Принцип
суверенного равенства государств
включает
в себя
две
составные части:
уважение
суверенитета всех государств
и
их
равноправие
в международных отношениях.
Эти
составляющие
объединены в одно целое в п. 1 ст. 2 Устава
ООН,
которая гласит: «Организация основана
на принципе суверенного равенства
всех ее членов».
Неразрывная связь
двух элементов этого принципа обусловлена
также тем, что суверенитет
может существовать только в условиях
равноправия.
Позднее
указанный принцип получил свое толкование
и дальнейшее развитие в Декларации о
принципах международного
права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ
1975 г., а также
Итоговом документе Венской встречи
СБСЕ 1989 г., Парижской
хартии для новой Европы 1990 г. и ряде
других документов.
Основное
назначение указанного принципа
— обеспечение равного участия всех
государств в международных отношениях,
независимо от различий экономического,
социального, политического
или иного характера.
Согласно
Декларации 1970 г. понятие
суверенного равенства
включает следующие элементы:
а) государства
юридически равны;
б) каждое
государство пользуется правами, присущими
полно-
му
суверенитету;
в) каждое
государство обязано уважать
правосубъектность дру-
гих
государств;
территориальная
целостность и политическая независимость
государства неприкосновенны;
каждое
государство имеет право свободно
избирать и развивать
свои политические, экономические и
культурные системы;
е)
каждое государство обязано выполнять
полностью и добросовестно свои
международные обязательства и жить в
мире с
другими государствами.
Государства
— участники СБСЕ 1975
г.,
заявили
о своем намерении «уважать суверенное
равенство и своеобразие друг друга, а
также все
права, присущие их суверенитету и
охватываемые им, в число
которых входит, в частности, право
каждого государства на
юридическое равенство, на территориальную
целостность, на
свободу и политическую независимость».
Они согласились также
уважать право друг друга свободно
выбирать и развивать свои политические,
социальные, экономические и культурные
системы, равно как и право устанавливать
свои законы и
административные правила».
И,
так:
1.В
рамках международного права все
государства-участники
имеют равные права и обязанности.
2.
Они
должны уважать право
друг друга определять и осуществлять
по своему усмотрению
их отношения с другими государствами
согласно международному праву.
3.
К
числу элементов принципа суверенного
равенства относится
право
государств принадлежать или не
принадлежать
к международным организациям, быть или
не быть участником,
двусторонних или многосторонних
договоров, включая
союзные договоры, а также право на
нейтралитет.
3.Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Данный
принцип зародился достаточно давно в
форме международного
обычая
и долгое время действовал как принцип
pacta
sunt
servanda
(«договоры
должны соблюдаться»).
В
современный
период он превратился в
договорную норму
и нашел
свое отражение в Уставе ООН (п. 2 ст. 2),
Венских конвенциях
о праве международных договоров 1969 г.
и 1986 г., а также
Декларации о принципах международного
права 1970 г.
В
Преамбуле Устава ООН подчеркивается
решимость членов
ООН «создать условия, при которых могут
соблюдатьсясправедливость
и уважение к обязательствам, вытекающих
из договоров
и других источников международного
права.
В
п. 2 ст.
2 Устава
закреплена обязанность членов ООН
добросовестно
выполнять принятые на себя по Уставу
обязательства.
Важным
шагом в договорном закреплении этого
принципа стала
Венская конвенция о праве международных
договоров 1969
г.
В
преамбуле Конвенции отмечается, что
«принцип свободного
согласия и добросовестности и норма
pacta
sunt
servanda
получили
всеобщее признание». А в ст. 26 Конвенции
установлено:
«Каждый действующий договор обязателен
для его участников
и должен ими добросовестно выполняться».
Более того, участник
договора не может ссылаться на положения
своего внутреннего
права в качестве оправдания невыполнения
им договора
(п. 1 ст. 27).
В
соответствии с Декларацией 1970 г. сущность
принципа добросовестного
выполнения международных обязательств
сводится
к следующему.
Каждое
государство обязано добросовестно
выполнять обязательства,
принятые в соответствии с Уставом ООН,
а также
вытекающие из общепризнанных принципов
и норм международного
права. Кроме
того, государства
обязаны добросовестно
выполнять свои договорные обязательств.
Существенными
признаками принципа добросовестного
выполнения
международных обязательств является
недопустимость
одностороннего отказа от принятых на
себя обязательств,
принятия новых обязательств, противоречащих
уже действующим
обязательствам с третьими государствами,
а также
международно-правовая ответственность
за их нарушение.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
СУВЕРЕННОЕ РАВЕНСТВО ГОСУДАРСТВ
- СУВЕРЕННОЕ РАВЕНСТВО ГОСУДАРСТВ
- СУВЕРЕННОЕ РАВЕНСТВО ГОСУДАРСТВ -один из важнейших принципов международного права, составляющий основу современных международных отношений. Наиболее полно принцип С.р.г. отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. Согласно этой Декларации понятие суверенного равенства включает следующие элементы: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М.
.
2003.
Смотреть что такое «СУВЕРЕННОЕ РАВЕНСТВО ГОСУДАРСТВ» в других словарях:
-
суверенное равенство государств — один из важнейших принципов международного права, составляющий основу современных международных отношений. Наиболее полно принцип С.р.г. отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества… … Большой юридический словарь
-
Суверенное равенство государств — один из основных принципов международного права, в соответствии с которым все государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различия их экономических, социальных и… … Пограничный словарь
-
Декларация о принципах международного права — касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принята ООН в 1970. Содержит основные принципы современного международного права: запрещение применения силы и угрозы силой, мирное разрешение… … Энциклопедический словарь
-
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни на определенном историческом этапе. В современном международном праве О. п. м. п.… … Энциклопедический словарь экономики и права
-
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни на определенном историческом этапе. В современном международном праве О. п. м. п.… … Юридическая энциклопедия
-
международное право — публичное, совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного общения. Современное международное право содержит общепризнанные и обязательные для всех государств … Энциклопедический словарь
-
ТЕРРОРИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ — самое тяжкое преступление международного характера, которое представляет собой совокупность общественно опасных деяний отдельных лиц и организаций, направленных на достижение политических и других целей путем осуществления взрывов и иных опасных… … Энциклопедия юриста
-
Нормы международного права — совокупность юридических принципов и норм, признанных большинством государств и международным сообществом, регулирующих отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международных отношений. Современное международное право… … Пограничный словарь
-
ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН, принята ООН в 1970. Содержит основные принципы современного международного права: запрещение применения силы и угрозы силой, мирное разрешение… … Большой Энциклопедический словарь
-
История, структура, цели и задачи Организации Объединенных Наций (ООН) — ООН официально существует с 24 октября 1945 года; к этому дню Устав ООН был ратифицирован большинством подписавших его государств и вступил в силу. Организация Объединенных Наций (ООН) международная организация государств, созданная в целях… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Учитывая всеобщность, единообразие, длительность практики государств по охране государственных границ, следует констатировать наличие в международном праве принципа нерушимости государственных границ.
В писаной форме он, как указано, отражен в двусторонних и многосторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных политических организаций.
Его понимание государствами отражено в таких морально-политических нормах, как нормы Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства участника»1, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в Декларации принципов, касающихся дружественных отношений государств (1970 г.).
В Договорах СССР — ФРГ, ГДР — ФРГ и других, заключенных в период с 1970 по 1973 г., в Соглашениях о границах стран СНГ государства признают нерушимыми установленные границы, обязуются воздерживаться от их нарушения, которое является, по общему мнению, непосредственной угрозой всеобщему миру и безопасности.
Права государства, определяемые императивами принципа, заключаются в требовании абсолютной неприкосновенности установленных границ, незаконности их изменения без согласования и под каким-либо давлением, с применением силы или угрозы силой. Этим же определяются и обязанности государств — неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с международным правом границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, на период перемирия, до заключения постоянно действующего договора, в связи с чем такие линии могут рассматриваться как временные границы, разрешение споров о границах только мирными средствами, неоказание содействия государствам, нарушающим установления принципа об обеспечении безопасности границ.
Государства обязаны не нарушать установленные внутренними и международными нормами правила о режиме границ. Так, режим охраны границы Российской Федерации, установленный Законом «О государственной границе Российской Федерации» 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на территорию России, Шенгенское соглашение 1990г. заключенное 9 государствами Европы, напротив, установило принцип безвизового пересечения границы гражданами государств — участников Соглашения. Правом государства является установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных с прохождением границ физическими лицами, транспортными средствами, товарами.
В отношении границ также действует институт мер доверия, выражающийся в запрете передвижения войск или проведения учений вблизи границ, создания зон безопасности и др., в установлении транспарентности (прозрачности) границ для отдельных видов товаров, услуг. Такой режим установлен между некоторыми странами СНГ1.
Нарушение границ считается международным преступлением, в связи, с чем возможно применение самых жестких ответных мер, предусмотренных, в частности, в ст. 39-47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства, и нарушения его границы.
3.3. Общие принципы международного сотрудничества
Принцип суверенного равенства государств.
Он включает уважение суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».
Данный принцип закреплен также в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. Объективные закономерности международных отношений, их постепенная демократизация привели к расширению содержания принципа суверенного равенства государств. В современном международном праве он с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года и ряде других документов.
Основное социальное назначение принципа суверенного равенства – обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.
Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:
а) государства юридически равны;
б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
е) каждое государство обязано выполнять полностью добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 года, но и уважать права, присущие суверенитету. Последнее означает, что в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет1.
Указание на связь между принципом суверенного равенства и уважением прав, присущих суверенитету, одновременно конкретизирует и расширяет содержание данного принципа, который лежит в основе международного сотрудничества. Отмеченная связь особенно отчетливо проявляется в области международных экономических отношений, где наиболее остро стоит проблема защиты суверенных прав развивающихся государств. В последние годы на необходимость уважения прав, присущих суверенитету, особенно часто указывают в связи с достижениями научно-технической революции, которые не должны использоваться в ущерб другим государствам. Это касается, например, проблемы непосредственного телевизионного вещания, опасности военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т. п.
Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Встречаются утверждения, что нормальные международные отношения невозможны без ограничения суверенитета. Между тем суверенитет является неотъемлемым свойством государства и фактором международных отношений, а не продуктом международного права. Никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности.
В настоящее время государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и соответственно увеличением количества объектов международно-правового регулирования. В ряде международных организаций государства-учредители отошли от формального равенства при голосовании (одна страна – один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, когда количество голосов, которым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств, связанных с оперативно-хозяйственной деятельностью международных организаций. Так, при голосовании в Совете министров Европейского Союза по ряду вопросов государства обладают неодинаковым количеством голосов, причем малые страны – члены ЕС неоднократно и на официальном уровне отмечали, что подобное положение способствует укреплению их государственного суверенитета. Принцип взвешенного голосования принят в ряде международных финансовых организации системы ООН, в Совете Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и др1.
Есть все основания предполагать, что жизненно важная необходимость сохранения мира, логика интеграционных процессов и другие обстоятельства современных международных отношений приведут к созданию таких юридических конструкций, которые адекватно отражали бы эти реалии. Однако это ни в коей мере не означает умаления принципа суверенного равенства в межгосударственных отношениях. Передавая часть своих полномочий международным организациям добровольно, государства не ограничивают свой суверенитет, а, наоборот, реализуют одно из своих суверенных прав – право на заключение соглашений. Кроме того, государства, как правило, оставляют за собой право контроля за деятельностью международных организаций.
Пока существуют суверенные государства, принцип суверенного равенства будет оставаться важнейшим элементом системы принципов современного международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает свободное развитие каждого государства и народа.
Как уже отмечалось, в Декларации о принципах международного права 1970 года подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. В этой связи особенно важно подчеркнуть тесную связь, существующую между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию.
Понятие внутренней компетенции государства на практике часто вызывает споры. Оно меняется с развитием международных отношений, с ростом взаимозависимости государств. В частности, современная концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого сложного вопроса. В частности, не подлежит сомнению, что понятие «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не является чисто территориальным понятием. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретного государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к его внутренней компетенции. Например, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, то такие события перестают быть внутренним делом данного государства, и действия Объединенных Наций в отношении этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государства.
Суверенитет не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире. С другой стороны, увеличение числа вопросов, которые государства на добровольной основе подчиняют международному регулированию, не означает их автоматического изъятия из сферы внутренней компетенции.
Принцип невмешательства во внутренние дела.
Он тесно связанный с принципом суверенного равенства государств, складывался в международном праве параллельно с ним.
Прежде содержание этого принципа было ограниченным, поскольку во многих случаях допускались интервенция, а также другие формы вмешательства во внутренние дела государства. В современном международном праве содержание указанного принципа значительно шире.
Принцип невмешательства зафиксирован в Уставе ООН (п. 7 ст. 2). Авторитетное толкование этого принципа дается в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, в Декларации о принципах международного права 1970 года, в Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 года. Согласно Уставу ООН, запрещается вмешательство «в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства1«.
Так, в соответствии с и. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на действия Организации Объединенных Наций. В противоположность этому представители некоторых школ права иногда утверждают, что Устав ООН не устанавливает принципа невмешательства как нормы взаимоотношений государств, поскольку текст п. 7 ст. 2 Устава относится лишь к целям Организации, а не к действиям государств.