Надрывно рыдала гитара стонал барабан лексическая ошибка

Ответ на вопрос здесь, Количество ответов:1: Исправьте предложения, запишите исправленный вариант. 1) О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2) Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3) Впарке запрещен выпас собак. 4) Склад закрыт на неопределенное время ввиду приходатараканов. 5) Ведущее значение в работе комитета придается нравственному воспитаниюмолодежи. 6) Рекорды продолжаются. 7) Дети читают стих, стоя врассыпную. 8) Отусталости мое тело подкашивалось на ногах. 9) Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10)К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, ее мать и некоторые вещи. — Знания.site

—>

—>Главная » —>Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Урок по русскому языку на тему «Лексическая сочетаемость слов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лексическая сочетаемость слов

обобщить знания учащихся по разделу «Лексикология», совершенствовать навыки пользования ими в устной и письменной речи;

познакомить учащихся с нормами лексической сочетаемости слов.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Мне хотелось бы начать его с эпиграфа «Безграничны сокровища русского языка» – слов русского поэта Владимира Луговского.

На первый взгляд слово кажется чем-то простым и привычным. Но надо заметить, что при помощи правильно подобранного слова можно ясно и доступно объяснить самые сложные вещи, но можно и запутать. Можно заставить смеяться и плакать. Как говорил поэт Владимир Шефнер:

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Только надо уметь пользоваться этими сокровищами, бережно обращаться с языком.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте мы с вами повторим, что же такое лексикология?

Как вы понимаете, что же такое лексическое значение слова?

В каком словаре мы можем посмотреть значение слова?

Какие слова мы называем однозначными, а какие – многозначными?

III. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем не только писать, но и много говорить, обсуждать, узнавать. И цель занятия – изучение нового материала «Лексическая сочетаемость слов».

Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.
Слово учителя.

Слова в речи употребляются не изолированно, по одному, а в сочетаниях. Не все они свободно соединяются друг с другом. Лексическая сочетаемость слов – это их способность соединяться с определённым кругом других слов. Порой из-за сложности такого выбора в речи допускаются лексические ошибки.

Например, словосочетание «бархатный сезон» (осенние месяцы — сентябрь, октябрь — на юге).
Но нельзя сказать: «бархатная осень», к примеру.

IV. Закрепление изученного материала.

Чтение теоретического материала

Выполнение Упражнения 163

Из данных слов составьте возможные словосочетания.

Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба)
1. КРУГЛЫЙ год месяц
2. КРУГЛЫЙ сирота ребенок
3. ГЛУБОКОЕ детство молчание
4. БАРХАТНЫЙ сентябрь сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. склонить преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение
7. язык рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ
8. уделить придавать ЗНАЧЕНИЕ
9. улучшить повысить УРОВЕНЬ
10. одержать потерпеть ПОБЕДУ

1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване.

2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.

3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.

4.За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.

5. В этот раз спортсменку преследовала удача.

6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение.

7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.

8. Контрольную работу нам предложили написать устно.

9. В конце романа Павел Власов — это уже закоренелый революционер.

10. Это не играет никакого значения.

11. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные отличники.

13. В нашем классе надвигались радостные события.

14. Не будем умалчивать о вопиющих достижениях артистов.

15. В кружок пришли ребята, удрученные опытом.

Я люблю наши русские березки в их подвенечном УБОРЕ.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают РТЫ.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились УЛУЧШЕНИЯ дисциплины. НАША ДИСЦИПЛИНА УХУДШИЛАСЬ
4.За ВЫЯВЛЕННЫЕ недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменкЕ СОПУТСТВОВАЛА удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали ПОБЕДУ. ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в РАННЕЙ юности.
8. Контрольную работу нам предложили ВЫПОЛНИТЬ СДЕЛАТЬ устно.
9. В конце романа Павел Власов — это уже УБЕЖДЕННЫЙ революционер.
10. Это не ИМЕЕТ никакого значения. НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ
11. Фильм поможет зрителям СОСТАВИТЬ мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные ДВОЕЧНИКИ. КАК КРУГЛЫЕ ОТЛИЧНИКИ
13. В нашем классе ОЖИДАЛИСЬ радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих ПРОМАХАХ артистов.
15. В кружок пришли ребята, УМУДРЕННЫЕ опытом.

PS. Могут ли события надвигаться?

Упр.2
Выберите подходящий вариант

1. КРУГЛЫЙ год
2. КРУГЛЫЙ сирота
3. ГЛУБОКОЕ молчание
4. БАРХАТНЫЙ сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. УДОВЛЕТВОРЯТЬ потребности
7. ОТЪЯВЛЕННЫЙ негодяй
8. ЗАКОРЕНЕЛЫЙ преступник
9. склонить ГОЛОВУ (преклонить колени)
10. язык ЗАПЛЕТАЕТСЯ
11. придавать ЗНАЧЕНИЕ
12. повысить УРОВЕНЬ
13. выполнить ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
14. одержать ПОБЕДУ
15. уделить ВНИМАНИЕ

V . подведение итогов урока

— итак, ребята, чему был посвящен наш урок?

— какую цель мы поставили в начале урока?

VI . Домашнее задание

Пар.22 (Учить правила, словарные слова ), Упр 165

Заканчивая урок, хочется прочитать стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Словарь».

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой. «

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

И моё пожелание – пополнять свой словарный запас, пользоваться словами, о которых говорилось, чаще обращаться к сокровищнице русского языка – художественной литературе.

источники:

http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/kultura_rechi/uprazhnenija_po_kulture_rechi/narushenija_leksicheskoj_sochetaemosti/19-1-0-239

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-leksicheskaya-sochetaemost-slov-2170097.html

Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и др.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.

Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:

  • не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз);
  • уютное впечатление (правильно: приятноевпечатление; впечатление уюта);
  • встреча созвана (правильно: встреча состоялась);
  • повысить кругозор (правильно: расширитькругозор).

Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.

Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.

Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.

Обратите внимание на следующие пары словосочетаний (в речи частотно смешение их компонентов):

  • удовлетворять требования – отвечать потребностям;
  • возместить ущерб – взыскать деньги, штраф;
  • принять меры – предпринять шаги;
  • приобрести известность – заслужить уважение;
  • постоянная помощь – неослабное внимание;
  • играть роль – иметь значение.

При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.

Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.

Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.

Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.

Упражнения

1.Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Эти функции поручаются отделам рекламы. Эти функции возлагаются на отделы рекламы.
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.
Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе.
Они работают как самые отъявленные специалисты. Они работают как самые опытные специалисты.
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

2.Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Античный, классический. Мифология, языки.
Врождённый, прирождённый. Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Приём, хозяин, человек.
Губительный, пагубный. Влияние, действие.
Единый, один. Миг, момент.
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. Воздействие, период, путь, сборы, кредит.
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.
Найти, обрести. Опора, поддержка.
Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.
Доказать, обосновать. Теорема, теория.
Предвещать, предсказать. Поражение, успех.
Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал, уровень.

3.Найдите в предложениях ошибки, вызванные неправильным сочетанием слов.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

4. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

Ответы к упражнениям

Упражнение 2

  • Античная мифология; классические языки.
  • Врождённый талант, прирождённый ум.
  • Гостеприимный человек, радушный приём, хлебосольный хозяин.
  • Губительное действие, пагубное влияние.
  • Единый миг, один момент.
  • Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, продолжительный период, долговременный кредит.
  • Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки.
  • Найти опору, обрести поддержку.
  • Обнаружить закономерность, открыть закон.
  • Доказать теорему, обосновать теорию.
  • Предвещать поражение, предсказать успех.
  • Расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.

Упражнение 3

1. . имеющиеся недостатки. 2. Неожиданно у молодых предпринимателей возникли серьёзные проблемы. 3. . уделяем особое внимание. 4. . стартуют спортсмены. 5. Большое внимание было уделено. 6. . почтили присутствием. 7. Ведущую роль. играет. 8. . бурное развитие кинематографии. 9. . обеспечивает город ранними овощами. 10. Уже в раннем детстве. 11. Большую роль. сыграли.

Упражнение 4

1. только заядлые болельщики. 2. Успеваемость в старших классах снизилась. 3. . выгул собак. 4. . в связи с необходимостью санобработки помещения. 5. Особое внимание в работе комитета уделяется. 6. Наши спортсмены продолжают устанавливать рекорды. 7. Дети читают стихи, стоя полукругом. 8. Мои ноги подкашивались от усталости. 9. . грохотал барабан. 10. С большим волнением читаешь письма ветеранов. 11. Неожиданные заморозки губительно сказались на посевах кукурузы. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать. 13. . он подарил книги школьной библиотеке. 14. . которые разделяют точку зрениякоммунистических лидеров. 15. . и быстро покинула квартиру. 16. столь большого счёта. 17. Передовая технология позволяет устранить многие недостатки. 18. . кивает. 19. Увеличилось число несчастных случаев. 20. Ниловна предстаёт перед нами забитой, запуганной женщиной.

6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

Упражнение 115. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Эти функции поручаются отделам рекламы. Эти функции возлагаются на отделы рекламы.
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.
Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе.
Они работают как самые отъявленные специалисты. Они работают как самые опытные специалисты.
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

Упражнение 116. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Античный, классический. Мифология, языки.
Врождённый, прирождённый. Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Приём, хозяин, человек.
Губительный, пагубный. Влияние, действие.
Единый, один. Миг, момент.
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. Воздействие, период, путь, сборы, кредит.
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.
Найти, обрести. Опора, поддержка.
Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.
Доказать, обосновать. Теорема, теория.
Предвещать, предсказать. Поражение, успех.
Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал, уровень.

Упражнение 117. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Упражнение 118. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

Лексические ошибки и способы их предотвращения

Аннотация: в статье даны методические рекомендации по предотвращению у учащихся лексических ошибок. Продемонстрированы формы работы с разными типами лексических ошибок: как изучаемых, так и не изучаемых в школьной программе. Приведены примеры лексической работы с художественными текстами.

  • Автор записи

Автор: Алена Чернолихова
Дата записи

Ответственный за размещение информации:
Виктория Разводовская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

О сайте

«Слово учителю» – электронное издание Городского методического центра департамента образования Москвы. Оно было создано в 2014 году для обмена педагогическим опытом и развития образовательного пространства столицы.

Здесь публикуются авторские статьи с результатами педагогических и управленческих образовательных инноваций, сценарии уроков для педагогов-практиков, методистов, молодых ученых и учителей.

Авторы могут получить Электронное свидетельство о публикации на почту.

Найдите нас

Адрес
109004, Москва, Товарищеский переулок, 22.

CЛОВО

УЧИТЕЛЮ

Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57282 от 12 марта 2014 г. ISSN 2313-1136
Все права защищены. При цитировании материалов ссылка на сайт «Слово учителю» обязательна.

источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/954-65_oshibki__svyazannye_s_leksicheskoi_sochetaemostyu_slov.html

http://slovo.mosmetod.ru/2019/02/15/leksicheskie-oshibki-i-sposoby-ih-predotvrashheniya/

Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с нарушением соче- таемости.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

1. В классе стояла тишина: все пристально слушали рассказ учителя. 2. Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор. 3. Школьникам была прочитана беседа о правилах дорож- ного движения. 4. Литература играет очень большую эстетическую функцию. 5. Он заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью. 6. В голове у него метнулась мысль о побе- ге. 7. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения. 8. Необходи- мо улучшить уровень знаний учащихся. 9. Не забывайте оказывать заботу к младшим. 10. Желание сделать рекорд заставило его уси- ленно тренироваться.

Проверочная работа по разделу «Культура речи» (9 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проверочная работа по разделу «Культура речи». 9 класс. 1 вариант

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Апостроф, асимметрия, баловать, банты, втридорога, бармен, гастрономия, задолго, звонит, созвонимся, иконопись, квартал, клала, красивее, новорождённый, оптовый, облегчить, путепровод, столяр, торты, украинский, ходатайство, эксперт.

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Все пристально слушали рассказ учителя.

2. Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор.

3. Школьникам была прочитана беседа о правилах дорожного движения.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).

1. На этом озере любят отдыхать родители с детьми и любители рыбалки.

2. Он писал свою автобиографию.

3. В комнате они обнаружили мёртвый труп.

4. Пётр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.

Задание 4. Раскройте скобки.

1. Согласно (предание) возле этого камня нужно загадать желание.

2. По (прибытие) в аэропорт оставьте машину на стоянке.

Задание 5. Исправьте ошибки, при употреблении причастных и деепричастных оборотов.

1. Изучая иностранный язык, возникают различные трудности.

2. В ожидании друзей, пригласившим меня на рыбалку, я распаковал рюкзак.

Задание 6. Перечислите правила делового этикета.

Проверочная работа по разделу «Культура речи». 9 класс. 2 вариант

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Балованный, вероисповедание, договор, донельзя, еретик, завидно, закупорить, звонит, искра, каталог, крала, красивейший, кухонный, наотмашь, некролог, нефтепровод, обеспечение, отрочество, танцовщица, туфля, феномен, черпать, щавель.

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Литература играет очень большую эстетическую функцию.

2. Он заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью.

3. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).

1. Случай , о котором я хочу вам рассказать, случился два года назад.

2. Ко мне подошла светлая блондинка.

3. Этот писатель написал много замечательных рассказов.

4. Наше совместно сотрудничество было плодотворным.

Задание 4. Раскройте скобки.

1. Благодаря (упорство) ученик быстро справился с заданием.

2. По (возвращение) из командировки необходимо составить отчёт.

Задание 5. Исправьте ошибки, при употреблении причастных и деепричастных оборотов.

1. Распахнув окно, в комнату ворвался аромат сирени.

2. Затем слово предоставили молодым авторам, читавших свои стихи.

Задание 6. Перечислите правила сетевого этикета.

Проверочная работа по разделу «Культура речи». 9 класс. 1 вариант

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Апостроф, асимметрия, баловать, банты, втридорога, бармен, гастрономия, задолго, звонит, созвонимся, иконопись, квартал, клала, красивее, новорождённый, оптовый, облегчить, путепровод, столяр, торты, украинский, ходатайство, эксперт.

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

4. Все пристально слушали рассказ учителя.

5. Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор.

6. Школьникам была прочитана беседа о правилах дорожного движения.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).

5. На этом озере любят отдыхать родители с детьми и любители рыбалки.

6. Он писал свою автобиографию.

7. В комнате они обнаружили мёртвый труп.

8. Пётр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.

Задание 4. Раскройте скобки.

3. Согласно (предание) возле этого камня нужно загадать желание.

4. По (прибытие) в аэропорт оставьте машину на стоянке.

Задание 5. Исправьте ошибки, при употреблении причастных и деепричастных оборотов.

3. Изучая иностранный язык, возникают различные трудности.

4. В ожидании друзей, пригласившим меня на рыбалку, я распаковал рюкзак.

Задание 6. Перечислите правила делового этикета.

Проверочная работа по разделу «Культура речи». 9 класс. 2 вариант

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Балованный, вероисповедание, договор, донельзя, еретик, завидно, закупорить, звонит, искра, каталог, крала, красивейший, кухонный, наотмашь, некролог, нефтепровод, обеспечение, отрочество, танцовщица, туфля, феномен, черпать, щавель.

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

4. Литература играет очень большую эстетическую функцию.

5. Он заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью.

6. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).

5. Случай , о котором я хочу вам рассказать, случился два года назад.

6. Ко мне подошла светлая блондинка.

7. Этот писатель написал много замечательных рассказов.

8. Наше совместно сотрудничество было плодотворным.

Задание 4. Раскройте скобки.

3. Благодаря (упорство) ученик быстро справился с заданием.

4. По (возвращение) из командировки необходимо составить отчёт.

Задание 5. Исправьте ошибки, при употреблении причастных и деепричастных оборотов.

3. Распахнув окно, в комнату ворвался аромат сирени.

4. Затем слово предоставили молодым авторам, читавших свои стихи.

Задание 6. Перечислите правила сетевого этикета.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 808 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 336 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 67 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Проверочная работа разработана к учебнику «Русский родной язык» О.М. Александровой

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Методическая разработка внеклассного материала на тему «Hardskills переводчика. Реалии перевода»

ТУГАН ТЕЛ ДӘРЕСЛӘРЕНДӘ ПРОЕКТ ЭШЧӘНЛЕГЕН ОЕШТЫРУ

ТАТАР ТЕЛЕ ДӘРЕСЛӘРЕНДӘ ПРОЕКТ ЭШЧӘНЛЕГЕН ОЕШТЫРУ

“МИН ТАТАРЧА СӨЙЛӘШӘМ” ЭЛЕКТИВ КУРС ПРОГРАММАСЫ (укучыларның сөйләм осталыгын үстерү)

Урок письма «Строчная буква э»

Рабочая программа по родному языку

Рабочая программа по родному языку

Урок » Глаголы, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5274145 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

Упражнение 115. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Эти функции поручаются отделам рекламы. Эти функции возлагаются на отделы рекламы.
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.
Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе.
Они работают как самые отъявленные специалисты. Они работают как самые опытные специалисты.
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

Упражнение 116. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Античный, классический. Мифология, языки.
Врождённый, прирождённый. Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Приём, хозяин, человек.
Губительный, пагубный. Влияние, действие.
Единый, один. Миг, момент.
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. Воздействие, период, путь, сборы, кредит.
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.
Найти, обрести. Опора, поддержка.
Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.
Доказать, обосновать. Теорема, теория.
Предвещать, предсказать. Поражение, успех.
Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал, уровень.

Упражнение 117. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Упражнение 118. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

источники:

http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-razdelu-kultura-rechi-9-klass-5024247.html

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/954-65_oshibki__svyazannye_s_leksicheskoi_sochetaemostyu_slov.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Надпочечный тип телосложения у женщин как исправить
  • Навьен ошибка дымоудаления
  • Навесной котел навьен ошибка 02 как устранить
  • Надпись ошибка 404
  • Навьен ошибка 049