Наперекор желания какая ошибка

Практика ВПР: решать 6 задание ВПР по русскому языку 2020 в 7 классе.Формулировка задания 6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).Вариант 1. Задание 6Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в

Практика ВПР: решать 6 задание ВПР по русскому языку 2020 в 7 классе.

Формулировка задания 6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

Вариант 1. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Отваривая картофель, клубни опускаются в уже кипящую воду.
2) Мы гуляли по парку, наслаждаясь пением птиц, и говорили о литературе.
3) В колышущемся пламени свечи всё в комнате казалось таинственным.
4) По окончанию смены мы уехали из лагеря.

Вариант 2. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Возвратившись в родное село, он начал работать механиком.
2) Скорые поезда отправлялись всегда согласно расписания.
3) Собранные утром травы и цветы мы сушили на чердаке.
4) Собираясь в дорогу, день был солнечным.

Вариант 3. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись.
2) Вопреки вчерашнего прогноза, светило солнце.
3) Широко расстилались заливные луга, сплошь покрытые цветами.
4) Соединяя разные части посёлка, дорога обрывается у моря.

Вариант 4. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Весело напевая что-то себе под нос, Пётр вошёл в подъезд.
2) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера.
3) В скромно обставленном кабинете сидел пожилой человек.
4) Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России.

Вариант 5. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Делая фонетический разбор слова, сначала произнесите это слово вслух.
2) Покровский собор известен прежде всего благодаря необычной архитектуры.
3) Бабушка жила в доме, расположенном на окраине города.
4) Прочитав рассказ Чехова, настроение старшего брата улучшилось.

Вариант 6. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Печатая букву «ъ» на конце слов, тратилось много лишней типографской краски.
2) Согласно распоряжения директора каникулы продлеваются.
3) Вопрос, заданный экзаменационной комиссией, улучшил ситуацию.
4) Адресуя свои книги ветеранам, писатель в то же время обращается к молодёжи.

Вариант 7. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Не заметив неприятеля, они вышли к береговой охране.
2) Благодаря усиленных тренировок футбольная команда вышла в финал.
3) Узкая дорога была покрыта снегом, проваливающимся под ногами.
4) Открывая всё новые и новые законы природы, растёт могущество человека.

Вариант 8. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Услышав сигнал, машина моментально была подготовлена к выезду.
2) Наперекор желания родителей сестра перестала заниматься музыкой.
3) Отец увидел напряжённое лицо сына, прислушивавшегося к разговору родителей.
4) Ветерок тронул занавеску на окне, приоткрыв синий краешек залитого солнцем моря.

Вариант 9. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Родственники из Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.
2) Погода в выходные дни согласно прогноза синоптиков стояла отличная.
3) Знаменитая Нижегородская ярмарка, открывающаяся ежегодно, принимает гостей со всей России.
4) Выделив все грамматические основы, становится ясна структура предложения.

Вариант 10. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Сняв шляпу, он весело поздоровался.
2) По возвращению из похода мы сделали фотоальбом.
3) Постепенно радость, светившаяся в глазах детей, сменилась грустью.
4) Используя синонимы, наша речь становится богаче.

Вариант 11. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) По приезде на дачу я обязательно прочитаю вашу книгу.
2) Эту задачу надо решить в наиболее кратчайшие сроки.
3) Выбирая тему для разговора, я мечтал о долгой беседе с братом.
4) Приезжая в гости к другу, у меня всякий раз был важный повод для встречи.

Вариант 12. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Сдав экзамен, у него закружилась голова от успеха.
2) Встретимся под часами на платформе сразу по прибытию поезда.
3) Эту книгу, посвящённую войне, я прочитал ещё зимой.
4) Глядя на старые фотографии, он вспоминал свою молодость.

Вариант 13. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Торопясь на автобус, у меня потерялся проездной.
2) Летучая мышь, не задевая стен, спокойно летает по комнате.
3) Зазеленевшие неделю назад липы были освещены солнцем.
4) По окончанию каникул мы с новыми силами принялись учиться.

Вариант 14. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Наполненная фруктами корзина стояла на столе.
2) По окончанию уроков мы пошли домой.
3) Спортсмены, надев лыжи, вышли на дистанцию.
4) Вернувшись с прогулки, у меня заболел зуб.

Вариант 15. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Готовясь к поездке в Севастополь, вспоминается героическая история Черноморского флота.
2) Приехав в Москву, он сразу же отправился на Красную площадь.
3) Хорошо подготовленные специалисты нужны в любой профессии.
4) Благодаря полученного знания ты станешь умелым мастером.

Вариант 16. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Преодолев за четыре дня недельную дорогу, он доехал из Михайловского в Москву.
2) По окончанию Лицея почти все его друзья начали штатскую или военную карьеру.
3) Изысканно одетые дамы и кавалеры танцевали во время торжественного бала.
4) Зайдя в этот неприметный дворик, вашему взору откроется удивительная картина.

Вариант 17. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Совсем рядом раздался голос проводника, потерявший меня из виду.
2) По окончании уроков в школе я иду в театральную студию.
3) Согласно бытующего мнения предсказать поведение хищника невозможно.
4) Вернувшись из леса, мы почистили и пожарили собранные грибы.

Вариант 18. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Нанося на кожу йод, возникает местное раздражение.
2) Бегущие крысы с корабля предсказывают гибель судна.
3) Моряки, изучив карты, успешно провели корабль мимо рифов.
4) Избороздившие все моря капитаны многое расскажут вам о мире.

Вариант 19. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Поначалу Галилей увидел множество сливающихся звёзд в сплошное сияние.
2) Подойдя поближе, я увидел уличного фокусника в цилиндре.
3) На разбитых садовником клумбах пестрели самые разные цветы.
4) По возвращению в Россию граф создал частный оркестр и крепостной театр.

Вариант 20. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Слушая музыку Мусоргского, слышны интонации народных песен.
2) По окончании занятия мы задали вопросы учителю.
3) По прибытию на поляну мы разбили лагерь и развели костёр.
4) На отправляемые в деревню письма никто не отвечал.

  • Решать демоверсию ВПР для 7 класса
  • Практика ВПР-7 по заданиям

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Сегодня разговор пойдет о предлогах. Для успешной сдачи ЕГЭ тема предлогов должна быть проработана очень тщательно. В этом занятии мы будем говорить о морфологии и употреблении предлогов.

Занятие 15. Морфология (грамматическое значение) и комментарии. Как отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи в предложении. Грамматико-стилистические особенности употребления предлогов по, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор, помимо, кроме, наряду с.

I. Предлог — служебная (незнаменательная) часть речи, выражающая в предложении логико-грамматические отношения между именами существительными (а также местоимениями-существительными, прилагательными, перешедшими в существительные), которым принадлежат предлоги, и словами других частей речи (чаще всего глаголами), например: выстрел из-за угла, отсутствовать в течение месяца, делать наперекор ей, скучать по новенькой. Грамматическая роль предлогов заключается в уточнении и дополнении значений косвенных падежей.

Морфологический разбор предлога.

  1. Происхождение предлога (непроизводные и производные)
  2. Структурное строение (простые, двойные, составные)

Комментарии к морфологическому разбору:

1. Непроизводные предлоги не образовались ни от какой другой части речи. Это предлоги в, под, без, и т. д., например: гулять в лесу, трава под горой, остаться без гроша (как называется последнее словосочетание?). Разновидностью непроизводных предлогов выступают двойные предлоги: из-за, из-под, по-над и др., например: выйти из-за угла, выглянуть из-под навеса, пробираться по-над пропастью. Производные предлоги произошли из самостоятельных частей речи путём утраты последними своего лексического значения и морфологических признаков. Производные предлоги образовались:

1) от наречий (вблизи, мимо, поверх и т. д.): находиться вблизи дома, идти мимо школы, надеть пальто поверх костюма;
2) от существительных (вследствие, в продолжение, путём и т. д.): заболеть вследствие неудач, не учиться в продолжение месяца, догадаться путём вычислений;
3) от деепричастий (благодаря, включая, несмотря на, исходя из и т. д.): выздороветь благодаря врачу, все включая Сашу пришли на урок, пойти гулять несмотря на дождь, действовать исходя из условий.

Задание. Прочитайте предложение, где нагромождены конструкции с предлогами, причастным оборотом, повторяющимися словами и отглагольными существительными. Подумайте, как можно выразить мысль, содержащуюся в предложении, короче.

По мере засорения помещения просьба к работникам, задерживающимся на своих рабочих местах после работы по причине занятости, убирать за собой рабочие места и обеспечивать на них надлежащий порядок.

2. С точки зрения структуры предлоги делятся на:

1) простые, состоящие из одной части (как непроизводные, так и производные): в, над, между, путём, среди и т. д.;
2) двойные: из-за, из-под и т. д.;
3) составные, состоящие из двух или нескольких частей: в отношении, в связи с, несмотря на, в отличие от и т. д.

ВАЖНО! Производный предлог может состоять из нескольких частей, но всегда представляет собой одно слово, поскольку участвует всей совокупностью этих частей в логическом и грамматическом оформлении высказывания.

Дополнительные сведения, или Как отличить в предложении производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи. Чтобы выявить в предложении производный предлог и отличить его от омонимичных знаменательных частей речи, нужно иметь в виду следующее.

  1. Предлог всегда принадлежит имени существительному (или заменяющему его местоимению) и уточняет косвенный падеж.
  2. Предлог вместе с существительным (или заменяющим его местоимением) входит в словосочетание, где это существительное (или местоимение) выступает зависимым словом. При этом для уточнения падежа зависимого слова к нему от главного слова ставится падежный (грамматический) вопрос, включающий в себя предлог. Существительное с предлогом образуют предложно-падежное сочетание.
  3. В предложении производный предлог часто можно заменить синонимичным производным или непроизводным предлогом, а существительное с предлогом — синонимичным или аналогичным существительным с таким же предлогом.

Вот как всё вышеизложенное выглядит на практике. Сравните предложения:

1) Вследствие непогоды (ввиду, из-за непогоды) я не пошёл гулять.
2) В следствии (в расследовании) по делу наметились сдвиги.

В первом предложении употреблён производный предлог вследствие с существительным в родительном падеже непогоды. Это предложно-падежное сочетание входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: не пошёл (вследствие чего?) вследствие непогоды. Предлог вследствие можно заменить производным предлогом ввиду или непроизводным из-за.

Во втором предложении употреблен простой предлог в и существительное в предложном падеже следствии. Это существительное с предлогом входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: наметились (где?, в чём?) в следствии. Его можно заменить аналогичным существительным тоже с предлогом в — в расследовании.

Мы убедимся в дальнейшем, что выявление в предложении составных производных предлогов напрямую связано с их правописанием.

 Задание. Прочитайте парные предложения и решите, какие части речи выделенные слова. Для проверки составляйте словосочетания с вопросами от главных слов к зависимым, а также производите замену производных предлогов непроизводными.

  1. Отряд расположился вблизи опушки. Неприятель подошёл очень близко.
  2. Роща осталась позади. Позади дома начинался овраг.
  3. На дополнительные занятия нужно прийти после уроков. Сделай эту работу после.
  4. Ребёнок удивлённо глядел вокруг. Вокруг школы был разбит фруктовый сад.
  5. Дверь открывалась внутрь. Внутри ящика ничего не было.
  6. Сестра встала сзади. Маша оказалась позади меня.
  7. Мой друг смело идёт навстречу опасности. Машина уже выехала, я пошёл ей навстречу.
  8. Алексей вышел, не смотря ни на кого. Мы пойдём в кино, несмотря на большую занятость.
  9. Благодаря заботам врачей больной поправился. Футболисты покидали поле, благодаря своих болельщиков за поддержку.

Задание. Прочитайте предложения. Некоторые из них отдают канцеляритом. Подумайте, как можно избавить фразу от излишнего нагромождения слов. Запишите переделанные предложения.

  1. Неудачи в сельском хозяйстве шли по линии отсутствия квалифицированных работников.
  2. В связи с отсутствием на ферме кормов возникла угроза падёжа скота.
  3. Миша не захотел есть манную кашу по причине её невкусности.
  4. Несмотря на отдельные недостатки, заводу удалось в целом справиться с заданным заданием.
  5. Игнорируя приказ ректора и правила по технике безопасности, студент Яшин ввиду недостатка времени применил выход из института не через дверь, а через окно.
  6. Вследствие ремонта железнодорожного полотна, растянувшегося во времени ввиду погодных условий, поезд по маршруту между Москвой и Клином опоздал по отношению к расписанию.
  7. Благодаря массе новых впечатлений, Саша, возвратившись домой по окончании занятий, быстро предался сну.
  8. В декабре в институте было намечено приглашение иностранных студентов на прощальный бал по причине их отбытия к местам постоянного проживания.
  9. В настоящее время в школах ведутся разработки перевода учащихся на новую программу в связи с введением единого экзамена по доминирующему количеству предметов.
  10. Во избежание затоваривания помещения необходимо вынести лишние ненужные вещи со склада.

II. Иногда при выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения, чтобы не допустить стилистической и грамматической ошибки.

1. Как правило, предлог по употребляется с существительными в дательном падеже, например: ходить (где?, по чему?) по улице, тужить (по кому?) по матери. Однако в значении «после чего-либо» предлог по употребляется с предложным падежом, например: расположиться по прибытии на место (после прибытия на место), по истечении срока отчитаться о проделанной работе (после истечения срока). По приезде (после приезда) в деревню я отправился к родственникам.

2. После предлога по местоимения сколько, несколько, столько и наречия много, мало употребляются в дательном падеже, например: По скольку яблок получил каждый ребёнок? Каждый ребёнок получил по нескольку (по стольку, по многу, по малу) яблок.

Не путайте местоимения в дательном падеже, которые пишутся с предлогом по раздельно, и наречия поскольку и постольку. Местоимение сколько — грамматическое числительное, и его можно заменить числительным: По скольку яблок получил каждый ребёнок? По семь яблок получил каждый ребёнок.

Наречие поскольку можно заменить наречным сочетанием так как, оно часто выступает в паре с наречием постольку, синонимичным наречию поэтому: Поскольку (так как) я ничего не знала, постольку (поэтому) и не готовилась к экзамену.

3. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом (а не с родительным!), например: поступать (благодаря чему?) благодаря твоему совету, действовать (согласно чему?) согласно указаниям друга, прийти (вопреки чему?) вопреки моему желанию. Я поступаю согласно вашим указаниям.

Задание. Предлог благодаря употребляется, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Найдите ошибку в употреблении предлога в предложении Благодаря крушению поезда люди пострадали. Как можно исправить предложение?

4. Наречные предлоги навстречу, подобно, наперекор употребляются с дательным (а не с родительным!) падежом, например: идти (навстречу кому?) навстречу другу, грохотать (подобно чему?) подобно грому, делать (наперекор чему?) наперекор обстоятельствам. Сын поступал наперекор желанию отца.

Не путайте производный наречный предлог навстречу и непроизводный на с существительным винительного падежа встречу. Предлог навстречу требует дательного падежа зависимого от глагола существительного: Я шёл (навстречу кому?) навстречу брату.

Существительное с предлогом на встречу входит зависимым словом в словосочетание с глаголом. От этого существительного в свою очередь может зависеть другое существительное с предлогом, уточняющее, с кем (или с чем) состоится встреча, например: Я шёл (куда?, на что?) на встречу (с кем?) с братом.

Задание. От какой части речи зависит в предложении наречие места навстречу? Я увидел брата и побежал навстречу.

5. Обороты с предлогами кроме, помимо, наряду с, имеющие значение «вместе с», должны обязательно управляться глаголом, имеющим при себе ещё одно существительное, иначе разрушается грамматическая связь в предложении, например:

можно сказать нельзя сказать

Кроме сестры я люблю ещё и брата.
(то есть люблю и сестру, и брата)

Кроме рисования я ещё пою.
Помимо хоккея я увлекаюсь плаванием.
(то есть увлекаюсь хоккеем и плаванием)
Помимо спорта я хожу в кино.

Задание. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Найдите словосочетания главного слова и зависимого вместе с предлогом и пометьте главное слово условным значком.

  1. Виталию удалось хорошо устроиться на работу по (окончание) института.
  2. Благодаря (хорошая погода) цветы в нашем саду наконец-то распустились.
  3. По (завершение) строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
  4. Для контрольных работ понадобятся по (несколько) тетрадей в клетку и в линейку.
  5. По (сколько) ручек нужно купить? 6. По (сколько) ты не выучил уроки, то гулять не пойдёшь.
  6. Каждый раз, поступая по-своему, я иду наперекор (желание) отца.
  7. По (возвращение) из Рима сестра долго рассказывала о достопримечательностях этого города.
  8. По (прибытие) на место зимовки новые участники экспедиции вышли (на) встречу старожилам.
  9. Школьники пришли (на) встречу с участниками концерта.
  10. Будучи в разлуке с любимым братом, Маша так соскучилась по (он).
  11. Движение поездов происходит согласно (расписание).

Краснокутский зооветеринарный техникум –

ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ имени Н.И.Вавилова» Преподаватель русского языка и литературы: Кусайло Ольга Александровна.

План урока № 26

Тема: «Правописание существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки».

Цели урока:

1.Обучающие: закрепить навык правописания производных предлогов, научить применять знания на практике.

2.Развивающие: развитие языкового чутья, осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний.

3.Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование:

Презентация «Правописание предлогов»,  мультимедийный проектор.

Вид: урок.

Тип :  комбинированный урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма работы: индивидуальная, групповая , самостоятельная.

Методыпрактический, беседа, самостоятельная работа, закрепление материала, репродуктивный.

Ход урока:

  1. Организационный момент (готовность к уроку, приветствие преподавателя).

2. Фронтальная беседа. (слайд 2-3)

— Что такое предлог? Для чего он служит?  (Предлог — служебная часть речи, с помощью которой выражаются отношения между главным и зависимым компонентами словосочетания.)

— Что мы уже знаем о предлоге?  (Предлоги, являясь служебными словами, не имеют самостоятельного лексического значения и поэтому отдельно от других слов не употребляются. Предлоги не являются членами предложения, а входят в состав членов предложения, выражаемых существительными, с которыми они связаны (зайти в школу — обстоятельство места, грустить о товарище — дополнение).

С точки зрения морфемного состава предлоги делятся на простые и сложные. Простые состоят из одного слова (без, из, перед, около, возле, вследствие, благодаря). Сложные состоят из двух и более слов (вблизи от, начиная с, несмотря на, в отношении, по причине и др.).

В зависимости от происхождения предлоги делятся на непроизводные и производные.)

-Какие предлоги называются производными?  (Классификация производных предлогов производится в зависимости от того, с какой частью речи сохраняется у них связь).

-Из каких частей речи образуются производные предлоги? (Выделяются наречные, отыменные и отглагольные предлоги).

-В каком стиле речи употребляются?

Студентам выборочно раздаются карточки. (проверка ошибок в группе).

3.Отличие производных предлогов от омонимичных частей речи.

(слайд 4-6)

          -Сравним 2 словосочетания: шел впереди и шел впереди колонны

       1) Чтобы почувствовать разницу в значении этих словосочетаний, подберем к каждому из них иллюстрацию. Рисунок разместим в соответствующую колонку сравнительной таблицы.

       2) Разберемся, в чем состоит разница в грамматическом значении слова ВПЕРЕДИ в этих словосочетаниях. Для этого поместим в соответствующую колонку сравнительной таблицы следующие парные суждения:

     — смысловой вопрос задается к слову ВПЕРЕДИ – смысловой вопрос задается к группе слов ВПЕРЕДИ КОЛОННЫ;

    — слово ВПЕРЕДИ входит в формулировку вопроса внутри словосочетания (шел впереди чего?) – слово ВПЕРЕДИ не входит в формулировку вопроса внутри словосочетания (шел где?);

    — слово ВПЕРЕДИ работает самостоятельно – слово ВПЕРЕДИ работает в предложно-падежном сочетании.

      3) Сделаем вывод о грамматической принадлежности слова ВПЕРЕДИ в этих словосочетаниях. (Шел впереди – наречие; шел впереди колонны – предлог.)

Углубление знаний.  (слайд7)

   — Как отличить производный предлог от омонимичной части речи? Составим алгоритм. Перенесите получившуюся схему-алгоритм в рабочую тетрадь.

4 .  Ввод в новую тему.- (слайд 8 – 15) «Правописание предлогов  благодаря, вопреки, вследствие» Определим цель нашей работы на уроке:

        — формировать умение правильно писать производные предлоги.

       Особое внимание мы будем сегодня уделять написанию предлогов благодаря, вследствие, вопреки. Эти предлоги схожи с самостоятельными частями речи и их нужно уметь отличать, чем мы и будем сейчас заниматься.

(слайд

Предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперекор  употребляются только с дательным падежом (согласно вашему распоряжению, вопреки вашему желанию, благодаря чуткому отношению, наперекор судьбе). Употребление их с родительным падежом недопустимо. Предлог благодаря по своему значению может употребляться только с существительными, обозначающими что-то положительное, то, за что можно благодарить: благодаря вашему совету, помощи, солнечной погоде и т. д. Сочетания типа «завод не выполнил план благодаря ошибкам главного инженера» неверны (правильно: из-за, вследствие ошибок).

Следует знать употребление предлогов из и с с родительным падежом существительного при обозначении направления обратного движения. Предлог из противоположен предлогу в (иду в школу — из школы, еду в Россию — из России); предлог с противоположен предлогу на (иду на концерт — с концерта).

Предлог благодаря по происхождению является деепричастием.

Сравните:

 1) Благодаря отца, мы стали с ним прощаться (деепричастие); 2) Благодаря

обильным весенним дождям яровые хлеба были превосходные (предлог). Деепричастие благодаря употребляется с винительным падежом;

лексическое значение деепричастия обусловливает преимущественное

сочетание его с существительными одушевлёнными, винительный падеж

которых совпадает по форме с родительным (благодаря брата, благодаря

учителя за помощь и т. п.). Влиянием форм винительного одушевлённого,

очевидно, и объясняется употребление после предлога благодаря

существительных в родительном падеже, например: «благодаря совета»,

«благодаря весенних дождей» и т. п. Такое употребление является

неправильным.

Лексическое же значение предлога благодаря обусловливает сочетание

его с существительными, имеющими «положительное» значение,

обозначающими нечто такое, чему можно принести благодарность,

например: благодаря вашему совету…, благодаря солнечной погоде… и т. п.

Поэтому сочетания вроде Поезд потерпел крушение благодаря небрежности

стрелочника следует считать неудачными.

Предлог согласно по происхождению является наречием. Раньше он

употреблялся в сочетании с первообразным предлогом с; при этом сочетании

существительное ставилось в творительном падеже, например: Савельич,

согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) Это сочетание

считается вполне литературным и в современном языке, но встречается оно

редко. Вместо него чаще употребляется предлог согласно с дательным

падежом, например: Согласно вашему приказанию рота на смотр

построена. Обороты с предлогом согласно более свойственны речи деловой,

в которой иногда при предлоге согласно встречается родительный падеж

(согласно вашего приказания), что противоречит литературной норме.

При предлоге вопреки, который по происхождению является наречным, в

литературной речи тоже употребляется дательный падеж, например: Вопреки

предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.) (Сравните

дательный падеж при глаголе перечить.) В живой речи иногда встречается

ошибочное употребление родительного падежа.

С дательным падежом употребляются ещё три наречных предлога:

навстречу, подобно, наперекор, например: I) Я бросился навстречу брату.

2) Подобно грохотанью дальнего грома за лесом раздавался глухой шум

водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных. В употреблении

дательного падежа с предлогами навстречу и подобно ошибки встречаются

редко, чаще ошибочно употребляют родительный падеж при предлоге

наперекор: это, очевидно, объясняется влиянием синонимичного предлога

против, который сочетается с родительным падежом (наперекор желанию,

но против желания).

Пользуйтесь  подсказкой:

1.Попробуйте  поставить  вопрос  к  предлогу.

2. Попробуйте  удалить  предлог.

Отменили (по  какой  причине?) по причине облачности.

Предлоги, как вам уже известно, «работают связистами» – вместе с падежным окончанием они являются грамматическим средством связи слов в предложении. Представим, что такую роль предлоги не выполняют. Не справляешься с работой – иди вон! Удаляем предлог – получаем: отменили облачности. Грамотное получилось выражение? Убедились, что по причине – это предлог?

   —  Входит ли  предлог  в  состав  вопроса?

      бежал ( навстречу  кому?) навстречу  брату;

  • Производный предлог можно заменить непроизводным предлогом.
  • Между предлогом и словом можно поставить вопрос или прилагательное.
  • Наречие можно изъять, а предлог нет.

запомните: 1. Предлог входит в состав вопроса.

2. Он не является членом предложения..

3). Различайте Производные предлоги и существительные Насчет (=о, об) экскурсии (насчет чего?) В течениЕ часа. (В течение чего?) В продолжениЕ пяти дней. (В продолжение чего?) В заключениЕ хочется сказать. В отличиЕ от него. (В отличие от кого?) Но вследствиЕ ошибки. (Вследствие чего?) Е

5.Актуализация изученногоПроверка понимания  материала.

Самостоятельная работа в тетрадях. Употребите вместо точек подходящие по смыслу синонимичные предлоги (благодаря, вопреки, вследствие)

… недостатка времени не будем уходить от главной темы.

… густого  тумана  все полеты отменили.

… ранения Ибрагим вместо парика носил повязку.

…знаниям контрольная работа  написана на 5.

… подчиненного положения Якова в пансионе, товарищи обращались с ним небрежно.

… приказу нас  разместили в деревне.

Упражнения   531, 532  (у доски)

  -Составьте предложения с предлогом благодаря ;

 с предлогом в продолжение и с существительным в продолжении ;

 с предлогом вследствие и с существительным в следствии .

       Проверка работы.

Отредактируйте предложения:

Благодаря болезни я не был в театре. Согласно графика мы управились во время. Вопреки предсказаний, прогноз погоды не оправдался. Полет был отменен благодаря сильным ливням. Команда была выполнена, вопреки приказа командира.

 Тестирование. «Проверь  себя».

1- задержка  вследствие  снегопада

2- в  морском  течении

3- настороженность  в отношении  к  новичку

4- отступили  вследствие  больших  потерь

5-спорили  о  заключении  рассказа

6- купался  в  продолжение  всего  лета

7- в  течении  реки

8- в  течение  часа

9- в  продолжение  утра

10- договорились  насчет  помощи

11- помог  в  завершении  строительства  дома

12- в  следствии  по  делу

Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном

падеже; предлоги, относящиеся к этим словам, подчеркните.

1.Сейчас, согласно (единый генеральный план застройки) города, он

быстро благоустраивается. (Из газет.)

2) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров.

3) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе.

4) Благодаря (открытый нрав) Готлиба Шульца вскоре они разговорились дружелюбно. (П.)

5) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло.

 6)  Благодаря (масса новых впечатлений) день для Каштанки прошёл незаметно.

 Составить  рассказ  «Этот необычный  мир», используя  производные  предлоги.

6. Обобщение.

    -Чему мы учились сегодня на уроке? Что закрепляли? Научились ли отличать предлог от существительного с предлогом?

      — Как отличить предлог от самостоятельной части речи?

      — Расскажите о классификации предлогов по происхождению.

8. Подведение итогов, выставление оценок.

9. Домашнее задание.  Подготовка к семинарскому занятию. «Предлоги».

Дополнительное задание.

Спишите, ставя  заключенные в скобках слова и словосочетания в нужном падеже.

  1. Согласно (приказ военного коменданта), эшелон был отправлен точно в назначенное время.
  2. Согласно  (распоряжение директора), в цехах была проведена проверка техники безопасности.
  3. Согласно (предписаний санитарной инспекции), на водостоках были установлены очистные сооружения.
  4. Владимир решил уехать из родного города вопреки (желание родителей).
  5. Вопреки (ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ)не интересоваться подробностями недавней аварии, мать внимательно слушала радио.
  6. Благодаря (содействие общественных организаций) спортклуб был переведен в новое благоустроенное помещение.
  7. Уровень заболевания гриппом среди школьников удалось снизить благодаря (применение профилактических мер).
  8. Благодаря (централизованное снабжение деталями) цех сборки стал работать ритмично, без перебоев.

Сочетайте данные предлоги с существительными. Полученные сочетания запишите и укажите падеж существительных.

  1. Вопреки (неверие, сомнение, предсказание, обещание, совет, желание, указание).
  2. Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление,обязательство).
  3. Благодаря (заботы, уход, случай, старание, внимание, друзья, товарищи).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нападающий агрессор ошибка
  • Налоговая личный кабинет ошибка генерации сертификата
  • Наносят на кожу йод возникает местное раздражение где ошибка
  • Найдите ошибочное утверждение подлежащее является главным
  • Налоговая выплатила имущественный ошибочно имущественный вычет