Найди ошибку к лирическим жанрам относятся ода сказка элегия комедия повесть сонет

Контрольные / проверочные работы для учителя-предметника для 9 класса по ФГОС. Учебно-дидактические материалы по Литературе для 9 класса по УМК Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др..

Итоговая контрольная работа по литературе в 9 классе

Вариант I

1.Найди ошибку.

К эпическим жанрам относятся: песня, элегия, повесть, комедия, рассказ, роман

2.Узнай писателя

а) «История, государства Российского», сентиментализм, реформа русского языка

б) Лицей, декабристы, Наталья Гончарова, Дантес
в) Нобелевская премия, Великая Отечественная война, Дон

З.Соотнесите произведения и авторов (Назовите жанр*)

1) «Белые ночи»                              а) Лермонтов

2)«Герой нашего времени»                б) Солженщын

3) «Собачье сердце»                       в) Достоевский

4) «Матренин двор»                        г) Булгаков

4.Соотнесите героев и произведения

1) Коробочка                           а) «Евгений Онегин»

2) Андрей Соколов                   б) «Мертвые души»

3) Скалозуб                            в) «Горе от ума»

4) Грушницкий                        г) «Судьба человека»

5) Татьяна Ларина                    д) «Герой нашего времени»

5.Соотнесите литературные направления и авторов

1) классицизм                     а) Ахматова

2) сентиментализм               б) Ломоносов

3) акмеизм                          в) Солженицын

4) реализм                          г) Карамзин

6.Узнай героя, назови автора и произведение

а) «.Глаза …не смеялись, когда он смеялся — «признак или злого нрава, или глубокой

постоянной грусти…Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и

тяжелый..»

б) «И золотой мешок и метит в генералы»

в) «…застенчивость ее подруга от самых колыбельных дней..»

7.Сделать анализ стихотворения**

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

                             Николай Заболоцкий

Вариант-2

1. Найди ошибку.

К лирическим жанрам относятся: ода, сказка, элегия, комедия, повесть, сонет

2.Узнай писателя

а) Ода, университет, наука, «три штиля», Холмогоры

б) Тарханы, «Мцыри», Кавказ, 1814-1841
в) Шахматово, Гамлет, Стихи о Прекрасной Даме

З.Соотнесите произведения и авторов (Назовите жанр*)

1)«Горе от ума» а) Карамзин

2) «Мертвые души» б) Грибоедов

3) «Судьба человека» в) Гоголь
4) «Бедная Лиза» г) Шолохов

4.Соотнесите героев и произведения

1)Преображенский а) «Мертвые души»

2) Печорин б) «Евгений Онегин»

3)Молчалин в) «Герой нашего времени»

4)Чичиков г) «Собачье сердце»

5) Ленский д) «Горе от ума»

5.Соотнесите литературные направления и авторов

1) классицизм            а) Жуковский

2) романтизм              б) Блок

3) футуризм               в) Державин

4)  символизм            г) Маяковский

6.Узнай героя, назови автора и произведение

а) «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту

приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»

б) «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»

в) «…поклонник Канта и поэт»

7. Сделать анализ стихотворения**

Ветер принёс издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.

                 Александр Блок

Ответы

1 вариант

2 вариант

1 . Песня, элегия, комедия

1. Сказка, комедия, повесть

2. а) Н.М. Карамзин

б) А.С.Пушкин
в) М.А.Шолохов

2. а) М.В. Ломоносов

б) М. Ю.Лермонтов
в) А.А.Блок

3. 1) — в) — роман

2) — а) — роман

3) — г) — повесть
4) — б) — рассказ

3. 1) — б) — комедия

2) — в) — поэма

3) — г) — рассказ
4) — а) — повесть

4. 1) — б)

2) — г)

3) — в)
4) — д)

5) — а)

4. 1) — г)

2) — в)

3) — д)
4) — а)

5) — б)

5. 1) — б)

2) — г)

3) — а)
4) — в)

5. 1) — в)

2) — а)

3) — г)
4) — б)

6. а) Печорин, М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

б) Скалозуб, А.С. Грибоедов «Горе от ума»

в) Татьяна Ларина, А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

6. а) Манилов, Н.В.Гоголь «Мертвые души»

б)Фасусов, А.С. Грибоедов «Горе от ума»

в)Ленский, А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

За каждый правильный ответ 1 балл. Анализ стихотворения – до 15 баллов

Выставление отметки

16-24 балла — «3»

25-32 балла- «4»

больше 32 баллов- «5»


С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: 7_kl._sklonenie_prichastiy.pptx, Проектное задание 3.pro «АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ».doc, Самостоятельная работа № 7 «Планирование и организация..docx, курсы самост 5.docx, ё.docx, Рабочая программа кружка Юные патриоты.pdf, Залина.pdf, Результат теста на тревожность Филлипса уч.docx, prezentatsiya2.pptx, geometriya_8_klass_vtoroy_i_tretiy_priznaki_podobiya_treugolniko, Практическая работа №4 (1).docx, Практическая работа №3 (1).docx, Практическая работа №2 (1).docx, Практическая работа №1 (2).docx, Практическая работа №1.docx, proverochnaya_rabota.docx, одежда осетин.pptx, 15.docx, 5 класс карточки.docx, 2-5oge-rus.pdf, izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva.doc, 3.docx, задание 7.docx, задание 4.docx, задание 2.docx, Сценарий торжественной церемоний открытия мемориальной доски.doc, контрольная онегин.docx, КР 8 класс.doc, особенности.docx, инструктажи по мерам безопасности.doc, public_so_19.08.20.docx, Документ Microsoft Office Word (2).docx, Василий Теркин.docx, история 40-42.docx и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Курсовая работа.docx, Самостоятельная работа к теме 1.2 «Техносфера современной школы», Практическая работа 1.docx, Сухарева ММ 2 Семестр самостоятельная работа по математике вариа, Курсовая работа Наружная реклама.docx, ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx, самостоятельная работа 1.docx, Самостоятельная работа по теме 4.1.docx, Практическая работа поволжье.docx, Самостоятельная работа по теме 2.d. ocx.docx


Итоговая контрольная работа по литературе за курс 9 класса

вариант 1
1. Назовите произведение, являющееся первой реалистической комедией в русской литературе.

а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина

б) «Трумф или подщипа» И. А. Крылова

в) «Ревизор» Н. В. Гоголя

г) «Горе от ума» А. С. Грибоедова

2. Какой элемент композиции художественного произведения не является обязательным? а) завязка

б) кульминация в) развязка

г) эпилог

3. Укажите произведение, главный герой которого «не хотел учиться, а хотел жениться».

а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина

б) «Женитьба» Н. В. Гоголя в) «Ревизор» Н. В. Гоголя

г) «Горе от ума» А. С. Грибоедова

4. «… это страстный призыв русских князей к объединению как раз накануне нашествия соб- ственно монгольских полчищ» (К. Маркс). Встаньте в цитату название произведения.

а) «Сказание о Борисе и Глебе» б) «Слово о полку Игореве»

в) «Поучение» Владимира Мономаха г) «Повесть временных лет»

5. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

а) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм

б) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм

в) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

г) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм

6. Кого из русских писателей XVIII в. относят к сентименталистам?

а) Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин

б) М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев

в) Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин

г) Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев

7.Укажите произведение, в котором главный герой идейно противопоставлен всем действующим лицам.

а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

б) «Песня про… купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

в) «Горе от ума» А. С. Грибоедова

г) «Мертвые души» Н. В. Гоголя

8. Определите жанр «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.

а) роман б) поэма в) повесть г) песнь

9. Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье») А. С. Пушкина посвящено:

а) М. Н. Раевской б) Е. Н. Карамзиной

в) А. П. Керн г) Е. П. Бакуниной

10. О каком произведении идет речь в следующих строках?

Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то какой огромный, какой оригиналь-ныйсюжет!…ВсяРусьявитсявнем!…Огромно,великомоетворение,инескороконецего.

а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

б) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова в) «Мертвые души» Н. В. Гоголя

г) «История государства Российского» Н. М. Карамзина

11. Какое произведение было названо В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»?

а) «Мертвые души» б) «Недоросль»

в) «Евгений Онегин» г) «Горе от ума»»

12. Определите стихотворный размер в следующем отрывке.

Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То,какзверь,оназавоет,

Тозаплачет,какдитя.

а) ямб б) хорей в) дактиль г) анапест

13. Кто является автором первого в русской литературе психологического романа?

а) А. С. Пушкин б) М. Ю. Лермонтов в) Н. В. Гоголь г) Н. М. Карамзин
14.Соотнесите героев и произведения

1)Преображенский а) «Мертвые души»

2) Печорин б) «Евгений Онегин»

3)Молчалин в) «Герой нашего времени»

4)Чичиков г) «Собачье сердце»

5) Ленский д) «Горе от ума»

15. В творчестве какого писателя не был использован романтический метод?

а) Н. В. Гоголь б) М. Ю. Лермонтов в) Д. И. Фонвизин г) А. С. Пушкин

16. Соотнесите литературные направления и авторов

1) классицизм                     а) Ахматова

2) сентиментализм               б) Ломоносов

3) акмеизм                          в) Солженицын

4) реализм                          г) Карамзин

17. Высказывание «И дым отечества нам сладок и приятен» принадлежит:

а) Стародуму из «Недоросля» б) Чацкому из «Горя от ума»

в) мужу Татьяны из «Евгения Онегина» г) молодому солдату из «Бородина»

Часть 2

Напишите сочинение миниатюру «какое из прочитанных в этом году произведений произвело на меня наибольшее впечатление и почему?»

Вариант 2
1.Укажите верное определение комедии как литературного жанра.

а) один из видов старинного драматического искусства, основанный на показе смешных, утрированно юмористических и нарочито грубых бытовых ситуаций

б) небольшое произведение, предназначенное для сцены, беззлобно высмеивающее отдельные частные явления в общественной или личной жизни человека

в) один из видов драматических произведений, в котором характеры героев раскрываются в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей их на гибель

г) один из видов драматического произведения, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера
2. Назовите имя писателя, которого А. С. Пушкин назвал «сатиры смелый властелин».

а) Н. В. Гоголь б) А. С. Грибоедов в) Д. И. Фонвизин г) Г. Р. Державин
3. Сюжет романа «Герой нашего времени» основывается на отдельных, не связанных между собой фрагментах. Что объединяет самостоятельные части романа?

а) ничего

б) хронологическая последовательность событий

в) место действия г) главный герой

4. Какой литературный тип представлен образом Печорина? а) тип «маленького человека»

б) тип «лишнего человека» в) байронический герой

г) тип самодура

5.Узнай героя, назови автора и произведение

а) «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту

приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»

б) «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»

в) «…поклонник Канта и поэт»
6. Героем какого произведения является Самсон Вырин?

а) Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

б) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» в) А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

г) А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
7. Укажите, кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат следующие слова.

Безродногопригреливвелвмоесемейство,Далчинасессораивзялвсекретари,

ВМосквупереведенчерезмоесодейство,Ибудьнея,коптел бытывТвери.
а) Чацкий б) Молчалин в) Фамусов г) Репетилов
8.Чей портрет описан в следующем отрывке (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?
Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение,способноепереносить всетрудностикочевой жизниипеременыклиматов…Пыльныйбархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительночистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казалисьсшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я былудивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива; но я заметил, что он неразмахивалруками —верный признакнекоторойскрытности характера…
а) доктор Вернер б) Максим Максимыч в) Г. А. Печорин

г) Казбич
9. Героем какого произведения является Акакий Акакиевич Башмачкин?

а) «Мертвые души» б) «Вечера на хуторе близ Диканьки» в) «Ревизор»

г) «Шинель»
10. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.
Дом господский стоял одиноко на юру, откры том всем ветрам; покатость горы была одетаподстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы… Была видная беседка с дере-вяннымиголубымиколоннамии надписью:«Храмуединенного размышления».
а) Плюшкин б) Манилов в) Собакевич г) Коробочка
11. Определите стихотворный размер следующего отрывка.

БытьможнодельнымчеловекомИдумать о красеногтей:

Кчемубесплодноспоритьсвами?Обычайдеспотмежлюдей.
а) ямб б) дактиль в) амфибрахий г) анапест
12. Укажите, какую роль играют в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» лирические отступления.

а) они рассказывают о судьбе писателя

б) в них содержится авторское отношение к описываемым событиям в) в них дается характеристика отдельных персонажей

г) в них воплощена вера писателя в будущее России и русского народа
13. Соотнесите произведения и авторов (Назовите жанр*)

 1) «Белые ночи»                              а) Лермонтов

2)«Герой нашего времени»                б) Солженщын

3) «Собачье сердце»                       в) Достоевский

4) «Матренин двор»                        г) Булгаков
14. Анализу какого произведения посвящена статья И. А. Гончарова « Мильон терзаний»?

а) А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

б) А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

в) А. С. Грибоедов «Горе от ума»»

г) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

15. Найди ошибку.

К лирическим жанрам относятся: ода, сказка, элегия, комедия, повесть, сонет

16. Определите тип рифмовки в следующем отрывке.

Скажимне,веткаПалестины:

Где ты росла, где ты цвела?Каких холмов, какой долиныТыукрашениембыла?

17. Какой художественный прием использован автором в следующем отрывке?
Белеетпарусодинокой

Втуманеморяголубом!..

Что ищет он в стране далекой?Чтокинул онвкраюродном?..
а) метафора б) гипербола в) инверсия г) олицетворение

Часть 2

Напишите сочинение миниатюру ««какое из прочитанных в этом году произведений произвело на меня наибольшее впечатление и почему?»

 Спецификация

итоговой работы по литературе в 9 классе
Назначение контрольной работы:

Определить уровень подготовки обучающихся по литературе за курс 9 класса.
Документы, определяющие содержание КИМ

Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 1089 «Об утверждении Федерального

компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Время тестирования: 45 мин.

Условия проведения:

При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.
Содержание работы

Содержание теста охватывает учебный материал, полученный в курсе изучения литературы 5-9 классов.
Составлено 2 варианта диагностической работы, каждый вариант содержит задания двух уровней: базовый уровень и творческий уровень.

Часть 1 (базовый уровень) включает 22 задания (1-22). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.

Часть 2 (творческий уровень) состоит из задания, требующего развернутого ответа (сочинения- миниатюры) который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.

В табл. 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.

Таблица 1.

Разделы
1 Основные теоретико-литературные понятия
2 Из древнерусской литературы
3 Из русской литературы XVIII века
4 Из русской литературы XIX в.

В табл. 2 приведены элементы содержания диагностической работы по литературе для 9 класса.
Таблица 2.

Содержание
1 «Слово о полку Игореве». «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение» Владимира Мономаха» . «Повесть временных лет»
2 М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
3 Г. Р. Державин. «Властителям и судиям». «Памятник», «Фелица»
4 А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
5 А Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза», «Осень».
6 Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
7

8

Василий Андреевич Жуковский. «Море». «Невыразимое». «Светлана».
9 Александр Сергеевич Грибоедов. «Горе от ума».
10 И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни»*, «Волк на псарне»*, «Квартет»*, «Осел и Соловей»*
11 Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю»,

«Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». «Цыганы».

«Евгений Онегин». «Моцарт и Сальери», «Станционный смотритель»

12 Николай Васильевич Гоголь. «Мертвые души», «Ревизор», «Женитьба»
13 Михаил Юрьевич Лермонтов. «Герой нашего времени». «Смерть Поэта», «Парус»,

«И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

14 Теория литературы.

Ода. Баллада. Роман в стихах. Повесть. Поэма. Психологический роман. Притча. Трагедия. Комедия.

Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Типы рифмовки. Классицизм. Завязка. Кульминация. Развязка. Эпилог. Стихотворный размер.

Тропы.

В табл. 3 приведены умения и виды деятельности проверочной работы по литературе для 9 класса.
Таблица 3.

Умения и виды деятельности
1 знать/понимать:

образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов; изученные теоретико-литературные понятия

2 уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа;

строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

3 использоватьприобретенныезнанияиумениявпрактическойдеятельностииповседневнойжизни для:

создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного

языка.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания 1 части работы (1-22) выставляется 1балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 22 тестовых задания первой части работы, – 22 балла.

Творческий уровень – 16 баллов

Максимальное количество баллов за всю работу – 38 баллов.

Критерии оценивания сочинения

Критерии Баллы
1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений
учащийся раскрывает тему сочинения убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют 3
учащийся раскрывает тему сочинения, но не все тезисы убедительно обосновывает

и/или допускает одну-две фактические ошибки

2
учащийся раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне,

и/или не обосновывает свои тезисы,

и/или допускает три-четыре фактические ошибки

1
учащийся не раскрывает тему сочинения и/или допускает более четырёх фактических ошибок 0
2. Композиционная цельность и логичность изложения
сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности 2
в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой,

но мысль повторяется,

и/или есть нарушения в последовательности изложения том числе внутри смысловых частей высказывания),

и/или есть отступления от темы сочинения

1
в сочинении не прослеживается композиционный замысел, и/или допущены грубые нарушения в

последовательности изложения,

и/или нет связи между частями и внутри частей

0
3. Следование нормам речи
а) допущено не более двух речевых ошибок 3
б) допущено три речевых ошибки 2
в) допущено четыре речевых ошибки 1
г) количество допущенныхречевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено пять и более речевых ошибок) 0
5. Оценка грамотности

Соблюдение орфографических норм

а) орфографических ошибок нет, или допущено не более1 ошибки 2
б) допущены 2 –3 ошибки 1
в) допущены 4 ошибки и более. 0
Соблюдение пунктуационных норм
а) пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. 2
б) допущены 3–4 ошибки. 1
в) допущены 5 ошибок и более. 0
Соблюдение грамматических норм
а) грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. 2
б) допущены 2 ошибки. 1
в) допущены 3 ошибки и более. 0
Фактическая точность письменной речи
а) фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. 2
б) допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. 1
в) допущены 2 (и более) ошибки в изложении материала или в употреблении терминов. 0
Максимальное количество баллов за сочинение 16

Критерии выставления оценок:

От 0% до 38% (0-14 баллов) «2»
От 39% до 66% (15-25 баллов) «3»
От 67% до 88% (26-33 баллов) «4»
От 89% до 100% (34-38 баллов) «5»

Ключи

1 вариант 2 вариант
г

г

а

б

в

г

в

б

б

в

в

в

в

б

б

в

17- а Г

б — Е

в Б

г Д

д — В

е — А 18 в

в

б

в

б

б

г

в

г

б

в

г

б

г

в

б

в

в

в

в

г

б

а

г

в

г

в

Задание № 1

  1. Кто из русских писателей в статье «О читателе» утверждал, что «читатель – составная часть искусства»?

А) Максим Горький; Б) Алексей Толстой; В) Иван Бунин; Г) Александр Куприн.

  1. Что не относится к эпическому роду литературы?

А) повесть; Б) басня; В) рассказ; Г) комедия.

  1. Как с греческого языка переводится слово «апокрифический»?

А) тайный; Б) интересный; В) художественный; Г) священный.

  1. О ком в «Слове о полку Игореве» говорится «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками»?

А) Игорь Святославович; Б) Редедя; В) Боян; Г) Велес.

  1. Кто из половцев помог князю Игорю бежать из плена?

А) Гзак; Б) Кончак; В) Овлур; Г) Боян.

  1. Закончите предложение: «Ломоносову принадлежит теория … ..…».

  2. Приведите по одному примеру:

а) сравнение – _______________________

б) эпитет – _______________________

в) олицетворение – _______________________

8. Самый известный представитель сентиментализма в русской литературе ______________.

9. Перечислите роды литературы: 1) 2) 3)

Задания по комедии «Горе от ума»

  1. В каком университете учился А.С. Грибоедов?

А) Московском; Б) Петербургском; В) Казанском; Г) Берлинском.

  1. Кому принадлежат эти слова о Грибоедове: «Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям»?

А) Лермонтову; Б) Толстому; В) Пушкину; Г) Белинскому.

  1. В каком году родился замысел комедии?

А) в 1815 году; Б) в 1816 году; В) в 1817 году; Г) в 1818 году.

  1. Кому из героев комедии принадлежит фраза: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь»?

А) Скалозуб; Б) Чацкий; В) Репетилов; Г) Молчалин.

  1. Кому из героев комедии принадлежит фраза: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

А) Скалозуб; Б) Чацкий; В) Репетилов; Г) Молчалин.

  1. Кто, по мнению Б. Голлера, является главной загадкой комедии?

А) Репетилов; Б) Чацкий; В) Фамусов; Г) Софья.

Задания по литературе

  1. Какое стихотворение было написано первым А.С. Пушкиным в Болдинскую осень?

А) Талисман; Б) Анчар; В) Бесы; Г) К Чаадаеву.

  1. Назовите годы, проведенные А.С. Пушкиным в Лицее.

А) 1812 – 1817; Б) 1811 – 1817; В) 1811 – 1818; Г) 1812 – 1818.

  1. Кому принадлежат слова: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин»?

А) С.А. Есенин; Б) В.В. Маяковский; В) И.А. Бунин; Г) А.А. Блок.

  1. Какие стихотворения А.С. Пушкина связаны с Южной ссылкой в Одессу?

А) «К Чаадаеву», «Памятник»; Б) «Талисман», «Сожженное письмо»;

В) «19 октября», «Я помню чудное мгновенье»; Г) «К морю», «Осень».

  1. Какая глава в романе «Евгений Онегин» получила название «глава контрастов»?

А) первая; Б) вторая; В) третья; Г) четвертая.

  1. Откуда приехал в деревню Владимир Ленский?

А) из Франции; Б) из Англии; В) из Персии; Г) из Германии.

  1. В строчке «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» есть…

А) сравнение; Б) эпитет; В) олицетворение; Г) гипербола.

  1. К эпическим жанрам относятся: комедия, роман, басня, сказка, ода, рассказ. Зачеркните лишнее.

  2. Расставьте в правильном хронологическом порядке литературные направления: романтизм, классицизм, реализм, сентиментализм.

1.______________ 2._____________ 3.______________ 4.________________

  1. Перечислите героев комедии «Горе от ума» 1.___________2._____________3.__________4.____________5.___________6.___________

7.___________8._____________9.__________10.____________11.___________

11. Укажите размер, рифмовку и вид рифмы в строчках:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

Задания по литературе

  1. Кому посвящены стихотворения «Талисман» и «Сожженное письмо»?

А) Наталье Гончаровой; Б) Елизавете Воронцовой; В) Ивану Пущину; Г) Антону Дельвигу.

  1. Назовите годы, проведенные А.С. Пушкиным в Южной ссылке.

А) 1819 – 1824; Б) 1820 – 1825; В) 1819 – 1825; Г) 1820 – 1824.

  1. Кто назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»?

А) А.И. Герцен; Б) Н.А. Добролюбов; В) М.Ю. Лермонтов; Г) В.Г. Белинский.

  1. Сюжеты каких произведений А.С. Пушкин подарил Н.В. Гоголю?

А) «Мертвые души», «Ревизор»; Б) «Тарас Бульба», «Миргород»;

В) «Нос», «Невский проспект»; Г) «Вий», «Шинель».

  1. Какое стихотворение А.С. Пушкина посвящено месту поэта в обществе?

А) «К Чаадаеву»; Б) «Пророк»; В) «Талисман»; Г) «Сожженное письмо».

  1. Какая глава в романе «Евгений Онегин» получила название «Хандра»?

А) первая; Б) вторая; В) третья; Г) четвертая.

  1. Строчки «…душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит» являются…

А) эпитетом; Б) сравнением; В) олицетворением; Г) метафорой.

  1. К лирическим жанрам относятся: басня, ода, элегия, эпиграмма, сонет, рассказ. Зачеркните лишнее.

  2. Расставьте в правильном хронологическом порядке периоды жизни А.С. Пушкина: Петербург, Болдинская осень, Лицей, Южная ссылка.

1.______________ 2._____________ 3.______________ 4.________________

  1. Перечислите героев комедии «Горе от ума» 1.___________2._____________3.__________4.____________5.___________6.___________

7.___________8._____________9.__________10.____________11.___________

11. Укажите размер, рифмовку и вид рифмы в строчках:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

Задание № 3

1. В каком веке происходили события, описываемые в «Слове о полку Игореве»?

А) в X веке; Б) в XI веке; В) в XII веке; Г) в XIII веке.

2. Кто из русских поэтов переводил на современный язык «Слово о полку Игореве»?

________________________________________________________

3. Какому событию в истории России посвящено стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стане

русских воинов»? _________________________________________________________________

4. Кто из русских поэтов XIX века находился на дипломатической службе?

А) М.Ю. Лермонтов; Б) К.Ф. Рылеев; В) Н.А. Некрасов; Г) А.С. Грибоедов.

5. Закончите фразу, которую в комедии «Горе от ума» произносит Молчалин: «В мои лета не должно

сметь Своё суждение ________».

6. Назовите стихотворения А.С. Пушкина, тема которых «Назначение поэзии».

__________________________________________________________

7. Сколько глав в романе «Евгений Онегин»?

А) 7; Б) 8; В) 9; Г) 10.

8. О ком говорится в этих строках из романа «Евгений Онегин»:

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный… __________ ________

9. Закончите строчку из романа «Евгений Онегин»:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и ___-______

10.Какие жанры из перечисленных относятся к лирическому роду литературы?

Элегия, роман, сказка, басня, поэма, ода, сонет.

11.Назовите автора строк:

«Москва, Москва!… Люблю тебя, как сын,

Как русский, – сильно, пламенно и нежно!» _________ _______________

Задание № 4

1. Какой жанр литературы не относится к фольклору (устному народному творчеству)?

А) басня; Б) былина; В) сказка; Г) частушка.

2. Укажите цифрами от 1 до 7 последовательность элементов композиции литературного

произведения: развязка, экспозиция, пролог, завязка, эпилог, развитие действия, кульминация.

3. Какое из указанных произведений относится к эпическому роду литературы?

А) Евгений Онегин (А.С. Пушкин); Б) Горе от ума (А.С. Грибоедов);

В) Недоросль (Д.И. Фонвизин); Г) Парус (М.Ю. Лермонтов).

4. Определите героя известного литературного произведения по следующим словам: «… родился на

брегах Невы», «Он знал Гомера, Феокрита», «Как рано мог он лицемерить».

5. Робко месяц смотрит в очи… Какой троп использован в этой строчке?

А) метафора; Б) олицетворение; В) эпитет; Г) гипербола.

6. Определите, о каком русском писателе XIX века идет речь: «Закончил три отделения Московского

университета. Знал много языков. Был музыкально одарен. Погиб, находясь на дипломатической

службе. В историю русской литературы вошел благодаря одному произведению».

__________________________________________

-ода – песня. Возникла в
античности, сначала одой
называли любую песню, потом стали
появляться хоровые песни. В эпоху
классицизма
ода достигла
расцвета. Элегия
– жалобная песня, лирическое стихотворение
возникло в древнем Риме, лирический
жанр с сатирическими элементами. Основное
содержание сатиры заключается в
отрицательных сторон
действительности.Первоначально в них
выражалось чувство поэта, вызванное
каким-то внешним предметом, событием.К
традиционным жанрам малой формы относятся
эпиграмма, эпитафия и мадригал.(небольшие
альбомные стихи, обычно любовного
характера, адресованные конкретному
человеку.)Также лирич жанрами является
послание(эпистола)

– стихотв письмо, обращенное к конкретному
адресату с просьбами, пожеланиями.

40) Композиция художественного произведения. Композиционные приемы

Композиция — построение
художественного произведения,
обусловленное его содержанием и
характером. Композиция является важнейшим
элементом художественной формы, придающим
произведению единство и цельность.

Композиционное построение
включает:

— выяснение центра
композиции и подчинение ему других
частей произведения;

— объединение отдельных
частей произведения в гармоническом
единстве;

— соподчинение и группировка
с целью достичь выразительности и
пластической целостности произведения.

Приемы: Повтор, параллелизм,
ассоциативное сцепление образов,
цепочная структура, ступенчатое сужение
образа, повествовательная композиция
(монолог, диалог), сюжет, экспозиция,
завязка, кульминация, развязка, контраст,
пейзаж

41) Зависимость композиции художественного произведения от рода и жанра.

Эмоционально-смысловые
связи составляют композицию сюжета.
Композиция – определенный порядок
сообщения читателю о произошедшем,
постепенное развитие действия в эпосе,
драме.

Композиционные приемы:
умолчание (создает интригу), узнавание
(о случившемся), хронологическая
перестановка. Монтажная композиция
позволяет воплощать глубинные,
непосредственные, но не наблюдаемые
связи между явлениями, событиями,
факторами.

Композиция лирического
произведения. Понятие главного образа
в лирике (в отличие от эпоса и драмы).
Соотношение и развитие двух главных
образов как основа композиции лирического
стихотворения: образный параллелизм;
сравнение (метафора) или контраст.
«Романсный» тип композиции (градация
основного образа). Значение лирического
зачина и концовки. Различия в композиции
строфического и астрофического
стихотворения. Значение различных
повторов в композиции стихотворений
(синтаксический параллелизм; анафора;
кольцевое построение строфы или целого
стихотворения; рефрен; венок строф).

42) Стиховедение. Стихотворная и прозаическая речь

Стиховедение определяет нормы
стихотворства, нормативная наука –
формулирует правило, указывает на
вольности; затем – исследовательская
наука.

Стих и проза – способы организации
художественной речи. Общее – наличие
ритма.

Проза – прямонаправленная речь,
устремленная вперед.

Стихотворная речь – версификация
(обратное движение речи, каждая строка
начинается с начала). Метрическая единица
– «стих». Стихотворная речь обладает
мерой – метр, размер.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Жанры литературы в таблицах: список и определения

Можно сказать, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.

Но в XIX веке литература начала живо меняться, откликаясь то на падение феодализма, то на торжество буржуазии. В искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.

Но знать основы основ надо. Особенно если вы и сам писатель. А начинающий или практикующий — уже не столь важно.

Что такое литературный жанр

Даже на самую первую пробу пера (которой можно считать наскальную живопись) человека вдохновил мир вокруг него. Быт, приключения, фантазии, переживания всегда норовили стать историями, которые можно было бы рассказать кому-то. Время и опыт, культура и история оттачивали инструменты повествования, их уникальные каноны и признаки. Так появился литературный жанр.

История появления жанров литературы

Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.

Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.

Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.

Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.

Исторически их три: эпос, лирика и драма. Роды обобщили литературные жанры:

  • по художественным признакам;
  • по типу отношения автора к его героям и сюжету.

Со временем сформировался и четвертый род, объединивший черты лирики и эпоса. Он получил закономерное имя — лироэпика.

Вглядимся получше в главные призраки жанров литературы:

Эпос появился в литературе не для того, чтобы скромничать. Идейный размах тут простирается от грозных мифов вроде «Старшей Эдды» и сказаний об эллинских богах до рыцарей Круглого стола и былин о русских богатырях. При этом объем эпического произведения может быть совсем небольшим.

  • Масштабный исторический и социальный фон, оттеняющий судьбы нескольких поколений героев;
  • Ярко выраженные протагонисты и антагонисты;
  • Насыщенный сюжет;

Социальная проблематика.
!При этом может отсутствовать тонкая проработка характеров: сопряжение судеб с монументальными событиями намного важнее.

Пример: Михаил Шолохов, «Тихий Дон»

  • Подробное описание бытия главного героя в нестандартный для него период жизни;
  • Акцент на развитии личности, борьбы с обстоятельствами, преодолении препятствий;
  • Несколько сюжетных линий и временных периодов;
  • Философская подоплека в паре с актуальными историческими событиями.

!Зачастую в романе присутствуют элементы драмы и лирические отступления.

Пример: Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

  • По объему и содержанию — нечто среднее между рассказом и романом (не менее ста страниц объема);
  • Повествование чаще всего ведется в хронологическом порядке, коротком промежутке времени и ограниченном пространстве;
  • Сюжет не всегда построен на крупной интриге и больше сфокусирован на главном герое. Остальных персонажей чаще всего — не более трех-четырех;
  • История, однако, может окончиться трагической развязкой или клиффхэнгером.

!В зарубежной литературе понятия повести разнятся буквально от страны к стране. Например, в англо-американской литературе под нею понимают «короткий роман».

Пример: Николай Карамзин, «Бедная Лиза»

  • Небольшая история в прозе, изложенная в относительно нейтральной манере;
  • Одна четкая сюжетная линия;
  • Минимум персонажей;
  • Одна проблема, которая разрешается кульминацией;
  • Тема чаще всего довольно однозначно прописана в названии.

!Повествование построено по схеме «завязка — основная часть — развязка».

Пример: Антон Чехов, «Дама с собачкой»

В лирике важны личные переживания и впечатления автора. Лирики не только изобретательны в плане образов и метафор, но и субъективны в выражении мыслей и оценок. А значит, не так уж романтично-безобидны (см. А. С. Пушкин с его эпиграммами).

  • Короткий рассказ, в котором для нравственного поучения автор использует иносказание;
  • Персонажи — не только люди, но и животные, растения, неодушевленные предметы, часто наделенные человеческими качествами;
  • Острая проблематика, эмоциональная подача, выразительный язык.

! Заложенное в притче нравоучение читателю предлагается расшифровывать самостоятельно.

Пример: Леонардо да Винчи, «Блоха в овечьей шкуре»

  • Малая форма; сюжет сосредоточен либо на конкретном событии, либо на описании чувств и внутреннего мира персонажа;
  • Необходимые интонации и настроение задают выбранный автором размер, ритм и рифма;
  • В числе прочих признаков — сюжетность, лаконичность и смысловая завершенность.

!Именно здесь ярче всего присутствие лирического героя — художественного альтер эго автора. Извечны споры о том, насколько обычно близки/далеки друг от друга автор и лирический герой.

Пример: Владимир Набоков, «Лилит»

  • Основные темы: воспевание потерь, горьких воспоминаний, печалей, быстротечности жизни;
  • Обычно написана от первого лица и без четкой структуры;
  • Построена на личных эмоциональных (а не рациональных) переживаниях лирического героя;
  • Объем — максимум средний

Пример: Василий Жуковский, «Вечер. Элегия»

  • Стихотворное обращение поэта к реальной или выдуманной личности;
  • Выступает просьбой, осуждением, пожеланием, и его характер — торжественный, дружеский или укоряющий — зависит от адресата;
  • Второе название послания — эпистола, поскольку это действительно практически открытое письмо в стихах;
  • Как правило, отличается изящным остроумием и легкостью слога.

!К настоящему времени поэтические письма не относятся к популярным формам.

Пример: Михаил Лермонтов, «Валерик»

  • Лаконичное стихотворение-насмешка, посвященное известной личности, крупному событию или общественному явлению;
  • По сути, является поджанром сатиры;
  • Состоит из постепенной завязки и неожиданного, язвительного завершения;
  • Наполнена колкостями, остротами, желчью, уместны даже непристойности.

!У древних греков эпиграмма вовсе не использовалась для подколов: она была синонимом эпитафии, надписи на надгробии и даже коротким стихотворным комплиментом.

Пример: Валентин Гафт, «Татьяне Дорониной»

  • «Выросла» из песней, сложенных в честь победителей Олимпийских игр, и сохранила свой главный признак — восхваление героя или события;
  • Торжество, пафос языка — обязательны, а просторечия и неологизмы недопустимы;
  • Михаил Ломоносов относил оду к высокому штилю;
  • Зачастую богата на мифологические аллюзии.

!В современной литературе оды не слишком востребованы, а уж если их и сочиняют, то только как сатиру.

Пример: Фридрих Шиллер, «Ода к радости»

  • По традиции используется для выражения высоких (как правило, любовных) переживаний;
  • Представитель так называемых твердых форм: должен состоять из 14 строк, разбитых на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Каждая строфа имеет синтаксическую завершенность;
  • Размеры — пятистопный или шестистопный ямб. Одно из самых больших зол — банальные рифмы и словоповторы;
  • Сюжет следует четкой структуре: утверждение темы — завязка — развязка — «сонетный замок» (завершение).

!Сонет — одна из немногих поэтических форм, которую можно считать относительно молодой: ей около семи сотен лет.

Пример: Франческо Петрарка, сонет 4

Произведения драматических жанров считаются самыми динамичными, но и самыми непростыми из классических жанров.

  • Главная цель — с помощью остроумного и динамичного сюжета представить курьезы общества в смешном ракурсе;
  • Комический конфликт строится на «кривом зеркале»: несоответствии событий, о которых мы читаем, и принятых в реальной жизни норм;
  • Несмотря на обилие поджанров, существует два главных типа: комедия характеров (смеемся над людьми) и комедия положений (смеемся над ситуациями).

!Комедия считается одним из главных столпов драмы: этот факт часто сбивает с толку тех, кто путает драму с трагедией.

Пример: Александр Грибоедов, «Горе от ума»

  • Основывается на неразрешимом конфликте и непримиримых противоречиях;
  • Действие в классических трагедиях занимает относительно небольшой временной отрезок;
  • Главный герой подвергается страданиям, испытаниям и разного рода терзаниям. Он борется с внутренним или внешним антагонистом и, в конечном итоге, гибнет, но победа духа и морали остается за ним;
  • Одна из целей — провести читателя через катарсис.

!В переводе с греческого «трагедия» означает «козлиная песнь»

Пример: Уильям Шекспир, «Гамлет»

  • Строится на диалогах и монологах, но автор присутствует всегда, даже если только ремарками;
  • Смычка самых сильных сторон трагедии и комедии;
  • Фабула — бытовая, лишена пафоса и высмеивания пороков. Конфликт, глубокий и острый, конечно, никто не отменяет, но героям, скорее, тут принято сострадать;
  • Сюжет зачастую касается личной жизни героя, его взаимоотношений с внешним миром. Трагический финал совершенно необязателен.

!Драма может быть как и литературным жанром, так и родом. В любом случае, любое хорошее драматическое произведение всегда практически готово для кино- или театральной постановки.

Пример: Гиллиан Флинн, «Острые предметы»

Если в классической эпике и автор, и читатель лишь созерцают события со стороны, то в лиро-эпических произведениях автор внедряет в повествование лирического героя. Окруженный колоссами эпического сюжета, он не теряется, а добавляет в сюжет эмоциональную субъективную оценку.

  • Может быть как стихотворной, так и в прозе;
  • В центре повествования — развернутое описание масштабных событий, происходящих с героем, социальной группой, страной, человечеством в целом;
  • Богата на темы, сюжетные линии и персонажей;
  • Идея выражается в многочисленных диалогах и монологах героев, практически как в драме;
  • Важно присутствие личностного начала (лирический герой, лирические отступления).

!Поэма, существуя еще с античных времен, пережила настоящие «американские горки» популярности и забвения. В современной литературе она практически неактуальна… что может намекать на очередной скорый взлет.

Пример: Александр Пушкин, «Цыганы»

  • Небольшое стихотворное произведение, построенное на исторических или мифологических событиях;
  • Характерная черта — напевность, музыкальность слога;
  • Относится к твердым формам и подчиняется правилам строгой рифмовки. Правила, в свою очередь, зависят от типа баллады (английской, французской, итальянской и т. д.);
  • Динамичный сюжет обычно передается через диалоги персонажей, может иметь необычные повороты и мрачный колорит.

!Баллады сочиняли многие великие поэты, но их прародителями были бродячие трубадуры. В их балладах мог быть не один десяток куплетов с обязательным рефреном.

Пример: Иоганн Гёте, «Лесной царь»

Меняются времена, меняются вкусы. Не стоит на месте и литература — одни жанры покрываются пылью забвения, другие возникают из небытия, прочие активно смешивают принципы и каноны. И этим разнообразием радуют современного избалованного читателя.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На триколоре ошибка 0 что это означает
  • На триколоре ошибка 0 что значит что делать
  • На триколоре ошибка 0 как исправить ошибку
  • На третьем курсе нам представилась возможность пройти практику на предприятиях угпу какая ошибка
  • На томе имеются ошибки как исправить