Найди ошибочное утверждение дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей

25 - вопросов. Уровень сложности - средний. Тестовые задания по русскому языку для 8 класса по теме: «Прямое и косвенное дополнение» Правильный вариант ответа отмечен знаком + 1. Дополнение – это… 1) второстепенный член предложения, указывающий на признак предмета. +2) второстепенный член предложения, который обозначает объект и отвечает на вопросы косвенных падежей 3) второстепенный член предложения, которое выражается местоимением и именем прилагательным, глаголом в начальной форме 4)

Тестовые задания по русскому языку для 8 класса по теме: «Прямое и косвенное дополнение»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Дополнение – это…

1) второстепенный член предложения, указывающий на признак предмета.

+2) второстепенный член предложения, который обозначает объект и отвечает на вопросы косвенных падежей

3) второстепенный член предложения, которое выражается местоимением и именем прилагательным, глаголом в начальной форме

4) второстепенный член предложения, указывающий на место, причину, цель и способ действия

2. Дополнение выражается:

1) любой частью речи с функцией существительного

2) числительным

3) фразеологически-связанным словосочетанием

+4) все перечисленные ответы

3. В предложении различают два вида дополнения:

1) подлежащее и сказуемое

2) согласованное и несогласованное

+3) прямое и косвенное

4) образа действия и условия

4. Чем выражено дополнение в предложении: Курьер решил быстрее передать вопрос теста Прямое и косвенное дополнение 8 класс. Задание 3 цветы.

+1) местоимением

2) числительным

3) прилагательным в роли существительного

4) неопределенной формой глагола

5. Укажите ошибочное утверждение:

1) Дополнение может быть выражено любой частью речи

2) Дополнение может быть выражено существительным с предлогом и без предлога.

+3) Дополнение не может быть выражено глаголом

4) Дополнение не отвечает на вопросы всех падежей

6. Прямые дополнения обозначают:

+1) предмет, на который направлено действие, что обозначено сказуемым и выраженным переходным глаголом

2) образ действия с устойчивыми словосочетаниями

3) сочетание числительного с существительным в винительном падеже

4) признак действия, обозначенное глаголом и наречием и направленное на само действие

7. Прямые дополнения:

1) выражаются существительным в винительном падеже без предлога

2) выражаются существительным в родительном падеже без предлога при отрицании

3) выражаются несвободным словосочетанием

+4) все перечисленные ответы

8. В каком из вариантов правильно указано прямое дополнение?

вопрос теста Прямое и косвенное дополнение 8 класс. Задание 1

1) 3

2) 2

3) 2 и 3

+4) 1

9. Косвенное дополнение выражается:

+1) формами косвенных падежей существительных, местоимений с предлогами и без предлогов

2) только местоимением без предлогов

3) глаголом и обстоятельством меры и степени

4) только винительным падежом без предлогов

тест 10. В каком из вариантов есть косвенное дополнение?

 вопрос теста Прямое и косвенное дополнение 8 класс. Задание 2

1) 1 и 2

2) 1 и 3

3) только 2

+4) во всех вариантах

11. Как выражено косвенное дополнение: вопрос теста Прямое и косвенное дополнение 8 класс. Задание 4

1) прилагательное

2) неопределенная форма глагола

+3) причастие в роли существительного

4) междометие

12. На какие из вопросов отвечает косвенное дополнение?

1) какой? чей?

+2) к кому? на чем? во что?

3) не смотря на что? каким образом?

4) зачем? почему? куда?

13. Укажите ошибочное утверждение:

1) Косвенное дополнение может выражаться неопределенной формой глагола

2) Прямое дополнение относится к переходным глаголам

+3) Дополнение не может относиться к второстепенному члену, выраженному наречием

4) Дополнение может быть связано с определением

14. В каком из предложений дополнение указано правильно?

вопрос теста Прямое и косвенное дополнение 8 класс. Задание 5

15. На какие вопросы отвечает прямое дополнение?

1) на сколько? к чему?

2) с кем? кому?

+3) кого? чего? что?

4) о ком? о чем?

16. Какое слово в предложении является косвенным дополнением: Еще не вся черемуха тебе в окошко брошена.

1) черемуха

+2) тебе

3) брошена

4) в окошко

17. Укажите вопросы, на которые отвечают дополнения в следующем предложении: Учитель рассказал нам о Марии Чайковской.

1) чем? что?

2) кто? кому?

3) что сделал? о чем?

+4) кому? о ком?

18. В каком предложении дополнение выражено неделимым словосочетанием или фразеологизмом?

1) Они смотрели на девочку лет шести, чумазую и сонную.

+2) Каждому из нас предстоит посадить несколько саженцев.

3) Вероника, как всегда, погналась за двумя яйцами.

4) Он написал мне очень хорошее письмо из армии.

19. Выберите правильное утверждение.

1) Прямое дополнение выражается неделимым словосочетанием из существительного в косвенном падеже

2) Дополнение не может выражаться словосочетанием из существительного и количественного числительного

3) Косвенное дополнение отвечает только на вопросы «кто? откуда? когда?»

+4) Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей

тест-20. Сколько дополнений есть в предложении: Гарри вежливо поздоровался с Михаилом и поклонился его матери.

1) 3

2) 1

+3) 2

4) в предложении отсутствуют дополнения

21. Укажите общую черту прямых и косвенных дополнений:

1) выражаются только именем существительным, числительным или местоимением

+2) обозначают предмет, на которое направлено действие

3) отвечают на вопросы откуда? и что?

4) являются формой винительного падежа без предлога

22. Слово, которое является прямым дополнением в предложении: Соколов ночью вышел на улицу, и его поразило еще невиданное зрелище.

+1) его

2) невиданное

3) на улицу

4) ночью

23. В каком из предложений дополнение выражено существительным с предлогом?

1) Много людей прилетели в Турцию.

2) Мой наставник остался очень доволен работами.

3) Они поняли события по-своему.

+4) Елена говорила о лете без конца.

24. Выберите предложение, в котором нет дополнения:

1) Марк любил море в любую погоду.

+2) Анастасия пришла поговорить.

3) Но осень и зиму не любил.

4) Мама купила мне пару перчаток на рынке.

25. В каком из вариантов дополнение указано верно?

вопрос теста Прямое и косвенное дополнение 8 класс. Задание 6

ТЕСТ. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

1. Выберите неверные утверждения:
А) Дополнения отвечают на вопросы «какой?», «чей?».
Б) В предложении определение подчеркивают пунктиром.
В) Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы «какой?», » который?», «чей?», называется определением.
Г) Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей.
2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член – определение.
А) ПОЛНЫЙ месяц встал над лугом.
Б) КУДРЯВЫЕ ветки украсил нежный снежок.
В) Этот дом находится РЯДОМ.
Г) В доме стояла ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ тишина.
3. Что такое определение?
А) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: как? когда? зачем?
Б) Второстепенный член предложения, который обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: каков предмет?
В) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
4. Укажите предложение, в котором выделенное слово является определением.
А) С УТРА шёл сильный снег.
Б) В РОЩЕ берёзы одна другой красивее.
В) ТИХА украинская ночь.
Г) Звёзды усеяли НОЧНОЕ небо.
5. В каком предложении нет дополнения?
А) Давно, давно ты ждёшь меня.
Б) Входят семь богатырей.
В) Воротись, поклонись рыбке.
Г) Через леса, через моря колдун несёт богатыря.
6. В каком предложении есть согласованное определение?
А) У меня есть мечта попутешествовать по стране.
Б) Сияние небес твоих великолепно.
В) Я люблю есть яйца вкрутую.
Г) Книгу сказок можно взять в библиотеке.
7. Каковы признаки согласованного определения?
А) Согласуется с определяемым словом в падеже, числе, роде (в ед.ч.).
Б) Согласуется с определяемым словом в падеже и числе.
Г) Согласуется с определяемым словом в роде и числе.
8. В каком предложении определение выражено прилагательным?
А) Прогулка верхом доставляет удовольствие.
Б) Набежавшие тучки пролились дождём.
В) над костром висел закопчённый котелок с кашей.
Г) Ярко светит зорька в небе голубом.
9. Каковы признаки несогласованного определения?
А) Связываются с существительным по способу согласования.
Б) Выражено существительным в том же падеже, что и определяемое слово.
В) Выражено полным прилагательным.
Г) Связываются с существительным связью управления или примыкания.
10. В каком предложении определение выражено числительным?
А) Три сосны одиноко росли на опушке леса.
Б) Восьмая телега въехала на подворье ранним утром.
В) Дети постарше опекали малышей.
Г) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.

Дополнение

Автор: © 2015, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

Описание:

При поддержке проекта http://videouroki.net

Задание #1

Вопрос:

Выберите ошибочные утверждения.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Дополнение может быть выражено прилагательным.

2) Дополнение может быть выражено любой частью речи.

3) Дополнение может быть выражено как существительным с предлогом, так и существительным без предлога.

4) Дополнение отвечает на вопросы всех падежей.

5) Дополнение не может быть выражено глаголом.

Задание #2

Вопрос:

Выберите варианты ответов, в которых есть прямое дополнение.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Миша выпил воды.

2) Маргарита подошла к Мастеру.

3) Он не выполнил упражнения.

4) Дочь съела супа.

5) Я мою голову.

Задание #3

Вопрос:

Соотнесите примеры с правилами.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Дополнение выражено неопределенным местоимением.

2) Дополнение выражено личным местоимением.

3) В предложении нет дополнения.

4) Дополнение выражено инфинитивом.

5) Дополнение выражено прилагательным, которое перешло в разряд существительных.

__ Доктор посоветовал ему больше отдыхать.

__ Я пришел к нему.

__ На кровати лежал больной человек.

__ Она уже читала что-то в его глазах.

__ На кровати лежал больной.

Задание #4

Вопрос:

Выберите вариант, в котором дополнение выражено неделимыми словосочетаниями или фразеологизмами.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Мы смотрели на девочку лет пяти, чумазую и сонную.

2) Каждому из нас предстоит посадить несколько саженцев.

3) Учись у них хорошему и только хорошему.

4) Александр, как всегда, погнался за двумя зайцами.

5) Напиши мне хорошее письмо.

Задание #5

Вопрос:

Выберите правильное утверждение.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Дополнение не является членом предложения, оно выражает грамматическое значение слова.

2) Дополнение ‒ второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

3) Дополнение ‒ главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?

4) Дополнение ‒ второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое?

5) Дополнение ‒ второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда?

Задание #6

Вопрос:

Выберите варианты ответов, в которых дополнение выражено существительным с предлогом.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Я добрый к детям.

2) Инга поняла события по-своему.

3) Много отдыхающих приехало в Ялту.

4) Учитель остался очень доволен работами.

5) Маша говорила о лете без конца.

Задание #7

Вопрос:

Выберите варианты предложений, в которых дополнение выражено числительным.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Четыре можно поделить на четыре.

2) Четверо друзей не сдавались.

3) Дважды два ‒ четыре.

4) Мне поставили четверку.

5) Восемь делится на два.

Задание #8

Вопрос:

Выберите вариант предложения, в котором нет дополнения.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Деревья и травы, леса и поля безмолвствовали.

2) Дайте мне чаю и бублик!

3) Ольга давно задумывалась о будущем.

4) Доктор внимательно смотрел на строптивого пациента.

5) Ты хотел мне что-то сказать?

Задание #9

Вопрос:

Выберите варианты ответов с правильными формулировками.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Прямым называется дополнение, которое употребляется в винительном падеже без предлога.

2) Косвенное дополнение может выражаться существительным в винительном падеже без предлога.

3) Часто прямое дополнение может выражаться и существительным в родительном падеже без предлога, если действие переходит на часть предмета, его определенное количество.

4) Косвенное дополнение отвечает на вопросы только предложного падежа.

5) Дополнение бывает прямое и косвенное.

Задание #10

Вопрос:

Укажите истинность или ложность вариантов ответа, ответив «да» или «нет».

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ Числительное может выступать в роли дополнения.

__ Дополнение ‒ это второстепенный член предложений, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

__ В роли дополнения может выступать только существительное с предлогом.

__ Второстепенные члены предложения делают предложение более интересными и информативными.

__ Дополнение отвечает на вопросы только творительного и предложного падежей.

Ответы:

1) (5 б.) Верные ответы: 4; 5;

2) (6 б.) Верные ответы: 1; 3; 4; 5;

3) (6 б.) Верные ответы:

4;

2;

3;

1;

5;

4) (5 б.) Верные ответы: 2

5) (5 б.) Верные ответы: 2;

6) (5 б.) Верные ответы: 1; 5;

7) (5 б.) Верные ответы: 1; 5;

8) (5 б.) Верные ответы: 1;

9) (5 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;

10) (5 б.) Верные ответы:

Да;

Да;

Нет;

Да;

Нет;

Конец

5

Научим писать без ошибок и интересно рассказывать

Начать учиться

Дополнение

Дополнение

Часто на уроках русского языка учеников просят разобрать предложения по членам — мы уже писали, как это делать. А сегодня посвятим статью дополнению — расскажем, что такое прямое и косвенное дополнение и как их определить.

Что такое дополнение

Дополнение в русском языке — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект.

Дополнения в предложении могут отвечать на такие вопросы:

  • Родительный падеж: кого? чего?

  • Дательный падеж: кому? чему?

  • Винительный падеж: кого? что?

  • Творительный падеж: кем? чем?

  • Предложный падеж: о ком? о чем?

Дополнение может быть связано со сказуемым или определением. Во время разбора предложения по членам его выделяют пунктирной чертой.

Пример

Пример дополнения | skysmart.ru

Чем выражены разные виды дополнений?

Часть речи

Пример дополнения

Имя существительное

Ухватился (за что?) за забор

Местоимение

Передал (кому?) ему

Числительное

Разделить (на что?) на три

Причастие в роли существительного

Взглянул (на кого?) на входящего

Прилагательное в роли существительного

Думал (о чем?) о давнем

Неопределенная форма глагола

Просил (о чем?) приехать

Словосочетание из существительного и количественного числительного

Говорили (о ком?) о трех бардах

Наречие в значении имени существительного

Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня

Междометие

Мы услышали громкое (что?) «мяу» из комнаты

Неделимое словосочетание, в которое входит существительное в косвенном падеже

Ехал (к кому?) к бабушке с дедушкой

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Все правила по русскому языку под рукой

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Прямое дополнение

Прямое дополнение относится к переходным глаголам и обозначает предмет, на который направлено действие. Такие дополнения выражаются в виде существительного или местоимения в винительном падеже без предлога. Иногда — в родительном.

Рассмотрим примеры предложений, чтобы понять, чем бывают выражены прямые дополнения.

Родительный падеж

Винительный падеж

Если есть частица ни, глагол с не, отрицательное местоимение или наречие, которое усиливает отрицание:

Никогда никому не доверял своей тайны

Если дополнение выражено существительным с конкретным значением:

Не наклоняй знамя-то…

Если по смыслу дополнение выражает часть от целого:

Не купил конфет к чаю

Если дополнение стоит перед управляющим словом:

Землю не отнимут у них

Если дополнение выражено отвлеченным существительным:

Утро не принесло ясности

Если есть конструкция не + вспомогательный глагол в личной формате + управляющий глагол в неопределенной форме + дополнение:

Не хочу вспоминать про Оренбургскую осаду

Косвенное дополнение

Все дополнения, которые нельзя отнести к прямым, называют косвенными.

Как выражены косвенные дополнения

Существительные и местоимения в косвенном падеже с предлогами или без

Передал ему

Обратился к сестре

Причастие в роли существительного

Взглянул на входящего

Прилагательное в роли существительного

Думал о давнем

Неопределенная форма глагола

Просил приехать

Наречие в значении имени существительного

Завтра не будет похоже на вчера

Числительное

Разделить на три

Словосочетание из существительного и количественного числительного

Говорили о трех бардах

Неделимое словосочетание, в которое входит существительное в косвенном падеже

Ехал к бабушке с дедушкой

Междометие

Мы услышали громкое «мяу» из комнаты

Проверьте себя

Выделите дополнения в этих предложениях и укажите, чем они выражены.

  1. Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над Луарой.

  2. Он выбежал во двор, не надевая куртки.

  3. Всю ночь он видел яркие сны о трех королевствах.

  4. Оказалось, свежих цветов в этом доме давно не было.

  5. Старики просили навестить их зимой, когда в деревне особенно одиноко.

  6. Мы всю ночь проговорили о тех трех историях и не сразу заметили, как скоро наступил рассвет

Готовьтесь к ОГЭ по русскому языку на курсах от Skysmart! Вас ждут интерактивные задания и домашки, примеры из современных текстов и стопроцентное внимание преподавателя.

Шпаргалки для родителей по русскому

Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно

Шпаргалки для родителей по русскому

Дубовицкая Екатерина Алексеевна

В представленной контрольной работе даны задания по темам: Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

 Работа состоит из 4-х частей и включает 16 заданий, в том числе и задания по развитию речи (С1.,С2.,С3).

Скачать:

Предварительный просмотр:

                                                        Часть 1.

  1. Отчётливо звучала под ногами деревянная настилка моста. 2) Вода под ним была чёрная и страшная. 3)Умный пес отлично понял его. 4) Он быстро вскарабкался на стену, замахал хвостом и победно залаял. 5) Теперь была очередь Арто, и он повел своих спутников. 6)Он шел впереди большими, твердыми шагами. 7) Арто неистово лаял и скакал по берегу, когда на водопой с грузным топотом шли буйволы.

№1. В предложениях 2-4 найдите глагол, который состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания и постфикса, и запишите его.

№2  Подберите синоним к слову «твердому» из предложения 6 и запишите его.

№3  Какое из приведенных ниже сочетаний слов не является словосочетанием?

Отчетливо звучала

Настилка моста

Звучала под ногами

Настилка звучала

Деревянная настилка

№4  Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.

                                                         2 часть

№ 5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст? Ответ запишите в виде последовательности букв (без запятых).

А) Он ехал по набережным, вдоль каменных оград.

Б) Внизу медленно и густо шла вода, черная, блестящая, как смола.

В) Доктор возвращался домой.

Г) Город опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть.

№6.  Ученик 5 класса отвечал на уроке русского языка по теме «Дополнение». Найдите ошибочное утверждение в ответе ученика:

Дополнение – …

  1. Член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
  2. Второстепенный член предложения.
  3. Обычно выражается местоимением.
  4. Член предложения, который подчеркивается пунктиром.

С1. Приведите пример любого подлежащего из текста задания 5 и докажите, что это подлежащее. Ответ оформите в виде связного высказывания (2-3 предложения).

Часть 3.

  1. Среди музыкантов духового оркестра Пашка Седов был самым маленьким. 2)Зато его барабан был самым крупным инструментом. 3)Кроме того, в руке он держал не лёгкие точёные палочки, а колотушку с войлочным набалдашником.4) Ею Паша искусно ударял по барабану.

№7. Подберите заголовок, который наиболее полно отражает содержание текста.

  1. Пашка Седов.
  2. Духовой оркестр.
  3. Искусный барабанщик.
  4. Пашкин барабан.

№8. Какое слово необходимо записать в пустую ячейку таблицы?

Все согласные в слове:

примеры

глухие

Пашка

звонкие

  1. среди
  2. барабан
  3. Седов
  4. Колотушка

№9. Найдите строку, в которой все слова одной части речи:

  1. Искусно, маленьким, крупным,
  2. Держал, был, ударял
  3. Оркестр, войлочным, музыканты
  4. Его, того, в

№10 Укажите простое предложение с однородными членами.

С2. Составьте словарную статью, предназначенную для толкового словаря, для слова «инструмент».

Образец оформления словарной статьи:

Барабан, -а, м.

  1. Ударный музыкальный инструмент. Бить в барабан.
  2. Цилиндрическая часть здания, поддерживающая купол. Многогранный барабан.

Часть 4.

№11. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог.

1) торты           2) ворота       3) начать       4) досуг

№12 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква С.

  1. В..помнить,  ..десь,  ..бить
  2. Бе..зубый, бе..ветренный, бе..мятежный
  3. ..жать, бе..партийный, ..горбиться
  4. И..чезать, ..дание, бе..заботный

№13 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква Е.

  1. Играть на роял.., читать в библиотек.., слушать на лекци..
  2. Отдыхать в Египт.., в Турци.., в Тайланд..
  3. В легком плать.., выставка в галере.., писать дочер..
  4. Живет на Кавказ.., в деревн.., в дом..

№14 В каком слове следует писать букву Ы?

  1. Ц..тадель         2)цариц..н           3) авиац..я          4)ц..рк

№15 Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания.

1. Олень глядел на меня и не спешил убегать.

2. «Куда ты кумушка бежишь?»- Лисицу спрашивал Сурок.

3. Рыба видит приманку, а не крючок.

4. В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб.

Это был трехмачтовый к..раблик с килем  к..ютами б..ртовыми шлю..ками. (По) всему было видно что к..раблик нах..дился в долг..м и трудн..м плавании. Его корпус п..крылся рыжей илист..й плёнкой. Мачты были сломаны. Обломки запутались в снастях. Сан..ка д..ржал в руках к..раблик осторожно будто это было ж..вое существо.

№ 16. Выберите верную характеристику текста.

  1. Тип речи повествование
  2. Тип речи описание (предмета)
  3. Тип речи описание (природы)
  4. Тип речи рассуждение

С3. Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Ответы

задания

1

вскарабкался

2

уверенными, решительными

3

Настилка звучала

4

Он вскарабкался, замахал, залаял

5

ВАБГ

6

3

С1.  Доктор – это подлежащее, так как в предложении отвечает на вопрос  кто? Слово выражено существительным в именительном падеже. Оно связано по смыслу со сказуемым «возвращался».

7

Искусный барабанщик

8

барабан

9

2

10

3

С2.   Инструмент –а, м.

  1. Орудие для производства работ.  Хирургический инструмент.
  2. Устройство для исполнения музыки. Ударные инструменты.

11

1

12

3

13

4

14

2

15

2

16

2

С3. Это был трехмачтовый кОраблик с килем,  кАютами, бОртовыми шлюПками.  По_ всему было видно, что кОраблик нахОдился в долгОм и труднОм плавании. Его корпус пОкрылся рыжей илистОй плёнкой. Мачты были сломаны. Обломки запутались в снастях. СанЬка дЕржал в руках кОраблик осторожно, будто это было жИвое существо.

Предварительный просмотр:

Вариант 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1-4 на основе прочитанного текста.

  1. Бабочка взмахнула крыльями и распластала их. 2) Она прижалась к нагретому бревну. 3) Затем бабочка снова помахала крыльями. 4) Был тёплый осенний день. 5) Я посмотрел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки. 6) Моя бабочка глядела в небо своими огромными глазами. 7) Так мы сидели рядом до самого заката.

№1. В предложениях 3-5 найдите глагол, который состоит из приставки, корня, двух суффиксов и нулевого окончания, и запишите его в ответе. ____________________

№2. Подберите синоним к слову «снова» из предложения 3 и запишите его в ответе.________________

№3. Какое из приведенных ниже сочетаний слов НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием? Запишите его в ответе.

Взмахнула крыльями

Снова помахала

Осенний день

Между сосен

Чужие бабочки

№4. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.__________

№5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край.

Б) У дома лежит старое, трухлявое бревно.

В) После обеда вышел я посидеть на бревне, но на нём расположилась бабочка.

Г) Я осторожно присел рядом с нею.

№6. Ученик 5 класса отвечал на уроке русского языка по теме «Сказуемое». Найдите ошибочное утверждение в ответе ученика.

                               «Сказуемое – это член предложения, который

  1. отвечает на вопросы что делать? каков? что такое? 
  2. может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным
  3. обозначает признак предмета
  4. является главным членом предложения

С1. Приведите пример любого дополнения из текста задания 5 и докажите, что это дополнение. Для доказательства приведите не менее 2 аргументов. Ответ оформите в виде связного высказывания.

Прочитайте текст и выполните задания 7-10 на основе прочитанного текста.

1) Мы видим небо. 2) А вот чудо воздуха мы не видим, когда смотрим на бабочек, на парящих птиц, на пушок одуванчика. 30 Везде бабочки нам показывают воздух. 4) Самолёт в небе не даёт ощущения воздуха. 5) Когда глядишь на него, только и думаешь, как бы он не упал. 6) А полёт бабочек прекрасен во всех отношениях!

№7 Подберите заголовок, который наиболее полно отражает содержание текста.

  1. Как летает самолёт
  2. Устройство самолёта
  3. Увидеть небо!
  4. Бабочка и чудо воздуха

№8 Сергей заполняет таблицу словами из текста. Какое слово необходимо ему записать в пустую ячейку таблицы?

Характеристика слова

Пример

Все согласные глухие, парные по звонкости-глухости

пушок

Все согласные звонкие, парные по звонкости-глухости

  1. небо                  2) видим               3) везде             4) упал

№9 Ребята подбирали из текста примеры слов одной части речи. В каком ряду они допустили ошибку?

  1. Видим, смотрим, показывают, даёт
  2. Глядишь, думаешь, упал, полёт
  3. Воздуха, бабочек, одуванчик, ощущения
  4. Мы, нам, ты, он

№10 Найдите сложные предложения в тексте. Ответ запишите в виде последовательности цифр (без запятых), под которыми указаны выбранные предложения.

С2. Для слова «чудо» составьте словарную статью, предназначенную для толкового словаря. При выполнении задания приведите не менее 2 лексических значений слова. В качестве образца воспользуйтесь словарной статьёй к слову «праздник».

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ:

Праздник, -а, м.

  1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь. Первомай – праздник весны.
  2. Выходной, нерабочий день. Праздник Нового года.

Для заданий 11-16 укажите  номер правильного ответа.

№11. Укажите слово, в котором ударение падает на последний слог.

  1.  черпать       2) квартал           3) свекла         4) начал    

№12. Укажите строчку в которой на месте пропуска везде пишется  буква З.

  1. ..дороваться, бе..звучный, ра..мышление
  2. ..доровье, ра..валиться, и..порченный
  3. в..тревоженный, во..клицательный, бе..покойство
  4. бе..печность, ра..мывать, во..мущаться

№13. Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква И.

  1. обитать в здани.., подойти к Наталь.., при испарен.. воды
  2. рассказать дочер.., жить в почтени.., услышать о бедстви..
  3. стоять на площад.., вспоминать о промах.., остаться в памят..
  4. подготовиться к ревизи.., думать о сюжет.., мечтать об отпуск..

№14 В каком слове следует писать букву Ы?

  1. ситуац..я           2) ц..линдр          3) ц..трусовые       4) на ц..почках

№15 Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания.

  1. Подарок для мамы они готовили долго и украшали его ленточками и бусинками.
  2. Весной солнечные лучи особенно яркие и радостные.
  3. Новогодние гирлянды и дождинки из мишуры, поблескивали на станах класса.
  4. Темный лес был укрыт снежным покрывалом и от этого казался нарядным и праздничным.

Задания 16 и С3 выполняются на основе приведенного текста.

Мы (с)другом ..делали бабочку (из)бумаги. Она (по)лучилась у нас с огромн..ми крыльями потому что называ..тся эта бабочка «махаон». Мы отпуст..м её (с)крыши и долго будем смотреть как она л..тит по лё..кому воздуху.  

№16 Выберите верную характеристику текста по типу речи.

  1. Тип речи повествование
  2. Тип речи описание (человека)
  3. Тип речи описание (природы)
  4. Тип речи рассуждение

С3  Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Ответы к заданиям

Правильный ответ

1

посмотрел

2

опять

3

между сосен

4

Бабочка взмахнула и распластала

5

БВАГ

6

3

С1

На край –это дополнение, так как отвечает на  вопрос косвенного падежа (перелетела (на что?) на край). Выражено существительным. В предложении является второстепенным членом.

7

Бабочка и чудо воздуха

8

везде

9

2

10

25

С2

Чудо –а, ср.р.

  1. Что-то необычное. Чудо-печка.
  2. Совершать удивительные вещи. Творить чудеса.

11

квартал

12

1

13

2

14

4

15

3

16

1

С3

Мы с_другом сделали бабочку из_бумаги. Она получилась у нас с огромными крыльями_,_ потому что называется эта бабочка «махаон». Мы отпустим её с_крыши и долго будем смотреть_,_ как она летит по лёгкому воздуху.  

Предварительный просмотр:

Вариант 2.

Прочитайте текст и выполните задания 1-4 на основе прочитанного текста.

1)Прошумела обильным ливнем, отсверкала молниями, свалилась в леса грозовая туча. 2) Там ещё громыхает, продолжает сеяться короткий летний дождь. 3) Вокруг всё просветлело. 4) Брызнули солнечные лучи вслед туче. 5) И в полнеба стала над лесами семицветная радуга. 6) Опирается радуга на родную землю со всеми её несметными сокровищами.

№1. В предложении 1 найдите глагол, который состоит из приставки, корня, трёх суффиксов и  окончания, и запишите его в ответе. ____________________

№2. Подберите синоним к слову «несметные» из предложения 6 и запишите его в ответе.________________

№3. Какое из приведенных ниже сочетаний слов НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием? Запишите его в ответе.

там громыхает

летний дождь

всё просветлело

солнечные лучи

стала над лесами

№4. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.__________

№5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Видные учёные считают, что есть связь русских слов: «радуга» и «рад».

Б) Для людей во все времена радуга несёт тайные смыслы.

В) Но для меня имеют близкие значения другие слова: «рай» и «радуга».

Г) Уже происхождение этого слова загадочно.

№6. Ученик 5 класса отвечал на уроке русского языка по теме «Дополнение». Найдите ошибочное утверждение в ответе ученика.

                               «Дополнение – это член предложения, который

  1. является главным членом предложения
  2. отвечает на вопросы косвенных падежей
  3. может быть выражен  существительным, местоимением
  4. принято подчёркивать пунктирной линией

С1. Приведите пример любого определения из текста задания 5 и докажите, что это определение. Для доказательства приведите не менее 2 аргументов. Ответ оформите в виде связного высказывания.

Прочитайте текст и выполните задания 7-10 на основе прочитанного текста.

1) Как ярко переливается радуга! 2) И какое счастье видеть эти переливы! 3) С годами восприятие человека меняется. 4) Я давно уже не замечаю некоторых явлений природы, но очень хотел бы замечать их. 5) Я точно знаю, что ярки переливы радуги. 6) они странным отголоском звучат во мне. 7)Многое меняется в жизни, а радуга детства остаётся в душе навсегда.

№7 Подберите заголовок, который наиболее полно отражает содержание текста.

  1. Мир без радуги
  2. Воспоминание о детстве
  3. Радуга детства в моей душе
  4. Бездушие современных людей

№8 Сергей заполняет таблицу словами из текста. Какое слово необходимо ему записать в пустую ячейку таблицы?

Характеристика слова

Пример

Все согласные мягкие, парные по твёрдости-мягкости

видеть

Все согласные твёрдые, парные по твёрдости-мягкости

1) ярко                  2) радуга               3) годами             4) некоторых

№9 Ребята подбирали из текста примеры слов одной части речи. В каком ряду они допустили ошибку?

  1. Ярко, давно, точно, навсегда
  2. Радуга, счастье, явлений, ярки
  3. Переливы, отголоски, жизни, детства
  4. Переливаются, видеть, меняется, замечаю

№10 Найдите сложные предложения в тексте. Ответ запишите в виде последовательности цифр (без запятых), под которыми указаны выбранные предложения.

С2. Для слова «перелив» составьте словарную статью, предназначенную для толкового словаря. При выполнении задания приведите не менее 2 лексических значений слова. В качестве образца воспользуйтесь словарной статьёй к слову «праздник».

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ:

Праздник, -а, м.

  1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь. Первомай – праздник весны.
  2. Выходной, нерабочий день. Праздник Нового года.

Для заданий 11-16 укажите  номер правильного ответа.

№11. Укажите слово, в котором ударение падает на последний слог.

  1.  краны       2) ожил           3) красивее         4) взяла  

№12. Укажите строчку в которой на месте пропуска везде пишется  буква З.

  1. ра..полагать, ..жечь, бе..печный
  2. и..пользовать, ..дружиться, бе..порный
  3. бе..звучный, ра..давать, бе..заветный
  4. ..прятался, ра..носчик, во..кликнуть

№13. Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква И.

  1. мечтать об авиаци.., думать о здоровь.., поместить в подземель..
  2. находиться в здани.., быть в планетари.., говорить о молодост..
  3. бывать в галере.., ручей в ущель.., участвовать в состязани..
  4. подъехать к станци.., листья на топол.., сидеть на скамейк..

№14 В каком слове следует писать букву И?

  1. ц..рковой           2) ц..кнуть          3) близнец..       4) ц..ган

№15 Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания.

  1. Окно блестит и сверкает, все дороги освещает, освещает все пути и домой велит идти.
  2. А на краю крыши сидел месяц, и щёлкал подсолнушки.
  3. Она топала валенками, отряхивала снежинки и поглядывала из-под белого платка.
  4. Но старушка семенила по комнате, заглядывала во все углы и бормотала.

Задания 16 и С3 выполняются на основе приведенного текста.

На больш..м и красив..м облак.. жила радуга и была она домосе..кой.            (С)облака её вым..нить было трудно. Когда покажет..ся со..нце она протягивала через всё небо свои разноцветные поло..ки. Мы так люб..м радугу!-говорят люди на земле.

№16 Выберите верную характеристику текста по типу речи.

  1. Тип речи повествование с элементами рассуждения
  2. Тип речи описание (человека)
  3. Тип речи описание (природы)
  4. Тип речи рассуждение

С3  Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Ответы к заданиям

Правильный ответ

1

свалилась

2

неисчислимыми

3

всё посветлело

4

опирается радуга

5

БГАВ

6

1

С1

видные –это определение, так как отвечает на  вопрос какие? (учёные (какие?) видные). Выражено прилагательным. В предложении является второстепенным членом.

7

Радуга детства в моей душе

8

радуга

9

2

10

457

С2

Перелив –а, м.

  1. Переход оттенков. Переливы радуги.
  2. Переходы в звучании. Птичьи переливы.

11

взяла (4)

12

3

13

2

14

1

15

2

16

1

С3

На большом и красивом облаке жила радуга_, и была она домоседкой. С облака её выманить было трудно. Когда покажется солнце_, она протягивала через всё небо свои разноцветные полоски. «Мы так любим радугу!»-говорят люди на земле.  

Предварительный просмотр:

Вариант 3.

Прочитайте текст и выполните задания 1-4 на основе прочитанного текста.

1)Муравей не знает человека. 2) Мы для него в нашем обличье не существуем. 3) Он нас не видит внешне. 4) И наша сущность находится за семью печатями. 5) Человек для муравья – это тайфун, землетрясение, внезапная гибель. 6) Но мы можем косвенно влиять на поведение муравьев. 7) Солнца мы не гасим, но мы можем загородить его навесом.

№1. В предложениях 6-7 найдите глагол, который состоит из приставки, корня и  окончания, и запишите его в ответе. ____________________

№2. Подберите синоним к слову «внезапная» из предложения 5 и запишите его в ответе.________________

№3. Какое из приведенных ниже сочетаний слов НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием? Запишите его в ответе.

Не знает человека

Не видит внешне

Внезапная гибель

Солнца не погасит

Мы не погасим

№4. Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.__________

№5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Но я не посмотрел, что изнутри оно густо населяется муравьями.

Б) Все они разом так и забегали поверху.

В) Затрещало бревно, вывалили из него муравьи.

Г) Я бросил в костёр гнилое брёвнышко.

№6. Ученик 5 класса отвечал на уроке русского языка по теме «Подлежащее». Найдите ошибочное утверждение в ответе ученика.

                               «Подлежащее – это член предложения, который

  1. является главным членом предложения
  2. может быть выражен как словом, так и сочетанием слов
  3. отвечает на вопросы  какой? чей? 
  4. принято подчеркивать одной чертой

С1. Приведите пример любого обстоятельства из текста задания 5 и докажите, что это обстоятельство. Для доказательства приведите не менее 2 аргументов. Ответ оформите в виде связного высказывания.

Прочитайте текст и выполните задания 7-10 на основе прочитанного текста.

1) Я зацепил муравьиное гнёздышко и откатил его на край кострища. 2) Теперь многие муравьи спасались, бежали на песок, на сосновые иглы. 3) Но они не убегали от самого костра. 4) Когда муравьи преодолевали свой ужас, они заворачивали, кружились. 5) Природная сила влекла их назад, к покинутой родине! 6) И были среди муравьёв особые муравьи, они опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там.

№7 Подберите заголовок, который наиболее полно отражает содержание текста.

  1. Стремление выжить
  2. Жизнь муравьёв
  3. Любовь к родине
  4. Лесная прогулка

№8 Сергей заполняет таблицу словами из текста. Какое слово необходимо ему записать в пустую ячейку таблицы?

Характеристика слова

Пример

Все согласные мягкие, парные по твёрдости-мягкости

опять

Все согласные твёрдые, парные по твёрдости-мягкости

  1. зацепил                  2) песок               3) костра             4) ужас

№9 Ребята подбирали из текста примеры слов одной части речи. В каком ряду они допустили ошибку?

  1. откатил, спасались, бежали, влекла
  2. муравьиное, сосновые, природная, особые
  3. преодолевали, заворачивали, кружились, погибали
  4. край, муравьи, иглы, назад

№10 Найдите сложные предложения в тексте. Ответ запишите в виде последовательности цифр (без запятых), под которыми указаны выбранные предложения.

С2. Для слова «край» составьте словарную статью, предназначенную для толкового словаря. При выполнении задания приведите не менее 2 лексических значений слова. В качестве образца воспользуйтесь словарной статьёй к слову «праздник».

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ:

Праздник, -а, м.

  1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь. Первомай – праздник весны.
  2. Выходной, нерабочий день. Праздник Нового года.

Для заданий 11-16 укажите  номер правильного ответа.

№11. Укажите слово, в котором ударение падает на последний слог.

  1.  шарфы       2) айсберг           3) брала         4) центнер    

№12. Укажите строчку в которой на месте пропуска везде пишется  буква З.

  1. бе..честный, и..расходовать, ра..бить
  2. ..берегать, не..говорчивый, ..боку
  3. ра..бегаться, ..дружились, бе..граничный
  4. ра..жать, ра..бежаться, бе..душный

№13. Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква И.

  1. рассказать об иде.., мечтать об отпуск.., спуститься в ущель..
  2. быть в Росси.., приехать по просьб.., дойти до станци..
  3. жить в отдалени.., приготовить из морков.., идти по насып..
  4. жить в невол..,узнать о поражени.., идти по тропинк..

№14 В каком слове следует писать букву И?

  1. ц..ферблат           2) у ц..плёнка          3) куниц..н       4) на ц..почках

№15 Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания.

  1. Предпраздничная суета подогревала ожидание чуда, и заставляла мечтать о приятном.
  2. Я узнал много нового о своём друге и гордился нашей дружбой.
  3. Пьеса была интересной, но очень длинной и печальной.
  4. В окнах виднелись новогодние ёлки, мерцающие огоньки гирлянд.

Задания 16 и С3 выполняются на основе приведенного текста.

(Не)сомневайтесь в том что мы мы мож..м упр..влять муравьями. Если пол..жить брёвнышко в конкретн..м месте то мы мож..м (за)ставить их пол..ти в эту сторону а не в ту. Человек для муравьёв это вы..шая воля.

№16 Выберите верную характеристику текста по типу речи.

  1. Тип речи повествование
  2. Тип речи описание (человека)
  3. Тип речи описание (природы)
  4. Тип речи рассуждение

С3  Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Ответы к заданиям

Правильный ответ

1

погасим

2

неожиданная

3

мы не гасим

4

он не видит

5

ГАВБ

6

3

С1

густо – это обстоятельство, так как отвечает на  вопрос  населяется (как?) густо. Выражено наречием. В предложении является второстепенным членом. Принято подчеркивать тире точка.

7

Любовь к родине

8

4 (ужас)

9

4

10

46

С2

край –я, м.

  1. Пограничная линия. На краю села.
  2. Страна, область. Дивный край.

11

3 (брала)

12

4

13

3

14

1

15

1

16

4

С3

Не _сомневайтесь в том, что мы мы можем управлять муравьями. Если положить брёвнышко в конкретном месте_,_ то мы можем заставить их ползти в эту сторону_,_ а не в ту. Человек для муравьёв это высшая воля.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Дополнение

1. Какое(-ие) из утверждений являет(-ют)ся неверным(-и)?

A) Дополнение обозначает предмет.

Б) Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

B) Дополнение может быть выражено неопределённой формой глагола.

Г) Дополнение как зависимое слово в словосочетании связывается при помощи управления или примыкания

Ответ: 4) Все утверждения верны.

2. Укажите дополнение в предложении Болящий дух врачует песнопенье (Е. Баратынский)

Ответ: дух

2) песнопенье

3) болящий

4) врачует

3. Определите тип дополнения в предложении Царь с царицею простился, В путь — дорогу снарядился.(А. Пушкин)

1) прямое дополнение

Ответ: косвенное дополнение

4. Определите способ выражения дополнения в предложении «Я попрошу говорить по существу дела!» — сухо заметил старичок.

(М. Горький)

1) местоимение

2) наречие

Ответ: неопределённая форма глагола

4) существительное с предлогом

5. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые (знаки препинания не расставлены) Больной ничего не понимал(1) и не чувствовал(2) кроме своих терзаний(3) и издавал одни ужасные вопли(4) и непонятные речи (Н. Гоголь)

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 4

Ответ: 2, 3

4) 2, 3, 4

Прочитайте текст и выполните задания 6 — 9.

(1) Снежная пороша.

(2) В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает.

(3) Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились, и некоторые даже согнулись макушками и стали кружевными арками.

(4) Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что — и склоняется.

(5) Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет.

6. Из третьего (3) предложения выпишите все слова, выступающие в роли дополнений.

Снегом, лапы, макушками, арками

7. Укажите номера предложений, в которых дополнения отсутствуют.

1

10. Подчеркните грамматическую основу. Определите вид дополнения

(прямое или косвенное), подпишите их.

1) Я — подчеркнуть одной линией

отправил — подчеркнуть двумя линиями

сестре — косвенное

телеграмму — прямое

с поздравлением — косвенное

2) Учёные — подчеркнуть одной линией

доказали — подчеркнуть двумя линиями

существование — прямое

жизни — косвенное

в космосе — косвенное

3) Он — подчеркнуть одной линией

не знал — подчеркнуть двумя линиями

радостей — прямое

чтения — косвенное

книг — косвенное

4) курицы — подчеркнуть одной линией

ищут — подчеркнуть двумя линиями

в сене — косвенное

мошек — прямое

букашек — прямое

5) погоды — косвенное

наступило — подчеркнуть двумя линиями

ненастье — подчеркнуть одной линией

6) Подруга на станции купила новые иллюстрированные журналы и свежий мягкий хлеб.

Подруга — подчеркнуть одной линией

купила — подчеркнуть двумя линиями

на станции — косвенное

журналы — прямое

хлеб — прямое

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите синтаксическую ошибку прорвавшись сквозь чащу луч осветил поляну
  • Найди ошибку цветок цветочек чашка чашечка лампа лампочка
  • Найдите предложение которое не содержит речевой ошибки
  • Найди ошибку при диссоциации кислот образуются положительно заряженные катионы гидрогена
  • Найдите ошибочное утверждение шиповые соединения бывают