Найдите ошибку к международным вооруженным конфликтам относится вооруженная борьба

Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. Гуманитарное право - научный материал в помощь для курсовых проектов, рефератов и контрольных работ, презентаций и дипломных

Современное международное право запрещает агрессивные войны, вместе с тем в современных условиях могут иметь место и войны, не запрещенные международным правом: оборонительные войны в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборо­ну от агрессии (ст. 51 Устава ООН); национально-освободительные вой­ны; гражданские войны в отдельных странах; операции войск ООН или национальных (многонациональных) войск по решению Совета Безопас­ности ООН (ст. 42 Устава ООН); при выполнении договорных обязательств.

Война — это организованная вооруженная борьба между независи­мыми суверенными государствами. Определение агрессии содер­жится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 от 14 декабря 1974 г., согласно которой под агрессией понимается «применение воо­руженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государст­ва, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» (ст. 1).

К актам вооруженной агрессии относятся:

а) втор­жение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила; любая аннексия территории другого государства или части ее с применением силы;

б) применение любого оружия одним го­сударством против территории другого государства;

в) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого государ­ства;

г) нападение вооруженных сил одного государства на воору­женные силы другого государства;

д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение условий, содержащихся в соглаше­нии;

е) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих госу­дарств;

ж) засылка одним государством вооруженных банд, групп, на­емников, которые осуществляют акты применения вооруженных сил против другого государства (ст. 3).

Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического или военного, не могут служить оправданием акта аг­рессии (п. 1 ст. 5). Агрессивная война является преступлением против международного мира и влечет за собой международную ответствен­ность (п. 2 ст. 5). Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученная в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными (п. 3 ст. 5).

Благодаря политической инициативе СССР на 29-й сессии Гене­ральной Ассамблеи ООН в 1974 г. было принято следующее определение агрессии: «Агрессией является приме­нение вооруженной силы государством против суверенитета, террито­риальной неприкосновенности или политической независимости друго­го государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уста­вом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоя­щем определении».

Перечень запрещенных действий, квалифи­цируемых в качестве агрессивных, включает: вторжение или нападение вооруженных сил одного госу­дарства на территорию другого, военную оккупацию территории лю­бой страны в результате вторжения или нападения, аннексию с применением силы для захвата какой-либо территории или ее части.

Под вторжением понимается ввод войск на территорию иностранного государства без разрешения его правительства. Если вторжение иног­да может протекать без фактических военных действий, то при напа­дении обычно имеют место боевые действия: бомбардировка соответствующими средствами одного госу­дарства объектов другого или применение любого оружия против дру­гой страны; блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого.

В международном праве это понятие означает прегра­ждение с моря доступа к портам или побережью неприятеля и выхода из этих портов и от берегов в море — в целях нарушения морских комму­никаций.

Нападению могут подвергать­ся в первую очередь военные корабли и самолеты, находящиеся за пределами государственных границ своей страны, а также невоен­ные суда (торговые и промысловые), самолеты авиакомпаний.

В установлении факта агрессии важное значение имеет первенство нападения, с учетом хронологической последовательно­сти событий.

Под самообороной следует понимать ответные военно-насиль­ственные действия государства, предпринимаемые в целях защиты су­веренитета и территориальной целостности от вооруженного противо­правного нападения извне.

Они могут иметь наступательный характер и распространяться на территорию агрессора в той мере, в какой это не­обходимо для ликвидации последствий и предупреждения возобновления вооруженного нападения. В качестве средств самообороны допусти­мо использование любых незапрещенных международным правом ви­дов оружия.

Вооруженное нападение необходимо отличать от случайного, оши­бочного использования оружия. Действительное вооруженное нападе­ние — это организованное применение вооруженной силы, а не разовый пуск ракеты, выстрел. Критерием является общая военно-политическая обстановка в мире, в районе ис­пользования оружия и предшествующее состояние отношений между государствами.

Международный вооруженный конфликт — это вооруженная борьба между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъ­ектностью: а) суверенными государствами; б) национально-освободительным движением и метрополией; в) признанной восставшей или воюющей стороной и соответствующим государством.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера отно­сятся вооруженные конфликты, происходящие на террито­рии какого-либо одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.

Вооруженный конфликт немеждународного характера отличается от международного вооруженного конфликта:

а) наличием враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того же го­сударства;

б) фактическим участием в боевых действиях вооруженных сил противоборствующих сторон и применением ими оружия;

в) кол­лективным характером выступлений (отдельные антиправительственные выступления, слу­чаи нарушения конституционного строя в стране, возникновение обстановки внутренней напряженности не от­носятся к категории вооруженного конфликта немеждународного ха­рактера);

г) элементом организации (так, повстанцы должны создать органы власти, ответственные за поведение лиц из числа их вооруженных формирований);

д) обла­данием частью территории соответствующего государства (восставшие должны не только обладать частью территории, но и эффективно осуществлять на ней функции власти, в том числе планировать и вести военные действия).

Внутренние беспорядки — ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности. Внутренняя напряженность — это ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превен­тивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и законности.

Источниками права вооруженных конфликтов является совокуп­ность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права в период ведения военных действий, запрещающих или ограничива­ющих средства ведения войны, предусматривающих гуманизацию ее методов в целях защиты жертв вооруженных конфликтов.

Международно-правовые акты разрабатывались с ХIХ в., начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажига­тельных пуль и комплекса Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., в том числе о неупотреблении определенных видов пуль и снарядов, о законах и обычаях сухопутной и морской войны.

В настоящее время это: Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны:

1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) об обращении с военнопленными;

4) о защите гражданского населения во время войны.

Государства обязаны следить за соблюдением принципов права вооруженных конфликтов:

1) принципа гуманности, запрещающего воюющим сторонам применять военное насилие, которое не оправдывается военной необходимостью. Он охва­тывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и методов ее ведения, так и средств и методов защиты жертв войны;

2) принципа недопустимости дискриминации, обязывающего воюющие стороны обращаться с индивидами, пользующимися покровительством гуманитарных конвенций, при любых обстоятельствах без всякого различия на основе характера или происхождения вооруженного кон­фликта, на основе причин, которые воюющие стороны приводят в свое оправдание или ссылаются на них, без всякой дискриминации по при­чинам расы, цвета кожи, религии, пола, имущественного положения;

3) принципа ответственности за нарушение норм международного права, включающего: а) международно-правовую ответственность государств; б) уголовную ответственность физических лиц;

4) принципа ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы;

5) принципа разграничения военных и гражданских объектов;

6) принципа защиты участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения.

Международным
вооруженным конфликтом считаются
вооруженные конфликты, возникающие
между двумя или более государствами-участниками
Женевских конвенций, а также случаи
оккупации всей или части территории
государства-участника, а также национальные
освободительные войны (ЖI, ЖII, ЖIII ст.2
общая, ЖПI ст.1.3-4).

Определение,
приведенное в статье 2, общей для Женевских
конвенций 1949 года, применяется не только
в случае объявленной войны, но и всякого
вооруженного конфликта, возникающего
между двумя или несколькими Высокими
Договаривающимися Сторонами, даже в
том случае, если одна из них не признает
состояния войны.

Таким
образом, применение гуманитарного права
не зависит от применения формальных
юридических процедур по объявлению
войны, или от признания состояния войны
любым из вовлеченных в него государств.
Оно опирается на объективные критерии,
позволяющие избежать политических
дискуссий относительно квалификации
конфликта.

Право
международных вооруженных конфликтов
применяется также во всех случаях
оккупации всей или части территории
Высокой Договаривающейся Стороны, даже
если эта оккупация не встретит никакого
вооруженного сопротивления и собственно
вооруженные столкновения не будут иметь
места, или если такие столкновения будут
происходить с негосударственными
вооруженными группами на оккупированной
или оккупированных территориях.

Дополнительный
протокол I 1977 года к Женевским конвенциям
(Дополнительный протокол I) приравнивает
к международным вооруженным конфликтам
национальные освободительные войны, в
которых народы ведут борьбу против
колониального господства и иностранной
оккупации и против расистских режимов
в осуществлении своего права на
самоопределение (ЖП I, ст. 1.4). Право
международных вооруженных конфликтов
может, таким образом, применяться к
такому типу конфликтов при условии, что
власть, представляющая народ, ведущий
борьбу против государства, официально
возьмет на себя обязательство применять
Женевские конвенции и Дополнительный
протокол I при ведении вооруженной
борьбы (ЖП I, ст. 96.3).

38. Понятие вооруженного конфликта немеждународного характера.

Термином
«немеждународный вооруженный конфликт»
в гуманитарном праве обозначаются
разнообразные по своей форме и цели
вооруженных столкновений ситуации.
Этот термин противопоставляется, с
одной стороны, категории международных
вооруженных конфликтов, а с другой –
категории нарушений внутреннего порядка
и возникновения обстановки внутренней
напряженности, не включаAемых в определение
вооруженных конфликтов.

Немеждународный
вооруженный конфликт вбирает в себя
понятия внутреннего вооруженного
конфликта, гражданской войны, восстания
и мятежа, которые гуманитарное право
не определяет и не признает как отдельные
категории.

Выделение
внутреннего немеждународного конфликта
ставит как политические, так и юридические
вопросы. Подобные конфликты отмечены
мощной политической, юридической и
военной асимметрией. Действительно, в
таких конфликтах сталкиваются, с одной
стороны, армия и государственный механизм
обеспечения общественного порядка, а
с другой – вооруженные лица и группы
диссидентов или повстанцев, более или
менее организованные, являющиеся с
точки зрения внутреннего права
преступниками. Государству, авторитет
и суверенитет которого подвергается
посягательствам изнутри, разумеется,
невыгодно признавать статус противника
за теми, кто представляет угрозу власти.
Скорее для него будет смысл отрицать
существование конфликта и говорить о
ситуации нарушений внутреннего порядка,
что позволит назвать с юридической
точки зрения действия групп вооруженной
оппозиции преступными и мобилизовать
весь государственный механизм обеспечения
общественного порядка и безопасности
граждан, включая вооруженные силы.
Однако в ситуациях нарушений внутреннего
порядка и в обстановке внутренней
напряженности гуманитарное на сегодняшний
день остается неприменимым, в то время
как право государства прибегать к силе
ограничено лишь международными
конвенциями о правах человека,
непосредственная эффективность которых
незначительна.

Тест по обществознанию Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов для учащихся 9 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание (эссе).

Часть 1

1. Знаменитая картина об ужасах войны «Герника» принадлежит кисти

1) Э. Хемингуэя
2) П. Пикассо
3) Э. Делакруа
4) С. Дали

2. Международный комитет Красного Креста возник в

1) 1860 г.
2) 1899 г.
3) 1905 г.
4) 1949 г.

3. Женевская конвенция об улучшении участи раненных на поле боя была принята в

1) 1864 г.
2) 1897 г.
3) 1905 г.
4) 1949 г.

4. К международным вооруженным конфликтам не относят вооруженные столкновения

1) между Россией и Финляндией в 1939-1940 г.
2) между Россией и Германией в 1914-1918 г.
3) в Чеченской республике в 90-е годы ХХ в.
4) между Россией и Францией в 1812 г.

5. Конвенции 1899 и 1907 гг. об открытии военных действий, о законах и обычаях сухопутной войны, о правах и обязан­ностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны были приняты в

1) Женеве
2) Москве
3) Лондоне
4) Гааге

6. Декларация 1888 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль была принята в

1) Женеве
2) Петербурге
3) Лондоне
4) Гааге

7. Женевские конвенции о защите жертв войны были приняты в

1) 1900 г.
2) 1949 г.
3) 1975 г.
4) 1988 г.

8. Женевский протокол о запрещении химического и бактериологического оружия был принят в

1) 1914 г.
2) 1925 г.
3) 1941 г.
5) 1945 г.

9. В 1954 г. была заключена Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, известная как

1) План Маршалла
2) Код да Винчи
3) Пакт Рериха
4) Защита Лужина

10. Категорическое, не допускающее никаких возражений тре­бование одного государства к другому под угрозой в случае невыполнения начать против него войну, называется

1) ультиматумом
2) триумвиратом
3) конвенцией
4) догмой

11. В период военных действий согласно актам международно­го права неприкосновенным признается имущество

1) напавшего государства
2) государства обороняющегося
3) всех государств, вовлеченных в военный конфликт
4) населения

12. В период войны граждане неприятельского государства со­гласно международному гуманитарному праву не могут быть

1) ограничены в отношении выбора места жительства
2) ограничены в отношении передвижения
3) взяты в заложники
4) поселены в специально отведенных местах

13. Поселение граждан неприятельского государства в специ­ально отведенных местах называется

1) интернированием
2) интервенцией
3) эскалацией
4) эмансипацией

14. Согласно нормам международного права наемники

1) включаются в личный состав вооруженных сил
2) находятся под покровительством международного права
3) применяют оружие только для самообороны
4) наказываются как уголовные преступники

15. Лицо, уполномоченное военным командованием для веде­ния переговоров с военным командованием неприятеля, на­зывается

1) комбатантом
2) наемником
3) парламентером
4) шпионом

Часть 2

1. Лица, входящие в состав вооруженных сил находящихся в конфликте сторон и имеющие право принимать непосредст­венное участие в военных действиях, называются __________.

2. Международное право запрещает бомбардировку в период войны (укажите три позиции)

1) незащищенных городов и селений
2) сельскохозяйственных угодий
3) горных массивов
4) памятников культуры
5) госпиталей

3. В отношении военнопленных международное право запре­щает их (укажите три позиции)

1) убивать
2) допрашивать
3) подвергать научным опытам
4) подвергать медицинским опытам
5) привлекать к работам

4. Имеют статус нейтральных государств (укажите три позиции)

1) Австрия
2) Россия
3) Швейцария
4) Германия
5) Мальта
6) Испания

Часть 3 (темы эссе)

1. «Мирному существованию можно противопоставить воен­ное несуществование» (Дж. Линн, Э.Джей).

2. «Война — это по большей части каталог грубых ошибок» (У. Черчилль).

3. «Целью войны является мир» (Аристотель).

4. «Война — это преступление, которое не искупается победой» (А. Франс).

5. «Война — это серия катастроф, ведущих к победе» (Ж. Клемансо).

Ответы на тест по обществознанию Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Часть 1
1-2, 2-1, 3-1, 4-3, 5-4, 6-2, 7-2, 8-2, 9-3, 10-1, 11-4, 12-3, 13-1, 14-4, 15-3
Часть 2
1-комбатантами
2-145
3-134
4-135

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наконец то мы вычистили свою авгиеву конюшню тип ошибки
  • Найдите ошибку к комбатантам относятся
  • Наконец его давнее стремление стать летчиком осуществилось речевая ошибка
  • Найдите ошибку к дипломатическому персоналу относятся
  • Наклонились кирпичные столбы забора как исправить