочит с размаху, как ахнет вора по плечу! А тот как сиганет в сторону! А наш проезжающий как брыкнется с полки за ним! Хочет, главное, бежать, но не может, поскольку у него сапоги наполовину сдернуты. Ноги в голенищах болтаются, как звонки.
Пока то да се. Пока ноги взошли вовнутрь, глядит— вора уж и след простыл. Только слыхать, что он, мошенник, дверкой на площадке хлопнул.
Поднялись крики. Тарарам. Все вскочили.
Наш проезжающий говорит:
— Вот интересный случай. Чуть у меня сапоги с сонного не сняли.
И сам вдруг косо поглядел на свою полку, где должен был стоять его чемодан.
Но его, увы, уже не было.
Ну, конечно, опять крики и опять тарарам
Задание 11. Вычеркните один из смежных синонимов и проследите, как при этом изменится смысл предложения.
1. Чтец в соответствии с замыслом может заострять, обнажать мысль автора. 2. Для изучения явления, законы которого еще не выявлены, мы создаем, конструируем упрощенную модель. 3. Известно, что с помощью умственных действий человек способен предварять, упреждать свои практические действия.
Задание 12. Составьте антонимичные пары:
1) минус а) пессимист
2) начинать б) лживый
3) соглашаться в) кончать
4) искренний г) плюс
5) болтан д) фантазия
6) исчезновение е) появление
7) круто ж) трудолюбивый
косвенно з) отказываться
9) главный и) полого
10) ленивый к) безопасно
11) оптимист л) запутать
12) опасно м) молчун
13) распутать н) заключать
14) реальность о) второстепенный
Задание 13. Напишите рассказ по одной из пословиц, употребляя антонимы:
1. Живое слово дороже мертвой буквы.
2. Не отведав горького, не узнаешь сладкого. 4. Корень ученья горек, а плод его сладок.
Задание 14. В стихотворении В. Брюсова «Родной язык» найдите языковые антонимы и антонимы, созданные автором.
Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик! Ты дал мечте бездумной крылья, Мечту ты путами обвил. Меня спасал в часы бессилья, И сокрушал избытком сил.
Задание 15. Подберите антонимы к следующим словам:
Богатство – …, брать – …, виноватый, виновный – …, внутренний – …, впускать – …, выигрыш …, давать – …, доверие – …, доказывать – …, запрещать – …, защита – …, защищать – …, избыток – …, излишек – …., истина – …, максимально – …, награда – …, обвинять – …, обогащать – …, поддерживать – …, покупать – …, поощрять – …, прибыльный – …, тайно – …, увеличивать – …, явный – … .
Задание 16. Составьте с приводимыми ниже словами, где возможно, антонимичные и синонимичные ряды слов, указывая в скобках тематическую группу, к которой они относятся.
Мелкий, полезный, свежий, активный, серьезный, содержательный, справедливый, истина, нравственность, скупость, отчаяние, бездарность, корыстный, малочисленный, обделить, одолжить, открывать, распущенный, фальшивый, явный.
Задание 17. Объясните разницу между приведенными ниже словами.
Войти – взойти, деловой – деловитый, усвоить – освоить, неизмеримый – несоизмеримый, эффектный – эффективный, искусный – искусственный, главный – заглавный, командированный – командировочный, абонемент – абонент, будний – будничный, виноватый – виновный – повинный, военный – воинский, выжидать – ждать, выплата – оплата – плата, выплатить – заплатить – оплатить, гарантийный – гарантированный, гостиная – гостиница, гуманизм – гуманность, дареный – даровой – дарственный, двухгодичный – двухгодовалый, динамика – динамичность, доверие – доверительность – доверчивость, единичный – единственный – единый, жилищный – жилой, жуликоватый – жульнический, заверение – заверка, защитительный – защитный, исполнительный – исполнительский, личностный – личный, неисправимый – непоправимый, обсудить – осудить, откровение – откровенность, планирование – планировка, правдивый – правильный, скрытный – скрытый, снискать – сыскать, факт – фактор, судный – судебный, сопровождать – препровождать.
Задание 18. Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к данным прилагательным.
Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок).
Генеральный, генеральский (сражение, чин, план, директор, уборка квартиры,
погоны). Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм).
Защитительный, защитный (речь, панцирь, приспособление, аргумент,
насаждение). Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль). Ледовый, ледяной (голос, покров, крыша, взгляд).
Задание 19. Определите значение приводимых ниже слов-паронимов. Составьте с ними словосочетания.
Водный – водяной, встать – стать, годичный – годовалый – годовой, деловитый – деловой – дельный, единичный – единственный – единый, жилищный – жилой, поступок – проступок, провести – произвести, скрытый – скрытный, статичный – статический, гуманизм – гуманность, гуманистический – гуманный, глубинный – глубокий, желанный – желательный, оплаченный – уплаченный, помета – пометка, приемник – приемник, субъективный – субъективистский, статус – статут, короткий – краткий, мелкий – мелочный.
Задание 20. К данным словам подберите паронимы и укажите различие в их значении.
Безответный, динамичный, дипломатичный, журнальный, значимый, искусный, криминальный, натуральный, педагогичный, психологический, упростить, усвоить, усложнить.
Задание 21. Объясните значение приводимых ниже слов иноязычного происхождения. Подберите к ним синонимы, исконно русские по происхождению.
Авторитет, аннулировать, апелляция, адекватный, аморальный, бюрократ, дефицит, директива, имитировать, импорт, изолировать, идеология, изолятор, кодекс, конфиденциальный, комментарий, конфликт, индустрия, критерий, аннотация, ликвидировать, доминировать, практика, привилегия, каталог, ситуация, санкционировать, экспорт, фрагмент, энтузиазм.
Задание 22. Выделите в стихотворении Я. Козловского заимствованную лексику и проследите ее стилистическое использование.
И среди своих законных
Слов, в отечестве рожденных,
Есть под властью Словаря
Много слов иноплеменных,
Издалёка завезенных
Через горы и моря.
Так почти что все слова,
Те, что пишут с буквы «А», —
Из числа иноплеменных
Словарем усыновленных.
А из Франции … Привет!
К нам пожаловал балет
И театр, и актрисы,
Декорации, кулисы,
Дирижер и режиссер,
Костюмер и билетер,
Персонаж, танцор, сюжет,
Бис! Антракт … Фойе … Буфет …
Если б я открыл тетрадь,
Начал в ней перечислять
Те французские слова,
Что стоустая молва
Занесла к нам пользы ради,
Не хватило бы тетради.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришел.
Вслед за ним пришел хоккей,
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд.
Чемпион, тайм – аут, спорт.
И явился, например,
К нам от немцев офицер.
С офицером в свой черед
К нам приехал бутерброд.
На конях неодиноко
Прикатил ямщик с Востока,
Был он в красном кушаке
И сидел на облучке.
Он привез с собой башмак,
Он привез с собой армяк
И чулки, и шаровары,
И словечко «тары — бары».
Издалека завезенных
Через горы и моря
Много слов иноплеменных,
С давних лет усыновленных,
Есть под властью словаря.
Задание 23. Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами. Объясните их значение.
Дать, идти, встать, взять, выйти, держать.
(Дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару;
Идти в гору, идти в ногу (с кем-нибудь), идти вразрез, идти своей дорогой; встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги;
Взять себя в руки, взять верх (над кем-нибудь), взять быка за рога, взять за горло, взять в оборот (кого-нибудь);
Выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя;
Держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).
Задание 24. Подберите фразеологизмы-синонимы.
Ад кромешный (вавилонское столпотворение, содом и Гоморра, мамаево побоище, сумасшедший дом), бить баклуши (валять дурака, лодыря гонять, лежать на боку, сидеть сложа руки, плевать в потолок, считать ворон, мух ловить, груши околачивать, собак гонять, голубей гонять, продавать глаза, пень колотить да день проводить), на краю света (у черта на куличках, бог знает где, за тридевять земель, куда ворон костей не заносил, за морями за долами; за семью холмами, за семью реками)
Задание 25. Приведите не менее трех фразеологизмов к каждому из данных лексических значений.
1. Попасть в неприятное, затруднительное положение (попасть впросак, сесть в калошу, попасть в переплет).2. Быть на неправильном пути (катиться по наклонной плоскости, пойти по скользкой дорожке, сбиться с пути истинного). 3. Идти по легкому пути (плыть по течению, идти по линии наименьшего сопротивления, идти по проторённой дорожке). 4. Бездельничать (бить баклуши, гонять лодыря, играть в бирюльки). 5. Впасть в уныние, расстроиться (повесить нос, опустить крылья, распустить нюни). 6. Люди, похожие один на другого (одного поля ягода, два сапога пара, из одного текста сделаны). 7. Разоблачить (вывести на чистую воду, сорвать маску, раскрыть чьи-либо карты). 8. Обмануть, ввести в заблуждение (втирать очки, кривить душой, пускать пыль в глаза). 9. Поднимать вокруг чего-либо шум (кричать на всех перекрёстках, трубить в трубы, трезвонить во все колокола).
Задание 26. Определите стилистическую маркированность
приведенных ниже фразеологических оборотов.
1. Держи карман шире, железная дорога, иметь место, марионеточное правительство, море по колено, рукой подать, ума не приложу;
2. Валять дурака, задать баню, кот наплакал, с ножом к горлу (пристать), типун (бы) на язык, умыть руки;
3. Ломать голову, попасть впросак, тертый калач, тяжелый на подъем, уши вянут, фиктивный капитал;
4. Губа не дура, нелегкая дернула, положа руку на сердце, прямой угол, средь бела дня, с одной стороны … с другой стороны;
5. В ус не дуть, головной убор, делать из мухи слона, единовременное пособие, грецкий орех, дать стрекача, переливать из пустого в порожнее, шевелить мозгами;
6. Загребать жар чужими руками, командировочное удостоверение, первая ласточка, попасться на удочку, семь пятниц на неделе, ходить на задних лапках, час от часу.
Задание 27. Прочитайте фразеологизмы со словами язык. Объясните их значение и определите стилистическую окраску.
Говорить на разных языках, находить общий язык, русским языком говорить (спрашивать), что-либо вертится на языке у кого-либо, что-либо не сходит с языка у кого-либо, что-либо сорвалось у кого-либо с языка, язык не повернулся сказать, у кого-либо развязался язык, у кого-либо язык хорошо (неплохо) подвешен, у кого длинный язык, у кого острый язык или кто-либо острый (остер) на язык, злые языки, держать язык за зубами, придержать язык, прикусить язык, что на уме, то и на языке, язык без костей у кого-либо.
Задание 28. Подберите русские синонимы к иностранным словам.
Амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.
Задание 29. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» заведующий старкомхозом Гаврилин, выступая на митинге по случаю открытия старгородского трамвая, говорит, что трамвай пущен «благодаря всех рабочих… а еще… благодаря честного советского специалиста, главного инженера Треухова». Найдите в его речи ошибку, связанную с нормами управления. Поставьте словосочетания, данные в скобках, в нужную падежную форму.
1. Больше времени уделять (чтение книг). 2. Включиться (строительство дороги). 3. Вопреки (противопожарные действия). 4. Восхищаться (благородный поступок). 5. Гордиться (свои ученики). 6. Грустить (школьные друзья). 7. Избежать (серьезная опасность). 8. Исходить из (это предположение). 9) Обращать внимание (физическая подготовка). 10) Озабоченность (положение дел
в стране). 11. Оплатить (проезд). 12. Остановиться (разные стороны проблемы).
13. Отчитаться (израсходование полученных средств). 14. Побудило (решительные действия). 15. Подчеркнуть (необходимость созыва собрания). 16. По истечении (десять дней). 17. Согласно (действующая инструкция). 18. Уверенность (наша победа). 19. Удостоить (беглый взгляд). 20. Факт (грубое нарушение правил).
Задание 30. «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»,– записал в жалобной книге один из чеховских героев. Какую грамматическую ошибку он допустил? Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.
1. День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения. 2. На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. 3. Продолжая традиции Радищева, Пушкиным была создана ода «Вольность». 4. Борясь за свое счастье, Савелий был отправлен на каторгу. 5. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. 6. Выйдя на улицу, ему стало холодно. 7. Прочитав этот роман, меня, как живые, окружили его герои. 8. Окончив учебный год, перед выпускниками встала проблема устройства на работу. 9. Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье. 10. Медленно и четко произнося слова, правило легче заучивается наизусть.
Задание 31. Исправьте ошибки, вызванные незнанием лексического значения слов.
1. Литература играет большую эстетическую функцию. 2. Желание сделать рекорд заставило его много тренироваться. 3. Мы можем отчетливо представить себе ситуацию, происходящую тогда в Киевской Руси. 4. Создавая комедию «Горе от ума», А. Грибоедов пытался передать жизнь, которая господствовала в то время. 5. Надо иметь хорошего наставника, чтобы усвоить профессию. 6. Героем рассказа А. Чехова «Ионыч» является образ Старцева. 7. Обратимся к дружбе Онегина и Ленского, которой в романе также выделено место. 8. Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор. 9. В голове у него метнулась мысль о побеге. 10. В стихах С. Есенина особую роль имеют сравнения.
Задание 32. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим.
1. На конгрессе присутствовал… 117 делегатов, причем большинство их был… представителями стран-участниц. 2. Премирован… 4 картины из 70, поступивших на конкурс. 3. Женщина-врач решительным шагом направил…сь в операционную. 4. Большинство высказал…сь за предложение спикера парламента. 5. Ряд сотрудников нашего института направлен… в Гомель, часть
командиру…тся в Россию. 6. На суд жюри представлен… сто фильмов –
игровых, документальных, телевизионных, учебных, мультипликационных. 7.
Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм.
8. Много возможностей поразить ворота соперников остал…сь
неиспользованным… 9. На пересечении двух улиц открыл… автомат-закусочная. 10. Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты. 11. Я с моими сыновьями уед… раньше, а затем ты с девочками отправляй… 12. «Короли и капуста» О. Генри пользу…тся спросом. 13. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект. 14. Мать и дочь долго не могл… уснуть от волнения.
Задание 33. Прочитайте отрывок из письма А. Кафинькина (сочиненного Ф. Раневской). С какой целью автор допускает речевые и грамматические ошибки?
«Татьяна! Привет с Парижа. Я нахожусь в преддверии для наблюдений над явлениями. Конечно, город на уровне, плохого не скажу, но и хорошего мало… Как вы знаете с газет, была в Париже «Неделя марксистской мысли». Я всю неделю делился мыслями с другими нашими советскими. Сейчас начинаю изучать все по-ихнему, для обмена опытом… Наша комиссия, где я работаю над проблемами, уже пришла к выводу. По слухам, следующая командировка намечается в Австралию, так что по приезде с Парижа придется углубиться в изучение австралийского языка… Теперь моя специальность – «наше будущее». Скоро увидите мое фотографие за круглым столом прогнозистов-оптимистов».
Задание 34. Установите, какие ошибки допущены говорящими. Исправьте их.
1. В тексте приведены цитаты из латинского языка, для того, чтобы усилить восприимчивость информации. 2. Автор сам в своей статье начинает перечислять различные предметы, но и в то же время говорит о том, что утомляют бесконечные перечисления. 3. Цитаты лучше не употреблять. Необходимо мыслить самому, чем повторять чужие слова. 4. Избегание ненужных красивостей – важное условие доступности текста. 5. Не говорю про то, что предание гласности ряда конфиденциальных бесед журналистки, мягко говоря, неэтично. 6. Если тебе от 16 до 25 лет, ты активен, полон творческих идей, хочешь стать знаменитым, собирай команду 3 – 6 себе подобных человек. 7. Когда вагоновожатый ищет новых путей, вагон сходит с рельсов. 8. Я иду в кино, я – в концерт, я – в казино, а я – на дискотеку. 9. Организм новорожденного на заботы социума отреагировал неадекватно. 10. Духи, одеколоны, туалетные воды – все это сегодня в изобилии в магазине.
Задание 35. Прочитайте отрывки из курсовой работы студентки.
Прокомментируйте их с точки зрения правильности и уместности по отношению к данному стилю.
1. По моему мнению, телевидение и радио – это своеобразное увеличительное стекло. Именно в этом стекле видно, как за последнее время границы литературного языка размылись и продолжают это делать. 2. В прошлой курсовой работе я немного упомянула о речи ведущих, но это было очень-очень мало. Поэтому я надеюсь получить не только новые знания по этой проблеме, но и доставить себе удовольствие, побыв в роли исследователя. 3. Прежде, чем говорить о культуре и правильности речи, нужно разобраться, что же такое язык. 4. Ведущие должны владеть не простым языком, а литературным. 5. Очень хорошо тема моей работы разбирается в московском журнале «Журналистика и культура русской речи». Хочу отметить, что именно в этом сборнике можно найти последние новости о том, как рассматривается и решается проблема культуры речи. 6. Древние грамматики различали два вида ошибок: варваризмы (лексические и морфологические ошибки, т. е. ошибки в употреблении слов и их форм) и солецизмы (нарушение правил синтаксиса, т. е. ошибки в сочетании слов и предложений). 7. В языке есть разные лексические слои, уметь пользоваться этими разными слоями и стилями нужно учиться.
Задание 36. Определите, соответствуют ли данные высказывания требованию точности речи. Отметьте случаи неполноты высказываний и многословия. Предложите приемлемые для полного стиля речи варианты выражения мыслей.
1. Павел Петрович с первого знакомства чувствует сильную антипатию. 2. Автор, приводя конкретные аргументы, факты и оценку, правильно доносит до нас все критерии проблем. 3. Чичиков выработал в себе безошибочно определять сильные и слабые стороны людей. 4. Роман сыграл огромную роль в формировании нравственного облика. 5. По примерам можно отследить эпоху и особенности того времени. 6. Несколько раз на заседаниях приходилось слушать о наркомании. 7. Система почтовой связи у нас сейчас, на мой взгляд, достаточно эффективна, просто она достаточно разветвлённа (Из телепередачи «Времена»). 8. Суффикс — чик служит для образования профессий. 9. Обратите … ещё раз на доску. 10. Я полюбила и привыкла к ребятам. 11. Отношение, если не скажу, что совсем другое, то мне кажется, что мои такие впечатления первые… правильные, как всегда бывает, отношение нормальное, деловое, спокойное (В. Черномырдин). 12. Считаю то, что американизмы вредны. 13. В подготовке к урокам я старалась как можно больше приготовить дидактического материала. 14. Мы приветствуем всех инвесторов, которые вкладывают в реконструкцию и строительство новых объектов.
Задание 37. Разложите сложную мысль на несколько простых, заменив данные сложные предложения простыми, не нарушая логики высказывания.
Какие средства связи отдельных предложений в одно смысловое целое вы используете?
1. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали (И. Тургенев). 2. На задаваемые вопросы он объяснил, что, если в тихую погоду туман подымается кверху и если при этом бывает сильное эхо, непременно надо ждать затяжного дождя (В. Арсеньев). 3. В это мгновение она увидела высоко над водой белую чайку; её, вероятно, вспугнули, и она летала молча, неровным полётом, будто высматривая место, где бы можно было опуститься (И. Тургенев). 4. Таким образом, противник сам для себя создаёт обстановку, в которой, если мы без колебания будем решительны и смелы, он сам подставит нам для разгрома свои головные силы (Л. Толстой).
Задание 38. На основе данных простых предложений составьте сложные предложения, используя различные средства связи частей (служебные слова, вводные слова, конструкции и др.).
1. Алёша внутренне стыдился этих похвал. Ему совестно было. Его ставили в пример товарищам. Он вовсе этого не заслуживал. 2. Вскоре пансион наполнился. Не было уже места для новых пансионеров. Учитель с учительницей начали думать, что нужно нанять дом попросторнее. Они жили в этом доме. (На основе произведений А. Погорельского). 3. Счастлив младенец. Нежное ушко его ласкают колыбельные песни. В них материнская любовь, нежность и ласковость родного слова. Целая симфония звуков, красок и чувств. Значение колыбельных для младенца трудно переоценить. Они и поныне являются истинным средством убаюкивания ребенка. Они создают неповторимую атмосферу уюта и покоя. 4. Грибоедов хорошо знал московское общество. Он долго жил в Москве. Представителей московского общества он изобразил в своей комедии — Горе от ума. Эта комедия была закончена в 1823 году. 5. Лермонтов в детстве побывал на Кавказе. Он дважды ссылался на Кавказ. Лермонтов полюбил Кавказ. 6. Евгений Онегин воспитывался иностранцами. Он получил неглубокое образование. Это образование не дало ему полезных для практической деятельности знаний. Жизнь в столичном высшем свете отдалила его от народа.
Задание 39. Прочитайте текст. Определите в нём а) основное положение (тезис), б) доказательства выдвинутого тезиса, аргументы, в) вывод.
Языковой материал собирается и систематизируется в различного рода словарях. Все словари можно разделить на две группы: энциклопедические и лингвистические.
Энциклопедические словари являются научными справочными пособиями, содержащими сведения из различных областей знания. В них даны сведения о явлениях природы и общественной жизни, о выдающихся общественных деятелях, разъясняются различные научные и технические термины и т.д.
Словарные статьи обычно иллюстрируются. Следовательно, в энциклопедиях объясняются не слова, а предметы, лица, явления и понятия, обозначаемые теми или иными словами.
В лингвистических (языковых) словарях основное внимание уделено словам; в них объясняются с разных точек зрения сами слова. Лингвистические словари в свою очередь делятся на двуязычные (переводные), например, англорусский, русско-английский, русско-немецкий и т.п., и одноязычные, вся информация в которых даётся на одном языке. В зависимости от целей и задач одноязычные словари делятся на несколько категорий: толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, этимологические словари, словообразовательные, фразеологические, грамматические, орфоэпические, орфографические и другие.
Таким образом, словари содержат огромную информацию и являются первыми помощниками и друзьями в учении, в жизни.
Задание 40. Продолжите текст, развивая мысль в заданном направлении.
1. Все люди хотят быть счастливыми. Много я слышал споров о счастье. Одни говорили: «Сила, здоровье — в них всё счастье». Другие не соглашались: «Богато жить, всё иметь — вот что такое счастье!». «Дело свое в жизни хорошо знать — значит счастливым быть», — утверждали многие. А иные добавляли: «Главное для счастья — это чистая совесть, чтобы людям в глаза не стыдно было смотреть»…
Задание 41. Составьте текст из данных предложений, представленных в неупорядоченном, «рассыпанном», состоянии, расположив их в порядке последовательного развития мысли.
А 1. Точная, буквальная копия того или иного произведения поэзии — самый неточный изо всех переводов. 2. Переводчик должен свободно владеть языком, с которого он переводит. 3. Поэтому переводчик должен знать прекрасно и свой родной язык, иначе лошадь у него всегда будет только лошадью, а не конём, жеребцом, рысаком, вороным или скакуном. 4. Нельзя забывать: буквальный перевод никогда не может быть переводом художественным. 5. Переводя, нужно помнить ещё о том, что особым законам подчиняется перевод пословиц и поговорок. 6. Только по-настоящему большие поэты могут работать по подстрочникам. 7. Ведь звукопись, звуки слов в стихах очень сильно воздействуют на читателя. 8. Здесь нужен переводчику хороший эстетический вкус, он должен обладать чувством ритма.
Б 1. Почти невозможно запомнить какой-нибудь текст, если во время чтения голова занята посторонними мыслями. 2. Когда на память начинают жаловаться учащиеся, люди молодые, невольно возникает вопрос: а интересует ли их изучаемый материал? 3. И наоборот, когда какое-либо сообщение, факт или
цифра произвели впечатление, взволновали, обрадовали или огорчили, они врезаются в память иногда на всю жизнь. 4. К тому же, если был пробел в знаниях, значительно труднее выучить новый материал, находящийся в логической связи с тем, что пропущено. 5. Скучные, неинтересные сведения, как правило, запоминаются с трудом. 6. Недаром говорят: «Повторение — мать учения». 7. Итак, старайтесь изучать предмет глубже, и тогда, без сомнения, он вас заинтересует. 8. Материал запоминается гораздо надежнее и прочнее, если в тот же день через какой-то срок посмотреть его еще раз. 9. Приведенные соображения иллюстрируют важную закономерность: нормальная память фиксирует все, что затрагивает чувства человека, а то, что оставляет равнодушным, не запоминается. 10. Тогда, вернувшись к нему перед очередным уроком, вы обнаружите, что многое уже запомнили. 11. Конечно же, память каждого из нас имеет свои особенности. 12. Поэтому одному помогает запомнить те или иные сведения повторение, другому — пересказывание прочитанного, третий лучше воспринимает учебный материал на слух. 13. Задания трудные, требующие особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову.
Задание 42. Докажите или опровергните истинность следующих мыслей; аргументируйте свою точку зрения.
1. У короткого ума длинный язык (Аристофан). 2. Дружба возможна только между хорошими людьми (Цицерон). 3. Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволяется (Сенека). 4. Красива не красавица, а любимая. 5. Если убивают цвет, процветают бесцветные. 6. Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков. 7. Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. 8. Развитие мышления человека может проходить только в процессе самостоятельной деятельности, а развитие способностей — через самопознание (Сократ). 9. О вещах, которым научаешься сам собой, получаешь гораздо более ясные и верные понятия, нежели о тех, с которыми знакомят нас чужие уроки (Жан-Жак Руссо).
Задание 43. Завершив начатые высказывания, создайте собственные афоризмы.
1. Заслуживает уважения тот, … 2. Тот, кто духовно совершенствуется, … 3. Настоящую ценность представляет то,…
Задание 44. Прокомментируйте, какие коммуникативные принципы нарушены в следующих высказываниях?
1. Ярким примером служения родине является героический подвиг милиционера (из телепередачи «Закон и криминал»). 2. Спектакль удался. Мне повезло: я работал с шестьмя сумасшедшими женщинами (из телепередачи «Настроение»). 3. «Если вдруг вас закроют, есть планы, перспективы?» – «Ну, во-первых, мы не знаем, закроют или нет. Следите за афишами» (диалог телеведущего и руководителем джаз-группы). 4. Я в 5 классе очень сострадала от негров. 5. Проблема брачности сегодня одна из острых демографических проблем современного общества. 6. Человек, в конечном счете – примат, обезьяна. Старение – это деградация человека. 7. Речь о разводимости в период патриархата не шла. 8. Я стою твердо на этой почве в вопросах различия мужчины и женщины по социальному положению. 9. До тысячи второй год продолжительность жизни мужчин и женщин резко возрастает. 10. Как это утверждать, что мужчины и женщины – одно существо! 11. Господство женского пола рано или поздно будет установлено.
Задание 45. Составьте синонимические ряды со следующими словами. Употребите приведенные слова в ситуациях.
Образец: опытный – искушенный, умудренный, бывалый, матерый, тертый, стреляный, ученый, наторелый, побывавший в переделках.
Бдительный, банальный, величественный, иллюзорность, знаменитый, вежливо, ласково, пренебрежение, прочный, эффективный, благородный.
Задание 46. Определите оттенки значения и характер стилистической принадлежности слов, объединенных в синонимические ряды. Установите доминирующее слово (нейтральное) в каждом ряду.
1. Изведать, пережить, узнать, попробовать, понюхать, вкусить, набраться, испытать на собственной шкуре. 2. Большой, значительный, изрядный, здоровый, титанический. 3. Высокомерие, гордость, спесь, чванство, фанаберия, гордыня. 4. Радостный, ликующий, торжествующий, светозарный. 5.Мошенник, аферист, авантюрист, прохвост, проходимец, жулик, прощелыга.
Задание 47. В отрывке из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать
стульев» найдите синонимы и определите их стилистическую
принадлежность. Прокомментируйте авторское употребление разностилевых синонимов.
– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.
– Ну, царство небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают, это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, – значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдает…
– То есть как это считается? У кого это считается?
– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, то в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые
могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».
Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
– Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастерá скажут?
– Я – человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут, – и строго добавил:
– Мне дуба дать или сыграть в ящик – невозможно: у меня комплекция мелкая.
Задание 48. «Почему вы пишете о том, чего в жизни не видели? Почему у вас пеньюар – это бальное платье?» (И. Ильф и Е. Петров). Ошибки, вызванные употреблением слова в несвойственном ему значении, ведут к неточности речи.
Найдите такие ошибки в следующих предложениях и устраните их.
1. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 2. И вспоминается мне есенинский жеребенок, тщательно пытающийся обогнать паровоз. 3. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести. 4. Он попытался сформулировать свое замечание в корректорской форме. 5. Он это хорошо запамятовал. 6. Имеют ли право адмиралы сводить счета друг с другом? 7. Каждый кремлевский клерк в любом сюжете будет высматривать антипрезидентские настроения. 8. Сначала запретили говорить о реальном положении дел в Чечне, потом о реальном положении в армии, затем наложили запрет на информацию о борьбе питерских чекистов и московских чиновников. 9. Это все он, Сергей Кузин. А ранее – обыкновенный парень, который в школе начал собирать музыкальные диски, учился в музыкальной школе, занимался борьбой, армия, вуз. 10. Кошки – это очень яркие личности. 11. Мы много работали над фильмом, но иногда случались барьеры, которые не преодолевались никаким образом.
Задание 49. «Герасимов сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение…», – пишет чеховский герой «ученому соседу». В приведенных ниже примерах устраните тавтологические ошибки.
1. На примере конкретных примеров показывает своеобразие чеховского пейзажа. 2. Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагонов. 3. С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег. 4. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону. 5. На середину вышел его близкий приближенный. 6. Исследуемый вопрос уже был расследован французскими учеными. 7. В образе Базарова изображен типичный представитель революционеров-демократов 60-х годов. 8. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин. 9. В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны. 10. В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях. 11. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 12. Впереди лидирует команда наших спортсменов. 13. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 14. На площади он увидел огромную массу народа. 15. Книгу для внеклассного чтения открывают произведения народного фольклора. 16. Художник подарил музею свой автопортрет. 17. Проливной ливень помешал походу. 18. С коллегами по работе он старался поддерживать дружеские отношения.
Задание 50. Запишите словосочетание, выбрав одно из двух слов-паронимов.
Точный (адресат, адресант), (враждебный, вражеский) тыл, (гарантийные,
гарантированные) привилегии, (гармоничный, гармонический) аккорд,
(гуманистический, гуманный) поступок, (деловитый, деловой) разговор,
(доверительный, доверчивый) разговор, (лирическая, лиричная) песня,
(обосновать, основать) компанию, (предоставить, представить) отчет,
(экономный, экономический) хозяин, (эффектная, эффективная) девушка,
(добротный, добрый) характер, (анекдотический, анекдотичный) случай,
(бережное, бережливое) отношение, (будний, будничный) костюм,
(демократичный, демократический) союз, (деловой, дельный) работник, (динамическая, динамичная) теория, (дружеская, дружественная) улыбка, (интеллигентный, интеллигентский) поступок, (органическая, органичная) целостность.
Задание 51. Выберите и составьте из предложенных слов синонимические ряды. Определите в каждом из них доминанту. Установите стилистическую принадлежность слов.
Образец: хороший (нейтр.), клевый (жарг.) – прекрасный (книжн.) – великолепный (книжн.) – замечательный (книжн.) – превосходный (книжн.) – потрясающий (высок.), потрясный (разг.).
Выговор, физиономия, субъект, внушение, взбучка, лик, фигура, элемент, нахлобучка, головомойка, разнос, личность, морда, особа, нагоняй, лицо, рожа, тип, персона, вид, рыло, видимость, проборка, баня, внешность, облик, обличье, наружность, лицо (человек).
Задание 52. Составьте ассоциативные ряды со следующими
прилагательными. Определите, в каких случаях словосочетания из разных рядов могут быть синонимичными.
Образец: великолепный – мастер, портной, сад, характер, дом, квартира, мебель, спортсмен, голос, врач, цвет, профиль (лица), предложение, спортивный зал, специалист, условия, артист, танцор, погода, человек.
Свежий, высокий, круглый, алый, бревенчатый, быстрый, васильковый, жаркий, звериный, грозный, весенний, идеальный, идейный, переходный, родственный, исторический, царский, щекотливый, молодой.
Задание 53. Определите значения слов-паронимов, составив с ними предложения.
Обосновать – основать, парламентарий – парламентер, индейский – индийский, доверительный – доверчивый, исполнительный – исполнительский, логический – логичный, представить – предоставить, демонстративный – демонстрационный, дружеский – дружественный, абонемент – абонент, болотистый – болотный, анекдотический – анекдотичный, адресат – адресант, гуманный – гуманистический, скромный – скоромный, чувственный – чувствительный, эффектный – эффективный.
Задание 54. В приведенных ниже предложениях, взятых из сочинений школьников и абитуриентов, имеются лексические, лексико-фразеологические, грамматические и стилистические ошибки, нарушающие логическое развертывание мысли. Установите их и, где возможно, отредактируйте предложения.
1. Тоска о чем-то ушедшем и непостижимом тенью окружает сердце. 2.Ему удалось заглянуть в дырку пистолета. 3. Афганистан. Это наши ребята, те, кто ходили на дискотеки, снимали девочек, киряли в подъездах. 4. Семен Давыдов приехал в колхоз для пополнения семенного фонда. 5. Зоя Космодемьянская, в трескучий мороз, лежа на снегу, заражает верой своих товарищей. 6. Моя школьная учительница 10 лет стойко учила меня первому слову: «Мама». 7. Он ставит перед собой цель не только личную – жить полноценно, но и другую – быть корыстным людям. 8. Крестьяне прямой наводкой шли в партию. 9. Быки потеряли производительность, и поэтому поднялся бабий бунт. 10. Пусть всегда зеленеют поля и леса и никогда не зеленеют мундиры фашистских захватчиков. 11. И вот уже родные провожают сыновей и дочерей комсомола в места не столь отдаленные Советского Союза. 12.Ранее неизлечимые болезни становятся доступны моему современнику. 13. Безалаберность Манилова подтверждается тем, что он даром отдает души. 14. То, о чем я хочу написать, нельзя будет назвать обычными высокими словами и фразами. Это будут мои мысли, мои мечты.
Задание 55. Установите нарушение логических связей в следующих предложениях.
1. Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санаторно-лесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом. 2. Коллектив предприятия борется не только за то, чтобы больше выпускать продукции для народного хозяйства страны, но и высокого качества. 3. Комиссия предложила перенять ценный опыт работы отделения другим профсоюзным организациям объединения. 4. Почти каждый пятый студент учится у нас на «хорошо» и «отлично». Казалось бы, кому, как не этим студентам, оказать помощь тем, кто только пришел на студенческую скамью, поделиться личным опытом? 5. Приглашаем на консультацию всемирно известных врачей-офтальмологов клиники Святослава Федорова. 6. Серебряный (кличка лошади) – сын Самоцвета, который ничем не уступает своему знаменитому отцу.
Задание 56. Установите значение следующих словообразовательных элементов.
Ауди (аудитория), библио (библиотека), гуман (гуманист), дром (аэродром), косм (космонавт), прото (прототип), псевдо (псевдоним), терм (термометр), фот (фотография), сан (санаторий), микро (микрометр), моно (монолог), тека (картотека), эпи (эпиграф), баро (барометр), ге(о) (география), пери (периферия), тип (типический), псевдо (псевдоним), лог (геология), теле (телевидение), пре (президиум).
Задание 57. В художественных произведениях часто можно встретить архаизмы. Установите значение следующих устаревших слов, составьте с ними предложения.
Авантажный, алтын, аршин, балаган, бенефис, боливар, ботфорты, бренный, будуар, бурса, вепрь, вертеп, ветрило, вещий, вития, волхв, вотще, вояж, гильдия, гренадер, денница, дилижанс, душегрея, дышло, затрапезный, земство, кабриолет, ланиты, лорнет, мадригал, мезонин, оказия, погост, позор, фижмы, фря, фунт.
Задание 58. Установите смысл следующих высказываний.
1. Мой стакан невелик, но я пью из своего стакана (Альфред де Мюссе). 2. Его стакан невелик, но пьет он из чужого стакана (Жюль Ренар).
Задание 59. Прокомментируйте с точки зрения логики и грамматических норм следующие высказывания.
1. По итогам совещания мы получили соответствующее усиление работ. 2. В воскресенье и праздничные дни баня работает до полного помоя граждан. 3. Слезами девчонки умоятся. 4. Плеяда лабораторных, семинарских занятий, работ останутся в нашей памяти надолго. 5. Новая мебель вдохновляет нас на получение знаний. 6. Гуманное отношение к преподавателям мы пронесем через все годы обучения в институте. 7. Булочки всухомятку, закрытые библиотеки и другие мелочи никоим образом не омрачают нашу жизнь. 8. Я вас (преподавателей) запомню до гробовой доски (положительные эмоции). 9. Я желаю артисту сохранить в себе все те качества, над которыми время не подвластно. 10. Я познакомлю вас с анонсом событий сегодняшнего дня. 11. На факультете проводятся мероприятия. И очень важно, какая нравственная, моральная, этическая линия будет проводиться на факультете. 12. Эти вопросы являются для нас очень и очень важны. 13. Мы обсуждаем занятия аспирантов в товарúщеском кругу. 14. Наша кафедра – здоровая кафедра, и мы будем работать. 15. В процессе реорганизации аудиторного фонда мы хотим выразить большую благодарность ректорату за выделенную краску. 16. К чему приводят результаты данной работы на факультете?
Источник: Культура речи: Практикум / Авт.-сост. И. П. Кудреватых, Л. А. Бессонова, Е. В. Кожемяченко, Л. М. Надумович, А. Н. Федоринчик. Минск – БГПУ, 2011. 170 с.