На площади собралось около четырехсот людей ошибка гдз

Найдите ошибки в употреблении имен числительных 1. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали...

Найдите ошибки в употреблении имен числительных ⇐ Высшее образование

Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Автор темы

Ксюндрик

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 07.02.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Белгород
Возраст: 32

 

Найдите ошибки в употреблении имен числительных

Найдите ошибки в употреблении имен числительных

1. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России.
2. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город.
3. На площади собралось около четырехсот людей.
4. Для выполнения задания мне не хватило пары часов.
5. Трое дней и ночей мы готовились к экзаменам.

1. В тысяча девятисот тринадцатом году мы уехали из России.
2. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город.
3. На площади собрались около четырехсот людей.
4. Для выполнения задания мне не хватило пары часов.
5. Три дня и ночи мы готовились к экзаменам.

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 1 Ответы
    1507 Просмотры
    Последнее сообщение Марго

    28 окт 2019, 20:24

  • 0 Ответы
    14135 Просмотры
    Последнее сообщение Елена

    18 май 2008, 18:12

  • 5 Ответы
    7486 Просмотры
    Последнее сообщение Селена

    16 сен 2009, 09:42

  • 5 Ответы
    4993 Просмотры
    Последнее сообщение Марго

    07 дек 2010, 14:55

  • 4 Ответы
    4470 Просмотры
    Последнее сообщение Крессида

    18 апр 2010, 09:22

4
часа

План

  1. Понятие
    морфологической нормы, ее свойства,
    причины отступления от нормы.

  2. Морфологические
    нормы в области именных частей речи:

а)
образование и употребление форм рода,
числа, падежа имен существительных;

б)
трудности в образовании различных форм
имен прилагательных;

в)
особенности употребления числительных
и местоимений.

3.
Колебание как ведущий процесс развития
нормы:

а)
колебание в роде, числе, падеже, изменения
в склонении имен существительных;

б)
колебания в употреблении форм имен
прилагательных.

4.
Основные ошибки в использовании именных
морфологических норм и пути их устранения.

Список литературы

  1. Введенская
    Л. А. Культура речи. — Ростов — н/Д., 2002. —
    С. 248-262.

  2. Головин
    Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988. -С.
    84-105.

  3. Голуб
    И. Б. Стилистика русского языка. — М.,
    1999. — С. 213-287.

  4. Голуб
    И. Б. Русский язык и культура речи. — М.,
    2002. — С. 300-308.

  5. Горбачевич
    К. С. Нормы современного русского
    литературного языка. — М., 1978. — С. 161-192.

  6. Граудина
    Л. К. Грамматическая правильность
    русской речи / Граудина Л. К., Ицкович
    В. А., Катлинская Л. П. — М., 1976. — С. 65-186,
    231-242, 247-268.

  7. Кожина
    М. Н. Стилистика русского языка. — М.,
    1993. — С. 127-139.

  8. Люстрова
    З. Н. О культуре русской речи / Люстрова
    З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Л. — М.,
    1987. — С. 78-91.

  9. Мурашов
    А. А. Культура речи учителя. — М., 2002. — С.
    201-231.

  10. Розенталь
    Д. Э. Практическая стилистика русского
    языка. — М., 1987. -С. 111-194.

  11. Розенталь
    Д. Э. Справочник по правописанию и
    литературной правке. — М., 1997. — С. 193-237.

  12. Розенталь
    Д. Э. Секреты стилистики / Розенталь Д.
    Э., Голуб И. Б. — М., 1996. — С. 111-134.

  13. Русский
    язык и культура речи / Под ред. В. Д.
    Черняк. — М., 2002. -С. 164-242.

  14. Розенталь
    Д. Э. Словарь трудностей русского языка
    / Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. — М.,
    1985.

  15. Трудности
    словоупотребления и варианты норм
    русского литературного языка. — Л., 1975.

Задания

  1. Подготовьте
    сообщения
    :

а)
Новое в грамматике (рекомендуемая
литература: Ильина Н. Е. Рост аналитизма
в морфологии // Русский язык конца 20
столетия (1985-1995). -М., 2000. –С.326-343; Гловинская
М.Я. Активные процессы в грамматике //
Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). —
М., 1996. — С. 237-302).

б
Склонение некоторых имен и фамилий
(рекомендуемая литература: Розенталь
Д. Э. Справочник по правописанию и
литературной правке. — М., 1989. — С. 189-192).

в)
Род названий лиц женского пола по
профессии, должности и т. д. ( литература:
Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию
и литературной правке. — М., 1989. — С.
183-185).

г)
Особенности употребления числительных
(рекомендуемая литература: Колесников
Н. П. Имена числительные в речевой
культуре // Русская речь, 1997. — № 6. — С.
41-43; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты
стилистики. — М., 1998. — С. 128-131).

  1. От
    данных существительных образуйте форму
    именительного падежа множественного
    числа:

Директор,
доктор, договор, бухгалтер, катер, корпус,
паспорт, порт, отпуск, кондуктор,
профессор, слесарь, торт, шофер, шулер,
пропуск, соболь, орден, ордер
.

  1. Образуйте
    форму родительного падежа множественного
    числа от следующих существительных:

Валенки,
молдаване, турки, литры, облака, узбеки,
блюдца, крылья, калачи, лохмотья, грабли,
полусапожки, яблоки, места, рельсы,
армяне
.

  1. Раскройте
    скобки, ставя существительные в нужном
    падеже. Объясните особенности образования
    падежных форм:

  1. Десятки
    (тонна) болгарских (помидор), украинских
    (яблоко), крымских

(мандарин),
вьетнамских (банан), африканских
(апельсин) доставляют в промышленные
центры в специальных рефрижераторных
поездах.

  1. Для
    своей работы кочегар располагает целым
    набором больших и малых (кочерга).

  2. На
    фестивале молодежи и студентов можно
    было видеть национальные одежды (таджик,
    киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин,
    осетин, башкир, бурят, туркмен).

  3. В
    универмаге был богатый ассортимент
    изящных (туфля), узорных (чулок),
    безразмерных (носок), модных дамских
    (сапог).

  4. Пищей
    для болотных (цапля) служат лягушки,
    водяные черви, пиявки.

  5. В
    общежитие поступили комплекты новых
    (наволочка, простыня, одеяло).

  6. Из
    открытых детских (ясли) слышались
    веселые голоса.

5.
Вместо точек вставьте окончания и
мотивируйте свой выбор:

В
компот положили много изюм…и чернослив…
Хозяйка протянула гостю чашку горячего
ча… Столько этого крик… и визг… было,
что барабанные перепонки чуть не лопнули.
Всадники быстро промчались и скрылись
из вид… Отбо… нет от разных заманчивых
предложений. Иные судят обо всем с
наскок… Возьмите на складе побольше
цемент… и немного алебастр…

6.
Выберите правильный вариант из скобок,
объясните свой выбор:

  1. Для
    проведения бесед и докладов были
    приглашены квалифицированные
    (лекторы-лектора).

  2. Из
    ворот выехали пятитонные грузовики,
    (кузовы-кузова) их до краев были наполнены
    мешками и ящиками.

  3. Пастух
    приложил к губам свою дудочку, и медленно
    стали разноситься тихие, переливчатые
    (тоны-тона) свирели.

  4. Речь
    идет о том, чтобы устранить все
    (тормозы-тормоза), мешающие нашему
    движению вперед.

  5. Яркая
    луна взошла над горизонтом, небо и море
    окрасились в мягкие темно-синие
    (тоны-тона).

  6. У
    причала столпились военные (катера-катеры);
    на внешнем рейде стояли (крейсеры-крейсера).

  7. Водить
    автобусы по горным дорогам могут только
    опытные (шофера-шоферы).

7.
От приведенных слов, используя суффиксы
к, -ниц, -ш,
-ичк, -иц, -ин, -есса, -их
,
образуйте существительные женского
рода. Определите, какие из них могут
быть использованы во всех функциональных
стилях, употребление каких ограничено
разговорно-обиходным стилем, а какие
относятся к просторечию?

Приятель,
филолог, доктор (звание), доктор
(профессия), кандидат, диссертант,
журналист, кадровик, солдат, медик,
декан, критик, начальник, гример, мастер,
бармен, бригадир, свидетель, киоскер,
трус, собеседник, программист.

8.
Подберите определения к словам:

Рояль,
фамилия, тюль, толь, молодежь, кафе,
туфля, какаду, пальто, шоссе, метро,
мозоль, депо, какао, пианино, меню, такси,
фойе, бюро, пари, жюри, портмоне, Сочи,
Тбилиси, леди, шампунь.

9.
Определите род несклоняемых существительных,
согласуя с ними определения (за справками
обращайтесь к словарям):

Вульгарн…
арго, рискован… антраша, звучащ… банджо,
опасн… динго, ярк… индиго, юн… кабальеро,
больш… гну, забавн… гризли, крошечн…
колибри, остроумн… конферансье, уважаем…
кюре, сочн… манго, прекрасн… пери, стар…
рантье, заброшен… ранчо, справедлив…
рефери, маленьк… цеце, увлекательн…
шоу, установлен… эмбарго, истин… денди,
молод… шимпанзе.

10.
Согласуйте в роде и числе определения
и сказуемые с выделенными
существительными, объясняя их значение
и выбор грамматической формы:

  1. Мо…
    импресарио настаива…, чтобы для концерта
    привезли нов… рояль.

  2. Своей
    внешностью она производила впечатление
    типичн… инженю.

  3. У
    входа девушка оставила сво… маленьк…
    сабо.

  4. С
    рекламы улыбалась красавица, весь наряд
    которой составлял… ярк… бикини.

  5. Густ…
    контральто ее звучал… ровно и уверенно.

  6. Здешняя
    молодежь увлекалась не футболом, а
    весьма популярн… тогда регби.

  7. Этот
    выскочка, сделавший головокружительную
    карьеру, эт… парвеню, котор… просочил…
    в высшее общество, теперь отворачивал…
    от друзей.

  8. В
    Багдаде я учился в больш… медресе у
    знаменитых ученых.

11.
Составьте со словами предложения, в
которых четко был бы обозначен род:

Диван-кровать,
усадьба-музей, школа-интернат, ТАСС,
МИД, ВГИК, роман-газета, платье-костюм.

12.
Слова, данные в скобках, поставьте в
нужной форме:

  1. На
    днях состоялся вечер памяти (Жан Батист
    Клеман).

  2. В
    «Похождениях бравого солдата Швейка»
    ярко проявился сатирический талант
    (Ярослав Гашек).

  3. Наше
    знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось
    в период немого кино.

  4. В
    произведениях (Жорж Санд) затрагиваются
    многие социальные проблемы.

  5. Наталья
    любила произведения (Эрих-Мария Ремарк).

  6. Мне
    очень нравились фильмы с (Фани Ардан).

  7. Мы
    прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор
    Амадей Гофман).

  8. У
    (Этель Лилиан Войнич) только три
    законченных романа.

  9. Об
    этом ты можешь прочесть у (Марсель
    Пруст).

  10. У
    (Остап Сулейман Берта Мария Бендер-
    Бей) было много способов раздобыть
    деньги.

  11. Сценарий
    к «Дерсу Узала» Ю. Нагибин писал совместно
    с (Акира Куросава).

  12. Село
    наше находилось под (старинный, Чернигов).

  13. После
    путешествия я все время думаю о
    (знаменитый, Болдино).

  14. В
    то лето Маяковский проживал в
    (подмосковный, Пушкино).

  15. «Аргументы
    и факты» (писать) об этом еще на прошлой
    неделе.

  16. «Джентельмены
    удачи» сразу же (завоевать) зрительские
    симпатии.

  17. «Как
    закалялась сталь» долгое время (быть)
    культовой книгой.

  18. «8
    ½» (стать) визитной карточкой Ф. Феллини.

13.
В следующих предложениях найдите ошибки,
связанные с образованием и употреблением
степеней сравнения. Дайте аргументацию
и предложите правильный вариант:

  1. Третий
    рассказ показался ему наиболее смешней.

  2. Отношение
    к людям должно быть мягше, а взгляд на
    жизнь- ширше.

  3. Моя
    работа оказалась наихудшайшей из всех.

  4. Этот
    костюм мне менее велик, чем тот.

  5. Алена
    гораздо красивше Татьяны.

  6. Такой
    зонт более женский, чем мужской.

  7. Он
    из нас был самый честнейший.

  8. Первее
    всего нужно доделать то, что мы начали
    .

14.
Раскройте скобки, выбрав одну из
предложенных форм. Определите, в каких
случаях допустимо использование:

а)
только краткой формы,

б)
только полной формы,

в)
обеих форм.

Свой
выбор мотивируйте:

  1. Я
    (сыт/сытый).

  2. Сегодня
    он (сердит/сердитый).

  3. Профессор
    (доволен/довольный) успехами студентов.

  4. Эти
    ошибки легко (исправимы/исправимые).

  5. Кто
    (бодр/бодрый) душой, тот всегда
    (весел/веселый) и (здоров/здоровый).

  6. Мясо
    уже почти (готово/готовое).

  7. Стены
    в этой крепости (высоки/высокие).

15.
Замените цифры соответствующими
числительными. Раскройте скобки,
употребив существительные (словосочетания
с существительными) в нужной падежной
форме:

  1. Вместе
    со всеми 374 (участник конференции) мы
    отправились в Старую Руссу.

  2. Наша
    база находилась в 841 (километр) от города.

  3. За
    время экспедиции полярники прошли
    свыше 1958 (километр).

  4. Из
    941 (выпускник) нашего курса на встречу
    приехали только около 750.

  5. Мы
    израсходовали ¾ (бак) воды.

  6. За
    новый проект проголосовало 0,9
    (собравшихся).

  7. Царь
    Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском
    ущелье прикрывал отступление греческих
    войск.

    1. В
      приведенных предложениях найдите
      ошибки, связанные с употреблением имен
      числительных. Предложите правильный
      вариант:

  1. Тысячью
    годами позже на этом месте возник другой
    город.

  2. В
    тысячу девятисот тринадцатом году мы
    уехали из России.

  3. Сейчас,
    когда я могу гордиться сороками лет
    прожитой жизни, многие вещи мне кажутся
    иными.

  4. На
    площади собралось около четырехсот
    людей.

  5. Победителя
    наградили полторастами тысячами рублей.

  6. После
    проверки выяснилось, что на складе не
    хватало три тысячи пятьсот сорок две
    коробки конфет.

    1. Объясните
      ошибки в употреблении местоимений:

  1. Больной
    попросил сестру налить себе воды.

  2. Хозяйка
    сняла со стола чемодан и отодвинула
    его в сторону.

  3. Группа
    сдала уже все зачеты и просила
    проэкзаменовать их в первую очередь.

  4. Сзади
    его ехала нагруженная вещами машина.

  5. Когда
    наступили каникулы, студенты поехали
    к своим родителям; они их ждали с большим
    нетерпением, надеясь хорошенько
    отдохнуть.

  6. Первое
    выступление артистки принесло ей
    большой успех, и от нее можно ждать
    многое.

  7. Я
    должен поздравить Екатерину Сергеевну
    с успешной защитой своей докторской
    диссертации.

  8. Молодая
    мать любовалась ребенком, играющим у
    своих ног.

  9. Любому
    должнику важно доверие к себе.

  10. Республика
    будет вести независимую политику, не
    прогибая ни перед кем спину и защищая
    ее интересы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Подобный материал:

  • Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи» Содержание, 537.33kb.
  • «Русский язык и культура речи», 479.57kb.
  • Методические указания и практикум по дисциплине «Русский язык и культура речи», 1655.57kb.
  • Киянова ольга Николаевна Заведующая кафедрой, 27.74kb.
  • Формирование коммуникативной компетентности студентов-переводчиков на занятиях по стилистике, 322.08kb.
  • Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи Специальность, 1867.83kb.
  • Тематический план изучения дисциплины русский язык и культура речи для студентов, 204.94kb.
  • Темы рефератов к курсу «русский язык и культура речи», 15.68kb.
  • Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка», 15.6kb.
  • Русский язык и культура речи, 31.2kb.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

ДОМАШНИЕ РАБОТЫ

Домашняя работа 2

Акцентологические нормы русского языка

Задание 1. Сверяясь с орфоэпическим словарём, расставьте ударения в следующих словах. Обращайте внимание на пометы, сопровождающие слова. Какие пометы в орфоэпических словарях поясняют нормы ударения? В каких словах правильными являются два ударения?

Анатом, августовский, агрономия, агентство, алкоголь, апостроф, баловать, банты, баржа, валовой, вероисповедание, ветеринария, водопровод, газопровод, гала-концерт, гербовый, гражданство, грошовый, диспансер, добыча, договор, дремота, досуг, давнишний, жалюзи, заиндеветь, закупорить, заржаветь, знамение, зубчатый, запломбированный, искра, избаловать, иначе, исподволь, каталог, квартал, киноварь, корысть, красивее, кулинария, кухонный, мастерски, мизерный, мусоропровод, мышление, намерение, некролог, нефтепровод, никчемный, обеспечение, облегчить, осведомить, осмысление, партер, перевязь, призыв, принудить, процент, памятуя, пережитое, позвонишь, развитой, ракушка, рудник, свекла, сироты, созыв, средства, статуя, столяр, таможня, творог, торты, тотчас, теплится, убыстрить, украинец, ушко, факсимиле, феномен, ходатайствовать, хозяева, черпать, шарфы, щавель, эксперт, электропровод.

Задание 2. Расставьте ударение в предложенных формах существительных.

Бал – мн. балы, балов; банты, банта – мн. банты, бантов; бинт, бинта – мн. бинты, бинтов; брелок, брелока – мн. брелоки; герб, герба – мн. гербы, гербов; деньги, деньгам, деньгами, флаг, флага – мн. флаги, флагов; ясли, яслей.

Задание 3. Образуйте все возможные глагольные формы настоящего (ед. и мн.ч. 1, 2,3 л.), простого будущего времени (ед. и мн.ч. 1, 2,3 л.) и прошедшего (м., ж., ср.р., ед. и мн.ч.) от глаголов. Расставьте в образованных формах ударения. Обратите внимание: глаголы сов. вида не образуют форм наст. времени, глаголы несов. вида не образуют форм простого буд. времени.

воспринять принять начать пломбировать жечь перезвонить ворожить включить
Наст. вр. Ед.ч. 1 л
2 л
3 л
Мн.ч. 1 л.
2 л
3 л
Прост.буд.вр. Ед.ч. 1 л
2 л
3 л
Мн.ч. 1 л.
2 л
3 л
Прош.вр. Ед.ч. М.р
Ж.р.
Ср.р.
Мн.ч.

Задание 4. Объясните причины различия акцентологических вариантов.

Важны и важны. Броня и броня. Видение и видение. Ирис и ирис. Община и община. Погруженный — погружённый. Развитая и развитая. Склонен и склонён. Характерный и характерный. Языковый и языковой.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Домашняя работа 3

Орфоэпические нормы русского языка

Задание 1. Распределите слова на 3 группы:

  1. с произношением чн и чт как шн и шт;
  2. с вариантным произношением, определив функцию и характер данных вариантов;
  3. с произношением их как чн и чт.

Алчный, булочная, быстротечный, вечный, горчичник, дачник, добавочный, заплечный, Ильинична, калачный ряд, командировочный, конечно, Кузьминична, молочный, нарочно, нечто, Никитична, порочный, порядочный, потому что, почта, почти, прачечная, привычный, пустячный, речной, сердечный, скворечник, скучно, спичечный (коробок), справочный, троечник, троичная система счисления, тройничный нерв, что, чтобы, шапочный (к шапочному разбору), шапочный (шапочных дел мастер), яичница.

[шн], [шт] [шн] и [чн], [шт] и [чт] [чн], [чт]

Задание 2. Пользуясь орфоэпическим словарем, распределите слова на три группы в зависимости от характера произношения согласного перед Е (твердое, вариантное, мягкое).

Агрессор, альтернатива, антенна, антитеза, апартеид, атеизм, бизнес, Брехт, веб-сайт, гротеск, девиз, деканат, декларация, демон, депо, деспот, диспансер, интервенция, Интервидение, интервьюер, интернационал, Интернет, интерпретация, кафе, кофе, крем, Магдебург, менеджмент, менеджер, миллионер, модель, модерн, музей, Одесса, отель, пакет, партер, патент, потенциальный, поэтесса, претензия, проект, проекция, рейс, рельс, Ремарк, Ренессанс, репрессия, Рерих, саундтрек, сейм, сейф, секьюрити, Сена, сентенция, Сервантес, сессия, стенд, стресс, тезис, тембр, темп, тенденция, термин, тинейджер, туннель, фанера, фиеста, шедевр, шинель, экспресс, эстетика.

Твердо Варианты Мягко

Задание 3. Как произносятся приведенные ниже слова (Е или О произносится под ударением)? Отметьте случаи вариантного произношения, укажите, чем отличаются варианты.

Афера, бытие, всплеск, дебелый, житие, житье, зев, истекший, Кельн, комбайнер, маневренный, маневры, одновременно, одноплеменный, опека, оседлый, отцветший, пересек, свекла, современный, хребет, шлем.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Домашняя работа 4

Морфологические нормы русского языка

Задание 1. Распределите существительные на пять групп в зависимости от их грамматического рода.

Мужской род Женский род Средний род Слова общего рода Слова, род которых определить невозможно

Антраша, антресоли, Баунти, бра, бриг, бриз, бродяга, ворота, динго, дитя, доходяга, Дюма, иван-чай, иваси, идальго, какаду, Карибы, картофель, кафе, Конго, кофе, кресло-кровать, кули, кюре, леди, лежебока, Мальдивы, Мальта, марабу, недотрога, ножницы, Осло, пальто, пенс, пери, пианино, платье-халат, плащ-палатка, подмастерье, портмоне, пресс-папье, ребёнок, рельс, рефери, рога, рояль, Сервантес, сети, Соловей-разбойник, соня, Сочи, стиляга, Тбилиси, толь, трюфель, туфли, тюль, фамилия, фрикасе, хапуга, хитрюга, цеце, чадо, шимпанзе, Шоу, шоу, шорты, штаны, эсперанто, юбка-брюки, ябеда.

Задание 2. Распределите фамилии на три группы в зависимости от особенностей их изменения.

Фамилия склоняется Фамилия не изменяется Мужская фамилия изменяется, женская не изменяется

Антокольский, Барто, Биссет, Даль, Доброво, Дюма, Живаго, Жук, Заходер, Каас, Киплинг, Короленко, Кучнера, Кушак, Лазарев, Ланских, Левадный, Линдгрен, Мало, Некрасов, Нукада, Писемский, Приходько, Пушкин, Родари, Свифт, Сеф, Скотт, Сторожевой, Сутеев, Ушинский, Чаурели, Шеварнадзе, Шевченко.

Задание 3. . Поставьте числительные и словосочетания с числительными (если это возможно) в формы родительного, творительного и пред­ложного падежей.

2/3 1789 год 47365 студентов 6,125
полтора много восьмидесятый пятеро

Задание 4. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных.

1. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят и три десятых процентов подведомственной территории к январю двухтысячно пятого года. 2. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцати и двенадцати часов я находилась дома, что может быть подтверждено троими соседками. 3. На площади собралось около четырехсот людей. 4. Было решено закончить экспедицию через двадцать три сутки. 5. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город. 6. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались неисправными. 7. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 8. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными. 9. Победителя наградили полторастами тысячами рублей. 10. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Домашняя работа 5

Синтаксические нормы русского языка

Задание 1. Объясните устно, как изменяются семантико-стилистические оттенки каждого предложения в зависимости от порядка слов.

Мать любит дочь. — Дочь любит мать. В мае начинается экзаменационная пора. – Экзаменационная пора начинается в мае. Даже эту задачу не решил Петров. – Даже Петров не решил эту задачу. Завтра в санаторий едем. – В санаторий мы едем завтра.

Задание 2. Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните свой выбор.

  1. Большинство приехал.. в четверг.
  2. Только меньшинство отряда выбрал..сь из леса.
  3. В спортивных соревнованиях участвовал.. шестьдесят один школьник.
  4. Пять стульев стоял.. рядом.
  5. Брат с сестрой решил.. уехать в другой город.
  6. Для иллюстрации на рисунках показан.. схема и общий вид машины с полным комплектом оборудования.
  7. Меня мучил.. не голод, а жажда.

Задание 3. Правильно согласуйте определения и приложения с определяемым словом. Поясните Ваш выбор.

Мне хочется посмотреть хорош

..

фильм и спектакль. Талантлив

скрипач и пианистка. Этот мальчик – ужасн

..

непоседа. Две больш

..

комнаты и два больш

окна. За последн

..

три недели я ни разу не видел мо

..

брата и сестру. С Ричард.. Львиное Сердце, у Всеволод… Большое Гнездо. В городе Киров…, в городе Кемеров… , на планете Земл….

Задание 4. Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно.
  2. Статья написана по той же теме.
  3. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии .
  4. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом.
  5. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне.
  6. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение.
  7. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов.
  8. Аспирант должен представить отчет в проделанной работе.
  9. Факты, о которых изложил автор письма, полностью подтвердились.
  10. Преступник не раскаялся за содеянное.
  11. Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.

Задание 5. Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина урагана.
  2. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
  3. Пораженное место кислотой или щелочью необходимо быстро и осторожно протереть чистой тряпкой или бинтом.
  4. Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени.
  5. Так, готовясь к походу, проходили дни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На площади собралось около четырехсот людей ошибка было решено закончить экспедицию
  • На площади он увидел огромную массу народа ошибка
  • На пластиковом подоконнике появились пузыри как исправить
  • На планшете пропал цвет как исправить
  • На планшете плохой звук как исправить