Найдите ошибки вызванные нарушением лексической сочетаемости слов сделайте стилистическую правку

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов? Русский язык | 10 - 11 классы Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов?

Русский язык | 10 — 11 классы

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов.

1. В нашем лицее происходит углубленное изучение профилирующих предметов.

2. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению.

3. Мы используем индивидуальный подход, учитывая интересы и способности ребенка.

4. Вы должны туда собственноручно сходить.

5. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию.

6. Все сотрудники отдела постоянно наращивают мастерство.

7. Спектакль оказал на ребенка большое впечатление.

8. Большое внимание благоустройству города будет оказано в следующем году.

9. Первую лекцию в этом году провел молодой преподаватель.

10. В городе много людей, которые осуществляют власть.

11. Действия наемников подставили под угрозу границы государства.

12. Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов.

13. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний.

14. Не нужно из этого факта строить проблему.

1. Профильных предметов.

2. на углубленное изучение.

3. Индивидульный подход к каждому ученику, учитывая их интересы и способности.

4. Самостоятельно 5.

Может выпускать и др.

6. Постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство 7.

Усиленное внимание 9.

Я не вижу здесь ошибки 10.

Людей, участвующих во власти 11.

Поставили под угрозу 12.

Слова наложили крест на терпение депутатов13 Пустых обещаний 14.

Помогите пожалуйста 1?

Помогите пожалуйста 1.

Определите тип нарушения литературной нормы в данных предложениях.

1. Большая половина территории Тургайской впадины расположена в степной полосе.

2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары.

3. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья.

4. Вы должны туда собственноручно сходить.

5. Имидж — это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни, его действий.

6. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению.

7. Он из нас был самый честнейший.

8. Изменения, прошедшие в стране за последние десять лет, необратимы.

У меня предложение : «Оказалось, что мыши не натыкаются на предметы?

У меня предложение : «Оказалось, что мыши не натыкаются на предметы.

Почему после «оказалось»ставится запятая?

Предметом изучения морфологии как раздела языкознания являются : 1) лексические значения слов 3) грамматические значения слов?

Предметом изучения морфологии как раздела языкознания являются : 1) лексические значения слов 3) грамматические значения слов.

Исправьте лексические ошибки в предложениях и обьясните : этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление?

Исправьте лексические ошибки в предложениях и обьясните : этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

Найдите ошибки в управлении?

Найдите ошибки в управлении.

Отредактируйте предложения и запишите их.

1. Об этих задачах неоднократно отмечал министр.

2. Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен.

3. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое.

4. Согласно приказа ректора университет переходит на шестидневную форму обучения.

5. В случае нарушения данной инструкции учащийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего лаборатории.

6. За покупки можно оплатить наличными.

7. Пассажир должен удостоверится в агентстве о времени и месте отправления.

8. Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов.

9. В газете опубликована рецензия о премьере балета.

10. Действия наемников подставили под угрозы границы государства.

11. Весной, когда все расцветает, гуляющие в парке любуются на красоты южной природы.

Упражнение 4?

Найдите искажения, вызванные неудачным употреблением глагола в составе устойчивых словосочетаний, при необходимости отметьте и другие недочеты ; исправьте их.

Не нужно из этого факта строить проблему.

2. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний.

3. Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами.

4. По вечерам профессор дает лекции студентам заочного отделения.

5. Русские вложили значительный вклад в освоение Аляски.

6. Нам необходимо поставить широкомасштабные исследования.

7. Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов.

8. Нужно сказать должное идее президента.

9. Процесс приватизации государственных предприятий достаточно сложен.

Однако в мире принята специальная техника, позволяющая выполнять это мероприятие.

10. Нужно держать свое обещание.

11. Россия, как нам кажется, ставит чрезвычайные требования перед своими союзниками.

12. Когда радист «Челюскина» сообщил, что к нам на помощь летят самолеты, у всех сразу облегчилось настроение.

13. Женщина в космосе только причиняет трудности.

Действия наемников подставили под угрозу границы государства.

2. Тело погибшего будет передано земле.

3. Прибалтика тоже подпадает в зону интересов США.

4. Таджикистан – страна, которая предвкусила плоды тоталитаризма.

В данных предложениях исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости?

В данных предложениях исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Наш магазин предлагает льготным категориям граждан товары по самым дешевым ценам.

2. Транспортные издержки при перевозках по Транссибу многократно меньше, чем при морских и авиационных.

3. Пора подвести результаты игры : наша команда впереди.

4. На протяжении десяти лет он успешно выполнял роль завхоза и экспедитора.

5. Молодые специалисты более глубокое значение должны придавать изучению техники.

6. Уже первые шаги, предпринятые нашей компанией, позволили сломать путы налогового бремени.

7. Вследствие проведенных реформ можно ожидать роста экономики уже к следующему году.

8. Мы ожидаем, что конечный эффект нашей работы будет значительным.

9. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу успеваемости учащихся.

Отметь вариант, в которых НЕ со всеми словами пишется раздельно : (НЕ)изученный вопрос (не)образованный человек (не)выполнены (не)годующий?

Отметь вариант, в которых НЕ со всеми словами пишется раздельно : (НЕ)изученный вопрос (не)образованный человек (не)выполнены (не)годующий.

Посадила, цветок, большая слова обозначающие признак предмета , предмет, действие предмета?

Посадила, цветок, большая слова обозначающие признак предмета , предмет, действие предмета.

Исправьте речевые ошибки, которые содержатся в предложениях?

Исправьте речевые ошибки, которые содержатся в предложениях.

Дайте объяснение 3.

Семья оказывает большую роль в воспитании ребенка.

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов?. Вопрос соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском», который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

Сами думайте)) Тут легко.

7 букв и 7 звуков [самалoт] надеюсь правильно).

Федотка Федорино ; горе Топтыгин и Луна Топтыгин и Лиса ; Телефон Тараканище ; Слониха читает ; Скрюченная ; песня О царевне ; Ясносвете Свинки ;..

ФедоткаФедорино гореТоптыгин и ЛунаТоптыгин и ЛисаТелефонТараканищеСлониха читаетСкрюченная песняО царевне ЯсносветеСвинки.

1. Мурома 2. Карачарова 3. Илья Муромец.

Мурома, Карачарова, Илья Муромец.

Неполнота действия — при прислушался.

Весна Тёплая , хорошая Греет , радует, удивляет Как хорошо жить весной ! Радость Арбуз Сочный, вкусный Течёт, растёт, продаётся( знаю это смешно) Вы знали арбуз — ягода ! Лакомство.

За — жг — л — а — сь За — Приставка Жг — Корень — Л — , — сь — — Суффикс а — окончание зжгл — Основа слова Россыпь Рос — Приставка Сыпь — Корень Нулевое окончание Россыпь — Основа слова.

Правила русского языка

а) начать, некролог, намерение, мытарство;

б) диспансер, дефис, досуг, диаспора;

в) вчерне, апостроф, завидно, искрить;

г) километр, астроном, таможня, шасси.

б) диспансер, дефис, досуг, диаспора;

Образец: быть — бэдет, былб.

Лгать, вылить, кружить, отнять, звать, приобрести, сорвать, бить, жить, взять, звать, брать, поднять, вобрать, класть, снять, плыть, пасть, дуть, принять, прибыть, дожить, допить, задать.

Лгать — лжёт; лгал, лгалб, лгбло

Вылить — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; вы’лил, вы’лила, вы’лило

Кружить — крэжи’т; кружи’л, кружи’ла, кружи’ло

Отнять — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; о’тня’л, отнялб, о’тняло и отня’ло (разг.)

Звать — зовёт; звал, звалб, звбло

Приобрести — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; приобрёл, приобрелб, приобрело’

Сорвать — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; сорвбл, сорвалб, сорвбло

Бить — бьёт; бил, би’ла, би’ло

Жить — живёт; жил, жилб, жи’ло

Взять — возьмёт; взял, взялб, взя’ло

Звать — зовёт, зовут; звал, звала, звало, звали

Брать — берёт; брал, бралб, брбло

Поднять — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; по’дня’л, поднялб, по’дня’ло

Вобрать — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; вобрбл, вобралб, вобрбло

Класть — кладёт; клал, клбла, клбло

Снять — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; снял, снялб, сня’ло

Плыть — плывёт; плыл, плылб, плы’ло’

Пасть — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; пал, пбла, пбло

Дуть — дэет; дул, дэла, дэло

Принять — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; при’нял, принялб, при’няло

Прибыть — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; при’был, прибылб, при’было

Дожить — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; до’жи’л, дожилб, до’жи’ло

Допить — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; до’пи’л, допилб, до’пи’л

Задать — настоящего времени не образует, т. к. глагол совершенного вида; збдбл, задалб, збдбло

Ф…нарь, лок…мотив, пл…тформа, сем…фор, п…рон, б…гаж, в…гон, к…ндуктор, пас…ажир, в…стибюль, кв…танция.

(ярославский драматический) театр; (российский, сельскохозяйственный) академия имени К.А. Тимирязева; (краснопресненская, районная) отделение скорой помощи; (московская техническая высшая) университет имени Н.Э. Баумана.

Фонарь, локомотив, платформа, семафор, перрон, багаж, вагон, кондуктор, пассажир, вестибюль, квитанция.

ярославский драматический театр; российская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева; краснопресненское районное отделение скорой помощи; московский технический высший университет имени Н.Э. Баумана.

Пр…минуть, пр…мирование, пр…мированный, пр..мировать, пр…вороженный, пр…говор, пр…горшня, пр…зидиум, пр…губить, пр…даное, пр…кус, пр…зент, пр…зентация, пр…струнить, пр…зреть, пр…щур, пр…горок, пр…хвостнуть, пр…тенциозный, пр…ютить, пр…рогатива, пр…амбула, пр…митивный, пр…стиж, пр…валировать, пр…емлемый, пр…воднение

Преминуть, премирование, премированный, премировать, привороженный, приговор, пригоршня, президиум, пригубить, приданое, прикус, презент, презентация, приструнить, призреть, прищур, пригорок, прихвостнуть, претенциозный, приютить, прерогатива, приамбула, примитивный, престиж, превалировать, приемлемый, приводнение

Пре и При приставки: преминуть, привороженный, пригоршня, пригубить, приданое, прикус, приструнить, прищур, прихвостнуть, приамбула, приводнение.

Пр…текция гр…теск, пр…тест, аген…тсво, ак…демия, атлет, арест, пр…тензия, инт…рвью, т…нденция, кодекс, д…спансер, ж…лчь, темп, ат…изм, эксперт, пр…дикат, p…квием, р…галия, р…зервуар, клемма, тест, темп, т…нденция, те (р, рр) оризм, музей, акс…лерация, фанера, тер…певт, инт…грал, ас…птика, термин, к…нцепция, пресса, ду…т, м…рия, силу…т, стенд, ко (т, тт)… дж, ма…стро, бель…таж, декан.

Протекция, гротеск, протест, агенстсво, академия, атлет, арест, претензия, интервью, тенденция, кодекс, диспансер, желчь, темп, атеизм, эксперт, предикат, pеквием, регалия, резервуар, клемма, тест, темп, тенденция, терроризм, музей, акселерация, фанера, терапевт, интеграл, асептика, термин, концепция, пресса, дуэт, мария, силуэт, стенд, коттедж, маэстро, бельэтаж, декан.

Слова с твердыми согласными перед е: гротеск, тенденция, кодекс, диспансер, темп, атеизм, тест, темп, тенденция, интеграл, стенд, коттедж.

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку предложений.

В нашем лицее происходит углублённое изучение профилирующих предметов.

Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению.

Вы должны туда собственноручно сходить.

Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию.

В преддверии холодного сезона вопросом особой важности является подготовка к зиме.

ударение глагол лексический сочетаемость

В нашем лицее происходит углублённое изучение профилирующих предметов. — В нашем лицее углублённо изучаются профилирующие дисциплины (для справки: профилирующий — соответствующий, отвечающий профилю хозяйства, профессии, специальности. Профилирующие дисциплины).

Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. — Упор делается на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению.

Вы должны туда собственноручно сходить. — Вы должны сходить туда лично.

Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию. — Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может производить и другую продукцию.

В преддверии холодного сезона вопросом особой важности является подготовка к зиме. — В преддверии холодного сезона одним из наиболее важных вопросов является подготовка к зиме.

Размещено на Allbest.ru

Полный курс русского языка. Все типы заданий, все виды упражнений, все правила. 1 класс
Полный курс русского языка для первого класса содержит все необходимые правила, которые первоклассник обязательно должен знать, чтобы потом использова.

Полный курс русского языка. Все типы заданий, все виды упражнений, все правила. 4 класс
Полный курс русского языка для четвертого класса содержит все необходимые правила, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом испол.

Словари Русского языка
Описание: Справочник пo фразеологииСловарь иностранных словОрфографический словарь русского языка ЛопатинаТолковый словарь русского языка С.И.ОжеговСл.

Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений, все правила. 1 класс.
М.: 2012. — 190 с. Полный курс русского языка для первого класса содержит все необходимые правила, которые первоклассник обязательно.

Истоки и судьбы русского литературного языка
Книга продолжает и развивает проблематику ранее опубликованных фундаментальных трудов Ф. П. Филина и является большим вкладом в теорию и историю русск.

6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принад­лежностью, эмоциональной окраской, граммати­ческими свойствами и др.

Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.

Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:

  • не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз );
  • уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта );
  • встреча созвана (правильно: встреча состоялась );
  • повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).

Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.

Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.

Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.

При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.

Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.

Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.

Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.

источники:

http://www.tnu.in.ua/study/refs/d73/file129448.html

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/801-65_oshibki__svyazannye_s_leksicheskoi_sochetaemostyu_slov.html

(Контрольная работа № 1)

Вариант 1.

Найдите в приведенных предложениях случаи немотивированного употребления разговорных и просторечных слов. Отредактируйте предложения.

Наши спортсмены

начисто проиграли все соревнования в беге на длинные дистанции.

У предприятия, благодаря полученной поддержке, есть возможность начать работу

без раскачки (предварительной подготовки).

Наконец-то местные хулиганы в результате проведенных мероприятий

струхнули (испугались).

В нашем классе не любят тех, кто больше

языком чешет (много разговаривает).

За прошлый год был всего один случай, когда работник предприятия явился на работу

под хмельком (в нетрезвом состоянии).
1. Поставьте ударение.

АлкогОль, алфавИт, арАхис, анАлог, бюрокрАтия, бомбардировАть, боЯзнь, балОванный, вЕроисповЕдание, ветеринАрия, втрИдорога, вчИстую, высококвалифицИрованный, газопровОд, гастронОмия, гЕрбовый, давнИшний, дефИс, диспансЕр, договОр, договОры, досУг, дОсыта, дремОта, жалюзИ, завИдно, задОлго, закУпорить, запломбировАть, звонЯт, злОба, зАговор, занятОй (человек), зАнятый (дом), избаловАть, Издавна, Издревле, иерОглиф, инАче, инсУльт, Искра, каталОг, кАшлянуть, квартАл, киломЕтр, корЫсть, кУхонный, кедрОвый, красИвее, кулинАрия, медикамЕнты, мЕльком, наговОр, нАискось, наОтмашь, нарОст, начАть, незадОлго, некролОг, обеспЕчение, облегчИть, обОдрить, оптОвый, освЕдомить, пломбировАть, премировАть, паралИч, приговОр, принУдить, принЯть, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, партЕр, подросткОвый, похорОн, пОхоронам, предложИть, придАное, призЫв, радУшный, свЕкла, сиротЫ (род. падеж), сирОты (множ. число), слИвовый, созЫв, срЕдства, столЯр, танцовщИца, тУфля, углубИть, украИнский, умЕрший, фарфОр, фенОмен, ходатАйство, хребЕт, христианИн, цемЕнт, шассИ, шофЕр, щавЕль, экспЕрт, экспЕртный, Экспорт, эскОрт, языкОвая (колбаса), языковАя (система).
2. От прилагательных образуйте краткие прилагательные женского рода и множественного числа. Поставьте ударение.

ОБРАЗЕЦ: меткий – метка, метки.

Бойкий- бойка, бойки

тесный – тесна, тесны

густой – густа, густы

глупый – глупа, глупы

грубый – груба, грубы

вредный – вредна, вредны

быстрый – быстра, быстры

холодный – холодна, холодны

близкий – близка, близки
3. Образуйте от глаголов формы прошедшего времени мужского, среднего, женского родов и множественного числа). Поставьте ударение во всех формах.

ОБРАЗЕЦ: жить- жил, жила, жило, жили.

Класть – клал, клала, клало, клали

нанять- нанял, наняла, наняло, наняли

понять – понял, поняла, поняло, поняли

взять – взял, взяла, взяло, взяли

красть – крал, крала, крало, крали

звать – звал, звала, звало, звали

дать – дал, дала, дало, дали

ржать – ржал, ржала, ржало, ржали

снять – снял, сняла, сняло, сняли

занять – занял, заняла, заняло, заняли

продать – продал, продала, продало, продали

лить – лил, лила, лило, лили

прожить – прожил, прожила, прожило, прожили
4. Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени и поставьте в них ударения.

ОБРАЗЕЦ: формировать – формированный.

транспортировать — транспортированный

пломбировать — пломбированный

премировать — премированный

нормировать — нормированный

компрометировать — компрометированный

игнорировать — игнорированный

бомбардировать — бомбардированный
5. Поставьте ударения в страдательных причастиях женского рода.

Принята, отозвана, названа, начата, отобрана, взята, выдрана, избрана, вита.
6. Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН».

<шн> <чн> и <шн> <чн>

ЧН- конечный, прочный, скрипичный, тепличный, столичный, порядочный, огуречный, заочный, закусочная, поручни, горчичник, ячневая

ШН- конечно, сливочный, скучно, нарочно, прачечная, яичница, яичный, перечница, Кузьминична, Ильинична, скворечник.

ЧН и ШН- булочная, подсвечник.
7. Разделите на 2 колонки заимствованные слова.

<е> <э>

Авиамоделизм, академия, анестезия, атеизм, астероид, ателье, акварель, бенефис, вундеркинд, гантель, депрессия, дека, дезинфекция, диспансер, демагог, декан, интервью, интернат, интерьер, купе, коттедж, модель, спринтер, сепсис, темп, тире, шимпанзе, фреза, феномен.
Вариант 2.

1. Используя толковые словари, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Составьте с ними предложения.

Помошник, пособник, соучастник, партнер.
2. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку предложений.

  1. Мы используем индивидуальный подход, учитывая интересы и способности ребенка.
  2. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию.
  3. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в городе является подготовка к зиме.
  4. Председательствует на заседании профессор, только что защитивший ученую степень.

3. Определите, употребление каких синонимов стилистически неоправданно. Сделайте стилистическую правку.

На полях животноводческой фермы

трудится (работает) самая современная техника.

К концу года

рапортуют (отчитываются о проделанной работе) труженики торговой сети столицы.Кара ( результатом небрежности) за небрежность в обороне настигла «Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма.

Строители обещали

воздвигнуть (построить) здание нового вычислительного центра в сентябре.
4. Определите, являются ли данные слова многозначными или однозначными. Употребите их в контексте.

Зерно (многозначное слово) Крестьяне отдали последнее зерно нуждающимся горожанам. Рациональное зерно присутствовало в его высказываниях.

Холод (многозначное слово) Наступили январские холода. От его слов по спине пробежал холодок.

Октябрь (однозначное слово) Октябрь уж наступил.

Семестр (однозначное слово) В осеннем семестре нам предстоит сдать сложные предметы.

Зеркало (однозначное слово) Попугай с удивлением рассматривал свое отражение в зеркале.
5. К следующим словам подберите омонимы, омоформы, омофоны, омографы. Употребите их в контексте.
Жгут костры. Плотно затянут жгут .(омоформы)

Ключ не подходил к двери. В лесу мы обнаружили холодный ключ. (омонимы).

Новый атлас пригодился на уроке географии. Платье было сшито из атласа. (омографы).

Мой окно получше. Мой друг опять опоздал на встречу. (омоформы).

Стекло показалось мутным. Полотенце еще не стекло. (омоформы).

Вина за поступок не покидала меня. Налейте вина! (омонимы)

К трем девушкам подъехало такси. Мы уже час трем грязные полы. (омоформы).

Род существительных определяется по окончанию. Пусть продлится род человеческий. (омонимы)

Дед сторожил склад. Мой дед старожил. (омофоны).
6. Составьте предложения или словосочетания с паронимами.

Действенный метод – действительный поступок; деловитый вид –деловой костюм; дипломатический ужин – дипломатичный молодой человек; дефектный шов –дефективный ; конструкторское бюро –конструктивный способ; эффектный шаг –эффективный метод; логический взгляд –логичный метод; представить собеседника –предоставить путевку; размещать объявление –помещать в сумку; укрывать одеялом – скрывать недостатки; осудить за поступок-обсудить дела; ввести новшество-новинка сезона; необычное существо-сущность вопроса; типичный метод –типовой дом; одевать ребенка-надевать перчатки; явный поступок-явственный отпечаток.
7. Подберите несколько синонимов к словам. Составьте словосочетания.

Преимущество в соревновании; превосходство перед соперником

Влажный воздух; мокрый снег

Дерзкий поступок; наглый , смелый

Кроткий нрав; стеснительный ребенок

Неизвестный остров; незнакомый человек

Необъятный горизонт; всеохватывающий взор
8. Подберите несколько антонимов к словам.

Вежливость-невежливость-наглость, вечность-миг, возникать-пропадать-исчезать, гигант-лилипут, мальчик-спальчик, движение-остановка, естественный-искусственный, знание-незнание, искренность-неискренность, истина-ложь, красивый-ужасный, свет-тьма, свобода-неволя, цивилизация-хаос.

Вариант 3.

1. Найдите историзмы и архаизмы, укажите различные типы архаизмов (фонетические, словообразовательные, лексические, семантические).

  1. В конце каждого письма Александр Львович неукоснительно справлялся (лексический) о том, что играют сейчас в петербургских театрах и каковы сейчас погоды (словообразовательный) в Петербурге.
  2. .…. спросил у Вильгельма, как бы осердившись (словообразовательный).
  3. Он прошел по окраине пражского предместья и стал искать харчевни (лексический)
  4. Мебель была мягкой, столы широкие, диваны- покойные (лексический).
  5. В это время мимо проносится в прекрасных санях какой-то статский советник (историзм) с белым плюмажем (историзм) и, вглядевшись в Вильгельма, низко ему кланяется.
  6. В Пьемонте карбонарии (историзм), друзья вольности, восстали против иезуитов, судей, против короля.
  7. Мелькают тракты (семантический), версты (семантический), запыленные листы придорожных деревьев.

2. Укажите речевые штампы и другие стилистические недочёты в предложениях, взятых из репортажей и газетных статей. Отредактируйте предложения.

  1. Неплохими темпами организованы работы на строительстве коровника.
  2. Нельзя сбрасывать со счетов погодные условия нынешнего года.
  3. В настоящее время имеется ввиду провести некоторые мероприятия по ряду вопросов, касающихся решения проблемы жилища будущего.
  4. Многие вопросы, касающиеся дальнейшего подъёма туризма, ещё ждут своего решения.

3. Разделите существительные на три группы: с окончанием во множественном числе –а,я; с окончанием во множественно числе – ы,и; с вариативным окончанием –а,я и –ы,и.

Бухгалтеры, выборы, инструкторы, гербы, шофёры, крендели, инженеры, контейнеры, офицеры, токари, тракторы, редакторы, лекторы, порта.

Борта, буфера, цеха, инспектора, цвета, директора, инспектора, штабеля, купола, округа,

Образы (а), свитеры(а).
4. Составьте словосочетание существительное + прилагательное со следующими словами.

Мой визави, справедливый судья, справедливое жюри, густое желе, цветная брокколи, зеленоглазое такси, новый тюль , горячий кофе, придорожное кафе, резвый пони, назначенный пенальти, вкусная иваси, сильный торнадо, большая мозоль, новый шампунь, заказная бандероль, круглый (круглая) сирота, лучший староста, пестрый какаду, капризный белоручка, интересный хинди, прелестный колибри, большая моль, зеленое бра.
5. Образуйте родительный падеж множественного числа.
Абрикосы — абрикосов, ананасы — ананасов, апельсины — апельсинов, баклажаны — баклажанов, бананы — бананов, барышни — барышень, басни — басен, бланки — бланков, вафли — вафель, георгины — георгин, гольфы — гольф, гектары — гектаров, грузины — грузин, иглы — игл, карты — карт, килограммы — килограммов, носки – носков (носок), оладьи — оладий, погоны — погон, полотенца — полотенец, простыни – простынь (простыней), сапоги — сапог, туфли — туфель, чулки — чулок, яблони — яблонь, ясли — яслей.
6. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

Это самый новый проект. Завод оказался более передовым, чем его конкурент. Гоголь изображает помещиков реалистичнее. Вариант заместителя оказался худшим. В комнате теперь светлее. Самая высокая гора Земли – Эверест. Сегодня спортсмены в лучшей форме. Посетителей в ресторане вчера было несколько меньше.
7. Согласуйте подлежащее и сказуемое.

Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. Ряд новых домов стоят в конце деревни. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке. На концерте выступила 21 певица. За моей тележкой четвёрка быков тащили другую. Много птиц сидело на ветвях. Серёжа с Петей долго ждали возвращения матери.

8. Определите, какого управления требуют приведённые ниже слова.

Беспокоиться, тревожиться за кого-нибудь, о ком-нибудь
Упрекать, порицать в чем-нибудь, за что-нибудь
Удивляюсь, удивлён чему-нибудь, чем-нибудь
Превосходство, преимущество над чем-нибудь, перед чем-нибудь
Уверенность, вера во что-нибудь, в чем-нибудь
Оплатить, заплатить что-нибудь, за что-нибудь
Касаться, относиться кого-нибудь, к кому-нибудь
Препятствовать, тормозить чему-нибудь,что-нибудь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

080502.65- «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

г. Дальнереченск

2009

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия проводятся по наиболее сложным вопросам и темам разделов дисциплины и имеют своей целью: закрепить знания полученные во время лекций и самостоятельной работы с учебной литературой; расширить и углубить представления студентов по наиболее актуальным проблемам технической оснащенности.

Подготовку к семинару следует начинать сразу же после лекций по данной теме или консультации преподавателя. Вначале необходимо изучить план семинара, содержание основных вопросов, список рекомендованной литературы и дополнительные задания, которые могут быть даны преподавателем. При этом следует спланировать самостоятельную работу к занятию, следующим образом, по какой проблеме, какие источники, где и когда следует найти и изучить; по каким вопросам подготовить краткие письменные ответы, выступления или доклады.
Практическое занятие №1
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ И ПУНКТУАЦИОННАЯ НОРМА
1. Понятие культуры речи. Этапы развития культуры речи как науки.

2. Нормативный аспект культуры речи. Понятие языковой нормы.

3. Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи.

4. Этический аспект культуры речи.

Основные теоретические сведения

Культурой речи называют в настоящее время самостоятельную лингвистическую науку. Культура речи – это: 1) владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; 2) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

Современная концепция культуры речи включает три аспекта.

  1. Нормативный аспект связан с понятием языковой нормы.

Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Другими словами, норма – это правила использования языковых средств (произносительных, лексических, грамматических), принятых в общественно-языковой практике.

2. Коммуникативный аспект культуры речи связан с исследованием задач общения, их реализацией в конкретном тексте. Основной функцией речи является коммуникативная функция, которая заключается в передаче сообщения. К основным коммуникативным качествам речи относятся:

    • правильность,
    • точность,
    • логичность,
    • чистота,
    • богатство и разнообразие,
    • выразительность и образность,
    • краткость и уместность.

3. Этический аспект культуры речи связан с этическими и поведенческими нормами, речевым этикетом.
Упражнения

  1. Познакомьтесь с различными определениями нормы литературного языка. Сравните эти определения. Назовите, какие признаки нормы выделяются в каждом определении.

Норма языковая – совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Н. как совокупность стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом, является специфическим признаком литературного языка нац. периода. В более широкой трактовке Н. трактуется как неотъемлемый атрибут языка на всех этапах его развития (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С.337).

Норма. Принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентации), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида (С.О. Ахманова. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. С.270).

Норма. Наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившихся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985. С. 152).

Норма – это совокупность наиболее пригодных (“правильных”, “предпочитаемых”) для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов (Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974. С.259-260).

Норма языковая, норма литературная – принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств (Русский язык. Энциклопедия. М., 1997).

  1. Используя материалы средств массовой информации, подберите примеры нарушения требований правильности речи (точности, понятности и т.д.).

3. Подготовьтесь к тестированию по русскому языку, повторите наиболее трудные случаи орфографии и пунктуации (непроверяемые безударные гласные в корне слова; чередование гласных в корне слова; приставки пре- и при-; гласные Ы и И после приставок; непроизносимые согласные; Н и НН в прилагательных и причастиях; правописание сложных слов; правописание наречий; знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом, знаки препинания в сложном предложении и др.). Используйте пособие Розенталя Д.Э. (см. список литературы).

Список литературы

1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000. С. 69-74, 139-162.

2. Розенталь, Д.Э. Пособие по русскому языку. М., 2001 (или любое др. издание).

Практическое занятие №2

ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

1. Функционально-стилевая закрепленность слова.

2. Понятие стиля, разновидности стилей.

3. Общая характеристика функциональных стилей русского языка.

Основные теоретические сведения

1.  Стилистические нормы регулируют отбор определенных слов, форм слова, предложений в зависимости от ситуации и отношения говорящего (пишущего) к тому, о чем говорится. Слова в языке имеют определенную стилистическую окраску: функциональную, или функционально-стилистическую и эмоционально-оценочную.

К функционально-стилистически окрашенной лексике относятся прежде всего слова, наиболее употребительные в той или иной сфере. Это к н и ж н ы е слова, связанные со сферой интеллектуального общения (инакомыслие, имманентный, нивелировать), слова церковнославянского происхождения (благоговейный, воздать, низвергать), официальноделовые (выие-изложенный, юрисдикция), специальные слова (формация, пункция, возбудитель) и р а з г о в о р н ы е слова, используемые в непринужденной обстановке (умник, валерьянка, грипповать, выдумщик, приболеть). Эти две группы противопоставлены н е й т р а л ь н ы м, стилистически не окрашенным словам (стол, дверь, идти).

К эмоционально-оценочным относятся слова, в значении которых можно выделить компонент, связанный с выражением чувства, отношения к слушающему, оценки предмета речи, ситуации общения. Выделяют такие разновидности стилистической окраски, как ласкательная (бабуля, лапочка), одобрительная (симпатяга, башковитый), неодобрительная (хаханьки, гоготать), пренебрежительная (финтифлюшка, фрукт – о человеке), презрительная (хапуга, хамье), ироническая (доморощенный), бранная (болван, грымза).

2.  Стиль – разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенным набором языковых средств и противопоставлена другим разновидностям. Традиционно выделяют: научный стиль, официально-деловой, газетно-публицистический, разговорный, а также язык художественной литературы. Сферой функционирования научного стиля является наука, официально-делового – административно-правовая деятельность, газетно-публицистического – общественно-политическая сфера, разговорного – повседневно-бытовое общение, языка художественной литературы – художественные произ-ведения.

Научный стиль – функциональный стиль речи, связанный с научной деятельностью и отражающий особенность теоретического мышления. Основная цель в научном стиле – сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность. Научный стиль характеризуется точностью, логичностью, объективность, обобщенностью, последовательностью изложения. В нем широко используется терминологическая, абстрактная лексика, слова в прямых, конкретных значениях, для него характерны сложные, развернутые конструкции. Выделяют также научно-популярный подстиль, в котором научная информация излагается простым, доступным языком и рассчитана на широкий круг читателей.

Официально-деловой стиль – один из функциональных стилей речи, связанный с административно-правовой сферой деятельности и правовыми отношениями между людьми, гражданами и государством, разными государствами. Это стиль документов, официально-деловых бумаг. Для этого стиля характерны сжатость, компактность изложения, стандартное расположение материала, трафаретность, широкое использование терминологии, номенклатурных наименований, включение в текст аббревиатур, полное отсутствие эмоционально-экспрессивных средств, слабая индивидуализация стиля.

Публицистический стиль – один из функциональных стилей речи, входящий в группу книжных стилей. Связан с широким спектром общественных занятий и интересов, политико-идеологическими и культурными отношениями, с осмыслением всего происходящего в мире с позиций общественного блага, истины и справедливости (в идеале), а также с позиций новизны и увлекательности, познавательного и внешнего интереса текста для читателя, зрителя, слушателя. В газетно-публицистическом стиле реализуется функция воздействия, с которой совмещается чисто информативная функция (сообщение новостей). К основным чертам языка газеты относятся «экономия» языковых средств, лаконичность изложения, наличие общественно-политической лексики, использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише, использование риторических вопросов, восклицаний, повторов, параллелизма построения.

Язык художественной литературы – искусство слова, речевая реализация творческих художественных замыслов. Особое свойство художественной речи – «значимая форма»: слова и другие языковые средства с присущими им значениями используются в художественной речи как средство создания художественного целого, образно представляющего действительность. Художественному стилю присуще широкое использование изобразительно-выразительных языковых средств (эпитеты, метафоры и др.), проявление творческой индивидуальности автора.

Разговорный стиль – один из функциональных стилей речи, выделившийся из разговорной речи как ее литературная разновидность. Использование разговорного стиля предполагает опору на национальную традицию общения, наличие всех коммуникативных качеств хорошей речи, приспособленных к условиям разговорного общения, полное использование жанрового репертуара разговорной речи, владение прямыми и косвенными способами выражения смысла, техникой выразительности, кооперативным способом ведения диалога. К языковым особенностям разговорной речи относится широкое употребление обиходно-бытовой, эмоционально-экспрессивной лексики (включая частицы, междометия). Своеобразие синтаксиса заключается в использовании неполных предложений, слов-обращений, слов-предложений, повторов, присоединительных конструкций, разрыва предложений вставными конструкциями; экспрессивность высказываний.

Упражнения

1. Определите, какие из приведенных слов в своем прямом значении являются стилистически нейтральными, а какие имеют стилистическую окрашенность. Проверьте свои предположения по толковому словарю. Употребите эти слова в предложениях.

Весьма, кастрюля, ложка, доминировать, тапки, удобоисполнимый, меморандум, неявка, вбухать, камень, овсянка, аскорбинка, феномен, матроска, видеоклип, альтруизм, альтернатива, ниспослать.

2. Определите стилистическую окраску слов и подберите к ним синонимы иной стилистической окраски.

Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.

3. Распределите слова на группы с положительной и отрицательной эмоциональной окраской.

Похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленники, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.

4. Подберите небольшие фрагменты текстов разных стилей. Отметьте в них черты, присущие данному стилю.

5. Подберите текстовые фрагменты из современной публицистики, иллюстрирующие следующее положение: «Публицистика – это такая сфера языка, где могут свободно переплетаться и вступать во взаимодействие многие особенности научного и официально-делового стилей, с одной стороны, и разговорной речи и языка художественной литературы – с другой» (Русский язык в его функционировании: Уровни языка. М., 1996. С.190.).
Список литературы

1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. Р н/Д, 2000. С. 56-67.

2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. М., 2001. С. 11-60.

3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. С.73-93.

4. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М., СПб., 2002. С. 375-387.

Практическое занятие №3

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

1. Общая характеристика научного стиля.

2. Языковые средства научного стиля. Способы замещения слов в текстах научного стиля.

3. Способы толкования терминов.

Основные теоретические сведения

1. К числу языковых особенностей научного стиля можно отнести следующие: обилие терминов, абстрактной лексики, употребление слов в прямом значении, использование различного рода клише (состоит из…, заключается в…, представляет собой…), употребление отвлеченных существительных в форме мн. ч. (смазочные масла, высококачественные стали), использование глагольно-именных конструкций вместо глагольных (находят применение – вместо применяются; проводят испытания; происходит рост), широкое использование сложноподчиненных предложений с отношениями причины и следствия, доказательства и вывода, цели и др., частое использование вводных слов, обеспечивающих логическую связность частей текста.

Чтобы избежать использования одних и тех же слов, их следует заменять другими словами. Можно отметить несколько способов замещения слов в текстах научного стиля:

1)  лексический повтор

Стекло обладает большой химической стойкостью. Обыкновенное стекло достаточно прочно, но хрупко.

2) лексический повтор с трансформацией (использование однокоренных слов)

Почти все металлы обладают пластичностью, т.е. способностью пластически деформироваться без разрушения. Наиболее пластичны сплавы на основе меди и алюминия. Высокой пластичностью характеризуется, например, кремнистая бронза.

3) местоименный повтор (замена существи-тельных анафорическими местоимениями)

Пеностекло имеет пористую структуру. Оно обладает комплексом ценных свойств.

4) семантический повтор (замещение частного понятия общим, или наоборот)

В состав веществ обязательно входят бор, титан и цирконий, ванадий, висмут, ниобий и тантал, вольфрам и молибден, кобальт. Каждый из этих металлов отличается физическими свойствами;

В природе большинство металлов находится в виде различных химических соединений. Это, главным образом, оксиды, карбонаты, силикаты, сернистые соединения.

5) синонимический повтор (замещение синонимом, иногда в сочетании с указательным местоимением, или перифразой – описательным выражением)

Если мокрую глину высушить, произойдет уменьшение объема. Усадка сопровождается растрес-киванием глин.

2. Существует несколько способов объяснения слов. Наиболее рациональный способ – это толкование через логическое определение, т.е. определение понятия через ближайший род и видовое отличие, например: Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Распространенным считается синонимический способ – объяснение слов, различных по звучанию, но имеющих более общее значение. Например, конфронтация – противопоставление, противоборство; альянс – союз, соединение. Довольно часто при объяснении слова применяют описательный способ, при котором его смысл передается посредством описания самого предмета, понятия, явления. К примеру, вот как дается описание слова «патерностер»: В конце XIX века в Гамбурге был построен патерностер. Это подъемник так называемого непрерывного действия. Состоит он из множества кабинок без дверей, которые движутся между этажами только в одну сторону – вверх или вниз. Входят и выходят пассажиры на ходу. Поясняя значение слова, неплохо обратиться к его этимологии, т.е. происхождению. Так, например, философ И. А. Ильин дает толкование понятия «федерация»: Латинское слово «фёдус» означает договор и союз, и, далее, – порядок и закон. В науке государственного права федерацией называется союз государств, основанный на договоре и учреждающий их законное, упорядоченное единение.

Упражнения

1. Проанализируйте фрагмент текста научного стиля, отметьте в нем черты, присущие научному стилю:

Звезды формируются из отдельных сгустков распавшегося облака. Рассмотрим этот процесс более подробно. При сжатии облака увеличивается его температура, давление внутри облака растет до тех пор, пока не возникнут условия для протекания термоядерных реакций. Сжатие звезды продолжается до момента, пока гравитационные силы не уравновесятся давлением газа и излучения внутри зарождающейся звезды. Возникнет звезда или нет, полностью определяется массой облака. Расчеты показывают, что при массе 10 – 10 масс Солнца температура будет недостаточна для запуска термоядерных реакций. Если же масса облака будет слишком велика, то силы гравитации сожмут звезду в точку. Образуется черная дыра. При М~ 100 масс Солнца звезда сожмется в любом случае.

2. Приведите примеры терминов, используемых в вашей научной специальности, дайте их определение.

3. Определите способы замещения слов в приведенных фрагментах.

1. При нагревании сплавы размягчаются, а при определенной температуре начинают плавиться. Температура плавления большинства сплавов ниже температуры плавления самого легкоплавкого металла, входящего в состав сплава.

2. Примером сплава с особенно низкой температурой плавления может служить сплав Вуда. Он плавится при температуре 68°С.

3. Платина – серебристо-белый металл. Платина имеет высокую температуру плавления.

4. Механизм состоит из многих деталей, т.е. отдельно изготовленных частей. Например, колесо автомобиля состоит из нескольких деталей: обода, втулки, крышки, нескольких болтов, гаек и т.п.

5. Структура гранита – зернисто-кристаллическая. Кристаллы хорошо оформлены, иногда достигают сравнительно крупных размеров.

6. Машины-орудия используют механическую работу, получаемую от машины-двигателя. К этим механизмам относят конвейеры, ЭВМ.

7. Для того, чтобы улучшить основные свойства гидротехнического бетона, в портландцемент вводят активные минеральные добавки. Зерновой состав заполнителей нужно подобрать таким образом, чтобы получился минимальный объем пустот при возможно большей крупности максимальных по размеру зерен.

4. Определите способы толкования слов.

1. Соляромобиль – первое в Европе транспортное средство, передвигающееся с помощью энергии солнца. 2. Особенно широкую популярность получили эхотахокардиографы – приборы, которые используются во врачебной практике для диагностике заболеваний сердца. 3. Большое значение в организации производства имеет система менеджмента (управления). 4. Как появилось в языке слово «джинсы»? Название материала jean образовалось от топонима Генуя. Из этой ткани в Сан-Франциско в 1850 году стали шить брюки особого покроя, которые назвали jeans – «штаны». Это форма множественного числа от jean. В XX веке такого покроя брюки попали в Россию, а их название в русском языке несколько изменилось, приобретя русское окончание мн. ч. – джинсы. 5. Педагогика – наука о воспитании, образовании и обучении.
Практическое занятие №4

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

1. Особенности официально-делового стиля.

2. Типы документов.

3. Оформление реквизитов документов.

Основные теоретические сведения

Основной сферой, в которой функционирует официально-деловой стиль русского литературного языка, является административно-правовая деятельность. Официально-деловая речь имеет следующие стилевые черты: точность изложения, детальность изложения, стереотипность, стандартизованность изложения, официальность, строгость выражения мысли, объективность и логичность.

По содержанию и назначению выделяют распорядительные, отчетные, справочные, плановые и др. виды документов. В зависимости от того, к какой сфере деятельности относится документируемая информация, различают управленческие, научные, технические, производственные, финансовые виды документов. По фактору доступности документы могут быть открытого пользования, ограниченного доступа и конфиденциального характера. По срокам исполнения документы разделяют на срочные, второстепенные, итоговые и периодические. При составлении документа особое значение имеет оформление всех его реквизитов.

Р е к в и з и т ы – это обязательные признаки, установленные законом или распорядительными положениями для отдельных видов документов. Совокупность реквизитов документа называют ф о р м у л я р о м.

Упражнения

1. Отметьте черты официально-делового стиля в данном фрагменте.

Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Щепиловка и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Образована специальная комиссия из представителей районной администрации, медицинских, страховых и других организаций для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

2. Напишите заявление с просьбой предоставить вам академический отпуск.

3. Отредактируйте текст заявления.

Директору фирмы “Заря” Афанасьеву Ю.П.

От Комова С.П.

Заявление.

Настоятельно прошу Вас дать мне отгул на 28.12.2008 в связи с причинами личного характера.

24.12.2008 Комов С. П.

4. Отредактируйте текст доверенности.

Доверенность.

Я, Зотова В.А., доверяю моему мужу, Зотову С.П., получить мою зарплату за декабрь месяц. В связи с тем, что я нездорова и нахожусь в больнице.

20 мая 2008 года

В.А.Зотова

5. Определите тип приведенных ниже деловых бумаг (извещение, подтверждение, напоминание, просьба, ответ, сопроводительное письмо).

1. На Ваш запрос сообщаем, что все компоненты автобусных воздушных кондиционеров и транспортных морозильных устройств имеют подтверждение стандарту ISO 9001.

2. Просим Вас сообщить, когда и на каких условиях Вы можете поставить нам 200 комбайнов марки В-45.

3. С сожалением сообщаем, что кадровая ситуация в нашем университете не позволяет положительно откликнуться на ваше предложение.

4.  В ответ на Ваш запрос сообщаем, что ООО “Кольмекс” осуществляет поставки в Россию концентрата циркониевого порошкообразного (КЦП), производства Вольногорского ГГМК. Поставки осуществляются в г.Ростове н/Д партиями по 10-15 т автомобильным транспортом.

5. Подтверждаем получение Ваших предложений, изложенных в письме № 01-05.326. от 15.03.2000.

6. Напоминаем Вам, что в соответствии с договором 24-16 от 16.03.99 Вы должны завершить разработку проекта до 16.11.99. Просим Вас сообщить состояние работы.

7. Высылаем запрошенные Вами сертификаты качества поставленных ранее кондиционеров. Получение просим подтвердить.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа студента (СРС) является обязательной составной частью программы дисциплины «Основы культуры речи». Для студентов нефилологических специальностей на этот вид работы отводится 34 часа.

Цель СРС – развить лингвистическое мышление студентов.

Задачи:

1. Выработать критичность в оценке грамматических и речевых ошибок.

2. Сформировать навык работы со справочной и научной литературой.

3. Расширить общекультурный кругозор.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, которые хорошо разработаны в учебниках, учебных пособиях и не представляют особой трудности для студентов. В частности, описание функционально-стилистических особенностей языковых единиц разных уровней, практика их употребления в своей и чужой речи являются важным моментом в профессиональной подготовке специалиста любого профиля, что способствуют развитию навыков практического пользования языком.

Формы самостоятельно работы разнообразны. Во-первых, темы для самостоятельного изучения — реферирование научной литературы. Во время самостоятельной подготовки студенты должны изучить необходимую научную и методическую литературу, предложенную преподавателем по каждой теме, познакомиться с различными точками зрения на предмет изучения, сопоставить их. Во-вторых, выполнение практикума, связанного с анализом языковых фактов. Наконец, написание рефератов, в которых необходимо осветить отдельные актуальные вопросы культуры речи .
Темы для самостоятельного изучения (реферирование научной литературы)

К разделу 2.

Неправильный выбор
слова делает речь неточной, а порой
искажает смысл высказывания: По­года
сопутствовала
(вместо
благоприятствовала) хорошему отдыху.
У куниц скоро появится
наследство

(вместо потомство). Я хочу продолжить
семейную династию
(вместо
традицию) и потому решил стать офицером.
В таких случаях говорят об использовании
слова без учета его семантики. Подобные
речевые ошибки возникают в результате
стилистической небрежности автора,
невнимательного отношения к слову или
плохого знания языка. Так в одной
газетной статье было написано: «Новые
железные дороги возникнут
в трудных для освоения районах». Слово
«возникнуть» означает «появиться,
начаться, образоваться, зародиться»,
оно не подходит для наименования
действия, которое требует значительных
усилий. Возникнуть могут подозре­ния,
тревога, сомнение, трудности, препятствия…
Железные дороги не могут возникнуть,
их прокладывают люди.

Иногда стилистическая
правка может сводиться к простой замене
слова. Однако иногда, добиваясь точности
и ясности, приходится прибегать к более
сложным видам правки, изменяя формулировки,
перестраивая конструкции.

Употребление слов
без учета их семантики может стать
причиной нелогичности и даже абсурд­ности
высказывания: «…И
стоят наши дальневосточные березки в
своем подвенечном
саване».
(вместо фаты). «Я знаю, что еще живы
предки
Пушкина» (вместо потомки).

Неправильное
словоупотребление нередко приводит к
логическим ошибкам. В числе их можно
назвать алогизм
— сопоставление несопоставимых понятий.
Например, Клюв
лесного рябчика по цвету не отличается
от обыкновенного рябчика. // Клюв лесного
рябчика по цвету не отли­чается от
клюва обыкновенного рябчика.

Причиной нелогичности
может стать подмена понятия, которая
часто возникает в результате неправильного
словоупотребления: Плохо,
когда во всех кинотеатрах города
демонстрируется одно и то же название
фильма.

Подобные ошибки в речи возникают и
вследствие недоста­точно четкой
дифференциации понятий: Приближения
дня премьеры коллектив театра ждет с
особым волнением.

(ждут не приближения премьеры, а когда
состоится премьера).

Нелогичной нашу
речь делает и неоправданное расширение
или сужение понятия, возникающее
вследствие смешения родовых и видовых
категорий. При
хорошем уходе от каждого
живот­ного
можно надаивать по 12 кг молока.
(Следовало
употребить не родовое наименование −
животное,
а видовое −
корова
.)
Очень часто это смешение придает стилю
официальную, подчас канцелярскую
окраску.

Внимательное
отношение к лексике, правильный выбор
слова, вдумчивый анализ логической
стороны речи помогут избежать подобных
ошибок.

Вариант 1

Задание 1

Перепишите
приведенные отрывки текстов, расставьте
знаки препинания. Определите, к каким
функциональным стилям они принадлежат.
Докажите принадлежность текста к данному
стилю, указав его основные лексические,
морфологические и синтаксические черты.

А.
Банковские операции подразделяются на
пассивные активные и комиссионно-посреднические.
С помощью пассивных операций банк
привлекает денежные средства с помощью
активных операций осуществляет их
размещение. С помощью комиссионно-посреднических
операций банк повышает свои доходы при
минимуме риска.

К
пассивным операциям банка относятся
привлечение вкладов получение кредитов
от других банков и выпуск (эмиссия)
собственных ценных бумаг. Ресурсы банка
формируются с помощью собственных
привлеченных и эмитированных средств.
К собственным средствам относятся
акционерный и резервный капитал, а также
нераспределенная прибыль. Необходимо
подчеркнуть, что собственные средства
составляют незначительную часть ресурсов
современного банка. Основа банковской
деятельности это заемный капитал
полученный в результате пассивный
операций. Соотношение между собственными
и заемными средствами может колебаться
от 1 к 10 до 1 к 100.

Б.
Фирма
(организация) желающая принять участие
в выставке направляет в адрес А/О
«Экспоцентр» в установленные сроки
заполненную и подписанную заявку на
участие в 3 экземплярах. Заявки поступившие
позже установленного срока будут
приниматься при наличии свободной
выставочной площади.

А/О
«Экспоцентр» письменным подтверждением
извещает фирму о регистрации ее в
качестве экспонента и предоставлении
ей выставочных площадей не позднее
одного месяца после истечения установленной
даты приема заявок.

Фирма
желающая участвовать в выставке или
подавшая заявку на участие должна
заблаговременно направить в адрес А/О
«Экспоцентр» по 5 экземпляров проспектов
и каталогов на оборудование предлагаемое
к экспонированию.

В.
Что же такое
самодеятельный туризм? Кто думает что
это походы и путешествия то безнадежно
отстал от жизни.

Самодеятельный
туризм это спортивные соревнования и
познавательные экскурсии своеобразная
служба знакомств и театрализованные
представления на полянах загородные
массовые воскресные прогулки и т.д.

У заядлого туриста
всегда много друзей. Ни совместная учеба
ни работа ни соседство не способны так
сдружить людей как сложные путешествия.

Задание 2

Расставьте
ударение в следующих словах.

афера, договор,
апостроф, гербовый, закупорить, газопровод,
маркетинг, олигархия, зубчатый, углубить

Задание 3

Исправьте ошибки
в употреблении существительных,
прилагательных, числительных.

1.
Это собрание прошло более организованнее,
чем предыдущее. 2. Четверым балеринам
предложили участвовать в конкурсе. 3.
Для проведения бесед и докладов были
приглашены квалифицированные лектора.
4. Стипендии были выплачены тысяча
пятьсот пятьдесят два студента. 5. Эти
материалы периодической печати интересны
и доступные. 6.. Этот человек не внушает
доверие. 7. Кондуктор требовал оплатить
за проезд. 8. Люди жалуются на
правоохранительные органы: стражи
порядка часто грубят с задержанными
гражданами.

Задание 4

Согласуйте
сказуемое с подлежащим.

1.
Сколько разных чувств (проходить) во
мне, сколько мыслей туманом (проноситься).
2. Выставка-просмотр декоративных тканей
(открыть) ежедневно. 3. В прошлом году на
этой конференции (выступить) 31 человек.
4. ИТАР-ТАСС (распространить) заявление
нашего правительства. 5. Большинство
лыжников, принявших участие в соревнованиях,
(остаться удовлетворенными) результатами.

Задание 5

Замените иноязычную
лексику русским эквивалентом.

1.
Эффективность режима экономии во многом
зависит от того, насколько лимитируются
финансовые расходы. 2. Трастовые операции
широко развиты за рубежом. 3. Среди
собравшихся превалировали представители
молодежи. 4.Военный бэкграунд и темперамент
этого политика мешают ему в нахождении
союзников, ибо он привык командовать,
а не руководить консенсуально. 5. Зная
конъюнктуру рынка, они покупают пакеты
акций крупных промышленных предприятий.

Задание 6

Исправьте ошибки,
вызванные нарушением лексической
сочетаемости слов.

1.Избыток
микроэлементов в почве приводит к тому,
что повышается плодовитость зерновых
культур. 2. Месторождения нефти в Среднем
Приобье расположены далеко от железных
дорог. 3. Этот агрегат позволяет внушительно
снизить температуру соединения
материалов. 4. В парке было заложено
тридцать два дерева. 5. События в
действительности проходили таким
образом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    27.03.2016242.24 Кб53.docx

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите здесь ошибку 84 уровень
  • Найдите две ошибки к высоким горам относятся
  • Найдите астрономическую ошибку уж сумраком пытливый взор обманут
  • Найди ошибку на костре козел стоял под козлом костер плясал
  • Найди ошибку большинство болот образуются при