Найдите ошибки в употреблении имен числительных ⇐ Высшее образование
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
-
Автор темы
Ксюндрик
- старший писарь
- Всего сообщений: 10
- Зарегистрирован: 07.02.2012
- Образование: студент
- Профессия: Бухгалтер
- Откуда: Белгород
- Возраст: 32
Найдите ошибки в употреблении имен числительных
Найдите ошибки в употреблении имен числительных
1. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России.
2. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город.
3. На площади собралось около четырехсот людей.
4. Для выполнения задания мне не хватило пары часов.
5. Трое дней и ночей мы готовились к экзаменам.
1. В тысяча девятисот тринадцатом году мы уехали из России.
2. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город.
3. На площади собрались около четырехсот людей.
4. Для выполнения задания мне не хватило пары часов.
5. Три дня и ночи мы готовились к экзаменам.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 1 Ответы
- 1507 Просмотры
-
Последнее сообщение Марго
28 окт 2019, 20:24
-
- 0 Ответы
- 14135 Просмотры
-
Последнее сообщение Елена
18 май 2008, 18:12
-
- 5 Ответы
- 7486 Просмотры
-
Последнее сообщение Селена
16 сен 2009, 09:42
-
- 5 Ответы
- 4993 Просмотры
-
Последнее сообщение Марго
07 дек 2010, 14:55
-
- 4 Ответы
- 4470 Просмотры
-
Последнее сообщение Крессида
18 апр 2010, 09:22
Подобный материал:
- Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи» Содержание, 537.33kb.
- «Русский язык и культура речи», 479.57kb.
- Методические указания и практикум по дисциплине «Русский язык и культура речи», 1655.57kb.
- Киянова ольга Николаевна Заведующая кафедрой, 27.74kb.
- Формирование коммуникативной компетентности студентов-переводчиков на занятиях по стилистике, 322.08kb.
- Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи Специальность, 1867.83kb.
- Тематический план изучения дисциплины русский язык и культура речи для студентов, 204.94kb.
- Темы рефератов к курсу «русский язык и культура речи», 15.68kb.
- Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка», 15.6kb.
- Русский язык и культура речи, 31.2kb.
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
ДОМАШНИЕ РАБОТЫ
Домашняя работа 2
Акцентологические нормы русского языка
Задание 1. Сверяясь с орфоэпическим словарём, расставьте ударения в следующих словах. Обращайте внимание на пометы, сопровождающие слова. Какие пометы в орфоэпических словарях поясняют нормы ударения? В каких словах правильными являются два ударения?
Анатом, августовский, агрономия, агентство, алкоголь, апостроф, баловать, банты, баржа, валовой, вероисповедание, ветеринария, водопровод, газопровод, гала-концерт, гербовый, гражданство, грошовый, диспансер, добыча, договор, дремота, досуг, давнишний, жалюзи, заиндеветь, закупорить, заржаветь, знамение, зубчатый, запломбированный, искра, избаловать, иначе, исподволь, каталог, квартал, киноварь, корысть, красивее, кулинария, кухонный, мастерски, мизерный, мусоропровод, мышление, намерение, некролог, нефтепровод, никчемный, обеспечение, облегчить, осведомить, осмысление, партер, перевязь, призыв, принудить, процент, памятуя, пережитое, позвонишь, развитой, ракушка, рудник, свекла, сироты, созыв, средства, статуя, столяр, таможня, творог, торты, тотчас, теплится, убыстрить, украинец, ушко, факсимиле, феномен, ходатайствовать, хозяева, черпать, шарфы, щавель, эксперт, электропровод.
Задание 2. Расставьте ударение в предложенных формах существительных.
Бал – мн. балы, балов; банты, банта – мн. банты, бантов; бинт, бинта – мн. бинты, бинтов; брелок, брелока – мн. брелоки; герб, герба – мн. гербы, гербов; деньги, деньгам, деньгами, флаг, флага – мн. флаги, флагов; ясли, яслей.
Задание 3. Образуйте все возможные глагольные формы настоящего (ед. и мн.ч. 1, 2,3 л.), простого будущего времени (ед. и мн.ч. 1, 2,3 л.) и прошедшего (м., ж., ср.р., ед. и мн.ч.) от глаголов. Расставьте в образованных формах ударения. Обратите внимание: глаголы сов. вида не образуют форм наст. времени, глаголы несов. вида не образуют форм простого буд. времени.
воспринять | принять | начать | пломбировать | жечь | перезвонить | ворожить | включить | |||
Наст. вр. | Ед.ч. | 1 л | ||||||||
2 л | ||||||||||
3 л | ||||||||||
Мн.ч. | 1 л. | |||||||||
2 л | ||||||||||
3 л | ||||||||||
Прост.буд.вр. | Ед.ч. | 1 л | ||||||||
2 л | ||||||||||
3 л | ||||||||||
Мн.ч. | 1 л. | |||||||||
2 л | ||||||||||
3 л | ||||||||||
Прош.вр. | Ед.ч. | М.р | ||||||||
Ж.р. | ||||||||||
Ср.р. | ||||||||||
Мн.ч. |
Задание 4. Объясните причины различия акцентологических вариантов.
Важны и важны. Броня и броня. Видение и видение. Ирис и ирис. Община и община. Погруженный — погружённый. Развитая и развитая. Склонен и склонён. Характерный и характерный. Языковый и языковой.
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Домашняя работа 3
Орфоэпические нормы русского языка
Задание 1. Распределите слова на 3 группы:
- с произношением чн и чт как шн и шт;
- с вариантным произношением, определив функцию и характер данных вариантов;
- с произношением их как чн и чт.
Алчный, булочная, быстротечный, вечный, горчичник, дачник, добавочный, заплечный, Ильинична, калачный ряд, командировочный, конечно, Кузьминична, молочный, нарочно, нечто, Никитична, порочный, порядочный, потому что, почта, почти, прачечная, привычный, пустячный, речной, сердечный, скворечник, скучно, спичечный (коробок), справочный, троечник, троичная система счисления, тройничный нерв, что, чтобы, шапочный (к шапочному разбору), шапочный (шапочных дел мастер), яичница.
[шн], [шт] | [шн] и [чн], [шт] и [чт] | [чн], [чт] |
Задание 2. Пользуясь орфоэпическим словарем, распределите слова на три группы в зависимости от характера произношения согласного перед Е (твердое, вариантное, мягкое).
Агрессор, альтернатива, антенна, антитеза, апартеид, атеизм, бизнес, Брехт, веб-сайт, гротеск, девиз, деканат, декларация, демон, депо, деспот, диспансер, интервенция, Интервидение, интервьюер, интернационал, Интернет, интерпретация, кафе, кофе, крем, Магдебург, менеджмент, менеджер, миллионер, модель, модерн, музей, Одесса, отель, пакет, партер, патент, потенциальный, поэтесса, претензия, проект, проекция, рейс, рельс, Ремарк, Ренессанс, репрессия, Рерих, саундтрек, сейм, сейф, секьюрити, Сена, сентенция, Сервантес, сессия, стенд, стресс, тезис, тембр, темп, тенденция, термин, тинейджер, туннель, фанера, фиеста, шедевр, шинель, экспресс, эстетика.
Твердо | Варианты | Мягко |
Задание 3. Как произносятся приведенные ниже слова (Е или О произносится под ударением)? Отметьте случаи вариантного произношения, укажите, чем отличаются варианты.
Афера, бытие, всплеск, дебелый, житие, житье, зев, истекший, Кельн, комбайнер, маневренный, маневры, одновременно, одноплеменный, опека, оседлый, отцветший, пересек, свекла, современный, хребет, шлем.
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Домашняя работа 4
Морфологические нормы русского языка
Задание 1. Распределите существительные на пять групп в зависимости от их грамматического рода.
Мужской род | Женский род | Средний род | Слова общего рода | Слова, род которых определить невозможно |
Антраша, антресоли, Баунти, бра, бриг, бриз, бродяга, ворота, динго, дитя, доходяга, Дюма, иван-чай, иваси, идальго, какаду, Карибы, картофель, кафе, Конго, кофе, кресло-кровать, кули, кюре, леди, лежебока, Мальдивы, Мальта, марабу, недотрога, ножницы, Осло, пальто, пенс, пери, пианино, платье-халат, плащ-палатка, подмастерье, портмоне, пресс-папье, ребёнок, рельс, рефери, рога, рояль, Сервантес, сети, Соловей-разбойник, соня, Сочи, стиляга, Тбилиси, толь, трюфель, туфли, тюль, фамилия, фрикасе, хапуга, хитрюга, цеце, чадо, шимпанзе, Шоу, шоу, шорты, штаны, эсперанто, юбка-брюки, ябеда.
Задание 2. Распределите фамилии на три группы в зависимости от особенностей их изменения.
Фамилия склоняется | Фамилия не изменяется | Мужская фамилия изменяется, женская не изменяется |
Антокольский, Барто, Биссет, Даль, Доброво, Дюма, Живаго, Жук, Заходер, Каас, Киплинг, Короленко, Кучнера, Кушак, Лазарев, Ланских, Левадный, Линдгрен, Мало, Некрасов, Нукада, Писемский, Приходько, Пушкин, Родари, Свифт, Сеф, Скотт, Сторожевой, Сутеев, Ушинский, Чаурели, Шеварнадзе, Шевченко.
Задание 3. . Поставьте числительные и словосочетания с числительными (если это возможно) в формы родительного, творительного и предложного падежей.
2/3 | 1789 год | 47365 студентов | 6,125 |
полтора | много | восьмидесятый | пятеро |
Задание 4. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных.
1. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят и три десятых процентов подведомственной территории к январю двухтысячно пятого года. 2. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцати и двенадцати часов я находилась дома, что может быть подтверждено троими соседками. 3. На площади собралось около четырехсот людей. 4. Было решено закончить экспедицию через двадцать три сутки. 5. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город. 6. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались неисправными. 7. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 8. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными. 9. Победителя наградили полторастами тысячами рублей. 10. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Домашняя работа 5
Синтаксические нормы русского языка
Задание 1. Объясните устно, как изменяются семантико-стилистические оттенки каждого предложения в зависимости от порядка слов.
Мать любит дочь. — Дочь любит мать. В мае начинается экзаменационная пора. – Экзаменационная пора начинается в мае. Даже эту задачу не решил Петров. – Даже Петров не решил эту задачу. Завтра в санаторий едем. – В санаторий мы едем завтра.
Задание 2. Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните свой выбор.
- Большинство приехал.. в четверг.
- Только меньшинство отряда выбрал..сь из леса.
- В спортивных соревнованиях участвовал.. шестьдесят один школьник.
- Пять стульев стоял.. рядом.
- Брат с сестрой решил.. уехать в другой город.
- Для иллюстрации на рисунках показан.. схема и общий вид машины с полным комплектом оборудования.
- Меня мучил.. не голод, а жажда.
Задание 3. Правильно согласуйте определения и приложения с определяемым словом. Поясните Ваш выбор.
Мне хочется посмотреть хорош
..
фильм и спектакль. Талантлив
…
скрипач и пианистка. Этот мальчик – ужасн
..
непоседа. Две больш
..
комнаты и два больш
…
окна. За последн
..
три недели я ни разу не видел мо
..
брата и сестру. С Ричард.. Львиное Сердце, у Всеволод… Большое Гнездо. В городе Киров…, в городе Кемеров… , на планете Земл….
Задание 4. Исправьте ошибки в предложениях.
- Ответ по его заявлению отправлен своевременно.
- Статья написана по той же теме.
- Сомнительны показатели по использованию электроэнергии .
- Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом.
- Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне.
- Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение.
- Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов.
- Аспирант должен представить отчет в проделанной работе.
- Факты, о которых изложил автор письма, полностью подтвердились.
- Преступник не раскаялся за содеянное.
- Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.
Задание 5. Исправьте ошибки в предложениях.
- Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина урагана.
- Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
- Пораженное место кислотой или щелочью необходимо быстро и осторожно протереть чистой тряпкой или бинтом.
- Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени.
- Так, готовясь к походу, проходили дни.
1. Студент выбирает упражнение в соответствии со своим номером в списке.
2. Определяет, нарушение какой речевой или языковой нормы демонстрируется в данном задании.
3. Выбирает форму, в которой будет рассказывать об этом на практике.
4. Показывает, как следует исправить нарушенную норму.
Изображение слайда
1. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант.
Лечащий врач был в меру озадачен состоянием больной, но уверенности в лучшее не терял.
Даже в знаменитый дом на Петровской набережной дежурных не полагалось.
Несмотря на все трудности, администрация района прилагает все силы для улучшения качества дорог.
Я потихоньку от хозяина ходила на курсы компьютера и английского языка.
За месяц, что я там продержалась, работницы без конца менялись.
Вячеслав занимался еще и скупкой и продажей золотых слитков: ущерб государства оценивается в 257 миллионов рублей.
Все говорит о том, что эта героиня ( Коробочка) олицетворяет собой копилку, она складывает и складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли.
Сразу по приезду ( Чичикова) в Уездный город, мы начинаем замечать странные действия с его стороны, направленные на куплю крепостных душ, и не просто душ, а уже умерших — «мертвых душ».
2. Найдите ошибки в приведенных ниже фразах из сочинений (не только ошибки в согласовании!), объясните их суть и способы исправления.
По продолжению всей поэмы, Чичиков разъезжает по усадьбам, губерниям, деревням и встречается, знакомится с разными людьми, отличающихся между собой чинами, родовыми сословиями, имущественным достатком.
Это был настоящий подвиг русского солдата, верному долгу и Отчизне.
Эти чувства переполняют его речь, наполненная умом и остроумием.
Изображение слайда
3. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант каждой фразы.
Если процесс банкротства «Виадука» (строительная фирма) доведут до логического конца, большинство этих людей потеряют надежду получить собственные деньги или обещанную жилплощадь.
Примерно пятая часть обманутых физических лиц (а всего их по «Виадуку» не меньше 1,5 тысячи) рискуют остаться вообще без жилья и без денег.
Начнется резкое сокращение объемов производства, увеличится безработица и так называемые « отключки » (отключение электроснабжения).
При этом прорабатывается три возможных варианта.
Детство и юность Евгении Павловны прошло в Башкирии.
И все же главным аргументом, предопределившим жизнеспособность «Лиги чемпионов СНГ», является не пресловутая ностальгия по «добрым советским временам», а гораздо более приземленные резоны.
Кто это за люди — расточители и накопители?
Основную часть финансирования произведенных работ, выполненных подрядным способом, было осуществлено также Муниципальным образованием г. Зеленогорска.
4. Определите суть и причины ошибок в приведенных фразах, исправьте их.
Конструктивно радианты (радиант — род обогревателя) имеют несколько исполнений: U-образные, линейные, двойные, а также радианты различных видов могут объединяться в систему.
Русские поэты XIX-XX вв. знали и использовали не только народную символику, но и обогащали образную систему стихотворной речи христианской и заимствованной из классической литературы античной символикой. В этой борьбе полпреды президента либо погибнут как политические фигуры, либо пирамида власти в России будет кардинально изменена.
Печорин разочаровался и соскучился на Кавказе, а также на отдыхе.
Изображение слайда
5. Проанализируйте следующие примеры из сочинений, объясните суть ошибок и их причины. Исправьте эти фразы, приведите примеры подобных ошибок.
Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжелую, полуголодную жизнь.
Евгений Базаров, приезжая погостить к Аркадию Кирсанову, натыкается там на дядю Аркадия…
Прочитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет.
Провожая сына на войну, по его щеке медленно катится слеза.
Будучи совсем молоденькой девушкой, к Татьяне пришла пора любви.
Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась.
Читая поэму, осознается простая истина, сколько бы человек ни накопил за свою жизнь, важнее всего не растратить те чистые помыслы и благие намерения, ради которых мы стремились, достигая цели.
6. Проанализируйте следующие примеры из сочинений, объясните суть ошибок и их причины. Исправьте эти фразы, приведите примеры подобных ошибок.
Листая сегодня поэму «Мертвые души», возникают некоторые соображения, а не является ли это произведение актуальным в наше время, не видим ли мы в себе чуточку Чичикова, Собакевича или Манилова, а может быть в нас где-то скрылся Плюшкин.
Анализируя Чичикова, его взгляды на жизнь, его внешность, его поведение с людьми, прослеживается путь одинокого человека, с раннего возраста привыкшего демонстрировать свою независимость и способность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.
Раскрывая и конкретизируя образы героев возникает неотъемлемое желание разграничить всех персонажей на расточителей и накопителей.
7. Проанализируйте приведенные фразы, объясните суть и причины ошибок. Приведите свои примеры подобных нарушений.
Последний пример доказывает о том, что приобретение автомобиля — слишком ответственное дело, чтобы доверять его случайным людям.
Если, исходя из вновь открывшихся фактов, предположить о том, что Евсеев в момент убийства находился не в беседке, а, как он утверждает, на школьном крыльце, то окажется, что Евтухов убил себя сам (газ.).
Предположение, что запуск новой ракеты может обернуться катастрофой, к счастью, не оправдалось.
Изображение слайда
8. Найдите и прокомментируйте ошибки в следующих предложениях. Исправьте их. Приведите собственные примеры подобных нарушений.
Начнем с того: в первую очередь вы должны следить за четкостью и своевременностью записей в трудовых книжках.
Ты прежде всего подумай о том: скоро конец четверти, а у тебя ни одной оценки по трем предметам!
После соревнований не хочется уже никаких развлечений, потому что вечером того дня чувствуешь себя совершенно разбитым.
А еще я хочу говорить на английском так же, как на русском языке, чтобы, когда я выступаю на Западе, те эмоции, те чувства и речь были абсолютно адекватны.
Ну а кто свой выходной хочет посвятить зимним забавам — покататься с гор, на финских санях, коньках, лыжах, — самое время отправиться на Елагин остров.
В принципе знаю французский, английский, вперемежку, то есть говорить и читать могу, но все это так несовершенно, и это очень меня раздражает (газ.).
9. Проанализируйте приведенные ниже фрагменты, объясните суть и причины ошибок. Дайте рекомендации по их исправлению. Приведите свои примеры подобных нарушений.
Магазин «Гера» на Васильевском острове попросил службу сан- эпиднадзора проверить женские сапоги фирмы Pagnonini и не просчитался: в коже обуви обнаружены токсичные вещества. Так и должно быть, но, увы, бывает далеко не всегда.
Русский солдат, полностью ослепший и обессиленный всё равно продолжал создавать беспорядки в тылу врага. Автор хотел обратить внимание на заключительную часть повести. Когда он вышел сдаваться, немцы встречали с почестями в честь стойкости и героизма солдата врагов.
Любовь к Одинцовой, которую он долго пытался отрицать, сильно изменила Базарова.
10. Прокомментируйте следующие предложения с точки зрения порядка слов. Отметьте другие недочеты. Предложите варианты правки.
Печорин лишает любимого коня Казбича.
Открывшийся магазин на сцене так же осветил людей в их от рождения глупости.
Раскольников убивает чисто из гуманных побуждений.
Как правило, несколько сеансов психотерапии бывает достаточно, чтобы убедить пациента в гипертрофированной оценке обстоятельств.
Иными словами, по мнению недоброжелателей Ильи Клебанова, все реформирование сделано под него, с тем чтобы контролировать или руководить в будущем одним из военных холдингов.
Стал бы президентом Зюганов или Явлинский, я критиковал бы, иронизировал и ругал Зюганова или Явлинского.
Это чревато изоляцией страны, которую желает и подразумевает данная политическая группа.
Изображение слайда
11. Объясните ошибки в употреблении местоимений:
Больной попросил сестру налить себе воды.
Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
Группа сдала уже все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.
Сзади его ехала нагруженная вещами машина.
Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.
Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно ждать многое.
Высчитав мой заработок, бригадир указан соразмерно нему сумму причитавшихся с меня налогов.
Я должен поздравить Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей докторской диссертацией.
12. Объясните ошибки в употреблении местоимений:
Банкам может быть отказано в расширении своих операций.
За 10-15 тысяч лет приручения человеком у собаки по сравнению с волком — своим далеким предком — изменилась лишь психика и гормональная система.
Вас будут терзать мысли о своей внешней красоте.
Эти люди укрывают нас от своих самолетов.
Молодая мать любовалась ребенком, играющим у своих ног.
В экспедиции мне не хватало своего ребенка.
Ушел из своей жизни Миттеран.
Именно благодаря его эффективности гербалайф завоевал весь мир.
Любому должнику важно доверие к себе.
После переговоров между собой и Борисом Ельциным Клинтон и Коль пришли к определенным выводам.
Республика будет вести независимую политику, не прогибая ни перед кем спину и защищая её интересы.
13. Следующие числительные и словосочетания поставьте в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление этих числительных в указанных формах.
1982 год, 3,265 14%, несколько, сороковой, семеро, мало, 43499 штук, полтора, 0,942, сорок первый, полтораста, трое, 331/т.
Изображение слайда
14. Проанализируйте употребление слова один. Определите, в каких случаях оно является числительным, а в каких нет. Свой ответ поясните.
1. Мы провели в этом городе один день. 2. Тихон часто ходил на медведя один на один. 3. Андрей во всем замечает одни недостатки. 4. Один в поле не воин. 5. Когда родители уходили на работу, дети оставались дома одни. 6. Порой ему казалось, что Растропович и виолончель — одно неразделимое и могучее существо. 7. Вдали послышался паровозный гудок, один, затем другой, третий… 8. По этому вопросу мы с ним придерживались одного мнения. 9. Одно время мне очень нравилось приходить в этот сад. 10. Одна бабушка заботилась о его воспитании. 11. Он купил только один карандаш. 12. После войны Григорий остался совсем один. 13. Мы были одни в этом огромном парке. 14. Один за всех, и все за одного !
15. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существительными) в нужной падежной форме.
1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу. 2. Наша база находилась в 841 (километр) от города. 3. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр). 4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750. 5. Мы израсходовали 3/4 (бак) воды. 6. Воздух наполнился 1000 (разный птичий свист). 7. Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве. 8. За новый проект проголосовало 0,9 (собравшиеся). 9. В (1973 год) и произошло это печальное событие. 10. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.
16. Со следующими словами составьте предметно-количественные словосочетания (« числительное + существительное»). Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное; б) можно употребить собирательное
числительное; в) вообще невозможно образовать подобных сочетаний.
Кенгуру, мальчик, ребенок, джинсы, дом, учебник, щенок, ножницы, отъезжающий, булочная, человек, ябеда, медведь, подруга, сливки, дискотека, сюрреализм, плакса, сутки, волокита, ягненок, родня, друг, смелость, возможность, зелень, песок, персик, командующий, дуб, лисица.
17. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных, квалифицируйте их и, приведя необходимую аргументацию, предложите правильный вариант.
1. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят и три десятых процентов подведомственной территории к январю двухтысячно первого года. 2. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцати и двадцати четырех часов я находилась дома, что может быть подтверждено троими соседками. 3. На площади собралось около четырехсот людей. 4. Было решено закончить экспедицию через двадцать три сутки. 5. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город. 6. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались неисправными. 7. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 8. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными. 9. Победителя наградили полторастами тысячами рублей. 10. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.
18. Когда мы говорим о знаменательных датах, событиях и т. п., то часто пользуемся сложными прилагательными и существительными, содержащими компонент -летний или -летие (сорокалетний, столетие и т. п.). В составе таких слов количественные числительные стоят в форме род. п., а после числительных один и тысяча используется соединительный гласный (однолетний, тысячелетие). В следующих предложениях раскройте скобки и употребите соответствующее сложное прилагательное или существительное.
1. В этом году мы праздновали (30 лет) юбилей нашей школы. 2. Скоро мы будем отмечать (300 лет) нашего города. 3. Этот город, известный с VI века до нашей эры, несмотря свой (2600 лет) возраст, так и не стал мегаполисом. 4. Праздник, посвященный (276 лет) годовщине университета, будет проходить в новом клубе. 5. Мой дедушка собирался дожить до своего (95 лет).
Изображение слайда
19. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.
1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 2. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. 3. Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь — ширше. 4. Вчера ты был менее весел. 5. Мой дядя — прелучшайший и предобрейший человек на свете. 6. Этот костюм мне менее велик, чем тот. 7. Алена гораздо красивше Татьяны. 8. Такой зонт более женский, чем мужской. 9. Надо вести себя скромнейше и простее. 10. Он из нас был самый честнейший. 11. Первее всего нужно доделать то, что мы начали.
20. От следующих прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения. Подберите к ним синонимические выражения. Составьте словосочетания с образованными формами.
Глубокий, дальний, живой, хороший, гордый, здоровый, глазастый, плохой, хромой, молодой, спорный, мокрый, близкий, полосатый, маленький, чуждый, холостой, сухой, грубый, веселый, захудалый.
21. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких форм невозможно и назовите факторы, накладывающие ограничение на образование таких форм.
Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный,благонамеренный, сине-зеленый, отсталый, маленький, геройский, чистейший.
Изображение слайда
22. Подберите прилагательные и составьте словосочетания со следующими географическими названиями.
Баку, Титикака, Кале, Канны, Перу, Эри, Сухуми, Миссисипи, Онтарио, Токио, Колорадо, Килиманджаро, Огайо, Рио-де-Жанейро, Ориноко, Афины, Чили, Сочи, Хонсю, Алазани, Алатау.
23. От следующих названий городов образуйте нарицательные существительные со значением «житель (жительница, жители) данного города». Там, где это возможно, дайте варианты.
Образец: Москва —» МОСКВИЧ – москвичка — москвичи
Курск —>… Петербург —
Брянск —»… Смоленск—»
Омск —»… Новгород —»
Чернигов… Черновцы —»
Псков —»… Кемерово—»
Ярославль -»… Тверь —»
24. Раскройте скобки, поставив выделенное прилагательное и существительное (иногда — только существительное) в нужную форму. Там, где это допустимо, укажите возможные варианты.
1. Наша база расположилась около (известный; Репино). 2. Село наше находилось под (старинный; Чернигов). 3. Летом она отдыхала в поселке ( Белкино ). 4. Московский ТВ-центр расположился в (живописный; Останкино). 5. Мой друг с детства живет в (пригородный; Пушкин). 6. Он приехал из города (Киров). 7. Мы приобрели дачу под Петербургом, недалеко от (маленький; Лермонтове). 8. Она вышла на станции (Гоголево). 9. Мы встретились у гостиницы в (многолюдный; Шереметьево). 10. Это сейчас Тверь, а тогда мы жили в городе (Калинин). 11. После путешествия я все время думаю о (знаменитый; Болдино). 12. Река протекала сразу за околицей села (Васильково). 13. В то лето Маяковский проживал в (подмосковный; Пушкино).
Изображение слайда
10
Последний слайд презентации: Практика №4. Упражнения на нахождение нарушений норм разных уровней языка
25. От следующих существительных (личных имен и фамилий) образуйте имена прилагательные. Там, где это возможно, укажите допустимые варианты.
Дубровский -» Гарибальди —> Конфуций -з Белинский —» Леннон —» Шостакович —>Мальтус —». Толстой —». Ришелье —> Бальзак —>. Кони —» Шевченко —з Мария —» Елизавета —> Игорь -» Анна —» Кирилл… Михаил —.
26. Распределите следующие фамилии по подгруппам: а) неизменяемые; б) изменяемые. Какие фамилии целесообразно объединить в самостоятельные подгруппы? С чем это связано? Что это за подгруппы и сколько их?
Сидоренко, Снигирёв, Мельников-Печерский, Живаго, Стендаль, Мороз, Бальзак, Доброво, Чапаев, Шендерович, Польских, Дымарский, Немирович-Данченко, Зайцев, Черняк, Пятница, Смирнов, Руссо, Козловская, Седых, Шнейдер, Розенталь, Римский-Корсаков, Сергеева, Фоминых, Семенец, Крамская, Берг, Михайлёнок, Коломиец, Телегин, Маршак, Штирлиц, Курицын, Сердюк, Короленко, Крученых, Сухово-Кобылин.
27. Следующие личные имена разбейте на группы, объедините формы и стилистические варианты. Для каждой группы подберите полное официальное имя; если возможно, продолжите получившийся ряд. Объясните, чем различается употребление вариантов и форм внутри каждой группы. Приведите примеры, иллюстрирующие эти различия.
Вова, Мура, Димочка, Валь, Костя, Серый, Натали, Леха, Евгеша, Лара, Саша, Люда, Валя, Миха, Вовчик, Гога, Саш, Митя, Андрон, Шурик, Маша, Женечка, Вован, Михайло, Коша, Витя, Таточка, Валька, Лялик, Костенька, Люся, Алеха, Миш, Ната, Гоша, Сережка, Сашура, Андрюха, Натаха, Натуля, Дима, Маня, Жэка, Мишка, Алекс, Вовочка, Митек, Саха, Ляля, Муся, Витюля, Сергунчик, Людк, Лешенька, Женюля, Валюша, Андрюшенька, Кинстинтин, Людмилочка, Наташа, Саня, Витек, Вовка, Ляль, Димуля, Шурочка, Мара, Алик, Жора, Ларисонька, Майк, Кость, Валенька, Тата.
28. В популярном фильме «Обыкновенное чудо» Трактирщик, рассказывая об Охотнике, сообщает: «Девочка у них родилась. Назвали Мушка. А ученик охотника женился на Оринтии, и у них мальчик. Назвали Мишень».
В начале-середине XX века в нашей стране появилось большое количество новых, не встречавшихся до этого имен. Так, например, газета «Культура», рассказывая об известном художнике М. Мечеве, писала: «Его не совсем обычное имя — Мюд Мариевич — и впрямь казалось каким-то «финским»». А это была всего-навсего память о комсомольской юности его родителей, дань увлечениям двадцатых годов, когда имел такое важное значение Международный юношеский день, и эмансипированная мама Мария дала сыну в качестве отчества свое, а не отцовское имя» (Культура. 2000. № 4). Попробуйте определить мотивацию следующих личных имен, появившихся в XX веке. При необходимости обратитесь к рекомендованным справочникам и словарям. Составьте словосочетания, проявляющие грамматические особенности употребления этих имен.
Вилен, Коммунара, Эра, Неон, Майя, Нинель, Рево, Ким, Ленина, Даздраперма, Владлен, Люция, Вилор, Марксина, Гелий, Октябрина, Рем, Владилена, Марлен, Ревмира, Виль, Интерна, Энергий, Революта, Правдина, Эрислав, Марклена, Новомир, Любистина.
Изображение слайда