Найдите астрономическую ошибку уж сумраком пытливый взор обманут

Статья выявляет эффективность использования стихов с астрономическим содержанием для составления задач по астрономии. Это способствует развитию интереса к предмету астрономии, развитию критического мышления, умению самоопределяться в любой ситуации.

Ах, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!
(А.С.Пушкин)

Астрономия — счастливая наука: она, по выражению французского ученого Араго, не нуждается в украшениях. Достижения ее настолько захватывающи, что не приходится прилагать особых забот для привлечения к ним внимания. Однако наука о небе состоит не только из удивительных открытий и смелых теорий. Ее основу составляют факты обыденные, повторяющиеся изо дня в день: восход и заход Солнца, смена лунных фаз, звезды на ночном небе.

Исследуя стихи В.Тушновой, Э. Асадова, А.С.Пушкина, Е.Баратынского, А.Фета, С.Есенина, Ю.Кима, Б.Пастернака, А.Ахматовой, Н.Гумилева, М.Лермонтова, прозу М.Булгакова, А.Конан Дойла, можно проанализировать астрономические явления, описанные в них, оценить их с точки зрения достоверности, составить астрономические задачи. Обыденные факты можно облачить в необычную, нередко парадоксальную форму, показать их с неожиданной стороны, чтобы обострить внимание к ним и освежить интерес. В каждой прочитанной строчке пытливый ум обнаруживает открытия нового, видит свежим взглядом интересные явления, придумывает необычную задачу.

Эта работа представляет собой сборник задач по астрономии, составленный на основе обработки стихов и прозы известных авторов. В сборнике представлены задачи с «изюминкой», разного уровня сложности, из различных разделов астрономии. Данный сборник задач можно использовать в работе астрономического кружка, для проведения школьных олимпиад по астрономии.

Решение этих задач будет способствовать развитию творческих способностей учащихся, заинтересует их, поможет выработать качество видеть в обыкновенном и обыденном значимое, настроит на серьезное изучение астрономии, научит быть внимательным.

Данный сборник задач представляет собой эксклюзивный материал, ибо таких задач нельзя найти в других сборниках. Он уникален уже потому, что дает возможность любознательному школьнику придумывать свои задачи, вдумчиво читая стихи и прозу. Значит, в свете новых требований к учащимся этот сборник задач будет способствовать саморазвитию и самопознанию, подтолкнет к созиданию, к деятельности.

ЗАДАЧИ

ЗАДАЧА 1.

Срываются звезды
С десятков орбит,
Их росчерк мгновенен и светел.
Тревогу, тревогу трубит
В ущельях полуночный ветер
Пока фосфорящийся след не потух
Желанье шепну я поспешно.
К осеннему небу прикован мой взгляд
Авось я судьбу переспорю
А звезды летят и летят,
И падают в черное море. (В. Тушнова)

Найдите астрономическую ошибку в этом стихотворении.

ЗАДАЧА 2.

К рассвету все замолкло
Тишина
Медлительная, важная луна
Опутав звезды сетью золотой
Загадочно повисла над водой. (Э. Асадов «Дикие гуси»)

Последним сияньем за лесом горя,
Вечерняя тихо потухла заря
Безмолвна долина глухая
В тумане пустынном клубится река,
Ленивой грядою идут облака,
Меж ними луна золотая. (А.С. Пушкин)

Почему луна золотая?

ЗАДАЧА 3.

Все было тихо и студено
Мерцала инея слюда
На мир глядела удивленно
Большая синяя звезда. (В. Тушнова)

О какой звезде идет речь?

ЗАДАЧА 4.

У моста, поеживаясь спросонок
Две вербы ладошками пьют зарю
Крохотный месяц, словно, котенок
Карабкаясь, лезет по фонарю. (Э. Асадов «На рассвете»)

Найдите астрономическую неточность.

ЗАДАЧА 5.

На небесах печальная луна
Встречается с веселою зарею
Одна горит, другая холодна
Заря блестит невестой молодою
Луна пред ней, как мертвая, бледна. (А. С. Пушкин)

Почему луна утром имеет белый цвет?

ЗАДАЧА 6.

Надо мной в лазури ясной
Светит звездочка одна
Справа – запад темно-красный
Слева бледная луна. (А.С. Пушкин)

Определите в какой фазе была Луна и почему она названа близкой?

ЗАДАЧА 7.

Волной захлебываясь, на волос
От затопленья, за суда
Ныряла и светильней плавала
В лампаде камских вод звезда. (Б. Пастернак «На пароходе»)

Определите склонение этой звезды.

ЗАДАЧА 8.

Пусть тоща, как щепа,-
Вязь цветочного шипа,
Новолунью улыбаясь,
Как на шапке шалопая,
Сохнет краска голубая
На сырых концах серпа. (Б. Пастернак)

Найдите астрономическую ошибку.

ЗАДАЧА 9.

На небе сходились тяжелые,
Грозные тучи.
Меж них багровела луна
Как смертельная рана… (Н. Гумилев «Греза ночная и темная»)

О каком астрономическом явлении идет речь?

ЗАДАЧА 10.

Так зверь безрадостных лесов
Почуявший весну
Внимает шороху часов
И смотрит на луну
И тихо крадется в овраг
Будить ночные сны
И согласует легкий шаг
С движением луны. (Н. Гумилев «Свидание»)

С какой скоростью должен двигаться зверь, чтобы его шаг совпал с движением Луны?

ЗАДАЧА 11.

Небес сокрылся вечный житель,
Заря потухла в небесах;
Луна в воздушную обитель
Спешит на темных облаках. (А.С.Пушкин)

Какие явления описывает А.С. Пушкин?

ЗАДАЧА 12.

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает, (А.С. Пушкин)

О какой звезде идет речь?

ЗАДАЧА 13.

За кормою струйки вьются,
Мы несемся в челноке,
И далеко раздаются
Звуки «Нормы» по реке.
Млечный Путь глядится в воду-
Светлый праздник светлых лет!
Я веслом прибавил ходу-
И луна бежит вослед. (А. Фет)

Уж сумраком пытливый взор обманут
Среди тепла прохладой стало дуть.
Луна чиста, вот с неба звезды глянут
И как река засветит Млечный Путь. (А. Фет «Степь вечером»)

Найдите астрономическую ошибку.

ЗАДАЧА 14.

Лунный свет сверкает ярко,
Осыпая мрамор плит;
Дремлет лев святого Марка,
И царица ночью спит. (А. Фет «Венеция»)

Вычислите звездную величину Луны, сравнив ее с Солнцем.

ЗАДАЧА 15.

Жарко веет ветер душный
Солнце руки обожгло
Надо мною свод воздушный
Словно синее стекло. (А. Ахматова)

Весенним солнцем это утро пьяно
И на террасе запах роз слышней,
А небо ярче синего фаянса… (А. Ахматова)

Почему цвет неба синий?

ЗАДАЧА 16.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона. (С. Есенин «С добрым утром»)

О каких явлениях идет речь?

ЗАДАЧА 17.

Там, за млечными холмами,
Средь небесных тополей
Опрокинулся над нами
Среброструйный Водолей. (С. Есенин)

О каком времени года идет речь?

ЗАДАЧА 18.

Только выше все всплывает
Месяц золотой,
Только стадо обегает
Пес сторожевой.
Редко, редко кочевая тучка
Бросит тень,
Неподвижная, немая ночь светла,
Как день. (А. Фет)

Найдите астрономическую ошибку.

ЗАДАЧА 19.

Шесть раз менялась Луна,
Давно окончена война. (М. Лермонтов «Песнь ингелота»)

Сколько времени прошло?

ЗАДАЧА 20.

Тиха, прозрачна ночь была,
Светила на небе блистали,
Луна за облаком спала,
Но люди ей не подражали. (М. Лермонтов «Черкесская песня»)

О каких светилах идет речь?

ЗАДАЧА 21.

Взгляни на звезды:
Много звезд в безмолвии ночном горит. (Е. Баратынский)

Сколько звезд можно увидеть невооруженным глазом?

ЗАДАЧА 22.

Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна Луна, но еще не золотая, а белая. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Какую неточность допустил писатель?

ЗАДАЧА 23.

Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. (А. Конан Дойл «Собака Баскервилей)

Оцените видимую звездную величину глаз собаки.

ЗАДАЧА 24.

Оцените с точки зрения астрономии куплет из песни Ю. Кима:
А на Луне, на Луне – на голубом валуне, лунные люди смотрят, глаз не сводят, как над Луной, над Луной шар голубой, шар земной, очень красиво восходит и заходит.

ЗАДАЧА 25.

Этот листочек календаря
Особенным кажется почему – то
24 декабря, день прибавился на минуту.
Вчера еще солнце щурило глаз
Так, словно, было на всех надуто
И вдруг улыбнулось, и день сейчас
Семь часов и одна минута. (Э. Асадов «24 декабря»)

Оцените с точки зрения астрономии эти строчки.

ЗАДАЧА 26.

И скрылся день; клубясь туманы
Одели темные поляны широкой, белой пеленой,
Пахнуло холодом с востока
И над пустынею пророка встал тихо месяц золотой. (М. Лермонтов «Беглец»)

Найдите астрономическую ошибку.

ЗАДАЧА 27.

Если пасмурен день, если ночь не светла,
Если ветер осенний бушует… (Н. Некрасов «Рыцарь на час»)

В какой фазе находится луна?

ЗАДАЧА 28.

Шаганэ, ты моя, Шаганэ,
Потому что я с севера что – ли,
Что Луна там огромней в сто раз. (С. Есенин)

Действительно ли на севере Луна огромней в сто раз?

РЕШЕНИЯ:

Задача 1.

Падают не звезды, а метеоры, которые представляют собой осколки комет. Осенью можно наблюдать метеоры от кометы Биела.

Задача 2.

Такой цвет Луны обусловлен отражением солнечных лучей от поверхности Луны и бывает вечером.

Задача 3.

Звезды по температурам разделяются на голубые, белые, желтые, красные. Большая синяя звезда – это скорее всего Кастор (α Близнецов), так как она имеет температуру 10000 К и наблюдается в средних широтах.

Задача 4.

На рассвете может быть видна только старая Луна.

Задача 5.

Белая Луна бывает утром. К отраженному от поверхности от Луны свету добавляется голубой свет неба. Смешение этих цветов и воспринимается глазом, как чистый белый цвет.

Задача 6.

Фаза Луны – полнолуние, невысоко над горизонтом Луна кажется больше, следовательно, ближе.

Задача 7.

Чтобы звезда отразилась в воде, она должна быть в зените. Найдем ее склонение.

h = 90 – φ + δ, φ = 55º, δ = 55º. Вероятнее всего это звезды Большой Медведицы.

Задача 8.

В новолунье Луна не видна.

Задача 9.

Речь идет о лунном затмении.

Задача 10.

Орбитальная скорость Луны 1 км/с, значит такого зверя нет.

Задача 11.

Речь идет о заходе Солнца, наступлении сумерек.

Задача 12.

Звезда кульминирует в полночь над незамерзшей рекой Невой. Скорее всего это осень и яркой звездой может быть α Кассиопеи (склонение 58º, прямое восхождение 0 ч 35 мин).

Задача 13.

Луна и Млечный Путь не наблюдаются одновременно, так как свет звезд Млечного Пути очень слабый.

Задача 14.

2,5mc-mл = Dc2/Dл2

видимая звездная величина Солнца = -26,8m

Dc = 150 млн. км

Dл = 384400 км, mл = -12,7m

Задача 15.

Синее небо обусловлено рассеянием солнечного света атмосферой Земли.

Задача 16.

Рассвет, колебания воздуха.

Задача 17.

Водолей – это зодиакальное созвездие. Оно видно в конце лета, август – сентябрь.

Задача 18.

Чтобы ночь была светла, как день, Луна должна быть полной, а не в виде месяца.

Задача 19.

Прошло полгода.

Задача 20.

Речь может идти помимо Луны о планетах Юпитер, Сатурн, которые видны ночью.

Задача 21.

Невооруженным глазом можно увидеть до 3000 звезд.

Задача 22.

Речь идет о вечере, значит полная Луна должна была только что появиться из – за горизонта и никак не могла быть в высоте.

Задача 24.

Поскольку Луна всегда обращена к Земле одной стороной, то на большей части ее видимого полушария, Земля видна постоянно и никогда не заходит.

Задача 25.

22 декабря – день зимнего солнцестояния, начиная с 24 декабря, день будет прибавляться.

Задача 26.

Поздним вечером на востоке могла появиться Луна в фазе близкой к полнолунию, но никак не месяц.

Задача 27.

Луна находится в фазе новолуния.

Задача 28.

Максимальную высоту над горизонтом Луна имеет зимой, минимальную – летом.


Предмет: Математика,


автор: Аноним

Приложения:

Ответы

Автор ответа: zloigolub





2

43 : 4 = 10 ( ост. 3 ), значит нужно
10 + 1 = 11 раз
Ответ : 11 раз
номер 6
1. 2
2. 9 , 8
3. 7 , 6
4. 8


Аноним:
а где 5 надо же делать с проверкой

zloigolub:
11 * 4 = 44 на одиннадцатый раз нужно отвезти 3 бревна,а не 4

Аноним:
??

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Математика,
автор: alehindanil22

Найдите 48% от 5/8 спасибо

4 года назад

Предмет: Английский язык,
автор: mir5090

Помогите пожалуста 8 предлажения на тему
Comparative adjective​

4 года назад

Предмет: Математика,
автор: 03Doshik04

1.) 2 1/3*1 1/5=
2.)2 7/9*3 3/5=
3.)2 1/2*1 3/5=
4.)3 7/9*1 1/17=
5.)7 1/2*2 4/15=
6.)5 1/6*3 1/7=
7.)3 3/7*2 1/3=
8.)7 1/3*2 2/11=

срочно пж​

4 года назад

Предмет: Экономика,
автор: dimakova82

Являются ли природные ресурсы горы (реки,озера,леса)вокруг твоего города

6 лет назад

Предмет: Математика,
автор: danm1

одну из сторон прямоугольника уменьшили на 20% а другую увеличили на 20 % на сколько процентов изменилась площадь

6 лет назад

Клубятся тучи, млея в блеске алом,
Хотят в росе понежиться поля,
В последний раз, за третьим перевалом,
Пропал ямщик, звеня и не пыля.

Нигде жилья не видно на просторе.
Вдали огня иль песни — и не ждешь!
Всё степь да степь. Безбрежная, как море,
Волнуется и наливает рожь.

За облаком до половины скрыта,
Луна светить еще не смеет днем.
Вот жук взлетел, и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.

Покрылись нивы сетью золотистой,
Там перепел откликнулся вдали,
И слышу я, в изложине росистой
Вполголоса скрыпят коростели.

Уж сумраком пытливый взор обманут.
Среди тепла прохладой стало дуть.
Луна чиста. Вот с неба звезды глянут,
И как река засветит Млечный Путь.

Анализ стихотворения «Степь вечером» Фета

Произведение «Степь вечером» Афанасия Афанасьевича Фета – запечатленное мгновенье бытия.

Стихотворение датируется 1854 годом. Репутация поэта в литературных кругах упрочилась, уже вышла вторая его книга стихов, а вот военная карьера, предпринятая с целью возвращения себе законного дворянства, надежд не оправдала. Наконец, несколько лет назад трагически погибла любимая девушка поэта, М. Лазич, с которой он не решился связать судьбу из-за стесненного материального положения – как своего, так и ее. Впрочем, эта дорогая тень все же навсегда вошла и в его сердце, и в творчество. В жанровом отношении – пейзажная лирика, ямб с рифмовкой перекрестной, 5 строф. Гармонии и красоте А. Фет преданно служил в своей поэзии. Его степь – не просто визуализация увиденной отрадной картины, но и попытка передать звуки, дуновенье ветра, соприкосновенье с вечностью. Музыкальность стихов А. Фета общеизвестна, не стало исключением и это стихотворение. Строфы перетекают одна в другую, а в финале – трепетная нота созерцания Млечного Пути. Стих одновременно тяготеет и к импрессионизму, и к реализму. От первого – полнота и свежесть впечатления, от второго – точность детали. Все подробности взяты из подлинного календаря природы. Стихотворение может быть и отсылкой к одной из глав «Евгения Онегина», где идиллию лунного вечера нарушает жужжание жука. «Скрыпят коростели»: слово устаревшее, зато достоверно передает характер пения птицы. Лексика возвышенная и нейтральная, интонационно лирический герой будто затаил дыхание, любуясь простором, где «жилья не видно». Такой момент одиночества в мире не несет трагического оттенка. Среди живых существ, населяющих стих, есть и ямщик на тройке, медлительный лунь, жук сердитый, перепел и коростели. Впрочем, и сама природа одушевлена: тучи млеют, поля нежатся, звезды глядят, луна не смеет светить в полную силу. Эпитеты: блеске алом, сетью золотистой (еще и инверсия), безбрежная рожь. Инверсия: пропал ямщик, покрылись нивы, засветит Путь. Анафора в третьей строфе («вот»). Перечислительные градации, ряд отрицаний: нигде не видно, не пыля, не смеет, не шевеля. Сравнения: как море, как река. Читателю представлена картина постепенного перехода вечера в ночь, эмоционально пережитая «пытливым взором» наблюдателя.

В стихотворении «Степь вечером» А. Фета лирический герой заворожен и вдохновлен красотой земного мира.

  • Следующий стих → Афанасий Фет — Тебе в молчании я простираю руку
  • Предыдущий стих → Афанасий Фет — Весенние мысли

Читать стих поэта Афанасий Фет — Степь вечером на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Клубятся тучи, млея в блеске алом,
Хотят в росе понежиться поля,
В последний раз, за третьим перевалом,
Пропал ямщик, звеня и не пыля.

Нигде жилья не видно на просторе.
Вдали огня иль песни – и не ждешь!
Всё степь да степь. Безбрежная, как море,
Волнуется и наливает рожь.

За облаком до половины скрыта,
Луна светить еще не смеет днем.
Вот жук взлетел, и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.

Покрылись нивы сетью золотистой,
Там перепел откликнулся вдали,
И слышу я, в изложине росистой
Вполголоса скрыпят коростели.

Уж сумраком пытливый взор обманут.
Среди тепла прохладой стало дуть.
Луна чиста. Вот с неба звезды глянут,
И как река засветит Млечный Путь.

1850 г.

Анализ стихотворения Фета «Степь вечером»

Стихотворение «Степь вечером» было впервые опубликовано в журнале «Современник» в 1854 году. Оно состоит из пяти четверостиший, написанных пятистопным ямбом. Рифма в строфах перекрёстная. Автор выступает в роли лирического героя и рассказчика, повествуя об увиденных картинах от первого лица.

С помощью красочных эпитетов и эффектных сравнений поэт рисует картину захода солнца в степи. От его внимательного взгляда, кажется, не укрывается ни единая деталь вечернего пейзажа, и для каждого предмета находится красивое выражение. Повествование начинается с изображения неба. Дождевые облака предстают перед нами живыми существами, способными наслаждаться тёплым солнечным светом. Тот же приём, олицетворение, применён и к полям, которые испытывают удовольствие от нежных капель вечерней росы. Растения также приобретают человеческие черты, когда поэт наделяет их чувствами. «Волнуется… рожь», – говорит Афанасий Афанасьевич о полях и здесь же сравнивает бесчисленные колоски с морем. Даже далёкое светило ведёт себя совершенно как робкая девушка, скромно прячась за облаком, пока не скрылось солнце.

Но и без одушевления жизнь так и кипит в строках этого стихотворения. Анафора «Вот… Вот…» подчёркивает, что повсюду происходит какое-то движение: то пролетит насекомое, то птица. Этим созданиям поэт уделяет особое внимание. Целая строфа посвящена всевозможным пернатым. Автор подмечает, как подаёт голос то одна, то другая птица. Благодаря аллитерации (повторяются согласные «п», «р», «с») в словах «перепел», «покрылись», «скрыпят», «коростели», «слышу», создаётся впечатление, что читатель собственными ушами слышит их приглушённое пение.

Особую живописность вечернему пейзажу придают выразительные эпитеты. Встретив такие фразы, как «золотистая сеть», «алый блеск», «безбрежная рожь», «изложина росистая», читатель легко представит себе бескрайние просторы русской степи и пылающий на закате небосвод. А заметив в тексте эпитет «луна чиста» и устоявшееся выражение «млечный путь», который поэт сравнивает с рекой, мы сможем воочию увидеть, как на поля медленно опускается ночь.

Интересно, что на картине, созданной поэтом, почти нет следов человека. Лишь однажды, в начале стихотворения, мы видим ямщика, который тут же исчезает из виду. Во второй строфе автор подчёркивает, что в этой степи нет признаков жилья. С помощью восклицания он усиливает мысль, что здесь нет места человеку. Но думается, что автор не хотел противопоставлять природу людям, а стремился показать великолепие нерукотворной красоты.

Фазы Луны в произведениях литературы

Фазы Луны в произведениях литературы

1. Стихотворение Валентина Солоухина “Свидание” начинается так:

Затихли в лозняке дрозды,

Померкли на рябинах гроздья.

Запахло мятой.

Свет звезды

Красней, чем бакен в половодье.

Великий мир.

Спокойна ночь,

И над безлюдной луговиной,

Стараясь сумрак превозмочь,

Зарделся месяц половинный…

По описанию определите фазу Луны и её азимут. Ответ обосновать.

2. Определите в какой фазе была Луна? Ответ обосновать.

                   Надо мной в лазури ясной
                   Светит звездочка одна
                   Справа – запад темно-красный
                   Слева бледная луна. (А.С. Пушкин)

Найдите астрономическую ошибку:

. 3.

    Крикнет в полночь козодой,

    Хрустнет ветка под ногой.

    Заиграет на свирели

    В небе месяц молодой.    

                            (Сергей Хохлов)

 Ответ обосновать.

4. “На землю ложился ночной туман. Тэли через отверстие в потолке выбрался на крышу башни. Усевшись там, он смотрел, как над длинными полосами тумана медленно восходит блестящий рог молодого месяца…” (Ярослав Ивашкевич “Красные щиты” — М:”Художественная литература”, 1968, стр. 62). Ответ обосновать.

5. Найдите астрономическую неточность в стихотворении И.А. Бунина «Октябрьский рассвет» (1887г.):

                   Ночь побледнела, и месяц садится

                   За реку красным серпом.

                   Сонный туман на лугах серебрится,

                   Темный камыш отсырел и дымится,

                   Ветер шуршит камышом.

                   Тишь на деревне. В часовне лампада

                   Меркнет, устало горя.

                   В трепетный сумрак озябшего сада

                   Льется со степи волнами прохлада,

                   Медленно рдеет заря.

              Ответ обосновать.

6. Найдите астрономическую ошибку. Ответ обосновать.

                   «Лодейников, закрыв лицо руками,

                   лежал в саду. Уже вечер наступал…

                         …

                   И в этот миг жук в дудку задудел.

                   Лодейников очнулся. Над селеньем

                   восходил туманный рог луны,

                   и постепенно превращалось в пенье

                    шуршанье трав и тишины…»

                   (Н. Заболоцкий «Лодейников»).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найди ошибку на костре козел стоял под козлом костер плясал
  • Найди ошибку большинство болот образуются при
  • Найди ошибку английский язык
  • Найди ошибку алгебра 7 класс
  • Найди ошибки на костре козел стоял под козлом костер плясал