№ 63. Состав
сотрудников дипломатических
представительств. Дипломатические
ранги.
Персонал
дипломатического
представительства делится на три группы:
-
дипломатический;
-
административно-технический;
-
обслуживающий.
Дипломатический
персонал
К
дипломатическому
персоналу
относятся:
-
послы,
посланники, советники. -
торговые
представители и их заместители, -
специальные
атташе и их заместители. -
Первые,
вторые, третьи секретари, атташе
Этих
лиц называют членами дипломатического
представительства. Их число может быть
от одного-двух дипломатов до нескольких
сотен.
-
Члены
дипломатического персонала должны
быть, в принципе, гражданами аккредитующего
государства. -
Местные
граждане или граждане третьего
государства могут быть назначены на
дипломатическую должность только с
согласия государства пребывания. -
Эти
ограничения не касаются других категорий
сотрудников.
Различают
классы
и ранги дипломатов.
Классы
относятся
только к главам дипломатических
представительств.
Согласно
Венской конвенции о дипломатических
сношения 1961 г. (п.1 ст. 14) главы дипломатических
представительств делятся на три класса.
-
Первый
класс —
послы и нунции (посол Ватикана),
аккредитуемые при главах государств. -
Второй
класс —
посланники и интернунции (посланник
Ватикана), аккредитуемые также при
главах государств. -
Третий
класс —
поверенные в делах, аккредитуемые при
главах внешнеполитических ведомств.
-
Поверенные
в делах возглавляют подведомственное
ему дипломатическое представительство
в качестве постоянного руководителя -
При
отсутствии постоянного дипломатического
представителя обязанности главы
представительства исполняют временные
поверенные в делах
Среди
дипломатических представителей по
старшинству послы стоят на первом месте.
Других
различий между дипломатическими
представителями разных классов не
проводится
(п. 2 ст. 14 Венской конвенции) 1961.
Согласно
ст. 1 Венской конвенции о дипломатических
сношениях 1961 г. члены
дипломатического персонала — это лица,
имеющие дипломатический ранг.
Дипломатический
ранг —
личный ранг дипломата, который
присваивается ему в соответствии с
действующими в данном государстве
законами и правилами о прохождении
дипломатической службы.
-
Этот
ранг сохраняется за работником вне
зависимости от занимаемой должности,
а также при уходе в отставку. -
Ранги
дипломатов — компетенция
национального, а не международного
права. Каждое
государство самостоятельно определяет
их название и количество.
Почти
во всех государствах дипломатические
сотрудники дипломатических представительств
имеют ранг:
-
Распространена
практика, когда класс совпадает с
рангом.
-
Посла
-
Посланника
-
Советника
-
1-ого
секретаря -
2-ого
секретаря -
3-ого
секретаря -
Атташе
Атташе – низший дипломатический
ранг (с атташе начинается карьера
дипломата, атташе – это специалисты по
определённому кругу вопросов, в посольстве
может быть несколько атташе, каждый из
которых занимается определённым кругом
сфер вопросов: военный атташе, атташе
по вопросам торговли, атташе по туризму,
атташе по вопросам руководства, атташе
по вопросам сельского хозяйства, атташе
по законодательству и т.д. Можно сказать,
что атташе выполняют всю основную
рутинную работу посольства: они собирают
информацию, готовят конференции, готовят
выступления вышестоящих членов посольства
на международных и других встречах и
т.д.)
Административно-технический
персонал
К
административно-техническому
персоналу
относятся:
-
Заведующие
канцеляриями, -
бухгалтеры,
-
переводчики
-
другие
сотрудники представительства, которые
исполняют административные и технические
функции.
Следуя
распространенной практике, Венская
конвенция о дипломатических сношениях
в значительной мере приравняла
административно-технический персонал
и членов их семей к дипломатическому
персоналу,
за некоторыми существенными исключениями.
-
Иммунитет
от гражданской и административной
юрисдикции не распространяется на
действия, совершенные не при исполнении
служебных обязанностей. -
Этот
персонал может беспошлинно ввозить
предметы первоначального обзаведения,
но не освобождается от таможенного
досмотра (п. 2 ст. 37).
К
обслуживающему
персоналу
относятся шоферы, курьеры, швейцары,
дворники и другие лица, которые обслуживают
дипломатические представительства.
Члены
этого персонала пользуются иммунитетом
-
в
отношении действий, совершенных при
исполнении служебных обязанностей, -
освобождаются
от налогов на заработок, получаемый по
службе, разумеется, при условии, что
они не являются гражданами страны
пребывания (п. 3 ст. 37).
В
дипломатическом праве существует
понятие дипломатический
корпус
в узком и
широком смысле слова.
-
Дипломатический
корпус в узком
смысле
— совокупность глав всех дипломатических
представительств,
аккредитованных
в данном государстве. -
Дипломатический
корпус в широком смысле
— совокупность всех дипломатических
работников зарубежных государств и
членов их семей, находящихся в данном
государстве.
Дипломатический
корпус не является организацией и не
признается
юридическим
лицом.
Главой
дипломатического
корпуса является дуайен,
старшина — старший
по классу и по времени пребывания в
данной стране глава одного из
аккредитованных в ней дипломатических
представительств.
1. Международная безопасность неделима, что означает:
безопасность одного государства зависит от безопасности других государств;
+ запрет строить безопасность одного государства за счет безопасности другого государства;
обеспечение безопасности одного государства не возможно без обеспечения безопасности всех государств.
2. Коллективная безопасность – это
признание каждым государством всеобъемлющего характера международной безопасности, включающей, в частности, политическую, военную, экономическую, экологическую, информационную, продовольственную и иную безопасность;
+ система коллективных мер, применяемых государствами на универсальной или региональной основе с целью устранения угрозы миру, предотвращения или подавления актов агрессии и восстановления международного мира и безопасности;
система действующих международных организаций.
3. Организацией универсальной системы коллективной безопасности является:
+ Организация Объединенных Наций;
Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.
НАТО.
4. В соответствии с Уставом ООН определяет существование любой угрозы миру:
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций;
+ Совет Безопасности Организации Объединенных Наций;
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций.
5. Для поддержания международного мира и безопасности могут применяться:
+ предупредительные и принудительные меры;
эмбарго на поставки вооружений и оказание гуманитарной помощи.
военные превентивные меры.
6. Принудительные действия в рамках Региональной системы коллективной безопасности:
+ не должны предприниматься без полномочий от Совета Безопасности ООН;
не должны предприниматься без согласия всех участников — государств какого-либо региона;
предпринимаются по решению большинства (2/3 голосов) государств-участников.
7. Региональными организациями коллективной безопасности являются:
+ Организация Североатлантического договора с 1949 г.;
Организация Западноевропейского союза с 1968 г.;
Организация освобождения Палестины с 1958 г.
8. Вопросами разоружения государств занимаются:
Специальный комитет СНГ (созданный в 2002 г.);
+ Комиссия ООН по разоружению (создана в 1952 г.).
Шанхайская организация сотрудничества (создана в 2001 г.).
9. Разоружение – это
+ комплекс правовых норм и практических действий государств, направленных на ограничение, сокращение вооруженных сил и вооружений и ликвидацию некоторых наиболее опасных средств ведения войны;
общие принципы, определяющие разоружение государств и регулирование их вооружений;
комплекс правовых норм и практических действий государств, направленных на ограничение, сокращение вооруженных сил и вооружений;
10. Шанхайская организация сотрудничества включает:
+ Республику Казахстан, Китайскую Народную Республику, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан и Республику Узбекистан;
Республику Казахстан, Китайскую Народную Республику, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан;
Республику Казахстан, Китайскую Народную Республику, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Беларусь.
Тест № 7 «ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ»
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Под дипломатией понимается
официальная деятельность дипломатических представительств по защите права своих граждан, созданию благоприятных условий для экономического и социального развития страны, обеспечения ее безопасности;
+ официальная деятельность глав государств, правительств, ведомств иностранных дел, специальных делегаций и миссий, дипломатических представительств по осуществлению мирными средствами целей и задач внешней политики государств;
деятельность органов внешних сношений государств.
2. Среди основных форм дипломатической деятельности государств можно назвать следующие:
подготовка информации о важнейших международных событиях;
+ официальное издание международных актов и документов;
направление представителей в дипломатические миссии в иностранных государствах.
3. Под правом внешних сношений понимается система международно-правовых норм, включающих
статус и функции дипломатических представительств и миссий;
+ статус и функции органов внешних сношений государств;
статус и функции глав государств и правительств.
4. Первым многосторонним договором права внешних сношений
+ стал Венский протокол 1815 г. (Венский регламент) о рангах дипломатических представителей;
стала Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках от 20 февраля 1928 г.
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.
5. Среди договоров права внешних сношений главенствующие место занимают
Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.;
+ Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.
Аахенский протокол 1818 г.
6. В праве внешних сношений действуют:
+Конвенция о предотвращении преступлений и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов 1977 г.;
Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики от 27 августа 1928 г. ;
Копенгагенский трактат 1857 г.
7. К источникам права внешних сношений относятся:
+ двусторонние соглашения между государствами и другими субъектами международного права о дипломатических и консульских отношениях;
соглашения между государствами и другими субъектами международного права по дипломатическому протоколу и церемониалу.
обычные правила дипломатического протокола и этикета.
8. Государственные органы внешних сношений по месту их нахождения и деятельности можно разделить:
на внутригосударственные, центральные и зарубежные;
+ на внутригосударственные и зарубежные;
универсальные и региональные.
9. Внутригосударственные органы внешних сношений можно разделить:
на конституционные и представительские;
+ на конституционные и специализированные;
на конституционные, представительские и ведомственные.
10. Конституционными органами внешних сношений являются:
органы, деятельность которых специально сосредоточена на внешних сношениях;
+ правительство и его глава;
ведомственные органы, деятельность которых связана с поддержанием внешних сношений.
11. Глава правительства представляет свою страну по всем вопросам внешних сношений
ad hoc (временно);
+ ex officio (по должности);
по поручению президента.
12. Глава государства, глава правительства и глава внешнеполитического ведомства
+ пользуются защитой международного права, иммунитетами и привилегиями;
пользуются защитой международного права, иммунитеты и привилегии в полном объеме представляются только главе государства;
не имеют дипломатических иммунитетов и привилегий.
13. Зарубежные органы внешних сношений можно разделить на:
+ постоянные и временные;
постоянные, временные и специальные.
постоянные и разовые.
14. Дипломатические представительства делятся на:
+ посольства и миссии;
посольства и консульства.
посольства и дипломатические делегации.
15. К дипломатическому персоналу относятся
заведующие дипломатическими канцеляриями;
+ торговые представители и их заместители;
сотрудники государственных органов внешних сношений.
16. Перед назначением главы дипломатического представительства
+ у правительства соответствующего государства запрашивают согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве такого представителя;
по дипломатическим каналам к правительству соответствующего государства направляется запрос для получения экзекватуры;
проводятся устные консультации на уровне министров иностранных дел.
17. Иммунитет сотрудников дипломатического представительства
+ это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания;
это изъятие из-под административной и уголовной юрисдикции государства пребывания;
это изъятие только из-под уголовной юрисдикции государства пребывания.
18. Дипломатические иммунитеты включают:
+ иммунитеты дипломатического представительства;
неприкосновенность помещений, за исключением случаев пожара или другого стихийного бедствия;
неприкосновенность жилых помещений, за исключением случаев пожара или другого стихийного бедствия.
19. Венская конвенция 1961 г. предоставляет дипломатическим представительствам следующие привилегии:
собственные, так и арендованные помещения освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания;
+ государство пребывания, как принято его законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин предметы, предназначенные для официального пользования представительства;
собственные, так и арендованные помещения освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин.
20. В мировой практике общепринято установление следующих консульских учреждений:
+ генеральных консульств, консульств; вице-консульств, консульских агентств;
генеральных консульств, консульств; вице-консульств, консульских отделов дипломатических представительств;
генеральных консульств, консульств; вице-консульств, консульских отделов дипломатических представительств, папских унций.
— штатный состав сотрудников дипломатических представительств. Он состоит из трёх категорий сотрудников: 1) официального, т. е. собственно дипломатического, штата, включающего помимо главы представительства также и всех остальных работников, обладающих дипломатическим качеством, т. е. советников, секретарей, атташе (военных, морских, авиационных и прочих специальных атташе). В практике многих стран, отражённой и в международном праве, принято причислять к дипломатическому штату священников и врачей представительств, несмотря на явно не дипломатический характер их функций, а на Востоке — драгоманов (переводчиков); 2) канцелярского (технического) персонала, в который входят заведующие канцеляриями, архивисты, секретари консульских отделов, личные секретари, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяйством и т. д.; 3) обслуживающего персонала: швейцаров, курьеров, шофёров, лифтёров, дворников, садовников, поваров, камердинеров, домашней прислуги и т. п.
Право лиц, принадлежащих к первой категории, на дипломатические привилегии, в т. ч. на дипломатический иммунитет (см.), является общепризнанным положением международного права со времён Гуго Гроция. После Гаванских конвенций 1928 (см.) о дипломатических должностных лицах это право стало международно-правовой нормой также для всех американских государств. Оно обычно зафиксировано и во внутреннем законодательстве государств. Законодательство СССР, исходя из целевой установки предоставления привилегий — абсолютной независимости и безопасности представителя, — признаёт дипломатические привилегии лишь за официальным персоналом, точно указывая при этом его номенклатуру. «Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР» от 14. I 1927 гласит: «Дипломатическим представителям и членам дипломатических представительств иностранных государств: советникам (в т. ч. торговым), первым, вторым и третьим секретарям и атташе (в т. ч. торговым, финансовым, военным, морским) предоставляются на началах взаимности все права и преимущества, присвоенные им по положению согласно нормам международного права» (ст. 2).
Старые теории международного права и практика многих государств распространяли дипломатические привилегии на персонал второй и третьей категорий, что приводило к серьёзным злоупотреблениям и не оправдывалось необходимостью. В настоящее время считается почти общепризнанным, что обслуживающий персонал не пользуется такими привилегиями. Что касается канцелярского персонала, то вопрос рассматривается как спорный. В последнее время наблюдается всё больше сторонников его решения в отрицательном смысле. В частности Гаванские конвенции 1928 обусловливают неприкосновенность и неподсудность лишь официального персонала, не определяя, правда, детально круга этих лиц.
В практике государств, не признающих дипломатических привилегий за лицами технического персонала, аресты и предание их суду имеют место только в редких случаях, когда дело идёт о тяжёлых преступлениях. Обычно правительства ограничиваются требованием отозвания или высылкой провинившегося лица.
Обязанностью персонала дипломатических представительств, к какой бы категории он ни принадлежал, является уважение к законам страны пребывания и невмешательство в её внутренние дела. Законодательство СССР запрещает советским дипломатическим представителям и персоналу представительств всякое вмешательство во внутренние дела страны пребывания.
Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы.
.
1948.